Меню Рубрики

Экономическими ресурсами являются продукты питания полезные ископаемые

IV. Выберите и отметьте ВСЕ правильные ответы из предлагаемых:

а) конкурентны; б) производятся только государством;

в) могут стать экономическими благами; г) неограничены;

д) обладают свойством редкости.

2. Экономическими ресурсами являются:

а) продукты питания, приобретенные домохозяйствами;

в) неквалифицированные рабочие;

д) временно неиспользуемое оборудование.

3. Комбинацией, включающей только факторы производства, является:

а) счет в банке, официант, уголь; б) банкир, нефть, трактор;

в) геолог, станок, деньги; г) одежда, токарь, цех;

д) буровая установка, шахтер, поле.

4. Земля как фактор производства включает:

а) природные ископаемые; б) источники пресной воды;

5. Капитал как фактор производства включает:

а) банковские счета; б) сооружения;

6. Комбинацией включающей только различные факторы производства является:

а) нефть, нефтяник, владелец нефтяной компании, газ;

б) работник конвейера, конвейер, автомобиль;

в) слесарь, автобус, поле, собственник фермы;

г) банкир, компьютер, деньги;

7. Экономический агент действует рационально, если он:

а) максимизирует удовлетворение потребностей при данном уровне затрат ресурсов;

б) минимизирует альтернативные издержки выбора;

в) минимизирует затраты ресурсов;

г) минимизирует затраты ресурсов при данном уровне удовлетворения потребностей;

д) максимизирует удовлетворение потребностей.

8. Вопрос «Для кого производить?»

а) не возникает в административно-командной экономике, где потребители лишены свободы выбора;

б) не возникает в традиционной экономике, где все определяют традиции и обычаи;

в) решается в рыночной экономике через действие механизма цен;

г) связан в механизмом распределения экономических благ;

д) решается в смешанной экономике государством.

9. Административно-командной экономике присуще все перечисленное ниже, за исключением:

а) назначаемых чиновниками цен;

б) планирования от достигнутого;

в) ориентации производителей, в основном, на платежеспособный спрос;

г) личной заинтересованности руководства предприятий в снижении издержек производства;

д) централизованного управления ресурсами страны.

10. Рыночной экономике присущи все перечисленные характеристики, за исключением:

а) конкуренции; б) централизованного планирования;

в) частной собственности; г) свободы предпринимательского выбора;

д) опоры на традиции и обычаи.

Ответы: 1- вг; 2- бвд; 3- бд; 4- абв; 5- бд; 6- вд; 7- абг; 8- вг; 9- вг; 10- бд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8953 — | 7154 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Экономические агенты – это:

Субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Действующие субъекты экономических отношений, участвующие только в производстве;

Действующие субъекты экономических отношений, участвующие только в потреблении.

Проблема редкости может быть решена, если:

Люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

Будут открыты новые, практически неисчерпаемые источники энергии;

Все страны мира станут постиндустриальными обществами;

Экономические агенты как «действующие лица» в экономике: принимают решения и совершают действия в сфере:

Производства, распределения, обмена и потребления экономических благ;

Обмена и потребления экономических благ.

К рыночным относятся экономические агенты:

Государство и подразделения.

«Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке» (В. Шекспир. «Гамлет»). Определите, какое экономическое понятие используется в экономической теории для объяснения этой мысли:

Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами:

Целинные земли Казахстана до их освоения в 1950 г. можно ли было считать ресурсом?

Можно ли рассматривать опасные для здоровья напитки или наркотики как экономические блага?

Квалифицированная рабочая сила;

К нерыночным относятся экономические агенты:

Определите, какая из ниже перечисленных формулировок прямо не связана ни с одним главных вопросов экономики:

Какие товары и услуги должны быть произведены;

Какие ресурсы использовать при производстве;

Для кого предназначено произведенное экономическое благо.

В 1724-1736 гг. правительство Китая с целью проверки эффективности описанной мудрецами древности системы «колодезных полей» (сбора податей в форме коллективной обработки крестьянами специального надела, весь урожай с которого присваивается государством) ввело эту систему в столичной провинции Чжили. Это следует называть:

применением индуктивного метода;

применение метода единства исторического и логического.

Установите, в какой из следующих ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства:

Счет в банке, хозяин магазина, сера;

Предположим, что вы изобрели технологию получения золота с помощью ртути, серы и мышиных хвостиков. Это означает, что вы стали обладателем уникального фактора производства:

При определенных условиях;

Это вопрос не из области экономики.

Укажите характеристики, справедливые для смешанной экономики:

Наличие частного и государственного секторов экономики;

Наличие рынка и государственного регулирования;

Наличие капиталистических тенденций и социализации жизни;

Наличие экономических неэкономических начал.

Смешанная модель рыночной экономики, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и особым социальным значением корпоративного начала – это:

Западно-европейская национальная модель;

Японская национальная модель;

Американская национальная модель.

Формирование капиталистической экономики шло быстрыми темпами в тех странах Западной Европы, которые обладали лучшими запасами земельных, денежных ресурсов ( в том числе и за счет колоний):

К. Маркс характеризовал грядущий коммунистический строй как общество «по ту сторону материального производства». Эта характеристика совпадает с современным представлением о постиндустриальном обществе:

Известны, следующие характеристики экономической системы: средства производства – информатика, тип детерминации – творчество; тип «общественного» человека – «социологический» человек; ведущий сектор экономики – наука. Данные характеристики справедливы для:

Переход от доиндустриального общества к индустриальному происходит в процессе:

На рис.1.1 изображена схема кругооборота ресурсов, денег, товаров и услуг.

источник

Экономические агенты – это:

Субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Действующие субъекты экономических отношений, участвующие только в производстве;

Действующие субъекты экономических отношений, участвующие только в потреблении.

Проблема редкости может быть решена, если:

Люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

Будут открыты новые, практически неисчерпаемые источники энергии;

Все страны мира станут постиндустриальными обществами;

Экономические агенты как «действующие лица» в экономике: принимают решения и совершают действия в сфере:

Производства, распределения, обмена и потребления экономических благ;

Обмена и потребления экономических благ.

К рыночным относятся экономические агенты:

Государство и подразделения.

«Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке» (В. Шекспир. «Гамлет»). Определите, какое экономическое понятие используется в экономической теории для объяснения этой мысли:

Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами:

Целинные земли Казахстана до их освоения в 1950 г. можно ли было считать ресурсом?

Можно ли рассматривать опасные для здоровья напитки или наркотики как экономические блага?

Квалифицированная рабочая сила;

К нерыночным относятся экономические агенты:

Определите, какая из ниже перечисленных формулировок прямо не связана ни с одним главных вопросов экономики:

Какие товары и услуги должны быть произведены;

Какие ресурсы использовать при производстве;

Для кого предназначено произведенное экономическое благо.

В 1724-1736 гг. правительство Китая с целью проверки эффективности описанной мудрецами древности системы «колодезных полей» (сбора податей в форме коллективной обработки крестьянами специального надела, весь урожай с которого присваивается государством) ввело эту систему в столичной провинции Чжили. Это следует называть:

применением индуктивного метода;

применение метода единства исторического и логического.

Установите, в какой из следующих ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства:

Счет в банке, хозяин магазина, сера;

Предположим, что вы изобрели технологию получения золота с помощью ртути, серы и мышиных хвостиков. Это означает, что вы стали обладателем уникального фактора производства:

При определенных условиях;

Это вопрос не из области экономики.

