Меню Рубрики

Почему разработка полезных ископаемых приведет к гибели самого чистого континента на земле

Выбранный для просмотра документ анализ.docx

Анализ комплексной работы 4 ___ класса. Учитель _________________________________

Выбранный для просмотра документ задания.docx

Какие названия открытой путешественниками земли встречаются в тексте? Отметь их знаком +.

Антарктида загадочный материк Южный полюс

Арктика шестой континент Рио-де- Жанейро

Кронштадт айсберг Страна науки

Соедини стрелками фамилии путешественников с названиями кораблей, которыми они командовали.

3. Подчеркни, какие погодные явления наблюдали искатели Южной земли.

Холод, песчаные бури, дождь, гроза, густой туман, сильный ветер, роса, снегопад.

4.Какой стране мира принадлежит Антарктида? Подчеркни верный ответ.

А) России Б) Соединённым Штатом Америки

В) Англии Г) не принадлежит никому

5. Почему разработка полезных ископаемых приведёт к гибели самого чистого континента на Земли? Запиши 2 доказательства.

6 .Подпиши название каждого столбца.

8. Семёну надо подготовить презентацию об Антарктиде. На каждом слайде он решил сделать надпись.

Антарктида – самый ………………………………………. материк Земли.

Антарктида – самый ………………………………………. материк Земли.

Выбранный для просмотра документ ответы.docx

Антарктида, загадочный материк, Южный полюс, шестой континент, Страна науки

2 балла – все варианты указаны

Холод, густой туман, сильный ветер , снегопад.

Например : автомобили будут загрязнять воздух; люди испортят экологию бытовым мусором.

Антарктида – самый х олодный материк Земли.

Антарктида – самый южный материк Земли.

Неизведанный, загадочный, пустынный и др.

Выбранный для просмотра документ текст.docx

Ещё в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Отважные моряки отправлялись в путь к Южному полюсу, но увидеть загадочный материк никому не удавалось.

4 июля 1819 года из порта Кронштадт вышли два российских корабля. На одном из них – на шлюпе «Восток» — командиром был Фаддей Фаддевич Беллинсгаузен. Вторым шлюпом командовал Михаил Петрович Лазарев. Им дали задание подойти: как можно ближе к Южному полюсу и открыть неизвестные земли.

Через 4 месяца оба шлюпа прошли бразильский порт Рио-де_ Жанейро. Теперь чаще разыгрывалась непогода. Становилось холоднее. Густой туман обволакивал всё вокруг. Когда утихал ветер, моряки с интересом наблюдали за китами, акулами и дельфинами. На льдинах стали появляться тюлени, а затем пингвины.

Пингвины удивили путешественников. Это теперь учёные знают много о них. Пингвины Адели – это птицы средних размеров. Длина их туловища около 70 см, вес около 6 кг. Эти птицы могут уплывать от гнезда на 600-700 км. Их средняя скорость около 3 км в час. Императорские пингвины достигают 1м 30 см, а весят до 45 кг. Это самые крупные пингвины. Они могут нырять до 35 м, плавать со скоростью 6 км в час, находиться под водой 15 минут.

Поразил путешественников и первый айсберг – плавающая ледяная гора. Самый большой айсберг ныне откололся в Антарктиде 20 марта 2000 года. Его площадь 11 000 квадратных километров, длина -295 километров и ширина – 37 километров. Айсберг уходит на 200 м в глубину и возвышается над уровнем океана на 30 метров.

16 января 1820 года с «Мирного» и с «Востока» увидели на горизонте высокую полосу льдов. Моряки вначале приняли их за облака. Позже этот день стали считать днём открытия Антарктиды.

Более двух лет продолжалось путешествие «Востока» и «Мирного». Русские моряки прошли более чем двойной путь вокруг земного шара.

Антактида богата полезными ископаемыми, подледниковыми озёрами с пресной водой. Всего в Антарктиде 140 озёр.

На разные части материка претендовало много стран. Но разработка полезных ископаемых привела бы к гибели материка. Поэтому Антарктида стала всемирным природным заповедником – «Страной науки». Здесь работают только ученые из 67 стран на 40 научных станциях. В честь экспедиции русские научные станции на Антарктиде носят названия «Восток» и «Мирный».

источник

Ещё в давние времена люди считали, что в южной полярной области ле­жит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили вся­кое, но чаще всего, что богата она золотом и алмазами. Отважные моряки от­правлялись в путь к Южному полюсу. В поисках таинственной земли они от­крыли немало островов, но увидеть загадочный материк никому не удавалось.

4 июля 1819 года из порта Кронштадт вышли два российских корабля. На одном из них – на шлюпе «Восток» — командиром был капитан Фаддей Фаддее­вич Беллинсгаузен. Вторым шлюпом, «Мирным», командовал лейтенант Миха­ил Петрович Лазарев. Оба офицера – опытные и бесстрашные моряки – к тому времени уже успели совершить кругосветное путешествие. Теперь же им дали задание: как можно ближе подойти к Южному полюсу и открыть неизвестные земли. Начальником экспедиции назначили Беллинсгаузена.

Через четыре месяца оба шлюпа вошли в бразильский порт Рио-де-Жанейро. Команды получили небольшую передышку. После того, как трюмы были пополнены запасами воды и продовольствия, корабли снялись с якорей и продолжили свой путь. Всё чаще разыгрывалась непогода. Становилось холод­нее. Налетали шквалы с дождём. Густой туман обволакивал всё вокруг. Чтобы не потеряться, корабли не отходили далеко один от другого. Ночью зажигали на мачтах фонари. С каждым днём «Восток» и «Мирный» ближе и ближе под­ходили к таинственной земле. Когда утихал ветер и небо прояснялось, моряки любовались игрой солнца в сине-зелёных водах океана, с интересом наблюдали за китами, акулами и дельфинами, которые появлялись поблизости и подолгу сопровождали корабли. На льдинах стали появляться тюлени, а затем и пингви­ны – большие птицы, которые забавно вышагивали, вытянувшись столбиком. Таких удивительных птиц русские люди до сих пор не видывали. Поразил пу­тешественников и первый айсберг – плавающая ледяная гора. Пробиваясь меж­ду тяжёлыми льдами, «Восток» и «Мирный» при каждом удобном случае ста­рались найти проход на юг. Вскоре рядом со шлюпами было уже так много льдин и айсбергов, что приходилось то и дело лавировать между ними, чтобы не быть раздробленными. 16 января 1820 года с «Мирного» и с «Востока» уви­дели на горизонте высокую полосу льдов. Моряки вначале приняли их за обла­ка. Но когда туман рассеялся, стало ясно, что перед кораблями предстал берег бугристых нагромождений льдов. Что это? Южный материк? Но Беллинсгаузен не позволил себе сделать такой вывод. Исследователи занесли всё увиденное на карту, но опять надвинувшийся туман и снег помешали определить, что же на­ходится за бугристыми льдами. Позже, много лет спустя, именно 16 января ста­ли считать днём открытия Антарктиды. Подтвердили это и фотографии с воз­духа, сделанные уже в наше время: «Восток» и «Мирный» действительно нахо­дились в 20 километрах от шестого континента. Продвинуться ещё глубже на юг русские корабли не смогли: сплошные льды перекрыли путь. Не прекраща­лись туманы, мокрый снег шёл беспрерывно. А тут ещё новая напасть: на шлю­пе «Мирный» льдиной пробило обшивку, в трюме образовалась течь. Капитан Беллинсгаузен принял решение направиться к берегам Австралии и там, в Порт-Джексоне (теперь Сидней), отремонтировать «Мирный». Ремонт оказался непростым. Из-за него почти месяц простояли шлюпы в австралийском порту. Но вот русские корабли подняли паруса и, отсалютовав из пушек, вышли из порта. Пока в Южном полушарии длилась зима, экспедиция решила обследо­вать тропические широты Тихого океана. Вернувшись в Порт-Джексон, шлюпы стали готовиться к новому тяжелому походу в страну вечного холода. Через три недели после выхода из порта корабли вошли в зону льдов. Теперь русские ко­рабли обходили Антарктиду с противоположной стороны. «Вижу землю!» — та­кой сигнал поступил с «Мирного» на флагманский корабль 10 января 1821 года. Все члены экспедиции в волнении высыпали на борт. И в это время солнце, будто желая поздравить моряков, на короткий миг выглянуло из разорванных облаков. Впереди виднелся скалистый остров. На следующий день к нему по­дошли поближе. Собрав команду, Беллинсгаузен торжественно объявил: «От­крытый остров будет носить имя создателя русского флота Петра Первого». Троекратное «Ура!» прокатилось над суровыми волнами. Спустя неделю экспе­диция обнаружила берег с высокой горой. Землю назвали Берегом Александра I . Сами же воды, омывающие эту землю и остров Петра I , позже были названы морем Беллинсгаузена. Более двух лет продолжалось путешествие «Востока» и «Мирного». Завершилось оно в родном Кронштадте 24 июля 1821 года. Русские моряки прошли на шлюпах более чем двойной путь вокруг земного шара. Кому же принадлежит шестой континент, на котором глубоко подо льдами обнару­жены ценные минералы и полезные ископаемые? На разные части материка претендовало много стран. Разработка полезных ископаемых, конечно, привела бы к гибели этого самого чистого континента на Земле. Но человеческий разум победил. Антарктида стала всемирным природным заповедником – «Страной науки». Теперь здесь работают только учёные и исследователи из 67 стран на 40 научных станциях. В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева русские научные станции на Антарктиде носят названия «Восток» и «Мирный».

