Меню Рубрики

Полезные компьютерные игры для дошкольников

Повсеместное внедрение новейших информационных технологий в образовательный процесс поставило новые задачи перед педагогами детских дошкольных учреждений. Какими принципами руководствоваться при разработке и внедрении развивающих программ занятий детей дошкольного возраста в компьютерном классе? Какие программные продукты использовать? Для ответа на данные вопросы необходимо рассмотреть преимущества использования компьютерных игр в целях всестороннего развития детей.

Использование ребёнком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Развиваются: восприятие, внимание, память, мышление. В условиях компьютерной игры важное значение приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс детской деятельности: дошкольники должны действовать руками, нажимая клавиши на клавиатуре или управляя мышью, и одновременно наблюдать за меняющемся изображением на экране. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей.

Одна из основных способностей ребёнка, лежащая в основе как умственного развития, так и других линий развития, — это способность к построению всё более сложных структур собственной внешней деятельности, а затем и деятельности внутренней, психической. Развитие данной способности в значительной мере определяет общую психическую активность.

Компьютерные игры способствуют формированию способности целеобразования, обеспечивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребёнком, что является необходимым условием развёртывания детской мыслительной деятельности. Именно чёткое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребёнку целенаправленно анализировать условия задачи. Использование компьютерных игр стимулирует формирование подобных умений.

Различные формы детского творческого экспериментирования способствует развитию любознательности детей, пытливости их ума, формируют интеллектуальные способности.

Одна из важных линий умственного развития ребёнка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Так развитие наглядно-действенной формы мышления создаёт основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического мышления. Большие возможности в этом отношении раскрываются при работе детей с компьютером. В процессе действий с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Данная программа нацелена на принятие ребёнком нового вида деятельности как привычного, и построена на основе новейших разработок в области компьютерных развивающих и обучающих технологий отечественных и зарубежных производителей, с учётом психических особенностей детей дошкольного возраста, и рассчитана на детей 5 -7 лет. (Занятия проводятся в старших и подготовительных группах).

Программа рассчитана на 2 года: от простого к более сложному, от постоянного контроля преподавателя к самостоятельным решениям, от выработки умений и навыков к творческим заданиям.

Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, имеют доступный для понимания интерфейс, что даёт возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха, что особенно важно для развития полноценной личности. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребёнку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе.

Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа или фронтальная игра, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры, конструирование.

Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.

При построении программы была использована теоретическая часть разработок Ассоциации «Компьютер и детство».

Программа разрабатывалась также с учётом образовательной программы для дошкольников «Истоки», в тесной взаимосвязи с психологом, логопедом и воспитателями групп.

Помимо компьютерных игр на занятиях используются различные дидактические развивающие игры, что даёт в комплексе наиболее высокий результат. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому им должны предшествовать игры с реальными предметами, игрушками. Важно знать, что использование дошкольниками компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. Конечно, ребёнок должен прежде всего научиться управлять компьютером, уметь управлять программами, понимать символы, принятые в компьютерных играх (интерфейс). Когда компьютер будет дошкольнику понятен, тогда с посредством игровых программ и будут достигаться необходимые воспитательные и образовательные цели.

Цель и задачи программы развивающих занятий в компьютерном классе.

Цель программы: обеспечить принятие ребёнком нового вида деятельности как привычного посредством компьютерно — игрового комплекса.

1. Интеллектуальное и познавательное развитие:

  • формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к пониманию и решению интеллектуальных задач, перевод внешних мыслительных действий во внутренний план
  • формирование общей умственной способности направленного анализа условий с точки зрения основной цели
  • развитие высших психических процессов: восприятия, внимания, памяти
  • развитие ассоциативного, образного, пространственного мышления и задатков словесно-логического мышления
  • развитие сенсомоторных способностей
  • пополнение математических знаний и умений
  • пополнение словарного запаса и развитие речи
  • расширение представлений об окружающем мире

2. Развитие творчества:

  • развитие графических навыков
  • развитие художественных способностей
  • развитие творческих способностей

3. Развитие компьютерных умений:

  • развитие навыков управления компьютером
  • развитие умения понимать интерфейс игровых программ
  • развитие мелкой моторики рук
  • развитие пространственного мышления
  • пополнение знаний об устройстве компьютера

Программа строится, опираясь на следующие принципы:

  1. От элементарного управления компьютерной программой к более сложному.
  2. От постоянного руководства учителя к самостоятельной работе.
  3. Концентрическое расположение тем с тенденцией к усложнению.
  4. Чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы.
  5. Частая смена видов деятельности.
  6. Тесная взаимосвязь компьютерной игры и дидактической.
  7. Подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.
  8. Внесение сюжетных линий ( блок занятий связан сюжетной линией и посвящён достижению единой игровой цели).

Структура построения занятия в компьютерно-игровом комплексе.

При построении занятия учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятие проводится подгруппами по 4 — 6 человек, в зависимости от количества компьютеров в классе, длится 20 минут.

Стандартное занятие обязательно включает смену видов деятельности и физкультминутки и имеет следующую структуру построения:

  1. Введение (беседа, фронтальный опрос, фронтальная игра)
  2. Работа за компьютером (объяснение учителя, самостоятельная работа с программой под руководством учителя) В этот блок обязательно включена гимнастика для глаз.
  3. Физкультминутка.
  4. Дидактические игры: задания-игры на индивидуальных листах (см. рисунок 1 — 4), конструирование, парные и групповые дидактические игры.
  5. Игра в релаксационной зоне.

В зависимости от цели занятия учитель может изменить структуру занятия, поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или подвижной игрой.

Этапы реализации программы.

  • просветительский (работа с родителями, педагогами) предназначен для просвещения родителей и педагогов о назначении данного курса для развития детей-дошкольников. Этот этап реализуется посредством участия педагога в родительских собраниях и проведении индивидуальных и групповых консультаций.
  • диагностико-аналитический направлен на выявление уровня владения компьютером (управление компьютером клавишами, мышью; слежению за экраном) и общего уровня развития (учитываются данные диагностики психолога и его рекомендации); на основе данных диагностики дети разделяются по группам.
  • формирующий и развивающий в течение 2-х лет; на этом этапе непосредственно осуществляется процесс обучения. Для этого составлены годовые планы занятий, включающие игры дидактические традиционные и обучение работе на компьютере через компьютерные игровые программы.
  • контрольно-диагностический; осуществляется контроль результатов работы программы и выявление последующих направлений в работе.

