1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.
2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.
3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.
4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.
1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.
2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.
1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.
2. Развитие речи и памяти учащихся.
Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.
— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.
— Какие вы полезные ископаемые знаете?
— Почему их называют полезными ископаемыми?
Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.
Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.
Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.
— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…
— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?
1.Горючие полезные ископаемые.
2. Рудные полезные ископаемые.
3. Строительные полезные ископаемые.
— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.
…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.
— Что образуется при разрушении гранита из кварца?
Во что превращается полевой шлам и слюда?
— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.
— Об известняке нам расскажет…
В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.
О железной руде расскажет…
— Кто же добывает полезные ископаемые?
— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…
Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).
Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.
Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.
О каменном угле узнаем с вами из сообщения…
— По опорному листку расскажет…
В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).
Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).
В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).
В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).
Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.
Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.
На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.
Потрудились – отдохнём Встанем глубоко вздохнём Руки в стороны, вперёд Влево, вправо поворот Наклонились, прямо встали Руки вниз и вверх подняли Руки плавно опустили Всем улыбки подарили.
— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.
Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным
к рудным полезным ископаемым?
и, наконец, к горючим полезным ископаемым?
— Поработали, пора и отдохнуть.
Солнце небо греет слабо, (руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны) Во дворе у Снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос. (дети показывают на нос) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. (прыжки на месте) Вьюга злится, Снег кружится, (дети кружатся) Заметает всё кругом Белоснежным серебром. (имитируют движения руками)
— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.
2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.
1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.
2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.
3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.
— Для чего добывают полезные ископаемые?
Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.
Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?
а) Тест «Полезные ископаемые».
— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»
— Кто выполнил правильно без единой ошибки?
б) Фронтальный письменный опрос.
— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.
1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.
2 вариант — свойства нефти и железной руды.
На парте полезные ископаемые.
— Показывают образцы полезных ископаемых.
— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.
Как называется это полезное ископаемое.
(зернистый, твердый и прочный)
(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).
— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.
— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.
— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.
Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.
1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.
Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!
Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых
источник
План-конспект урокатехнологии
на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка»«,
Подготовила учитель начальных классовГБОУ «СОШ №462 Пушкинского района Санкт-Петербурга» Абрамчук Ольга Борисовна.
Цели: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»; совершенствовать навыки лепки; формировать умение самостоятельно выполнять изделия; — рассказать о профессии (мастер по камню).
Инструменты и приспособления для работы с пластилином.
I. Организационный момент.
У.: — Проверьте готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним.
II. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.
У.: — Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».
— Вспомните, что такое полезные ископаемые?
Д.: Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей, для своей пользы.
У.: Как их добывают, и транспортируют?
Д.: — Полезные ископаемые добывают из недр или с поверхности земли.
— Транспортируют по нефтепроводам или в цистернах,
У.: -На какие группы можно разделить полезные ископаемые
Д.: — Твёрдые, жидкие и газообразные?
У.: — Какие полезные ископаемые вы знаете?
— Прочитайте загадки, которые вы приготовили дома.
Д.: Читают и отгадывают загадки.
У.:- Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.
— О чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?
У.: -Какое изделие будем делать на уроке?
У.: — Из чего сделана малахитовая шкатулка.
У.: -Сегодня мы узнаем какие узоры можно увидеть в камне.
III. Работа по теме урока.
У.: — Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте новую информацию о полезных ископаемых. Рассмотрите иллюстрации.
Д.: Читают, рассматривают иллюстрации с изображением поделок .
У.: — Что такое шкатулка? Для чего она используется?
Д.: Шкатулка – это ларчик, ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.
У.: — Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?
Д.: — Из сборника уральских сказок П.П. Бажова.
У.: Объясните значение понятия «поделочные камни».
Д.: — Поделочными называют камни, которые используют в качестве украшения, и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни..
У.: — Что такое малахит? – Посмотрите в словаре точное значение.
Д.: Ответы учащихся, работа со словарем.
Мультимедиа-презентация «Русский малахит»
У.: — Откройте учебник на стр. 24, прочитайте текст.
У.:- Какое изделие мы сегодня будем делать на уроке?
— Из малахита подбирают единый рисунок, из пластинок пластилина тоже.
У.: Как можно получить различные оттенки цвета?
Д.: — Необходимо смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим.
У.: — Как придать законченность изделию?
