Меню Рубрики

Не общераспространенные полезные ископаемые

Согласно подпункту 48) статьи 1 Закона о недрах, общераспространенные полезные ископаемые – это песок, глина, гравий и другие полезные ископаемые, используемые в их естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой для удовлетворения в основном местных хозяйственных нужд.

Более полный перечень общераспространённых полезных ископаемых, аналогичный их наименованиям в статье 342 Налогового кодекса 2009 года, приведён в постановлении Правительства РК от 7 апреля 2011 года № 397.

Именно для них применяются положения налогового кодекса по НДПИ, налогу на сверхприбыль и другим налогам.

Перечень общераспространённых полезных ископаемых, утверждённый постановлением Правительства РК от 07.04.2011 года № 397

1. Нерудное сырье для металлургии:

глиноземсодержащие породы (полевой шпат, пегматит);

известняк, доломит, известняково-доломитовые породы, известняк для пищевой промышленности.

3. Местные строительные материалы:

вулканические пористые породы (туфы, шлаки, пемзы);

вулканические водосодержащие стекла и стекловидные породы (перлит, обсидиан);

галька и гравий, гравийно-песчаная смесь;

гипс, гипсовый камень, ангидрит, гажа;

глина и глинистые породы (тугоплавкая и легкоплавкая глина, суглинок, аргиллит, алевролит, глинистые сланцы);

мел, мергель, мергельно-меловые породы;

кремнистые породы (трепел, опоки, диатомит);

осадочные, изверженные и метаморфические породы (гранит, базальт, диабаз, мрамор);

песок (строительный, кварцевый, кварцево-полевошпатовый), кроме формовочного;

Ссылки на НПА.

Подпункту 48) статьи 1 Закона «О недрах»;

Статья 342 Налогового кодекса 2009 года;

Постановлением Правительства РК от 07.04.2011 года № 397.

Владимир Бобров, Старший Менеджер Группы «Минтакс»,

Советник налоговой службы I ранга,

Налоговый консультант Республики Казахстан.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 25 сентября 2003 г. N 437-р ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ 25 сентября 2003 г. N 437-р (Д) В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст.

141; 2001, N 21, ст. 2061, N 33 (часть I), ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174) и Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федераций от 25 сентября 2000 г. N 726 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст. 3971), утвердить прилагаемый перечень общераспространенных полезных ископаемых по Томской области. Министр природных ресурсов Российской Федерации В.Г.АРТЮХОВ Начальник Федерального горного и промышленного надзора России В.М.КУЛЬЕЧЕВ Глава Администрации Томской области В.М.КРЕСС 25 сентября 2003 г. N 437-р Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 8 декабря 2003 г. N 5306 УТВЕРЖДЕН Распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Администрации Томской области от 25 сентября 2003 г. N 437-р ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Алевролит, аргиллит (кроме используемых в цементной промышленности). Битуминозные породы. Глина (кроме огнеупорной, формовочной, бентонитовой, кислотоупорной, используемой для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина). Гипс (кроме декоративно-поделочного и используемого для цементной и медицинской промышленности). Диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности). Доломит (кроме используемого в металлургической, химической и стекольной промышленности). Известняк (кроме используемого в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы). Кварцит (кроме динасового, флюсового и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов). Магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности, для минеральной подкормки животных и птицы, декоративно-поделочных камней). Мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема, минеральной подкормки животных и птицы). Мергель (кроме используемого в цементной промышленности). Облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 — 2 группы). Песок (кроме стекольного, формовочного, абразивного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащий рудные минералы в повышенных концентрациях). Песчаник (кроме динасового, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния, ферросплавов и флюсов). Песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы. Ракуша (кроме используемой для минеральной подкормки животных и птицы). Сапропели. Суглинок (кроме используемого в цементной промышленности). Торф и торфовивианит.

Приказ МПР РФ от 3 марта 2000 г. N 65

1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», приказываю:

Утвердить прилагаемый Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Иркутской области.

Перечень
общераспространенных полезных ископаемых Иркутской области
(утв. приказом МПР РФ от 3 марта 2000 г. N 65, постановлением Госгортехнадзора России от 14 марта 2000 г. N 8, постановлением Губернатора Иркутской области от 11 февраля 2000 г. N 54-п)

Алевролит, аргиллит (кроме используемых в цементной промышленности).

Блочный камень (кроме уникальных месторождений, определяемых МПР России).

Вулканогенные, метаморфические и магматические породы (кроме используемых для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и волокон, в цементной промышленности, декоративно-поделочных камней).

Галька, гравий, песчано-гравийные отложения.

Глина (кроме тугоплавкой, огнеупорной, формовочной, бентонитовой, кислотоупорной, для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной, цементной промышленности и каолина).

Диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности).

Доломит (кроме используемого в металлургической, химической и стекольной промышленности).

Известняк, мел (кроме битуминозных, используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, резиновой, лакокрасочной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птиц).

Мергель (кроме используемого для цементной промышленности).

Кварцит (кроме динасового, флюсового, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов).

Песок (кроме стекольного, формовочного, абразивного, для огнеупорной и цементной промышленности).

Песчаник (кроме битуминозного, динасового, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, ферросплавов и флюсов).

Подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения, для добычи подземных вод собственниками, владельцами земельных участков путем устройства бытовых колодцев и скважин.

Суглинок (кроме используемого в цементной промышленности).

Слюдяной скрап (отвалы слюдодобычи и отходы обработки слюды ГОКа «Мамслюда») Мамско-Чуйского слюдоносного района.

«ПОЗНАНИЕ МИРА 1. Самое распространенное нерудное полезное ископаемое A) глина B) известняк C) соль D) песок 2. Пустыни и полупустыни на террритории Казахстана …»

1. Самое распространенное нерудное полезное ископаемое

2. Пустыни и полупустыни на террритории Казахстана расположены на

A) западеB) востокеC) севереD) юге

3. Среда обитания моллюсков

4. Исчезающие растения и животные занесены вA) Красную книгу

источник

Полезные ископаемые – это образования, образованные в результате изменения литосферы, которые широко применяются на различных производствах. Каждая страна может похвастаться их наличием. Из этой статьи вы узнаете, какие общераспространенные полезные ископаемые можно найти почти повсеместно, как они называются и выглядят.