Укажите характеристики, справедливые для смешанной экономики:

Наличие частного и государственного секторов экономики;

Наличие рынка и государственного регулирования;

Наличие капиталистических тенденций и социализации жизни;

Наличие экономических неэкономических начал.

Смешанная модель рыночной экономики, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и особым социальным значением корпоративного начала – это:

Западно-европейская национальная модель;

Японская национальная модель;

Американская национальная модель.

Формирование капиталистической экономики шло быстрыми темпами в тех странах Западной Европы, которые обладали лучшими запасами земельных, денежных ресурсов ( в том числе и за счет колоний):

К. Маркс характеризовал грядущий коммунистический строй как общество «по ту сторону материального производства». Эта характеристика совпадает с современным представлением о постиндустриальном обществе:

Известны, следующие характеристики экономической системы: средства производства – информатика, тип детерминации – творчество; тип «общественного» человека – «социологический» человек; ведущий сектор экономики – наука. Данные характеристики справедливы для:

Переход от доиндустриального общества к индустриальному происходит в процессе:

На рис.1.1 изображена схема кругооборота ресурсов, денег, товаров и услуг.

источник

41. Проблему редкости можно решить, если:

1.открыть новые, практически неисчерпаемые источники энергии

2.люди сумеют отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества

3.все страны станут постиндустриальными обществами

42. Первичные потребности человека .

в. могут быть взаимозаменяемыми

г. не могут быть взаимозаменяемыми

Практически должно быть понятно, что невозможно непосредственно количественно измерить потребности разных людей. А можно ли количественно измерить потребности с помощью денег?

44.Экономическое благо – это …

а) всякий продукт, который может удовлетворять какую-либо потребность

б) всякий товар, произведенный в экономике

в) все, что служит на пользу обществу

г) товар, обладающий относительной редкостью

45.Когда экономисты используют понятие «экономическое благо», то они подразумевают под этим:

а) благо, которое является результатом хозяйственной де­ятельности;

б) благо, потребность в котором превышает его наличие;

в) благо, которое продается на рынке;

д) благо, которое производится в рыночной экономике.

46. Что из нижеперечисленного является «благом»?

а. атмосферный воздух в. табак

б. овощи и фрукты г. ядерное оружие

47. Что из нижеперечисленного не является экономическим благом?

а) водопроводная вода в) металлолом

б) атмосферный воздух г) верно а) и б)

д) ничего из перечисленного

48. В микроэкономическом анализе под понятием «благо» подразумеваются:

  1. продукты и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности;
  2. продукты и услуги, потребление которых способствует укреплению здоровья;
  3. продукты и услуги, потребление которых имеет общественную ценность;
  4. продукты и услуги, способствующие росту национального богатства;
  5. верно 3) и 4).

49. Характеристиками экономического блага выступают:

а) способность удовлетворять потребность; в) ценность;

б) редкость; г) верно все указанное.

50. Что из следующего перечня является неэкономическим благом:

а) подводная лодка; в) энергия ветра; б) досуг и развлечения; г) знания?

51. С точки зрения микроэкономики главная проблема экономики заключается:

а) в обеспечении гражданам достойного уровня жизни;

б) в исключении инфляции и безработицы;

в) в обеспечении рационального применения ресурсов;

г) в обеспечении повсеместного внедрения передовых тех­нологий;

д) все перечисленное верно.

52. Ограниченность означает, что:

а) общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди;

б) хозяйствующие субъекты не умеют рационально вести хозяйство;

в) люди мало производят и много потребляют.

а) продукты питания; в) квалифицированная рабочая сила;

б) полезные ископаемые; г) лабораторное оборудование.

54. Установите, в какой из следующих ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только фак­торов производства:

а) счет в банке, хозяин магазина, сера;

г) облигации, уголь, бригадир.

55. Какой из приведенных списков факторов производства точнее:

а) земля, труд, капитал, рабочая сила, управление;

б) земля, труд, средства производства, технология, предпри­нимательство, управление;

в) ресурсы, технология, предпринимательство;

г) земля, труд, капитал, технология, информация, предпринимательство?

56. Предположим, что вы изобрели технологию получения золота с помощью ртути, серы и мышиных хвостиков. Это означает, что вы стали обладателем уникального фактора производства:

в) при определенных условиях;

г) это вопрос не из области экономики.

57. Понятие ограниченности ресурсов относится:

а) только к природным ресурсам;

б) к любому экономическому благу;

в) только к благам, созданным посредством производства;

г) только к социально значимым благам;

Верны ли следующие утверждения?

58. Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой. Да Нет

59. Существуют первичные потребности, которые могут оставаться неудовлетворенными (актуализированными) дли­тельное время. Да Нет

60. «Если хочешь сделать человека счастливым, не прибавляй ему вещей, а убавляй желания». Это изречение противоречит прин­ципам экономического мышления. Да Нет

61. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.

62. Принцип ограниченности благ применим только к индивиду или семье. Но блага не могут быть ограниченными в масштабе всего общества. Да Нет

63. Основным лимитирующим фактором развития современных успешно функционирующих экономических систем являются предпринимательские способности.

64. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.

65. Американский психолог А. Маслоу утверждал, что после того, как человек удовлетворит первичные потребности, он непременно начнет удовлетворять потребности высшего порядка.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 1781 | Нарушение авторских прав

источник

После изучения данного материала студенты смогут использовать экономические категории, понятия и термины для изучения микроэкономических и макроэкономических процессов и явлений.

Введение в экономическую теорию. Рыночная экономика. Спрос, предложение, цена.

Цель лекции – понять сущность, задачи и назначение основных законов и категорий экономической теории,изучить важнейшие закономерности и категории рынка.

После изучения данного материала студенты смогут использовать экономические категории, понятия и термины для изучения микроэкономических и макроэкономических процессов и явлений,понять сущность и механизм действия основных законов рыночных отношений.

Раздел 1. Введение в экономическую теорию. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы.

Предмет экономики.

Метод экономической теории.

Из истории развития экономической теории.

Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы.

Цель лекции – понять сущность, задачи и назначение основных законов и категорий экономической теории.

После изучения данного материала студенты смогут использовать экономические категории, понятия и термины для изучения микроэкономических и макроэкономических процессов и явлений.

1.1 Что изучает экономическая теория? (Предмет экономики)

Само слово «экономика» греческого происхождения, буквально означающее «искусство управления домашним хозяйством» («ой кос» — дом, домашнее хозяйство, «номос» — правило, закон). В настоящем курсе термин «экономика» используется в смысле «экономическая теория», «экономическая наука». (Можно привести множество примеров подобного использования слов-синонимов, например, физика и физическая теория, математика и математическая теория, биология и биологическая теория и т.д.).
В самом начале можно сказать, что экономика, или экономическая теория, изучает экономические закономерности, экономические проблемы. Это первое приближение к определению предмета экономики.
Пока не очень понятно, что такое «экономические закономерности», нам как-то понятней, что такое «экономические проблемы». Например, в семье не хватает денег, чтобы приобрести отдельную квартиру для молодожёнов, и все ищут способы заработать недостающую сумму. В г. Лакинске Владимирской области на грани банкротства находится крупная текстильная фабрика, объём производства сократился там настолько, что вместо 6 тысяч рабочих летом 2000 года там было занято 500 рабочих, а остальные стали безработными. В августе 1998 года россияне познакомились со словом девальвация. Девальвация рубля привела к тому, что цены на импортные товары к концу 1998 г. выросли в 3-4 раза. Один из студентов имеет на карманные расходы 200 рублей в неделю. Их можно потратить по-разному, например, пригласить свою девушку на концерт её любимой рок группы, купить пару книг, несколько раз пообедать и т.д. У него много идей по поводу того, как потратить эти деньги. Но на всё этой суммы не хватит, поэтому ему придётся выбирать, причём постараться выбрать лучший вариант расходования денег. И поиск дополнительных заработков, и безработица, и девальвация, и необходимость выбора (как израсходовать деньги? что купить?), — всё это экономические проблемы.
Экономические проблемы существуют и решаются людьми в рамках человеческого общества, в рамках существующей там экономической системы. Экономическая система — это только часть общественного устройства. Общество представляет собой сложную структуру, в которой есть семья, нравственность, производство товаров и услуг, политика, идеология, наука, религия, национальные отношения. Важнейшую часть общественного устройства представляет собой экономическая система данного общества.

