Меню Рубрики

Полезные ископаемые таблица 8 класс

План-конспект урока по географии (8 класс) на тему:
Конспект урока по географии Минеральные ресурсы России 8 класс

Представлен теоретический метериал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала.

Конспект урока по географии для 8 класса

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»; 6-7 правильных ответов –«3»; менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

( Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I. Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II. Металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1) По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3) Определите основные месторождения угля и нефти.

4) Определите размещение месторождений железных руд.

5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6) К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7) Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8) Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. ( Работа с картой).

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы — Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся заносят в таблицу:

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи ( записать в тетради ):

1.Открытая добыча руды — (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор — (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов — (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

источник

Тема урока: «Минеральные ресурсы России». Сегодня мы вспомним, что такое минеральные ресурсы и полезные ископаемые, узнаем, как они располагаются по территории России и какая существует закономерность между геологическим (тектоническим) строением рельефа и местом положения полезных ископаемых. Также узнаем о способах добычи полезных ископаемых и о связанных с этим некоторых экологических проблемах.

Хозяйство России тесно связано с минеральными ресурсами, оцененными, по геологическим данным, запасом полезных ископаемых. Наличие минеральных ресурсов, которые зависят от строения земной коры, во многом формируют картину хозяйства территории. Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми (рис. 1).

Рис. 1. Карта минеральных ресурсов России (Источник)

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые используются или могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Скопление полезных ископаемых образуют месторождения, а скопления большого количества месторождений образуют бассейны или районы. По происхождению полезные ископаемые, так же, как и горные породы, бывают: метаморфические, магматические и осадочные. Полезные ископаемые формируются в ходе геологической истории под воздействием внутренних сил (эндогенных) и внешних (экзогенных). Все полезные ископаемые можно классифицировать по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Большая часть минеральных ресурсов представляет собой твердые неорганические образования, а горючее – полезное ископаемое органического происхождения – лишь условно относится к минеральным ресурсам. За последние годы все большее значение приобретают минерализованные источники, в которых растворено огромное количество полезных веществ. Можно классифицировать полезные ископаемые и по использованию: рудные, нерудные, горючие.

Рудные полезные ископаемые сформировались в результате излияния магмы и в местах её контакта с другими горными породами. Магматическими и метаморфическими горными породами слагаются складчатые области и фундаменты древних пород. Поэтому рудные полезные ископаемые встречаются в горах и на щитах. Наиболее богат рудами Урал. Здесь залегают железные, медно-цинковые, никелевые, марганцевые, хромитовые руды, золото, платина (рис. 2).

Рис. 2. Карта полезных ископаемых Урала (Источник)

Кроме этого, на Урале встречаются драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. На Алтае открыты месторождения полиметаллических, свинцовых, цинковых руд, серебра, ртути и др. (рис. 3). В горной Шории – железных руд, в Кузнецком Алатау – марганцевых. Вольфраммолибденовые руды имеются в Прибайкалье, а в Забайкалье – урановые руды и золото.

Рис. 3. Карта минеральных ресурсов Алтайского края (Источник)

Основными полезными ископаемыми мезозойской складчатой структуры востока России являются оловянные руды. На Кавказе представлены полиметаллические и вольфраммолибденовые руды. Следует обратить внимание на то, что большая часть рудных полезных ископаемых сосредоточена не в молодых складчатых горах, а в возрожденных складчато-глыбовых. Это связано с тем, что рудные тела залегают в осевых частях гор и перекрыты мощными складками осадочных пород. В результате разрушения эти складки исчезают, поэтому там легко находить и добывать полезные ископаемые. Поэтому Урал и богат рудными полезными ископаемыеми.

Магматические и метаморфические полезные ископаемые, кроме складчатых областей, встречаются и на щитах – выступах древних кристаллических фундаментных пород. Так, на севере Восточноевропейской равнины, в районе Кольского полуострова, где имеется выход Балтийского щита, встречаются медные, никелевые металлы, найдены апатиты (сырье для фосфорных удобрений). На Тиманском кряже обнаружены алюминиевые руды, а в районе Воронежской антиклизы находится самое крупное месторождение железных руд – Курская магнитная аномалия (рис. 4).

Рис. 4. Тектоническая карта России (Источник)

Тем не менее для платформ наиболее характерны полезные ископаемые осадочного происхождения, в том числе горючее. Так, в осадочном чехле Восточноевропейской равнины сосредоточено огромное количество угля, нефти и газа. Но наиболее крупные запасы нефти, угля и газа России находятся в мощном осадочном чехле молодой Западносибирской платформы. Также на Древнесибирской платформе располагается крупнейший Тунгусский угольный бассейн. Помимо топлива с осадочными породами связаны месторождения солей, которые приурочены к югу Западной Сибири, Предуралью и Прикаспийской низменности.

Читайте также:  Полезна ли мужская смазка для женщины

Первые алмазы в мире были обнаружены на юге Африки. Коренные месторождения алмазов были найдены в местечке Кимберли (ЮАР), после чего коренные месторождения алмазов были названы кимберлитовыми трубками (рис. 9).

