Меню Рубрики

Общие представления о желательном правильном и полезном

Специальность (должность): УЧИТЕЛЬ МХК

Основы социологии Выбрать правильный ответ

ОС-1. Терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям – это

Толерантность Воспитанность Образованность Лояльность Этноцентризм

ОС.2. Ожидаемое от человека поведение, обусловленное его положением в обществе статус

ОС-3. Общие представления о желательном, правильном и полезном, разделяемые большей частью общества,– это

Символы Ценности Правила Обычаи Нормы

ОС.4. Общество в современной социологии — это все разумные существа на планете

люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру

ОС.5. Система образования относится к институтам политики

экономическим институтам духовным институтам

ОС.6. Социальное неравенство, основанное на этнической принадлежности называется национализм

ОС.7. Изменение положения индивида или группы в системе социальной стратификации называется:

профессиональным ростом социальной мобильностью возрастными изменениями

ОС.8. Стремление к обособлению, отделению части государства или отдельного этноса определяется понятием

ОС-9. Процесс соотнесения, отождествления индивида с культурой и традициями своего народа имеет название

этническая идентификация ресоциализация

пассивное приспособление религиозная идентификация

ОС.10. Девиантное поведение в социологии определяется как отклонение от групповой нормы

преступное поведение подчинение общим правилам

ОС.11. Конкретные социально-педагогические исследования — это: способ решения назревших социальных и педагогических проблем средство получения информации

ОС-12. Формирование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях, ритуалах — это

Интеракция Институционализация Инвестиция Интуиция

ОС.13. Выбрать два правильных ответа: К социальным свойствам личности относятся: Темперамент

Коммуникабельность Воля Компетентность

При наборе текста в текстовом редакторе, клавиша Enter используется для перехода на новый абзац

перехода на новую страницу открытие нового документа

Каких списков нет в текстовом редакторе многоколоночных

многоуровневых нумерованных маркированных

Основным элементом электронной таблицы является Ячейка

В электронной таблице имя ячейки образуется

из имени столбца и строки

из последовательности цифр

Электронная таблица структурно состоит из строк и столбцов

Интернет и электронная почта

Какой символ обязательно присутствует в адресе электронной почты

Что нельзя прикрепить к электронному письму папку

текстовый файл графический файл архив

сайт, позволяющий осуществлять поиск информации на основе ключевых слов, определяющих область интереса пользователя;

программа тестирования компьютера; протокол передачи почтовых сообщений;

программа передачи гипертекстовой информации;

Поставить в соответствие название программы и определение

компьютерная программа, используемая для создания, редактирования и форматирования документов

компьютерная программа создания и редактирования изображений (рисунков, фотографий и др.)

компьютерная программа, предназначенная для обработки различных данных, представленных в табличной форме

компьютерная программа, обеспечивающая доступ и перемещение в глобальной компьютерной сети Интернет

Программа Power Point используется для создания ….

презентаций с целью повышения эффективности восприятия и запоминания информации таблиц с целью повышения эффективности вычисления формульных выражений текстовых документов, содержащих графические объекты

Internet -страниц с целью обеспечения широкого доступа к имеющейся информации

Составная часть презентации, содержащая различные объекты, называется… слайд

Задание Выбрать правильный ответ

Организация охраны здоровья обучающихся осуществляется:

медицинской службой образовательных организаций;

медицинской службой муниципальных районов;

региональными Центрами здоровья

Задание Выбрать правильный ответ

Органы исполнительной власти в сфере здравоохранения в условиях образовательных организаций НЕ обеспечивают:

-оказание первичной медико-санитарной помощи,

-прохождение периодических медицинских осмотров

-проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий

Задание Выбрать правильный ответ

Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются:

заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей

заключение врача образовательной организации;

-просьба в письменной форме родителей (законных представителей) учащегося;

рекомендации медицинской организации, в которой ребенок проходил лечение.

Задание Выбрать правильный вариант

Первая помощь в Российской Федерации оказывается:

Всем лицам, находящимся на ее территории

Только гражданам, имеющим медицинский полис

Только людям, за жизнь которых несете ответственность.

Какой Федеральный закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства?

в). «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера». г). «О полиции»

Задание Выбрать правильный ответ

Кто возглавляет Совет безопасности Российской Федерации? а). Председатель Правительства РФ.

в). Секретарь Совета безопасности РФ

г). Председатель антитеррористического комитета РФ.

Задание Выбрать правильный ответ Утомление в процессе учебы является:

признаком заболевания причиной ухудшения здоровья

следствием неправильной организации учебного процесса нормальной защитной реакцией организма

Задание Выбрать правильный ответ

В комплекс мероприятий по оказанию первой помощи входит:

Применение обезболивающих препаратов Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение Вызов скорой медицинской помощи

Задание Выбрать ДВА правильных ответа

Пострадавшего следует транспортировать своими силами в том случае, если:

нет надежды на быстрое прибытие медицинской помощи

нужно немедленно удалить из опасных для жизни условий

имеется опасное кровотечение

Задание Выбрать правильный ответ

Действия лица при попадании шаровой молнии в помещение:

-отойти подальше от электроприборов и проводки

-попытаться отмахнуться каким-либо предметом

Задание Выбрать правильный ответ

Здоровый образ жизни зависит в большей степени от:

экологической ситуации в стране качества продуктов питания эпидемической обстановки в регионе

осознанного индивидуального поведения человека

Задание Выбрать правильный ответ

Вид эвакуации, при котором вывозится нетрудоспособное население и не занятое в производстве и в сфере обслуживания население – … эвакуация.

Задание Выбрать правильный ответ

Федеральный закон РФ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» здоровье человека определяет как:

отсутствие болезней и физических недостатков

состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма

отсутствие у человека болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом

врожденная невосприимчивость к простудным заболеваниям

Задание Выбрать правильный ответ

Уход за пострадавшим, получившим какую-либо травму или внезапное повреждение, до того, как успеет приехать скорая медицинская помощь или врач это:

первая медицинская помощь;

первая доврачебная помощь; доврачебная помощь;

Задание Выбрать правильный ответ

Максимальное наказание, которое предусмотрено за ложное сообщение об угрозе террористического акта:

принудительные работы административный арест лишение свободы

Задание Выбрать правильный ответ

Наиболее важным фактором переутомления является:

излишняя требовательность и настойчивость педагога; различные заболевания ребенка;

игнорирование в учебном процессе гигиенических требований и индивидуальных особенностей ребенка;

неудовлетворительная физическая подготовка.

Задание Выбрать правильный ответ

Общественный контроль за охраной труда в ОО осуществляет: Административная комиссия

Уполномоченный по охране труда профкома Специалист по охране труда

Зам. по учебной и воспитательной работе

Задание Выбрать правильный ответ

Индивидуальный подход в организации образовательного процесса подразумевает: защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний;

ограничение, учащимся с отклонениями в состоянии здоровья учебных нагрузок; освобождение от внеурочной деятельности;

тщательное выполнение медицинских рекомендаций.

Задание Выбрать правильный ответ

Каким законом определены права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

Законом Российской Федерации «О безопасности»;

Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера»; Федеральным законом «О гражданской обороне»;

Федеральным законом «О радиационной безопасности населения».

Задание Выбрать правильный ответ

Какая служба осуществляет государственный надзор за выполнением СанПиН?

