Меню Рубрики

Количество добытого полезного ископаемого определяется

При расчете НДПИ воспользуйтесь следующим алгоритмом:

По общему правилу количество добытого полезного ископаемого признается налоговой базой по НДПИ только при добыче:

  • нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной);
  • природного горючего газа, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • попутного газа;
  • газового конденсата;
  • угля.

При добыче остальных полезных ископаемых налоговой базой по НДПИ признается их стоимость .

Кроме того, стоимость полезных ископаемых является налоговой базой в отношении нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья .

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, как определяется налоговая база по НДПИ, для расчета налога количество добытых полезных ископаемых должно быть известно (абз. 7 п. 2 ст. 340 НК РФ).

Количество добытого полезного ископаемого определяйте в натуральном выражении (подп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ). Рассчитать этот показатель можно либо прямым , либо косвенным методом (п. 2 ст. 339 НК РФ).

Выбранный метод расчета для каждого добываемого полезного ископаемого (или разрабатываемого месторождения) закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Менять этот метод в течение всего срока добычи полезного ископаемого нельзя. Исключением является случай, когда организация меняет технологию добычи и технологический проект разработки месторождения. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Прямой метод применяйте, если количество добытого полезного ископаемого можно определить с помощью измерительных приборов (п. 2 ст. 339 НК РФ).

При этом в расчет налоговой базы (кроме налоговой базы по нефти) включите фактические потери полезных ископаемых:

Фактические потери при прямом методе рассчитываются по следующей формуле:

При расчете НДПИ фактические потери полезных ископаемых учтите в том месяце, в котором проводилось измерение этих потерь.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 339 и статьей 341 Налогового кодекса РФ.

В отношении добытой нефти налоговую базу и объем фактических потерь определяйте в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 г. № 451 (п. 10 ст. 339 НК РФ). Эти правила содержат порядок количественного учета нефти для расчета НДПИ при:

  • добыче нефти;
  • передаче ее третьим лицам для подготовки и транспортировки, переработки и потребления;
  • использовании нефти на технологические нужды;
  • определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки;
  • установлении фактических потерь добытого полезного ископаемого.

Размер фактических потерь тоже нужно сравнить с нормативными потерями.

Если организация только начинает разрабатывать месторождение и норматив потерь еще не утвержден, воспользуйтесь нормативом, установленным техническим проектом. Если организация разрабатывает месторождение не первый год, но на момент уплаты налога за январь (не позднее 25 февраля) утвержденный норматив отсутствует, для расчета НДПИ применяйте прошлогодний норматив. В этом случае прежние нормативы можно применять до утверждения новых. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

После того как появятся новые нормативы потерь, организация имеет право пересчитать НДПИ с начала года, на который эти нормативы установлены. Однако сделать это можно только в том случае, если нормативы были установлены с опозданием по не зависящим от организации причинам (например, Минэнерго России своевременно их не утвердило). Такой вывод следует из писем Минфина России от 25 июля 2013 г. № 03-06-05-01/29519, от 22 ноября 2013 г. № 03-06-06-01/50342, ФНС России от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. № 12232/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2012 г. № А19-16360/2011).

Следует отметить, что ранее ФНС России настаивала на том, что пересчет НДПИ с учетом новых нормативов потерь является не правом, а обязанностью организации. Независимо от того, увеличились или уменьшились значения нормативов. Об этом говорилось в письме ФНС России от 21 августа 2013 г. № АС-4-3/15165. Однако после выхода определений ВАС РФ от 10 апреля 2014 г. № ВАС-898/14 и от 30 мая 2014 г. № ВАС-6969/14 налоговая служба отказалась от своей позиции. Письмом от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 прежние разъяснения были отозваны, а новый документ доведен до сведения налоговых инспекций.

Если фактические потери полезного ископаемого не превышают нормативные потери, то НДПИ по ним рассчитайте по ставке 0 процентов. Если фактические потери превышают нормативы, то в части превышения примените обычную ставку налога по данному виду полезного ископаемого. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что потери углеводородного сырья, произошедшие на неразрабатываемых месторождениях в результате аварийных выбросов, нормативными потерями не признаются, в качестве объекта обложения НДПИ не рассматриваются и в расчет налоговой базы не включаются. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 апреля 2011 г. № 03-06-06-01/5.

Кроме того, при добыче угля в состав фактических потерь и в расчет налоговой базы не нужно включать общешахтные потери и потери у геологических нарушений. То есть потери в виде неизвлекаемых (недоступных) пластов угольных месторождений. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. № 6909/12, а также в письмах Минфина России от 21 ноября 2013 г. № 03-06-05-01/50290 и ФНС России от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5370.

Косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого в целях расчета НДПИ используйте, когда прямой метод применять невозможно. Метод заключается в определении количества добытого полезного ископаемого расчетным путем исходя из доли его содержания в добытом минеральном сырье. При этом саму величину добытого сырья определяют измерительными приборами. Такие требования установлены в пункте 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли применить ставку 0 процентов при расчете НДПИ по нормативным потерям полезного ископаемого? Организация использует косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого.

НДПИ по нормативным потерям полезного ископаемого рассчитывается по ставке 0 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). При этом статья 342 Налогового кодекса РФ не ограничивает право на применение нулевой налоговой ставки в зависимости от метода определения количества добытого полезного ископаемого (прямой или косвенный). Следовательно, организация, применяющая косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого, может рассчитывать НДПИ по ставке 0 процентов в отношении фактических потерь, которые не превышают нормативной величины.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 22 мая 2007 г. № 03-06-06-01/21 и от 19 февраля 2007 г. № 03-06-06-01/7, а также арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 декабря 2008 г. № ВАС-16551/08 и от 10 апреля 2009 г. № ВАС-3275/09, постановления ФАС Московского округа от 28 августа 2008 г. № КА-А40/7979-08, Уральского округа от 27 ноября 2008 г. № Ф09-6261/08-С3, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2009 г. № Ф04-5633/2009(19823-А75-43)).

Количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида определяется в единицах массы или объема.

При определении налоговой базы по нефти используйте единицы массы нетто. Для этого из массы сырой нефти нужно вычесть массу:

  • воды и ее взвеси;
  • попутного газа и примесей;
  • хлористых солей;
  • механических примесей.

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

На последний день месяца у организации может быть объем ископаемых, по которым полный технологический цикл не завершен. Количество таких ископаемых при расчете НДПИ не учитывайте. Их нужно включать в расчет налоговой базы в том периоде, в котором технологический цикл добычи будет полностью завершен. Исключение составляют только случаи, когда ископаемые, полученные до завершения технологического цикла, реализованы или использованы организацией для собственных нужд. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

При определении продолжительности технологического цикла добычи учитывается не весь комплекс технологических операций (процессов) по получению конечной продукции разработки месторождения, а только те операции, которые относятся к добыче (извлечению) полезного ископаемого (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64).

Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (ст. 342 НК РФ). Для полезных ископаемых, налог по которым рассчитывается исходя из их количества, ставка установлена в рублях за единицу добытого ископаемого. Действующие ставки НДПИ представлены в таблице .

Некоторые особенности имеет порядок применения налоговых ставок при добыче нефти, угля, газа и газового конденсата.

При добыче нефти налоговую ставку (кроме случаев, когда применяется нулевая ставка ) нужно умножить на коэффициент Кц, который характеризует динамику мировых цен на нефть, и полученное произведение уменьшить на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

При добыче угля нужно принимать во внимание ежеквартальную индексацию налоговых ставок с учетом коэффициентов-дефляторов , отражающих изменение цен на уголь (п. 2 ст. 342 НК РФ). Величину этих коэффициентов определяет Минэкономразвития России. Коэффициенты-дефляторы должны публиковаться в «Российской газете» не позднее первого числа второго месяца квартала, на который они установлены (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902). Методика расчета коэффициентов-дефляторов утверждена приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. № 763. При расчете НДПИ ставку налога нужно последовательно перемножить на коэффициент-дефлятор текущего налогового периода и на все коэффициенты-дефляторы предыдущих налоговых периодов. Об этом сказано в подпункте 15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 сентября 2012 г. № 03-06-05-01/95 и ФНС России от 21 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15835.

Ставку НДПИ по углю после перемножения на коэффициенты-дефляторы округлите до третьего знака после запятой. В учетной политике порядок округления закреплять не нужно. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7977. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Если организация является участником регионального инвестиционного проекта , направленного на добычу угля, или организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, то ставку НДПИ дополнительно нужно умножить на коэффициент Ктд , характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (п. 2.2 ст. 342 НК РФ).

При расчете НДПИ по природному горючему газу налоговую ставку (35 руб. за 1000 куб. м) сначала нужно умножить на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа (Кс). А затем полученное произведение сложить со значением показателя, который характеризует расходы на транспортировку газа (Тг). Если результат оказался меньше нуля, налоговая ставка считается равной 0.

При расчете НДПИ по газовому конденсату ставку (42 руб. за 1 т) умножают на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газового конденсата (Кс) и на корректирующий коэффициент Ккм.

Такой порядок установлен подпунктами 10 и 11 пункта 2 статьи 342 и статьей 342.4 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не применяется в отношении газа, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья , для которого налоговой базой по НДПИ является стоимость добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 338 НК РФ).

Кроме того, если организация добывает полезные ископаемые на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, то при выполнении определенных условий она вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ).

НДПИ рассчитывайте ежемесячно отдельно по каждому виду полезного ископаемого (п. 2 ст. 343 НК РФ).

Сумму НДПИ, подлежащую уплате в бюджет, рассчитайте по формуле:

источник

Определение налоговой базы

Согласно ст. 338 НК РФ налоговая база НДПИ определяется:

— налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому добытому полезному ископаемому;

— применительно к каждой налоговой ставке в отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо для которых налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента.

Существуют два способа определения налоговой базы:

1) как стоимости добытых полезных ископаемых — по общему правилу (338 НК РФ и ст. 340 НК РФ);

2) как количества добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче:

— попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;

— нефти (ст. 338 НК РФ, ст. 339 НК РФ и ст. 342 НК РФ).

Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен статьей 339 НК РФ.

Применение конкретных единиц массы или объема, в которых измеряется количество полезного ископаемого, зависит от вида полезного ископаемого.

В тоннахизмеряется количество твердых полезных ископаемых, нефти и газового конденсата.

В килограммах и граммах – количество драгметаллов.

В объемных единицах (м 3 , 1 тысяча м 3 ) – природный газ, подземные воды, строительное сырье (песок, строительный камень, известняк и пр.).

Количество добытых полезных ископаемых определяется на основании данных геолого-маркшейдерского учета, а также отраслевого учета добычи полезного ископаемого. (Маркшейдерия – раздел горной науки, изучающий формы и размеры месторождений полезных ископаемых).

Согласно ст. 339 НК РФ существуют два метода определения количества добытых полезных ископаемых:

1) прямой, когда количество добытых полезных ископаемых определяется посредством применения измерительных средств и устройств;

2) косвенный, который используется, если невозможно применить прямой, и заключается в том, что количество добытых полезных ископаемых определяется расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

В соответствии со ст. 339 НК РФ метод определения количества добытых полезных ископаемых:

— подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика;

— применяется в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого;

— подлежит изменению только при внесении изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого:

— в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций по добыче полезного ископаемого;

— содержащегося в минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде, если минеральное сырье было реализовано и (или) использовано до завершения комплекса технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.

Технологический процесс определяется в техническом проекте разработки данного месторождения полезных ископаемых и включает в себя:

1. операции по извлечению минерального сырья из недр (отходов, потерь);

2. комплекс технологических операций (процессов), осуществляемых, как правило, в границах горного отвода, по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества (например, операции по отделению попутных компонентов и примесей; операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта и др.).