Читайте также:  Что вкусного и полезного приготовить

Экономическая система — это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства.

В дальнейшем мы увидим, что существуют различные экономические системы. Но на данном этапе важно разобраться с общим понятием экономической системы. В экономической системе условно можно выделить несколько важнейших сфер экономической деятельности людей: производство, обмен, распределение и потребление (рисунок 1.1.)

Теперь можно сформулировать более точное определение предмета экономической теории.

Экономическая теория изучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой.

Но это определение предмета экономической теории является слишком общим. Все экономические науки с разных сторон изучают экономическую систему. В частности, среди экономических дисциплин, кроме экономической теории, есть бухгалтерский учёт, экономическая статистика, финансы и кредит, международные экономические отношения, экономика предприятия и многие другие. Но в отличие от экономической теории все эти науки являются специальными конкретно-экономическими науками.

Экономическая теория — это общетеоретическая дисциплина, являющаяся теоретической основой для всех других экономических наук.

Экономическая теория — это также общественная наука, она изучает поведение людей и организаций в экономической системе. Опираясь на всё вышесказанное, можно перейти от общего к более конкретному определению предмета экономической теории.

Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления, благ в условиях ограниченности ресурсов.

Ключевыми словами здесь являются «поведение людей» и «ограниченные ресурсы». В свою очередь поведение людей в экономической системе первоначально определяется их потребностями. Удовлетворение наших потребностей даёт нам возможность жить, к чему-то стремиться, радоваться жизни, творить. В самом общем виде, потребности людей — это то, что им нужно для жизни.

Потребности— это нужда или недостаток в чём-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.

Именно их потребности заставляют людей производить необходимые для их жизни продукты, обмениваться с другими людьми тем, что у них есть в избытке, на то, чего им не хватает. С того момента, когда люди начинают готовиться к удовлетворению своих потребностей, опираясь на имеющиеся ограниченные ресурсы, и начинается экономическая деятельность. Существует великое множество самых разнообразных потребностей. Их трудно классифицировать. Одна из наиболее общих классификаций потребностей приводится на рисунке 1.2.

В приведённой схеме разнообразные потребности объединены в три группы. Это одни и те же потребности, только рассмотренные с разных сторон.
В первой группе потребности выделяются в зависимости от той роли, которую они играют в жизни человека, то есть в зависимости от их функциональной роли. Потребности в средствах существования являются важнейшими потребностями человека в продуктах питания, в одежде, жилье и т.п., необходимых для поддержания жизни человека и его семьи. Социально-культурные потребности — это потребности в образовании и квалификации, развлечениях, в искусстве, в общении с другими людьми. Для того чтобы удовлетворить первые две группы потребностей, необходимо располагать материальными ресурсами, — материалами, инструментами, — то есть средствами деятельности. Возникают и развиваются потребности в средствах деятельности.
Во вторую группу потребности включаются в зависимости от того, в какой форме эти потребности удовлетворяются, то есть в зависимости от объекта потребностей. Материальные потребности для их удовлетворения предполагают наличие продуктов в материальной вещественной форме, например потребности в продуктах питания и одежде, в транспорте и в жилище. Нематериальные потребности — это потребности, удовлетворяемые в нематериальной форме, то есть это потребности духовные, этические, эстетические, например, потребность в творчестве, в любви к людям, в знаниях, в общении с природой, в красоте, в знании прошлого и предвидении будущего.
Объединение потребностей в третьей группе осуществляется в зависимости от того, кто является носителем потребности, кто её выражает, то есть в зависимости от субъекта потребности. Например, потребности в питании и одежде удовлетворяются индивидуально, это индивидуальные потребности. На окраине городка, у жителей небольшой улицы есть потребность в освещении тёмной улицы, это групповая потребность. Потребности в обороне страны, в охране общественного порядка, в создании единой налоговой системы — это общественные потребности.
Важно заметить, что потребности меняются с развитием человеческого общества, одни потребности исчезают, другие появляются. Больше того, их общее количество растёт очень быстро. Потребности растут значительно быстрее, чем возможности их удовлетворения. Можно сказать, что потребности являются неограниченными. Если взять в целом долгосрочную перспективу развития общества, то в этой перспективе потребности являются неограниченными. Хотя, конечно, потребность человека в каком-то конкретном продукте в данный период времени может быть удовлетворена, и в этот момент она ограничена. Например, потребность в продуктах питания в данный момент времени ограничена.
Для удовлетворения потребностей необходимо иметь возможности их удовлетворения, другими словами нужны ресурсы, факторы производства.

Ресурсы — это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.

Факторы производства — это экономические ресурсы, то есть ресурсы, используемые для производства продуктов и услуг.

Самая главная их особенность состоит в том, что ресурсы и факторы производства ограничены. Ограничены, прежде всего, в том смысле, что их не хватает для удовлетворения всех растущих потребностей общества. Факт ограниченности ресурсов является принципиальным для возникновения и развития экономики. Ресурсы и факторы производства, так же как и потребности, разнообразны и многочисленны. Наиболее известная в экономике классификация факторов производства дана на рисунке 1.3. К ним относятся труд, капитал, земля, предпринимательская способность.

Труд— это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг. Рабочая сила (труд) как фактор производства предполагает, что люди имеют определённую квалификацию, знания, навыки и опыт, необходимые для производства продуктов и услуг. Рабочая сила в наше время — это главный ресурс любой экономической системы. В данном случае термин «труд» используется в узком смысле, в смысле рабочая сила. В более широком смысле, труд означает целесообразную, осознанную деятельность людей по созданию продуктов и услуг, или процесс использования рабочей силы.)
Капитал — это всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности, это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Капитал — это средства труда, которые созданы человеком. В процессе производства созданные человеком средства труда используются для преобразования предметов труда, то есть сырья, полезных ископаемых. Средства труда в физической форме называют реальным капиталом. Реальный капитал является экономическим ресурсом, фактором производства. Денежный капитал — это всего лишь сумма денег, необходимая для приобретения реального капитала.
Земля — в экономической теории это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса. Естественные ресурсы выступают в качестве предметов труда, то есть тех предметов, на которые направлены труд человека и которые им преобразуются с помощью средств труда. Предметы труда и средства труда вместе взятые образуют средства производства. Это обобщающий термин, включающий в себя все материальные ресурсы.
Предпринимательская способность как фактор производства — это особый вид человеческих ресурсов, способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.
& nbsp; Любой из перечисленных ресурсов является ограниченным, и этот факт очень важен для экономики. Ограниченность ресурсов при удовлетворении неограниченных потребностей ещё называютредкостью. Редкость ресурсов не позволяет производить все продукты и услуги, которые хотело бы иметь общество. Поэтому людям приходится выбирать, какие потребности удовлетворять в данный момент в первую очередь, каким способом использовать имеющиеся ресурсы. Производя намеченные продукты, можно использовать разную технологию, разные способы производства. Кроме этого, произведённые продукты необходимо распределить между людьми, учитывая их разные потребности. В любом случае необходимо делать выбор из разных вариантов. Это относится и к ассортименту производимой продукции, и к технологии производства, и к распределению произведённой продукции. Необходимость выбора вытекает из факта ограниченности ресурсов, их редкости, (рисунок 1.4.)

