Меню Рубрики

Как направить детей в русло полезной деятельности

Рубрика: Дошкольное образование

Статья просмотрена: 79 раз

Диденко И. А., Королькова Е. А. Как направить потребность в движении дошкольника в правильное русло // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 42-44. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1675/ (дата обращения: 07.06.2019).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования. Одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому Стандарт предъявляет определённые требования к одному из направлений развития личности ребёнка — физическому развитию. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). [1. с. 5] Для растущего и развивающегося организма движения оказывают огромное значение. Они тренируют все системы организма, улучшают функции различных систем в организме, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Ребёнок, находящийся всегда в движении, меньше болеет, у него лучше развит иммунитет. Гиподинамия, свойственная современному обществу, негативно воздействует на нервную систему, ребёнку сложнее справиться с раздражительностью, контролировать свои эмоции; нарушаются обменные процессы в организме, приводящие к избытку веса; снижается вообще желание к активным действиям. Для всех является аксиомой то, что двигательная активность напрямую связана с умственным развитием ребёнка, оказывает огромное влияние на восприятие окружающего, мышление, пространственные представления детей. Физическое развитие детей предполагает воспитание в себе волевых качеств: настойчивость, целеустремлённость и других. Желание детей освоить новое движение или комбинацию движений всегда должно быть поддержано взрослым, конечно, с учётом безопасности ребёнка, хорошо, если при этом взрослый ещё и покажет различные способы. Например, укатившийся мяч можно догнать, обежав все препятствия, а можно, с учетом условий, перелезть через бревно, перепрыгнуть ямку, подлезть под ветку, бежать подскоками; пройти по возвышенности разными способами.

Очень важно в дошкольном возрасте развивать физические качества детей: быстроту, ловкость, выносливость, координацию. Это достигается обучением и совершенствованием таких основных движений как ходьба, бег, прыжки, лазание. Наилучшие результаты достигаются при сочетании разнообразных видов движения. Хорошо усвоенные движения дают возможность дошкольникам проявить инициативу, активность, творческий подход в играх. Например, ребёнок сам предлагает подвижную игру сверстникам; с большей энергией и активностью выполняет хорошо знакомое движение; предлагает изменить или усложнить правила, условия реализации знакомой игры.

Дети дошкольного возраста не умеют регулировать двигательную нагрузку, особенно, если они увлечены, у них сильно учащается дыхание, розовеет или краснеет кожа лица и груди. И, если саморегуляция, потребность организма сменить двигательную активность на спокойные движения или задействовать другие группы мышц, не происходит, то задача воспитателя заключается в переключении внимания ребёнка на другой более спокойный вид движений. В свою очередь чередование интенсивности двигательной деятельности и нагрузки на разные группы мышц совершенствует различные качества необходимые в повседневной жизни, играх, трудовых навыках.

Во взаимодействии с детьми младшего возраста очень важен сам пример взрослого, его искренняя заинтересованность, непосредственное участие в движениях с малышами, потому что эмоциональная сторона движения для ребятишек, в силу своих возрастных особенностей, привлекательнее качества и результативности. А вот старшим дошкольникам никак не обойтись без желания достигнуть результатов в различных видах движений — и самому получить удовольствие от достигнутого, и показать окружающим свои способности. В этот момент воспитатель не должен упустить шанс поддержать интерес и желание детей к физическим упражнениям и приобретённым навыкам: справедливо оценить, сказать подбадривающие фразы; сравнить сегодняшний результат ребёнка с его же вчерашним; а, иногда, просто жестом, улыбкой. Такой интерес взрослого к двигательной деятельности детей стимулирует их к достижению больших результатов. Приобретённый опыт вселяет в детей уверенность, упорство, решительность, смелость. Им легче организовать игры со сверстниками в свободной самостоятельной деятельности. Теперь желания детей могут совпасть с их возможностями. Нередко в дошкольном возрасте проявляются способности в чувстве ритма, прыгучести, умению быстро осваивать какой-то вид спорта или его элементы; желание заниматься любимым делом. В дошкольном возрасте необходимо с вниманием отнестись к детям малоподвижным и необщительным, а так как авторитет взрослого у детей, в силу их возраста, высокий, рекомендации для группы детей принять такого ребёнка в игру будут иметь значение. Воспитатель при этом может особо выделить его положительные качества; указать уже играющим на необходимость ещё одного участника игры.

Физические нагрузки для детей после перенесённых заболеваний должны быть постепенными, например, упражнения с меньшим количеством повторов, в более спокойном темпе. Таких детей включать в игры малой подвижности и на короткий период времени в игры большей интенсивности или заменить их участие только на помощь в переносе ими мелкого спортивного инвентаря.

Дошкольники младшего возраста имеют высокую потребность в двигательной активности, и здесь воспитатель может с лёгкостью использовать эту возможность для обучения тому или другому правильному движению, показать их разнообразность. Часто хаотические, многократно повторяющиеся действия направлять в «нужное русло», например, бросать мяч и вдаль, и в коробку, и в руки взрослого; да и способы выбрать разные (снизу, из-за головы, одной рукой, двумя руками и т. д.). Воспитатель, при необходимости поправляет положение рук, ног или туловища, многократно может предложить повторить движение из необходимого положения, таким образом, закрепляет его правильное выполнение. Для поддержания интереса ребёнка к упражнению, подбадривать, хвалить, предлагать игровую ситуацию, например, попрыгать высоко, как зайчата; перемещаться прыжками, как лягушата с кочки на кочку; перепрыгивать через невысоко натянутый канат, как кенгуру. Результат обязательно будет при терпеливом отношении взрослого, при постоянстве и систематичности выполнений различных движений. В детском саду для развития двигательной активности отводится в режиме дня много времени: утренняя гимнастика, физкультурные минутки в организованной образовательной деятельности, непосредственно занятия физкультурой, подвижные игры, динамические минутки, эстафеты, спортивные развлечения и праздники, самостоятельная деятельность. Постепенно диапазон двигательных способностей у детей расширяется, совершенствуется за счет овладения ими основными видами движений и некоторыми спортивными упражнениями. Старшие дошкольники с удовольствием участвуют в первых своих соревнованиях, таких как городской спартакиаде, сдают нормы ГТО по программе дошкольников.

Условия, которые создаются в детском саду для развития движений, систематичность занятий физической культурой с учётом возрастных возможностей и индивидуальных способностей дают возможность использовать ребёнку большое разнообразие освоенных движений и их вариативность в спортивных играх, в самостоятельной деятельности, в состязаниях. Соответственно развиваются и двигательные качества — ловкость, выносливость, быстрота, сила, гибкость.