Любой человек со школьной скамьи знаком с такими названиями, как природный газ, уголь, торф, нефть и другими. Все они широко используются для обеспечения стран энергией и являются очень важными ресурсами. Грамотное их использование может помочь в улучшении экономического развития того или иного государства. Общераспространенные полезные ископаемые, перечень которых может занять не одну страницу, как правило, обладают знакомыми многим названиями. Вот некоторые из них:

  • Нефть, именуемая черным золотом – это маслянистая черная жидкость, которая обладает резким запахом. Она используется для производства бензина, керосина, этилового спирта и других веществ, которые человек применяет в быту.
  • Известняк, или же ракушечник, по одной из версий, был образован из окаменелых останков древних животных. Он широко используется в строительстве и применяется для создания бетона.
  • Торф – это горючее ископаемое природы. Служит не только отличным топливом и удобрением, но также выполняет очистительную функцию. Различные тяжелые металлы поглощаются торфом, и природная вода, содержащая их, таким образом, очищается.

Общераспространенные полезные ископаемые были поделены учеными на несколько групп, в зависимости от того, в какой области производства используются и каков их качественный состав, в каком агрегатном состоянии они находятся. Кроме того, их классификация зависит и от степени изученности. Вот некоторые из них:

  • По агрегатному состоянию. Они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Уголь и различные руды – твердые общераспространенные полезные ископаемые, нефть – жидкое, а природный газ, соответственно, газообразное.
  • По способу использования. Они могут применяться в производстве в качестве топлива, сырья для химической промышленности, благородных, черных или цветных металлов. Для каждого из них необходима своя технология переработки.
  • По металлическим и неметаллическим свойствам. Некоторые ископаемые, скрытые в недрах земли, пригодны для извлечения из них металлов, а другие – нет.

Несмотря на то что существует великое множество различных классификаций, люди, как правило, используют самую простую. Итак, вот она:

  • Горючие. Название этого вида богатств природы говорит само за себя: те ископаемые, которые входят в этот список, ценятся за хорошую горючесть. Чаще всего они используются в качестве топливных ресурсов. К ним относятся торф, каменный уголь, нефть, сланец и природный газ. С другой стороны, такие общераспространенные полезные ископаемые могут быть опасны: процессы их горения бывают нерегулируемыми.
  • Руды. В них содержится один металл или несколько в таком процентном соотношении, что их удобно извлекать из образования. К ним относятся железные, медные, никелевые, оловянные и другие руды.
  • Некоторые люди задаются вопросом: что такое нерудное общераспространенное полезное ископаемое? Понятие, примеры которого вы найдете в этой статье, означает, что из данного образования невозможно извлечь металл. К этому пункту классификации относится фосфорит, сера, мрамор, известняк, гранит и даже различные камни, такие как изумруды, малахиты, бирюза и агаты.

Это те виды полезных ископаемых, которые чаще всего используются в производстве.

Некоторые их виды образуются по-разному в различных местах нашей планеты.

  • Метаморфогенные месторождения. Это словосочетание означает, что ископаемое было образовано путем изменения уже существующих горных пород. В результате переработки были получены различные металлы, например золото, марганец, а также некоторые неметаллы вроде графита, апатита и мрамора.
  • Экзогенные месторождения. Сера, фосфориты и другие полезные ископаемые были образованы в результате геологических изменений, деформирующих верхний слой земной коры, например, эрозий и выветриваний.
  • Эндогенные месторождения. Ископаемые были образованы в результате деформации внутреннего слоя литосферы, например, движения магмы.

Использование общераспространенных полезных ископаемых зависит от того, где было найдено то или иное месторождение, к какому типу относится найденная порода или минерал и от многих других факторов. Однако же существует несколько способов их использования, которые распространены во всем мире.

В первую очередь, это использование в качестве топлива в чистом виде или создание топлива. Его производят из нефти и торфа, горючих сланцев и природного газа и прочих ископаемых, которые быстро возгораются. Кроме того, сырье для технической и химической промышленности также получается из различных пород и минералов. Гранит, известняк используются в качестве материалов для строительства. Из руд выплавляют металлы, которые впоследствии используются на различных производствах, а всем известная поваренная соль перерабатывается и употребляется людьми в пищу.

Одним из них является уголь. Некоторые страны, на территории которых содержится наибольшее количество его разведанных месторождений, соревнуются за право назваться самой богатой углем страной. Среди них – Россия, Соединенные Штаты Америки, Китай, Австралия, Украина, Великобритания и даже Казахстан.

Черное золото, или же, если называть его менее метафорично, нефть, также является одним из наиболее распространенных ископаемых. Лучше всего его запасы были разведаны такими государствами, как Саудовская Аравия, Россия, Иран, Мексика, Соединенные Штаты Америки, Китай и Норвегия.

Природный газ широко используется в качестве топливного ресурса. В большей мере его запасы были разведаны в России, Иране, Саудовской Аравии, США, Венесуэле, Нигерии, Ираке, Китае и Нидерландах.

Будучи одной из богатейших по площади страной, Российская Федерация обладает огромным количеством природных ресурсов, месторождения которых находятся на ее территории. Общераспространенные полезные ископаемые РФ, которые находятся в пределах ее границ, – это нефть, газ, уголь, алюминий, калийные соли и другие.

На территории нашей страны находятся крупнейшие месторождения угля, например Кузнецкий и Печорский бассейны. Нефть и газ добываются в Балтийской и Анадырской нефтегазоносных областях. Сланцы получают в Сибирском бассейне неподалеку от городского поселения Оленек, торф – в Васюганье, которое по совместительству является самым заболоченным местом на территории России, а железные руды – в Курской Магнитной Аномалии.

Многие запасы полезных ископаемых, которые находятся в Российской Федерации, разведаны лишь поверхностно, а это значит, что у нашей страны есть огромная ресурсная база, богатства которой только предстоит раскрыть!

