Меню Рубрики

Полезны для сельского хозяйства истребители тлей

Вопрос: Помогите пожалуйста 1. К насекомым относятся: A. Тараканы Б. Скорпионы B. Клещи Г. Бабочки Д. Мокрицы 2. «Двухвостками» в народе называют: А. Уховерток В. Поденок Б. Медведок Г. Стрекоз 3. Некоторые насекомые обладают необычайной физической силой; если бы люди могли уподобиться в этом отношении муравьям, то предельный вес, который оказался бы «по плечу» человеку массой в 60 кг. составил: А. Емкость со 100 литрами воды Б. Контейнер с 1 тонной груза В. Трактор весом в 3 тонны Г. Железнодорожный вагон с грузом в 30 тонн 4. Жуки — самый крупный отряд насекомых, насчитывающий более 350 тыс. видов, из которых в России живет: А. 200 видов В. 20 тыс. видов Б. 2 тыс. видов Г. 200 тыс. видов 5. Полезны для сельского хозяйства истребители тлей: А. Божьи коровки В. Майские жуки Б. Скарабеи Г. Долгоносики 6. С древнейших времен человеку досаждали представители полужесткокрылых: А. Постельные клопы Б. Водомерки В. Клопы-гладыши Г. Водяные скорпионы 7. У бабочек из куколки появляется: А. Взрослое насекомое Б. Гусеница первого поколения В.Гусеница второго поколения Г. Новая кладка яиц 8. На пораженных множеством тлей растениях часто можно увидеть божьих коровок; что их привлекает? А. Приятный запах тлей Б. Обильная живая добыча В. Сладкие выделения тлей Г. Красивый внешний вид тлей 9. Блохи переносят возбудителей смертельно опасного заболевания человека: А. Сонной болезни Б. Брюшного тифа В. Чумы Г. Гриппа 10. В пчелиной и муравьиной семье только одна самка-царица имеет право на размножение, а абсолютное большинство особей представлено рабочими. А. Половозрелыми самцами и самками Б. Бесплодными самцами В. Бесплодными самками Г. Захваченными в плен насекомыми других видов 11. Среди перепончатокрылых насекомых много полезных человеку видов; это (выберите неверный вариант ответа): А. Пчелы В, Муравьи Б. Осы Г. Наездники

Помогите пожалуйста 1. К насекомым относятся: A. Тараканы Б. Скорпионы B. Клещи Г. Бабочки Д. Мокрицы 2. «Двухвостками» в народе называют: А. Уховерток В. Поденок Б. Медведок Г. Стрекоз 3. Некоторые насекомые обладают необычайной физической силой; если бы люди могли уподобиться в этом отношении муравьям, то предельный вес, который оказался бы «по плечу» человеку массой в 60 кг. составил: А. Емкость со 100 литрами воды Б. Контейнер с 1 тонной груза В. Трактор весом в 3 тонны Г. Железнодорожный вагон с грузом в 30 тонн 4. Жуки — самый крупный отряд насекомых, насчитывающий более 350 тыс. видов, из которых в России живет: А. 200 видов В. 20 тыс. видов Б. 2 тыс. видов Г. 200 тыс. видов 5. Полезны для сельского хозяйства истребители тлей: А. Божьи коровки В. Майские жуки Б. Скарабеи Г. Долгоносики 6. С древнейших времен человеку досаждали представители полужесткокрылых: А. Постельные клопы Б. Водомерки В. Клопы-гладыши Г. Водяные скорпионы 7. У бабочек из куколки появляется: А. Взрослое насекомое Б. Гусеница первого поколения В.Гусеница второго поколения Г. Новая кладка яиц 8. На пораженных множеством тлей растениях часто можно увидеть божьих коровок; что их привлекает? А. Приятный запах тлей Б. Обильная живая добыча В. Сладкие выделения тлей Г. Красивый внешний вид тлей 9. Блохи переносят возбудителей смертельно опасного заболевания человека: А. Сонной болезни Б. Брюшного тифа В. Чумы Г. Гриппа 10. В пчелиной и муравьиной семье только одна самка-царица имеет право на размножение, а абсолютное большинство особей представлено рабочими. А. Половозрелыми самцами и самками Б. Бесплодными самцами В. Бесплодными самками Г. Захваченными в плен насекомыми других видов 11. Среди перепончатокрылых насекомых много полезных человеку видов; это (выберите неверный вариант ответа): А. Пчелы В, Муравьи Б. Осы Г. Наездники

1А) ,В),Г) 2А) 3Б) 4Б) 5А) 6Г) 7А) 8Б) 9Б) 10А) 11Г)

Ответ: 1- А , В , Г 2 — А 3 — Б 4- Б 5 — А 6 — Г 7 — А 8 — Б 9- Б 10 — А 11 — Г)))

источник

Цель:

  • развивать умения анализировать, систематизировать, делать выводы, сравнивать виды насекомых;
  • закрепить знания о насекомых, привить навыки коммуникативного общения;
  • воспитывать интерес к изученному, бережное отношение к природе, насекомым.

Тип урока: урок учета и контроля ЗУН.

Вид урока: интеллектуальная игра.

Форма урока: групповая.

Средства обучения:

  • рисунки с изображением насекомых,
  • карточки-задания,
  • игровое поле.

Актуализация урока

Учитель: Урок сегодня, ребята, мы начнем с загадок:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит
Сядет и укусит. (комар)

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (пчела)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

Не солнце, не огонь,
а светит. (светлячок)

Целый день летает,
Всем надоедает:
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (муха)

Учитель: Ребята! Что объединяет всех этих животных? Да, их относят к классу Насекомых. За что они получили такое название? Свое название они получили за характерные насечки на брюшке. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1, 5 млн. видов, живущих и процветающих на планете Земля. Создана наука по изучению этих животных. Как она называется?

Наука — энтомология. Немало ученых посвятили свою жизнь, изучению этих животных. Попытайтесь назвать их имена. Угадайте, о каких ученых идет речь?

— В 1729 году в своей работе Система природы», шведский ученый натуралист описал около 2 тысяч видов насекомых, сгруппировав их в 9 отрядов. Он заложил основы современной систематики двойной номенклатуры. (К. Линней.)

— Этот древнегреческий ученый разделил всех животных, на «животных с кровью (позвоночных) и» без крови» (беспозвоночных), выделив из последних группу «энтома» (энтома — насекомое). Он является учеником Платона. В 343 году был приглашен царем Македонии Филиппом, воспитывать его сына Александра. Создал труд «История животных», где привел сведения о строении тела животных, их образ жизни поведении. Составил первую систематическую сводку животных, так называемую «Лестницу существ». (Аристотель)

— Один из основоположников энтомологии. Занимая скромную и малообеспеченную должность провинциального учителя на юге Франции, он почти полстолетия посвятил изучению насекомых. В1879 году в Париже был издан первый том из десяти «Энтомологических воспоминаний», где описаны многолетние наблюдения над образом жизни насекомых и других членистоногих. Он не принадлежит к числу профессиональных ученых, но по праву считается знатоком насекомых. Его зарисовки о жизни насекомых, в сокращенном варианте, издано в нашей стране под заголовком «Нравы насекомых». (Фабр Жан Анри)

— Ребята, вы поняли, что сегодня на уроке мы снова будем говорить о насекомых, обобщим знания о них, узнаем новое, т.е. расширим кругозор, и сделаем это с помощью интеллектуальной игры, для участия в которой вы уже разделены на команды. А теперь послушайте условия игры.

1. На игровом поле к написанному слову или его части нужно поставить букву — вправо, влево, вверх, вниз.

2. Слово должно быть существительным в единственном числе (исключение во множественном), нарицательным.