Д.: — Нужно так облепить шкатулку готовыми заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, края украсить рамочкой из жгутиков.
У.: — К чему теперь мы можем приступить?
Д.: — Мы можем приступить к выполнению изделия.
У.: — Подготовьте рабочее место. Вспомните необходимое оборудование и правила работы с пластилином.
У.: — Разделитесь на группы по четыре человека. Вспомните правила работы в группе. – Можете приступать к изготовлению шкатулки.
Д.: Выполнение задания в группе по технологической карте и слайдам в учебнике.
У.: — А сейчас мы проведем выставку малахитовых шкатулок.
Д.: Представляют полученные изделия.
У.: — Что у вас получилось лучше всего?
— В чем испытали затруднения?
— Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:
На уроке технологии я узнал…
У.: — К следующему уроку подготовьте сообщение о поделочных камнях, из которых выполняют декоративные предметы и о том, какие их особенности необходимо учитывать при отделке различных предметов.
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».
Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!
Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
источник
Конспект по окружающему миру за 4 класс
Выполнила: Калугина Римма Фанисовна
Тема: «Горючие полезные ископаемые»
КО: познакомить детей с горючими полезными ископаемыми;
КВ: воспитать аккуратность при выполнении заданий;
Легко загорается и горит неярким, коптящим пламенем
Не растворяется в воде и плавает на ее поверхности
Находится в земле на большой глубине
Иногда просачивается на поверхность, образуя нефтяные лужи
В места, где обнаружена нефть, ставят нефтяные вышки и бурят глубокие отверстия (скважины).
На заводах из нефти получают бензин, керосин (топливо для автомобилей, морских судов, самолетов).
Из нефти получают машинное масло, вазелин, парафин, духи.
В природе встречается густая лечебная нефть, в ней принимают оздоровительные ванны
Скапливается глубоко в земле
Бесцветен, не имеет запаха
В 2 раза легче воздуха
Горит голубоватым пламенем и не оставляет копоть и золу.
Для добычи природного газа бурят скважины и доставляют газ на поверхность по газопроводам (специальные трубам).
Использование природного газа
Как горючее для отопления домов, подогрева воды и приготовления пищи
Как топливо для машин, котельных, электростанций
Из природного газа изготавливают пластмассу.
1. остатки полусгнивших растений на болотах
2. жидкое горючее полезное ископаемое
3. природное ископаемое — каменный …
4. специальные трубы для добычи природного газа
5. газообразное полезное ископаемое – природный …
6. Глубокие отверстия для добычи нефти и природного газа
Нарисовать в тетради способы использования горючих полезных ископаемых.
источник
План-конспект урока по технологии (4 класс) по теме: Конспект урока + презентация по технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».», 4 кл, УМК «Школа России»
Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика
Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».
Тип урока: развивающее обучение
Планируемые результаты:
-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.
-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
Оборудование для учителя: учебник Технология 4 класс, презентация, технологическая карта, готовые образцы шкатулок, проектор, компьютер, таблицы по технике безопасности.
Оборудование для ученика : учебник, цветной пластилин, ножницы, мультимедийная презентация, образцы изделий
Схема доски
-Ребята достаем свои папки для технологии
Подготовка материала, самоконтроль
Р:Умение настроиться на работу
-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.
Л: действия смыслообразования
Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний
Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? ( твердые, жидкие, газообразные)
Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.
Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)
Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)
А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.
-ответы на вопросы в беседе
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Объяснение нового материала: анализ образца
Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)
Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].
Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.
Молодцы, конечно, это мозаика.
Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)
Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».
-ответы на поставленные вопросы
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)
Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)
Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)
Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)
Давайте повторим правила работы с пластилином.
Работай на подкладном листе.
Перед лепкой смочи руки.
Разомни пластилин.
Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.
Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)
Повторим правила работы со стекой.
Стека должна лежать в правом углу парты.
Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
Держи стеку как ручку.
Объяснение учебной задачи по технологической карте
В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»
-Работать будем самостоятельно. Но перед работой — отдохнём.
-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.
источник
План-конспект урока технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка»», 4 класс УМК «Перспектива». Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 000 Пушкинского района Санкт-Петербурга» . Тема урока: Полезные ископаемые.
Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 000 Пушкинского района Санкт-Петербурга» .
Цели: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»; совершенствовать навыки лепки; формировать умение самостоятельно выполнять изделия; — рассказать о профессии (мастер по камню).
