Меню Рубрики

Полезные навыки рабочая программа 7 класс

Профилактическая программа «Полезные привычки» (1-4 классы) «Полезные навыки» (5-8 классы) «Полезный выбор» (9 классы)

«Полезные привычки» (1-4 классы)

«Полезные навыки» (5-8 классы)

Данная программа внедряется в КГБОУ «Канская общеобразовательная школа» с 1 сентября 2016 года.

Школьная программа по профилактике – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы.

Программа «Полезные привычки» придерживается концепции ранней профилактики аддитивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.

Целями первичной профилактической деятельности профилактики являются:

изменение ценностного отношения детей, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;

сдерживание вовлечения детей на совершение общественно – опасного деяния, правонарушения, преступления за счет пропаганды здорового образа жизни;

формирование антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждение приобщения к употреблению широко распространенных табачных изделий и алкоголя. Их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность совершения общественно – опасного деяния, правонарушения, преступления.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

потребность у детей в здоровом образе жизни;

создание системы профилактики в образовательном учреждении;

разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения;

формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства;

взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:

неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);

дефекты умственного, физического развития;

недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);

неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся с ОВЗ. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди обучающихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.

2. Основные цели и задачи программы.

Цель программы — формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, девиантного поведения обучающихся с ОВЗ.

1). Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних имеющих ОВЗ;

2). Создание условий по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

3). Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

4). Анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;

5). Систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;

6). Формирование здорового образа жизни;

7).Оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;

8). Организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;

9). Становление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;

10). Отработка навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;

11). Разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением физического и психического развития;

12). Привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности;

13). Включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;

14). Содействие профессиональной ориентации и получению специальности;

15). Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.

3. Принципы программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

— соблюдение интересов ребёнка;

— рекомендательный характер оказания помощи.

4. Основные направления деятельности:

1) диагностическая работа: проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

2) коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

3) консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

4) информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

5) профилактическая работа направлена на выработку навыков общения в коллективе; по формированию навыков самоподготовки; пропаганды здорового образа жизни данной категории детей и окружающих их участников учебно- воспитательного процесса.

5. Характеристика содержания.

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке с ОВЗ на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя предметника, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра.

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении и в общении.

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении и в общении;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения, воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы);

— проведение тематических выступлений для родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Профилактическая работа включает:

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых профилактических занятий, внеклассных мероприятий необходимых для пропаганды здорового образа жизни;

— консультирование специалистами педагогов и родителей по вопросам формирования у детей с ОВЗ навыков сохранения здоровья;

— мероприятия по формированию навыков общения в коллективе; по формированию навыков самоподготовки;

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

1). Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

2). Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т. д.

3). Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.

Основные компоненты работы:

1). Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

2). Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.

3). Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

— социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

— психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

— образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Для каждой возрастной ступени разработаны темы, разделенные на 4 блока.

Нужные и ненужные тебе лекарства.

Учусь делать здоровый выбор.

«Что значит – быть здоровым? » с просмотром видеороликов.

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

О чем говорят выразительные движения.

Опасные и безопасные ситуации.

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

3 класс – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»

Учусь настаивать на своем.

Когда на меня оказывают давление.

4 класс – «Информация о ПАВ»

