Меню Рубрики

Какое полезное ископаемое используют при производстве стекла

Стекло – это один из самых востребованных материалов в наше время, что связано с его свойствами. Оно используется в строительстве, сельском хозяйстве, нефтехимии, машиностроении, электронике, пищевой промышленности и т.д. Для разных отраслей необходимы виды стекла с определенными характеристиками. Они во многом зависят от технологии и от того, какие сырьевые материалы для производства стекла использовались.

Выделяют семь основных физических характеристик стекла:

  • прочность;
  • упругость;
  • плотность;
  • твердость;
  • хрупкость;
  • теплопроводность;
  • температура плавления.

Иногда выделяют прозрачность, уровень которой изменяется в зависимости от того, какой процент солнечного света пропускает стекло (отсюда второе название – светопроводность).

Прочность на сжатие у стекла очень велика. Она колеблется от 500 до 2000 МПа. Но предел прочности определяется прочностью стекла на изгибе, которая значительно меньше первого показателя. У обычных видов он находится в районе 35-100 МПа. Посредством закаливания прочность стекла можно повысить в 3-4 раза, но при этом могут пострадать другие его характеристики.

Плотность материала колеблется от 2200 до 7500 кг/м³ у разных сортов.

Стекло относится к идеально хрупким материалам – оно разрушается от механического воздействия без значительных деформаций. Эта характеристика компенсируется удельной ударной вязкостью. Ее можно увеличить введением в состав стекла брома.

Изменение всех этих свойств достигается при помощи применения дополнительных химических добавок, а также особых технологий.

Основное сырье для производства стекла — это:

  • кварцевый песок;
  • оксид кальция;
  • калийная сода.

Кварцевый песок для производства стекла должен быть максимально чистым. Самыми вредными примесями в нем считаются оксиды железа и алюминия. Песок, который есть в больших количествах на берегах морей и рек, является малопригодным для изготовления стекла. Это связано с тем, что он состоит из множества обломков гранита, мрамора, полевого шпата. Кроме того, в нем есть большое количество минеральных солей.

Песок из кремнезема, который является идеальной основой для производства стекла, залегает слоями между пластов различных осадочных пород. Его добывают открытым способом. Для того чтобы определить, станет ли песок подходящим сырьем, его подвергают множеству химических анализов, в ходе чего выявляют наличие вредных примесей. Так, обработка фтористоводородистой и серной кислотами показывает присутствие оксидов таких металлов, как железо и алюминий.

В России есть множество карьеров, в которых добывают чистый песок для производства стекла.

Источником оксида кальция в стекольной промышленности является известняк, доломит, мел, реже мрамор.

Калий значительно упрощает процесс производства стекла. Этот элемент снижает его склонность к кристаллизации. Кроме того, калий придает стеклу блеск и улучшает светопропускающие свойства. Источником этого химического элемента служит сода, поташ, калиевая селитра.

Существуют целые химические предприятия, для которых сода для производства стекла – основной продукт.

Производство стекла можно разделить на 5 этапов:

  • подготовка материалов;
  • изготовление шихты;
  • плавка;
  • охлаждение;
  • обработка.

На первом этапе компоненты для производства стекла подготавливают к перемешиванию. Также в это время в дробилках происходит изготовление вторсырья – стеклобоя из отходов производства и бытового мусора. Основные материалы пропускают через магнитный сепаратор, который удаляет основное количество примесей.

На втором этапе происходит перемешивание песка, соды, известняка и химических добавок. Эти компоненты поочередно высыпают из силосов на весы. После взвешивания материалы смешивают. Полученную однородную массу называют шихтой.

На третьем этапе происходит плавка. Шихту загружают в печи и нагревают до необходимой температуры. Чем меньше примесей в песке, тем ниже температура. В основном она колеблется в районе 1600-2400°С.

Охлаждение теста, так называют полученное вещество, происходит в несколько этапов. Сначала стекольную массу «купают» в расплавленном олове. Из-за разницы в плотности тесто не смешивается с этим металлом. В оловянных ваннах стекло охлаждают до 600°С. Далее его прокатывают на конвейере, пока температура не опустится до 200-250°С.

Если необходимо, применяют технологию охлаждения воздушными потоками.

При температуре 200°С стекло достигает того состояния, когда можно приступить к стадии формировки. На этом этапе изготавливают конечную продукцию, будь это листовое стекло или тара.

Охлаждение – один из самых важных этапов в производстве стекла. Если тесто остужать слишком быстро, то произойдет кристаллизация. Это негативно скажется на прочности материала. Лишь медленное охлаждение позволяет получить стекло удовлетворительного качества. Так, при изготовлении линз для специальных телескопов его охлаждают несколько месяцев. Тем не менее экстремальное охлаждение также используется в этой отрасли, например при производстве закаленного стекла.

Дополнительные вещества для производства стекла используют для придания конечному материалу особых свойств. Основными добавками являются оксиды таких металлов, как:

Они влияют на прочность, твердость, плотность, цвет.

Такие компоненты для производства стекла, как оксиды тяжелых металлов (свинец, висмут, барий), значительно повышают плотность.

