Меню Рубрики

Планирование общественно полезный труд 8 класс

Методические рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда

учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования

Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:

культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;

интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;

трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.

Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:

взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;

оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;

использование разнообразных видов общественно полезного труда.

Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:

самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);

изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);

уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);

благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);

уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;

оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.

В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.

Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.

Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.

Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:

подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);

инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;

выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;

сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.

В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,

П.121. ГЛАВА 9.

Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;

45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;

одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;

1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:

со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіхзабараняеццапрымяненнепрацыасобмаладзейвасемнаццацігадоў»;

с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);

с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).

Также запрещается привлекать учащихся:

к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;

к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;

к мытью полов учащимися младше 14 лет;

к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

источник

Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы, является вооружение у учащихся совокупности определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на достижение целей и решения задач:

  1. формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
  2. формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
  3. формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
  4. формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков:

  • правильно содержать рабочее место и инструменты;
  • умело планировать работу;
  • правильно использовать различную техническую документацию;
  • добиваться высокого качества работы;
  • экономить время;
  • беречь материалы и инструменты.

Программа предназначена для обучающихся 1-11 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Программа соответствует основным принципам государственной политики республики Казахстан в области образования:

1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан;

2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;

3) стимулирование образованности личности и ее развитие;

4) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней;

5) единство обучения и воспитания;

6) разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, направлениям образования;

7) гуманистический и развивающий характер образования;

8) формирование уважения прав и свобод человека;

9) интеграция образования, науки и производства;

10) профессиональная ориентация обучающихся;

Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении учащихся к труду является добровольность.

Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда.

Привлечение к общественно-полезному труду обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

Общественные работы организует классный руководитель. План и графики проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с администрацией школы.

План и графики общественно-полезного труда школьников в период летних каникул утверждается ежегодно Приказом по школе за 2 недели до начала летних каникул. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости учащихся.

Классные руководители и руководители-организаторы общественно-полезной работы ведут документацию:

  • план общественно-полезной работы (на учебный год/период)
  • графики
  • журнал по технике безопасности;
  • журнал учёта посещаемости (в учебное время в 5-11 классах – учет ведется в классном журнале, в 1-4 классах в журнале установленной форме);
  • журнал учёта проделанной работы.

Учащиеся могут быть освобождены от общественно полезного труда на основании медицинских справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по согласованию с родителями.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего, труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей.

По итогам общественно-полезной работы классными руководителями проводится мониторинг участия классных коллективов, индивидуального участия учащихся в общественно полезном труде и фиксируется ими в портфолио класса и портфолио учащихся. Итоги летней трудовой практики учащихся подводятся на педагогическом совете.

источник

Надпредметный курс имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Муниципальное образовательное учреждение

с углубленным изучением отдельных предметов № 12

г. Волжский Волгоградской обл.

Общественно – полезный труд

учитель начальных классов

Лазарева Ольга Вячеславовна

Общественно – полезный труд

ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный курс может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Надпредметный курс имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Программно – методическое обеспечение

2.1.Учебно – тематический план

2.3.Информационно – содержательная основа курса

Учебно – дидактическое обеспечение

В программе представлено поурочное планирование для 1 класса по курсу «Общественно – полезный труд» в соответствии с основными требованиями Новых образовательных стандартов на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Поурочные разработки предлагают различные формы и методы организации занятий, предусматривающие размышление, наблюдение, решение творческих задач, планирование работы и коллективный труд. Каждый урок – это обучение технологии наблюдения, изучения материалов, изготовления изделий, планирования своей деятельности. Практическую часть урока обязательно предваряет вводный инструктаж по правилам техники безопасности.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей и опыта трудовой деятельности. Основным предназначением является формирование технологической культуры младшего школьника, системы знаний и умений в этом направлении, воспитании трудовых и гражданских качеств его личности.

Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

Системнодеятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

Читайте также:  Чем вредна микроволновая печь и чем полезна

Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта (В.А.Петерсон)

Содержание программы предусматривает изучение материала по линиям:

Культура и эстетика материала – 10 ч.

Элементы домашнего и прикладного труда – 10 ч.

Знакомство с миром профессий – 7 ч.

Проектная деятельность – 6 ч.

Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Освоение основ общественно – полезного труда в процессе включения в разнообразные виды трудовой и технологической деятельности.

Овладение безопасными приёмами труда, обще — трудовыми умениями, необходимыми для поиска и использования информации, создания поделок и проектирования.

Развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих и коммуникативных способностей.

Основные задачи курса:

развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции;

обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места.