Результаты работы, проводимой по программе «КОМПИК».

На период 2008года программа действует 5 лет и уже даёт положительные результаты: по данным диагностики дети, прошедшие двухгодичный курс, свободно оперируют детскими игровыми программами, принимают и выполняют поставленные цели; у детей повышается уровень сформированности основных психических процессов, улучшаются моторные реакции, повышается уровень учебной мотивации.

1 год занятий (старшая группа)

Сентябрь. «Знакомство. Компьютер и его части».

  1. Знакомство. Экскурсия в компьютерно- игровой комплекс. -1 занятие
  2. Тестирование. — 1 занятие
  3. Компьютер и его части. — 1 занятие
  4. Средства управления. Клавиатура. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: «Игровая студия» (Авторская программа ТГ «Бенилёк»); «Земля до начала времени» (Издатель: «Руссобит -М)

Октябрь. «Компьютер знакомит с окружающим миром».

  1. Средства управления. Мышь. — 1 занятие
  2. Перемещение объектов по экрану мышью. — 1 занятие
  3. Логика. Классификация предметов. — 1 занятие
  4. В гостях у сказки. Игра с сюжетом. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: «Мапеты. Флора и фауна» (Издатель: Руссобит-М); «Маленький искатель в кукольном театре». (издатель «Новый диск»)

Ноябрь. «Компьютер развивает мышление»

  1. В гостях у сказки. (продолжение) — 1 занятие
  2. Управление программой. Интерфейс. — 1 занятие
  3. Ориентирование «по карте». — 2 занятия
  4. Рекомендуемые игровые программы: «Маленький искатель в кукольном театре» и «Маленький искатель». (Разработчик «Scholastic»; издатель «Новый диск»); «Весёлые игрушки» (издатель «Руссобит-М»).

Декабрь. «Готовимся к празднику».

  1. Я знаю цвета. — 1 занятие
  2. Я знаю геометрические фигуры. — 1 занятие
  3. Создаём новогодние атрибуты. — 1 занятие
  4. Новогодние забавы. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: «Твинисы. Давайте поиграем» (Разработчик «ВВС»; издатель «Новый диск»); «Лего. Мой мир. Первые шаги» (Издатель: «Новый Диск»); «Зимняя сказка» (издатель «Руссобит-М»).

Январь. «Компьютер развивает».

  1. Восприятие. — 1 занятие
  2. Внимание. — 1 занятие
  3. Память. — 1 занятие
  4. Мышление. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: «Коррекционно-развивающие компьютерные занятия для детей 5-6 лет» (Разработчик: психологический центр «Адалин»); «Забавные картинки» (издатель «Руссобит-М»); «Алик. Скоро в школу» (издатель «Руссобит-М»).

Февраль. «Компьютер помогает творить».

  1. Время музыки. — 1 занятие
  2. Время красок. — 1 занятие
  3. Дизайн. — 1 занятие
  4. Моделирование. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: «Твинисы. Давайте поиграем» и «Твинисы. Весёлые нотки» (Разработчик «ВВС»; издатель «Новый диск») можно использовать другие программы с графическими редакторами, адаптированными для детей.

Март. «Компьютер и мир вокруг».

  1. Я — человек. Девочки и мальчики. — 1 занятие
  2. Одежда по сезонам. — 1 занятие
  3. Профессии. — 1 занятие
  4. Цвет вокруг. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: «Мапеты. Хочу всё знать» (Издатель в России: «Руссобит-М»);

Апрель. «Компьютер рассказывает историю».

  1. Интерактивные истории с развивающими мини-играми выполняются в индивидуальном темпе. — 4 занятия.
  2. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: Антошка. Весёлые книжки. (Разработчик «COMPEDIA»; издатель «Руссобит-М» или другие игры с сюжетом и развивающими мини-играми).

Май. «Что я знаю о компьютере и программах».

  1. Что я знаю о компьютере. — 1 занятие
  2. Играем с любимыми героями. — 1 занятие
  3. Тестирование. — 1 занятие
  4. Любимые игры. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: по выбору детей или по наблюдениям педагога.

2 год занятий (подготовительная к школе группа)

Сентябрь. «Что я знаю о компьютере и программах».

  1. Тестирование. — 1 занятие
  2. Компьютер и его части. — 1 занятие
  3. Информация и её носители. — 1 занятие
  4. Знаки интерфейса игры. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: «Игровая студия» (Авторская программа творческой группы «Бенилёк»); «Искатель» (издатель «Новый диск»);

Октябрь. «Компьютер рассказывает историю».

  1. Интерактивные истории с развивающими мини-играми выполняются в индивидуальном темпе. — 4 занятия.
  2. Рекомендуемые игровые программы: «Дракончик Гоша спасает черепах» и «День спящего дракона» (Разработчик «SCHOLASTIC»; издатель «Бука»)

Ноябрь. «Компьютер развивает»

  1. Внимание. — 1 занятие
  2. Память. — 1 занятие
  3. Мышление. — 1 занятие
  4. Речь. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: «Болек и Лёлек» (издатель «1-С»); «Коррекционно-развивающие компьютерные занятия для детей 6 — 7 лет» (Разработчик: «Адалин»);

Декабрь. «Компьютер помогает творить».

  1. Рисуем и раскрашиваем. — 1 занятие
  2. Создаём новогодние маски. — 1 занятие
  3. Создаём новогодние атрибуты. — 1 занятие
  4. Новогодние забавы. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: «Твинисы. Давайте поиграем» (издатель «Новый диск»); «Мастерская Болека и Лёлека» (издатель «1-С»); «Зимняя сказка» (Издатель «Руссобит М»).

Январь. «Компьютер и чудеса науки».

  1. Микроскоп. — 1 занятие
  2. Исследования. — 1 занятие
  3. Опыты. — 1 занятие
  4. Изучаем животный мир. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: «Антошка. Чудеса науки» и «Антошка. Необыкновенное сафари» (издатель «Руссобит-М»).

Февраль. «Компьютер готовит к школе».

  1. Логика. — 2 занятия
  2. Речь. — 1 занятие
  3. Создаём программу для робота. — 1 занятие
  4. Рекомендуемые игровые программы: «Логика для малышей. Домовёнок БУ в парке аттракционов» (Разработчик «Баюн», издатель «ИДДК»);

Март. «Учимся вместе с компьютером».

