Меню Рубрики

Информатика 2 класс бененсон отбор полезной информации

«Технологическая урока №3 по информатике для второго класса «Отбор полезной информации» по УМК Е.П,Бененсон»

Этапы урока
Материал ведения урока
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока

1
Организационный момент
2 мин
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Личностные УУД:
— формирование навыков самоорганизации
— формирование навыков письма
Коммуникативные УУД:
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

2
Запись домашнего задания.
РТ: с.10-12 №10,11
3 мин
Работа с дневниками

3
Проверка домашнего задания
РТ: с.8 №7
2 мин
-Читают задания, рассказывают, как сделали. Голубая бабочка похожа на цветок Анютины глазки, а черная – на треугольник или моль.

4
Актуализация знаний
РТ: с.9 №9
3 мин
Какие способы восприятия информации человеком вам известны? (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Задание выполняется фронтально с демонстрацией на экране.
Познавательные УУД:
— актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

5
Формулирование темы через исследовательскую деятельность и групповую работу
РТ: с.8-9 №8 + У: с.14 №12
3 мин
Решая данное задание, дети должны самостоятельно определить лишний предмет. Это – холодильник, т.к. холодильник не работает с информацией. По наводящим вопросам: а если изменить цвет, размер или форму холодильника, станет ли он работать с информацией? Дети делают вывод – нет.
Значит существут бесполезная (лишняя) информация.
Личностные УУД:
— развитие памяти и логического мышления:
— актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную характеристику и влияют на жизнь людей.
Познавательные УУД:
— развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
— умение кратко формулировать мысль;
-формирование понятия «Главное».
Коммуникативные УУД:
— умение работать в группах;
— формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

6
Изучение нового материала
У: с.15 №13
5 мин
Рабочие тетради дети закрывают, далее работа с учебником.
Глядя на рисунок, уч-ся отвечаютна вопросы учителя:
— какая информация о речке важна рыбаку?
— какая информация о речке важна пловцу?
Вывод: Чистота речки – полезная информация для обоих объектов, температура воды – бесполезная инф. для рыбака, наличие рыбы – бесполезная информация для пловца.

7
Физминута
2 мин
Выполняют упражнения
Личностные УУД:
— формирование здорового образа жизни

8
Компьютерный практикум
Работа с ЭОР. Программа «В лес за информацией»
Ученики выполняют задания по использованию полезной информации при нахождении растений и ягод в лесу.

Личностные УУД:
— умение работать электронными пособиями;
диалогической речи

11
Итоги урока, рефлексия
Можете ли вы назвать тему урока?
— Вам было легко или были трудности?
— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
— Какое задание было самым интересным и почему?
— Как бы вы оценили свою работу?
Работа с дневниками
Личностные УУД:
— развитие самооценки

  • 00072073-caffcc72
    Размер файла: 53 kB Загрузок: 0

источник

Выбранный для просмотра документ Отбор полезной информации.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Домашняя работа с. 18 задание

Человек получает информацию с помощью органов чувств. Назови их? Соедини линиями источники информации и органы чувств

Осязательная (тактильная) Кожа

Отбор полезной информации Тема урока Информация понятна, Если всем она ясна, Информация ______, Если мне она нужна.

Один предмет не подходит к остальным

Каждый предмет имеет цвет, размер, форму, назначение, устройство… Какую информацию о свойствах предметов ты использовал, а какая оказалось бесполезной? Записная книжка Используют электричество Цвет, размер, форма, назначение Холодильник Связаны с информацией Цвет, размер, форма, назначение Решение 1 2 Не подходит Полезная информация Бесполезная информация

Работа с учебником: с. 15 задание № 13

Исследовательская работа: стр. 16 Маша решила выяснить, какие ягоды растут в лесу. Ознакомьтесь со списком и ответьте на вопросы стр. 16-17

Выбранный для просмотра документ Ур. №3 Отбор полезной информации.docx

Технологическая карта урока. Бененсон Е.П.. Информатика . 2 класс. ФГОС.

Урок 3. Отбор полезной информации.

— рассмотреть органы чувства как приемники информации;

— обсудить свойства предметов и выделение признака, общего для набора предметов;

— ввести понятие: полезная и лишняя информация.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

формирование навыков самоорганизации

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

с. 18 № задание со знаком домика

— Перечислите действия с информацией

— это сведения об окружающем мире

-искать, собирать, передавать, хранить, использовать

Проверка домашнего задания в рабочих тетрадях

с. 12 № задание со знаком домика

Читают задания, рассказывают, как выполняли.

Формулирование темы и целей урока.

— Перечислить органы чувств?

Соедините линиями источники информации и органы чувств

-Расскажите, какую информацию принял каждый орган чувств

Информация понятна,
Если всем она ясна,
Информация ______,
Если мне она нужна.

Соединяют с помощью инструментов презентации

— кожа – осязательную (тактильную)

— умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Объяснение темы + работа с учебником + работа с интерактивной доской

стр. 14 отбор полезной информации

обведите и объясните решения

Какие предметы не подходят к другим?

— Каждый предмет имеет цвет, размер, форму, назначение, устройство…

— Какую информацию о свойствах предметов ты использовал

стр.15 Рассмотрите рисунок. Как ты думаешь, какая информация о речке интересует людей на берегу?

— холодильник – остальные связаны с информацией

— записная книжка – остальные электроприборы

— форма, цвет, размер, назначение

— человека с удочкой: может интересовать много ли рыбы в реке, чистая ли вода

— мальчик собирающийся купаться – теплая ли вода, чистая ли вода, глубокая ли речка, нет ли ям, в которые можно неожиданно провалиться, сильное ли течение

— если информация помогает тере решить поставленную задачу, это полезная информация

— развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей

— формирование здорового образа жизни

.Программа «В лес за информацией»

Дети сопоставляют текстовую информацию с графической.

— развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

— умение кратко формулировать мысль

— умение обрабатывать информацию

развитие навыков исследования, закрепление навыков групповой работы,

— формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Можете ли вы назвать тему урока?

— Вам было легко или были трудности?

— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

— Какое задание было самым интересным и почему?

— Как бы вы оценили свою работу?

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Учитель приветствует детей.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

формирование навыков самоорганизации

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Проверка домашнего задания.

Давайте выполним задание 9 на стр. 9.

Рассказывают о проделанной работе. О трудностях. Рассуждают, отвечают на вопросы. Соединяют органы чувств и источники информации.

Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Посмотрите на рисунок. Один предмет не подходит к остальным. Запиши этот предмет на стр. 8 № 8, и объясни свое решение.

Дети анализируют, сравнивают полученную информацию. Записывают ответ.

Этап постановки учебной задачи

Назовите тему и цель урока.

«Отбор полезной информации», цель: узнать, какая информация называется полезной.

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-актуализация сведений из личного опыта

элементов управления компьютером

умение структурировать знания;

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Каждый предмет имеет цвет, размер, форму, назначение, устройство… Какую информацию о свойствах предметов ты использовал, а какая оказалась бесполезной?

Заполняют пропуски в таблице на стр. 9.

Этап реализации построенного проекта.

Информацию можно собирать в школе, дома, в библиотеке, в лесу, на берегу маленькой речки…Разных людей интересует разная информация.

Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, какая информация о речке интересует людей на берегу?

Выполняют задание, объясняют свое решение. Приводят примеры.

— умение слушать и исправлять ошибки других

— умение кратко формулировать мысль

— умение приводить примеры из личного опыта

— одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) в целях выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Предлагает разбиться на МГ.

Маша решила выяснить, какие ягоды растут в ближайшем лесу. Выбрала из книги информацию о лесных ягодах и записала ее в блокнот в виде таблицы. Блокнот она взяла с собой в лес. Давайте посмотрим, что она записала на стр. 10 задание №10

Используя информацию из таблицы, определяют, как называются растения. Поиск информации, которую использовали для определения названия растений.