Рис. 9. Кимберлитовая трубка в Якутии (Источник)

Считается, что первооткрывателем алмазов в России стал 14-летний мальчик, сын крепостного крестьянина Крестовоздвиженского прииска на Урале. Именно он обнаружил твердые камни, а оказавшийся рядом минеролог определил, что эти камни – алмазы.

Поиск алмазов на территории России начался после Великой Отечественной войны.

В результате кропотливой работы ученого В.С. Соболева (рис. 10) было выдвинуто предположение, что алмазы следует искать в таких же по условиям местах, как и в Южной Африке, а это Западная Якутия. В 1947 г. на реку Вилюй в Якутию была отправлена первая экспедиция в поисках алмазов. Одна кимберлитовая трубка может снабжать алмазами реки и их притоки на многие десятки и сотни километров. Чтобы определить, есть ли в ключе золото, достаточно промыть несколько небольших ковшей галечника, но чтобы найти алмазы, приходится промывать несколько кубических метров. Геологам пришлось прошагать много сотен километров, преодолевая болота, буреломы, спасаясь от туч комаров и мошкары. Радостную весть после долгих поисков принес коллектор вместе с пиропами и кристаллом алмазов в 4 карата. Пиропы, или «слезы алмазов», – это минералы красного цвета, которые являются спутниками алмазов. Нашел пиропы – нашел алмазы, но главное – найти кимберлит – зеленоватую породу, в которой встречаются алмазы. Найти кимберлит – значит, найти коренное месторождение алмазов.

Первая кимберлитовая трубка в Якутии была найдена экспедицией Л.А. Попугаевой (рис. 11) в 1954 г. Найти вторую кимберлитовую трубку помогла лиса. Члены экспедиции наткнулись на лисью нору, возле которой лежала небольшая кучка зеленоватой земли. Это и был кимберлит. На высокой лиственнице, стоявшей почти в самом центре трубки, геологи сделали топором большую зарубку и вывели надпись: «Трубка мира». В Москву полетела зашифрованная телеграмма: «Закурили трубку мира. Табак отличный». Потом были найдены другие кимберлитовые трубки, а вскоре был заложен поселок алмазодобытчиков Мирный. Через несколько десятков лет месторождения алмазов были обнаружены на другой древней платформе – Русской, в Архангельской области.

Добыча полезных ископаемых осуществляется по-разному. В зависимости от глубины и мощности залегания полезного ископаемого добыча осуществляется либо открытым (карьерным) (рис. 5),

Рис. 5. Добыча полезных ископаемых в карьере (Источник)

либо закрытым (шахтным) способом (рис. 6).

Рис. 6. Добыча полезных ископаемых в шахте (Источник)

Жидкие полезные ископаемые добываются методом бурения скважин (рис. 7). Открытый способ добычи полезных ископаемых наиболее простой и дешевый, однако именно он наносит самый большой урон природе.

Из-за лишения территории растительного покрова, на ней образуются индустриальные пустыни, от которых поднимаются пыльные бури, а из-за осушения земли понижается уровень грунтовых вод. Открытым способом в России добывается более 90 % руд, более 50 % углей и практически все строительные материалы. Самый большой в России карьер находится на Урале – это Качканарский карьер (рис. 8), глубина которого свыше 700 м. Глубина шахт в России достигает примерно 1 км.

Рис. 8. Качканарский карьер (Источник)

Россия – самая богатая минеральными ресурсами страна мира.

Институт нефти и газа носит имя И.М. Губкина (рис. 12).

Рис. 12. Памятная доска И.М. Губкину (Источник)

Именно при его непосредственном участии началось исследование и исследование Западно-Сибирской равнины. В 1953 г. было открыто и начало действовать первое месторождение газа, а через 7 лет забил первый нефтяной фонтан Шаима. Но этому предшествовали длительная работа, научные споры и подвиг первопроходцев. Западно-Сибирская равнина – огромная низменность площадью 3 млн км 2 (рис. 13).

Рис. 13. Западно-Сибирская равнина (Источник)

Лежит равнина на плите. Толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти. На поверхности сотни километров топких болот и темнохвойной неосвоенной тайги. Как определить точку для буровой? Это сродни поиску иголки в стоге сена. И.М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 г. в Среднее Приобье была послана поисковая партия, которая открыла невиданные запасы нефти: Усть-Балыкское и нефтяную жемчужину, месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре. В Заполярье открыли газовое месторождение Ямбург, Медвежье, Заполярное, а у Северного полярного круга Уренгойское – газовую жемчужину России (рис. 14).

Рис. 14. Уренгойское месторождение газа (Источник)

Сегодня Россия занимает первое место по добыче природного газа. В Северной Сибири в европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ – экологически чистое и калорийное топливо – идет не только в европейскую часть России, но и в Западную Европу. Открытие месторождения нефти и газа дали мощный толчок в освоении Западной Сибири. Здесь построены новые города.

Столица нефтяников – Сургут (рис. 15), столица газовиков – Новый Уренгой (рис. 16).

