Меню Рубрики

Одно из первых изображений этого полезного устройства найдено в пещере

Одно из первых изображений этого полезного устройства найдено в пещере белее 10000 лет назад
О.: Стремянка

В.: Что изготавливал в старину скудельник?
О.: Кувшин

В.: Единственное ядовитое млекопитающее в мире
О.: Утконос

В.: По одной из версий, название этой страны с одного из древних языков можно перевести как берег кроликов
О.: Испания

В.: Этот праздник посвящен мученику и судя по всему справедливо, с учетом того, сколько денег тратят в этот день
О.: Валентин

В.: Это вкусное изделие появилось в средневековой Германии, а приобрело современный вид в начале 19 века
О.: Сосиска

В.: Это оружие применялось для охоты на волков и лис. При таком способе охоты необходимо было нанести удар по носу зверя
О.: Нагайка

В.: Какая трава была названа индейцами «следом белого человека»
О.: Подорожник

В.: В этом языке нет слов «да» и «нет», а согласие или несогласие выражается полными предложениями
О.: Шотландский

В.: И болезнь, и камень
О.: Нефрит

В.: В старой русской деревне небольшой узкий участок пахотной земли
О.: Полоса

В.: В производстве продукции это лицо, связанное с другим
О.: Смежник

В.: До 2 половины 19 века так иногда называли крупные гравюры агитационного характера
О.: Плакат

В.: Лучший учитель по Бальзаку
О.: Несчастье

В.: Противовес «естественного отбора», созданный человеком
О.: Селекция

В.: Что считается самой распространенной в мире незаразной болезнью
О.: Кариес

В.: Легкая загородная постройка с верандой, распространенная в тропических странах
О.: Бунгало

В.: Предмет, совершенно не интересующий свиней
О.: Бисер

В.: Кто по мнению китайского литератора и философа Джан Джао, не является не добрый и не злой?
О.: Мудрец

В.: Спортивный снаряд для физических упражнений взрослых и детей
О.: Скакалка

В.: Головной убор 17 века, пришедший на смену широкополой шляпе, как более практичный для переноса оружия на плече
О.: Треуголка

В.: Приспособление для массового производства граффити
О.: Трафарет

В.: Живопись по сырой штукатурке водяными красками
О.: Фреска

В.: Что в переводе с древнегреческого языка означает слово Георгий
О.: Земледелец

В.: О чем бестактно расспрашивать австралийца
О.: Предок

В.: Что проводит звук в десять раз быстрее воздуха
О.: Гранит

В.: Участник музыкального коллектива
О.: Вокалист

В.: С японского это слово переводится как «Божественный ветер»
О.: Камикадзе

В.: Как называлась раньше карточная масть пики
О.: Лопата

В.: Широко распространенный вид декоративно прикладного искусства
О.: Вышивание

В.: Лучший способ демонстрации
О.: Пример

В.: Один из самых распространенных персонажей в истории русской игрушки
О.: Полкан

В.: Эта сказочная героиня была описана в греческой истории под именем Родопис
О.: Золушка

В.: Кто спит на спине, согласно мнению китайских мудрецов
О.: Святой

В.: В переносном смысле сумасшедший дом, хаос, неразбериха
О.: Бедлам

В.: Какой музыкальный инструмент имеет голову, гребень, натянутый обруч и подлокотник
О.: Банджо

В.: Кто спит на животе, согласно мнению Китайских мудрецов
О.: Грешник

В.: Минута смеха так же полезна, как один килограмм … чего?
О.: Морковь

В.: Геометрический термин, широко используемый в характеристике современной техники
О.: Диагональ

В.: Что запрещалось носить в Царско Сельском лицее?
О.: Очки

В.: Детеныши этого животного приобретают пол в зависимости от температуры окружающей среды
О.: Крокодил

В.: Этот недуг не позволил Илье Репину в преклонном возрасте исправить свою знаменитую картину Иван Грозный и сын его Иван
О.: Дальтонизм

В.: Изначально это слово обозначало человека, непригодного к военной службе
О.: Негодяй

В.: Это красивое растение на Руси называли «одолень трава»
О.: Кувшинка

В.: Причина увеличения беговой дистанции биатлониста
О.: Промах

В.: Что пышно украшалось березой и зеленью на русском селе в Троицу
О.: Церковь

В.: Эту ягоду пытались культивировать начиная с 19 века, но полноценно это удалось лишь в 60-х годах 20 века
О.: Брусника

В.: Этот термин произошел от латинского слова, переводимого на русский как «вздутие»
О.: Инфляция

В.: Склонный к употреблению одних и тех же фраз чаще, чем хотелось бы
О.: Попугай

В.: С чем в шутку сравнивал Островский соленый огурец?
О.: Вечность

В.: Как звали мифического царя Ливии, якобы впервые изготовившего небесный глобус
О.: Атлас

В.: Что еще было феноменального у Шаляпина кроме голоса?
О.: Память

В.: Что было изобретено французским полководцем Луи Крильонским?
О.: Майонез

В.: Что нужно было спрятать, чтобы лишить колдунов Маори возможности навредить?
О.: Плевок

В.: Наглый мошенник, ловкий и дерзкий плут
О.: Бестия

В.: Предмет гигиены. В мифологии он являлся символом женственности
О.: Расческа

В.: Единственная страна, где за 1983 год не зарегистрировано ни одного рождения
О.: Ватикан

В.: В 11 веке в Англии так называли землевладельцев, державших свои участки под условием исполнения определенной службы королю
О.: Сержант

В.: Что английские новые дворяне в 17 веке называли добрым старым делом
О.: Революция

В.: Этот человек не помешает, когда занимаешься чем то новым
О.: Наставник

В.: Русский народный танец с быстрой сменой фигур и разнообразными кружениями
О.: Метелица

В.: Для лечения чего применялся московскими цирюльниками конский навоз
О.: Запой

В.: Название какой страны происходит от молочного животного
О.: Италия

В.: Какой строительный инструмент по легенде изобрел Дедал
О.: Рулетка

В.: Эта иностранная монета в простонародье получила название «боб»
О.: Шиллинг

В.: Какое женское имя придумал Пушкин?
О.: Наина

В.: Что Американская музыкальная конференция 1977 года определила как плохой деревянный духовой инструмент, на котором никто не умеет играть?
О.: Гобой

В.: Организм, в котором живет паразит
О.: Хозяин

В.: Древнеримская подземная канализация
О.: Клоака

В.: Машина, способная изменять режим своего функционирования по определенной программе
О.: Автомат

В.: Что являлось главной составляющей частью бани, которую наши предки использовали для излечении радикулита и ревматизма?
О.: Навоз

В.: Этот материал был известен в Египте и Месопотамии, но в современном виде был получен только в 17 веке
О.: Хрусталь

В.: Этим словом няня поэта Арина Родионовна называла всех злодеев
О.: Аспид

В.: По мнению Древних Ирландцев это должно было присутствовать в изобилии в раю
О.: Свинина

В.: Вера в предопределенность событий
О.: Фатализм

В.: Знахарь, специализирующийся на лечении лошадей
О.: Коновал

В.: С Греческого языка это слово переводится, как «одетый в белое»
О.: Кандидат

В.: Дословно это слово переводится с латинского как «от глухого»
О.: Абсурд

В.: Что не принято приносить с собой в гости в Китае, чтобы не оскорбить хозяев
О.: Цветы

В.: Какое блюдо подавали на стол последним в прощеное воскресенье
О.: Яичница

В.: У этого животного самое высокое кровяное давление
О.: Жираф

источник

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Испания
Одни из старейших известных наскальных картин в мире, на которых изображены лошади, бизоны и воины, находятся в пещере Эль-Кастильо, в Кантабрии на севере Испании. Внутрь пещеры ведет отверстие, настолько узкое, что через него нужно передвигаться ползком. В самой же пещере можно найти множество рисунков, которым исполнилось, по крайней мере, 40 800 лет.