Программа авторская, то есть создана на основе учебно – методической литературы:

Петерсон Л.Г. Кубышева М.А.Типологоя уроков деятельностной направленности.М.: УМЦ «Школа 2000», 2008

Мастерская трудового обучения в 1-4 классах. Методические рекомендации – Новая школа, Арктоус 2000

Долженко Г.И. «100 оригами», Ярославль: Академия холдинг, 2002

ПРОГРАММНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Календарно – тематическое планирование

Узнаём, как работают мастера

Знакомство с «правилами мастеров», инструментами для уроков

Красота окружающей природы

Наблюдение за природой и её объектами. Сбор гербария

Урок открытия нового знания

Расширение знаний о деревьях, их значении в жизни людей

Знакомство с «оригами», правилами техники безопасности при работе с ножницами

Базовая форма «треугольник»: «Кошечка» «Лисица»

Элементарные приёмы складывания

Базовая форма «воздушный змей»: «Уточка «Лебедь»

ознакомление с понятиями и способом складывания: наружу, внутрь

Базовая форма «блинчик»: «Играем сказку»

Занятие – творческая лаборатория

В ходе коллективной работы дети изготавливают поделки оригами и проигрывают сказку

Базовая форма «дверь»: «Избушка»

Складывание поделки из нескольких деталей

Занятие — проект построения системы знаний

Обобщение изученного материала, закрепление умения складывать бумагу разными способами. Работа в группах

Элементы домашнего труда «Приходите в гости к нам»

Рассказы детей о своём доме

«Что где стоит?» Мебель, электроприборы, инструменты

Деление предметов домашнего быта на группы по их назначению

Что такое электричество Электроприборы в нашем доме

Урок открытия нового знания

Разъяснение нового понятия, правила пользования электроприборами

Знакомство с видами комнатных растений, их роль в жизни человека

Рассказ детей о своей комнате, умение организовать своё рабочее место

Работа с картоном, бумагой, фольгой

Изготовление подарка своими руками из данного материала, правила безопасного труда

Урок – обучающего контроля

Самостоятельное изготовление открытки

Открытие нового знания (использование презентации)

Расширение представлений о мире профессий

Где работают мои родители

Рассказы, рисунки, фото о своих родителях

Изготовление геометрических объёмных тел, правила безопасного труда

Создание проекта по теме, работа в группах (правила работы в группе), презентация своей работы

Занятие – исследование (использование презентации)

Знакомство с новым понятием, беседа о назначении моды

Беседа о внешнем виде ученика, разъяснение назначение школьной формы

Правила безопасного труда, нанесение на ткань рисунок, вырезание деталей одежды и сшивание

Урок практической рефлексии

Правила безопасного труда, работа с иголкой, ниткой и тканью, совершенствование умения пришивать пуговицы

Занятие – творческая лаборатория

Расширение представлений учеников о народных традициях, изготовление куклы

Правила безопасного труда, изготовление объёмной поделки

(посильный труд на территории)

Наблюдение за изменениями природы с приходом весны, уборка пришкольной территории

Построение системы знаний (использование презентации)

Систематизация и обобщение изученного, выставка поделок учеников

Методические рекомендации к проведению занятий

«Узнаём, как работают мастера»

Цель: познакомить с «правилами мастеров», с основными материалами и инструментами для занятий.

На вводном занятии используется мультимедийная презентация «Инструменты прикладного труда», определятся основные направления работы учеников и учителя.

«Красота окружающей природы»

Цель: развивать умение наблюдать за природой и её объектами, учить собирать гербарий.

На экскурсии в школьный двор выявляются знания детей о растениях, растущих там, проводится беседа о том, как сделать двор чище и краше.

Цель: расширить представления детей о мире деревьев, выяснить, какие материалы даёт дерево человеку.

Особое внимание уделяется бумаге и её значению в жизни человека.

Цель: познакомить с искусством оригами, его историей.

Учитель рассказывает о родине оригами. Обязательна демонстрация поделок из бумаги.

«Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК»

Цель: познакомить с элементарными приёмами складывания.

Учитель демонстрирует приёмы складывания, комментируя каждое своё действие. Обязательна индивидуальная работа с учениками.

«Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ»

Цель: формирование умения применять изученный алгоритм при работе с новой моделью.

Необходимо использовать наглядные пособия – схемы с различными примерами складывания бумаги. Дети самостоятельно (под контролем учителя) организуют свою деятельность.

Цель: развивать умение работать в группе.

Перед началом работы над созданием поделок учитель проводит беседу о правилах работы в группах, дети делятся на группы и получают задание. По окончании работы коллектив объединяется и проигрывает сказку с использованием изготовленных поделок.

Цель: учить работать с модулями.

Можно организовать работу в парах, где дети создают несколько модулей из бумаги и собирают их в поделку.

Цель: систематизировать и обобщить полученные знания в процессе проектной деятельности.