Для увеличения упругости оксид кремния частично замещают. Для этого применяют кальций, алюминий, бор, магний.

Введение в состав шихты брома позволяет повысить ударостойкость стекла практически в два раза.

Оксиды хрома, меди и кобальта придают готовой продукции зеленый, желтый и синий цвета соответственно.

Для производства оптического и лабораторного стекла в формулу вносят оксиды свинца бария и цинка. Чтобы придать материалу стойкость к воздействию химических элементов, используют магний.

Некоторые материалы для производства стекла вводят для его затемнения. Это так называемые глушители, в состав которых входят фтор, фосфор. Противоположный процесс осуществляется посредством сульфатов аммония и натрия. Они способствуют удалению газовых пузырьков, что приводит к осветлению материала.

Сырье для производства стекла с повышенным содержанием кварца используют для изготовления украшений. Это связано с тем, что силиций повышает тугоплавкость, что, в свою очередь, упрощает процесс формирования готовых изделий.

В наше время очень большие обороты набрало движение по защите окружающей среды. Не обошло оно и стеклопромышленность. В данной отрасли наблюдается тенденция максимально возможного использования вторсырья. Кроме того, все чаще применяют горнопромышленные отходы для производства стекла. Шлак с подходящим минеральным составом, который образуется при добыче полезных ископаемых, становится заменителем песка или известняка.

Эти два аспекта позволяют производить более экологически чистую продукцию.

В начале лета в Москве пройдет тематическая выставка «Мир стекла». Это одно из самых масштабных мероприятий мира в данной отрасли. Организаторы приглашают всех заинтересованных жителей и гостей столицы посетить выставку, которая пройдет в ЦВК «Экспоцентр». Учредители мероприятия создали благоприятные условия для передовых стеклопроизводителей. Администрация заведения считает, что выставка «Мир стекла» поможет заключать выгодные сделки, которые выведут вас в лидеры рынка.

Помимо выставки планируется проведение деловых встреч и пресс-конференций. Стекольные компании получат возможность провести презентации, где продемонстрируют передовые разработки, новые технологии и современное оборудование.

На выставку приглашены лидеры российского рынка стеклопродукции, а также представители мировых компаний.

источник

стекло 8.Укажи стрелочками, какие полезные ископаемое используются при изготовлении и производстве следующих изделий:

1 Фамилия Имя Полезные ископаемые 1вариант 1. Какие вещества называют полезными ископаемыми? а) все полезные вещества; б) витамины; в) все древние вещества, хранящиеся в земле; г) минералы и горные породы, которые люди добывают из земли и используют их. 2.Выдели не относящиеся к данной группе полезное ископаемое: а) каменный уголь; б) нефть; в) гранит; г)природный газ. 3.Выдели лишнее: а) кирпич б) песок; в) железная руда; г)глина 4.Какое полезное ископаемое обладает горючестью? а) гранит; б) песок; в) каменный уголь; г) торф 5. Отметь полезное ископаемое, используемое в строительстве мостовых опор: а) известняк; б) гранит; в) торф; г)каменный уголь 6.Что не относится к продуктам переработки нефти? а) бензин; б)лаки в) краски г)молоко 7.Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла? 8.Укажи стрелочками, какие полезные ископаемое используются при изготовлении и производстве следующих изделий: сталь бензин стекло нефть песок железная руда 9. Какое из перечисленных свойств каменного угля не позволяет использовать его в строительстве? а) цвет, б) горючесть в) тяжелее воды 10. Узнай полезное ископаемое по описанию; а) Чаще всего бывает серого или розового цвета. Состоит из множества хороших заметных зёрен. Очень прочен. Хорошо полируется. Используется в строительстве. б)он белого цвета, прочен. В нём можно заметить остатки раковин морских организмов, используется в строительстве. в) Имеет чёрный цвет, блестит. Твёрдый, но хрупкий, главное свойство горючесть. г) Бесцветный газ, легче воздуха, хорошо горит. 11. Зарисуй условный знак: Каменный уголь торф

2 Фамилия Имя Полезные ископаемые 2 вариант 1. Какие вещества называют полезными ископаемыми? а) все созданное природой; б) минералы и горные породы, которые люди добывают из земли и используют их. в) все древние вещества, хранящиеся в земле; г) полезные человеку витамины. 2.Выдели не относящиеся к данной группе полезное ископаемое: а) песок; б) глина; в) гранит; г)природный газ. 3.Выдели лишнее: а) нефть; б) известняк; в) железная руда; г)древесина; 4.Какое полезное ископаемое обладает горючестью? а) гранит; б) песок; в) природный газ; г) торф 5. Отметь из перечисленных свойств каменного угля то, которое помогает человеку его использовать : а) чёрный цвет, ;б) твёрдый; в) горючий; г) блестящий 6.Что не относится к продуктам переработки нефти? а) бензин; б) лаки; в) краски; г)молоко 7.Какое свойство глины помогли человеку изготавливать из неё посуду? 8.Укажи стрелочками, какие полезные ископаемое используются при изготовлении и производстве следующих изделий: лаки и краски чугун стекло нефть песок железная руда 9. Какое свойство общее у каменного угля, нефти и природного газа? а) цвет, б) горючесть в) тяжелее воды 10. Узнай полезное ископаемое по описанию; а) Обычно бывает жёлтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий. б) Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. в) Густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, хорошо горит. г) Обычно он тёмно- коричневого цвета, рыхлый. непрочный, хорошо горит, в нём заметны остатки растений, из которых он состоит, используется как топливо, удобрение. 11. Зарисуй условный знак: Природный газ нефть