Они были сделаны вскоре после того, как люди начали мигрировать из Африки в Европу, где встретились с неандертальцами. На самом деле, возраст наскальных картин предполагает возможность того, что они были сделаны неандертальцами, которые на то время жили в данном регионе, хотя доказательства этого вовсе не убедительны.

Индонезия
В течение длительного времени считалось, что в пещере Эль-Кастильо находятся самые старые известные наскальные рисунки. Но в 2014 году археологи сделали ошеломляющее открытие. В семи пещерах на индонезийском острове Сулавеси на стенах нашли отпечатки рук и примитивные рисунки местных свиней.

Эти изображения уже были известны местным жителям, но никто даже не догадывался, сколько им лет. Ученые оценили возраст наскальных рисунков в 40 000 лет. Подобное открытие поставило под сомнение давнее убеждение, что человеческое искусство впервые появилось в Европе.

Австралия
Последние исследования показали, что некоторые места в Австралии вполне могут посоперничать по возрасту с самым древним в мире искусством. В каменном убежище Наварла Габарнманг на севере страны нашли наскальную живопись возрастом в 28 000 лет. Однако, ученые считают, что некоторые рисунки могут быть гораздо старше, поскольку на одном из них изображена гигантская птица, которая вымерла около 40 000 лет назад.

Поэтому или наскальное искусство старше, чем предполагалось, или же птица жила дольше, чем предполагает современная наука. В Наварла Габарнманг также можно найти рисунки рыб, крокодилов, кенгуру-валлаби, ящериц, черепах и других животных, сделанные десятки тысяч лет назад.

Намибия
Эта пещера получила столь необычное название, потому что была обнаружена немецким археологом в 1969 году, когда первый космический корабль (Аполлон-11) приземлился на Луне. На каменных плитах пещеры в юго-западной Намибии были найдены рисунки, сделанные древесным углем, охрой и белой краской.

Изображениям существ, которые напоминают кошек, зебр, страусов и жирафов, исполнилось от 26 000 до 28 000 лет, и они являются старейшим изобразительным искусством, найденным в Африке.

Франция
Ученые считали, что изображения двух пятнистых лошадей на стенах пещеры Пеш-Мерль в юго-центральной части Франции, которые были сделаны 25 000 лет назад, являются плодом воображения древнего художника. Но последние исследования ДНК показали, что подобные пятнистые лошади действительно существовал в данном регионе в то время. Также в пещере можно найти 5000-летние изображения зубров, мамонтов, лошадей и других животных, нарисованных черным оксидом марганца и красной охрой.

Ливия
Глубоко в пустыне Сахара на юго-западе Ливии в горном массиве Тадрарт-Акакус, были найдены тысячи картин и наскальных рисунков, которые показывают, что некогда в этих засушливых землях была вода и цвела пышная растительность. Также на территории нынешней Сахары жили жирафы, носороги, и крокодилы. Старейший рисунок здесь был сделан 12 000 лет назад. Но, после того, как Тадрарт-Акакус начал поглотила пустыня, люди окончательно покинули это место примерно в 100 году н.э.

Индия
В штате Мадхья-Прадеш есть около 600 пещер и скальных жилищ, в которых нашли скальные росписи, выполненные в период между 1 000 и 12 000 годами назад.
Эти доисторические изображения нарисованы красной и белой краской. На картинах можно встретить сцены охоты на буйволов, тигров, жирафов, лосей, львов, леопардов, слонов и носорогов. Другие рисунки показывают сбор фруктов и меда и одомашнивание животных. Также можно найти изображения животных, которые уже давно вымерли в Индии..

Сомали
Комплекс из восьми пещер в Сомалиленде содержит одни из самых древних и самые хорошо сохранившиеся наскальные росписи в Африке. Их возраст оценивается между 5 000 и 11 000 годами, а выполнены эти рисунки коров, людей, собак и жирафов в красном, оранжевом и кремовом цвете. О людях, которые жили здесь в то время практически ничего не известно, но многие местные жители до сих пор считают пещеры священными.

Аргентина
Эта необычная пещера в Патагонии буквально переполнена 9000-летними красными и черными отпечатками рук на стенах. Поскольку присутствуют в основном изображения левых рук мальчиков-подростков, ученые предположили, что нанесение изображения своей руки входило в обряд инициации юношей. Кроме того, в пещере также можно найти сцены охоты на гуанако и нелетающих птиц нанду.

Египет
В Ливийской пустыне в 1933 году нашли пещеру с наскальной живописью эпохи неолита. Изображения плавающих людей (из-за которых пещера получила свое название), а также отпечатки ладоней, и которые украшают стены, были сделаны между 6000 и 8000 годами назад.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Наскальные изображения каньона Лошадиная Подкова, штат Юта, США.

Подобные древнейшие исторические памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а разбросаны по всей планете. Петроглифы были найдены не одновременно, иногда открытия различных рисунков разделяют значи­тельные промежутки времени.

Временами на одних и тех же скалах ученые находят рисунки из разных тысячелетий. Прослеживаются черты сходства самых разных наскальных рисунков, так что создается впечатление, будто в древности существовала единая пракультура и связанные с ней универсальные знания. Так, многие фигуры на рисунках имеют одинаковые черты, хотя их авторы ничего не знали друг о друге — их разделяло громадное расстояние и время. Однако сходство в изображениях носит систематический характер: в частности, головы богов всегда излучают свет. Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются уже около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.

Есть мнение, что первыми изображениями загадочных существ были наскальные рисунки на горе Хунань, Китай (рисунок выше). Им около 47 000 лет. Эти рисунки предположительно изображают ранние контакты с неизвестными существами, возможно, гостями из внеземных цивилизаций.

Эти рисунки были найдены на территории Национального парка под названием Сера-Да-Капивара в Бразилии. Эксперты утверждают, что картины были созданы около двадцати девяти тысяч лет назад:

Интересные наскальные рисунки возрастом более 10000 лет, были недавно обнаружены в штате Чхаттисгарх, Индия:

Это наскальное изображение датируется приблизительно 10 000 годом до нашей эры, и находится в долине Валь-Камоника, Италия. Нарисованные фигуры похожи на два существа, на которых надеты защитные костюмы, а их головы излучают свет. В руках они держат странные приспособления:

В качестве следующего примера можно привести наскальное изображение светящегося человека, которое находится в 18 км к западу от города Навои (Узбекистан). При этом сияющая фигура восседает на троне, а у стоящих вблизи нее фигур на лицах надето нечто похожее на защитные маски. У стоящего на коленях человека в нижней части рисунка подобного приспособления нет — он находится на значительном расстоянии от све­тящейся фигуры и, видимо, не нуждается в подобной защите.