Организуется краткосрочный проект (2 занятия) по теме, дети делятся на группы и выбирают объекты (герои сказок), которые будут изготавливаться. В процессе работы групп учитель контролирует и направляет их деятельность. В конце второго занятия каждая группа делает презентацию своего проекта. Все остальные оценивают результат.

Цель: познакомить с обязанностями по дому, разъяснить необходимость их выполнения.

Занятие направлено на развитие нравственно – эстетических качеств детей, ответственности за себя и своё окружение. Разъясняется надобность содержания дома в чистоте, необходимость в помощи родителям.

Цель: определить группы бытовых предметов разного назначения, выделить опасные для здоровья человека.

В ходе беседы определяются группы бытовых предметов: мебель, электроприборы, бытовые инструменты и т.д. выясняется, какие предметы представляют опасность для здоровья и жизни человека.

12. «Электроприборы в нашем доме»

Цель: расширить представление детей об электричестве и электроприборах.

Слушается рассказ о том, как возникло электричество, и какие изобретения в этой области сделал человек. Учитель проговаривает правила пользования электроприборами.

13. «Сделаем наш дом уютней»

Цель: расширить представления детей о комнатных растениях.

На первом занятии дети знакомятся с видами комнатных растений, уходом за ними. На втором занятии дети учатся сами ухаживать за растениями в классе, делается вывод о значимости комнатных растений, их пользе или вреде.

Цель: научить самостоятельно организовать своё рабочее место дома и поддерживать его в чистоте.

Дети делятся впечатлениями о своей комнате, рисуют расположение предметов в ней. С помощью презентации можно показать, как организуется рабочее место в комнате ученика.

Учиться изготавливать подарки своими руками.

Перед занятием повторяются правила безопасного труда. Используя различные материалы ( бумагу, фольгу, картон, гофре ), ученики с помощью учителя выбирают направление и изготавливают поделку.

Цель: уметь контролировать свою деятельность в процессе изготовления открытки.

Ученик сам продумываем алгоритм своих действий перед выполнением работы. С помощью учителя проговаривается и составляется план действий. Затем дети самостоятельно выполняют работу.

Цель: расширить представления детей о мире профессий.

С помощью презентации, опираясь на опыт учеников, проходит знакомство с миром профессий. Определяются особенности некоторых профессий. Дети рисуют, кем они хотят стать.

Совершенствование умения работать с пластилином.

На практическом занятии можно работать в парах. Изготавливаются объёмные геометрические тела, их которых складываются башенки, дома, крепости.

19. «Где работают мои родители»

Цель: познакомиться с профессиями жителей нашего города.

Ученики, используя рисунки, фотографии, рассказывают о том, где работают их мамы и папы. Можно пригласить на занятие родителей определённой профессии.

Цель: создание проекта по теме.

Организуется краткосрочный проект (2 занятия) по теме. Повторяются правила работы в группах. В конце второго занятия дети презентуют свои продукты проекта.

Цель: расширить представления детей о моде.

В ходе беседы и показа презентации раскрывается история моды и её направлений.

Цель: разъяснить назначение школьной формы.

Проводится беседа о необходимости следить за своим внешним видом. Ученики выясняют – зачем нужна школьная форма?

Цель: умение работать с тканью, развитие творческого воображения.

Проводится инструктаж по правилам безопасного труда. На первом занятии по готовым шаблонам дети наносят рисунок на ткань и вырезают выкройки. На втором – сшивают детали, получая готовую модель. Затем оценивается работа детей.

Цель: совершенствование умения пришивать пуговицы.

Перед первым занятием обязателен инструктаж по правилам безопасного труда. Учитель контролирует и направляет работу детей, помогает индивидуально. На втором занятии можно организовать работу помощников – инструкторов на каждом ряду.

Цель: расширить представление учеников о народных традициях.

Организуется беседа о русских народных традициях. Дети по образцу учителя изготавливают из толстых ниток куклу, затем украшают её.

Цель: умение работать с деревянными палочками.

После инструктажа по ПБТ ученикам предоставляются варианты «домиков из спичек». Проговаривается поэтапный алгоритм работы со спичками. Можно предложить работу в парах.

Цель: развивать умение наблюдать за изменениями природы и её объектами.

Проводится экскурсия на школьный двор, в ходе которой выясняется, что нужно сделать, чтобы двор стал чище и наряднее. По возможности можно организовать посильный труд на пришкольном участке.

Цель: систематизировать и обобщить полученные знания.

Представляется презентация о достижениях детей (фото, рисунки), организовывается выставка работ обучающихся, на которой по одному или группой дети демонстрируют свои достижения.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Положительное отношение к труду

Готовность к безотказной помощи родителям, одноклассникам, учителю

Позитивные отношения в классном коллективе

Повышение компетентности педагога в общественно – полезном направлении

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УОВНЮ ПОДГОТОВКИ

К концу года первоклассники должны иметь представление об основах общественно – полезного труда, овладеть безопасными приёмами труда.

