Меню Рубрики

Почему полезно рисовать детям

Польза рисования для детей младшего школьного возраста

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания — приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

  • точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
  • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
  • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.

Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

источник

Рисование – один из методов развития детей. Каждый родитель хоть раз получал в подарок рисунок малыша, и для многих это является предметом гордости. Интересно, что в данном случае важен сам процесс, а не результат. Именно процесс развивает память и внимательность, мелкую моторику и речевой аппарат.

Кроме того, рисование положительно воздействие на психику малыша, делает детей устойчивыми к стрессам и помогает лучше учиться. Поэтому оно обязательно входит в программу детских садов и начальной школы. Кроме того, занятия удобно, легко и интересно проводить дома. Давайте узнаем подробнее, чем полезно рисование для детей.

  1. Рисование развивает мелкую моторику, а именно мелкие и точные движение кистей и пальцев рук. Быстрая и развитая моторика положительно влияет на внимательность и память, зрение и речь, состояние нервных клеток. Занятия формируют координацию между руками и глазами. Также мелкую моторику прекрасно тренирует и развивает лепка;
  2. Формируется красивый почерк, развивается ловкость и скорость реакции. Рисуя конкретный предмет, ребенок вспоминает его, а, значит, стимулирует работу памяти. Рисуя с натуры, он учится определять цвет, фактуру, объем, пропорции и прочие физические свойства;
  3. Регулярные занятия рисованием учат ребенка структурировать и рассчитывать время. Они вырабатывают усидчивость и формируют дисциплинированность;
  4. В творческом процессе рисования ребенок подмечает нюансы, фантазирует и преобразует, ищет решения и варианты развития событий. Это развивает наблюдательность и внимательность, фантазию и воображение, креативность, нестандартное, пространственное и ассоциативное мышление;
  5. Учит ориентироваться в пространстве и развивает глазомер, объясняет, что такое двух- и трехмерные изображения. В дальнейшем ребенку станет легче осваивать физику и математику;
  6. Приобщает к изобразительному искусству и мировой культуре, воспитывает вкус и любовь к эстетике. Ребенок начинает различать мелкие детали и элементы, сравнивать и обобщать, выявлять частное и общее;
  7. Дети учатся заканчивать начатое, выявлять и исправлять ошибки, анализировать. Ребенок ставит перед собой цель и идет к результату. При необходимости можно нарисовать заново уже с учетом опыта и предыдущего опыта, при этом работа пойдет легче и быстрее, а результат порадует даже больше чем, если бы первый рисунок получился сразу.

Польза рисования для детей выявляется и в психологической, эмоциональной сфере. Творчество помогает побороться со стрессом и переживаниями, помогает отпустить негатив и отвлечься. Занятия успокаивают ребенка и нормализуют психологическое состояние и дает эмоциональную устойчивость, что особенно полезно для нервных и капризных малышей.

Рисование поднимает настроение и нравится детям. Оно может увлечь малыша надолго, тем самым давая взрослым свободное время. А совместное рисование поможет наладить контакт с ребенком и узнать друг друга ближе. Это создаст комфортную атмосферу и доверительные отношения. Кроме того, вы весело и интересно проведете время.

Творчество, в том числе и рисование – прекрасный способ рассказать и заявить о себе. Через рисунки можно понять желания и потребности, проблемы и страхи, текущее эмоциональное состояние ребенка. Не зря психологи просят нарисовать что-либо, например, дом, дерево, семью, человека, несуществующее животное и так далее.

По рисунку и взрослого, и ребенка можно многое рассказать о человеке. Чем он любит заниматься, в какой семье он живет и воспитывается или воспитывался, какие проблемы его волнуют. Определить его пол и примерный возраст, характер и темперамент, семейный статус и положение в обществе.

Рисование помогает осознать ребенку себя, как личность, как человека, который творит и создает. Это повышает самооценку. Интересно, что мальчики и девочки рисуют по-разному. Девочки мыслят образно, здесь развиты эмоции и воображение. Поэтому они уделяют внимание мелочам и деталям, тщательно прорисовывают персонажей, декор, лица людей и так далее.

Для мальчиков же характерно схематическое рисование и буквальное восприятие символов, логичность и стремление к анализированию. На рисунках вы найдете больше технических деталей и архитектуры, но меньше декора или лиц.

Чем раньше малыш возьмет в руки карандаши, фломастеры или краски и начнет рисовать, тем лучше. Рисовать смело можно даже с малышом до года. Для маленького ребенка берем бумагу большого размера, так как на маленьком листке крохе рисовать трудно. Подходящим решением станут старые и ненужные обои.

В этих целях организуйте творческий уголок. Выделите в детской комнате место, где разместите старые или ненужные обои, которые можно разрисовывать. Здесь также можно разместить меловую или маркерную доску, на которой рисуют цветными мелками или фломастерами.

Мел, фломастеры, краски и другие предметы творчества удобно хранить в организаторах, банках или ведерках, которые также развешиваем или расставляем в творческом уголке. Важно надежно зафиксировать емкости, чтобы они не падали или не переворачивались, и содержимое не вываливалось. Еще больше идей для хранения детских игрушек вы найдете здесь.

Если у вас нет возможности оформить творческий уголок, возьмите ватман, старые или специальные обои и разложите на полу. А для маленьких детишек подойдут пальчиковые краски. Для детей постарше можно приобрести специальные обои для рисования с готовыми контурами, которые нужно обводить, дорисовывать и прорисовывать. После двух-трех лет можно предлагать ребенку раскраски.

Даже если ребенок не хочет быть художником или связать жизнь с изобразительным искусством, в процессе он приобретет важные и полезные навыки, которые пригодятся в школе и во взрослой жизни. Такое творчество положительно влияет на физиологическое развитие и психологическое состояние. Поэтому эксперты советуют обязательно поощрять детское стремление и желание рисовать.

Чтобы не отбить у малыша желание рисовать, а, наоборот, поддержать интерес к творчеству, всегда хвалите полученный результат. В процессе поддерживайте кроху и при необходимости подсказывайте. Обязательно проявляйте интерес, спрашивайте, почему он выбрал такой цвет, что он нарисовал, посвящен ли этот рисунок кому-нибудь и так далее.

Не ругайте кроху, если у него что-то не получается. В этом случае помогите малышу или начните рисунок заново. Если вы видите ошибку, укажите и подскажите, как исправить, как смотрелось бы лучше.

Ни в коем случае не смейтесь над рисунком и не критикуйте ребенка! Развешивайте рисунки на стене или складывайте в специальную папку. Это поможет отмечать творческие находки и умения ребенка, заметить положительную динамику. Хвалите малыша и говорите, что каждый новый рисунок получается лучше предыдущего.

Не заставляйте кроху заниматься насильно. Он сам должен приходит к творчеству и рисовать по собственному желанию и вдохновению. Если он не хочет рисовать, предложите малышу другие развивающие занятия. Можно лепить, читать, вырезать и клеить поделки, учить алфавит и цифры, учиться писать и считать, собирать конструкторы или мозаики и так далее. Но подбирайте занятия по возрасту ребенка.