Для освоения тех или иных движений очень важен процесс обучения, при котором дети осваивают их намного быстрее, реже допускаются ошибки и не закрепляются неправильные навыки, ведь переучить бывает сложнее. Показывать правильность выполнения упражнения следует в насколько возможном замедленном темпе. Когда освоено правильное движение, многократно повторено в разных ситуациях, появляется в движениях детей лёгкость, непринуждённость, раскованность, эмоциональная удовлетворённость умениями, например, с расправленными плечами и взглядом вперёд бег; скоординированные движения рук и ног при лазании, ходьбе по ограниченной плоскости; далёкий прыжок при правильном отталкивании. Важно не отклониться в другую сторону требований: в случаи получения у ребёнка результатов движения с лёгкостью вовремя не усложнить упражнение, интерес к выполнению может пропасть, не будут развиваться такие качества, как целеустремлённость, упорство и стремление к достижению лучших результатов по отношению к своим предыдущим. В процессе обучения следует придерживаться принципа от простого к сложному, например, научился ребёнок отбивать мяч от пола двумя руками, усложняем упражнение — отбивать левой или только правой рукой, затем предложить это движение с продвижением. К оценке старших дошкольников предъявлять повышенные требования к качеству выполнения упражнений, к проявлению инициативы, самостоятельности, выдержки и упорству, взаимовыручки и помощи товарищу. Включать с соревновательные игры и упражнения, хорошо усвоенные движения, чтобы при торопливости, эмоциональном накале физические действия были точными, красивыми и сводились к нулю возможности получения травм.

И сколько бы времени не уделялось физическому развитию детей в детском саду, без активной помощи родителей воспитателям никак не обойтись. Поэтому одной из целью ФГОС является взаимодействие с родителями в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [1. с. 12] Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. И воспитатели через беседы, консультации, рекомендации могут предложить тот объем умений и особенности их выполнения, которыми может и должен владеть их ребенок в данной возрастной группе. Формирование разнообразных движений, важной для жизнедеятельности потребности, в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Положительный пример в занятиях спортом окружающих родных и близких для детей является особым преимуществом для включения малышей в такую же двигательную деятельность. Формы здесь разные — туристские походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Заложить прочные основы хорошего здоровья, правильного физического развития можно с ранних лет, используя для этого ту детскую потребность в движениях, которую дала сама природой.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

источник

«Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план.

Но скажите, пожалуйста, что конкретно делать, если, например, старший любимый «цветочек» появился дома в боевой раскраске, а младший украл игрушку в саду?

Что делать, если — довели и хочется шлёпнуть, рявкнуть и разрыдаться от собственного бессилия?!». Если ваш ребёнок раз за разом выкидывает очередной фортель, а вы совершенно не знаете, что делать, — не делайте ничего.

Поясним, почему:

Во-первых, в такие моменты мы впадаем в педагогический ступор (будем действовать автоматически, как зомби, — по-старому, не раз провалившемуся сценарию); во-вторых, нам кажется, что мы никудышные родители, если не можем настоять на своём; в-третьих, нам может показаться, что у нас никудышный ребёнок. Ни первое, ни второе, ни третье отношений наших не уладит и улучшения не принесёт. А вот ошибок можно наворотить массу.

Иногда самое умное, что можно сделать в конфликтной ситуации, — не делать ничего.

Ребёнок ожидает от вас отпора, а вы своим «бездействием» собьёте его с толку (что для начала совсем неплохо). И дадите время опомниться и поразмышлять. Скажите спокойно и веско: «Мне не нравится… я не позволяю вести себя так грубо…» И оставьте его одного. Малыша оставьте одного на 3-10 минут, школьнику наедине с собой неплохо побыть и подольше, от 15 минут до часа.

Это не означает, что вы пасуете: ребенок прекрасно понимает что «разборка» с вами ещё впереди. Нет, вы выиграли первый раунд уже потому, что не участвовали в нём. Для малышей это само по себе наказание, для детей постарше — серьёзный повод задуматься и насторожиться: а не перебрал ли я? а что со мной будет дальше?

Для подростков — хороший знак знак того, что вы не держите его за младенца, которого «надо поставить на место», что вы относитесь к нему как ко взрослому и, не вступая в мелкие разборки и препирательства, даёте время одуматься и прийти в себя.

Вы взяли тайм-аут, и теперь у вас появилась отличная возможность как следует разобраться в ситуации. Если стычки случаются регулярно и почти всегда по одному и тому же поводу — это верный признак того, что вы совершаете одну и ту же ошибку. Как правило, конфликтная ситуация — только следствие, а истинная причина в чём-то другом.

Ваша задача: найти — понять — исправить.

Самое первое, что надо теперь вам сделать, — задать себе вопрос: в чём дело? Почему меня это (именно меня, именно это!) так сильно выводит из себя?

Самый логичный (и привычный) ответ, который приходит в голову, обычно такой: потому что это неправильно (нехорошо, вредно, безобразно, неуважительно — по отношению ко мне, некультурно…). Отложим его в сторону: логика (вот такая, привычная) здесь поможет мало.

Вывести из себя и даже довести нас до белого каления дети способны в двух случаях:

когда они ведут себя иррационально, а мы не понимаем, почему;

когда их поведение напоминает нам о неприятностях из собственного детства.

Дети выводят нас из себя, потому что:

Мы не понимаем, почему они так себя ведут и что им от нас надо.
А раз не понимаем, то и сами делаем совсем не то, что требуется. Перепробовав одно-другое-третье, мы приходим в полное недоумение (да что же делать?) — и выходим из себя. По сути, мы теряемся и, пытаясь скрыть своё состояние (причём не столько от непослушного ребёнка, сколько от себя!), совершаем не слишком-то обдуманные поступки.

Что делать? Понять, почему они ведут себя именно так и почему реагируют на наши слова и поступки именно таким образом. Понять, чего он хочет добиться от взрослого таким своим поведением.

Мы вспоминаем своё детство, а точнее — те неприятные моменты, которые нам вспоминать не хочется.
Некоторые их поступки заставляют нас вспомнить то, что в детстве нас настолько мучило, что мы об этом «забыли», то есть вытеснили в дальний чулан своей памяти, и закрыли дверцу, и повесили надпись: вход воспрещён. Когда поведение ребёнка напоминает нам о таком прошлом — дверца открывается! — и мы в ту же секунду выходим из себя. Мы злимся, гневаемся, переживаем, не можем взять себя в руки, мы приходим в отчаяние, то самое детское отчаяние, которое мы испытывали когда-то в подобной ситуации. И тогда реагируем на поведение собственного ребёнка уже не как взрослый и опытный человек, а как… ребёнок, потому что нас захлёстывают те самые мучительные детские эмоции.

ХИМЕРЫ ПРОШЛОГО И ПОДАВЛЕННЫЕ ЭМОЦИИ.

Вполне вероятно, что здесь вы найдёте и что-то своё.

Когда поведение родной детки начинает выводить из себя, раздражает, когда хочется топнуть, шлёпнуть, крикнуть, когда от обиды опускаются руки, вполне вероятно, эти вредные чувства вызваны ребёнком, но относятся они не к нему, а к вам самим.

Это ваше детство реагирует так больно. Ребёнок — только катализатор, реакция идёт в нас.

Итак, если вам трудно взять себя в руки — это верный признак, что до исступления вас доводит не столько ваш ребёнок, сколько негативные эмоции, которые таились (а теперь оживают) в вас.

Вот основные случаи, когда ребёнок выводит нас из себя. Поищите, подумайте, вспомните — вполне вероятно, вы найдёте здесь кое-что до боли знакомое.

Если ваш ребёнок не желает выполнять то, что всегда делал безотказно (сначала делать уроки, а потом идти гулять; каждый день сидеть с братиком-сестричкой и т. д., и т. п.). В некоторых семьях мусорное ведро, которое ребёнок регулярно забывает выносить, может стать поводом для скандала. А есть родители, которые относятся к этому спокойно, даже с долей юмора.