Уметь составлять алгоритм своей работы и выполнять его поэтапно, а так же оценивать результат своего труда.

Различать материалы: природные и искусственные, уметь изготовить поделки из бумаги, картона, фольги, пластилина, ткани и ниток, правильно собирать и хранить гербарий.

Знать о профессиях и их особенностях.

Уметь организовать своё рабочее место, содержать в порядке свою комнату, следить за своим внешним видом.

Уметь наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений.

Учебно – дидактическое обеспечение.

Мультимедийные презентации по темам.

Наглядные пособия: схемы оригами, «Что нам даёт дерево», схема квартиры и комнаты, выкройки.

Предметные образцы: поделки оригами (кошечка, лисица, утка, лебедь, избушка), кукла из ниток, поделки из картона, бумаги и фольги, образцы из ткани.

источник

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезная деятельность» для 1 класса разработана в соответствии ФГОС.

Общественно полезная деятельность

Рабочая программа «Общественно полезная деятельность» разработана

на основе авторской программы Д.В.Григорьев,Б.В.Куприянов

«Социальное творчество» в соответствии с требованиями Федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа «Общественно полезная деятельность»» основывается на следующих программно-методических материалах:

Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов.-М.: Просвещение, 2011.

ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст№17785 от 22.12.2009.

направлена на достижение обу­чающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуни­кативных) и предметных результатов.

Программа предназначена для детей 7-8 лет и рассчитана на 1 год33часа (1 час в неделю).

Читайте также:  Что полезнее гречка или картошка

Предлагаемая программа курса по ОПД дополняет и расширяет интегрированные курсы «Технология» и «Окружающий мир».

Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.

Общественно полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.

Она организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Общественно полезная деятельность должна решать общеобразовательные задачи ,способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный труд. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.

В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников

новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые

занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

При выполнении общественно полезных работ успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Следует также разнообразить формы и методы организации выполнения заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.

Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познанииприроды, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.

воспитание любви к своей школе, к своему посёлку, к своей Родине;

формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти.

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.

Организация занятий по программе основывается на ряде принципов.

Принцип гуманизации: на занятиях необходимо создавать атмосферу доверия и сотрудничества;учитель старается предоставить возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и личный опыт, реализовать себя в разных видах познавательной деятельности, а также в играх и в процессе создания творческих работ.

Принцип сезонности: является систематизирующим при структурировании материала .

Принцип единства логического и эмоционально-чувственного познания окружающей природной среды выражается в сочетании естественнонаучных методов с гуманитарными при изучении природы.

Принцип практической направленности заключается в ориентире учителя при реализации программы курса не только на содействие учащимся в овладении знаниями и умениями, но и на создание условий для развития коммуникативной компетенции как интегрированной общепредметной компетенции, направленной на непрерывное образование в современном информационном обществе. В разработанной программе акцентируется внимание на развитие личного опыта человеко — и природосберегающей деятельности школьников в процессе занятий в социоприродном окружении школы. Важно опираться на личный опыт школьников при раскрытии каких-либо закономерностей или решении конкретных экологических проблем. В такой ситуации учащиеся осознают уникальность собственного опыта и приучаются сберегать его в сознании как основу для новых знаний и осмысленных действий.

Принцип креативности: впрограмме предусмотрены задания на организацию творческой деятельности учащихся, в процессе которой человек наряду с материальными и духовными ценностями создаёт и самого себя как личность.

Виды и содержания общественно полезной деятельности:

Самообсуживание– дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей.Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

Сельскохозяйственный труд. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы). Подготовка семян к посеву, внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.

Волонтерская работа– забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.

Разные трудовые операции.Сбор плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятником. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);

индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

игровая деятельность (высшие виды игры — игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

Формы проведения занятий: экскурсии, презентации, ролевые игры, коллективные творческие дела, спектакли, продуктивные игры.

источник

Воспитание, развитие и обучение детей с ограниченными возможностями в коррекционной школе

Общественно полезный труд

Наиболее специфичным для коррекционной школы методом воспитания чувства долга и ответственности служит приучение школьников к трудовой деятельности. Систематическое участие школьников в общественно полезном труде (ОПТ), детальная мотивированная оценка его результатов приучат к выполнению порученного задания.

К специфическим задачам этапа обучения 1 — 4 классов относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в условиях мастерских профессионального обучения. Необходимо формирование ряда организационных умений и навыков, например, необходимо научить школьников не мешать друг другу во время работы, не отвлекаться на посторонние дела. Они должны научиться правильно и быстро надевать спецодежду, убирать на рабочих местах, подметать пол и т.п., то есть овладеть теми конкретными умениями, на формирование которых не имеет смысла тратить учебное время в дальнейшем обучении.

