Меню Рубрики

Одно из первых изображений этого полезного устройства найдено в пещере более 10000 лет назад

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Эта древняя наскальная картина возрастом 4000 лет находится в низовье реки Пеко в Техасе. На гигантском изображении (3,5 м) показана центральная фигура в окружении других людей, проводящих какие-то ритуалы. Предполагается, что в центре изображена фигура шамана, а сама картина изображает культ некой забытой древней религии.

Национальный парк Какаду — одно из самых красивых мест для туристов в Австралии. Особо он ценится своим богатым культурным наследием — в парке собрана впечатляющая коллекция искусства местных аборигенов. Некоторым из наскальных картин в Какаду (который был включен в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО) исполнилось почти 20 000 лет.

Еще один объект из всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на юге Франции. В пещере Шове можно найти более 1000 различных изображений, большинство из них — животные и антропоморфные фигуры. Это одни из самых древних изображений, известных человеку: их возраст датируется 30 000 – 32 000 годами. Около 20 000 лет пещеру завалило камнями и она сохранилась в великолепном состоянии до наших дней.

В Испании недавно была открыта «Пещера Замка» или Куэва-де-Эль-Кастильо, на стенах которой нашли самые древние наскальные рисунки в Европе, их возраст на 4 000 лет больше всех наскальных росписей, которые находили ранее в Старом Свете. На большинстве изображений встречаются отпечатки рук и простые геометрические фигуры, хотя также есть изображения странных животных. Один из рисунков, простой красный диск, был сделан 40 800 лет назад. Предполагается, что эти росписи были сделаны неандертальцами.

Одни из самых древних и хорошо сохранившихся наскальных росписей на африканском континенте можно найти в Сомали, в пещерном комплексе Лаас-Гааль (Верблюжий колодец). Несмотря на то, что их возраст составляет «всего» 5 000 – 12 000 лет, эти наскальные картины сохранились просто идеально. На них изображены в основном животные и люди в церемониальных одеждах и различных украшениях. К сожалению, этот замечательный культурный объект не может получить статус всемирного наследия, поскольку он расположен в районе, где постоянно идет война.

Скальные жилища в Бхимбетка представляют собой одни из самых ранних следов жизни человека на индийском субконтиненте. В естественных скальных укрытиях на стенах встречаются рисунки, которым исполнилось около 30000 лет. Эти росписи представляют период развития цивилизации от мезолита до конца доисторического времени. На рисунках изображены животные и люди за повседневной деятельностью, такой как охота, религиозные обряды и, что интересно, танцы.

В Болгари наскальные рисунки, найденные в пещере Магура, не очень старые – им от 4 000 до 8 000 лет. Интересны они материалом, который использовался для нанесения изображений — гуано (помет) летучей мыши. Кроме того, сама пещера образовалась миллионы лет назад и в ней были найдены другие археологические артефакты, такие как кости вымерших животных (к примеру, пещерного медведя).

«Пещера рук» в Аргентине славится своей обширной коллекцией оттисков и изображений человеческих рук. Датируется эта наскальная живопись 9 000 — 13 000 годами. Сама пещера (если точнее, система пещер) использовалась древними людьми еще 1 500 лет назад. Также в Куэва-де-лас-Манос можно найти различные геометрические фигуры и изображения охоты.

Картины, найденные в пещере Альтамира в Испании, считаются шедевром древней культуры. Каменная живопись эпохи верхнего палеолита (14 000 – 20 000 лет) находится в исключительном состоянии. Как и в пещере Шове, обвал наглухо запечатал вход в эту пещеру около 13 000 лет назад, поэтому изображения остались в первозданном виде. На самом деле, эти рисунки сохранились так хорошо, что когда они были впервые обнаружены в 19-й веке, ученые посчитали их поддельными. Потребовалось много времени, пока технология не позволила подтвердить подлинность наскальной живописи. С тех пор пещера оказалась так популярна среди туристов, что ее пришлось закрыть в конце 1970-х, поскольку большое количество диоксида углерода от дыхания посетителей начало приводить к разрушению живописи.

Это, безусловно, самая известная и самая значительная коллекция наскального искусства в мире. В этой системе пещер во Франции можно найти одни из самых красивых 17 000-летних картин в мире. Они очень сложные, очень тщательно сделаны и при этом прекрасно сохранились. К сожалению, пещера была закрыта более 50 лет назад из-за того, что под влиянием углекислого газа, выдыхаемого посетителями, уникальные изображения начали разрушаться. В 1983 году была открыта репродукция части пещеры под названием Ласко 2.

Огромный интерес вызывают и 5 удивительных археологических находок, которые были сделаны в 2015 году . Они будут интересны не только профессиональным историкам и искусствоведам, но и всем, кто интересуется историей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Наскальные изображения каньона Лошадиная Подкова, штат Юта, США.

Подобные древнейшие исторические памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а разбросаны по всей планете. Петроглифы были найдены не одновременно, иногда открытия различных рисунков разделяют значи­тельные промежутки времени.

Временами на одних и тех же скалах ученые находят рисунки из разных тысячелетий. Прослеживаются черты сходства самых разных наскальных рисунков, так что создается впечатление, будто в древности существовала единая пракультура и связанные с ней универсальные знания. Так, многие фигуры на рисунках имеют одинаковые черты, хотя их авторы ничего не знали друг о друге — их разделяло громадное расстояние и время. Однако сходство в изображениях носит систематический характер: в частности, головы богов всегда излучают свет. Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются уже около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.

Есть мнение, что первыми изображениями загадочных существ были наскальные рисунки на горе Хунань, Китай (рисунок выше). Им около 47 000 лет. Эти рисунки предположительно изображают ранние контакты с неизвестными существами, возможно, гостями из внеземных цивилизаций.

Эти рисунки были найдены на территории Национального парка под названием Сера-Да-Капивара в Бразилии. Эксперты утверждают, что картины были созданы около двадцати девяти тысяч лет назад:

Интересные наскальные рисунки возрастом более 10000 лет, были недавно обнаружены в штате Чхаттисгарх, Индия:

Это наскальное изображение датируется приблизительно 10 000 годом до нашей эры, и находится в долине Валь-Камоника, Италия. Нарисованные фигуры похожи на два существа, на которых надеты защитные костюмы, а их головы излучают свет. В руках они держат странные приспособления:

В качестве следующего примера можно привести наскальное изображение светящегося человека, которое находится в 18 км к западу от города Навои (Узбекистан). При этом сияющая фигура восседает на троне, а у стоящих вблизи нее фигур на лицах надето нечто похожее на защитные маски. У стоящего на коленях человека в нижней части рисунка подобного приспособления нет — он находится на значительном расстоянии от све­тящейся фигуры и, видимо, не нуждается в подобной защите.

Тассилин-Адджер (Плато рек) – крупнейший памятник наскального искусства Сахары. Плато расположено в юго-восточной части Алжира. Самые древние петроглифы Тассилин-Адджер датируются 7 тысячелетием до нашей эры. А самые поздние – VII веком нашей эры. Впервые рисунки на плато были замечены в 1909 г:

Изображение, относящееся приблизительно к 600 г. до нашей эры, из Тассилин-Адджер. На рисунке существо с разными глазами, странной прической «из лепестков» и бесформенной фигурой. Похожих «богов» в пещерах было найдено более сотни:

Эти фрески, найденные в пустыне Сахара, – изображают человекоподобное существо в скафандре. Фрескам – 5 тысяч лет:

Австралия изолирована от остальных континентов. Однако на плато Кимберли (северо-запад Австралии) расположены целые галереи петроглифов. И здесь присутствуют все те же мотивы: боги со схожими лицами и с ореолом лучей вокруг головы. Рисунки были впервые обнаружены в 1891 году:

Это изображения Вандины, богини неба, в ореоле сияющих лучей.