Задания к проверочной работе № 2

Прочитай текст «Открытие Антарктиды». Выполни задания.

1. чём рассказывается в тексте? Выбери только один ответ и обведи бу­кву рядом с выбранным ответом.

О русских мореплавателях, совершивших кругосветное путешествие.

Б) О научных исследованиях, которые проводятся в Антарктиде.

Об открытии и освоении Антарктиды.

Г) О гибели самого чистого континента на Земле.

2.Когда началась российская экспедиция?

3.Как ты думаешь, по какой причине именно Беллинсгаузен и Лазарев были назначены командирами шлюпов? Выбери наиболее правильный ответ.

A) Они были российскими морскими офицерами.

Б) Их любили матросы на шлюпах «Восток» и «Мирный».

B) Они были опытными и бесстрашными моряками.
Г) Они знали устройство морских кораблей.

Какое поручение было дано российской экспедиции? Запиши.

Для чего российские корабли зашли в порт Рио-де-Жанейро? Укажи две причины.

6.Днём открытия Антарктиды считается 16 января 1820 года, потому что в этот день русские моряки:

A) Увидели берег Антарктиды.

Б) Открыли остров Петра Первого.

B) Увидели Берег Александра I .
Г) Вошли в зону льдов.

7.Почему Беллинсгаузен принял решение направиться к берегам Австралии? Укажи две причины.

8.После того, как корабль «Мирный» был отремонтирован, российская экспедиция не сразу поплыла второй раз к Антарктиде. Почему?

A) Им нужно было пополнить запас воды и продовольствия.

Б) У них было поручение обследовать тропические широты Тихого океа­на.

B) Они ждали, когда в Южном полушарии закончится зима.
Г) Они хотели обойти Антарктиду с другой стороны.

Для чего ночью на мачтах шлюпов зажигали фонари?

Сколько времени заняло плавание от Австралии до зоны льдов?

Как ты думаешь, почему первый открытый мореплавателями остров было решено назвать именем Петра Первого?

Какие открытия были сделаны российской экспедицией? Приведи два примера.

В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева дано несколько названий. Запиши их.

Что сейчас люди делают в Антарктиде?

Добывают полезные ископаемые.

Б) Проводят научные исследования.

В Антарктиде сейчас нет людей.

Г) Посещают её в качестве туристов.

Почему Антарктиду долго не удавалось открыть? Укажи две причины.

Впиши в предложение пропущенные слова.

Пробиваясь между тяжелыми , «Восток» и «Мирный» при

каждом удобном случае старались найти проход.

Какое выражение используется в тексте для описания айсберга?

В тексте есть выражения, образно описывающие Антарктиду. Выпиши два из них.

Из какой книги мог быть взят этот текст?

Сказки и легенды народов мира.

Б) Рассказы о загадках природы.

Рассказы о знаменитых мореплавателях.

21.Представь себя участником этой экспедиции. Используя текст, опиши
что-то одно, что тебе понравилось бы, и что-то одно, что тебе не понравилось
бы. Объясни, почему.

Что тебе понравилось бы и почему:
Что тебе не понравилось бы и почему:
22.Что тебе показалось самым интересным в этом тексте? Объясни, почему.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Ещё в давние времена люди считали, что в южной полярной области ле­ жит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили вся­ кое, но чаще всего, что богата она золотом и алмазами. Отважные моряки от­правлялись в путь к Южному полюсу. В поисках таинственной земли они от­крыли немало островов, но увидеть загадочный материк никому не удавалось. 4 июля 1819 года из порта Кронштадт вышли два российских корабля. На одном из них – на шлюпе «Восток» — командиром был капитан Фаддей Фаддее­вич Беллинсгаузен. Вторым шлюпом, «Мирным», командовал лейтенант Миха­ил Петрович Лазарев. Оба офицера – опытные и бесстрашные моряки – к тому времени уже успели совершить кругосветное путешествие. Теперь же им дали задание: как можно ближе подойти к Южному полюсу и открыть неизвестные земли. Начальником экспедиции назначили Беллинсгаузена.

источник

1. /тренировочные задания для 4 класса/Комплексная итоговая работа 4 кл 1.doc
2. /тренировочные задания для 4 класса/Комплексная работа 2.doc
3. /тренировочные задания для 4 класса/Математика 1.doc
4. /тренировочные задания для 4 класса/Математика 2.doc
5. /тренировочные задания для 4 класса/Математика 3.doc
6. /тренировочные задания для 4 класса/Математика 4.doc
7. /тренировочные задания для 4 класса/Математика 5.doc
8. /тренировочные задания для 4 класса/Математика 6.doc
9. /тренировочные задания для 4 класса/Математика 7.doc
10. /тренировочные задания для 4 класса/Окружающий мир 1.doc
11. /тренировочные задания для 4 класса/Окружающий мир 2.doc
12. /тренировочные задания для 4 класса/Русский язык 1.doc
13. /тренировочные задания для 4 класса/Русский язык 3.doc
14. /тренировочные задания для 4 класса/Русский язык 4.doc
15. /тренировочные задания для 4 класса/Русский язык 4.rtf
16. /тренировочные задания для 4 класса/Русский язык 6.doc
17. /тренировочные задания для 4 класса/Русския язык 2.doc
18. /тренировочные задания для 4 класса/ЧТЕНИЕ 4.doc
19. /тренировочные задания для 4 класса/Чтение 1.doc
20. /тренировочные задания для 4 класса/Чтение 2.doc
21. /тренировочные задания для 4 класса/Чтение 3.doc
22. /тренировочные задания для 4 класса/Чтение 5.doc
23. /тренировочные задания для 4 класса/Чтение 6.doc
24. /тренировочные задания для 4 класса/Чтение 7.doc
25. /тренировочные задания для 4 класса/Чтение 8.doc
26. /тренировочные задания для 4 класса/русский язык 5.doc
27. /тренировочные задания для 4 класса/русский язык 5.rtf
Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса (
Прочитай текст речная выдра (рис. 1)
Математика Содержание работы
Тесты по математике (4 класс) Авторы: В. К. Баталова, Е. В. Новицкая, С. А. Пушкин, И. Л. Гусева Часть А
Образцы заданий теста для стартового контроля
Итоговая контрольная работа. Математика. 4 класс
Итоговая контрольная работа. Математика. 4 класс
Лаборатория качества образования омц юоуо математика, 4 класс, 2007-08
Итоговая контрольная работа. Математика. 4 класс
Окружающий мир Содержание работы Вопросы и задания
Инструкция для учащихся. Каждое тестовое задание состоит из шести или двенадцати пунктов
Текст работы Русский язык Диктант
 танец  идея  золото 
Лебеди стаей летели от холодной зимы
Контрольная работа по русскому языку. 4 класс Учени класса школы №
Вариант 1 часть а
Тесты по русскому языку 4 класс Авторы: Е. А. Литвинова, О. Д. Растегаева №
Контроль по литературному чтению в 4 – Х классах Иван Сергеевич Тургенев воробей
Чтение Содержание работы
Тесты по литературному чтению 4 класс Автор-составитель М. Н. Евдокимова Прочитай текст
Образцы заданий теста для стартового контроля Чтение, 5 класс Пример Художественный текст
Не растерялся
Проверочная работа №1
Открытие Антарктиды
Материалы для подготовки к тестированию по литературному чтению, 4 класс
Контрольная работа по русскому языку. 4 класс Учени класса школы №
Контрольная работа по русскому языку. 4 класс Учени класса школы №

Открытие Антарктиды.