Рис. 16. Город Новый Уренгой (Источник)

Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.

Домашнее задание

  1. Дайте определение и классификацию полезных ископаемых.
  2. Подготовьте доклад о рудных полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.
  3. Подготовьте доклад о магматических и метаморфических полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.

Список литературы

  1. География России. Природа. 8 кл.: уч. для общеобразоват. учрежд. / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 303 с.: ил., карт.
  2. География России. Природа. Население: 8 кл. / В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 320 с.
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Распространение полезных ископаемых. Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — бассейны.

Полезные ископаемые формируются в ходе геологической истории под влиянием внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов. В мощных рыхлых отложениях осадочного чехла древних платформ заключены почти все наиболее значительные месторождения горючих ископаемых. Среди них наибольшее значение в нашей стране имеют нефть и природный газ севера Западной Сибири, Волго-Уральского бассейна. Менее богаты месторождения равнин Северного Кавказа и острова Сахалин.

В палеозойских и мезозойских отложениях платформенных областей из отложений органических веществ, накапливавшихся долгое время на дне мелководных водоемов, образовались многочисленные месторождения каменного и бурого угля.

Наиболее важное хозяйственное значение имеют высококачественные коксующиеся угли, используемые в металлургии. Крупнейшие месторождения каменного угля в европейской части России находятся в районе Воркуты, в восточной части Донецкого бассейна. Бурые угли добывают в Подмосковном бассейне. В Сибири самыми знаменитыми и давно освоенными являются месторождения каменного угля, часто коксующегося, Кузнецкого бассейна (Кузбасс). Добываются они открытым и подземным способами. Но особенно велики запасы угля Тунгусского, Ленского, Канско-Ачинского и других бассейнов, расположенных в слабозаселенных районах России. В стране весьма существенны запасы торфа и горючих сланцев.

Месторождения рудных полезных ископаемых часто связаны с теми районами платформ, где близко к поверхности подходит фундамент или более молодые интрузии кристаллических пород. Среди них месторождения железных руд Курской магнитной аномалии, Алданского щита, Ангаро-Питского и Ангаро-Илимского районов, а также железных и никелевых руд Кольского полуострова и полиметаллических руд окрестностей Норильска.

Но особенно богаты разнообразными рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов: меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Приморский край, Северный Кавказ), олова (Восточная Сибирь и Дальний Восток), сырье для получения алюминия — бокситы и нефелины (Северный Урал, Красноярский край).

Рис. 19. Полезные ископаемые России

Месторождения золота располагаются в Восточной Сибири, Якутии, на севере Дальнего Востока. Наиболее крупное месторождение платины находится на Урале.

По рисунку 19 определите местонахождение крупнейших месторождений и напишите их названия на контурной карте.

Из неметаллических полезных ископаемых важное значение для хозяйства страны имеют месторождения алмазов в вулканических породах западной Якутии, Архангельской области, апатитов на Кольском полуострове, калийных солей в Поволжье, Кировской области, на западном склоне Урала. В недрах России располагаются залежи графита (Урал, Восточная Сибирь, Дальний Восток), каменной соли (Урал), поваренной соли (Поволжье), слюды (Восточная Сибирь), а также разнообразного сырья для производства минеральных строительных материалов — граниты, доломиты, известняки, гравий, высококачественные глины и т. д.

Рис. 20. Залегание нефти и газа

Как вы думаете, из каких районов России был привезен гранит, использованный для облицовки набережных Москвы, Санкт-Петербурга?

Минерально-сырьевая база нашей страны. Для минерально-сырьевых ресурсов страны характерны следующие черты:

  1. огромное их количество;
  2. крайняя неравномерность размещения;
  3. большое различие в условиях эксплуатации;
  4. возможность частичной компенсации истощенных месторождений полезных ископаемых путем разведки и освоения новых месторождений.

Занимая ведущее место в мире по запасам многих полезных ископаемых, Российская Федерация развивает свою экономику почти полностью на основе собственных минерально-сырьевых ресурсов. Но несмотря на это, необходимо помнить, что полезные ископаемые, накопленные за всю историю развития Земли, при их исчерпании невозобновимы. Это заставляет задуматься об их рачительном, бережном использовании. В связи с этим разрабатываются и широко применяются новые технологии добычи полезных ископаемых, обеспечивающие минимальные потери сырья при добыче и переработке и максимальное использование добытого сырья.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Извлечение из недр земли огромных масс вещества не проходит бесследно. Человек создает антропогенные формы рельефа — карьеры, терриконы, обширные пустоты в земной коре и т. д.

В зоне Курской магнитной аномалии (КМА), например, особенно сильное влияние на окружающую среду оказывают предприятия железорудной промышленности. При открытом способе добычи руды образуются большие отвалы пустой породы. Водооткачка и водозабор на промышленные и коммунальные нужды способствуют общему иссушению территории, что приводит к пылеобразованию и ускорению нежелательных экзогенных процессов. Кроме того, это грозит обрушением и просадками грунта.