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О недрах» в случае разногласий с налогоплательщиком по определению технологического процесса налоговый орган вправе запросить у органов государственного горного надзора заключение о соответствии принятого комплекса технологических операций указанным в проекте разработки месторождения.

Общее количество добытого полезного ископаемого состоит из двух элементов:

1) собственно добытого полезного ископаемого, извлеченного из недр или отвалов (отходов, потерь) – это количество полезного ископаемого, выданного из недр на поверхность (а при открытых работах – вывезенного из карьера). В этот показатель включаются полезные ископаемые, добытые как при промышленной добыче, так и при добыче, сопутствующей разведке либо при проведении работ по геологическому изучению недр;

2) полезных ископаемых, потерянных в недрах, – представляет собой разницу между количеством погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и количеством добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении технологического процесса по добыче полезного ископаемого, предусмотренного техническим проектом разработки месторождения.

Читайте также:  Чем полезен и вреден зефир

По своему составу фактические потери полезных ископаемых представляют собой:

— часть балансовых запасов, не извлеченную из недр при разработке месторождения,

— полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на транспортных путях горного производства,

— для случаев добычи нефти и газа – потери при подготовке извлеченных из недр нефти и газа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8944 — | 7149 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Вопрос: . О порядке определения количества добытого полезного ископаемого, учета фактических и сверхнормативных потерь и определения объекта налогообложения по НДПИ при добыче каменного угля подземным способом. (Письмо Минфина РФ от 14.07.2006 n 03-07-01-04/17)

Вопрос: Организация осуществляет добычу каменного угля подземным способом на основании лицензии на право пользования недрами. Конечным результатом технологического процесса добычи угля является выдача из шахт рядового угля (горной массы с учетом вмещающих пород, фактически — минерального сырья). Лицензионными соглашениями, а также техническим проектом шахт предусмотрено обогащение угля. Продуктами для реализации являются продукты обогащения — уголь (концентрат), отсев, а также рядовой уголь. Согласно ст. 337 НК РФ добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая ГОСТу. У организации все три указанных вида конечного продукта соответствуют ГОСТу. В то же время учет запасов угля в государственном реестре запасов ведется в чистых угольных пачках, технология добычи угля подземным способом не позволяет извлекать «чистый» уголь. Кроме того, ст. 339 НК РФ установлено, что при применении прямого метода определения количества полезного ископаемого количество фактических потерь включается в налоговую базу по НДПИ. Фактические потери определяются как разница между количеством погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и количеством добытого полезного ископаемого. В каком порядке организации следует оценивать фактические затраты, если количество добытого полезного ископаемого оценивается в соответствии со ст. 337 НК РФ по горной массе или товарной продукции, а фактические потери в реестре — по «чистому» углю? Как следует определять количество добытого полезного ископаемого — по горной массе, выпуску товарной продукции или по чистым угольным пачкам и как вести учет фактических и сверхнормативных потерь в целях налогообложения, если нормативы потерь для угледобывающих предприятий утверждаются Министерством природных ресурсов на год, а налоговым периодом по налогу является месяц?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июля 2006 г. N 03-07-01-04/17
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом по вопросам определения количества добытого полезного ископаемого, учета фактических и сверхнормативных потерь и определения объекта налогообложения для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых при добыче каменного угля сообщает следующее.
По вопросу определения количества добытого полезного ископаемого в целях налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, то в этом случае количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. При этом фактическими потерями признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Таким образом, в целях исчисления НДПИ расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, определяется как сумма количества фактически добытого полезного ископаемого и количества фактических потерь.
При этом в целях НДПИ должно учитываться количество угольной продукции (уголь + примеси), в то время как на Государственном балансе запасов полезных ископаемых указывается количество чистого угля. Таким образом, поскольку угольная продукция, т.е. фактически добытое полезное ископаемое, определяется как чистый уголь с учетом примесей, а фактические потери определяются в количестве чистого угля, то для целей НДПИ данные показатели должны быть приведены к единому измерителю. Для такого приведения используется доля содержания чистого угля в продукции.
По вопросу учета фактических и сверхнормативных потерь в целях НДПИ сообщаем, что Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, введенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, предусмотрено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования при проектировании горных работ и утверждаются ежегодно МПР России по согласованию с Ростехнадзором в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
В случае отсутствия нормативов потерь твердых полезных ископаемых все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь и, соответственно, подлежат налогообложению по общеустановленным налоговым ставкам.
Учитывая, что в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, а также принимая во внимание то, что согласно п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, в случае если указанные нормативы потерь утверждены в течение текущего финансового года, за период с 1 января до даты утверждения указанных нормативов, по сумме НДПИ, уплаченной в бюджет, может производиться перерасчет.
Как правомерно указано в письме, в соответствии с п. 1 ст. 337 гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая определенному стандарту.
Вместе с тем информации, содержащейся в письме, недостаточно для определения объекта налогообложения НДПИ в данном случае, поскольку не приложены необходимые документы (лицензии, лицензионные соглашения к лицензиям, технический проект разработки месторождения и т.д.).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
14.07.2006

источник

Любой тип налоговой базы предполагает определение для целей налогообложения количества добытого полезного ископаемого за налоговый период — месяц. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен статьей 339 НК РФ. Применение конкретных единиц массы или объема, в которых измеряется количество полезного ископаемого, зависит от вида полезного ископаемого. Так, количество твердых полезных ископаемых (рудные, неметаллические полезные ископаемые) измеряется, как правило, в тоннах, количество драгоценных металлов измеряется в килограммах, граммах. В тоннах измеряется также количество нефти и газового конденсата. В объемных единицах измеряется количество природного газа, подземной воды, строительного сырья — песков, строительного камня, известняков и т.д. Единицей измерения при этом является либо 1 метр кубический, либо 1 тысяча метров кубических.

Каждый вид единиц измерения имеет свой код, установленный Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97), сокращенно — ОКЕИ. Этот классификатор утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 366.

При расчете количества добытых полезных ископаемых необходимо учитывать как состоящие на государственном балансе запасы полезных ископаемых, так и те полезные ископаемые, которые числятся за балансом.

