Меню Рубрики

Общественно полезный труд в школе беларусь

Положение об организации общественно полезного труда обучающихся I. Общие положения 1.1. Общественно полезный труд обучающихся в школе

Положение
об организации общественно полезного труда обучающихся

1.1. Общественно полезный труд обучающихся в школе организуется в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиНа 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профильного обучения и труда подростков», Уставом школы.

1.2. Направлениями общественно полезного труда являются работы для своей школы по охране природы и благоустройству ее территории.

1.3. Педагоги школы осуществляют педагогическое руководство трудовой деятельностью обучающихся, обеспечивают связь с трудовым обучением, общеобразовательной подготовкой, воспитательную и профориентационную направленность.

1.4. Конкретное содержание общественно полезного труда обучающихся определяется руководителем школы по согласованию с родителями обучающихся ( их законными представителями ).

1.5. На общественно полезный труд выделяется время от 0,5 часа до 1,5 часа в зависимости от характера выполняемой деятельности.

· формирование осознанной потребности в труде,

· воспитание уважения к людям труда,

· воспитание заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе,

· закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения,

· участие в экологически значимой деятельности обучающихся на территории школы.

III. Содержание и организация общественно полезного труда обучающихся.

3.1. Общественно полезный труд является составной частью содержания трудового обучения и воспитания обучающихся.

3.2. Формы организации общественно полезного труда включают:

· субботники, экологические акции и десанты,

· работу в летнем оздоровительном учреждении дневного пребывания,

3.3. При организации общественно полезного труда необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда.

4.1. Обучающиеся допускаются к участию в общественно полезном труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, а также обучения безопасным приемам труда и проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

4.2. Запрещается привлечение обучающихся к работам:

· противопоказанным их возрасту,

· опасным в эпидемиологическом отношении,

· связанным с применением ядохимикатов,

· с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

4.3. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляют учителя и воспитатели.

5.1. Обучающиеся школы, участвующие в общественно полезном труде, организаторы и руководители труда школьников могут поощряются в установленном порядке.

Программа «Общественно-полезный труд»

Общественно- полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

В основных направлениях реформы общеобразовательной школы особое значение придается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Используя широкие возможности общественно- полезного труда, следует прививать младшим школьникам необходимые в жизни навыки самообслуживания, приемы ручной работы с различными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, участвовать в благоустройстве школьных дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. ^ Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, классе, на учебно-опытном участке, школьном дворе. Учащихся приучают к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию своих вещей в определенном месте, пришиванию пуговиц, чистке обуви и одежды и др. Их привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой, к уборке классных помеще­ний, рабочей комнаты, коридоров, уходу за растениями в классах, на учебно-опытном участке школы. Учащиеся могут зани­маться подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др. Самообслуживание планируется учителем, в общем плане предусматриваются виды работ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, место и сроки проведения, материальное обеспечение.

Работа организуется по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказы­вают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюде­ние правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окру­жающей среды, ставят задачу выполнения задания в опреде­ленный срок.

Основное условие успеха воспитательной работы — единство требований к учащимся школы и семьи. Для достижения такого единства воспитатели школы проводят беседы с родителями об обязанностях учащихся по самообслуживанию в дома.

Трудовая деятельность учащихся поощряется учителем в устной форме, как в процессе выполнения работы, так и после ее завершения. При этом обращается внимание на то, как выполняется работа (порядок на рабочем месте, аккуратность, помощь товарищу, качество выполненной работы и др.).

В школе дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. Создаются уголки живой природы, проводятся вечера и праздники знатоков природы..

В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе.

Организуя труд на цветнике, учебно-опытном участке, можно выработать у учащихся жизненно необходимые практические навыки.

В младших классах, как правило, ученики выращивают цветочные растения. Они обрабатывают почву, высевают семена цветочных культур в грунт, ведут уход за посевами, удаляя сорняки, проводя полив и т. д.

Работа с однолетними растениями должна чередоваться с уходом за многолетними цветами. Необходимо так подобрать культуры, чтобы с весны до осени — всегда были цветущие растения. Обилие их вызывает у школьников радость от проделанной работы.

Внеурочное время предусматриваются специальные трудовые занятия на территории школы. Осенью дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках. Зимой своевременно нужно очищать от заносов запасные выходы, подъезды и подходы к школе. Весной учащиеся отбрасывают снег от стен школы, прокапывают канавы для вешних вод, разбрасывают слежавшийся снег, убирают вытаявший после зимы мусор. Как правило, хозяйственная необходимость этих работ осознается учащимися без долгих убеждений.

