Меню Рубрики

Добыча полезных ископаемых на землях населенных пунктов

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Вопрос: Можно ли добывать общераспространенные полезные ископаемые на землях сельскохозяйственного назначения при условии выданной лицензии?

Ответ: Добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения не соответствует принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи песка, гравия запрещено, так как противоречит закону об использовании земель сельскохозяйственного назначении (ст. 77-79 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Ст. 7. Земельного Кодекса Российской Федерации Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения и д.р. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов и п.р.

Согласно ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Вместе с тем, в целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».

Для использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых необходимо изменение категории такого земельного участка на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (ст. 7 ЗК РФ) с установлением вида разрешенного использования земельного участка «недропользование».

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ). То есть такому переводу должны предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель.

Собственники земельных участков вправе со ст.19 «Закона о недрах» по своему усмотрению, в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров. Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы для своих нужд, например строительства. В случае добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу в качестве строительных материалов из добытого сырья, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства, в частности Закона о недрах. Однако, надо понимать, что земли сельскохозяйственного назначения подпадают под приоритетное действие Федерального закона «Об обороте земель с/х назначения», которым не предусматривается использование земель с/х для добычи. Поэтому, придется предварительно пройти процедуру перевода из категории земель сельскохозяйственного производства в земли промышленности в субъекте Федерации до получения лицензии.

источник

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Дело № А23-2978/2016
15 июня 2016 года
г.Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 07.06.2016

Полный текст решения изготовлен 15.06.2016

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Харчикова Д.В.,при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Брысиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюиндивидуального предпринимателя Никульченкова Сергея Ивановича (ОГРНИП 308402931700046, г.Калуга)

к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области (ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065, г.Калуга, ул.Заводская, д.57)

о признании незаконным и отмене решения,

при участии в судебном заседании:

от заявителя — представитель Гребешков А.М., доверенность от 27.04.2016, паспорт;

от заинтересованного лица — представитель Калинин Е.А, доверенность от 20.05.2016, удостоверение,

ИП Никульченков С.И. (далее — предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (в настоящее время — Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области; далее также министерство) от 08.02.2015 № 51-16.

Предприниматель считает оспариваемый приказ недействительным, поскольку данным приказом ограничено его право пользования участком недр несмотря на то, что им приняты меры к переводу соответствующих земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.

Министерство представило отзыв, в котором возражает против удовлетворения требования, считает оспариваемый приказ законным и обоснованным. Отмечает, что использование земельных участков для промышленной деятельности (добыча песка строительного) допустимо лишь после перевода их из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения, каковой будет считаться состоявшимся с даты осуществления кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории. Ни на момент вынесения оспариваемого приказа, ни в ходе рассмотрения настоящего дела категория земель спорных участков не изменилась.

При решении вопроса о переходе к судебному разбирательству стороныне сочли необходимым привлечение к участию в деле иных лиц.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Предприниматель является собственником нескольких земельных участков, расположенных по адресу: Калужская область, Перемышльский район, в районе д. Покровское (кадастровые номера 40:17:140303:10, 40:17:140303:25, 40:17:140303:29, 40:17:140303:30, 40:17:140303:31), имеет лицензию на право пользования недрами (зарегистрирована 17.02.2012 КЛЖ № 80093 ТЭ) в виде работ по добыче песка строительного на месторождении «Корчевские Дворики», расположенном на территории муниципального района «Перемышльский район» Калужской области; приложением к лицензии является лицензионное соглашение.

Приказом министерства от 04.12.2014 № 543-14 «О внесении изменений в условия недропользования действующих лицензий на право пользования недрами для целей добычи общераспространенных полезных ископаемых» в действующие лицензии, в том числе и КЛЖ 80093 ТЭ, внесены изменения в части допустимости осуществления разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых при наличии земельного участка, на котором в соответствии с действующим законодательством возможно ведение работ, связанных с пользованием недрами, в границах которого расположен горный отвод, при этом данные условия определены как существенные.

