Меню Рубрики

Налог на добычу полезных ископаемых прямой или косвенный налог

Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:

  • по месту поступления (ст. 12 НК РФ):
    • федеральные (п. 2);
    • региональные (п. 3);
    • местные (п. 4);

Подробнее см. в этой статье.

  • по применимости:
    • общие;
    • специальные;
  • по изъятию средств (методу взимания):
    • прямые;
    • косвенные;
  • по субъектам взимания:
    • с физических лиц;
    • с юридических лиц.

Система налогообложения Российской Федерации построена с использованием сочетания прямых и косвенных налогов. Взимание прямых налогов производят непосредственно с получаемого дохода или стоимости имущества налогоплательщика. Такие налоги поступают в соответствующий бюджет сразу после перечисления. Для них законом определен процент изъятия дохода. По ряду прямых налогов предусмотрены льготы по оплате, а иногда и полное освобождение.

Косвенными налогами облагаются товары и услуги. В стоимость вводят либо весь налог, либо его часть. Продающий товары или услуги собственник получает эти суммы налога, которые затем возмещает государству. Тем самым косвенные налоги практически оплачивает покупатель, а продавец является посредником при оплате косвенного налога, но именно с него спрашивают о своевременности и правильности его перечисления. Косвенные налоги связаны с потреблением товаров или услуг.

Прямые налоги легче рассчитывать и контролировать (в отличие от косвенных). При этом косвенные налоги позволяют гибко распределять налоговую нагрузку.

Прямые налоги позволяют управлять экономикой страны. Они избирательно воздействуют на отрасли производства, способствуют созданию лучших условий для работы организаций по направлениям деятельности, требующих поддержки государства. Они же могут создать и неблагоприятные условия для областей экономики, развитие которых для государства неприемлемо.

К прямым налогам относятся:

Государство в лице налоговой службы заранее знает о величине налоговых поступлений по тому или иному прямому налогу. Это достигается путем предоставления организациями деклараций или других отчетных документов, в которых производится расчет налога. Примеры таких налогов приведены ниже.

1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) предназначен для взимания доли их дохода, полученного в организациях Российской Федерации. Это касается граждан РФ и иностранцев, работающих на ее территории. Ставка налога составляет от 13 до 35% — в зависимости от вида получаемого дохода и статуса лица, его получающего. Налог поступает в региональные и местные бюджеты.

Не подвержены обложению налогом:

  • пенсии;
  • пособия по безработице;
  • пособия по беременности и родам;
  • вознаграждения донорам;
  • алименты;
  • гранты для поддержания науки;
  • международные или российские премии за высочайшие достижения в различных областях знания и искусства;
  • материальная помощь семье умершего работника от фирмы;
  • выплаты пострадавшим от стихийных бедствий;
  • доходы от продажи заготовленных дикорастущих ягод, грибов и других лесных даров природы;
  • доходы от продажи домов, квартир и другой недвижимости при условии владения ими более 5 лет (по объектам, приобретенным в собственность до 2016 года, более 3 лет);
  • доходы от наследования имущества;
  • доходы, полученные в результате дарения родственниками;
  • подарки стоимостью ниже 4 000 руб.;
  • другие доходы по ст. 217 НК.

Подробнее о доходах, не подлежащих обложению НДФЛ, читайте здесь.

2. Налог на прибыль для юридических лиц, который является для них основным по налоговым выплатам. Налогоплательщиками по этому налогу являются российские и иностранные организации, работающие в РФ. Объект взимания налога — прибыль, полученная организацией по результатам ее деятельности по производству и реализации товаров. Ставка налога на 2018–2019 годы составляет 20%.

Как рассчитывается прибыль до налогообложения (формула), узнайте здесь.

3. Налог на имущество взимается с компаний и физических лиц.

Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Понятие движимого и недвижимого имущества дается в ст. 130 ГК РФ. Недвижимым имуществом считается все, что связано с землей (недра, сама земля, здания и сооружения, которые на ней располагаются). Для признания здания недвижимостью нужно, чтобы его нельзя было переместить с этого места без разрушения. К нему должны быть подведены коммуникации. Движимым имуществом считают все, что не подпадает под понятие недвижимости: деньги, акции, вклады, коллекции, автомобили, оружие и др.

С 2019 года движимое имущество от налогообложения освобождается.

За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.

Актуальную информацию об изменениях в имущественном налоге см. в материалах специальной рубрики «Налог на имущество организаций — ставки, период и др.».

Налог на имущество для физических лиц предусматривает изъятие налога на объекты недвижимости, оговоренные в ст. 401 НК РФ. Он относится к местным налогам. Здесь также применяются положения о кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 403 НК РФ). Налоговые ставки и льготы по налогу предусмотрены ст. 406 и 407 соответственно. Исчисление налога производит налоговая служба путем рассылки квитанций для оплаты.

  1. Земельный налог взимается с организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, с учетом их кадастровой стоимости. Это также местный налог. Существуют земельные участки, в отношении которых налог не взимается (п. 2 ст. 389 НК РФ). Ставка налога установлена ст. 394 НК РФ. Исчисление налога и его оплату организации проводят самостоятельно. Физическим лицам налог рассчитывает ИФНС, высылая им квитанции для произведения оплаты.