источник

Российский минерально-сырьевой комплекс является основным источником доходов бюджетной системы и гарантом социальной стабильности страны. Минерально- сырьевой сектор российской экономики традиционно обеспечивает более половины доходов федерального бюджета. Фундаментом сырьевых отраслей промышленности России является ее минерально-сырьевая база – совокупность разведанных и оцененных запасов и локализованных ресурсов полезных ископаемых. Отличительными чертами минерально-сырьевой базы России являются ее масштаб и комплексность. В недрах России в том или ином количестве выявлены практически все известные в мире полезные ископаемые. Сегодня Россия является одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту нефти, природного газа, углей, железных руд, никеля, платиноидов, золота, фосфатов, также в недрах Российской Федерации сосредоточены огромные запасы общераспространенных полезных ископаемых[1].

Общераспространенные полезные ископаемые — это вид полезных ископаемых, отнесенный к таковым путем включения в специальные перечни (региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым). Согласно пункту 6.1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах»[2], указанные перечни формируются федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.

В Распоряжении МПР РФ от 7 февраля 2003 № 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным»[3] указывается, что к общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов, и служащие для удовлетворения нужд местного производства (п. 2.1).

В пункте 2.2. указанного Распоряжения содержится рекомендация использовать при формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, следующий перечень полезных ископаемых: алевролиты, аргиллиты (кроме используемых в цементной промышленности, для производства минеральной ваты и волокон); ангидрит (кроме используемого в цементной промышленности); битумы и битуминозные породы; брекчии, конгломераты; магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности); галька, гравий, валуны; гипс (кроме используемого для цементной промышленности и в медицинских целях); глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина); диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности); доломиты (кроме используемых в металлургической, стекольной и химической промышленности); известковый туф, гажа; известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы); кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого, абразивного и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема из нефелина, минеральной подкормки животных и птицы); мергель (кроме используемого в цементной промышленности); облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 — 2 группы); пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы; ракушка (кроме используемой для минеральной подкормки животных и птицы); сапропель (кроме используемого в лечебных целях); сланцы (кроме горючих); суглинки (кроме используемых в цементной промышленности); торф (кроме используемого в лечебных целях).

Читайте также:  Полезные поделки из соленого теста

Например, согласно Распоряжению МПР России № 35-р Правительства Астраханской области № 319-пр от 4 июня 2007 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области»[4], к общераспространенным полезным ископаемым по Астраханской области относятся: гипс (кроме используемого в цементной промышленности и в медицинских целях); глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина); гравий, гравийно-песчаные породы; известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно- бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы); опока (кроме используемой в цементной и стекольной промышленности); пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); суглинки, супеси (кроме используемых в цементной промышленности); сапропель (кроме используемого в лечебных целях).

Участки недр, которые содержат общераспространенные полезные ископаемые относятся к участкам недр местного значения (п. 1 ст. 23 Закона «О недрах»).

Порядок составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых устанавливается федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (п. 7 ст. 3 Закона «О недрах»). Само же составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (п. 6 ст. 4 Закона «О недрах»).

Согласно пункту 2.1 Приказа Минприроды России от 11 августа 2014 № 362 «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых[5]» территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых является документом, подготавливаемым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующего субъекта Российской Федерации по всем видам общераспространенных полезных ископаемых, перечисленных в соответствующем региональном перечне общераспространенных полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 3.1 рассматриваемого Приказа, территориальный кадастр месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых входит в состав государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и включает в себя свод кратких унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых на территории определенного субъекта Российской Федерации.

Контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых осуществляется органами местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования (п. 5 ст. 5 Закона «О недрах»).

Отметим, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование указанными выше субъектами для личных, бытовых и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые названными выше субъектами для личных, бытовых и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому (ст. 19 Закона «О недрах»).

Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с Законом «О недрах» горных отводов и (или) геологических отводов, имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 19.1 Закона «О недрах»).

Нередко общераспространенные полезные ископаемые выступают в качестве предмета правонарушений. Так, Природоохранной прокуратурой была выявлена добыча без лицензии общераспространенных полезных ископаемых в деятельности ООО «Амурдорстрой», ООО «ДВ-Строй», ООО «Бизнес Плюс Консалтинг» и др., которые привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП, каждому ООО назначен штраф в размере 800 тыс. руб.

Выявлялись факты пользования недрами без лицензии юридическими лицами с иностранным капиталом. ООО «Компания строительных материалов «Чжэнь Син» на земельном участке, расположенном в районе села Тамбовка Тамбовского района, осуществляло пользование недрами без лицензии с целью добычи песка, который вывозился и складировался на территории кирпичного завода в с. Тамбовка. Согласно произведенному замеру в результате самовольного пользования недрами ООО «КСМ« Чжэнь Син» добыто 4557 м3 песка.

Правительство РФ приняло Постановление от 4 июля 2013 г. № 564, которым утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ.

По требованию природоохранного прокурора в соответствии с Правилами Министерство природных ресурсов Амурской области произвело расчет размера вреда, причиненного ООО «КСМ «Чжэнь Син» недрам, который составил более 871 тыс. руб.

В связи с этим, Амурский межрайонный природоохранный прокурор направил в Благовещенский городской суд исковое заявление о взыскании с ООО «КСМ «Чжэнь Син» ущерба, причиненного недрам. Требование было удовлетворено, и с ООО «КСМ «Чжэнь Син» был взыскан ущерб, причиненный недрам, в сумме 871890 руб[6].

Обратим внимание, что, по мнению специалистов, существенным недостатком разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, особенно проводимых с нарушением законодательства, является негативное влияние на окружающую среду, выраженное в воздействии на атмосферный воздух, на поверхностные и подземные воды, на земельные ресурсы и др. В связи с принадлежностью к различным географическим ландшафтным зонам, дифференциацией по физико-механическим свойствам и условиям залегания общераспространенных полезных ископаемых, имеют место определенные особенности воздействия открытой разработки на окружающую среду и здоровье занятых в производстве людей[7].

Так, основными видами воздействия на среду при разработке карьеров являются:

— изъятие природных ресурсов (земельных, водных);

— загрязнение воздушного бассейна выбросами газообразных и взвешенных веществ;

— изменение рельефа территории, гидрогеологических условий площадки строительства и прилегающей территории;

— загрязнение территории землеотвода образующимися отходами и сточными водами;

— изменение социальных условий жизни населения[8].