Министерством на основании положений пункта 2 части 2 статьи (ред. от 03.08.2018) > «О недрах» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) > Раздел II. Пользование недрами > Статья 20. Основания для прекращения права пользования недрами’ target=’_blank’>20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах), пунктов 13 и 14 статьи 3 Закона Калужской области от 30.05.2005 № 76-ОЗ «О порядке предоставления участков недр и порядке пользования участками недр местного значения на территории Калужской области» (далее — Закон № 76-ОЗ), постановления Правительства Калужской области от 23.06.2005 № 167 издан приказ от 28.07.2015 № 310-15 «Об ограничении права пользования участком недр, предоставленного на основании лицензии КЛЖ 80093 ТЭ», в соответствии с которым ограничивалось право пользования заявителя предоставленным ему участком недр до 31.12.2015, в части проведения вскрышных и добычных работ.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 22.10.2015 по делу№ А23-4685/2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016, предпринимателю полностью отказано в признании недействительным указанного приказа министерства.

Министерством на основании положений пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, пунктов 13 и 14 статьи 3 Закона № 76-ОЗ, постановления Правительства Калужской области от 23.06.2005 № 167 издан приказ от 08.02.2016 № 51-16 «Об ограничении права пользования участком недр, предоставленного на основании лицензии КЛЖ 80093 ТЭ», согласно которому до момента приведения в соответствие законодательству категории земель ограничить право пользования участками недр, предоставленное предпринимателю на основании лицензии КЛЖ 80093 ТЭ в целях добычи песка строительного на месторождении «Корчевские дворики», расположенном на территории муниципального района «Перемышльский район» в части проведения вскрышных и добычных работ (пункт 1).

Не согласившись с данным приказом, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными’ target=’_blank’>198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц’ target=’_blank’>200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 1, 2, 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293), Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

В силу пункта 5 названного Положения Роснедра осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий; принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.

Пунктом 1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (утверждено постановлением Губернатора Калужской области от 11.05.2011 № 146; в редакции на момент принятия оспариваемого акта) определено, что министерство является органом исполнительной власти Калужской области; обладает исполнительно-распорядительными и надзорными полномочиями, отнесенными к его ведению.

Согласно пункту 1.4 названного Положения министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере осуществления регионального государственного экологического надзора; рационального использования и охраны недр; водных отношений; осуществления государственного управления в области охраны окружающей среды; осуществления государственного управления в области экологической экспертизы.

В силу подпункта 2.2 пункта 2 Административного регламента министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области предоставления государственной услуги «Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на право пользования участками недр местного значения, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Калужской области», утвержденного приказом министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 29.06.2012 № 44-ор, исполнение государственной услуги по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на право пользования недрами осуществляется органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рационального использования и охраны недр, министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области.

Статьёй 20 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

Таким образом, министерство является правомочным органом на досрочное прекращение, приостановление или ограничение пользования недрами при нарушении пользователем недр существенных условий лицензии.

Пользование недрами в Российской Федерации осуществляется на основании Закона о недрах, согласно которому недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В силу пункта 3 статьи 6 названного Закона недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.

Статья 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3 статьи 11 Закона о недрах).

Читайте также:  Белая гречка полезные свойства

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (абзац 4 статьи 11 Закона о недрах).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о недрах пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Законом Калужской области от 28.03.2013 № 399-ОЗ «О внесении изменений в Закон Калужской области «О порядке предоставления участков недр и порядке пользования участками недр местного значения на территории Калужской области» внесены изменения в первый абзац пункта 10 статьи 3 Закона № 76-ОЗ, который изложен в следующей редакции: «разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых, добыча подземных вод объемом от 100 до 500 кубических метров в сутки осуществляются только после проведения государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод в соответствии с утвержденным техническим проектом разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых и при наличии земельного участка, на котором в соответствии с действующим законодательством возможно ведение работ, связанных с пользованием недрами, в границах которого расположен горный отвод».

Соответствующие изменения внесены в лицензионное соглашение к выданной заявителю лицензии.

