Меню Рубрики

Полезные советы владимира мономаха

  1. Когда возникла русская литература и как читали книги наши предки?
  2. Какие жанры Вам известны? Приведите примеры произведений разных жанров.
  3. Что такое поучение?
  4. Какую цель ставил перед собой князь Владимир Мономах, создавая свое «Поучение»?
  5. Основные наставления «Поучения».
  6. В чем смысл поучений Владимира Мономаха?
  7. Какие из поучений кажутся Вам необходимыми и сегодня?

Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.

Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Темы литературы XI– начала XIII века касались русской истории и ее связи с историей всемирной, истории возникновения Руси, борьбы с внешними врагами (печенегами, половцами), борьбы за киевский престол. Фабула произведений, созданных писателями Древней Руси, была проста, повествование велось спокойно, неторопливо.

Летописи XI века не сохранились. Летопись в древней Руси – погодная запись исторических событий, происходивших в стране, городе, местности. Первый памятник, дошедший до нас, — «Повесть временных лет» (начало XII века). Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических со­бытиях.

Среди жанров древнерусской литературы – сказания, предания, хож­дения, похвалы, поучения, притчи и т. д. Притча «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» повествуется о том, что отрок-киевлянин совершил подвиг, и что воевода Претич придумал, как обхитрить печенегов Печенежский князь ужаснулся, попросил мира и отступил от города.

В «Сказании о Белгородском киселе» также рассказывается о храбрости и смекалке, благодаря которым жителям Белгорода удалось отстоять свой город от печенегов. Известно также и другое произведение – «Похвала князю Ярославу и книгам». Ее создатель говорит, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья», поэтому нужно больше читать.

Одним из интересных жанров древнерусской литературы я считаю поучение. Поучение – это жанр, в котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки и прославляются добродетели.

Из произведений древнерусской литературы мне особенно понравилось «Поучение» Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями-русичами, то с половцами, периодически нападавшими на русские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за желание сделать Русь единой.

Владимир Мономах надеялся, что его потомки продолжат начатое им дело, поэтому князь создал «Поучение», где вывел образ идеального правителя, который имеет крепкую веру, чтит церковь и никогда не забывает о молитве. Цель, которую поставил перед собой Владимир Мономах, создавая своё «Поучение», — просветить своих потомков.«Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Собственную жизнь Мономах строил по тем же заповедям, о которых писал.

К основным наставлениям «Поучения» можно отнести следующие:

  • Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
  • Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
  • Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
  • Напоите и накормите просящего.
  • Убогих не забывайте и подавайте сироте.
  • Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
  • Соблюдайте свое слово…
  • Гордости не имейте в сердце и в уме.
  • Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
  • Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
  • Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
  • Не пропустите человека, не приветив его.
  • Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Основной смысл «Поучения» Владимира Мономаха заключается в том, что каждый должен иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях.

«Поучение» Владимира Мономаха – произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений. Многие поучения и сегодня не потеряли своей актуальности. Например, обращаясь к молодежи, автор «Поучения» советует: «Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь». Этот совет полезен и нам, ученикам 7-ого класса.

источник

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

М.Ю.Лермонтов. «Дума»

Эти строки были написаны почти 200 лет тому назад ,в 1838 году. Однако их можно отнести и к нашему времени. Сегодня молодые люди зачастую не имеют высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов. Самым ярким проявлением бездуховности является приоритет личного над общественным. Многие люди совершенно не задумываются о любви к Родине, о всеобщем благе. В нашем классе часто бывает так, что, когда нужно готовиться к какому-либо важному мероприятию, большинство рассуждает, что это их якобы не касается, хотя это совместное дело и от сплоченности коллектива зависит успех любого начинания. Мои ровесники зачастую не проявляют уважения к старшим, а, становясь более взрослыми, молодые люди забывают и о собственных родителях, когда те так сильно нуждаются в их помощи. Настоящие ценности утеряны, душа разучилась трудиться. Я стал задумываться: «Почему мы не прислушиваемся к советам старших , более опытных людей, ведь они, воспитывая нас, желают нам добра, хотят, чтобы мы были лучше, чище, добрее?» После изучения на уроках литературы «Поучения Владимира Мономаха», я не только увидел мудрого правителя и писателя Древней Руси, но и понял, что произведение, написанное почти десять веков назад, до сих пор современно. Наставления Владимира Мономаха можно воспринимать как советы- назидания для потомков всех времен. Так появилась данная исследовательская работа на тему: «Нравственные заветы «Поучения Владимира Мономаха».

