Меню Рубрики

Государственный баланс запасов полезных ископаемых российской федерации

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. № 265 «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса»

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 сентября 2012 г. N 265

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПОСТАНОВКИ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

БАЛАНС И ИХ СПИСАНИИ С ГОСУДАРСТВЕННОГО БАЛАНСА

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418, ст. 3420; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527; N 31, ст. 4155; 2011, N 15, ст. 2018; N 15, ст. 2025; N 30, ст. 4567, ст. 4570, ст. 4572, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7042; N 50, ст. 7343, ст. 7359; 2012, N 25, ст. 3264; N 31, ст. 4322), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 31, ст. 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5149; 2012, N 7, ст. 865; N 11, ст. 1294; N 19, ст. 2440; N 28, ст. 3905), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723; 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 38, ст. 4489; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. Признать утратившими силу:

приказ Минприроды России от 14.07.2009 N 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» (зарегистрирован в Минюсте России 2 декабря 2009 г., регистрационный N 15353);

приказ Минприроды России от 19.05.2010 N 172 «О внесении изменения в Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июля 2009 г. N 207» (зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2010 г., регистрационный N 17635).

приказом Минприроды России

ПОСТАНОВКИ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

БАЛАНС И ИХ СПИСАНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОГО БАЛАНСА

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418, ст. 3420; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527; N 31, ст. 4155; 2011, N 15, ст. 2018; N 15, ст. 2025; N 30, ст. 4567, ст. 4570, ст. 4572, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7042; N 50, ст. 7343, ст. 7359; 2012, N 25, ст. 3264; N 31, ст. 4322), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 31, ст. 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5149; 2012, N 7, ст. 865; N 11, ст. 1294; N 19, ст. 2440; N 28, ст. 3905; N 37, ст. 5001), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723; 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 38, ст. 4489; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935), Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 215 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1110; 2005, N 33, ст. 3432; 2009, N 18, ст. 2248), Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 651; 2006, N 32, ст. 3570; 2007, N 5, ст. 663; 2009, N 18, ст. 2248), и определяет порядок и условия постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах», с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее — Государственный баланс).

3. На основании статьи 31 Закона Российской Федерации «О недрах» Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

4. Федеральное агентство по недропользованию (далее — Роснедра) осуществляет ведение Государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списание с Государственного баланса.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

6. Запасы полезных ископаемых на Государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

7. Запасы полезных ископаемых учитываются:

за соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

8. На Государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, а также полезных ископаемых, содержащихся в отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

9. Учету на государственном балансе подлежат:

1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только извлекаемые запасы;

3) по подземным водам и лечебным грязям — балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в ней ценных компонентов, балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей;

4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) — запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;

5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на Государственном балансе;

6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого;

7) запасы полезных ископаемых, складированные в спецотвалах и добытые из них.

10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.

11. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

12. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях:

запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ;

запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных Государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:

соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для целей разведки и добычи полезных ископаемых, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

13. Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

14. Учет изменений запасов полезных ископаемых в Государственном балансе осуществляется Роснедрами в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

Читайте также:  Чем полезна вода с уксусом

15. Роснедра осуществляет составление Государственного баланса в установленном порядке на основании данных:

ежегодной государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных Роснедрами или его территориальным органом;

территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

16. Роснедра подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации:

по твердым полезным ископаемым (кроме угля) в срок до 1 июля года, следующего за отчетным;

по нефти, газу и углю — до 1 августа года, следующего за отчетным.

В срок до 1 ноября года, следующего за отчетным, Роснедра обеспечивает выпуск Государственного баланса по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

источник

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

Данная функция управления осуществляется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче и т. д.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен содержать сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения, геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых (ст. 30 Закона о недрах).

Для того чтобы иметь объективную информацию о состоянии минерально-сырьевой базы страны, ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (ст. 31 Закона). В нем содержатся сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40. Классификация обязательна для всех недропользователей (юридических и физических лиц) на территории Российской Федерации при разведке и разработке месторождений твердых полезных ископаемых. Классификация определяет единые для всей страны принципы подсчета, оценки и государственного учета запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых в недрах по степени их изученности и экономическому значению.