Рис. 21. Образование рудных полезных ископаемых

Восстановление нарушенных горными работами земель проводится по следующим направлениям: использование черноземных почв, срезаемых при вскрышных работах, для землевания малоплодородных участков; выравнивание поверхности путем засыпки оврагов, рекультивация отвалов; создание лесных санитарно-защитных зон вокруг городов Губкин, Старый Оскол, Новый Оскол, Белгород и крупных рабочих поселков.

Проблемы возникают и при добыче строительных материалов. Например, при добыче высококачественных гранитов Карелии остается очень много обломков, из которых можно было бы получить дополнительное количество стройматериалов. Таким образом, проблема безотходного производства тесно связана с проблемой очистки площадей от обломков и загрязнения атмосферы от пыли.

Добыча таких строительных материалов, как песок, гравий, известняк, тоже приводит к образованию карьеров, уродующих ландшафт, нарушающих естественный ход природных процессов в нем.

Вопросы и задания

  • Что такое полезные ископаемые?
  • От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?
  • Какими полезными ископаемыми богата наша страна?
  • Найдите на карте месторождения перечисленных в параграфе полезных ископаемых.
  • Дайте оценку минерально-сырьевой базы нашей страны.
  • источник

    Цели и задачи урока:

    -определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;

    -проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России;

    -определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

    Оборудование:

    Атласы, учебники, физическая карта России, компьютеры, проектор, учебное электронное издание (диск): География России. Природа и население.8 класс.

    I. Организационный момент.

    На фоне музыки ученик читает отрывок из стихотворения Ираиды Мордовиной.
    (Все сопровождается слайдами с видами различных форм рельефа России)
    (Приложение 1).

    Россия, ты – великая держава,
    Твои просторы бесконечно велики.
    На все века себя ты увенчала славой,
    И нет другого у тебя пути.
    Озёрный плен твои леса венчает,
    Каскад хребтов в горах мечты таит.
    Равнины в бесконечность убегают
    И степь родная хлебушек родит.
    В земле твоей богатств поток неиссякаем,
    К сокровищам твоим наш путь лежит.
    Как мало о тебе ещё мы знаем,
    Как много изучить нам предстоит!

    II. Объявление темы урока и целей, знакомство с «Зачетным листом»
    (Приложение 2).

    Задание 1. Составление общей схемы «Рельеф» (По мере ответов учащихся на интерактивной доске создается схема)

    — Вспомните, что такое рельеф?
    — Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?
    Как различаются горы по высоте?
    Как различаются равнины по высоте?
    — Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы)
    — Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания, землетрясения, вулканизм)
    — Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)

    Задание 2.
    Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа?
    (Приложение 3)

    (На слайдах появляются разные формы рельефа)

    1. Деятельность ветра
    2. Карстовые процессы – вода
    3. Деятельность человека
    4. Моренный рельеф — ледник
    5. Эоловые процессы – ветер
    6. Землетрясения
    7. Вулканизм
    8. Овраг – деятельность текучих вод
    Читайте также:  Как испечь полезный хлеб в домашних условиях в духовке

    Задание 3. Диктант на проверку знания терминов и понятий.

    1. Выход на поверхность кристаллического фундамента платформы. (щит)
    2. Бурные грязекаменные потоки. (сели)
    3. Древние относительно устойчивые участки земной коры. (платформы)
    4. Крупные скопления полезных ископаемых. (месторождения)
    5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (морена)
    6. Группы близкорасположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (бассейн)
    7. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли. (эры)
    Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и выставляют в «Зачетный лист» количество баллов (правильный ответ-1балл)

    Задание 4. Работа по вариантам.

    1 вариант выполняет интерактивный тест на ПК. 2 вариант путем сопоставления физической и тектонической карт устанавливают соответствие между формой рельефа и тектонической структурой.
    1 вариант. Тест.
    1. Высшая точка России расположена в пределах.
    а) Алтая
    б) Кавказа
    в) Саян

    2. Самая высокая и расчлененная равнина в России.
    а) Восточно-Европейская равнина
    б) Западно-Сибирская равнина
    в) Среднесибирское плоскогорье

    3. В виде какого щита выходит на поверхность фундамент Восточно-Европейской платформы.
    а) Алданского
    б) Балтийского
    в) Анабарского

    4. Какие окраины России расположены на границах современных литосферных плит.
    а) Восточные
    б) Западные
    в) Северные

    5. Какая складчатость протекала во второй половине палеозоя.
    а) Байкальская
    б) Герцинская
    в) Каледонская

    6. Равнины расположены на .
    а) границах литосферных плит
    б) платформах
    в) в складчатых областях

    7. Крупнейшими каменно-угольными бассейнами являются.
    а) Кузбасс, Канско-Ачинский
    б) Тунгусский, Ленский
    в) Уренгой, Ямбург

    8. Поверхность России понижается к .
    а) югу
    б) северу
    в) западу
    г) востоку

    9. Если скорость поднятия земной коры равна скорости разрушения, то образуются.
    а) впадины
    б) горы
    в) равнины

    10. Геологическая эра, продолжающаяся и сейчас.
    а) мезозойская
    б) кайнозойская
    в) палеозойская

    2 вариант. Таблица соответствия.
    Установите соответствие.

