Меню Рубрики

Лицензия добыча полезных ископаемых

Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

У организации (предприятие) есть лицензия на добычу полезных ископаемых двух горизонтов карьера, расположенных друг над другом. Организации нужно ископаемое из нижнего горизонта карьера, но для его добычи приходиться вскрывать верхний горизонт карьера, ископаемое из которого организации не нужно и которое отвозят в карьер и никак не используют.
Согласно лицензии организация добывает в РФ два вида полезного ископаемого (известняка):
— известняк, используемый для производства извести;
— известняк, используемый для производства щебня.
Реализуется только известняк, используемый для производства извести. При этом другой вид известняка не является попутно извлекаемым из недр при добыче основного полезного ископаемого. То есть оба вида известняка являются основными полезными ископаемыми.
Может ли организация платить НДПИ только по количеству реализованного ископаемого, или необходимо включать в декларацию ископаемое, которое в дальнейшем не используется, по цене реализации используемого ископаемого?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации имеются предпосылки для признания обоих видов добытого в РФ на основании лицензии полезного ископаемого (известняка) объектом налогообложения НДПИ и учета этих видов полезного ископаемого при определении налоговой базы по НДПИ (независимо от цели дальнейшего использования добытого известняка).
Поскольку в рассматриваемой ситуации предприятие один из видов добытого известняка не реализует, по этому виду полезного ископаемого следует определять налоговую базу с применением нормы п. 4 ст. 340 НК РФ.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ, налог) признаются, в частности, организации, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.
Порядок пользования недрами в РФ и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон N 2395-1).
На основании ст. 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу положений ст. 9 Закона N 2395-1 права и обязанности пользователя недр (статус недропользователя) возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Иными словами, единственным критерием для придания организации статуса налогоплательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в этом качестве является наличие лицензии на пользование недрами независимо от указанного в ней целевого назначения разрешенных работ (письма ФНС России от 06.12.2013 N ГД-4-3/22016@, Минфина России от 08.10.2013 N 03-06-05-01/41901).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ, признаются объектом налогообложения НДПИ.
В свою очередь, согласно п. 1 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.
Таким образом, возникновение объекта обложения НДПИ связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта (определение КС РФ от 25.02.2013 N 189-О, постановление АС Северо-Западного округа от 28.12.2015 N Ф07-1925/15 по делу N А26-2860/2013).
В целях главы 26 НК РФ указанные в п. 1 ст. 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.
Известняк является одним из видов добытых полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения (пп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ).
В п. 2 ст. 336 НК РФ содержится перечень полезных ископаемых, которые не признаются объектом налогообложения. В данном перечне не упоминаются полезные ископаемые, добываемые на основании лицензии и не используемые после добычи в деятельности налогоплательщика.
Пунктом 1 ст. 338 НК РФ установлено, что налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со ст. 337 НК РФ (п. 4 ст. 338 НК РФ).
Заметим, что вышеприведенные нормы ст. 338 НК РФ не указывают на то, что добытые полезные ископаемые, учитываемые при определении налоговой базы по НДПИ, обязательно должны быть использованы для продажи либо для собственных нужд налогоплательщика.
Исходя из изложенного полагаем, что в рассматриваемой ситуации имеются предпосылки для признания обоих видов добытого в РФ на основании лицензии полезного ископаемого (известняка) объектом налогообложения НДПИ и учета этих видов полезного ископаемого при определении налоговой базы по НДПИ (независимо от цели дальнейшего использования добытого известняка).
При этом, на наш взгляд, такая позиция является справедливой при условии, что в месторождениях содержится полезное ископаемое, которое соответствует стандартам сразу после извлечения из недр (п. 1 ст. 337 НК РФ). Косвенное подтверждение сказанному можно увидеть в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 N 09АП-3643/16, где было отмечено, что поскольку полезными ископаемыми являются товарный известняк и нефелиновая руда, извлекаемые из недр, процесс добычи этих полезных ископаемых прекращается в момент их извлечения из горной породы и погрузки в транспортирующие средства. Смотрите также постановления ФАС Уральского округа от 09.12.2009 N Ф09-9738/09-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2007 N Ф04-6289/2007(38123-А45-6)).
Налоговая база по НДПИ в общем случае определяется как стоимость добытого полезного ископаемого (пп. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ), которая, в свою очередь, может рассчитываться исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого (пп. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ).
При этом п. 4 ст. 340 НК РФ определено, что в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик для определения налоговой базы применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из его расчетной стоимости. Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина России от 15.08.2013 N 03-06-06-01/33311, постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 64, дополнительно смотрите Разъяснения Управления МНС России по Краснодарскому краю «Ответы на вопросы по налогу на добычу полезных ископаемых»).
Поскольку в рассматриваемой ситуации предприятие один из видов добытого известняка не реализует, по нашему мнению, по этому виду полезного ископаемого следует определять налоговую базу с применением нормы п. 4 ст. 340 НК РФ.
Нам не удалось найти официальных разъяснений и судебной практики по ситуации, аналогичной Вашей.
В ходе анализа имеющихся в нашем распоряжении материалов судебной практики нам встретились, в частности, следующие решения:
— постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2014 по делу N А78-9427/2012 по ОАО «Жирекенский горно-обогатительный комбинат». Инспекция доначислила обществу НДПИ на основании того, что при формировании налоговой базы общество определяло количество добытого полезного ископаемого без учета добытых и складированных в спецотвалы забалансовых руд. Суд принял решение в пользу налоговой инспекции, аргументируя свое решение тем, что спорные забалансовые руды соответствуют четвертому сорту добытой в карьере руды и считаются добытым полезным ископаемым, подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ. Доводы общества о том, что забалансовые руды помещены в спецотвалы как вскрышные породы, не соответствующие понятию добытого полезного ископаемого, так как по ним не завершены технологические работы по добыче, судом отклонены. Определением ВС РФ от 03.02.2015 N 302-КГ14-5346 обществу было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ;
— постановление ФАС Центрального округа от 15.12.2008 N А09-1509/06-13-29. Предприятие добывало мел и трепел. Согласно рабочему проекту, а также планам развития горных работ ввиду того, что трепел является вскрышной породой для мела и объем его потребления в производстве недостаточен, для соблюдения необходимого опережения трепельного уступа по отношению к меловому добывалось избыточное количество трепела. Избыточный трепел использовался для засыпки и рекультивации выработанного пространства (карьера). В п. 3.4 протокола заседания госкомиссии по запасам полезных ископаемых от 22.11.1991 N 11148 (неотъемлемой части лицензии) избыточный трепел не подлежит добыче и используется исключительно для рекультивации. Судом первой инстанции было установлено, что цикл технологических операций по добыче трепела включал в себя производство вскрышных работ, экскавацию трепела экскаваторами ЭКГ-8И с отгрузкой в думпкары ВС-60, 2ВС-105, вывоз трепела на цементный завод. Размещение избыточного трепела в карьере не входило в цикл технологических операций по добыче трепела, а являлось одним из этапов горнотехнической рекультивации нарушенных земель. На основании изложенного суд сделал обоснованный вывод о том, что в отношении спорного количества трепела предприятием не завершен весь комплекс технологических операций, его реализация либо использование для собственных нужд в проверяемый период также не осуществлялись. Поэтому у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налога на добычу полезных ископаемых и начисления пени. Смотрите также определение ВАС РФ от 30.03.2009 N ВАС-3134/09;
— постановление Президиума ВАС РФ от 25.03.2008 N 13070/07. Судами установлено, что обществом на основании лицензий на пользование недрами осуществлялась разработка пяти месторождений с целью добычи железных руд открытым способом. Поскольку реализации первого вида продукции — руды железной товарной необогащенной — не производилось, обществом при определении налоговой базы для исчисления НДПИ по железной руде правомерно (по мнению судей) применен расчетный способ определения стоимости добытого полезного ископаемого в соответствии с пп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 340 НК РФ;
— постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 N 04АП-3256/15. Суд указал, что общество неправильно исчисляло НДПИ, поскольку использовало не документы, в которых фиксировалось количество добытого полезного ископаемого, а документы по реализации и использованию в производстве добытого полезного ископаемого.
Однако, на наш взгляд, делать какие-либо выводы применительно к Вашему случаю на основании вышеуказанных судебных материалов рискованно. В случае возникновения налогового спора суды принимают решение исходя из конкретной ситуации с учетом всех обстоятельств дела.
Обращаем Ваше внимание, что высказанная в ответе точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением налоговых органов. В этой связи рекомендуем предприятию на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1 ст. 21 НК РФ воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением персональных письменных разъяснений по данному вопросу. Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