Ещё в давние времена люди считали, что в южной полярной области ле­жит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили вся­кое, но чаще всего, что богата она золотом и алмазами. Отважные моряки от­правлялись в путь к Южному полюсу. В поисках таинственной земли они от­крыли немало островов, но увидеть загадочный материк никому не удавалось.

4 июля 1819 года из порта Кронштадт вышли два российских корабля. На одном из них – на шлюпе «Восток» — командиром был капитан Фаддей Фаддее­вич Беллинсгаузен. Вторым шлюпом, «Мирным», командовал лейтенант Миха­ил Петрович Лазарев. Оба офицера – опытные и бесстрашные моряки – к тому времени уже успели совершить кругосветное путешествие. Теперь же им дали задание: как можно ближе подойти к Южному полюсу и открыть неизвестные земли. Начальником экспедиции назначили Беллинсгаузена.

Через четыре месяца оба шлюпа вошли в бразильский порт Рио-де-Жанейро. Команды получили небольшую передышку. После того, как трюмы были пополнены запасами воды и продовольствия, корабли снялись с якорей и продолжили свой путь. Всё чаще разыгрывалась непогода. Становилось холод­нее. Налетали шквалы с дождём. Густой туман обволакивал всё вокруг. Чтобы не потеряться, корабли не отходили далеко один от другого. Ночью зажигали на мачтах фонари. С каждым днём «Восток» и «Мирный» ближе и ближе под­ходили к таинственной земле. Когда утихал ветер и небо прояснялось, моряки любовались игрой солнца в сине-зелёных водах океана, с интересом наблюдали за китами, акулами и дельфинами, которые появлялись поблизости и подолгу сопровождали корабли. На льдинах стали появляться тюлени, а затем и пингви­ны – большие птицы, которые забавно вышагивали, вытянувшись столбиком. Таких удивительных птиц русские люди до сих пор не видывали. Поразил пу­тешественников и первый айсберг – плавающая ледяная гора. Пробиваясь меж­ду тяжёлыми льдами, «Восток» и «Мирный» при каждом удобном случае ста­рались найти проход на юг. Вскоре рядом со шлюпами было уже так много льдин и айсбергов, что приходилось то и дело лавировать между ними, чтобы не быть раздробленными. 16 января 1820 года с «Мирного» и с «Востока» уви­дели на горизонте высокую полосу льдов. Моряки вначале приняли их за обла­ка. Но когда туман рассеялся, стало ясно, что перед кораблями предстал берег бугристых нагромождений льдов. Что это? Южный материк? Но Беллинсгаузен не позволил себе сделать такой вывод. Исследователи занесли всё увиденное на карту, но опять надвинувшийся туман и снег помешали определить, что же на­ходится за бугристыми льдами. Позже, много лет спустя, именно 16 января ста­ли считать днём открытия Антарктиды. Подтвердили это и фотографии с воз­духа, сделанные уже в наше время: «Восток» и «Мирный» действительно нахо­дились в 20 километрах от шестого континента. Продвинуться ещё глубже на юг русские корабли не смогли: сплошные льды перекрыли путь. Не прекраща­лись туманы, мокрый снег шёл беспрерывно. А тут ещё новая напасть: на шлю­пе «Мирный» льдиной пробило обшивку, в трюме образовалась течь. Капитан Беллинсгаузен принял решение направиться к берегам Австралии и там, в Порт-Джексоне (теперь Сидней), отремонтировать «Мирный». Ремонт оказался непростым. Из-за него почти месяц простояли шлюпы в австралийском порту. Но вот русские корабли подняли паруса и, отсалютовав из пушек, вышли из порта. Пока в Южном полушарии длилась зима, экспедиция решила обследо­вать тропические широты Тихого океана. Вернувшись в Порт-Джексон, шлюпы стали готовиться к новому тяжелому походу в страну вечного холода. Через три недели после выхода из порта корабли вошли в зону льдов. Теперь русские ко­рабли обходили Антарктиду с противоположной стороны. «Вижу землю!» — та­кой сигнал поступил с «Мирного» на флагманский корабль 10 января 1821 года. Все члены экспедиции в волнении высыпали на борт. И в это время солнце, будто желая поздравить моряков, на короткий миг выглянуло из разорванных облаков. Впереди виднелся скалистый остров. На следующий день к нему по­дошли поближе. Собрав команду, Беллинсгаузен торжественно объявил: «От­крытый остров будет носить имя создателя русского флота Петра Первого». Троекратное «Ура!» прокатилось над суровыми волнами. Спустя неделю экспе­диция обнаружила берег с высокой горой. Землю назвали Берегом Александра I. Сами же воды, омывающие эту землю и остров Петра I, позже были названы морем Беллинсгаузена. Более двух лет продолжалось путешествие «Востока» и «Мирного». Завершилось оно в родном Кронштадте 24 июля 1821 года. Русские моряки прошли на шлюпах более чем двойной путь вокруг земного шара. Кому же принадлежит шестой континент, на котором глубоко подо льдами обнару­жены ценные минералы и полезные ископаемые? На разные части материка претендовало много стран. Разработка полезных ископаемых, конечно, привела бы к гибели этого самого чистого континента на Земле. Но человеческий разум победил. Антарктида стала всемирным природным заповедником – «Страной науки». Теперь здесь работают только учёные и исследователи из 67 стран на 40 научных станциях. В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева русские научные станции на Антарктиде носят названия «Восток» и «Мирный».

Читайте также:  Чем полезна настойка из черноплодной рябины

Задания к проверочной работе № 2

Прочитай текст «Открытие Антарктиды». Выполни задания.

1. чём рассказывается в тексте? Выбери только один ответ и обведи бу­кву рядом с выбранным ответом.

  1. О русских мореплавателях, совершивших кругосветное путешествие.

Б) О научных исследованиях, которые проводятся в Антарктиде.

  1. Об открытии и освоении Антарктиды.

Г) О гибели самого чистого континента на Земле.

2.Когда началась российская экспедиция?

  1. 4 июля 1819 года.

Б) 16 января 1820 года.

  1. 10 января 1821 года.

Г) 24 июля 1821 года.

3.Как ты думаешь, по какой причине именно Беллинсгаузен и Лазарев были назначены командирами шлюпов? Выбери наиболее правильный ответ.

A) Они были российскими морскими офицерами.

Б) Их любили матросы на шлюпах «Восток» и «Мирный».

B) Они были опытными и бесстрашными моряками.
Г) Они знали устройство морских кораблей.

  1. Какое поручение было дано российской экспедиции? Запиши.
  2. Для чего российские корабли зашли в порт Рио-де-Жанейро? Укажи две причины.

6.Днём открытия Антарктиды считается 16 января 1820 года, потому что в этот день русские моряки:

A) Увидели берег Антарктиды.

Б) Открыли остров Петра Первого.

B) Увидели Берег Александра I.
Г) Вошли в зону льдов.

7.Почему Беллинсгаузен принял решение направиться к берегам Австралии? Укажи две причины.

8.После того, как корабль «Мирный» был отремонтирован, российская экспедиция не сразу поплыла второй раз к Антарктиде. Почему?

A) Им нужно было пополнить запас воды и продовольствия.

Б) У них было поручение обследовать тропические широты Тихого океа­на.

B) Они ждали, когда в Южном полушарии закончится зима.
Г) Они хотели обойти Антарктиду с другой стороны.

  1. Для чего ночью на мачтах шлюпов зажигали фонари?
  2. Сколько времени заняло плавание от Австралии до зоны льдов?
  3. Как ты думаешь, почему первый открытый мореплавателями остров было решено назвать именем Петра Первого?
  4. Какие открытия были сделаны российской экспедицией? Приведи два примера.
  5. В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева дано несколько названий. Запиши их.
  6. Что сейчас люди делают в Антарктиде?
  1. Добывают полезные ископаемые.

Б) Проводят научные исследования.

  1. В Антарктиде сейчас нет людей.

Г) Посещают её в качестве туристов.

  1. Почему Антарктиду долго не удавалось открыть? Укажи две причины.
  2. Впиши в предложение пропущенные слова.

Пробиваясь между тяжелыми , «Восток» и «Мирный» при

каждом удобном случае старались найти проход.

  1. Какое выражение используется в тексте для описания айсберга?
  2. В тексте есть выражения, образно описывающие Антарктиду. Выпиши два из них.
  3. Составь план текста.
  4. Из какой книги мог быть взят этот текст?
  1. Сказки и легенды народов мира.

Б) Рассказы о загадках природы.