Примерный план по ОПТ в 1 классе

1. Беседа о дежурстве по классу. Практикум-дежурство по классу

2. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

1. Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора

2. Удаление мусора, остатков растений, сухих веток и т.д.

1. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)

2. Размножение комнатных растений

3. Самообслуживание дома. Помощь родителям. Сервировка стола

1. Изготовление дидактического материала

2. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

Примерный план по ОПТ во 2 классе

1. Уход за комнатными цветами (пересаживание, рыхление почвы)

3. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников

1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор)

2. Удаление мусора с клумб, рыхление почвы

3. Влажная уборка классной комнаты

4. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями)

1. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

3. Сухая чистка одежды щеткой

1. Вывешивание кормушек, подкормка птиц

2. Мытье стен и дверей классной комнаты

3. Изготовление геометрического материала

4. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)

Январь

1. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

3. Подкормка зимующих птиц

Февраль

1. Изготовление учебных пособий

2. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями, за животными, за птицами)

3. Мелкий ремонт учебников и книг

4. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате

Март

1. Мелкий ремонт книг и журналов из библиотеки

2. Влажная уборка классной комнаты

3. Пересадка и размножение комнатных растений

Апрель

1. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников

2. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе

3. Экскурсия в магазин. Покупка хлеба.

4. Посев цветочно-декоративных растений

Май

2. Уход за цветочно-декоративными растениями

3. Экскурсия в столовую. Сервировка стола

Примерный план по ОПТ в 3 классе

1. Заготовка семян древесных и кустарниковых пород

2. Перекопка почвы, разравнивание почвы на пришкольном участке

3. Посадка и посев цветочных растений

4. Работа по благоустройству школьного двора

5. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор)

2. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями)

3. Работа по благоустройству школьного двора

4. Мелкий ремонт мебели (закручивание болтов в стулья)

5. Генеральная уборка класса

1. Уход за комнатными растениями

2. Мелкий ремонт учебников и книг

3. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями)

4. Работа по благоустройству школьного двора

1. Работа по очистке школьной территории от снега

2. Уход за комнатными растениями

3. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

4. Мелкий ремонт книг и журналов

5. Изготовление поделок к Новому году

Январь

2. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

4. Подкормка зимующих птиц

5. Работа по очистке школьной территории от снега

Февраль

1. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями, за животными, за птицами)

2. Подкормка зимующих птиц

3. Мелкий ремонт учебников и книг

4. Работа по очистке школьной территории от снега

5. Уход за комнатными растениями

Март

1. Работа по благоустройству школьного двора

2. Изготовление поделок к празднику женщин

3. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

4. Уход за комнатными растениями

5. Мелкий ремонт мебели

Апрель

1. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе

2. Уход за комнатными растениями

3. Перекопка почвы, разравнивание почвы на пришкольном участке

4. Посев цветочных растений

5. Мелкий ремонт мебели

Май

2. Уход за комнатными и овощными культурами

4. Выращивание цветочно-декоративных растений

5. Генеральная уборка класса

Примерный план по ОПТ в 4 классе

1. Вводное занятие, посвященное живой природе

2. Экскурсия на природу (сбор репейника)

4. Работа по благоустройству школьного двора

1. Перекопка и выравнивание почвы

2. Влажная уборка классной комнаты

3. Уход за кустарниками и подготовка их к зиме

1. Уход за комнатными растениями

2. Изготовление кормушек из пакетов

3. Сбор рябины (для подкормки зимующих птиц)

4. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

1. Изготовление кормушек из картона

2. Изготовление кормушек из полиэтиленовых бутылок

3. Изготовление кормушек из фонеры в школьной мастерской

4. Развешивание кормушек на деревьях

Январь

1. Проращивание семян для витаминной подкормки

2. Раскладывание корма по кормушкам

3. Работа по очистке школьной территории от снега

Февраль

1. Подкормка зимующих птиц

2. Генеральная уборка класса

3. Поделки к празднику 23 февраля

4. Уход за растениями в классной комнате

Март

1. Уборка клеток, поилок, кормушек в зимнем уголке

2. Изготовление поделок к празднику 8 марта

3. Генеральная уборка класса

Апрель

2. Подготовка почвы к посеву овощных культур, посадка капусты, помидоров

Май

1. Посадка цветочно-декоративных растений

2. Высадка овощных культур на пришкольном участке

3. Генеральная уборка класса

Дата последнего обновления: 17 июня 2000 г.