3. Если слово составлено из трех букв — команда зарабатывает 30 очков, ответив при этом на предложенное учителем задание для всей команды.

4. В случае неправильного ответа команде дается другое задание, и количество очков уменьшается на 10.

5. Команда выполнившая задание передает ход другой команде.

6. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

7. Зоны на игровом поле: «Проверь», «Распредели», «Третий лишний», «Угадай», «Ералаш».

1 зона. «Третий лишний». Почему?

а)

  • жук, крокодил, комар;
  • паук, слепень, воробей;
  • стрекоза, муравей, наездник;
  • палочник, соловей, клоп черепашка;

б)

  • кузнечик, саранча, пчела;
  • пчела, бабочка, скарабей;
  • комар, блохи, божья коровка;
  • медведка, саранча, наездник;

в)

  • овод, комар, жужелица;
  • тутовый шелкопряд, пчелы, москиты;
  • кожный овод, вши, шмель;
  • тля, капустная белянка, трихограмма;

г)

  • яблоневый цветоед, медведка, божья коровка;
  • платяная моль, вши, трихограмма,
  • пчела, лесные муравьи, саранча,
  • непарный шелкопряд, яблоневая плодожорка, тутовый шелкопряд;

2 зона. «Распредели»: выдели из списка требуемые насекомые.

а)

  • общественные насекомые: медоносная пчела, колорадский жук, саранча, муравьи, бабочки, термиты, тля, оса;
  • перепончатокрылые: хвойный пилильщик, трихограмма, шмельмуха, комар, термиты, овод, крыть;

б)

  • двукрылые: слепень, короед, комнатная муха, овод, шелкопряд, сверчки, цикады, павлиний глаз;
  • жуки: сверчки, моль, короед, долгоносик свекловичный, хрущ, тутовый шелкопряд, оса, усач;

в)

  • чешуекрылые: платяная моль, махаон, стрекоза-коромысло, термиты, капустная белянка, долгоносик, павлиний глаз, медоносная пчела;
  • прямокрылые: сверчки, цикады, стрекоза, слепень муравей, медведка, усач, комнатная муха;

г)

  • переносчики заболеваний: комнатная муха, непарный шелкопряд, колорадский жук, комар, муха це-це, махаон;
  • полужесткокрылые: свекловичный долгоносик, цикады, слепни, клоп — черепашка, постельный клоп;

3 зона «Угадай».

а) Более 5 тысяч лет назад это животное жило в естественных условиях. Его Родиной считаются Гималаи. В природе этот вид вымер и ныне не встречается. Однако он не исчез, так как его начали искусственно разводить. Питается насекомое исключительно листьями шелковицы, эти насекомые утратили способность летать. Эти насекомые стали домашними.

б) Особый отряд насекомых с неполным превращением. Живут на различных млекопитающих и человеке, имеются две разновидности. Это типичные паразиты, тело их сильно уплощено, у них нет крыльев и фасеточных глаз. Удерживаются с помощью специально приспособленных для этого ног, лапка и коготок которых образует своеобразные щипцы. Питаются кровью, за период размножения самка откладывает триста яиц, которые прикрепляется к волосам и одежде человека. Личинки тоже питаются кровью. Насекомые являются переносчиками типа и гепатита.

в) Эти крупные, стройные, ярко окрашенные насекомые известны каждому любознательному человеку. Насекомые отличаются быстрым полетом. Особенно их много можно увидеть возле водоемов, в которых развиваются их личинки. Летают они днем в теплую погоду и в тихие вечера. Во время полета ловят различных насекомых, которыми питаются. Зеленоватые или буроватые личинки живут на дне водоемов. Они также хищники. К нижней стороне головы личинок прикреплен орган нападения — так называемая » маска», которая выбрасывается в сторону приближающейся жертвы. Насекомые могут летать на сотни тысяч километров.

г) Опаснейшие вредители сельского хозяйства. Насекомые, для которых характерны вспышки массового размножения, гнездятся в плавнях низовьях дона Волги, Урала, Терека, Среднеазиатских рек и озер. Питаются тростником, а, улетая на сотни километров, истребляют по пути всю растительность. Огромными стаями насекомые поднимаются в воздух и летят со скоростью 10 — 15 км/ч., преодолевая расстояние за день 80 — 120 км. Уроны от этих насекомых ни миллионные, а миллиардные. В ООН создан центр по борьбе с этими насекомыми. Этих насекомых еще называют — «зубами ветра». Смертельно щелкая, «зубы ветра» пронеслись над Африкой и Азией в 1985-1987 годах. Первые вести об этом насекомом поступили из Сенегала, Мали, Негера, Чада, затем продвинулась в Эфиопию, Кению, Уганду, Египет, а затем перемахнула вАзию. Жители Африки нашли свою выгоду.

Население Азиатских стран ловят их, сушат, пекут хлеб, то есть употребляют в пищу.

4 зона «Проверяй».

а) Указаны особенности дождевого червя, майского жука, и еще одного животного. Подчеркните характерные особенности майского жука — прямой чертой, дождевого червя извилистой. Как называется животное, особенности которого остались неподчеркнутыми?

  • Тело членистое.
  • Тело покрыто слизью.
  • Четыре пары ног.
  • Три пары ног.
  • Органы дыхания — поверхность тела
  • Органы дыхания-трахеи.
  • Есть головогрудь.
  • Есть голова.
  • Имеются твердые хитиновые надкрылья.
  • Антенны отсутствуют.
  • Есть сложные глаза.
  • Яйца откладывают в кокон, находящийся в почве.
  • Развитие простое.
  • Насекомое.
  • Кольчатый червь.
  • Жилище в виде колокола, находится в воде.

1. Для насекомых характерны признаки:

а) 4пары ног и одна пара усиков;

б) 3пары ног и1пара усиков;

2. Из перечисленных насекомых к отряду Перепончатокрылых относят:

3. Дышат насекомые при помощи:

4. К биологическим особенностям, дающим насекомым преимущества для распространения можно отнести:

г) разнообразие ротовых аппаратов;

5. Мальпигиевы сосуды — это:

6. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:

в) яйцо-личинка-куколка-взрослое насекомое;

7. Комар из рода анофелес является:

б) переносчиком возбудителя малярии;

г) промежуточным хозяином паразита;

8. Для представителей отряда Чешуекрылых характерны признаки:

а) развитие с неполным превращением;

б) сосущий ротовой аппарат в стадии имаго;

в) развитие с полным превращением;

9.Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов называют:

б) биологическим способом борьбы;

г) химическим способом борьбы;

Самый прогрессивный среди всех Членистоногих и богатый по численности видов класс на

Их тело имеет :. Покров и подразделено на :. Отдела:.Размеры тела варьируют от 1-2 мм до 15-30 см. На голове располагаются :.- органы осязания и обоняния, которые могут быть нитевидными (:), гребневидными (:), булавовидными (:) и другими. Глаза у насекомых . и :.(фасеточные). Ротовой аппарат может быть различного типа . Грудь состоит из 3 сегментов, каждый из которых несет по. паре двигательных конечностей, два последних сегмента могут нести также . которых может быть 1 или 2 пары. Ходильные ноги состоят из нескольких члеников. В зависимости от выполняемых функций ноги насекомых могут быть: . . . . . . .

1. Среди перепончатокрылых насекомых много полезных человеку видов; это (выберите неверный вариант ответа):

2. Блохи переносят возбудителей смертельно опасного заболевания человека:

3. Многие двукрылые доставляют человеку много неприятностей, потому что они (выберите неверный вариант ответа):

а) переносят инфекционные заболевания;

б) питаются кровью людей и других теплокровных животных;

в) загрязняют пищевые продукты в помещениях;

Читайте также:  Перегородки грецкого ореха чем полезны

г) нападают на летающих насекомых

4. На поражённых множеством тлей растениях часто можно увидеть муравьёв. Что их привлекает?