Об особенностях взимания земельного налога см. в материале «Объект налогообложения земельного налога».

  1. Транспортный налог относят к региональным. Его платят собственники автомобилей, самолетов и другого транспорта, перечисленного в п. 1 ст. 358 НК РФ. Ставки налога приведены в ст. 361 НК РФ. Предусмотрены повышающие коэффициенты (п. 2 ст. 362 НК РФ) для автомобилей стоимостью больше 3 000 000 руб. Кодекс допускает 10-кратное увеличение ставки налога при условии принятия соответствующего закона властями региона. По отношению к автовладельцам предусмотрено принятие различных ставок налога в зависимости от года выпуска машины и ее экологического класса. Расчет и оплата транспортного налога юрлицами производится самостоятельно, а физлицами — на основании уведомлений из ФНС.

Косвенные налоги относятся к таковым потому, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя. Косвенный налог включают в стоимость товара или услуги. Применение этих налогов позволяет собирать значительные средства на государственные расходы. Косвенные налоги используют для обложения товаров повышенного спроса.

К косвенным налогам относятся:

Косвенные налоги в виде НДС обеспечивают более 35% всех поступлений в бюджет страны. Это федеральный налог, суть которого заключается в том, что им облагается не вся стоимость произведенного товара или услуги, а только добавленная, появляющаяся на разных стадиях производства.

Данным налогом облагают реализацию большинства товаров и услуг. Налог не взимается со следующих категорий товаров и услуг (ст. 149 НК РФ):

  • с некоторых товаров и услуг медицинского назначения (подп. 1 п. 2);
  • при предоставлении в аренду помещений для иностранных организаций (п. 1);
  • с услуг по медицинскому уходу за гражданином, имеющим соответствующее медзаключение (подп. 3 п. 2);
  • с услуг организаций, осуществляющих дошкольное воспитание детей (подп. 4 п. 2);
  • с продуктов питания столовых в организациях медицинского и образовательного характера (подп. 5 п. 2);
  • с услуг, оказываемых архивными учреждениями (подп. 6 п. 2);
  • при перевозке пассажиров в городе или другом поселении (подп. 7 п. 2);
  • при оказании ритуальных услуг (подп. 8 п. 2);
  • с других видов услуг (подп. 9–34 п. 2).

Ответы на вопросы, касающиеся объектов налогообложения НДС, вы найдете в этом материале.

Список товаров, реализация которых освобождена от НДС, приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ. При наличии операций, облагаемых и не облагаемых НДС, фирма обязана осуществлять их раздельный учет. Это же необходимо и в случае использования различных ставок обложения НДС. Используемые для обложения НДС ставки (ст. 164 НК РФ) следующие: 0, 10 и 18%.

Льготную ставку 0% применяют при экспортных операциях, международных перевозках, в космической отрасли, при транспортировке нефти и газа (п. 1).

Ставка 10% предназначена для обложения реализации товаров и услуг:

  • продуктового назначения (подп. 1 п. 2);
  • для детей (подп. 2 п. 2);
  • медицинского назначения (подп. 4 п. 2);
  • периодической печати (подп. 3 п. 2);
  • при перевозке самолетами и другим воздушным транспортом;
  • при приобретении племенного скота.

Реализацию всех остальных товаров и услуг (кроме вышеупомянутых) облагают налогом по ставке 18%.

При доходе за квартал ниже 2 000 000 руб. фирма или ИП имеет право подать заявление и получить освобождение от уплаты НДС .

О том, как получить освобождение от НДС, читайте здесь.

Косвенные налоги в виде НДС самые сложные и противоречивые в применении. Поэтому по ним достаточно много судебных исков.

Косвенные налоги в виде акцизов первоначально предполагали использовать только для обложения товаров, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье приобретающих их людей. Это относится к табачным изделиям и алкоголю. Введением этого налога хотели уменьшить потребление вредных продуктов. Дополнительно его предполагали распространить и на предметы роскоши.

В настоящее время акцизы включены в стоимость следующих товаров (ст. 181 НК РФ):

  • алкогольные напитки;
  • табачные изделия;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизельное топливо;
  • различные масла для двигателей;
  • керосин для заправки самолетов;
  • газ природный;
  • топливо для печей.

Способы и формулы для расчета величины акцизов см. здесь.

Налоговые ставки на каждый вид подакцизного товара закреплены в ст. 193 НК РФ. В настоящий момент ставки в Налоговом кодексе указаны до 2020 года включительно. Косвенные налоги в виде акциза исчисляют по налоговой базе каждого из подакцизных товаров. Сумма акциза исчисляется по итогам каждого месяца реализации (ст. 192 НК РФ).

О ставках акциза на горючее узнайте здесь.

Что входит в прямые и косвенные налоги, рассмотрим в таблице.

источник

Налог на добычу полезных ископаемых относится в РФ к числу федеральных налогов.

Налогоплательщикамипризнаются организации и индивидуальные предприниматели – пользователи недр.