источник

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОДВИНСКА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24»
РАССМОТРЕНО:
ШПО классных руководителей
МБОУ «СОШ № 24»
руководитель
________________/_____________/
«___» _________________2015 год УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «СОШ № 24»
______________________/______________/
«___» _________________2015 год
Рабочая программа спецкурса
«Полезные навыки» (превентивное обучение)
5 — 7 классы
Учитель: Т.В., Новгородова,
преподаватель-организатор ОБЖ,
высшая квалификационная категория
Северодвинск, 2015
Пояснительная записка к программе «Полезные навыки», 5 — 7 классы
К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Абсолютное большинство учащихся 5-7 классов не курят и не пьют. Однако возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, алкоголем и наркотиками, постоянно снижается. К сожалению, та же закономерность верна и для учеников средней школы из группы высокого риска, пытающихся нюхать ингалянты (растворители, клей, бензин), курить не только табак, но и марихуану и злоупотреблять транквилизаторами.
В настоящее время, в связи с распространенностью употребления подростками ПАВ и доступностью не только табака и алкоголя, но и наркотиков, запрос школы, родителей, общественности на превентивное образование становится все более настойчивым. Всем становится понятным, что разговор о наркотиках не следует считать темой лекций для старшеклассников. Объективная информация о наркотиках, формирование навыков сопротивления давлению подростковой группы, предлагающей попробовать их, должны стать задачей превентивного обучения в школе до момента, когда подросткам предложат попробовать наркотики. Учебное пособие для 5-7 классов средней школы «Полезные навыки» является дополнением к учебникам по ОБЖ и позволяет начать разговор о наркотиках с подростками. Превентивное (профилактическое) обучение – это новая область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Превентивное обучение особенно важно для детей школьного возраста, ведь профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употребляет ПАВ. Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.
Программа «Полезные навыки» создана в помощь учителям средней школы. Она предназначена для того, чтобы дать в руки учителю научно обоснованные и простые в использовании, эффективные и практически значимые материалы для обучения школьников в области охраны здоровья. Программа «Полезные привычки», «Полезные навыки» и «Полезный выбор» — это триединая программа превентивного обучения, базирующаяся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей. Расписание «Полезных навыков» спиральное. Оно продолжает, дополняет и развивает профилактическую работу, начатую в начальной школе «Полезными привычками». Структурно программа состоит из 3 блоков: «Полезные привычки» для учащихся 1-4 классов, «Полезные навыки» для учащихся 5-7, 8-9 классов и «Полезный выбор» для учащихся 10-11 классов.
Рабочая программа спецкурса «Полезные навыки» создана на основе программы превентивного обучения «Полезные навыки», разработанной в рамках проекта «Создание учебных материалов для школьной профилактики употребления ингалянтов и наркотиков подростками» Международной некоммерческой организацией Project HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения (допущена Министерством образования РФ). В учебном плане школы на реализацию спецкурса отведено 17 часов в полугодие из расчёта 1 час в неделю. Работа по программе предполагает цикл из 17 занятий, включённых в основное расписание школы, продолжительностью 45 минут каждое (в 7 классе – 30 минут классного часа). Все занятия объединены общей тематикой и направлены на достижение конкретных целей, значимых и принимаемых участниками группы. Каждое занятие состоит из теоретических и практических заданий. Учащиеся получают творческие задания в конце каждого занятия. На последующих занятиях происходит обсуждение их выполнения.
Цель программы: дать обучающимся объективные, соответствующе возрасту знания по вопросам ЗОЖ, способствовать формированию правильных установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, предупредить употребление ингалянтов и наркотиков подростками.Задачи:
предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках и других ПАВ
способствовать активизации знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с ПАВ
расширить представление школьников об опасности и безопасности, показать связь опасности и риска
научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению, делать правильный выбор и принимать ответственные решения
развивать стремление детей к желанию понимать окружающих, анализировать свои отношения с ними и эффективно общаться
оказать помощь родителям в предупреждении приобщения обучающихся к табаку и алкоголю.
Методы обучения: кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-энергизаторы. Для эффективного использования данного курса важна роль учителя, положительная психологическая атмосфера и групповые методы обучения. Курс без оценочный. Главное — предоставить детям на занятиях равные возможности, поскольку изучаемые вопросы одинаково важны для всех, независимо от способностей и академической успеваемости. На занятиях по превентивному обучению нужно спрашивать всех учащихся и выслушивать всех в равной мере. Для ответственного отношения к здоровью необходимо формирование реалистичной самооценки.
УМК программы. «Полезные навыки» включают материалы для учителей, рабочие тетради учащихся 5-7 классов, брошюру для родителей и сборник тестов. Материалы для учителей содержат описание концепции «Полезных навыков», теории, методологии превентивного обучения и планы занятий по 28 темам для 5-7 классов. В 5 классе «Полезные навыки» содержат планы двенадцати занятий, в 6 и 7 классах — по восемь планов занятий. Для каждого класса разработаны занятия по формированию личностной и социальной компетенции, посвященные образу Я, принятию решений и общению. В 5 классе четыре занятия посвящены ингалянтам и понятию о ПАВ. В 6 и 7 классах отведено четыре занятия представлению о наркотиках и марихуане. Рабочие тетради для учеников 5, 6 и 7 классов обеспечивают необходимый минимум информации о ПАВ и позволяют учащимся начать работу над собой. Каждое занятие в рабочих тетрадях включает название, словарь, несколько заданий и выводы. Рабочие тетради могут быть использованы только вместе с материалами для учителя. Материалы для родителей «127 полезных советов, или Как уберечь детей от наркотиков» призваны расширить арсенал конструктивных родительских идей по воспитанию подростков.
Структурно рабочая программа курса состоит из следующих разделов:
пояснительная записка
требования к знаниям и умениям обучающегося
учебно — тематический план
содержание учебной программы
календарно — тематическое планирование курса
Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся:
Обучающиеся должны знать: о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ; о факторах, влияющих на здоровье человека; признаки здорового человека; источники влияния и давления; безопасные способы организации досуга.
Обучающиеся должны уметь: делать правильный выбор; понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними; принимать рациональные решения, анализировать собственные качества.
Обучающиеся должны обладать навыками: сопротивления давлению и развития личностной и социальной компетентности; эффективного общения, взаимодействия с людьми; неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления; самоконтроля, самооценки, преодоления стресса и тревоги; ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ; преодоления жизненных трудностей в целом; самовыражения через увлечения, развивающие личность.
Информационно-методическое обеспечение:
Альтшулер В.Б. Вредные привычки – угроза здоровью. – М., Знание, 1989
Гаевая В.В. За здоровый образ жизни: элективный курс. – Волгоград: Учитель,2009
Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград: Издательство «Панорама»,2006
Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994
Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2007
Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых.- Санкт-Петербург, Питер, 1997
Кинчер Дж. Книга о тебе. — Санкт-Петербург, Питер, 1997
Селевко Г.К., Соловьёва О.Ю. Найди свой путь: учебное пособие для предпрофильного обучения.–М.: ООО «ИМЦ Арсенал образования», 2008
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде алкоголя и никотина. – Просвещение, 1988
Видеоматериалы:
«Чрезвычайные приключения Юли и Ромы», «Сам себе МЧС», «Азбука здоровья» (из серии м/ф «Смешарики»), «Уроки осторожности тётушки Совы», «Право на жизнь» (учебный видеофильм).
Сайт: spas-extreme.ru(Детский портал безопасности МЧС России)
Учебно-тематический план программы «Полезные навыки», 5 класс