Мультимедийный проектор;
Ноутбук;
Экран;
Мультимедийная презентация к уроку;
Учебник «Технология» 4 класс, ч. 1;
Рабочая тетрадь» Технология» 4 класс
«Толковый словарь живого великорусского языка» .
Иллюстрации поделок из камня;
Пластилин;
Инструменты и приспособления для работы с пластилином.
У.: — Проверьте готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним.
II. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.
У.: — Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».
— Вспомните, что такое полезные ископаемые?
Д.: Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей, для своей пользы.
У.: Как их добывают, и транспортируют?
Д.: — Полезные ископаемые добывают из недр или с поверхности земли.
— Транспортируют по нефтепроводам или в цистернах,
У.: -На какие группы можно разделить полезные ископаемые
Д.: — Твёрдые, жидкие и газообразные?
У.: — Какие полезные ископаемые вы знаете?
— Прочитайте загадки, которые вы приготовили дома.
Д.: Читают и отгадывают загадки.
У.:- Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.
— О чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?
У.: -Какое изделие будем делать на уроке?
У.: — Из чего сделана малахитовая шкатулка.
У.: -Сегодня мы узнаем какие узоры можно увидеть в камне.
У.: — Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте новую информацию о полезных ископаемых. Рассмотрите иллюстрации.
Д.: Читают, рассматривают иллюстрации с изображением поделок .
У.: — Что такое шкатулка? Для чего она используется?
Д.: Шкатулка – это ларчик, ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.
У.: — Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?
Д.: — Из сборника уральских сказок .
У.: Объясните значение понятия «поделочные камни».
Д.: — Поделочными называют камни, которые используют в качестве украшения, и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни..
У.: — Что такое малахит? – Посмотрите в словаре точное значение.
Д.: Ответы учащихся, работа со словарем.
Мультимедиа-презентация «Русский малахит»
У.: — Откройте учебник на стр. 24, прочитайте текст.
У.:- Какое изделие мы сегодня будем делать на уроке?
— Малахит наклеивают на металл, пластилин – прикрепляют к коробке.
— Из малахита подбирают единый рисунок, из пластинок пластилина тоже.
У.: Как можно получить различные оттенки цвета?
Д.: — Необходимо смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим.
У.: — Как придать законченность изделию?
Д.: — Нужно так облепить шкатулку готовыми заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, края украсить рамочкой из жгутиков.
У.: — К чему теперь мы можем приступить?
Д.: — Мы можем приступить к выполнению изделия.
У.: — Подготовьте рабочее место. Вспомните необходимое оборудование и правила работы с пластилином.
У.: — Разделитесь на группы по четыре человека. Вспомните правила работы в группе. – Можете приступать к изготовлению шкатулки.
Д.: Выполнение задания в группе по технологической карте и слайдам в учебнике.
У.: — А сейчас мы проведем выставку малахитовых шкатулок.
Д.: Представляют полученные изделия.
У.: — Что у вас получилось лучше всего?
— В чем испытали затруднения?
— Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:
На уроке технологии я узнал…
Мне было интересно…
Теперь я могу…
Я научился…
Меня удивило…
У.: — К следующему уроку подготовьте сообщение о поделочных камнях, из которых выполняют декоративные предметы и о том, какие их особенности необходимо учитывать при отделке различных предметов.