Читайте также:  Чем полезна карта почвы мира

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

источник

В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны быть установлены сроки проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подготовки технического проекта, нача ло строительства предприятия, начало добычи, выхода на проектную мощность.

Осуществление добычи полезных ископаемых без согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта запрещается. Подготовка технического проекта осуществляется с учетом решений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Проект вступает в силу при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Владелец лицензии на добычу полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему участка недр работы по геологическому изучению недр без дополнительной лицензии.

Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно, как правило, не предоставляется.

Предоставление лицензий на часть месторождения полезного ископаемого, как правило, не допускается.

В исключительных случаях лицензия может выдаваться на разработку отдельной части месторождения при условии, что это не ухудшит технико-экономических показателей разработки месторождения в целом и не создаст препятствий для разработки других частей месторождения.

Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на добычу полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному заявителю, если экономически рентабельной является только общая разработка указанных месторождений одним пользователем недр либо когда использование нескольких месторождений обусловлено технологией получения продукции или требованиями охраны окружающей природной среды.

Лицензия на добычу полезных ископаемых выдается на участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. В случаях, когда для осуществления государственной экспертизы запасов требуется проведение дополнительных разведочных работ, предоставляется лицензия на разведку и добычу с указанием срока проведения государственной экспертизы.

Допускается предоставление на общих основаниях совмещенной лицензии или лицензии на разведку и добычу полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на геологическое изучение недр, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых. В этом случае владелец лицензии на право геологического изучения недр должен быть безотлагательно извещен органами, предоставляющими лицензию, о при нимаемом решении с предоставлением ему возможности подать заявку на получение лицензии на добычу полезного ископаемого на общих основаниях. В случае предоставления лицензии на право разведки и добычи полезного ископаемого другому лицу владелец лицензии на право геологического изучения недр вправе получить компенсацию, связанную с досрочным прекращением действия ранее выданной лицензии, за счет нового недропользователя.

Если по результатам разведки или добычи полезного ископаемого будут выявлены части месторождения, имеющие промышленное значение и продолжающиеся за пределы предоставленного горного отвода, то по решению органов, предоставивших лицензию на пользование недрами, допускается соответствующее изменение условий лицензии с расширением границ горного отвода.

Переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться как по лицензии на разведку и добычу соответствующих полезных ископаемых, так и по лицензии, предоставляемой на данный вид недропользования.

Если владелец лицензии на пользование участком недр не осуществляет в необходимых объемах переработку отходов своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, то по решению органов, предоставивших лицензию, переработка таких отходов может быть предоставлена другим лицам с выдачей им отдельной лицензии (ст. 11 Закона «О недрах»).

Если перерабатываемые отходы находятся в границах участка недр или земельного участка других лиц, условия лицензии должны учитывать интересы обеих сторон.

В лицензии на добычу полезных ископаемых устанавливаются условия отбора подземных вод при разработке месторождения, а также определяются условия проведения мониторинга геологической среды в соответствии с установленным порядком в пределах предоставленного участка недр и зоны влияния эксплуатации объекта.