Федеральная инспекция труда

Техническая инспекция труда профсоюза работников народного образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Методика воспитательной деятельности

Выбрать правильный ответ Воспитание может быть рассмотрено как:

Общественное явление, воздействие общества на личность

Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса Целенаправленное управление процессом развития личности

Деятельность педагогов, ориентированная на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса:

Воспитательная работа Воспитательная система Воспитательное мероприятие Система воспитательной работы

Цель Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

а.определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей,

б.определение основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, в.формирование общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации

Согласно отечественной психолого-педагогической традиции, личность – это явление, которое:

Присуще человеку от рождения и неизменно на протяжении всей жизни Проявляется в ходе онтогенетического развития

Характеризует индивидуальность человека Свойственно лишь избранным людям

Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания являются поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности

а. воспитания б.социализации в. коррекции г.обучения

Социализация в широком значении характеризуется как:

Взаимодействие человека и общества Приспособление человека к требованиям общества Развитие и саморазвитие человека

К микрофакторам социализации (факторам, оказывающим непосредственное влияние на человека), выделенным в теории воспитания А.В. Мудриком относятся:

Космос, общество, государство и др. Телевидение, город, поселок и т.п.

Семья, группа сверстников и пр.

Генетика, физиология человека

Создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:

Социальное воспитание Диссоциальное воспитание Коррекционное воспитание

Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием:

1. Принцип соединения воспитания с трудом

1. Социальное и интеллектуальное содержание труда, его нравственная направленность, труд как источник радости и удовлетворения

2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности

2. Обращать внимание на положительные стороны человека, а не на его недостатки

3. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости

3. Необходимо помочь ребенку наметить перспективы его личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива

4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему

4. Как можно больше требований и как можно больше уважения одинаково направленных на всех обучающихся и на самого педагога

Цель государственной политики в сфере патриотического воспитания включает: создание условий для повышения гражданской ответственности

повышение уровня консолидации общества

воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию

Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на: Внутреннюю свободу личности

Уважение к государственной власти

Гармоничное проявление культуры межнационального общения Все ответы верны

Трудолюбие может быть сформировано у детей, если:

Работа, которую необходимо выполнить детям, прописана в программных документах образовательного учреждения

Работа, которую необходимо выполнить, задается взрослым, который сам не желает трудиться и не участвует вместе с детьми в процессе выполнения трудового задания

Работа, которую необходимо выполнить, приносит детям увлеченность и перспективу

Работа, которую необходимо выполнить, предъявляется исключительно в форме требования взрослого

Формирование эстетического вкуса и преобразовательной эстетической деятельности детей возможно в условиях:

Пристального внимания к природной привлекательности ребёнка Повышенных требованиях к эстетике одежды и внешнему виду детей Эстетически оформленного места жизни ребенка, созданного взрослыми

Эстетически оформленного места жизни ребенка, идентификацией ребенка с этим местом и активным посильным участием в подержании его эстетической привлекательности

Способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательных задач

Техника и логика построения процесса воспитания Формы организации детской активности

Наборы приемов воспитания

Современный национальный воспитательный идеал определяется: Конституцией Российской Федерации

Законом Российской Федерации об образовании

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования

В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей

Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок Ориентацию в сфере религиозной культуры и светской этики

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет роль педагога, прежде всего как:

Источника информации Медиатора Фасилитатора Воспитателя

Знание теоретических концепций воспитания (к примеру, теория коллектива А.С. Макаренко, теория воспитательных систем Л.И. Новиковой, теория воспитывающего обучения И. Гербарта и др) относится к:

Методологическому уровню знания Методическому уровню знания Теоретическому уровню знания Технологическому уровню знания

Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи – это

опекаемые дети несовершеннолетние обучающиеся

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Духовно-нравственное воспитание личности – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися

Гуманистических ценностей Общечеловеческих ценностей Базовых национальных ценностей Общенациональных ценностей

Ведущим видом деятельности подростка является: учебная деятельность

учебно-профессиональная деятельность эмоциональное общение

Важным (основным) стимулом к учению в подростковом возрасте является: притязание на признание среди подростков

желание получить хорошую оценку все ответы верны

Выбрать 3 правильных ответа Структурными компонентами учения являются: аудиальный компонент

мотивационный компонент операционный компонент контрольно-оценочный компонент

Выбрать 3 правильных ответа

Особенности самосознания личности в подростковом возрасте: неадекватная самооценка

самосознание через сравнение себя с другими

направленность на будущее потребность быть взрослым

43. Выбрать 3 правильных ответа

Специфическими особенностями педагогического общения являются: направленность на нескольких субъектов

ориентированность на субъект

Столкновение противоположных позиций на основе противоположно направленных мотивов или суждений — это:

Эти мотивы характеризуются направленностью учащихся на самостоятельное совершенствование способов получения знаний:

учебно-познавательные мотивы самообразования

широкие социальные мотивы

Выбрать 2 правильных ответа

Одна учительница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая учительница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт. Причинами конфликта в данном случае явились:

неудовлетворительные коммуникации нарушение этики общения

нарушение трудовой дисциплины

психологические особенности конфликтующих

Верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является: компромисс, критика, борьба

уступка, уход, сотрудничество

борьба, уход, убеждение сотрудничество, консенсус, уступка

Выбрать 3 правильных ответа

Безоценочное отношение к личности ученика помогает: устанавливать доверительные отношения контролировать

понимать мотивы поведения

51.Выбрать правильный ответ

Определите мотив поведения.

Вы дали ученику задание. Он демонстративно закрыл тетрадь, сложил руки, отодвинул пенал, говорит, что все равно ничего не получится. Вы подошли к мальчику, он спокойно открыл тетрадь и приступил к работе – это…

Определите мотив поведения. Ученица сидит на уроке и громко плачет. Вы подошли к ней, и плач стал громче – это…

привлечение внимания избегание неудачи

Определите мотив поведения. Ученица сидит на вашем открытом уроке и в присутствии комиссии начинает громко плакать. Вы подходите к ней, а она говорит, что ничего не понимает, потому что Вы плохо учите – это…

привлечение внимания избегание неудачи

Выбрать 3 правильных ответа

В составе личностных УУД могут быть выделены следующие виды действий: действие смыслообразования

действие нравственно-этического оценивания

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

55.Выбрать правильный ответ

Эти универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности…

регулятивные личностные познавательные коммуникативные

Субъект – субъектные отношения предполагают:

отношение к ученику как к равноправному участнику образовательного процесса субъективизм оценки учителя

отношение к ученику как к испытателю субъективное соотношение лидерства и подчинения

Метод, позволяющий установить статусное положение ребенка в системе межличностных отношений в классе:

эксперимент социометрия беседа анкетирование

Основанием возникновения конфликта является: мотивы конфликта

позиции конфликтующих сторон предмет конфликта

Обсуждение поведения человека в разгар конфликта является: необходимой мерой воздействия

ситуативной мерой воздействия

1.Выбрать правильный ответ

Площадь учебных кабинетов на одного учащегося в классе при фронтальных формах занятий должен составлять:

2.Выбрать правильный ответ

Какой цвет допускает СанПиН для классных досок (с использованием мела)? а) темно-зеленый;

в) темно-зеленый или темно-коричневый при условии наличия антибликового покрытия;

г) при наличии антибликового покрытия цвет доски может быть любым.

3.Выбрать правильный ответ

Уровень освещенности классной доски должен быть не менее:

А)100-150 люкс Б) 200-250 люкс

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося 2-3 ступени за передним столом должен быть не менее:

Объем максимально допустимой нагрузки в течении дня для обучающихся 7-11 классов (кроме классов компенсирующего обучения) должен составлять:

а) не более 6 уроков б) не более 7 уроков

Общий объем нагрузки в течение дня для обучающихся 8-11 классов не должен превышать: а) не более 7 уроков;

в) не более 7 уроков и один раз в неделю 8 уроков за счет урока физической культуры; г) не менее 8 уроков.

Расстояние от глаз до тетради или книги у обучающихся 5 — 11 классов должно составлять не менее:

Оптимум умственной работы у школьников в средней и старшей школе приходится на:

Выбрать правильные ответы

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в:

А) понедельник или вторник Б) вторник или среда

Читайте также:  Чем полезен лен для мужчин

15. Выбрать правильный ответ

Сколько видов электронных средств обучения разрешается использовать на одном уроке? а) не более одного;

б) не более двух; в) два и более;

Выбрать правильный ответ: Основные вопросы экономики формулируются как:

Что производится? Как производится? Кем потребляется?