В соответствии с пунктом 1 статьи Раздел I. Общие положения > Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах > Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения’ target=’_blank’>7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В силу пункта 2 статьи Раздел I. Общие положения > Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах > Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения’ target=’_blank’>7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником пяти указанных выше земельных участков, расположенных по адресу: Калужская область, Перемышльский район, в районе д. Покровское, которые согласно свидетельствам о государственной регистрации права относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Между тем, как установлено судом и подтверждено представителями сторон, заявитель на данных земельных участках на основании лицензии КЛЖ 80093 ТЭ вел разработку и добычу песка строительного.

Однако поскольку лицензия выдана заявителю на осуществление промышленной деятельности (добыча песка строительного), то использование земельных участков для этих целей допустимо лишь после их перевода в иную категорию.

Предприниматель указывает, что совершил все необходимые и зависящие от него действия по изменению категории земель, в том числе: 22.07.2015 подал заявление в администрацию муниципального района «Перемышльский район» о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района «Перемышльский район», заключил с администрацией и ООО «ПК ГЕО» трехсторонние договоры подряда от 07.08.2015 № 15-228 и от 08.09.2015 № 15-287, оплатил работы, а ООО «ПК ГЕО» подготовило изменения в генеральный план сельского поселения «деревня Покровское» в части перевода земельных участков, принадлежащих предпринимателю, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения; 29.12.2015 состоялись публичные слушания по данному вопросу.

Между тем согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Пунктом 3 статьи 5 названного Закона определено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.

Сторонами в судебном заседании признан факт, что кадастровый учет изменения категории земельных участков не осуществлен.

Следовательно, перевод земельных участков в иную категорию не может считаться состоявшимся, ввиду чего участки на момент принятия министерством оспариваемого решения и рассмотрения настоящего дела продолжают относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Поскольку указанные законоположения связывают возможность начала добычи полезных ископаемых непосредственно с датой, когда в установленном законом порядке состоялся кадастровый учет земель (земельных участков) в связи с их переводом из одной категории в другую, а не с объемом подготовительных действий, совершенных именно собственником участка для целей подготовки такого перевода, довод предпринимателя о совершении всех необходимых и зависящие от него действий по изменению категории земель судом отклоняется.

Осуществление добычи полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения является нарушением принципа, в соответствии с которым фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию. Само по себе получение предпринимателем лицензии на недропользование не предоставляет ему автоматически права на осуществление на земельных участках сельскохозяйственного назначения вида деятельности, не соответствующего виду разрешенного использования таких участков. На необходимость прекратить все работы по добыче полезных ископаемых до изменения категории земельных участков предпринимателю указывалось ещё в письме администрации от 19.09.2012 № 03-10/569.

При таких обстоятельствах ограничение действия лицензии, осуществленное оспариваемым приказом, является справедливым, адекватным и соразмерным защищаемому экономическому интересу Российской Федерации.

Ссылки заявителя на статьи Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения > Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения’ target=’_blank’>77 и Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения > Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения’ target=’_blank’>78 Земельного кодекса Российской Федерации судом отклоняются, поскольку данные нормы определяют лишь состав земель сельскохозяйственного назначения, в числе которых могут находиться земли, занятые водными объектами, использование которых в целях рыболовства допускается законодателем. Однако в данном случае документальных доказательств существования водных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих заявителю, не представлено, а строительство этих водных объектов на землях сельскохозяйственного назначения не допускается, что вытекает из правил части 2 статьи Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения > Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения’ target=’_blank’>78 Земельного кодекса Российской Федерации, которые определяют виды строительных работ и возможные объекты строительства на землях сельскохозяйственного назначения без перевода этих земель в земли иных категорий. Представленная заявителем фотография не имеет привязки к местности и во всяком случае не опровергает приведенных выше выводов суда относительно отсутствия документальных доказательств существования водных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих заявителю.

Расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со статьей Раздел I. Общие положения > Глава 9. Судебные расходы > Статья 110. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле’ target=’_blank’>110 АПК РФ. При этом излишне уплаченная государственная пошлина в части 2 700 руб. подлежит возврату заявителю.