4 Тест «Природные зоны» 1 вариант 1.Какое погодное условие не характерно для условий Крайнего Севера? а) зима длится почти полгода б) сильные морозы, снегопады, метели в) постоянный снеговой покров г) температура воздуха постоянно выше нуля градусов 2.Почему в районах Крайнего Севера нет растительности? а) земля не успевает освобождаться от снега и льда б) растительность бездумно уничтожена людьми в) нет животных, питающихся растениями г) люди не занимаются посадкой растений. 3.Найди животное, которое не встретишь на Крайнем Севере: а) гагара, б) бурый медведь, в) белый медведь г) морской котик 4. Найди растение, которое не встретишь на просторах тундры: а) морошка, б) ягель, в) голубика, г) ковыль 5. Найди животное, которое не встретишь на просторах тундры: а) белка, б) лемминг в) олень, г) куропатка 6. Выдели занятие, не характерное для населения тундры: а) рыболовство б) оленеводство в) земледелие, г) охота 7. О каком животном идёт речь? У него очень густая шерсть, а толстый слой жира не даёт замёрзнуть от сильных морозов. Этот хищник прекрасный пловец, питается рыбой, тюленями. Детёныши рождаются зимой. 2вариант 1.Какое погодное условие не характерно для условий Крайнего Севера? а) много тёплых дней в году б) постоянный снеговой покров в) сильные морозы, снегопады, метели г) зима длится почти полгода 2.Почему в районах Крайнего Севера нет растительности? а)нет почвенного слоя, так как земля не успевает освобождаться от снега и льда б) растительность бездумно уничтожена людьми в) нет животных, питающихся растениями г) люди не занимаются посадкой растений. 3.Найди животное, которое не встретишь на Крайнем Севере: а) тюлень, б) гагара, в) белый медведь г) суслик 4. Найди растение, которое не встретишь на просторах тундры: а) земляника б) ягель, в) голубика, г) брусника 5. Найди животное, которое не встретишь на просторах тундры: а) полевая мышь б) лемминг в) олень, г) песец 6. Выдели занятие, не характерное для населения тундры: а) рыболовство б) оленеводство в) земледелие, г) охота 7. О каком животном идёт речь? Его можно по праву считать отличным пловцом. Для плавания природа наградила его вместо ног ластами. В воде он чувствует себя лучше, чем на суше. Питается рыбой. На суше и льдинах отдыхает и выращивает детёнышей.

Читайте также:  Полезные ископаемые недр планеты относятся к

5 Разделите приведённые ниже слова на группы. Подпишите названия групп. 1.Равнина, тундра, степь, гора, возвышенность, пустыня. 2. Кара- Кумы, Килиманджаро, Эльбрус, Калахари, Джомолунгма, Сахара. 3. Олень, суслик, лемминг, песец, лисица, кабан. 4.Песчаная акация, сосна, дуб, верблюжья колючка, берёза, саксаул. 5. Гренландия, Африка, Новая Земля, Мадагаскар, Австралия, Антарктида. 6. Охотское, Тихий, Балтийское, Чёрное, Атлантический, Индийский. Отметьте в каждом ряду «лишнее» слово. Объясните, почему оно является лишним. 1. Европа, Азия, Франция, Америка, Австралия. 2. Пальма, секвойя, лес, дуб, сосна. 3. Пустыня, почва, степь, тундра, тайга. 4. Камчатка, Таймыр, Кольский, Сахалин, Чукотский. 5. Морошка, багульник, ковыль, брусника, ягель.

источник

Сегодня стекло является одним из самых популярных материалов. Оно применяется в строительстве, пищевой промышленности и других отраслях. Из него создается огромное количество вещей, без которых нельзя представить современную жизнь: окна, посуда, декор, мебель, зеркала, вазы и множество других. Существует множество материалов, используемых в качестве сырья для стекла, но основным является диоксид кремния или кремнезем.

В промышленности под стеклом понимается не только тот материал, из которого сделаны окна. Существует много его видов, у каждого из которых свое назначение.

Процесс производства стекла известен людям с давних времен, но самые первые его образцы не отличались высоким качеством. Тогда люди не умели очищать сырье, и в составе конечного продукта сохранялось слишком много примесей, таких как металл или сера. Их присутствие делало стекло мутным, зеленоватым и хрупким.

По мере развития технологий росло и качество стекла. Современные методы производства основаны на термической обработке исходного сырья.

Самым часто применяемым веществом для изготовления стекла является оксид кремния, получаемый преимущественно из кварцевого песка. В нем могут содержаться различные примеси, состав которых зависит от того, где находится месторождение. Например, в белом песке присутствует оксид железа, придающий стеклу зеленоватый оттенок.