источник
Маркеева Г.В. лицей 34 Тюмень технология 4 класс.docx — Урок технологии в 4 классе «Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка»
Технологическая карта урока технологии, 4 класс УМК «Школа России» Урок № 5 Ф.И.О. учителя: Маркеева Галина Викторовна Школа: МАОУ лицей № 34 города Тюмени Предмет: технология Класс: 4 Тема: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» Задачи: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомиться с поделочными камнями, используемыми при изготовлении предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином – лепкой слоями; познакомить с технологией изготовления изделия, имитирующей технику «русская мозаика» Тип: урок проект Предметные использовать приём смешивания пластилина разных цветов для получения новых оттенков; объяснять способ создания изделия в технике мозаики; знать виды пластических материалов, их свойства; выполнять мозаику из пластилина; знать содержание понятий поделочные камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, Планируемые результаты Метапредметные самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; проводить контроль, корректировку, рефлексию своих действий; оценивать свою деятельность в групповой и парной работе согласно критериям; находить и отбирать информацию о технологии выполнения «русской мозаики»; аргументировать свою точку зрения при работе в группе Личностные с уважением относиться к профессиональной деятельности человека на производстве; проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности; осознавать причины успехов и неудач в собственной деятельности; стремиться к творчеству и реализации собственных замыслов
русская мозаика, мастер по камню Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» Ресурсы урока Для учителя: Рабочая программа. Пособие для учителей, с. 6067. Сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» (1 экземпляр на группу). Таблица «Характеристика поделочных камней». Изображения различных полезных ископаемых и созданных из них предметов. Образцы мозаики, пластилин. Для учащихся: Учебник, с.2427. Рабочая тетрадь, с.18. Материалы: пластилин зелёного, белого, чёрного цвета. Инструменты: стека Приспособления: подкладной лист или клеёнка, подкладная доска, нитка для резания пластилина, коробка, тряпочка для вытирания рук. Содержание деятельности учителя Вспомните, на какие группы можно разделить полезные ископаемые. Сегодня на уроке познакомитесь с поделочными камнями, которые используют для создания декоративных изделий. Ход урока Содержание деятельности обучающихся Актуализация необходимых знаний Вспоминают схему, выполненную на предыдущем уроке, называют группы полезных ископаемых. Повторяют формулировку учебной задачи. Формируемые УУД Личностные УУД: проявлять интерес к дальнейшему знакомству с полезными ископаемыми Регулятивные УУД: формировать внутренний план действий 1.Рассказ учителя о поделочных камнях и их использовании. Работа по учебнику, с.24. Поделочные камни – это непрозрачные минералы или слабо просвечивающие, уступающие по Находят и отбирают информацию из текстов учебника и других источников о создании изделий Личностные УУД: проявлять интерес к созданию декоративных изделий из поделочных камней Мотивация познавательной деятельности
твёрдости полудрагоценным камням. Таким, как хризолит, бирюза, гранат, топаз, янтарь, коралл. (Учитель демонстрирует фотографии ювелирных изделий из этих полудрагоценных камней). Поделочные камни имеют красивые рисунки и окраски, поэтому широко применяются в ювелирной промышленности. Это халцедон, сердолик, агат, оникс, кошачий глаз, яшма, малахит, синтетический изумруд, фианит. (Учитель демонстрирует фотографии ювелирных изделий из данных поделочных камней). Рассмотрим фотографии ювелирных изделий из поделочных камней. 2. Исследовательская работа. Работа в группах. Учащимся предлагается таблица с графами: поделочный камень, цвет, изделия из камня; образцы поделочных камней (яшма, лазурит, малахит). Для заполнения строчки «малахит» изучите информацию в учебнике, на с.25. из поделочных камней и технике «русская мозаика». Объясняют новые понятия. Заполняют таблицу без последней строчки. Читают, отмечают, что нужно записать в таблицу о малахите. 3. Вывод. Какое место занимают изделия из камня в нашей повседневной жизни? Анализируют полученную информацию. Делают вывод. Организация познавательной деятельности с уважением относиться к профессиональной деятельности человека на производстве Коммуникативные УУД: вступать в диалог Регулятивные УУД: вносить небходимые дополнения и коррективы Личностные УУД: проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности Регулятивные УУД: анализировать ход и способ действий Коммуникативные УУД: интегрироваться в группу сверстников Регулятивные УУД: аргументировать свою точку зрения