п/п Тема занятия Количество часов Примечания
Всего Из них Теория Практика 1 Введение в курс «Полезные навыки» 1 1 — 2 Что такое психоактивное вещество? (часть 1) 2 1 — 3 Что такое психоактивное вещество? (часть 2) — 1 4 Соблюдай безопасность! (часть 1) 2 1 5 Соблюдай безопасность! (часть 2) — 1 6 Кто и почему употребляет психоактивные вещества? (часть 1) 2 1 — 7 Кто и почему употребляет психоактивные вещества? (часть 2) — 1 8 Давление, влияние, ситуации…(часть1) 3 1 — 9 Давление, влияние, ситуации…(часть2) — 1 10 Давление, влияние, ситуации…(часть3) 1 — 11 Ингалянты (часть1) 3 1 — 12 Ингалянты (часть2) — 1 13 Ингалянты (часть 3) 1 — 14 Мое здоровье (часть1) 3 1 — 15 Мое здоровье (часть2) — 1 16 Мое здоровье (часть3) — 1 17 Заключительное занятие — игра «Идём к здоровью!» 1 1 — Итого: 17 10 7 Содержание программы «Полезные навыки», 5 класс
Тема: Введение в курс «Полезные навыки». Довести до сведения обучающихся требования к занятиям, дать общую характеристику курса и структуры рабочей тетради, провести пре-тест.
Тема: Что такое психоактивное вещество? ПАВ — это природные или синтетические химические вещества, которые, влияя на работу мозга, изменяют состояние человека. ПАВ обладают свойством вызывать привыкание (зависимость). В обыденной жизни мы ежедневно употребляем кофе или чай. В чае и кофе содержится ПАВ: кофеин. Табак и алкоголь также содержат ПАВ. Это никотин и этанол соответственно. В медицине широко применяются лекарства, являющиеся ПАВ. К ним относятся болеутоляющие, в том числе наркотики, транквилизаторы, снотворные средства, некоторые средства от кашля. В спорте ПАВ используются в качестве допинга. К ПАВ, называемым ингалянтами, относятся бензин, летучие растворители, клеи и другие средства бытовой химии. Некоторые подростки вдыхают пары ингалянтов для достижения эффекта, сходного с наркотическим опьянением. Запрещенные законом для производства, транспортировки, хранения, продажи и употребления ПАВ в нашей стране называются наркотиками. К наиболее известным наркотикам относятся кокаин, героин, марихуана.
Тема: Соблюдай безопасность! Расширить представления детей об опасности и безопасности. Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Различные лекарства, средства бытовой химии, алкогольные напитки и сигареты могут оказаться практически в каждом доме, в каждой семье. Поэтому дети должны знать правила безопасного обращения с ПАВ, встречающими в быту. Дети должны сначала прочитать предостерегающие надписи, рекомендации по использованию, меры предосторожности и другие инструкции, а затем строго им следовать.
Тема: Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Иногда употребление ПАВ веществ абсолютно оправдано (приемлемо). Это, прежде всего, относится к лекарствам, назначаемым врачом больным. Также в нашей культуре приемлемым считается умеренное употребление алкоголя взрослыми. В этих ситуациях употребление ПАВ имеет положительные последствия или, как минимум, не имеет отрицательных. В большинстве случаев целью немедицинского (неприемлемого, неоправданного) употребления ПАВ является попытка изменить настроение, регулировать эмоции, чувства, состояния. На практике желаемые состояния достигаются далеко не всегда, и более того, если и достигаются, то являются кратковременными. Одновременно нарастают долговременные и, безусловно, отрицательные последствия немедицинского употребления ПАВ. Поскольку попытка регуляции настроений, чувств, состояний с помощью ПАВ в долговременной перспективе неэффективна и опасна для здоровья, следует изыскивать альтернативы употреблению ПАВ.
Тема: Давление, влияния, ситуации. Под словом давление понимается принуждение, насилие над чьей-нибудь волей или убеждениями. Интуитивно люди чувствуют, когда на них давят, и сопротивляются давлению. То, насколько сопротивление давлению успешно, зависит от конкретного человека. Поэтому у детей следует формировать навык сопротивления давлению. Говоря с детьми о давлении, важно подчеркнуть несколько моментов. Давление может принимать разные формы. Например, оно может осуществляться в виде доброжелательных уговоров, увещеваний, льстивых предложений, а не только грубого физического насилия, шантажа или угроз. Давление может оказываться на детей воспитывающими их взрослыми. Хотя формально давление в этом случае остается таковым, родители и учителя обычно не желают ребенку зла. При наличии любви или уважительного отношения к личности ребенка они избегают грубого давления. Желательно, чтобы дети поняли разницу в давлении, исходящем от разных по степени близости и ответственности за них людей. Дети с низкой самооценкой обычно с большим трудом сопротивляются давлению. Поэтому воспитание самоуважения, уверенности в себе и своих правах является необходимым дополнением формирования у детей навыков сопротивления давлению. В целом, хотя давлению необходимо сопротивляться, в каждой конкретной ситуации детям следует принять во внимание то, в какой форме оно оказывается и кто его оказывает.
Тема: Ингалянты. Рискованное поведение — это нормальное поведение подросткового возраста. Некоторые подростки занимаются рискованными видами спорта. Другие совершают рискованные поступки на отдыхе, в свободное время — с друзьями. Ученики должны понять, что, рискуя, они берут на себя ответственность за возможные последствия. Ингалянты, а именно: бензин, летучие растворители, клеи и другие средства бытовой химии употребляют преимущественно неблагополучные и бездомные дети и подростки. Цель вдыхания паров ингалянтов -достижение эффекта, сходного с наркотическим опьянением. Но, в отличие от наркотиков, ингалянты стоят недорого. Хотя вероятность того, что при обычных обстоятельствах школьники будут употреблять ингалянты, невелика, нельзя исключить, что кто- то предложит им попробовать. Ученики должны усвоить, что попытка попробовать ингалянты является ничем не оправданным риском для здоровья и даже жизни. Зная это, они должны подумать и отказаться.
Тема: Мое здоровье. Здоровье — это сложное понятие, включающее три элемента: физическое здоровье, психическое или умственное здоровье и социальное здоровье или социальное благополучие. Поддержанию и сохранения здоровья человека способствуют или препятствуют различные факторы. Это, прежде всего, сам человек. От его поведения (например, соблюдения гигиенических норм и занятий спортом), образа мыслей (например, умения сопротивляться стрессу) и привычек (например, курения или злоупотребления алкоголем) во многом зависит его здоровье. Внешние факторы среды также могут сказываться на здоровье человека. Это наличие качественных продуктов питания, бытовые условия, чистота питьевой воды и воздуха, особенности местной экологии и производственной деятельности, плотность населения. В силах каждого человека поставить перед собой цель сохранения здоровья и избегать вредных привычек, наносящих ему ущерб. Физическое здоровье — это сильное, крепкое тело человека. Умственное здоровье — это ум и сила духа человека. Социальное здоровье — это благополучие человека и умение ладить с окружающими. Наркоман — человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией.
Тема: Заключительное занятие – игра «Идём к здоровью!» Подводятся итоги, проводится пост-тест.