Выполнение физических упражнений.

понимание важности ведения здорового образа жизни

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Индивидуальные консультации, оказании помощи при затруднениях.

Работа на компьютере. Выполняя задания программы, ученик должен:

· Найти все растения, спрятанные на экране, и выяснить, как они называются.

· Найти ответ на вопрос: «Какая информация (какая часть описания) помогает отличить данное растение от других?»

· Поднять руку, когда на экране появятся слова: «Позови учителя».

— отбор информации, необходимой для решения учебной задачи

— сбор информации, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования.

Записывают домашнее задание в дневник

формирование навыков самоорганизации

— формирование навыков письма

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-Какая информация называется полезной, бесполезной?

Оцените вашу работу на уроке с помощью шкалы рефлексии.

источник

Третий урок содержательно-методической линии «Информация и информационные процессы». Подойдет для работы с 2, 3 и 4 классами. Архив содержит раздаточный материал и Домашнее задание. Разработано на основе УМК «Информатика и ИКТ» Паутова, Бененсон.

Витя живет в небольшом поселке, утопающем в зелени.

а) Рассмотри рисунок, какую информацию ты можешь получить о его доме? (ответы, если необходимо, запиши на обратной стороне)

b ) Дополни рисунок так, что бы из него мог получить информацию:

Художник, который собирается рисовать этот дом акварельными красками.

Миша, которого Витя пригласил в гости.

Витя живет в небольшом поселке, утопающем в зелени.

а) Рассмотри рисунок, какую информацию ты можешь получить о его доме? (ответы, если необходимо, запиши на обратной стороне)

b ) Дополни рисунок так, что бы из него мог получить информацию:

Художник, который собирается рисовать этот дом акварельными красками.

Миша, которого Витя пригласил в гости.

Конспект урока по «Информатике и ИКТ»

Тема: Отбор полезной информации. Практическая работа в текстовом редакторе №1.

Рассмотреть органы чувств как приемники информации.

Обсудить свойства предметов и выделение признака, общего для набора предметов.

Ввести понятия: полезная и лишняя информация.

Оборудование, наглядные пособия: интерактивная доска, мультимедиа презентация, ПК, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядно- демонстрационный

Организационный момент (2 мин)

Повторение и закрепление материала (15 мин)

Объяснение нового материала (15 мин)

Практическая работа на пк (10мин)

2. Повторение и закрепление материала.

№1. Человек получает информацию с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, языка, кожи.

Дети находят картинки источников информации (радиоприемник, костер, чеснок, духи).

Соедини линиями источники информации и органы чувств, которые информацию принимают.

Органы чувств Источники информации

Соединяем названия органов чувств с источниками информации.

Расскажи, какую информацию принял каждый орган чувств.

Объясняя свои решения, дети рассказывают:

Какую информацию, о каком свойстве предмета – источника информации принимает каждый соединенный с ним орган чувств;

Каковы главные свойства предметов – источников информации, и через какие органы чувств человек принимает информацию о главных свойствах.

Человек получает информацию, передаваемую по радио через уши. Глаза принимают информацию об устройстве и внешнем виде радиоприемника. Уши принимают информацию о качестве звука.

Глаз может принять информацию о том, что недалеко (или, наоборот вдали) горит костер, о том, яркий ли этот костер, о его величине, о цвете огня, о наличии или отсутствии заметного дыма. В темноте глаз принимает информацию о том, что костер освещает все вокруг.

Кожа тоже узнает о существовании поблизости костра – рядом с ним жарко.

Нос почувствует запах дыма костра (в этом случае орган обоняния может обнаружить костер самым первым).

Главные свойства костра, связанные с его назначением, — яркость и выделяемое тепло. Соответствующая информация принимается глазами и кожей. Но и другие рассмотренные свойства важны: они тоже влияют на то, как костер выполняет свое предназначение – согревать и освещать окружающее пространство

Главные свойства чеснока, воспринимаемые органами чувств, — вкус (язык) и сильный запах, даже на расстоянии (нос). Глаза воспримут характеристики внешнего вида (цвет, размер, число долек, чистый или грязный). Часть этих характеристик воспримет кожа.

Информацию о главном свойстве духов – запахе – мы получаем через нос. Информацию о размере флакона мы получаем с помощью глаз или кожи (ладони); через глаза принимаем другую информацию, связанную с дизайном.

Обсуждаем, что больше всего информации человек воспринимает при помощи зрения.

3. Объяснение нового материала

№2. Один предмет не подходит к остальным!

А. Какой и почему? Сколько решений ты нашел?

В. Каждый предмет имеет цвет, размер, форму, назначение, устройство… Какую информацию о свойствах предметов ты использовал, а какая оказалась бесполезной? Заполни пропуски в таблице.

источник

ИНФОРМАТИКА 2 КЛАСС. Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова. Методическое пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное

1 Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова ИНФОРМАТИКА 2 КЛАСС 2-е издание, исправленное и дополненное Методическое пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации Москва Академкнига/Учебник 2007

2 УДК ББК Б 46 Введение Читая данное методическое пособие, обращайте внимание на значки: дополнительная информация для учителя; только для тех, кто использует на уроках компьютер; только для тех, кто не использует на уроках компьютер; рекомендуется в качестве домашнего задания. Б 46 Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. [Текст] : 2 кл. Методическое пособие : первый год обучения / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова Изд. 2-е, испр. М., Академкнига/Учебник, с. ISBN Методическое пособие содержит: программу курса для второго класса, общие пояснения по построению учебника, сведения о курсе для начальной школы в целом, краткую характеристику разных способов использования учебника с компьютером и без него, подробный поурочный комментарий к заданиям и другую инфор-мацию. Рассчитано на учителей начальной школы и преподавателей информатики. Рассматриваемый учебник информатики является первым из трех учебников для начальной школы (2 4 классы), обучение по которым имеет целью формирование у учащихся первоначальных представлений об обработке информации, приобретение первых навыков целенаправленной работы с информацией и общения с компьютером. Программа курса для начальной школы, в соответствии с которой разработан данный учебник, предусматривает обучение младших школьников информатике на пропедевтическом уровне по следующим направлениям: 1. Информационная картина мира. 2. Компьютер универсальная машина для обработки информации. 3. Алгоритмы и исполнители. 4. Объекты и их свойства. 5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность. Работа по названным направлениям в течение всех лет начального обучения информатике со второго по четвертый класс идет параллельно и во взаимосвязи. Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, 2003, изд. 2-е 2005 Издательство «Академкнига/Учебник», 2003, изд. 2-е

Читайте также:  Молочный напиток тан чем полезен

3 Программа 2-й класс (34 часа) Информационная картина мира (10 ч.) Понятие информации Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи. Обработка информации Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьютером. Черный ящик. Входная и выходная информация (данные). Кодирование информации Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шрифтах замены. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации. Двоичное кодирование черно-белого изображения. Компьютер универсальная машина для обработки информации (10 ч.) Фундаментальные знания о компьютере Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации. Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски). Подготовка к знакомству с системой координат монитора. Адрес клетки на клетчатом поле. Определение адреса заданной клетки. Поиск клетки по указанному адресу. Гигиенические нормы работы за компьютером. Практическая работа на компьютере 1 Понятие графического интерфейса. Запуск программы с рабочего стола, закрытие программы. Выбор элемента меню с помощью мыши. Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter. Алгоритмы и исполнители (11 ч.) Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма. Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными исполнителями (при наличии компьютера). Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма. Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков. Подготовка к изучению условных алгоритмов: истинные и ложные высказывания. Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если. то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый». Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств. Объекты и их свойства (2 ч.) Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Признак, общий для всех предметов из набора, кроме одного. Поиск лишнего предмета. Выявление закономерности в последовательностях. Продолжение последовательности с учетом выявленной закономерности. Описание предметов. Поиск предметов по их описанию. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч.) Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения 1 Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса. 4 5