Тассилин-Адджер (Плато рек) – крупнейший памятник наскального искусства Сахары. Плато расположено в юго-восточной части Алжира. Самые древние петроглифы Тассилин-Адджер датируются 7 тысячелетием до нашей эры. А самые поздние – VII веком нашей эры. Впервые рисунки на плато были замечены в 1909 г:

Читайте также:  Полезно ли ходить после тренировки в сауну

Изображение, относящееся приблизительно к 600 г. до нашей эры, из Тассилин-Адджер. На рисунке существо с разными глазами, странной прической «из лепестков» и бесформенной фигурой. Похожих «богов» в пещерах было найдено более сотни:

Эти фрески, найденные в пустыне Сахара, – изображают человекоподобное существо в скафандре. Фрескам – 5 тысяч лет:

Австралия изолирована от остальных континентов. Однако на плато Кимберли (северо-запад Австралии) расположены целые галереи петроглифов. И здесь присутствуют все те же мотивы: боги со схожими лицами и с ореолом лучей вокруг головы. Рисунки были впервые обнаружены в 1891 году:

Это изображения Вандины, богини неба, в ореоле сияющих лучей.

Наскальное изображение в Пуэрта-дель-Каньон, Аргентина:

Каньон Сего, штат Юта, США. Самые древние петроглифы появились здесь более чем 8 000 лет назад:

Изображение «пришельца». Калбак-Таш, Алтай, Россия:

«Человек-солнце» из Каракольской долины, Алтай:

Ещё один из множества петроглифов итальянской долины Валь-Камоника в Южных Альпах:

Наскальные рисунки Гобустана, Азербайджан. Самые древние рисунки ученые относят к эпохе мезолита (порядка 10 тысяч лет назад:

Древние наскальные рисунки в Нигере:

Онежские петроглифы на мысе Бесов Нос, Россия. Самый известный из онежских петроглифов — Бес, его длина два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу:

Петроглифы Тамгалы, Казахстан. Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами и самые распространённые из них изображают божественных солнцеголовых существ:

Скала Белого Шамана в Нижнем Каньоне, Техас. Возраст этого семиметрового изображения по мнению экспертов составляет более четырех тысяч лет. Считается, что Белый Шаман скрывает тайны древнего исчезнувшего культа:

Наскальные изображения гигантских людей из Южной Африки:

Мексика. Веракрус, Лас-Пальмас: наскальные рисунки с изображением существ в скафандрах:

Наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, Чукотка, Россия:

Боги-близнецы сражаются на боевых топорах. Один из петроглифов, найденных в Танумсхеде, западная Швеция (рисунки окрашены в красный цвет уже в современный период):

Среди петроглифов на скальном массиве Литслебю доминирует гигантское (рост 2,3 м) изображение бога с копьем (возможно, Один):

Ущелье Сармыш-сай, Узбекистан. В ущелье были найдены многочисленные древние наскальные изображения людей в странных одеждах, часть из которых можно трактовать как изображения «древних астронавтов»:

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США, изображающие некие существа — качина. Хопи считали этих загадочных качина своими небесными учителями:

Кроме того, существует множество древних наскальных изображений то ли солярных символов, то ли каких-то предметов, напоминающих летательные аппараты.

Наскальные рисунки пещеры Сан-Антонио, Техас, США.

Этот древний наскальный рисунок, обнаруженный в Австралии, изображают нечто очень похожее на корабль космических пришельцев. В то же время, изображение вполне может означать нечто вполне объяснимое.

Что-то, напоминающее взлетающую ракету. Калбыш Таш, Алтай.

Петроглиф с изображением НЛО. Боливия.

НЛО из пещеры в Чхаттисгарх, Индия

Петроглифы Онежского озера изображают космические, солярные и лунные знаки: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами, в которых современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.

Наскальный рисунок, Аризона, США

Наскальные рисунки гуанчей, Канарские острова

Древние изображения мистического символа спирали встречаются повсюду в мире. Эти наскальные рисунки когда-то были созданы индейцами в каньоне Чако, штат Нью-Мексико, США.

Наскальный рисунок, Штат Невада, США

Один из рисунков, обнаруженных в пещере острова Юности, у берегов Кубы. В нём можно обнаружить большое сходство со строением Солнечной системы, где имеется изображение восьми планет с их наиболее крупными спутниками.

Эти петроглифы находятся в Пакистане, в долине реки Инд:

Некогда в этих местах существовала высокоразвитая индская цивилизация. Именно от нее остались эти древние изображения, высеченные на камнях. Присмотритесь — не кажется ли вам, что это загадочные виманы — летающие колесницы из древнеиндийских мифов?

источник

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Эта древняя наскальная картина возрастом 4000 лет находится в низовье реки Пеко в Техасе. На гигантском изображении (3,5 м) показана центральная фигура в окружении других людей, проводящих какие-то ритуалы. Предполагается, что в центре изображена фигура шамана, а сама картина изображает культ некой забытой древней религии.

Национальный парк Какаду — одно из самых красивых мест для туристов в Австралии. Особо он ценится своим богатым культурным наследием — в парке собрана впечатляющая коллекция искусства местных аборигенов. Некоторым из наскальных картин в Какаду (который был включен в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО) исполнилось почти 20 000 лет.

Еще один объект из всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на юге Франции. В пещере Шове можно найти более 1000 различных изображений, большинство из них — животные и антропоморфные фигуры. Это одни из самых древних изображений, известных человеку: их возраст датируется 30 000 – 32 000 годами. Около 20 000 лет пещеру завалило камнями и она сохранилась в великолепном состоянии до наших дней.

В Испании недавно была открыта «Пещера Замка» или Куэва-де-Эль-Кастильо, на стенах которой нашли самые древние наскальные рисунки в Европе, их возраст на 4 000 лет больше всех наскальных росписей, которые находили ранее в Старом Свете. На большинстве изображений встречаются отпечатки рук и простые геометрические фигуры, хотя также есть изображения странных животных. Один из рисунков, простой красный диск, был сделан 40 800 лет назад. Предполагается, что эти росписи были сделаны неандертальцами.

Одни из самых древних и хорошо сохранившихся наскальных росписей на африканском континенте можно найти в Сомали, в пещерном комплексе Лаас-Гааль (Верблюжий колодец). Несмотря на то, что их возраст составляет «всего» 5 000 – 12 000 лет, эти наскальные картины сохранились просто идеально. На них изображены в основном животные и люди в церемониальных одеждах и различных украшениях. К сожалению, этот замечательный культурный объект не может получить статус всемирного наследия, поскольку он расположен в районе, где постоянно идет война.

Скальные жилища в Бхимбетка представляют собой одни из самых ранних следов жизни человека на индийском субконтиненте. В естественных скальных укрытиях на стенах встречаются рисунки, которым исполнилось около 30000 лет. Эти росписи представляют период развития цивилизации от мезолита до конца доисторического времени. На рисунках изображены животные и люди за повседневной деятельностью, такой как охота, религиозные обряды и, что интересно, танцы.