Объектами налогообложенияявляются:

– полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

– полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;

– полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Некоторые виды полезных ископаемых не признаются объектом налогообложения, например:

– общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

– добытые геологические коллекционные материалы;

– полезные ископаемые, добытые из недр при использовании, реконструкции особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное или иное общественное значение.

В статье 337 НК РФ вводится термин «добытые полезные ископаемые»,то есть продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом из недр (отходов) сырье. Это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту РФ. В статье 337 приведен переченьполезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых (16 видов). Налоговую базурассчитывают по каждому из них, для этого определяют количествои стоимостьдобытых полезных ископаемых.

Порядок определения добытого полезного ископаемого определен в статье 339 НК РФ.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом (то есть посредством применения измерительных средств и устройств либо расчетным способом по данным о содержании добытого полезного ископаемого в минеральном сырье, извлекаемом из недр, отходов или потерь соответственно), если НК РФ не предусмотрено иное.

Если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.

Метод, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения в связи с изменением применяемой технологии добычи.

Налогооблагаемой базойявляется стоимость добытого полезного ископаемого. Налоговая база определяется как произведение его количества на стоимость одной физической единицы. Статья 340 НК РФ определяет особый порядок оценки стоимости. Оценка стоимости определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Ставкиналога дифференцированы по видам полезных ископаемых:

самая низкая ставка – для калийных солей (3,8%), самая высокая – для нефти (16,5%) и газового конденсата (17,5%). При добыче некоторых полезных ископаемых применяется ставка 0%.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8174 — | 7161 — или читать все.

Читайте также:  Продукты полезные для костей

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Раздел I. ТЕМА НОМЕРА: ИНТЕРЕСНЫЕ ВОПРОСЫ ПО НДПИ, НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО, ЗЕМЕЛЬНОМУ И ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГАМ: ИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. Определение прямых и косвенных расходов для целей НДПИ

Описание ситуации: На предприятии проведена выездная налоговая проверка, в рамках которой доначислен налог на добычу полезных ископаемых. По мнению налогового органа, нарушен п. 4 ст. 340 НК РФ в результате неправомерного перераспределения прямых и косвенных расходов, относящихся к добытым полезным ископаемым, что привело к нарушению п. 2 ст. 338 НК РФ.

Основной вид деятельности предприятия – производство цветных металлов. Основным сырьем для производства является руда никелевая, добываемая на руднике. Добытая руда из карьера доставляется автотранспортом подразделения “Автоколонна рудника” на прирельсовый склад, вскрыша вывозится в отвал. Руда добытая по своему химическому составу соответствует требованиям, которые определены техническим проектом разработки месторождения. На прирельсовом складе осуществляются усреднение руды по шлакообразующим компонентам и содержанию никеля в соответствии с техническими требованиями стандарта предприятия “Порядок подготовки руд месторождения” и отгрузка потребителям в железнодорожные вагоны. То есть руда отгруженная и руда добытая отличаются по своему химическому составу.

Транспортные расходы по перевозке руды и вскрыши до склада и в отвал, соответственно, предприятие при определении стоимости добытого полезного ископаемого для расчета НДПИ отнесло к косвенным расходам, “относящимся к добытым полезным ископаемым”.

Налоговая инспекция считает, что данные затраты в части расходов на оплату труда персонала (водителей), ЕСН (водителей), взносы в ОПС (водителей), амортизационные отчисления автомобилей БелАЗ являются прямыми расходами.

Кроме того, в рамках проверки налоговой не был исследован вопрос, что при расчете НДПИ предприятие учитывает затраты на усреднение руды и погрузку руды в вагоны в стоимости добытого полезного ископаемого. По мнению организации, данные расходы следует исключить из затрат на добычу руды.

Вопрос 1: Права ли организация, что квалифицировала транспортные расходы по доставке руды до места складирования как косвенные расходы?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

На основании п. 4 ст. 340 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в пп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ.

В рассматриваемом случае, как следует из описания ситуации и устных пояснений, реализация полезного ископаемого отсутствует, соответственно, организация применяет третий способ определения стоимости добытого полезного ископаемого.

При использовании третьего метода стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета.

В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:

1) материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 настоящего Кодекса, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг));

2) расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 настоящего Кодекса, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;

3) суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном ст. ст. 256 – 259.2 настоящего Кодекса, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;

4) расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном ст. 260 настоящего Кодекса, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со ст. 261 настоящего Кодекса;

6) расходы, предусмотренные пп. 8 и 9 п. 1 ст. 265 настоящего Кодекса, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых;

7) прочие расходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 263, 264 и 269 настоящего Кодекса, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные ст. ст. 266, 267 и 270 НК РФ.

При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается с учетом особенностей, предусмотренных п. 1 ст. 319 НК РФ. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с гл. 25 НК РФ. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Таким образом, основываясь на данных нормах, организация должна проанализировать расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, разделить их на прямые и косвенные (причем такое разделение должно быть аналогично правилам гл. 25 НК РФ), прямые расходы распределить на остатки незавершенного производства при добыче полезных ископаемых, а косвенные признать единовременно в стоимости добытых полезных ископаемых.

Вместе с тем формулировка о том, что “косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов”, и дает налоговым органам основание утверждать, что косвенными расходами являются только расходы, которые относятся ко всему производству в целом (например, управленческие).