    источник

    Задачи: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений по­лезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископае­мыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

    I. Проверка знаний и умений по теме «Главные черты рельефа России».

    Возможные варианты проверки:

    1. Географический диктант. Проводится с целью проверки зна­ния номенклатуры географических объектов. Учитель показывает на физической карте 10 объектов рельефа, учащиеся должны напи­сать их географические названия.

    2. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся, используя таблицы «Анализ рельефа равнин» и «Анализ рельефа гор», должны описать какую-либо форму рельефа. В результате этой работы проверяется умение сопоставлять физическую и тек­тоническую карты России.

    3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам пре­дыдущего урока и включает устные задания по физической и тек­тонической картам России.

    1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физиче­ской картой России).

    2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ уче­ника должен опираться на знания физической картины России).

    3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причин­но-следственные связи между рельефом и тектоническим строени­ем).

    4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

    5. Письменная проверочная работа по вариантам.

    Пользуясь необходимыми картами, установите взаимосвязи

    между тектоническими структурами и формами рельефа, ответы запишите в таблицы.

    Соответствие тектонических структур формам рельефа

    Область байкальской складчатости Область каледонской складчатости Область мезозойской складчатости Область кайнозойской складчатости

    Соответствие форм рельефа тектоническим структурам

    Сихотэ-Алинь Г оры Камчатки Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Алданское нагорье Г оры Бырранга Уральские горы

    6. Проверка домашнего задания должна включать проверку практической работы № 3, которая выполнялась учащимися в ра­бочих тетрадях.

    Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Зем­ли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле пре­вращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

    Определение «полезные ископаемые» и их виды желательно записать в тетрадь, также необходимо добавить определения «ме­сторождение», «бассейн».

    Полезные ископаемые — это природные минеральные образова­ния в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естест­венном виде как сырье или после соответствующей переработки.

    По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

    I. Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

    II. Металлические — руды черных, цветных, редких, благород­ных и радиоактивных металлов.

    III. Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драго­ценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

    Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

    Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

    1. Учащиеся уже знают из курса географии материков и океа­нов о размещении полезных ископаемых магматического и осадоч­ного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся сле­дующие вопросы и задания:

    1) По карте определите, какими полезными ископаемыми бога­та территория нашей страны.

    2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

    3) Определите основные месторождения угля и нефти.

    4) Определите размещение месторождений железных руд.

    5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

    6) К каким структурам приурочены месторождения полиметал­лических руд?

    7) Почему месторождения руд приурочены к горным масси­вам?

    8) Какими полезными ископаемыми богата территория вашей области?

    Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

    Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтвержда­ет наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность оса­дочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхожде­нием. Магма и горючие магматические растворы, из которых обра­зовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещи­нам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

    2. Практическая работа № 4 «Определение и объяснение зако­номерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых». Эта работа позволяет закрепить сформулированные ранее выводы о зависимости набора полезных ископаемых от тек­тонического строения и об обеспеченности России основными ви­дами полезных ископаемых и особенностях их размещения по тер­ритории страны. Задания приведены в рабочей тетради на с. 40-41.

    3. На этом этапе урока необходимо сформировать понятие «минерально-сырьевая база Росси» и записать его в тетрадь.

    Минерально-сырьевая база России — это совокупность всех по­лезных ископаемых, расположенных на территории нашей страны.

    Характерные черты минерально-сырьевых ресурсов России можно прочитать в учебнике на с. 46.

    4. Очень важный вопрос — охрана недр.

    Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обес­печивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим стра­нам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных иско­паемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоря­жались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании по­лезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонен­тов, содержащихся в руде, комплексным использованием мине­ральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полез­ных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

    Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ис­копаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47).

    I. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание: § 7, закончить практическую работу № 4, знать ключевые слова и номенклатуру бассейнов полезных иско­паемых выучить.

    источник

    Минеральные ресурсы — совокупность геологических запасов минерального сырья в недрах района, страны, континента, мира в целом, подсчитанных применительно к существующим кондициям на полезные ископаемые с учетом научно-технического прогресса (глубины разработки, эффективности обогащения и др.).

    Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в хозяйстве. Скопление полезных ископаемых, по количеству, качеству и условиям залегания пригодных для использования, называется месторождением, а их сплошное распространение на большой площади образует бассейн.

    Размещение полезных ископаемых по территории страны объясняется особенностями геологического строения отдельных районов. В свою очередь, геологическое строение зависит от тектонических (то есть происходящих в земной коре) процессов, развивающихся в различные геологические эпохи.

    Территория страны сформировалась из платформ и складчатых поясов. Платформы — наиболее устойчивые участки литосферы. Фундамент (нижний ярус платформы) образуют сильно смятые метаморфизированные породы. На фундаменте формируется осадочный чехол из горизонтально залегающих пород. В зависимости от времени образования фундамента платформы делятся на древние (Восточно-Европейская, Сибирская) и молодые (Западно-Сибирская). Три эти платформы, выраженные в рельефе равнинами, занимают основную часть территории России. В ряде мест фундамент платформ выходит на поверхность. Эти участки называются щитами. На Восточно-Европейской платформе имеются Балтийский и Украинский шиты, а на Сибирской — Алданский и Анабарский.