Так, государственному учету подлежат выявленные и экономически оцененные запасы полезных ископаемых, количество и качество которых, хозяйственное значение, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия добычи подтверждены государственной экспертизой. Запасы подсчитываются и учитываются, а прогнозные ресурсы оцениваются всеми недропользователями по каждому виду твердых полезных ископаемых и направлениям их возможного промышленного использования. Подсчет проводится по месторождениям (участкам) на основании результатов геологоразведочных и эксплуатационных работ, выполненных в процессе их изучения и промышленного освоения. Прогнозные ресурсы оцениваются в целом по бассейнам, рудным районам, узлам, полям, рудопроявлениям, флангам и глубоким горизонтам месторождений, а также по результатам геологосъемочных, геофизических и геохимических работ. Запасы полезных ископаемых подсчитываются в недрах в соответствии с экономически обоснованными параметрами кондиций, подтвержденными государственной экспертизой, без поправок на потери и разубоживание при добыче, обогащении и переработке концентратов.

В комплексных месторождениях подлежат обязательному подсчету и учету запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также содержащихся в них основных и попутных полезных компонентов, целесообразность промышленного использования которых определена кондициями для подсчета запасов. Качество полезных ископаемых изучается с учетом необходимости их комплексного использования, технологии переработки, требований государственных и отраслевых стандартов и технических условий. Одновременно определяется содержание попутных ценных, токсичных и вредных компонентов. Подсчет и учет запасов, а также оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых производится в единицах массы или объема. Запасы полезных ископаемых разрабатываемых, вводимых в эксплуатацию, намечаемых к разработке и разведываемых месторождений, а также запасы резервных разведанных и резервных оцененных месторождений подлежат раздельному государственному учету.

Степень разведанности запасов твердых полезных ископаемых определяется в зависимости от сложности геологического строения месторождений, которые подразделяются на несколько групп. Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий А, В,

К первой группе относятся месторождения (участки) простого геологического строения с крупными и весьма крупными, реже — со средними по размерам телами полезных ископаемых с ненарушенным или слабонарушенным залеганием, характеризующимися равномерным распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории А.

Вторая группа — месторождения (участки) сложного геологического строения с крупными и средними по размерам телами с нарушенным залеганием, характеризующиеся неустойчивой мощностью и внутренним строением и неравномерным распределением основных ценных компонентов. К этой группе относятся также месторождения углей, ископаемых солеи и других полезных ископаемых простого геологического строения, но со сложными или очень сложными горно-геологическими условиями разработки. Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий В, С1

Месторождения (участки) очень сложного геологического строения со средними и мелкими по размерам телами полезных ископаемых с интенсивно нарушенным залеганием и с очень неравномерным распределением основных ценных компонентов относятся к третьей группе. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категориям С1 и С2.

К четвертой группе относятся месторождения (участки) с мелкими, реже со средними по размерам телами с чрезвычайно нарушенным залеганием либо характеризующиеся резкой изменчивостью мощности и внутреннего строения, с крайне неравномерным качеством полезного ископаемого и гнездовым распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории С2.

При отнесении месторождений к той или иной группе могут использоваться количественные показатели оценки изменчивости основных свойств орудненения, характерные для каждого конкретного вида полезного ископаемого.

Месторождения полезных ископаемых по степени их изученности подразделяются на разведанные и оцененные. К разведанным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горно-технические условия разработки изучены с полнотой, достаточной для техникоэкономического обоснования решения о порядке и условиях их вовлечения в промышленное освоение, а также о проектировании строительства или реконструкции на их базе горнодобывающего предприятия.

Разведанные месторождения по степени изученности должны удовлетворять следующим требованиям. Во-первых, должна быть обеспечена возможность классификации запасов по категориям, соответствующим группе сложности геологического строения месторождения. Во-вторых, состав и технологические свойства полезных ископаемых должны быть детально изучены. Это необходимо для того, чтобы обеспечить получение данных, требуемых для проектирования рациональной технологии переработки запасов с комплексным извлечением полезных компонентов, имеющих промышленное значение, а также определить направления использования отходов производства или оптимальный вариант их складирования либо захоронения. В-третьих, запасы других совместно залегающих полезных ископаемых, включая породы вскрыши и подземные воды, с содержащимися в них компонентами, отнесенные на основании кондиций к балансовым, должны быть изучены и оценены в степени, достаточной для определения их количества и возможных направлений использования и др.