Кроме оксида кремния, в качестве сырья для производства стекла используются:

  • карбонат натрия;
  • оксид бора;
  • карбонат калия;
  • сульфат натрия.

Такие вещества являются стеклообразующими. Каждое из них влияет на свойства готового продукта. Например, в результате смешения оксида кремния и карбоната натрия получится однородная масса, называемая жидким стеклом. Добавление известняка или доломита сделает сырье нерастворимым в воде.

К сырью могут быть добавлены вспомогательные материалы:

  • красители;
  • осветлители;
  • глушители (придают стеклу матовость).

Добавки влияют на устойчивость материала к различному виду воздействиям, светопроницаемостью и т. д. Например, для производства оптического оборудования нужно стекло с оксидом свинца, повышающим уровень светопреломления.

Для производства стекла потребуются следующие устройства:

  • управляемый канал для подачи сырья;
  • механизм для разрезания жидкой массы;
  • пресс на несколько форм с пультом управления;
  • система охлаждения формирующей машины;
  • гидропривод пресса;
  • устройство, достающее готовое изделие из формирующего аппарата;
  • линия-транспортер, управление которой будет осуществляться автоматически, без контроля оператора;
  • печи из огнеупорного кирпича, в которых будет осуществляться плавление сырья и отжиг готовой продукции;
  • аппарат, наносящий краску, и механизм, высушивающий готовое стеклоизделие;
  • аппарат, промывающий готовое стеклоизделие.

Процесс создания стекла состоит из нескольких стадий.

Подготовка сырья и его подача в приемные бункеры, добавление дополнительных компонентов. Перед этим сырье измельчается до порошкообразного состояния. Пропорции должны быть идеально соблюдены, поэтому для дозировки компонентов используются электронные весы.

Отправка подготовленного вещества в плавильную печь. Здесь сырье для стекла расплавляется и превращается в однородную жидкую массу. Температура в печи настраивается в зависимости от того, стекло какого качества нужно получить.

Варка стекломассы, осуществляемая в ванне, наполненной расплавленным оловом, при температуре от 1200 ⁰С. В процессе варки в стекломассу могут быть добавлены красители. Из-за разницы в плотности жидкости не смешиваются, а поверхность стекла становится ровной и гладкой.

Если на каком-то из этих этапов допустить ошибку, то качество готового продукта может понизиться.

  1. Придание изделию необходимой формы. На этом этапе стеклоизделие должно остыть до 250 ⁰С. Чтобы оно не получило трещины, остывание должно быть постепенным.
  2. Закрепление формы. Этот процесс заключается в термической обработке и состоит из нескольких стадий: быстрое охлаждение, медленное воздействие, быстрое повышение температуры до обычной. Остывание не должно быть резким, иначе на стекле могут появиться трещины.
  3. Проверка качества полученного изделия. Как правило, на конвейере присутствует специальный автомат, проверяющий стеклоизделие.
  4. Упаковка готовой продукции.

Описанный выше процесс позволяет получить в результате стандартное стекло. Если требуется получение стекол с особыми свойствами, то использоваться другие методы.

В процессе производства можно:

  • окрашивать изделие;
  • прикрепить на него стекломассу различной формы;
  • охладить заготовку для образования декоративных трещин.

Готовые изделия декорируют следующим образом:

  • с помощью шлифовальных материалов на изделие наносится гравировка, шлифовка, алмазная грань и т. д.;
  • украшения можно наносить, воздействуя на стекло плавиковой кислотой;
  • стеклоизделие украшается с помощью красок.

Готовое стеклоизделие должно отвечать техническим, функциональным, эргономическим и эстетическим требованиям.

Технические требования – это соответствие продукции требованиям нормативно-технических документов.

По функциональным требованиям поверхность стеклоизделия должна быть гладкой, исключено наличие посторонних включений и внешних дефектов.Согласно эргономическим требованиям, стеклоизделие необходимо производить удобным и безопасным в эксплуатации.

К эстетическим требованиям относятся оригинальный внешний вид, соответствие моде и высокое качество обработки.

Любое стеклоизделие маркируется. В марке должны быть указаны название предприятия, где было изготовлено стекло, товарный знак, артикул, номер стандарта, группа разделки. Если изделие выполнено из хрусталя, должно быть также указано процентное содержание оксидов свинца и бария.

Транспортировка стеклоизделий должна осуществляться в упаковке, на которой присутствует надпись «осторожно, стекло» и т. п.

Хранить такие изделия нужно в сухих помещениях, так как из-за сырости на его поверхности может появиться беловатый налет, а стекло станет менее прозрачным.

В данной статье вы узнаете о разновидностях стекла, каким образом добывают сырье для производства стекла и самое главное – как же производят стекло сегодня на самых современных заводах.

Стекло – один из самых древних материалов, которые использует человек. Наши предки научились его выплавлять еще 5 тысяч лет назад.

Тем не менее все эти долгие годы стекло, что называется, оставалось недооцененным. Необозримую область его применения целиком открыли всего несколько десятилетий назад. Благодаря стеклу, мы заглянули далеко в космос, проникли в глубины океана, мы стали строить из него дома, создавать произведения искусства. Мы сами не заметили как вслед за каменным, бронзовым и железным веками пришел век стеклянный. Оглянитесь, стекло окружает нас повсюду. Оно защищает от ветра и холода и создает уют. Для остекления небоскребов сегодня используют очень прочные, безопасные, экологичные и энергосберегающие стекла.