А научиться рисовать и раскрашивать помогут развивающие тетради Kumon. Данная серия предназначена для деток 2-5 лет. Кроме того, методика помогает освоить все необходимые навыки для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Подробнее о тетрадях Кумон читайте по ссылке https://vskormi.ru/children/tetradi-kumon/.

источник

Зачем ребенку рисование и почему важно сосредоточиться на этом увлечении? Наверняка многие родители задаются этими вопросами. Мы постараемся дать ответы на них в материале ниже. А также расскажем вам о средствах рисования и изотерапии.

Рисование – одно из самых первых проявлений личности человека. Взрослому может показаться, что в первых «каляках-маляках» малыша нет смысла, на самом же деле, первые рисунки указывают на развитие и работоспособность мозга ребенка. Маленький человек, еще не владеющий мелкой моторикой, при помощи рисования учится видеть связь между движениями рук и полученным результатом. Вот он рисует линии и закорючки в хаотичном порядке, через некоторое время он уже может рисовать их более упорядоченно, формируя определенный сюжет. Став еще старше, он научится при помощи детского рисунка и цветопередачи выражать собственные эмоции.

Маленький человек постоянно видит что-то новое для себя, узнает что-то интересное. При помощи рисования он может сформировать, упорядочить эти знания, дать им определенную оценку через цветопередачу, форму, размер изображения.
Исследователь детского творчества Л. С. Выготский выделяет несколько ступеней эволюции детского рисунка:

Чем выше ребенок поднимается по этим ступеням, тем больше в рисовании подключается логических мозговых процессов. Ведь для того, чтобы изобразить какой-то предмет, сначала его нужно рассмотреть или придумать, запомнить форму цвет, пропорции, проанализировать, суметь свести увиденные элементы в единое целое.

Уроки изобразительного искусства преподаются в школе, но многие родители водят своих детей в секции ИЗО еще в дошкольном возрасте. Можно удивиться этому факту, ведь зачем так напрягаться, если порисовать можно и дома. Уж лучше на занятиях с педагогом уделить внимание чему-то более «серьезному». На самом деле, профессиональные занятия ИЗО будут продуктивны не только для будущих художников.

Чтобы лучше понимать, зачем ребенку рисование, сформулируем четко задачи, которые оно ставит перед собой:

  • Правильная постановка руки. Правильно поставленная рука с раннего возраста рука положительно влияет на формирование почерка в будущем. Вы сами можете убедиться в том, что люди, которые в детстве много рисовали, как правило, красиво и разборчиво пишут.
  • Развитие детской моторики, напрямую влияющей на речь человека.
  • Тренировка памяти. Часто детей преподаватель рисования просит нарисовать что-либо по памяти, например, любимую игрушку или картинку, которую он показывает в течение нескольких минут и убирает из поля зрения.
  • Развитие усидчивости на уроке, собранности.
  • Проявление индивидуальности ребенка.
  • Обучение азам геометрии и цветоопределению. На уроках рисования ребенок может научиться передаче величин предметов, их пропорциональности. Дети постарше смогут определять и передавать полутона, тени.
  • Развитие интереса к творчеству как таковому. Во время занятий рисованием у ребенка активно работает правое полушарие мозга, отвечающее за творческое мышление. Отсюда постепенно сформируется любовь к чтению и другим интеллектуальным занятиям, которые позволят вашему малышу стать разносторонним человеком.

Чтобы заниматься в дошкольном возрасте на уроках рисования у профессиональных педагогов, ребенок изначально не должен обладать вообще никаким художественным талантом. Главное, чтобы ему самому это процесс нравился и был интересен. Родители должны понимать, что ребенок, посещая уроки рисования, необязательно станет маленьким Ван Гогом или Айвазовским. В дошкольном и младшем школьном возрасте не столько важны конечные детские рисунки, сколько решение вышеперечисленных задач.

Полезный досуг: все и немного больше о поделках с детьми Развитие творческой стороны личности помогает ребенку реализовывать свой потенциал, трениров .

Рисовать любят многие дети, и многие делают это очень хорошо для своего возраста. Но часто родители преувеличивают способности своего любимого чада, принимая действительно красивые, но вполне обычные рисунки, за проявление исключительного таланта. Важно понять, что дети предпочитают самовыражаться именно через рисунок, так как еще не умеют делать это по-другому. Но вот в художественной школе детям рисовать придется «по указке», то есть потребуется выполнять определенные задания по программе обучения, что может отбить охоту от этого занятия. Обучение в профессиональной художественной школе требует старательности, упорства, трудолюбия. К тому же ее посещение придется совмещать с общеобразовательной школой, что несет за собой дополнительные нагрузки. Поэтому не спешите отдавать свое чадо в профессиональную школу, пока не убедитесь, что это именно то, что ему нужно.

Читайте также:  Овощи и фрукты полезные продукты беседа

Как же распознать истинный талант от простого кратковременного интереса к занятию? Для начала можно попробовать следующий тест: дайте ребенку два одинаковых черно-белых рисунка противоположных значений и попросите раскрасить их. Например, портреты злого и доброго человека. Если юный художник смог при помощи цвета передать настроение изображения, притом сделал это осознанно и сможет объяснить выбор тех или иных оттенков, то, возможно, талант имеет место быть. Если же он просто раскрасил картинки без упора на определенную цветопередачу, то рисование, скорее, является просто интересным занятием.

Инструментов для рисования очень много. Какие-то из них просты в применении, а какими-то придется учиться управлять. Поговорим об инструментах, которыми детям можно рисовать:

  1. Пальчиковые краски. Этот материал придется по нраву самым маленьким, так как не нужно напрягать руку, беря кисть или карандаш. Да и шире простор для шалостей. Пальчиковые краски для детей изготавливаются на основе безопасных материалов, они густые, не проливаются и имеют приятную фактуру. Редко можно встретить малышей, которые откажутся от рисования ручками.
  2. Карандаши. Это привычный детский инструмент для рисования, который не пачкает одежду, кожу рук и т.п. При выборе карандашей для ребенка лучше отдать предпочтение изделиям треугольной формы, так как именно их удобнее всего держать в руке.
  3. Фломастеры. Помимо цветового разнообразия, фломастеры выпускаются и с разной толщиной рисующего элемента. Тонкие – для контуров, толстые – для раскрашивания.
  4. Трубки с красками blow-pen. Если в такую трубку дунуть, направив ее на бумагу, то останется след в виде точки. Если дуть и вместе с этим водить над холстом, то будут получаться рисунки. Интересное средство для рисования, при помощи которого тренируется дыхательная система.
  5. Песок. Рисование песком сейчас популярно до такой степени, что открываются специализированные школы именно по этому виду творчества. В них детям дают рисовать песком по подсвеченному стеклу. При помощи такой техники создаются целые шедевры.
  6. Крупы. Из круп можно рисовать интересные объемные картины. Для основания используют плотный картон, который обильно промазывается клеем, а сверху насыпается материал в виде определенного изображения. При такой технике можно использовать разные крупы, но лучше всего ложится манка, которую после высыхания клея можно раскрасить красками.
  7. Краски. Для детского творчества лучше всего брать акварель или гуашь, а юными «профессиональным» художникам наверняка понравится работать с маслом.
  8. Пластилин. Рисование пластилином активно используется в детских садах. Такая техника развивает мелкую моторику и является очень полезной для подготовки рук ребенка к письменным занятиям.