Если в детстве вам чего-то не позволяли, а вам очень хотелось. Чтобы успокоить себя, вам пришлось себя убедить, что это (то, что не позволено) не так и ценно, что это вредно для вас. Теперь вам трудно согласиться, что детям можно позволить то, чего вам не позволялось. Возможно, вы и смиряетесь — внешне, но в глубине души всё равно протестуете, потому что искренне считаете, что это неправильно! Например, одеваться вызывающе, гулять до 12 ночи.

Читайте также:  Есть данные после конца блока полезных данных 7zip

Если поведение ребёнка нам напоминает о своей собственной детской слабости. Так, если над вами смеялись, когда вы прибегали с улицы в слезах, или стыдили, когда вы боялись войти в тёмную комнату, а вы очень переживали из-за этого, вас, вполне вероятно, очень сильно будут раздражать в ребёнке любые проявления слабости или осторожности — «трусости».

Если нам что-то очень не нравилось в себе, а теперь то же самое мы замечаем в своём ребёнке. Например, сильно жестикулировали и громко говорили (и часто получали за это нагоняй), плохо танцевали (и стеснялись бывать на дискотеках), не умели прыгать через «козла» и играть в баскетбол (и из-за этого вам вечно ставили «тройки» по физкультуре), не научились мастерить (и теперь мелкий ремонт в доме—для вас огромная проблема). Если в детстве вы сами сильно страдали от этого, то, возможно, и в ребёнке эта же черта вас будет возмущать и выводить из себя.

Если, наоборот, ребёнок очень сильно от нас отличается, а мы считаем ту черту характера, которая есть в нас, но в ребёнке отсутствует, полезной и необходимой. Так, активная и подвижная мама выходит из себя, если обнаруживает, что её малыш слишком медлительный. Она будет называть его тюхой, копушей, дёргать и торопить, если её собственные родители особенно ценили в ней мобильность и подгоняли, и критиковали, когда она была нерасторопна или медлительна.

Если понимаем, что чувствует ребёнок, но не хотим сознаться себе в этом, потому что нам-то было когда-то так же плохо! Дочка, не отходящая от телефона в ожидании звонка «одного парня», будет раздражать вас, если вы имели печальный опыт подобных переживаний. Вы её понимаете, вы ей сочувствуете — и вы же на неё злитесь, потому что в своё время ваш парень заставлял вас мучиться, и ждать, и страдать, когда обещал — и не приходил. А может, когда-то вы стащили из школы линейку или не подготовились к контрольной… и это был такой позор! И ваш ребёнок делает нечто подобное…

Если мы не понимаем «как можно так поступать!». Вполне вероятно, что понимаем прекрасно, но подавляем такие воспоминания, потому что нам внушили, что «это нехорошо», «так приличные дети не поступают». Например, ваш ребёнок нагрубил учительнице, когда та назвала его бездельником, нахалом и лентяем. Вы возмущены, что он вёл себя некультурно, и это не даёт вам возможности понять, что юный человек защищал своё достоинство — вот так, как умеет.

Если в детстве вам не хватало родительской любви, вы будете раздражаться и выходить из себя всякий раз, когда ребёнок требует от вас больше заботы и внимания, чем вы считаете нужным дать.

Собственные дети заставляют нас переоценить свой детский опыт.

Когда мы растим своих детей, в нас самих с необычайной силой возрождаются давно забытые детские впечатления, переживания из собственного детства.

Дети дают возможность по-новому взглянуть на то, что с нами было: на свой личный детский опыт.
Дети помогают нам провести переоценку ценностей — переоценку собственного детского опыта.

В нас оживает прошлое, и мы глядим на него другими глазами— глазами взрослого человека. Мы уже можем понять, почему было что-то так, а не иначе, простить и утешить самих себя, найти и оценить те отрадные моменты прошлого, когда нас по-настоящему любили.

Мы вдруг понимаем те знаки любви, которые в детстве воспринимали как должное или как родительские претензии («Почему я должна приходить раньше!»). И в то же время тот маленький ребёнок, который живёт внутри каждого взрослого, излечивается от старых ран—что «меня не любили родители», что «ко мне придирались».
И это целительно.

Но, возвращаясь к нашим детям, которые нас выводят из себя, хорошо бы сделать ещё две вещи:

А. Понять, на что вы на самом деле реагируете: на ребёнка или на те болезненные старые эмоции, которые он в вас всколыхнул.

Б. А потом вместе с ним прожить (и получить) то, чего вам не хватало.

Тогда вы отпустите свои страдания, свои застывшие чувства на свободу — вы освободитесь.

Такая работа — дело не одного дня и, может быть, даже не одной недели. Но это тот случай, когда цель оправдывает средства. Если вы поймёте и осознаете свои детские обиды, свои невыплаканные слёзы, причины своих детских страданий и своей радости, вам будет легко простить и понять своего ребёнка и не выходить из себя, когда он делает что-то (по вашему разумению) не то и не так.

Простить не значит позволить делать всё, что ему хочется.

Простить — это значит непредвзято, без вредных эмоций относиться к нему.
Вам легко будет отделить поступок ребёнка от него самого. Хороший поступок, плохой поступок — вы оцениваете его, а не ребёнка и принимаете нужные меры. А может быть, сам ваш взгляд на «плохо» и «хорошо» в чём-то поменяется. И то, что вам казалось просто безобразным, на деле окажется вполне приемлемым и терпимым.

Но при этом самого ребёнка, несмотря ни на что, и любить, и принимать, и ценить продолжаете. Это и есть безусловная любовь.

Если вы умеете любить по-настоящему, вырастете вместе со своим ребёнком. Если вырастете вместе с ребёнком, вы избавляетесь, освобождаетесь (освобождаете себя!) от тех застарелых болей, которые сидят в вас много лет.

ПРАКТИКУМ. Как определить «что именно меня выводит из себя»

Возьмите чистый лист и подпишите: «Какая ситуация вызвала во мне гнев» (можно написать: злость, обиду — что там у вас чаще случается). Вспоминайте и записывайте подряд, не напрягаясь и не анализируя, все-все ситуации, которые всплывут в вашей памяти. Кто говорил, что говорил, что произошло, какое чувство возникло, как вы с ним поступили, долго ли переживали потом и т. д. и т. п.

И если вы честно вспомните серьезные неприятности и столкновения со своей деткой, то обязательно увидите определённую закономерность, одинаковую модель развития событий. Похожи ситуации. Похожа ваша эмоциональная реакция. Вероятно, схожи и последующие события.

В общем, спасибо негативным эмоциям за подсказку!

Поняв причины, вы сможете более спокойно и объективно оценить ситуации и проблемы.

Все мы были когда-то детьми и сталкивались с теми же проблемами. Значит, чтобы понять, что происходит с сыном или дочерью, когда они сопротивляются вашим требованиям, надо просто вспомнить себя в том же возрасте и задать себе два вопроса: «Чем меня больше всего «доставали» мои родители?», «Чего мне не хватало?».

Многое вы вспомните и сами. Что-то подскажут вам старые фотографии, письма, записки, дневники. Спросите у близких родственников — устройте вечер воспоминаний. Иногда давняя песня, мелодия из детства или запах способны легко оживить почти позабытые ощущения и чувства, эмоции.

Легче всего вам будет разобраться в своих истинных чувствах (эмоциях), если все такие случаи, когда поведение ребёнка возмущает вас до глубины души, вы сопоставите со своими собственными воспоминаниями.