1. Работа в группах. Перед вами сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка». Найдите в нём описание шкатулки. Выбирают необходимую информацию с описанием шкатулки. Зачитывают отрывок. 2. Работа по учебнику. Каким способом нужно выполнить изделие? Какие материалы можно применить для создания мозаики? Мозаика из пластилина – новый для вас приём работы. Техника создания изделий из настоящего малахита называется « русская мозаика». 4. Составление плана работы над мозаикой. Работа в парах. Составьте план работы над мозаикой, первый этап назовите: поиск месторождений малахита. Какие из этапов, записанных на доске, можно воспроизвести в классе? 5. Организация работы по выполнению изделия. Прочитайте план работы над изделием Читают слова Ани о том, что будет выполнена имитация мрамора с использованием пластилина и техники «мозаика». Вспоминают свои работы, называют материалы: крупы, бумага, камни, смальта. Обсуждают и составляют план в парах: 1. Поиск месторождений малахита. 2. Добыча малахита. 3. Доставка в мастерскую. 4. Распиливание малахита на тонкие плитки. 5. Наклеивание плиток на материал. 6. Шлифовка и полировка. Делают вывод, что этапы 1 – 3 выполнить в классе невозможно, а 4 – 6 воспроизвести можно. Изучают по учебнику план работы и слайды к нему, заполняют технологическую карту. Познавательные УУД (общеучебные): осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит освоению, а так же качество и уровень усвоения Познавательные УУД (решение проблемы): формулировать проблему и решать её Коммуникативные УУД: вступать в диалог Регулятивные УУД: анализировать ход и способ действий Личностные УУД: выстраивать образовательный маршрут Регулятивные УУД: выполнять самооценку учебного задания Коммуникативные УУД: создавать устные высказывание Познавательные УУД (логические): анализировать предстоящие
«Малахитовая шкатулка» на с. 26 учебника. 6. Руководство практической работой. 1) Выбрать пластилин. 2) От каждого бруска пластилина отрезать небольшой кусок при помощи стеки или нитки. 3) Раскатать отрезанные куски. 4) Сложить раскатанные пласты друг на друга. 5) Плотно скрутить их в трубочку и сдавить, чтобы получился брусок. 6) Из полученного бруска нарезать тонкие пластинки, которые и станут деталями мозаики. 7) Плотно прикрепить их к стенкам и крышке коробки, а также друг к другу. 7. Организация работы в группах над проектом выполнения изделий с помощью техники «русская мозаика». Овладевают технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Смешивают пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета. Используют приёмы работы с пластилином. Выбирают материалы и инструменты для изготовления изделия. Выполняют соединение деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых кусочков. Применяют на практике алгоритм построения деятельности в проекте на основе текста учебника и технологической карты. Рационально используют материалы при выполнении имитации малахита.Составляют рассказ для презентации изделия. Подведение итогов 1. Выставка работ и их анализ по критериям Выступают с презентациями. с. 7 учебника. действия Личностные УУД: проявлять интерес к технике изготовления изделий «мозаика» Регулятивные УУД: выполнять учебное действие, используя план Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины Личностные УУД: проявлять осознание успешности при освоении темы Регулятивные УУД: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности
Отвечают на вопросы. 2. Диагностика планируемых результатов. Что такое имитация? Как создаётся изделие из малахита? Какой способ работы с пластилином освоили? допишите предложение: Куски малахита распиливают на …, из которых подбирается … .Затем полученные … наклеиваются на … . 3. Домашнее задание. К следующему уроку подготовить сообщения о профессиях слесаря, электрика, сварщика и наладчика электрооборудования. Дополнить «Словарик профессий» новым понятием мастер по камню. Дополнительный материал: образцы изделий, выполненных в технике «русская мозаика» Записывают домашнее задание. оценивать результат собственной деятельности Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для представления результата Познавательные УУД (общеучебные): рассказывать о приёме смешивания пластилина разных цветов для получения новых оттенков рассказывать о технике «мозаика» Познавательные УУД: вести поиск и выделять необходимую информацию Личностные УУД: делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
Приложение 1 Таблица «Характеристика поделочных камней» Поделочный камень Цвет Изделия
источник
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Технология» для 4 класса общеобразовательных учреждений к УМК образовательных систем «Перспектива», «Школа России» и «Гармония», а также тематическое планирование по действующим учебникам системы «Начальная школа XXI века», соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям ИПК.