г) красивый внешний вид тлей

5. На поражённых множеством тлей растениях часто можно увидеть божьих коровок. Что их привлекает?

г) красивый внешний вид тлей

6. У бабочек из куколки появляется :

б) гусеница первого поколения

в) гусеница второго поколения;

7. Полезны для сельского хозяйства истребители тлей:

8. Опасные вредители сельскохозяйственных растений:

9. С давних времён человеку досаждали представители полужёсткокрылых:

5 зона. «ЕРАЛАШ»

а) Назовите сказки, героями, которых были насекомые?

б) Составьте слова из слова шелкопряд

в) Вставьте пропущенные буквы:

г) Какую букву надо прибавить к названию рыбного блюда, чтобы получить название насекомого из отряда двукрылых? (м-уха)

д) Одна муха откладывает 120 яиц и в течение лета появляется семь поколений мух, половина из которых — самки. За начало первой кладки примем 15 апреля, и будем считать, что муха-самка за 20 суток развивается так, что сама откладывает яйца. Подсчитайте сколько мух народится за 7 поколений. (355 923 200 000 000 мух)

Подведение итогов.

— Наш урок подошёл к концу. О чём же мы с вами сегодня говорили? Что вам понравилось? Что нового узнали? (ответы учащихся)

— Итак, вы ещё раз убедились, что насекомые самые многочисленные животные на Земле (1,5 млн. видов). Они освоили водную, наземную, почвенную, воздушные среды.

Среди них немало прекрасных летунов, пловцов, бегунов, землекопов и др. специалистов.

Есть общественные, одиночные, хищные и паразитические. Насекомые очень устойчивы к неблагоприятным условиям, несмотря на то, что они имеют непостоянную температуру тела. Мы не можем не изучать их, так как, есть переносчики заболеваний, полезные насекомые.

Многие насекомые стали редкими и требуют охраны. Для них создаются заповедники. А какое участие вы можете принять в их охране? Подумайте об этом.

Дом, задание. Творческое: Составить кроссворды, приготовить презентации о мире насекомых.

источник

1. Кто ввел в биологию систематические категории и двойные названия организмов?

А. Аристотель Б. Ламарк В. Линней Г. Левенгук

А. в воде Б. в почве В. в живых организмах Г. во всех перечисленных средах

3. Каким образом губки не способны защититься от врагов?

А. выделением ядовитых веществ Б. выделением отпугивающего запаха

В. наличием острых минеральных игл Г. перемещением в безопасное место

4. У каких моллюсков самая совершенная нервная система?

А. у всех двустворчатых Б. у головоногих

В. брюхоногих Г. у двустворчатых пластинчатожаберных

5.Тело членистоногих защищено:

А.хитиновым покровом Б. стрекательными клетками

6. Все насекомые имеют ходильные ноги в количестве:

А. 1 пары Б. 2 пар В. 3 пар Г. 4 пар

7. Полезны для сельского хозяйства истребители тлей:

А. божьи коровки Б. скарабеи В.майские жуки Г. долгоносики

8.Органы чувств, характерные только для рыб:

А. слух Б. зрение В. боковая линия Г. осязание

9.У пресмыкающихся трехкамерное сердце характерно:

А. для всех рептилий Б. для всех, кроме черепах

В. для всех, кроме крокодилов Г. для всех кроме змей

10. Какие млекопитающие рождают детенышей:

А. только первозвери Б. только настоящие звери

В. только сумчатые Г. все млекопитающие

Задание №2 — Вставьте пропущенное слово (Каждое слово 1 балла)

1. Основной систематической единицей в зоологии является _______.

2.Кишечнополостные имеют _____ симметрию тела.

3. Нервная система кольчатых червей представлена брюшной нервной цепочкой с выходом нервов в каждый сегмент тела, а на переднем конце имеется ____ _____ — примитивное подобие головного мозга.

4. Все хордовые животные имеют внутренний ____, в виде_____ (давшей название всему типу).

6. Лягушки ценны для биологической и медицинской науки в качестве _____ животных.

7. Самое крупное млекопитающее — _____.

8.Шейный отдел у млекопитающих состоит из _____ позвонков.

9. По характеру питания аскарида типичный ______.

10. Самые крупные артерии – это _____, а самые мельчайшие кровеносные капилляры — _____.

11. Вид, обитающий только в пределах определенной территории, является ее _____.

12. Первичную биомассу создают _____, использующие энергию ______; в биоценозах они являются _____.

13. Изъятие из природы части населения животных для получения нужной человеку продукции называется _____.

14. Природоохранная территория, где установлен строгий режим охраны, полностью запрещена любая хозяйственная деятельность человека, называется ______.

15. ________ — воспроизведение себе подобных.

Задание №3 Решите правильно или неправильно то или иное суждение

1.Простейшие были известны давно, еще до изобретения светового микроскопа.

2.Все кишечнополостные животные имеют стрекательные клетки.

3. Тело большинства моллюсков заключено в раковину.

4. Членистоногие – самый крупный по количеству видов тип животных.

5. Ноги насекомых находятся на груди и брюшке.

Задание №4 Распределите птиц по отрядам

(Каждая правильно распределенная птица -1 балл)

1- филин, 2- ястреб-тетеревятник, 3- большая синица, 4- цапля серая, 5-лебедь-шипун, 6- дрофа,

7 – скопа, 8– пингвин, 9- белый аист, 10- кряква,11 – ласточка береговая, 12 — белая куропатка.

^ Задание №5 К каким отрядам относятся изображенные на рис. млекопитающие?

Запишите под номером каждого животного, изображенного на рис. букву, соответствующую названию отряда, к которому это животное относится.

1. Кто ввел в биологию систематические категории и двойные названия организмов?

2.Простейшие могу обитать:

Г. во всех перечисленных средах

3. Каким образом губки не способны защититься от врагов?

Г. перемещением в безопасное место

4. У каких моллюсков самая совершенная нервная система?

5.Тело членистоногих защищено:

6. Все насекомые имеют ходильные ноги в количестве:

7. Полезны для сельского хозяйства истребители тлей:

8.Органы чувств, характерные только для рыб:

9.У пресмыкающихся трехкамерное сердце характерно:

В. для всех, кроме крокодилов

10. Какие млекопитающие рождают детенышей:

Задание №2 — Вставьте пропущенное слово (Каждое слово 1 балла)

1. Основной систематической единицей в зоологии является ВИД.

2.Кишечнополостные имеют РАДИАЛЬНУЮ (ЛУЧЕВУЮ) симметрию тела.

3. Нервная система кольчатых червей представлена брюшной нервной цепочкой с выходом нервов в каждый сегмент тела, а на переднем конце имеется ОКОЛОГЛОТОЧНОЕ КОЛЬЦО — примитивное подобие головного мозга.

4. Все хордовые животные имеют внутренний ОСЕВОЙ СКЕЛЕТ в виде ХОРДЫ (давшей название всему типу).

5.Сердце у всех рыб ДВУКАМЕРНОЕ.

6. Лягушки ценны для биологической и медицинской науки в качестве ЛАБОРАТОРНЫХ (ПОДОПЫТНЫХ) животных.

7. Самое крупное млекопитающее — КИТ.

8.Шейный отдел у млекопитающих состоит из 7 позвонков.

9. По характеру питания аскарида типичный ГЕТЕРОТРОФ (ПАРАЗИТ).

10. Самые крупные артерии – это АОРТА, а самые мельчайшие кровеносные капилляры — КАПИЛЛЯРЫ.