    Складчатые пояса, возникающие в наиболее подвижных участках земной коры, представляют собой смятые в складки метаморфизированные горные породы. При этом складки могут быть изогнуты книзу (синклиналь) или кверху (антиклиналь).

    Горные породы по происхождению делятся на четыре вида:

    • магматические — образовавшиеся при застывании и кристаллизации магмы на некоторой глубине или на поверхности;
    • осадочные — возникшие путем отложения на суше и на дне океана обломков различных пород и остатков организмов;
    • метаморфические — измененные под действием высоких температур, большого давления, влияния растворов и газов;
    • метасоматические — возникающие в процессе замещения одних минералов другими с существенным изменением их химического состава.

    В районах, занятых платформами, наиболее характерны полезные ископаемые осадочного происхождения, находящиеся в чехле или фундаменте платформ. В основном это нерудные полезные ископаемые. В чехлах распространены газ, нефть, уголь, горючие сланцы, фосфориты, соли, бокситы, строительные материалы (известняк, мел, мергель). Так, крупнейшие в России месторождения нефти и газа сосредоточены в Предуралье (от Баренцева до Каспийского моря) и Западной Сибири. Основные бассейны каменного угля — Тунгусский и Ленский находятся в Средней Сибири, Кузнецкий — в предгорьях Южной Сибири, Печорский — на северо-востоке Русской равнины. Основной буроугольный бассейн — Канско-Ачинский расположен в предгорьях Саян.

    Рудные полезные ископаемые содержатся в складчатом фундаменте древних платформ: железные руды Курской магнитной аномалии, Ангаро-Илимского района, полиметаллические руды Норильска, а также руды Балтийского (Кольский полуостров), Алданского щитов и др.

    Полезные ископаемые складчатых областей представлены различными рудами, образованными в основном из магмы, проникшей в земную кору по разломам в периоды активных тектонических движений. Таким образом, рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями гор.

    В древних складчатых областях находятся месторождения железных руд (Западный Саян), золота (нагорья Северного Забайкалья), полиметаллических руд (Восточное Забайкалье), а также руд, драгоценных и полудрагоценных камней Урала.

    В более молодых горах Северо-Восточной Сибири и Дальнего Востока имеются месторождения оловянных и вольфрамовых руд, золота, а на Кавказе — полиметаллических руд.

    Характеристика конкретных видов полезных ископаемых и их месторождений приведена в соответствующих разделах.

    Балансовые запасы полезных ископаемых — это тот их объем, который целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики.

    Категории полезных ископаемых различаются по степени изученности их запасов. Категория А — запасы детально разведаны, имеют точно определенные границы. Категория В — предварительно разведанные запасы с примерно определенными контурами. Категория C1 — разведанные запасы, имеющие сложное геологическое строение; слабо разведанные запасы. Категория С2 — перспективные (имеющие предварительную оценку) запасы.

    источник

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Усачёвская средняя общеобразовательная школа»

    Конспект урока по географии в 8 классе

    «Минеральные ресурсы России»

    учитель географии и биологии

    · Формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России.

    · Познакомить учеников с новыми терминами и понятиями, изучить состав полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

    · Познакомить с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны.

    · Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами.

    · Выявить пути рационального использования полезных ископаемых.

    · Рассмотреть экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

    Читайте также:  Безсульфатные шампуни чем полезны

    · Продолжить формирование умения работать с географическими картами и сопоставлять их.

        Воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
        Оборудование:

    Карты: физическая и тектоническая карты России. Коллекция полезных ископаемых и горных пород. Таблицы: «Образование рудных полезных ископаемых», «Образование нефти», «Образование ископаемого угля».

    2. Повторение. Проверка домашнего задания.

    3. Изучение нового материала.

    (Слайд №1) Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

    Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

    I. Полезные ископаемые.. Виды полезных ископаемых.

    -Полезные ископаемые, что это такое? (Слад№2)

    Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

    (Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения изучаются образцы полезных ископаемых)

    Полезные ископаемые делятся на две группы — рудные (металлические), нерудные (неметаллические),последняя группа, в свою очередь, делится еще на две группы — горючие и химическое сырье.

    -Приведите примеры полезных ископаемых каждой группы, пользуясь тектонической картой в атласе.

    -Вспомним, из ранее изученного материала, на какие группы делятся горные породы по происхождению?

    (Сайд №3) Рудные полезные ископаемые по происхождению, в основном, магматические, нерудные — осадочные, также встречаются полезные ископаемые той и другой группы метаморфического происхождения (железистые кварциты — рудные, мрамор — нерудные). Исключение составляют алмазы, т. к. неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах.

    Полезные ископаемые

    (металлические) (неметаллические)

    железная руда, медная руда

    -Почему такое разнообразие рудных полезных ископаемых?