  1. Рассказы о знаменитых мореплавателях.

Г) Толковый словарь.

21.Представь себя участником этой экспедиции. Используя текст, опиши
что-то одно, что тебе понравилось бы, и что-то одно, что тебе не понравилось
бы. Объясни, почему.

источник

Антарктида – самое холодное и загадочное место на всей планете. Континент полностью покрыт коркой льда, поэтому данные о полезных ископаемых на территории этой ледяной пустыни весьма скудные. Известно, что под толщей снега и льда находятся залежи угля, железной руды, драгоценных металлов, гранита, хрусталя, никеля и титана.

Столь незначительные познания о геологии континента объясняются трудностью проведения исследовательских работ по причине низких температур и слишком толстого ледяного панциря.

99,7% поверхности материка покрыто льдом, средняя толщина которого составляет 1720 м. Подо льдами Антарктиды рельеф неоднороден: в восточной части материка выделяют 9 регионов, различающихся по периоду формирования и своей структуре. Восточная равнина имеет перепады от 300 метров ниже уровня моря до 300 м выше, Трансантарктические горы проходят через весь континент и достигают 4,5 км в высоту, немного меньший горный хребет Земли Королевы Мод тянется на 1500 км вдоль и подымается до 3000 м вверх, равнина Шмидта заняла высоту от -2400 до +500 м, Западная равнина расположилась примерно на уровне моря, дугообразный горный хребет Гамбурцева и Вернадского растянулся на 2500 км, Восточное плато примыкает к равнине Шмидта (+1500 м), горная система принц Чарльз находится в долине МГГ и гряда Земли Эндерби достигает высоты в 3000 м.

В западной части расположились три горных системы (массив Элсуорт, горы м. Амундсена, хребет Антарктические полуострова) и равнина Бэрда, расположенная на 2555 метрах ниже уровня моря.

Теоретически, наиболее перспективными для добычи можно считать регионы на периферии континента – внутренняя часть Антарктиды изучена мало, а любые исследовательские работы осложняются удаленностью от берега.

Первые данные о залежах минералов, руд и металлов появились еще в начале прошлого века – тогда удалось обнаружить пласты каменного угля. На данный момент их более чем двухсот точек по территории Антарктиды только две доподлинно определены как месторождения – это залежи железной руды и каменного угля. Производственная добыча из обоих месторождений в условиях Антарктиды считается абсолютно не рентабельной, хотя и каменный уголь и руда являются востребованными материалами для добычи во всех странах.

Среди прочих минералов и руд в Антарктиде присутствуют медь, титан, никель, цирконий, хром и кобальт. Драгоценные металлы представлены золотом и серебром на Западном побережье Антарктического полуострова. На шельфе моря Росса обнаружены газопроявления в буровых скважинах, что свидетельствует о возможных залежах природного газа, однако их объем не установлен.

(Озеро Восток на глубине более 3.5 км подо льдами Антарктики)

Доподлинно известно, что в Море Содружества месторождение каменного угля включает в себя более 70 пластов и может достигать нескольких миллиардов тонн. Кроме того, пласты угля, хоть и в меньшем количестве, присутствуют в Трансантарктических горах.

Несмотря на возможность нахождения других месторождений, геологические исследования Антарктиды развиваются только в направлении определения наличия полезных ископаемых в определенных зонах.

Более тщательные разведывательные миссии или промышленная добыча ископаемых на территории Южного Полюса нерентабельна, требует огромных материальных затрат, человеческих ресурсов и законодательных тяжб, т.к. правовой статус Антарктиды определяется «Договором об Антарктике» и предусматривает использование региона только в мирных и научных исследованиях, без права на территориальную принадлежность какой-либо из стран. Таким образом, любая добыча полезных ископаемых возможна только при условии международной кооперации и больших дотаций, направленных на исследовательскую работу, а не на получение прибыли от реализации найденных ископаемых.

источник

В ходе добычи и переработки полезных ископаемых происходит большой геологический круговорот, в который вовлекаются различные системы. Вследствие этого оказывается большое воздействие на экологию региона добычи, и такое воздействие влечет за собой негативные последствия.

Отрицательные последствия добычи полезных ископаемых

Масштабы добычи полезных ископаемых велики – в расчете на одного жителя Земли в год добывается до 20 тонн сырья, из которых менее 10% переходит в конечный продукт, а остальные 90% – отходы. Кроме того при добыче происходит значительная потеря сырья примерно 30 – 50%, что говорит о неэкономности некоторых видов добычи, особенно открытого способа.

Россия является страной с широко развитой добывающей отраслью, имеет месторождения основных сырьевых ресурсов. Вопросы негативного влияния добычи и переработки сырья очень актуальны, поскольку эти процессы затрагивают все сферы Земли:

В результате этого растет вероятность обвалов, оползней, разломов близлежащей к руднику территории. Создаются антропогенные формы рельефа:

Такие атипичные формы имеют большие размеры, высота может достигать 300 м, а протяженность 50 км. Насыпи образуются из отходов переработанного сырья, на них не растут деревья и растения – это просто километры непригодной территории.

Список городов пострадавших от последствий промышленного производства

В ходе добычи каменной соли, при обогащении сырья, образуются галитовые отходы (на одну тонну соли приходится три–четыре тонны отходов), они твердые и нерастворимые, а дождевые воды переносят их в реки, которые часто используются для обеспечения питьевой водой населения близлежащих городов.

Многие породы содержат несколько видов полезных ископаемых, поэтому возможно совмещать добычу и переработку всех компонентов руды. Это не только экономически выгодно, но и благоприятно повлияет на окружающую среду.

Еще одним негативным последствием, связанным с добычей полезных ископаемых является загрязнение ими близлежащих сельскохозяйственных почв. Это происходит во время транспортировки. Пыль разлетается на многие километры и оседает на поверхности почвы, на растениях и деревьях.

Таблица образования галитовых отходов при добывании каменной соли

Многие вещества могут выделять токсины, которые затем попадают в пищу животным и человеку, отравляя организм изнутри. Часто вокруг магнезитовых месторождений, которые активно разрабатываются, наблюдается пустошь в радиусе до 40 км, почва меняет щелочно-кислотный баланс, и растения перестают расти, а близлежащие леса погибают.

В качестве решения этой проблемы экологи предлагают размещать перерабатывающие сырье предприятия вблизи места добычи, это также позволит сократить транспортные расходы. Например, располагать электростанции вблизи угольных месторождений.

Ну и, наконец, добыча сырья значительно истощает земную кору, с каждым годом уменьшаются запасы веществ, руды становятся менее насыщенными, это способствует большим объемам добычи и переработки. Как следствие – рост объемов отходов. Решением этих проблем может стать поиск искусственных заменителей природных веществ и их экономное потребление.

Колоссальные экологические проблемы оказывает добыча полезных ископаемых на атмосферу. В результате процессов первичной обработки добытых руд в воздух выбрасываются большие объёмы:

Созданные искусственные терриконы постоянно горят, выбрасывая в атмосферу вредные вещества – угарный газ, углекислый газ, сернистый газ. Такое загрязнение атмосферы приводит к увеличению уровня радиации, изменению температурных показателей и увеличение или уменьшения осадков.

Промышленность и транспорт основные источники загрязнения атмосферы

Во время добычи в воздух попадает большое количество пыли. Ежедневно на прилегающие к карьерам территории падает до двух килограмм пыли, в итоге почва остается погребенной под полуметровым слоем на долгие годы, а часто навсегда, и, естественно, теряет свое плодородие.

Решением данной проблемы является использование современного оборудования, снижающего уровень выбросов вредных веществ, а также использование шахтного способа добычи вместо открытого.

В результате добычи природного сырья сильно истощаются водоемы как подземные, так и поверхностные, осушаются болота. При добыче угля осуществляется откачка подземных вод, которые располагаются вблизи месторождения. На каждую тонну угля приходится до 20 м 3 пластовых вод, а при добыче железных руд – до 8 м 3 воды. Откачка вод создает такие экологические проблемы, как:

Кроме нефтяных пятен на поверхности воды, есть и другие угрозы для озер и рек

  • образование депрессионных воронок;
  • исчезновение родников;
  • высыхание малых рек;
  • исчезновение ручьев.

Поверхностные воды страдают от загрязнений в результате осуществления процесса добычи и переработки ископаемого сырья. Так же как и в атмосферу, в воду попадает большое количество солей, металлов, токсических веществ, отходов.