  1. Знаем звуки и буквы. — 1 занятие
  2. Читаем. — 1 занятие
  3. Ориентируемся. — 1 занятие
  4. Мыслим. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: «Артур. Строим домик на дереве» (издатель «Бука»); «Баба Яга учится читать» (издатель «МедиаХауз»)

Апрель. «Мой друг -Компьютер».

  1. Развиваем мышление. — 1 занятие
  2. Развиваем реакцию. — 1 занятие
  3. Ориентируемся. — 2 занятия
  4. Рекомендуемые игровые программы: «Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда» (издатель «МедиаХауз»); «Артур. Конкурс добрых дел» (издатель «Бука»);

Май. «Что я знаю о компьютере и программах».

  1. Что я знаю о компьютере. — 1 занятие
  2. Играем с любимыми героями. — 1 занятие
  3. Тестирование. — 1 занятие
  4. Любимые игры. — 1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: «Алик. Летние каникулы» (Разработчик «Silkom», Издатель «Руссобит М»); по выбору детей или по наблюдениям педагога.

источник

Что собой представляет виртуальный мир? Каковы последствия увлечения ребенка компьютерной игрой? Компьютерные игры с играми сюжетно-ролевыми сравнивает практикующий психолог-педагог.

Некоторые сразу выскажутся «за», апеллируя к тому, что компьютерные игры способствуют развитию ребенка. Однако «развивающий характер» компьютерных игр — очередной миф. Что развивают эти игры? Скорость реакции, внимание? Да. А какое отношение это имеет к целям воспитания? Конечно, если мы сводим воспитание к развитию психических процессов, то компьютер вполне этому способствует. Тогда не ропщите, если на выходе получите соответствующий «продукт» с развитой скоростью реакции. Если же цель воспитания понимается как взращивание душевной зрелости, то при чем здесь скорость реакции?

Речь идет, конечно, не о вреде компьютера, который действительно необходим в нашей жизни. Нет, речь идет о злоупотреблении, о превращении инструмента, технического средства в предмет зависимости и пристрастия.

Зависимость от какого-либо предмета страсти (в частности от компьютера) называется аддитивным синдромом. Не буду останавливаться на клинических случаях компьютерной зависимости (ухудшении зрения, общего физического развития, вегетососудистой дистонии). Кстати, известен случай инсульта и смерти мальчика, переигравшего в компьютер, а в Китае даже создана клиника для лечения компьютерной зависимости. Поговорим о психологических особенностях данного явления. Для этого сравним компьютерные игры с сюжетно-ролевыми играми детей.

В сюжетно-ролевой игре ребенок воображает ситуацию и разыгрывает ее. В роли разворачивается воплощение идеальных представлений ребенка. Так развивается идеальный, или внутренний, мир человека — способность ставить цели (цель — это идеальный образ будущего), планировать, представлять ход игры и сюжетных ситуаций. Но главное в игре — это то, что ребенок совершает действия по материальному воплощению задуманного. Это — акт творения! Описанные способности определяют последующее развитие ребенка, не говоря уже о том, что именно в игре отрабатываются навыки человеческого общения, взаимопонимания, уступок, умения разрешать конфликтные ситуации и т.д.

Читайте также:  Чем полезна свежая айва

Что собой представляет виртуальный мир? Чем он отличается от мира ролевой игры, где идеальные образы превращаются в материальные действия и поступки?

Виртуальный мир — это тоже мир образов. Однако виртуальные образы не создаются самим ребенком, а задаются (или навязываются) извне. Следовательно, их не надо задумывать, изображать, воплощать. В виртуальном мире этого нет — нет действий по материальному воплощению. Зато есть иллюзия всемогущества, когда достаточно нажать на кнопку — и можно «сделать», «совершить», «победить» и т.п.

Дело в том, что образы как продукты воображения возникают в результате самостоятельной активности, т.е. сами создаются: определил цель, задумал план действий, воплотил. Их воплощение осуществляется самостоятельно и требует усилий, стараний, творчества, умения соотносить свои действия с действиями других. Эти образы всегда соответствуют желаниям и возможностям ребенка.

В виртуальном мире образы не надо рождать, они уже готовы и могут не соответствовать ребенку, его особенностям, возрасту и т.д. Виртуальные образы не надо воплощать, ими можно только манипулировать! Кстати, манипулирование — характерное свойство того, кто хочет властвовать и подчинять своей воле волю других. И этому успешно учатся дети, играя в «безобидные» компьютерные игры.

Особенностью виртуальных образов является их притягательность — яркость и динамизм, которые возбуждают ребенка и порождают зависимость. Даже если это безобидные бытовые игры, где, нажимая на кнопки, можно приготовить обед: взять терку и морковку и «натереть» ее на экране. Все это, к сожалению, не развивает трудолюбие и моторику, не заменяет реальную помощь маме или игру в дочки-матери, где «мама» не просто готовит обед, но и заботится о «детях».

Ребенок приучается нажимать на кнопки, а не совершать поступки. Идет подмена живой реальности. Это может тормозить и даже подавлять освоение ролевой игры. Ребенок, не освоивший ролевой игры, впоследствии может испытывать различные проблемы в общении.

Отчаявшийся читатель может сказать, что мы живем в такое время, когда трудно уберечь ребенка от компьютера. Трудно, но можно — при некоторых условиях.

  1. Если родители единодушно понимают последствия этого увлечения.
  2. Если есть понимание того, что компьютер — вещь, конечно, очень удобная, но все-таки лучше, чтобы он служил нам, а не мы ему.
  3. Если существует альтернатива в виде полноценной, здоровой, активной жизни семьи, где стараются жить в атмосфере тепла, взаимопонимания и духовного единения.

Не усаживайте вашего ребенка за компьютерные игры, какими бы «хорошими» они ни были, как бы ни просил вас ребенок об этом. Компьютер может вытеснить ролевую игру, в которой формируются навыки общения, взаимопонимания и многое другое, чего он сам дать не может.

Одними из самых естественных, органичных природе детей являются игры с природным материалом, простые продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, рукоделие, изготовление поделок. Сколько радости может получить ребенок от этого! И эта радость творчества, созидания делает его творцом. Соединяясь с природой через палочки, сучки, шишки, песок, глину, ребенок получает силу и энергию самой жизни — то, чего он не получает от взаимодействия с мертвыми компьютерными образами.