источник

Одна очень хорошая мама задала мне серьезный вопрос:

Меня давно терзает вопрос о том правильные ли решения я принимаю направляя ребенка по пути, который кажется правильным мне в данный момент? как мои решения отразятся на будущем моего ребенка?

Просто, когда-то я решила (субъективно), что музыкальная школа — это занудство (хотя там сама не обучалась), и Катю (ей сейчас 8 л.) не стала туда записывать. Мне нравилось смотреть на девочек занимающихся художественной гимнастикой и Катя добросовестно отходила туда 3 года (но в этом у нее точно нет больших способностей и желания), так-же она отзанималась 4 года в хореографическом коллективе — и тоже мимо. И вот ей уже 8 (смешно звучит))), и я задаюсь вопросом — что дальше? как не упустить время… и сделать правильный для неё выбор сейчас.

В какое направление её силы «направить»? Как помочь ей развиться в только ей подходящем направлении и своевременно. Ведь сейчас такие занятия как музыка, рисование, шахматы и т.п. занимают у детей основную часть свободного от школы времени (4-5 занятий в неделю на каждом направлении (я имею в виду проф.школы) и выбрав, например, музыкальн.школу, ребенок должен будет ходить туда 7-8 лет…а если через 2 года не захочет…то её сверстники выбравшие другие направления уйдут там далеко вперед, и она из стеснения туда точно тогда не пойдет…а еще, выбрав музыкалку она автоматически лишается возможности ходить на любимые ей кружки по шитью и бальным танцам — ей там нравится, но для меня — это же просто кружки, на которые можно и через 4 года пойти …

Получается у меня вопрос — мелкие кружки по интересам, или одно основное занятие ? ))

Мама действительно хорошая. Хотя бы потому, что задается подобными вопросами и не считает, что ее решения касательно занятий дочки являются правильными по умолчанию.

Прежде чем ответить, мне бы хотелось сделать очень важное замечание.

Не стоит считать, что если сейчас ваш ребенок куда-то не пойдет или что-то не сделает, то он раз и навсегда лишит себя шанса заняться определенной деятельностью. А вы станете плохой матерью от того, что недоглядели, упустили и вовремя не направили.

Если ребенок вырастет свободным и творческим человеком, он всегда сможет открыть для себя что-то новое – увлечение, профессию или даже дело всей жизни. Практически в любой момент времени.

Однажды 56-летняя учительница музыки Мэри Хобсон попала в больницу и, что называется, от скуки, прочитала «Войну и мир». Прочитала и влюбилась. В Толстого и Россию. Настолько, что решила, ни много ни мало, выучить русский язык.

Решила – и сделала. Сначала Мэри брала частные уроки. Потом – поступила в университет. После 60! Затем и вовсе отправилась на стажировку в Россию. Жила в общежитии. Учила русский. И была счастлива так, как и сказать нельзя.

Однажды во время лекции преподаватель упомянул «Горе от ума» Грибоедова – мол, эту вещь перевести просто невозможно. Понятно почему – игра слов, рифма, колкие шутки и афоризмы. И Мэри загорелась.

Работа была закончена к получению диплома. Потом была аспирантура и перевод «Евгения Онегина». Блестящий, между прочим, перевод. За который она получила кучу наград. Уже в возрасте за 70.

А вы боитесь, что если в 8 лет не сделать и не научиться, то потом ни за что и никогда ?

Бывают, конечно, случаи, когда ребенка в нежном возрасте привели в музыкальную или художественную школу и что-то щелкнуло, совпало. Ребенок упорно работает, достигает определенных высот и впоследствии становится великолепным профессионалом. Но это редкий случай. Очень редкий.

Куда более часто – ребенок пробует то и это, что-то нравится больше, что-то меньше. Совсем не обязательно эти пробы выльются во что-то серьезное. И в этом нет ничего страшного. Напротив, они обогащают внутреннюю жизнь ребенка, открывают ему что-то новое. Я к тому, что расстраиваться от того, что занятия хореографией и гимнастикой «не выстрелили» я бы не стала. Это сродни игре дошколят, которая на первый взгляд, кажется чем-то несерьезным и ненужным, но именно в ней развиваются важнейшие качества – умение мыслить и фантазировать, выстраивать свое поведение и взаимодействовать с окружающими.

Знаете, игра может быть организована взрослым, но наиболее полезной и эффективной она становится, когда в определенный момент инициатива переходит к ребенку – и он начинает что-то делать и придумывать самостоятельно (или в компании с другими ребятами). То же и с кружками – можно привести дочку в музыкальную школу, можно записать на теннис или театральную студию, но занятия станут развивающими только при условии вовлеченности и заинтересованности в них ребенка. Чем младше ребенок, тем более это верно. Если он куда-то ходит не потому, что хочется, а потому что надо, толку особого не будет.

В общем, все мои рекомендации можно свести к нескольким простым предложениям.

  1. Дайте возможность дочке пробовать самые разные виды деятельности и присматривайтесь к ее реакции. Что ей нравится больше, что меньше. Рассказывайте ей о разных занятиях – фотографии, живописи, танцах, математике, физике. Читайте ей биографии интересных людей. Хорошо, когда у ребенка есть друзья, подружки, которые чем-то занимаются. Иногда ребенок идет за компанию в кружок или студию и совершенно неожиданно «находит себя».
  2. Очень важно, чтобы у девочки было свободное время, когда она сможет помечтать, поиграть (да, в 8 лет детям все еще очень важно просто играть) и даже побездельничать. Частенько именно в такие свободно-неорганизованные моменты в душе ребенка вырастает что-то серьезное.
  3. Не делайте ставку на какое-то одно серьезное занятие (музыкальную школу, к примеру), если только ребенок сам к нему не рвется.
  4. Не лишайте дочку ее любимых кружков, даже если они вам кажутся несерьезными и бесперспективными.
  5. И, самое главное, не расстраивайтесь, что ребенок растет, а «призвание» так и не найдено. Говорят, что успешных людей можно разделить на две группы: целевики и искатели (о них я, кстати, когда-то писала). Первые довольно быстро понимают, чем хотят заниматься и целенаправленно растут в выбранном направлении. Вторые долго-долго не имеют ни малейшего представления, кем хотят быть. Они пробуют самые разные вещи. И в конце концов получается, что-то сходится, приходит страсть, а вместе с ней и успех. Чтобы это произошло, прежде всего, требуется интерес к жизни, способность пробовать что-то новое, любознательность и смелость. Вот эти качества стоит взращивать и культивировать.

Вопрос к читателям: а чтобы вы посоветовали?