Что потребляется? Как производится? Кто производит?

Что производится? Как потребляется? Кто производит?

Что потребляется? Как производится? Кто потребляет?

Выбрать 3 правильных ответа Рынок покупателя — это

ситуация дефицита товаров

3. конкуренция между продавцами за увеличение продаж

конкуренция между продавцами за долю рынка

3. Выбрать 7 правильных ответов Юридическими лицами являются 1. акционерное общество 2. командитное товарищество

индивидуальный частный предприниматель

родители по отношению к своему ребенку

администрация района в котором Вы живете

Ваше образовательное учреждение

товарищество собственников жилья

«совет» старейшин у подъезда Вашего дома

Цены в рыночной экономике:

выше, чем при государственном регулировании;

меняются в результате взаимодействия спроса и предложения;

устраивают продавцов, но не устраивают покупателей.

Деньги в экономической системе государства служат в качестве:

Что из перечисленного ниже лучше всего отражает понятие «государство в экономике»?

Совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на всех территориальных уровнях управления.

Совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном уровне управления.

Совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, имеющихся на территории данной страны.

Совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, принадлежащих жителям данной страны.

После окончания школы Вы поступили в Университет, где обучаетесь бесплатно. Что из перечисленного ниже могло являться альтернативной стоимостью Вашего решения поступить в Университет?

Деньги, которые Вы могли бы заработать, вместо учебы, поступив на работу.

Знания, которые Вы получите, обучаясь в Университете.

Деньги, которые Вам пришлось бы заплатить, если бы обучение в Университете было платным.

Деньги, которые Вы сможете заработать по окончании учебы.

Проблему ограниченности ресурсов можно решить только:

если люди будут экономить ресурсы;

если все добровольно ограничат свои потребности;

лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров;

эта проблема не решаема в принципе.

В основные права потребителя не входит

Право частной собственности

10. Российский хоккеист купил на свои средства комплект хоккейной формы для детской команды своего клуба. Его товарищ по команде потратил деньги на приобретение квартиры в Москве. С экономической точки зрения

Оба поступили нерационально

Оба поступили рационально

Второй поступил рационально, а первый — нет

Первый поступил рационально, а второй — нет

VIII «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса»

Выберите правильный ответ. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:

трудовым договором. коллективным договором. двусторонним договором. трудовым соглашением.

Выберите правильный ответ. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях: урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам

реализации права на образование

осуществления контроля за деятельностью педагогических работников

разрешения конфликтных ситуаций между педагогическим работником и директором

Выберите ДВА правильных ответа В Российской Федерации образование может быть получено в образовательных организациях в следующих формах:

очная форма обучения заочная форма обучения экстернат. самообразование.

Выберите правильный ответ.

Ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной

заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся – это

а) конфликт интересов педагогического работника б) взятка

в) коррупционная преступность г) злоупотребление властью

Выберите правильный ответ.

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

перевод на нижеоплачиваемую должность. увольнение по соответствующим основаниям.

лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат. строгий выговор.

6.Выберите правильный ответ.

Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:

при получении образования соответствующего уровня впервые;

при получении образования в соответствии с занимаемой должностью; при согласии руководителя образовательного учреждения;

если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.

Выберите правильный ответ.

При приеме в образовательное учреждение администрация обязана познакомить ребенка и его родителей с:

должностными инструкциями учителей, которые будут вести занятия с ребенком. Уставом образовательного учреждения;

коллективным трудовым договором; правилами внутреннего трудового распорядка.

Выберите правильный ответ.

Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается:

с поступающим на работу лицом, являющимся пенсионером по возрасту. с заместителями руководителя образовательного учреждения.

на время исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется место работы.

с лицами, поступающими на работу по совместительству.

Выберите правильный ответ.

Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается: Учредителем.

Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения;

исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; постановлением Правительства РФ.

Выберите правильный ответ.

Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут: только физические лица.

только должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение законодательства только юридические лица, нарушившие законодательство.

все юридические или физические лица, нарушившие законодательство

Выбрать ДВА правильных ответа.

Назовите формы получения образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

экстернат самообразование семейная форма

в форме корпоративного обучения все перечисленные

Выбрать правильный ответ. Привлечение несовершеннолетних обучающихся к труду без согласия их родителей

запрещается, если это не предусмотрено образовательной программой.

Выберите правильный ответ. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по:

уровням образования; ступеням образования;

формам получения образования

Установление форм, периодичности и порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся осуществляется:

Правительством Российской Федерации

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Выберите правильный ответ.

Совокупность прав и свобод (в т.ч. академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, -это:

Правовой статус педагогического работника Профессиональный уровень педагогического работника Статус образовательной организации

Правовой статус родителей (законных представителей) обучающегося

Выбрать правильный ответ. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся осваивающим образовательные программы:

дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными

возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости);

среднего общего образования ;

среднего профессионального образования

Выбрать правильный ответ. К обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание, выговор, отчисление. строгий выговор

выполнение дополнительных заданий в рамках осваиваемой образовательной программы

Выбрать правильный ответ. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность следующих уровней образования:

Среднее общее образование Высшее образование –бакалавриат

Высшее образование – специалитет, магистратура

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Выбрать правильный ответ. Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, -это :

Направленность (профиль) образования Адаптированная образовательная программа Инклюзивное образование

Выбрать правильный ответ. Лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы это:

Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов – это:

Программа развития образовательного учреждения

Дополнительная образовательная программа

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к:

Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, – это:

Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к:

Основанием выделения следующих типов учебных занятий: урок постановки учебной задачи, урок преобразования учебной задачи, урок моделирования, урок преобразования модели, урок построения системы конкретно-практических задач, урок контроля, урок оценки является:

Приемы активизации познавательного интереса

Способы организации общения

Приемы формирования учебных навыков

Принцип, обеспечивающий переход от адаптивной и репродуктивной модели образования к деятельностной и преобразующей, — это принцип:

1 Принцип полного образования

Принцип вариативного образования

Принцип опережающего образования

Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов, — это:

Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности, — это:

Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании, – это:

— Другой, оказывая влияние на деятельность, обретая возможность выйти за свои пределы:

Поставить в соответствие виду инновационной деятельности ( проектная, научно- исследовательская, образовательная) его характеристику

проектная — направлена на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»)

научно-исследовательская — направлена на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение») образовательная — направлена на профессиональное развитие субъектов

определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»)

Поставить в соответствие системообразующему принципу современного образования ( принцип опережающего образования, принцип полноты образования, принцип вариативности, принцип фундаментализации ) его содержание:

Принцип полноты образования — единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов

Принцип опережающего образования — приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур

Принцип вариативности — единство многообразия, позволяющее каждому человеку выбирать и вырабатывать свою собственную позицию, собственную образовательную траекторию

Принцип фундаментализации — формирование целостной картины мира, адекватной идее междисциплинарности систем знания

Поставить в соответствие образовательному подходу (системно-деятельностный; личностно-ориентированный; проектный; социокультурный) особенность его применения в образовательном процессе:

Системно-деятельностный предполагает развитие личности учащегося на основе системы универсальных способов деятельности

Проектный — предполагает идеальное конструирование и практическую реализацию, а также рефлексивное соотнесение замысла и последствий его реализации

Социокультурный- предполагает формирование социально значимых компетентностей и концентрацию на основных ценностях социальных групп, наиболее значимых для определенного типа общества

Личностно-ориентированный — предполагает моделирование педагогических условий актуализации и развития опыта личности

Поставить в соответствие методу обучения ( познавательный метод, контрольный метод, преобразовательный метод, систематизирующий метод ) дидактическую цель :

Познавательный метод — восприятие, осмысление, запоминание нового материала;

Контрольный метод — выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, их коррекция;

Преобразовательный метод — творческое применение умений и навыков;

Систематизирующий метод — обобщение и систематизация знаний

Установить последовательность этапов проектирования в образовании:

источник

Американские пословицы и их перевод на русский язык

Немецкие пословицы и их перевод на русский язык

а) God helps those who help themselves – Бог помогает тому, кто сам о себе заботится.