В результате этого гибнут микроорганизмы, живущие в водоемах, рыба и прочая живность, человек использует загрязненную воду не только для своих хозяйственных нужд, но и в пищу. Предотвратить экологические проблемы, связанные с загрязнением гидросферы можно путем сокращения сбросов сточных вод, уменьшения расходов воды при добыче продукции, заполнением образованных пустот водой.

Этого можно добиться, совершенствуя процесс добычи сырья, использованием новых разработок в области машиностроения для добывающей отрасли.

Во время активной разработки крупных месторождений сырья радиус загрязнений близлежащих почв может составлять 40 км. Почва подвержена различным химическим изменениям, в зависимости от вредности перерабатываемых веществ. Если в землю попадает большое количество токсических веществ, на ней гибнут и не растут деревья, кустарники и даже трава.

Почва не пригодная для выращивания растений, загрязненная деятельностью промышленной добычи

Следовательно, нет пищи для животных, они либо гибнут, либо ищут новые места для обитания, происходит миграция целых популяций. Решением этих проблем должно быть снижение уровня выбросов вредных веществ в атмосферу, а также компенсационные меры по восстановлению и очищению загрязненных территорий. К компенсационным мерам относится удобрение почв, высадка лесов, организация пастбищ.

источник

О стране
Информация о визе
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Все статьи

Подраздел: Cтатьи об Антарктике | Антарктика Страницы: 1 2

Но вот русские корабли подняли паруса и, отсалютовав из пушек, ушли к Новой Зеландии, чтобы обследовать тропические широты Тихого океана, пока в Южном полушарии длилась зима. Теперь моряков преследовали не ледяной ветер и пурга, а палящие лучи солнца да изнуряющий зной. Экспедиция открыла цепь коралловых островов, которые назвали именами героев Отечественной войны 1812 года.

Когда корабли бросали якоря возле обитаемых островов, к шлюпам устремлялось множество лодок с туземцами. Моряков заваливали ананасами, апельсинами, кокосовыми орехами и бананами.

Читайте также:  Полезные плагины для redmine

В обмен островитяне получали полезные для них предметы: пилы, гвозди, иглы, посуду, ткани, рыболовные снасти, словом, все то, что было необходимо в хозяйстве. 21 июля «Восток» и «Мирный» стали у берегов острова Таити.

Русским морякам почудилось, что они оказались в сказочном мире — до того красив был этот кусочек земли. Темные высокие горы вонзались своими вершинами в ярко-голубое небо. Буйная прибрежная зелень изумрудно светилась на фоне лазурных волн и золотистого песка. На борту «Востока» пожелал побывать король таитян Помаре. Беллинсгаузен любезно принял его, угостил обедом и даже приказал сделать несколько выстрелов в честь короля. Помаре был очень доволен. Правда, при каждом выстреле прятался за спину Беллинсгаузена.

Вернувшись в Порт-Джексон, шлюпы стали готовиться к новому тяжелому походу в страну вечного холода. Через три недели корабли вошли в зону льдов. Теперь русские корабли обходили Южный полярный круг с противоположной стороны.

«Вижу землю!» — такой сигнал поступил с «Мирного» на флагманский корабль 10 января 1821 года.

Все члены экспедиции в волнении высыпали на борт. И в это время солнце, словно желая поздравить моряков, на короткий миг выглянуло из разорванных облаков.

Впереди виднелся скалистый остров. На следующий день к нему подошли поближе. Собрав команду, Беллинсгаузен торжественно объявил: «Открытый остров будет носить имя создателя русского флота Петра Первого». Троекратное «Ура!» прокатилось над суровыми волнами.

Спустя неделю экспедиция обнаружила берег с высокой горой. Землю назвали Берегом Александра I. Сами же воды, омывающие эту землю и остров Петра I, позже были названы морем Беллинсгаузена.

Более двух лет продолжалось путешествие «Востока» и «Мирного». Завершилось оно в родном Кронштадте 24 июля 1821 года. Русские мореплаватели прошли на шлюпах больше чем двойной путь вокруг земного шара.

Первым достиг Южного полюса норвежец Руаль Амундсен в конце 1911 года. Его экспедиция добиралась на лыжах и собачьих упряжках. А месяцем позже к полюсу подошла другая экспедиция. Её возглавлял англичанин Роберт Скотт. Это, несомненно, тоже был очень мужественный и волевой человек. Но, увидев норвежский флаг, оставленный Амундсеном, Скотт пережил страшное потрясение: он лишь второй! До него здесь побывали! Сил на обратный путь у англичанина уже не осталось. «Боже Всемогущий, какое ужасное место. » — вывел он в дневнике слабеющей рукой.

Но кому же принадлежит шестой континент, на котором глубоко подо льдами обнаружены ценные минералы и полезные ископаемые?

На разные части материка претендовало много стран. Разработка полезных ископаемых, конечно, привела бы к гибели этого самого чистого континента на Земле. И человеческий разум победил. Антарктида стала всемирным природным заповедником — «Страной науки». Теперь здесь работают только учёные и исследователи из 67 стран на 40 научных станциях. Их труд поможет лучше узнать и понять нашу планету.

В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева русские станции на Антарктиде носят названия «Восток» и «Мирный».

источник

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую.
Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834—1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

1. — атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

2. — частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

3. в значительной мере истреблен лесной покров;

4. — загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

5. — мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов

6. — стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

7. — исчезновение видов животных и растений

Еще в начале шестидесятых годов считали, что загрязнение атмосферы это локальная проблема больших городов и индустриальных центров, но позже стало ясно, что атмосферные загрязнители способны распространяться по воздуху на большие расстояния, оказывая неблагоприятное воздействие на районы, находящиеся на значительном удалении от места выброса этих веществ। Таким образом, загрязнение атмосферы — это глобальное явление, и для контроля за ним необходимо международное сотрудничество.

Еще в 1973 году ЮНЕСКО опубликовала список десяти самых опасных загрязнителей биосферы. Их перечень и краткая характеристика приведены в следующей таблице:

Табл.1 Десять самых опасных загрязнителей биосферы

Образуется при сгорании всех видов топлива. Увеличение его содержания в атмосфере приводит к повышению её температуры, что чревато пагубными геохимическими и экологическими последствиями.

Образуется при не полном сгорании топлива. Может нарушить тепловой баланс верхней атмосферы.

Содержится в дымах промышленных предприятий. Вызывает обострение респираторных заболеваний, наносит вред растениям. Разъедает известняк и некоторые камни.

Создают смог и вызывают респираторные заболевания и бронхит у новорождённых. Способствует чрезмерному разрастанию водной растительности.

Содержатся в удобрениях. Главный загрязнитель вод в реках и озёрах.

Один из опасных загрязнителей пищевых продуктов, особенно морского происхождения. Накапливается в организме и вредно действует на нервную систему.

Добавляется в бензин. Действует на ферментные системы и обмен веществ в живых клетках.

Приводит к пагубным экологическим последствиям, вызывает гибель планктоновых организмов, рыбы, морских птиц и млекопитающих.

Очень токсичны для ракообразных. Убивают рыбу и организмы, служащие кормом для рыб. Многие являются канцерогенами.

В превышенно допустимых дозах приводит к злокачественным новообразованиям и генетическим мутациям.


К числу наиболее распространенных загрязнителей атмосферы относятся такие газы, как фреоны -1 , чем там, где максимальная величина загрязнения не превышает 0,04 млн.- 1 । Подобные аномалии высоких концентраций озона наносят ущерб многимсельскохозяйственным культурам, например томатам: суммарные потери урожая за счет избытка озона составляют в Калифорнии около 1млрд। долларов в год। В сочетании с углеводородами и соединениями группы NО озон может представлять собой прямую опасность для здоровья людей, и кроме того, является одной из важных составных частей фотохимического смога. Пыль, шум, чрезмерное количество тепла, радиация и электромагнитные поля — все это загрязнение атмосферы। В результате деятельности металлургических заводов, сжигания отходов, работытепловых электростанций температура атмосферы повышается, а увеличение углекислого газа, доля которого за 120 лет увеличилось на 17%, приводит к так называемому«парниковому эффекту»
। К парниковым газам также относится и метан, поступающий в атмосферу при добыче нефти, газа, угля, а также при гниении органических остатков, росте численности крупного рогатого скота। Прирост метана составляет 1,5 % в год। Сюда же можно отнести такое соединение, как закись азота, попадающее в атмосферу в результате широкого использования в сельском хозяйстве азотных удобрений, а также в результатесгорания углеродсодержащих топлив на теплоэлектроцентралях। Однако не стоит забывать, что несмотря на огромный вклад перечисленных газов в «парниковый эффект», главным парниковым газом на Земле является все же водяной пар। При этом явлении тепло, полученное Землей, не распространяется в атмосферу, а благодаря парниковым газам остается у поверхности Земли, и лишь только 20% от всего теплового излучения земной поверхности безвозвратно уходит в космос. Грубо говоря, парниковые газы образуют своеобразный стеклянный колпак над поверхностью планеты.

