Меню Рубрики

Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства да нет

( Вопрос 3. Основы общественного производства: простые моменты процесса труда, общественный продукт и его движение

Вопрос 4. Естественные и социальные условия жизни.

Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей

Вопрос 5. Факторы производства, их взаимодействие и комбинация. Производственная функция

Вопрос 6. Кривая производственных возможностей.

Закон возрастания дополнительных затрат)

1. Разграничьте средства и предметы труда;

а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;

б) полезные ископаемые, данные природой;

в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;

д) сырье, поступающее в дальнейшую обработку

2. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:

в) участие в городском субботнике;

е) потребность фирмы в автотранспорте;

и) посещение филармонических концертов;

к) посещение лекции по архитектуре города.

3. Три основных фактора производства — это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:

а) воздух, ученые, автомобили;

б) предприниматели, деньги, рента;

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?

4. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?

5. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?

6. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?

7. Как Вы считаете, поиск покупателями дефицитных продуктов является ли производительной деятельностью (да, нет)?

8. Верны ли следующие утверждения:

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет);

б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет);

в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет);

г) продукты питания не являются ресурсами (да, нет)?

9. Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее полезной:

а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;

б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;

в) увеличить капитальные вложения;

г) уменьшить затраты на образование?

10. Предельная норма технического замещения труда капиталом равна 2. Для того, чтобы обеспечить прежний объем производства продукции при сокращении использования труда на 4 единицы, необходимо увеличить использование капитала:

4) необходима дополнительная информация.

11. Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

12. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого.

Экономист назовет такую ситуацию:

в) административно-командной системой;

13. Можно ли по рисунку кривой производственных возможностей ответить на следующие вопросы:

а) осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей (да, нет);

б) возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри этой кривой (да, нет)?

14. В 1984 и 1985 гг. угольная промышленность Англии бездействовала из-за забастовки. Как это повлияло на положение кривой производственных возможностей английской экономики:

а) точка сместилась по правую сторону кривой;

б) точка сместилась внутрь кривой;

в) точка расположилась на кривой трансформации?

15. Альтернативная стоимость строительства новой школы это:

а) затраты на наем учителей для новой школы;

б) стоимость строительства школы в будущем;

в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строи­тельства новой школы.

16. Выберите правильный ответ.

Для студентов альтернативную ценность обучения в универси­тете отражает:

б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;

в) затраты родителей на содержание студентов.

17. Разберитесь в ситуации.

Профессор N — самый известный и наиболее высокооплачиваемый преподаватель в университете. Повременная оплата его труда в 2 раза выше, чем у коллег. Кроме этого, он быстро набирает тексты своих статей на компьютере, печатая со скоростью 300 знаков в минуту. Стоит ли ему нанимать секретаря, если лучший секретарь, которого он может нанять, печатает не более 200 знаков в минуту? Почему?

II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ

Ключевые вопросы Задания № 2 предусматривают умение решать задачи с использованием таких понятий, как производительность труда, предельный и средний продукт, переменный ресурс, кривая производственных возможностей.

Поэтому в данном разделе даются определения и формулы расчета этих категорий. (Заметим: здесь и.дальше наряду с русскими в формулах используются греческие и латинские буквы.)

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА) -СВОЙСТВО ТРУДА ПРОИЗВОДИТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТА В ЕДИНИЦУ ТРУДА:

где q производительность труда;

Q количество продукта (может измеряться в натуральных штуках и стоимостных показателях — товарная продукция, реализованная продукция и других показателях);

Т – затраты труда (выражаются в часах, человеко-часах, коли­честве занятых работников).

где ПП —предельный продукт;

х — прирост переменного ресурса.

П —общий объем выпуска продукта;

х —объем примененного переменного ресурса.

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОКАЗЫВАЕТ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРОГО ТОВАРА ПРИ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСАХ И ЗАДАННЫХ ОБЪЕМАХ ПРОИЗВОДСТВА ДРУГИХ ТОВАРОВ.

Каждая точка на кривой производственных возможностей (А, В, С, Д) представляет максимальный объем производства двух любых продуктов.

Ограниченность ресурсов не допускает сочетания объемов производства вне кривой производственных возможностей (К).

Точка внутри кривой производственных возможностей (М) свидетельствует, что ресурсы используются не полностью и не наилучшим образом.

18. В результате применения нового оборудования количество работников, занятых изготовлением данного товара, сократилось в, 1,5 раза, а производительность их труда возросла в 3 раза. Определите, как изменился физический объем продукции.

19. Предприниматель, открывая фирму по пошиву верхней одежды, предполагает выпускать 20 единиц продукции в месяц. Такой объем выпуска возможен при двух комбинациях затрат материалов (А) и труда (В):

Какую комбинацию лучше выбрать предпринимателю, если цена единицы материала — 4 денежные единицы, а цена единицы труда — 5 денежных единиц?