Наскальное изображение в Пуэрта-дель-Каньон, Аргентина:

Каньон Сего, штат Юта, США. Самые древние петроглифы появились здесь более чем 8 000 лет назад:

Изображение «пришельца». Калбак-Таш, Алтай, Россия:

«Человек-солнце» из Каракольской долины, Алтай:

Ещё один из множества петроглифов итальянской долины Валь-Камоника в Южных Альпах:

Наскальные рисунки Гобустана, Азербайджан. Самые древние рисунки ученые относят к эпохе мезолита (порядка 10 тысяч лет назад:

Древние наскальные рисунки в Нигере:

Онежские петроглифы на мысе Бесов Нос, Россия. Самый известный из онежских петроглифов — Бес, его длина два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу:

Петроглифы Тамгалы, Казахстан. Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами и самые распространённые из них изображают божественных солнцеголовых существ:

Скала Белого Шамана в Нижнем Каньоне, Техас. Возраст этого семиметрового изображения по мнению экспертов составляет более четырех тысяч лет. Считается, что Белый Шаман скрывает тайны древнего исчезнувшего культа:

Наскальные изображения гигантских людей из Южной Африки:

Мексика. Веракрус, Лас-Пальмас: наскальные рисунки с изображением существ в скафандрах:

Наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, Чукотка, Россия:

Боги-близнецы сражаются на боевых топорах. Один из петроглифов, найденных в Танумсхеде, западная Швеция (рисунки окрашены в красный цвет уже в современный период):

Среди петроглифов на скальном массиве Литслебю доминирует гигантское (рост 2,3 м) изображение бога с копьем (возможно, Один):

Ущелье Сармыш-сай, Узбекистан. В ущелье были найдены многочисленные древние наскальные изображения людей в странных одеждах, часть из которых можно трактовать как изображения «древних астронавтов»:

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США, изображающие некие существа — качина. Хопи считали этих загадочных качина своими небесными учителями:

Кроме того, существует множество древних наскальных изображений то ли солярных символов, то ли каких-то предметов, напоминающих летательные аппараты.

Наскальные рисунки пещеры Сан-Антонио, Техас, США.

Этот древний наскальный рисунок, обнаруженный в Австралии, изображают нечто очень похожее на корабль космических пришельцев. В то же время, изображение вполне может означать нечто вполне объяснимое.

Что-то, напоминающее взлетающую ракету. Калбыш Таш, Алтай.

Петроглиф с изображением НЛО. Боливия.

НЛО из пещеры в Чхаттисгарх, Индия

Петроглифы Онежского озера изображают космические, солярные и лунные знаки: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами, в которых современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.

Наскальный рисунок, Аризона, США

Наскальные рисунки гуанчей, Канарские острова

Древние изображения мистического символа спирали встречаются повсюду в мире. Эти наскальные рисунки когда-то были созданы индейцами в каньоне Чако, штат Нью-Мексико, США.

Наскальный рисунок, Штат Невада, США

Один из рисунков, обнаруженных в пещере острова Юности, у берегов Кубы. В нём можно обнаружить большое сходство со строением Солнечной системы, где имеется изображение восьми планет с их наиболее крупными спутниками.

Эти петроглифы находятся в Пакистане, в долине реки Инд:

Некогда в этих местах существовала высокоразвитая индская цивилизация. Именно от нее остались эти древние изображения, высеченные на камнях. Присмотритесь — не кажется ли вам, что это загадочные виманы — летающие колесницы из древнеиндийских мифов?

источник

Капитал-шоу «Поле чудес» уже много лет покоряет сердца телезрителей. Теперь в роли участника передачи может попробовать себя каждый – вышло приложение для мобильных телефонов. Отличная графика, забавные карикатурные персонажи, бессменный ведущий Леонид Якубович – и все это легендарное «Поле чудес»: вопросы отлично развивают эрудицию, а ответы порой могут даже шокировать.

Специфика игры в том, что на развернутый и запутанный вопрос должен быть дан односложный и простой ответ – слово, которое мы используем в повседневном общении. В общем, интересное развлечение для тех, кто хочет потренировать свой мозг и занять время.

Правила игры остаются прежними – игроки «крутят барабан», у них выпадает определенное количество очков, они угадывают или не угадывают букву/слово. Если игрок ошибается, то право отгадывать переходит к другому игроку. Не упустите свой шанс стать победителем!

Вопрос: Во время второй мировой войны этот предмет являлся символом единства у Норвежцев. В честь него даже построили памятник
Ответ: Скрепка

В.: Так в старину называли сторожа городских ворот
О.: Вратарь

В.: Железная дорога с канатной тягой, устраиваемая на крутых подьемах
О.: Фуникулер

В.: Анисовая настойка или ликер
О.: Абсент

В.: Что мексиканцы изготовляли из волокнистой древесины кактусов
О.: Воротник

В.: Какое животное дало название распространенному в Древнем Риме способу боевого построения?
О.: Черепаха

В.: Цитрусовое дерево с ароматными цветками
О.: Бергамот

В.: Название этого растения произошло от греческого «порождающий чистоту»
О.: Баклажан

В.: Эта птица может летать спиной вперед
О.: Колибри

В.: Бедный, неказистый домишко, избенка
О.: Хибара

В.: В метро этого города для того, чтобы играть в переходах, нужно еще получить специальную лицензию
О.: Торонто

В.: Овощ, чьи полезные вещества используют для борьбы с подагрой
О.: Кабачок

В.: Зная это, мы можем понять, как работает устройство
О.: Структура

В.: У этих животных, считающихся в некоторых странах деликатесом, зубы расположены на языке
О.: Улитка

В.: В Чили находится самое крупное сооружение подобного типа. Его длина – 1 километр.
О.: Бассейн

В.: Впервые этот вид тропической птицы был открыт в 1758 году Карлом Линнеем. Их песни можно услышать перед грозой или началом муссонов
О.: Павлин

В.: Белый нагрудник на мужской сорочке
О.: Манишка

В.: Одно из первых изображений этого полезного устройства найдено в пещере белее 10000 лет назад
О.: Стремянка

В.: Что изготавливал в старину скудельник?
О.: Кувшин

В.: Единственное ядовитое млекопитающее в мире
О.: Утконос

В.: По одной из версий, название этой страны с одного из древних языков можно перевести как берег кроликов
О.: Испания

В.: Этот праздник посвящен мученику и судя по всему справедливо, с учетом того, сколько денег тратят в этот день
О.: Валентин

В.: Это вкусное изделие появилось в средневековой Германии, а приобрело современный вид в начале 19 века
О.: Сосиска

В.: Это оружие применялось для охоты на волков и лис. При таком способе охоты необходимо было нанести удар по носу зверя
О.: Нагайка

В.: Какая трава была названа индейцами «следом белого человека»
О.: Подорожник

В.: В этом языке нет слов «да» и «нет», а согласие или несогласие выражается полными предложениями
О.: Шотландский

В.: И болезнь, и камень
О.: Нефрит

В.: В старой русской деревне небольшой узкий участок пахотной земли
О.: Полоса

В.: В производстве продукции это лицо, связанное с другим
О.: Смежник

В.: До 2 половины 19 века так иногда называли крупные гравюры агитационного характера
О.: Плакат

В.: Лучший учитель по Бальзаку
О.: Несчастье

В.: Противовес «естественного отбора», созданный человеком
О.: Селекция

В.: Что считается самой распространенной в мире незаразной болезнью
О.: Кариес

В.: Легкая загородная постройка с верандой, распространенная в тропических странах
О.: Бунгало

В.: Предмет, совершенно не интересующий свиней
О.: Бисер

В.: Кто по мнению китайского литератора и философа Джан Джао, не является не добрый и не злой?
О.: Мудрец