отказать полностью в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Никульченкова Сергея Ивановича (ОГРНИП 308402931700046) о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 08.02.2015 № 51-16.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Никульченкову Сергею Ивановичу (ОГРНИП 308402931700046) государственную пошлину в части 2 700 (две тысячи семьсот) руб., излишне уплаченную платежным поручениемот 04.05.2016 № 86.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятияв Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

источник

Возможно ли оформить карьер на землях сельхозназначения?

Нельзя, для оформления вам нужно сначала изменить категорию земель, а уже потом только оформить карьер.

Для примера: По иску прокурора Дубенского района Тульской области суд обязал ООО «Дубенский камень» прекратить деятельность по подготовке к строительству карьера по добыче полезных ископаемых на земельных участках сельскохозяйственного назначения, сообщили ИА «Тульская пресса» в пресс-службе прокуратуры.

Прокуратурой Дубенского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства в ООО «Дубенский камень».

В ходе проверки установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования Дубенский район «О предоставлении горного отвода ООО «Дубенский камень» для разведки и промышленной разработки Дубнинского месторождения известняков участок № 2 (северный)» администрацией МО Дубенский район ООО «Дубенский камень» был предоставлен горный отвод общей площадью 68,0 га. для разведки и промышленной разработки Дубнинского месторождения известняков участок № 2.

«Дубнинское месторождение расположено северо-западнее деревни Карачево. Согласно данного постановления ООО «Дубенский камень» должно было оформить отвод земельного участка в соответствии с действующим законодательством, а также обеспечить охрану окружающей среды»,- говорится в сообщении.

ООО «Дубенский камень» оформил отвод земельных участков, поставил их на кадастровый учет, зарегистрировал право собственности, получив свидетельства о государственной регистрации права с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного назначения.

Однако, не изменив вид разрешенного использования земельных участков использует эти земельные участки не по целевому назначению: на части земельных участков снят плодородный слой, размещен котлован диаметром около 30 м , глубиной 1,0-1,5 м, отсыпана щебеночная дорога протяженностью 1100 м, шириной от 2,5м до 3,0м, отсыпана площадка 100х100 кв.м, на которой размещена строительная техника.

«Деятельность ООО «Дубенский камень» на земельных участках не соответствует принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве, влечет деградацию плодородного слоя земельных участков, что неблагоприятно влияет на окружающую природную среду и нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду»,- сообщила прокуратура Тульской области.

В связи с этим прокурор Дубенского района направил в суд исковое заявление с требованием признать незаконными действия ООО «Дубенский камень» по строительству дороги, площадки для техники и устройству котлована на землях сельскохозяйственного назначения, обязав ответчика прекратить подготовку к строительству карьера по добыче полезных ископаемых на земельных участках с двумя кадастровыми номерами до перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

Решением суда исковые требования прокурора района удовлетворены в полном объеме. В настоящее время решение суда вступило в законную силу. Его исполнение контролируется прокуратурой района

После выхода Федерального Закона Российской Федерации Федеральный закон от 17 апреля 2006 года №53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» вопросы предоставления земельных участков должны рассматриваться на местном (муниципальном) уровне, при сохранении за республиканскими (краевыми) органами государственной власти полномочий по переводу земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Без перевода земель в другую категорию. карьер не оформите. да и не факт что пашни Вам отдадут под карьер.

На основании п. 2 ст. 78 ЗК РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Вместе с тем в целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».

Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. 2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: 1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

Читайте также:  Водоросли в анапе полезны ли

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок. 4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; 6) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

источник

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже поверхностного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой режим пользования недрами в настоящее время регулируется Законом РФ «О недрах» в редакции ФЗ от 3 марта 1995 г.

В состав земель для пользования недрами входят земли:

а) используемые для геологического изучения недр;
б) используемые для добычи полезных ископаемых;
в) предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
г) предоставленные для образования особо охраняемых геологических объектов.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Владение, пользование и распоряжение недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться’в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы на условиях лицензии могут находиться в различных формах собственности.

Отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получить статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов субъектов Федерации. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Недра предоставляются в пользование для:

  1. регионального геологического изучения и иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр;
  2. геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
  3. разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитар- но-оздоровительное и иное значение;
  6. сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством (федеральным и субъектов Федерации) они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

Пользование недрами бывает срочным или бессрочным. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых либо образования особо охраняемых объектов.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Между уполномоченным на то органом государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с использованием недр.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Участок недр пользователю предоставляется в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей среды, документы, определяющие указанные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользование недрами является платным, за исключениями, указанными в законе. Установлены следующие виды платежей:

  1. сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;
  2. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  3. регулярные платежи за пользование недрами;
  4. плата за геологическую информацию.

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, — сборы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона); оплату труда привлекаемых экспертов.

Сбор за выдачу лицензии на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр. Правительство РФ устанавливает минимальный и максимальный размеры ставки регулярного платежа за пользование недрами. Конкретный размер ставки устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации. Регулярные платежи уплачиваются пользователями недр ежеквартально.

За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата. Размер платы и порядок ее взимания определяются Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 25 января 20021 г. № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах» установлено, что минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, для пользователей недр составляет 10 000 рублей. Размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом объема предоставленной информации, ее вида, потребительских свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная информация. Конкретный размер платы за геологическую информацию о недрах для потребителя данной информации определяется федеральным органом управления государственным фондом недр. Плата за геологическую информацию, взимаемая с пользователей недр, вносится в доходы федерального бюджета.

Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр Российской Федерации:

  1. собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
  2. пользователи недр, ведущие региональные геолого-географические работы и иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр;
  3. пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов;
  4. пользователи недр в целях сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
  5. ведущие разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи таких полезных ископаемых.

Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в границах их участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

источник

Особенности процедуры предоставления права пользования земельным участком над недрами с целью геологоразведки и добычи полезных ископаемых

Бойкова Екатерина Евгеньевна
магистрант кафедры землеустройства
Государственного университета по землеустройству,
г. Москва.

Матасова Надежда Михайловна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры землеустройства
Государственного университета по землеустройству.

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы предоставления земельных участков с целью недропользования, процедуры позволяющие приступить к недропользованию и порядок получения права пользованием земельным участком над недрами.

This article discusses the current problems of land plots granting for the purpose of subsoil, procedures that allow beginning subsoil and procurement of rights order of land usage over the subsoil.

Ключевые слова: недропользование, категории земель, земельный участок, перевод земель, лицензия, добыча.

Keywords: subsurface use, category of land, land, transfer of land, license, mining.

Изучение и разработка недр невозможна без изъятия земельного участка. Недропользование это лицензируемый вид деятельности. Без оформления горного отвода т.е. оформления лицензии организация не может стать нефте- или горнодобывающей (ст. 11 ФЗ «О недрах»)

Земельные участки для недропользования предоставляются в порядке выдачи лицензий на добычи полезных ископаемых и выделения геологического и горного отвода. Выделение земельного участка возможно только если оформлен горный отвод, утвержден проект рекультивации нарушенных земель нарушенных путем геологоразведки и добычи полезных ископаемых, а так же проект восстановления ранее отработанных земель.

Границы горного отвода определяются после предоставления лицензии, на право пользования, далее его границы обязательно уточняются и включаются в лицензию после составления и утверждения плана технических работ на разработку месторождения. Оформление геологического отвода необходимо если недропользователь собирается проводить геологоразведку с целью изучения недр, в основном для сейсморазведочных работ, которые не существенно нарушат целостность недр.

Существует ряд разрешительных документов для получения разрешения на оценку, поиск, разведку и добычу недр. Такие документы разделяют на две группы, одни разрешают пользоваться недрами, другие связаны на право пользованием земельным участком расположенным над недрами. Документы, которые позволяют пользоваться недрами являются оформление горного отвода, оформление геологического отвода и составление технического плана и документации на выполнение работ по добыче полезных ископаемых. Вторая группа документов предоставляет право на пользование земельным участком в эту группу документов включено разрешение для проведения работ на земельном участке (получение участка в собственность, заключение договора аренды и оформление сервитута) и экологическая экспертиза.