В дальнейшем это может привести к усиленному таянию льдов и к непредсказуемому поднятию уровня мирового океана, к затоплению части побережья материков, исчезновению целого ряда видов растений и животных, не способных приспособиться к новым природным условиям жизни. Явление «парникового эффекта»является одной из главных первопричин такой актуальной проблемы, как глобальное потепление климата।

Не менее сложна в научном отношении экологическая проблема озонового слоя. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший ее от жестокого ультрафиолетового излучения. Многие века ничто не предвещало беды. Однако в последние десятилетия было замечено интенсивное разрушение этого слоя.


Проблема озонового слоя возникла в 1982 году, когда зонд, запущенный с британской станции в Антарктиде, на высоте 25 — 30 [1] километров обнаружил резкое снижение содержания озона. С тех пор над Антарктидой все время регистрируется озоновая «дыра» меняющихся форм и размеров. По последним данным на 1992 год она равна 23 миллионам квадратных километров, то есть площади, равной всей Северной Америке [2] . Позднее такая же «дыра» была обнаружена над к анадским арктическим архипелагом, над Шпицбергеном, а затем и в разных местах Евразии, в частности над Воронежем.

Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита, ведь озон не допускает опасное излучение до поверхности Земли. В случае уменьшения озона человечеству грозит, как минимум, вспышка рака кожи и глазных заболеваний. Вообще увеличение дозы ультрафиолетовых лучей может ослабить иммунную систему человека, а заодно уменьшить урожай полей, сократить и без того узкую базу продовольственного

«Вполне допустимо, что к 2100 году защитное озоновое покрывало исчезнет, ультрафиолетовые лучи иссушат Землю, животные и растения погибнут. Человек будет искать спасения под гигантскими куполами искусственного стекла, и кормиться пищей космонавтов» [3] картинка, нарисованная корреспондентом одного из западных журналов, может показаться слишком мрачной. Но и по мнению специалистов изменившаяся обстановка скажется на растительном и животном мире. Урожайность некоторых сельскохозяйственных культур может снизиться на 30 %. 1 Изменившиеся условия скажутся и на микроорганизмах — на том же планктоне, являющемся основным кормом морских обитателей.

Истощение озонового слоя взволновало не только ученых, но и правительства многих стран. Начались поиски причин. Сначала подозрение пало на хлор- и фторуглеводороды, употребляемые в холодильных установках, так называемые фреоны. Они действительно легко окисляются озоном, тем самым уничтожая его. Были выделены крупные суммы на

поиски их заменителей. Однако холодильные установки применяются преимущественно в странах с теплым и жарким климатом, а озоновые дыры почему-то наиболее ярко проявляются в полярных областях. Это вызвало недоумение. Потом было установлено, что много озона уничтожается ракетными двигателями современных самолетов, летающих на больших высотах, а также при запусках космических кораблей и спутников.

Для окончательного решения вопроса о причинах истощения озонового слоя необходимы детальные научные исследования. Другой цикл исследований нужен для выработки наиболее рациональных способов искусственного восстановления прежнего содержания озона в стратосфере. Работы в этом направлении уже начаты.

Одна из причин гибели лесов во многих регионах мира – кислотные дожди, главными виновниками которых являются электростанции. Выбросы двуокиси серы и перенос их на

большие расстояния приводят к выпадению таких дождей далеко от источников выбросов. В Австрии, на востоке Канады, в Нидерландах и Швеции более 60 % серы, выпадающей на их территории, приходятся на внешние источники, а в Норвегии даже 75 % 1 . Другими примерами переноса кислот на большие расстояния являются выпадение кислотных дождей на таких отдаленных островах в Атлантическом океане, как Бермудские, и кислотного снега в Арктике.


За 20 лет (1970 – 1990) мир потерял почти 200 миллионов гектаров лесных массивов, что равно площади США восточнее Миссисипи 1 . Особенно большую экологическую угрозу представляет истощение тропических лесов – «легких планеты» и основного источника биологического разнообразия планеты. Там ежегодно вырубается или сжигается примерно 200 тысяч квадратных километров, а значит, исчезает 100 тысяч видов растений и животных 1 . Особо быстро этот процесс идет в самых богатых тропическими лесами регионах – Амазонии и Индонезии.

Британский эколог Н. Мейерс пришел к выводу, что десять небольших областей в тропиках содержат по крайней мере 27 % всего видового состава этого класса растительных формаций, позднее этот список был расширен до 15 «горячих точек» тропических лесов,

которые должны быть сохранены во что бы то ни стало 1 .

В развитых странах кислотные дожди вызывали повреждение значительной части леса: в Чехословакии – 71 %, в Греции и Великобритании – 64 %, в ФРГ – 52 % 1 .

Современная ситуация с лесами очень различна по континентам. Если в Европе и Азии лесопокрытые площади за 1974 – 1989 годы несколько увеличились, то в Австралии за один год они сократились на 2,6 %. Еще большая деградация лесов идет в отдельных странах: в Кот-д , Ивуар за год лесные площади уменьшились на 5,4 %, в Таиланде – на 4,3 %, в Парагвае на 3,4 % [4] .

Под воздействием живых организмов, воды и воздуха на поверхностных слоях литосферы

постепенно образуется важнейшая экосистема, тонкая и хрупкая, — почва, которую называют «кожей Земли». Это хранительница плодородия и жизни. Горсть хорошей почвы содержит миллионы микроорганизмов, поддерживающих плодородие.
Чтобы образовался слой почвы мощностью (толщиной) в 1 сантиметр, требуется столетие [5] . Он может быть потерян за один полевой сезон. По оценкам геологов, до того как люди начали заниматься сельскохозяйственной деятельностью, пасти скот и распахивать земли, реки ежегодно сносили в Мировой океан около 9 миллиардов тонн почвы. Ныне это количество оценивают примерно в 25 миллиардов тонн 2 .

Почвенная эрозия – сугубо местное явление – ныне приобрела всеобщий характер. В США, например, около 44 % обрабатываемых земель подвержено эрозии. В России исчезли уникальные богатые черноземы с содержанием гумуса (органического вещества, определяющего плодородие почвы) в 14 –16 %, которые называли цитаделью русского земледелия. В России площади самых плодородных земель с содержанием гумуса 10 – 13 % сократились почти в 5 раз 2 .

Особенно тяжелая ситуация возникает, когда сносится не только почвенный слой, но и материнская порода, на которой он развивается. Тогда наступает порог необратимого разрушения, возникает антропогенная (то есть созданная человеком) пустыня.

Один из самых грозных, глобальных и быстротечных процессов современности – расширение опустынивания, падение и, в самых крайних случаях, полное уничтожение биологического потенциала Земли, что приводит к условиям, аналогичным условиям естественной пустыни.

Естественные пустыни и полупустыни занимают более 1/3 земной поверхности. На этих землях проживает около 15 % населения мира. Пустыни – естественные образования, играющие определенную роль в общей экологической сбалансированности ландшафтов планеты.

В результате деятельности человека к последней четверти ХХ века появилось еще свыше 9 миллионов квадратных километров пустынь, и всего они охватили уже 43 % общей площади суши 2 .

В 90-х годах опустынивание стало угрожать 3,6 миллионам гектаров засушливых земель.

Это составляет 70 % потенциально продуктивных засушливых земель, или ¼ общей площади поверхности суши, причем эти данные не включают площадь естественных пустынь. Около 1/6 населения мира страдает от этого процесса 2 .

Как считают эксперты ООН, современные потери продуктивных земель приведут к тому, что к концу столетия мир может лишиться почти 1/3 своих пахотных земель 2 . Такая потеря в период беспрецедентного роста населения и увеличения потребности в продовольствии может стать поистине гибельной.

