Меню Рубрики

Почему гуманисты считали полезным общение ученых и художников

К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение — гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.

Гуманизм эпохи Возрождения — это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания — Мигеля де Сервантеса, а Германия — Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).

Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист — это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать человека лучше, научить его уважать себя и окружающих, а наша задача – суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.

источник

гуманизм образование реформация

В век научно-технической революции мы на каждом шагу сталкиваемся с вопиющей неграмотностью и отсутствием вкуса, неумением людей использовать элементарные навыки на практике.

Поэтому основным направлением развития образования сегодня является поворот обучения к человеку. Наиболее актуальным на данный момент является внедрение технологий гуманитаризации в обучение. Ведь гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи естественного образования с гуманитарным, т.е. более понятным, близким человеку, усиление практического и прикладного аспектов в её преподавании. Это означает, что в обучении акцент необходимо ставить на общее развитие, а именно на развитие логического мышления, речи, пространственного воображения, интуиции, чувства прекрасного.

Целью данной работы является изучить историю становдения гуманизма, в целом, особенности гуманизации и гуманитаризации образования.

Для реализации этой цели поставлены задачи:

1. Раскрыть сущность понятия гуманизма и его развитие.

2. Раскрыть сущность гуманитаризации и гуманитаризации образования, их основные положения.

Объектом данной работы является гуманитарное образование.

Предметом исследований данной работы является процесс гуманитаризации и гуманизации образования.

Термин “гуманизм” происходит от латинского “humanitas” (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

Как черта мировой культуры, гуманизм проявился еще в древнем мире. Уже от эпохи Древнего царства в Египте (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: «Я спасал несчастного от более сильного. Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего. » Большое количество подобных текстов свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта.

Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. В древнеегипетской культуре все погружено в атмосферу религиозности, но вместе с тем все одновременно имеет мощные корни в глубинах чистой человечности.

Проявления гуманизма заметны на протяжении всей истории. Зародилось гуманистическое мировоззрение — о единстве, целостности и уязвимости человеческого общества, нуждающегося во взаимодействии и взаимной поддержке, в добровольном отказе от социального неравенства, от паразитизма сильных на угнетенных. В качестве примера достаточно обратиться к Нагорной проповеди Христа. Но еще задолго до христианства и позже него идеи гуманизма неоднократно ясно и глубоко осознавались самыми мудрыми представителями человечества (Платон, Конфуций, Ганди и др.). Со временем человечество признало их. В основе христианской, мусульманской и буддистской этики лежат принципы гуманизма.

Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии и распространился в Западной Европе с XV века. Возрождение, или Ренессанс ( от фр. renaitre — возрождаться ) стало одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающей почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя — абсолютная монархия, формировались новые общественные группы- буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Идейной основой культуры Возрождения стал гуманизм.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике ( диалектике ), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Вначале он проявился в форме защиты светских ценностей против притеснений со стороны аскетичной средневековой церкви. В некоторых итальянских университетах вернулись к полузабытому и отвергнутому в средневековье античному культурному и научному наследию. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название “studia humanitatis” (гуманитарные дисциплины). Латинское понятие “humanitas” тогда означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью. Идеал видели в гармонии между просвещенностью и активностью.

Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры.

источник

На рубеже XIV—XV веков в Италии зародилась культура, названная позднее культурой Возрождения. В ее основе лежало новое учение о человеке — прекрасном как духовно, так и телесно, свободном, наделенном разумом и творческими способностями, о человеке, который является истинным венцом мироздания.

В XVI веке эти идеи широко распространились и за пределами Италии. Возрождение стало общеевропейским явлением.

Колыбель Возрождения. Новый идеал человека не случайно возник именно в Италии. В этой стране богатых и могущественных городов-государств, многие из которых были республиками, сохранились более демократические порядки, чем в европейских монархиях.

Главную роль в жизни городов играли купцы, банкиры и предприниматели, которые вели торговлю по всему свету, легко ориентировались в политике и международных делах.

Эти люди были хорошо образованы, как правило, владели несколькими языками, обладали широким кругозором и богатым жизненным опытом. Постоянное участие в политической жизни города — регулярные выборы, соперничество за власть требовали от них уверенности в себе, ловкости и красноречия.

Городская площадь. Фрагмент картины В. Карпаччо «Прибытие английских послов к королю Бретани»

Гуманисты. Художник Д. Гирландайо

Городская среда Италии породила новый тип личности — энергичного, состоятельного и активного человека, для которого средневековые идеалы аскетизма, самоуничижения и презрения к земной жизни утратили всякую привлекательность.

Возрождая античность. Почему, однако, новую культуру и эпоху, в которую она доминировала, назвали Возрождением? Что именно возрождалось и как? Люди того времени стремились воскресить античную культуру, которая казалась им образцом, достойным подражания, в отличие от культуры Средневековья. (Само понятие «Средние века» появилось именно на рубеже XIV—XV веков. Им обозначали мрачный, по мнению современников, период упадка образования, литературы и искусства, который отделял людей Возрождения от милой их сердцу античности.) Возвращение к античным канонам во всем — в языке, поэзии, драме, философии, в архитектуре и искусстве — стало лозунгом времени.

В Италии для этого открывались прекрасные возможности. Она была наследницей великого Рима: ее города стояли на античных фундаментах, повсюду можно было встретить руины языческих храмов, театров, форумов, триумфальных арок, воздвигнутых императорами. Итальянский язык был не чем иным, как искаженной латынью.