Если вы позволите детям рисовать еще неизвестными для них материалами, то вызовите у них восторг и интерес.

Творческой личностью становятся тогда, когда развиваются все задатки с самого детства. Не нужно думать, что если ребенок родился с талантами или прете .

Различные виды искусства в современное время активно используются в коррекционных и лечебно-профилактических целях. Такое явление носит название «арт-терапия». Она является одной из форм психотерапевтического лечения и применяется для диагностики эмоционального состояния ребенка, а также лечения с помощью искусства. Одним из отделений арт-терапии является изотерапия, считающаяся наиболее изученным и часто применяющимся видом такого лечения.

Зачем ребенку рисование в качестве лечения? Этот метод психологической коррекции строится на основе аналитического мировоззрения Юнга и Фрейда. Он помогает человеку, в частности ребенку, освободиться от отрицательных эмоций, снять нервное напряжение, избавиться от страхов и выяснить их первопричину. Ребенок при помощи психотерапевта сможет воссоздать конфликтную ситуацию, проиграть ее удобным для психики способом, осознать. При помощи рисования детьми психотерапевт может даже выявлять у пациентов трудновербализуемые проблемы и переживания, раскрывать те чувства, о которых они даже не подозревают. Школьнику изотерапия помогает в повышении самооценки, снятии зажатости и неуравновешенности, агрессивного поведения. Она позволит ему справиться с ревностью и чувством одиночества.

На занятиях используются все виды материалов для рисования: краски, карандаши, мелки и т.д. Заниматься изотерапией необходимо со специалистом этого дела. Преподаватель, опираясь на детский рисунок, сможет классифицировать психологическое и эмоциональное состояние юного пациента, составит индивидуальную программу лечения.

Надеемся, что вы нашли в материале ответы на вопрос о том, зачем ребенку рисование, и будете больше времени и внимания уделять именно этому занятию.

источник

Хочу немного поговорить о необходимости рисования для детей. Да, именно необходимости 🙂 как одном из факторов творческого развития и развития образного мышления. Почему-то распространено мнение, что детское рисование обязательно должно привести к профессии художника. И если ребенок не научится рисовать академические рисунки в жанре советского реализма (чтоб родителям было «похоже»), то нечего и браться. Во-первых, представление о творчестве и его необходимости для ребенка очень сильно отличаются от этого стереотипа. Во-вторых, каждый человек от рождения обладает способностью к творчеству- абсолютно КАЖДЫЙ. Просто у тех взрослых, которые утверждают, что у них «нет никаких талантов» эти способности успешно заглушило окружение или же они сделали это самостоятельно. У кого-то меньше способностей, у кого-то больше — но они есть у всех. Бывает и так, что человек с малыми возможностями «выжимает» из своих ресурсов максимум и достигает гораздо больше того, который от природы уникально одарен разными талантами, но все их «закопал».
Итак, к творчеству есть склонность абсолютно у всех детей. И все дети пытаются как-то рисовать — я любые каляки и черточки называю «рисовать», а не только академический рисунок. Но далеко не все с этого одинакового старта потом доходят до умения генерировать образы и выражать через образы себя и свое отношение к миру. Очень большой процент именно из-за стереотипа, что творчество это обязательно писать маслом пейзаж на холсте или играть на скрипке в филармонии. Но ведь это не цель, цель — развитие креативности. Творческое мышление очень помогает быть вариативным везде — не только на работе, но и в семейной жизни, воспитании детей, в любой сфере!
Также большой процент людей оставляет всякие попытки занятия творчеством только по одной грустной причине — не видя поддержки. Многие родители считают, что для того, чтобы дети занимались рисованием, родители сами должны быть как минимум художниками. Но это совсем не так. Я не говорю, что все обязаны любить именно рисовать. Возможно, мама самозабвенно вяжет, или занимается органической химией, или увлекается французской литературой, или учит греческий, или бегает на роликах. Главное, чтобы у нее был способ самовыражения и какое-то любимое дело.

Есть несколько «уровней сложности» поддержки детского рисования:
1. просто не мешать 🙂
каждый ребенок в раннем детстве пытается как-то калякать. ему нужно просто не запрещать этого, а давать материалы и позитивно реагировать на его «непохожее» творчество. и ему совсем не нужно для этого видеть «рисующую маму» — для ребенка это естественное дело, его не нужно этому специально «учить», он просто экспериментирует.

2. поощрять зарисовывать впечатления.
«Смотри, какой сильный дождь пошел! Хочешь его нарисовать?» — для этого опять же необязательно сидеть рисовать самим и вообще уметь это делать.

3. поощрять творчество для других.
«скоро у бабушки день рожденья. Можешь нарисовать ей рисунок?» — это также можно делать без всяких собственных творческих занятий.

4. давать ребенку идеи — мастер-классы из интернета, из журналов, и т.п. для этого достаточно ее просто озвучить, а не исполнять самому.

5. заниматься вместе, делать совместные проекты — вот тут нужно участие родителей, но еще НЕ НУЖНЫ собственные творческие способности. достаточно попробовать побыть на позиции ребенка и тоже «поиграть в краски». сделать вместе кляксы, смешивание цветов, отпечатки ладошек — можно не быть художником для этого.

6. заниматься вместе, обучая ребенка — вот только здесь, на последнем «уровне сложности», от родителя требуются собственные «умения рисовать». но почему многие хотят видеть только этот уровень, и не хотят видеть остальные пять? а ведь они оказывают не меньшую поддержку! более того, без собственных экспериментов ребенка это обучение будет не творчеством, а передачей готовых шаблонов. Но самая хорошая новость для тех, кто «не умеет рисовать» — этот последний пункт поддержки творчества ребенка вовсе необязатален! Вот как раз всяким техникам и приемам ребенок может научиться у кого угодно и где угодно, если у него софрмированы потребности к творчеству, а уж это идет из семьи.

Важно, чтобы творчество оставляло ребенку свободу — придумывать самому, искать новые материалы и средства, экспериментировать. А не было обязаловкой «по программе» — ребенок должен нарисовать каждый день три картинки, иначе он не развивается! Может быть, он несколько месяцев не будет трогать краски. Может быть, он любит не общепринятые художественные средства (мелки-карандаши-краски), а «свои» — песок, палочки, что угодно. Главное, чтобы он сам придумывал свои образы, а не получал от мамы готовые или раскрашивал раскраски.