    Это можно объяснить тем, что разные условия образования, разный состав магмы, (с. 63 рис.).С больших глубин из магматического очага произошло внедрение магматических масс. Магма медленно остывает, постепенно образуя кристаллические горные породы и обеспечивая образование полезных ископаемых.

    Если магма кислая, то из нее образуется гранит, если еще она насыщается летучими веществами – то драгоценные камни. Так возникли знаменитые уральские самоцветы. Базальтовая магма — основа образования руд: меди, никеля, платины. На большой глубине при температуре 3500 С из нее образуется вольфрам, молибден, на средних глубинах — золото, свинец, малых глубинах (2000 С) — ртуть. Отсюда следует, что разнообразие рудных полезных ископаемых зависит от температуры магмы, ее состава и глубины залегания.(Запись в тетради).

    Рассмотрим образование осадочных полезных ископаемых.

    Нефть имеет органическое происхождение, залегает на глубине, в толще песчаных пористых пород, в приподнятых участках пластов. Образовывалось такое месторождение на протяжении длительной геологической истории Земли (500 млн. лет). Мы видим, что происходила смена периодов благоприятных для образования нефти, с периодами, в которых отсутствуют условия для возникновения нефти.

    Как образовывался каменный уголь вы знаете из курса биологии. Древние папоротники попадают в условия ограниченного доступа кислорода, избыточного обводнения. Тектонические движения приводят к погружению пласта, меняются условия (высокое давление и температура), что приводит к возрастанию количества углерода. Чем глубже залегает пласт, тем лучше качество угля.(Демонстрация образцов каменного угля).

    III.Закономерности размещения полезных ископаемых.

    -Как полезные ископаемые распределяются?

    -Какие полезные ископаемые искать в горах, а какие на равнинах?

    Ответить на эти вопросы нам поможет схема , которой мы пользовались при изучении темы: «Горы. Равнины». Давайте ее прочтем и дополним.

    ГОРЫ —►СКЛАДЧАТОСТЬ —►магма—►МАГМАТИЧЕСКИЕ —►? (рудные) (Слайд №4)

    РАВНИНА—►ПЛАТФОРМА—►чехол—►ОСАДОЧНЫЕ ГОР. ПОР.—►? (нерудные)

    -Как объяснить присутствие железных руд на платформе?

    -Почему руды залегают в горах?

    -Пользуясь тектонической картой, сравните Уральские горы и Верхоянский хребет по количеству месторождений полезных ископаемых. Где больше?

    — Сравните их по возрасту, что образовалось раньше?

    -Вывод: чем горы старше, тем они богаче полезными ископаемыми.

    -Значит ли это, что молодые горы не имеют запасов полезных ископаемых?

    IV.Основные месторождения полезных ископаемых нашей страны.

    Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Но прежде нам нужно узнать, что такое месторождение, бассейн? Обратимся к учебнику 63 с. (Слайд №7)

    Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

    Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

    Медные руды — Урал, Забайкалье.

    Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

    Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

    Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

    Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

    Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева меря, о. Сахалин.

    Газ — север Западной Сибири.

    Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

    Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

    Алмазы — Якутия, Архангельская область.

    VI.Пути рационального использования. Экологические проблемы.

    Наша страна богата полезными ископаемыми. По запасам угля, нефти, железной руды, газа, апатитов мы занимаем одни из первых мест. Однако высокая степень обеспеченности имеет минусы-«что имеем не храним». Чем больше добываем, тем меньше остается- «потерявши, плачем»,« чтобы не пришлось «плакать», нужно экономно расходовать минеральные ресурсы. Пути рационального использования вы

    найдете в учебнике на 65 с.

    (Слайд №8).В 1920 году Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в России. Ильменский заповедник находится в восточных предгорьях Южного Урала на Ильменском хребте в Челябинской области. В мире нет участка равного по своей научной ценности Ильменским горам. Здесь как в музее, в многочисленных копях можно видеть в естественной обстановке ценнейшее и красивейшие драгоценные и поделочные камни. В их числе: солнечный камень, лунный камень, аметист, опал, топаз и многие другие. Гордость заповедника — его естественно-исторический музей, в котором представлен этот уникальный комплекс. Большое разнообразие животного и растительного мира подтолкнуло власти к тому, что в 1935 году заповедник был преобразован в комплексный для сохранения и изучения природных минеральных богатств, флоры и фауны Южного Урала.

    (Слайд №9-10).Разведка и добыча минерального сырья создает экологические проблемы, карьеры, терриконы (отвалы пустой породы) изымают из с/х пользования плодородные земли; пустоты в земной коре приводят к проседанию грунта, что создает угрозу населению.(Слайд№11.) Крупные проблемы связаны с загрязнением нефтью не только в процессе добычи, но во время перевозок

    Повторить виды полезных ископаемых, закономерности размещения, понятия (месторождение, бассейн)/

    Раковская : природа России. 8 кл. §11; на к. к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

    Дополнительный материал по теме.