Какую комбинацию выберет предприниматель, если фирма не изменит свой профиль, а цена единицы материала упадет вдвое?

20. Заполните пропуски в табл. 4:

Таблица 4

21. На рис. 12 изображена кривая производственных возможностей. Предположим, что мы находимся в точке А. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение в точку В? Каковы возможные пути возвращения в точку А? Что показывает точка С?

1. Предметы труда: б), д); средства труда: а), в), г).

2. Материальные потребности и услуги: а), б), г), д), е), з). Духовные потребности: и), к). Социальные потребности: в), ж).

3. а). 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. а) -да. б) — нет; в) – да;. 9 в). 10. в). 11. г). 12. а).

13. а) — кривая свидетельствует, что ресурсы ограничены, все комбинации неосуществимы; б) — выбор возможен.

14. Кривая свидетельствует, что недоиспользовался такой фактор, как труд. Экономика находилась внутри кривой.

17. Профессор N наймет секретаря, чтобы высвободить больше времени для своей основной работы, где его экономическое преимущество над конкурентами наиболее велико — в 2 раза, в то время как в роли секретаря его эффективность больше только в 1,5 раза.

18. Из формулы производительности труда Q = q x Т находим:

,

то есть физический объем продукции в 2 раза возрос.

19. Вычислим общие затраты на выпуск продукции в I и II случаях:

Поскольку ТС1

Объем применения переменного ресурса Общий выпуск продукции Предельный продукт Средний продукт
3 90 нет сведений
Объем применения переменного ресурса Общий выпуск продукции Предельный продукт Средний продукт
3 90 нет сведений 30
4 120 30 30
5 140 20 28
6 150 10 25

2. 140 — 120 = 20 140 : 5 = 28.

3. 25 х 6 = 150 150 — 140 = 10.

21. Перемещение из точки А в точку В означает перемещение в сторону неполного использования ресурсов. Вернуться к состоянию полного использования можно, производя больше либо один из продуктов, либо оба продукта. Точка С характеризует неосуществимое при данном объеме ресурсов производство.

источник

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ
Ключевые вопросы Задания № 2 предусматривают умение решать задачи с использованием таких понятий, как производительность труда, предельный и средний продукт, переменный ресурс, кривая производственных возможностей.
Поэтому в данном разделе даются определения и формулы расчета этих категорий. (Заметим: здесь и.дальше наряду с русскими в формулах используются греческие и латинские буквы.)
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА) -СВОЙСТВО ТРУДА ПРОИЗВОДИТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТА В ЕДИНИЦУ ТРУДА:

где q – производительность труда;
Q – количество продукта (может измеряться в натуральных штуках и стоимостных показателях — товарная продукция, реализованная продукция и других показателях);
Т – затраты труда (выражаются в часах, человеко-часах, количестве занятых работников).

где ПП —предельный продукт;
?П — прирост продукта;
?х — прирост переменного ресурса.

где СП — средний продукт;
П —общий объем выпуска продукта;
х —объем примененного переменного ресурса.
КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОКАЗЫВАЕТ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРОГО ТОВАРА ПРИ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСАХ И ЗАДАННЫХ ОБЪЕМАХ ПРОИЗВОДСТВА ДРУГИХ ТОВАРОВ.

Каждая точка на кривой производственных возможностей (А, В, С, Д) представляет максимальный объем производства двух любых продуктов.
Ограниченность ресурсов не допускает сочетания объемов производства вне кривой производственных возможностей (К).
Точка внутри кривой производственных возможностей (М) свидетельствует, что ресурсы используются не полностью и не наилучшим образом.
III. ЗАДАЧИ
18. В результате применения нового оборудования количество работников, занятых изготовлением данного товара, сократилось в, 1,5 раза, а производительность их труда возросла в 3 раза. Определите, как изменился физический объем продукции.
19. Предприниматель, открывая фирму по пошиву верхней одежды, предполагает выпускать 20 единиц продукции в месяц. Такой объем выпуска возможен при двух комбинациях затрат материалов (А) и труда (В):
I. 10А + 5В.
II. 8А + 7В.
Какую комбинацию лучше выбрать предпринимателю, если цена единицы материала — 4 денежные единицы, а цена единицы труда — 5 денежных единиц?
Какую комбинацию выберет предприниматель, если фирма не изменит свой профиль, а цена единицы материала упадет вдвое?
20. Заполните пропуски в табл. 4:
Таблица 4 Объем применения переменного ресурса Общий выпуск продукции Предельный продукт Средний продукт 3 90 нет сведений 4 30 5 140 6 25
21. На рис. 12 изображена кривая производственных возможностей. Предположим, что мы находимся в точке А. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение в точку В? Каковы возможные пути возвращения в точку А? Что показывает точка С?