4 к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе. Общие рекомендации и пояснения Требования к подготовке учеников на конец первого года изучения информатики (конец 2-го класса) Учащиеся должны иметь представление: о понятии «информация»; о многообразии источников информации; о том, как человек воспринимает информацию; о компьютере как универсальной машине, предназначенной для обработки информации; о назначении основных устройств компьютера; о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа набор таких правил; об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели; о двоичном кодировании текстовой информации и чернобелых изображений. Учащиеся должны знать: правила поведения в компьютерном классе, названия и назначение основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память). Учащиеся должны уметь: приводить примеры источников информации; приводить примеры работы с информацией; приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон); приводить примеры полезной и бесполезной информации; запускать программы с рабочего стола; выбирать нужные пункты меню с помощью мыши; пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Enter, вводить с клавиатуры числа; составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей; с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы их решения; определять истинность простых высказываний, записанных повествовательным предложением русского языка. Учебно-методический комплект предусматривает два варианта преподавания информатики во втором классе: без компьютера (все задания выполняются в учебнике или тетради в клетку) и с использованием компьютера (на основе специально разработанных программ). В соответствии с этим, в состав комплекта входят: учебник (в форме учебника-тетради); данное методическое пособие; диск, содержащий программы компьютерной поддержки учебника приложения Windows (начиная с Windows 95). Методическое пособие к диску с программами компьютерной поддержки учебника. В программах предусмотрен простой интерфейс «Пользователь-компьютер». Программы компьютерной поддержки необходимы для приобретения практических навыков работы на компьютере параллельно освоению текущего материала. В учебнике предусмотрены задания, которые могут выполняться как в учебнике и/или тетради в клетку, так и на компьютере (работа с программой компьютерной поддержки), что обычно предпочтительнее. Учитель может также организовать комбинированное выполнение задания частично в учебнике и/или тетради в клетку, частично на компьютере. Учебник состоит из двух частей. Каждая часть рассчитана на полугодие. Часть I содержит: главу ИНФОРМАЦИЯ (рассчитана на первую четверть); главу УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА (рассчитана на вторую четверть); раздел ТВОИ УСПЕХИ, предназначенный для контроля и самоконтроля усвоения материала первого полугодия; 6 7

5 раздел ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ; заключительное задание на развороте с. 80-обложка. Часть II содержит: главу АЛГОРИТЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ (она рассчитана на третью и четвертую четверти); раздел ТВОИ УСПЕХИ, предназначенный для контроля и самоконтроля усвоения материала за год; раздел ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Основная организация преподавания один урок еженедельно. Каждый урок рассчитан на пять заданий в первой части учебника и на четыре задания во второй части. Последнее задание урока (пятое в первой части и четвертое во второй) рекомендуется в качестве домашнего задания. Около него в учебнике стоит специальный знак с изображением домика. Иногда его выполнение возможно на уроках по другим предметам (ИЗО, Окружающий мир). Предпоследнее задание урока может выполняться на компьютере (отводится 15 минут, что отвечает санитарным нормам). В начале такого задания стоит знак с изображением компьютера, рядом название программы, под руководством и во взаимодействии с которой оно выполняется. Вся необходимая информация о программах, об их использовании на уроках, целях каждой практической работы за компьютером приведена в методическом пособии к диску с программами компьютерной поддержки учебника. При планировании уроков обратите внимание на Дополнительные задания в конце каждой части учебника и на пояснения к ним. Они посвящены тем же целям, что и основные задания, но обычно имеют более высокий уровень сложности. На уроках ученику необходимо иметь: учебник, тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши, ластик, синюю ручку. Комментарии к первой части учебника ПОЯСНЕНИЯ К ГЛАВЕ ИНФОРМАЦИЯ Важной задачей школы и, особенно курса информатики, является обучение работе с информацией. В данном курсе обучение начинается с рассмотрения в этой главе понятия информации, источников информации, поиска, передачи, хранения и обработки информации. В дальнейшем рассматривается компьютер как универсальная машина для обработки информации, обменивающаяся информацией с человеком. В третьем и четвертом классах обсуждаются различные способы организации информации, рассматривается оценка количества информации. УРОК 1 Тема: Информация, источники информации. 1. Первое знакомство с предметом и учебником. 2. Знакомство с происхождением слова «информатика», с понятием «информация», с ее источниками. 3. Первый опыт осознанной работы с информацией. Используемый материал учебника: «Обращение к ученику» (на второй странице обложки), знаки-помощники (там же), задания 1 5. Комментарий к вступительной беседе Учитель проводит вступительную беседу, используя «Обращение к ученику». В конце беседы учитель предлагает детям посмотреть на знаки-помощники и сообщает, что такие знаки будут часто встречаться в учебнике и на них следует обращать внимание. Комментарий к заданию 1 Прочитав первое предложение, учитель ждет ответа учеников, что слово «информатика» производное от слова «информация». 8 9

6 Термин «информатика» возник в 60-е годы как гибрид слов «информация» и «автоматика» для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных. Информатику связывали, прежде всего, с использованием компьютеров. Изменения в подходе к формированию научной картины мира и превалирующий характер информационной составляющей в профессиональной деятельности человека привели к расширению предметной области информатики и выдвижению на первый план информации. Поэтому название предмета информатика в учебнике рассматривается только как производное от слова «информация». Школьники рассматривают рисунок и прочитывают высказывания персонажей об информации, о ее источниках. Отвечая на вопросы, пересказывают прочитанное и, возможно, добавляют свое (например: информацию дети получают от родителей, друзей. ; наблюдение за цветами позволяет узнать, когда они раскрываются и закрываются; из книг можно получить информацию о древних и современных животных, о звездах, о войнах, о далеких странах). Дети могут высказывать любую точку зрения, но не стимулируйте их здесь: они еще будут высказывать свое мнение об информации, ее источниках. Понятие информации относится к числу первичных, не определяемых через другие понятия. Ко второму классу ученики уже сталкивались с первичными понятиями прямая, число и т.д., имеющими всегда один и тот же смысл. Информация относится к контекстным понятиям (придаваемый таким понятиям смысл не однозначен, зависит от ситуации). Существуют разные подходы к понятию информации. В учебнике рассматриваются только те информационные процессы, в которых принимает участие человек. Информация рассматривается с учетом ее содержания, смысла (семантический подход). Информация обсуждается в контексте ее источников и понимается как сведения об окружающем мире, сигналы, сообщения о происходящих в нем процессах, получаемые человеком или техническими системами. Комментарий к заданию 2 Рассмотрим возможные ответы. Из телеграммы Вера получила информацию о том, что Маша просит встретить ее 7 сентября. От Коли что он хочет играть с ней в прятки. По телевизору информацию о погоде на завтра. (Если ученики начнут делать предположения и выводы, например, о том, что завтра нужно будет взять зонт, выходя из дому, объясните им, что это не информация, полученная по телевизору, а результат обдумывания информации). Ответив на вопросы, дети в свободной форме рассказывают об информации, получаемой дома, о ее источниках. Внимание детей обращается на знак i примерно так: «Ребята! Посмотрите на небольшой круг с латинской буквой внутри 1. Это один из знаков-помощников, которые мы видели на обложке. Этот знак в нашем учебнике (и не только в нем, но и во многих книгах) означает, что рядом текст, который надо обязательно внимательно и вдумчиво прочесть. Давайте так и поступим». Комментарий к заданию 3 a. Понять, здоров ли малыш, маме помогает информация о его поведении: обычное оно или нет, весел ли он, вовремя ли засыпает, спокойно ли спит, хорошо ли ест. Проверить, здоров ли ребенок, можно с помощью градусника. Мама может получить эту информацию в результате своих наблюдений (источник информации сам малыш), от врача или медсестры, от воспитательницы детского сада или яслей. 2 b. Дети могут сказать, что информацию они получают на всех уроках, или назвать конкретные уроки. Источники информации на уроках: учителя, учебники, одноклассники. Комментарий к заданию 4 Разглядывая клавиатуру, дети могут заметить, что она содержит много клавиш с разными надписями, что есть русские буквы и нерусские (возможно, дети знают: латинские или английские), есть цифры, математические знаки и знаки препинания, стрелки и некоторые другие клавиши. На четырех расположенных рядом клавишах, выделенных на рисунке, ученики на клавиатуре компьютера увидят стрелки ( ). Они воспроизводят их на рисунке. Можно объяснить детям, что стрелки помогают указывать нужное место экрана. На пятой выделенной клавише ученики на клавиатуре компьютера увидят слово Enter. Когда кто-нибудь из учеников 1 Если дети уже учат английский язык, то лучше сказать, что это английская буква (первая буква слова information информация). 2 Дети могут дать любые ответы, они могут быть не похожи на приведенные здесь. Важно, чтобы они продемонстрировали понимание понятия источники информации