Сегодня существует огромное количество разновидностей стекла. От вулканического, самого древнего на планете, до органического (его ученые научились получать совсем недавно). Но самым распространенным, тем, что окружает нас практически повсюду, является силикатное стекло (от латинского названия химического элемента Silicium – древний).

Одно из самых простых соединений кремния SiO2 называется кварц. Залежи кварцевого песка присутствуют на всех континентах, это один из самых распространенных минералов в земной коре. В том числе и благодаря этому стеклоделие много веков назад почти одновременно зародилось и в Африке, и в Южной Америке.

На самом деле рецепт приготовления стекла предельно прост. Это всего лишь кварцевый песок плюс газ, чтобы его расплавить. Очень много газа. Стеклоплавильная печь за один месяц потребляет 2,5 млн.м 3 . метана, это же количество в своих квартирах сжигают жители всего Центрального округа г. Москвы.

Все дело в том, что стекло кристаллизируется из жидкого состояния, а расплавить кварцевый песок, то есть по сути превратить его в жидкость, не так то просто. Для этого его нужно хорошо нагреть, вот куда уходит столько газа.

Итак, производство стекла включает следующие основные технологические операции:

Как же добывают сырье для стекла? Из всех полезных ископаемых кварцевый песок один из самых легкодобываемых. Все дело в том, что он в природе уже находится, что называется, в готовом состоянии. Его нужно только зачерпнуть из карьера, загрузить на конвейерную ленту и отправить. Но прежде чем стать стеклом в окне или бокалом на праздничном столе, этому стеклу придется пройти в прямом смысле огонь, воду и трубы. Правда, в обратном порядке. Начинается все с сурового кастинга. Весь песок из карьера поступает на сортировочную галерею, там он ссыпается в разные кучи. Неспециалисту сложно определить, в чем разница между этими кучами, но она есть и в химическом составе, и в размере гранул.

Когда полезный материал окончательно отсортирован, его из карьера перевозят на фабрику подготовки песка. Первым делом песок моют. Это делается с помощью устройства, которое больше всего напоминает стиральную машину. В барабан загружается песок, а снаружи подается вода. Стенки барабана сделаны из пористой пленки. Размеры пор настолько малы, что они не пропускают наружу песок, но позволяют проходить только воде. Причем в воду не добавляют никаких специальных чистящих средств, поскольку они могут остаться в песке и изменить химические свойства песка. После промывки сырье просеивают. Песок избавляют от ненужных камней и других крупных включений. Далее песок ждет тонкая фильтрация. В нем могут находиться мельчайшие частички различных металлов, а они в стекле не нужны. Финальную очистку песок проходит на спиральных фильтрах. Под действием центростремительной силы частички железа или других тяжелых металлов прижимаются к краю водоворота, а песок и вода уходят в сторону.

Читайте также:  Салат полезный для здоровья

Теперь уже идеально чистый песок можно отправлять в стеклоплавильную печь. Но сначала его необходимо высушить. На круглом столе через сырье для получения стекла продувается горячий воздух. Сухой песок зачерпывается шнеками и ссыпается в приемный бункер. Оттуда он попадает в железнодорожные вагоны или грузовые фуры и вскоре попадает на стеклоплавильную фабрику.

Вместе с кварцевым песком в стеклоплавильную печь загружаются и другие материалы: сульфат натрия, известняк и сода. Известняк улучшает погодостойкость стекла. Сода и сульфат натрия понижают температуру плавления. Все это расплавляется при температуре 1600°С и превращается в жидкую вязкую субстанцию.

На практике же наблюдается отклонение от этого стандарта. Самая распространенная система: Na2O-CaO-SiO2-MgO-Al2O3.

Сегодня практически повсеместно при изготовлении листового стекла используют метод флоатации. На дне печи установлена огромная ванна с расплавленным оловом. Жидкое стекло выливают в эту ванну, и так как его плотность меньше плотности олова, оно растекается ровным слоем по поверхности и плавает. При этом оно постепенно начинает остывать и кристаллизироваться.

ρ жидкого стекла ≈ 1,4 г/см 3

В этой ванне стекло становится похожим на пластилин, оно еще мягкое и специальный ролик вытягивает его из печи как ириску.

На выходе из печи стекло имеет температуру 600°С. Лента из стекла аккуратно двигается по роликовому конвейеру и постепенно остывает. На краю этой ленты хорошо виден след, оставленный тем самым роликом, который протолкнул ее из ванной с оловом. Этот край отрезается, а обрезки отправляются обратно в печь на переплавку.

Далее эту бесконечно длинную ленту отправляют на резку. Режут стекло на равные части при помощи алмазного стеклореза, траектория движения резца которого такова, что он движется под определенным углом с той же скоростью, что и стекло. Это необходимо для того, чтобы отрезанный край стекла был ровным.