Получаю комментарии, что «ребенок не рисует, потому что я не люблю рисовать, и не считаю нужным заниматься нелюбимым делом». Я согласна, что ничего нельзя делать через силу с отвращением, тем более — для ребенка. Но здесь очень большой вопрос — ВСЁ ЛИ в жизни нам возможно делать совершенно без усилий? Или где-то, в другой сфере, не для ребенка, мы умеем прикладывать усилия, а для него — нет? Простой пример: мама-интроверт, и у нее в семье не было принято делиться своими переживаниями, она не привыкла рассказывать родителям и в семье о себе. И она не говорит «по душам» со своим ребенком — ведь это ей тяжело, зачем же прикладывать усилия, насиловать себя? Но вот наступает подростковый возраст, и маме хочется узнавать все от ребенка, а не учителей или от инспектора по делам несовершеннолетних, например. Но откуда ребенок вдруг начнет делиться своим сокровенным, если мама его никогда не открывалась сама? ПОэтому, когда не хочется прикладывать усилия, нужно задать себе вопрос: что лучше — посидеть тихо в своей зоне комфорта, или сделать усилие над собой, потому что результат все-таки стоит того? И невозможно лелеять свои неразрешенные детские комплексы, и при этом пытаться воспитать свободную целостную гармоничную личность! Ребенок прежде всего принимает то, что у нас внутри, у него есть глубинные невидимые связи с родителями. Это выше, чем «правильные» занятия с учителями, куда его отдают «развиваться».

Часто получаю комментарии и письма вроде такого: «у меня в школе тройка была по рисованию, я ничего не умею», «у меня еще в школе отбили всякую охоту к любому творчеству». Почему взрослые люди представляют, как будто из школы выходит навсегда сформированный и никогда не меняющийся человек? А что, если освоить новое умение в 30 лет? А получить новое хобби в 35? Познакомиться заново с красками в 40? Научиться плавать в 45? Главное — ваше желание. Не нужно оправдывать свою позицию тем, что . дцать лет назад произошло в садике или школе. Вы-то уже не в садике 🙂 можете что-то делать самостоятельно? Творческое мышление просто украшает личность, открывает новые грани жизни, наполняет ее! ПОэтому — всех приглашаю разбивать давно построенные стены вокруг своих творческих способностей и выпускать их на свободу!

источник

источник

Детское творчество начинается с простых и доступных занятий — рисования и лепки. Психологи отмечают необыкновенную важность этих занятий для интеллектуального и физического развития ребенка. Замечательным их качеством является то, что они приятны и интересны детям, их не надо заставлять и уговаривать взять в руки карандаши и краски.

Рисование — это первое творческое занятие, которым с удовольствием занимаются практически все дети. Еще не умеющие самостоятельно ходить малыши водят пальчиками по полу или по тарелке с кашей, изображая какие-то каракули. Крохи рисуют чем угодно и где угодно: карандашами и красками на бумаге, мелками на стене и асфальте, палочкой на песке.

Сначала детские рисунки представляют собой непонятные линии и каракули, впоследствии они становятся более осмысленными и понятными взрослым.

Родители обычно с одобрением относятся к этому детскому занятию и легко мирятся с испачканными столами, руками и предметами одежды. Совместное рисование взрослых и детей может стать интересным занятием, увлекательным для всех участников.

Рисование является не только развлечением, но и необходимым занятием для развития детского организма, мыслительных и речевых способностей малыша. Пользу рисования можно свести к следующим моментам:

  • развитие мелкой моторики, координации движений, подготовка к письму;
  • развитие воображения, образного мышления, памяти;
  • обучение анализу внешнего вида предметов, сравнению их между собой;
  • понимание важности размеров предметов и их правильному соотношению;
  • знакомство с многообразием цветов и оттенков;
  • возможность самовыражения ребенка, проявление эмоций, отражение впечатлений;
  • интерес к окружающему миру, развитие наблюдательности, понимание важности мелких деталей предметов.

А еще рисование и лепка способствуют развитию таких качеств как усидчивость и самодисциплинированность.

Специалисты по детскому развитию расходятся во мнениях, надо ли учить детей правилам рисования, или оно должно быть процессом самовыражения. В любом случае, ребенку не повредит узнать, как держать карандаш, какие бывают цвета, как смешивать краски.

Рисовать ребенок может начать в самом раннем возрасте, как только сможет уверенно сидеть. Для первых занятий лучше приобрести пальчиковые краски так, как слабые детские ручки не смогут пока удержать карандаш. Малыша надо удобно устроить на детском стульчике и приготовиться к тому, что все окружающее будет испачкано.

Ребенка нельзя оставлять одного, потому что первым делом он попробует краску на вкус. Иногда родители изобретают краски собственного изготовления: из натуральных соков и крахмала. Ее попадание в рот не принесет вреда, но крохе все равно надо запретить ее есть, чтобы это не стало опасной привычкой.

Малышей до года можно учить рисовать более чистым методом — с помощью воскового мелка. Давать ребенку надо маленький кусочек, его придется держать тремя пальчиками, а это будет полезно для подготовки руки к письму. Мелком малыш сможет проводить линии, повторяя движения за мамой.

После года ребенок уже может удерживать в руке карандаши и фломастеры. Для рисования надо подготовить большие листы бумаги, можно остатки обоев. Ребенок в этом возрасте рисует размашисто, не чувствует границ листа, если предложить ему обычный лист, он легко продолжит рисунок на столе.

Читайте также:  Клиторный оргазм полезен ли

Постепенно размеры бумаги будут уменьшаться, малыш научится контролировать движения, управлять кистью руки и пальчиками. Вначале ребенок зажимает карандаш в кулачке, поэтому родители должны приучать его к правильному положению карандаша, готовя руку к письму.

Акварельные краски можно давать ребенку в возрасте 2-3 лет. Первые попытки будут мало похожи на рисунки, скорее это будут разноцветные пятна, смысл которых понятен только самому ребенку. Маленькие дети еще не различают промежуточных цветов и при рисовании выбирают контрастные цвета. Но малышам очень интересно смешивать цвета, окуная кисточку во все баночки сразу.

Они могут рисовать не только традиционными инструментами: карандашами, красками, мелками, но и новыми средствами: песком, крупами, специальными трубками, штампиками, мягким пластилином. Все они благотворно влияют на развитие мышц руки и тактильных ощущений.

Пластилин всегда входил в список лучших подарков для детей. Самым маленьким давать его не надо, так как они сразу потянут его в рот. А вот, начиная с двухлетнего возраста, интерес ребенка к лепке следует всячески стимулировать. Лепка способствует развитию ребенка в нескольких направлениях.

  • В первую очередь, это мелкая моторика, возможность выполнять точные и скоординированные движения, обучение управлению кистью руки и пальчиками.
  • При разминании пластилина массируются активные точки на пальцах и ладошках, связанные с областью мозга, отвечающего за интеллект.
  • Ребенок придумывает форму фигурок, воспроизводит знакомые образы, развивая воображение и память.
  • Занятия лепкой успокаивающе действуют на ребенка, и могут иметь терапевтический эффект для гиперактивных детей.

И просто лепка — это творческий, интересный процесс, дающий возможность малышу проявить свою индивидуальность.

Ребенка надо постепенно знакомить с материалом для лепки, учить отщипывать кусочки, разминать их, катать колбаски и шарики, создавать фигурки.
Вместо пластилина можно использовать тесто для лепки. Особенно для тех детей, кто на протяжении долгого времени тянет все в рот. Соленое тесто для лепки невкусно. В нем слишком много соли. Поэтому дети из него только лепят. Оно так же, как и пластилин, бывает нескольких цветов. Еще в продаже можно встретить тесто для лепки с ароматами, с блестками.
Дома самим можно легко сделать соленое тесто из муки, воды и соли. Если добавить акварельные или гуашевые краски, то оно будет цветным.