б) Cleanliness is next to godliness – Чистота и набожность стоят рядом.

в) If you cant stand the heat get out of kitchen – Если не выносишь жара, уйди из кухни.

г) Early to bed and early to rise? Makes a man healthy, wealthy and wise – Ранний сон и ранний подъём приносят человеку здоровье, богатство и мудрость.

д) Happy is the country with no history – счастлива та страна, у которой нет истории.

1) Попытайтесь объяснить значение каждой пословицы. Вполне ли понятно это значение или необхо­димы пояснения?

2) К каким культурным ценностям можетиметь отно­шение данная пословица?

3) Попробуйте подобрать пословицу или поговорку на вашем родном языке, в которой выражается та же ценность. Если вам не удалось это сделать, то объяс­ните, почему.

4) Если вам удалось подобрать эквивалент на родном языке, подумайте, насколько он употребителен в ва­шей культуре? Можно ли отнести его к определен­ной социальной, возрастной и иной группе людей?

Приложение 1

Приложение 1

а) В США крайне важное значение придается личной инициативе человека, его способности добиться своего. Не зря одним из самых распространенных американских мифов является миф о «мойщике посуды, который стал миллионером». Американцы убеждены, что США как «страна бесконечных возможностей» предоставляет возможность добиться ус­пеха и благополучия каждому, кто приложит для этого максимальные усилия. Ср. в русском языке: «Под лежачий камень вода не течет»

а) Чистота и даже стерильность являются важными критериями благополучия в быту американцев. Это проявляется, например, в ко­личестве рекламы моющих средств, в популярности одноразовой посуды и всевозможных «стерильных» упаковок, в том, как амери­канские домохозяйки следят за состоянием своих жилищ. Частые переезды, принятые в США, смена места жительства, смена всей обстановки, включая мебель и предметы домашнего обихода, спо­собствуют поддержанию этой установки: новое, нетронутое (а зна­чит, «чистое») часто сопутствует жизни в США. Ср. в русском язы­ке: «Не красна изба углами, а красна пирогами.»

в) Ответственность за свои поступки и за свою жизнь — это одно из основных требований, предъявляемых к человеку. Если пословица подчеркивает значение личной инициативы, то она указывает на то, что, по мнению американцев, каждый должен быть готов выпол­нить взятые обязательства, а в противном случае понести должное наказание. При этом подразумевается сугубо прагматический под­ход, учитываются прежде всего прямые и непосредственные по­следствия действий человека или организации (так, американские компании в случае финансовых затруднений немедленно присту­пают к увольнению сотрудников, руководствуясь прежде всего эко­номическими, а не этическими соображениями). Ср. в русском языке: «Давши слово, держись, а не давши, крепись.»

г) Пословица отражает значение прилежания и трудовой этики в жизни человека. Само собой разумеется, что тот, кто ведет подобный образ жизни, проводит свои дни не в праздности, а в постоянном труде, который неизбежно приводит к богатству и благополучию. Ср. в рус­ском языке: «Кто рано встает, тому бог подает» и «Работа — не волк, в лес не убежит»

д) Понятие о будущем, о возможности влияния на события будущего, является основополагающим в культуре США. В то время как про­шлое, ушедшее «выпадает» из поля зрения, становится неважным, вся деятельность людей устремлена в будущее, которое обязательно станет «светлым», если к этому приложить достаточно усилий. На бытовом уровне это выражается в «обязательном оптимизме» американцев, сравнительно редко обращающихся к так называемым «урокам прошлого» и предпочитающих говорить о планах на будущее.

Тесты по теме 2 Культура: функции, основные характеристики и элементы

1.К концептуальным подходам определения культуры относятся:

А) политический, балансовый, экономический, финансовый, социальный

Б)описательный, социологический, психологический, деятельностный, символический

В) наглядный, доступный, надёжный, информативный, экономный

2. Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что явля­ется желательным, правильным и полезным – это:

3. К определению культурные универсалии можно отнести выражение:

А) осознание человеком своей принадлежности к определённой социальной общности как носительнице конкретной культуры

Б) формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей

В) это черты, присущие всем без исключения культурам

Г) форма существования общества, со­стоящего из различных взаимосвязанных этнических общностей

4. Метод научного познания, сущность которого в разделении социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обоб­щенной идеальной модели или типа — это :

Г) социокультурная идентичность

5. К компонентам культуры относятся:

А) знания, влияние, ответственность, экономность

Б) влияние, выбор методов, личный опыт, ответственность

В) ценности, шалость, непослушание, ответственность

Г) знания, ценности, нормы, обряд, обычай, ритуал, традиции.

6. Социокультурная идентичность это:

А) осознание человеком своей принадлежности к определённой социальной общности как носительнице конкретной культуры

Б) формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей

В) это черты, присущие всем без исключения культурам

Г) форма существования общества, со­стоящего из различных взаимосвязанных этнических общностей

7. Элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняю­щиеся в определенном обществе в течение длительного времени – это:

8. К одному из множества определений культура можно отнести выражение:

А) развитие талантов и дарования у индивида, представление о прекрасном, существующем в мире

Б) форма существования общества, со­стоящего из различных взаимосвязанных этнических общностей

Читайте также:  Кунжутный жмых полезные свойства

В) метод воздействия на людей при осуществлении конкретного вида деятельности

Г) динамичная система знаний, ценно­стей, творений и действий, производимых людьми

9. Вставьте «потерявшиеся» слова в определение (национальных, мировое, тип, культура, глобальной, лучших) :

_____________ мировая — термин, употребляющийся в двух основных смыслах:

1) совокупность___________ достижений всех _____________культур планеты;

2) новый _____культуры, приходящий на смену су­ществованию разрозненных национальных культур вследствие их _________интеграции в ________сооб­щество.

10. Выберите из предлагаемого списка функции культуры:

А) описательная, социологическая, психологическая, деятельностная, символическая

Б) познавательная, историческая преемственность, знаковая, ценностная, коммуникативная, гуманистическая, регулятивно-нормативная, социальной интеграции

В) воспитывающая, контролирующая, закрепляющаяся, познавательная, описательная

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 2221 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

^ ТЕМА. 2 КУЛЬТУРА: ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭЛЕМЕНТЫ

«Культура — это коммуникация» — этот знаменитый тезис одного из основоположников теории межкультур­ной коммуникации Э. Холла стал импульсом для разви­тия в 50-60-е гг. XX в. теории межкультурной коммуни­кации. Он указывает на то, что понятие «культура»базовое понятие в межкультурной коммуникации.

В самом общем виде межкультурную коммуника­цию определяют как коммуникацию между членами двух или более разных культур. Межкультурная ком­муникация — «совокупность разнообразных форм от­ношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам». Отсюда и воз­никает необходимость в рассмотрении проблемы определения понятия «культура».

Проблема определения культуры — одна из самых сложных в современной гуманитарной науке. Существуют самые разные концептуальные подходы к ее осмыслению.

Согласно описательному подходу, культура — это сумма всего созданного в рамках материальной и духов­ной культуры человеческого общества: представлений, знаний, обычаев, верований, произведений литературы, архитектуры, живописи, научных изобретений и т. д.

С точки зрения социологического подхода, культу­ра — «общая система устойчивых, наследуемых пред­почтений и приоритетов в человеческом отношении и поведении, а также в мыслях и чувствах». Культу­ра — фактор организации общественной жизни, сово­купность идей, идеалов, принципов, социальных ин­ститутов, обеспечивающих социальную жизнь челове­ческого коллектива.