Затем один из поперечных валиков, на которых лежит порезанное стекло, приподнимается, надламывая лист. Все происходит в автоматическом режиме. Человеку на этом этапе находиться не то что не нужно, а даже опасно, ведь иногда стекло лопается, и осколки разлетаются в разные стороны. Максимальный на сегодня формат цельного листа, называется джамба (6 м — длина и 3,21 м – ширина).

Перед отправкой на оконную фабрику несколько готовых листов из партии проверяют. Тесты не замысловатые – стекло просто бьют. Тест на ударопрочность: три металлических шарика, вес каждого 4,1 кг сбрасываются с определенной высоты.

В ходе этого теста стекло имеет право покрыться трещинами, его задача удержать металлический шар на поверхности, не дать ему пробить лист насквозь. Только если после падения всех трех шаров у стекла не появилось сквозных отверстий, его признают годным и партию отправляют дальше.

Все перемещения огромных листов на складе производятся с помощью мощных автоматизированных погрузчиков с вакуумными присосками. Это самый простой и безопасный способ. Риск повреждения даже самых тонких листов сведен к минимуму.

Готовые листы теоретически уже можно отправлять на фабрику по изготовлению окон. Еще лет десять назад так и делали. Но сегодня практически везде используются стеклопакеты. Они гораздо прочнее и безопаснее. Смысл в том, что между двумя слоями стекла прокладывается специальная пленка. Она в случае чего удерживает осколки и не дает стеклу разбиться вдребезги. Причем специальная прозрачная пленка не приклеивается к листам, а припаивается к ним. После того как на станке готовится слоеный пирог из одного пластикового и двух стеклянных коржей, он запекается в огромной печи при температуре 400°С. На выходе получается стеклопакет.

В завершении статьи хочется просто сказать «спасибо» нашим предкам, что научили нас такому мастерству как стеклоделие. Сегодня невозможно представить наш мир без стекла. Благодаря его всевозможным полезным свойствам (прозрачность, твердость, химическая устойчивость, относительно невысокая цена), мы можем использовать стекло в различных отраслях промышленности. Не вызывает сомнения, что развитие стекольной области будет только усовершенствоваться, и в плане состава стекла, и в плане технологии, и соответственно будем ожидать новых видов изделий из стекла.

источник

Алтухова Г.В. учитель начальных классовМБОУ «Дубосищенская ОШ»

Ефременкова О.А. учитель начальных классовМБОУ «Растегаевская ОШ»

Мельникова С.М. учитель начальных классов МБОУ «Верховская ОШ»

Никитенкова С.Д. учитель начальных классов МБОУ «Хиславичская СШ»

Прокофьева Н.А. учитель начальных классов МБОУ «Череповская ОШ»

Шумская С.А. учитель начальных классов МБОУ «Михновская СШ»

Урок Окружающего мира в 4 классе

По теме «Наши подземные богатства»

УМК «Школа России»Автор: А.А. Плешаков

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока: 1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Оборудование: 1. Образцы полезных ископаемых, иллюстрации с изображением добычи и применения полезных ископаемых.2. Учебники «Мир вокруг нас», 4 класс, 1 часть – М «Просвещение» 2011г (автор А. А. Плешаков)3. Рабочие тетради «Мир вокруг нас» 4 класс, 1 часть — М «Просвещение» 2011 г (автор А. А. Плешаков)4. Атлас – определитель «От земли до неба» — М «Просвещение» 2008г (автор А. А. Плешаков)

Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная

I.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.

Ребята посмотрите пожалуйста на доску и прочитайте высказывание

Ученики читают в слух: «Ученик, который учится без желания,- это птица без крыльев»

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Предполагаемый ответ: Птица без крыльев не может летать, существовать, так и ученик без желания не сможет учиться.

Учитель:Молодцы, а теперь оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.

Учитель: Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

II. Актуализация знания для изучения нового материала => постановка проблемы.

Учитель: Ребята вспомните пожалуйста что мы изучали на прошлом уроке?

Учитель: Что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.

Учитель: На какие две группы можно разделить водоемы, о которых мы говорили на прошлом уроке?

Учитель: Что объединяет эти водоемы?

Ученик: Они все естественные, пресные.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Учитель: Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Учитель: Что относится еще к природным богатствам?

Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые

Учитель: Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняная свистулька, набор школьных мелков, мыло, торфяной горшочек, плакат с изображением Медного всадника, кирпич, таблетки активированного угля, стакан, игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары?

Ученик: они созданы человеком и необходимы людям.

Учитель: Из чего они сделаны?

Ученик: трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа.

Учитель: Попробуйте сформулировать точнее.

Ученик: Из полезных ископаемых.

Учитель: Почему они так называются?

Ученик: Их добывают глубоко под землей.

Учитель: Сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

Учитель:Исходя из темы урока сформулируйте цель урока.

Ученик: Изучить наши подземные богатства , их разнообразие, свойства, значение для людей

Научиться определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств.

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Из курса природоведения 3 класса. Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Учитель: В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.

III . Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства. (учитель раздает карточки с названием полезного ископаемого)

Можете приступить к работе.

Учитель: Ребята все ли у вас получается?

Ученик: Нет. Мы не можем выполнить задание.