Количество добытых полезных ископаемых определяется на основании данных геолого-маркшейдерского учета, а также отраслевого учета добычи полезного ископаемого.

Необходимая информация содержится в следующих сводных документах:

— в сводных актах о добыче полезного ископаемого;

— в справках маркшейдерских отделов об объемах потерь (справки, акты об аварийных разливах нефти и т.д.);

— в справках (актах) диспетчерских отделов о добыче и движении полезных ископаемых.

Нужно иметь в виду, что в каждой отрасли применяется специфическая первичная и сводная учетная документация, формы которой могут иметь различные наименования. Так, например, в нефтегазодобывающей промышленности используется отчетная диспетчерская информация — месячные рапорта, оперативные сводки, сводки по добыче, транспортировке нефти и газа, а также иные формы, в том числе утвержденные инструкцией по учету нефти Министерства нефтяной промышленности РД 39-30-627-81. Необходимая для налогообложения информация содержится в актах приема-сдачи нефти, актах на списание потерь нефти, в технологической карте по добыче нефти и газа, в исполнительном балансе нефти и газа и иных документах.

Формы первичных документов в золотодобывающей промышленности приведены в приложениях к Инструкции по обеспечению сохранности золота на горнодобывающих предприятиях цветной металлургии (утверждена Министерством цветной металлургии СССР 19.07.1977). К этим документам относятся, например:

— книжка актов на съем золота и золотосодержащей продукции с промывочных приборов, установок, драг и других видов горно-обогатительного оборудования;

— книга учета добытого золота и золотосодержащей продукции на горном участке, объекте, драге, промывочном приборе, гидравлике, в артели старателей и т.д.;

— книга учета приемки золота и золотосодержащей продукции золотоприемной кассой предприятия;

— книжка актов на обработку (отпарку) золотосодержащей продукции на шлихообогатительной фабрике (золотоизвлекательной фабрике, золотоприемной кассе) и кассовую обработку принятого золота, поступивших с горных участков (драг) и из артели старателей;

— книжка актов на передачу и обработку отходов золотосодержащей продукции;

— книжка актов на сдачу золотосодержащих проб в золотоприемную кассу;

— книжка актов на съем золота в амальгаме и в цинковых осадках (в шламах) из золотоизвлекательной аппаратуры золотоизвлекательной фабрики;

— книга учета амальгамы и контейнеров с золотосодержащими концентратами, поступивших на хранение в золотоприемную кассу;

— книга учета приемки золотосодержащей руды золотоизвлекательной фабрикой;

— книжка актов на сдачу золотосодержащей руды на золотоизвлекательную фабрику;

— опись-накладная на золото шлиховое, упакованное в ящики.

На основании данных геолого-маркшейдерского учета любого горнодобывающего предприятия составляются годовые формы государственной статистической отчетности по добыче и погашению запасов, такие как:

— 5-гр «Сведения о состоянии и изменении баланса запасов полезных ископаемых» (утверждена постановлением Госкомстата России от 13.11.2000 N 110)*(20);

— 6-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа» (утверждена постановлением Госкомстата России от 18.06.1999 N 4);

— 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче» (утверждена постановлением Госкомстата России от 18.06.1999 N 4)*(21);

— 71-тп «Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства» (утверждена постановлением Госкомстата России от 18.06.1999 N 4);

— 11-шрп «Отчет о потерях угля (сланца) в недрах» (утверждена постановлением Госкомстата России от 06.10.2000 N 93).

Указанные отчеты формируются геологическими и маркшейдерскими службами и должны использоваться бухгалтером для сверки с данными налоговых деклараций по НДПИ за 12 календарных месяцев года (с января по декабрь).

Существует два метода определения количества добытого полезного ископаемого: прямой метод и косвенный метод. При прямом методе количество определяется путем непосредственного замера с помощью измерительных средств и устройств маркшейдерскими службами. При невозможности применения прямого метода используют косвенный метод, который заключается в определении количества добытого полезного ископаемого по данным о его содержании в добытом (извлеченном) минеральном сырье. Метод определения указанного количества должен найти отражение в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения.

Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого зависит от технологического цикла по добыче полезного ископаемого и может меняться только в случае изменения добывающих технологий. Изменение должно быть согласовано с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Общее количество добытого полезного ископаемого состоит из двух элементов — из собственно добытого полезного ископаемого, извлеченного из недр или отвалов (отходов, потерь), и полезных ископаемых, потерянных в недрах.

Первый элемент — количество добытого (извлеченного) полезного ископаемого — это количество полезного ископаемого, выданного из недр на поверхность (а при открытых работах — вывезенного из карьера). В этот показатель включаются полезные ископаемые, добытые как при промышленной добыче, так и при добыче, сопутствующей разведке либо при проведении работ по геологическому изучению недр.

Следует учитывать, что показатель добытого полезного ископаемого включает и следующие компоненты:

— полезные ископаемые, которые добыты при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых;

— полезные ископаемые, остающиеся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств по причине отсутствия в РФ промышленной технологии их извлечения;

— полезные ископаемые, добытые из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Второй элемент общего количества полезных ископаемых — количество потерь полезного ископаемого — представляет собой разницу между количеством погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и количеством добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении технологического процесса по добыче полезного ископаемого, предусмотренного техническим проектом разработки месторождения.

По своему составу фактические потери полезных ископаемых представляют собой:

— часть балансовых запасов, не извлеченную из недр при разработке месторождения,

— полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на транспортных путях горного производства,

— для случаев добычи нефти и газа — потери при подготовке извлеченных из недр нефти и газа.

Фактически потерянное полезное ископаемое учитывается в целях налогообложения в том налоговом периоде, в котором проводилось измерение этих потерь.

Налогоплательщик определяет фактические потери один раз в квартал. Количество фактически добытого полезного ископаемого (без учета потерь) составило: в январе — 200 тонн; в феврале — 240 тонн; в марте — 280 тонн. По итогам проведенных в марте измерений установлено, что количество фактических потерь за I квартал составило 40 тонн. В налоговой декларации за март будет отражено как количество собственно добытого полезного ископаемого — 280 тонн, так и количество фактических потерь — 40 тонн.