Недавно я побывала в гостях у одной молодой пары, воспитывающей сына трех с половиной лет. Картина типична: родители заняты работой, делами по дому, другими житейскими проблемами. Ребенка нужно занять или «нейтрализовать». Ему включают телевизор, где мелькают рисованные фигуры, откуда доносятся крики, музыка. Родителям удобно, так как они знают наверняка, что ребенок надежно «прикован»: он не будет им мешать вопросами, возней — да и убирать потом не надо (от природного материала столько мусора!).

Проходит минут 40, ребенку надоедает телевизор, он вытаскивает из ящика игрушечный паровозик с вагончиком и машинистом и начинает катать. Однако телевизионное действо не умолкает и требует к себе внимания. Ребенок перед выбором: он еще не отпустил паровоз, но телевизор «выхватывает» дитя из игровой ситуации и заставляет тупо смотреть на движущиеся картинки.

Родители совершенно не понимают смысла этой будничной, привычной ситуации, не понимают, что плохого в том, что ребенок в «лошадиных» дозах принимает неизвестно какого содержания продукцию, которая становится частью его внутреннего мира и вытесняет многое из того, чем он должен был бы заниматься.

Я думаю, что если бы мама не включала телевизор, а положила бы перед ребенком карандаши, альбом или книжку-раскраску, либо пластилин, либо набор неопределенных предметов, либо конструктор, либо игрушки для сюжетной игры (список можете дополнить сами), то тем самым она невольно создала бы условия для возникновения игры или продуктивных видов деятельности. Тем самым был бы дан толчок развитию моторики, изобретательности, познавательного интереса, воли, умения ставить цели и планировать — т.е. развитию всех навыков и способностей, необходимых для полноценной жизни.

Прежде чем усаживать ребенка за компьютер или телевизор, подумайте: не вытеснит ли он игру и не породит ли зависимость? Воспитывает все, что окружает ребенка: люди, игрушки, образ жизни, поведение и поступки. Процесс этот невидимый и длительный, зато результат — зримый и серьезный.

Автор Ирина Коган кандидат психологических наук

источник

Компьютерные игры – сравнительно новый вид игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Как выбрать качественную компьютерную программу, как могут повлиять компьютерные игры на развитие детей и каковы главные правила использования икт в развитии и образовании дошкольников. В материале содержится печатная консультация для родителей и презентация

Вложение Размер
komp_igry.doc 37.5 КБ
kompyuternye_igry.ppt 1.66 МБ
Игровой самомассаж 191.5 КБ

Компьютерные игры – сравнительно новый вид игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.

Однако исследователи отмечают, что современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы.

Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры , отличаются следующими качествами:

— мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;

— ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;

— на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;

— в общении с детьми не ощущают дистанции, не умеют вступать в глубокие личностные отношения.

Поэтому общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения: ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Главный плюс компьютерных игр при подготовке к школе – развитие у малыша усидчивости и целеустремленности

— Количество минут за ПК равно возрасту ребенка, умноженному на 1,5. Например, для шестилетки — игра длится 9 минут.

— Количество сессий за ПК – максимум 3 в день. Для шестилетки — это полчаса в день.

— После работы – обязательна гимнастика для глаз и подвижные игры.

— Стульчик и высота стола должны быть отрегулированы так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.

Рассмотрим некоторые виды компьютерных программ для дошкольников.

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер——-разнообразные графические редакторы, «рисовалки», «раскрашки», конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий; «Конструкторы сказок», совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.

К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, связанные: с формированием у детей начальных математических представлений;

с обучением азбуке, слого и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо; с обучением родному и иностранному языкам; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

Таким образом, компьютерные игры могут влиять на различные сферы развития ребенка: интеллектуальную, социальную, эмоциональную. Они способствуют усвоению новых и закреплению уже имеющихся знаний, умений и навыков.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дети, регулярно играющие в компьютерные игры — мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями; — ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам; — на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы; — в общении с детьми не ощущают дистанции, не умеют вступать в глубокие личностные отношения.

Компьютерные игры должны быть тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

ПРЕИМУЩЕСТВА КИ предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты); компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки.

ЭФФЕКТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигаются понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве тренируется эффективность внимания и память; раньше овладевают чтением и письмом; активно пополняется словарный запас; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИ Количество минут за ПК равно возрасту ребенка, умноженному на 1,5. Количество сессий за ПК – максимум 3 в день. После работы – обязательна гимнастика для глаз и подвижные игры. Стульчик и высота стола должны быть отрегулированы так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.

КИ: РАЗВИВАЮЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ

ВИДЫ ИГР: Рисовалки Редакторы (графические, музыкальные) Логические (головоломки) Пазлы Конструкторы «Найди отличия» Игры – забавы Активизаторы («поймай шары»)

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность в обществе и итенсификация процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот воз-растной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Читайте также:  Чем полезен огуречный лосьон

Игровой самомассаж — нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.

Перед проведением занятия взрослому следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

Утка крякает, зовет Поглаживать шею ладонями сверху

А за ними кот идет, Указательными пальцами растирать

Словно к водопою. крылья носа.

У кота хитрющий вид, Пальцами поглаживать лоб от середины

Их поймать мечтает! к вискам.

Не смотри ты на утят- Раздвинуть указательный и средний

Не умеешь плавать! пальцы, сделать «вилочку» и массировать

Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем»)

Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине .

Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками .

Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками .

Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками .

Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответств. слова

Чтобы не зевать от скуки, Постучим и тут, и там,

Встали и потерли руки, И немного по бокам.

А потом ладошкой в лоб Не скучать и не лениться!

Хлоп-хлоп-хлоп. Перешли на поясницу.

Щеки заскучали тоже? Чуть нагнулись, ровно дышим,

Мы и их похлопать можем. Хлопаем как можно выше.

Раз-два-три-четыре-пять . Муз. рук-тель показывает ежика.

Переходим на загривок. По сухой лесной дорожке-

А теперь уже, гляди, Ходит-бродит вдоль дорожек

Добрались и до груди. Весь в иголках серый ежик.

Сверху, снизу, слева, справа. (вставка про ежика для сказки

Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица.

Летели утки Слегка касаясь пальцами,

Над лесной опушкой, провести по лбу 6 раз

Задели ели Слегка касаясь пальцами,

Самую макушку, провести по щекам 6 раз

И долго елка Указательными пальцами

Ветками качала… массировать крылья носа

Дети садятся на ковер и делают массаж пальцев

Где ладошка? Тут? Тут! Показывают правую ладошку.

На ладошке пруд? Пруд! Гладят левой ладонью правую.

Палец большой- Поочередно массируют

Это гусь молодой, каждый палец.