IV . Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: А что нам необходимо для работы?

Ученик: план описания полезного ископаемого.

Учитель: А где мы можем узнать план?

V . Реализация построенного проекта.

Учитель: Откройте учебник на странице 159 и используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах выполним работу.

4. Что из представленных товаров может быть из него сделано.

VI . Первичное закрепление.

Каждая группа заполняет плакат.

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Твердый, белого или серого цвета

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

4. Каменный уголь шахты глубоко в земле

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

5. Нефть глубоко под землей

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Читайте также:  Сша полезные ископаемые карта

Металлы, основное сырье для машин

В конверте у каждой группы черно-белые варианты или цветные иллюстрации.

Таблица из плакатов открывается после отчета группы. Учитель дополняет ответы.

Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Учитель: Посмотрите на статью учебника, какие подземные богатства мы не исследовали?

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученик: высказывают свои предположения.

Учитель: (Указываю на карту Смоленской области)

Ученик: Может быть, их добывают на территории нашей области?

Учитель: Правильно, давайте исследуем эти полезные, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради на стр 52

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая

Сыпучие крупинки желтого цвета

Строительство, дороги, стекло

Торф болотистая местность карьер

Горючий, непрочный, легче воды, рыхлый, бурого цвета в нем хорошо видно

Топливо, удобрение, подстилка для скота, лекарства

Итог по пр. работе. Осталась игрушечная газовая плита.

Работаем со статьей стр. 168 «Охрана подземный богатств»

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ а плите, зимой не оставлять открытой дверь в подъезд, беречь тепло.

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко справитесь с заданием.

С каждого ряда по три человека (это команда), называется игра «Вопрос из конверта».

(Берут из конверта вопросы, обсуждают, выбирают правильный, озвучивают ответы)

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

Покажите на карточках, какое у вас настроение на конец урока.

Ученик: (ученики показывают)

Учитель: Понравился лм вам урок?

Ученик: Мы работали дружно, коллективом, узнали много интересного.

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 169

2) выполните задание в тетради на стр. 52

3) У нас на столе осталась игрушечная газовая плита. Какое полезное ископаемое используют, чтобы она функционировала?

Учитель: Сделайте сообщение об этом природном ископаемом.

Урок окончен. Спасибо за работу.

1 задание: Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их

2 задание:О чем идет речь в тексте?

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и дугие растения Это горючее полезное ископаемое

3 задание: Назовите горючие полезные ископаемые:

источник

стекло 8.Укажи стрелочками, какие полезные ископаемое используются при изготовлении и производстве следующих изделий:

1 Фамилия Имя Полезные ископаемые 1вариант 1. Какие вещества называют полезными ископаемыми? а) все полезные вещества; б) витамины; в) все древние вещества, хранящиеся в земле; г) минералы и горные породы, которые люди добывают из земли и используют их. 2.Выдели не относящиеся к данной группе полезное ископаемое: а) каменный уголь; б) нефть; в) гранит; г)природный газ. 3.Выдели лишнее: а) кирпич б) песок; в) железная руда; г)глина 4.Какое полезное ископаемое обладает горючестью? а) гранит; б) песок; в) каменный уголь; г) торф 5. Отметь полезное ископаемое, используемое в строительстве мостовых опор: а) известняк; б) гранит; в) торф; г)каменный уголь 6.Что не относится к продуктам переработки нефти? а) бензин; б)лаки в) краски г)молоко 7.Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла? 8.Укажи стрелочками, какие полезные ископаемое используются при изготовлении и производстве следующих изделий: сталь бензин стекло нефть песок железная руда 9. Какое из перечисленных свойств каменного угля не позволяет использовать его в строительстве? а) цвет, б) горючесть в) тяжелее воды 10. Узнай полезное ископаемое по описанию; а) Чаще всего бывает серого или розового цвета. Состоит из множества хороших заметных зёрен. Очень прочен. Хорошо полируется. Используется в строительстве. б)он белого цвета, прочен. В нём можно заметить остатки раковин морских организмов, используется в строительстве. в) Имеет чёрный цвет, блестит. Твёрдый, но хрупкий, главное свойство горючесть. г) Бесцветный газ, легче воздуха, хорошо горит. 11. Зарисуй условный знак: Каменный уголь торф

2 Фамилия Имя Полезные ископаемые 2 вариант 1. Какие вещества называют полезными ископаемыми? а) все созданное природой; б) минералы и горные породы, которые люди добывают из земли и используют их. в) все древние вещества, хранящиеся в земле; г) полезные человеку витамины. 2.Выдели не относящиеся к данной группе полезное ископаемое: а) песок; б) глина; в) гранит; г)природный газ. 3.Выдели лишнее: а) нефть; б) известняк; в) железная руда; г)древесина; 4.Какое полезное ископаемое обладает горючестью? а) гранит; б) песок; в) природный газ; г) торф 5. Отметь из перечисленных свойств каменного угля то, которое помогает человеку его использовать : а) чёрный цвет, ;б) твёрдый; в) горючий; г) блестящий 6.Что не относится к продуктам переработки нефти? а) бензин; б) лаки; в) краски; г)молоко 7.Какое свойство глины помогли человеку изготавливать из неё посуду? 8.Укажи стрелочками, какие полезные ископаемое используются при изготовлении и производстве следующих изделий: лаки и краски чугун стекло нефть песок железная руда 9. Какое свойство общее у каменного угля, нефти и природного газа? а) цвет, б) горючесть в) тяжелее воды 10. Узнай полезное ископаемое по описанию; а) Обычно бывает жёлтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий. б) Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. в) Густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, хорошо горит. г) Обычно он тёмно- коричневого цвета, рыхлый. непрочный, хорошо горит, в нём заметны остатки растений, из которых он состоит, используется как топливо, удобрение. 11. Зарисуй условный знак: Природный газ нефть