В Болгари наскальные рисунки, найденные в пещере Магура, не очень старые – им от 4 000 до 8 000 лет. Интересны они материалом, который использовался для нанесения изображений — гуано (помет) летучей мыши. Кроме того, сама пещера образовалась миллионы лет назад и в ней были найдены другие археологические артефакты, такие как кости вымерших животных (к примеру, пещерного медведя).

«Пещера рук» в Аргентине славится своей обширной коллекцией оттисков и изображений человеческих рук. Датируется эта наскальная живопись 9 000 — 13 000 годами. Сама пещера (если точнее, система пещер) использовалась древними людьми еще 1 500 лет назад. Также в Куэва-де-лас-Манос можно найти различные геометрические фигуры и изображения охоты.

Картины, найденные в пещере Альтамира в Испании, считаются шедевром древней культуры. Каменная живопись эпохи верхнего палеолита (14 000 – 20 000 лет) находится в исключительном состоянии. Как и в пещере Шове, обвал наглухо запечатал вход в эту пещеру около 13 000 лет назад, поэтому изображения остались в первозданном виде. На самом деле, эти рисунки сохранились так хорошо, что когда они были впервые обнаружены в 19-й веке, ученые посчитали их поддельными. Потребовалось много времени, пока технология не позволила подтвердить подлинность наскальной живописи. С тех пор пещера оказалась так популярна среди туристов, что ее пришлось закрыть в конце 1970-х, поскольку большое количество диоксида углерода от дыхания посетителей начало приводить к разрушению живописи.

Это, безусловно, самая известная и самая значительная коллекция наскального искусства в мире. В этой системе пещер во Франции можно найти одни из самых красивых 17 000-летних картин в мире. Они очень сложные, очень тщательно сделаны и при этом прекрасно сохранились. К сожалению, пещера была закрыта более 50 лет назад из-за того, что под влиянием углекислого газа, выдыхаемого посетителями, уникальные изображения начали разрушаться. В 1983 году была открыта репродукция части пещеры под названием Ласко 2.

Огромный интерес вызывают и 5 удивительных археологических находок, которые были сделаны в 2015 году . Они будут интересны не только профессиональным историкам и искусствоведам, но и всем, кто интересуется историей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. на юге Франции, в департаменте Ардеш, в обрывистом берегу каньона одноименной реки, притока Роны, близ городка Понт д’Арк три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.

Все они уже имели большой опыт исследования пещер, в том числе и содержащих следы доисторического человека. Полузасыпанный вход в тогда еще безымянную пещеру им уже был известен, но пещера еще не была обследована. Когда Эльет, протиснувшись через узкое отверстие, увидела большую полость, уходящую вдаль, она поняла, что нужно возвращаться к машине за лестницей. Был уже вечер, они даже засомневались, не отложить ли им дальнейшее обследование, но все же вернулись за лестницей и спустились в широкий проход.

Исследователи наткнулись на пещерную галерею, где луч фонарика выхватил из мрака охристое пятно на стене. Оно оказалось «портретом» мамонта. Ни одна другая пещера богатого на «росписи» юго-востока Франции не сравнится с вновь обнаруженной, названной именем Шове, ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков, а возраст некоторых из них достигает 30–33 тысяч лет.

Cпелеолог Жан-Мари Шове, по имени которого пещера получила свое название.

Открытие пещеры Шове 18 декабря 1994 года стало сенсацией, которая мало того что отодвинула возникновение первобытных рисунков на 5 тысяч лет назад, так ещё и опрокинула сложившуюся к тому времени концепцию эволюции палеолитического искусства, основанную, в частности, на классификации французского учёного Анри Леруа-Гурана. По его теории (как и по мнению большинства других специалистов) развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным, и тогда самые ранние рисунки из Шове должны были бы вообще относиться к дофигуративной стадии (точки, пятна, полосы, извилистые линии, прочие каракули). Однако, исследователи живописи Шове оказались лицом к лицу с тем фактом, что древнейшие изображения чуть ли не самые совершенные по своему исполнению из известных нам палеолитических (палеолитических — это как минимум: неизвестно, что бы сказал Пикассо, восхищавшийся альтамирскими быками, доведись ему увидеть львов и медведей Шове!). По-видимому, искусство не очень дружит с эволюционной теорией: избегая всякой стадиальности, оно каким-то необъяснимым образом возникает сразу, из ничего, в высокохудожественных формах.

Вот что по этому поводу пишет крупнейший специалист в области палеолитического искусства Абрамова З. А.: «Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода» (цит. по: Шер Я. Когда и как возникло искусство?).

Рисунок чёрных носорогов из Шове считается самым древним в мире (32.410 ± 720 лет назад; в Cети попадается информация о некой «новой» датировке, дающей живописи Шове от 33 до 38 тыс.лет, но без заслуживащих доверия ссылок).

Надо ещё сказать, что в начале нынешнего года в системе пещер Нерха на юге Испании были найдены 6 загадочных рисунков, предположительно изображающих тюленей и (тоже предположительно) оставленных неандертальцами (!). Около рисунков обнаружены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами. Правда, пока официального научного подтверждения датировке рисунков из Нерхи нет (источник — Antropogenez.ru).

На данный момент, это древнейший образец творчества человека, начало искусства, не обремененное историей. Обычно в искусстве палеолита преобладают рисунки животных, на которых люди охотились – лошадей, коров, оленей и так далее. Стены же Шове покрыты изображениями хищников – пещерных львов, пантер, сов и гиен. Есть рисунки, изображающие носорога, тарпанов и ряд других животных ледникового периода.

Кроме того, ни в одной другой пещере нет такого количества изображений шерстистого носорога, животного, по «габаритам» и силе не уступавшего мамонту. По размерам и силе шерстистый носорог почти не усту­пал мамонту, вес его достигал 3 т, длина тела — 3,5 м, размеры переднего рога — 130 см. Вымер носорог в конце плейстоцена, раньше мамонта и пещерного медведя. В отличие от мамонтов, носороги не были стадными животными. Вероятно, потому, что это мощное животное хотя и было травоядным, имело такой же злобный нрав, как их современные родственники. Об этом свидетельствуют и сцены яростных «наскальных» схваток носорогов из Шове.

Пещера находится на юге Франции, в обрывистом берегу каньона реки Ардеж, притока Роны, в очень живописном месте, в окрестностях Понт д’Арк («Арочного моста»). Этот природный мост образован в скале огромной промоиной высотой до 60 метров.

Сама пещера «законсервирована». Вход в неё открыт исключительно для ограниченного круга ученых. Да и тем позволено в нее входить лишь дважды в год, весной и осенью, и работать там всего пару недель по несколько часов в день. В отличие от Альтамиры и Ласко, Шове пока не «клонировали», так что обывателям вроде нас с вами остаётся любоваться репродукциями, чем непременно и займёмся, но чуть позже.

Читайте также:  Писать сидя полезно мужчинам

«За пятнадцать с лишним лет, прошедших после открытия, людей, побывавших на вершине Эвереста, было гораздо больше, чем тех, кто видел эти рисунки», — пишет Адам Смит в рецензии на документальный фильм Вернера Херцога о Шове. Не проверял, но звучит хорошо.