Статья 339 НК РФ акцентирует внимание на особенностях определения количества добытых драгоценных металлов, драгоценных камней, полезных компонентов многокомпонентных комплексных руд. При разработке коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов объектом налогообложения являются концентраты и иные полупродукты, содержащие драгоценные металлы. Поэтому и для целей налогообложения нужно определять количество концентратов и иных полупродуктов, полученных при добыче драгоценных металлов и подготовленных к передаче на аффинаж.

Учет драгоценных металлов и их концентратов осуществляется недропользователями в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731 «Об утверждении правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности». Если в результате разработки месторождений драгоценных металлов будут добыты самородки драгоценных металлов, они подлежат для целей налогообложения обособленному от общего количества добытых драгоценных металлов учету, и налог на добычу полезных ископаемых исчисляется по ним отдельно.

Количество добытых драгоценных камней определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных драгоценных камней. Указанные операции могут осуществляться как самим субъектом добычи драгоценных камней, так и Гохраном России*(22) в соответствии с законодательством РФ и нормативно-технической документацией. При отсутствии возможности самостоятельно сортировать и осуществлять первичную классификацию и первичную оценку добытых драгоценных камней субъект добычи передает их в Гохран России для проведения сортировки, первичной классификации и первичной оценки. Порядок передачи определен постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 759 «Об утверждении Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ».

Читайте также:  Вредные и полезные привычки 1 класс

Как и при добыче самородков драгоценных металлов, количество добытых уникальных драгоценных камней, не подлежащих переработке, учитывается для целей налогообложения обособленно.

Следует иметь в виду, что многокомпонентные комплексные руды и полезные компоненты таких руд законодатель определяет в качестве самостоятельных полезных ископаемых.

В чем сложность разведения понятий этих полезных ископаемых?

Добыча любых полезных ископаемых ведется в целях добычи или извлечения полезных компонентов — нефти из скважинной жидкости, металлов из металлических руд, горнохимического сырья из минерального сырья. Но, вероятно, нельзя рассматривать аффинированный цветной металл в качестве собственно полезного ископаемого, поскольку на этапе его производства были осуществлены как добычные операции, так и металлургические (то есть обработка). Поэтому необходимо четко провести грань между двумя указанными полезными ископаемыми — многокомпонентными комплексными рудами и полезными компонентами таких руд. В этом случае необходимо исходить из проекта разработки месторождений и карты технологического процесса по добыче полезных ископаемых по конкретному месторождению.

В случае если добытым полезным ископаемым признается собственно многокомпонентная комплексная руда, за количество полезного ископаемого принимается количество добытой руды, прошедшей стадии первичной обработки, предусмотренные технической документацией (до стадии обогащения).

При выделении компонентов и направлении их внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел), для целей налогообложения определяется количество полезных компонентов (концентратов металлов), содержащихся в руде по результатам химического анализа руды.

Добываемая руда практически всегда содержит как основные металлы, извлекаемые при добыче и дальнейшей переработке, так и попутные элементы. Налогоплательщик должен определять количество каждого попутного полезного компонента, даже если в результате производственно-технологического цикла компонент не выделяется. Исключение составляют компоненты, в отношении которых в РФ отсутствует технология их извлечения. Отсутствие технологии должно быть отражено в лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых.

При добыче нескольких видов полезных ископаемых необходимо учитывать количество каждого из них. Обособленный учет необходим также в случае налогообложения добытых полезных ископаемых по различным налоговым ставкам и при уплате налога с коэффициентом 0,7*(23).

Организацией на одном месторождении добыто в налоговом периоде 850 тонн руды (включая потери полезного ископаемого), из которых фактические потери составили 90 тонн (при нормативных 85 тонн). На другом месторождении добыто 200 тонн руды, включая фактические потери 20 тонн при нормативных 15 тонн. В отношении полезных ископаемых, добытых на этом месторождении, организация вправе применить коэффициент 0,7 к сумме налога.

В данном примере из общего количества добытой руды по нулевой ставке облагаются фактические потери в пределах нормативных потерь — 100 тонн (85 + 15), которые подлежат обособленному учету. По полной ставке облагается 950 тонн ((850 + 200) — (85 + 15)), из которых в отношении 185 тонн (200 — 15) уплата налога производится с коэффициентом 0,7. Таким образом, 185 тонн и 765 тонн (950 — 185) также должны учитываться обособленно. Обособленному учету подлежат и сверхнормативные потери полезного ископаемого — 10 тонн ((90 — 85) + (20 — 15)).

источник

Статьей 339 НК РФ установлен порядок определения количества добытого полезного ископаемого. Его количество определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема, в зависимости от добытого полезного ископаемого.

Самостоятельно в единицах массы нетто [1] налогоплательщиком определяется количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом.

Прямой метод (с учетом фактических потерь полезного ископаемого) предполагает определение количества полезного ископаемого посредством измерительных приборов.

Косвенный метод применяется, когда количество добытых полезных ископаемых прямым методом определить невозможно. В этом случае их количество определяется расчетно по показателям содержания добытого полезного ископаемого в извлекаемом минеральном сырье (например, по коэффициенту извлечения).

Метод, который применяет налогоплательщик, должен быть зафиксирован в его учетной политике. В течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезного ископаемого этот метод изменению не подлежит. Единственное исключение из правила – внесение корректив в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Определяя количество добытого полезного ископаемого, при применении прямого метода, налогоплательщиком должны учитываться фактические потери полезного ископаемогоэто разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого.

При определении количества добытого полезного ископаемого учитывается только то полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь). Весь комплекс технологических операций устанавливается в техническом проекте разработки конкретного месторождения полезных ископаемых в соответствии с лицензией (разрешением).

При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.