Рождение Венеры. Художник С. Боттичелли

Увлечение античностью захватило итальянское общество. Ученые, богатые горожане и аристократы коллекционировали подлинные предметы старины — утварь, уцелевшие произведения скульптуры, античные монеты и медали, пытаясь воссоздать обстановку греческого или римского дома с его мебелью и убранством.

Модным и престижным считалось принимать гостей, возлежа, на римский манер, на античном ложе, и пить вино из подлинной старинной чаши, найденной во время раскопок. Интеллектуалы, приступая к работе в своих кабинетах, облачались в одежды, напоминающие римские тоги.

Первым, что следовало возродить, очистив от средневековых напластований, был язык, несовершенство и «испорченность» которого осознавали современники. Образцом для подражания им служила «золотая» латынь классических авторов — лаконичного Цезаря и красноречивого Цицерона.

Рождество Девы Марии. Художник Д. Гирландайо

Рассмотрите убранство итальянского дома. Какие, его элементы напоминают об античности?

Писатели и поэты эпохи Возрождения придавали огромное значение красоте и соблюдению правил латинского языка. Неверно употребленный падеж мог навсегда погубить репутацию автора в глазах людей его круга. Умение произнести экспромтом витиеватую речь ценилось так высоко, что города-соперники переманивали друг у друга хорошего знатока латыни, предлагая за него серьезные политические уступки.

Ученые подражали древним авторам в приверженности к созданию исторических сочинений, биографий великих людей и мемуаров.

Глубокое преклонение перед хорошей латынью отражает высказывание современника, которое могло бы показаться кощунственным в другую эпоху: Я поклоняюсь только двум богам — Христу и словесности!

Гуманизм: познание человека. Возрождение интереса к античной философии привело к тому, что в отличие от средневековых теологов, всецело поглощенных размышлениями о Боге, мыслителей XV—XVI веков все больше привлекал человек — его природа, способности, место в мире. В университетах стали пользоваться популярностью дисциплины, исследующие человеческую натуру, общественное устройство, вопросы этики — науки о жизненных целях, поведении и воспитании.

Эти предметы именовались «studia humanitatis». Отсюда и произошел термин «гуманизм», который отражает новый характер философии эпохи Возрождения. Ученых и интеллектуалов, интересовавшихся этими вопросами, стали называть гуманистами.

Читайте также:  Чай из шиповника чем полезен

Портрет человека с книгой. Художник В. Катени

Человек виделся гуманистам прекрасным и гармоничным существом, истинным подобием Бога. Он должен быть всесторонне образованной личностью, склонной к наукам, литературе, искусствам, музыке, развитой физически. Его красота и подлинное благородство заключались в добродетелях, которые следовало воспитывать у юношества, — честности, доблести, патриотизме и самоотверженном служении своему государству, а также в стремлении к творчеству.

Гуманисты по-новому взглянули и на земную жизнь человека: они признали его право радоваться ее благам и искать в ней самые разные наслаждения — как духовные, так и телесные. Философия гуманизма признавала естественное право человека преследовать собственные интересы — индивидуализм (однако при том условии, что он не выродится в примитивный эгоизм и не нарушит всеобщей гармонии, поскольку зло, причиненное другим, не принесет счастья).

Человек — не игрушка в руках слепой Фортуны, а хозяин своей судьбы — вот один из главных лозунгов гуманизма.

Эти идеи вырывались за рамки средневековой этики с ее проповедью аскетизма и презрения к миру.

Данте. Великого поэта Данте Алигьери (1265—1321), гражданина Флоренции, называют предтечей итальянского Возрождения. Он не только повлиял на формирование нового итальянского языка и поэтического стиля. Одним из первых в литературе он сделал человека центром своего внимания, поведав читателям его «Божественной комедии» о судьбах множества людей — от простых горожан до римских пап, души которых он встретил во время своего воображаемого путешествия по Аду, Чистилищу или Раю. Поэт призывал задуматься о высоком предназначении человеческого рода:

Тот малый срок, пока еще не спят

Земные чувства, их остаток скудный

Отдайте постиженью новизны.

Подумайте о том, чьи вы сыны!

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены.

Данте. Фрагмент фрески Рафаэля «Диспут»

Петрарка — защитник и певец античности. Франческо Петрарка (1304—1374) — первый из гуманистов, философ, прекрасный поэт-лауреат (увенчанный лавровым венком в подражание тому, как награждали своих поэтов римляне), прославился не только стихами. Он был энтузиастом возрождения античной культуры и доказывал, что, хотя великие поэты и философы древности были не христианами, а язычниками, им была открыта божественная мудрость и дан свыше поэтический дар. Литературу и искусство древности он считал высшим образцом. Петрарка мечтал о новом поколении прекрасных и гармоничных людей:

Благие души, доблести подруги,

Заселят мир, он станет золотым.

Античными творениями полный.

Художники, ученые и меценаты. Благодаря гуманистам изменился и взгляд на искусство, которому теперь отводилась высокая миссия — пробуждать у человека тягу к прекрасному и раскрывать перед ним истинную красоту.

Философы стали обращать все больше внимания на работу художников, скульпторов и архитекторов. Прежде их положение в обществе было крайне низким. Они считались членами ремесленных цехов: по своему статусу художник мало отличался от маляра, а скульптор — от каменщика. Сближение гуманистов с художниками привело к тому, что те стали осознавать себя не простыми ремесленниками, а носителями духовного начала; их увлекали античная философия и литература, классические каноны древнего искусства.