Так вот, известному немецкому кинорежиссёру каким-то чудом удалось получить разрешение на съёмки. Фильм «Пещера забытых снов» был снят в 3D и показан на Берлинском кинофестивале в 2011 году, что, надо полагать, привлекло внимание широкой общественности к Шове. Негоже и нам отставать от общественности.

Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).

В четырех «залах» Шове вместе с соединяющими проходами общей протяженностью около 500 метров обнаружено более трёхсот прекрасно сохранившихся рисунков с изображением различных животных, в том числе масштабные многофигурные композиции.

Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр – участники открытия пещеры Шове.

Росписи ответили и на вопрос — тигры или львы обитали в доисторической Европе? Оказалось —вторые. Древние рисунки пещерных львов показывают их всегда без гривы, что позволяет предположить, что в отличие от африканских или индийских сородичей у них её или не было, или она была не такой внушительной. Часто эти изображение показывает характерную для львов кисточку на хвосте. Раскраска шерсти, по-видимому, была одноцветной.

В искусстве палеолита большей частью фигурируют рисунки животных из «меню» первобытных людей – быков, лошадей, оленей (хотя и это не совсем точно: известно, например, что для обитателей Ласко основным «кормовым» животным был северный олень, в то время как на стенах пещеры он встречается в единичных экземплярах). В общем, так или иначе, преобладают промысловые копытные. Шове в этом смысле уникальна обилием изображений хищников – пещерных львов и медведей, а также носорогов. На последних имеет смысл остановиться подробнее. Такого количества носорогов, как в Шове, больше не найдено ни в одной пещере.

Примечательно, что первыми «художниками», оставившими свой след на стенах некоторых палеолитических пещер, в том числе Шове, стали… медведи: местами гравировки и росписи нанесены прямо поверх следов могучих когтей, так называемых гриффад.

В позднем плейстоцене могли сосуществовать по крайней мере два вида медведей: бурые благополучно дожили до наших дней, а их родственники — пещерные медведи (большой и малый) вымерли, так и не сумев адаптироваться к сырому сумраку пещер. Большой пещерный медведь был не просто велик — он был огромен. Вес его достигал 800-900 кг, диаметр найденных черепов составляет около полуметра. Из схватки с таким зверем в глубинах пещеры человек, вероятнее всего, не мог бы выйти победителем, но некоторые специалисты-зоологи склонны предполагать, что, несмотря на устрашающие размеры, это животное было медлительным, неагрессивным и не представляло реальной опасности.

Изображение пещерного медведя, сделанное красной охрой в одном из первых залов.

Старейший российский палеозоолог профессор Н.К. Верещагин полагает, что «у охотников каменного века пещерные медведи были своего рода мясным скотом, не требующим забот на выпас и прокорм». Облик пещерного медведя передан в Шове как нигде отчетливо. Похоже, он играл особую роль в жизни первобытных сообществ: зверя изображали на скалах и гальке, его фигурки лепили из глины, зубы использовали в качестве подвесок, шкура, вероятно, служила постелью, череп сохранялся в ритуальных целях. Так, в Шове обнаружен подобный череп, покоящийся на скальном основании, что скорее всего свидетельствует о существовании медвежьего культа.

Шерстистый носорог вымер немного раньше мамонта (по разным источникам от 15-20 до 10 тыс л. н.), и, по крайней мере, в рисунках мадленского периода (15-10 тыс. л. до н. э.) он почти не встречается. В Шове же мы вообще видим двурогого носорога с более крупными рогами, без всяких следов шерсти. Возможно, это носорог Мерка, живший на юге Европы, но гораздо более редкий, чем его шерстистый сородич. Длина его переднего рога могла составлять до 1,30 м. Словом, чудище было то ещё.

Изображений людей практически нет. Встречаются только химероподобные фигуры – например, человек с головой зубра. В пещере Шове не было обнаружено следов обитания людей, но кое-где на полу сохранились отпечатки ступней первобытных посетителей пещеры. По мнению исследователей, пещера была местом проведения магических ритуалов.

Прежде исследователи считали, что в становлении первобытной живописи можно выделить несколько этапов. Поначалу рисунки были очень примитивными. Умение пришло позднее, с опытом. Должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства.

Находка Шове разбила вдребезги эту теорию. Французский археолог Жан Клотт, тщательно исследовав Шове, заявил, что наши предки наверняка научились рисовать еще до переселения в Европу. А прибыли они сюда около 35 000 лет назад. Самые древние изображения из пещеры Шове представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д.

Интересно, что художники пещеры Шове использовали методы, неприменимые нигде более. Перед нанесением рисунка стены выскабливали и разравнивали. Древние художники, сначала процарапав контуры животного, красками придавали им необходимый объем. «Люди, которые нарисовали это, были великими художниками», — подтверждает специалист по наскальной живописи французский ученый Жан Клотт.

Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас ясно, что её общая протяженность более 500 м на одном уровне, высота потолков от 15 до 30 м. Четыре последовательных «зала» и многочисленные боковые ответвления. В двух первых залах изображения сделаны красной охрой . В третьем – гравировки и черные фигуры. В пещере много костей древних животных, а в одном из залов – следы культурного слоя. Обнаружено около 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась.

Есть предположение, что такие изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга, являются своего рода первобытной анимацией. Когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, носорог «оживал», и можно себе представить, какое воздействие это оказывало на пещерных «зрителей» — «Прибытие поезда» братьев Люмьер отдыхает.

Имеются и другие соображения на этот счёт. Например, что таким образом изображается в перспективе группа животных. Тем не менее, тот же Херцог в своём фильме придерживается «нашей» версии, а уж ему-то в вопросах «движущихся картинок» можно верить.

Сейчас пещера Шове закрыта для общественного доступа, поскольку любое заметное изменение влажности воздуха может привести к повреждению настенной живописи. Право доступа, лишь на несколько часов и с соблюдением ограничений, могут получить лишь немногие археологи. Пещера была отрезана от внешнего мира со времён ледникового периода из-за падения скалы перед её входом.

Рисунки пещеры Шове поражают знанием законов перспективы (перекрывающие друг друга рисунки мамонтов) и умением класть тени — до сих пор считалось, что эта техника была открыта на несколько тысячелетий позже. И за целую вечность до того как идея осенила Сера, первобытные художники открыли пуантилизм: изображение одного животного, похоже, бизона, целиком состоит из красных точек.

Но удивительнее всего то, что, как уже говорилось, художники отдают предпочтение носорогам, львам, пещерным медведям и мамонтам. Обычно моделями наскальной живописи служили те животные, на которых охотились. «Из всего бестиария той эпохи художники выбирают самых хищных, самых опасных зверей», — говорит археолог Маргарет Конки из университета Беркли в Калифорнии. Изображая животных, которые явно не значились в меню кухни палеолита, но символизировали опасность, силу, власть, художники, как считает Клотт, «познавали их сущность».

Археологи обратили внимание на то, как именно изображения включены в пространство стены. В одном из залов красной охрой изображен пещерный медведь без нижней части туловища, так что кажется, говорит Клотт, «будто он выходит из стены». В том же зале археологи обнаружили также изображения двух каменных козлов. Рогами одному из них служат природные расщелины в стене, которые художник расширил.