Читайте также:  Полезные вещества в арбузе

В.: Спортивный снаряд для физических упражнений взрослых и детей
О.: Скакалка

В.: Головной убор 17 века, пришедший на смену широкополой шляпе, как более практичный для переноса оружия на плече
О.: Треуголка

В.: Приспособление для массового производства граффити
О.: Трафарет

В.: Живопись по сырой штукатурке водяными красками
О.: Фреска

В.: Что в переводе с древнегреческого языка означает слово Георгий
О.: Земледелец

В.: О чем бестактно расспрашивать австралийца
О.: Предок

В.: Что проводит звук в десять раз быстрее воздуха
О.: Гранит

В.: Участник музыкального коллектива
О.: Вокалист

В.: С японского это слово переводится как «Божественный ветер»
О.: Камикадзе

В.: Как называлась раньше карточная масть пики
О.: Лопата

В.: Широко распространенный вид декоративно прикладного искусства
О.: Вышивание

В.: Лучший способ демонстрации
О.: Пример

В.: Один из самых распространенных персонажей в истории русской игрушки
О.: Полкан

В.: Эта сказочная героиня была описана в греческой истории под именем Родопис
О.: Золушка

В.: Кто спит на спине, согласно мнению китайских мудрецов
О.: Святой

В.: В переносном смысле сумасшедший дом, хаос, неразбериха
О.: Бедлам

В.: Какой музыкальный инструмент имеет голову, гребень, натянутый обруч и подлокотник
О.: Банджо

В.: Кто спит на животе, согласно мнению Китайских мудрецов
О.: Грешник

В.: Минута смеха так же полезна, как один килограмм … чего?
О.: Морковь

В.: Геометрический термин, широко используемый в характеристике современной техники
О.: Диагональ

В.: Что запрещалось носить в Царско Сельском лицее?
О.: Очки

В.: Детеныши этого животного приобретают пол в зависимости от температуры окружающей среды
О.: Крокодил

В.: Этот недуг не позволил Илье Репину в преклонном возрасте исправить свою знаменитую картину Иван Грозный и сын его Иван
О.: Дальтонизм

В.: Изначально это слово обозначало человека, непригодного к военной службе
О.: Негодяй

В.: Это красивое растение на Руси называли «одолень трава»
О.: Кувшинка

В.: Причина увеличения беговой дистанции биатлониста
О.: Промах

В.: Что пышно украшалось березой и зеленью на русском селе в Троицу
О.: Церковь

В.: Эту ягоду пытались культивировать начиная с 19 века, но полноценно это удалось лишь в 60-х годах 20 века
О.: Брусника

В.: Этот термин произошел от латинского слова, переводимого на русский как «вздутие»
О.: Инфляция

В.: Склонный к употреблению одних и тех же фраз чаще, чем хотелось бы
О.: Попугай

В.: С чем в шутку сравнивал Островский соленый огурец?
О.: Вечность

В.: Как звали мифического царя Ливии, якобы впервые изготовившего небесный глобус
О.: Атлас

В.: Что еще было феноменального у Шаляпина кроме голоса?
О.: Память

В.: Что было изобретено французским полководцем Луи Крильонским?
О.: Майонез

В.: Что нужно было спрятать, чтобы лишить колдунов Маори возможности навредить?
О.: Плевок

В.: Наглый мошенник, ловкий и дерзкий плут
О.: Бестия

В.: Предмет гигиены. В мифологии он являлся символом женственности
О.: Расческа

В.: Единственная страна, где за 1983 год не зарегистрировано ни одного рождения
О.: Ватикан

В.: В 11 веке в Англии так называли землевладельцев, державших свои участки под условием исполнения определенной службы королю
О.: Сержант

В.: Что английские новые дворяне в 17 веке называли добрым старым делом
О.: Революция

В.: Этот человек не помешает, когда занимаешься чем то новым
О.: Наставник

В.: Русский народный танец с быстрой сменой фигур и разнообразными кружениями
О.: Метелица

В.: Для лечения чего применялся московскими цирюльниками конский навоз
О.: Запой

В.: Название какой страны происходит от молочного животного
О.: Италия

В.: Какой строительный инструмент по легенде изобрел Дедал
О.: Рулетка

В.: Эта иностранная монета в простонародье получила название «боб»
О.: Шиллинг

В.: Какое женское имя придумал Пушкин?
О.: Наина

В.: Что Американская музыкальная конференция 1977 года определила как плохой деревянный духовой инструмент, на котором никто не умеет играть?
О.: Гобой

В.: Организм, в котором живет паразит
О.: Хозяин

В.: Древнеримская подземная канализация
О.: Клоака

В.: Машина, способная изменять режим своего функционирования по определенной программе
О.: Автомат

В.: Что являлось главной составляющей частью бани, которую наши предки использовали для излечении радикулита и ревматизма?
О.: Навоз

В.: Этот материал был известен в Египте и Месопотамии, но в современном виде был получен только в 17 веке
О.: Хрусталь

В.: Этим словом няня поэта Арина Родионовна называла всех злодеев
О.: Аспид

В.: По мнению Древних Ирландцев это должно было присутствовать в изобилии в раю
О.: Свинина

В.: Вера в предопределенность событий
О.: Фатализм

В.: Знахарь, специализирующийся на лечении лошадей
О.: Коновал

В.: С Греческого языка это слово переводится, как «одетый в белое»
О.: Кандидат

В.: Дословно это слово переводится с латинского как «от глухого»
О.: Абсурд

В.: Что не принято приносить с собой в гости в Китае, чтобы не оскорбить хозяев
О.: Цветы

В.: Какое блюдо подавали на стол последним в прощеное воскресенье
О.: Яичница

В.: У этого животного самое высокое кровяное давление
О.: Жираф

В.: Хищное млекопитающее
О.: Горностай

В.: Что нужно подсунуть под печь, чтобы домовой отправился вслед за переезжающей в новую избу семьей?
О.: Лапоть

В.: Изречение, обобщающее различные явления жизни
О.: Пословица

В.: Обязательный элемент женского и парного фигурного катания
О.: Спираль

В.: Первые ружья и пушки Древней Руси
О.: Пищаль

В.: Название этого инструмента произошло от первого слова песни, которая чаще всего на нем исполнялась
О.: Шарманка

источник

Какой рисунок самый древний? Вероятно, он должен быть нарисован на старом обветшалом кусочке папируса, который хранится теперь в каком-нибудь музее при определенных температурных условиях. Но время не пощадит такой рисунок даже при самых оптимальных условиях хранения – через несколько тысяч лет он неминуемо превратится в пыль. Но уничтожить горную породу пусть и за несколько десятков тысяч лет – задача сложная даже для всепожирающего времени. Возможно, в те далекие времена, когда человек только начал жить на Земле и ютился не в построенных собственными руками домах, а в созданных природой пещерах и гротах, он находил время не только добывать себе пропитание и поддерживать огонь, но и творить?

Действительно, наскальные рисунки, датирующиеся несколькими десятками тысяч лет до нашей эры можно найти в некоторых пещерах, разбросанных по разным уголкам планеты. Там, в темном и холодном замкнутом пространстве, краска долгое время сохраняет свои свойства. Интересно, что первые наскальные рисунки были найдены в 1879 году – сравнительно недавно по историческим меркам – когда археолог Марселино Санс де Саутуола, прогуливаясь со своей дочерью, забрел в пещеру и увидел многочисленные рисунки, украшавшие её свод. Ученые по всему миру сначала не поверили в удивительную находку, но исследования других пещер по всему подтвердили, что некоторые из них действительно служили убежищем для древнего человека и хранят в себе следы его пребывания, в том числе и рисунки.

Чтобы установить их возраст, археологи подвергают радиоуглеродному анализу частички красок, которые использовались для нанесения изображений. Проанализировав сотни рисунков, специалисты увидели, что наскальная живопись существовала и десять, и двадцать, и тридцать тысяч лет назад.