Петрарка в своем кабинете

Лоренцо Медичи в окружении философов и ученых. Художник Дж. Вазари

Постепенно стал меняться взгляд на художников и в обществе в целом. Когда умер скульптор Донателло, сын чесальщика шерсти, прославивший своим искусством Флоренцию, его хоронил «весь народ города». А на надгробии его современника, великого зодчего Брунеллески, автора купола знаменитого флорентийского собора, сограждане высекли строки, превозносившие драгоценные дары его духа и исключительные добродетели.

Сильные мира заискивали перед художниками, ценя их талант (и понимая, насколько престижно воспользоваться их услугами). Меценатство стало характерной приметой времени. Влиятельные сеньоры и государи привлекали художников и архитекторов к себе на службу, заказывая им собственные портреты и бюсты, росписи дворцов, оформление празднеств и торжественных процессий.

Давид. Скул mg тор Донателло

Яркий пример щедрого меценатства — деятельность семейства Медичи во Флоренции. Основатель династии Козимо Медичи и его наследники превратили Флоренцию в центр крупного государства — Тосканского герцогства. Флорентийский двор стал одним из самых изысканных. При покровительстве Козимо возникла так называемая флорентийская «Платоновская академия» — ученый кружок, члены которого изучали наследие великого греческого философа и стремились воскресить дух древней академии, основанной великим Платоном.

Дело Козимо продолжил его внук — Лоренцо Великолепный, много сделавший для украшения и прославления города. Современник так писал о деятельности Лоренцо: Его заботой в родном городе одни празднества сменялись другими То происходили воинские соревнования, то давались представления, в которых изображались какие-либо героические дела древности или триумф древних полководцев Величайшую склонность имел он ко всем, кто отличался в каком-либо искусстве, крайне благоволил к ученым самозабвенно увлекался архитектурой, музыкой, поэзией Чтобы облегчить флорентийской молодежи изучение изящной словесности, он открыл высшую школу, куда привлекал искуснейших людей со всей Италии.

Сравните основные архитектурные элементы этих зданий. В чем сходство античного и ренессансного храмов?

В чем их отличие от готического собора?

1. Пантеон. Античный храм в Риме

2. Готический собор в Реймсе

3. Ренессансный храм в Риме. Архитектор Браманте

Л.Б. Альберти об идеальном художнике: Мне хотелось бы, чтобы живописец был хорошим человеком и обученным полезным наукам Хорошо также, если они будут любителями поэтов и ораторов. у которых много достоинств, общих с живописцами, и которые, обладая большим запасом знаний, принесут им большую пользу. Поэтому я советую, чтобы каждый живописец поддерживал близкое общение с поэтами, риторами и другими подобными людьми, искушенными в науках, ибо они дадут ему новые замыслы.

В творчестве лучших художников того времени человек и его внутренний мир стали главными. Наряду с религиозной живописью, украшавшей католические храмы, обрели популярность новые жанры — портрет, картины на исторические и мифологические сюжеты, пейзаж.

Архитекторы эпохи Возрождения создали особый стиль. Они отрицали средневековую готику как «варварскую» и негармоничную и брали за образцы античные храмы, копируя их пропорции и заимствуя элементы ордеров — колонны, пилястры и т.д. От стрельчатой готической арки, которая была самым характерным декоративным элементом Средневековья, мастера Возрождения вернулись к спокойной полуциркульной римской арке, вновь украсившей окна и порталы величественных церквей и палаццо.

ИЗ РЕЧИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ (1463- 1494) «О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА»:

Я ставлю тебя в центре мира. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано быть тем, чем хочет!

1. Чем отличались взгляды гуманистов на природу человека от мнения о нем средневековых теологов? Какие из приведенных ниже высказываний могли принадлежать гуманисту, а какие — нет?

Сотворил Господь Бог человека из праха земного, который ничтожнее прочих элементов, как подтверждено в Библии.

Если считается столь замечательной и великой красота мира то какой красотой и изяществом должен быть наделен человек, исключительно ради которого и был, без сомнения, создан самый красивый и самый украшенный мир.

Человек — лист, срываемый ветром, травинка, иссушаемая солнцем.

2. Какое место в системе мироздания отводят гуманисты человеку?

3. Выделите основные положения гуманистической этики.

4. Почему гуманисты считали полезным общение ученых и художников?

5. Внимательно рассмотрите произведения Донателло и Боттичелли. Чем они отличаются от произведений средневековых мастеров? В чем вы видите влияние античного искусства на этих мастеров?

источник

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь

Фреска Рафаэля «Афинская школа», где наряду с Пифагором и Аристотелем изображены Леонардо и Браманте.

Ренессансный гуманизм, классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Испанию, Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.

Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

Первоначальная латинская форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами, перетолковавшими Цицерона, который в своё время стремился подчеркнуть, что понятие «человечность» как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.

Значение термина «гуманизм» в эпоху Возрождения (в отличие от сегодняшнего значения слова) было: «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку humanitas означало «полноту и разделённость природы человека». Также это понятие противопоставлялось «схоластическому» изучению «божественного» (studia divina). Такое понимание studia humanitatis впервые получило своё обоснование в качестве идейной программы нового умственного движения в сочинениях Петрарки.

Ренессансный «гуманизм» — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин «гуманизм» в этом плане является в чем-то синонимом слова «антропоцентризм» и противостоит термину «теоцентризм». В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и неземными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические».

Слово «гуманист» появилось в конце XV века. Собственно термин «гуманизм» в сегодняшнем виде, как отметил Л. Баткин, впервые применил в 1808 году педагог Ф. Нитхаммер; после труда Г. Фогта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» (1859) в науке началось обсуждение исторического содержания и пределов данного понятия.