IV. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ № 2
1. Предметы труда: б), д); средства труда: а), в), г).
2. Материальные потребности и услуги: а), б), г), д), е), з). Духовные потребности: и), к). Социальные потребности: в), ж).
3. а). 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. а) -да. б) — нет; в) – да;. 9 в). 10. в). 11. г). 12. а).
13. а) — кривая свидетельствует, что ресурсы ограничены, все комбинации неосуществимы; б) — выбор возможен.
14. Кривая свидетельствует, что недоиспользовался такой фактор, как труд. Экономика находилась внутри кривой.
15. в). 16. б).
17. Профессор N наймет секретаря, чтобы высвободить больше времени для своей основной работы, где его экономическое преимущество над конкурентами наиболее велико — в 2 раза, в то время как в роли секретаря его эффективность больше только в 1,5 раза.
18. Из формулы производительности труда Q = q x Т находим:
,
то есть физический объем продукции в 2 раза возрос.
19. Вычислим общие затраты на выпуск продукции в I и II случаях:
I. ТС= 10 х 4 + 5 х 5 = 65.
II. ТС = 8 х 4 + 7 х 5 = 67.
Поскольку ТС1

Читайте также:  Какая икра самая полезная и вкусная

источник

1. Определите предметы труда:

а) инструменты, механизмы, машины, автоматы

б) рыба, нефть, газ

в) трубы, сосуды, бочки, цистерны

2. Определите средства труда:

д) инструменты, механизмы, машины, автоматы

3. Современные экономисты к факторам производства относят:

д) все вышеперечисленные факторы

4. К условиям возникновения товарного производства не относится:

а) общественное разделение труда

б) отделение скотоводства от земледелия

в) обособления производителей друг от друга

г) война за разделение территорий

д) возникновение частной собственности

5. Определите материальную потребность:

а) участие в городском субботнике

д) посещение филармонических концертов

6. Три основных фактора производства – это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:

а) воздух, ученые, автомобили

б) предпринимательская способность, деньги, рента

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия

д) автомобили, нефть, станки

7. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?

8. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?

9. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?

10. Как Вы считаете, является ли производительной деятельностью поиск покупателями дефицитных продуктов (да, нет)?

11. Верны ли следующие утверждения:

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет)

б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет)

в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет)

г) продукты питания являются ресурсами (да, нет)?

12. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления

г) отношения между рабочими в процессе производства определенного товара

д) отношения между людьми в процессе производства, распределения и потребления материальных благ

а) экономическая политика государства

г) производственные отношения

д) семейные и национальные отношения.

Тема 3. Основные типы и модели экономических

1. Классификация типов экономических систем.

3. Административно-командная система.

6. Модели экономических систем. Казахстанская модель экономики.

В экономической литературе встречаются различные классификации экономических систем. В предыдущей теме мы ознакомились с политэкономическим подходом изучения производственных отношений, а в данной теме рассматривается современный подход к экономической системе.

При изучении первого вопроса темы, прежде всего, обратите внимание на основные критерии классификации экономических систем. Выяснив, что различные страны мира в основном различаются по двум признакам: по форме собственности на средства производства и по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность, рассмотрите типы экономических систем.

Обратите внимание на то, что любая система базируется на двух фундаментальных экономических аксиомах: неограниченных потребностях и ограниченных ресурсах. При этом важно понять, что конечной целью производства является потребление, которое, в свою очередь, является стимулом развития производства.

Далее следует уяснить суть основных вопросов экономики. В любой системе в условиях ограниченности ресурсов возникает система выбора. Необходимо найти наиболее эффективный способ их использования, для чего требуется ответить на главные вопросы экономики: Что следует производить? Как эту продукцию следует производить? Сколько следует производить? Кто должен получить эту продукцию? Способна ли система адаптироваться к изменениям?

При этом важно понять, что в различных странах по-разному отвечают на главные вопросы экономики. Определяя эти отличия, используйте фактические данные разных стран, а также материалы по Республике Казахстан.

Второй вопрос посвящён анализу капиталистического способа производства, который рассматривается в работах представителей классической политической экономики Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса и др. Используя работы классиков политической экономики, продумайте, как в результате роста производительных сил и углубления общественного разделения труда развивалось товарное производство и товарное обращение, расширялась внешняя торговля. Здесь важно понять, что развитие товарного производства ведёт к разложению цехового строя в городе и дифференциации крестьян в деревне. Определите роль торгового и ростовщического капитала, который способствовал подрыву натурального хозяйства и усилению влияния рынка, что в дальнейшем привело к возникновению и развитию капиталистического производства.