Существует множество вариантов того, как использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения потребностей. Естественно, что люди стремятся выбрать лучший вариант. Это такой вариант, который в наибольшей степени удовлетворяет наши потребности при наименьших затратах ресурсов. Экономисты называют такой вариант наиболее эффективным вариантом. Выбор наиболее эффективного варианта использования ресурсов в производстве продуктов и услуг — это наиболее общая и в то же время центральная проблема экономики, экономической теории. Исходя из этого можно сформулировать ещё одно наиболее конкретное определение предмета экономической теории.

Экономическая теория изучает проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.

Таким образом, мы сформулировали предмет экономики, при этом ввели несколько важнейших экономических понятий, таких как экономическая система, потребности, факторы производства, редкость ресурсов.

Дата добавления: 2015-05-28 ; просмотров: 390 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Экономические ресурсы – это все виды природных и человеческих возможностей, которые используются для производства с целью удовлетворения потребностей.

Современное производство создает бесчисленное множество различных товаров – услуг и продуктов. Поэтому количество используемых ресурсов должно быть таким же огромным, как и объемы производства. В сущности, экономические ресурсы, которые еще называют факторами производства, представляют собой различные блага, которые используют для производства других благ. Все они объединены в несколько больших групп. Давайте разберем их подробнее.

Экономические ресурсы и их виды

Это название объединяет все виды природных ресурсов: ископаемые, земельные территории, леса, воду, флору, фауну, климатические и рекреационные возможности.

Природные экономические ресурсы по-разному участвуют в хозяйственной деятельности:

— как операционные основы производства они представляют собой непосредственную территорию, на которой размещены производственные сооружения;

— как источники минеральных ресурсов они используются в добывающей промышленности;

— как объекты производственной деятельности они представлены в сельском хозяйстве.

Земля – это ограниченный и практически невосполнимый ресурс, поэтому она нуждается в бережном отношении пользователей и в государственной защите. Из-за небрежного отношения к земле из сельскохозяйственного обращения в мире ежегодно изымается более шести миллионов гектаров. Такими темпами через два с половиной века человечество рискует утратить все земли, пригодные для ведения сельского хозяйства.

Этот вид ресурсов охватывает людей, которые заняты в производственной (хозяйственной) деятельности. Несмотря на технический прогресс и автоматизацию, роль труда в производственном процессе нисколько не уменьшается. Причины этого, во-первых, в сложности задач, которые решаются в современном производстве для удовлетворения растущих потребностей. Во-вторых, труд становится все больше интеллектуальным, то есть растут умственные усилия. В-третьих, во многих областях деятельности существуют высокие риски и ответственность – например, в атомной энергетике, воздушных перевозках и т.д.

Поскольку люди являются непосредственными носителями специфических технических и организационных знаний и навыков, культуры, то теперь принято считать, что трудовые экономические ресурсы – это не только труд, а весь человеческий капитал, в котором отражается уровень развития трудящихся.

К данному виду ресурсов относятся средства производства (оборудование, машины, оснастка, транспорт, здания и сооружения) и финансовые возможности (средства, которыми распоряжаются банки и частные лица, отдавая их в пользование в виде кредитов и инвестиций).

4) Способности к предпринимательству.

Эти экономические ресурсы отделены от других в отдельную категорию и представляют собой способность основывать прибыльное дело и эффективно им управлять. Не у каждого человека есть природная способность к предпринимательству, поэтому стать успешными бизнесменами могут далеко не все желающие. Успешная предпринимательская деятельность, помимо знаний о технологиях производства, предполагает также склонность к риску, развитую интуицию, навыки общения и убеждения.

В информационные экономические ресурсы входят знания о потребностях, возможностях, технологиях производства и управления, ценах и т.д. В нынешнем обществе полноценно реализуется следующий принцип: кто владеет информацией, тот владеет миром. Поэтому оно носит название информационного общества. Определяющее значение сейчас имеют компьютерные технологии, сетевые системы накопления и передачи данных.

источник

1. Разграничьте средства и предметы труда;

а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;

б) полезные ископаемые, данные природой;

в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;

д) сырье, поступающее в дальнейшую обработку

2. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:

в) участие в городском субботнике;

е) потребность фирмы в автотранспорте;

и) посещение филармонических концертов;

к) посещение лекции по архитектуре города.

3. Три основных фактора производства — это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:

а) воздух, ученые, автомобили;

б) предприниматели, деньги, рента;

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?

4. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?

5. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?

6. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?

7. Как Вы считаете, поиск покупателями дефицитных продуктов является ли производительной деятельностью (да, нет)?

8. Верны ли следующие утверждения:

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет);

б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет);

в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет);

г) продукты питания не являются ресурсами (да, нет)?

9. Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее полезной:

а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;

б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;

в) увеличить капитальные вложения;

г) уменьшить затраты на образование?

10. Предельная норма технического замещения труда капиталом равна 2. Для того, чтобы обеспечить прежний объем производства продукции при сокращении использования труда на 4 единицы, необходимо увеличить использование капитала:

4) необходима дополнительная информация.

11. Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

12. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого.

Экономист назовет такую ситуацию:

в) административно-командной системой;

13. Можно ли по рисунку кривой производственных возможностей ответить на следующие вопросы:

а) осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей (да, нет);

б) возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри этой кривой (да, нет)?

14. В 1984 и 1985 гг. угольная промышленность Англии бездействовала из-за забастовки. Как это повлияло на положение кривой производственных возможностей английской экономики:

а) точка сместилась по правую сторону кривой;

б) точка сместилась внутрь кривой;

в) точка расположилась на кривой трансформации?

15. Альтернативная стоимость строительства новой школы это:

а) затраты на наем учителей для новой школы;

Читайте также:  Самая полезная речная рыба для человека

б) стоимость строительства школы в будущем;

в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строи­тельства новой школы.

16. Выберите правильный ответ.

Для студентов альтернативную ценность обучения в универси­тете отражает:

б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;

в) затраты родителей на содержание студентов.

17. Разберитесь в ситуации.

Профессор N — самый известный и наиболее высокооплачиваемый преподаватель в университете. Повременная оплата его труда в 2 раза выше, чем у коллег. Кроме этого, он быстро набирает тексты своих статей на компьютере, печатая со скоростью 300 знаков в минуту. Стоит ли ему нанимать секретаря, если лучший секретарь, которого он может нанять, печатает не более 200 знаков в минуту? Почему?

1. Разграничьте средства и предметы труда;

а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;

б) полезные ископаемые, данные природой;

в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;

д) сырье, поступающее в дальнейшую обработку

2. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:

в) участие в городском субботнике;

е) потребность фирмы в автотранспорте;

и) посещение филармонических концертов;

к) посещение лекции по архитектуре города.

3. Три основных фактора производства — это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:

а) воздух, ученые, автомобили;

б) предприниматели, деньги, рента;

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?

4. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?

5. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?

6. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?

7. Как Вы считаете, поиск покупателями дефицитных продуктов является ли производительной деятельностью (да, нет)?

8. Верны ли следующие утверждения:

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет);

б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет);

в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет);

г) продукты питания не являются ресурсами (да, нет)?

9. Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее полезной:

а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;

б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;

в) увеличить капитальные вложения;

г) уменьшить затраты на образование?

10. Предельная норма технического замещения труда капиталом равна 2. Для того, чтобы обеспечить прежний объем производства продукции при сокращении использования труда на 4 единицы, необходимо увеличить использование капитала:

4) необходима дополнительная информация.

11. Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

12. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого.

Экономист назовет такую ситуацию:

в) административно-командной системой;

13. Можно ли по рисунку кривой производственных возможностей ответить на следующие вопросы:

а) осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей (да, нет);

б) возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри этой кривой (да, нет)?

14. В 1984 и 1985 гг. угольная промышленность Англии бездействовала из-за забастовки. Как это повлияло на положение кривой производственных возможностей английской экономики:

а) точка сместилась по правую сторону кривой;

б) точка сместилась внутрь кривой;

в) точка расположилась на кривой трансформации?

15. Альтернативная стоимость строительства новой школы это:

а) затраты на наем учителей для новой школы;

б) стоимость строительства школы в будущем;

в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строи­тельства новой школы.

16. Выберите правильный ответ.

Для студентов альтернативную ценность обучения в универси­тете отражает:

б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;

в) затраты родителей на содержание студентов.

17. Разберитесь в ситуации.

Профессор N — самый известный и наиболее высокооплачиваемый преподаватель в университете. Повременная оплата его труда в 2 раза выше, чем у коллег. Кроме этого, он быстро набирает тексты своих статей на компьютере, печатая со скоростью 300 знаков в минуту. Стоит ли ему нанимать секретаря, если лучший секретарь, которого он может нанять, печатает не более 200 знаков в минуту? Почему?

источник

Производственно-экономическая деятельность, вне зависимости от ее вида, обладает универсальным признаком, всеобщим свойством: это всегда преобразование некоторых видов экономических ресурсов в определенный экономический продукт.

Из обыденной жизни хорошо известно, что, загружая в мясорубку мясо, хлеб, лук, мы в конечном счете извлекаем на выходе готовый фарш, а сжигая дрова в печи, получаем тепло. Экономика действует аналогичным образом, в нее подаются, загружаются экономические ресурсы, в результате преобразования которых «на выходе» возникает экономический продукт. Таким образом, самая общая схема действия производственной экономики в упрощенно-агрегированной форме выглядит так, как показано на рис. 2.4.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРСЫ (ПРОЦЕССОР) ПРОДУКТ * Рис. 2.4.1. Схема действия производственно-экономической системы

Отложив пока рассмотрение механизма преобразования исходных ресурсов в конечные продукты, сосредоточим свое внимание на том, что представляют собой экономические ресурсы и экономический продукт. К экономическим ресурсам относят:

а) труд в виде осознанной деятельности людей, направленной на создание необходимого им или другим людям продукта;

б) природные ресурсы в виде земли, воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира, природных энергетических источников, вовлекаемых людьми в хозяйственный оборот. Обобщенно-исторически принято называть все природные ресурсы единым термином «земля»;

в) средства производства в виде основных и оборотных средств, используемых в хозяйственной деятельности;

г) денежные средства, на которые и с помощью которых приобретаются, привлекаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;

д) информационные ресурсы в виде научной, научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации и других видов духовно-интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта, используемых в процессе его создания.

В экономической практике все виды используемых в экономике материально-вещественных ресурсов иногда именуют материальными ресурсами. Экономические ресурсы делятся на воспроизводимые и невоспроизводимые. Воспроизводимыми называют ресурсы, которые люди могут восстановить, воспроизвести, воссоздать, а невоспроизводимыми — которые практически невозможно воссоздать вновь. К невоспроизводимым ресурсам относят земельные угодья, воздух, полезные ископаемые, фауну.

Предназначенные для экономической деятельности материальные и денежные ресурсы называют капиталом. Это одна из самых фундаментальных категорий экономики. Под универсальным словом «капитал» понимают два вида ресурсов: физический капитал (средства производства) и выделенный на его приобретение денежный капитал. Некоторые авторы относят к капиталу только основные средства производства, основной капитал. Однако и оборотные средства называют в экономике оборотным капиталом.

Средства, вкладываемые в экономику, в экономические объекты и проекты, предназначенные для обеспечения производства экономическими ресурсами в будущем, именуются капиталовложениями или инвестициями. Таким образом, инвестиции — это экономические ресурсы для будущего, денежные и материальные вложения непосредственно в производство, недвижимость, в ценные бумаги, приносящие результаты в будущих периодах. Отметим, что между вовлечением ресурсов в хозяйственный оборот и получением из них экономического продукта всегда есть временной промежуток, именуемый в экономике лагом, поэтому, строго говоря, любые вовлекаемые в производство ресурсы могут считаться капиталовложениями. Однако практически инвестициями считают весьма долговременные вложения, дающие отдачу через год или несколько лет.

Вникнув в смысл слова «капитал», можно гораздо спокойнее и взвешенное относиться к словам «капиталист» и «капитализм», чем это делают приверженцы коммунистической доктрины. Если капиталист есть человек, вкладывающий свой капитал в производство, то он ничем не хуже, а может быть, и лучше вкладывающих деньги в сберегательный банк, в домашнее имущество, в драгоценности, что поневоле делали советские люди, которым было запрещено приобретать средства производства.

Особый экономический ресурс — время. Люди в своей производственно-экономической деятельности располагают ограниченным количеством этого невоспроизводимого ресурса.

К сожалению, время довольно редко причисляется к числу экономических ресурсов и рассматривается в качестве такового, хотя существует даже понятие «ресурс времени». Все дело в том, что время как бы дано нам бесплатно, его не надо добывать и лишь изредка приходится покупать. Между тем время — наиболее универсальный ресурс, без наличия которого не протекает ни один экономический процесс.

Экономические ресурсы иногда отождествляют с факторами производства.

Так как производственные факторы формируются непосредственно из экономических ресурсов, то в объединении ресурсов и факторов как единой экономической категории нет большого зла.

Традиционно к факторам производства относят триаду: земля, труд, капитал. Точнее, факторами производства следует считать природные ресурсы, рабочую силу, капитал, научно-технический уровень производства, характеризующий прогрессивность рабочей силы и капитала. В западной экономической литературе в число факторов производства отдельные авторы включают предпринимательство, под которым в данном случае следует понимать масштабы предпринимательской деятельности и предпринимательскую активность. Предпринимательская активность (естественно, не только коммерческая, а прежде всего производственная) заслуживает выделения в качестве самостоятельного фактора. Недостаточность этого фактора в российской экономике переходного периода — одна из причин ее отставания от мирового уровня.

Экономическим продуктом будем называть все то, что производится, создается, используется в экономике. Наряду с огромным разнообразием видов экономического продукта выделяются его отдельные группы, характеризуемые прежде всего областью, способом применения или способом производства.

Продукцией обычно называют материально-вещественный продукт, созданный в процессе материального производства. В последнее время в экономическом обиходе стали употреблять выражения «научно-техническая продукция», «информационная продукция», распространив термин «продукция» на результаты научно-информационного производства. Часто разделяют продукцию производственного назначения и продукцию личного, семейного, общественного потребления. Продукцией допустимо называть любой результат, получаемый на выходе производства.