Сами гуманисты XV века называли себя обычно «ораторами», реже «риторами», тем самым подчеркивая своё отличие от университетских учёных, а также связь с древними традициями античных ораторов.

Винченцо Катена. «Портрет итальянского гуманиста Джанджорджо Триссино», 1510. Учёный поэт изображён с книгой — атрибутом знания

Сами гуманисты рассказывали о себе следующим образом: Леонардо Бруни определял studia humanitatis так — «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам, и которые совершенствуют и украшают человека». Салютати полагал, что в этом слове соединились «добродетель и учёность» (virtus atque doctrina), причём «ученость» предполагала универсальность знаний на основе владения «словесностью» (litterae), а «добродетель» включала душевную кроткость и благожелательность (benignitas), означающая способность правильно себя вести. Эта добродетель, по мнению гуманистов, была неотторжима от классической образованности, и таким образом, оказывалась не врождённым качеством, а чем-то индивидуально достигнутым благодаря бдениям над классиками[2]. В Ренессансе царила идея окультуривания, «возделывания» души путём изучения античных авторов, способность через гуманистические занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме. Гуарино Веронезе писал: «нет ничего более пригодного и подобающего для приобретения добродетелей и благонравия, чем усердное чтение учёных античных писателей». Гуманисты верили, что через гуманистические занятия человек сможет реализовать все возможности, заложенные в индивидууме, культивировать свои «достоинства». Для Петрарки studia humanitatis были прежде всего средством самопознания.

Современные учёные уточняют толкования: Пауль Кристеллер понимает под ренессансным гуманизмом «профессиональную область» деятельности примерно между 1280—1600 гг., которая заключалась в занятиях и преподавании известного набора дисциплин (грамматика, риторика, поэзия, история и моральная философия, включая политическую философию) на основе классической греко-латинской образованности. Таким образом, как отмечает Баткин, подобные границы гуманизма не совпадают со средневековым квадривиумом, отличаются от традиционной номенклатуры свободных искусств и показывают серьёзный разрыв между гуманизмом и тогдашним университетским образованием (за рамками раннего гуманизма остаются юриспруденция, медицина, естествознание, логика, теология, философия в понимании натурфилософии).

Э.Гарен толкует ренессансный гуманизм как новое миропонимание, которое привело к всестороннему изменению культуры и явилось важным этапом в истории и философии, и всего мышления в целом. Центром интересов гуманистов являлась «словесность» — филология и риторика, в центре философии было Слово, царил культ прекрасной и чистой классической речи. Слово отождествлялось с Знанием и Добродетелью, оно понималось как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как её гармонический этос и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis).

Гуманистическая «словесность» позволила выработать новое мировоззрение, которое было проникнуто критицизмом, светскостью, противопоставляло себя темам и методам средневековой схоластики и, вдобавок, дало возможность впервые возникнуть пониманию исторической дистанции по отношению к античности.

Гуманистические занятия, как правило, оставались частным делом гуманистов, их увлечением, не являясь их профессией, хотя они и приносили репутацию, а вследствие неё и подарки от меценатов.

Платонова академия (древнеримская мозаика, Помпеи)

Ренессансные гуманисты представляли собой неформальную группу единомышленников, которых отличало внутреннее содержание, а не официальный род деятельности. Гуманистами становились представители совершенно разных слоев, состояний и профессий. Хотя некоторые из гуманистов были членами старых цехов и корпораций, то, что их объединяло, не имело к этому отношения: «местом их встреч служили загородная вилла, монастырская библиотека, книжная лавка, дворец государя или просто частный дом, где уютно разговаривать, перелистывать рукописи, разглядывать античные медали. В подражание древним они начали называть свои кружки академиями». Баткин отмечает, что по-видимому, гуманисты были первые в европейской истории интеллигенты; другие исследователи соглашаются, что «появление той категории лиц, которую впоследствии стали именовать гуманистами, в сущности, положило начало процессу возникновения в эту эпоху светской интеллигенции». Объединяющим признаком для кружка гуманистов служила исключительно духовная общность, остававшаяся при этом слишком широкой и не связанной с материальными интересами; «грань между гуманизмом как умонастроением и как деятельностью условна». Верджерио указывает, что гуманизм — это не профессия, а призвание, и обличает людей, обратившихся к словесности ради денег и почестей, а не ради учености и добродетели.

Читайте также:  Чем полезны углекислые ванны

Важной составляющей studia humanitatis в представлениях гуманистической среды был «досуг» (otium, ozio), заполненный высокими занятиями, сладостный и отрадный, всегда противопоставляемый службе и различным деловым обязанностям (negotium, ufficio). Свобода распоряжаться своим временем и собой — предварительное условие для того, чтобы стать гуманистом. Лоренцо Валла перечисляет пять важных условий, необходимых для учёных занятий:

  1. «Общение с образованными людьми» (litteratorum consuetudo)
  2. «Изобилие книг»
  3. «Удобное место»
  4. «Свободное время» (temporis otium)
  5. «Душевный покой» (animi vacuitas), особая «пустота, незаполненность, высвобожденность души», делающая её готовой к наполнению ученостью и мудростью.

Гуманисты возрождают философию эпикуреизма, пропагандирующую наслаждение — но в первую очередь духовное, а не чувственное (Козимо Раймонди, «Защита Эпикура», к. 1420-х; Лоренцо Валла, диалог «О наслаждении (Об истинном и ложном благе)», 1433). Типичная идея Возрождения — questa dolcezza del vivere («эта сладость жизни»).