В качестве примера негативного воздействия на окружающую среду добычи общераспространенных полезных ископаемых можно привести ситуацию, сложившуюся при разработке Охотоморского месторождение на юге острова Сахалин. К нему сейчас приковано пристальное внимание ученых. Они считают, что может исчезнуть цепь живописнейших озер на полуострове Пузина, омываемом заливом Мордвинова. Речь идет о семи мелководных водоемах, образовавшихся из древней лагуны.

По словам Виктора Афанасьева, заведующего лабораторией береговых геосистем Института морской геологии и геофизики ДВО РАН, компании-недропользователи брали песок, не соблюдая лицензионные требования. Например, оставляли крохотные перемычки между морем и карьером вместо целиков в 40 метров. Доходило даже до того, что добыча велась на рекультивированных участках. Бесконтрольная добыча песка привела к нарушению гидрогеологического режима, что в свою очередь провоцирует понижение уровня грунтовых вод и соответственно озер[9].

В ввиду сказанного выше, серьезную обеспокоенность вызывает Проект Федерального закона № 1003716-6 «О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.06.2016), в котором предлагается разрешить разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в случаях, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр с целью производства строительных материалов в водоохранных зонах морей, устанавливаемых на островах, а также, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах).

Данный законопроект по своей сути сводит на нет саму суть водоохранных зон, которыми согласно ч. 1 ст. 65 ВК РФ являются территории, примыкающие к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Предложенные изменения ВК РФ являются недопустимыми, поскольку они неминуемо приведут к серьезным негативным последствиям как для морских экосистем, так и для окружающей среды в целом.

Особенно остро этот вопрос стоит для Сахалинской области. Почти все залежи песка на ее территории находятся на расстоянии не более 300 метров от берега моря, то есть именно в водоохранной зоне[10].

Подводя итог вышесказанному отметим, что, несмотря на достаточно проработанную в Российском законодательстве систему норм, регулирующих различные аспекты деятельности, связанной с общераспространенными полезными ископаемыми, данный вопрос заслуживает пристального внимания как со стороны науки, так и со стороны контролирующих органов, и в первую очередь с точки зрения охраны окружающей среды.

1См.: Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году». М.: МПР России 2015. С. 7.

3Документ опубликован не был.

4Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 28. 2007. 5РГ. № 263. 2014.

6 См. Подробнее: Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании // Законность. 2016. № 3. С. 12 – 15; Куделькин Н.С. Административная ответственность за экологические правонарушения в сфере недропользования. Аграрное и земельное право. 2014. № 6 (114). С. 79-86.

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237.

2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» // СЗ РФ. 1995.№ 10. Ст. 823.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

4. Приказ Минприроды России от 11 августа 2014 № 362 «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых» // РГ. № 263. 2014.

5. Распоряжение МПР России № 35-р, Правительства Астраханской области № 319-пр от 4 июня 2007 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 28. 2007.

6. Распоряжение МПР РФ от 7 февраля 2003 № 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным» // Документ опубликован не был.

1. Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании // Законность. 2016. № 3. С. 12 – 15.

2. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально- сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году». М.: МПР России 2015.

3. Куделькин Н.С. Административная ответственность за экологические правонарушения в сфере недропользования. Аграрное и земельное право. 2014. № 6 (114). С. 79-86.

источник

К общераспространенным полезным ископаемым относятся:

3) битумы и битуминозные породы;

5) магматические и метаморфические породы;

8) глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, каолина);

13) кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого, абразивного);

16) облицовочные камни (кроме высокодекоративных);

17) пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);

18) песчаники (кроме динасовых, флюсовых);

19) песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы;

Контрольное задание № 2

1.Горное право представляет собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере…

Ответ: в) сотрудничества между государствами, международными организациями по охране окружающей природной среды.

2.Государственные органы общей компетенции, осуществляющие правовое регулирование пользования недрами…

Ответ: а) Президент РФ, Федеральное Собрание и Правительство РФ.

3.Реализация принципа обеспечения национальной безопасности в сфере недропользования в российском законодательстве осуществляется путем…

Ответ: а) выделения особых видов полезных ископаемых и отнесения сведений о них к государственной тайне.

4.Скопления минеральных веществ на поверхности земли или в горных выработках, образовавшееся в результате их складирования в виде отходов горного, обогатительного и других производств и пригодное для промышленного использования-это…

Ответ: техногенные месторождения.

5.По федеральному законодательству участки недр…

Ответ: в) не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

6.В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы…

Ответ: несколько пользователей недр.

Ответ: б) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода.

8.В лицензии на пользование участком недр и ее неотъемлемых составных частях может не быть…

Ответ: г) указания на то, кто является собственником добытого полезного ископаемого.

9.Основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является…

Ответ: размер разового платежа за право пользования участком недр.

10.Не является основанием для прекращения права пользования участком недр…

Контрольное задание № 3

1. Составьте горноотводный акт, используя образец, придумав необходимые реквизиты:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (РОСТЕХНАДЗОР)

ГОРНООТВОДНЫЙ АКТ

К ЛИЦЕНЗИИ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

НОТ 00000ТЭ от 10.10.18 до 09.10.2028

Настоящий акт, удостоверяющий уточненные границы горного

отвода для использования недр в целях создания хранилища для захоронения жидких отходов

Предоставлен АО «ТехСтройКопайСтрой»

Горный отвод расположен Московская область, на северо-востоке от города Пушкин

и обозначен на прилагаемой копии топографического плана угловыми

а также на геологических картах и вертикальных разрезах

Площадь проекции горного отвода, обозначенная на копии

топографического плана угловыми точками, составляет 1,2 (один и две сотых) гектара.

Читайте также:  Чем полезна пророщенная пшеница отзывы

Срок действия горноотводного акта до 01.09.2028

Акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдан «12»октября 218 г. Управление по Московской области МТУ Ростехнадзор

Настоящий акт составлен в трех экземплярах, внесен в реестр Управления по Московской области МТУ Ростехнадзор (наименование управления округа (управления) Ростехнадзора) за N 01/008

Пользователь недр на предоставленном в уточненных границах горном отводе для пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствии с требованиями ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 27 марта 1995 года N 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» обязан обеспечить:

1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;

2) соблюдение требований технических проектов;

3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;

4) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

5) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

6) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

7) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы в иных хозяйственных целях, ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

8) выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Горноотводный акт в 30-дневный срок после оформления акта о консервации либо ликвидации организации передается органу Ростехнадзора.