В Письме Минфина России от 23.01.2006 N 03-07-01-04/2 было отмечено, что в соответствии с указанным пунктом ст. 340 Кодекса косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых в общей сумме прямых расходов.

Таким образом, распределению между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика подлежит сумма косвенных расходов, непосредственно не связанных с добычей полезных ископаемых. К таким расходам, в частности, относятся расходы на оплату труда персонала управления организацией; суммы единого социального налога, начисленные на указанные суммы; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым для управления организацией; расходы на ремонт основных средств, не участвующих в производстве, и другие общехозяйственные расходы. При этом расходы, связанные исключительно с видами деятельности, не имеющими отношения к добыче полезных ископаемых, не учитываются.

Однако в указанном Письме Минфин России не говорит и о невозможности выделения иных косвенных расходов, которые включаются в стоимость полезного ископаемого иным методом (отличным от метода “по доле прямых затрат”).

В силу этого, по нашему мнению, если организация может выделить самостоятельно какие-либо расходы (в данном случае расходы транспортного подразделения по доставке руды на прирельсовый склад) и эти расходы связаны с добычей, но в соответствии с учетной политикой и правилами бухгалтерского учета относятся организацией к косвенным, то в соответствии с нормами НК РФ в совокупности, по нашему мнению, такие затраты могут учитываться как косвенные. Такую позицию можно обосновать и правилами гл. 25 НК РФ, и нормами бухгалтерского учета.

Во-первых, согласно п. 1 ст. 318 НК РФ, к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

расходы на оплату труда и соц. взносы в отношении персонала, участвующего в процессе производства;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов.

Если обратиться к нормам ст. 254 НК РФ, то пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ определяют как прямые материальные расходы сырье и материалы, а также полуфабрикаты, используемые при производстве и являющиеся необходимым компонентом продукции.

Вместе с тем согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемые структурными подразделениями налогоплательщика, также являются материальными и в соответствии с положениями ст. 318 НК РФ могут включаться в состав косвенных.

К работам (услугам) производственного характера, в частности, относятся транспортные услуги структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения).

Таким образом, по нашему мнению, исходя из прямых норм ст. ст. 318 и 254 НК РФ, а соответственно, и ст. 340 НК РФ, налогоплательщик имеет возможность определить расходы на содержание подразделения “Автоколонна рудника” для целей расчета налога на прибыль и НДПИ как косвенные.

Во-вторых, логика распределения расходов на прямые и косвенные, в том числе и в налоговом учете, согласно ст. 319 НК РФ, сводится к тому, что прямые расходы формируют стоимость незавершенного производства в добыче, а косвенные учитываются полностью в себестоимости добытого полезного ископаемого. Подразделение “Автоколонна рудника” осуществляет перевозку уже добытого (извлеченного) полезного ископаемого и в деятельности по непосредственной добыче не задействовано, т.е., по сути, перевозится уже руда, добыча которой завершена, и транспортные расходы к незавершенной добыче отношения иметь не должны.

В силу этого относить к прямым расходам затраты на транспортировку полезных ископаемых и вскрыши, что, соответственно, приведет к необходимости их распределения на остатки незавершенного производства по добыче полезных ископаемых, по нашему мнению, некорректно.

Так, в Письме ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@ “О порядке распределения в целях налогообложения прибыли расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные” указано:

“Налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и закрепляет его в учетной политике для целей налогообложения.

При этом прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены в соответствии со ст. 319 Кодекса.

Таким образом, если у организации есть прямые расходы, относящиеся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции и отгруженным, но нереализованным товарам, то, пока не произойдет реализация продукции и указанных товаров, данные суммы прямых расходов не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль”.

В-третьих, Минфин и ФНС рекомендуют включать в прямые расходы все затраты, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете (Письма Минфина от 07.12.2012 N 03-03-06/1/637, от 14.05.2012 N 03-03-06/1/247, от 19.12.2011 N 03-03-06/1/834, ФНС от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@).

Согласно п. 20 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утв. Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970, все затраты на производство в конечном счете включаются в себестоимость отдельных видов продукции, работ и услуг (в том числе отдельных изделий, изготовляемых по индивидуальным заказам) или групп однородной продукции. В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость. Под косвенными затратами понимаются расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские и др.), включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов, указанных в Основных положениях.

В рассматриваемом случае подразделение “Автоколонна рудника” осуществляет перевозку как полезного ископаемого, так и вскрыши в отвал, кроме того, перевозка осуществляется для разных переделов, т.е. нельзя сказать, что все расходы “Автоколонны рудника” прямо и непосредственно относятся к добыче. Более того, указанные расходы в бухгалтерском учете организация аккумулирует на счете 23 “Расходы вспомогательных производств” для распределения по переделам.

Читайте также:  Помидора полезна для сердца

Таким образом, по нашему мнению, исходя из указанного определения, позиции официальных органов по вопросу определения прямых и косвенных расходов и описания ситуации, можно сделать вывод, что расходы подразделения “Автоколонна рудника” можно отнести к косвенным в бухгалтерском и налоговом учете, поскольку такие расходы относятся к нескольким переделам на предприятии.