В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны быть определены условия извлечения попутных или сопутствующих компонентов и их первичной переработки, а также возможной консервации всего выявленного месторождения или его части при большом содержании агрессивных или токсичных компонентов.

Лицензии для добычи общераспространенных полезных ископаемых должны содержать условия, при выполнении которых пользователь недр получает продление действия лицензии на очередной срок.

Добытые в процессе поисков и оценки полезные ископаемые являются собственностью владельца лицензии, если иное не оговорено в лицензии.

Объектами лицензирования пользования недрами для добычи подземных вод являются участки недр, содержащие все виды подземных вод: питьевые, технические, теплоэнергетические, промышленные, минеральные, лечебные, лечебно-столовые и др.

Пользование недрами для извлечения подземных вод при проведении водопонизительных и природоохранных мероприятий, не связанных с другими видами недропользования, может осуществляться только на основе самостоятельных лицензий.

Условия пользования участками недр для извлечения подземных вод при разработке месторождений полезных ископаемых и строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются в лицензии на основной вид недропользования.

Лицензия на пользование участками недр для добычи подземных вод предоставляется только на те участки, по которым проведена государственная геологическая экспертиза.

При острой необходимости в добыче подземных вод для питьевого водоснабжения на участках недр, где отсутствуют эксплуатационные запасы подземных вод, подтвержденные государственной геологической экспертизой, допускается предоставление лицензий на разведку и добычу подземных вод, в которых устанавливаются сроки проведения государственной геологической экспертизы запасов подземных вод.

Добыча подземных вод может осуществляться только при наличии согласованного и утвержденного в установленном порядке проекта водозабора.

Дополнительными требованиями к лицензии на разведку и добычу подземных вод являются: —

регламентирование максимально возможных объемов и режима отбора питьевых, технических, минеральных, лечебных и лечебностоловых вод, а также объемы и режимы извлечения подземных вод при проведении водопонизительных и природоохранных мероприятий; —

допустимое понижение уровня подземных вод в водоносном горизонте, предоставленном недропользователю для эксплуатации, допустимое уменьшение поверхностного стока и снижение уровня первого от поверхности водоносного горизонта; —

требования к качеству подземных вод, организации зон (округов) санитарной охраны при добыче питьевых, минеральных, лечебных и лечебно-столовых вод, оздоровлению санитарной обстановки; —

места и условия сброса вод после их использования по заданному назначению; —

порядок и сроки проведения мероприятий для компенсации негативного воздействия водоотбора и водосбора на экологические условия, условия водопользования другими потребителями и эксплуатацию других инженерных сооружений; —

условия проведения мониторинга подземных вод и сроки передачи информации в систему государственного мониторинга геологической среды.

Применительно к отдельным видам полезных ископаемых законодательно могут предусматриваться отдельные уточнения общего порядка.

Так, при геологическом изучении, разведке и добыче драгоценных металлов и драгоценных камней владелец лицензии должен осуществлять добычу только собственными силами.

Ряд субъектов РФ в соответствии со своей компетенцией в сфере регулирования отношений недропользования установили особые правила на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Так, Закон Московской области «О недрах и недропользовании» [86] установил, что лицензия на добычу полезных ископаемых для строительства дорог и других коммуникационных сооружений из притрассовых карьеров предоставляется на участки недр со статусом геологического отвода. Ширина участка недр, предоставляемого для этих целей, не должна превышать одного километра в одну и другую сторону от осевой части дороги на всем ее протяжении частями или полностью.

Из указанного участка недр исключаются сельскохозяйственные и лесные угодья, территории, непосредственно примыкающие к населенным пунктам, и территории с особым режимом природопользования.

На предоставленном участке недр недропользователь имеет право добывать общераспространенные полезные ископаемые, используемые при строительстве дорог и других коммуникационных сооружений, открытым способом на глубину до пяти метров после составления технического проекта и его согласования в установленном порядке.

В лицензии особо оговариваются мероприятия, выполняемые пользователем недр с целью рекультивации нарушенных земель и ликвидации последствий работ, связанных с пользованием недрами. 6.4.4.

источник

Получение лицензии на добычу полезных ископаемых необходимо всем, кто собирается работать в данной отрасли. Законодательство страны гласит, что недра принадлежат государству. Их невозможно приобрести или получить в наследство, принять, как подарок, или использовать, как недвижимое залоговое имущество. Однако лицензии от Роснедра дают эксклюзивное право для того, чтобы исследовать и добывать производственные и хозресурсы, которые залегают в глубине геологического слоя. Чтобы получить лицензию на добычу, потребуется заняться оформлением соответствующих документов. Такое разрешение станет основанием для осуществления производственной и геологической деятельности, которая имеет отношение к исследованию и добычи природных ресурсов. Это подтверждение того, что государство и предприниматель заключили соглашение о передаче прав для использования недр в течение определённого срока. Лицензия на добычу недр имеет срок действия, который, вместе с прочими условиями договора, указан в приложениях к соглашению.

Виды лицензий на добычу полезных ископаемых

Количество разрешений равно числу методов использования недр. Государство выдаёт документы, среди которых:

  • разрешение на проведение геологических исследований. При получении такой лицензии появляется право на ведение поиска месторождений полезных ископаемых и оценку их предполагаемых объёмов. Получив лицензию на добычу воды или иных ископаемых, предприниматель может также изучать объекты земной коры, потенциально пригодные для эксплуатации. Однако данный тип лицензии не даёт право детально разведывать месторождения.
  • лицензия на добычу песка и других полезных ископаемых. Получение лицензии на добычу полезных ископаемых данного вида открывает доступ к разведке и добыче ресурсов, а также переработке производственных отходов в границах горного отвода, предоставленного государством.
  • разрешение на возведение и эксплуатацию сооружений, которые не используются в добыче и разведке ресурсов, например, для хранения добытого.
  • организовывать образования объектов, которые охраняются государством и обладают значением для науки, эстетики, культуры, медицины и т. п.
  • лицензия на добычу подземных вод и иных ресурсов, а также на право строительства и т. п. может быть выдана лишь на участки, которые официально прошли экспертизу.