Выявив основные свойства чистого капитализма, обратите внимание на такие характерные его черты, как частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, свободная конкуренция, а также на то, что частный интерес является главным мотивом поведения людей.

В заключение по данному вопросу определите положительные и отрицательные последствия свойств чистого капитализма.

При изучении третьего вопроса, прежде всего, необходимо рассмотреть суть административно-командной системы, вскрыть отличия этой системы от научного подхода к социализму, понять исторические условия и этапы становления административно-командной системы.

Далее рассмотрите характерные черты административно-командной системы, выявите общие закономерности и общие черты экономических законов «социализма» в бывших социалистических странах.

Важно уяснить отрицательные влияния государственной формы собственности на использование и достижения современной научно-технической революции, на способ соединения в процессе производства работников со средствами производства, на изменение социально-экономического содержания совокупного продукта общества и характер его распределения, обмена и потребления. При изучении этих вопросов используйте статистические данные по экономике бывших социалистических стран. Необходимо отметить, что государственная форма собственности на основные средства производства не изменила характер труда и не придала, как утверждала политическая экономия марксизма-ленинизма, ему такие черты, как свободный труд на себя и общественный, добровольный характер объединения для производства материальных благ и общность экономических интересов. Всё это позволит понять характер хозяйственного механизма административно-командной системы.

Подготовку четвертого вопроса следует начать с изучения положительных сторон чистого капитализма и административно-командной системы. Важно понять, что рыночная экономика находится как бы между чистым капитализмом и социализмом. Но смешанная экономика отличается как от чистого капитализма, так и от административно-командной системы.

Определив, какое важное значение в рыночной экономике имеет развитие производства, выясните, какие существуют социально-экономические отличия рыночной экономики от чистого капитализма. Обратите внимание на то, что особенностями рыночной экономики являются масштабы обособления, преобладающая форма собственности, методы регулирования экономики.

Используя статистические материалы, обоснуйте преимущества рыночной экономики.

Пятый вопрос темы посвящён традиционной экономике. Здесь, прежде всего, обратите внимание на особенности экономики слаборазвитых стран, где господствуют традиции и обычаи.

Следует раскрыть характерные черты традиционной экономики. Продумайте, почему в традиционной экономике религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономической деятельностью, технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены, огромную роль играет иностранный капитал, характерна многоукладность экономики, государство активно регулирует социально-экономическую жизнь общества.

О социально-экономическом положении слаборазвитых стран можно подготовить специальное сообщение для СРСП, используя статистические материалы.

При подготовке шестого вопроса темы выясните сущность и особенности экономических моделей. В связи с этим, важно понять характерные черты моделей ведущих стран мира. Изучение вопроса заканчивается подготовкой сообщения для СРСП.

Приступая к изучению казахстанской модели экономики, определите, к какому типу экономических систем относится экономика Казахстана. В связи с этим надо понять, что Казахстан имеет свою собственную историю и своё собственное будущее, поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую.

Выясните десять основных принципов третьего приоритета РК. Обратите внимание на его формулировку: «Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений». Используя фактические материалы по Республике Казахстан, покажите внутренние и внешние возможности Казахстана в решении социально-экономических задач.

3.3 Термины и понятия, которые необходимо усвоить

Типы экономических систем. Чистый капитализм. Административно-командная система. Рыночная экономика. Традиционная экономика. Модели экономических систем. Приоритетные цели Казахстана. Экономические принципы экономического роста. Внутренние и внешние возможности Казахстана.

3.4 Структурно-логические схемы и графики

Критерии классификации типов экономических систем
Типы экономических систем
Традиционная экономика
Чистый капитализм
Административно- командная экономика
Рыночная экономика
Форма собственности на средства производства
Способ организации и управления хозяйственной деятельностью

Традиционная экономика
Многоукладная экономика
Существование религиозных и культурных традиций
Технический прогресс и внедрение инноваций ограничены
Огромную роль в экономике играет иностранный капитал
Государство активно регулирует социально-экономическую жизнь общества
Государственная собственность на все средства производства
Централизованное планирование экономики
Административно-командная экономика
Непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра
Особенности хозяйственного механизма
Государство полностью контролирует производство и реализацию продукции
Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью административно-партийными методами
Развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей
Происходит полная монополизация производства и сбыта продукции
Чистый капитализм
Свобода предпринимательства и выбора
Среди форм собственности преобладает частная форма собственности
Частный интерес как главный мотив поведения
Свободная конкуренция
Свободное ценообразование
Вмешательство государства ограничено