Вместе с тем существует отрицательная практика в отношении транспортировки руды в пределах карьера. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 20.07.2012 N Ф09-8761/11 по делу N А47-6880/2011 судами установлено, что факт транспортировки руды от места ее извлечения до борта карьера является неотъемлемой частью технологического процесса и одним из этапов добычи полезного ископаемого, в связи с чем понесенные в процессе транспортировки руды расходы должны быть учтены при расчете прямых затрат в соответствии со ст. 340 Кодекса как расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (п. 1 ст. 318 Кодекса).

Также в Постановлении ФАС Центрального округа от 19.01.2007 по делу N А08-11826/05-17 суд указал, что расходы (зарплата, ЕСН, амортизация) по дренажу шахты, участку горно-вскрышного комплекса, участку желдоротвала, перевозке рудной массы службы эксплуатации подвижного состава правомерно учтены налоговым органом в прямых расходах при определении расчетной стоимости полезных ископаемых.

Что касается положительных решений, то судами они выносятся в случаях, если налогоплательщику удается доказать, что транспортировка связана не с извлечением сырья, а с его использованием или подготовкой.

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 06.06.2011 N Ф09-3078/11-С3 по делу N А07-16442/2010 указано, что, поскольку расходы по транспортировке добытой руды от рудника до обогатительной фабрики осуществлены обществом для производства медного концентрата (обеспечения обогатительной фабрики необходимым сырьем), они включены обществом в состав расходов по производству медного концентрата и не учтены в составе расходов, формирующих налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых.

В результате, по нашему мнению, можно прийти к выводу о неопределенности в нормах законодательства в отношении рассматриваемой ситуации. Так, с одной стороны, ст. 340 НК РФ четко не разграничивает прямые и косвенные расходы для расчета НДПИ, делая акцент на том, что прямые и косвенные расходы для целей расчета НДПИ и налога на прибыль должны быть одинаковыми. В свою очередь, прямые расходы для налога на прибыль налогоплательщик может самостоятельно установить в учетной политике. При этом непосредственно НК РФ не ограничивает налогоплательщика в выборе тех расходов, которые будут прямыми. С другой стороны, норма о распределении косвенных расходов пропорционально прямым ограничивает налогоплательщика в использовании какого-либо иного метода распределения и дает возможность налоговым органам квалифицировать все расходы, связанные с добычей, за исключением общехозяйственных, которые относятся ко всем видам деятельности, как прямые. По нашему мнению, в такой ситуации должны применяться положения п. 7 ст. 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

С учетом изложенного считаем, что организация имеет право отнести рассматриваемые затраты к косвенным, если такой подход определен в ее учетной политике. Однако, учитывая наличие отрицательной арбитражной практики по аналогичному вопросу, велика вероятность принятия судом схожего решения.

Вопрос 2: Может ли предприятие в рамках предоставления возражений на акт выездной налоговой проверки обязать налоговую инспекцию пересчитать НДПИ, исключив излишне учтенные организацией расходы из стоимости ДПИ?

Ответ: Как следует из описания ситуации, в рамках проверки налоговой инспекцией не был исследован вопрос о том, что при расчете НДПИ предприятие учитывает затраты на усреднение руды и погрузку руды в вагоны в стоимости добытого полезного ископаемого. По мнению организации, данные расходы следует исключить из затрат на добычу руды, поскольку руда отгруженная и руда добытая отличаются по своему химическому составу, а согласно прямым нормам пп. 1 п. 4 ст. 340 НК РФ не включаются в стоимость полезного ископаемого материальные расходы, понесенные в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку).

В отношении возможности обязать организацию пересчитать НДПИ, исключив излишне учтенные расходы из стоимости ДПИ, отмечаем следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В силу этого размер исчисленных инспекцией по результатам такой проверки сумм налогов должен соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика перед бюджетом именно на дату завершения указанной проверки.

Поэтому инспекция обязана правильно определить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, в том числе с учетом его уменьшения, иначе решение о доначислении налога и применении санкции не будет законным.

Указанная позиция неоднократно поддержана арбитражной практикой.

В Постановлении ВАС РФ от 05.07.2005 N 1913/05 по делу N А56-2707/04 в ситуации, когда налогоплательщик неверно, с точки зрения налогового органа, отразил в учете доходы и расходы – в IV квартале налогового периода, а не в III квартале, налоговый орган доначислил налог на прибыль за девять месяцев исходя из всей суммы доходов. Расходы налоговый орган в своем расчете не учитывал, ссылаясь на право налогоплательщика подать уточненную декларацию за девять месяцев. ВАС РФ указал, что объектом налогообложения является прибыль, а не доход, поэтому налоговый орган должен был принять во внимание расходы налогоплательщика независимо от того, подал ли последний уточненную декларацию.

В Постановлении ФАС Московского округа от 28.03.2013 по делу N А40-7640/09-115-26 со ссылками на Постановления Президиума ВАС от 06.07.2010 N 17152/09 и от 19.07.2011 N 1621/11 указывается, что при установлении неверного определения налогоплательщиком суммы расходов при исчислении налога на прибыль организаций налоговый орган обязан установить правильную сумму дохода и налоговой базы по налогу, с учетом всех обстоятельств.