Начальник управления по Мо Ростехнадзора_________________ Китчаев А.М.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 40 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

В соответствии со статьёй 19 Закона Российской Федерации «О недрах» (далее – Закон «О недрах») собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых (далее — ОПИ), не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как показывает практика, указанные в статье 19 Закона «О недрах» лица зачастую злоупотребляют своим правом, используя добытые на своих участках ОПИ не для собственных нужд, а с целью извлечения прибыли.

Вместе с тем в силу статьи 1.2 Закона «О недрах» права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Положения статьи 19 указанного закона освобождают названных в ней лиц от необходимости соблюдения процедуры лицензирования деятельности по добыче ОПИ, однако, при этом ограничивают право распоряжения извлеченными из недр ископаемыми, устанавливая возможность их использования исключительно для собственных нужд, то есть без права реализации добытых ОПИ, которая имеет целью извлечение прибыли.

Такой способ как передача права добычи ОПИ сторонней организации для ведения ею самостоятельной деятельности по добыче ОПИ, а также оплата указанной деятельности в натуральной форме действующим законодательством не предусмотрены, фактически являются самовольной уступкой права пользования недрами и нарушают требования законодательства о недрах.

Согласно статье 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Таким образом, если общество, являющееся собственником, землепользователем, землевладельцем и арендатором земельного участка, желает произвести отчуждение добытых в порядке статьи 19 Закона «О недрах» ОПИ, оно обязано в установленном законом порядке получить лицензию на пользование недрами.

Статья 33.1. Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых

Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов.

Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых

В соответствии со статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», действующей в редакции Федерального закона № 279-ФЗ от 03.07.2016, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

В силу ст. 11 названного закона, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что пользование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке. Любое иное пользование участками недр влечет наступление административной или уголовной ответственности.

Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью, наказуемо по статье 158 Уголовного кодекса РФ, осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода, влечет уголовную ответственность по статье 171 УК РФ.
Максимальное наказание, предусмотренное статьёй 158 УК РФ, — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статьёй 171 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

источник

«Финансовая газета», 2008, N 20

Пунктом 2 ст. 336 НК РФ установлен перечень полезных ископаемых, которые не признаются объектами обложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ).

В силу пп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления, не облагаются НДПИ.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 01.12.2007) к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (МПР России) совместно с субъектами Российской Федерации. То или иное полезное ископаемое может быть отнесено к общераспространенным только на основании Перечня общераспространенных ископаемых субъекта Российской Федерации (Письмо Управления МНС России по г. Санкт-Петербургу от 20.02.2003 N 02-05/3631).

В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона N 2395-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также строительство подземных сооружений местного значения.

Статьей 18 Закона N 2395-1 предусмотрено, что порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Распоряжением МПР России от 07.02.2003 N 47-р утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных Перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным (далее — Методические рекомендации).

Пунктом 3.3 Методических рекомендаций установлено, что региональные Перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, определяются отдельно по каждому субъекту Российской Федерации.

Пример 1. Распоряжением МПР России и администрации субъекта Российской Федерации утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по данному субъекту Российской Федерации, в котором песок природный строительный (кроме стекольного, формовочного, абразивного, для огнеупорной и цементной промышленности) относится к общераспространенным полезным ископаемым. Поэтому со стоимости песка, добытого индивидуальным предпринимателем в данном субъекте Российской Федерации и использованного им непосредственно для личного потребления, на основании пп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ налог платить не следует. При том следует иметь в виду, что индивидуальный предприниматель должен вести раздельный учет полезных ископаемых, добываемых для предпринимательской деятельности и для личного потребления.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 24.10.2006 N А09-1131/06-22 суд указал, что отсутствие опубликования в установленном порядке Перечня общераспространенных полезных ископаемых по субъекту Российской Федерации не имеет правового значения для целей НК РФ. По мнению суда, отсутствие официальной публикации указанного Перечня дает основание для его неприменения, но не влечет возможность самостоятельного определения и отнесения хозяйствующими субъектами тех или иных полезных ископаемых к числу общераспространенных.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 336 НК РФ предусмотрено, что добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы также не облагаются НДПИ.

При этом на правоприменительном уровне нередки споры по вопросу обложения НДПИ остатков мамонтовой фауны (костей и бивней мамонта).

В Письме Минфина России от 06.12.2006 N 03-07-01-04/32 разъяснено, что в соответствии со ст. 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. При этом согласно ст. 9 Закона N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр. В данном Письме Минфин России рассмотрел ситуацию, в которой организация не занимается добычей бивней мамонта и не имеет лицензии на право пользования недрами, и указал, что организация в такой ситуации плательщиком НДПИ не является.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России налогоплательщик обязан платить НДПИ в случае, если у него имеется лицензия на право пользования недрами и осуществляется добыча бивней мамонта.

Налоговые органы на местах полагают, что в ситуации, в которой налогоплательщик все-таки занимается добычей остатков мамонтовой фауны, он должен уплатить НДПИ.

Однако в суде такая позиция не находит поддержки. Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.05.2006 N А58-7036/05-Ф02-2298/06-С1 установлено, что налогоплательщику была выдана лицензия на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ — сбор с поверхности бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны в междуречье рек Шандрин и Кэрэмэсит, расположенном на территории муниципального образования «Аллаиховский улус», и п. 7 лицензионного соглашения, заключенного между Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и налогоплательщиком, предусмотрено, что бивни мамонта и другие остатки мамонтовой фауны в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 337 НК РФ относятся к полезным ископаемым, не включенным в другие группы, и подлежат обложению НДПИ в размере 6% стоимости добытого бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны. Согласно распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) и приказу генерального директора налогоплательщика последним были организована экспедиция в Аллаиховский улус и проведены поисково-заверочные работы по обнаружению и сбору остатков мамонта.

Из пояснительной записки, представленной налогоплательщиком в налоговый орган, следует, что полевые работы по сбору мамонтовой кости проводились с августа по сентябрь 2004 г. Актом окончательного приема, счетом-фактурой, договором купли-продажи, распоряжением налогоплательщика, актом выдачи ценностей, накладной на отпуск, актом приемки-передачи подтверждаются сбор налогоплательщиком мамонтовой кости в количестве 60,12 кг и продажа мамонтовой кости в том же количестве.