Изображение лошади в нише (источник — Donsmaps.com)

Наскальная живопись явно играла значительную роль в духовной жизни доисторических людей. Подтверждением этому могут служить два больших треугольника (символы женского начала и плодородия?) и изображение существа с человеческими ногами, но с головой и туловищем бизона. Вероятно, люди каменного века надеялись таким образом присвоить себе хотя бы частично силу животных. Пещерный медведь, судя по всему, занимал особое положение. 55 медвежьих черепов, один из которых лежит на поваленном валуне, как на алтаре, наводят на мысль о культе этого зверя. Что объясняет также выбор пещеры Шове художниками — десятки рытвин в полу указывают на то, что это было место зимней спячки гигантских медведей.

Древние люди снова и снова приходили поглядеть на наскальную живопись. На 10-метровом «лошадином панно» видны следы копоти, оставленные факелами, которые были укреплены в стене после того, как ее покрыли росписью. Эти следы, по словам Конки, находятся поверх слоя минерализованных отложений, покрывающих изображения. Если живопись — это первый шаг на пути к духовности, то способность ценить ее — несомненно, второй.

О пещере Шове опубликовано, по крайней мере, 6 книг и десятки научных статей, не считая сенсационных материалов в широкой прессе, изданы и переведены на основные европейские языки четыре больших альбома прекрасных цветных иллюстраций с сопровождающим текстом. В российский прокат 15 декабря выходит документальный фильм «Пещера забытых снов 3D». Режиссер картины – немец Вернер Херцог.

Картину «Пещера забытых снов» (Cave of Forgotten Dreams) оценили на 61-м Берлинском кинофестивале. На фильм сходили более миллиона человек. Это самый кассовый документальный фильм по итогам 2011 года.

Согласно новым данным, возраст угля, которым нарисованы рисунки на стене пещеры Шове – 36000 лет, а не 31000, как считалось раньше.

Уточненные методы радиоуглеродного датирования показывают, что заселение современным человеком (Homo sapiens) Центральной и Западной Европы началось на 3 тысячи лет раньше, чем считалось, и происходило быстрее. Время совместного проживания сапиенсов и неандертальцев в большинстве районов Европы сократилось с примерно 10 до 6 и менее тысяч лет. Окончательное исчезновение европейских неандертальцев, возможно, также произошло на несколько тысячелетий раньше.

Известный британский археолог Пол Мелларс (Paul Mellars) опубликовал обзор последних достижений в развитии метода радиоуглеродного датирования, которые привели к существенным изменениям наших представлений о хронологии событий, происходивших более 25 тыс. лет назад.

Точность радиоуглеродного датирования в последние годы резко возросла благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, появились методы высококачественной очистки органических веществ, в первую очередь коллагена, выделяемого из древних костей, от всех посторонних примесей. Когда речь идет об очень древних образцах, даже ничтожная примесь постороннего углерода может привести к серьезным искажениям. Например, если в образце возрастом 40 000 лет окажется всего-навсего 1%современного углерода, это приведет к уменьшению «радиоуглеродного возраста» на целых 7 000 лет. Как выяснилось, в большинстве древних археологических находок присутствуют такие примеси, поэтому их возраст систематически занижался.

Второй источник ошибок, который наконец удалось устранить, связан с тем, что содержание радиоактивного изотопа 14С в атмосфере (а следовательно, и в органическом веществе, образовавшемся в различные эпохи) не является постоянным. Кости людей и животных, живших в периоды повышенного содержания 14С в атмосфере, изначально содержали больше этого изотопа, чем предполагалось, и поэтому их возраст опять-таки занижался. В последние годы удалось провести ряд чрезвычайно точных измерений, позволивших реконструировать колебания 14С в атмосфере в течение последних 50 тысячелетий. Для этого были использованы уникальные морские отложения в некоторых районах Мирового океана, где осадки накапливались очень быстро, гренландские льды, пещерные сталагмиты, коралловые рифы и т. д. Во всех этих случаях можно было для каждого слоя сопоставить радиоуглеродные даты с другими, полученными на основе соотношения изотопов кислорода 18О/16О или урана и тория.

В результате были разработаны поправочные шкалы и таблицы, позволившие резко повысить точность радиоуглеродного датирования образцов старше 25 тысяч лет. О чем же рассказали уточненные даты?

Ранее считалось, что люди современного типа (Homo sapiens) появились в Юго-Восточной Европе примерно 45 000 лет назад. Отсюда они постепенно расселялись в западном и северо-западном направлении. Заселение Центральной и Западной Европы продолжалось, согласно «неисправленным» радиоуглеродным датировкам, примерно 7 тыс. лет (43–36 тыс. лет назад); средняя скорость продвижения – 300 метров в год. Уточненные датировки показывают, что заселение происходило быстрее и началось раньше (46–41 тыс. лет назад; скорость продвижения до 400 метров в год). Примерно с такой же скоростью позже распространялась в Европе земледельческая культура (10–6 тыс. лет назад), тоже пришедшая с Ближнего Востока. Любопытно, что обе волны расселения шли двумя параллельными путями: первый — вдоль Средиземноморского побережья от Израиля до Испании, второй — по долине Дуная, с Балкан — в Южную Германию и далее до Западной Франции.

Кроме того, выяснилось, что период совместного проживания современных людей и неандертальцев в большинстве районов Европы был существенно короче, чем считалось (не 10 000 лет, а лишь около 6 000), а в некоторых районах, например на западе Франции, и того меньше — всего 1–2 тыс. лет.По уточненным датировкам, некоторые ярчайшие образцы пещерной живописи оказались намного древнее, чем считалось; начало эпохи Ориньяк, ознаменованное появлением разнообразных сложных изделий из кости и рога, тоже сдвинулось в глубь времен (41 000 тыс. лет назад по новым представлениям).

Пол Мелларс полагает, что нуждаются в пересмотре и опубликованные ранее датировки самых поздних неандертальских стоянок (в Испании и Хорватии; обе стоянки, согласно «неуточненному» радиоуглеродному датированию, имеют возраст 31–28 тыс. лет). В действительности эти находки, скорее всего, на несколько тысячелетий старше.

Все это показывает, что коренное неандертальское население Европы пало под натиском ближневосточных пришельцев значительно быстрее, чем считалось. Превосходство сапиенсов — технологическое или социальное — было слишком велико, и ни физическая сила неандертальцев, ни их выносливость, ни приспособленность к холодному климату не могли спасти обреченную расу.

Читайте также:  Полезные приложения для xiaomi

Замечателен бегущий бизон:

При этом «лицо» каждой лошади сугубо индивидуально:

Мы-то с вами знаем, что людей на стенах Шове нет. Чего нет, того нет. Быки есть.