источник

Автор: Кучковская Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ «Сеяхинская школа-интернат»
Населённый пункт: с Сеяха, ЯНАО, Ямальский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа 7-11 класс
Дата публикации: 15.03.2016
Раздел: среднее образование

Проект по внеурочной деятельности

«Общественно — полезный труд»

Возраст детей 13-18 лет (7-11 классы).
«Умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим. »
В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка
Трудовое воспитание — процесс вовлечения учащихся в педагогически организованные виды труда с целью развития трудовых умений, передачи им трудового опыта, формирования потребности в труде. Основными формами трудового воспитания являются: урок, субботники, организация дежурств, экскурсии на предприятия, беседы, и так далее. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: «Умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим…» Труд и человек неотделимы друг от друга. Труд возвысил человека над животным миром, способствовал его физическому, умственному и духовному развитию. От первых каменных орудий, орудий из дерева и кости до космических кораблей — таков гигантский путь развития человека. Труд создал самого человека. Трудовая деятельность требует от каждого человека целеустремленного, обдуманного подхода к выполнению того или иного задания. Поэтому труд является важным фактором умственного развития человека. Особенно большое влияние оказывает трудовая деятельность на детей, открывая им все новые и новые свойства предметов, материалов и обогащая их представления о реальном мире. Трудовая деятельность является надежным средством познания ребенком окружающего мира, реальных вещей, дает ему возможность применять теоретические знания, обогащает его сознание чувственными представлениями, уточняет их, делает более конкретными. Участие школьников в трудовой деятельности рассматривается в качестве главного средства введения детей в систему социалистических общественных отношений и ничем не заменимой основой нравственного воспитания и становления всесторонне развитой личности. Система трудового воспитания учащихся должна быть построена так, чтобы вплотную подвести выпускников школы к овладению определенной профессией, к социальному выбору. П е р в ы й квартал начинающего года всегда является проблемным в погоде. Обильные снегопады затрудняют подъезд и подход к ОУ. Снегоуборочный транспорт не успевает во время чистить дороги и тротуары. Для нашего учебного заведения эта проблема не исключение. В период, когда появляется большое количество снега, очень важно произвести его своевременную уборку особенно на территории школы. Если промедлить с данным вопросом, то выпавший снег превратится в наст, а затем уже и в лед. Такие образования не только способны придать территории неприглядный внешний вид, но и быть небезопасным. Именно поэтому уборка территории школы от снега, должна производиться с точной регулярностью и качеством. Таким образом, тема актуальна и способствует формированию сплочения коллектива, средством коррекции нравственных качеств личности, средством выработки практических умений и навыков. Поэтому трудовое воспитание важнейшая составная часть образования и воспитания подрастающего поколения.
Цель программы:
 Развития трудовых умений и навыков.
 Передачи учащимся трудового опыта, и расширение кругозора в мире профессий.  Формирование потребности в труде.
Задачи программы:
 Привитие любви к труду, творческого отношения к нему, готовность трудиться в коллективе.  Развитие индивидуальных интересов в мире профессий и наклонностей в различных видах трудовой деятельности.  Формирование трудовых умений и навыков, овладение техникой безопасности при выполнении различных видов работ.  Формирование профессиональных интересов к конкретным профессиям и специальностям.
Основные принципы программы:
Активность, доступность, системность, природосообразность.
Ожидаемые результаты:
 Уважение и готовность к труду.  Культура, безопасность и дисциплина труда.  Инициатива и творчество в труде.  Получение удовольствия от проделанной работы.
Программа делиться на 4 этапа:
1 этап — Формирование сознания того, что труд — источник благосостояния человека. 2 этап – Знакомство учащихся с трудом взрослых. 3 этап – Общественно полезная деятельность. 4 этап – Воспитание сознательной дисциплины у учащихся.
Содержание программы