Товарами в узком смысле этого слова называют объекты купли и продажи, то есть экономический продукт, который после своего создания подлежит продаже или предназначен для продажи. Таким образом, товаром считают любой экономический продукт, поступающий после производства на рынок. Однако в широком смысле слова понятие «товар» часто относят к любым производимым предметам и вещам, ко всему, чем пользуются люди, не уточняя при этом, что данные предметы приобретены или продаются за деньги.

Работами в экономике называют трудовую деятельность, само существование которой рассматривается как продукт деятельности, как полезный и нужный ее результат, подлежащий оценке и оплате. Так, строительные, ремонтные, монтажные, уборочные работы воплощают не только определенный вид деятельности, но и ее продукт. Выполненная работа есть своеобразный вид экономического продукта, результат производства.

Услуги — это один из весьма распространенных видов работ, экономической деятельности, результатом которой является изменение качества уже существующих, произведенных вещей. Примером услуг служат стрижка, стирка, ремонт, реставрирование, обучение, коммунальное обслуживание, предоставление информации. Экономический продукт в виде услуг — это новое качество, возникающее в процессе и благодаря данной экономической деятельности. Хотя услуги не создают новые, ранее не произведенные предметы, вещи, они крайне нужны людям, так как способствуют улучшению использования того, что уже имеется. Вместе с тем отдельные виды услуг, в частности информационные, представляют по сути производимый и передаваемый в руки пользователя или продаваемый ему специфический экономический продукт в виде сведений, данных, информации об объектах и процессах, установления контактов.

Все указанные выше формы и виды экономического продукта можно разделить на два класса: промежуточный продукт, подлежащий дальнейшим производственным преобразованиям, используемый в качестве производственного ресурса, и конечный продукт, поступающий в сферу своего конечного использования, применения по окончательному назначению. При всей важности и распространенности такого разделения необходимо иметь в виду его определенную условность. Так, например, выращенные помидоры представляют промежуточный продукт при изготовлении из них томатной пасты и конечный — при непосредственном потреблении в пищу.

источник

Экономика действует таким образом, что вначале в нее подаются экономические ресурсы, в результате преобразования которых на выходе возникает экономический продукт

К ресурсам относят все, что затрачивается в процессе производства и распространения товаров и услуг, а так же в течение того времени, когда используются полученные блага.

К экономическим ресурсам относят:

1. Природные ресурсы в виде земли, воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира, природных энергетических источников, вовлекаемых людьми в хозяйственный оборот. Обобщенно — исторически принято называть все природные ресурсы единым термином «земля»;

2.Трудовые ресурсы – часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом. Размер трудовых ресурсов зависит от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основная часть – население в трудоспособном возрасте, работающие подростки и пенсионеры. По отношению к предприятию – это весь личный состав работающих людей.

3. Материальные ресурсы можно разделить на две группы:

3.1. Средства производства, используемые в хозяйственной деятельности.

Средства производства – это продукты человеческой деятельности, с помощью которых производятся новые продукты. Они включают в себя:

а)средства труда именуемые так же основными средствами (производственные здания и сооружения, оборудование, многократно используемые в производстве, функционирующие в течение многих производственных циклов)

б) предметы труда, именуемые оборотными средствами (сырье, материалы, энергия, используемые целиком в одном цикле производства, находящиеся в производственном обороте);

3.2. Финансовые ресурсы — совокупность денежных средств в форме займов, кредитов, доходов, с помощью которых приобретаются, привлекаются материально-вещественные и трудовые ресурсы.

4. Информационные ресурсы в виде научной, научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации и других видов духовно-интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта.

Экономические ресурсы делятся на:

1) Воспроизводимые – ресурсы, которые люди могут восстановить, воспроизвести, воссоздать;

2) Не воспроизводимые – которые практически невозможно воссоздать вновь (к ним относят земельные угодья, воздух, полезные ископаемые, фауну).

Совокупность производственных ресурсов, используемых в процессе хозяйственной деятельности (трудовые ресурсы, средства труда, предметы труда, информация, финансовые ресурсы) образуют внутреннюю среду предприятия.

Факторы производства (factors of production) – элементы, используемые для производства экономических благ, параметры, определяющие характер и результативность протекания экономических процессов.От них в определяющей степени зависит количество (объем) выпускаемой продукции.

В экономической науке выделяют четыре основных фактора производства:

· Земля. С точки зрения экономиста – это все природные ресурсы, которые используются в производстве (нефть, вода, лес, газ и др.). Эти ресурсы редки и во многих случаях их запасы с каждым днем уменьшаются.

· Капитал – все искусственные (произведенные) средства, используемые в производстве. Таким образом, в данной трактовке капитал включает в себя здания и сооружения, оборудование, инструменты, транспортные средства (основной капитал), средства сбыта и полуфабрикаты (оборотные средства). Капитал в данном смысле не подразумевает деньги, так как они ничего как таковые не производят, а, следовательно, не могут считаться фактором производства.

· Труд – очень широкий термин, охватывающий всевозможные физические и умственные способности и навыки человека, которые могут быть использованы при производстве товаров и услуг. Если говорить точнее, собственники данного фактора продают не труд, а рабочую силу.

· Предпринимательские способности –особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Раскрыть специфическое значение этого термина можно, определив четыре взаимосвязанные функции предпринимателя.

1) Предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов в единый процесс производства;

2) Предприниматель берет на себя задачу принятия основных нерутинных решений в процессе ведения бизнеса (определяющих курс предприятия);

3) Предприниматель – это новатор;

4) Предприниматель – это человек, идущий на риск.

Редкость применяемых ресурсов лимитирует производственные возможности любой экономической системы. Причем ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невоспроизводимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, т.е. созданию новых товаров и услуг, изменению их качественных характеристик, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Читайте также:  Продукты полезные для сосудов головного мозга и шеи

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 400 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Всем живым организмам на планете, для нормального существования и функционирования, необходимы определенные природные ресурсы, включающие в себя: воду (морскую и пресную), территорию, почву, горы, леса (растительность), животных (в том числе рыб), ископаемое топливо и минералы.

Все вышеупомянутые ресурсы являются естественными, и они существуют в природе. Ни один человек не создал их, однако человечество пользуется ими для своих благ. Необходимо учитывать, что все природные ресурсы мира связаны между собой, например, если вода исчезнет на определенной территории, то это негативно скажется на местной флоре, фауне, почве и даже климате.

Природные ресурсы Земли могут использоваться непосредственно или косвенно. Например, люди напрямую зависят от лесов, которые дают пищу и биомассу, улучшают здоровье, позволяют отдыхать, повышают уровень жизни и комфорта. Косвенно, леса действуют как климат-контроль, защищают от наводнений и штормов, а также обеспечивают круговорот питательных веществ.

Ниже приведена простая иллюстрация некоторых основных благ, которые мы получаем от конкретных природных ресурсов.

Иногда, природные ресурсы могут использоваться в качестве сырья для производства чего-то. Например, мы можем использовать дерево из леса для получения древесины. Древесина необходима для изготовления мебели или добычи целлюлозы (из нее делают бумагу, пластмасс, плёнки и т.п.). В этом случае дерево является сырьём.

Каждый предмет в вашем доме был сделан из сырья, даже чашка, электричество, хлеб, одежда — все произошло от природных ресурсов нашей планеты.

Природные ресурсы могут иметь различные агрегатные состояния: твердое, жидкое или газообразное. Они также делятся на органические и неорганические, возобновляемые и невозобновляемые, могут обладать металлическими или неметаллическими свойствами.