К оцененным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горнотехнические условия разработки изучены в степени, позволяющей обосновать целесообразность дальнейшей разведки и разработки. К этому виду месторождений предъявляются следующие требования. Во-первых, должна обеспечиваться возможность квалификации всех или большей части запасов по категории С2; состав и технологические свойства полезного ископаемого должны быть оценены с полнотой, необходимой для выбора технологической схемы переработки, обеспечивающей рациональное и комплексное использование полезного ископаемого. Во-вторых, гидрогеологические, инженерно-геологические, горно-геологические и другие природные условия должны быть изучены с полнотой, позволяющей предварительно охарактеризовать их основные показатели и др.

Запасы категории А выделяются на участках разведываемых месторождений первой группы сложности. На участках детализации разведываемых месторождений первой и второй групп выделяются запасы категории В. Запасы категории С1 составляют основную часть запасов разведываемых месторождений первой, второй и третьей групп, а также выделяются на участках детализации месторождений четвертой группы сложности. Запасы категории С2 выделяются при разведке месторождений всех групп сложности, а на месторождениях четвертой группы составляют основную часть запасов.

Запасы комплексных руд и содержащихся в них основных компонентов подсчитываются по одним и тем же категориям. Запасы попутных компонентов, имеющих промышленное значение, подсчитываются и оцениваются по категориям в соответствии со степенью их изученности, с характером распределения и формами нахождения. 11рогнозные ресурсы по степени их обоснованности подразделяются на категории Р1, Р2 и РЗ.

Прогнозные ресурсы категории Р1 учитывают возможность выявления новых рудных тел полезного ископаемого на разведанных и разведываемых месторождениях. Прогнозные ресурсы категории Р2 учитывают возможность обнаружения в бассейне, рудном районе, узле или поле новых месторождений полезных ископаемых. Предполагаемое наличие таких месторождений основывается на положительной оценке выявленных проявлений полезного ископаемого при крупномасштабной геологической съемке и поисковых работах. Прогнозные ресурсы оцениваются до глубин, доступных для эксплуатации при современном и возможном в ближайшей перспективе уровне техники и технологии разработки месторождений.

Прогнозные ресурсы категории РЗ учитывают лишь потенциальную возможность открытия месторождений того или иного вида полезного ископаемого при средне- и мелкомасштабном региональном геологическом изучении недр, дешифрировании космических снимков, а также при анализе результатов геофизических и геохимических исследований.

Запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов по их экономическому значению подразделяются на две основные группы, подлежащие раздельному подсчету и учету: балансовые (экономические); забалансовые (потенциально экономические).

Балансовые запасы подразделяются на две группы: запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективно при использовании техники и технологии добычи и переработки сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды; запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам не обеспечивает экономически приемлемую эффективность их разработки из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при специальной поддержке недропользователя со стороны государства в виде налоговых льгот, субсидии и т. п.

Забалансовые запасы также подразделяются на две группы. К первой относятся запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно по горно-техническим, правовым, экологическим и другим обстоятельствам. Ко второй группе относятся запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания полезного компонента, малой мощности тел полезного ископаемого или особой сложности условий их разработки или переработки. Использование запасов этой группы в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы или технического прогресса, обеспечивающего снижение издержек производства. Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их сохранения в недрах для последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.

Оценка балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых производится на основании специальных технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой. В обоснованиях должны быть предусмотрены наиболее эффективные способы разработки месторождений, дана их стоимостная оценка и предложены параметры кондиций, обеспечивающие максимально полное и комплексное использование запасов с учетом требований природоохранительного законодательства.

Приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40 утверждена Классификация эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод. Классификация устанавливает единые для страны принципы подсчета, оценки и государственного учета эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод по степени их изученности и подготовленности для дальнейшего изучения и использования с учетом природоохранных и других ограничений в соответствии с требованиями действующего законодательства. Государственному учету подлежат эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Под эксплуатационными запасами подземных вод понимается такой объем этих вод, который может быть получен на месторождении (участке) с помощью геолого-технически обоснованных водозаборных сооружений при заданных режиме и условиях эксплуатации, а также качестве воды, удовлетворяющем требованиям ее целевого использования в течение расчетного срока водопотреб- ления с учетом природоохранных требований. Под прогнозными ресурсами понимается объем подземных вод определенного качества и целевого назначения, который может быть получен в пределах гидрогеологического региона, бассейнов рек или административного района и отражает потенциальные возможности их использования.