Полетел гусь в рот, Машут кистями, двумя ладонями,

А оттуда в живот. прикасаются ко рту, потом к животу

Вот! Вытягивают ладошки вперед.

Дети выполняют массаж ушей.

1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);

Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».

2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, при-жать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)

3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)

4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавли-вать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)

5. Растирание ушей ладонями.

Дети выполняют массаж спины

Далеко, далеко Встать друг за другом паровозиком, положить руки на

плечи впередистоящего ребенка и похлопать по плечам.

На лугу пасутся Загнуть большой палец на правой руке и рисовать че-

тырьмя остальными пальцами змейку вдоль позвоноч-

Ко… Покачать плечами вперед-назад.

-Козы? Наклонить голову вперед

Нет, не козы! Покачать головой вправо-влево.

Далеко, далеко Повернуться на 180 и повторить движения 1 куплета

Далеко, далеко Опять повернуться на 180 и повторить те же движения

Ко…Коровы? Повернуться на 90, покачать головой, руки на поясе

Пейте, дети, молоко, Постепенно присесть. На последний слог быстро встать

Будете здоровы! и поднять руки вверх.

Дети выполняют массаж ног

Божьи коровки, папа идет, Сидя, поглаживать ноги сверху донизу

Следом за папой мама идет, Разминать ноги

За мамой следом детишки идут, Похлопывать ладошками

Вслед за ними малышки бредут Поколачивать кулачками

Юбочки с точками черненькими. Постукивать пальцами

На солнышко они похожи, Поднять руки вверх и скрестить кисти,

Встречают дружно новый день . широко раздвинув пальцы

А если будет жарко им, Поглаживать ноги ладонями и спрятать

То спрячутся все вместе в тень. Руки за спину .

Шла купаться черепаха Дети выполняют легкое пощипывание

И кусала всех со страха пальцами рук груди, ног.

Черепаха Рура! Дети поглаживают себя ладонями,

В озеро нырнула, выполняя круговые движения и

С вечера нырнула приговаривают.

Массаж глаз (по китайской медицине)

В гости к нам явилась киска. Потереть друг о друга средние пальцы рук

Мышке, лебедю, жуку, Прикрыть неплотно глаза и провести паль-

Псу, зайчонку, петуху. цами, не надавливая сильно на кожу, от

внутреннего края глаза к внешнему.

Рады, рады все гостинцам! Совершать круговые движения зрачками

Это видим мы по лицам. глаз вправо и влево

Все захлопали в ладошки, Хлопки в ладоши

Побежали в гости к кошке. Постучать подушечками пальцев друг о

Массаж глаз (по методике йогов)

— Сесть прямо, поставить на опору локти (на стол или спинку стула, на который ребенок садится, как наездник);

— Не отрывая локти, соединить ребра ладоней и мизинцы, опустить голову, чтобы ладони легли на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы;

— Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб, ладони лишь прикасают-ся к глазам;

— Легко массировать ладонями глаза. Чередовать надавливание, вращение, погла-живание и вибрацию; выполнять 1-2 минуты. Хорошо, если возникнет ощущение тепла в глазах;

(Массаж вызывает активную циркуляцию в глазах крови, стимулирует нервные окончания и дает прекрасный отдых утомленному зрению)

Дети выполняют самомассаж тела

За стеклянными дверями Выполнять хлопки правой ладонью

по левой руке от кисти к плечу.

Ходит мишка с пирогами То же по правой руке

Здравствуй, Мишенька-дружок, Хлопки по груди

Сколько стоит пирожок? Хлопки по бокам

Пирожок-то стоит три, Хлопки по пояснице

А готовить будешь ты! Хлопки по ногам сверху вниз

Напекли мы пирогов, Выполнять последовательное погла-

К празднику наш стол готов! живание рук, корпуса, ног

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

Да – да – да – есть у деда борода. Потереть ладони друг о друга

Де – де – де – есть сединки в бороде. Руками провести по шее от затылка до

Ду – ду – ду – расчеши бороду. Большими пальцами мягко провести по

Да – да – да – надоела борода. Сжав руки в кулаки, возвышениями боль-

ших пальцев быстро растереть крылья носа

Ду – ду – ду – сбреем деду бороду. Положить три пальца на лоб всей плоскостью

и, мягко надавливая, поглаживать лоб.

Ды – ды – ды – больше нет бороды. Раздвинув указательный и средний пальцы,

положить их перед и за ушами и с силой

Дети выполняют самомассаж

Жарче, дырчатая тучка, Растереть ладошки.

Плечики и локоточки, Постукивать пальцами по плечам,

Пальчики и ноготочки, локоткам, кистям, затылку, вис-

Мой затылочек, височки, кам, подбородку, щекам.

Трем мочалкою коленочки, Растереть ладонями колени,

Щеточкой трем хорошенечко ступни и пальцы ног.

Пяточки, ступни и пальчики…

Массаж лица для профилактики простудных заболеваний

Белый-белый мельник Провести пальцами по лбу от середины

Из мешка посыпалась Легко постучать пальцами по вискам

Радуются дети, Сжав руки в кулаки, возвышениями

Лепят колобки. больших пальцев быстро растереть

Заплясали санки, Раздвинув указательный и средний

Лыжи и коньки. пальцы, массировать точки перед собой

Ходит рыжая лиса, Крепко зажмурить и открыть глаза

Смотрит хитрая лисица, Вытянуть вперед правую руку, на кото-

Ищет, где бы поживиться. рой все пальцы, кроме указательного,

с жаты в кулак. Вести рукой вправо-влево

и следить за движением указательного

пальца глазами, не поворачивая головы.

Пошла лиска на базар, Поднять руку и опустить, прослеживая

Посмотрела на товар. взглядом.

Себе купила сайку, Описать рукой круг по часовой стрелке и

Лисятам балалайку. против нее.

Солнышко, солнышко, в небе свети! Потянуться руками вверх

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои, Похлопать в ладоши над головой

Нас покружи, оторви от земли. Покружиться, подняв руки вверх

Солнечный лучик быстро скакал, Вытянуть вперед правую руку, медленно

И на плечо он к ребятам упал. прикоснуться указательным пальцем к

правому плечу. Проследить глазами.

Весело лучик песенку пел, Повторить то же самое с левой рукой

Каждый себе на плечо посмотрел.

Солнечный лучик быстро скакал, Вытянуть руку вперед и коснуться паль-

И на маленький носик к ребятам попал. цем кончика носа. Проследить глазами.