7 назовет его или скажет, что на клавише какое-то слово, учитель попросит воспроизвести на рисунке это слово или его первые две буквы. Затем расскажет, что можно нажать много клавиш с буквами, цифрами и т.п., но, пока не нажмешь клавишу Enter, компьютер не будет работать с набранной информацией (Enter в переводе с английского означает «вход», или «ввод»). Выделенные клавиши играют огромную роль при подготовке текста и, особенно, в диалоге с компьютерными программами. При наборе текста нажатие клавиши Enter приводит к принудительному переводу строки (переход к следующему абзацу). Стрелки позволяют (при самостоятельном применении и совместно с функциональными клавишами) передвинуть курсор (метку на экране) в любое место текста к нужному символу, слову, строке, абзацу. Нажатием Enter программе сообщают, например, что нужно открыть выбранный файл (документ, программу на диске) или ввести в действие выбранные параметры работы программы. Комментарий к заданию 5 Предлагая выполнить задание дома (или на уроке ИЗО), предварительно подчеркните, что рисунки надо раскрашивать в соответствии с информацией из рассказа М.М. Пришвина. а. В соответствии с условием задания (одна речка в поле, а другая в лесу) и информацией из рассказа на первом рисунке (с.6) показана речка в поле, а на втором (с. 7) в лесу. Примерные названия первого рисунка «Голубая речка», «Поле», «Речка в поле», а второго «Черная речка», «Лес», «Речка в лесу». На с. 6 дети раскрашивают цветы возле речки разными цветами и дорисовывают рисунок согласно своим представлениям о поле. На с. 7 дети раскрашивают цветы возле речки желтым и дорисовывают рисунок согласно своим представлениям о лесе. b. Для завершения рисунков используется не вся информация, содержащаяся в рассказе М.М. Пришвина. Ребенок, полагавший, что он использовал всю информацию, поймет свою ошибку, когда будет выполнять задание c. c. Информация о том, что автор любит речки, для завершения рисунков не используется. При проверке выполнения задания ученики рассказывают, как они назвали рисунки и почему, как раскрасили цветы и почему, что еще нарисовали. Затем отвечают на вопросы заданий b и c. УРОК 2 Тема: Работа с информацией. 1. Целенаправленная работа с информацией. 2. Знакомство с правилами работы за компьютером. Используемый материал учебника: задания Комментарий к заданию 6 Следы на верхнем рисунке: барсука, лисицы, волка (слева направо). Получить информацию о том, чей след на каждом из верхних рисунков, можно, сравнивая следы по форме и размеру между собой и с лапами зверей. По выполнению задания учитель отмечает, что о получении информации много говорилось, но информацию не только получают, но и ищут, собирают, передают, хранят, используют (см. текст со знаком i ). Комментарий к заданию 7 Работа начинается с чтения общей части задания. а. Первое правило обращено к первому слева ребенку, второе и третье ко второму, четвертое к третьему и пятое к последнему ребенку. b. Выслушав мнение детей, учитель подводит итоги: правила работы за компьютером очень важно соблюдать для того, чтобы не навредить своему здоровью, и для того, чтобы не испортить компьютер. Внимание! Задание необходимо всем, а не только тем, кто использует на уроках компьютеры, хотя бы потому, что у некоторых детей компьютеры могут быть дома, кто-то использует компьютер в клубе и т.п. Комментарий к заданию 8 a. Информацию хранят: книга, компьютер, карта, дневник школьника. b. Информацию передают: телефон, радиоприемник, а также компьютер. c. Хранить информацию одно из назначений компьютера. Он способен хранить больше информации, чем все книги школьной библиотеки! Компьютеры используются и для передачи информации (дети могут знать об электронной почте). d. Записная книжка, фотография и т.д. Комментарий к заданию 9 Выполняется учениками самостоятельно в учебнике или за компьютером (в программе «В лес за информацией»)

8 a. Дети сопоставляют текстовую информацию (пункты списка из блокнота Маши) с графической (рисунки цветов). Учитель объясняет, как организовать выполнение задания: «Прочтите первое описание растения. Рассмотрите рисунки и решите, какой из них подходит к этому описанию. Запишите рядом с рисунком цифру 1. Перейдите к следующему описанию и так до конца списка». В результате выполнения задания получится: 1 герань. (Только у нее на рисунке 5 лепестков.) 2 купальница. (Много лепестков также у ромашки и нивяника. Но на бубенчик больше всего похож цветок купальницы, и крупные рассеченные листья тоже у купальницы.) 3 нивяник. (Много язычков по краям у цветков обоих оставшихся растений и у ромашки, и у нивяника. Но один цветок на стебле только у нивяника. Листья нивяника также подходят под данное описание.) b. Раскрашивая рисунки с изображением герани, нивяника и купальницы, дети используют информацию из блокнота Маши. При раскраске ромашки они руководствуются своими знаниями, полученными из наблюдений или из курса «Окружающий мир». Комментарий к заданию 10 Следует предварительно обратить внимание детей, что ответы на все вопросы задания они найдут в тексте рассказа М.М. Пришвина. Рисунок носит иллюстративный характер. a. Голубая бабочка похожа на цветок «анютины глазки». (Дети подчеркивают зеленым.) b. Черная бабочка становится как моль треугольником. (Дети подчеркивают красным.) c. М.М. Пришвин собирал информацию о бабочках, наблюдая за природой. (Следует ожидать подобный ответ, особенно учитывая, что в предыдущем задании Маша собирала информацию о цветах, наблюдая за природой). Если ребенок не догадается, что ответить, он найдет этот ответ, выполнив или хотя бы прочитав задание d. Если кто-нибудь даст иной ответ (например: черпал информацию из других книг), следует обратить внимание на стиль рассказа, демонстрирующий, что писатель любит природу и наблюдает за ней. d. В рамках данного домашнего задания выполнять необязательно. Подобное задание можно предложить на уроке «Окружающего мира». Рисунки, предусмотренные заданием, можно сделать на уроке ИЗО. УРОК 3 Тема: Отбор полезной информации. 1. Рассмотреть органы чувств как приемники информации. 2. Обсудить свойства предметов и выделение признака, общего для набора предметов. 3. Ввести понятия: полезная и лишняя информация. Используемый материал учебника: задания Комментарий к заданию 11 а. Дети находят источники информации (посередине, сверху вниз: радиоприемник, костер, чеснок, духи) и соединяют их с органами чувств, представленными остальными рисунками. Из жизненного опыта и курса «Окружающий мир» ученики знают, что глаза видят (зрение), уши слышат (слух), нос чувствует запах (обоняние), язык ощущает вкус, кожа (в том числе, на ладони и на колене) чувствует тепло или холод, шероховатость или гладкость предмета, его твердость или мягкость (осязание). Каждый источник информации на рисунке можно соединить с двумя или более органами чувств. b. Объясняя свои решения, дети рассказывают: 1) какую информацию, о каком свойстве предметаисточника информации принимает каждый соединенный с ним орган чувств; 2) каковы главные свойства предметов-источников информации, и через какие органы чувств человек принимает информацию о главных свойствах. Человек получает информацию, передаваемую по радио, через уши. Это главное. Глаза принимают информацию об устройстве и внешнем виде радиоприемника. Уши принимают информацию о качестве звука. Глаз может принять информацию о том, что недалеко (или, наоборот, вдали) горит костер, о том, яркий ли этот костер, о его величине, о цвете огня, о наличии или отсутствии заметного дыма. В темноте глаз принимает информацию о том, что костер освещает все вокруг. Кожа тоже узнает о существовании поблизости костра рядом с ним жарко. Если у костра есть дым, то его запах почувствует нос (в этом случае нос может обнаружить костер первым). Главные свойства костра, связанные с его назначением, яркость и выделяемое тепло. Соответствующая информация принимается глазами и кожей. Но и другие рассмотренные 14 15