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются и учитываются в кубических метрах в сутки, а пароводяной смеси — в тоннах в сутки. В промышленных водах определяется также количество основных и попутных компонентов

(в тоннах), которое может быть получено на месторождении за расчетный срок его разработки без учета потерь при переработке вод. По месторождениям теплоэнергетических вод и парогидро- терм кроме эксплуатационных запасов оценивается также теплоэнергетическая мощность месторождения (в гигаджоулях в год, мегаваттах, тоннах условного топлива).

Эксплуатационные запасы подсчитываются и учитываются раздельно по каждому типу подземных вод (питьевые, технические, лечебные минеральные, теплоэнергетические, включая пароводяные смеси, промышленные) и направлениям их возможного промышленного использования по данным проведенных на месторождениях гидрогеологических поисково-оценочных и разведочных работ или по опыту эксплуатации действующих водозаборных сооружений на выявленных, осваиваемых либо уже освоенных месторождениях.

Читайте также:  Полезно ли пить черный чай

Прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются на основе общих гидрогеологических представлений, региональных исследований, обобщения и интерпретации имеющихся материалов.

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы дренажных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, а также с использованием недр в других целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат государственной экспертизе и государственному учету. Эти процедуры проводятся для того, чтобы определить возможность их дальнейшего использования, необходимость сброса этих вод и оценить их влияние на окружающую природную среду.

Оценка качества питьевых, технических и лечебных минеральных вод проводится в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих качество воды целевого назначения, отраслевых стандартов, технических условий водопользования, а также с требованиями водопотребляющих организаций. Кондиции на лечебные минеральные воды разрабатываются организациями, специально на то уполномоченными федеральными органами здравоохранения. Оценка качества промышленных и теплоэнергетических вод проводится в соответствии с кондициями, разработанными на основе применения наиболее рациональных и эффективных методов добычи и переработки этих вод с соблюдением требований по их комплексному использованию и охране окружающей природной среды.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления госу-

дарственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора (ст. 31 Закона о недрах).

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Минприроды России на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальные фонды геологической информации на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 215 [1] .

Приказом Минприроды России от 9 июля 1997 г. № 122 было утверждено Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов. Положение устанавливает порядок и условия учета разведанных запасов полезных ископаемых по месторождениям (участкам) в государственном и территориальных балансах, постановки запасов на баланс и их списания с балансов с целью учета состояния минерально-сырьевой базы и рационального использования недр в нашей стране. Требования Положения являются обязательными для организаций, независимо от форм собственности, граждан Российской Федерации и иностранных граждан, осуществляющих на основании лицензий на право пользования недрами поиски, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым Министерством природных ресурсов РФ в соответствии с Законом РФ “О недрах” с целью ежегодного учета состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации и ее субъектов по важнейшим видам полезных ископаемых. Территориальный баланс запасов полезных ископаемых является документом, который готовится территориальным органом управления государственным фондом недр с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующих субъектов

Федерации по всем видам полезных ископаемых, перечисленных в приложении к названному Положению.

Государственный и территориальные балансы запасов составляются на основе государственной отчетности, представляемой пользователями недр в соответствии с названным выше Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, а также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Государственная отчетность пре дета вляется пользователями недр по формам государственного федерального статистического наблюдения.

Балансы запасов должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами. Методика ведения государственного и территориальных балансов определяются Минприроды России.

Балансы запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Российским федеральным фондом геологической информации (Рос- геолфондом) и территориальными фондами геологической информации Минприроды России в субъектах Федерации, осуществляющими формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке. Перечень полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, по которым составляются государственный и территориальные балансы запасов, приведен в приложении 1 к указанному выше Положению.

В государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным Минприроды России, а их количество и качество подтверждены заключениями органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. По твердым полезным ископаемым раздельному учету подлежат балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов, подразделяемые в соответствии с классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов на группы А и В.

По нефти и конденсату учитываются только геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутанам, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только балансовые извлекаемые запасы. По подземным водам раздельно учитываются балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов.

Запасы полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах учитываются по месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам и другим объектам учета) в соответствии со степенью их промышленного освоения и способом отработки пользователями недр, по рудным районам, бассейнам, субъектам Федерации и России в целом.