Таким образом, основываясь на нормах НК РФ и арбитражной практике, по нашему мнению, предприятие в рамках представления возражений на акт выездной налоговой проверки может указать на обязанность налоговой инспекции пересчитать НДПИ, исключив излишне учтенные расходы из стоимости добытого полезного ископаемого.

источник

Прямой налог

Прямой налог— это налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

Прямые налоги делятся на:

Реальные налоги (Р.Н.) — это вид прямого налога, взимаемый с отдельных видов имущества налогоплательщика на основе кадастра, учитывающего среднюю, а не действительную, доходность плательщика.

Личные налоги (Л.Н.) — это вид прямого налога, взимаемые в зависимости от налогооблагаемого дохода и имущества данного физического или юридического лица с учетом предоставленных ему льгот.

Взимаются с отдельных видов имущества плательщика.

К ним в зависимости от объекта относятся:

  • земельный налог
  • подомовый налог
  • промысловый налог
  • налог на ценные бумаги (акции, облигации и др.).

При реальном обложении учитываются внешние признаки объектов:

  • размер участка (при земельном налоге)
  • количество окон
  • дверей
  • размер строения (при подомовом налоге)
  • число рабочих или станков (при промысловом налоге)

А не фактический доход, который данный объект (земля, дом) приносят владельцу. Обложение производится по среднему доходу, определяемому по кадастру. Ставки реальных налогов, как правило, пропорциональные и колеблются от долей процента (на имущество) до нескольких процентов.

Как правило, Р.Н. относятся к местным.

К числу прямых налогов относятся:

  • подоходный налог
  • налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т. п.)
  • налог с наследства и дарения
  • имущественный налог
  • налог на добычу полезных ископаемых
  • транспортный
  • земельный
  • водный

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога — относительно сложный расчет его суммы.

Объектом прямого налога являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком налога.

Налог на прибыль — это прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:

  • производственные, коммерческие, транспортные издержки;
  • проценты по задолженности;
  • расходы на рекламу и представительство;
  • расходы на научно-исследовательские работы;

Взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

Налоговая декларация — официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль над величиной налога, подлежащего уплате.

Налог на имущество — это налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — это прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НКРФ. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

В РФ практически все полезные ископаемые за исключением общераспространенных:

являются государственной собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учет в качестве плательщика НДПИ (см. статью 335 НКРФ).

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа). Для нефти и природного газа налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Транспортный налог — это налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Косвенный налог

Косвенный налог — это налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.

Основные виды косвенных налогов

  • Акциз
  • НДС
  • Таможенная пошлина
  • Экологический налог
  • Налог с продаж

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги.

Налог на добавленную стоимость — это вид косвенного налога.

Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Особенности исчисления и взимания НДС.

Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы.

Счет — фактура — документ, удостоверяющий фактическую отгрузку товаров или оказание услуг и их стоимость.

Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки за три месяца, предшествующих освобождению, не превысила определённой величины.

Ставка НДС в 2011 году:

  • Ставка НДС — 18 % — применяется чаще всего
  • Ставка НДС на отдельные группы товаров — 10 %
  • Ставка НДС — 0 %, в основном экспорт, торговля драгметаллами, космос, точнее смотрите подпункты с 1 по 10, статьи 164 Налогового кодекса РФ
Читайте также:  Полезные продукты для пищеварительной системы

Налогом (НДС) на добавленную стоимость облагается:

  • безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт).

Таможенная пошлина — это вид косвенного налога в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.

Экологический налог — это вид косвенного налога, связанный с охраной окружающей среды. Занимают особое место по своему назначению. Экологические налоги или Экологические платежи имеют различную форму и часто по-разному называются. В настоящее время экологические налоги практикуются большинством стран ЕС. Согласно определению Европейского экологического агентства, экологические налоги могут быть в широком плане определены, как «все налоги, база, взимания которых оказывает специфическое негативное воздействие на окружающую среду».

Налог с продаж — косвенный налог (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учета и бухгалтерского учета.

Порядок расчета налога

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов, то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС.

Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

Единый социальный налог

Отменен с 01 января 2010 года.

Вместо ЕСН, бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в:

  • Пенсионный фонд
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Плательщики ЕСН

Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являлись:

  • выплаты по трудовым договорам;
  • вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
  • Льготы по налогу

От уплаты налога освобождались:

  • большинство установленных законодательством пособий и компенсаций, не облагаемых налогом на доходы физических лиц;
  • компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении;
  • страховые взносы организации за своих работников по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным на срок не менее года;
  • выплаты по договорам добровольного личного страхования на случай трудового увечья или наступления смерти застрахованного работника;
  • другие доходы.
  • любые выплаты, которые фирма не относила к расходам, уменьшавшим налоговую базу по налогу на прибыль.
  • Доходы сотрудников, которые являлись инвалидами I, II и III группы

Чтобы не платить налог с доходов инвалидов, в налоговую инспекцию необходимо было представить список инвалидов с номерами и датами выдачи справок, подтверждавших факт инвалидности.