Сочетание командной экономики с рыночной
Рыночная или смешанная экономика
Собственность многообразная
Сильное профсоюзное движение
Активная регулирующая и корректирующая роль государства
Основные вопросы экономики
Что производить?
Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данный период и в каком смысле?
Как производить?
При какой комбинации ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары?
Для кого производить? Кому предназначаются, как распределяются, кто будет покупать выбранные товары?
Сколько производить? В каком объёме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства?
Некоторые модели экономических систем
Американская модель Малый удельный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства
Всемирное поощрение предпринимательства (80% новых рабочих мест создаётся за счёт самого предпринимательства)
Резкая дифференциация на богатых и бедных
Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения
Высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики
Японская модель
Составление планов экономики
Незначительное различие в уровне заработной платы между главой формы и служащим
Социальная направленность модели
В целом характеризуется определённым отставанием уровня жизни населения от производительности труда
Немецкая модель Высокий уровень государственного воздействия на экономику
Прогнозирование основных макроэкономических показателей
Различие в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими незначительно
Шведская модель
Социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения
Государство активно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены
Высокий удельный вес государственного сектора

Французская модель
Вмешательство государства в процесс накопления капитала
Высокая регулирующая роль государства
Значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства

Южнокорейская модель Регулирование экономической сферы направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта
Длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере
Широко используется планирование экономического развития
Китайская модель Осуществлён переход от модели центральной плановой экономики к модели социалистической плановой товарной экономики
Сочетание рыночных отношений с государственным планированием
В сельском хозяйстве осуществлён переход от народных коммун к системе семейного подряда
Оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путём отделения права собственности от права хозяйствования
Создание системы рынков
Миссия Казахстана Построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущими ему национальным единством, социальной справедливостью, экономическим благосостоянием всего населения
Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана
Энергетические ресурсы
Инфраструктура, в особенности транспортная связь
Профессиональное государство
Основные принципы экономического роста
Ограниченное вмешательство государства в экономику при его активной роли
Использование лучшего международного опыта в области макроэкономических показателей
Оздоровление реального сектора экономики, рост экономики и сильная социальная политика, но в условиях жёстких фискальных и монетарных ограничений
Либерализация цен
Частная собственность на землю
Увеличение доли государства в процессе приватизации
Построение открытой экономики свободной торговли
Дальнейшая разработка энергетических и других природных ресурсов
Формулирование индустриальной технологической стратегии
Защита иностранных инвестиций
Долгосрочные приоритеты Казахстана

Национальная безопасность
Внутриполитическая стабильность, консолидация общества

Дата добавления: 2014-12-26 ; Просмотров: 1441 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

( Вопрос 3. Основы общественного производства: простые моменты процесса труда, общественный продукт и его движение

Вопрос 4. Естественные и социальные условия жизни.

Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей

Вопрос 5. Факторы производства, их взаимодействие и комбинация. Производственная функция

Вопрос 6. Кривая производственных возможностей.

Закон возрастания дополнительных затрат)

1. Разграничьте средства и предметы труда;

а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;

б) полезные ископаемые, данные природой;

в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;

д) сырье, поступающее в дальнейшую обработку

2. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:

в) участие в городском субботнике;

е) потребность фирмы в автотранспорте;

и) посещение филармонических концертов;

к) посещение лекции по архитектуре города.

3. Три основных фактора производства — это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:

а) воздух, ученые, автомобили;

б) предприниматели, деньги, рента;

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?

4. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?

5. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?

6. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?

7. Как Вы считаете, поиск покупателями дефицитных продуктов является ли производительной деятельностью (да, нет)?

8. Верны ли следующие утверждения:

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет);

б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет);

в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет);

г) продукты питания не являются ресурсами (да, нет)?

9. Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее полезной:

а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;

б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;

в) увеличить капитальные вложения;

г) уменьшить затраты на образование?

10. Предельная норма технического замещения труда капиталом равна 2. Для того, чтобы обеспечить прежний объем производства продукции при сокращении использования труда на 4 единицы, необходимо увеличить использование капитала:

4) необходима дополнительная информация.

11. Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

12. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого.

Экономист назовет такую ситуацию:

в) административно-командной системой;

13. Можно ли по рисунку кривой производственных возможностей ответить на следующие вопросы:

а) осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей (да, нет);

б) возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри этой кривой (да, нет)?

14. В 1984 и 1985 гг. угольная промышленность Англии бездействовала из-за забастовки. Как это повлияло на положение кривой производственных возможностей английской экономики:

а) точка сместилась по правую сторону кривой;

б) точка сместилась внутрь кривой;

в) точка расположилась на кривой трансформации?

15. Альтернативная стоимость строительства новой школы это:

а) затраты на наем учителей для новой школы;

б) стоимость строительства школы в будущем;

в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строи­тельства новой школы.

16. Выберите правильный ответ.