Каждый на носик себе посмотрел.

Хлопают радостно наши ладошки, Похлопать в ладоши.

Быстро шагают резвые ножки. Ходьба на месте.

Солнышко скрылось, ушло на покой, Закрыть глаза и положить руки под щеку

Мы же на место сядем с тобой. Сесть на стульчики

Гимнастика для ног для профилактики плоскостопия

Из-за лесу, из-за гор Ходьба на месте, не отрывая носки от пола,

Едет дедушка Егор. стараясь поднимать выше пятки.

Сам на лошадке, Ходьба на пятках, руки за спиной

Жена на коровке, Ходьба на носках, руки за головой

Дети на телятках, Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки

Внуки на козлятках. Ходьба с высоким подниманием ног, сог-

нутых в колене, руки в стороны

Гоп, гоп, гоп! Приподниматься на носки и опускаться

Закружились, завертелись «Фонарики»

Вверх взлетели белой стаей Поднять руки вверх и посмотреть

Чуть затихла злая вьюга- Медленно опустить руки и просле-

Улеглись повсюду. дить за ними взглядом

Заблистали, словно жемчуг,- Развести поочередно руки в стороны

Все дивятся чуду. и проследить за ними взглядом

Заискрились, засверкали Выполнить руками движение «нож-

Заспешили на прогулку Шаг на месте

Упражнение для подвижности голеностопного сустава

И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади;

1 – свести колени вместе, стопы развести в разные стороны;

2 – колени развести в стороны, стопы соединить, стремясь достать коленями пол.

Массаж рефлекторных зон ног

  1. Сжать кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку. Разотрите ее до исчезновения боли.
  2. Плотно захватить большим и указательным пальцами ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге.
  3. Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги.

( Этот массаж помогает освободиться от накопившейся усталости и включить основные системы организма)

Пролетает самолет, Посмотреть вверх и провести пальцем

С ним собрался я в полет. за «пролетающим» самолетом

Правое крыло отвел, посмотрел. Отвести руки попеременно и проследить

Левое крыло отвел, поглядел. взглядом

Я мотор завожу Делать вращательные движения перед

И внимательно гляжу. грудью

Поднимаюсь ввысь, лечу, Встать на носочки и легко бежать по кругу

Гимнастика для глаз (по методике йогов).

— Указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа так, чтобы па-лец находился параллельно полу. Сфокусировать взгляд на кончике пальца, смот-реть не моргая, до усталости, до слез, фиксировать взгляд на кончике пальца в те-чение полного дыхания (сделать полный вдох, затем полный выдох). Расслабить гла-за. Повторить упражнение, приставив палец к межбровью;

— Указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца. Со вдохом удалять палец от носа как можно дальше в пределах расстояния вытянутой руки, продолжая смотреть на кончик пальца. С вы-дохом вернуть палец обратно к носу. Повторить упражнение, приставив палец к межбровью;

— Закинуть голову назад до упора. Сфокусировать взгляд на кончике носа. Сделать полный вдох, затем полный выдох. Повторить то же, сфокусировав взгляд на облас-ти межбровья;

— Выполнять круговые вращения глазами сначала по часовой стрелке, затем – про-тив. Делать то же, закрыв глаза. Темп вращения переменный, от медленного до мак-симально быстрого;

— Закрыть глаза ладонями так, чтобы через ладони не проникал свет. Посидеть так немного, давая глазам расслабиться.

(за всеми движениями проследить глазами, не поворачивая головы)

Белых хлопьев белый пух Медленно опускать сверху вниз снача-

Плавно и спокойно ла правую руку, потом левую.

Каждый дом и каждый куст Поочередно вытягивать руки вправо,

Снеговая шубка и Вытянуть руку вперед и коснуться

Белых хлопьев белый пух Поднимать и опускать руку от уровня

С неба валит валом, груди до пояса.

Чтобы слева, впереди, Указательным пальцем коснуться левого пле-

Позади и справа ча, вытянуть руку вперед, коснуться левого.

Сладко спали до весны Закрыть глаза ладонями.

Это сколько ж наметет Развести руки в стороны, глаза широ-

Дети делают массаж для носа и гимнастику для глаз

Вот и зайка к нам идет, Массаж носа (по китайской медицине),
Он нас лапкою зовет. укрепляющий иммунитет к заболева-

Бедный заинька чихает, ниям верхних дыхательных путей:

Как поправиться – не знает. Потереть указательные пальцы и мас-

Лекарство для тебя найдем: сировать ими ноздри сверху вниз и

Мы носик лапкою потрем. снизу вверх 10 – 20 раз.

В руках у нас морковка. Дети держат в руке морковку, выполняя

Продолжаем тренировку . ею медленные движения вправо-влево,

Читайте также:  Полезна ли творожная запеканка беременным

вверх-вниз, по кругу и прослеживая за

Медведь по лесу бродит, Ходьба вперевалочку, слегка согнув-

От дуба к дубу ходит . шись, загребая чуть согнутыми руками

Находит в дуплах мед Изображать, как он достает и ест мед

Облизывает лапу «Отмахиваться от пчел»

А пчелы жалят мишку: Отвести руку вперед и поочередно

Не ешь наш мед, воришка! касаться носа, щек, прослеживая дви-

жение глазами, не поворачивая головы

Бредет лесной дорогой Ходьба вперевалочку

Ложится, засыпает Прилечь, руки под щеку

Гимнастика для глаз (песня О.Боромыковой сб. «Коррекция речи и движения»)

(гимнастика дает хороший отдых глазам, усиливает кровоснабжение)

Заяц белый, заяц белый , Быстро моргают глазами.

Заяц белый отвечал: Наклонять и выпрямлять голову вперед,

«Я не бегал, я скакал». закрыв глаза

Заяц белый, заяц белый , Опять быстро сжимать и разжимать веки

Заяц белый отвечал: Наклоны головы вправо-влево

«Я сегодня голодал». Закрыть глаза ладонями, расслабив глаза

Гимнастика для ног (песня М. Красева «Медведюшка»)

Покажи-ка нам, медведюшка, Ходьба на внешнем своде стопы

Как сбирались красны девушки

Как с корзинками шли по лесу, Ходьба с перекатом с пятки на носок

Покажи-ка нам, медведюшка, Вставать на носки, делая вдох и разводя руки

Как зевали красны девушки, в стороны, и опускаться на всю стопу.