Читайте также:  Полезны ли рисовые хлопья

9 свойства важны: они тоже влияют на то, как костер выполняет свое предназначение согревать и освещать окружающее пространство. Главные свойства чеснока, воспринимаемые органами чувств, вкус (язык) и сильный запах, даже на расстоянии (нос). Глаза воспримут характеристики внешнего вида (цвет, размер, число долек, чистый или грязный, или немного загрязненный ). Часть этих характеристик воспримет кожа. Если очищенный чеснок потрогать, кожа ощутит жжение. Информацию о главном свойстве духов запахе мы получаем через нос. Информацию о размере флакона мы получаем с помощью глаз или кожи (ладони); через глаза принимаем другую информацию, связанную с дизайном. Комментарий к заданию 12 Главные решения: 1 1. Холодильник не подходит к остальным предметам (они связаны с информацией). 2. Записная книжка не подходит к остальным предметам (они электроприборы). Используется информация об устройстве предметов (содержится на рисунке и отвечает жизненному опыту ребенка). Комментарий к заданию 13 Познакомившись с текстом, ученики рассматривают рисунок и определяют, какая информация о речке могла бы интересовать людей, изображенных на ее берегу. Человека с удочкой может интересовать: много ли рыбы в реке, какая рыба в реке (названия, крупная ли), чистая ли вода, не загрязнена ли химикатами, из-за которых рыбу вредно есть). Человека, собирающегося купаться (он под деревом), интересует: теплая ли вода, чистая ли вода (вдруг здесь нельзя купаться, потому, что большие шансы подхватить тяжелую инфекцию или же покрыться аллергической сыпью из-за химикатов), глубокая ли речка, нет ли ям, в которые можно неожиданно провалиться, сильное ли течение. По результатам наблюдения в течение нескольких заданий делается вывод о полезной информации (см. i, с.15). 1 Не исключено, что дети найдут и другие решения. Но эти два решения здесь важны. Оба обязательно обсуждаются. Если какое-то из двух решений никем в классе не будет найдено (что вряд ли), к нему следует подвести. Именно на эти решения рассчитана таблица, заполняемая при выполнении пункта b. Комментарий к заданию 14 Выполняется учениками самостоятельно в учебнике или за компьютером (в программе «В лес за информацией»). a. Дети сопоставляют текстовую информацию (в таблице из блокнота Маши) с графической (рисунками растений). Объясните, как организовать работу: «Прочтите внимательно все, что написано в первой строке таблицы. Вы узнаете, какие листья, цветы и ягоды у брусники. Рассмотрите рисунки и решите, какой из них подходит к описанию брусники. Напишите под ним слово «брусника» и раскрасьте ягоды. Затем приступайте к чтению второй строки и выбирайте рисунок, подходящий к описанию голубики. И так до конца таблицы». Ответ: 1 земляника; 2 голубика; 3 брусника; 4 черника. b. При определении названия нарисованного кустика недостаточно использовать информацию о листьях, т.к. для двух кустиков она одна и та же. Поэтому подчеркивается информация и о листьях, и о цветах (но не об их цвете и не о цвете ягод). Комментарий к заданию 15 1 a. Ученик продумывает, какую информацию он может получить из рисунка как о самом доме, так и его местоположении. Например: дом одноэтажный, имеет не менее двух окон, на которых висят занавески, красивое крыльцо, перед входом две ступеньки, слева от дома палатка, в которой продаются фрукты, справа дерево с большим дуплом, перед домом скамейка. Ребенок ничего здесь не придумывает; так не является информацией, получаемой из рисунка, характеристика внутреннего убранства дома, его история, имена тех, кто там живет (помимо Вити). b. Почтальона интересует название улицы и номер дома. Ребенок придумывает их и записывает на рисунке. Под номер дома на рисунке отведено специальное место. Художника, который будет рисовать дом красками, интересуют цвета. Дети раскрашивают дом как считают нужным. Мише необходимо знать номер автобуса. На рисунке имеется автобусная остановка, и ребенку остается вписать на нее придуманный им номер. Кроме того, Мише нужна та же информация, что и почтальону. Полезны для него какие-нибудь приметы, отличающие дом и сад от других домов в поселке 1 Возможно также выполнение задания 15 на уроке ИЗО

10 (например: голубятня, флюгер, огромный дуб в саду все, что сочтет нужным с этой целью нарисовать ребенок). 2. Дети по аналогии с помощью стрелок показывают, как заменены следующие три буквы слова. Затем в пустые клетки записывают пропущенные пять букв шифра. 3. Выясняется, почему буква Я заменяется буквой В. (Алфавит считается записанным по кругу, и поэтому В оказывается третьей после Я). Ответ: ЛРЧСУПГЩЛВ (подчеркнуты пропущенные буквы). УРОК 4 Тема: шифры перестановки и замены. 1. Ввести понятие информационного шума. 2. Познакомить с некоторыми приемами шифрования. Используемый материал учебника: задания Комментарий к заданию 16 a. Дети обводят на рисунке все, что мешает заниматься математикой (например: книгу со сказками, огромные банты, отвлекающие от дела сидящих за их хозяйками мальчиков), обмениваются мнениями, знакомятся с понятием «информационный шум». Комментарий к заданию 19 a. ВКЛЮЧИ КОМПЬЮТЕР. b. Дети придумывают и используют свои шифры замены, работая в учебнике или за компьютером (в программе «Кодирование текста»). Одну русскую букву можно заменить: другой русской буквой; латинской (английской) буквой или буквой любого языка, b. Источники информационного шума: включенные радио, известного ребенку; телевизор или магнитофон, брат или сестра, пришедшие поговорить, лишние предметы на столе, домашние животные, громко разговаривающие родители или гости и т.д. c. Меры по уменьшению информационного шума: выключить радио, телевизор, магнитофон, убрать лишние предметы со стола, попросить брата или сестру подойти позднее и т.д. Комментарий к заданию 17 Учитель рассказывает об истории появления первого числом, в котором количество цифр одинаково для всех заменяемых букв (например, каждая буква заменяется ее номером в алфавите, увеличенным на 10) 1 ; геометрической фигурой; рисунком. Единственное требование: разным заменяемым буквам отвечают разные символы. 2 Комментарий к заданию 20 шифра (можно прочитать начальный текст). a. Источники информации о битве под Москвой, которые a. Учитель демонстрирует работу с шифром «Сциталь» с выбрали изображенные на рисунке учащиеся, это книги и помощью шестигранного карандаша, обращая внимание детей компьютер. Другие источники: кинофильмы, статьи в газетах на то, что буквы поменялись местами. и журналах, теле- и радиопередачи, музеи, панорамы, карты b. Самостоятельное шифрование и расшифровка у многих битвы, рассказы очевидцев (бабушек или прабабушек, дедушек учеников может не получиться. Учитель помогает всем, у кого или прадедушек, их друзей и знакомых, других родственников, возникли трудности. ветеранов, приглашенных в школу, в клуб. ) и т.д. c. Шифр «Сциталь» является шифром перестановки, b. Ученики находят и подчеркивают в тексте абзац о подвиге 28 потому, что основан на перестановке букв. бойцов дивизии под командованием генерала Панфилова. Комментарий к заданию 18 a. Из текста задания, дети поймут, почему шифр Цезаря 1 Если ребенок использует числа с разным количеством цифр, надо посмотреть, как он шифрует свое сообщение. Если между числами будут пробелы или, например, запятые, это шифр замены: каждая буква заменяется другой буквой. то можно считать, что все нормально. В противном случае хорошо бы показать ему и другим b. Рекомендуемая методика выполнения задания по детям неоднозначность такого шифра. Например, если буква заменяется ее номером в завершению шифрования слова ИНФОРМАЦИЯ: алфавите, то можно предложить детям расшифровать запись 121. Что это: АБА, АУ или КА? Можно подобрать и разные полные слова, шифруемые одинаково, такие как: АБАК (первое 1. Учитель обращает внимание учеников, как с помощью счетное устройство см. Дополнительные задания) и КАК, шифр обоих стрелки на записи алфавита в учебнике показана замена 2 Замена одной буквы несколькими не рассматривается, т.к. по заданию во втором буквы И на букву Л. столбце ребенок должен писать свой алфавит, а не набор кодов в общем смысле