Читайте также:  Полезные вещи для дома своими руками из подручных материалов

СОГЛАСОВАНО
на методическом совете
протокол № __
от ___.___. 20___ года Календарно – тематическое планирование
спецкурса «Полезные навыки» (превентивное обучение)
5 класс
Преподаватель-организатор ОБЖ
Новгородова Т. В.,
высшая квалификационная категория
Количество часов в неделю – 1
Северодвинск,
2015
Календарно – тематическое планирование программы «Полезные навыки», 5 класс
Дата №
п/п Тема Основные
понятия Часы
(теория/практика) Домашнее
задание
5а 5 б 5 в 5 г 1 Введение в курс «Полезные навыки» Пре-тест1 (1/-) На занятия носить клей, фломастеры/ карандаши
2 Что такое психоактивное вещество? (часть 1) Психоактивное вещество (ПАВ) 2 (1/1) Задание 1 в рабочей тетради
3 Что такое психоактивное вещество? (часть 2) Наркотики,
ингалянты Вырезки рекламы, лозунгов, иллюстрации по теме
4 Соблюдай безопасность! (часть 1) Инструкции 2 (1/1) Принести инструкции
5 Соблюдай безопасность! (часть 2) Риск Нет
6 Кто и почему употребляет ПАВ? (часть 1) Эффект,
альтернатива 2 (1/1) Нет
7 Кто и почему употребляет ПАВ? (часть 2) Передозировка 8 Давление, влияние, ситуации…(часть1) Доверие, убеждать 3 (2/1) Продумать ситуации давления (СМИ), сделать видеозапись (по желанию)
9 Давление, влияние, ситуации…(часть2) Дилер 10 Давление, влияние, ситуации…(часть3) Наркоман Нет
11 Ингалянты (часть1) Снижение риска 3 (2/1) Проверить, правильно ли хранятся препараты бытовой химии в семье
12 Ингалянты (часть2) — 13 Ингалянты (часть 3) — Нет
14 Мое здоровье (часть1) Физическое здоровье 3 (1/2) Подобрать вырезки из газет и журналов, на которых изображены здоровые и нездоровые люди, предметы, явления
15 Мое здоровье (часть2) Умственное здоровье 16 Мое здоровье (часть3) Социальное здоровье 17 Заключительное занятие – игра «Идём к здоровью!» Пост-тест 1 (1/-) Нет
Итого: 17 (10/7) Учебно-тематический план программы «Полезные навыки», 6 класс