4 Тест «Природные зоны» 1 вариант 1.Какое погодное условие не характерно для условий Крайнего Севера? а) зима длится почти полгода б) сильные морозы, снегопады, метели в) постоянный снеговой покров г) температура воздуха постоянно выше нуля градусов 2.Почему в районах Крайнего Севера нет растительности? а) земля не успевает освобождаться от снега и льда б) растительность бездумно уничтожена людьми в) нет животных, питающихся растениями г) люди не занимаются посадкой растений. 3.Найди животное, которое не встретишь на Крайнем Севере: а) гагара, б) бурый медведь, в) белый медведь г) морской котик 4. Найди растение, которое не встретишь на просторах тундры: а) морошка, б) ягель, в) голубика, г) ковыль 5. Найди животное, которое не встретишь на просторах тундры: а) белка, б) лемминг в) олень, г) куропатка 6. Выдели занятие, не характерное для населения тундры: а) рыболовство б) оленеводство в) земледелие, г) охота 7. О каком животном идёт речь? У него очень густая шерсть, а толстый слой жира не даёт замёрзнуть от сильных морозов. Этот хищник прекрасный пловец, питается рыбой, тюленями. Детёныши рождаются зимой. 2вариант 1.Какое погодное условие не характерно для условий Крайнего Севера? а) много тёплых дней в году б) постоянный снеговой покров в) сильные морозы, снегопады, метели г) зима длится почти полгода 2.Почему в районах Крайнего Севера нет растительности? а)нет почвенного слоя, так как земля не успевает освобождаться от снега и льда б) растительность бездумно уничтожена людьми в) нет животных, питающихся растениями г) люди не занимаются посадкой растений. 3.Найди животное, которое не встретишь на Крайнем Севере: а) тюлень, б) гагара, в) белый медведь г) суслик 4. Найди растение, которое не встретишь на просторах тундры: а) земляника б) ягель, в) голубика, г) брусника 5. Найди животное, которое не встретишь на просторах тундры: а) полевая мышь б) лемминг в) олень, г) песец 6. Выдели занятие, не характерное для населения тундры: а) рыболовство б) оленеводство в) земледелие, г) охота 7. О каком животном идёт речь? Его можно по праву считать отличным пловцом. Для плавания природа наградила его вместо ног ластами. В воде он чувствует себя лучше, чем на суше. Питается рыбой. На суше и льдинах отдыхает и выращивает детёнышей.

5 Разделите приведённые ниже слова на группы. Подпишите названия групп. 1.Равнина, тундра, степь, гора, возвышенность, пустыня. 2. Кара- Кумы, Килиманджаро, Эльбрус, Калахари, Джомолунгма, Сахара. 3. Олень, суслик, лемминг, песец, лисица, кабан. 4.Песчаная акация, сосна, дуб, верблюжья колючка, берёза, саксаул. 5. Гренландия, Африка, Новая Земля, Мадагаскар, Австралия, Антарктида. 6. Охотское, Тихий, Балтийское, Чёрное, Атлантический, Индийский. Отметьте в каждом ряду «лишнее» слово. Объясните, почему оно является лишним. 1. Европа, Азия, Франция, Америка, Австралия. 2. Пальма, секвойя, лес, дуб, сосна. 3. Пустыня, почва, степь, тундра, тайга. 4. Камчатка, Таймыр, Кольский, Сахалин, Чукотский. 5. Морошка, багульник, ковыль, брусника, ягель.

источник

География для самых маленьких. Полезные ископаемые
Занимались по Доману с первого месяца жизни дочки и до четырех лет

источник

Источники:
  • http://docplayer.ru/63489971-Steklo-8-ukazhi-strelochkami-kakie-poleznye-iskopaemoe-ispolzuyutsya-pri-izgotovlenii-i-proizvodstve-sleduyushchih-izdeliy.html
  • http://promzn.ru/proizvodstvo-stekla/syre-dlya-proizvodstva.html
  • http://stroy-talks.ru/steklo/proizvodstvo-stekla-segodnya.html
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-okruzhayuschego-mira-klass-1504567.html
  • http://docplayer.ru/63489971-Steklo-8-ukazhi-strelochkami-kakie-poleznye-iskopaemoe-ispolzuyutsya-pri-izgotovlenii-i-proizvodstve-sleduyushchih-izdeliy.html
  • http://club.umnitsa.ru/forum/geografiya-dlya-samykh-malenkikh-poleznye-iskopaemye