Распределение

Обычный размер ставки был равен 26 %.

Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядел так:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации — 20 %
  • Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9 %
  • Фонды обязательного медицинского страхования — 3,1 %
  • Итого — 26 %.

Все указанные проценты относились к заработной плате до вычитания из нее подоходного налога.

ЕСН рассчитывался по регрессивной шкале: чем выше база для начисления налога (она рассчитывалась для каждого сотрудника нарастающим итогом с января каждого года), тем ниже ставки отчислений.

Сетка ставок для каждого предела:

источник

Пользователи недр обязаны платить налог на добычу полезных ископаемых. Начисление и уплата его производится согласно НК РФ и Закону «О недрах». Этот налог представляет собой плату государству за возможность пользования природными богатствами. Каков порядок его начисления? Какие нюансы следует учесть при расчете этого платежа? Расскажем в статье.

Обязанность расчетов по налогу на добычу полезных ископаемых возлагается на юридических лиц и ИП, пользующихся недрами. Как и прочие налоговые платежи, он характеризуется определенными элементами:

Элементы Расшифровка Характеристики
Субъекты Плательщики налога Предприятия и ИП, производящие добычу полезных ископаемых, состоящие на учете в налоговой службе в качестве налогоплательщика
Объект Ископаемые, добытые субъектом предпринимательской деятельности Не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на балансе государства, добытые ИП для личных нужд
Ставки Процент платежа, подлежащий уплате Ставка налога напрямую зависит от того, какие виды ископаемых были добыты. Для определенных их видов ставка налога составляет 0%.
База То, что облагается налогом. Это может быть как число добытых ископаемых, так и их стоимость База налога варьирует в зависимости от вида полезного ископаемого, определяется налогоплательщиком самостоятельно
Льготы Не предусмотрены Как таковых налоговых льгот по этому платежу НК не предусмотрено. Но законодательством определен перечень полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом по нулевой ставке
Порядок перечисления Отчеты по налогу должны предоставляться налогоплательщиком ежемесячно
Период Период времени, за который производится начисление налога Налоговый период определен в один месяц

Налогом облагаются добытые полезные ископаемые. При этом речь идет только об объектах, добытых:

  • из недр РФ;
  • из отходов добывающей промышленности;
  • из недр арендованных РФ участков за рубежом.

Не являются объектом налогообложения те ископаемые, которые не состоят на балансе государства, коллекционные, палеонтологические и прочие ресурсы согласно НК РФ.

Под полезным ископаемым понимается продукция карьеров, горнодобывающих предприятий, которая содержится в сырье, полученном из недр. Объектом этого платежа признаются только те ископаемые, которые были добыты. Это каменный и бурый уголь, антрацит, сланцы, торф, нефть, газ и пр. Читайте также статью: → “Платежи за пользование природными ресурсами и их особенности».

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

В основу облагаемой базы по этому платежу может быть заложено:

  • количество;
  • или стоимость добытого ископаемого.

Количественный показатель является основным при расчете платежа, если предмет добычи – нефть и газ. По остальным ресурсам в основу при расчете величины платежа берется их стоимостная оценка. И тот и иной показатели рассчитываются плательщиком самостоятельно.

Число добытых в отчетном периоде ископаемых налогоплательщик может рассчитывать одним их двух способов:

Метод расчета количества Содержание
Прямой Количество подсчитывают, применяя специальные приборы и устройства измерения
Косвенный При определении применяются специальные расчеты по данным о содержании полезного ископаемого в том или ином сырье

Организация обязана утвердить в учетной политике, какой способ расчета количества ископаемых будет применяться на протяжении всего времени добычи. Впоследствии его можно изменить, только если возникают существенные корректировки в техническом проекте или в технологии производственного процесса. Стоимость добытых ресурсов можно рассчитать одним из трех вариантов:

Метод определения стоимости Содержание
По ценам реализации в отчетном периоде, не включая субсидии Метод применим, когда есть субсидии государства к цене продажи
По ценам реализации в отчетном периоде Применяется при отсутствии государственных субсидий
По расчетным ценам добытого продукта Используется, когда реализация отсутствует

Налоговый вычет по НДПИ заключается в возможности уменьшения платежа на совершенные в отчетном периоде расходы при расчете базы налога. Такие издержки делятся на прямые и косвенные. Прямые включают в себя расходы материалов, на зарплату сотрудникам, принимающим непосредственное участие в производстве продукции, реализации товаров, работ и услуг, на социальное страхование, затраты на амортизацию производственных фондов.

Остальные издержки кроме внереализационных расходов, относятся к косвенным. Величина налога уменьшается на издержки, связанные с модернизацией и реконструкцией оборудования, охраной труда. Косвенные расходы полностью включаются в затраты текущего периода, а прямые – по мере продажи продукции.

Величина расходов, которая может быть принята к зачету, имеет ограничения. Она не должна превышать определенного значения, равного сумме налога за отчетный месяц, умноженной на коэффициент. Коэффициент устанавливается дифференцированно для каждого участка. Его значение в обязательном порядке отражается в учетной политике юридического лица и не может превышать 0,3.