Согласно психологическому подходу, культура — способ самосознания и самопознания общества. Данный подход указывает на связь культуры с психологией по­ведения людей и видит в ней отражение социально обус­ловленных особенностей человеческой психики.

^ Деятельный подход рассматривает культуру как вне биологически выработанный (не закрепленный генетически) и передаваемый способ человеческой дея­тельности, адаптивный механизм, облегчающий жизнь человеку в мире.

С точки зрения аксиологического (от др.- греч. ах1а— «ценность») подхода, культура— это совокуп­ность духовных и материальных ценностей и смыслов, которые регулируют поведение индивида в обществе и обусловливают его отношение к себе, к другим людям и природе.

^ Символический подход позволяет представить куль­туру как совокупность символов — материальных но­сителей идеального, социокультурного содержания. Культура вырабатывает определенную систему симво­лов, в которой выражаются ее ключевые смыслы и цен­ности, определяющие сознание и поведение людей, их приспособление к окружающей действительности.

Обобщив накопленный в научной литературе опыт по проблеме дефиниции понятия «культура», зарубеж­ный культуролог Д. Дегенар выделил десять основных дефиниций культуры, которые наиболее часто исполь­зуются в научной литературе. При этом ученый указы­вает, что каждое из приведенных ниже определений должно употребляться только в определенном смысло­вом контексте:

1) культура как «возделывание», облагораживание человеческой души;

2) культура как трансформация природы в окружа­ющую среду человека;

3) культура как форма жизни сообщества;

4) культура как форма жизни этноса;

5) культура — форма жизни национального сооб­щества;

6)культура — форма существования общества, со­стоящего из различных взаимосвязанных этнических общностей;

7)культура — форма жизни метаобщества, вклю­чающего множество национальных государств и наци­ональных культур (например, европейская культура);

8)культура — динамичная система знаний, ценно­стей, творений и действий, производимых людьми;

9) культура — развитие человеческого мышления;

10)культура — общий процесс духовного развития человечества как единого целого.

Культура — сложноструктурированная система, включающая в себя ряд компонентов.

^ Компоненты культуры — структурные элементы куль­туры, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и соци­ального устройства общества. К ним относятся знания, ценности, нормы, обряд, обычай, ритуал, традиции.

Знания — проверенный общественно-исторической практикой результат процесса познания, зафиксиро­ванный в культуре в форме представлений, понятий, суждений и теорий.

Нормы — правила поведения, ожидания и стандар­ты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной куль­туры и обеспечивающие единство общества и стабиль­ность его функционирования. Нормы — механизм социокультурной регуляции поведения и сознания лю­дей. Находят свое воплощение в юридических законах, морали, этикете, эстетике и т. д.

Обряд — совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих культурные идеи, представления, нормы и ценности и вызываю­щие определенные коллективные чувства.

Обычай — воспринятая из прошлого форма социокультурной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.

Ритуал — форма социально-культурного санкцио­нированного, упорядоченного символического поведе­ния, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.

Традиции — элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняю­щиеся в определенном обществе в течение длительного времени

Ценности — общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что явля­ется желательным, правильным и полезным. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и пло­хое, идеальное и иллюзорное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, допустимое и запретное, спра­ведливое и несправедливое и т. д. Ценности могут быть квалифицированы на следующие группы: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, потреб­ление и т. д.); социальные (статус, трудолюбие, труд, профессия, семья, терпимость, социальное равенство, личная независимость и т. д.); политические (свобода выбора, законность, порядок, конституция, гражданс­кие права, мир и т. д.); моральные (добро, благо, лю­бовь, милосердие, честность, верность, справедливость, уважение к старшим и т. д.); эстетические (красота, гармония, мера и т. д.); религиозные (Бог, вера, спасе­ние, божественный закон и т. д.).

Каждая культура характеризуется специфическими системами видения и восприятия мира. Они форми­руются в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиций, унаследо­ванных от предшествующих поколений. Определенной ступени развития производства, общественных отноше­ний, «выделение» человека из природного окруже­ния соответствуют свои формы переживания им мира, которые фиксируются существующей моделью мира.

Культурная модель (от лат. тоаив — «мера», «об­разец») мира—конкретно-историческая система миро представлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постиже­ния мира.

^ Культурная модель мира — это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных ми­ровоззренческих установок (мифологических, религи­озных, философских, художественных, научных и т. д.) социальной общности. Она оформляется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиций, унаследованных от предшествующих поколений. Определенной ступени развития произ­водства, общественных отношений, «выделенности» человека из природного окружения соответствуют свои формы переживания им мира, которые фиксируются соответствующей моделью мира.

Важнейшие компоненты культурной модели мира — пространство, время, причина, судьба, отношение час­ти и целого, чувственного и трансцендентного и т. д. В совокупности эти понятия образуют своего рода «сетку координат», при посредстве которой носители опреде­ленной культуры воспринимают и осознают мир, рису­ют его образ. Модель мира реализуется в различных се­миотических воплощениях, скоординированных между собой в единую универсальную знаково-символическую систему дайной культуры.

Культурная модель мира специфична и различает­ся у разных народов. Это обусловлено совокупностью факторов: географией, климатическими условиями, особенностями исторического пути, спецификой соци­ального устройства этнической общности, религиозны­ми представлениями, образом жизни, традициями, обы­чаями и т. д.

Например, в модели мира русской культуры тради­ционно преобладали представления о бескрайних про­сторах родной земли; о красоте её природы, разнообра­зии флоры и фауны, о суровом северном климате; об общих первопредках всех славянских народов, об общинном укладе жизнедеятельности, о православии как смыслоопределяющей, составляющей духовного пути русского народа, о вечном искании социальной правды и справедливости.

Культура — способ бытия человека, продукт его творчества и необходимая среда обитания. Культура представляет собой многостороннюю систему, которая выполняет разнообразные функции. Выделяют следу­ющие главные функции культуры:

1. ^ Познавательная функция — культура является своеобразной «базой данных» чело­вечества, накапливая и сохраняя знания, полученные в ходе исторического развития общества и тем самым создавая благоприятные возможности для познания; и освоения человеком окружающего мира.

2. ^ Функция исторической преемственности (или информационная) — это передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение, учет опыта прошлых поколений, традиций, их исполь­зование, а также адаптация и соответствующая интер­претация в новой культурной среде. В данной функ­ции культура представляет собой коллективную память общества, сокровищницу накопленного им историчес­кого опыта.

3. ^ Семиотическая, или знаковая (от др.- греч. зета — «знак»), функция исходит из того, что культу­ра представляет собой знаковую систему, без овладе­ния языками которой невозможно постижение содер­жания данной культуры.

4. ^ Регулятивно-нормативная функция связана с определением (регулированием) различных видов лич­ной и социальной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных и межгрупповых отношений культура в той или иной степени влияет на поведение людей и определяет их поступки, действия и выбор тех или иных духовных и материальных ценностей. В данной функции опорными столпами культуры вы­ступают мораль и право, принятые в конкретном об­ществе в определенный исторический период.

5. ^ Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у челове­ка определенные потребности и ориентиры. По их уров­ню и качеству люди судят о степени культурности того или иного человека. «Система ценностей образует внут­ренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей.

6. ^ Коммуникативная функция состоит в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения; она обеспечивает знаково-информационное взаимодействие между субъектами посредством есте­ственных и искусственных языков. М. Джардиан пи­шет, что «коммуникация и культура сплетены между собой самым тесным образом. Культура — историчес­ки передаваемая система ценностей, значений и норм. Символы и значения определяются как-то, что группы людей говорят, делают, думают и чувствуют, а комму­никация соединяет людей между собой.

7. ^ Функция социальной интеграции и консолида­ции состоит в том, что культура формирует основания для устойчивого коллективного существования и дея­тельности социальной общности по совместному удов­летворению интересов и потребностей, стимулирова­нию повышения уровня групповой консолидации и эффективности взаимодействия и взаимопонимания. Каждая социальная общность, в которой складывает­ся своя культура, скрепляется единой системой взгля­дов, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение её представителей.