Как получить лицензию на добычу полезных ископаемых?

Разрешение на недропользование будет нужно тем, кто хочет заниматься бизнесом, связанным с полезными ископаемыми, их исследованием и добычей. Любому предпринимателю потребуется получение лицензии на добычу полезных ископаемых соответствующего вида. Разрешение нужно и тем, кто нуждается в участке, на котором возводят подземные сооружения для разных целей. Получение лицензии на добычу воды нужно предприятиям, которым необходимы свои источники водоснабжения. Подземная вода – такой же ресурс, как и все остальные. А значит, для разработки источников и их коммерческом использовании нужно получение лицензии на добычу подземных вод. Понадобится документ и тем, кто организует природный заповедник, полигон, оздоровительную зону и т. п. Лицензия на добычу золота частному лицу потребуется в том случае, если человек пожелает заниматься разработкой месторождений.

Не все предприниматели внимательно относятся к исполнению законодательства. Некоторые начинают работу с недрами, не озаботившись оформлением нужных бумаг. Но стоит знать, что добыча без лицензии является браконьерством и наказывается огромными штрафами. Поэтому такая игра не стоит свеч. Всегда, если вы желаете пользоваться недрами законно, требуется получение лицензии на добычу полезных ископаемых. Стать её обладателями могут ИП, участники простого товарищества и юр. лица. Если, в ходе осуществления некоторых типов работ, которые имеют тесную связь с применением недр, потребуется отдельный вид лицензии — нужно заблаговременно подумать о её получении. Лицензия на добычу нефти, как правило, может быть получена в порядке конкурса или аукциона. Минуя конкурс, предприниматель может получить лицензию на добычу золота лишь в исключительном случае и после того, как специальная комиссия, которую создал федеральный орган управления, вынесет своё решение.

Для участия в аукционе или конкурсе, чтобы оформить лицензию на добычу песка, предпринимателю нужно вовремя заявить о своём участии и собрать для комиссии конкурса все указанные в списке документы. Конкурсная система выдачи лицензии на добычу угля считает победителем того, кто предлагает самый экономически выгодный проект, который соответствует всем нормам по экологии и технологии. Лицензия на частную добычу золота при условии аукционной системы может быть получена тем, кто предлагает самую крупную сумму. Нередко в организации аукциона или конкурса принимают участие представители властной структуры области или региона. Если получение лицензии на добычу полезных ископаемых требуется для получения разрешения на разработку месторождения, имеющего федеральное значение, оценивать заявку будет и правительство страны. Для того, чтобы получить разрешительный документ для возведения и эксплуатации подземных сооружений, где будет вестись деятельность, несвязанная с добычей ресурсов, нужно согласовать свои действия с Госгортехнадзором.

Для того чтобы участвовать в конкурсе, в первую очередь нужно заполнить заявление и указать там сведения о предприятии, о его владельцах, руководстве и представителях, о том, какими финансовыми возможностями обладает компания, научно-технической базе и т. п., а также о том, каковы прошлые проекты заявителя. Обязательной составляющей будет перечень государств, где компания занималась производственной или коммерческой деятельностью на протяжении последних пяти лет. Также нужен проект использования недр, разработанный заявителем, где есть предложения его реализации. Подготовиться к лицензированию самостоятельно довольно сложно, так как законодательство в области недропользования обладает тонкостями. Потребуется профессиональная помощь ЦЭПЧС.

Читайте также:  Черный рябина чем полезна

В Центре экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях вы можете получить необходимые для работы документы в кратчайшие сроки. Специалисты ЦЭПЧС выполнят всю работу по сбору нужных бумаг и свидетельств. Это не означает, что лицензию на добычу можно купить в ЦЭПЧС. Наша помощь позволит предпринимателю стать обладателем права на разработку недр за минимальное время. Мы оформим лицензию на добычу нужного вам типа абсолютно легально и прозрачно. Документы, которые вы получите с нашей помощью, с честью выдержат проверку в любого контролирующего органа. Преимущества сотрудничества с нами очевидны: при самостоятельной попытке получения лицензии не всегда можно добиться желаемого результата с первого раза. Представьте, сколько сил и времени вы можете потерять напрасно. После отказа, придётся начинать всё сначала. Получение лицензии на добычу полезных ископаемых с участием ЦЭПЧС полностью гарантирует положительный результат. Также наш Центр осуществляем продление лицензии на добычу недр. Обратившись к специалистам ЦЭПЧС, вы можете не сомневаться в успехе операции – ведь мы являемся профессионалами своего дела и за долгие годы работы хорошо изучили все тонкости и нюансы проведения данного мероприятия. Это и является 100% гарантией в получении нужных лицензий.

источник

Согласно законодательству РФ, недра являются собственностью государства. Их невозможно купить или унаследовать, принять в дар или использовать в качестве недвижимого залогового имущества.

Но вполне реально получить у государства эксклюзивное право на исследование и добычу хозяйственных и производственных ресурсов, залегающих в глубине этих недр. Для этого предпринимателю нужно лишь оформить соответствующие документы.

Основанием для проведения геологических и производственных работ, связанных с исследованием и добычей природных ресурсов, служит государственная лицензия на пользование участком недр.

Она является подтверждением заключенного между предпринимателем и государством соглашения о передаче прав на использование участка недр от одной стороны к другой на определённый срок. Длительность этого срока, а также другие условия договора, перечисляются обычно в текстовых и графических приложениях, которые являются неотъемлемой частью лицензионного соглашения.