С учетом данных обстоятельств суд признал, что налогоплательщиком осуществлялось пользование недрами, связанное с добычей палеонтологических материалов. Данный вывод соответствует п. 6 ст. 6 Закона N 2395-1.

В данном Постановлении суд отметил следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объекты обложения НДПИ определены п. 1 ст. 336 НК РФ.

Вместе с тем согласно пп. 2 п. 2 ст. 336 гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ не признаются объектом налогообложения добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы.

Таком образом, суд сделал вывод о том, что в связи с добычей мамонтовой кости, относящейся к палеонтологическим материалам, у налогоплательщика отсутствовал объект обложения НДПИ, исчисление им налога в связи с осуществлением данного пользования недрами и представление налоговых деклараций за январь 2005 г. является ошибочным.

источник

Специалист по земельному праву и охране природы. Доктор юридических наук, профессор. Ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Заслуженный юрист РФ.

Родился 10 декабря 1925 г. в деревне Заболотье Людиновского района Калужской области. В 1951 г. окончил Московский государственный юридический институт. В 1951 — 1960 гг. работал в Государственном юридическом издательстве г. Москвы. С 1960 г. работает в ИЗиСП.

Участвовал в работе над Земельным кодексом Российской Федерации и другими земельно — правовыми актами, законами об охране природы.

Автор свыше 200 научных публикаций, в том числе книг: «Право сельскохозяйственного землепользования», 1969; «Охрана права землепользования», 1974; «Имущественные споры землепользователей», 1980; «Закон на страже землепользования», 1985; «Недвижимое имущество: правовое регулирование» (в соавт.), 1997.

По законодательству Российской Федерации все граждане и юридические лица, имеющие в собственности или в пользовании, в том числе в аренде, земельные участки, приобретают вместе с получением земельного участка право добычи имеющихся на участке залежей общераспространенных полезных ископаемых. В земельном законодательстве предусмотрено лишь само право добычи названных ископаемых. В частности, в статье 52 Земельного кодекса (далее — ЗК) РСФСР записано, что владельцы земельных участков, на каком бы титуле они ни владели землей, имеют право: «использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды».

Читайте также:  Земляника полезные свойства листья

Что касается порядка добычи полезных ископаемых и их объемов, то они определяются горным законодательством: статьями 18, 19 Закона РФ «О недрах», другими нормативными актами РФ, а также нормативными актами субъектов РФ.

Статья 18 Закона «О недрах» предусматривает два возможных варианта предоставления недр для разработки общераспространенных полезных ископаемых.

  • Когда для разработки недр необходимо предоставление земельного участка, получение лицензии и горного отвода осуществляется по решению компетентных государственных органов. Земельный участок в этом случае предоставляется в общем порядке, установленном статьями 28 — 29 ЗК РСФСР. Получение лицензии и горного отвода производится в соответствии со статьями 7, 11, 13 Закона «О недрах».
  • Когда пользование недрами осуществляется юридическими лицами и гражданами в границах уже имеющихся в их владении земельных участков. В этом случае, в отличие от первого, не требуется решения о предоставлении земельного участка, так как он уже имеется. Что касается получения лицензии и горного отвода, то они необходимы лишь тогда, когда добыча полезных ископаемых ведется свыше норм, установленных статьей 19 Закона «О недрах», а также в объемах свыше 50 тыс. куб. м в год.

Решения о предоставлении недр для разработки полезных ископаемых принимают органы, наделенные этим правом субъектами РФ. Если нарушаются правила предоставления и использования недр, то названные органы обязаны приостановить работы на основании статьи 5 пункт 4 Закона «О недрах». В частности, это делается тогда, когда есть возможность использования отходов горнодобывающих и других производств в качестве строительных материалов, являющихся альтернативными источниками сырья.

Субъекты РФ принимают нормативные акты, в которых, в развитие статьи 18 Закона «О недрах», устанавливается подробный порядок и условия добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Так, правительство Республики Саха (Якутия) Постановлением от 17 декабря 1993 г. N 520 утвердило «Положение о порядке предоставления права недропользования по общераспространенным полезным ископаемым» . Приведем основные его правовые нормы, характерные и для других субъектов РФ, принимающих подобные нормативные акты.

Определяя разрешительную систему при предоставлении права пользования недрами, Положение устанавливает, что решение о предоставлении этого права хозяйствующим субъектам, порядке и условиях недропользования принимается коллегиально постоянно действующей комиссией или иным коллегиальным органом, назначаемым главой администрации района (города) из числа руководителей местных органов Министерства внутренних дел, Министерства экологии и природопользования, Фонда управления госимуществом, Госгортехнадзора, земельных органов, геологоразведочных, горнодобывающих и других предприятий, учреждений и организаций.

Решение комиссии утверждается главой администрации. Организационное обеспечение разрешительной системы осуществляется районными, городскими органами земельных ресурсов. Эти органы, действуя в пределах своих полномочий, осуществляют регистрацию заявок недропользователей, проверяют комплектность материалов, представляемых заявителями, подготавливают условия недропользования и согласовывают их с органами, перечисленными выше, разрабатывают проекты решений, выдают разрешительные документы, регистрируют недропользователей и разрешительную документацию, осуществляют сбор платежей за право пользования недрами, координируют действия органов контроля в сфере недропользования, а также осуществляют взаимоотношения с республиканскими органами управления по вопросам недропользования.

Право пользования недрами предоставляется в форме лицензии на следующие сроки:

для геологического изучения месторождений на срок до 5 лет;

для разработки месторождений полезных ископаемых на срок до 20 лет;

для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на срок, указанный заявителем;

для сбора коллекционного материала — на 1 год.

По инициативе недропользователя право пользования недрами может быть продлено.

Недропользователь обязан начать непосредственную деятельность в сроки, указанные в условиях лицензии. В случае нарушения сроков начала непосредственно деятельности возникает ситуация, при которой лицензия может быть погашена выдавшим ее органом.

Владельцами лицензий могут быть юридические и физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность на территории Республики Саха (Якутия).