источник

Что предлагает дополнительное образование родителям

Все мы хотим, чтобы жизнь наших детей была насыщенной, интересной. Кружки и секции становятся популярнее с каждым годом. Родители уверены, что дополнительные занятия по развитию полезны ребенку – и они совершенно правы. Главное – понаблюдать за ним и, исходя из его предпочтений, определить, в какое русло направить его способности. Возможно, детское увлечение в будущем выльется в настоящий профессиональный успех.
В мире технологий

Если ваш ребенок с удовольствием изучает космос, интересуется робототехникой или нанотехнологиями, он может реализовать свои смелые мечты в «Кванториуме». Старшеклассница Вероника Конева в качестве дополнительных выбрала занятия в детском технопарке окружной столицы:
– Мы учились управлять роботами с помощью импульсов мозга. Как нам объяснили на занятиях, в дальнейшем такие разработки помогут людям с ограниченными возможностями здоровья, например, без рук справляться с инвалидной коляской. Я с удовольствием ходила в «Кванториум», ведь не каждый день у нас есть возможность работать с технологиями будущего.
На базе «Кванториумов» школьники смогут изучать космостроение, робототехнику или автомоделирование. Это новая модель системы дополнительного образования детей, главная цель которой – повысить престиж инженерных профессий среди молодежи и привлечь школьников к научно-техническому творчеству. Так что если у вашего чада есть склонность к техническим видам деятельности, дополнительные занятия в детском технопарке придутся ему по вкусу. В 2017 году в Югре функционируют три «Кванториума» – в Ханты-Мансийске, Нефтеюганске и Югорске. Отметим, что дополнительные занятия в детских технопарках осуществляются на бесплатной основе. Не стоит расстраиваться, если в вашем городе «Кванториума» нет – ребенка с техническим уклоном можно отдать в школьный технопарк или на станцию юных техников.

Национальный колорит
Десятилетняя Соня из Ханты-Мансийска уже не первый год посещает детский этнокультурный образовательный центр «Лылынг союм». В центре дети занимаются бисероплетением, вязанием, вышивкой, изобразительным искусством, игрой на традиционных музыкальных инструментах, народными танцами, изучают хантыйский и мансийский языки, краеведение. И хотя Соня не является представителем коренных народов Севера, с удовольствием изучает их культуру. Мама девочки Елена очень довольна организацией работы в центре.
– Заметно, что дети раскрепощены, с ними работают квалифицированные педагоги, к каждому они находят индивидуальный подход. Мне нравится то, что в центре организуют выставки творческих работ ребятишек. Детям ведь приятно, когда их творчество признают – будь то рисунок или поделка из бисера. Дочь всегда идет на занятия с охотой, – рассказывает Елена.

Читайте также:  Полезная еда для поджелудочной железы

Летом Соня вместе с младшей сестрой Машей посещала детский лагерь при «Лылынг союме» – «Мань пара». Девочки занимались в творческих мастерских, музыкально-танцевальных гостиных, их даже засняло местное телевидение. Дополнительные занятия в подобных центрах полезны тем, что ребята ненавязчиво изучают культуру края, в котором живут, что немаловажно для общего развития. Девочки учатся рукоделию и в домашних условиях с интересом плетут фенечки из бисера, шьют кукол. Немаловажно и то, что занятия в центре проводятся бесплатно.

И спеть могу, и сплясать могу
Конечно, если ваш ребенок проявляет артистические способности, с удовольствием выступает дома на табуретке и подражает звездам телеэкрана, есть смысл отдать его на занятия по вокалу или хореографии. В Югре можно найти кружки по этим направлениям как на бесплатной, так и на платной основе. Занятия по музыке и хореографии ведут при учебных заведениях, в центрах детского творчества, при домах культуры. В среднем по округу цена составляет 140–180 рублей за занятие. Кстати, с этого года часть услуг по дополнительному образованию в сфере культуры передается некоммерческим организациям, так что в скором времени выбор секций и кружков в данном направлении станет гораздо шире.

Спортивный интерес
Одним из самых востребованных направлений дополнительного образования как среди мальчиков, так и среди девочек является спортивное. Если вы разглядели в своем ребенке будущую звезду спорта или просто хотите вырастить его крепким и здоровым, нужно отдать предпочтение физкультурно-спортивной направленности. Плавание, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, тхэквондо, дзюдо, бокс, борьба, тяжелая атлетика, синхронное плавание, биатлон – такие виды секций и кружков предлагаются организациями дополнительного образования Югры. С детьми занимаются как на бесплатной, так и на платной основе. Сын моей знакомой из Сургута дополнительно посещал бассейн при дошкольном учреждении – 130 рублей за занятие два раза в неделю. За месяц выходило около тысячи рублей. А вот ребенок моей коллеги с дошкольного возраста бесплатно ходит на хоккей в ледовый дворец спорта «Арена Югра» в окружной столице.
В Югре на сегодняшний день функционируют более 200 спортивных клубов, около 2 тысяч спортивных секций, в том числе почти 300 в сельской местности. Так что куда и на каких условиях отдать свое чадо – выбор родителей.
Услуги дополнительного образования представлены достаточно широко, кроме спорта, творчества и технических направлений у югорских родителей есть возможность отдать ребенка на шахматы, в кадетские классы, на занятия по информатике, в станции юных натуралистов и юных техников и многое другое. Было бы у него желание, а возможности найдутся.

В Югре сеть организаций дополнительного образования представлена 168 организациями, из них 15 – негосударственные; охват обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет – более 150 тысяч человек, из них в негосударственных организациях обучаются примерно 6 500 человек. Дополнительное образование детей в Югре осуществляется в основном на бесплатной и общедоступной основе, с широким охватом детей различных возрастов. Самыми востребованными и популярными направлениями среди детей и подростков являются: художественно-эстетическое – 39 %, патриотическое – 17,5 %, спортивное – около 17 %. Большинство учреждений дополнительного образования детей по содержанию образования являются многопрофильными, осуществляют деятельность круглогодично, организуют содержательный досуг детей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни. Органами исполнительной власти округа ежегодно проводится более 100 окружных конкурсных мероприятий, способствующих выявлению и стимулированию одаренных учащихся.

источник

Как направить энергию ребенка в позитивное русло

Еще вчера ваш малыш лежал спокойно на том месте, где вы его оставили, а сегодня, вернувшись, находите его лежащим на животике, тогда как точно помните, что клали его на спину. С этого самого момента ваша спокойная жизнь закончилась.

С каждым днем ваш ребенок будет учиться двигаться, скоро научится садиться, ползать, а потом ходить. Всякий раз, осваивая новый вид движения, маленький человечек делает для себя новое открытие: сегодня я могу доползти до игрушки, а завтра я поползу в прихожую и наконец-то попробую на вкус папину и мамину обувь. Сегодня я могу дошагать до стула, а завтра я дотопаю до телевизора и, о чудо, нажму на заветную кнопочку! Сегодня я могу забраться на маленькую табуретку, а завтра я наконец залезу на папин стол и потрогаю такой манящий светящийся экран монитора, а если повезет, посмотрю, что у него внутри!

Родители, в свою очередь, тоже делают большое открытие. Оказывается, игрушки интересуют их ребенка гораздо меньше, чем реальные вещи! Что же делать родителям, когда любимое чадо, едва научившись ходить, начинает исследовать маленькую квартиру, полную опасных и дорогостоящих вещей, которые совершенно некуда убрать? Надеюсь, нет нужды говорить о том, что ребенок не понимает ни опасности, ни истинной цены окружающих его предметов. Поэтому и наказывать его за то, что он разбил любимую антикварную вазу, сломал дорогой музыкальный центр или порвал важный документ просто бессмысленно. Родители должны понимать, что ответственность за произошедшее лежит только на них самих.

По возможности, взрослые должны принять все меры, чтобы действительно ценные и важные вещи были убраны подальше, желательно в закрывающийся шкаф. Это, прежде всего, документы, деньги, драгоценности. Часто бывает, что мы недооцениваем степени любопытства ребенка.