п/п Тема занятия Количество часов Примечания
Всего Из них Теория Практика 1 Вводное занятия 1 1 — 2 Тревожность (часть 1) 2 1 — 3 Тревожность (часть 2) — 1 4 Преодоление тревожности (часть 1) 2 1 — 5 Преодоление тревожности (часть 2) — 1 6 Как начать разговор? (часть 1) 2 1 — 7 Как начать разговор? (часть 2) — 1 8 Как поддерживать и завершать разговор? (часть 1) 2 1 — 9 Как поддерживать и завершать разговор? (часть 2) — 1 10 Манипулирование (часть 1) 2 1 — 11 Манипулирование (часть2) — 1 12 Манипулирование и давление (часть 1) 2 1 — 13 Манипулирование и давление (часть 2) — 1 14 Наркотики (часть 1) 3 1 — 15 Наркотики (часть 2) 1 — 16 Наркотики (часть 3) 1 — 17 Заключительное занятие 1 1 — Итого: 17 11 6 Содержание программы «Полезные навыки», 6 класс
Тема: Вводное занятие. Довести до сведения обучающихся требования к занятиям, дать общую характеристику курса и структуры рабочей тетради, провести пре-тест.
Темы: Тревожность. Преодоление тревожности. Современное общество предъявляет к детям требования, соответствовать которым детям нелегко. Большие объемы информации, напряженный ритм жизни, жесткие конкурентные отношения между людьми создают экстремальные условия для развития и обучения. Большинство школьников вынуждены переживать эмоциональные состояния тревоги, возникающие в процессе обучения (например, повторяющиеся экзамены даже у самых маленьких учеников), в результате чего у них формируется склонность к частому переживанию тревоги или тревожность.
По мнению специалистов, тревожность, характерная для больных и некоторых здоровых людей, перенесших психические травмы, всегда является отражением неблагополучия личности. Тревожность — характерный признак подростков с отклоняющимся поведением, в том числе злоупотребляющих табаком, алкоголем, наркотиками. Поэтому формирование навыков преодоления тревожности и правильного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу, является важным разделом превентивного обучения. Тревожность — это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.
Темы: Как начать разговор? Как поддерживать и завершать разговор? Исследованиями установлено, что приобщение подростков к употреблению ПАВ нередко связано с дефицитом навыка общения. В то же время умение эффективно общаться, вступать в контакты и дружить является мощным защитным фактором личности ребенка, позволяющим избежать множества опасных ситуаций. Поэтому обучение школьников эффективному общению — важная задача превентивного обучения. Общение осуществляется в двух формах: вербальной, или словесной (слова, тон, громкость голоса), и невербальной, или без слов (мимика, жесты и другие выразительные движения). Для того, чтобы общение было эффективным, следует соблюдать ряд условий. Это прежде всего соответствие, или, как иногда говорят, совпадение, слов и выразительных движений говорящего. Другими условиями эффективного общения являются неагрессивное отстаивание своего мнения и конструктивная или созидательная, критика «Полезные навыки» для шестого класса знакомят учащихся с двумя новыми условиями эффективного общения: вежливость в момент установления контакта и уточняющие вопросы для поддержания беседы. Обучая детей навыкам эффективного общения, следует последовательно отработать навыки начала беседы, поддержания разговора и завершения беседы.
Темы: Манипулирование. Манипулирование и давление. Известны четыре вида поведения людей: агрессивное, пассивное, манипулирование переговоры. Под агрессивным поведением имеются в виду враждебные, наступательно-, захватнические действия с применением силы, оскорбительные высказывания и вызывающие поступки. Пассивное поведение — это ничегонеделание, несамостоятельность, безучастность и вялость. Проделки и мошенничество, различные способы получения желаемого с помощи хитрости называются манипулированием. Переговоры, целью которых является неагрессивное отстаивание своих прав и реализация своих потребностей с учетом прав и потребно партнера, являются наиболее продуктивной формой поведения. Как и любому другому навыку, умению договариваться следует учиться. Особенно трудно договариваться людям с низкой самооценкой. Поэтому люди, не умеющие неагрессивно отстаивать свои права и потребности или договариваться, нередко становятся объектами агрессии или манипулирования, то есть различных форм давления. Уроки 5 и 6 для шестого класса продолжают знакомство учеников с различными видами поведения. Употребление ПАВ подростками часто начинается под давлением сверстников. Умение школьников распознавать давление в форме манипулирования и сопротивляться ему является защитным фактором, предупреждающим употребление ПАВ.
Тема: Наркотики. Запрещенные законом для производства, транспортировки, хранения, продажи и употребления ПАВ в нашей стране называются наркотиками. Такое разделение наркотиков на группы связано со способом их действия на центральную нервную систему. Психостимуляторы возбуждают нервную систему. Депрессанты — тормозят активность нервных клеток. Отсутствие достоверной информации о наркотиках является одним из важнейших факторов риска. Поэтому своевременное и грамотное информирование школьников — необходимый элемент превентивного обучения.
Специалисты выделяют несколько групп наркотиков: опиаты (героин, метадон, кодеин, морфин, опиум), марихуана, психостимуляторы, или возбуждающие препараты (кокаин, крэк, эфедрон, перветин, экстази, амфетамин), галлюциногены (ЛСД, мескалин), психодепрессанты, или успокоительные, снотворные препараты (лекарстава, являющиеся барбитуратами, например фенобарбитал; бензодиазепинами, например тазепам).Тема: Заключительное занятие. Подводятся итоги, проводится пост-тест.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОДВИНСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24»
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ № 24»
________________/_____________/
«___» _________________2015 год УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «СОШ № 24»
______________________/_____________/
«___» _________________2015 год
Календарно – тематическое планирование
спецкурса «Полезные навыки» (превентивное обучение)
6 класс
Учитель Новгородова Т. В.,
высшая квалификационная категория
Количество часов в неделю – 1
Северодвинск, 2015
Календарно – тематическое планирование программы «Полезные навыки», 6 класс
Дата №
п/п Тема Основные
понятия Часы
(теория/практика) Домашнее
задание
6 а 6б 6в 1 Вводное занятие Пре-тест1 (1/-) На занятия носить клей, фломастеры/ карандаши
2 Тревожность (часть 1) Тревожность 2 (1/1) Спросить у родителей, как они преодолевают тревожность
3 Тревожность (часть 2) — 4 Преодоление тревожности (часть 1) Расслабление 2 (1/1) Принести музыку для расслабления, плакат «Ситуации, вызывающие тревожность»
5 Преодоление тревожности (часть 2) Релаксация 6 Как начать разговор? (часть 1) — 2 (1/1) Нет
7 Как начать разговор? (часть 2) — 8 Как поддерживать и завершать разговор? -1 — 2 (1/1) 9 Как поддерживать и завершать разговор? -2 — 10 Манипулирование (часть 1) Манипулирование 2 (1/1) Нет
11 Манипулирование (часть2) — 12 Манипулирование и давление (часть 1) — 2 (1/1) Нет
13 Манипулирование и давление (часть 2) — 14 Наркотики (часть 1) Привыкание 3 (3/-) Нет
15 Наркотики (часть 2) — Подготовить большой лист бумаги с надписью «Наркотики»
16 Наркотики (часть 3) — 17 Заключительное занятие Пост-тест 1 (1/-) Нет
Итого: 17 (10/7)
Учебно-тематический план программы «Полезные навыки», 7 класс