11 УРОК 5 Тема: Двоичное кодирование текстовой информации. 1. Ввести понятие двоичное кодирование информации, показать его принцип. 2. Показать двоичное кодирование слов, ввести понятие пробел и показать его код. Используемый материал учебника: задания Комментарий к заданию 21 a. Учитель объясняет как нулями и единицами можно кодировать нити из бусин двух видов (в учебнике дан пример). Дети завершают раскраску бус, приведенных в качестве примера, так, чтобы они отвечали новому коду. В итоге нить должна выглядеть так: голубая бусина, белая, голубая, белая, белая, голубая, белая, голубая. b. Учитель показывает бусины четырех форм, нарисованные в учебнике, и спрашивает, можно ли обозначать каждую бусину нулем или единицей. Нельзя, так как разных бусин больше двух. В силу этого, каждую бусину будем обозначать набором из двух цифр: 00, 01, 10, 11. Бусы, которые дорисовывают дети, должны получиться такими: эллипс, квадрат, круг, треугольник, круг, квадрат, эллипс. Комментарий к заданию 22 а. Буква М заменена цифрой 1, буква А цифрой 0. b. Предшествующее задание с бусинами поможет детям догадаться, что каждую букву можно обозначать не одной цифрой, а двумя. Возможно, некоторые дети уже догадаются, что цифр надо больше, т.к. символов много. Обсуждается вопрос комикса: «Можно ли закодировать все нужные символы с помощью 0 и 1?» (Можно, если для кодирования каждого символа использовать набор из нескольких нулей и единиц.) Вводится «двоичный код символа» (см. i ). В персональных компьютерах используются разные национальные восьмибитовые кодовые таблицы, в которых каждому из 256 кодируемых символов отвечает свой код из восьми двоичных символов (т.е. 0 и 1). Практически они имеют общую структуру: Первые 32 кода (с 0 по 31) отданы командам (перевод строки, звонок и др.) или/и специальным символам (например:, ноты). Коды с 32 по 127 распределены одинаково во всех таблицах. Эта часть взята из кодовой таблицы ASCII (American Standard Code for Information Interchange Американский стандарт кодов для обмена информацией). Вторая половина таблицы используется по-разному. Чаще всего здесь все прописные и строчные буквы национального алфавита страны, для которой предназначен компьютер. На территории бывшего СССР наиболее распространены четыре кодовые таблицы, содержащие прописные и строчные буквы русского алфавита. Среди них таблица КОИ-8, используемая в данном учебнике (ГОСТ , изменение 2). Программное обеспечение обычно использует несколько кодовых таблиц, переходя от одной из них к другой в зависимости от того, что в данный момент нужно пользователю. Такие программы, как последние версии Windows, Microsoft Word, наряду с 8-битными таблицами используют 16-битную, в которой каждому кодируемому символу отвечает свой набор из 16 двоичных символов. В основе 16-битной таблицы лежит недавно разработанный стандарт UNICODE, согласно которому один байт кода (в байте 8 бит) ука-зывает, к какой национальной кодовой таблице относится символ, а другой содержит код этого символа в национальной кодовой таблице, Комментарий к заданию 23 Дети расшифровывают двоичный код слова. Для этого из кода слова СОН выписывают коды его букв код С (первые 8 цифр), код О (следующие 8 цифр) и код Н (последние 8 цифр); затем расшифровывают слово, получится НОС. Комментарий к заданию 24 К заданию следует приступать, если остальные задания урока сделаны полностью и качественно. Спросите учеников, какое отношение это задание имеет к кодированию. Набором пуговиц двух цветов Лиза кодировала платья куклы: белая пуговица и красная пуговица двоичные символы. Каждому из 5 платьев отвечает один двоичный код из 8 возможных кодов, в которых белую пуговицу обозначим нулем, красную единицей: 000, 001, 010, 011, 100, 101, 110, 111. Хорошо бы также спросить детей, были бы все платья разными, если бы Лиза пришила только по две пуговицы на каждое платье. (Нет, т.к. из двух пуговиц двух цветов можно получить только 4 разных варианта раскрашивания.) 20 21

12 Комментарий к заданию 25 a. Сначала решается логическая задача на отношения транзитивности. Получится: в слове Алеши больше всего букв, в слове Бори меньше всего. Далее детям достаточно проявить понимание взаимно однозначного соответствия длины слова и длины его двоичного кода. Ответ: первое слово написано Ирой, второе Алешей, третье Борей. b. Буква П имеется в единственном слове ПОЛЕ. Четыре буквы в 1-м слове, т.к. там коды четырех символов. Буква П в слове первая. Подчеркивается первый код первого слова. УРОК 6 Тема: Обработка информации человеком. 1. Обсудить особенности обработки информации человеком. 2. Показать принцип двоичного кодирования черно-белых рисунков. Используемый материал учебника: задания Комментарий к заданию 26 а. Таня левее Кати. b. В тексте нельзя прочитать, кем работает Танин папа. c. Папа Тани пожарный. Показать это на рисунке можно, например, соединив портрет Тани с изображением пожарного. d. Ответ на вопрос, каким образом получена информация о профессии Таниного отца, примерно такой. Весь рассказ посвящен двум девочкам Тане и Кате. Поэтому из фразы «У Кати и дочки пожарного. » следует, что дочка пожарного не Катя, а Таня (в силу важности вопроса, эта ключевая фраза дана на специальном рисунке). Необходимо подчеркнуть: на основе информации из текста с помощью рассуждений получена новая информация, которой нет в тексте. Полезно спросить учеников, кем работает папа Кати и как узнать его профессию. (Он врач, ибо у одной девочки Кати или Тани папа работает пожарным, а у другой врачом, и уже выяснено, что у Тани папа пожарный). Комментарий к заданию 27 В ребусе слово «орел» дети превращают в слово «осел». Затем отвечают, что есть точные правила решения ребусов, и называют их для данного случая: 1. Определить название нарисованного предмета. 2. Зачеркнутую букву поменять на ту, которая над ней написана. (Если зачеркнутая буква встречается в слове несколько раз, она заменяется всюду.) Если дети раньше не решали ребусы, учитель сообщает им эти правила в начале задания. Важно обратить внимание детей на рисунок в конце задания и сформулировать следующую мысль: «Чтобы решить ребус, мы обрабатывали информацию, полученную из рисунка, по строгим правилам, известным нам заранее». Комментарий к заданию 28 a. Определить историческое событие (битва под Москвой) нетрудно из первого четверостишия. Вывод основан на знании о подвиге 28 панфиловцев. (Для выполнения задания достаточно информации из задания 20b.) b. Точных правил, позволяющих определить, о каком событии рассказывается в гимне Москвы, нет. c. См. a. Комментарий к заданию 29 Дети знакомятся с двоичным кодированием черно-белых рисунков. Рисунок разбивается на квадраты. Квадрат одного цвета кодируется нулем, а другого единицей. В компьютере используются оба варианта распределения двоичных символов по цветам: для вывода рисунка на экран монитора белый квадрат кодируется единицей, а черный нулем, для вывода на бумагу наоборот. В учебнике белый квадрат кодируется нулем, а черный единицей. Такое решение принято потому, что дети в основном работают с кодировкой рисунков на бумаге (а при бескомпьютерном преподавании только на бумаге). Экран монитора делится на много рядов (строк) равных крохотных квадратов, называемых пикселями (от английского PICture’S Element элемент картинки). Чем меньше квадрат и, следовательно, больше пикселей на экране, тем выше качество изображения. Каждый пиксель в черно-белом варианте может либо светиться (включен, что кодируется 1), и тогда он белый, либо не светиться (выключен, что кодируется 0), и тогда он черный. На бумагу крохотный квадрат либо выведен (что кодируется 1), например, черными чернилами, и тогда он черный, либо не выведен (что кодируется 0), и тогда он белый (по цвету бумаги). a. Ученики раскрашивают клетки в соответствии с заданным кодом в учебнике или за компьютером (в программе «Двоичное кодирование ричунков»)