Теперь камера послушно отъезжает, позволяя убедиться, что перед нами действительно портреты — прорисовку контуров тел животных художник бросает на полпути (кстати, внизу всё так же продолжают выяснять отношения уже знакомые нам носороги):

В течение плиоцена и в особенности в плейстоцене древние охотники оказывали существенное давление на природу. Представление о том, что вымирание мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя, пещерного льва связано с потеплением и концом ледникового периода, впервые было подвергнуто сомнению украинским палеонтологом И.Г. Пидопличко, высказавшим казавшуюся тогда крамольной гипотезу о том, что в вымирании мамонта был повинен человек. Позднейшие открытия подтвердили справедливость этих предположений.Развитие методов радиокарбонового анализа показало, что последние мамонты (Elephas primigenius) жили в самом конце ледникового периода, а кое-где дожили до начала голоцена. На Пржедмостской стоянке палеолитического человека (Чехословакия) были найдены остатки тысячи мамонтов. Известны массовые находки костей мамонтов (более 2 тыс. особей) на стоянке Волчья Грива под Новосибирском, имеющие возраст 12 тыс. лет. Последние мамонты в Сибири жили всего 8-9 тыс. лет назад. Уничтожение мамонта как вида несомненно результат деятельности древних охотников.

Искусство верхнепалеолитических анималистов служит наряду с палеонтологическими и археозоологическими находками важным источником информации о том, на каких животных охотились наши предки. До недавнего времени древнейшими и наиболее полными считались позднепалеолитические рисунки из пещер Ласко во Франции (17 тыс. лет) и Альтамира в Испании (15 тыс. лет), но позже была открыта пещеры Шове, которая дает нам новый спектр изображений фауны млекопитающих того времени. Наряду с относительно редкими рисунками мамонта (среди них изображение мамонтенка, поразительно напоминающее обнаруженного в вечной мерзлоте Магаданской области мамонтенка Диму) или альпийского козерога (Capra ibex) там есть множество изображений двурогих носорогов, пещерных медведей (Ursus spelaeus), пещерных львов (Panthera spelaea), тарпанов (Equus gmelini).

Изображения носорогов в пещере Шове порождают немало вопросов. Это, несомненно, не шерстистый носорог — рисунки изображают двурогого носорога с более крупными рогами, без следов шерстного покрова, с ярко выраженной кожной складкой, характерной из ныне живущих видов для однорогого индийского носорога (Rhinocerus indicus). Быть может, это носорог Мерка (Dicerorhinus kirchbergensis), который дожил на юге Европы до конца позднего плейстоцена? Однако если от шерстистого носорога, бывшего объектом охоты в палеолите и исчезнувшего к началу неолита, сохранились довольно многочисленные остатки кожи с волосяным покровом, роговые наросты на черепе (во Львове хранится даже единственное в мире чучело этого вида), то от носорога Мерка до нас дошли лишь костные останки, а кератиновые «рога» не сохранились. Таким образом, открытие в пещере Шове ставит перед нами вопрос: какой вид носорогов был известен ее обитателям? Почему носороги из пещеры Шове изображены стадами? Весьма вероятно, что в исчезновении носорога Мерка также повинны охотники палеолита.

Следует подчеркнуть, что человек мог не поголовно истребить тех или иных крупных млекопитающих. Резкое снижение численности в результате охоты ведет к расчленению ареала вида на отдельные островки. Судьба малых изолированных популяций плачевна: если вид не в состоянии быстро восстановить целостность ареала, происходит неизбежное вымирание из-за эпизоотий или нехватки особей одного пола при переизбытке другого.

Уничтожены были мамонты, пещерный лев и пещерная гиена (Crocuta spelaea). Исчез спутник человека — пещерный медведь, вдвое превышавший по размерам бурого медведя. Этот вид был приурочен к карстовым ландшафтам и стал не только конкурентом человека по использованию убежищ, но и важным объектом охоты. Массовому уничтожению подверглись зубры.

Загонно-облавная охота на крупных млекопитающих могла прокормить ограниченные по численности популяции человека. Согласно расчетам В.М. Массона, во времена верхнего палеолита в эпоху ашель в Пруто-Днестровском междуречье могли существовать 10-12 охотничьих орд общей численностью 250-300 человек. В эпоху мустье население этой территории возросло на треть и составило 320-370 человек. Основу их питания составляли пещерный медведь, тарпан, зубр, северный олень, на долю которых приходилось до 83% добычи. Возрастание численности человека усиливало антропогенный пресс и привело практически к полному истреблению пещерного медведя. На территории Молдавии известны палеолитические стоянки времен ашеля и мустье, где найдены остатки до 6 тыс. особей пещерного медведя. К концу верхнего палеолита пещерный медведь исчезает из рациона первобытного человека и на Кавказе. Интенсивный антропогенный пресс испытали и другие виды млекопитающих, хотя они и не были полностью уничтожены. На стоянке Солютре (середина верхнего палеолита) во Франции были найдены остатки около десятка тысяч диких лошадей — тарпанов. На Амвросиевской стоянке на Украине были найдены остатки тысяч зубров.

Постепенный рост численности человека в верхнем палеолите, истребление им одних видов и сокращение численности других привели человечество к первому в его истории экологическому и экономическому кризису.

источник

Местонахождение: Франция, департамент Дордонь.
Возраст изображений: 18–15 тыс. л. н.
Дата открытия: 1940.

Пещера Ласко́ (также Ляско, фр. Lascaux) входит в число самых выдающихся памятников пещерного искусства. По драматичности истории открытия она уступает Альтамире , а по древности изображений – Шове , но по количеству и разнообразию рисунков оставляет обеих конкуренток позади, а по известности она, возможно, первая в мире.

Ласко расположена в юго-западной Франции, в долине реки Везе́р, близ городка Монтиньяк на территории департамента Дордонь, который известен множеством обнаруженных стоянок первобытных людей и пещер с наскальными росписями. Знаменитая пещера Кро-Маньон, давшая название людям верхнего палеолита, – тоже отсюда. Дордонь даже заслужила в связи с этим титул «колыбели человечества», но возможно, точнее было бы называть её «детским садом человечества», учитывая, что человек как вид сформировался в Восточной Африке и только оттуда явился в Европу.

Название пещеры историческое. Пишут, что оно происходит из окситанского языка, означает «каменистое место», и фамилию Ласко носил дворянский род, владевший местными землями; по-видимому, так называли и саму местность.

Пещера была открыта случайно: 12 сентября 1940 года четверо юных искателей сокровищ обследовали узкий лаз в склоне холма и действительно нашли клад, только намного более ценный – грот с прекрасно сохранившейся доисторической живописью. Мальчишки сообщили о находке своему школьному учителю, а тот – аббату Анри Брейлю, знатоку первобытного искусства, скрывавшемуся в этих краях от немецкой оккупации. Брейль и стал первым исследователем пещеры. Кстати, именно Брейлю принадлежит идея о сакральном назначении расписанных пещер: «Когда мы посещаем украшенную пещеру, мы проникаем в святилище, где на протяжении тысячелетий разворачивались сакральные церемонии».

Водить экскурсии в Ласко начали ещё в годы войны, а официально пещера была открыта для посещения в 1948 году и сразу стала одним из самых популярных туристических объектов Франции. То, что сохранялось в первозданном виде тысячелетиями, оказалось возможным разрушить за несколько лет – на полу пещеры появились мхи и лишайники, на стенах и потолке – водоросли и плесень. Чтобы спасти бесценные изображения, в 1963 году государство выкупило пещеру у частного владельца и закрыло её для туристов (часть рисунков, видимо, всё-таки оказалась утрачена). В 1983 году неподалёку от оригинальной пещеры открыли точную копию двух её «залов» – Ласко II. Она построена из бетона на стальном каркасе, а копии изображений сделаны профессиональными художниками с использованием красок, по составу идентичных древним. С 2012 года существует ещё передвижная выставка Ласко III, а в 2016 году в присутствии президента Франции состоялось торжественное открытие точной копии всей пещеры – Ласко IV.