п/п Тема занятия Количество часов Примечания
Всего Из них Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 — 2 Я и мои поступки(часть 1) 2 1 — 3 Я и мои поступки (часть 2) — 1 4 Самооценка и самовоспитание (часть 1) 2 1 — 5 Самооценка и самовоспитание (часть 2) — 1 6 Как преодолеть стеснительность (часть 1) 2 1 — 7 Как преодолеть стеснительность (часть 2) — 1 8 Ответственность (часть 1) 3 1 — 9 Ответственность (часть 2) — 1 10 Ответственность (часть 3) — 1 12 Что такое марихуана? (часть 1) 1 1 — 13 Правда и ложь о марихуане (часть 1) 1 1 — 14 Вперед к здоровью (часть 1) 3 1 — 15 Вперед к здоровью (часть 2) — 1 16 Вперед к здоровью (часть 3) — 1 17 Заключительное занятие 1 1 — Итого: 17 10 7 Содержание программы «Полезные навыки», 7 класс
Тема: Вводное занятие. Довести до сведения обучающихся требования к занятиям, дать общую характеристику курса и структуры рабочей тетради, провести пре-тест.
Тема: Я и мои поступки. Образ Я — система представлений человека о самом себе. На основе образа Я он строит взаимодействие с окружающими и формирует отношение к самому себе. Образ Я включает три компонента: (1) когнитивный компонент — знание своих качеств, способностей, особенностей внешности; (2) эмоциональный компонент — отношение к себе, прежде всего самоуважение (3) оценочный компонент — самооценка. Образ Я ребенка складывается в общения с окружающими, или, иными словами, определяется опытом социального взаимодействия. Положительный образ Я — важное условие превентивного обучения, необходимое воспитания уверенного в себе, здорового человека. Образ Я — это мое представление о себе.
Тема: Самооценка и самовоспитание. Специалисты считают самооценку ядром образа Я. От того, является ли самооценка реалистичной, завышенной или заниженной, напрямую зависит поведение человека, отношение к окружающим, восприятие себя. Самооценка наглядно проявляется в требовательности учеников к себе, критическом настроении по отношению к окружающим, восприятии собственных и чужих успехов и неудач. Реалистическая самооценка, т.е. умение видеть свои недостатки и достоинства и желать усилить достоинства и исправить недостатки, является главной предпосылкой самовоспитания. Самовоспитание, или последовательная работа над собой, в соответствии с сознательно поставленной целью способствует развитию личности ребенка и выполняет защитные функции в неблагоприятных условиях социальной среды.
Тема: Как преодолевать стеснительность. Интерес к лицам противоположного пола возникает у детей задолго до начала полового созревания. Как показывают исследования, практика употребления алкоголя и наркотиков с целью преодоления психологических барьеров в общении с лицами противоположного получила широкое распространение в подростковой среде. Одной из причин этого я стеснительность, выражающаяся в неумении говорить комплименты и выбирать виды совместной деятельности, интересные подросткам обоего пола.
Темы: Ответственность. Вперед, к здоровью. Под термином «ответственность» понимается необходимость, обязанность отвечать за решения, действия и поступки. Развитие личности ребенка предполагает формирование сознательного чувства ответственности как результата усвоения предъявляемых к требований. Ответственность — качество личности, определяющее социальную зрелость подростка. Говоря с детьми об ответственности, следует обратить внимание на следующее. Человек ответственность за свои решения, действия, поступки перед самим собой и перед теми, перед кем он отчитывается. Человек также ответствен за себя перед самим собой и за кого-то ещё в случае, если берет на себя за этого человека ответственность. Ответственность — необходимость или обязанность отвечать за свои поступки. Эгоизм — предпочтение личных интересов интересам других людей
Темы: Что такое марихуана? Правда и ложь о марихуане. Марихуана является широко известным и распространенным наркотиком. Специалисты называют ее наркотиком-воротами, так как именно с нее подростки начинают употребление запрещенных ПАВ. По статистике 60% из числа тех, кто попробовал марихуану, в дальнейшем употребляют и другие наркотики. Регулярное курение марихуаны приводит к зависимости (привыканию) и различным заболеваниям.
Тема: Заключительное занятие. Подводятся итоги, проводится пост-тест.