При этом существовала концепция о тесной связи идеалов созерцательной жизни (vita contemplativa) и активной (vita activa), причём последняя должна была быть направлена на благо общества. Гуманисты-учёные ощущали себя педагогами (Пьер-Паоло Веджерио, Гуарино Веронезе, Витторино да Фельтре) и считали своей главной задачей воспитывать совершенного человека, который благодаря гуманитарному образованию может стать идеальным гражданином. Науки изучаются для того, чтобы сделать людей свободными. В к. XIV — нач. XV вв. Колуччо Салутати и Леонардо Бруни выдвинули новый, близкий флорентийцам, идеал гражданской жизни (vita civile), в которой классическая образованность становилась неотделима от активной политической деятельности на благо республики — см. Гражданский гуманизм. Североитальянские гуманисты, жившие в монархиях, представление о совершенном гражданине более ассоциировали с идеалом совершенного государя, также они вырабатывают идеал послушного ему придворного.

Давид (Микеланджело)

В этой среде возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил своё развитие.

Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворён по образу и подобию божьему. (По сути же оно было направлено против христианского аскетизма с его предопределённостью места человека в иерархии). Одним из античных источников этой идеи был диалог Цицерона «О законах».

Леон Баттиста Альберти пишет:

«Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил ещё в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твёрдой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца — благоволение и милосердие. Бог вложил ещё в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твёрдость, силу, презрение к ничтожным мелочам… Поэтому будь убеждён, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье».

Рассуждения на эту тему были любимым предметом гуманистов (Петрарка; Альберти, трактат «О семье», 1433-43, 41; Манетти, трактат «О достоинстве и превосходстве человека», 1451-52; Фичино; Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека», 1486).

Все их рассуждения были проникнуты одной главной идеей — преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.

В отличие от средневекового и феодального идеала личности (религиозного и сословного), новый идеал, гуманистический имел четко выраженную светскую и социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения в оценке достоинства человека, которое теперь зависит от его индивидуальных качеств.

Добродетель (итал. virtú, лат. virtus) была главной определяющей категорией гуманистического идеала личности. Обладающий ею человек звался uomo virtuoso. Но это понятие, традиционно переводимое на русский как «добродетель, доблесть», было ещё шире: оно охватывало целый круг нравственных норм и представлений, вдобавок, на протяжении XV века приобретая новые оттенки. В отличие от христианства, для которого добродетели были теологическими (вера, надежда, милосердие), гуманисты исходили из положений античной этики (стоики, Аристотель, Цицерон).

Доссо Досси, «Юпитер, Меркурий и Добродетель»

«Никомахова этика» Аристотеля вводит мысль, повторяемую затем Цицероном, о разделении добродетелей на два рода:

  • нравственные (мужество, щедрость, великодушие, справедливость, дружественность)
  • умственные (мудрость, благоразумие, способность к науке и искусству)

К Аристотелю же восходит понимание добродетели как разумного самоограничения страстей и потребностей, как гармонии человеческого бытия. А Цицерон сформулировал мысль о том, что добродетель — врождённое свойство человека, совершенствуемое им в своих жизненных делах, ибо она «не что иное, как природа достигшая совершенства и доведённая до своей высшей степени».

Для всех гуманистов 1-й пол. XV века virtú являлась универсальной категорией, которая определяла важнейшие свойства человеческой личности, характер и образ жизни[11]. Первоначально идеал uomo virtuoso отличался сильными чертами религиозно-нравственного стоицизма, но затем он был смягчён идеями о нераздельности души и тела, потребностей духовных и земных, жизни созерцательной и активной. Для ранних гуманистов совершенный человек — uomo completo образуется через приобщение к studia humanitatis.

Именно разум направляет человека к истинной добродетели и мудрости. Первая обязанность человека — развитие разума путём неутомимого познания и полезной деятельности.

На вопрос Альфонса Арагонского, в чем состоит истинное назначение человека, Манетти кратко ответил — «действовать и мыслить» (agere et intelligere).

Другие признаки virtú, помимо разума — благоразумие, умеренность, мужество, стойкость, терпение, гуманность, щедрость, великодушие, скромность, стыдливость, сострадание. Кроме того, идеальный человек — не только мудрый и счастливый, но и деятельный. Альберти пишет:

И мы скажем так: через доброту человек создаёт и укрепляет в себе истинное и бесконечное спокойствие и безмятежность души, и живёт сам себе свободный, и столько же, сколько себе, полезен и другим, довольный своими мыслями, чуждый всякого беспокойства. (. ) Истинное счастье — это спокойствие и безмятежность радостной души, свободной и довольной самой собой.

Андреа Превитали. «Аллегория Фортуны», 1490

Образ человека — индивидуального воплощения доблестной и добродетельной личности, воплотится в идеале совершенного человека (uomo universale). Человек будет ощущать себя «мерой всех вещей» и обладать горделивым сознанием своего превосходства над миром, высокой гармонии своего физического и духовного бытия.

Из других понятий, важных для мировоззрения гуманистов, следует отметить:

  • представление о соотношении свободной воли с понятием фортуны. В отличие от фатума, выражающего власть над человеком неких внеземных сил, фортуна означает социальную необходимость, давление обстоятельств. «И вот по отношению к фортуне, сколь бы ни была она повелительной во множестве случаев, с наибольшей силой и проявляет себя свобода человеческой воли. Если перед лицом фатума свобода человеческой воли остаётся сверхприродной тайной бога, то по отношению к фортуне она в принципе в руках самого человека. Отсюда дружное провозглашение свободы человеческой воли всеми гуманистами рассматриваемой эпохи, начиная с Данте»[8]. Девизом человека Возрождения было — Virtú vince fortuna (Добродетель побеждает Фортуну), то есть человек своими достоинствами может преодолеть судьбу.
  • провозглашение принципиальной доброты человеческой природы и, что ещё более важно, принципиального равенства всех людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословию.
  • подчеркивание органической необходимости общества, социальности для гармоничного развития и существования человеческой личности.

«Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит». Фреска работы Донато Браманте

Гуманисты не являлись узкими специалистами, а были специалистами по культуре вообще. «Они — носители нового благородства (nobilitas), отождествляемого с личной доблестью и знанием». Основным инструментом гуманиста была филология. Безупречное знание латыни и греческого, в особенности искусное владение классической латынью было необходимым требованием к репутации гуманиста, крайне желательно было владение устной латинской речью. Также требовался чёткий почерк и неимоверная память. В своих студиях гуманисты интересовались следующими предметами — грамматика, риторика, этика, история и поэзия и т. п. Гуманисты отказываются от средневековых художественных форм, воскрешая новые — стихи, эпистолярный жанр, художественная литература, философские трактаты (в противовес схоластическому псевдознанию, собиравшемуся в различных энциклопедиях типа Summa).

« Не volgare, а классическая латынь была в руках гуманистов ключом к Возрождению. Совершенное владение «обоими языками» (т.е. латинским и греческим) вело к миру подлинной античной мысли. Менее всего эти люди были пуристами ради пуризма. Латынь объединяла образованную Европу не только в пространстве, но и во времени. Сочинять на чистом языке Цицерона и Квинтилиана значило включать написанное в великую историческую традицию, в непрерывный культурный ряд, облекать свой труд в бронзу и мрамор, приобщать к вечности. »

Большое значение стала играть высочайшая репутация гуманизма. Характерной чертой эпохи Возрождения стал высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью политики. В первые десятилетия XV века восторг перед гуманистической ученостью станет привычной чертой общественного быта.

Гуманисты обращали пристальное внимание на изучение первичных источников, а не на толкование их другими. Кроме того, им внушала глубокое отвращение варварская латынь, на которой говорили в церкви и в университетах. Побочным следствием этого тезиса стало открытие многих ранее утерянных классических текстов, поиски в монастырских библиотеках латинских и греческих рукописей, экспедиции за древними книгами.

Симоне Мартини. Иллюстрация к Вергилию, XIV век

Интерес к античности становится определяющей мыслью ренессансного гуманизма: «именно в ней им видится идеал, который нужно возрождать. Средние века для гуманистов представляются неким „темным царством“, наступившим после античной культуры. По мнению гуманистов, именно в подражании античной культуре, в возрождении античного миропонимания состоит задача истинных философов. Для этого они переводят с древнегреческого на латынь и современные языки практически все древнегреческие произведения; и все, что мы сейчас знаем о Древней Греции, за немногими исключениями, было открыто именно в эпоху Возрождения. Эти работы не просто переводятся, а комментируются, причём комментарии пишутся не с богословской точки зрения, а являются текстологическими, филологическими, так что возникают многие науки, в частности — филология в её нашем, современном понимании. Это комментирование было свободным от какого-либо догматического представления, и открытость, свобода также характеризовали гуманистов».

Общая черта мировоззрения ранних гуманистов, которая вытекала из свойственного им стремления максимально возродить идеи и дух античной культуры, сохраняя при этом и все главное содержание христианского вероучения, состояла в его паганизации, то есть насыщении античными, «языческими» морально-философскими идеями. Например, Энео Сильвио Пикколомини, один из гуманистов этой эпохи, писал, что «христианство — не что иное, как новое, более полное изложение учения о высшем благе древних» — и, что характерно, Пикколомини станет папой Пием II.

Читайте также:  Основные месторождения полезных ископаемых в восточной европе

Любые рассуждения гуманистов подкреплялись примерами из античной истории. Они любили сравнивать современников с выдающимися «мужами древности» (uomini illustri): флорентийцы предпочитали философов и политиков республиканского Рима, а феодальные круги — полководцев и цезарей. При этом обращение к античности не ощущалось как воскрешение мёртвого — гордое ощущение себя прямыми потомками и продолжателями традиций позволяло гуманистам оставаться самими собой: «полузабытые сокровища искусства и литературы древности выносят с ликованием на свет, как дорогую, долго бывшую утерянной собственность».

Гуманисты никогда не противопоставляли себя религии. При этом, противопоставляя себя схоластическому философствованию, они считали, что возрождают истинную Церковь и веру в Бога, не находя никакого противоречия в сочетании христианства с античной философией.

Микеланджело. «Сотворение Адама» (Сикстинская капелла)

«Восхваляя разум человека, гуманисты видели в разумной человеческой природе образ Божий, то, чем Бог наделил человека, чтобы человек совершенствовал и улучшал свою земную жизнь. Как разумное существо, человек является творцом и именно в этом подобен Богу. Поэтому долг человека — участвовать в мире, а не уходить от него, улучшать мир, а не аскетически отстраненно взирать на него как на нечто ненужное для спасения. Человек и мир прекрасны, ибо созданы Богом, и задача человека — улучшать мир, делая его ещё более прекрасным, в этом человек является соработником Богу». Так, гуманисты полемизируют с написанным папой Иннокентием III сочинением «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческой жизни», где уничижается тело и восхваляется дух, и стремятся реабилитировать телесное начало в человеке (Джаноццо Манетти): Прекрасен весь мир, созданный богом для человека, но вершиной его творения является только человек, тело которого многократно превосходит все другие тела. Как удивительны, например, его руки, эти «живые орудия», способные ко всякой работе! Человек — это разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное (…animal rationale, providum et saga…), он отличается от последнего тем, что если каждое животное способно к какому-то одному занятию, то человек может заниматься любым из них. Духовно-телесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением бога, вместе с тем служит основной моделью, по которой уже древние язычники, а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей. Бог — творец всего сущего, человек же — творец великого и прекрасного царства культуры, материальной и духовной.