Статьей 339 также установлены особенности определения количества добытого полезного ископаемого для драгоценных металлов и драгоценных камней при добыче их из коренных, россыпных и техногенных месторождений (приложение 4).

Порядок оценки стоимости добытого полезного ископаемого при определении налоговой базы регламентируется ст. 340 ПК РФ. Его стоимость определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Для определения стоимости добытых полезных ископаемых используется такой показатель, как стоимость их единицы, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

При исчислении стоимости единицы добытого полезного ископаемого (ПИ) учитывается реализация полезных ископаемых, добытых налогоплательщиком. Выручка от реализации приобретенных налогоплательщиком полезных ископаемых и их количество в расчете не участвуют.

При отсутствии у налогоплательщика реализации добытых полезных ископаемых (например, при направлении их на собственную переработку, в порядке бартерных операций и др.) налог исчисляется исходя из расчетной стоимости, учитывающей расходы налогоплательщика на добычу полезного ископаемого, которые определяются в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

При этом выручка от реализации определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений (приложение 5), без НДС (при реализации на территории Российской Федерации и в государствах – участниках СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика на доставку в зависимости от условий поставки.

В случае, если выручка от реализации добытого полезного ископаемого получена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ на дату реализации добытого полезного ископаемого, определяемую в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов в соответствии со ст. 271 или ст. 273 НК РФ.

В целях гл. 26 НК РФ в сумму расходов на доставку включаются расходы:

  • – на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;
  • – по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя;
  • – по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ.

К расходам но доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя (в целях гл. 26 НК РФ), в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.

Оценка стоимости производится отдельно но каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цеп его реализации, а стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

= Количество добытого ПИ × Стоимость единицы добытого ПИ

Итак, согласно ст. 340 НК РФ, оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий (подп. 1 п. 1);
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого (подп. 2 п. 1);
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (подп. 3 п. 1).

В случае, если налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подп. 1 п. 1 ст. 340 НК РФ – исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий, – оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии – в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

Понятие субвенции регулируется ст. 6,44,136,139 БК РФ.

Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления [2] .

При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого ранее определялась исходя из цен реализации, уменьшенных на суммы субсидий из бюджета, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, т.е. законодательство, предоставляло право налоговым органам осуществлять налоговый контроль только на основании ст. 40 НК РФ. При этом существовал достаточно узкий и закрытый перечень классифицирующих признаков, позволяющих осуществлять контрольные мероприятия. Однако с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения», перечень классифицирующих признаков был изрядно расширен (приложение 6), дополнен перечень методов определения рыночных цен в сделках и пересмотрен порядок их применения. Новыми правилами предусмотрены пять методов определения рыночных цен. Метод сопоставимых рыночных цен, затратный метод и метод цены последующей реализации содержались также и в ст. 40 НК РФ, однако они были существенно пересмотрены и дополнены. Метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли стали нововведением в правила регулирования трансфертных цен в России. При этом следует отметить, что все пять методов определения рыночных цен, содержащихся в НК РФ, в полной мере соответствуют методам, предусмотренным руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию.

Необходимо помнить, что цены реализации добытых полезных ископаемых принимаются к расчету без НДС и акциза. В случае если цены реализации добытого полезного ископаемого устанавливаются налогоплательщиком с учетом расходов по доставке до получателя, то указанные цены подлежат уменьшению на суммы расходов по доставке, перечень которых установлен ст. 340 НК РФ.

Например, налогоплательщиком добыто в налоговом периоде 300 т полезного ископаемого, за этот же период было реализовано 700 т полезного ископаемого, добытого в отчетном и предшествующих периодах, на сумму 1 100 000 руб. (без НДС). Сумма расходов на доставку продукции до потребителя составила 350 000 руб.

Таким образом, стоимость единицы добытого полезного ископаемого составит 1071,43 руб. ((1 100 000 руб. – 350 000 руб.) / 700 т).

Налоговая база по данному полезному ископаемому (стоимость) составит 321 429 руб. (300 т × 1071,43 руб.).

Налогоплательщик не может самостоятельно выбрать один из методов для расчета и последующего определения налоговой базы. Если в отношении какого-либо полезного ископаемого в налоговом периоде имел место факт реализации хотя бы 1% продукции, добытой в налоговом периоде или в предыдущем налоговом периоде, то оценка всего добытого полезного ископаемого в данном налоговом периоде производится по ценам реализации [3] .

В случае отсутствия субсидий к ценам реализации добываемых полезных ископаемых налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подп. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой иа основании цен реализации с учетом положений ст. 40 НК РФ, без НДС (при реализации на территории Российской Федерации и в государства – участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Только при полном отсутствии реализации в конкретном месяце оценка стоимости производится расчетным способом (подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ).

При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно иа основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он использует для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций: либо метод начисления (ст. 271–272 НК РФ), либо кассовый метод (ст. 273 НК РФ).

При определении расчетной стоимости полезного ископаемого учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком в налоговом периоде, непосредственно связанные с добычей полезного ископаемого. Перечень указанных расходов представлен в п. 4 ст. 340 НК РФ:

  • 1) материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 НК РФ, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг));
  • 2) расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, нс занятых при добыче полезных ископаемых;
  • 3) суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном ст. 256–259.2 НК РФ, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;
  • 4) расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном ст. 260 НК РФ, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • 5) расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со ст. 261 НК РФ;
  • 6) расходы, предусмотренные подп. 8–9 ст. 265 НК РФ, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • 7) прочие расходы, определяемые в соответствии со ст. 263–264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные ст. 266–267 и 270 НК РФ.

При этом пряные расходы (ст. 318 НК РФ), произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода, определяемого с учетом особенностей п. 1 ст. 319 НК РФ.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы (ст. 318 НК РФ), определяемые в соответствии с гл. 25 ПК РФ (приложение 7). При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Читайте также:  Капуста и ее полезные свойства

Сумма указанных расходов представляет собой расходы по добыче всех полезных ископаемых. Таким образом, чтобы определить расчетную стоимость отдельного полезного ископаемого, необходимо из общей суммы расходов выделить часть расходов, приходящуюся на количество этого добытого полезного ископаемого, в общем количестве добытых полезных ископаемых [4] .