    Нефть горючая маслянистая природная жидкость. Цвет нефти весьма разнообразен. Чаще всего бывает окрашена в коричневые, тёмно-коричневые и черные тона. В настоящее время почти во всех отраслях промышленности в том или ином виде употребляется нефть или получаемые из нее продукты. Существуют различные теории происхождения нефти. Первая в мире теория происхождения нефти принадлежит гениальному русскому учёному . По его мнению нефть «выгоняется подземным жаром» в земных глубинах из каменных углей. Основоположником современного представления о происхождении нефти является крупнейший русский учёный академик . Институт нефти носит имя . Именно при его непосредственном участии начались тщательные поиски нефти. Первый фонтан газа ударил в 1953 г., а нефтяной фонтан Шаима — через семь лет. Но предшест­вовали этому событию долгие поиски, научные споры, подвиг первопроходцев. Западно-Сибирская равнина — огромная низменность площадью 3 млн. км2. Лежит равнина на плите, толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти, но на поверхности сотни километров топких болот в темнохвойной неосвоенной тайге. Как определить точку для буровой? Это можно сравнить с поиском иголки в стоге сена. считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 году в Среднее Приобье была послана поисковая партия. Открыли невиданные запасы нефти — Усть-Балыкское и нефтяную «жемчужину»- месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре, в Заполярье газовые месторождения — Ямбург, Медвежье, Заполярное. А у Северного полярного круга — Уренгойское — газовую «жемчужину». Сегодня Россия занимает 1 место по добыче природного газа. С севера Западной Сибири в Европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ — экологические чистое и калорийное топливо идет не только в европейскую часть России, но и в Западную Европу.

    Открытые месторождения нефти и газа дали мощный толчок освоению Западной Сибири. Здесь построены новые города: столица нефтяников — г. Сургут, столица газовиков — г. Новый Уренгой. Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.

    Первые алмазы в мире были обнаружены в южной Африке. Коренные месторождения были найдены в трубках взрыва около местечка Кимберли (ЮАР). Отсюда все коренные месторождения алмазов стали называть кимберлитовыми трубками.

    В России коренные месторождения алмазов обнаружены были в Якутии на р. Вилюй — «алмазной реке»

    — в годы Великой Отечественной войны. Отряд состоял из 5 человек. В распоряжении их было пятнадцать оленей. Радостную весть после долгих поисков принес коллектор вместе с пиропами и кристаллом алмаза в 4 карата. Пиропы — спутники алмазов, это красного цвета минералы, которые называют «слезами» алмазов. Нашел пиропы — значит, нашел алмазы. Но главное, надо было найти кимберлит — зеленоватую породу, в которой и встречаются алмазы. Найти кимберлит, значило найти коренное месторождение алмазов. Начальник отряда наткнулся на лисью нору, около которой лежала небольшая кучка зеленоватой земли. Это был кимберлит. Рыли небольшие канавы, шурфы. В куске кимберлита обнаружили кристаллик алмаза. На высокой лиственнице, стоявшей почти в самом центре трубки, геологи сделали топором большую зарубку, и начальник отряда карандашом старательно вывел надпись: «Трубка мира». Это были первые якутские алмазы.

    В Москву полетела зашифрованная телеграмма: «Закурили трубку мира, табак отличный». Потом найдены были другие кимберлитовые трубки. Был заложен поселок алмазодобытчиков Мирный. Сейчас — это центр алмазодобычи в Якутии.

    Через несколько десятков лет алмазы были найдены на другой древней платформе — Русской в Архангельской области.

    Кимберлитовые трубки при добыче превращаются в глубокие колодцы:, по стенкам которых и лежат алмазы. Техника заполняет выхлопными газами колодец, работа становится опасной, и люди прекращают работу до полного выветривания газов со дна трубки. Как же образуются эти уникальные, твердейшие минералы, по составу аналогичные с мягким графитом? В состав алмаза и графита входит углерод. Алмазы образуются, когда магма, поднимающаяся из недр, закупоривает канал, а пазы стремятся выбыть пробку магмы. Происходит взрыв, при огромном давлении и высокой температуре на стенках трубки взрыва образуются алмазы.

    Как правило, коренные месторождения алмазов связаны с разливами лавы — траппами.

    Растения помогают геологам

    Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

    растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря им, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

    Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

    При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или розовую окраску.

    Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

    1.Ермошкина географии: 8 кл.: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение,1993.

    2.Жижина разработки по географии 8 класс — М: Изд-во «ВАКО», 2005.

    3.Раковская : природа России.8 кл. –М.: Просвещение, 2010.

    4.Сиротин и практические работы по географии(6-10 кл.) М: Просвещение,2003.

    5.Элькин планирование. География России. Природа.- С-Петербург.: Изд-Паритет,2001.

    источник

    Источники:
    • http://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/geologicheskoe-stroenie-relief-i-poleznye-iskopaemye/poleznye-iskopaemye-na-territorii-rossii
    • http://as6400825.ru/geografiya_8/8.html
    • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645003/
    • http://tak-to-ent.net/load/398-1-0-9585
    • http://geographyofrussia.com/mineralnye-resursy-rossii/
    • http://pandia.ru/text/80/293/51041.php