Для студентов альтернативную ценность обучения в универси­тете отражает:

б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;

в) затраты родителей на содержание студентов.

17. Разберитесь в ситуации.

Профессор N — самый известный и наиболее высокооплачиваемый преподаватель в университете. Повременная оплата его труда в 2 раза выше, чем у коллег. Кроме этого, он быстро набирает тексты своих статей на компьютере, печатая со скоростью 300 знаков в минуту. Стоит ли ему нанимать секретаря, если лучший секретарь, которого он может нанять, печатает не более 200 знаков в минуту? Почему?

источник

Тест по теме: «Общественное производство»

1. Ограниченность ресурсов означает, что

а) в обществе ока имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг

б) с их помощью невозможно одновременное в полное удовлетворение всех имеющихся потребностей

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления

2. Какие из перечисленных факторов можно отнести к факторам производства

а) естественные ресурсы (земля, полетные ископаемые, водные ресурсы)

б) физические и умственные способности человека, затрачиваемые при производстве товаров и услуг

в) оборудование, станки, машины, сырье

г) способность людей принимать рациональные решения, уметь рисковать

д) способы производства товаров (технология)

з) все предыдущие ответы верны

3. Производство эффективно, если

а) в нем обеспечено полное использование трудовых ресурсов

б) полное использование всех имеющихся ресурсов

в) полное использование производственных ресурсов

г) в нем не действует закон убывающей производительности факторов

4. Вещество природы является экономическим благом, если:

А) может быть употреблено без процесса производства

Б) процессу его потребления предшествует процесс переработки,

ресурсы), капитал (капитальные затраты).

Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющих:

а) воздух, ученые, автомобили;

б) предприниматели, деньги, рента;

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?

6. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производство (да, нет)?

7. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?

8.. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?

9. Как вы считаете поиск покупателями дефицитных продуктов является ли производительной деятельностью (да, нет)?

10 Верны ли следующие утверждения:

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет).

б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет).

в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет).

Тестовое задание по теме «Собственность»

a. отношение человека к вещи;

c. отношение людей друг к другу по поводу присвоения вещей.

2. Разграничьте субъекты и объекты собственности:

c. производственные здания и сооружения;

3. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то это:

коллективная собственность и коллективное присвоение;

частная собственность и частное присвоение;

общественная собственность и общественное присвоение

4. Закон собственности на продукт своего труда связан:

5. Право собственности -это:

права исключительного физического контроля над благами;

права применения полезных свойств благ для себя;

права решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

права обладать результатами от использования благ;

права на отчуждение блага;

права на уничтожение блага;

права на передачу благ в наследство;

права на бессрочность обладания благом;

6. Если какое-либо имущество взято в аренду, то арендатор:

а) является потенциальным собственником;

б) распоряжается потребительной стоимостью имущества;

в) является полным собственником;

г) распоряжается ценностью данного имущества (может продать его или подарить);

д) является владельцем этого имущества;

е) данное имущество является бесхозным;

7. Разграничьте положительные и отрицательные проявления частной

а) имущественная дифференциация собственников;

б) жесткая зависимость благосостояния собственника от результатов производственной деятельности;

в) способствование развитию предприимчивости;

г) усиление конкурентной борьбы.

8.В правомочия арендатора не входит:

а) владение арендованным имуществом;

б) пользование арендованным имуществом;

в) отчуждения арендованного имущества.

9. Частная собственность — это форма юридического закрепления за гражданином прав:

а) владения и применения какого-нибудь имущества;

б) пользования и распоряжения каким-либо имуществом;

в) применения и распоряжения каким-либо имуществом;

г) владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом.

10. Если экономическая власть централизована, основным экономическим

Если экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, а в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, то это:

Профессор N — самый известный и наиболее высокооплачиваемый преподаватель в университете. Повременная оплата его труда в 2 раза выше, чем у коллег. Кроме этого, он быстро набирает тексты своих статей на компьютере, печатая со скоростью

30. знаков в минуту. Стоит ли ему нанимать секретаря, если лучший секретарь, которого он может нанять, печатает не более

20. знаков в минуту? Почему?

Предприниматель, открывая фирму по пошиву верхней одежды, предполагает выпускать

2. единиц продукции в месяц. Такой объем выпуска возможен при двух комбинациях затрат материалов (А) и труда (В):

Какую комбинацию лучше выбрать предпринимателю, если цена единицы материала — 4 денежные единицы, а цена единицы труда — 5 денежных единиц?

Спрос на рынке денет задано уравнением Qd=125 — ЗР, а предложение денег равно

1 норму банковского процента.

2. что произойдет на рынке денег, если центральный банк произведет эмиссию в размере 6 млн. ден. ед.