Пунктами 5–6 ст. 340 НК РФ установлены особенности оценки стоимости добытых полезных ископаемых в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней.

Оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии – в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.

Стоимость единицы, во-первых, определяется исходя из реализации в налоговом периоде не добытого полезного ископаемого, а химически чистого металла (вне зависимости от периода добычи продукта, из которого получен реализуемый химически чистый металл); во-вторых, уменьшается на расходы налогоплательщика по аффинажу и доставке (перевозке) химически чистого металла до получателя.

Оценка стоимости добытых драгоценных камней производится исходя из их первичной оценки, проводимой в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

Для целей налогообложения цена реализации добытых драгоценных камней не учитывается (за исключением уникальных драгоценных камней), оценка стоимости производится исходя из первичной оценки драгоценных камней, проведенной в соответствии с законодательством РФ.

Оценка стоимости добытых уникальных драгоценных камней и уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, производится исходя из цен их реализации без учета НДС, уменьшенных на суммы расходов налогоплательщика по их доставке (перевозке) до получателя.

источник

Налогоплательщик самостоятельно определяет количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида в единицах массы или объема.

Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен в ст. 339 НК РФ.

Количество добытого полезного ископаемого может определяться прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным методом (расчетное, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье), если иное не предусмотрено ст. 339 НК РФ. Важно, что косвенный метод применяется только в том случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Фактическими потерями полезного ископаемого (за исключение нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной) признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

ООО «Недра» определяет фактические потери добытого полезного ископаемого один раз в квартал. Количество добытого полезного ископаемого (без учета потерь полезного ископаемого) составило:

  • — июль 2014 г. — 100 т;
  • — август 2014 г.— 120 т;
  • — сентябрь 2014 г. — 140 т.

По итогам проведенных в октябре 2014 г. измерений установлено, что фактические потери за III квартал составили 20 т.

С учетом потерь количество добытого полезного ископаемого за III квартал составило 380 т.

Норматив потерь составляет 5%, следовательно, нормативные потери равны 380 х х 5% = 19 т.

В октябре добыто 110 т полезного ископаемого, следовательно, подлежит налогообложению:

  • — по нулевой ставке — 19 т;
  • — по общеустановленной ставке 110 + 20 — 19 = 111 т.

При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется но данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов учитываются отдельно и в расчет количества добытого полезного ископаемого не включаются, — налоговая база по ним определяется отдельно.

При извлечении драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней. При этом уникальные драгоценные камни учитываются отдельно, и налоговая база по ним определяется отдельно.

Количество добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 337 НК РФ как полезные компоненты, содержащиеся в добытой многокомпонентной комплексной руде, определяется как количество компонента руды в химически чистом виде.

При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено НК РФ, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.

Расчет количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также и фактических потерь при ее добыче имеет особенности и осуществляется в соответствии с порядком учета нефти, утвержденным Правительством РФ (см. Правила учета нефти, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.05.2014 № 451).

В письме Минфина России от 15.07.2013 № 03-06-05-01/27419 содержится следующее разъяснение: при добыче нефти под косвенным методом определения количества полезного ископаемого следует понимать определение массы нетто нефти обезвоженной, обессоленной, стабилизированной по данным измерений извлеченного из недр минерального сырья, не прошедшего промысловую подготовку до требования стандарта ГОСР-Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», в том числе при реализации и ином использовании минерального сырья до завершения операций по доведению до соответствующего стандарта, предусмотренного техническим проектом разработки месторождения. Указанные измерения минерального сырья могут производиться, в частности, на нефтяных скважинах с помощью групповых замерных установок или на узлах оперативного учета сырой нефти с помощью систем измерения количества и параметров нефти сырой.

Порядок определения массы нетто при расчете налоговой базы по НДПИ по добытой нефти определяется приказом Ростехурегулирова- ния от 07.12.2004 № 99-ст «Об утверждении национального стандарта».

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из предложенных способов:

  • — исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации за налоговый период без учета субсидий;
  • — исходя из сложившихся за налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • — исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

На практике это означает, что в первом случае оценка стоимости добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определенной с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде цен реализации (при отсутствии — в предыдущем) без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

При расчете стоимости добытого полезного ископаемого необходимо учесть, что при реализации добытого полезного ископаемого на территории РФ и Содружества Независимых Государств выручка не включает в себя косвенные налоги: НДС и акцизы уменьшаются на расходы налогоплательщика на доставку в зависимости от того, какие условия предусмотрены в договоре.

Как и в случае с другими налогами, выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации добытого полезного ископаемого, определенную в соответствии с выбранным методом признания доходов и расходов (кассовый или метод начислений).

В расходы по доставке в налоговом учете включаются строго определенные компоненты: оплата таможенных платежей при внешнеторговых сделках, расходы по доставке добытого полезного ископаемого со склада готовой продукции до получателя, расходы по обязательному страхованию грузов и ряд других расходов, определенных в соответствии с принципом экономической целесообразности.

Очевидно, что оценка стоимости добытого полезного ископаемого осуществляется отдельно по каждому полезному ископаемому исходя из цен реализации этого полезного ископаемого.

Налоговым законодательством определено, что стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

Очень важно понять алгоритм расчета стоимости единицы полезного ископаемого. Этот показатель рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного полезного ископаемого.

ООО «Недра» в сентябре 2014 г. осуществило добычу 300 т полезного ископаемого. В том же месяце 200 т этого или аналогичного полезного ископаемого было реализовано:

  • — 60 т по цене 130 руб. за т;
  • — 100 т по цене 100 руб. за т;
  • — 40 т по цене 120 руб. за т.

Выручка от реализации составила: 60 х 130 + 100 х 100 + 40 х 120 = 22 600 руб. Стоимость единицы полезного ископаемого равна 22 600 / (60 + 100 + 40) = = 113 руб.