11. Вид, обитающий только в пределах определенной территории, является ее ЭНДЕМИК.

12. Первичную биомассу создают АВТОТРОФЫ, использующие энергию СОЛНЦА; в биоценозах они являются ПРОДУЦЕНТАМИ.

13. Изъятие из природы части населения животных для получения нужной человеку продукции называется ПРОМЫСЕЛ.

14. Природоохранная территория, где установлен строгий режим охраны, полностью запрещена любая хозяйственная деятельность человека, называется ЗАПОВЕДНИК.

15. РАЗМНОЖЕНИЕ — воспроизведение себе подобных.

Задание №3 Решите правильно или неправильно то или иное суждение

1.Простейшие были известны давно, еще до изобретения светового микроскопа. НЕТ

2.Все кишечнополостные животные имеют стрекательные клетки. ДА

3. Тело большинства моллюсков заключено в раковину. ДА

4. Членистоногие – самый крупный по количеству видов тип животных. ДА

5. Ноги насекомых находятся на груди и брюшке. НЕТ

Задание №4 Распределите птиц по отрядам

1- филин (ОТРЯ СОВООБРАЗНЫЕ) , 6- дрофа (ОТРЯД ДРОФООБРАЗНЫЕ), 8– пингвин ( ОТРЯД ПИНГВИНООБРАЗНЫЕ),

А. Воробьинообразные : 3- большая синица, 11 – ласточка береговая,

Б. Куриные : 12 — белая куропатка.

В. Соколообразные : 2- ястреб-тетеревятник, 7 – скопа

Г. Голенастые : 4- цапля серая, 9- белый аист,

Д. Гусеобразные : 5-лебедь-шипун, 10- кряква,

^ Задание №5 К каким отрядам относятся изображенные на рис. млекопитающие?

Задание выполнить невозможно, так как не приложен рисунок

источник

Контрольная работа по теме: «Класс Насекомые».

Вариант 1.

1. По характеру питания тараканы являются:

А. Строго растительноядными
В. Всеядными
Б. Хищниками
Г. Паразитами

2. Среди прямокрылых есть виды, которые наносят серьезный урон сельскому хозяйству; наиболее опасные из них:

А. Сверчки В. Саранча
Б. Кобылки Г. Кузнечики

3. Взрослые поденки живут один—три дня (за что и получили свое название), а их личинки обитают в воде в течение:

А. Месяца В. Двух-трех лет
Б. Года Г. Свыше пяти лет

4. По характеру питания все стрекозы и их водные личинки:

A. Кормятся растительной пищей Б. Активные хищники
В. Паразиты Г. Поедают мертвых животных

5. По характеру питания вши являются:

A. Наружными паразитами млекопитающих
Б. Внутренними паразитами
В. Хищниками
Г. Потребителями мертвого органического вещества

6.Название отряда, к которому принадлежат все жуки, связано с наличием у них:

А. Прозрачных крыльев
Б. Жестких надкрыльев
В. Усиков на голове

Г. Сильных грызущих челюстей

7.Опасные вредители сельскохозяйственных растений:

А. Жуки-навозники В. Жуки-щелкуны
Б. Жужелицы Г. Майские жуки

8. Название отряда, к которому принадлежат бабочки, связано с тем, что:

А. Их крылья по форме напоминают чешуйки.
Б. Их крылья покрыты крупной чешуей.
В. Их прозрачные крылья покрыты мелкими разноцветными чешуйками.
Г. Их окрашенные крылья покрыты мелкими бесцветными чешуйками.

9. Название отряда, к которому принадлежат все клопы, связано с тем, что:

А. Обе пары крыльев недостаточно жесткие
Б. Надкрылья наполовину жесткие, а наполовину прозрачные
В. Имеется колюще-сосущий ротовой аппарат
Г. Усики короче, чем у жуков

10.На пораженных множеством тлей растениях часто можно увидеть муравьев; что их привлекает?

А. Приятный запах тлей Б. Обильная живая добыча
В. Сладкие выделения тлей Г. Красивый внешний вид тлей

11.Многие двукрылые доставляют человеку много неприятностей, потому что они (выберите неверный вариант ответа):

А. Переносят инфекционные заболевания.
Б. Питаются кровью людей и других теплокровных животных.
В. Загрязняют пищевые продукты в помещениях.
Г. Нападают на летающих насекомых.

2. Вставьте пропущенное слово.

12. Тело насекомых подразделяется на три отдела — это . . и .

13. У жуков настоящими крыльями являются _________________ крылья, которые в состоянии покоя спрятаны под ________________

14. Общественные насекомые с огромными семьями — это . . и .

15.Есть насекомые, предпочитающие жить в это…, …, и т.д., а есть
это …, …, ….
3. Дайте краткий ответ.

16. Каковы особенности развития насекомых с полным превращением?

17. Чем полезны муравьи в лесу?

18. Какие ротовые аппараты характерны для насекомых? Приведите примеры.

19. Какую роль играют прямокрылые в природе?

20. Какие двукрылые, обитающие в нашей местности , являются кровосущими?

Контрольная работа «Насекомые».

A. Тараканы
Б. Скорпионы
B. Клещи
Г. Бабочки
Д. Мокрицы

2. «Двухвостками» в народе называют:

А. Уховерток В. Поденок
Б. Медведок Г. Стрекоз

3. Некоторые насекомые обладают необычайной физической силой; если бы люди могли уподобиться в этом отношении муравьям, то предельный вес, который оказался бы «по плечу» человеку массой в 60 кг. составил:

А. Емкость со 100 литрами воды
Б. Контейнер с 1 тонной груза
В. Трактор весом в 3 тонны
Г. Железнодорожный вагон с грузом в 30 тонн

4. Жуки — самый крупный отряд насекомых, насчитывающий более 350 тыс. видов, из которых в России живет:

А. 200 видов В. 20 тыс. видов
Б. 2 тыс. видов Г. 200 тыс. видов

5. Полезны для сельского хозяйства истребители тлей:

А. Божьи коровки В. Майские жуки
Б. Скарабеи Г. Долгоносики

6. С древнейших времен человеку досаждали представители полужесткокрылых:

А. Постельные клопы
Б. Водомерки
В. Клопы-гладыши
Г. Водяные скорпионы

7. У бабочек из куколки появляется:

А. Взрослое насекомое Б. Гусеница первого поколения
В.Гусеница второго поколения Г. Новая кладка яиц

8. На пораженных множеством тлей растениях часто можно увидеть божьих коровок; что их привлекает?

А. Приятный запах тлей Б. Обильная живая добыча
В. Сладкие выделения тлей Г. Красивый внешний вид тлей

9. Блохи переносят возбудителей смертельно опасного заболевания человека:

А. Сонной болезни
Б. Брюшного тифа
В. Чумы
Г. Гриппа


10. В пчелиной и муравьиной семье только одна самка-царица имеет право на размножение, а абсолютное большинство особей представлено рабочими.

А. Половозрелыми самцами и самками
Б. Бесплодными самцами
В. Бесплодными самками
Г. Захваченными в плен насекомыми других видов

11. Среди перепончатокрылых насекомых много полезных человеку видов; это (выберите неверный вариант ответа):

А. Пчелы В, Муравьи
Б. Осы Г. Наездники

2. Вставьте пропущенное слово.

12.Одомашненные насекомые — это . и .

13 . Насекомые имеют ________________ пары ходильных конечностей.

14. Насекомые хорошо освоили среды жизни: ______________, ________________, __________________.

15. Величина насекомых очень различна: самые маленькие длиной менее

Мм, а самые большие см.

3. Дайте краткий ответ.

16. Каковы особенности развития насекомых с полным превращением?