Это интересно: «разложив» найденные рисунки в хронологическом порядке, специалисты увидели, как менялась наскальная живопись с течением времени. Начиная с простых двумерных изображений, художники далекого прошлого совершенствовали свое мастерство, добавляя в свои творения сначала больше деталей, а затем тени и объем.

Но самое интересное, конечно же, это возраст наскальных рисунков. Использование современных сканеров при исследовании пещер открывает для нас даже те наскальные изображения, которые уже неразличимы для глаза человека. Рекорд древности найденного изображения постоянно обновляется. Как глубоко смогли мы проникнуть в прошлое, исследуя холодные каменные стены пещер и гротов? На текущий день самыми старыми наскальными рисунками может похвастаться пещера Эль-Кастильо, расположенная в Испании. Считается, что именно в этой пещере обнаружены самые древние наскальные рисунки. Один из них — изображение человеческой ладони путем распыления краски на прислоненную к стене руку — представляет особый интерес.

Самый древний рисунок на сегодняшний день, возраст

40 800 лет. Пещера Эль-Кастильо, Испания.

Так как традиционный радиоуглеродный анализ дал бы слишком большой разброс в показаниях, для более точного определения возраста изображений ученые использовали метод радиоактивного распада урана, измерив количество продуктов распада в образовавшихся за тысячи лет поверх рисунка сталактитах. Оказалось, что возраст наскальных изображений составляет около 40 800 лет [источник], что делает их самыми древними на Земле среди обнаруженных на данный момент. Вполне возможно, их рисовал даже не homo sapience, а неандерталец.

Но у пещеры Эль-Кастильо есть достойный конкурент: пещеры на индонезийском острове Сулавеси. Для определения возраста здешних рисунков, ученые исследовали возраст образовавшихся поверх них кальциевых отложений. Оказалось, что кальциевые отложения появились не меньше 40 000 лет назад, а значит, наскальные рисунки никак не могут быть моложе. К сожалению, более точно определить возраст творений древнего художника не представляется возможным. Но одно мы знаем точно: в будущем человечество ждут ещё более древние и удивительные находки.

источник

Человеческая цивилизация прошла долгий путь развития и достигла впечатляющих результатов. Современное искусство – один из них. Но все имеет свое начало. Как возникла живопись и кто они были – первые художники мира?

В каменном веке, палеолите, впервые появляется первобытное искусство. Оно имело разные формы. Это были обряды, музыка, танцы и песни, а также нанесение изображений на различную поверхность – наскальная живопись первобытных людей. К этому периоду относится и создание первых рукотворных сооружений – мегалитов, дольменов и менгиров, назначение которых до сих пор неизвестно. Самое знаменитое из них – Стоунхендж в Солсбери, состоящий из кромлехов (вертикальных камней).

Предметы быта, такие как украшения, детские игрушки, также относятся к искусству первобытных людей.

У ученых нет сомнений относительно времени зарождения первобытного искусства. Оно начало формироваться в середине эпохи палеолита, в период существования поздних неандертальцев. Культура того времени носит название мустьерской.

Неандертальцы умели обрабатывать камень, создавая орудия труда. На некоторых предметах ученые находили углубления и насечки в виде крестиков, образующих примитивный орнамент. В ту эпоху рисовать еще не могли, но охра уже использовалась. Были обнаружены сточенные ее кусочки, подобно карандашу, который использовали.

Это один из видов первобытного искусства. Представляет собой изображение, нанесенное краской на поверхность стены пещеры древним человеком. Больше всего таких объектов найдено в Европе, но встречаются рисунки древних людей и в Азии. Основной район распространения наскальной живописи – территория современной Испании и Франции.

Долгое время современной науке не было известно о том, что искусство первобытного человека достигло такого высокого уровня. Рисунки в пещерах древних людей не находили вплоть до XIX века. Поэтому, когда они были впервые обнаружены, их приняли за фальсификацию.

Древняя наскальная живопись была найдена археологом-любителем, испанским юристом Марселино Санс де Саутуола.

Это открытие связано с драматическими событиями. В испанской провинции Кантабрии в 1868 году охотник обнаружил пещеру. Вход в нее был завален обломками осыпавшейся породы. В 1875 году ее осмотрел де Саутуола. В тот раз он нашел только орудия труда. Находка была самой обычной. Через четыре года археолог-любитель вновь посетил Альтамирскую пещеру. В поездке его сопровождала 9-летняя дочь, которая и обнаружила рисунки. Вместе со своим другом, археологом Хуаном Виланова-и-Пьера, де Саутуола занялся раскопкой пещеры. Незадолго до этого на выставке предметов каменного века он видел изображения бизонов, удивительно напоминающие тот наскальный рисунок древнего человека, который разглядела его дочь Мария. Саутуола высказал предположение, что найденные в Альтамирской пещере изображения животных относятся к палеолиту. В этом его поддержал Виланов-и-Пьер.

Ученые опубликовали шокирующие результаты своих раскопок. И тут же были обвинены научным миром в фальсификации. Ведущие специалисты в области археологии категорически отвергли возможность находки живописи палеолитического времени. Марселино де Саутуолу обвинили в том, что рисунки древних людей, якобы найденные им, были нарисованы другом археолога, гостившим в те дни у него.

Только через 15 лет, уже после смерти человека, открывшего миру прекрасные образцы живописи древних людей, его оппоненты признали правоту Марселино де Саутуолы. К тому времени подобные рисунки в пещерах древних людей были найдены в Фон-де-Гом, Труа-Фрер, Комбарель и Руффиньяк во Франции, Тюк д’Одубер в Пиренеях и других регионах. Все они были отнесены к эпохе палеолита. Таким образом, честное имя испанского ученого, совершившего одно из заметных открытий в археологии, было восстановлено.

Наскальная живопись, фото которой представлены ниже, состоит из множества изображений разных животных. Среди них преобладают фигурки бизонов. Те, кто впервые видел рисунки древних людей, найденные в пещере Альтамира, поражаются, насколько профессионально они выполнены. Эта великолепное мастерство древних художников и заставило в свое время засомневаться ученых в их подлинности.

Древние люди не сразу научились создавать точные изображения животных. Были найдены рисунки, на которых едва намечены контуры, поэтому практически невозможно узнать, кого хотел изобразить художник. Постепенно мастерство рисования становилось все лучше, и уже удавалось довольно точно передать облик животного.

К первым рисункам древних людей можно также отнести отпечатки рук, найденные во многих пещерах.

Намазанная краской рука прикладывалась к стене, полученный оттиск обводился другим цветом по контуру и заключался в круг. По мнению исследователей, это действие имело важное ритуальное значение для древнего человека.

Наскальный рисунок древнего человека отражал ту действительность, которая его окружала. Он отображал то, что волновало его больше всего. В палеолите основным занятием и способом добычи пищи была охота. Поэтому животные – главный мотив рисунков того периода. Как уже говорилось, в Европе были обнаружены во множестве изображения бизонов, оленей, лошадей, коз, медведей. Они переданы не статично, а в движении. Животные бегают, прыгают, резвятся и умирают, пронзенные копьем охотника.

В пещере Ласко, расположенной на территории Франции, находится самое большое древнее изображение быка. Его размер – более пяти метров. В других странах древние художники также рисовали тех животных, которые жили рядом с ними. В Сомали были найдены изображения жирафов, в Индии – тигров и крокодилов, в пещерах Сахары есть рисунки страусов и слонов. Кроме животных, первые художники рисовали сцены охоты и людей, но крайне редко.

Зачем древний человек изображал животных и людей на стенах пещер и других объектах, точно неизвестно. Поскольку к тому времени уже начала формироваться религия, скорее всего, они имели глубокое ритуальное значение. Рисунок «Охота» древних людей, по мнению части исследователей, символизировал удачный исход борьбы со зверем. Другие считают, что их создавали шаманы племени, входившие в транс и пытавшиеся через изображение получить особую силу. Древние художники жили очень давно, а потому мотивы создания ими рисунков современным ученым неизвестны.