Современные квартиры заполнены техникой, которую зачастую некуда спрятать и убрать от ребенка. А как привлекают малыша кнопочки и огонечки! Можно, конечно, купить ему подобную игрушку, но она займет его ненадолго, в отличие от настоящих пультов, клавиатур, мобильных телефонов. Ребенка неудержимо влечет мир взрослых предметов. Это инстинкт, сохранившийся с древних времен: повторяй все за взрослыми, иначе не выживешь.

Как же быть родителям в этом случае? Каждый взрослый, в конце концов, понимает: ребенка остановить невозможно. Он все равно найдет способ залезть туда, куда нельзя. Остается одно: поменять свое отношение. Смириться с тем, что кое-каких вещей, или посуды, или ценных бумажек придется лишиться. Спокойно, без раздражения, терпеливо (даже если это будет 10 раз на дню) постоянно объяснять малышу, что можно, а что нельзя.

Главное, придерживаться незыблемости запрета: нельзя – значит нельзя никогда и ни при каких условиях. Особенно строго нужно запрещать действительно опасные вещи (реально оценивайте степень опасности, к примеру, включать воду в раковине не так уж и опасно, если подумать): трогать горячий утюг, лезть пальцами в розетку, поворачивать ручки газовой плиты, совать руки в дверной проем и закрывать дверь и т.д. Но даже при этом всем ваш ребенок ни от чего не застрахован, и случиться может все, что угодно.

Запретов не должно быть слишком много. Запреты должны «уравновешиваться разрешением поделать» что-нибудь из того, что делают взрослые.

Будет очень хорошо, если дети буквально месяцев с 10 могут посильно помогать маме мыть полы, посуду, поливать цветы, вытирать пыль. Для ребенка такие «задания» — большое счастье. Дети часто просят: «Мама дай мне задание», «Мама, разреши мне похозяйничать».

Ребенок удовлетворяет свое стремление стать большим, прикоснуться к заветному миру взрослых, он гордится этим: я – помощник. Дайте ребенку маленький молоточек, пусть «забивает» с папой гвоздики в доску, или идет в гараж с папой ремонтировать машину. Мальчишки даже с самого раннего возраста от такой мужской работы просто без ума. Разрешите своему малышу в вашем присутствии вдоволь настучаться по клавишам компьютера, а потом вместе распечатайте документ. Можно добавить: «Сейчас ты поработаешь, а потом буду работать я, а ты поиграешь».

Обязательно хвалите ребенка после каждой его «помощи». Ощущение того, что его пускают в мир взрослых, отвлечет ребенка от того, что делать не нужно и направит его энергию в полезное русло.

Уважаемые родители — любите своего ребенка таким, какой он есть, даже если он разгромит квартиру. Ребенок познает мир – что может быть чудеснее и радостнее! Через много лет, когда он подрастет, поверьте, вы будете вместе с ним смеяться над его детскими проделками.

Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать.

Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске.

Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.

Почти на каждой кухне есть таймер (или микроволновка с таймером).

Каждый раз, устанавливая время на таймере, объявляйте вслух «1 минута», «5 минут». А когда таймер просигналит, еще раз напомните малышу о том, сколько времени прошло.

Регулярные занятия с таймером развивают чувство времени.

Кроме того, таймер можно использовать в качестве «звонка на переменку».

Например, вы занимаетесь приготовлением пищи, а ребенок просит вас почитать книжку. Поставьте таймер на несколько минут и объясните ребенку, что обязательно почитаете, когда для вас прозвенит «звонок на переменку». Не забудьте выполнить обещание!

Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда.

Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.

Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы — ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка).

Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами.

Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.

Положите на кухонный стол легко скользящий предмет (например, пластмассовую коробочку от маргарина или крышку от бутылки). На некотором расстоянии обозначьте границы мишени (например, поставьте по углам мишени чашки).

Щелчком толкните крышку так, чтобы она проскользила через стол и попала в область мишени, как в настоящем керлинге.

А теперь предложите малышу самостоятельно поиграть в эту игру.

Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу несколько пустых пластмассовых бутылок.

Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.

Если вы замесили тесто, то сделайте и для вашего ребенка небольшой кусочек теста из 1,5 чашек муки, 0,5 столовой ложки соли, 0,25 чашки воды (добавлять постепенно) и 0,25 чашки растительного масла (добавлять постепенно), можете еще добавить немного краски.

Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках.

Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.

Многие из вас, наверное, видели и восхищались янтарными картинами, выполненными калининградскими художниками.

Подобное произведение искусства можно сделать, используя обычную поваренную соль крупного помола.

Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, не приклеившиеся остатки соли можно стряхнуть.

Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет.

Засунув руки в пакет, ребенок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их.

Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.

Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку).

Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет.

Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов.

Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает.

Если очень просто, увеличьте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и бросьте на стол.

Ребенок должен осторожно собрать их по одной штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом.

Посчитайте вместе, сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?

Пусть малыш выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету).

Позовите ребенка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками «холодно», «теплее», «горячо».

Налейте в чашку немного воды, затем накройте ее листочком бумаги. Прижимая бумагу рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно отведите руку. Вода не выливается!

Например, «Он зеленый, с пупырышками». Если малыш затрудняется, продолжите «Я его положила в салат». До тех пор, пока он не отгадает. «Ею можно есть мясо, но нельзя есть суп» (вилка).

источник

Маленькие дети в определенном возрасте проявляют повышенную активность. Как правило, это происходит до 7 лет. Восновном, ребенок не может усидеть на одном месте, бегают, прыгают, что-то ломают, им все интересно. Стремление к познанию мира достигает своего апогея в 3-4 летнем возрасте, когда словарный запас малыша сильно обогащается. В этом возрасте дети постоянно в действии. Такое нормально для маленького ребенка. Однако, существуют случаи, когда применим термин «гиперактивность».

Гиперактивные дети все время бегают, суетятся, у них рассеянное внимание, не могут сконцентрироваться на одном предмете, не могут долго заниматься одной деятельностью, постоянно переключаются на другие виды деятельности. Это отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Получается дисфункция нейромедиаторных систем мозга и нарушение регуляции активного внимания и тормозящего контроля. В психологии это явление имеет название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Зачастую такие дети на первом году жизни развиваются быстрее своих сверстников. Раньше начинают ходить, говорить. Что создает впечатление некоторой одаренности ребенка. Но уже к 3-4 годам можно заметить, что малыш не может сконцентрировать внимание на одном действии и быстро переключается на другое. В школе такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, разговаривает, встает. Это вызвано импульсивностью и повышенной возбудимостью.

Первые признаки гиперактивности проявляются вместе с пиками психоречевого развития. Это 1-2 года, когда закладываются навыки речи, 3 года, когда увеличивается словарный запас и 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Повышенная двигательная активность исчезает, как привило, в подростковом возрасте. Но импульсивность и дефицит внимания остается у 70% подростков и 50% взрослых. Первопричиной гиперактивности является минимальная мозговая дисфункция.

Причины гиперактивности детей:

1. Органические поражения центральной нервной системы (ЦНС).

2. Генетические причины. Или наследственная.

3. Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности. Таких, как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы.

4. Неблагоприятные роды. Патология родов.

5. Инфекция и итоксикация первых лет жизни ребенка.