Одним из самых ценных богатств Земли является гидросфера — океаны, моря, реки, озера, ледники Арктики и Антарктики. На Земле имеется 1385 млн. километров водных запасов и очень мало, всего лишь 25% пресной воды пригодной для жизни человека. И не смотря на

это люди, очень безумно относятся к этому богатству и бесследно, беспорядочно его уничтожают, загрязняя воду различными отходами. На свои нужды человечество использует главным образом пресные воды. Их объём составляет чуть больше 2% гидросферы, причём распределение водных ресурсов по земному шару крайне неравномерно. В Европе и Азии, где проживает 70% населения мира, сосредоточено лишь 39% речных вод. Общее же потребление речных вод возрастает из года в год во всех районах мира. Известно, например, что с начала XXI века потребление пресных вод возросло в 6 раз, а в ближайшие несколько десятилетий возрастёт еще по меньшей мере в 1,5 раза.

Читайте также:  Полезные поделки из бумаги своими руками

Недостаток воды усугубляется ухудшением её качества. Используемые в промышленности, сельском хозяйстве и в быту воды поступают обратно в водоёмы в виде плохо очищенных или вообще неочищенных стоков. Таким образом, загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки, озера и моря промышленных,

сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.
Согласно расчетам ученых, вскоре для разбавления этих самых сточных вод может потребоваться 25 тысяч кубических километров пресной воды, или практически все реально доступные ресурсы такого стока. Нетрудно догадаться, что именно в этом, а не в росте непосредственного водозабора главная причина обострения проблемы пресной воды. Стоит отметить, что сточные воды, содержащие остатки минерального сырья, продукты человеческой жизнедеятельности обогащают водоемы питательными веществами, что в свою очередь приводит к развитию водорослей, а как следствие к заболачиванию водоема. В настоящее время к числу сильно загрязненных относятся многие реки — Рейн, Дунай, Сена, Огайо, Волга, Днепр, Днестр и другие. Городские стоки и крупные свалки часто бывают причиной загрязнения вод тяжелыми металлами и углеводородами. Поскольку тяжелые металлы накапливаются в морских пищевых цепях, их концентрация может достигнуть летальных доз, что и произошло после большого промышленного выброса ртути в прибрежные воды Японии вблизи города Минимата. Повышенная концентрация этого металла в тканях рыбы привела к гибели многих людей и животных, съевших зараженный продукт. Повышенные дозы тяжелых металлов, пестицидов и продуктов переработки нефти могут заметно ослаблять защитные свойства организмов. Концентрация канцерогенов в Северном море достигает в настоящее время огромных величин. Огромные запасы этих веществ сконцентрировались в тканях дельфинов,

являющихся конечным звеном пищевой цепи. Страны, расположенные на побережье Северного моря с недавнего времени проводят комплекс мероприятий, направленных на снижение, а в перспективе и на полное прекращение сброса в море и сжигания токсических отходов. Кроме того, человек осуществляет преобразование вод гидросферы путем строительства гидротехнических сооружений, в частности водохранилищ. Крупные водохранилища и каналы оказывают серьезное отрицательное воздействие на окружающую среду: изменяют режим грунтовых вод в прибрежной полосе, влияют на почвы и растительные сообщества, в конце концов, их акватории занимают большие участки плодородных земель.

В наши дни угрожающими темпами растет загрязнение мирового океана. Причем здесь существенную роль играет не только загрязнение стоками, но и попадание в воды морей и океанов большого количества нефтепродуктов. В целом, наиболее загрязнены внутренние моря: Средиземное, Северное, Балтийское, Японское, Яванское, а также Бискайский,

Персидский и Мексиканский заливы. Загрязнение морей и океанов происходит по двум каналам. Во-первых, морские и речные суда загрязняют воду отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности, продуктами внутреннего сгорания в двигателях. Во-вторых, загрязнение происходит в результате аварий, когда в море попадают токсичные вещества, чаще всего нефть и нефтепродукты. Дизельные двигатели судов выбрасывают вредные вещества в атмосферу, которые впоследствии оседают на поверхности воды. На танкерах перед каждой очередной загрузкой промываются емкости для удаления остатков ранее перевозимых грузов, при этом промывочная вода, а вместе с ней и остатки грузов чаще всего сбрасываются за борт. Кроме того, после доставки груза танкеры отправляются к пункту новой загрузки порожними, в этом случае для надлежащего плавания танкеры наполняются балластной водой, которая в процессе плавания загрязняется нефтяными остатками. Перед загрузкой эта вода также выливается за борт. Что же касается законодательных мер по контролю над нефтяным загрязнением при работе нефтяных терминалов и слива балластной воды из нефтеналивных судов, то они были приняты гораздо раньше, после того как стала очевидной опасность больших разливов

нефти из танкеров.
Так, при авариях танкера «Торри Каньон» у берегов Великобритании в 1967 году и танкера «Престиж» у берегов Испании в 2002 году, последствия для окружающей среды были настолько ужасающими, что целый ряд государств внес большое число поправок для нефтеперевозящих судов и ужесточил наказание за подобные катастрофы. Результаты исследований показали, однако, что малоизвестные небольшие по объему, но постоянно повторяющиеся разливы и утечки нефти наносят экосистемам даже больший ущерб, чем нашумевшие катастрофы. Детергенты, применяемые для уничтожения нефтяных пятен с поверхности моря, часто оказываются более опасными для среды, чем сама нефть. Настоятельно необходимо дальнейшее изучение проблемы и дальнейшее совершенствование мониторинга нефтяного загрязнения моря. На пути юридического контроля загрязнения морской, а особенно открытой океанической среды возникают большие трудности, поскольку проблема уничтожения отходов стала сейчас для многих государств весьма острой, а незаконный сброс их в море чрезвычайно привлекателен. Вредные химические соединения и радиоактивные отходы, попавшие в море, постепенно

разносятся течениями и волнами, но если они попадают в мелководные приконтинентальные моря, то немедленно наносят вред экосистеме, еще до того, как удается принять эффективные меры борьбы с этим воздействием. В этом отношении малые моря особенно уязвимы. Воды Ирландского имеют более высокую радиоактивность, чем в других приконтинентальных морях, а объясняется это утечками на атомной электростанции станции в Селлафилде.

6 Сокращение запаса полезных ископаемых

Планета Земля пока еще обильна полезными ископаемыми. Горючие ископаемые — нефть, уголь, сланцы, торф — унаследованы нами от погибших биосфер, которые, умерев, вобрали в себя и законсервировали солнечную энергию. Их относительное обилие затянуло вплоть до наших дней «палеолитический», собирательский подход к этим обильным, но невозобновимым природным ресурсам, которые все к тому же 2020 г. обещают необратимо потерять эпитет «обильный».

Половина сырой нефти, добытой за всю историю человечества, извлечена из недр за последние 10-15 лет, и нефтедобыча достигнет своего абсолютного пика до конца нынешнего столетия, после чего залежи нефти будут катастрофически истощаться. Энергетическая «прожорливость» — постоянная и нарастающая потребность «полнеющей»

цивилизации, подобно тому, как нарастала потребность в траве и листве у растительноядных динозавров. С этим приходится мириться: никто не желает устанавливать себе «диету». Но отказ от «палеолитического» энергособирательства, от сжигания топлива, которое в принципе не ушло далеко от костров первобытного человека, — императив времени.
Это не значит, что здесь собирательство надо прекратить совсем, но настало время сменить его объекты. Не случайно теперь разрабатываются и внедряются проекты, недавно казавшиеся фантастическими: собирание энергии ветра, морских приливов, горячих земных недр. Одной солнечной естественной тепловой энергии поступает на земную поверхность за один день столько, сколько все хозяйство мира расходует в течение года. К тому же собирание и использование этих видов энергии, которые обильно поступают к Земле и содержатся в ее недрах, — дело экологически чистейшее.
Но приходится сказать, что даже и здесь нужна крайняя осмотрительность и умеренность. Например, приливные электростанции действительно экологически чисты, они гораздо чище речных, которые нарушают естественные режимы водостока, ведут к повышению уровня грунтовых вод, заболачиваниям, переменам климата, нарушениям нерестового хода рыб. Но морские плотины притормаживают приливно-отливной цикл. Использование 2

млрд кВт приливной энергии вдвое замедлит в ближайшие 2 тыс. лет вращение Земли вокруг своей оси. Могут возразить, что в этом нет ничего страшного, да и произойдет это не скоро. Как знать! Изменится суточная (циркадная) ритмика жизнедеятельности человека и подавляющего большинства других живых видов, изменятся суточные перепады температур и, следовательно, климат. Изменится гравитация на планете ввиду ослабления центробежных сил. И быть может, еще через 2 тыс. лет изменится орбита Земли, которая в перспективе либо упадет на Солнце, либо уйдет за пределы Солнечной системы . Что же касается долговременности пришествия этих частью непременных, частью весьма вероятных событий, то вспомним, что если бы позднепалеолитический человек вовремя не догадался начать воспроизводство продуктов для своего пропитания, то о только что названных перспективах некому было бы рассуждать, ибо сегодня на Земле не было бы ни единого человека.
Наступит ли «неолит» в области энергопотребления, т. е. производство энергии, а не ее добыча, — мы пока не знаем. На Земле в принципе энергии много, но в конце концов вся

мыслимая энергия обязана своим происхождением либо Солнцу, либо ядерному потенциалу вещества, которое на Земле не бесконечно, даже вода — этот колоссальный ресурс будущей термоядерной энергетики — имеет ограниченный объем.
Тем более не бесконечны другие, сырьевые минеральные ресурсы. Сроки «жизни» запасов основных цветных металлов — меди, олова, цинка, серебра — исчисляются теперь немногими десятилетиями. За их исчерпанием наступит очередь других металлов, железных и урановых руд. Здесь тоже нужен «неолит» — производство самого вещества, потребного для многочисленных изделий, без которых немыслима сегодняшняя и тем более завтрашняя цивилизация.