Из теста для лепки с помощью пластмассовых формочек можно вырезать разные фигурки, потом наклеить их на картон или плотную бумагу. Таким способом делают целые картины по мотивам детских сказок и стихов.

Есть замечательное свойство у соленого теста — оно застывает и сохраняет форму. Предметы, куклы, фигурки из теста можно высушить просто на подоконнике и оставить на память.

Все новые знания и умения по рисованию и лепке идут на пользу ребенку. Родители должны стимулировать и поощрять все творческие занятия, не оценивая и не критикуя получившийся результат.

Полезно давать детям новые темы и идеи для рисования и лепки, подсказывать, как сделать работу лучше. Обязательно нужно хвалить все произведения и рисунки, сравнивая только с его предыдущим результатом. Поддержка со стороны родителей будет вдохновлять малыша на новые творческие успехи.

источник

Не каждый становится художником, но рисовать пробуют все, особенно в детстве. Интересно, что дети хотят и любят рисовать. Рисование — это самые любимые уроки! И это не случайно.

Для развития ребенка важна хорошая моторика рук — рисование в этом деле приносит большую пользу. Движения пальцев стимулируют речевую деятельность. Дети, рано взявшие в руки карандаши и краски, быстрее начинают говорить. Во время творчества включаются двигательные, зрительные и осязательные анализаторы мозга, малыш учится думать, сравнивать и фантазировать.

Рисование неимоверно расслабляет и отвлекает детей от напряжений и стрессов. Они погружаются в новый, сказочный и безграничный мир искусства. Первые уроки можно начинать, когда маленький человечек научился сидеть. Дайте ему в руки карандаш , и вы увидите удивительные абстракции из первых линий и штрихов, которые потом навсегда сохранятся в вашем семейном архиве.

  • Приготовьте пальчиковые краски, для малышей их делают безвредными и экологически чистыми. Не страшно, если ребенок попробует на вкус свою первую палитру. Начать можно с четырех цветов.
  • Бумагу возьмите плотную и большого размера. Альбомного листа мало — скорее всего вы увидите продолжение рисунка на столе и стенах.
  • Приготовьтесь к измазанной одежде. Не ругайте малыша, дайте свободу творчеству.
  • Хвалите за каждую попытку, пытайтесь угадывать, что он изобразил.
  • Рисовать можно где угодно. Если ребенку трудно усидеть за столом, пусть занятия рисованием переместятся на пол. Главное, чтобы было мягко и тепло.
  • Иногда детям полезно, что рядом рисовал взрослый. Наблюдение за процессом — отличный урок для ребенка.

Заниматься творческим развитием ребенка через рисование можно пару раз в неделю, лучше до обеда. Следите за настроением малыша, не принуждайте. Как только он отталкивает или бросает краски и карандаши, прекращайте уроки. Занятия, начатые в годовалом возрасте, открывают скрытые способности человека. Не упустите это время. Курсы рисования для детей — вам в помощь.

  • Становление ассоциативно-образного мышления, обогащение внутреннего мира.
  • Развитие мелкой моторики, а следом — речи.
  • Мотивация, понимание, что для получения результата необходимы усилия.
  • Развитие концентрации и сосредоточенности

Родители недооценивают пользу рисования. Почему? Потому что:

  • ничто так не отвлекает от проблем насущных, не расслабляет и не поднимает настроение, как бумага и краски
  • вы сможете вместе с вашим ребенком расслабиться и зарядиться энергией
  • дети получат первые уроки рисования от мамы/папы
  • кроме развития творческого воображения рисование тренирует память и повышает внимание

Для получения удовольствия от рисования талант не нужен. Увидеть красоту в стакане воды может не каждый, но тот, кто рисует, замечает удивительное в любом предмете.

Вы отдыхаете и в то же время стимулируете мозговую деятельность, заряжаетесь позитивом. Живость ума не дает стареть. А еще можно почувствовать себя ребенком хоть на мгновение, когда делаешь, что хочется, а не то, что необходимо. Заодно в процессе рисования измазать себя и дитё красками и устроить потом совместную постирушку. Вау! Это круто!

Психологи считают арт-терапию (рисуем что хотим) лучшим средством избавления от стресса и информационной перегрузки. Достаточно нарисовать проблему (рисовать можно в любой свободный промежуток времени, для этого есть специальная техник рисования — скетч), а потом на бумаге попробовать изменить изображение.

Человек таким образом находит выход из сложных ситуаций. Каждый офисный работник посреди рабочего дня отрывается от документов и компьютера, и начинает хаотично водить ручкой или карандашом по листочку бумаги (т.е. рисовать). Так мы снимаем стрессы.

Учите детей рисовать, рисуйте сами! Не лишайте себя приятных моментов легкости бытия.

ЗЫ. Если ребенку нравиться рисование, приводите его в нашу художественную школу, мы научим его разным техникам рисования, покажем ему удивительный мир красок, а вдруг это его призвание и именно ваш ребенок станет известным художником?

. и не забудьте прийти сами!

Напоминаем адрес: Москва, метро Павелецкая, Шлюзовая наб., 2/1

источник

ДЛЯ ЧЕГО РЕБЕНКУ РИСОВАТЬ?

Первое – и самое главное – для радости и удовольствия. Рисовать любят все без исключения дети.

Если говорить о самых маленьких, то для ребенка телесные ощущения – это основной канал для знакомства с миром. Да, ребенок видит и слышит, но в первые годы он, в основном, знакомится с миром через тело и вкус. Не зря дети все тянут в рот и стремятся взять в руки. Рисование пальчиковыми красками становится для ребенка очень гармоничным продолжением знакомства с миром.

В полтора года ребенок еще очень мал и не способен держать кисточку, но замечательно способен попадать пальчиками в нужные места на листе бумаги.

Детки такого возраста посещают занятия вместе с мамой, и очень интересно бывает наблюдать за тем, как мамы постепенно вовлекаются в процесс совместного с ребенком творчества и также начинают получать огромное удовольствие.

Когда ребенок становится чуть старше, ближе к трем годам, можно дать ему в руки кисточку. В этот период детям очень нравится смешивать краски и рисовать на листе цветовые пятна. Это нормальный этап в развитии ребенка. Не нужно стремиться обязательно и срочно переключать его на рисование каких-то простых форм и узнаваемых объектов. Ребенку нужно насладиться этим процессом в полной мере.

Начиная с самого рождения, развивается эмоциональная сфера ребенка. Переживаемые им эмоции постепенно усложняются и приобретают оттенки. Но, ребенок еще не говорит, он плохо распознает свои чувства, и у него пока нет слов, чтобы назвать то, что он переживает. Постепенно развивается речь, ребенок учится называть свои чувства, но у него по-прежнему не наработаны способы для их выражения. Управлять своими состояниями, такими как сильный гнев, обида, огорчение, страх и даже бурная радость ребенок еще не умеет.