Страница из манускрипта латинского автора Лукреция, копия 1483 года

Одновременно, по отношении к клиру гуманисты испытывали более отрицательные эмоции: «ослабление связей гуманистов с церковью, поскольку многие из них жили на доходы, получаемые от их профессиональной деятельности (как и от знатных и богатых людей, не зависящих от церкви), усиливало их неприязнь по отношению к официальной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом. У многих из них такая неприязнь перерастала в резко критическое отношение ко всей системе этой учености, к её теоретическим и философским основам, к авторитарности, вне и без которой эта ученость не могла существовать. Немаловажно также напомнить, что гуманистическое движение началось в Италии в эпоху упадка морально-политического авторитета папства, связанного с событиями его авиньонского пленения (1309—1375), нередкими расколами католической церкви, когда в противовес законным папам появлялись антипапы и когда на церковных соборах оспаривалось верховенство пап в жизни церкви (…) Возрождение этого [классического латинского] языка было формой критики господствовавшей церковно-схоластической учености и религиозной практики, оперировавших „испорченной“, маловыразительной латынью, далекой от древнеримских классических образов». Появляются критические исследования истории католической церкви («О подложности Константинова дара»).

Важным теоретиком и практиком, работавшим на эту тему, был Леон Баттиста Альберти. В основе ранней гуманистической эстетики лежала идея о способности искусства к подражанию, заимствованная из античности. «Подражание натуре» (imitatio, imitazione) — не простое копирование, а творческий акт с сознательным отбором самого совершенного. Введена идея «искусство» (как ремесло) в сопряжение с дарованием, гением (индивидуальная интерпретация художником) — ars et ingenium, как формула эстетической оценки произведения искусства. В обиход входит понятие «сходство» (similitudo) — как прямое подобие, необходимое для портрета.

Письма (эпистолы) являлись одним из самых распространённых жанров творчества гуманистов. Они пользовались письмами не для обмена злободневной и личной информацией, а для общих рассуждений и упражнений в словесности по Цицеронову образцу. Эпистола зачастую посылалась не только адресату, но и его друзьям, которые, в свою очередь, снимали с неё копии, так что в итоге послание расходилось во многих экземплярах. По сути, это было не «письмо», как это понятие толкуют в наши дни, а сочинение особого литературного жанра, в чем-то предвосхищавшее журналистику. Со времен Петрарки письма гуманистов с самого начала предназначались именно для опубликования.

Слогу этих писем была свойственна торжественность и публичность. Как отмечают исследователи, возможно «ни один другой вид источников так выразительно не показывает искусственность, придуманность, стилизованность жизни и общения гуманистов как их эпистолы». Характерны поджанры эпистол:

  • consolatoriae — «утешение»
  • hortatoriae — «воодушевлённое обращение»

Авторы, накопив достаточное количество эпистол, составляли из них сборники, которые включали в прижизненные собрания сочинений. Так поступил, например, Петрарка, с которого все взяли пример. Петрарка перерабатывал и редактировал свои «Письма к близким» задним числом (первые две книги этих «Писем» датированы 1330-40 гг., но на самом деле были написаны заново ок. 1351-40 гг. и перерабатывались и исправлялись до 1366 г.). Некоторые из этих писем даже адресованы давно скончавшимся Цицерону или Сенеке, что позволяло автору высказать свою позицию по различным поводам.

Исторической почвой сложения гуманизма (как и всего Возрождения в целом) стали расцвет городов, экономические и социальные сдвиги, зарождение нового человека и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании.

Гольбейн. «Портрет Эразма Роттердамского»

  • Ранний, т. н. этико-филологический или гражданский гуманизм (Италия), включает рамки от Салютати до Лоренцо Валла и Леона Батиста Альберти (кон. XIV-сер. XV вв.). Возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической образованности в противовес темам и методам средневековой схоластики.
  • С последней трети XV века в Италии гуманистические интересы чуть смещаются в иную сферу (теология, натурфилософия, естествознание). Это означало раскрепощение традиционных сфер культуры, но одновременно привело к утрате определённых особенностей и достижений раннего гуманизма, а также к более сложным взаимодействиям со средневековым наследием (флорентийский неоплатонизм Фичино, неоаристотелизм Помпонацци и проч.).
  • За пределами Италии гуманизм переживает новый взлёт, вступив в тесную связь с конфликтами Реформации XVI века и переплетаясь с проблемами культурного самоопределения европейских наций (северный гуманизм: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Иоганн Рейхлин).

В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма — Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.

Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.

Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне — красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

источник

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Возрождение стало временем ярких человеческих индивидуальностей. Коренные экономические и социальные изменения способствовали появлению нового типа человека – деятельного, одержимого жаждой познания мира. Люди нового времени концентрировали в себе невероятную духов­ную энергию. Любознательные и предприимчивые, отважные и уверенные в своих силах, они утверждали свое право творить собственную судьбу и преобразовывать окружающий мир. Их интересы не ограничивались ка­кой-либо одной областью, а отличались удивительной широтой. Так, создатель бессмертного романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле был бакалавром медицины, замечательным врачом-практиком. Великий реформатор церкви Мартин Лютер, который перевел Библию на немецкий язык, создал современную немецкую прозу и сочинил хорал, ставший гимном немецкой Реформации. Микеланджело был не только скульптором, живописцем и архитектором (подобное сочетание совершенно естественно для Возрождения), но и великим поэтом. Синонимом универсальности человеческого гения стало имя Леонардо да Винчи. Пластические искус­ства и литература, музыка и математика, механика и физика, астроно­мия и анатомия – все это интересовало его пытливый ум.