1 этап
— Формирование сознания того, что труд — источник благосостояния человека. Главной целью является: приучить детей трудиться не только для себя, но и для общей пользы, глубоко уважать людей труда, бережно относиться к вещам, которые созданы трудом взрослых.
Компоненты содержания
 Формирование привычки к труду.  Доводить начатое дело до конца.  Формирование и закрепление умений и навыков, таких качества, как сноровка, трудовая смекалка.  Бережное отношение к трудовому инвентарю.  Научиться ценить результат своего и чужого труда.  Знакомство и соблюдение техники безопасности.  Профессиональная ориентация учащихся.
Формы осуществления содержания
 Беседы, классные часы.  Организация дежурства в столовой, корпусе.  «Маленькие поручения» — единовременные поручения.
 Конкурс « Самая чистая комната», «Лучший дежурный».  Инструктажи по технике безопасности перед работой.
2 этап
– Знакомство учащихся с трудом взрослых. Цель: ознакомлению детей с трудовой деятельностью взрослых для расширения кругозора в мире профессий.
Компоненты содержания
 Знакомство с различными профессиями  Ознакомление детей с видами труда, близкими их опыту: школой, предприятиями обслуживания населения (почтой, магазином, аптекой и др.). В дальнейшем детей можно познакомить с предприятиями промышленности и сельского хозяйства.  Сформировать определенные взгляды и убеждения к физическому, интеллектуальному труду.
Формы осуществления содержания
 Беседы, классные часы.  Чтение книг, просмотр фильмов  Конкурс рисунков «самые интересные профессии»
3 этап
– Общественно полезная деятельность. Цель: направить воспитательное значение общественно полезного труда на то, что он выводит учеников из стен школы и дает им возможность почувствовать себя юными гражданами своей Родины.
Компоненты содержания
 Бытовой труд.  Ремонт учебных пособий, книг.  Бережное отношение к учебным пособиям и инвентарю группы, школы.  Озеленение группы, класса, пришкольного участка.
Формы осуществления содержания
 Уход за одеждой, поддержание порядка и чистоты в группе, и школе.  Субботники.  Беседы и классные часы.  Творческие мастерские.
4 этап
– Воспитание сознательной дисциплины у учащихся. Цель: воспитание сознательной дисциплины учащихся – это результат системы воспитания.
Компоненты содержания
 Правила поведения в труде, техника безопасности.  Работа в коллективе.  Дисциплина – это безопасность.  Культура поведения – это начало к сознательной дисциплине.  Повышение мотивации учащихся к труду и дисциплине.
Формы осуществления содержания
 Инструктаж по технике безопасности, беседы, классные часы – разъяснение смысла правил.  Единые требования к коллективу.
 «Мой режим дня» — беседа  Трудовой десант
Тематическое планирование занятий по общественно-полезному труду.

Ответственные
1 «Наш чистый дом» акция Сентябрь Воспитатели «Посади дерево» акция Сентябрь Воспитатели, кл. руководители 2 «Необычные профессии» Беседа В течение года Воспитатели 3 « Лучший дежурный» Конкурс Октябрь Воспитатели, актив группы 4 Генеральная уборка корпуса В течение года Воспитатели, старшие дежурные 5 «Самая лучшая комната» Конкурс Ноябрь Воспитатели, актив группы 6 Проверка сохранности и состояния верхней одежды Рейд Ноябрь Воспитатели, актив группы 7 «Новогодние фантазии» Украшение группы и комнат Декабрь Воспитатели, актив группы 8 «Мой режим дня» Беседа В течение года Воспитатели 9 Дисциплина – это безопасность. «Правила работы с инвентарем». Инструктаж по ТБ В течение года Воспитатели 10 «У кого в порядке книжки и тетрадки» Рейд Март Воспитатели, актив группы 11 «Поможем книге» Операция Март Воспитатели 12 Уборка территории интерната во внеурочное время от снега (Главные ворота на территорию ОУ, пожарные выходы). Субботник В зимнее время года Воспитатели 13 Помощь младшим братьям и сестренкам Шефская работа В течение года Трудовой десант 14 «Творческая галерея» Выставка Апрель Воспитатели 15 В спальном корпусе ремонтировать (побелка, склеивание стен обоями) Трудовой десант Повседневно, периодически . Воспитатели, рабочие 16 Ремонтировать хозяйственный инвентарь и мебель (стулья, столы, парты, шкафы). Трудовой десант В течение года Воспитатели, рабочие

источник

а) хозяйственно-бытовой труд по самообслуживанию: уход за своими вещами, уборка классов и кабинетов, ремонт книг, наглядных пособий, мебели и инвентаря, художественное оформление учебных кабинетов, благоустройство школы и пришкольной территории (например, в ходе субботников), сбор вторичного сырья, озеленение улиц в населенных пунктах, дорог и т. д. В некоторых школах созданы посты бережливых. Старшеклассники участвуют в ремонте и строительстве школьных зданий, теплиц и гаражей, спортивных и метеорологических площадок, приобретая элементарные навыки строителя, переплетчика, столяра, электро- и радиомонтера и т. д. Все учащиеся дежурят, следят за чистотой и порядком в классах, коридорах, столовой. Данный вид труда является, как правило, бескорыстным;

б) производительный труд: связан с оказанием посильной помощи предприятиям, совхозам и колхозам, другим организациям народного хозяйства в выполнении производственных заданий и, как правило, является оплачиваемым;

в) бескорыстный труд в форме добротворческой (милосерднической) деятельности: бескорыстная трудовая помощь пожилым, больным и одиноким людям, ветеранам и т. д.

6. Профессиональная ориентация – это система совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производ-ственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах (Н.К. Степаненков).

Систему профессиональной ориентации учащихся рассмотрим в отдельном вопросе лекции.