Представьте, например, двухлетнюю девочку, которая целый день ждала с работы маму, испытывая страх, что, может быть, мама и вообще не вернется. И вот мама, наконец, приходит… Мы с Вами без труда понимаем, что девочка очень рада тому, что мама дома, но она и очень злится на нее за то, что ее так долго не было. Но, для ребенка осмыслить такой «эмоциональный коктейль» просто невозможно, а способом его выражения может стать истерика.

Рисование красками дает возможность ребенку выплеснуть свое эмоциональное состояние и гармонизировать его. В более позднем возрасте (6-7 лет), дети способны выражать свои эмоции уже не только бессознательно через цвет, но и сознательно используя определенные сюжеты.

Когда речь идет о рисовании, нельзя не упомянуть о мелкой моторике. Пожалуй, рисование – лучший способ для ее развития. Как известно, развитие головного мозга очень тесно связано с развитием руки. Поэтому, развивая мелкую моторику ребенка, мы, вне всякого сомнения, способствуем активизации развития головного мозга. Для особо практичных родителей хочется сказать, что рисование отлично готовит руку ребенка к письму.

Очень дружат между собой рисование и развитие внимания. Развивается концентрация, поскольку ребенок с каждым занятием все дольше и дольше способен заниматься своей картиной не отвлекаясь. Развивается способность к переключению внимания, поскольку нужно смотреть на образец и возвращаться к своей картине, потом снова – на образец, и так далее.

Занятия рисованием способствуют формированию и развитию волевой сферы ребенка. Таких качеств как усидчивость, терпение, умение заканчивать начатое дело, аккуратность. Аккуратность? Многие родители удивятся, потому что фартучек ребенка разноцветный уже после первого занятия, а сам ребенок разноцветный – после каждого. Это так, все художники – и маленькие, и большие – всегда в краске. Но, ребенок учится аккуратности в своих картинах, старается закрашивать, попадая в карандашные линии, не брызгать на свою картину грязной водой, учится бережно и аккуратно обращаться со своими красками и кисточками.

Детки эмоциональны, и когда они увлечены процессом, то часто забывают мыть кисточку и лезут, например, черной кисточкой в чистейший желтый цвет. А сами кисточки просто ставят в стакан с водой, от чего те загибаются и становятся неудобными для рисования. У родителей часто возникает соблазн – самим положить немного красок на палитру, чтобы в баночках краска осталась чистой. Практично, но с точки зрения развития ребенка – неправильно. Ребенок, сам открывая и накладывая краски, учится самостоятельности и ответственности. С этой точки зрения также полезнее, чтобы у ребенка было все свое, личное: свои краски, кисти, палитра.

И в заключение, хочется сказать, что, безусловно, рисование развивает творческие способности малыша, чувство прекрасного, будит его фантазию, раскрывает его индивидуальность.

То, что заложено в детстве – остается с человеком на всю жизнь в качестве его ресурса. И не важно, станет ли это профессией (архитектор, дизайнер, модельер), просто способом творчески справляться с жизненными стрессами, умением со вкусом одеваться или способностью в дальнейшем с увлечением рисовать уже со своими детьми 🙂

источник

А вы замечали, что нет ни одного маленького ребенка, не любящего рисовать?

Сначала это пятна пальчиковых красок, потом каракули на обоях, затем рисунок в подарок бабушке, на котором все члены семьи на тоненьких ножках стоят в ряд – все проходят через это.

Другое дело, что мы, взрослые, не придаем этому значения. Вот если бы у ребенка обнаружились способности, тогда отдали бы его заниматься в студию, а так это просто занятие от нечего делать.

На самом деле рисование нужно детям, как воздух. И желательно их в этом определенным образом поддерживать. В нашей статье расскажем, что рисование дает ребенку.

Вот с этим никто не спорит – рисовать полезно для мелкой моторики. Ближе к году ребенок замечает удивительную вещь – связь между действием и результатом, движением карандаша и появлением пятен на бумаге. Благодаря этому тренируется координация движений руки и взгляда.

Любая творческая деятельность благоприятно влияет на формирование когнитивных функций – памяти, внимания, восприятия, мышления и их соотношение между собой. И в итоге – на интеллект.

С возрастом малыш всё дольше может заниматься рисунком, так тренируется произвольное внимание. Сосредоточиваясь на изображаемом предмете, он развивает зрительную память, восприятие. А за ними хвостиком следуют речь, воображение и другие психические функции.

Так как в детстве восприятие окружающего представляет собой некую мозаику, оторванные друг от друга кусочки реальности, то изобразительное искусство помогает упорядочить представления о жизни за счет совершенствования когнитивный процессов.

В самом раннем возрасте рисование нужно детям, чтобы осознать свое существование в реальном мире. Это даже не рисование – это оставление своего следа. Я оставляю следы – следовательно, я существую.

Чем больше следов – на мебели, обоях, в книжках – тем весомее «Я» ребенка, все эти предметы он как бы помечает, присовокупляет к своей собственной фигуре.

Позже, когда малыш начинает изображать уже не каля-маля, а определенные предметы, он вовсе не стремится нарисовать их в точности, «похоже». Это скорее его восприятие, впечатление о предмете, его ощущения и эмоции, абстрактные понятия. Так рисование дает ребенку до 6-7-лет возможность выразить свои новые впечатления, страхи, растерянность и всё то, что он еще не может понять сам и высказать на словах. Это очень важное, психотерапевтическое свойство творчества.

Именно поэтому ребенку важен не результат – повесить готовую картину на стену, а процесс, он рисует много, порой не доводя до конца работу, и не надо на том настаивать.

Ваша оценка работ ребенка напрямую влияет на его самооценку. Он еще не способен оценивать себя сам, ценить и уважать себя, как зрелая личность. Самооценка скачет следом за вашими похвалами или критикой. Чтобы не отвратить навсегда ребенка от творчества, ваша критика должна быть минимальной и очень корректной. Цените и хвалите его работы, ведь это работа над собой. Пусть она не видна, но внутри идут масштабные процессы. Равнодушное отношение к рисункам приравнивается к равнодушию и к их автору.

Читайте также:  Полезно ли с утра натощак пить воду

О творчестве косвенно сказано немало и выше. Ведь творчество – это самовыражение, это представление «Я» ребенка. Умение выразить себя через рисунок нужно тренировать, ну или как минимум не мешать. С возрастом это умение трансформируется в способность открыто выразить свои чувства и мысли, генерировать и воплощать идеи.

Блокировка рисования в связи с негативной оценкой в детстве или равнодушием со стороны родителей к творческим порывам детей приводит к тому, что во взрослой жизни им трудно показать себя, открыться, проявить инициативу, страшно сделать что-то не так.

Рисование нужно детям, чтобы познать внешний мир путем его изображения и обогатить за счет этого свой внутренний мир, обрести личностную опору, сформировать положительную самооценку через создание чего-то нового и красивого.

Через познание внешнего мы развиваем мир внутренний. Рисование дает ребенку обе возможности.

Как правило, в наше время успешные люди обладают незаурядными творческими способностями. И это не значит, что они хорошо рисуют. Но творческая жилка в них вдохновляет на новые свершения и открытия, оригинальные и смелые идеи, готовность заявить о себе обществу.

Творческие способности, фантазия, интуиция, креативность – залог успеха в современном мире!