Сколько существует способов использования земных недр, столько и видов лицензий. Государством выдаются документы, разрешающие гражданину:

Проводить геологические исследования недр. В этом случае предприниматель имеет право вести поиск месторождений полезных ископаемых и оценивать их предполагаемые объёмы. Изучение объектов земной коры, которые могут использоваться для эксплуатации и возведения подземных сооружений, функционально не связанных с добычей ресурсов, также относится к этому типу лицензирования. Лицензия на геологическое изучение недр не даёт права на детальную разведку месторождений. Разрешается изучать только те виды ископаемых, которые перечислены в приложении к документу.

Добывать полезные ископаемые. Владелец этой лицензии получает право на разведку и добычу природных ресурсов, а также на переработку отходов производства в пределах предоставленного ему компетентными органами горного отвода. Геологическое исследование недр может проводиться предпринимателем без оформления дополнительной лицензии, но с согласия экологического контроля и органов горного и санитарного надзора.

Строить и эксплуатировать сооружения, не предназначенные для добычи и разведки природных ресурсов. Это могут быть, например, объекты для хранения нефтепродуктов и газа, сброса хозяйственных вод, захоронения токсичных отходов производства и т. д.

Заниматься организацией образования особо охраняемых государством объектов, которые имеют важное научное, лечебно-оздоровительное, эстетическое, культурное или иное значение. К ним относятся учебные полигоны, экологические и геологические заповедники, природные памятники и т. д.

Получение лицензии на недропользование понадобится вам, если:

  • собираетесь начать бизнес, связанный с добычей и исследованием месторождений полезных ископаемых;
  • необходим участок для возведения подземных сооружений, предназначенных для захоронения производственных отходов, хранения ресурсов и т. д.;
  • предприятию нужен собственный источник водоснабжения. Подземные воды являются таким же природным ресурсом, как нефть или газ. Поэтому для их добычи и использования в коммерческих целях необходимо наличие лицензии;
  • занимаетесь организацией природного заповедника, научно-исследовательского полигона, оздоровительной зоны и т. д.

Как открыть букмекерскую контору? Законен ли этот бизнес в России?

Должностная инструкция менеджера по снабжению: образец скачать можно в статье.

Если общераспространённые полезные ископаемые, расположенные на территории земельного участка, планируется использовать в хозяйственных (некоммерческих) целях, то его владельцы и арендаторы могут делать это без оформления лицензии.

Стать пользователем недр и получить государственную лицензию соответствующего образца могут:

  • индивидуальные предприниматели;
  • участники простого товарищества (без образования юр. лица);
  • юридические лица, созданные гражданами РФ самостоятельно или с привлечением иностранных инвестиций.

Если для реализации некоторых видов деятельности, тесно связанных с использованием земных недр, необходима отдельная лицензия (ведение работ по добыче и захоронению радиоактивных и высокотоксичных веществ и т. д.), потенциальный пользователь обязан предварительно получить и её.

Лицензии на недропользование выдаются обычно в конкурсном или аукционном порядке. Вне конкурса документ может быть выдан предпринимателю в исключительных случаях на основании решения специальной комиссии, созданной федеральным органом управления госфондом недр. В её состав должны также входить представители действующей исполнительной власти региона РФ.

Чтобы участвовать в конкурсе или аукционе, предприниматель должен своевременно подать заявку и представить конкурсной комиссии все необходимые документы, указанные в сопроводительном списке к официальному объявлению о проведении мероприятия.

При конкурсной системе выдачи лицензии победителем признаётся участник, предложение которого признано комиссией наиболее экономически выгодным и соответствующим всем технологическим и экологическим требованиям. При аукционной – участник, предложивший наибольшую сумму за право использования недр.

Лицензии на недропользование выдаются Министерством экологии и природных ресурсов РФ. Отвечает за этот процесс Федеральное агентство по вопросам недропользования (Роснедра). Как правило, в процессе организации конкурса или аукциона по выдаче лицензии участвуют также представители исполнительной власти регионов и областей РФ.

Если речь идёт о лицензировании права на разработку месторождений федерального значения, к оценке заявки подключается Правительство РФ. Разрешение на эксплуатацию и строительство подземных сооружений для осуществления деятельности, не связанной с добычей природных ресурсов, принимается после согласования с Госгортехнадзором.

Для участия в конкурсе нужно, прежде всего, заполнить заявку. В ней должна быть указаны следующие сведения:

  • о заявителе (место основной коммерческой деятельности предприятия, хозяйственные взаимоотношения с производственными и финансовыми партнёрами и т. д.);
  • о владельцах компании-заявителя, составе руководства и представителях на аукционе/конкурсе;
  • о финансовых возможностях компании-заявителя, которые бы подтверждали её способность выполнить намеченный план работ;
  • о научно-технической базе предприятия и о технологических возможностях подрядчиков, если они будут привлекаться компанией для реализации указанного ею проекта;
  • о предыдущих проектах заявителя. Обязательная составляющая – список государств, в которых компания осуществляла коммерческую и/или производственную деятельность в течение 5-ти последних лет;
  • проект пользования недрами, разработанный компанией-заявителем, включающий в себя конкретные предложения по его реализации.

К заявке нужно приложить заверенные печатью организации или нотариально копии следующих документов:

  • свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юр. лиц компании-заявителя;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации (или перерегистрации) организации;
  • справки из налоговой о постановке на учёт и уплате платежей всех уровней;
  • устава предприятия;
  • бухгалтерского баланса компании-заявителя (как за год, предшествующий подаче заявки, так и за последний отчётный период). Баланс должен быть принят налоговыми органами и содержать соответствующие отметки.