6. Если родители страдают алкоголизмом или наркоманией. Даже небольшая доза алкоголя пагубно воздействуют на нервную систему плода.

7. Благоприобретенная гиперактивность Неправильное воспитание. Например, чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, или чрезмерная опека. Или гиперактивность, появившаяся в школе. Это получается, когда не сразу возникает контакт ребенка с педагогом. Если ребенок не внимателен, педагог постоянно ругает и упрекает его за это, то может возникнуть защитная реакция. Ребенок чувствует себя в роли «хулигана» и начинает соответствовать своему образу в поведении.

3. Повышення активность. Такие дети постоянно в движении, теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на одном месте, жуют что-то, растягивают губы, прикусывают язык.

4. Плаксивость, беспокойство, капризы.

Читайте также:  Полезен ли чудо йогурт

6. Нарушение концентрации внимания.

7. Негативизм. То есть ребенок все отрицает.

12. Повышенная возбудимость.

1. Слабая успеваемость в школе.

3. Трудность принятия любви окружающих.

Не надо подавлять повышенную активность таких детей. Энергия, не найдя выхода, будет копиться внутри ребенка и когда-нибудь «взорвется». Нужно направить ее в позитивное русло. Лечение гиперактивности проходит в совместных действиях психолога, невропатолога и родителей.

Ребенку необходимо:

2. Подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физическая упражнения ребенка и подвижные игры позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спить, лучше вечером также играть в активные игры.

3. Активные игры, которые одновременно развивают мышление.

4. Массаж. Он уменьшает частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.

5. Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Хороши такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры. Такие как, хоккей, футбол, баскетбол.

6. У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например, музыка, спорт или шахматы. Следует развивать это увлечение.

7. В школе такого ребенка нужно привлекать к общественным мероприятиям, сажать за первую парту, чаще спрашивать у доски, давать задания. Таким образом учеба в школе тоже станет активным и интересным занятием для ребенка.

Некоторые специалисты считают, что дети с синдромом гиперактивности имеют определенные компенсаторные возможности. Но для их активизации нужны конкретные условия. Такой ребенок должен строго соблюдать режим сна и бодрствования. Атмосфера вокруг ребенка должна быть спокойной, благоприятной, ровной в эмоциональном плане. Для таких детей наиболее подходит обучение с четвертым классом, где школьная программа не сжата. Обучение должно проходить в игровой форме. Таким образом, будет эмоциональная стимуляция ребенка, что приведет к большему интересу к учебе.

Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть мягким, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.

У 70% гиперактивных детей этот симптом сохраняется в подростковом возрасте. У 50% детей синдром гиперактивности сохраняется во взрослом возрасте. В подростковом и взрослом возрасте остается утомляемость, неспособность к обучению, невнимательность. Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Александра Македонского, Достоевского.

источник

5. РАЗНЫЕ ДЕТИ, РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ

Активный ребенок: направьте энергию в нужное русло?

Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравным». В то же время для ребенка движение – это и признак, и средство развития и роста, то есть естественная потребность.

В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему это можно сделать, только поняв, действительно ли это проблема, а не естественная потребность ребенка в движении, а также выяснив ее причины.

Как предотвратить проблему

• Важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.

• Информируйте детей заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Примерно через час вернемся и будем обедать. Надевай сапожки, куртку, и пойдем».

• По возможности придерживайтесь режима дня – сон, еда, прогулка в одно и то же время.

• Научитесь видеть положительные стороны в активности ребенка: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу…

• Не предлагайте ребенку занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.

Чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени или придерживайте его рукой за плечи, двумя руками за предплечья.

Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Поручайте ему дела, в которых нужно проявление его активности, – собрать всех к столу, принести необходимый предмет.

Рассеянный ребенок: понять и помочь?

В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему справиться с проблемой можно, только выяснив ее причины. Возможно, у ребенка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может различить на расстоянии то, о чем вы спрашиваете. В конце концов ребенок может задуматься, мечтать или фантазировать.

Как предотвратить проблему

• Проверьте у врача-специалиста слух, зрение ребенка.

• Попросите ребенка рассказать или нарисовать то, о чем он так долго раздумывал (возможно, у него огромный внутренний мир, и это совершенно другая сторона дела).

• Постарайтесь, чтобы в детской комнате было минимум вещей, чтобы ребенок не имел возможности лишний раз на них отвлечься.

• Терпеливо повторяйте задание несколько раз, постепенно увеличивая объем информации, который вы даете. Например, сначала: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками». Затем: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками, найди ее и принеси мне черные нитки».

Как справиться с проблемой, если она уже есть

• Чаще занимайтесь с ребенком один на один, так ему легче будет сосредоточиться.

• Для того чтобы ребенка ничего не отвлекало, когда он работает за столом, ставьте на стол невысокую картонную ширму.

• Давайте ребенку знать, что его поведение улучшается: «Ты уже смог так надолго сосредоточиться, что собрал всю головоломку. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

• Не перегружайте ребенка заданиями, требующими максимального сосредоточения, чтобы не получить обратного эффекта – сопротивления, скуки, отторжения.

• Обучайте необходимым навыкам в тот момент и на том содержании, когда ребенок заинтересован. Например, когда ребенок купается в ванной, посчитайте вместе с ним, сколько там флакончиков, какой из них самый высокий, в какой поместится больше воды и т. п.

Стеснительный и замкнутый ребенок: одобрение и подбадривание?

Эта черта характера может сохраняться у человека всю его жизнь, и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления – низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.

Чем раньше родители и воспитатели обратят на это внимание, чем раньше они будут работать над отношением ребенка к самому себе, тем больше шансов, что ребенок вырастет в уверенного в себе взрослого.

Как предотвратить проблему

• Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.

• Бережно относитесь к идеям и высказываниям ребенка, даже если они очень робкие.

• Как можно чаще проговаривайте для ребенка его положительные, сильные черты, с тем чтобы у него все же формировался положительный образ себя.

• Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

• Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.

• Не «давите» на ребенка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.

• Начните вместе с ребенком играть или выполнять какое-то задание, а затем предложите другим детям присоединиться к вам. Когда дети разыграются, тихо удалитесь.

• Обязательно научите ребенка нужным словам – как предложить другому ребенку играть вместе.

• Каждый раз, когда стеснительный ребенок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что ты играешь вместе со всеми».

• Ограничьте время, которое ребенок может проводить в уединении, скажите, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.

Одаренный ребенок: осторожность и свобода?

Около пяти процентов детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальностей, рождаются одаренными или талантливыми.

Одаренный ребенок обладает одним или несколькими из нижеперечисленных качеств:

• обладает хорошей памятью, особенно долговременной;

• владеет хорошим словарным запасом;

• может сосредоточиться на долгое время;

• легко усваивает информацию;

• очень наблюдателен и любознателен;

• устойчиво проявляет интерес к широкому кругу вопросов;

• рано проявляет способность сопереживать другим;

• проявляет большую энергичность;

• часто стремится в своих делах достичь совершенства;

• предпочитает играть с детьми более старшего возраста;

• обладает развитым чувством юмора;

• использует привычные предметы нетрадиционным способом;

• проявляет задатки лидера и владеет социальными навыками.

Как удовлетворить потребности одаренного ребенка

• Предоставляйте ребенку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность.

• В открытом доступе у него всегда должны быть самые разнообразные материалы.