17. Как переживают зиму бабочки России и других стран с умеренным климатом?

18. Опишите органы зрения насекомых.

19. Каких жуков, встречающихся в нашей местности, вы знаете?

20. Какие особенности строения блох возникли в связи с их паразитическим образом жизни?

источник

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

21. Среди прямокрылых есть виды, которые наносят серьезный урон сельскому хозяйству; наиболее опасные из них:

22. Взрослые поденки живут 1–3 дня (за что и получили свое название), а их личинки обитают в воде в течение :

Читайте также:  Полезные ископаемые воронежской области карта

23. По характеру питания все стрекозы и их водные личинки :

А. Кормятся растительной пищей

Г. Поедают мертвых животных

24. По характеру питания вши являются :

A. Наружными паразитами позвоночных животных

Г. Потребителями мертвого органического вещества

25. Название отряда, к которому принадлежат все жуки, связано с наличием у них :

Г. Сильных грызущих челюстей

26. Жуки – самый крупный отряд насекомых, насчитывающий более 350 тыс. видов, из которых в России живет:

27. Опасные вредители сельскохозяйственных растений:

28. Название отряда, к которому принадлежат все клопы, связано с тем, что :

A. Обе пары крыльев недостаточно жесткие

Б. Надкрылья наполовину жесткие, а наполовину прозрачные

B. Имеется колюще-сосущий ротовой аппарат

Г. Усики короче, чем у жуков

29. Название отряда, к которому принадлежат бабочки, связано с тем, что:

A. Их крылья по форме напоминают чешуйки

Б. Их крылья покрыты крупной чешуей

B. Их прозрачные крылья покрыты мелкими разноцветными чешуйками

Г. Их окрашенные крылья покрыты мелкими бесцветными чешуйками

30. У бабочек из куколки появляется :

Б. Гусеница первого поколения

В. Гусеница второго поколения

31. На пораженных множеством тли растениях часто можно увидеть муравьев; что их привлекает ?

Г. Красивый внешний вид тли

32. На пораженных множеством тли растениях часто можно увидеть божьих коровок; что их привлекает ?

Г. Красивый внешний вид тли

33. Блохи переносят возбудителей смертельно опасного заболевания человека :

34. Полезны для сельского хозяйства истребители тли :

35. В пчелиной и муравьиной семье только одна самка-царица имеет право на размножение, а абсолютное большинство особей представлено рабочими :

A. Половозрелыми самцами и самками

Г. Захваченными в плен насекомыми других видов

Задание 2. Найдите соответствие .

1. Распределите перечисленные ниже анатомические и морфологические признаки по классам иглокожих (М.л. – морские лилии, М.з. – морские звезды, М.е. – морские ежи, Го. – голотурии, Оф. – офиуры).

A. Жесткий панцирь покрыт иглами

Б. Тело не подразделяется на отделы

B. Ротовое отверстие на верхней стороне тела

Г. Ротовое отверстие на нижней стороне тела

Д. Ротовое отверстие на переднем конце тела

Е. Долгожители среди иглокожих

Ж. Проявляют заботу о потомстве – вынашивают икру и детенышей на собственном теле

З. Имеются сидячие формы, похожие на цветы

И. Способны быстро регенерировать внутренности, выброшенные при защите от врага наружу на съедение хищнику

К. Питаются преимущественно планктоном

Ответы . А. Жесткий панцирь покрыт иглами (М.е.); Б. Тело не подразделяется на отделы (М.л., М.з., М.е., Го., Оф.); В. Ротовое отверстие на верхней стороне тела (М.л.); Г. Ротовое отверстие на нижней стороне тела (М.з., М.е., Оф.); Д. Ротовое отверстие на переднем конце тела (Го.); Е. Долгожители среди иглокожих (М.з.); Ж. Проявляют заботу о потомстве – вынашивают икру и детенышей на собственном теле (М.е., Го.); З. Имеются сидячие формы, похожие на цветы (М.л.); И. Способны быстро регенерировать внутренности, выброшенные при защите от врага наружу на съедение хищнику (Го.); К. Питаются преимущественно планктоном (Го., Оф.).

Проверочная работа по вариантам

1. Назовите насекомых, которые имеют колющий, сосущий, лижущий и грызущий ротовой аппарат. (Комар, бабочка, муха, жук.)

2. Как происходит рост насекомых, покрытых хитином? (Во время линьки.)

3. К насекомым с каким типом развития относят бабочек? ( Насекомые, с полным превращением: яйцо, личинка, куколка, бабочка.)

1. Где происходит развитие личинки наездника? (В теле гусеницы.)

2. Как происходит расселение пчелиных семей? (В улье развивается молодая матка (из оплодотворенного яйца). После ее выхода, старая матка с частью рабочих особей покидает улей, вылетевший рой ищет новое место.)

3. Перечислите насекомых, являющихся вредителями сельского хозяйства. (Жук колорадский, жук-щелкун, долгоносики, бабочки: капустница, белянка, репница, тля.)

1. Опишите стадии развития майского жука, сколько лет это продолжается? (Жуки вылетают весной, объедают листву деревьев. Летают около месяца. Затем откладывают яйца, закапываясь в почву (до 70 яиц в несколько приемов), из которых через месяц выходят личинки. Они обитает в почве, и питаются сначала перегноем, а затем корнями растений, молодых сосен. Развитие длится 3–4 года. После многих линек летом образуется куколка, из которой через месяц выходит взрослое насекомое. Оно зимует в почве, а весной вылетает на поверхность.)

2. С чем связано активное расселение колорадского жука по Европе? (На территории Европы отсутствовали естественные враги этого жука.)

3. Как почвенные насекомые участвуют в процессе почвообразования? (Перерабатывают органические остатки, перемешивают почву, вентилируют и удобряют ее.)

ТЕМА: «Тип Хордовые. Общая характеристика типа»

рассмотреть особенности строения хордовых и принципы выделения подтипов (Бесчерепные и Позвоночные).

ТИП УРОКА : объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ : рисунки, фотографии, таблицы с представителями разных классов типа Хордовые, влажный препарат ланцетника.

Тема: «Тип Хордовые. Общая характеристика типа ».

Изучение нового материала

Начать объяснение нового материала можно с краткого обзора пройденных тем:

1. Какие типы животных были рассмотрены ранее? 2. Что объединяет все типы животных, которых изучали на предыдущих уроках?

Напомнить учащимся, что у представителей всех ранее рассмотренных групп отсутствовал осевой скелет – спинная струна (хорда) или позвоночник (отсюда их обобщенное название – беспозвоночные животные).

В начале урока важно разъяснить, что означает название – тип Хордовые; охарактеризовать значение внутреннего осевого скелета, как основы для прикрепления мышц и других скелетных элементов. Внутренний скелет в отличие от внешнего (например, у насекомых) не требует опасного для особи процесса линьки, когда животное лишается защитного хитинового покрова. Всех обладателей осевого скелета либо в виде простой хорды (таких абсолютное меньшинство – несколько десятков видов), либо в форме ее преобразования в сложный позвоночник (таких абсолютное большинство – примерно 40 тыс. видов) относят к типу Хордовые с подразделением его на три подтипа: Бесчерепные, Личиночно-хордовые (или Оболочники) и Позвоночные.

Бесчерепные интересны тем, что один из видов этого подтипа – ланцетник (точнее, его свободно плавающая личинка) являет собой изначальную форму, от которой произошли представители всех классов позвоночных животных, включая человека. Важно также отметить, что в процессе эмбрионального развития все без исключения позвоночные животные проходят стадию, когда у них присутствует хорда.