Для создания рисунков первобытные художники использовали особую технику. Сначала они процарапывали резцом изображение животного на поверхности скалы или камня, а затем наносили на него краску. Ее изготавливали из природных материалов – охры разных цветов и черного пигмента, который добывали из древесного угля. Для фиксации краски использовали органику животных (кровь, жир, мозговое вещество) и воду. Цветов в распоряжении древних художников было мало: желтый, красный, черный, коричневый.

Читайте также:  Чем полезная красная икра

Рисунки древних людей имели несколько особенностей. Иногда они наслаивались друг на друга. Часто художники изображали большое количество животных. В этом случает фигуры на переднем плане изображались тщательно, а остальные – схематично. Первобытные люди не создавали композиций, в подавляющем большинстве их рисунки – хаотичное нагромождение изображений. На сегодня найдено лишь несколько «картин», которые имеют единую композицию.

В период палеолита уже были созданы и первые инструменты живописи. Это были палочки и примитивные кисти, изготовленные из меха животных. Древние художники заботились и об освещении своих «холстов». Были обнаружены светильники, которые делали в виде каменных плошек. В них наливали жир и клали фитиль.

Она была найдена в 1994 году во Франции, и ее коллекция живописи признана самой древней. Лабораторные исследования помогли определить возраст рисунков – самые первые из них были сделаны 36 тысяч лет назад. Здесь были найдены изображения животных, живших в ледниковый период. Это шерстистый носорог, пещерный лев, бизон, пантера, тарпан (предок современной лошади). Рисунки великолепно сохранились благодаря тому, что тысячелетия назад вход в пещеру был завален.

Сейчас она закрыта для посещения. Микроклимат, в котором находятся изображения, может нарушить присутствие человека. Несколько часов в ней могут проводить только ее исследователи. Для посещения зрителей решено открыть реплику пещеры неподалеку от нее.

Это еще одно знаменитое место, где найдены рисунки древних людей. Пещера обнаружена четырьмя подростками в 1940 году. Сейчас ее коллекция живописи древних художников эпохи палеолита насчитывает 1900 изображений.

Место стало очень популярным у посетителей. Огромный поток туристов привел к повреждению рисунков. Это произошло из-за переизбытка углекислого газа, выдыхаемого людьми. В 1963 было принято решение закрыть пещеру для посещений. Но проблемы с сохранностью древних изображений существуют и по сей день. Микроклимат Ласко был необратимо нарушен, и теперь рисунки находятся под постоянным контролем.

Рисунки древних людей восхищают нас своей реалистичностью и мастерством исполнения. Художники того времени смогли передать не только достоверный облик животного, но и его движение и повадки. Кроме эстетической и художественной ценности, живопись первобытных художников является важным материалом для изучения животного мира того периода. Благодаря найденным в гроте Шове рисункам, ученые сделали поразительное открытие: оказалось, что львы и носороги, исконные обитатели жарких южных стран, в эпоху каменного века обитали на территории Европы.

источник

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.


Хурритский Гимн, записанный при помощи клинописи на глиняной табличке, является старейшей записанной мелодией в истории человечества. Артефакт, датируемый 1400-ми годами до нашей эры, был обнаружен в городе Угарит (Северной Ханаан) на территории современной Сирии. Мелодия исполнялась на лире во славу жены Лунного бога.


В Национальном музее Ирана хранится 10-сантиметровый глиняный кубок для питья, на котором по кругу изображены пять последовательных сцен движения козы. Сначала животное скачет в направлении дерева, затем поедает с него листву. Вращая кубок вокруг вертикальной оси, можно увидеть простейшую анимацию. Ученые датируют это изделие третьим тысячелетием до нашей эры.

Эти необычные шерстяные носки жителя Древнего Египта были связаны полторы тысячи лет назад между трехсотым и четыреста девяносто девятым годами от рождества Христова. Носки одевались специально под сандалии, отсюда их оригинальный внешний вид. Что интересно, даже через полторы тысячи лет эти носки смотрятся вполне конкурентоспособно на фоне даже самых оригинальных носков современных дизайнеров .

В одной из пещер Армении была обнаружена самая древняя в мире кожаная обувь. Несколько слоев овечьего навоза и травы, под которыми была сделана находка, выполнили роль консерванта. Обувь прекрасно сохранилась, пролежав в сухой и прохладной пещере около 5,5 тысяч лет. Удивительно, насколько сильно древний мокасин напоминает некоторые модели современной обуви!

На территории древнего некрополя в Западном Китае археологи обнаружили самые старые штаны в мире. Они сотканы из шерстяной ткани и украшены сложным орнаментом. Вероятно, штаны принадлежали кому-то из азиатских кочевников, живших примерно 3400 лет назад. По мнению ученых, эта находка подтверждает, что именно кочевники первыми придумали штаны для удобной езды на лошадях.

Этот бюстгальтер носили на территории Австрии в период между 1390 и 1485 годами. Хотя это самый старый из сохранившихся бюстгалтеров, в летописях встречаются и более ранние описания «мешочков для груди». За 500 лет самые оригинальные современные бюстгалтеры далеко ушли от своего прародителя, но первая модель тоже может вполне сойти за винтажную ретро-классику.

На территории Германии в захоронении бронзового века, датируемом 2500-2200 годами до нашей эры, была найдена небольшая сумочка. За тысячи лет кожа и ткань, из которых она была изготовлена, разрушились. Сохранились лишь собачьи зубы, которые, вероятно, служили сумочке украшением и защитой.

Изобретателями первых в мире солнцезащитных очков можно считать эскимосов. «Снежные» очки, как называли их сами эскимосы, создавались из кости, кожи или дерева. Тонкие щели на очках были предназначены для защиты глаз от «снежной слепоты», вызванной ярким солнечным светом. Первые подобные очки, как утверждают ученые, появились еще несколько тысяч лет назад. Самый древний из существующих экземпляров был изготовлен из моржовой кости «всего лишь» между 1200 и 1600 годами нашей эры на острове Баффин в Канаде. Конечно, древние очки не обладают крутыми функциями современных высокотехнологичных солнцезащитных очков , зато благодаря простоте и надежности они спокойно просуществуют еще 800 лет.

Самый старый из сохранившихся презервативов был найден в Швеции, в городе Лунд. Древний конрацептив, датируемый 1640 годом, был сделан из свиной кишки и мог использоваться многократно. До наших дней дошла инструкция на латыни, рекомендующая стирать презерватив в теплом молоке после каждого использования. Презервативы 17-го века, изготавливаемые из овечьих и свиных кишок, плохо защищали от венерических заболеваний, поэтому ученые считают, что в основном их использовали для предотвращения беременности. Вообще, первое упоминание презерватива датируется 1564 годом. Итальянский врач и изобретатель Габриэле Фаллопио придумал надевать на мужской половой орган льняной мешочек, пропитанный всевозможными химикатами.

Самой древней из известных жвачек считается кусочек окаменевшей березовой смолы времен Неолита, найденный на территории Финляндии. Жвачка, сохранившая следы зубов человека Каменного века, датируется концом четвертого тысячелетием до нашей эры. Древесная смола содержит фенолы, обладающие антисептическими свойствами. Поэтому древние люди жевали смолу и кору деревьев, чтобы избавиться от болезней полости рта. Кроме того, часто смолу деревьев использовали как клей, чтобы, например, склеить разбившуюся глиняную посуду.