Денежная масса на начало года равнялась

3. млн. ден. ед. Центральный баях производил эмиссию в размере 5 млн. ден. ед. Чему равна суммарная стоимость проданных товаров и услуг за год, если скорость обращения денег равна 7?

источник

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

У организации (предприятие) есть лицензия на добычу полезных ископаемых двух горизонтов карьера, расположенных друг над другом. Организации нужно ископаемое из нижнего горизонта карьера, но для его добычи приходиться вскрывать верхний горизонт карьера, ископаемое из которого организации не нужно и которое отвозят в карьер и никак не используют.
Согласно лицензии организация добывает в РФ два вида полезного ископаемого (известняка):
— известняк, используемый для производства извести;
— известняк, используемый для производства щебня.
Реализуется только известняк, используемый для производства извести. При этом другой вид известняка не является попутно извлекаемым из недр при добыче основного полезного ископаемого. То есть оба вида известняка являются основными полезными ископаемыми.
Может ли организация платить НДПИ только по количеству реализованного ископаемого, или необходимо включать в декларацию ископаемое, которое в дальнейшем не используется, по цене реализации используемого ископаемого?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации имеются предпосылки для признания обоих видов добытого в РФ на основании лицензии полезного ископаемого (известняка) объектом налогообложения НДПИ и учета этих видов полезного ископаемого при определении налоговой базы по НДПИ (независимо от цели дальнейшего использования добытого известняка).
Поскольку в рассматриваемой ситуации предприятие один из видов добытого известняка не реализует, по этому виду полезного ископаемого следует определять налоговую базу с применением нормы п. 4 ст. 340 НК РФ.