источник

История показывает, что человечество рисует, сколько себя помнит: будь то наскальные рисунки, шедевры Леонардо Да Винчи или уроки рисования в школе.

Обычно малыши с удовольствием рисуют. Поэтому детство невозможно представить без карандашей, фломастеров, красок, мелков и т. д. Почему?

Одним из первых проявлений личности малыша становится рисование. И хотя для взрослых часто первые художественные творения крох – это загогулины, точки, линии, для ребенка – это напряженная работа, ведь он пытается установить связь между движениями руки и получающимися рисунками. В старшем возрасте с помощью рисунков ребенок выражает свои эмоции, переживания, чувства. Изобразительное искусство помогает маленьким человечкам развивать фантазию.

Известный советский психолог Лев Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» отмечал, что «очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, но потому, что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет».

Изобразительно искусство как оно есть

Творчество – одно из главных условий развития человека, и ребенка в частности.
В детском возрасте потребность в творчестве реализуется в игре, разных импровизациях, рисунках. Выразив свои фантазии, знания, эмоции или представления в материальной форме на бумаге, малыш психологически развивается, у него формируются новые образы и чувства.

В целом изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, что неразрывно связано с развитием ребенка, как и любая познавательная деятельность.

Если обращаться к определению понятия изобразительные искусства (ИЗО), то оно звучит так: комплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений и материальных форм.

Диана Бельская , преподаватель ИЗО детско-юношеского клуба «Ровесник» ГУО Центр дополнительного образования «Контакт» Центрального района г. Минска:

«ИЗО – самовыражение с помощью визуальных средств. ИЗОбражение можно создавать из чего угодно, придумывать новые техники, свой стиль, смешивать, комбинировать, исследовать традиционные и нетрадиционные материалы и поверхности».

Рисунок же является основой всех видов изобразительного искусства. Техник рисунка тоже множество. Можно рисовать линиями, штрихами, мазками, точками и т. д.

Исследователи* выделяют 4 ступени в процессе развития детского рисунка (рассматривается с периода, когда у ребенка появляется рисунок в собственном смысле этого слова).

Первый этап – это ступень схемы. На этом этапе ребенок рисует схематические изображения предмета, которые пока еще совсем далеки от правдоподобности и реального вида. Знаменитые слова «палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек» отражают эту ступень как нельзя лучше. Важным отличием этой стадии является то, что малыши рисуют по памяти. Они изображают не то, что они видят, а то, что они знают об этом предмете, что считает в нем наиболее важным. Например, когда малыш рисует человека в профиль, он делает на рисунке два глаза, изображая человека в одежде, он рисует руки и ноги под одеждой, которые из-под нее не видны, или, рисуя человека, он может пропускать с его точки зрения не существенные части: ноги и руки могут в этом рисунке сразу расти из головы.

Вторая ступень – ступень возникающего чувства формы и линии. На этом этапе рисунки детишек становятся более правдоподобными и подробными. И хоть изображения все также схематичны, они уже стремятся к более полному и правдивому описанию и взаимосвязи частей предмета. Тут уже не встретишь рисунок человека без туловища.

Третья стадия
– ступень правдоподобного изображения. Схема уже исчезает из детского рисунка вовсе. Рисунок имеет вид силуэта или контуров. По мнению ученых, именно на этой стадии для дальнейшего развития художественных навыков должен подключаться преподаватель, ведь лишь малый процент детей способен идти дальше без помощи специалиста.

Рисунки четвертой ступени – это удел «умеющих рисовать». Ведь это стадия пространственного изображения предмета: появляются светотени, перспектива, объем, фактура, движение и пр.

Почему так полезно рисовать?

Несмотря на то, что рисование скорее относится к развлекательным видам деятельности, оно обладает огромным количеством «полезностей» для развития ребенка.

Занятие рисованием – прекрасный и эффективный способ для малыша (да и любого человека) выразить свои чувства, эмоции и переживания, снять эмоциональную усталость. Малыши осознают это на уровне интуиции, поэтому непроизвольно прибегают к такому методу разрядки.

Ребенок в отличие от взрослого намного активнее познает мир, практически каждый его день полон новых и важных открытий, впечатлений и достижений. И это также требует психологической разгрузки. Здесь на помощь крохе и приходит рисование.
Рисование развивает воображение и фантазию, зрительную память, эмоциональную отзывчивость, воспитывает в детках чувство прекрасного. Ребенку, как любому из нас (такова уж натура человека), также важно «высказаться», выразить свое «Я». Каждый человек по своей натуре творец, а творчество требует выражения.

Диана Бельская , преподаватель ИЗО:

«Ребёнок часто сам говорит, чем ему нравится заниматься, к чему у него лежит душа. Радостно, когда родители не только дают ребёнку возможность заниматься любимым делом (в данном случае, рисованием), но и поддерживают его в этом.
Однако так происходит не всегда. Достаточно пагубно на желании самовыражения сказывается критика взрослого, а тем более столь значимого для малыша родителя. К сожалению, далеко не все родители это понимают и, бывает, слишком «усердно» критикуют свое чадо, считая, что это станет для него сильным мотиватором к развитию».

Изобразительная деятельность необычайно полезна для формирования у ребенка самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца. Рисование, как и любой другой вид деятельности, дает возможность обучать, формировать способность к обучаемости.

Умение изображать что-либо невозможно без включения таких логических мозговых процессов, как наблюдение, анализ, синтез (установление связи и сведение в единое целое элементов, полученных в процессе анализа), сравнение (сопоставление, установление различий), обобщение (сравнение, выделение предметов в группы по неким признакам). Ведь для того, чтобы нарисовать какой-то предмет необходимо его рассмотреть, изучить, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию.

Занимаясь рисованием, дети не только выражают себя, но и знакомятся с разными материалами (бумага, краски и пр.), инструментами (кисть, карандаш и т. д.), изучают их свойства (например, бумага рвется или намокает от краски и пр.), учатся работать с ними.

Все это важно и необходимо для всестороннего развития ребенка. Главное в этом процессе, чтобы ребенку это занятие доставляло удовольствие!

Диана Бельская , преподаватель ИЗО:

«Я делю ИЗО на академическое (обучающее) и творческое (произвольное).
Академический подход обучает общепринятым (классическим) приёмам и техникам рисования.
Произвольный подход реализуется интуитивно, в его основе творчество, индивидуальное или коллективное. На первом месте то, что ребёнок/человек сам хочет выразить, визуализировать доступными ему средствами.

Но, как и во всём остальном, здесь хороша золотая середина. С одной стороны, важно и полезно правильно поставить руку, дать ориентиры «как делать правильно» и уверенность, что все получится. С другой стороны, важно не потерять в этих правилах индивидуальность выражения и сохранить самое главное – изначальное желание ребёнка рисовать.»

В педагогической практике рисование уверенно закрепилось как один из эффективных способов обучения и развития. Рисуя с ребенком, можно изучать цвета, формы, явления природы, фрукты и многое-многое другое. Вспомните первые уроки математики, именно рисунки (изображения яблочек, палочек и пр.) выступают в качестве предметов для исчисления в процессе изучения счета.