Более подробно ознакомиться со списком документов в каждом конкретном случае можно, изучив официальное объявление о проведении аукциона или конкурса по предоставлению лицензии на недропользование. Размещается оно обычно на государственном сайте, посвящённом проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (www.torgi.gov.ru).

Предпринимателю могут отказать в приёме заявки на участие в аукционных торгах или конкурсе на получение лицензии на пользование недрами, если:

  • заявка подана с нарушением установленных законодательно требований, её содержание не соответствует условиям торгов;
  • заявитель не может доказать наличие у него необходимых технических и финансовых средств для реализации проекта;
  • заявитель пытался обмануть конкурсную комиссию, предоставляя о себе неверные сведения;
  • передача заявителю права на пользование недрами нарушает антимонопольное законодательство РФ;
  • заявитель не отвечает всем требованиям, предъявленным к конкурсантам на основании условий проведения торгов.

Порядок получения лицензии на недропользование следующий:

  1. Правительством РФ или администрацией субъекта РФ, при участии Федерального агентства по вопросам недропользования, принимается решение о проведении конкурса либо аукциона по выдаче лицензии на пользование недрами.
  2. Объявление об этом решении размещается на официальном сайте по проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (за 90 дней – до даты конкурса, за 45 дней – до даты аукциона).
  3. Участники заполняют заявки и представляют комиссии необходимую документацию.
  4. Проводится аукцион или конкурс. Если мероприятие признано состоявшимся, в течение 30 дней принимается решение об официальном утверждении его результатов. Победитель торгов получает лицензию на добычу недр.

В каких случаях происходит предоставление учебного отпуска работнику? Могут ли сотрудника лишить его?

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

  • на 5 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ;
  • на 7 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ в границах Республики Саха, Красноярского края, Камчатского края, Хабаровского края, Магаданской, Сахалинской и Иркутской областей, Ямало-Ненецкого АО;
  • на 10 лет – при проведении геологического исследования недр континентального шельфа и внутренних морских вод;
  • на 25 лет – для добычи и использования подземных вод;
  • на время полной отработки месторождения – для добычи полезных ископаемых;
  • бессрочно – для эксплуатации и строительства сооружений, расположенных под землёй и по своему назначению не связанных с добычей природных ресурсов, для образования особо охраняемых государством объектов, для размещения в пластах попутных вод и вод для технологических нужд, и т. д.

Срок действия соглашения может продлеваться недропользователем при необходимости завершения разработки или оценки месторождений, если во время проведения работ он не допускал нарушения условий соглашения.

Лицензия на право пользования недрами считается действительной с момента официальной государственной регистрации.

За оформление и использование документа предприниматель выплачивает следующие платежи:

  • единовременный сбор за участие в аукционных торгах или конкурсе. Вносится всеми заявителями, является одним из обязательных этапов регистрации заявки. Сумма определяется Федеральным агентством (Роснедра) для каждого конкретного случая;
  • разовые платежи за использование недр. Не менее 10% от величины налога на добычу природных ресурсов (не менее 5%, если речь идёт о разработке газовых и нефтяных месторождений). Окончательная сумма по результатам конкурса или аукциона фиксируется в лицензии;
  • регулярные платежи за использование недр. Расчёт суммы проводит Федеральное агентство по недропользованию. Ставка устанавливается за 1 км² площади разрабатываемого участка.

Если лицензия на использование недр оформляется предпринимателем вне конкурса или аукциона, он оплачивает установленную законодательством пошлину. Так, получение лицензии на воду обойдётся компании в 6 000 рублей. Оформление сопроводительной документации также потребует дополнительных финансовых вложений, размер которых варьируется от случая к случаю.

За нарушение условий использования земных недр законодательством предусматривается административная ответственность. Сумма штрафа за отсутствие лицензии:

  • для гражданских лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 800 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Сумма штрафа за нарушение условий, предусмотренных лицензией и техническим проектом:

  • для гражданских лиц – от 2 тыс. рублей до 3 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Можно заняться оформлением лицензии на пользование недрами самостоятельно, подключив к этому процессу штатных сотрудников предприятия. А можно – делегировать выполнение задачи сторонней юридической компании. Какой способ выбрать в вашем случае, решать вам. Но не забывайте, что подготовка документов, заполнение заявки и участие в конкурсе или аукционных торгах – процесс сложный и хлопотный. Если штатные юристы уже нагружены работой, с лицензированием они могут не справиться.

Вести разработку или исследование месторождений полезных ископаемых без лицензии – себе дороже. Вместе со штрафом вам будут предъявлены иски о возмещении государству убытков, причинённых вашей компанией во время незаконного использования недр. Поэтому не экономьте на лицензии. И не откладывайте процесс оформления заявки на последний момент: чем позже вы подадите документы, тем сложнее будет получить одобрение комиссии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Читайте также:  Полезен ли кальцемин адванс

+7 (495) 212-90-15 (Москва)
+7 (812) 332-54-12 (Санкт-Петербург)

источник

Статья 17. Условия лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых. 1. Лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых или лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на разведку, доразведку и разработку месторождений, первичную переработку добытых полезных ископаемых, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии.