Читайте также:  Полезен ли инжир сушеный при похудении

Получение лицензии на право пользования участком земли над недрами – это только первый шаг на пути к освоению недр. Важным вопросом недропользования является получения необходимых документов и разрешений на использование земельного участка над недрами. В ряде случаев право пользованием земельным участком является сложным и продолжительным процессом, нередко требующих затрат со стороны недропользователя. Лицензия предоставляется только при наличии согласия органа управления земельными ресурсами или собственника земли на отвод земельного участка с целью разработки недр. Наличие лицензии у недропользователя является основанием для вынесения решения об изъятии необходимого участка земли над недрами с целью его разработки. После того как получена лицензия недр пользователь получает геологический отвод для проведения геологоразведочных работ и горный отвод для добычи полезных ископаемых. Получение прав на ведение работ по геологоразведке и добыче полезных ископаемых завит от того, в чьей собственности находится интересующий земельный участок, какие работы предполагает проводить там недропользователь (с нарушением плодородного слоя или нет) а так же к какой категории земель относится участок ( рис. 1)

Рис 1. Последовательность получение права пользования земельным участком над недрами.

С проблемами получения прав на использование земельных участков практически не возникает если работы не предполагают снятие плодородного слоя почвы, при этих условиях пользования геологическим отводом земельный участок над недрами предоставляется в аренду или устанавливается сервитут. Сервитут не предполагает изъятия земельного участка у собственника при предоставлении прав на его пользования. Только первых стадиях освоения недр возможно проведение геологоразведки недр без нарушения целостности почвенного покрова.

Если обладатель лицензии на геологоразведку и добычу полезных ископаемых предполагает нарушение почвенного слоя (поисково-оценочные, разведочные и бурение) необходимо оформление выкупа или изъятия земельного участка (оформление в собственность).

В случае, если недра находятся под особо ценными сельскохозяйственными угодьями эти участки предоставляются после отработки менее ценных сельскохозяйственных угодий, которые расположены в границах горного отвода (если они не включены в перечень земель, которые не могут использоваться для несельскохозяйственных целей). Земельные участки над недрами предоставляются во временное пользование на срок от 5 до 25 лет с целью геологоразведки и добычи полезных ископаемых, на такие же сроки закрепляются и необходимые земельные участки.

Земельный участок изымается и предоставляется гражданам и организациям заинтересованных им, после перевода земель над недрами в категорию земель промышленности стоимость участков возмещается их собственникам.

Для проведения работ на земельном участке находящимся над недрами необходимо знать к какой категории земель относится этот земельный участок. Если земельный участок относится к категории земель, которая не предполагает добычу, разведку и оценку полезных ископаемых, то проведение работ, с целью его освоения недропользователем невозможно. Из-за этого возникает необходимость перевода земель из одной категории в другую с целью его освоения.

Таблица 1. Необходимость перевода земель из одной категории в другую для целей недропользования

Правовой режим земель, предоставленных для добычи полезных ископаемых, включает в себя требования о снятии и сохранении слоя земли обладающим плодородием, рекультивации земель нарушенных добычей полезных ископаемых, консервации и ликвидации предприятий по добыче и обогащению полезных ископаемых, а так же сооружений, которые не связанны с добычей полезных ископаемых, так же возможен возврат земельных участков прежним пользователям. Используемое сырьё в горном производстве изымается непосредственно из природы и не приспособлено для прямого применения. В процессе производства любого вида горной продукции извлекается большое количество минеральной массы, которая не используется, это приводит к формированию обширных, часто смыкающихся друг с другом зон техногенного воздействия. Для складирования отходов остающихся после добычи или переработки полезных ископаемых обычно используют земельные участки в пределах горнодобывающего производства.

Размещение хранилищ является причиной загрязнения почвы, атмосферы, поверхностных и подземных вод, для предприятий же складирование отходов производства выливается в платежи за земли.

Значительные территории, которые занятые твердыми отходами горного производства не позволяют использовать обществу потенциально полезные земли. Высвобожденные земли могут быть использованы в сельском хозяйстве и давать обществу дополнительные материальные блага.
Под породные отвалы отводится примерно 0,1 га площади земли на каждые 1000 т сырья, и они занимают сотни млн. гектаров, чаще всего эти земли неудобны в использовании, но в ряде случаев это вполне плодородные земли. Решение проблемы ликвидации хранилищ с твёрдыми минеральным отходами поспособствует повышению эффективности производства, высвобождению и освоению потенциально плодородных земель.