8. ^ Гуманистическая, или человекотворческая, фун­кция состоит в том, что культура — это совершенство­вание телесно-духовных склонностей и способностей человека, его исходной натуры, ее облагораживание. Само слово «культура» производно от латинского, означающего «обработка и уход за землей» и противо­поставляемого латинскому понятию «паtиrа» — «пер­вичная материя», «стихия», т. е. то, что необходимо преобразовать, окультурить. В древнеримской культу­ре термин «культура» впоследствии стал трактовать­ся более широко — и как «воспитание», «образова­ние», «образ жизни», «развитие».

Культура — это то, что позволило нашим первобытным предкам выде­литься из лона природы и осознать себя в качестве творцов и носителей второй среды обитания — вне биологически созданной «искусственной среды». Культура — это своеобразный способ познания чело­веком социального и природного мира, неисчерпае­мый источник ответов на сокровенные вопросы о сущ­ности и смысле существования человека на земле, о его роли в истории. Культура дает человеку опре­деленные знания об окружающей действительности, помогает ему ориентироваться в природном и соци­альном пространстве, способствует его самореализа­ции в обществе.

Поскольку культура затрагивает различные сферы жизнедеятельности и творчества людей, то в гумани­тарной науке существует необходимость в выделении критериев для типологии культур.

Типология культур — метод научного познания, сущность которого в разделении социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обоб­щенной идеальной модели или типа. Типология культур может производиться по разным принципам:

  • региональная принадлежность (культуры Восто­ка и Запада, северокавказская культура и т. д.);
  • принадлежность к историческому типу обще­ства (культура традиционного, индустриально­го, постиндустриального общества);
  • хозяйственный уклад (культура охотников и со­бирателей, земледельцев, скотоводов, индустри­альная культура);
  • связь с территорией (деревенская и городская культура);
  • исторический период (античная, средневековая культура и т. д.);
  • религиозно-конфессиональный признак (напри­мер, христианская культура);
  • сфера общества или вид деятельности (культу­ра производственная, политическая, экономичес­кая, художественная и т. д.);
  • специализация (обыденная и специализированная культура);
  • уровень мастерства и тип аудитории (элитарная, народная, массовая культура).

В современной культурологии широко использует­ся понятие «мировая культура». Это обусловлено про­цессом глобализации мирового социокультурного про­странства, модернизации традиционных культур, рас­пространения норм и стандартов массовой культуры. Важную роль в этом процессе принадлежит СМИ как каналам трансляции ценностей и смыслов массовой культуры.

Культура мировая — термин, употребляющийся в двух основных смыслах:

1) совокупность лучших достижений всех нацио­нальных культур планеты;

2) новый тип культуры, приходящий на смену су­ществованию разрозненных национальных культур вследствие их глобальной интеграции в мировое сооб­щество.

Известный западный культуролог Г. Хофстеде оп­ределяет культуру как «коллективное программирова­ние мышления, которое отличает членов одной челове­ческой группы от другой». При этом известный куль­туролог различает три уровня «ментальных программ» культуры. Первый, универсальный, уровень биологи­чески обусловлен и присущ всем индивидам. Здесь мы, можем говорить о неких универсальных категориях культуры, «мировых ценностях». Второй, коллектив­ный, является общим для людей, принадлежащих к одной социальной группе. Он представляет собой об­ласть культуры определенного сообщества, которая и отличает представителей одной культуры от другой. Третий уровень, индивидуальный, своеобразен для каждого человека в отдельности. Я. Ким пишет о том, что культура прививает индивиду определенные модели мышления, восприятия и поведения, общепринятые среди членов общества, к которому он принадлежит. Поскольку мы запрограммированы культурой с момен­та своего рождения, то всецело воспринимаем скрытую культурную программу, которая влияет на тот способ, как мы думаем, двигаемся, выражаем себя вербально и невербально. Развивая эту мысль, можно сказать, что признаки, характеризующие ту или иную отдель­ную культуру, распадаются на три группы: присущие всему человечеству — общие, неспецифические (миро­вые ценности); характерные для группы локальных культур — относительно специфические (национальные ценности); характерные только для отдельной культу­ры — абсолютно специфические (этнические ценности).

Своеобразие исторического пути каждого народа оп­ределяется целым комплексом фактором (климатом, природными катаклизмами, историческими войнами, межэтническими контактами и т. д.). Каждый народ создал неповторимую и по-своему уникальную куль­туру, в основу которой положены определенные идеи, идеалы, ценности и нормы. Иными словами, каждая культура имеет собственный особый набор образцов, стандартов, способов мышления, восприятия, пости­жения и оценки окружающих предметов, явлений и у процессов окружающей природной и социальной действительности.

Своеобразие каждой культуры нельзя постичь без её сопоставления с другими национальными культурами. При этом все народы являются равноценными носителями общече­ловеческих ценностей, которые предстают в самобыт­ных формах. Несмотря на свои значительные разли­чия в самых разных отношениях, всем культурам при­сущ ряд общих характеристик — так называемых «культурных универсалий».

^ Культурные универсалииэто черты, которые присущи всем без исключения культурам.

В гуманитарной и социальной науках выделяют более шестидесяти культурных универсалий: язык, изготовление орудий труда, совместный труд, религи­озные обряды, брак и семья, запрет на кровосмешение (инцест), кухня, календарь, образование, законы, игры, спорт, украшение тела, декоративное искусство, танцы, гостеприимство, шутки и т. д. Хотя культурные уни­версалии встречаются в каждой культуре, однако в каждой конкретной культуре они выражаются особым образом. Например, свадебный обряд, как в формаль­но-процессуальном, так и символико-смысловом отно­шениях у европейских и азиатских народов имеет существенные различия.

В рамках современной парадигмы (др.-греч. «пример», «образец») культурологического мышления выдвигается идея о том, что сопряжение в понимании культуры двух смысловых аспектов — широкого (культура как всеобщий процесс духовно-материального развития человечества) и узкого (культура как форма жизни социальной группы, этнической или национальной общности) — позволяет представить историю не как процесс ассимиляции различных культуру в общую мировую культуру, а как процесс их сосуществования и взаимодействия. Это созвучно с идеей рус­ского философа Н. Я. Данилевского о формировании не «общечеловеческой», а «всечеловеческой» цивилизации.

В самом общем виде культураэто совокупность идей, представлений, ценностей, верований, норм по­ведения, стандартов, символов, технологий производ­ства, которые распространены среди членов определен­ной социальной общности как носительнице данной культуры.

Читайте также:  Какое море полезнее черное или азовское для ребенка

С самого своего рождения человек «окунается» в мир культуры, к которой он принадлежит. Он легко «читает» её культурные «тексты» и по отношению к ней чувствует себя предельно свободным. Однако в случае межкультурных контактов, когда человек стал­кивается с представителями иных культур или попа­дает в чужеродную культурную среду, он начинает со­знавать своеобразие собственной культуры, ее отличи­тельные признаки от другой культуры.

С точки зрения теории символического интеракционизма (от англ. взаимодействие, ин­теракция), идентификация выступает результатом со­циального взаимодействия (интеракции), когда в про­цессе общения с другими людьми человек сравнивает себя с ними и как бы начинает видеть себя со сторо­ны. Идентификация со «своими» группами или общностями одновременно предполагает определенное от­деление от «других» или «чужих», выбор соответствую­щих моделей и норм поведения. Как полагает психолог Э. Фромм, потребность в идентичности входит в число важнейших универсальных человеческих потребнос­тей. И в этом случае психологи, культура антропологии, этнологи и социологи вводят понятие «социокультурная идентичность» (от лат. тождествен­ный, одинаковый).