• Если, руководствуясь своим интересом, ребенок чем-то увлеченно занимается, не останавливайте его, дайте ему возможность выполнить план.

• Предлагайте ему новые материалы, книги.

• Получив какой-либо ответ, просите объяснить, как ребенок пришел к такому выводу, решению.

Если ребенок начинает плохо себя вести

• Скучно, он дурачится – предложите ему более сложные задания.

• Изобретает свои действия, полностью противоречащие принятым, – дайте ему возможность действовать так, как он хочет, если это не угрожает безопасности.

• Злится, если его прерывают, – выделяйте больше времени для его самостоятельной работы.

• Ненавидит получать указания – дайте возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и решать, как и когда делать те или иные дела.

Ребенок с повышенным чувством ответственности: думать и о себе самом?

Этих детей легко «проглядеть», потому что их проблема не проявляется в каких-либо нарушениях дисциплины или плохом поведении. Это дети, которые принимают все нужды окружающих слишком близко к сердцу, гораздо ближе, чем это было бы естественно в их возрасте. Ребенок просто бросается выполнять любое дело для и часто за другого ребенка или взрослого. На первый взгляд такое поведение кажется положительным и полным альтруизма, но если это не происходит слишком часто и навязчиво, когда другие не хотят, чтобы им кто-то помогал, и если сам «опекун» не забывает о своих делах и нуждах и у него не возникают серьезные проблемы.

Как предотвратить проблему

• Помочь ответственному ребенку получить позитивную самооценку, основанную на проявлениях творчества: «Что из сделанного за сегодня заставляет тебя гордиться собой?»

• Следить, чтобы дети менялись ролями в играх, – ты уже была мамой, теперь мамой будет Ира.

• Объяснить детям, как они могут помочь другим, ничего не делая за них, – «помоги найти ботинок, но не надевай ему на ногу»; «положи одну часть головоломки, но не составляй ее всю».

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Непременно вмешивайтесь, если увидите примеры проявления гиперответственности. Скажите ребенку, что вы очень цените его помощь, но что сейчас ему надо заниматься своими делами.

Скажите ребенку, что вам нравятся его рисунки и вы будете рады увидеть его новую работу (рисунок, поделку).

Помогите ребенку, который стал объектом опеки, научите его отстаивать свою независимость: «Спасибо, я справлюсь сам», «Давай мы обе будем мамами (врачами), а куклы будут нашими дочками (пациентами)».

Поговорите с ребенком тогда, когда он спокоен и вас никто не слышит. Объясните ему, что вы его любите, цените. Выбирайте слова, характеризующие другие его положительные качества (не помощь).

Ребенок с преждевременным сексуальным развитием: будьте бдительны!?

Если ребенку слишком много известно о сексе, если он совершает провокационные телодвижения, если пытается вовлечь других детей в игры, связанные с сексом, если пытается дотронуться до половых органов другого ребенка, то считается, что это ребенок с преждевременным сексуальным развитием.

Причинами этого явления может быть то, что:

• ребенок усвоил, что таким образом он может быть более популярен у других детей;

• ребенок имитирует поведение своих родителей или разыгрывает сцены фильмов;

• у ребенка низкий уровень самооценки, и такое поведение – способ почувствовать себя взрослым, обратить на себя внимание;

• ребенок когда-то подвергался сексуальным домогательствам.

Как предотвратить проблему

• Дети испытывают совершенно естественный интерес к тому, как устроено их тело, поэтому надо без ажиотажа удовлетворить их любопытство: спокойно рассмотреть друг друга в бане, рассмотреть иллюстрации в книге.

• Так как на детей льется поток откровенной сексуальности через рекламу, скажите детям, что такое поведение нормально для взрослых, но НЕ нормально для детей.

• Проявляйте побольше интереса к ребенку, с тем чтобы повысить его самооценку. Учтите, когда взрослые не обращают на детей достаточно внимания, дети начинают искать разными средствами внимания родителей, других детей, людей и могут стать причиной недовольства или объектом насилия.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

• Если вы заметите, что дети увлеченно рассматривают гениталии друг друга, но при этом никаких действий не наблюдается, спокойно скажите им: «Нельзя трогать руками половые органы. Этого делать нельзя, потому что они очень нежные и их можно нечаянно поранить или запачкать, тогда они воспалятся».

• Если вам доведется увидеть ситуацию, когда один ребенок заставляет делать других то, что ему хочется, то непременно спокойно вмешайтесь. Помогите ребенку, которым начал манипулировать ребенок с преждевременным сексуальным развитием постоять за себя: «Я не хочу, чтобы ты это делал со мной». Скажите ребенку, который совершает подобные действия, что вы не потерпите этого.

• Чаще хвалите ребенка с преждевременным сексуальным развитием, когда он проявляет свои нормальные детские навыки.

Маленькая «коробочка»: выход во вне?

Многие взрослые считают склонность ребенка к накопительству вполне достойной чертой – рачительностью, аккуратностью. Наверное, эти черты имеют право на существование и не должны сами по себе вызывать тревоги, если только собирание и сохранение предметов не мешает ребенку играть, заводить друзей, не принимает болезненного характера.

Иногда, как правило, это бывает в возрасте 4–5 лет, дети начинают собирать «коллекции». Это могут быть камешки или винтики, наклейки или машинки. Смысл коллекций не в ценности собираемых предметов, а в том, что они объединены некой общей чертой. Это первая самостоятельно приобретенная собственность ребенка.

Как предотвратить проблему

• Если вы заметили признаки накопительства, обратите внимание, что именно начинает собирать ребенок. Поговорите с ним о том, что он думает об этих предметах, чем они ему нравятся. Помогите рассортировать, подобрать место для хранения. Предлагайте время от времени разобрать, убрать лишние. Не выбросить, а, возможно, отделить.

• Собственность требует уважения, признания прав собственника.

• Какой бы ценной ни была коллекция (модели машинок, например), не отбирайте у ребенка права управлять собственностью. Не удивляйтесь исчезновению отдельных экземпляров, – дети часто используют эти предметы для приобретения друзей.

• Если у ребенка возникает желание подарить, поменяться – не препятствуйте.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Не сердитесь на заполненные «закрома», не говорите ребенку, что это мусор, что все следует выбросить. Не оскорбляйте его чувств грубыми словами.

Покажите, что у вас тоже есть «маленькие накопления» – разные мелочи, которые вы с удовольствием дарите друзьям, используете для творчества.

Предложите ребенку поменяться с вами какими-либо предметами, возможно, на некоторое время, так, чтобы исчезло чувство особой привязанности, зависимости от предметов.

источник

Источники:
  • http://regeneratione.ru/duhovnyj-mir/psihologija/kak-napravit-detej-v-nuzhnoe-ruslo/
  • http://wiseparents.ru/kak-pomoch-rebenku-sdelat-pravilnyj-vybor-v-kakoe-ruslo-ego-napravit/
  • http://ugra-news.ru/article/31082017/54163/
  • http://pandia.ru/text/83/143/10040.php
  • http://www.donbass.ua/news/health/2009/03/23/detskaja-giperaktivnost-ili-kak-napravit-jenergiju-v-nuzhnoe-ruslo.html
  • http://www.plam.ru/psiholog/76_receptov_pravilnogo_obshenija_s_vashim_rebenkom_podskazki_roditeljam_i_vospitateljam/p6.php