Как устроена Ласко и какие в ней есть изображения?

Как и позднейшие храмы, первобытные святилища — пещеры — состояли из частей (пространств, зон), различающихся по своему назначению, по степени сакральности и, как следствие, по тем изображениям, которые размещались в той или иной части. Названия «залов» и «галерей» в Ласко, которые для удобства описания предложил Брейль, отчасти также заимствуют терминологию из церковной архитектуры.

Центральная зона – «Зал Быков» (или «Ротонда»).

По обеим стенам «Зала быков» тянутся вереницей разномасштабные и накладывающиеся друг на друга изображения животных, создавая впечатление кругового движения. На левой от входа стене движение начинает странный зверь с тупой мордой, отвисшим брюхом и двумя прямыми рогами (его называют «единорогом» или, что логичнее, «двурогом»), перед ним скачут дикие лошади, перекрывающие изображение огромного быка. Три похожих быка идут с правой стороны навстречу.

Роспись идёт по верхней части стен и местами переходит на край потолка. Специалисты спорят, использовались ли для росписи потолка специальные подмостки или просто подножье стен со временем разрушилось, а тогда, тысячелетья назад, оно было достаточно высоким и пологим, чтобы выполнить эти рисунки стоя на нём.

От «Зала Быков» отходят два ответвления. Одно ведёт в «Осевой проход» (или «Осевой тупик»).

Здесь, в «Осевом проходе», находится самое, пожалуй, растиражированное изображение из Ласко, неизменно попадающее во все издания по мировой истории искусства. Это т. н. «Китайская лошадь», написанная золотистой охрой с чёрной контурной обводкой.

Её менее известная соседка по стене не менее прекрасна:

Другой выход из «Зала быков» продолжает узкий и низкий пятнадцатиметровый проход («Пассаж»), переходящий в «Неф» и далее в «Львиный тупик» (или «Кошачий лаз»).

Но, видимо, самая важная зона в Ласко — это углубление в месте соединения «Пассажа» и «Нефа», названное «Апсидой», которое заканчивается провалом глубиной 6 метров — «Шахтой» (или «Колодцем»). Относительно небольшая «Апсида» (до 5 м в диаметре) просто переполнена рисунками животных и знаками, которые выгравированы, а не нанесены краской, трудноразличимы, к тому же наслаиваются друг на друга.

Если «Зал быков» и «Осевой проход» — это «фасад» Ласко для современной публики, разрекламированный в многочисленных репродукциях, то «Апсида» вместе с «Колодцем» в значительной степени от неё скрыта. Как предполагают исследователи, и для самих первобытных посетителей пещеры это была её святая святых. Именно в «Колодце» находится самое таинственное изображение Ласко, т. н. сцена «корриды».

Эта «фреска» не похожа ни на одно изображение в Ласко, да и во всём палеолитическом искусстве с трудом можно подобрать ей аналогии, хотя мотив драматического столкновения человека с быком (в данном случае — с бизоном) хорошо знаком по более поздней традиции. Уникальность сцены вкупе с её иконографической выразительностью и особо сакральным значением рисунка привлекла, разумеется, повышенное внимание специалистов и породила многочисленные интерпретации, которые стоит подробно рассмотреть в отдельном месте.

Сколько лет всем этим рисункам?

Датировка изображений Ласко проблематична, поскольку большинство из них выполнено окисью марганца (чёрная краска) и окислами железа (жёлтая, оранжевая и красная краски), не поддающимися радиоуглеродному анализу. Поэтому для анализа используют органические объекты, найденные в пещере — древесный уголь из светильника, остатки деревянной палки и др.

На официальном сайте Ласко приводятся следующие сведения. В 1951 г. получена датировка 15,5 тыс. л. н. Позднее получены датировки для отдельных изображений – 17,190 ± 140 л. н. и 16,000 ± 500 л. н. Исследования в 1998 г. и 2002 г. дали датировки между 18,600 и 18,900 л. н.

Что означают эти рисунки и для чего их делали?

Это, наверное, самый интересный и самый трудный вопрос из тех, что связаны с палеолитической живописью. Разрешение его, если оно вообще возможно, находится в сфере совместных усилий археологов, искусствоведов, антропологов, специалистов по мифологии и психологии. Здесь можно отметить, что большинство исследователей, конечно, не устраивают наивные теории о примитивной магии (наподобие того, что первобытные охотники, изображая животных, пронзённых копьями, тем самым «наколдовывали» себе удачу на охоте). Понятно, что мы имеем дело со сложно организованным и целостным комплексом мифо-ритуальных практик. Рассмотрение этой крайне важной темы также уместно вынести за рамки статьи о Ласко, при этом можно отметить, что именно Ласко в силу своей исключительной сохранности даёт богатый материал для поисков в данной области.

Можно ли совершить виртуальный тур в Ласко?

Несколько лет назад такая возможность существовала на сайте Министерства культуры Франции, но сейчас виртуальная экскурсия там недоступна. Хочется надеяться, что это временные технические неполадки, потому что помимо всех прочих удобств такого посещения у него были и существенные преимущества перед «живым» осмотром копии знаменитого памятника. Вот как, например, описывает своё посещение Ласко II археолог Яков Шер, бывавший и в оригинальной пещере:

«При том, что копии абсолютно идентичны оригиналу, восприятие совершенно иное и не в лучшую сторону. Сколько ни просят туристов громко не разговаривать – бесполезно. Одновременно в Ротонде бывает не менее двух групп экскурсантов: одна начинает экскурсию, другая заканчивает. Своды отражают гул толпы и громкие голоса гидов. Все это и, особенно, яркое освещение сразу устраняет впечатление таинственности и ощущение причастности к чему-то сакральному и непостижимому. Тогда я понял, что глубочайшее потрясение, которое я пережил в Ляско-оригинал, было от нескольких факторов. Разумеется, это – прежде всего, фрески, затем – звенящая тишина, прерываемая звуком стекающих капель воды, полумрак, в котором направленный луч фонаря нашего гида высвечивал отдельные росписи, осознание того, что им около 20 тыс. лет, приглушенные голоса специалистов и т. п. Ничего такого в Ляско-2 уже нет и никогда не будет».

Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. — М., 1973.
Семёнов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. — СПб., 2008.
Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. — М., 1972.
Филиппов А. К. Происхождение изобразительного искусства. — СПб., 1997
Шер Я. А. Археология изнутри. Научно-популярные очерки. Кемерово, 2009
Шер Я. А. Первобытное искусство. — Кемерово, 2006.

источник

Источники:
  • http://novate.ru/blogs/240116/34700/
  • http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/99728_zagadochnye-naskalnye-risunki
  • http://kulturologia.ru/blogs/030116/27862/
  • http://skurlatov.livejournal.com/2024373.html
  • http://a-fixx.livejournal.com/52470.html