Если же у учащихся возникает нежелание наводить порядок во дворе школы, преодолеть его можно с помощью индивидуальных заданий и строгого учета, различных моральных поощрений. Быстрое выполнение задания не освобождает сильных учеников от помощи слабым и особенно девочкам. После уборки полезно бывает в качестве подведения итогов собрать всю группу и показать ей результаты работы. Прилегающая к школе территория, т. е. все то, что находится в непосредственной близости от школы, представляет объект для организованного детского труда по благоустройству. Осенью необходимо прочистить канавы, убрать отмирающие растения, листья, засохшие и ломанные ветки, обрезать лишние ветки на деревьях и кустарниках. Зимой воспитанники расчищают от снега и льда дорожки, во время гололеда посыпают их песком. Весной перекапывают цветники, окапывают кусты и деревья, сажают но­вые, выращивают цветы, борются с сорняками, поправляют и ремонтируют изгороди, тротуары и дороги.

При проведении этих работ приходится часто напоминать учащимся об осторожности, так как работают они вблизи проезжей части улицы, а то и на ней. Особенно много внимания необходимо уделять младшим учащимся, которые, расшалившись, могут выбежать на проезжую часть улицы. Учителям приходится держать детей компактно, хотя это нередко и мешает работе. Если на школьном дворе группа может быть рассредоточена, то за пределами школьной территории этого делать нельзя, иначе можно потерять управление детьми.

Много объектов общественно полезного труда дети найдут в микрорайоне школы. Работа по благоустройству воспитывает у школьников такие качества, как хозяйственность, аккуратность, способствует возникновению чувства сопричастности к заботам своего города.

Материалы реформы ориентируют учительство на необходимость экономического воспитания учащихся. Большое значение придается воспитанию у учащихся бережного отношения к общественному достоянию, школьному имуществу, учебникам, привитию навыков рачительного хозяйствования. Формирование этих качеств — неотделимая часть процесса трудового воспитания учащихся. Экономическое воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, планируемой работой в школе, микрорайоне.

Родители по рекомендации педагогов продолжают целенаправленное трудовое воспитание детей дома. Труд взрослых и детей по хозяйству закрепит приобретаемые учениками умения и навыки, превратит труд в привычку, которая не будет отягощать детей, а станет их потребностью.

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА.

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА

Трудовое воспитание — процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов и диафильмов, экскурсии, ‘встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры. Но главное — это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки.

«Примерным содержанием воспитания школьников» и учебными программами предусматриваются разнообразные виды общественно полезного труда младших школьников:

1.Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; определение сроков посева семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора, близлежащей улицы, посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.

Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Помощь шефам в уборке территории двора, усадьбы и помещений. Выполнение поручений ГАИ, пожарных инспекций, почты, общества охраны природы и других организаций.

Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Названные виды труда не исчерпывают всего многообразия видов общественно полезного труда. В каждой школе и классе учитывают местные условия, ближайшее окружение и находят свои виды труда.

Что же должен делать учитель, чтобы детский труд стал содержательным?

  1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.
  2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.
  3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
  4. Использовать в системе такие трудовые задания, кото­рые требуют применения на практике знаний, рациональных дей­ствий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации труда должно быть сосредоточено внимание учителей и воспитателей. В этом ключ к использованию воспитательных и образовательных возможностей общественно полезного труда школьников в его коллективных формах.

Читайте также:  Витамины аевит для чего полезен женщинам

Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
— развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
— вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
-формирование активной жизненной позиции.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТЫ

ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

Экскурсия по школе, в библиотеку и на пришкольный участок. Встреча с работниками библиотеки. Прогулки в лес, парк, сквер: наблюдение за трудовой деятельностью людей; сбор опавших листьев для гербариев. Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных. Экскурсия «Наша улица — частица Родины». Беседы: «Кто для нас трудится», «Для чего руки нужны», Участие в операции «Наша улица», «Чистый город». Утренник «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки», «В гостях у Мойдодыра». Конкурс «Что растет на грядке?».

Беседы: «Говорят ли вам «спасибо»?», «Как мы помогаем дома?», Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей. Посты бережливых. Организация соревнования между рядами. Сборы «Кто что умеет делать?», «Когда мамы дома нет». Занятие «Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки). Выставка рисунков «Я помогаю дома». Сооружение снежной горки для катания на санках. Экскурсия в зимний лес. Подкормка зимующих птиц.