Как накрылися платочком Сесть на пол, руки-упор сзади

Да уснули под кусточком. Попеременно вытягивать и выпрямлять

Как вскочили, потянулись, Встать, потянуться

Меж собой переглянулись, Повороты в стороны

Звонко песню запевали, Ходьба топающим шагом

Дети выполняют массаж ушей

На дальней границе Загнуть руками уши вперед

На дальней границе Потянуть руками мочки ушей в стороны,

И ночью, и днем вверх, вниз, опустить.

И если лазутчик Указательным пальцем помассировать

Захочет пройти, слуховые отвороты.

Приплыли тучи дождевые: Покачать поднятыми вверх руками,

Лей, дождь, лей! посмотреть на них.

Дождинки пляшут, как живые: Опустить плавно руки, перебирая паль-

Пей, рожь, пей! цами, прослеживая движения взглядом.

И рожь, склоняясь к земле зеленой, Наклониться, делая мягкие, пружинящие

Пьет, пьет, пьет. движения руками, посмотреть вниз

А теплый дождь неугомонный Показать указательным пальцем движе-

Льет, льет, льет. ние сверху вниз и проследить взглядом.

По таинственной дороге Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку

По большой дороге Ходьба на месте, не отрывая носки от пола

По пыльной дорожке Перекаты с носка на пятку, стоя на месте

А маленькие ножки Быстрая ходьба с высоким подниманием ног,

Бежали по дорожке. согнутых в коленях

На узенькой дорожке Ходьба со сведенными носками ног

Усталые ножки Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа

Шли по дорожке. туловище прямо и глядя вперед

На камушек мы сели, Сидя на стуле, поднимать и опускать носки

Сели, посидели. ног, не отрывая пяток от пола

Ножки отдыхают, Погладить мышцы ног и ступни

Маме подарок я сделать решила. Скользящие движения ладонью о ладонь

Коробку с катушками тихо открыла. Поочередно растирать пальцы левой руки,

Нитки и пяльцы достала я с полки, как бы надевая на каждый палец

Вдела зеленую нитку в иголку. «Колечко» из сжатых пальцев правой руки

Мамин наперсток — на дочкином пальце.

Белую ткань я надела на пяльцы.

Иголкой веду за стежочком стежочек. Поочередно растирать пальцы правой руки

Я вышиваю чудный цветочек:

Сначала – зеленые стебельки,

В центре кружка – ярко-желтый кружок.

Я закрепляю последний стежок. Потереть ладони друг о друга

Я разминаю уставшие пальцы. Сжимать и разжимать пальцы

Я убираю старинные пяльцы.

Нитку с иголкой в шкатулку кладу. Переплести пальцы обеих рук и сделать

В мамину комнату тихо иду. «качельку»

Встану на низкую табуретку Встают на ноги

И на комод постелю я салфетку. Протягивают руки вперед

В комнату мама войдет, удивится: Покачать головой, поставив руки на пояс

— Дочка, какая же ты мастерица.

Упражнение для профилактики плоскостопия

Тише, тише, Колобок! Ходьба с высоким подниманием ног,

Вдруг услышит серый волк. согнутых в коленях.

Тихо ножками пойдем, Ходьба на носках, сохраняя хорошую

Незаметно прошмыгнем. осанку

Но румяный Колобок Приподниматься на носки и опускаться

Прыгнул прямо в огород, на всю стопу

Через грядки вдоль забора Перекаты с носка на пятку.

(все движения рук прослеживать взглядом, не поворачивая головы)

Вот полянка, а вокруг Широким жестом развести руки в стороны

Липы выстроились в круг. Скругленные руки сцепить над головой

Липы кронами шумят, Руки вверх, покачать ими из стороны в

Ветры в их листве гудят. сторону

Вниз верхушки пригибают Наклониться вперед

И качают их, качают . Наклонившись, покачать туловищем из

После дождика и гроз Выпрямиться, руки поднять

Липы льют потоки слез. Плавно опустить руки, перебирая пальцами

Каждый листик по слезинке Руки вниз, встряхивать кистями

Должен сбросить на тропинки.

Кап и кап, кап и кап – Хлопать в ладоши, описывая руками круг

Капли, капли, капли – кап! сначала в одну, потом в другую сторону

До чего же листик слаб! «Уронить руки»

Он умоется дождем, Погладить сначала одну, потом другую руку

Будет крепнуть с каждым днем. Сжать кулаки

Дети выполняют массаж спины

В колоночку в круг встали, Движения соответствуют тексту

Ладошками по спинке застучали . Выполнять в течение 40 — 50 секунд

Здоровья спинкам добавляют.

Дети выполняют самомассаж рук

Мастер в руки взял фуганок, Поглаживать левую руку от плеча к кисти 4 раза
Остро наточил рубанок, Поглаживать правую руку

Доски гладко отстругал, Разминать левую руку

Взял сверло, шурупы взял, Разминать правую руку

Доски ловко просверлил, Круговые движения пальцами правой руки от

Их шурупами свинтил, То же левой рукой

Поработал долотом, Поколачивание по левой руке

Сколотил все молотком. Поколачивание по правой руке

Получилась рама – Быстро перебирая пальцами правой руки, прой-

ти ими по левой от плеча до локтя

Загляденье прямо! То же левой рукой

Прекрасный тот работник Погладить левую руку

Зовется просто: плотник. Погладить правую руку

Дети выполняют гимнастику для глаз (по оздоровительной методике йогов)

— Поочередная фиксация взгляда на пальце и горизонте: принять устойчивую позу и установить руку с поднятым указательным пальцем на уровне головы перед собой, примерно в 30 см от глаз. Поочередно переводить взгляд с пальца на красный листо-чек на дереве, задерживаясь в каждом положении на 2-3секунды. Палец должен быть примерно в одном направлении с листочком, чтобы при переводе взгляда глазные яблоки почти не двигались. И на палец, и на листочки нужно смотреть внимательно, добиваясь четкого сосредоточения. Выполнять в течение 1 минуты.

— Поочередная фиксация взгляда на кончике носа и на горизонте: выполняется ана-логично предыдущему упражнению, только взгляд переводится с кончика носа на красный листочек и наоборот. Эти упражнения повышают способность глаз к точ-ной фокусировке на различных расстояниях. Улучшение зрения происходит благо-даря аккомодации (способности хрусталика менять свою кривизну)

— Отдых для глаз: сесть спокойно и устойчиво. Закрыть глаза и расслабить веки. Мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Лицо и тело тоже расслаб-ляется. Время расслабления 20 — 30 секунд. Это упражнение предохраняет глаза от утомления и служит профилактикой против ухудшения зрения.