2. В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны быть установлены сроки проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подготовки технического проекта, начала строительства предприятия, начала добычи, выхода на проектную мощность.
3. Осуществление добычи полезных ископаемых без согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта запрещается. Подготовка технического проекта осуществляется с учетом решений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Проект вступает в силу при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
4. Владелец лицензии на добычу полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему участка недр работы по геологическому изучению недр без дополнительной лицензии.
Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно, как правило, не предоставляется.
5. Предоставление лицензий на часть месторождения полезного ископаемого, как правило, не допускается.
В исключительных случаях лицензия может выдаваться на разработку отдельной части месторождения только в том случае, если это не ухудшит технико-экономических показателей разработки месторождения в целом и не создаст препятствий для разработки других частей месторождения.
6. Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на добычу полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному заявителю, если экономически рентабельной является только общая разработка указанных месторождений одним пользователем недр, либо когда использование нескольких месторождений обусловлено технологией получения продукции или требованиями охраны окружающей природной среды.
7. Лицензия на добычу полезных ископаемых выдается на участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. В случаях, когда для осуществления государственной экспертизы запасов требуется проведение дополнительных разведочных работ, предоставляется лицензия на разведку и добычу с указанием срока проведения государственной экспертизы.
8. Допускается предоставление на общих основаниях совмещенной лицензии или лицензии на разведку и на добычу полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на геологическое изучение недр, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых. В этом случае владелец лицензии на право геологического изучения недр должен быть безотлагательно извещен органами, предоставляющими лицензию, о принимаемом решении с предоставлением ему возможности подать заявку на получение лицензии на добычу полезного ископаемого на общих основаниях. В случае предоставления лицензии на право разведки и добычи полезного ископаемого другому лицу владелец лицензии на право геологического изучения недр вправе получить компенсацию, связанную с досрочным прекращением действия ранее выданной лицензии.
9. Если по результатам разведки или добычи полезного ископаемого будут выявлены части месторождения, имеющие промышленное значение и продолжающиеся за пределы предоставленного горного отвода, то в целях рационального использования минеральных ресурсов по решению органов, предоставляющих лицензию на пользование недрами, допускается соответствующее изменение условий лицензии с расширением границ горного отвода.
При необходимости расширения горного отвода, увеличивающего более чем наполовину первоначально предоставленные запасы, выявленная в процессе добычи часть месторождения может быть самостоятельным объектом лицензирования.
10. Переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться как по лицензии на разведку и добычу соответствующих полезных ископаемых, так и по самостоятельной лицензии.
Если владелец лицензии на пользование участком недр не осуществляет в необходимых объемах переработку отходов своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, то решением органов, предоставляющих лицензию, переработка таких отходов может быть предоставлена другим лицам с выдачей им отдельной лицензии.
Если перерабатываемые отходы находятся в границах участка недр или земельного участка других лиц, условия лицензии должны учитывать интересы обеих сторон.
11. В лицензии на добычу твердых полезных ископаемых, нефти и газа устанавливаются условия отбора подземных вод при разработке месторождений, а также определяются условия проведения горно — экологического мониторинга в соответствии с установленным порядком в пределах предоставленного участка недр и зоны влияния эксплуатации объекта.
12. В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны быть определены условия извлечения попутных или сопутствующих компонентов и их первичной переработки, а также возможной консервации всего выявленного месторождения или его части при большом содержании агрессивных или токсичных компонентов.
13. Лицензия на добычу нефти и газа должна дополнительно предусматривать право ее владельца:
1) на использование пластовых вод, извлекаемых при добыче нефти и газа, для поддержания пластового давления и извлечения сопутствующих компонентов, подготовку и переработку указанных компонентов на условиях, установленных в лицензии в соответствии с требованиями настоящего Закона;
2) на сооружение трубопроводов для транспортировки нефти и газа от разрабатываемых месторождений до хранилища и от хранилища до пунктов доставки или экспорта, а также на подсоединение этих трубопроводов к системам магистральных трубопроводов в порядке, установленном федеральным законодательством.

источник

Согласно российскому законодательству, недра считаются собственностью нашего государства. Их нельзя приобрести или унаследовать, получить в дар или применять в роли недвижимого залогового имущества. Но вполне возможно получить от государства особое право на проведение исследования, а также на добычу различных ресурсов, которые залегают в глубине недр. Для этого предпринимателям требуется лишь пройти процедуру оформления соответствующих документов. В этой статье узнаем, зачем нужна лицензия на недропользование, а также выясним, кто и как может ее получить.

Основанием для осуществления геологических, а, кроме того, производственных работ, которые связаны с исследованием или добычей ресурсов, выступает государственная лицензия на использование участка.

Такой документ по Закону РФ «О недрах» будет считаться подтверждением заключенного между государством и предпринимателем официального соглашения на передачу прав использовать участок в течение определенного срока. Общая продолжительность данного срока наряду с прочими условиями указываются в приложениях, выступающих частью соглашения.

Сколько имеется способов по использованию земных недр, ровно столько существует и видов лицензий. Итак, государство выдает документы, которые разрешают гражданину выполнять следующие действия:

  • Выполнять геологическое исследование недр. В этом случае владелец лицензии имеет право осуществлять поиск месторождений ископаемых, оценивая их предполагаемые объемы. Процесс изучения объектов земной коры, которые можно использовать для эксплуатации или возведения каких-либо подземных сооружений, которые функционально не связаны с добычей ресурсов, тоже имеет отношение к этому типу лицензирования. Лицензия на проведение геологического изучения не предоставляет права на детальное разведывание месторождений. Дается разрешение изучать лишь те виды ископаемых, которые приведены в приложении к документу.
  • Осуществлять добычу полезных ископаемых. Владелец данной лицензии на скважину приобретает право на проведение разведки и добычи природных ресурсов, а, кроме того, на переработку всевозможных отходов производства в рамках предоставленного уполномоченными органами горного отвода. Процесс геологического исследования может проводиться без оформления дополнительной лицензии, но при условии наличия согласия экологического контроля, а, кроме того, органов санитарного и горного надзора. Что еще предполагает лицензия на недропользование?
  • Выстраивать и эксплуатировать сооружения, которые не предназначены для добычи ресурсов. Таковыми могут являться, например, объекты, предназначенные для хранения нефтепродуктов наряду со сбросом хозяйственных вод, захоронениями токсичных отходов производства и тому подобное.
  • Выполнять организацию образования охраняемых объектов, которые обладают важным научным, лечебно-оздоровительным, эстетическим, культурным или прочим значением. К ним относят учебные полигоны наряду с экологическими и геологическими заповедниками, природными памятниками и так далее. Лицензии на право добычи ресурсов наряду со строительством сооружений и образованием охраняемых объектов выдают исключительно на те участки недр, которыми была пройдена официальная экспертиза.