В 20-м веке в пустыне Такла-Макан на северо-западе Китая были найдены прекрасно сохранившиеся мумии, на груди и шее которых находились небольшие комочки сыра. Ученые уверены, что этот сыр был приготовлен на основе закваски. Аналогичным образом и в наше время изготавливаются некоторые сорта сыра и кефир. Результаты исследований показали, что найденный сыр датируется приблизительно 1615 годом до нашей эры, что делает его самым древним сыром на планете.

При изучении древнеегипетской мумии, похороненной примерно три тысячи лет назад, археологи обнаружили, что на ее правой ноге вместо отсутствующих пальцев были прикреплены деревянные. Чтобы подтвердить свою догадку, исследователи создали точную копию найденного артефакта и протестировали ее с помощью добровольца, имеющего подобное увечье. Испытания показали, что деревянные пальцы применялись именно для ходьбы, а не в косметических целях. Благодаря им человек мог не только свободно передвигаться, но и носить сандалии, которые являлись основной обувью в Древнем Египте. Догадка ученых оказалась верна: им удалось обнаружить самый древний из известных протезов. Сегодня, когда существуют даже оригинальные протезы для животных , вряд ли кого-то можно удивить протезированием части ступни, однако, появление подобного протеза три тысячи лет можно смело назвать фантастическим научным прорывом того времени.

В древнем городе Эфес, находящимся на территории Турции, был обнаружен самый старый общественный туалет со смывом. Под плитой с отверстиями для «нужды» была скрыта яма с дренажной системой. Примечательно, что там же нашли орудие, напоминающее весло. Вероятно, в жаркие дни с помощью этого весла слуги ускоряли очистку туалетной ямы, подталкивая ее содержимое к дренажу. Следует признать, что туалетная тема близка человечеству, как никакая другая, возможно, поэтому оно постоянно изобретает все новые и новые оригинальные общественные туалеты .

Старейшая из известных ныне монет была обнаружена среди руин того же древнегреческого города Эфес, некогда процветающего центра торговли на побережье Малой Азии. Монета была изготовлена более 2700 лет назад из сплава золота и серебра. Металлическая заготовка помещалась на матрицу с вырезанной львиной головой, после чего мастер наносил удар молотком по обратной стороне заготовки. В результате получалась монета с выпуклым изображением львиной головы на аверсе и вдавленным следом от удара на реверсе.

Глиняная табличка из Месопотамии, датируемая рубежом восьмого и седьмого веков до нашей эры, считается самой древней картой мира. Примечательно, что карта Вавилона содержит не только реальные, но и вымышленные географические объекты.

Для того чтобы первый известный глобус, сохранившийся до наших дней, имел сферическую форму, его собрали из широких частей двух страусиных яиц. Затем гравер кропотливо перенес на поверхность шара известную карту Старого и Нового света. Ученые считают, что этот глобус был изготовлен в итальянской Флоренции, возможно даже в мастерской самого Леонардо да Винчи. Первый глобус настолько оригинален, что и в наше время он не затерялся бы среди самых необычных современных глобусов .

Самая старая книга в мире, напечатанная типографским способом, появилась в Корее в 1377 году, за целых 78 лет до появления Библии Гутенберга , долгое время считавшейся первым печатным изданием. Это был буддийский документ под названием «Чикчи», содержащий жизнеописания великих буддийских монахов и избранные места из их проповедей, помогающие постичь суть великого учения Будды. Сегодня эта книга находится в Парижской Национальной библиотеке.

Древние Шумеры, проживавшие в Южном Междуречье, оставили после себя самый древний рецепт пива, датируемый 3000 годом до нашей эры. При точном соблюдении рецепта получается крепкий пивной напиток, в котором должны плавать кусочки хлеба.

Ученые утверждают, что возраст костяной флейты, найденной в пещере на юго-западе Германии, составляет не менее 42 тысяч лет. Первые музыкальные инструменты изготовлялись древними людьми из костей птиц и бивней мамонта. Есть мнение, что именно музыка позволила получить преимущество Хомо Сапиенс над Неандертальцами.

В пещере на юго-западе Германии была обнаружена самая древняя в мире антропоморфная статуэтка. Ученые считают, что неизвестный скульптор вырезал ее из бивня мамонта примерно 35-40 тысяч лет назад. Есть мнение, что выразительная фигурка женщины с гротескно преувеличенными половыми признаками использовалась нашими предками, как символизировал плодородия. Безусловно, эта статуэтка обладает огромной исторической и коллекционной стоимостью, если бы она продавалась, то вполне могла бы попасть в число 10 самых дорогих статуй мира .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. на юге Франции, в департаменте Ардеш, в обрывистом берегу каньона одноименной реки, притока Роны, близ городка Понт д’Арк три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.

Все они уже имели большой опыт исследования пещер, в том числе и содержащих следы доисторического человека. Полузасыпанный вход в тогда еще безымянную пещеру им уже был известен, но пещера еще не была обследована. Когда Эльет, протиснувшись через узкое отверстие, увидела большую полость, уходящую вдаль, она поняла, что нужно возвращаться к машине за лестницей. Был уже вечер, они даже засомневались, не отложить ли им дальнейшее обследование, но все же вернулись за лестницей и спустились в широкий проход.

Исследователи наткнулись на пещерную галерею, где луч фонарика выхватил из мрака охристое пятно на стене. Оно оказалось «портретом» мамонта. Ни одна другая пещера богатого на «росписи» юго-востока Франции не сравнится с вновь обнаруженной, названной именем Шове, ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков, а возраст некоторых из них достигает 30–33 тысяч лет.

Cпелеолог Жан-Мари Шове, по имени которого пещера получила свое название.

Открытие пещеры Шове 18 декабря 1994 года стало сенсацией, которая мало того что отодвинула возникновение первобытных рисунков на 5 тысяч лет назад, так ещё и опрокинула сложившуюся к тому времени концепцию эволюции палеолитического искусства, основанную, в частности, на классификации французского учёного Анри Леруа-Гурана. По его теории (как и по мнению большинства других специалистов) развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным, и тогда самые ранние рисунки из Шове должны были бы вообще относиться к дофигуративной стадии (точки, пятна, полосы, извилистые линии, прочие каракули). Однако, исследователи живописи Шове оказались лицом к лицу с тем фактом, что древнейшие изображения чуть ли не самые совершенные по своему исполнению из известных нам палеолитических (палеолитических — это как минимум: неизвестно, что бы сказал Пикассо, восхищавшийся альтамирскими быками, доведись ему увидеть львов и медведей Шове!). По-видимому, искусство не очень дружит с эволюционной теорией: избегая всякой стадиальности, оно каким-то необъяснимым образом возникает сразу, из ничего, в высокохудожественных формах.

Вот что по этому поводу пишет крупнейший специалист в области палеолитического искусства Абрамова З. А.: «Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода» (цит. по: Шер Я. Когда и как возникло искусство?).

Рисунок чёрных носорогов из Шове считается самым древним в мире (32.410 ± 720 лет назад; в Cети попадается информация о некой «новой» датировке, дающей живописи Шове от 33 до 38 тыс.лет, но без заслуживащих доверия ссылок).

Надо ещё сказать, что в начале нынешнего года в системе пещер Нерха на юге Испании были найдены 6 загадочных рисунков, предположительно изображающих тюленей и (тоже предположительно) оставленных неандертальцами (!). Около рисунков обнаружены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами. Правда, пока официального научного подтверждения датировке рисунков из Нерхи нет (источник — Antropogenez.ru).

На данный момент, это древнейший образец творчества человека, начало искусства, не обремененное историей. Обычно в искусстве палеолита преобладают рисунки животных, на которых люди охотились – лошадей, коров, оленей и так далее. Стены же Шове покрыты изображениями хищников – пещерных львов, пантер, сов и гиен. Есть рисунки, изображающие носорога, тарпанов и ряд других животных ледникового периода.