Природные ресурсы
Исчерпаемые
Возобновляемые Невозобновляемые Частично возобновляемые
1) солнечная энергия;

4) энергия морских приливов и волн;

6) морская вода.

1) животный мир;

3) плодородие почв.

1) полезные ископаемые. 1) пресная вода;

Неисчерпаемые природные ресурсы имеют космическое происхождение и принадлежат нашей планете, как космическому телу. Даже при длительном использовании они не сокращаются, однако при антропогенном загрязнении, может изменяться их качество. Такие ресурсы неограниченны в количестве относительно потребностям человечества.

Исчерпаемые природные ресурсы ограничены в количестве и зависят от наших потребностей. По мере использования, они уменьшаются, однако могут восстанавливаться. Условно, их можно разделить на: возобновляемые, невозобновляемые и частично возобновляемые.

  • Возобновляемые природные ресурсы — те, которые постоянно доступные (например, вода), или могут быть разумно заменены либо восстановлены. Животные также считаются возобновляемыми, так как способны воспроизводить потомство.

Возобновляемые ресурсы, поступающие от живых организмов (растения и животные), называют органическими, а которые поступают из объектов неживой природы (вода, солнце и ветер), считаются неорганическими.

  • Невозобновляемыми природными ресурсами являются те, которые нельзя легко заменить после их сокращения или исчезновения (пример: ископаемые виды топлива). Минералы также к ним относятся, поскольку образуются естественным образом, в очень длительном процессе, называемом кристаллизацией магмы. Некоторые виды животных из-за браконьерства и разрушения среды обитания, не способны своевременно восстанавливать численность, что делает их невозобновляемым ресурсом. Именно поэтому, люди должны обеспечить защиту представителей фауны, находящихся под угрозой исчезновения.

Невозобновляемые неорганические ресурсы имеют неживое происхождение (например, минералы и горные породы), а ресурсы, образовавшиеся из живых организмов (например, ископаемые виды топлива) называются органическими невозобновляемыми.

  • К частично возобновляемым ресурсам относятся те, которые восстанавливаются дольше, чем необходимо для их использования.

Неорганические ресурсы имеют металлические или неметаллические свойства. К металлическим относятся те, которые содержат в себе металлы. Они более тяжелые, блестящие и могут быть расплавлены образовывая новые продукты (к примеру, железо, медь и олово). Неметаллические ресурсы не содержат металлов, они мягче и не сияют (например, глина).

На Земле есть более, чем 1 386 млн км³ воды. Менее 3% от общего количества составляет пресная вода и более 97% — соленая. Около 2/3 пресной воды (68,7%) находится в ледяных шапках и ледниках, а также более 1/3 хранится под землей в виде грунтовых вод. И только 0,3% от всей пресной воды легко доступны в виде поверхностных вод в озерах, болотах, реках и ручьях. Узнать больше >>>

Лесные ресурсы — это чрезвычайно важные природные ресурсы, которые используются людьми для удовлетворения жизненных потребностей (питание, убежище и строительные материалы). Леса занимают около 1/3 территории суши или 4 млрд га и считаются доминирующей экосистемой, ведь они распространены во всем мире. Лесные ресурсы содержат около 80% растительной биомассы Земли. Узнать больше >>>

Земельные ресурсы включают территории, которые располагаются на суше и могут использоваться для потребностей людей. Общая их площадь составляет около 14,9 млрд га. Этот ресурс является ограниченным в пространстве и подвластен антропогенному воздействию. Земельные ресурсы — неотъемлемая часть планеты, необходимая для существования и функционирования большинства живых организмов. Узнать больше >>>

Минеральные ресурсы относятся к невозобновляемым и включают все полезные ископаемые, предназначенные для дальнейшего использования, их существует более 200 видов. Все виды неравномерно и в разных количествах распределены по нашей планете. В связи с этим, обеспеченность минеральными ресурсами зависит от наличия определенных видов в конкретном регионе мира и их использования. Узнать больше >>>

Климатические и космические ресурсы являются неисчерпаемыми и включают: солнечную энергию, энергию ветра, энергию земных недр, энергию морских приливов и волн, энергию воды и воздуха. При использовании, такие ресурсы не уменьшаются в количестве, однако могут измениться их качественные характеристики в связи с антропогенным воздействием. Узнать больше >>>

К биологическим ресурсам относятся все живые организмы (животные, растения, грибы, бактерии и т.п.). Этот ресурс является возобновляемым в том случае, если организмы имеют возможность размножаться. Биологический ресурс можно считать природным источником получения необходимых благ (пища, сырье для промышленности, сельскохозяйственные животные и т.д.). Узнать больше >>>

Природные ресурсы мира необходимы для поддержания очень сложного взаимодействия между живыми существами и неживой природой. Во всем мире люди потребляют ресурсы прямо или косвенно, получая огромную пользу от этого взаимодействия. Более развитые страны потребляют ресурсы в больших количествах, чем менее развитые.

Мировая экономика использует около 60 миллиардов тонн природных ресурсов каждый год, чтобы производить товары и услуги, которые мы потребляем. В среднем, на одного человека в Европе расходуется около 36 кг ресурсов в день; в Северной Америке — 90 кг; в Азии — 14 кг и в Африке — 10 кг.

В какой форме люди потребляют природные ресурсы? Три основные формы включают в себя: еду и питье, жилье и инфраструктуру, а также мобильность. На них припадает более 60% использования всех природных ресурсов.

Эта форма включает в себя сельскохозяйственную продукцию, природные продукты (например, мясо, пресноводная и морская рыба), семена, орехи, лекарственные средства, травы и растения. Сюда относиться питьевая вода, а также вода для санитарного и бытового использования. Подумайте только, керамика, изделия из серебра (ложки, вилки и ножи), банки, пакеты для молока, бумага и пластиковые стаканчики — все они сделаны из сырья, которое поступает из природных ресурсов Земли.

Мобильность включает всевозможные средства передвижения, такие как автомобили, поезда, водные суда, самолеты, заправляемые топливом. Как вы думаете, откуда произошло сырье, используемые в производстве и эксплуатации транспортных средств?

Представьте себе все дома, общественные места, дороги и другие объекты, которые находятся в вашем населенном пункте. Подумайте о том, откуда берется вся энергия, благодаря которой происходит нагрев и охлаждение помещений, а также о происхождении металла, пластика, камня и других материалов, необходимых для строительства.

Помимо этих трех основных областей потребления, мы используем гораздо больше ресурсов из нашей среды на ежедневной основе. Роль природных ресурсов в поддержании жизни на Земле чрезвычайно важна, и мы должны обеспечить защиту окружающей среды, а также сделать ее естественное возобновление более легким.

Природные ресурсы распределены неравномерно по всему миру. Некоторые страны более богатые ими, чем другие (например, в одних регионах есть много водных ресурсов и доступ к океанам и морям). Другие имеют много полезных ископаемых и лесных массивов, а третьи — металлические горные породы, дикую природу, ископаемые виды топлива и т. д.

Например, США занимает первое место в мире по запасам угля, а Австралия является самым большим в мире нетто-экспортером угля. Китай остается крупнейшим производителем золота.

Соединенные Штаты, Россия, и Канада — ведущие производители древесины и целлюлозы. Ежегодный экспорт первичных и вторичных изделий из древесины из тропических лесов превысили $ 20 млрд в последние годы, и наблюдается дальнейший рост.