Основной положительный момент освоения и использования техногенных отходов это — получение дополнительной продукции, высвобождение полезной площади для размещения новых объектов производства. Так же к положительным экономическим эффектам можно отнести снижение затрат на содержание и размещение твердых отходов, существенное снижение затрат на рекультивацию земель нарушенных горным производством. Важным технологическим этапом горного производства является рекультивация, это завершающий этап разработки месторождения. Необходимость в нем возникла в следствии ликвидации негативного влияния горного производства на окружающую среду.Большая часть отходов горного производства используется при засыпке карьеров, что способствует облагораживанию территории.

Основной акцент при выборе способа рекультивации хвостохранилищ сделан выборе метода борьбы с пылением, которые были разработаны и рекомендованные к применению на объектах горного производства. Предприятия в основном применяют технологический, механический, физико-химический, биологический способы с пылением. Приоритет в борьбе с пылением отдают способу который предусматривает создание на хвостохранилищах растительного покрова, в отдельных случаях могут применяться также древесные и кустарниковые породы. Лесные насаждения созданные на нарушенных землях будут выполнять такие функции как защита ландшафта от развития ветровой и водной эрозии, будут способствовать улучшению гидрологического режима, снижать интенсивность загрязнения окружающей территории.

Основной целью мероприятий по рекультивации территории является снижение негативного воздействия горного производства на природу и полный или частичный возврат изъятых земель обществу и по возможности сельскохозяйственному производству.

Список использованной литературы:

Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ.

Закон РФ «О недрах» от 21.02. 1992 №2395-1.

Золотенков Я.В. Земельные участки для проведения геологоразведочных работ – перевод, изъятие или исключение из правил? // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. №6. С.70-72.

Калинин И.Б. предоставление земельных участков для недропользования / Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск: Изд-во Томского ун-та. 2001. С. 211-213.

Хамитов Р.А. проблемы недропользования, связанные с земельными отношениями// Материалы VIII Межрегиональной научно-практической конференции «Геология, полезные ископаемые и проблемы геоэкологии Башкортостана, Урала и сопредельных территорий» (Уфа, 17-18 ноября 2010 г.) Уфа. 2010.С. 10-14.

источник

Виноградова Светлана, директор компании Юрнедра

Разведка и добыча полезных ископаемых невозможна без приобретения прав на земельный участок. Право недропользования непосредственно вытекает из права на земельный участок. Недропользователь выступает субъектом одновременно двух самостоятельных прав — недропользования и землепользования. При всей связанности эти прав на практике возникают сложные ситуации и правовые коллизии.

Право недропользования не создает автоматически права на земельный участок, а победа на аукционе и получение лицензии на недропользование — лишь основание для оформления земли. Важно отметить, что, на практике, Роснедра не оказывают поддержки победителю аукциона при оформлении прав на землю. В законодательстве не установлены гарантии защиты прав пользователей недрами перед собственниками или иными титульными владельцами земли. Проблемам урегулирования вопросов пользования земли между правообладателем земельного участка и недропользователем посвящена эта статья.

Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в границах принадлежащего земельного участка осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для своих нужд (глубиной до 5м), а также производить устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт с объемом извлечения до 100 м3 в сутки, не являющийся источником централизованного водоснабжения (ст. 19 Закона РФ «О недрах»). Любые другие виды недропользования требуют получения лицензии на недра.

Однако, получение лицензии на право пользования недрами — это первый шаг к освоению перспективного участка. Кроме того, в формулировках законодательства не ясно, что нужно сделать раньше оформить права на землю или получить лицензию на недра. Вроде бы очевидно, что сначала предоставляется лицензия, а потом оформляются права на землю. Но в п.4 ст. 12 ФЗ «О недрах», указано, что лицензия должна содержать указание на границы земельного участка, который выделен для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Перед началом геологоразведочных работ недропользователь должен получить ряд дополнительных разрешений и согласований, без которых он не может приступить к поиску, оценке, разведке или добыче полезных ископаемых.