Кроме того, ни в одной другой пещере нет такого количества изображений шерстистого носорога, животного, по «габаритам» и силе не уступавшего мамонту. По размерам и силе шерстистый носорог почти не усту­пал мамонту, вес его достигал 3 т, длина тела — 3,5 м, размеры переднего рога — 130 см. Вымер носорог в конце плейстоцена, раньше мамонта и пещерного медведя. В отличие от мамонтов, носороги не были стадными животными. Вероятно, потому, что это мощное животное хотя и было травоядным, имело такой же злобный нрав, как их современные родственники. Об этом свидетельствуют и сцены яростных «наскальных» схваток носорогов из Шове.

Читайте также:  Чем полезен кинетический песок

Пещера находится на юге Франции, в обрывистом берегу каньона реки Ардеж, притока Роны, в очень живописном месте, в окрестностях Понт д’Арк («Арочного моста»). Этот природный мост образован в скале огромной промоиной высотой до 60 метров.

Сама пещера «законсервирована». Вход в неё открыт исключительно для ограниченного круга ученых. Да и тем позволено в нее входить лишь дважды в год, весной и осенью, и работать там всего пару недель по несколько часов в день. В отличие от Альтамиры и Ласко, Шове пока не «клонировали», так что обывателям вроде нас с вами остаётся любоваться репродукциями, чем непременно и займёмся, но чуть позже.

«За пятнадцать с лишним лет, прошедших после открытия, людей, побывавших на вершине Эвереста, было гораздо больше, чем тех, кто видел эти рисунки», — пишет Адам Смит в рецензии на документальный фильм Вернера Херцога о Шове. Не проверял, но звучит хорошо.

Так вот, известному немецкому кинорежиссёру каким-то чудом удалось получить разрешение на съёмки. Фильм «Пещера забытых снов» был снят в 3D и показан на Берлинском кинофестивале в 2011 году, что, надо полагать, привлекло внимание широкой общественности к Шове. Негоже и нам отставать от общественности.

Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).

В четырех «залах» Шове вместе с соединяющими проходами общей протяженностью около 500 метров обнаружено более трёхсот прекрасно сохранившихся рисунков с изображением различных животных, в том числе масштабные многофигурные композиции.

Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр – участники открытия пещеры Шове.

Росписи ответили и на вопрос — тигры или львы обитали в доисторической Европе? Оказалось —вторые. Древние рисунки пещерных львов показывают их всегда без гривы, что позволяет предположить, что в отличие от африканских или индийских сородичей у них её или не было, или она была не такой внушительной. Часто эти изображение показывает характерную для львов кисточку на хвосте. Раскраска шерсти, по-видимому, была одноцветной.

В искусстве палеолита большей частью фигурируют рисунки животных из «меню» первобытных людей – быков, лошадей, оленей (хотя и это не совсем точно: известно, например, что для обитателей Ласко основным «кормовым» животным был северный олень, в то время как на стенах пещеры он встречается в единичных экземплярах). В общем, так или иначе, преобладают промысловые копытные. Шове в этом смысле уникальна обилием изображений хищников – пещерных львов и медведей, а также носорогов. На последних имеет смысл остановиться подробнее. Такого количества носорогов, как в Шове, больше не найдено ни в одной пещере.

Примечательно, что первыми «художниками», оставившими свой след на стенах некоторых палеолитических пещер, в том числе Шове, стали… медведи: местами гравировки и росписи нанесены прямо поверх следов могучих когтей, так называемых гриффад.

В позднем плейстоцене могли сосуществовать по крайней мере два вида медведей: бурые благополучно дожили до наших дней, а их родственники — пещерные медведи (большой и малый) вымерли, так и не сумев адаптироваться к сырому сумраку пещер. Большой пещерный медведь был не просто велик — он был огромен. Вес его достигал 800-900 кг, диаметр найденных черепов составляет около полуметра. Из схватки с таким зверем в глубинах пещеры человек, вероятнее всего, не мог бы выйти победителем, но некоторые специалисты-зоологи склонны предполагать, что, несмотря на устрашающие размеры, это животное было медлительным, неагрессивным и не представляло реальной опасности.

Изображение пещерного медведя, сделанное красной охрой в одном из первых залов.

Старейший российский палеозоолог профессор Н.К. Верещагин полагает, что «у охотников каменного века пещерные медведи были своего рода мясным скотом, не требующим забот на выпас и прокорм». Облик пещерного медведя передан в Шове как нигде отчетливо. Похоже, он играл особую роль в жизни первобытных сообществ: зверя изображали на скалах и гальке, его фигурки лепили из глины, зубы использовали в качестве подвесок, шкура, вероятно, служила постелью, череп сохранялся в ритуальных целях. Так, в Шове обнаружен подобный череп, покоящийся на скальном основании, что скорее всего свидетельствует о существовании медвежьего культа.

Шерстистый носорог вымер немного раньше мамонта (по разным источникам от 15-20 до 10 тыс л. н.), и, по крайней мере, в рисунках мадленского периода (15-10 тыс. л. до н. э.) он почти не встречается. В Шове же мы вообще видим двурогого носорога с более крупными рогами, без всяких следов шерсти. Возможно, это носорог Мерка, живший на юге Европы, но гораздо более редкий, чем его шерстистый сородич. Длина его переднего рога могла составлять до 1,30 м. Словом, чудище было то ещё.

Изображений людей практически нет. Встречаются только химероподобные фигуры – например, человек с головой зубра. В пещере Шове не было обнаружено следов обитания людей, но кое-где на полу сохранились отпечатки ступней первобытных посетителей пещеры. По мнению исследователей, пещера была местом проведения магических ритуалов.

Прежде исследователи считали, что в становлении первобытной живописи можно выделить несколько этапов. Поначалу рисунки были очень примитивными. Умение пришло позднее, с опытом. Должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства.

Находка Шове разбила вдребезги эту теорию. Французский археолог Жан Клотт, тщательно исследовав Шове, заявил, что наши предки наверняка научились рисовать еще до переселения в Европу. А прибыли они сюда около 35 000 лет назад. Самые древние изображения из пещеры Шове представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д.

Интересно, что художники пещеры Шове использовали методы, неприменимые нигде более. Перед нанесением рисунка стены выскабливали и разравнивали. Древние художники, сначала процарапав контуры животного, красками придавали им необходимый объем. «Люди, которые нарисовали это, были великими художниками», — подтверждает специалист по наскальной живописи французский ученый Жан Клотт.

Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас ясно, что её общая протяженность более 500 м на одном уровне, высота потолков от 15 до 30 м. Четыре последовательных «зала» и многочисленные боковые ответвления. В двух первых залах изображения сделаны красной охрой . В третьем – гравировки и черные фигуры. В пещере много костей древних животных, а в одном из залов – следы культурного слоя. Обнаружено около 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась.

Есть предположение, что такие изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга, являются своего рода первобытной анимацией. Когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, носорог «оживал», и можно себе представить, какое воздействие это оказывало на пещерных «зрителей» — «Прибытие поезда» братьев Люмьер отдыхает.

Имеются и другие соображения на этот счёт. Например, что таким образом изображается в перспективе группа животных. Тем не менее, тот же Херцог в своём фильме придерживается «нашей» версии, а уж ему-то в вопросах «движущихся картинок» можно верить.

Сейчас пещера Шове закрыта для общественного доступа, поскольку любое заметное изменение влажности воздуха может привести к повреждению настенной живописи. Право доступа, лишь на несколько часов и с соблюдением ограничений, могут получить лишь немногие археологи. Пещера была отрезана от внешнего мира со времён ледникового периода из-за падения скалы перед её входом.

Рисунки пещеры Шове поражают знанием законов перспективы (перекрывающие друг друга рисунки мамонтов) и умением класть тени — до сих пор считалось, что эта техника была открыта на несколько тысячелетий позже. И за целую вечность до того как идея осенила Сера, первобытные художники открыли пуантилизм: изображение одного животного, похоже, бизона, целиком состоит из красных точек.