^ Социокультурная идентичностьосознание чело­веком своей принадлежности к определенной социаль­ной общности как носительнице конкретной культуры.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы:

  1. Охарактеризуйте существующие культурные нормы? Какова их роль в межкультурной коммуникации?
  2. Что понимается под культурными универсалиями?
  3. Охарактеризуйте типологию культур.
  4. Какова роль культуры в межкультурных коммуникациях?
  5. Какие функции культуры вы знаете? Перечислите и дайте краткую характеристику.

Практическое занятие к теме 2

^ АНАЛИЗИРУЕМ ПОСЛОВИЦЫ РОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Культурные ценности родной культуры

Цель Определение собственных культурных ценностей при помощи анализа пословиц

^ Количество участников Не ограничено

Необходимые материалы Бумага, ручка, список пословиц

Продолжительность 30—45 мин.

Инструкции Участникам (если их более девяти) предлага­ется разделиться на группы. Каждый участник (или каждая группа) получает список некоторых наиболее употребитель­ных русских пословиц (см. приложение). Задание состоит в том, чтобы попытаться определить, на какие ценности русской культуры указывает каждая из по­словиц. После истечения времени результаты обсужда­ются всей группой.

Вариант 1 Участникам предлагается самим вспомнить не­сколько (3—5) русских пословиц. Ведущий может пред­ложить сразу им самим работать дальше с этими посло­вицами или же записать предложения участников на доске и всем вместе определить ценности, которые с ними ассоциируются.

Вариант 2 Участникам предлагается вспомнить крылатые слова и выражения, часто употребляющиеся в их семье или в посредственном окружении (например, «много будешь знать — скоро состаришься», «выше головы не прыгнешь», «не учи меня жить, лучше помоги материально» и т.п.), и проанализировать ценности, заложенные в них.

^ Советы ведущему Некоторые наиболее употребительные русские пословицы и их толкования с точки зрения культурных ценностей приведены в приложении. Часто бы­вает, что учащиеся не готовы сразу назвать пословицы или крылатые выражения или не вполне понимают, какие ценности можно с ними связать. В этом случае в качестве стимула можно привести несколько примеров, написать их на доске (что ни в коем случае не должно заменять самостоятельной работы).

1) Попытайтесь объяснить значение каждой послови­цы. В чем состоит ее основная мысль?

2) К каким культурным ценностям может иметь отношение данная пословица?

3) Можете ли вы расставить пословицы (и соответ­ствующие им ценности) в порядке их важности для вашей жизни? |

4) Считаете ли вы, что приведенные пословицы по-прежнему актуальны?

5) Употребляются ли эти пословицы в реальной повседневной жизни? Кто и когда их может употреблять?

^ Примеры русских пословиц и соответствующих им ценностей

пословица ценность
Под лежачий камень вода не течёт
Поспешишь — людей насмешишь

Работа не волк – в лес не убежит
Делу время — потехе час
За двумя зайцами погонишься-

ни одного не поймаешь
После драки кулаками не машут
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Смех без причины – признак дурачины
Кто не рискует, тот не выигрывает
Русский долго запрягает, но быстро ездит

Деятельность, инициатива
Коллективизм, осторожность, неторопливость
Относительная важность работы в повседневной жизни

Трудолюбие, планирование времени
Необходимость выбора приоритетов

Невозможность изменить полученные результаты, необратимость прошлого

Дружба, социальные связи
Искренность в выражении эмоций

Азарт, риск
Сочетание неторопливости и быстроты, азартности действий

^ 2. Культурные ценности других культур и их сопоставление с ценностями родной культуры

Цель Раскрыть системы ценностей других культур при помощи анализа пословиц, сравнение с ценностя­ми родной культуры

^ Количество участников Не ограничено

Необходимые материалы Бумага, ручка, список пословиц

Продолжительность 30—45 мин. (в зависимости от ко­личества участников)
Инструкции Участникам (если их более девяти) предлага­ется разделиться на группы по три-пять человек. Каж­дой группе (или каждому участнику) дается список по­словиц, характерных для какой-либо (не родной для участников) культуры (в качестве примера в приложе­ния № 1 и 2 приведены немецкие и американские по­словицы). Предложенные пословицы обсуждаются участ­никами (примерные вопросы для обсуждения см. ниже). При обсуждении необходимо попытаться определить ценности культуры, к которой относится каждая из по­словиц, и соотнести их с ценностями родной культуры,

Вариант 1 Каждой группе (или каждому из участников) пред­лагается список пословиц какой-либо одной страны.

Вариант 2 В конце обсуждения группа должна попытать­ся определить, к какой культуре могут относиться данные пословицы.

Вариант 3 Если аудитория состоит из представителей разных национальностей, можно попросить вспомнить и проанализировать пословицы каждой из этих национальностей.

В предлагаемом списке пословиц не указывается их национальная принадлежность.

^ Советы ведущему Анализ пословиц той или иной культуры помогает проследить их связь с конкретными установками и ценностями, дает указание на исторические корни форм поведения, принятого в данной культуре (см. также пояснения к упражнению 3.2.1). Проводя данное упражнение, преподаватель должен учитывать сложности, с которыми могут столкнуться обучаемые. Если вы уверены, что ваша аудитория в достаточной степени владеет языком анализируемой культуры, можно предложить пословицы непосредственно на этом языке (в этом случае в ходе анализа участники могут попытаться перевести пословицу на родной язык). Если же занятия проходят в моноязычной аудитории, необходимо предла­гать пословицы с переводом (желательно подстрочным, т.е. максимально точно передающим значения отдельных слов, а не литературно адаптированным).

В приложениях 1 и 2 приведены примеры немец­ких и американских пословиц для анализа, в приложениях 3 и 4 даны краткие комментарии этих пословиц, поясняющие ценности, к которым они имеют отноше­ние, и их связь с поведением людей. Цель комментариев — облегчить ведущему руководство работой группы и помочь найти сходства и различия культур Германии и США с русской культурой (если некоторые послови­цы имеют прямые аналоги в русском языке, то другие прямо противоположны по смыслу распространенным русским пословицам). Подобный анализ требует от уча­щихся достаточно высокой степени эмпатии, способ­ности «взглянуть на мир глазами других культур». Этот процесс может вызвать недоумение и протест группы, поэтому, проводя это упражнение, преподаватель дол­жен быть готов к бурным дискуссиям. Его задача состо­ит в том, чтобы вернуть участников на позиции куль­турного релятивизма, т.е. сравнивать ценности чужих и родной культуры, не оценивая их по принципу «хоро­шо — плохо». Разумеется, при желании преподаватель сам может подобрать пословицы других культур и рабо­тать с ними по предложенной схеме.
^ Немецкие пословицы и их перевод на русский язык

а) Ordnung ist das halbe Leben. – Порядок – это полжизни.

б) Auch ein blindes Huhn findet man-chmal ein Korn – И слепая курица порой зерно находит.

в) Kleider machen Leute – Одежки человека делают

г) Was Hanschen nicht lernt, lernt Hans nimmermehr – Чему маленький Ганс не учился, того большой Ганс знать не будет.

д) Mit Verwandten sing und lach, aber nie Geschafte mach — С родтвенниками пой и веселись, но никогда не занимайся делом.
^ Американские пословицы и их перевод на русский язык

а) God helps those who help themselves – Бог помогает тому, кто сам о себе заботится.

б) Cleanliness is next to godliness – Чистота и набожность стоят рядом.

в) If you cant stand the heat get out of kitchen – Если не выносишь жара, уйди из кухни.

г) Early to bed and early to rise? Makes a man healthy, wealthy and wise – Ранний сон и ранний подъём приносят человеку здоровье, богатство и мудрость.

д) Happy is the country with no history – счастлива та страна, у которой нет истории.

1) Попытайтесь объяснить значение каждой послови­цы. Вполне ли понятно это значение или необхо­димы пояснения?

2) К каким культурным ценностям может иметь отно­шение данная пословица?