Читайте также:  Чай манго полезные свойства

13 b. Дети записывают код рисунка в учебнике или за компьютером. c. 16 6=10 (единиц в коде рисунка). Комментарий к заданию 30 Арбуз тяжелее дыни на 3 кг. Обработка информации выполнялась посредством вычисления (посредством вычитания, посредством сравнения масс). Дети напишут: вычислял или вычитал, или сравнивал массы. Не спешите учить их словам типа «посредством». Задание 30 первое, в котором обработка информации выполняется посредством вычислений, и первое, в котором дети используют понятие обработка информации (в предыдущих они пришли к нему). Можно заменить аналогичным по смыслу, но немного более сложным дополнительным заданием Д11 или значительно более сложным Д5. УРОК 7 Тема: Черный ящик. 1. Продолжить обсуждение особенностей обработки информации человеком. 2. Обсудить особенности обработки информации компьютером. Используемый материал учебника: задания Комментарий к заданию 31 a. Разбивается на две независимые части определение, где чей портрет, и распределение домов между персонажами. (После этого останется соединить портреты и дома.) Сопоставление текстовой и графической информации (первого абзаца задания 31 и рисунка) показывает: слева направо нарисованы портреты Иры, Коли, Пети, Лены. Решая логическую задачу распределения домов между персонажами, можно рассуждать примерно так: 1. Коля сказал, что Петя и Лена не живут на берегу озера и девочки не живут в одноэтажных домах. Следовательно, Лена не живет ни на берегу озера, ни в одноэтажном доме. Отсюда: Лена живет в первом слева доме, т.к. он единственный и не на берегу, и не одноэтажный. 2. Не на берегу озера остается один дом второй слева. В нем, получается, живет Петя. 3. Не одноэтажный дом остается также один. Это последний дом, в нем живет девочка Ира. 4. Коле после всех рассуждений остается третий дом. Ответ: в домах слева направо живут: Лена, Петя, Коля, Ира. Удобен табличный метод решения логических задач. 1. Каждый столбец ставим во взаимно однозначное соответствие одному из распределяемых объектов (дому), а каждую строку персонажу. 2. Петя и Лена не живут на берегу озера. В строках «Петя» и «Лена» на пересечении со столбцами, отвечающими 3-му и 4-му домам, ставим знак. 3. Т.к. девочки не живут в одноэтажных домах, то в строках «Ира» и «Лена» на пересечении со столбцами, отвечающими 2-му и 3-му домам, ставим знак минус. 4. В последней строке и в 3-м столбце по одной пустой ячейке. Ставим в них знак +. (Знаки + означают: Лена живет в 1-м доме, Коля в 3-м.) 1-й 1 2-й 3-й 4-й Петя Коля Ира Лена 1-й 2-й 3-й 4-й Петя Коля Ира Лена 1-й 2-й 3-й 4-й Петя Коля Ира Лена 1-й 2-й 3-й 4-й Петя Коля + Ира Лена + 1 Согласно рисунку, в 1-м доме два этажа, он не на берегу, во 2-м один этаж, он не на берегу, в 3-м один этаж, он на берегу, в 4-м два этажа, он на берегу.

14 5. Все живут в разных домах. Поэтому ставится во все пустые ячейки строки, в которой есть +, и во все пустые ячейки столбца, в котором есть знак В первой и третьей строке по одной пустой ячейке. Ставим в них знак +. 1-й 2-й 3-й 4-й Петя Коля + Ира Лена + 1-й 2-й 3-й 4-й Петя + Коля + Ира + Лена + Таблица наглядно показывает ответ: в домах слева направо живут: Лена, Петя, Коля, Ира. b. Ответ: да, решая логическую задачу распределения домов, ученик обрабатывает Колину информацию. Комментарий к заданию 32 Примерный ответ: выходные данные компьютера кассового аппарата это стоимость всего товара; действия, выполняемые этим компьютером, в процессе обработки входных данных сложение, умножение. Дети могли видеть кассовый аппарат, входными данными для которого также является количество денег, данных покупателем. В этом случае к выходным данным добавляется сдача, а к действиям вычитание. В современных магазинах самообслуживания можно также заметить, что входными данными для кассового аппарата и, следовательно, для компьютера служат не цены, а код, прикрепленный к товару. Код вводится в компьютер с помощью специализированного сканера, а цена товара хранится в памяти компьютера. Комментарий к заданию 33 Ученики знакомятся с понятием «черный ящик». Рекомендуемая методика выполнения задания. 1. Учитель как бы в продолжение задания 32 спрашивает учеников, важно ли покупателю знать, как внутри устроен компьютер кассового аппарата, по каким правилам он обрабатывает входную информацию о покупках, или неважно лишь бы правильно вычислял стоимость товара. 2. Получив подходящий ответ, учитель вводит понятие черного ящика. У нас есть прибор, или машина. Мы не знаем, что там внутри. Мы знаем, что на вход этой машины поступает информация, что она выдает информацию. Мы знаем, что выходная информация зависит от входной, ею определяется. Но нам неизвестно, по каким правилам машина обрабатывает информацию, каким способом она превращает входные данные в выходные. Такая машина называется «черным ящиком». 3. Учитель спрашивает, является ли компьютер кассового аппарата для покупателя черным ящиком. (Да.) А для тех, кто этот компьютер создал? (Нет.) А для кассира? (Да.) 4. Учитель продолжает рассказ о черных ящиках. Если мы хотим узнать правила обработки данных черным ящиком, мы должны его расшифровать. Для этого нужно провести испытания: подать несколько данных на вход черного ящика и для каждого входного данного получить его ответ выходное данное. Входные и выходные данные следует записать как результаты испытаний. По результатам испытаний делается вывод о том, как черный ящик обрабатывает информацию. 5. Ученики расшифровывают черный ящик, заданный таблицей испытаний: a. Правило обработки информации чтобы получить число на выходе, надо к числу на входе прибавить 2. b. Выходные данные таблицы «Экзамен»: 5, 9, 7. Математическая «начинка» данного черного ящика для второклассников примитивна. Важно, чтобы дети сформулировали правило обработки данных, используя термины: данные (или информация) на входе (или входные данные, входная информация), данные (или информация) на выходе (выходные данные, выходная информация). Понятие «черный ящик» из кибернетики, науки, возникшей в ХХ веке. Она изучает процессы управления в системах, созданных человеком, и в живой природе. Кибернетика стала базой для многих прикладных наук, не только информатики. Комментарий к заданию 34 Разгадывание и придумывание правил обработки данных черным ящиком выполняется в учебнике (работа парами) или за компьютером (в программе «Черный ящик»). Комментарий к заданию 35 Опишите подробнее возможные формы выполнения творческих заданий и предоставьте детям право выбора. УРОК 8 Тема: Еще раз о том, что такое информация 1. Повторить материал первой четверти. 2. Продолжить обсуждение особенностей обработки информации компьютером