Но удивительнее всего то, что, как уже говорилось, художники отдают предпочтение носорогам, львам, пещерным медведям и мамонтам. Обычно моделями наскальной живописи служили те животные, на которых охотились. «Из всего бестиария той эпохи художники выбирают самых хищных, самых опасных зверей», — говорит археолог Маргарет Конки из университета Беркли в Калифорнии. Изображая животных, которые явно не значились в меню кухни палеолита, но символизировали опасность, силу, власть, художники, как считает Клотт, «познавали их сущность».

Археологи обратили внимание на то, как именно изображения включены в пространство стены. В одном из залов красной охрой изображен пещерный медведь без нижней части туловища, так что кажется, говорит Клотт, «будто он выходит из стены». В том же зале археологи обнаружили также изображения двух каменных козлов. Рогами одному из них служат природные расщелины в стене, которые художник расширил.


Изображение лошади в нише (источник — Donsmaps.com)

Наскальная живопись явно играла значительную роль в духовной жизни доисторических людей. Подтверждением этому могут служить два больших треугольника (символы женского начала и плодородия?) и изображение существа с человеческими ногами, но с головой и туловищем бизона. Вероятно, люди каменного века надеялись таким образом присвоить себе хотя бы частично силу животных. Пещерный медведь, судя по всему, занимал особое положение. 55 медвежьих черепов, один из которых лежит на поваленном валуне, как на алтаре, наводят на мысль о культе этого зверя. Что объясняет также выбор пещеры Шове художниками — десятки рытвин в полу указывают на то, что это было место зимней спячки гигантских медведей.

Древние люди снова и снова приходили поглядеть на наскальную живопись. На 10-метровом «лошадином панно» видны следы копоти, оставленные факелами, которые были укреплены в стене после того, как ее покрыли росписью. Эти следы, по словам Конки, находятся поверх слоя минерализованных отложений, покрывающих изображения. Если живопись — это первый шаг на пути к духовности, то способность ценить ее — несомненно, второй.

О пещере Шове опубликовано, по крайней мере, 6 книг и десятки научных статей, не считая сенсационных материалов в широкой прессе, изданы и переведены на основные европейские языки четыре больших альбома прекрасных цветных иллюстраций с сопровождающим текстом. В российский прокат 15 декабря выходит документальный фильм «Пещера забытых снов 3D». Режиссер картины – немец Вернер Херцог.

Картину «Пещера забытых снов» (Cave of Forgotten Dreams) оценили на 61-м Берлинском кинофестивале. На фильм сходили более миллиона человек. Это самый кассовый документальный фильм по итогам 2011 года.

Согласно новым данным, возраст угля, которым нарисованы рисунки на стене пещеры Шове – 36000 лет, а не 31000, как считалось раньше.

Уточненные методы радиоуглеродного датирования показывают, что заселение современным человеком (Homo sapiens) Центральной и Западной Европы началось на 3 тысячи лет раньше, чем считалось, и происходило быстрее. Время совместного проживания сапиенсов и неандертальцев в большинстве районов Европы сократилось с примерно 10 до 6 и менее тысяч лет. Окончательное исчезновение европейских неандертальцев, возможно, также произошло на несколько тысячелетий раньше.

Известный британский археолог Пол Мелларс (Paul Mellars) опубликовал обзор последних достижений в развитии метода радиоуглеродного датирования, которые привели к существенным изменениям наших представлений о хронологии событий, происходивших более 25 тыс. лет назад.

Точность радиоуглеродного датирования в последние годы резко возросла благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, появились методы высококачественной очистки органических веществ, в первую очередь коллагена, выделяемого из древних костей, от всех посторонних примесей. Когда речь идет об очень древних образцах, даже ничтожная примесь постороннего углерода может привести к серьезным искажениям. Например, если в образце возрастом 40 000 лет окажется всего-навсего 1%современного углерода, это приведет к уменьшению «радиоуглеродного возраста» на целых 7 000 лет. Как выяснилось, в большинстве древних археологических находок присутствуют такие примеси, поэтому их возраст систематически занижался.

Второй источник ошибок, который наконец удалось устранить, связан с тем, что содержание радиоактивного изотопа 14С в атмосфере (а следовательно, и в органическом веществе, образовавшемся в различные эпохи) не является постоянным. Кости людей и животных, живших в периоды повышенного содержания 14С в атмосфере, изначально содержали больше этого изотопа, чем предполагалось, и поэтому их возраст опять-таки занижался. В последние годы удалось провести ряд чрезвычайно точных измерений, позволивших реконструировать колебания 14С в атмосфере в течение последних 50 тысячелетий. Для этого были использованы уникальные морские отложения в некоторых районах Мирового океана, где осадки накапливались очень быстро, гренландские льды, пещерные сталагмиты, коралловые рифы и т. д. Во всех этих случаях можно было для каждого слоя сопоставить радиоуглеродные даты с другими, полученными на основе соотношения изотопов кислорода 18О/16О или урана и тория.

В результате были разработаны поправочные шкалы и таблицы, позволившие резко повысить точность радиоуглеродного датирования образцов старше 25 тысяч лет. О чем же рассказали уточненные даты?

Ранее считалось, что люди современного типа (Homo sapiens) появились в Юго-Восточной Европе примерно 45 000 лет назад. Отсюда они постепенно расселялись в западном и северо-западном направлении. Заселение Центральной и Западной Европы продолжалось, согласно «неисправленным» радиоуглеродным датировкам, примерно 7 тыс. лет (43–36 тыс. лет назад); средняя скорость продвижения – 300 метров в год. Уточненные датировки показывают, что заселение происходило быстрее и началось раньше (46–41 тыс. лет назад; скорость продвижения до 400 метров в год). Примерно с такой же скоростью позже распространялась в Европе земледельческая культура (10–6 тыс. лет назад), тоже пришедшая с Ближнего Востока. Любопытно, что обе волны расселения шли двумя параллельными путями: первый — вдоль Средиземноморского побережья от Израиля до Испании, второй — по долине Дуная, с Балкан — в Южную Германию и далее до Западной Франции.

Кроме того, выяснилось, что период совместного проживания современных людей и неандертальцев в большинстве районов Европы был существенно короче, чем считалось (не 10 000 лет, а лишь около 6 000), а в некоторых районах, например на западе Франции, и того меньше — всего 1–2 тыс. лет.По уточненным датировкам, некоторые ярчайшие образцы пещерной живописи оказались намного древнее, чем считалось; начало эпохи Ориньяк, ознаменованное появлением разнообразных сложных изделий из кости и рога, тоже сдвинулось в глубь времен (41 000 тыс. лет назад по новым представлениям).

Пол Мелларс полагает, что нуждаются в пересмотре и опубликованные ранее датировки самых поздних неандертальских стоянок (в Испании и Хорватии; обе стоянки, согласно «неуточненному» радиоуглеродному датированию, имеют возраст 31–28 тыс. лет). В действительности эти находки, скорее всего, на несколько тысячелетий старше.

Все это показывает, что коренное неандертальское население Европы пало под натиском ближневосточных пришельцев значительно быстрее, чем считалось. Превосходство сапиенсов — технологическое или социальное — было слишком велико, и ни физическая сила неандертальцев, ни их выносливость, ни приспособленность к холодному климату не могли спасти обреченную расу.

источник

Источники:
  • http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/99728_zagadochnye-naskalnye-risunki
  • http://imho24.info/answers/hobbies/detail/914/
  • http://mydiscoveries.ru/kakoy-risunok-samyiy-drevniy
  • http://fb.ru/article/160087/risunki-drevnih-lyudey-drevnie-naskalnyie-risunki
  • http://novate.ru/blogs/050814/27213/
  • http://masterok.livejournal.com/857989.html