Упражнения, способствующие быстрому восстановлению работоспособности

при усталости или перевозбуждении

-Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней, чтобы руки задрожали. Напрячь мускулы плеч и груди. Затем втянуть живот и потянуться вверх, как будто выглядывая из окна, опираясь на ру-ки. Повторить 3 раза. Во рту должно стать влажно.

— Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям. Не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тя-нуть ровно, так, чтобы было приятно. Выполнять в течение 10 – 15 секунд.

— Растирать хорошенько уши в течение 15 -20 секунд.

Дети выполняют упражнения для мышц шеи

Ах, красавец-петушок! Клевательные движения головой в горизон-

На макушке – гребешок, тальной плоскости вправо – влево.

А под клювом-то бородка. Клевательные движения головой вперед-на-

зад, подбородок движется параллельно полу

Очень гордая походка: Идти по кругу, делая махи руками и поднимая

Лапы кверху поднимает, голову – вдох, а опуская — выдох

Раньше всех петух встает, Наклоны головы вправо-влево

— Кукареку! Хватит спать! Помахать руками, как крыльями, поднимая

Всем давно пора вставать! опуская голову

Дети выполняют упражнение для пальцев, гимнастику для глаз

— Под эти слова дети выполняют упражнение для пальцев: подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Немного округлые ладошки образуют «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу. А пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой раскрытый «цветок».

Давайте попробуем вдохнуть чудесный аромат.

— Дети, закрыв глаза, медленно вдыхают через нос, задерживают дыхание и медленно выдыхают, произнося: «А-а-ах!»

Вот к прекрасному цветку подлетела бабочка,

Посмотрим глазками, как она летает.

(Дети сидят, двигаются только глаза)

Посмотрите влево-вправо, вверх-вниз .(Повторить 4 раза). Теперь нарисуйте глазами солнышко. Бабочка села на цветочек, греется на солнышке. Она от удовольствия даже глазки закрыла. Давайте и мы с вами посидим с закрытыми глазами.

(Закрывают глаза на 30 секунд)

Дети выполняют массаж спины, встав друг за другом

и положив друг другу на плечи ладони

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Похлопывание по спине ладонями

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Поворот на 180, поколачивание ку-

Стоять на месте не хочу! лачками

Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, постукивание паль-

Колесами стучу, стучу, цами

Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, поглаживание ладо-

Садись скорее, прокачу! нями

Чу, чу, чу! Легкое поглаживание пальцами

Массаж лица по китайской медицине ( улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз )

Теплый ветер гладит лица, Двумя ладонями провести, не слишком

Лес шумит густой листвой. надавливая, от бровей до подбородка и

Дуб нам хочет поклониться, От точки между бровями большим пальцем

Клен кивает головой. левой руки массировать лоб, проводя пальцем

до середины лба у основания волос – 4 раза

А кудрявая березка Массаж висковых впадин большими пальцами

Провожает всех ребят. правой и левой рук, совершая вращательные

До свидания, лес зеленый, Поглаживание лица ладонями сверху вниз —

Мы уходим в детский сад! 4 раза.

Гимнастика для глаз (дети садятся на пол, вытягивая ноги вперед )

Указательный палец правой руки – это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту .

К журавлю жук подлетел, зажужжал и запел «Ж-ж-ж…»

Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, зажужжал и закружился. « Ж-ж-ж…»

Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немножко.

Дети вытягивают поочередно вперед правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

Жук наверх полетел и на потолок присел.

На носочки мы привстали, но жука мы не достали.

Хлопнем дружно – хлоп, хлоп, хлоп,

Чтобы улететь он смог. « Ж-ж-ж…»

Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, Хлопки в ладоши

Правой, правою ладошкой Шлепки по левой руке от плеча к кисти

А потом ладошкой левой Шлепки по правой руке

А потом, потом, потом Легкое похлопывание по щекам

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлопки над головой

По коленкам – шлеп, шлеп! Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай! Шлепки по плечам

По бокам себя пошлепай! Шлепки по бокам

Можем хлопнуть за спиной! Шлепки по спине

Хлопаем перед собой! Шлепки по груди

Справа – можем! Слева – можем! Поколачивание по груди справа, слева

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя. Поглаживание по рукам, груди, бокам,

Вот какая красота! спине, ногам.

— Дети садятся, снимают обувь, кладут ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щеточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги;

— Ладонью правой руки энергично трут ступню левой ноги;

— Двумя руками разминают пальцы левой ноги;

— Правой рукой разминают пятку левой ноги;

— Шевелят пальцами левой ноги;

— Ладонью правой руки поглаживают ступню левой ноги;

— Обеими ладонями поглаживают голеностопный сустав;

— Повторяют все с правой ноги.

Капля первая упала – кап! Сверху пальцем показывают траекторию

И вторая прибежала – кап! движения капель и прослеживают ее взглядом

Мы на небо посмотрели, Смотрят вверх

Капельки кап-кап запели, Подняв руки вверх, быстро перебирают

Намочились лица, Вытирают лицо руками

Туфли – посмотрите – Показывают руками вниз и смотрят на обувь

Плечами дружно поведем Движения плечами

Под кусточком посидим. Приседают

Упражнение для профилактики плоскостопия

Дружно за руки возьмемся, Ходьба с перекатом с пятки на носок

Нагибайся, погляди-ка, Ходьба боком по толстому шнуру

Комары звенят над нами, Перекаты с носка на пятку, стоя на толстом шнуре

Мы воюем с комарами, Одновременно с перекатами выполнять хлопки в

Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп! ладоши перед собой, над головой, справа, слева,

Консультация для родителей на тему:«Роль компьютерных игр в развитии дошкольника».

Консультация для родителей.

Существуют разные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей работе с компьютером.

Попробуем извлечь пользу из компьютерных игр.

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытн.

В наше время компьютерные игры занимают практически все свободное время. Давайте разберемся в проблеме, как влияют компьютерные игры на ребенка.

Время провождения ребенка перед компьютером должно быть четко установлено, что бы в дальнейшем не возникало зависимости. Постарайтесь объяснить ребенку, что длительное времяпровождение за компьютером.

источник

Источники:
  • http://www.7ya.ru/article/Kompyuternye-igry-dlya-detej-polza-ili-vred/
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/11/01/kompyuternye-igry-dlya-razvitiya-doshkolnikov