Виды таких разрешительных документов можно разделить на две группы.

Первая группа связана с получением разрешений на пользование недрами, а вторая с пользованием земельным участком.

Разрешение на проведение работ в целях недропользования зависит от того, к какой категории земли относится земельный участок (до перевода), и требуется ли нарушение поверхностного слоя земли в процессе проведения работ.

Для пользования недрами необходимо:

— оформление геологического отвода (для проведения геологоразведочных работ);

— оформление горного отвода (для добычи полезных ископаемых);

— составление и согласование технического проекта и иной проектной документации по освоению полезных ископаемых.

Для пользования земельным участком должно быть оформлено:

— право собственности или право аренды на земельный участок или зарегистрирован сервитут;

— проведена экологическая экспертиза (в указанных законом случаях).

Одним из основных вопросов недропользования является оформление прав на земельный участок над участком недр. В соответствии с предыдущей редакцией ст.11 ФЗ «О недрах» предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами или собственника земель на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Однако в действующей редакции закона осталась лишь отсылка к земельному законодательству без указания на особенности процедуры изъятии земли для целей недропользования. Так, отвод земельного участка и оформление земельных прав недропользователя производятся в общем порядке, предусмотренном земельным законодательством.

Получение прав на землю зависит от того в чьей собственности находится участок, какие виды работ будут производиться (с повреждением или без повреждения почвенного слоя) и от того какое установлено целевое назначение (категория) участка.

Условия предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности указаны в статье 25.1 ФЗ «О недрах». Так использование этих земель может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке статьи 39.2 Земельного кодекса РФ. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения работ.

В отношении земельных участков, находящихся в частной собственности в соответствии со ст.25.2 ФЗ «О недрах» допускается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением недр и добычей полезных ископаемых, могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам этих земельных участков их стоимости по решению органов исполнительной власти.

В настоящее время в практике возникают проблемы, связанные с использованием земельных участков при разведке и добыче полезных ископаемых.

Во-первых, это сложности с переводом земель в случае, если целевое назначение земли не соответствует целям недропользования. Земельное законодательство выделяет семь категорий земель (ст.7 Земельного кодекса РФ). Наибольшую долю в структуре земельного фонда России занимают земли лесного хозяйства (более 60% всех площадей), к землям сельхозназначения относятся более 20% земель по кадастру.

Если земельный участок относится к категории, которая не предполагает проведение работ по разведке и добыче полезных ископаемых, то требуется изменение целевого назначения участка. Например, если месторождение открыто на сельскохозяйственных землях, то обязателен перевод в категорию земель промышленности. Если земельный участок относится к землям промышленности, водного или лесного фонда, то возможно освоение участка без изменения правового статуса земли.

Если на участках лесного фонда не предполагается вырубка лесных насаждений и строительство объектов, то допускается проведение разведочных работ без предоставления лесного участка.

Второй проблемой является отсутствие ясных правил выкупа земли при изъятии и порядок компенсации убытков собственников. Процесс изъятия и оценки земли достаточно длительный и сложный процесс.

В соответствии со статьей 25.2 Закона РФ «О недрах» допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен глава VII.1 Земельного кодекса.

Так, согласно п. 2 ст. 56.2 Земельного кодекса решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, принимают уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 56.4 Земельного кодекса с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Форма указанного ходатайства установлена приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250.

Компания Юрнедра специализируется на вопросах земельного права и недропользования. Наши специалисты готовы проконсультировать по сложным юридическим вопросам.

источник

Источники:
  • http://sudact.ru/arbitral/doc/pt6t1Uw8nax2/
  • http://www.9111.ru/questions/3005297/
  • http://be5.biz/pravo/z007/19.html
  • http://journalpro.ru/articles/osobennosti-protsedury-predostavleniya-prava-polzovaniya-zemelnym-uchastkom-nad-nedrami-s-tselyu-geo/
  • http://jurnedra.ru/cntnt/analitika/analitika-2/n103.html