Диана Бельская , преподаватель ИЗО:

«Занятия ИЗО развивают абстрактное мышление ребёнка, умение выражать себя визуальными средствами, дают опыт взаимодействия на уровне тела с различными материалами: сухими, жидкими, твёрдыми, мягкими и др.
Рисование дает уверенность в себе как в творце, ведь продукт работы ощутим, реален, его можно потрогать, показать другим, сохранить на память, подарить.

Изобразительная деятельность развивает способность концентрироваться на воплощении своего замысла, открывать свой внутренний мир для себя и других».

Рисование уже давно стало отдельным разделом в психологии и психотерапии. Многие слышали об арт-терапии. В основе этого метода лежит использование творчества и художественных приемов для лечения и коррекционно-развивающей помощи.

Приемы арт-терапии помогают справиться с расстройствами психомоторики у детей, задержкой психического или речевого развития, страхами и негативными эмоциями, помогают малышу раскрыться и научиться взаимодействовать с окружающим миром, дают разрядку и помогают ребенку высказать то, что его волнует.

Что делать со способностями?

Многих родителей интересует развивать или нет способности ребенка к рисованию? Если да, то с какого возраста? В случае, когда явных способностей нет, стоит ли пытаться научить ребенка рисовать?

Диана Бельская , преподаватель ИЗО:
«Я обычно говорю родителям так: попробуйте, если понравиться ребёнку – пусть занимается, дальше будет видно. Ребёнок чаще всего сам выражает желание или нежелание.

Попробовать себя в рисовании малышу можно уже в возрасте до года, с того момента, как он научиться хорошо сидеть, без поддержки. Конечно, в таком возрасте, кроха не сможет даже правильно держать карандаш или фломастер и тем более рисовать, но вот такой инструмент, как пальчиковые краски или какая-нибудь безопасная кашеобразная смесь могут вполне подойти.

В различные центры или кружки по ИЗО малышей стоит отдавать не ранее 2,5 3 лет. В этом возраст ребенок уже, как правило, рисует в полном смысле этого слова, способен интерпретировать свои произведения и в состоянии понимать и выполнять задания, которые ему дает преподаватель.

Бывает, что с первого раза не удается найти комфортное место для ребенка. Это нормально. В таком случае важно прислушиваться к мнению малыша и поискать другие центры, кружки или преподавателей. Ведь для того, чтобы ребенку занятие приносило удовольствие нужно, чтобы ему было комфортно находится именно в этих условиях».

Кисти нет – рисуем пальцем

На самом деле, инструментов и материалов для рисования великое множество, нужно только посмотреть на многие вещи с другой стороны.

Малыш с удовольствием будет запускать не только пальчики, но и всю ручонки в краску. Цветные отпечатки ладошки, многочисленные линии, точки, загогулины – все это позволят создать на бумаге пальчиковые краски.

Частые друзья малышей – карандаши. Совет: маленьким деткам для рисования лучше предложить карандаши треугольной формы, они хороши тем, что помогают крохам быстрее научиться держать этот инструмент правильно.

Фломастеры также имеют несколько видов. Кроме привычных, есть двусторонние фломастеры с тонким и толстым «грифелем». Их особенность в том, что тонкий грифель удобен для рисования контуров, а толстый – для раскрашивания.

Фломастеры с пометкой «еrasable» снабжены «поглотителем чернил», который помогает устранять кривые линии или случайные точки, штрихи и пр. Это особенно удобно, когда малыш еще только начинает рисовать и у него не всегда получается сделать картинку аккуратной.

Производители инструментов для творчества предлагают еще одно интересное приспособление для детского творчества – blow-pen. Суть этого приспособления в том, что ребенок дует в трубку, заполненную краской, и на бумаге появляются цветные точки. Если одновременно дуть и водить этой трубочкой, можно создавать целые рисунки.

Если же хочется чего-то необычного, можно посмотреть по сторонам и попробовать создать рисунок из чего-то «нетрадиционного». Очень интересны в качестве материалов для рисования продукты: крупы, растопленный шоколад, жидкое тесто, каши.

Например, крупы – благодатный материал для создания объемных рисунков. Приведем вариант одной из техник создания такого творения. На плотную бумагу или картон наносится рисунков, по нему распределяют клей и обсыпают крупами. В зависимости от того, какого цвета должна быть та или иная часть картинки, можно использовать разные крупы. Если мы рисуем подсолнух, то для сердцевины цветка подойдет гречка, лепестки будут прекрасно смотреться из пшена, а стебель и листочки можно создать из гороха.
Интересную фактуру создает манка. Кроме того, на рисунки ИЗ манки хорошо ложится краска их можно раскрашивать!

Те же манка или мука хороши тем, что легко превращаются в «холст». Поднос, противень или разделочная доска, засыпанные мукой или манкой ровным и не толстым слоем, прекрасно подойдут для рисования. Чтобы получить новую поверхность для рисования, достаточно встряхнуть поверхность с крупой или мукой.

Наверняка увлечет вашего малыша и рисование пластилином. Суть этой интересной техники заключается в следующем: отщипывая маленькие кусочки пластилина, размазывать их на картоне по заранее нанесенному контурному рисунку, будто закрашивая. Эта техника очень полезна для укрепления пальчиков и подготовки их к письму.

Вашему малышу, безусловно, понравиться рисовать не только на листе бумаги. Предложите ребенку разрисовать банку, бутылку, или коробку.

Рисование, как традиционными инструментами, так и с помощью нестандартных материалов способствуют развитию творческих способностей малыша, мелкой моторики, зрительной памяти, воображения, знакомят с новыми фактурами и их свойствами, да и просто приносят крохам огромное удовольствие! Фантазируйте, изобретайте вместе с вашим малышом!

Будьте терпеливы и не ругайте малыша, если рисунок получился не очень аккуратным.

Всегда поощряйте ребенка за его стремление делать что-либо полезное, в данном случае рисовать.

Просите малыша рассказать, что он нарисовал. Это покажет ему, что вам важно и интересно его творчество.

Даже если картинка вышла далекой от реальности, никогда не говорите малышу, что он нарисовал неправильно и это совсем не похоже на настоящее.

* Л. С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.

Благодарим за помощь в подготовке материала Диану БЕЛЬСКУЮ,
преподавателя ИЗО детско-юношеского клуба «Ровесник»
ГУО Центр дополнительного образования «Контакт»
Центрального района г. Минска

Стол для детского праздника

«Котики, вперед!»: что развиваем и что воспитываем?

источник

Источники:
  • http://vskormi.ru/children/chto-razvivaet-risovanie-u-detei/
  • http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/zachem-rebenku-risovanie
  • http://deti-v-semje.org/ru/content/pochemu-detyam-polezno-risovanie
  • http://mamaexpert.ru/article/chem-polezno-risovanie-dlya-detey
  • http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/polza_risovaniya_i_lepki_dlya_detey/
  • http://www.izocenter.ru/blog/risovanie-dlya-detej-tolko-polza/
  • http://www.b17.ru/article/dla_zego_rebenku_risovat/
  • http://duetdush.ru/nuzhno-risovanie-detyam-chto-daet-risovanie-rebenku/
  • http://www.bambini.by/articles/zachem-deti-risujut-/