7 Исчезновение видов животных и растений

В наше время каждый год на планете бесследно исчезает один животный вид и каждый день — один растительный с близкой перспективой ежечасного исчезновения. Кстати, растительных видов, исчезающих с такой катастрофической быстротой, вчетверо меньше, чем животных, а ведь растения составляют основание всех пищевых пирамид, а их разнообразие — базу фармацевтики. Скорость исчезновения живых видов в современную эпоху в 1000 раз выше, чем в эпоху вымирания динозавров, которую мы полагаем таинственной и катастро

фической. И это совершается в условиях, когда ввиду антропогенного воздействия на природу естественное видообразование практически прекратилось.
Извинительно забыть расцветку и повадки динозавров, но кто такие стеллерова корова, дронт, странствующий голубь, тасманийский волк? Это животные, исчезнувшие на недавней исторической памяти людей.
Добродушная многометровая и многотонная стеллерова корова, морское животное из отряда сирен, обитавшее у Командорских островов, была быстро и легко истреблена промысловиками во второй половине XVIII в. Когда-то мифический Одиссей плыл мимо сладкоголосых и кровожадных полуженщин-полуптиц сирен, привязав себя к мачте, чтобы не поддаться их призывам и не погибнуть. Одиссеи Новой истории поддались искушению легкой добычи и погубили целый животный вид и живой образ в картине мира , доставшейся следующим поколениям людей.

Странствующий голубь, достигавший размеров курицы, огромными стаями обитал в Северной Америке, к югу от Гудзонова залива; последний странствующий голубь погиб в 1914 г. в зоопарке Цинциннати. Желто-изум

рудный красавец с черными полосами, тасманийский сумчатый волк, теоретически еще обитает в резервате на западной оконечности острова Тасмания, но его давно уже никто не видел, и неясно, куда его теперь занести — в Красную книгу исчезающих видов или в Черную книгу видов исчезнувших. Нелетающий массивный дронт с толстым клювом, обитавший на островах Маврикий, Реюньон и Родригес в Индийском океане, был сожран в конце XVI в. заве

зенными туда свиньями. Могут ли дети, читающие сегодня о дронте в сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», представить себе эту птицу из отряда голубей, но составлявшую особое семейство, если даже иллюстраторы изображают ее в книжке в виде полупеликана-полуаиста? Не случится ли то же самое в XXI в. с обыкновенным бурым медведем — непременным персонажем многих русских народных сказок? Не останется ли почти единственным живым животным образом детских сказок комнатная муха, «муха-цокотуха, позолоченное брюхо», а почти единственным обитателем зоопарков далекого будущего постельный клоп, как это почти буквально предсказано в одноименной сатирической пьесе В. Маяковского?
Вопросы эти, начиная с «кто такой дронт?», не легковесны и не просты. Человек активно использует не более двух десятков культивированных растительных и животных видов из более чем двух миллионов. Десятка полтора паразитов и сорняков сопровождают человеческое бытие и хозяйствование и, между прочим, даже с экологической точки зрения подлежат уничтожению, поскольку размножились лишь благодаря человеку и не входят органически в систему природы.

Пятая часть всех животных и растений на Земле находятся под угрозой полного уничтожения, об этом говорится в последнем докладе ООН «Наблюдение за глобальным биологическим разнообразием»

Исчезновение с лица нашей планеты грозит 21% млекопитающих, 30% амфибий и 35% беспозвоночных животных. Каждое пятое растение на Земле также может полностью исчезнуть в ближайшее время. Глобальное исчезновение различных видов растений связывают с уничтожением тропических лесов Амазонии, а также повсеместными вырубками леса для организации пастбищ и строительства жилья для все увеличивающегося населения планеты, которое к 2050 году должно достигнуть цифры в 9 млрд. человек.

По подсчетам экологов, от человеческой деятельности больше всего страдают леса, озера и коралловые рифы. Загрязнение окружающей среды ведет к тому, что в озерах и реках происходит очень быстрое разрастание водорослей аглае, которые сильно уменьшают количество кислорода в воде, тем самым убивая рыбу и другие живые организмы. Коралловые рифы сокращаются из-за загрязнения океана, неконтролируемого рыболовства и общего потепления воды в мировом океане.

Специалисты считают, что величина ущерба, уже причиненного человеком экосистеме Земли, намного выше, чем считалось ранее. Скорость исчезновения животных и растений земли на сегодняшний день в тысячу раз превышает показатель естественного исчезновения видов. По мнению ученых, это связано с очень перерасходом природных ресурсов, постоянным расширением «общества потребления» и сильным загрязнением окружающей среды в большинстве уголков Земли.

Наша планета не так уж и далека от того момента, полагают ученые, когда экосистема, поддерживающая климат, пищевую цепочку и всю биосферу Земли, будет разрушена настолько, что потеряет способность к самовосстановлению. Если этот момент настанет, то глобальные негативные изменения коснуться всего человечества, то есть 6 млрд. человек.

Перспективы развития и решения г лобальные экологические проблемы.

Говоря о возможных вариантах развития экологической ситуации на планете, самым благодарным и, само собой, наиболее осмысленным, кажется разговор о некоторых из существующих сегодня направлениях природоохранной деятельности. Иначе пришлось бы говорить исключительно об ужасах истощения природных ресурсов и т. п.

Несмотря на то, что каждая из обсуждавшихся здесь глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающий среды. Кроме того, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками.

К числу таких способов (или возможных путей решения проблемы) можно отнести возникновение и деятельность разного рода «зеленых» движений и организаций. Кроме пресловутого « Green Pea с e ’а», отличающегося не только размахом своей деятельности, но и, порой, заметным экстремизмом действий, а также аналогичных организаций, непосредственно проводящих природоохранны

е акции, существует другой тип экологических организаций – структуры, природоохранную деятельность стимулирующие и спонсирующие – типа Фонда дикой природы, например. Все экологические организации существуют в одной из форм: общественные, частные государственные либо организации смешанного типа.

Кроме разного рода объединений, отстаивающих у цивилизации права постепенно уничтожаемой ею природы, в сфере решения экологических проблем существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив. Например, природоохранное законодательство в России и других странах мира, различные международные соглашения или система «Красных книг».

Международная » Красная книга» – список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – в настоящий момент включает 5 томов материалов. Кроме того, существуют национальные и даже региональные «Красные книги».

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

Хотя, несомненно, — и это доказывает весь ход человеческой истории — важнейшим направлением решения стоящих перед цивилизацией экологических проблем стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что искореняет главный экологический конфликт – конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира, существующий в сознании человека.

[1] Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. — 1999. — № 3

[2] Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. — СПб.: СПбГУПМ, 1993. — 72 с.

[3] Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. — СПб.: СПбГУПМ, 1993. — 72 с.

[4] Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. — СПб.: СПбГУПМ, 1993. — 72 с.

[5] Энциклопедия для детей: Т.3 (География). — Сост. С.И. Исмаилова. — М.: Аванта +, 1994. — 640 с.

источник

Источники:
  • http://www.metod-kopilka.ru/test_pouud_otkrytie_antarktidy-36746.htm
  • http://uch.znate.ru/docs/4583/index-8278-24.html
  • http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B4%D1%8B.html
  • http://promtu.ru/dobyicha-resursov/vozdeystvie-na-ekologiyu-posle-dobyichi-iskopaemyih
  • http://restinworld.ru/stories/antarctica/5239/2.html
  • http://kateloseva.blogspot.com/2010/12/blog-post.html