Подлежащие учету балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых должны быть подсчитаны в соответствии с требованиями по классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Учету подлежат также запасы полезных ископаемых во вскрышных породах, в спецотвалах и других техногенных образованиях. Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых, перспективные и прогнозные ресурсы нефти, газа и конденсата учитываются в балансах на основании апробации их количества и качества Научно-техническим советом Минприроды России.

Постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геологоразведочных работ и разработки месторождений. Основанием для этого являются заключения и протоколы ГКЗ (ЦКЗ) и ТКЗ с учетом заключений органов Госгортехнадзора России. Протоколы ГКЗ, ЦКЗ и I КЗ вместе с геологическими отчетами с подсчетом запасов подлежат представлению в Российский федеральный фонд геологической информации и в соответствующие территориальные фонды геологической информации для использования содержащихся в них данных при подготовке государственного и территориальных балансов, а также для последующего их хранения.

Списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов, утвержденных органами Минприроды России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения. Порядок утверждения и согласования, содержание и оформление документации на списание запасов полезных ископаемых с учета организации определяются Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Минприроды России и Госгортехнадзором России 18 июля, 17 сентября 1997 г. № 121-1, № 28.

В балансах отражаются сведения о происшедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате добычи из недр; потерь при добыче в недрах; добычи из недр и складирования в спецотвалы; прироста или уменьшения в результате геологоразведочных работ; переоценки в связи с пересмотром параметров для подсчета запасов (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату, битумам — коэффициента извлечения); утраты промышленного значения по техникоэкономическим и горно-геологическим причинам; неподтвержде- ния запасов при разработке или последующих геологоразведочных работах; передачи в установленном порядке для использования другому пользователю недр, изменения технических границ и других причин.

Балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых учитываются непосредственно за недропользователем по участкам, на которые выданы в установленном порядке лицензии, или за территориальным органом управления государственным фондом недр по резервному нераспределенному фонду участков недр, на которые не выданы лицензии. Контроль за соблюдением правил ведения государственного учета запасов и отчетности о состоянии и движении запасов в организациях, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, производится органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора в пределах их компетенции.

Первичный учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых и их использования по объектам пользования производится пользователем недр, осуществляющим поиски, оценку, разведку и/или разработку месторождений полезных ископаемых. Формы государственного федерального статистического наблюдения о состоянии, движении и использовании запасов за истекший год представляются пользователями недр в Российский федеральный и территориальные фонды геологической информации Минприроды России, которые обобщают эти формы и представляют их государственным органам управления фондом недр и органам государственной исполнительной власти субъектов Федерации.

У чету и постановке на государственный и территориальные балансы подлежат количественные изменения балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых. Основанием для постановки на баланс указанных запасов и учета их изменения являются заключения органов государственной экспертизы. Постановке на государственный и территориальные балансы из прочих минеральных ресурсов подлежат балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых, добытые из недр и складированные в спецотвалы и запасы полезных компонентов в отвальных хвостах обогатительных производств и в других техногенных образованиях, если они вовлечены в разработку или получили по результатам геологического изучения (доизучения) положительную геолого-экономическую оценку своей промышленной значимости.

Российский федеральный фонд геологической информации (Рос- геолфонд) осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых. I ерриториаль- иые фонды геологической информации ежегодно составляют территориальные балансы запасов полезных ископаемых по объектам, находящимся на территории их деятельности и до 25 апреля представляют их Росгеолфонду. Последний ежегодно представляет Минэкономики России, Госкомстату России, Госгортехнадзору России и Минприроды России сводные данные о разведанных запасах и добыче важнейших полезных ископаемых по Российской Федерации до 1 июля, по углю, нефти и газу — до 1 августа; государственный баланс запасов полезных ископаемых по мере его подготовки и издания; сводные данные по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых — до 1 августа. Кроме того, издания государственного баланса направляются федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере использования и охраны недр.