Справка . В конце XVII в. российский ученый Петр Паллас открыл ланцетника, которого он принял за моллюска и назвал «ланцетовидным слизнем». Затем это животное отнесли к рыбам, и только через 60 лет после его открытия А.О. Ковалевский установил, что ланцетник не относится ни к рыбам, ни к моллюскам, а занимает промежуточное положение между беспозвоночными и позвоночными животными. Ланцетника отнесли к примитивным хордовым.

Рассматривая строение ланцетника, следует подчеркнуть, что его осевой скелет представляет собой упругую струну, покрытую оболочкой. Нервная трубка не имеет переднего расширения в виде головного мозга, поэтому отсутствует и защищающий его череп (отсюда название подтипа – Бесчерепные и класса – Головохордовые). Взрослый ланцетник живет на мелководьях морского дна, где зарывается в песок почти целиком, кроме переднего конца тела с ротовым отверстием, окруженным щупальцами. Питается ланцетник мелкими беспозвоночными и водорослями. Личинка ланцетника некоторое время свободно плавает, прежде чем осесть на морское дно.

Строение тела ланцетника . Уплощенное с боков тело, заострено на переднем и заднем концах. Вдоль спины проходит плавник, переходящий в хвостовой и подхвостовой плавник. На переднем конце находится рот с предротовой воронкой. Череп отсутствует. Скелет внутренний, представлен хордой. Тело сегментировано. Мышцы в виде двух лент расположены по сторонам от хорды.

Покровы представлены однослойным эпидермисом и подстилающим его тонким слоем соединительной ткани . Полость тела вторичная .

Пищеварительная система. Предротовая воронка с венчиком щупалец. Глотка пронизана жаберными щелями. Средняя кишка, в которую открывается проток печеночного выроста. Задняя кишка заканчивается анальным отверстием. Желудка нет. Питается беспозвоночными, которые попадают в рот с током воды. Ланцетник типичный фильтратор.

Дыхательная система. Жаберный аппарат находится в глотке. Снаружи жаберные щели покрыты кожной складкой , образующей жаберную полость , которая открывается отверстием на брюшной стороне. Дыхание осуществляется одновременно с питанием.

Замкнутая кровеносная система представлена двумя главными сосудами – спинным и брюшным, а также капиллярами. Сердце отсутствует. Кровь циркулирует за счет брюшного сосуда, по которому кровь течет к жабрам. Кровь бесцветная. Гемоглобин отсутствует. Кровь выполняет транспортные функции по переносу питательных веществ и газов.

Органы выделения ланцетника представлены парными метамерными рядами нефридиев, располагающиеся по бокам глотки.

Центральная нервная система представлена в виде трубки, расположенной на спинной стороне тела над хордой. В каждом сегменте тела от трубки отходит пара нервов.

У ланцетника органы чувств очень примитивны. Вдоль нервной трубки расположены светочувствительные клетки – глазки Гессе. В поверхностном слое кожи имеются нервные клетки, воспринимающие химическое раздражение. Имеются осязательные и обонятельные клетки.

Ланцетник раздельнополое животное. Половая система представлена гонадами: у самок яичник, у самцов семенники. Выводных протоков половая система не имеет. После созревания половые продукты при разрыве гонад попадают в околожаберную полость. Оплодотворение наружное.

К подтипу позвоночных относится 7 классов: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные (Амфибии), Пресмыкающиеся (Рептилии), Птицы и Млекопитающие. Для них характерен активный образ жизни и сложное строение систем органов. Им свойственны:

– внутренний (хрящевой или костный) осевой скелет;

– хорошо развитая нервная система, включающая головной и спинной мозг, нервную сеть и органы чувств;

– наличие хрящевого или костного черепа, защищающего головной мозг;

– замкнутая кровеносная система и наличие сердца;

– сложно устроенные пищеварительная, дыхательная и выделительные системы;

– двусторонняя симметрия тела.

Закрепление изученного материала

Заполнить сравнительную таблицу признаков хордовых.

Назвать виды, изображенные на с. 175 учебника: лосось, лягушка, варан, краснозобая казарка (гнездится только на севере России), снежный барс.

ТЕМА: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб, их внешнее и внутреннее строение»

рассмотреть общее строение рыб, их связи с водной средой, охарактеризовать внешний вид и системы органов рыб.

ТИП УРОКА : комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ : рисунки, фотографии, таблицы с изображениями хрящевых и костных рыб.

Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб, их внешнее и внутреннее строение».

Проверка усвоения материала прошлого урока

1. Перечислите основные признаки животных из типа Хордовые. (Наличие хорды на определенных стадиях развития.)

2. Назовите основные подразделения типа Хордовые (подтипы, классы).

3. Объясните название подтипа Бесчерепные и класса Головохордовые. Почему один из подтипов называется Личиночно-хордовые? (Потому что у его представителей хорда имеется только на стадии свободно плавающей личинки.)

4. Объясните название подтипа Позвоночные (Черепные.)

5. Выскажите предположения о возможном происхождении названий некоторых классов подтипа Позвоночные: Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Млекопитающие.

6. Имеется ли хорда у человека? (Да, она появляется только на ранних стадиях эмбрионального развития и замещается позвоночником еще до рождения ребенка.)

Изучение нового материала

Перед объяснением нового материала можно спросить у учащихся – где живут рыбы?; какие виды и группы рыб они знают?; каких рыб ловят рыбаки в местных водоемах?

Вначале следует особо подчеркнуть, что все рыбы, объединенные в над-класс, являются типично водными животными, имеют приспособления для плавания.

Рассматривая внешнее и внутреннее строение рыб, необходимо подчеркивать связь с водным образом жизни.

1. Внешний облик, скелет и мышечная система . Отметить обтекаемую форму тела у большинства видов; наличие непарных плавников: спинного, брюшного, хвостового (главный двигатель для поступательного движения в воде); строение скелета: осевого (позвоночник), парных конечностей, черепа (мозговая коробка, челюсти, жаберные дуги и крышки).

2. Нервная система . Отметить наличие головного и спинного мозга, назвать органы чувств: свойственная рыбам боковая линия, позволяющая им улавливать колебания воды; вкусовые рецепторы, глаза, слуховой анализатор.

3. Кровеносная система . Отметить ее замкнутость, наличие мускульного двухкамерного сердца, состоящего из желудочка и предсердия (если имеется таблица кровеносной системы, можно спросить у учащихся – в какую сторону движется кровь?)

4. Дыхательная система . Рассмотреть работу жабр, отметить их щелевидную форму у хрящевых рыб и наличие у костных рыб жаберной крышки, прокачивающей воду сквозь жабры для снабжения крови кислородом.

5. Пищеварительная система . Рассмотреть органы пищеварения и их функции. Отметить наличие у костных рыб плавательного пузыря и его значение для изменения объема и, следовательно, удельного веса рыбы, что облегчает ей перемещение вверх и вниз (у открытопузырных видов рыб (костные панцирные щуки и хрящевые осетровые ганоиды, сельдеобразные, карпообразные и др.) воздух для изменения объема заглатывается ртом в кишечник и через специальный канал попадает в пузырь; у закрытопузырных рыб (окунеобразные и др.) связи с кишечником нет, а газовый объем в пузыре регулируется через оплетающие его кровеносные сосуды).

6. Выделительная система . Рассмотреть строение и местоположение почек.

7. Органы размножения . Изучить строение органов размножения самца и самки, отметить оплодотворение в воде икры самок молоками самцов, упомянуть редкие случаи заботы о потомстве: гнездо из травы у корюшки и из пены – у некоторых аквариумных рыбок; вынашивание во рту оплодотворенной икры и мальков самцами африканских тилапий или в специальной брюшной сумке – морским коньком (рис. на с. 176).