Беседы: «Всякая вещь трудом создана», «Есть профессий на свете немало», «О самых важных событиях в стране».

Чтение книг и рассказов о труде. Чтение рассказов, стихотворений и статей из журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» и детских журналов.

Экскурсия на почту. Игра в почту. Праздник сказки. Чтение сказок, постановка инсценировок на темы народных сказок. Рисунки к прочитанным сказкам (для выставки).

Праздник посвященный Дню Российской Армии и Военно-Морского Флота. Выставка поделок и рисунков по военной тематике. Классные часы «Наши папы и мамы на работе», «Как мы учились выполнять работу по дому

Праздник «Мамин день». Конкурс-выставка рисунков и поделок (подарков для мам, бабушек, старших сестер). Участие в празднике «Птицы — наши друзья». Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Конкурс «Кто нас обслуживает?». Изготовление поделок из природного материала. Выставки книг и тетрадей.

Беседы: «Чувствуй себя за все в ответе», «Кого называют трудолюбивым?», «Мой друг — режим», «Про колосок и хлеба кусок». Подготовка к Дню космонавтики: игры, соревнования, изготовление из бумаги и картона ракетопланов и самолетов, рисование и лепка. Классный час «Книжкины именины». Участие в празднике «Хлеб — наше богатство». Экскурсия в магазин. Игра в «магазин». Выход во двор школы. Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях. Весенние работы на пришкольном участке. Операции «Чистый двор», «Послушная метелка» (уборка улицы, части сквера или парка). Сбор «Чему мы научились?». Выставка рисунков, поделок, макетов, вышивок. Подведение итогов выполнения общественных поручений. Задания на лето.

источник

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»

Общественно полезный труд

Сцелью формирования у учащихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и природев учреждениях общего среднего образования, расположенных как в городской, так и в сельской местности, может быть организован общественно полезный труд из расчета 1 учебный час в неделю в ІІІ-VІІІ классах и 2 учебных часа в неделю – в ІХ-ХІ классах (пункт 77 Положения об учреждении общего среднего образования).

Учащиеся привлекаются к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах промежутков времени, установленных в пункте 121Санитарных норм и правил. В этом же пункте определены виды работ, которые могут выполняться в рамках общественно полезного труда, а также виды работ, к выполнению которых запрещается привлекать учащихся, указаны нормативные правовые акты, положения которых необходимо учитывать при организации общественно полезного труда.

В соответствии с пунктом 122 Санитарных норм и правил общественно полезный труд должен быть организован согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое).

Используемый при работе инвентарь (лопаты, лейки, грабли и другое) должен соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Об организации общественно полезного труда

Методические рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда учащихся V-XI классов учреждений общего среднего образования

Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:

культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;

интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;

трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.

Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:

взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;

оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;

использование разнообразных видов общественно полезного труда.

Основные виды общественно полезной деятельности учащихся VXI классов учреждений общего среднего образования:

самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);

изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);

уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);

благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);

уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;

оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.

В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся V-XIклассов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.

Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.

Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся V-XIклассов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.

Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся V-XIклассов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:

подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);

инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;

выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;

сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.

В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 27 декабря 2012 г.

№ 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35) П.121. ГЛАВА 9.

учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

25 минут в учебную неделю в I-IIклассах;

45 минут в учебную неделю в III-IVклассах;

одного часа в школьную неделю в V-VIIIклассах;

1 часа 30 минут в школьную неделю в IX-XIклассах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с I-II классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с III класса; уборка территории – с V класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с VII класса; влажная уборка учебного помещения – с VIII класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися III-XI классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися III-XI классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися V-XI классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися V-XI классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися VIII-XI классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:

со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіх забараняецца прымяненне працы асоб маладзей васемнаццаці гадоў»;

с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);

с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).

Также запрещается привлекать учащихся:

к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;

к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;

к мытью полов учащимися младше 14 лет;

к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Светлогорского райисполкома
Государственное учреждение образования «Гимназия г. Светлогорска
Администратор сайта Карпенкова Елена Анатольевна

источник

Методические рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда

учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования

Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:

культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;

интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;

трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.

Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:

взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;

оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;

использование разнообразных видов общественно полезного труда.

Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:

самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);

изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);

уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);

благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);

Читайте также:  Видео полезно ли глотать сперму

уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;

оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.

В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.

Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.

Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.

Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:

подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);

инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;

выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;

сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.

В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,

П.121. ГЛАВА 9.

Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;

45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;

одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;

1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:

со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіхзабараняеццапрымяненнепрацыасобмаладзейвасемнаццацігадоў»;

с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);

с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).

Также запрещается привлекать учащихся:

к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;

к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;

к мытью полов учащимися младше 14 лет;

к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

источник

Когда: 09 апреля 2019 в 15:16

Когда: 21 января 2019 в 14:19

Когда: 17 января 2019 в 14:30

В нашей школе в 2018/2019 учебном году организован общественно полезный труд, в рамках которого учащиеся 5-11 классов выполняют различные виды работ:уборка своего рабочего места, ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении, уборка территории, собирание и изготовление коллекций местного природного материала, гербариев учащимися.

Также выполняется ремонт наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов); благоустройство территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5 — 11-х классов; изготовление изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5 — 11-х классов; ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8 — 11-х классов.

Методические рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования

Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования, являясь важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования: культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда; интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения; трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.

Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:

  • взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;
  • оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;
  • использование разнообразных видов общественно полезного труда.

Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5- 11 классов учреждений общего среднего образования:

  • самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);
  • изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);
  • уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);
  • охрана окружающей среды;
  • благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.),
  • благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);
  • уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;
  • оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.

В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотрыконкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др. Организуя общественно полезную деятельность, важно использовать разнообразные методы:

  • передача опыта (упражнения по формированию трудовых навыков при выполнении конкретных операций);
  • стимулирование и мотивация деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, взаимопомощи, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий);
  • контроль и самоконтроль (рефлексия деятельности).

Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период. Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебнопроизводственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок.

Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования. Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:

  • подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);
  • инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;
  • выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;
  • сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.

Учет общественно полезного труда фиксируется в классном журнале на специально отведенной странице. В соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206, учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах одного часа в учебную неделю в 5–8-х классах, 1 часа 30 минут в учебную неделю в 9–11-х классах.

При организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877).

2. Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 80, 2/70) (с изменениями и дополнениями от 03.05.2014 г.).

3. Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1453) (с изменениями и дополнениями от 12.07.2013 г.)

4. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №103, 2/215).

5. Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8,2/1892).

6. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением 4 Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206 (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2014 г. № 63).

7. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875).

8. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. N 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 26.05.2011 № 35, от 08.05.2013 № 37).

9. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 №67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.08.2013, № 8/27770).

10. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 №283.

11. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2006 г., N 8/15613).

12. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015гг., утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 16 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2011 г., N 8/24085).

источник

Методические рекомендации
по обеспечению системной организации общественно полезного труда

учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования

Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования, являясь важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:

культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;

интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;

трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.

Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:

Читайте также:  Ютуб полезные советы и приспособления для дачи

взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;

оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;

использование разнообразных видов общественно полезного труда.

Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:

самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);

изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);

уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);

благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);

уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;

оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.

В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.

Организуя общественно полезную деятельность, важно использовать разнообразные методы:

передача опыта (упражнения по формированию трудовых навыков при выполнении конкретных операций);

стимулирование и мотивация деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, взаимопомощи, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий);

контроль и самоконтроль (рефлексия деятельности).

Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.

Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.

Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:

подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);

инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;

выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;

сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.

Учет общественно полезного труда фиксируется в классном журнале на специально отведенной странице:

Учет общественно полезного труда

Содержание выполненной работы

В соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206, учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах одного часа в учебную неделю в 5–8-х классах, 1 часа 30 минут в учебную неделю в 9–11-х классах.

При организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877).
  2. Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 80, 2/70) (с изменениями и дополнениями от 03.05.2014 г.).
  3. Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1453) (с изменениями и дополнениями от 12.07.2013 г.)
  4. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №103, 2/215).
  5. Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8,2/1892).
  6. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206 (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2014 г. № 63).
  7. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875).
  8. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. N 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 26.05.2011 № 35, от 08.05.2013 № 37).
  9. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 №67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.08.2013, № 8/27770).
  10. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 №283.
  11. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2006 г., N 8/15613).
  12. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015гг., утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 16 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2011 г., N 8/24085).

источник

В учреждении образования «Детский сад – начальная школа №63» с 15 сентября 2018 года по 9 ноября 2018 года в рамках осенней республиканской акции-конкурсе по сбору макулатуры среди учреждений общего среднего образования Республики Беларусь »Макулатуру – в переработку. Наша забота, а не енота»! прошла акция-конкурс по сбору макулатуры.