3) Попробуйте подобрать пословицу или поговорку на вашем родном языке, в которой выражается та же ценность. Если вам не удалось это сделать, то объяс­ните, почему.

4) Если вам удалось подобрать эквивалент на родном языке, подумайте, насколько он употребителен в ва­шей культуре? Можно ли отнести его к определен­ной социальной, возрастной и иной группе людей?

Комментарии к немецким пословицам

а) В немецкой культуре порядку придается немаловажное значение, причем это касается не только личной, но и общественной жизни. Так, немцы, как правило, не переходят улицу на красный свет свето­фора (даже если не видно машин), причем прохожие могут сделать замечание тому, кто не придерживается этого правила. Соблюдение определенного порядка рассматривается как основа существования человека и страны в целом. Ср. в русском языке: «Закон, что дыш­ло: куда повернешь, туда и вышло».

б) Здесь речь идет об успехе, которого порой добивается человек, не обладающий решающими предпосылками для его достижения. Точнее, постоянство и настойчивость рассматриваются как важные факторы успеха: образ курицы, клюющей вслепую, нельзя рассматри­вать как пример «случайной, слепой» удачи. Ср. в русском языке: «Терпение и труд все перетрут».

в) Пословица отражает значение внешнего облика как фактора оцен­ки и социальной классификации. Прямая связь между отношением к человеку и его одеждой указывает на достаточно строгое социальное разделение. Обладание тем или иным социальным статусом не только не скрывается, но и подчеркивается внешне. Сравните в русском языке: «По одежке встречают, по уму провожают».

г) Этот пример касается прежде всего приобретения не научных, а жиз­ненных знаний, т.е. социализации и инкультурации. Исходя из этой установки, наибольшее значение должно придаваться воспитанию человека и гражданина в детском и юношеском возрасте. Система образования в Германии отличается высокой дифференцированностью, причем акцент как в школьном, так и в университетском образовании делается на приобретение умений и навыков поведения в обществе и критическом осмыслении материала. Ср. в русском языке: «Молодо — зелено», «Век живи, век учись».

д) Стремление к разделению личной и профессиональной сфер жизни — это одна из характеристик немецкого общества. Даже если люди, находящиеся в достаточно близких личных отношениях (друзья или супруги) и работают вместе, то на работе они должны общаться исходя из рабочих отношений и в основном рабочим вопросам. И наоборот, такие темы, как «размер зарплаты» или «выполнение рабочего задания» редко обсуждаются дома или с друзьями. Ср. в русском языке: «Дружба дружбой, а табачок врозь», «Своя рубашка ближе к телу».

Комментарии к американским пословицам

а) В США крайне важное значение придается личной инициативе человека, его способности добиться своего. Не зря одним из самых распространенных американских мифов является миф о «мойщике посуды, который стал миллионером». Американцы убеждены, что США как «страна бесконечных возможностей» предоставляет возможность добиться ус­пеха и благополучия каждому, кто приложит для этого максимальные усилия. Ср. в русском языке: «Под лежачий камень вода не течет»

а) Чистота и даже стерильность являются важными критериями благополучия в быту американцев. Это проявляется, например, в ко­личестве рекламы моющих средств, в популярности одноразовой посуды и всевозможных «стерильных» упаковок, в том, как амери­канские домохозяйки следят за состоянием своих жилищ. Частые переезды, принятые в США, смена места жительства, смена всей обстановки, включая мебель и предметы домашнего обихода, спо­собствуют поддержанию этой установки: новое, нетронутое (а зна­чит, «чистое») часто сопутствует жизни в США. Ср. в русском язы­ке: «Не красна изба углами, а красна пирогами.»

в) Ответственность за свои поступки и за свою жизнь — это одно из основных требований, предъявляемых к человеку. Если пословица подчеркивает значение личной инициативы, то она указывает на то, что, по мнению американцев, каждый должен быть готов выпол­нить взятые обязательства, а в противном случае понести должное наказание. При этом подразумевается сугубо прагматический под­ход, учитываются прежде всего прямые и непосредственные по­следствия действий человека или организации (так, американские компании в случае финансовых затруднений немедленно присту­пают к увольнению сотрудников, руководствуясь прежде всего эко­номическими, а не этическими соображениями). Ср. в русском языке: «Давши слово, держись, а не давши, крепись.»

г) Пословица отражает значение прилежания и трудовой этики в жизни человека. Само собой разумеется, что тот, кто ведет подобный образ жизни, проводит свои дни не в праздности, а в постоянном труде, который неизбежно приводит к богатству и благополучию. Ср. в рус­ском языке: «Кто рано встает, тому бог подает» и «Работа — не волк, в лес не убежит»

д) Понятие о будущем, о возможности влияния на события будущего, является основополагающим в культуре США. В то время как про­шлое, ушедшее «выпадает» из поля зрения, становится неважным, вся деятельность людей устремлена в будущее, которое обязательно станет «светлым», если к этому приложить достаточно усилий. На бытовом уровне это выражается в «обязательном оптимизме» американцев, сравнительно редко обращающихся к так называемым «урокам прошлого» и предпочитающих говорить о планах на будущее.

Тесты по теме 2 Культура: функции, основные характеристики и элементы
^ 1.К концептуальным подходам определения культуры относятся:

А) политический, балансовый, экономический, финансовый, социальный

Б) описательный, социологический, психологический, деятельностный, символический

В) наглядный, доступный, надёжный, информативный, экономный

^ 2. Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что явля­ется желательным, правильным и полезным – это:

^ 3. К определению культурные универсалии можно отнести выражение:

А) осознание человеком своей принадлежности к определённой социальной общности как носительнице конкретной культуры

Б) формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей

В) это черты, присущие всем без исключения культурам

Г) форма существования общества, со­стоящего из различных взаимосвязанных этнических общностей

^ 4. Метод научного познания, сущность которого в разделении социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обоб­щенной идеальной модели или типа — это :

Г) социокультурная идентичность

^ 5. К компонентам культуры относятся:

А) знания, влияние, ответственность, экономность

Б) влияние, выбор методов, личный опыт, ответственность

В) ценности, шалость, непослушание, ответственность

Г) знания, ценности, нормы, обряд, обычай, ритуал, традиции.

^ 6. Социокультурная идентичность это:

А) осознание человеком своей принадлежности к определённой социальной общности как носительнице конкретной культуры

Б) формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей

В) это черты, присущие всем без исключения культурам

Г) форма существования общества, со­стоящего из различных взаимосвязанных этнических общностей

^ 7. Элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняю­щиеся в определенном обществе в течение длительного времени – это:

^ 8. К одному из множества определений культура можно отнести выражение:

А) развитие талантов и дарования у индивида, представление о прекрасном, существующем в мире

Б) форма существования общества, со­стоящего из различных взаимосвязанных этнических общностей

В) метод воздействия на людей при осуществлении конкретного вида деятельности

Г) динамичная система знаний, ценно­стей, творений и действий, производимых людьми

^ 9. Вставьте «потерявшиеся» слова в определение (национальных, мировое, тип, культура, глобальной, лучших) :

_____________ мировая — термин, употребляющийся в двух основных смыслах:

1) совокупность___________ достижений всех _____________культур планеты;

2) новый _____культуры, приходящий на смену су­ществованию разрозненных национальных культур вследствие их _________интеграции в ________сооб­щество.

^ 10. Выберите из предлагаемого списка функции культуры:

А) описательная, социологическая, психологическая, деятельностная, символическая

Б) познавательная, историческая преемственность, знаковая, ценностная, коммуникативная, гуманистическая, регулятивно-нормативная, социальной интеграции

В) воспитывающая, контролирующая, закрепляющаяся, познавательная, описательная

источник

Источники:
  • http://studopedia.su/6_55982_kommentarii-k-amerikanskim-poslovitsam.html
  • http://gendocs.ru/v36058/%D1%81%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%B5.%D0%BD._%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2?page=2