Многие страны разработали свою экономику, используя существующие природные ресурсы. Некоторые из них также получают много доходов от туризма и отдыха (например, Бразилия и Перу, зарабатывают благодаря туризму в лесах Амазонки, где очень разнообразный растительный и животный мир).

Сырая нефть является еще одним важным природным ресурсом. Из нее мы получаем много нефтепродуктов, таких как бензин, дизельное топливо и газ, используемых для питания транспорта, и обеспечения комфортных условий в наших домах. Но сырая нефть распределена неравномерно по всей планете.

Регионы, где есть нефть в достаточном количестве, добывают ее, а затем продают в регионы, где она отсутствует, а также покупают природные ресурсы из других регионов, такие как древесина и драгоценные металлы (золото, бриллианты и серебро), которые присутствуют у них в изобилии.

Неравномерное распределение также является корнем власти и жадности во многих странах. Некоторые государства используют свои богатства ресурсами для управления и манипулирования регионами с меньшим количеством ресурсов, и даже идут на военные конфликты.

Это, вероятно, наиболее значимая угроза, с которой сталкиваются природные ресурсы. Население мира растет очень быстрыми темпами. По статистике, ежедневно в мире появляются на свет 365 тыс. детей, а это означает, что большое население планеты негативно влияет почти на все природные ресурсы. Как?

Использование земель

С большим количеством людей, необходимо обрабатывать больше земель для питания и выделять территории для строительства жилья. Многие леса и земли с богатой растительностью будут преобразованы в поселения для людей, дороги и фермы. Это приведет к негативным последствиям для природных ресурсов.

Вырубка лесов

Спрос на древесину (лесоматериалы), продукты питания и деревянные изделия будет больше. Поэтому люди будут использовать больше лесных ресурсов, чем смогут восстановить естественным путем.

Рыболовство

Пресная вода и морепродукты, от которых напрямую зависит жизнедеятельность людей, также сталкиваются с угрозами. Более крупные рыболовные компании уходят на глубины морей и там вылавливают рыбу в огромных количествах. Некоторые из методов рыболовства, которые они используют, не являются устойчивыми и тем самым истощают рыбные ресурсы.

Необходимо больше

Более комфортная жизнь человека означает большие потребности (к примеру, коммуникацию, транспорт, образование, развлечения и отдых). Это означает, что требуется задействовать больше промышленных процессов и повысить потребность в сырье, и природных ресурсах.

Изменения климата, в результате избытка углекислого газа, вредит биоразнообразию и многим другим абиотическим природным ресурсам мира. Виды, которые акклиматизировались в их среде могут погибнуть, а другим придется перейти на более подходящие территории, чтобы выжить.

Загрязнения воды, почвы и воздуха оказывают негативное влияние на окружающую среду. Это воздействует на химический состав почв, горных пород, земли, вод океанов, пресных подземных вод и другие природные ресурсы.

В последние годы, отходы начали рассматриваться как потенциальный ресурс, а не то, что должно находится на свалках. Из бумаги, пластика, дерева, металлов и даже сточных вод, по мнению специалистов, можно сделать нечто очень полезное.

Восстановление природных ресурсов (регенерация отходов) — использование отсортированных отходов жизнедеятельности с целью добычи вторичного сырья и применения его снова или превращения в новое сырьё для производства чего-либо.

Оно включает в себя компостирование и утилизацию отходов, которые направляются на свалку (к примеру, влажные органические отходы, такие как отходы после потребления пищи или сельскохозяйственной деятельности). Традиционно, мы собираем их и отправляем на свалку, однако при восстановлении используемых ресурсов, их необходимо компостировать или перерабатывать с помощью анаэробного сбраживания для получения биогаза.

Эта концепция может быть применена в домашних условиях. Во многих населенных пунктах есть места, куда жители могут выбрасывать мусор, который предварительно отсортировали дома. Это упрощает организацию утилизации отходов перед их дальнейшей обработкой.

Восстановление отходов — это не легкая задача, она включает в себя тщательное планирование, культуру людей, участие общин, а также использование технологий. Не смотря на эти сложности, регенерация отходов имеет огромные экологические и экономические выгоды, и поэтому должна быть серьезно рассмотрена.

Восстановление природных ресурсов планеты приносит пользу человечеству, потому что уменьшает нашу потребность в новых сырьевых материалах, тем самым происходит экономия окружающей среды (например, с помощью переработки использованных бумажных изделий, мы можем получить новую целлюлозу, которая содержится в древесине. К тому же, для утилизации требуется меньше энергии, чем для производства нового сырья).

Сточные и ливневые воды можно использовать в качестве другого примера. Существует способ значительно уменьшить спрос на пресную воду, если мы начнем перерабатывать все сточные воды для повторного использования. Такую воду можно использовать для садоводства, сельского хозяйства, бытовых нужд и отопления.

В штате Виктория, Австралия, очищенная вода используется для полива виноградников, помидор, картофеля и другие культур.

В Мехико, около 174 миллионов литров в день, очищенных сточных вод, используется для орошения зеленых насаждений, наполнения рекреационных озер, а также в сельском хозяйстве.

Для того, чтобы иметь экологически устойчивое безопасное будущее, где мы сможем по-прежнему использовать природные ресурсы Земли, необходимо срочно изменить систему производства и потребления товаров и услуг.

Высокий уровень потребления природных ресурсов наблюдается в основном в крупных городах мира.

Во всем мире, города несут ответственность за 60-80% потребления энергии и 75% выбросов углекислого газа, потребляя более 75% природных ресурсов.

Для того, чтобы изменить сложившийся образ жизни, необходимо задействовать:

Общественность

Все заинтересованные стороны должны стремиться предоставлять информацию и повышать осведомленность общественности о существующих ресурсах, и необходимости обеспечения их защиты. Несмотря на то, что есть много информации в свободном доступе, участники кампаний должны попытаться использовать менее научные и сложные термины. После того, как люди осознают насколько полезны наши природные ресурсы, они будут лучше заботиться об их защите.

Частные лица и организации

Люди и организации в развитых странах, с высоким уровень потребления ресурсов должны быть осведомлены о вопросах их защиты. Необходимо понимать, что использовать все необходимые ресурсы для своих благ — это допустимо, однако необходимо уменьшить количество отходов и позаботиться о правильной утилизации. Мы можем добиться этого в наших домах и на рабочих местах за счет сокращения и рециркуляции отходов, которые создаем.

Правительство

Правительство должно обеспечить соблюдение политики по защите природных ресурсов. Необходимо контролировать работу предприятий и предоставлять поощрения тем, кто использует переработанное сырье и вводить здоровенные штрафы для тех, кто отказывается это делать. Предприятия должны возвращать часть своей прибыли в деятельность, которая направлена на восстановление используемых ранее ресурсов.

источник

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/4239411/
  • http://travelel.ru/resursami-ne-javljajutsja-produkty-pitanija-poleznye-iskopaemye
  • http://lektsii.org/8-55115.html
  • http://helpiks.org/3-62033.html
  • http://fb.ru/article/41288/ekonomicheskie-resursyi-i-ih-vidyi
  • http://www.srinest.com/book_833_chapter_8_I._TESTY_I_SITUAII.html
  • http://lib.sale/ugolovnoe-pravo-rossii/ekonomicheskie-resursyi-faktoryi.html
  • http://studopedia.su/6_48061_ekonomicheskie-resursi-i-faktori-proizvodstva.html
  • http://natworld.info/raznoe-o-prirode/prirodnye-resursy-planety