СОДЕРЖАНИЕ От автора 3 ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВА» И «ШКОЛА РОССИИ» Тематическое планирование 6 Знакомство с учебником 7 Урок 1. Как работать с учебником 8 Человек и земля 13 Уроки 2, 3. Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» 14 Урок 4. Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка» 24 Урок 5. Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» 31 Уроки 6, 7. Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ» 36 Урок 8. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали» 44 Урок 9. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Медаль» 50 Уроки 10, 11. Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», «Ваза» 53 Урок 12. Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» 61 Урок 13. Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка» 68 Уроки 14, 15. Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» 73 Уроки 16, 1 7. Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» 83 Уроки 18, 19. Кондитерская фабрика. Изделия «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» 93 Урок 20. Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа» 101 Урок 21. Бытовая техника. Изделие «Абажур». Сборка настольной лампы 108 Урок 2 2. Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» 114 Человек и вода 119 Урок 23. Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер» 120 Урок 24. Порт. Изделие «Канатная лестница» 125 Урок 25. Узелковое плетение. Изделие «Браслет» 131 Человек и воздух 136 Урок 2 6. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет» 138 Урок 2 7. Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель» 144 Урок 28. Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» 148 Человек и информация 152 Уроки 2 9, 3 0. Издательское дело. Изделия «Титульный лист», «Таблица» 154 Урок 31. Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» 162 Уроки 3 2, 3 3. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника» 166 Урок 34. Подведение итогов года. Презентация выполненных работ 168 ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ГАРМОНИЯ» Тематическое планирование 171 Из глубины веков — до наших дней 172 Урок 1. Введение. Керамика в культуре народов мира 173 Урок 2. Сосуд с магическим орнаментом (отрывная аппликация, роспись) 177 Уроки 3, 4. Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Коллективное панно (лепка, роспись) 181 Уроки 5, 6. Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги. Плетеный короб 185 Уроки 7, 8. Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии 192 Традиции мастеров в изделиях для праздника 198 Урок 9. Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования 199 Урок 10. Бумагопластика. Раскладная открытка 202 Урок 11. Упаковка-футляр для подарка 206 Урок 12. Оформление упаковки новогоднего подарка 210 Урок 13. Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами) 213 Урок 14. Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста) 217 Уроки 15, 16. Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки 223 Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие 227 Урок 17. Вязание как один из видов рукоделия. Простейшие приемы вязания крючком 227 Уроки 18, 19. Простейшие приемы вязания крючком. Вязание панно 232 Урок 20. Петельный шов: приемы выполнения 235 Уроки 21, 2 2. Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки 239 Уроки 2 3, 2 4. Окантовка картона 242 Уроки 2 5, 2 6. Жесткий переплет 246 В каждом деле — свои секреты 250 Урок 27. Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки 250 Уроки 2 8, 2 9. Дарим людям свое мастерство. Игрушки из соломки и ниток 254 Уроки 3 0, 31. Металл в руках мастера. Тиснение по фольге 257 Урок 32. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама 261 Урок 33. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Коробочка санбо 265 Урок 34. Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся 269 ПРИЛОЖЕНИЯ Тематическое планирование по УМК «Начальная школа XXI века» 271 Правила техники безопасности на уроках технологии 276 Физкультминутки 278 Список литературы 283
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «
источник
Конспект урока по технологии для учащихся 4 класса.
Основные понятия и термины: мозаика, имитация, пластичные материалы, полезные ископаемые.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, презентация.
Оборудование для учащихся: пластилин, подкладной лист, тряпка, скалка, коробочка (баночка) для изготовления шкатулки, леска.
Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний и умений.
Постановка и объяснение учебной задачи. Физминутка.
Применение полученных знаний и умений. Самостоятельная работа.
Рабочая учебная программа «Технология», составленная на основе ФГОС НОО, примерной программы «Технология», утвержденной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по технологии (Н.И. Роговцева).
Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс
Электронное приложение к учебнику «Технология». 4 класс.
Самоопределение к деятельности
Проверка готовности учащихся к уроку.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Кто готов к уроку, тот может присесть.
Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)
Постановка и объяснение учебной задачи
Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.
Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)
Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)
А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.
Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)
Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].
Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.
Молодцы, конечно, это мозаика.
Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)
Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».
Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)
Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)
Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)
Давайте повторим правила работы с пластилином.
Работай на подкладном листе.
Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.
Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)
Повторим правила работы со стекой.
Стека должна лежать в правом углу парты.
Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
Объяснение учебной задачи по технологической карте
В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»
А теперь отдохнем и проведем физминутку для пальцев
С чего мы начинаем работу?
Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).
Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)
Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней — соблюдают их.
Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.
Работу делай лучше, материалы береги.
Упавший пластилин немедленно подними.
Во время работы держи свое рабочее место в порядке.
Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.
Применение полученных знаний и умений.
Самостоятельная работа. Учащиеся выполняют работу, учитель контролирует данный процесс, помогает в исправлении ошибок.
Выставка и анализ работ учащихся.
А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].
Какие материалы потребовались для изготовления?
Чему вы научились на уроке?
Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности — 1 раз.
Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня — хлопните 2 раза в ладоши.
Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.