Закрепление изученного материала

1. Какие приспособления к обитанию в водной среде характерны для рыб?

Читайте также:  Чем мухомор полезен для животных

2. Можно ли по чешуе определить возраст рыбы? (На рисунке (с. 177) хорошо видны годовые кольца рыбьей чешуйки.)

3. Как осуществляется дыхание у рыб и почему они задыхаются на воздухе? (Потому что газообмен возможен только через влажную дыхательную поверхность.)

4. Какую функцию выполняет плавательный пузырь? (Гидростатический орган.)

5. Почему кровеносная система называется замкнутой? (Движение крови проходит по сосудам и не изливается в полость тела.)

6. Перечислите органы пищеварения рыб. (Язык, глотка, пищевод, желудок, печень и желчный пузырь, кишечник. Анальное отверстие. У рыб пищеварительная система характеризуется большой дифференцировкой на отделы и удлинением всего пищеварительного тракта. Появление челюстей и зубов обеспечивает активный захват и удержание добычи. Зубы имеют одинаковое строение и сменяются в течение всей жизни.)

7. Почему рыбы относятся к холоднокровным животным?

8. Как происходит оплодотворение икры у рыб? (Рыбы – раздельнополые, встречается половой диморфизм. Половые железы располагаются рядом с почками и имеют обычно парное строение. Семенники лентовидной формы, а яичники имеют зернистое строение. Оплодотворение наружное, икрометание, у многих хрящевых рыб и некоторых костистых наблюдается внутреннее оплодотворение и яйцеживорождение.)

9. У каких рыб наиболее выражена забота о потомстве?

1. Повторить внешнее и внутреннее строение рыб.

2. Дать названия частям скелета (рис. на с. 177) и внутренним органам рыб (рис. на с. 185).

3. Подготовить сообщения по темам «Акулы» и «Скаты».

ТЕМА: «Систематика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы»

рассмотреть систематическое положение, особенности строения и образа жизни хрящевых рыб. Продолжить формировать умение проводить сравнения.

ТИП УРОКА : комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ : рисунки, фотографии, таблицы с изображениями хрящевых рыб, фрагменты фильмов об их жизни.

Тема: «Систематика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы».

Проверка усвоения материала прошлого урока

1. Дайте краткую характеристику надкласса Рыбы.

2. Какие приспособления выработались у рыб к обитанию в водной среде?

3. Как работает плавательный пузырь при погружении и всплытии рыбы?

4. Чем отличаются хищные и растительноядные рыбы?

5. Назовите парные и непарные плавники рыб.

6. Каковы функции боковой линии? (Боковая линия воспринимает перемещение частиц воды и тонкие звуковые колебания. Благодаря этому органу рыбы определяют направление течений, приближение других обитателей воды, не сталкиваются с подводными препятствиями.)

Изучение нового материала

Рыбы появились около 400 млн лет назад. Более 20 тыс. видов рыб населяют моря и пресноводные водоемы нашей планеты. Их многообразие подразделяется на два класса и более мелкие систематические категории (подклассы, надотряды, отряды).

Современная систематика рыб (написать на доске):

Подкласс Лучеперые (щука, треска, карп)

Подкласс Кистеперые (латимерия)

Подкласс Хрящекостные (осетр, белуга)

Подкласс Двоякодышашие (неоцератод, протоптер)

Класс Хрящевые рыбы включает всего около 700 видов. Учащиеся называют известные им виды: белая акула, тигровая акула, китовая акула (самая крупная, но безопасная для людей), электрический скат, манта и др.

Даются признаки, характерные для хрящевых рыб:

1. Чешуи хрящевых рыб называют плакоидными; они шиповатые и заостренные, на нижней стороне головы заходят на челюсти, где превращаются в крупные острые зубы.

2. Жаберные щели открываются пятью отверстиями (жаберной крышки нет), чтобы доставлять в жабры насыщенную кислородом воду, акула пропускает ее через глотку и жаберные щели, и потому она должна находиться в постоянном движении.

3. Наличие одного разнолопастного (гетероцеркального) хвостового плавника и четырех парных – двух грудных и двух брюшных.

4. Рот на нижней стороне головы.

6. Нет плавательного пузыря.

7. Характерно внутреннее оплодотворение и яйцеживорождение.

Затем учащиеся выступают с сообщениями «Акулы» и «Скаты», рассказывают об их размерах, пищевых предпочтениях, местообитаниях, роли в природе и в жизни человека. Необходимо отметить особенности строения и способы защиты скатов (хвостовой шип, электрические органы).

Подводя итог, учитель подчеркивает, что все акулы и многие скаты – хищники. Известны случаи нападения крупных океанских акул на купальщиков у берегов Австралии, Африки, Америки (можно упомянуть о нашумевшем фильме «Челюсти», в котором сила и злопамятность акулы-людоеда явно преувеличены).

Закрепление изученного материала

Предложить учащимся заполнить таблицу на основании информации, полученной на уроке.

Дополнение . Тело веретенообразное. Голова имеет рострум – предглазничный отдел черепа с челюстями. По бокам расположены 5 жаберных щелей без жаберной крышки. Позади глаз видны брызгальца. (Брызгальце – канал, соединяющий ротовую полость с внешней средой у большинства акул, скатов и осетровых рыб. Расположено между подъязычной и челюстной дугами и соответствует рудиментарной жаберной щели; его наружное отверстие находится на голове, позади глаз. На передней стенке брызгальца часто сохраняются жаберные лепестки и имеется клапан. Через них (особенно у скатов) вода поступает в глотку к жабрам. У бесхвостых земноводных из эмбриональной жаберной щели, соответствующей брызгальцу, развиваются полости среднего уха и евстахиева труба.) Хвостовой плавник несимметричный. Грудные плавники горизонтальны (перпендикулярны телу). Эпидермис многослойный с многочисленными железами. Кожа покрыта плакоидной чешуей, образованной эпидермисом и кориумом.

Скелет всю жизнь остается хрящевым.

Рот располагается на брюшной стороне. В ротовой полости имеются довольно крупные зубы, расположенные в несколько рядов. Глотка прободана жаберными щелями. Короткий пищевод. Дугообразный желудок. Тонкая кишка. Толстая кишка со спиральным клапаном. Имеются поджелудочная железа, печень с желчным пузырем.

Хорошо развиты межжаберные перегородки. Жабры в виде пластин. Межжаберных перегородок нет. Жабры в виде лепестков сидят непосредственно на жаберных дугах. Имеются четыре пары полных жабр.

Сердце состоит из желудочка и предсердия. Имеется венозный синус (прилегает к предсердию) и артериальный конус (прилегает к желудочку). Артериальный конус образован поперечнополосатой мускулатурой.

Первичная почка (туловищная) – представлена длинными лентовидными почками, лежащими по бокам позвоночника. Моча выводится через клоаку.

Хорошо развит средний мозг и мозжечок. Имеется 11 пар головных нервов.

Хорошо развито обоняние. Имеется внутреннее ухо. Глаза имеют плоскую роговицу, шарообразный хрусталик. Веки отсутствуют. Боковая линия хорошо выражена.

Плавательный пузырь отсутствует, в связи с чем хрящевые рыбы должны постоянно находиться в движении.

1. Повторить тему «Хрящевыю рыбы».

2. Подготовить сообщения по темам: «Хрящекостные рыбы», «Двоякодышашие», «Латимерия», «Промысловые рыбы».

источник

Благодаря яркой окраске божьи коровки хорошо заметны на растениях. Эти крылатые жуки вызывают симпатию у детей и взрослых своим внешним видом. Их часто берут в руки, понаблюдать за деловитым бегом. В один момент жук расправляет крылья и улетает. Куда он направляется? У насекомого много работы, это милое существо безжалостный хищник, истребляющий вредителей в садах и огородах. Жук питается насекомыми-фитофагами. Божья коровка и тля – природные враги. С весны до поздней осени пятнистые хищницы уничтожают колонии тли.