Владелец лицензии может передать права на пользование недрами в пределах лицензии любому другому предприятию, имеющему необходимые технические и финансовые возможности, предварительно получив на это письменное согласие органов, предоставивших лицензию, с последующим переоформлением лицензии и земельного отвода. Лицензия на право пользования недрами может быть передана в качестве имущественного взноса в уставный фонд акционерных обществ без переоформления.

Основанием для рассмотрения вопроса о выдаче лицензии является заявление юридического или физического лица установленной формы.

  • свидетельство о регистрации предприятия в органах местного самоуправления или Министерстве юстиции Республики Саха (Якутия);
  • схема расположения испрашиваемого участка недр и земельного отвода на топооснове масштаба не мельче 1:5000, с изображением границ ближайших горных отводов (если последние имеются), действующих и законсервированных разведочных выработок, объектов инфраструктуры (дорог, линий электропередач, иных инженерных коммуникаций, объектов жилого и производственного назначения);
  • согласие владельцев земельных участков (промышленных, сельскохозяйственных или иных предприятий, объединений и ассоциаций малочисленных народов, этнических общин и иных владельцев) на передачу права землепользования, оформленное в виде договора.

При получении лицензии на право поисков и геологического изучения месторождений общераспространенных полезных ископаемых дополнительно предоставляется копия плана геологоразведочных работ, согласованного с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и зарегистрированного Республиканским геологическим фондом.

При получении лицензии на право разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых дополнительно предоставляется справка Республиканского геологического фонда, удостоверяющая наличие и состояние разведочных запасов, а также справка, подтверждающая отсутствие в испрашиваемых границах горного отвода разведанных месторождений, относящихся к компетенции республиканского лицензионного органа.

В случае совмещения площадей испрашиваемого для добычи общераспространенных полезных ископаемых участка недр и месторождения полезного ископаемого, относящегося к компетенции республиканского лицензионного органа, решение о предоставлении права пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых в установленном порядке выносится республиканским лицензионным органом.

Лицензия на право пользования недрами, разработки месторождений подземных вод, дополнительных водозаборов выдается в установленном порядке Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по строительству и подтверждает профессиональную подготовленность будущего недропользователя к заявленной деятельности.

То же самое относится и к оформлению лицензии на строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В пределах ранее полученного земельного отвода землепользователи могут осуществлять разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых без оформления лицензии открытым способом, без применения буро — взрывательных работ, на глубину не более 5 м от земельной поверхности.

Недропользователи, получившие лицензии на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых в пределах ранее предоставленного земельного отвода на глубинах свыше 5 м от земельной поверхности или с применением буро — взрывательных работ, осуществляют разрешенную хозяйственную деятельность без переоформления землеотводного акта.

В случаях если при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых возникает необходимость специального водопользования, заявитель предоставляет дополнительные материалы в объеме, необходимом для оформления разрешения на спецводопользование, в Министерство экологии Республики Саха (Якутия).

Органы государственного управления могут потребовать при рассмотрении заявок дополнительные материалы, характеризующие финансовые, технические, технологические и другие возможности заявителей для осуществления заявленной деятельности.

Заявки, оформленные в соответствии с ранее названным Положением, регистрируются в земельном органе и направляются на экспертизу.

Задачей экспертов является определение граничных условий недропользования, при которых лицензия может быть выдана исходя из принципа получения максимального экономического эффекта от заявленной хозяйственной деятельности при минимальном воздействии на состояние природной среды.

Экспертиза заявок и принятие решения осуществляются в срок не более месяца со дня регистрации заявок.

Заявки после проведения экспертизы рассматриваются на заседании постоянно действующей комиссии в присутствии заявителей. Решения комиссии оформляются протокольно и утверждаются распоряжениями глав администраций.

Распоряжение главы администрации является основанием для оформления лицензии.

Лицензии, оформленные с нарушениями, являются недействительными.

В случаях если на одно месторождение подано две и более заявки, райгоркомземы обязаны предпринять попытку урегулирования спора путем прямых переговоров с заявителями. При невозможности урегулирования спора решение о предоставлении лицензии принимается на конкурсной основе, с предварительным утверждением условий конкурса главой администрации района.

При несогласии заявителей с решением районного лицензионного органа решение может быть обжаловано в республиканский орган или в судебном порядке.

Составной и неотъемлемой частью лицензии является топографическая карта — схема с нанесенными на ней согласованными границами горного и земельного отводов. Карта — схема заверяется подписями должностного лица, выдавшего лицензию, и печатью администрации.

Выдача лицензии осуществляется земельным органом после предоставления заявителем копии платежного поручения, удостоверяющего факт оплаты лицензионного сбора.

При выдаче лицензии производится ее регистрация в специальном реестре.

Лицензия оформляется в четырех экземплярах. Первый экземпляр вручается владельцу, второй остается на хранении в соответствующем земельном органе, третий направляется для регистрации и хранения в Республиканский геологический фонд, четвертый экземпляр направляется для регистрации и контроля в Якутский округ Госгортехнадзора РФ.

Лицензия вступает в силу только после ее регистрации в Республиканском геологическом фонде. Факт регистрации лицензии удостоверяется телеграфно; уведомление о регистрации направляется в адрес соответствующего земельного органа.

Владелец лицензии может приступить к недропользованию только после оформления землеотводного акта в общем порядке, который установлен статьями 28 — 29 ЗК РСФСР.

Положение содержит Перечень общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в ведении местных органов самоуправления Саха (Якутия). В их число входят:

  1. Песок (кроме формовочного, стекольного для фарфорно — фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности).
  2. Галька, гравий, камень бутовый.
  3. Глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, для фарфоро — фаянсовой и цементной промышленности, флоридиновой, красочной, бентонитовой, кислотоупорочной и каолина).
  4. Суглинок (кроме суглинка для цементной промышленности).
  5. Песчаник (кроме битуминозного, облицовочного и для стекольной промышленности).
  6. Кварцит (кроме динасового, флюсового облицовочного, железистого и для производства карбида кремния, кристаллического кремния, ферросплавов).
  7. Мел (кроме мела для цементной, химической, стекольной, резиновой промышленности и для получения глинозема из нефелина).
  8. Доломит (кроме пильного, облицовочного, для металлургической, химической и стекольной промышленности).
  9. Мергель (кроме битуминозного и для цементной промышленности).
  10. Известняк (кроме битуминозного, облицовочного, пильного, для цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно — бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема).
  11. Ракуша.
  12. Сланец (кроме горючего и кровельного).
  13. Аргиллиты и алевролиты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности).
  14. Магматические, вулканогенные и метаморфические породы (кроме облицовочных, декоративных, для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и минеральной ваты, а также пригодных для использования в цементной промышленности).