Энтузиазм первооткрывателей, стремление подняться на высоту, где прежде еще не бывал никто, приводили к результатам исключительным:

  • изобретение Иоганном Гуттенбергом книгопечатания явилось могу­чим средством распространения научных знаний;
  • гелиоцентрическая система Коперника совершила переворот в аст­рономии, нанеся удар по незыблемости религиозных представлений;
  • открытие Колумбом Америки показало истинные масштабы Земли.

Это всего лишь несколько характерных примеров.

Почувствовав себя творцом, хозяином вселенной, поверив в безграничность своих созидательных сил, человек нового времени не желал больше соглашаться с церковным учением о том, что его земной удел – лишь ожидание загробного блаженства. В противовес средневековому аскетизму возникает гуманизм , новое прогрессивное миро­воззрение, утверждавшее значимость земного человеческого бытия.

Термин «гуманизм», созданный наукой XIX века, происходит от латинского humanitas – человечность, человечество. Это слово часто применялось еще Цицероном в значении «высшее образование», «духовная культура». В эпоху Возрождения гуманистами стали называть ученых, занимавшихся не богословскими, а светскими науками, и вооб­ще всех деятелей культуры, принявших новые идеи. Центральная мысль гуманистического мировоззрения – представление о человеке как о самом совершенном творе­нии природы.

Гуманисты прославляют человеческую личность, ее разум и творческие возможности. Их идеалом был человек, свободный от феодаль­но-церковных уз, поэтому важнейшим требованием гуманистов было тре­бование свободы от засилья церкви, от ее господства в экономической, политической и духовной жизни. Вере в авторитет они противопоста­вили силу научного знания и критическое мышление.

Идеальную аналогию своим взглядам на мир и человека гуманисты увидели в античной культуре. Поэтому стержнем гуманизма стало стремление возродить античную традицию. Начинается всеобщее увлечение древностями: собирание старинных рукописей, коллекционирование произведений искусства. Изучаются древние языки, переводятся и изда­ются сочинения античных философов и поэтов. Знание античных авторов приобретает большой общественный вес, становится нормой для ученого, писателя, государственного деятеля.

Первым великим гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374) – гениальный поэт, ученый, мыслитель, страстный поклонник античности, положивший начало ее систематическому изучению. Он блестяще знал классическую латынь, писал на этом классическом языке древности. Другом и учеником Петрарки был писатель-гуманист Джованни Боккаччо (1313-1375). Первый человек в Италии, изучивший древнегре­ческий язык, он способствовал первому полному латинскому переводу Гомера, составил сборник выдержек из античных авторов.

Если во времена Петрарки и Боккаччо гуманизм был уделом немно­гих энтузиастов, то в XV веке он превращается в широкое и мощное течение, оказавшее огромное влияние на всю культуру. Крупнейшими мыслителями-гуманистами этого столетия были Лоренцо Валла , Пико делла Мирандола . Знаменитую «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола можно считать программой Ренессанса. Она была написана для всемирного конгресса всех областей знаний, о котором мечтал этот прославленный итальянец, поражавший всех своими уникальными дарова­ниями. Он знал 22 языка, читал в оригинале и Платона с Аристотелем, и арабские рукописи.

Из Италии гуманистические идеи распространяются по всей Европе, завоевывая умы людей в Германии и Нидерландах, Франции и Англии. Представители разных народов, гуманисты были братьями по духу. Они интересовались поисками и открытиями друг друга, радовались успехам. Нередко в своей повседневной жизни они были близкими друзьями, как, например, Томас Мор, автор знаменитой «Утопии», и Эразм Роттердамский, глава европейских гуманистов первой половины XVI века, написав­ший одну из самых читаемых книг мировой литературы – сатиру «Похва­ла глупости».

Изменившееся отношение к жизни повлекло за собой рождение принципиально новой для всей Западной Европы культуры. Ее сущность опре­деляет жизнерадостное светское начало. Главным пафосом новой культуры стало утверждение красоты и гармонии реального мира. Представления о божественном, о небесных силах уже не трактуются как непос­тижимая пугающая тайна. Библейские сюжеты продолжают вдохновлять художников, но наполняются теперь земным содержанием. Традиционные библейские персонажи воплощают новые представления о нравственном величии человеческой личности. Художники включают в легендарные сце­ны портреты своих знакомых, заказчиков художественных произведений, и даже автопортреты.

Одной из характернейших особенностей новой культуры стало то, что искусство этого времени уже не анонимно: безличное цеховое мас­терство уступило место индивидуальному творчеству. Каждый художник стремится открыть в искусстве своё, индивидуальное, и проявить себя в нем по-своему, неповторимо. Имя и личность мастера теперь пользу­ются авторитетом и общественным весом. В глазах современников раз­витие искусства начинает определять могучая и самобытная творческая личность.

источник

источник
Источники:
  • http://studbooks.net/635945/filosofiya/istoriya_vozniknoveniya_razvitiya_gumanizma
  • http://trojden.com/books/world-history/world-history-7-class-dmitrieva-2007/7
  • http://renesans.ru/articles/10.shtml
  • http://musike.ru/imk/renaissance/humanism
  • http://www.manwb.ru/articles/history/history_of_world/Gumanist