В качестве примера приведем некоторые трудовые традиции Павлышской школы В.А. Сухомлинского:

наглядные пособия — в подарок школе (перед летними каникулами);

изготовление в летнее время пособий для биологического кабинета;

украшение перед началом учебного года и перед началом экзаменов классов и школьного двора (венки на портретах, живые цветы, аллеи, клумбы);

труд во время осенней и весенней Недели сада, обмен саженцами;

День первого снопа (днем бригадная работа в поле, вечером в школе сноп, выпеченный учащимися хлеб, песни, танцы);

праздник первого хлеба (маленькие дети, убрав пшеницу на своих маленьких делянках, получают муку, матери помогают им выпечь хлеб, матерей приглашают в школу, угощают своим первым хлебом);

летний сенокос в начале июля: старшеклассники работают на лугах неделю, пионеры заготавливают витаминное сено для телят; живут там же, на лугах, пищу готовят на костре;

благоустройство села (озеленение, разбивка нового парка, обсадка кладбища, два общественных плодовых сада, два виноградника);

трудовая помощь классных коллективов родителям своих одноклассников, а также больным и одиноким односельчанам.

Трудовые объединения школьников организуются на принципах добровольности и самоуправления для совместного производительного труда и активного отдыха. Они могут быть постоянными и временными, одновозрастными и разновозрастными.

Наиболее распространенные виды трудовых объединений школьников:

1) ученическая производственная бригада или звено на шефском предприятии (заводе, фабрике, в колхозе, совхозе);

2) школьный кооператив (эта форма трудовых объединений была популярной в СССР в годы перестройки, сейчас школьных кооперативов практически не осталось);

5) станция юных натуралистов («юннатов»);

6) детская железная дорога (действует, например, в г. Минске).

В трудовых объединениях осуществляется экономическое воспитание школьников, у них формируются представления о производственном плане, производительности труда, себестоимости, качестве продукции, хозрасчете, учете и нормировании труда, заработной плате, бригадном подряде.

Учащиеся допускаются к участию в общественно полезном, производительном труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказан-ным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные дни, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

Участие школьников в общественно-полезном, производительном труде учитывается при выведении оценки за прилежание к учению и общественно полезному труду, а также при выдаче похвальных грамот, свидетельств с отличием выпускникам девятилетней школы, золотых и серебряных медалей выпускникам. За большие успехи школьники, участвующие в общественно полезном производительном труде, могут быть представлены к правительственным наградам.

42.Профессиональная ориентация учащейся молодежи.

Главное затруднение в выборе профессии состоит в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся. В наши дни не человек выбирает профессию, а производство диктует свои условия к квалификации работников. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо приводить в соответствие в процессе профориентационной работы.

Основной целью системы профориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности свободного и осознанного выбора профессиональной дея-тельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потреб-ностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах 1 .

Назовем задачи и соответствующие им направления профориентационной работы школы, родителей и общественности.

1. Профессиональное просвещение, то есть информирование, расширение представлений учащихся об отраслях народного хозяйства и профессиях, о требованиях к кадрам, о потребностях в работниках местных предприятий и учреждений, о действующем рынке профессий и образовательных услуг.

Просветительская работа необходима во всех возрастных группах учащихся, но особенно в средних и старших классах. Подростки с большим интересом пишут сочинения о своей будущей профессии и профессии своих родителей, оформляют бюллетени «О профессиях разных, нужных и важных», «Все работы хороши — выбирай на вкус».

Для старших школьников эффективными оказываются тематические вечера «Дорог много – выбирай одну», «В каких профессиях нуждается наш город (поселок)», «Рабочий будущего. Каков он?», конкурсы «Кто больше и лучше знает о профессиях», «Кем быть и каким быть?», «Шагаем в неизвестное завтра», читательские конференции «Образ рабочего и труженика села в художественной литературе», встречи поколений «От трудовых традиций – к трудовым династиям», встречи с работниками региональных центров занятости, дни открытых дверей в вузах, колледжах, ПТУ.

В некоторых школах создан кабинет профориентации, работает совет по профориентации, в IX—X классах преподаются факультативные курсы типа: «Мое профессиональное будущее» или «Основы выбора профессии». Подобные курсы преподаются школьникам во многих странах мира.

источник

Источники:
  • http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/matierialypoorghanizatsiiobshchiestviennopolieznoghotrudauchashchikhsiavshkolie
  • http://videouroki.net/razrabotki/proghramma-nadpriedmietnogho-kursa-napravlieniie-obshchiestvienno-polieznyi-trud.html
  • http://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-obshchiestvienno-polieznaia-d.html
  • http://iatp.vspu.ac.ru/kursant2000/sch31/OPT1-4.HTML
  • http://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6393
  • http://studfiles.net/preview/5765261/page:11/