Читайте также:  Какие продукты полезны при болях в суставах

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОДВИНСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24»
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ № 24»
________________/____________/
«___» _________________2015 год УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «СОШ № 24»
______________________/___________/
«___» _________________2015 год
Календарно – тематическое планирование
спецкурса «Полезные навыки» (превентивное обучение)
7 класс
Учитель Новгородова Т. В.,
высшая квалификационная категория
Количество часов в неделю – 1
Северодвинск, 2015

Календарно – тематическое планирование программы «Полезные навыки», 7 класс
Дата №
п/п Тема Основные понятия Часы
(теория/практика) Домашнее
задание
7а 7б 7в 1 Вводное занятие Пре-тест1 (1/-) На занятия носить клей, фломастеры/ карандаши
2 Я и мои поступки(часть 1) Образ Я – это моё представление о себе 2 (1/1) Подумать и записать в тетрадь несколько описаний самих себя
3 Я и мои поступки (часть 2) 4 Самооценка и самовоспитание (часть 1) Самооценка 2(1/1) Начать работу над проектом по самовоспитанию
5 Самооценка и самовоспитание (часть 2) Самовоспитание 6 Как преодолеть стеснительность (часть 1) Комплимент 2(1/1) Подготовить плакаты «Комплименты», «Список интересных дел»
7 Как преодолеть стеснительность (часть 2) — 8 Ответственность (часть 1) Ответственность 3(1/2) Назвать примеры ответственных и безответственных поступков
9 Ответственность (часть 2) Эгоизм 10 Ответственность (часть 3) — 12 Что такое марихуана? (часть 1) Мариухана — наркотик 1(1/-) Подготовиться к работе по группам: врачи, полицейские, актёры и художники о марихуане
13 Правда и ложь о марихуане (часть 1) Миф 1(1/-) 14 Вперед к здоровью (часть 1) — 3(1/2) Нет
15 Вперед к здоровью (часть 2) — Нет
16 Вперед к здоровью (часть 3) — Нет
17 Заключительное занятие Пост-тест 1(1/-) Нет
Итого: 17 (10/7)

  • File35
    «Полезные навыки», 5-7
    Размер файла: 86 kB Загрузок: 31

источник

Рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме:
Рабочая программа по предмету «Полезные навыки» для 5-9 классов

Рабочая программа основного общего образования по полезным навыкам 5-7 классов Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы п.Сазанье, разработана в соответствии с

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с последующими изменениями ).

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( в ред. Приказа от 31.12.2015г. № 1577 ).

Читайте также:  Полезные бактерии для человека названия

Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

Основной образовательной программой основного общего образования МОУ ООШ п.Сазанье.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Письмом Минобрнауки РФ от 24.11.2011г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

Письмом Министерства образования Пензенской области ГАОУ ДПО ИРР ПО от 23.03.2017 №01-16/381 «Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:

В рамках когнитивного компонента

Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках; ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы

В рамках ценностного и эмоционального компонентов

Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе,позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента

Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.

Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:

— ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

— ученик научится принимать решения в проблемной ситуации;

— ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;

— ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;

— ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ

— ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

— ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.

— ученик научитсяформулировать собственное мнение и позицию;

— ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;

Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:

— ученик получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

— ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;

— ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Содержание учебного курса

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация, бытовой газ и др.)

Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище: затопление квартиры, опасные вещества в повседневной жизни, пожар, угарный газ, утечка газа, взрыв и обрушение дома, захлопнулась дверь.

Система обеспечения безопасности города (населенного пункта) (милиция, пожарная охрана, скорая помощь, служба спасения, коммунальная и др. службы), правила их вызова.

Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Опасные вещества и средства бытовой химии, соблюдение мер безопасности при их использовании.

Чрезвычайные ситуации на транспорте, поведение на дороге. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Правила безопасного поведения на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия и их причины.

Пешеходы. Правила безопасного поведения пешеходов на дорогах. Пассажиры. Общественный транспорт, краткая его характеристика, обеспечение безопасности пассажира в общественном транспорте. Водитель. Общие обязанности водителя.

Велосипедисты, правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.

Опасные ситуации в метро. Чрезвычайные ситуации на железной дороге и на авиационном транспорте.