Читайте также:  Полезно ли молоко со специями

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ, налог) признаются, в частности, организации, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.
Порядок пользования недрами в РФ и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон N 2395-1).
На основании ст. 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу положений ст. 9 Закона N 2395-1 права и обязанности пользователя недр (статус недропользователя) возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Иными словами, единственным критерием для придания организации статуса налогоплательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в этом качестве является наличие лицензии на пользование недрами независимо от указанного в ней целевого назначения разрешенных работ (письма ФНС России от 06.12.2013 N ГД-4-3/22016@, Минфина России от 08.10.2013 N 03-06-05-01/41901).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ, признаются объектом налогообложения НДПИ.
В свою очередь, согласно п. 1 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.
Таким образом, возникновение объекта обложения НДПИ связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта (определение КС РФ от 25.02.2013 N 189-О, постановление АС Северо-Западного округа от 28.12.2015 N Ф07-1925/15 по делу N А26-2860/2013).
В целях главы 26 НК РФ указанные в п. 1 ст. 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.
Известняк является одним из видов добытых полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения (пп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ).
В п. 2 ст. 336 НК РФ содержится перечень полезных ископаемых, которые не признаются объектом налогообложения. В данном перечне не упоминаются полезные ископаемые, добываемые на основании лицензии и не используемые после добычи в деятельности налогоплательщика.
Пунктом 1 ст. 338 НК РФ установлено, что налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со ст. 337 НК РФ (п. 4 ст. 338 НК РФ).
Заметим, что вышеприведенные нормы ст. 338 НК РФ не указывают на то, что добытые полезные ископаемые, учитываемые при определении налоговой базы по НДПИ, обязательно должны быть использованы для продажи либо для собственных нужд налогоплательщика.
Исходя из изложенного полагаем, что в рассматриваемой ситуации имеются предпосылки для признания обоих видов добытого в РФ на основании лицензии полезного ископаемого (известняка) объектом налогообложения НДПИ и учета этих видов полезного ископаемого при определении налоговой базы по НДПИ (независимо от цели дальнейшего использования добытого известняка).
При этом, на наш взгляд, такая позиция является справедливой при условии, что в месторождениях содержится полезное ископаемое, которое соответствует стандартам сразу после извлечения из недр (п. 1 ст. 337 НК РФ). Косвенное подтверждение сказанному можно увидеть в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 N 09АП-3643/16, где было отмечено, что поскольку полезными ископаемыми являются товарный известняк и нефелиновая руда, извлекаемые из недр, процесс добычи этих полезных ископаемых прекращается в момент их извлечения из горной породы и погрузки в транспортирующие средства. Смотрите также постановления ФАС Уральского округа от 09.12.2009 N Ф09-9738/09-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2007 N Ф04-6289/2007(38123-А45-6)).
Налоговая база по НДПИ в общем случае определяется как стоимость добытого полезного ископаемого (пп. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ), которая, в свою очередь, может рассчитываться исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого (пп. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ).
При этом п. 4 ст. 340 НК РФ определено, что в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик для определения налоговой базы применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из его расчетной стоимости. Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина России от 15.08.2013 N 03-06-06-01/33311, постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 64, дополнительно смотрите Разъяснения Управления МНС России по Краснодарскому краю «Ответы на вопросы по налогу на добычу полезных ископаемых»).
Поскольку в рассматриваемой ситуации предприятие один из видов добытого известняка не реализует, по нашему мнению, по этому виду полезного ископаемого следует определять налоговую базу с применением нормы п. 4 ст. 340 НК РФ.
Нам не удалось найти официальных разъяснений и судебной практики по ситуации, аналогичной Вашей.
В ходе анализа имеющихся в нашем распоряжении материалов судебной практики нам встретились, в частности, следующие решения:
— постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2014 по делу N А78-9427/2012 по ОАО «Жирекенский горно-обогатительный комбинат». Инспекция доначислила обществу НДПИ на основании того, что при формировании налоговой базы общество определяло количество добытого полезного ископаемого без учета добытых и складированных в спецотвалы забалансовых руд. Суд принял решение в пользу налоговой инспекции, аргументируя свое решение тем, что спорные забалансовые руды соответствуют четвертому сорту добытой в карьере руды и считаются добытым полезным ископаемым, подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ. Доводы общества о том, что забалансовые руды помещены в спецотвалы как вскрышные породы, не соответствующие понятию добытого полезного ископаемого, так как по ним не завершены технологические работы по добыче, судом отклонены. Определением ВС РФ от 03.02.2015 N 302-КГ14-5346 обществу было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ;
— постановление ФАС Центрального округа от 15.12.2008 N А09-1509/06-13-29. Предприятие добывало мел и трепел. Согласно рабочему проекту, а также планам развития горных работ ввиду того, что трепел является вскрышной породой для мела и объем его потребления в производстве недостаточен, для соблюдения необходимого опережения трепельного уступа по отношению к меловому добывалось избыточное количество трепела. Избыточный трепел использовался для засыпки и рекультивации выработанного пространства (карьера). В п. 3.4 протокола заседания госкомиссии по запасам полезных ископаемых от 22.11.1991 N 11148 (неотъемлемой части лицензии) избыточный трепел не подлежит добыче и используется исключительно для рекультивации. Судом первой инстанции было установлено, что цикл технологических операций по добыче трепела включал в себя производство вскрышных работ, экскавацию трепела экскаваторами ЭКГ-8И с отгрузкой в думпкары ВС-60, 2ВС-105, вывоз трепела на цементный завод. Размещение избыточного трепела в карьере не входило в цикл технологических операций по добыче трепела, а являлось одним из этапов горнотехнической рекультивации нарушенных земель. На основании изложенного суд сделал обоснованный вывод о том, что в отношении спорного количества трепела предприятием не завершен весь комплекс технологических операций, его реализация либо использование для собственных нужд в проверяемый период также не осуществлялись. Поэтому у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налога на добычу полезных ископаемых и начисления пени. Смотрите также определение ВАС РФ от 30.03.2009 N ВАС-3134/09;
— постановление Президиума ВАС РФ от 25.03.2008 N 13070/07. Судами установлено, что обществом на основании лицензий на пользование недрами осуществлялась разработка пяти месторождений с целью добычи железных руд открытым способом. Поскольку реализации первого вида продукции — руды железной товарной необогащенной — не производилось, обществом при определении налоговой базы для исчисления НДПИ по железной руде правомерно (по мнению судей) применен расчетный способ определения стоимости добытого полезного ископаемого в соответствии с пп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 340 НК РФ;
— постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 N 04АП-3256/15. Суд указал, что общество неправильно исчисляло НДПИ, поскольку использовало не документы, в которых фиксировалось количество добытого полезного ископаемого, а документы по реализации и использованию в производстве добытого полезного ископаемого.
Однако, на наш взгляд, делать какие-либо выводы применительно к Вашему случаю на основании вышеуказанных судебных материалов рискованно. В случае возникновения налогового спора суды принимают решение исходя из конкретной ситуации с учетом всех обстоятельств дела.
Обращаем Ваше внимание, что высказанная в ответе точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением налоговых органов. В этой связи рекомендуем предприятию на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1 ст. 21 НК РФ воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением персональных письменных разъяснений по данному вопросу. Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

источник

Источники:
  • http://lib.ink/ekonomicheskaya-teoriya_826/dalee-voprosyi-vklyuchitelno-22216.html
  • http://studopedia.su/14_77632_potrebitelnoy-stoimosti-pri-nalichii-obshchestvenno-normalnih.html
  • http://studfiles.net/preview/2850790/page:4/
  • http://referatbooks.ru/kontrolnaya-rabota/prakticheskaya-rabota-4/
  • http://www.garant.ru/consult/nalog/1085610/