15 Используемый материал учебника: задания Комментарий к заданию 36 Примеры источников информации о погоде на завтра: прогнозы по телевидению, радио, в газете, в Internet; наблюдаемые явления природы (например, цвет заката). Комментарий к заданию 37 a. Свойства цветов: Слух Зрение Обоняние Вкус Осязание Синие + Душистые + Влажные + + Шелестящие + b. Свойства чая: Слух Зрение Обоняние Вкус Осязание Горячий Ароматный + + Сладкий + Крепкий + + c. Свойства куртки Маши. Например: 2 Слух Зрение Обоняние Вкус Осязание Теплая Красивая + Мягкая + Ткань шуршит + Внутри мех + + Длинная + Комментарий к заданию 38 Два последних высказывания об информации неверны: в них есть лишнее слово: «только», ибо обрабатывать информацию может и человек, и компьютер. Отношение к высказываниям о книгах и наблюдении за живой природой сугубо личное; оно зависит от вкуса, умения наблюдать за природой и работать с книгами и библиотечными каталогами. Оставшиеся 1 Если виден пар. 2 Если ученик приводит больше свойств, чем пустых строк в таблице (как в данном здесь примере), он использует тетрадь или нижнее поле учебника. 3 Видно как куртка сшита; на бирке состав ткани. два высказывания по результатам предшествующей работы дети должны воспринять как верные. Комментарий к заданию 39 a. На выходе число гласных. b. Отбрасывается первая буква слова. c. Отбрасываются две первые и одна последняя буквы. Выполняя задание в учебнике или за компьютером (в программе «Черный ящик«), ученик определяет правило обработки данных и заполняет таблицу «Экзамен» для каждого черного ящика, с которм успеет поработать. Необходимо оставить время на объяснение: разные черные ящики обрабатывают информацию по разным правилам, а компьютер универсальная машина для обработки информации (см. i, с. 35) Комментарий к заданию 40 По горизонтали: 2) информация, 3) обработка, 6) информатика, 8) библиотека, 9) код. По вертикали: 1) алфавит, 2) источник, 4) компьютер, 5) единица, 7) телефон. УРОК 9 Тема: Действия с информацией (повторение). 1. Повторить материал первой четверти. 2. Познакомить с принципом кодирования цветных рисунков. Используемый материал учебника: задания Комментарий к заданию 41 Телефон передача информации (может использоваться и для сбора информации, например, для социологического опроса). Ноты хранение информации о музыкальном произведении (используются и для передачи информации, т.к. передаются от одних людей к другим). Телескоп сбор информации. Микроскоп сбор. Телевизор передача информации. Антенна передача. Калькулятор обработка информации. Компьютер обработка (а также хранение и передача). Дискета хранение (кроме того, используется для передачи информации, т.к. именно на дискетах информация чаще всего переносится от компьютера к компьютеру, при отсутствии или нецелесообразности использования сетевой связи). Блокнот с отрывными листами хранение информации (а также ее передача от человека к человеку). 1 1 Функции, названные в скобках, от детей не требуются

16 Комментарий к заданию 42 Нарисован ком (снежный), затем пень, над которым зачеркнуты буквы Е и Н (и, следовательно, от слова «пень» остается пь), затем юла, от названия которой требуется убрать две последние буквы, потом тир (с заменой буквы и на букву е). Ответ: компьютер. Полезно спросить, какую информацию дети использовали, чтобы выполнить это задание. (Информацию из задания и правила решения ребусов, которых нет в задании.) Комментарий к заданию 43 Примерный ответ: При игре в жмурки глаза ведущего завязаны, поэтому он не получает зрительной информации (не видит). В основном он руководствуется тем, что слышит. Остальные игроки получают информацию с помощью глаз, поэтому им легче ориентироваться. Комментарий к заданию 44 Показывает принцип двоичного кодирования цветных рисунков. Цветной рисунок разбивается на квадраты. Каждый квадрат закрашивается одним цветом. Каждый цвет кодируется своим набором нулей и единиц. Количество цифр в наборе определяется количеством цветов. В учебных целях придумана кодовая таблица на четыре цвета, включая белый. Дети закрашивают квадраты построчно в учебнике или на компьютере (в программе «Двойное кодирование рисунков»). Первая пара цифр первой строки определяет цвет первого квадрата первой строки (00 белый, согласно кодовой таблице цветов, предложенной в задании). Следующая пара цифр задает цвет следующего квадрата той же строки и т.д. Последняя пара цифр называет цвет последнего квадрата той же строки. Затем осуществляется переход ко второй строке цифр и, соответственно, к квадратам второй строки сетки. И так до последней строки. Комментарий к заданию 45 Выполняется по желанию ученика. ПОЯСНЕНИЯ К ГЛАВЕ УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА Большинство заданий главы посвящены знакомству с устройством компьютера. Их цель: познакомить учеников с названием и назначением таких устройств компьютера, как системная (ее еще называют материнской) плата, процессор, оперативная память, устройства внешней памяти, дисководы лазерных и гибких магнитных дисков, принтер, сканер, монитор, клавиатура; сформировать понимание модульного принципа построения компьютера, суть которого в следующем. Компьютер состоит из отдельных устройств (деталей), прикрепляемых к системной плате. Системная плата объединяет отдельные устройства так, что все вместе они образуют работающий компьютер. Устройства, из которых собирается компьютер, можно выбирать. К одной и той же системной плате можно присоединить на выбор разные принтеры, подключить или не подключить сканер, можно вставить в нее разное количество элементов оперативной памяти и т.д. Основные задания, демонстрирующие модульный принцип построения компьютера, это задания 49, 54, 59, 64 и 68. Они имеют общий сюжет. Маша и Миша получили от жителей Компьютерной Долины набор деталей (устройств) и инструкцию по сборке компьютера «Малыш». Это вымышленный компьютер. В задании 49 сказано, что он очень похож на настоящий. В каждом из перечисленных заданий ученики помогают Маше или Мише присоединить к системной плате одно-два устройства, с которыми они только что познакомились. Для этого задание содержит рисунок системной платы с устройствами, «прикрепленными» к плате на предыдущих уроках (они нарисованы на ней голубым цветом). На плате черным цветом обозначены разъемы место присоединения к ней устройств, с которыми дети знакомятся на данном уроке. Эти устройства нарисованы рядом с системной платой. «Присоединить» устройство значит провести карандашом линию от рисунка устройства к изображению соответствующего разъема на плате. Можно работать в программе «Устройство компьютера». В этом случае «присоединение» устройства к плате осуществляется путем захвата рисунка этого устройства на экране с помощью мыши и перетаскивания его по экрану к рисунку соответствующего разъема. Если вы преподаете информатику без применения компьютеров, не отказывайтесь от заданий, связанных с изучением устройства компьютера. Представления о компьютере пригодятся ученикам в дальнейшем, облегчат им восприятие темы «Открытая архитектура персонального компьютера» в средних и старших классах. Часть детей пользуется компьютерами вне школы, да и у вас в любой момент 30 31

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/urok-otbor-poleznoy-informacii-klass-1757402.html
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/otbor_poleznoj_informatcii_111224.html
  • http://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-po-informatikie-otbor-polieznoi-informatsii.html
  • http://docplayer.ru/44817257-Informatika-2-klass-e-p-benenson-a-g-pautova-metodicheskoe-posobie-2-e-izdanie-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html