Стоимость добытого полезного ископаемого равна 113 руб. х 300 т = 33 900 руб.

Обратите внимание: как правило, количество реализованного полезного ископаемого не совпадает с количеством добытого. Для целей налогообложения это не имеет значения. Для расчета стоимости добытого полезного ископаемого берется все количество добытого полезного ископаемого, а не та его часть, которая была реализована.

Выручка от реализации обязательно рассчитывается с учетом введенного в НК РФ разд. V.1, декларирующего правила определения цены сделки в целях налогообложения, в частности, в ст. 105.3 перечислены условия определения цены в целях налогообложения НДПИ для тех сделок, по которым применяются адвалорные ставки налога.

Самым сложным способом расчета стоимости полезного ископаемого является расчетный, который применяется в том случае, если у налогоплательщика отсутствует реализация добытого полезного ископаемого.

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется в этом случае по данным налогового учета, причем применяется тот метод учета доходов и расходов, который применяется для расчета налога на прибыль, т.е. в подавляющем большинстве случаев метод начислений.

Налогоплательщики могут пользоваться регистрами налогового учета по налогу на прибыль, поскольку при расчете стоимости добытого полезного ископаемого учитываются практически те же расходы и по тем же правилам, как по налогу на прибыль: материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация, расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов и прочие расходы, — естественно, что расходы должны быть связаны с деятельностью по добыче полезных ископаемых.

Принципиальных особенностей распределения затрат на прямые и косвенные не предусматривается, но частные есть, — они связаны с особенностями деятельности налогоплательщика.

В то же время при расчетном способе определения стоимости добытого полезного ископаемого возможны варианты налоговой оптимизации с помощью учета прямых и косвенных расходов, а также их классификации и перераспределения между деятельностью, связанной и не связанной с добычей полезных ископаемых.

Перечень прямых расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, носит закрытый характер и приведен в и. 1 ст. 318 НК РФ. Все остальные расходы являются косвенными (кроме внереализационных). Все косвенные расходы, в отличие от прямых, списываются на затраты единовременно в отчетном периоде (как и по налогу на прибыль).

Специфика расчета налоговой базы по НДПИ заключается в том, что добыча сырья и производство из него продукции как правило включает в себя несколько стадий, в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых.

В некоторых случаях налоговая база по НДПИ формируется на основании определения расчетной стоимости полезного ископаемого, приведенного в ст. 340 НК РФ. В состав расходов включаются суммы прямых и косвенных расходов, непосредственно связанные с расходами по добыче полезных ископаемых.

На практике можно определять расчетную стоимость полезного ископаемого двумя методами, — их отличия связаны с порядком учета косвенных расходов.

Первый метод основан на распределении всех понесенных за налоговый период косвенных расходов пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общем объеме прямых расходов.

При использовании второго метода необходимо вести раздельный налоговый учет косвенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых.

В зависимости от величины косвенных расходов, связанных и не связанных с добычей и первичной переработкой полезных ископаемых, существуют возможности варьирования расчетной стоимости полезных ископаемых.

Рассмотрим пример определения расчетной стоимости полезных ископаемых.

Величина прямых расходов, связанных с добычей, составляет 60 000 руб., а не связанных — 56 000 руб. Допустим, что величина косвенных расходов по добыче полезного ископаемого составляет 20 000 руб., по первичной переработке — 30 000 руб., по вторичной переработке — 80 000 руб., прочие косвенные расходы составили 70 000 руб.

Определяем долю прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых, в общих расходах: 60 000 / (60 т + 56 т) = 0,52.

Сумма косвенных расходов = 0,52 х (20 + 30 + 80 + 70) = 104 000 руб.

Таким образом, расчетная стоимость полезных ископаемых равна 60 000 руб. + + 104 000 руб. = 164 000 руб.

Оценка стоимости ряда специфических добытых полезных ископаемых имеет особенности. В частности, в ряде случаев оценка стоимости добытых драгоценных камней и металлов увязывается со специальными критериями, установленными в НК РФ.

С 1 января 2014 г. установлены особые правила определения стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении, стимулирующие соответствующую добычу (ст. 340.1 НК РФ). Основное отличие от общих правил касается определения стоимости единицы полезного ископаемого в том случае, если эта стоимость меньше минимальной предельной стоимости.

Соответственно вводится понятие минимальной предельной стоимости каждого вида углеводородного сырья (за исключением газа), добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья. Эта стоимость определяется как произведение средней за истекший налоговый период цены соответствующего вида углеводородного сырья на мировых рынках в долларах США, за единицу углеводородного сырья и среднего за этот налоговый период значения курса доллара США к рублю РФ, установленного ЦБ РФ.

Минимальная предельная стоимость единицы газа горючего природного или попутного определяется как средневзвешенная по объемам поставок на внутренний рынок и экспорт за налоговый период. Кроме того возможен вариант расчета средних за налоговый период цен с учетом региона добычи и перечня мировых рынков в зависимости от региона добычи. Эти цены доводятся ежемесячно через официальные источники не позднее 15-го числа следующего месяца в порядке, установленном Правительством РФ.

Налогоплательщик может отказаться от предложенного варианта расчета стоимости углеводородного сырья и применять метод, основанный на произведении количества добытого полезного ископаемого и минимальной предельной стоимости единицы добытого полезного ископаемого, но в любом случае порядок определения стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении, должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения и не меняться в течение пяти лет.

источник

Источники:
  • http://studopedia.ru/1_115189_poryadok-opredeleniya-kolichestva-poleznih-iskopaemih.html
  • http://www.lawmix.ru/finansu/44260
  • http://www.platinalog.ru/topic5466.html
  • http://studme.org/51888/ekonomika/opredelenie_kolichestva_dobytogo_poleznogo_iskopaemogo
  • http://studme.org/279107/buhgalterskiy_uchet_i_audit/poryadok_opredeleniya_kolichestva_stoimosti_dobytogo_poleznogo_iskopaemogo