К ребятам в гости приезжал знаменитый герой акции — Енот и проводил занимательные встречи с ребятами, сам принял участие в сдаче и погрузке макулатуры.

По результатам акции-конкурса будут определены классы-победители. Каждый класс-победитель получит подарок

Акция по сбору макулатуры

Акция «Посади цветок»

Расписание организации общественно – полезного труда учащихся

в Государственном учреждении образования

«Детский сад – начальная школа № 63 г. Гомеля»

Заместитель директора по учебной работе М.В. Дудаль

Информация об организации

общественно полезного труда (далее – ОПТ) учащихся

в Государственном учреждении образования

«Детский сад – начальная школа № 63 г. Гомеля»

в 2018/2019 учебном году

Количество учреждений образования, в которых выделены часы на ОПТ в соответствии с п.77 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 с изменениями и дополнениями
1
в том числев учреждениях, расположенных в сельской местности
в учреждениях, расположенных в городской местности 1
Процент от общего числа учреждений общего среднего образования в районе
Общее количество часов, выделенных на ОПТ (в неделю) 8
в том числе на организацию работы сучащимися III классов 4
учащимися IV классов 4
учащимися V классов
учащимися VI классов
учащимися VII классов
учащимися VIII классов
учащимися IX классов
учащимися X классов
учащимися XI классов
Общее количество учащихся, охваченных ОПТ 190
в том числеучащихся III классов 93
учащихся IV классов 97
учащихся V классов
учащихся VI классов
учащихся VII классов
учащихся VIII классов
учащихся IX классов
учащихся X классов
учащихся XI классов
Процент от общего числа учащихся III – XI классов 100
Категории педагогических работников, которым протарифицированы часы ОПТ Учителя начальных классов
Виды работ, выполняемых учащимися в рамках ОПТ В соответстви с Гл. 7 п. 121 Санитарных норм и правил:- самообслуживание: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола;-ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении;- ремонт наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов).

Заместитель директора по учебной работе М.В.Дудаль

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206

(в ред. постановлений Минздрава № 63 от 29.07.2014, № 78 от 25.11.2014 г. и № 35 от 17.05.2017 г.)

Санитарные нормы и правила. Требования для учреждений общего среднего образования

П. 120. При организации трудового обучения учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» общая продолжительность практической работы для учащихся 1 — 2-х классов не должна превышать 25 минут, 3 — 4-х классов — 35 минут.

Продолжительность непрерывной работы учащихся 1 — 4-х классов с бумагой, картоном, текстильными материалами должна составлять от 7 до 10 минут.

Использование на учебных занятиях утиля, стекла, легко воспламеняющихся материалов, жидкостей и газов не допускается.

Оптимальная плотность основной и вспомогательной работы учащихся 5 — 9-х классов на учебных занятиях техническим трудом не должна превышать 65%, на учебных занятиях швейного дела — 70%. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям предусматривается не более 10 минут в 5-х классах, 15 минут — в 6 — 7-х классах, 20 минут — в 7 — 9-х классах.

121. Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

25 минут в учебную неделю в 1 — 2-х классах;

45 минут в учебную неделю в 3 — 4-х классах;

одного часа в школьную неделю в 5 — 8-х классах;

1 часа 30 минут в школьную неделю в 9 — 11-х классах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола — учащимися с 1 — 2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении — с 3-го класса; уборка территории — с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) — с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения — с 8-го класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3 — 11-х классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3 — 11-х классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5 — 11-х классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5 — 11-х классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8 — 11-х классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:

постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. N 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.08.2013, 8/27770);

(в ред. постановления Минздрава от 29.07.2014 N 63)

с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. N 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 263, 8/22875);

с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. N 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 274, 8/22916).

Также запрещается привлекать учащихся:

к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;

к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;

к мытью полов учащимися младше 14 лет;

к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

122. Общественно полезный труд должен быть организован согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое).

Используемый при работе инвентарь (лопаты, лейки, грабли и другое) должен соответствовать возрастным возможностям учащихся.

источник

Источники:
  • http://www.sgymnasia.gomel.by/index.php?option=com_content&view=article&id=1056&Itemid=324
  • http://peski.kobrin.edu.by/ru/main.aspx?guid=24071
  • http://www.sh1-hoiniki.guo.by/obschestvenno-poleznyiy-trud
  • http://1bobruisk.schools.by/pages/metodicheskie-rekomendatsii-po-obespecheniju-sistemnoj-organizatsii-obschestvenno-poleznogo-truda
  • http://school63-gomel.desha.by/?page_id=3778