Статья 19 Закона «О недрах» предусматривает порядок непромышленной добычи общераспространенных полезных ископаемых. Такая добыча производится самими владельцами земли свободно, без каких-либо разрешений, но только для своих хозяйственных нужд.

При этом Закон устанавливает несколько ограничений:

  • добыча полезных ископаемых может производиться в границах своего земельного участка;
  • для добычи тех же полезных ископаемых за пределами своего участка требуется отвод места этих работ и получение разрешения компетентного государственного органа в соответствии с законодательством субъекта РФ;
  • добыча может производиться только без применения взрывных работ, т.е. подручными средствами и собственной техникой;
  • общераспространенные полезные ископаемые, которые имеются на земельном участке собственника и любого другого его владельца, не должны числиться на государственном балансе.

Это означает, что владелец земли не вправе вести добычу без разрешения компетентного государственного органа даже в тех случаях, когда данный вид полезного ископаемого отнесен к категории общераспространенного. На практике может оказаться, что один владелец вправе открыть у себя карьер по добыче того или иного полезного ископаемого, а его сосед не будет иметь этого права и для получения его вынужден будет обратиться к местной администрации и органам Министерства природных ресурсов (МПР России), которые или откажут ему в этом, или разрешат добычу в определенных объемах и на определенных условиях, не нарушающих интересов государства.

Перечень общераспространенных полезных ископаемых утверждается правительством республики, главой администрации (губернатором) данного субъекта РФ и, как правило, согласовывается с органами МПР России и Госгортехнадзора (если это не будет сделано, то в дальнейшем недропользователю все равно придется иметь дело с этими госорганами).

Так, в Астраханской области к общераспространенным полезным ископаемым относятся: алевролит, аргиллит (кроме используемых в цементной промышленности), глина (кроме огнеупорной и тугоплавкой), гипс (кроме используемого для цементной и медицинской промышленности), гравий, гравийно — песчаные материалы, опока, известняк (кроме используемого для цементной промышленности), мергель (кроме используемого для цементной промышленности), песок (кроме стекольного), песчаник, суглинок и некоторые другие. Поэтому, если залежи гипса у одного владельца земли имеют промышленное значение, то он не вправе разрабатывать это месторождение. Другое же хозяйство, имеющее на своем участке малые запасы этого полезного ископаемого, может его использовать для своих нужд без каких-либо разрешений, свободно.

Может ли названное хозяйство продавать такое сырье на сторону, например общераспространенные песок, глину и т.п.? Из контекста Закона следует, что пользователь земли этого делать не вправе. Но если для получения дополнительных доходов хозяйство пожелает заняться добычей и продажей названных материалов, то оно обязано получить лицензию в общем порядке. Во всяком случае, открыть карьер и разрабатывать его для добычи всегда имеющих спрос на рынке строительных материалов он может только под контролем органов МПР, Госгортехнадзора и местной администрации. Поэтому субъекты РФ устанавливают требование: если объемы добычи превышают 50 тыс. куб. м в год, то необходимо получить лицензию.

Статья 19 разрешает владельцам земли строительство подземных сооружений: хранилищ, гаражей, погребов, холодильников и т.п.

При этом устанавливаются ограничения:

  • строительство названных сооружений должно быть только для своих нужд, поэтому нельзя вести это строительство в коммерческих целях;
  • глубина размещения подобных объектов строительства может быть не более 5 м.

И наконец, разрешается пользоваться подземными водами для нужд ведения хозяйства. Это — устройство бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Если владельцу земли необходимо пробурить артезианскую скважину на дачном, садовом и других участках, то для этого требуется получить лицензию в порядке, установленном водным законодательством РФ.

Субъекты РФ относят некоторые подземные водоносные горизонты по режиму их разработки к общераспространенным полезным ископаемым. Так, исполнительными органами власти Республики Мордовия утвержден 17 февраля 1994 г. «Перечень подземных водоносных горизонтов Республики Мордовия, относимых к общераспространенным полезным ископаемым».

На основании геолого — гидрогеологической изученности Республики Мордовия и анализа полученного при этом фактического материала, установлено, что в мезо — кайнозойских песчано — глинистых отложениях содержатся маловодообразные водоносные горизонты и комплексы. Локально обводненные толщи характеризуются удельными дебитами скважин, составляющими тысячные, сотые, реже десятые доли литра в секунду, и могут быть использованы главным образом для водоснабжения индивидуальных приусадебных и садовых участков.

Поэтому на территории Республики Мордовия в указанных песчано — глинистых отложениях выделены водоносные горизонты и комплексы, отнесенные к общераспространенным полезным ископаемым, в том числе торфяные залежи:

источник

Источники:
  • http://businessman.ru/obscherasprostranennyie-poleznyie-iskopaemyie-perechen-ponyatie-primeryi-mestorojdeniya-ispolzovanie.html
  • http://izron.ru/articles/osnovnye-problemy-i-tendentsii-razvitiya-v-sovremennoy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-i/sektsiya-5-prirodoresursnoe-pravo-agrarnoe-pravo-ekologicheskoe-pravo-spetsialnost-12-00-06/obshcherasprostranennye-poleznye-iskopaemye-voprosy-pravovogo-regulirovaniya/
  • http://studopedia.net/10_26139_obshcherasprostranennie-poleznie-iskopaemie.html
  • http://regionopi.ru/zakony/dobycha-obshherasprostranennyh-poleznyh-iskopaemyh-dlya-sobstvennyh-nuzhd/
  • http://wiseeconomist.ru/poleznoe/45873-poleznye-iskopaemye-kotorye-priznayutsya-obektom-nalogooblozheniya
  • http://wiselawyer.ru/poleznoe/12970-prave-vladelcev-zemelnykh-uchastkov-polzovatsya-obshherasprostranennymi-poleznymi