Рос геолфонд направляет территориальным фондам геологической информации часть изданного государственного баланса запасов полезных ископаемых по территории соответствующего субъекта Федерации, а также заключение по территориальным балансам запасов и формам государственного федерального статистического наблюдения, представленным пользователями недр, об изменениях, внесенных в них при составлении государственного баланса запасов полезных ископаемых. Согласно заключению Российского федерального фонда геологической информации территориальные фонды в свою очередь вносят соответствующие изменения в территориальные балансы запасов, сообщают о них пользователям недр, представившим государственную отчетность, и обеспечивают справочно-информационное обслуживание органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

Порядок государственного учета и государственной регистрации работ по недропользованию регулируется ст. 28 Закона РФ “О недрах”. Эта деятельность тесно связана с ведением государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. Государственный учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением 11равительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726 (п. 22), Министерство осуществляет в установленном порядке выдачу, регистрацию, приостановление действия и аннулирование лицензий на

пользование недрами по всем видам минерального сырья, включая 1

источник

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 6 сентября 2012 г. N 265 г. Москва «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 декабря 2012 г.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418, ст. 3420; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527; N 31, ст. 4155; 2011, N 15, ст. 2018; N 15, ст. 2025; N 30, ст. 4567, ст. 4570, ст. 4572, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7042; N 50, ст. 7343, ст. 7359; 2012, N 25, ст. 3264; N 31, ст. 4322), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 31, ст. 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5149; 2012, N 7, ст. 865; N 11, ст. 1294; N 19, ст. 2440; N 28, ст. 3905), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723; 2008, N 22, ст. 2581, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 38, ст. 4489; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935), приказываю:

Читайте также:  Полезные заготовки на зиму из овощей

1. Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. Признать утратившими силу:

приказ Минприроды России от 14.07.2009 N 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» (зарегистрирован в Минюсте России 2 декабря 2009 г., регистрационный N 15353);

приказ Минприроды России от 19.05.2010 N 172 «О внесении изменения в Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июля 2009 г. N 207» (зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2010 г., регистрационный N 17635).

Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418, ст. 3420; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527; N 31, ст. 4155; 2011, N 15, ст. 2018; N 15, ст. 2025; N 30, ст. 4567, ст. 4570, ст. 4572, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7042; N 50, ст. 7343, ст. 7359; 2012, N 25, ст. 3264; N 31, ст. 4322), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 31, ст. 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5149; 2012, N 7, ст. 865; N 11, ст. 1294; N 19, ст. 2440; N 28, ст. 3905; N 37, ст. 5001), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723; 2008, N 22, ст. 2581, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 38, ст. 4489; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935), Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 215 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1110; 2005, N 33, ст. 3432; 2009, N 18, ст. 2248), Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 651; 2006, N 32, ст. 3570; 2007, N 5, ст. 663; 2009, N 18, ст. 2248), и определяет порядок и условия постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах», с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее — Государственный баланс).

3. На основании статьи 31 Закона Российской Федерации «О недрах», Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

4. Федеральное агентство по недропользованию (далее — Роснедра) осуществляет ведение Государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списание с Государственного баланса.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

6. Запасы полезных ископаемых на Государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

7. Запасы полезных ископаемых учитываются:

за соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

8. На Государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, а также полезных ископаемых, содержащихся в отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

9. Учету на Государственном балансе подлежат:

1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только извлекаемые запасы;

3) по подземным водам и лечебным грязям — балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в ней ценных компонентов, балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей;

4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) — запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;

5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на Государственном балансе;

6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого;

7) запасы полезных ископаемых, складированные в спецотвалах и добытые из них.

10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.

11. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

12. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях:

запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ;

запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных Государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:

соответствующим пользователем недр по участкам недр, предоставленным в пользование для целей геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для целей разведки и добычи полезных ископаемых, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

13. Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

14. Учет изменений запасов полезных ископаемых в Государственном балансе осуществляется Роснедрами в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

15. Роснедра осуществляет составление Государственного баланса в установленном порядке на основании данных:

ежегодной государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных Роснедрами или его территориальным органом;

территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

16. Роснедра подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации:

по твердым полезным ископаемым (кроме угля) в срок до 1 июля года, следующего за отчетным;

по нефти, газу и углю — до 1 августа года, следующего за отчетным.

В срок до 1 ноября года, следующего за отчетным, Роснедра обеспечивает выпуск Государственного баланса по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

источник

Источники:
  • http://studref.com/380839/ekologiya/gosudarstvennyy_kadastr_mestorozhdeniy_proyavleniy_poleznyh_iskopaemyh_gosudarstvennyy_balans_zapasov_
  • http://rg.ru/2012/12/28/zapasi-dok.html