В каких ситуациях следует покупать лицензию на недропользование и кто может ее получить? Получение данного документа может понадобиться в следующих случаях:

  • Гражданин намерен начать бизнес, который будет связан с добычей, а, кроме того, исследованием различных месторождений ценных ископаемых.
  • Требуется участок, который необходим для возведения подземного сооружения, предназначенного для захоронения различных производственных отходов, а, кроме того, для хранения ресурсов и тому подобное. Зачем еще может потребоваться получение лицензии на недропользование?
  • Организация нуждается в собственном источнике водоснабжения. Подземные воды считаются таким же ресурсом, как газ или нефть. По этой причине для их добывания и применения в коммерческих целях также требуется наличие лицензии.
  • Предприниматель занимается организацией природных заповедников, научно-исследовательских полигонов, оздоровительных зон и тому подобное. Во всех этих случаях нужно обращаться в Департамент недропользования.

В том случае, если полезные ископаемые, которые расположены на территории земельного участка, запланировано использовать в хозяйственных целях, которые не являются коммерческими, то его владелец или арендаторы могут осуществлять это без оформления лицензии.

Согласно Закону РФ «О недрах» получить статус пользователя, а также государственную лицензию надлежащего образца могут следующие категории граждан:

  • Граждане, которые имеют статус индивидуального предпринимателя.
  • Участники простых товариществ без образования юридического лица.
  • Юридические лица, которые были созданы гражданами России с привлечением иностранных вложений или самостоятельно.

Какие требования предъявляют предпринимателям, и в какие органы следует обращаться? Лицензию на недропользование выдают, как правило, в конкурсном либо аукционном режиме. Вне конкурса данный документ могут выдать предпринимателю в исключительных ситуациях на основании решения со стороны специальной комиссии, которая была создана федеральным органом по управлению природными недрами. В состав данной комиссии помимо всего прочего должны также быть включены и представители исполнительной власти региона страны.

Для того, чтобы принять участие в конкурсе либо аукционе на получение лицензии на скважину, предпринимателю требуется своевременно подать заявку, а также представить конкурсной комиссии все требуемые документы, которые указываются в сопроводительных списках к официальному объявлению о проведении данного мероприятия.

В рамках конкурсной системы выдачи лицензий победителем признают участника, чье предложение рассматривается комиссией экономически более выгодным по сравнению с другими. Кроме того, предложение должно соответствовать всем технологическим, а также экологическим требованиям. Таким образом, на аукционе побеждает участник, который предлагает наибольшую сумму за свое право использовать государственные природные недра.

Лицензию на недропользование выдает Министерство экологии и природных ресурсов. Также за этот вопрос несет ответственность Департамент недропользования. Как правило, в рамках организации конкурса по выдаче лицензий принимают участие также и представители со стороны исполнительной власти областей и регионов.

В том случае, если речь идет о лицензировании прав на разработку месторождения, которое обладает федеральным значением, то к оцениванию заявки подключается помимо всего прочего Правительство России. Имеется реестр лицензий на недропользование. Разрешение на эксплуатацию территории наряду со строительством подземных сооружений в целях осуществления деятельности, которая не связана с добычей ресурсов, принимается непосредственно после процедуры согласования с Госгортехнадзором.

Для того, чтобы участвовать в конкурсе лицензий на недропользование в «Роснедрах» требуется, прежде всего, заполнить заявку. В заявке должны быть обязательно указаны следующие сведения:

  • Информация о заявителе, которая должна включать в себя место основной деятельности организации наряду с хозяйственными взаимоотношениями с производственными, а также с финансовыми партнерами и тому подобное.
  • Сведения о владельцах организации-заявителя, а, кроме того о составе ее руководства, принимающего участие на аукционе.
  • Финансовые возможности организации-заявителя, которые должны подтверждать ее способность к выполнению намеченного плана работ.
  • Научно-техническая база предприятия, а также сведения о возможностях подрядчиков в том случае, если их будут привлекать для реализации указанного проекта.
  • Сведения, которые будут отражать информацию о предыдущих проектах. Обязательной составляющей является список государств, в которых организация занималась коммерческой производственной деятельностью в течение пяти последних лет.
  • Проект использования недр, который был разработан организацией-заявителем. Проект должен включать в себя конкретные и четкие предложения по его реализации.

Необходимо отметить, что лицензию на право использования недр считают действительной с момента проведения официальной госрегистрации.

Нормативные акты предусматривают продление лицензии. При получении разрешения на вид ресурса, который попадает под компетенцию Федерального агентства придется обратиться именно в этот орган с заявкой. Если субъектом осуществляется деятельность на основании лицензии, которая выдана на общераспространенные природные запасы, то документы направляются в компетентную структуру субъекта страны.

Региональные нормативные акты устанавливают состав бумаг подачи и правила заявки. Лицензия может быть продлена только при отсутствии нарушений. В связи с этим, уполномоченными инстанциями могут быть запрошены подтверждающие документы, в том числе акты от надзорных служб.

источник

Источники:
  • http://uchebnik.online/ekologicheskoe-pravo-rf/usloviya-litsenziy-razvedku-35878.html
  • http://www.2nsp.ru/%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D1%83-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85/
  • http://101million.com/sozdanie/razreshitelnaya-dokumentatsiya/litsenzii/na-polzovanie-nedrami.html
  • http://www.lawmix.ru/pprf/119969/38833
  • http://businessman.ru/litsenziya-na-nedropolzovanie-poryadok-polucheniya-i-prodleniya-zakon-rf-o-nedrah.html