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Продукты. Компьютер и здоровье. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Антиобщественное поведение и его опасность. Ситуации криминогенного характера. Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Ситуации криминогенного характера в квартире, подъезде, на улице.

Обеспечение личной безопасности на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание безопасных зон в городе (места расположения отделений милиции, постов ГИБДД и др.) Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте и в толпе. Безопасное поведение школьника при пользовании лифтом, велосипедом, аттракционами.

Психологические основы самозащиты. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми.

Способы избегания опасных домогательств и насилия. Экстремизм и терроризм. Правила поведения при нападении террористов.

Общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций (безопасность у телефона, нападение в лифте, в подъезде дома и др.)

Пожар. Основные факторы пожара, воздействующие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Огнестойкость зданий и средства пожаротушения.

Меры пожарной безопасности в доме (квартире, балконе, подвале) при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня, во время проведения новогодних и праздничных мероприятий.

Правила поведения при пожаре на природе.

Соблюдение мер пожарной безопасности в школе.

Купание и солнечные ванны как средство оздоровления организма. Правила поведения на водоемах при приеме солнечных ванн.

Особенности состояния водоемов в разное время года.

Основные меры безопасного поведения человека на водоемах. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах; безопасное поведение на берегу водоемов во время отдыха.

Меры предосторожности при движении по льду водоемов, состояние льда, признаки, указывающие на возможность передвижения по льду.

Оказание самопомощи и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде.

Подготовка к выходу на природу, определение необходимого снаряжения для похода.

Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (аварии транспортного средства в малонаселенной местности; заблудились в лесу, горах, степи; отстал от группы в турпоходе и др.) Правила поведения если ты отстал от группы и если ты заблудился в лесу.

Сигналы бедствия. Способы подачи. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Выход к линейным ориентирам и населенным пунктам.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Выбор места. Сооружение временного укрытия из подручных средств (зимние укрытия, укрытия в пустыне). Добывание огня, обеспечение водой и пищей.

Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению (встреча с дикими животными, укусы насекомых и др.)

Как уберечься от поражения молнией. Типы поражения молнией. Защита от молнии. Первая медпомощь при поражении молнией

Тепловые и солнечные удары. Признаки солнечного и теплового удара. Первая медпомощь при тепловом и солнечном ударах.

Аптечка, лекарственные и ядовитые растения. Необходимый минимум средств для походной аптечки. Если нет аптечки? Лекарственные растения, их свойства. Ядовитые растения, чем они опасны.

Грибы – съедобные и ядовитые: правила определения и сбора.

Безопасный марафон. Игра-КВН «Путешественники»: кроссворд, содержащий понятия, известные каждому путешественнику; разведение костра; лесная аптека; ориентирование; ремонт снаряжения; происшествие в походе.

Климат и его влияние на самочувствие человека. Акклиматизация человека в различных климатических условиях: холодный климат, жаркий климат, горная местность.

Закаливание организма. Значение закаливания для здоровья человека. Виды закаливаний.

Признаки обморожения и правила поведения при общем охлаждении и обморожении.

Метель, пурга и снежный занос – к чему они приводят. Правила поведения во время метели и пурги.

Гололед и гололедица. Правила передвижения во время гололеда.

Безопасность на замерзших водоемах. Правила поведения при попадании под лед.

Безопасный марафон. Игра-рисунок «9 вопросов»: внимательность в природных условиях, акклиматизация. Алгоритм «Помощь при замерзании и обморожении».

Правильные и безопасные действия во время весенних каникул.

Сосульки. Сход снега с крыш. Правила поведения.

Паводки, наводнения. Виды наводнений и их причины. Правила поведения при угрозе и во время наводнений.

Безопасный марафон. Игра- лото по систематизации знаний.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (4ч)

Различные природные явления и причины их возникновения.

Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.

Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера. (30ч)

9.1.Чрезвычайные ситуации геологического происхождения . (9ч)

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения.

Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Защита населения от последствий землетрясений.

Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защиты от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе и др.

Правила безопасного поведения после землетрясения.

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.

Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы.

Предвестники извержения вулканов.

Последствия извержения вулканов.

Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.

Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.

Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади.

Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.

Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.

Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.

Безопасный марафон. Игра-викторина «К землетрясению готовы!»

9.2.Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. (3ч)

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны – причина возникновения ураганов и бурь.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.

Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь.

Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури).

Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

9.3.Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. (8ч)

Наводнения, виды наводнений и их причины.

Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды.

Возможные последствия наводнений.

Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика, причины возникновения селей. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.

Безопасный марафон. Игра-КВН «Нам стихия нипочем!»

9.4.Чрезвычайные ситуации биологического происхождения. (10ч)

Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.

Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.

Инфекционные болезни человека, причины из возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.

Эпидемии, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие.

Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Характеристика некоторых наиболее распространенныхинфекционных заболеваний и их профилактика.

Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика.

Противоэпизоотические и пртивоэпифитотические мероприятия.

Учебный фильм «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»: безопасность и правила поведения в разных ситуациях дома, на улице, на водоемах и на транспорте.

Безопасный марафон. Бейн-ринг «Действия в ЧС».

источник

Источники:
  • http://educontest.net/ru/362373/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87/
  • http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/08/09/rabochaya-programma-po-predmetu-poleznye-navyki-dlya-5-7-klassov