Если возникла ситуация, что расходы произведены, а сумма налога не начислена, их можно зачесть в том месяце, когда налог будет начислен. Если в отчетном месяце расходы превысили предельную величину вычета, то разницу можно зачесть на протяжении последующих трех лет.

Например, ООО «Карьер» добыло в январе 20 тонн бурого угля и 30 тонн антрацита. Ставка налога по бурому углю составляет 11 рублей за тонну, по антрациту – 45 рублей за тонну. В январе предприятием было потрачено на мероприятия по охране труда 4500 рублей. Значение коэффициента по НДПИ зафиксировано в учетной политике предприятия на уровне 0,25. Остальной вычет можно применить в течение трех лет после отчетного месяца.

Порядок расчета Содержание расчета
20*11+ 30*45 = 220 + 1350 = 1570 рублей Величина налога
1570*0,23 = 361,1 рубль Налоговый вычет
1570 – 361,1 = 1208,90 рублей Подлежит уплате в бюджет

Ставка налога различается по видам добытых ресурсов. По НДПИ различают:

  • адвалторные (в процентах);
  • специфические (в рублях);
  • нулевые ставки.

Нулевая ставка применяется по отношению к некондиционным ископаемым, минеральным водам, подземным водам для нужд сельского хозяйства и другим видам ресурсов, предусмотренным ст.342 НК РФ.

Там же прописана величина прочих налоговых ставок. Например, по торфу она составляет 4%, а по соли – 6%. Поскольку основным показателем для определения налоговой базы по добыче нефти и газа является количественное выражение, то ставка налога определяется не в процентах, а в рублях. На некоторые виды ископаемых распространяется ставка 30%.

НДПИ определяется по результатам добычи за месяц индивидуально по видам природных ресурсов. Платеж перечисляется по месту расположения участка, на котором проводилась добыча. Читайте также статью: → “Энергетические налоги в 2018: проводки, примеры, ответы на вопросы».

Перечисление в бюджет проводится не позднее 25 числа месяца после отчетного. Ежемесячную декларацию разрешается предоставлять как на бумажном носителе, так и в электронном формате. Крупные налогоплательщики сдают электронную декларацию.

Расчет НДПИ имеет определенные тонкости. Нюансы касаются нефтепромысла, добычи газа, драгоценных металлов и угля.

При расчете НДПИ по нефтедобыче применяется специфическая ставка. Она определена в денежном измерении за 1 тонну продукции. По отношению к ней применяется коэффициент корректировки, отражающий динамику расценок на нефть в мире. Этот показатель рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно с учетом средней стоимости барреля нефти «Юрлас» и среднего отношения доллара к рублю.

При определении величины НДПИ в отношении добычи нефти применяются также коэффициенты:

  • обозначения;
  • степени выработки участка;
  • величины запасов участка;
  • степени сложности добычи;
  • степень выработанности углеродного сырья.

Эти показатели рассчитываются недропользователем самостоятельно согласно требованиям законодательства в области налогообложения добычи природных ресурсов.

Ставка налога по газу также определена в стоимостном выражении за 1 кубический метр ископаемого. Величина налога корректируется с учетом коэффициентов расхода на доставку газа до места обработки и единицу условного топлива. Эти показатели определяются налогоплательщиком по окончании месяца в порядке, установленном налоговым законодательством. По некоторым видам газа, полученного на полуострове Ямал или в ЯНАО, применяется нулевая ставка НДПИ.

При налогообложении его добычи также используются твердые ставки в стоимостной оценке на 1 тонну полученного угля. Они меняются по разновидностям угля. К налоговой ставке применяется коэффициент-дефлятор, устанавливаемый нормативными актами. Сумма НДПИ в отношении добычи угля может быть снижена на величину расходов по охране труда. Этот вычет применяется либо при расчете НДПИ, либо налога на прибыль.

Учет драгоценных металлов ведется по местам их добычи. Оценка выполняется из расчета цен на химически чистый продукт без учета НДС. Читайте также статью: → “Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них. Форма ИНВ-9».

Вопрос №1. За текущий месяц добыча полезного ископаемого в ООО «Рассвет» составила 141600 рублей с учетом НДС и акцизов. Сумма акцизов составила 36600рублей, а расходов по доставке добытой продукции 2600 рублей. Ставка НДПИ 10%. Как определить сумму налога на добычу ископаемых?

  • В первую очередь необходимо отделить НДС из общей суммы стоимости продукции:

141600/118*18 = 21600 рублей.

  • Стоимость ископаемых без НДС:

141600-21600 = 120000 рублей.

  • Далее необходимо вычесть акцизы из стоимости продукции:

120000 – 36600 = 83400 рублей.

  • Из полученной величины вычитаем сумму расходов:

83400 – 2600 = 80800 рублей – чистая стоимость полезного ископаемого.

источник

Источники:
  • http://studopedia.ru/5_43305_nalog-na-dobichu-poleznih-iskopaemih-harakteristika-elementov-nalogooblozheniya.html
  • http://narodirossii.ru/?p=11732
  • http://bizlana.ru/nalogooblozhenie-glava-devyataya-5-vidy-nalogooblozheniya/
  • http://online-buhuchet.ru/nalog-na-dobychu-poleznyx-iskopaemyx/