Божьи коровки относятся к отряду жесткокрылых или жуков. Латинское название насекомых Coccinellidae (кокцинеллиды). Количество их видов – более 4 тыс., распространение – по всему миру. Тело имеет овальную выпуклую форму похожую на половинку шара. Оно состоит из трех основных отделов: голова, грудь и брюшко. На передней части головы расположены членистые усики, являющиеся органом обоняния. В них от 8 до 11 члеников, могут оканчиваться булавой. Крупные глаза расположены по бокам неподвижной головы.

У взрослых особей передние крылья видоизменены в жесткие надкрылья, а задние служат для полетов. У насекомого 3 пары ног, состоящих из четырех члеников. Один из них маленького размера, поэтому незаметен. Конечности покрыты волосками. Брюшко состоит из 6 члеников.

Информация. Во время полета жук совершает около 85 взмахов крыльями за одну секунду.

Привычная расцветка божьей коровки – красный цвет с черными точками. Их количество зависит от вида насекомого, может быть от 2 до 28 пятнышек. В России и Европе наиболее распространена семиточечная божья коровка. У жука по 3 пятнышка на каждом надкрылье и одно общее. Длина тела 7-8 мм. Яркая окраска является предупреждающим сигналом для врагов, которые попытаются съесть насекомое. При нападении оно выделяет едкое вещество желтого цвета. Эта жидкость способна оставить ожог на слизистой рептилии или птицы. Окраска насекомых различных видов может кардинально отличаться, встречаются коровки черного цвета с красными точками.

Место жительства жуки выбирают в зависимости от питательных пристрастий вида. Одни селятся на деревьях в светлых лесах, вторые – в луговой траве, третьи около водоемов. Они теплолюбивые насекомые, предпочитающие умеренные широты.

Информация. Полезные насекомые с давних времен оберегались и почитались людьми. От сюда их названия, связанные с божествами: в Германии это – жучок девы Марии, а в Англии – птичка Богоматери.

Большинство божьих коровок хищницы, предпочитающие медлительных мягкотелых насекомых. Но среди тысяч видов встречаются и растительноядные семейства. Большинство проживает в тропиках и субтропиках, на территории России только три вида питаются растениями:

  1. Бесточечная коровка – маленький жучок размером до 5 мм окрашен в красно-коричневый цвет. Предпочитает злаковые растения, а также люцерну и клевер. Обитает в средней полосе.
  2. 28-точечная картофельная коровка на Дальнем Востоке вредит посевам картофеля и огурцов.
  3. На юге России люцерновая коровка питается сахарной свеклой и люцерной.

Основу рациона хищного жука составляет тля. Выделена особая группа насекомых – афидофаги или уничтожители тлей. Они селятся недалеко от колонии, на которой питаются. Взаимоотношения божьей коровки и тли – это хищник и добыча. Полезное насекомое оказывает неоценимую помощь огородникам, ограничивая популяцию вредителя. Фитофаги живут огромными колониями, высасывающими сок растения. Под их воздействием культуры отстают в росте, у них деформируются листья и побеги. Вредители живут на обратной стороне листьев, скрытые от глаз человека. Они ослабляют растение, делая его беззащитным перед вирусными и грибковыми инфекциями.

Интересно. В европейских странах божьих коровок разводят на специальных фермах и продают. Они используются в качестве экологически чистого средства против вредителей. Спасти куст роз от тли может 4-5 насекомых. Семиточечная коровка была завезена в Америку для борьбы с фитофагами.

Тля может появиться на любых огородных или комнатных растениях. Фитофаги любят плодовые деревья, кусты цветов, бобовые культуры. Для борьбы с ними применяют химические препараты, которые приносят не только пользу, но и вред. Пятнистые хищницы, поселившиеся на участке, не дадут расплодиться вредителям. Одна взрослая особь ест 50-80 штук тли каждый день. Ее личинки не менее прожорливы. Полезные насекомые начинают свою охоту с весны, они постоянно уничтожают вредителей и их яйца, не давая шанса расплодиться в огромном количестве.

Для борьбы с вредителем в теплице разработаны специальные технологии с использованием личинок и имаго тропической божьей коровки. Жуков подсаживают в очаги заражения, которые они успешно ликвидируют. Привлечение насекомых особенно эффективно при избавлении от тли комнатных растений. Применение инсектицидов в жилых помещениях нежелательно, поэтому хищные жуки становятся лучшим вариантом.

Внимание. Муравьи питаются сладкой падью, выделяемой тлей, поэтому при атаке божьих коровок они становятся на защиту своего «стада». Чтобы разрушить симбиотические отношения стоит уничтожить муравейник на своем участке.

Coccinellidae – одно из крупнейших семейств жесткокрылых. Они ведут обособленный образ жизни, но на зимовку собираются большими группами. Насекомые мигрируют в благоприятные условия, часто находят убежище в горах среди камней. Перед наступлением холодов может собраться колония в несколько миллионов особей. Не все жуки мигрируют, многие зимуют около полей, где жили летом. Они прячутся под опавшими листьями, ветками, травой.

Весной насекомые просыпаются и летят в сады и поля искать себе пищу. Божья коровка ест тлю и копит силы для размножения. Оплодотворенные самки откладывают яйца, а затем погибают. Обычно при достаточном питании кокцинеллиды живут 1 год, в отдельных случаях жизненный цикл растягивается до двух лет. В своем развитии они проходят 4 стадии:

Половой диморфизм жуков слабо выражен, внешне трудно отличить самца от самки. Для привлечения партнеров коровки используют феромоны. Самка заранее заботится о питании потомства, она откладывает яйца поблизости от развивающейся колонии тлей. За сезон самка откладывает от 200 до 600 яиц. Обычно они овальной формы, желтого или оранжевого цвета. Располагаются ровными рядами, кладка составляет 15-25 штук. Отродившиеся личинки имеют длину 1-2 мм, охотится крохи не в состоянии, поэтому поедают яйца вредителей. Потомство быстро растет, спустя месяц их тело достигает 8-10 мм.

Личинки проходят четыре возраста, они живут открыто на растениях. Тело темно-зеленое или черное, оно покрыто желтым или красным рисунком. На спинке заметны выросты и бородавки. Личинка божьей коровки и тля – непримиримые враги. Потомство хищных жуков уничтожает до стадии имаго несколько тысяч вредителей, их личинок и яиц. В возрасте четырех недели происходит окукливание. Через 10-12 дней появляется маленький жук. Ему требуется некоторое время для отвердения надкрыльев. Молодые особи отличаются ярким красным окрасом, который несколько тускнеет с возрастом.

Внимание. Личинкам для активного роста необходимо большое количество пищи, поэтому они едят чаще взрослых насекомых. Это качество заметили земледельцы, они используют потомство коровок для уничтожения вредителей теплиц.

У божьих коровок есть враги в природе. Это перепончатокрылые (наездники) и клопы. Они паразитируют на насекомых в личиночной и куколочной стадии.

Хищные жуки и их личинки оказывают заметную помощь сельскому хозяйству. Чтобы вредители не досаждали саду и огороду, стоит устроить домики для коровок. Для этого подойдет полено с высверленной серединой. В этом убежище насекомые могут зимовать.

источник

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/534691/
  • http://znanija.com/task/2319162
  • http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-klass-nasekomie-318862.html
  • http://gigabaza.ru/doc/42009-p10.html
  • http://beetlestop.ru/bozhi-korovki-i-tlya/