Цель нашего исследования – осмысление значения древнейшего культурного и литературного памятника Древней Руси как руководства к воспитанию современной молодежи.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:

-вспомнить, что мы знаем о Владимире Мономахе из истории;

-познакомиться с поучениями;

-найти общее в моральных устоях древности и в сегодняшних нравственных нормах;

-составить поучения своему сверстнику;

Предметом работы является исследование художественного текста «Поучения Владимира Мономаха». В качестве объектаисследования послужили изречения- назидания писателя Древней Руси.

Гипотеза исследовательской работы: я предполагаю, что «Поучение Владимира Мономаха» способно повлиять на умы людей современной России.

В работе были использованы такие методы, как описательный, поисковый, включающие следующие приемы: анкетирование, анализ, поиск, обработка информации, обобщение.

Практическая ценность работы состоит в возможности использовании материала и результатов данного исследования на уроках литературы, истории, МХК, в воспитательных мероприятиях нравственного и патриотического характера. В ходе исследования использовались работы Водовозова Н.В «История древней русской литературы», Грушевского М. «Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия», Переверзеева«Литература ДревнейРуси», а также Большой Энциклопедический Словарь под редакцией А.Д.Прохорова.

Глава 1. «Поучение Владимира Мономаха» -памятник Древней Руси

§1.1.Князь Владимир Мономах (немного истории)

В те давние-давние времена, когда земля русская терпела постоянные набеги от захватчиков – кочевников, когда христианству на Руси было всего около ста лет, государством правил Владимир Всеволодович (1053-1125),прозванный Мономахом, великий князь киевский, сын В.Ярославича- самый талантливейший из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память. Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отец-Всеволод Ярославич. По матери — внук византийского императора Константина 9 Мономаха. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю. Современники любили и уважали князя Владимира за его ратные подвиги во имя объединения русских земель, за то, что сумел усмирить кочевников.

За 12 лет княжения (1113-1125) Владимир Мономах

Строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и возводил новые;

Построил мост через Днепр под Киевом;

Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и от пассивной обороны переходит к активному наступлению на Степь;

Написал духовное завещание детям своим

Этот князь снискал уважение современников прежде всего своими ратными подвигами во имя объединения русских земель тем, что усмирил кочевников. Прожив жизнь, полную подвигов, он пишет поучение для своих сыновей, где перечисляет примеры из своей жизни, которые считает достойными подражания: «А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как трудился я, в разъездах и на охотах, с тринадцати лет…Ловил с отцом всякого зверя, коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать живых коней, а кроме того, по степи ездя, тех же коней диких своими руками ловил.

Два тура рогами меня бросали с конем. Олень один меня бодал, и два лося один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь на бедре у меня меч оторвал; медведь мне у колена потник укусил; лютый зверь на бедра ко мне вскочил и вместе с конем меня повалил – и Бог меня невредимым сохранил.

И с коня падал много: голову разбивал себе дважды, и руки и ноги повреждал…» (Перевод А.Ю.Карпова)

§ 1.2. «Поучение Владимира Мономаха» как литературное произведение

Прежде всего обратимся к энциклопедическим изданиям и выясним значение слова «поучение». Согласно Толковому словарю Ефремовой «поучение – это назидательный совет, наставление». Аналогичное определение этого слова звучит и в словаре под редакцией Ушакова: «поучение — назидательный совет, наставление». А в литературной энциклопедии это понятие трактуется как «дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям». Если говорить о Поучении с точки зрения литературоведения, то нужно отметить ,что поучение – это особый жанр древнерусской литературы, в котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки1 и прославляются добродетели2.

«Поучение» Владимира Мономаха – это литературный памятник 11-12 веков, написанный великим князем Мономахом. Это произведение называется первой светской проповедью.Владимир Мономах предстает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, замечательно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит. Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Собственную жизнь Мономах строил по тем же заповедям, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, личностью, борющейся за просвещение. Он полагает, что в быту князь должен быть эталоном для всех, отношения в семье нужно строить на доверии и уважении. В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг разнообразных явлений жизни, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своей эпохи.

Структура «Поучения» представлена следующим образом:

-вступление-смиренная просьба не посмеяться над его рассуждением

—объяснение смысла поведения

«Поучение» повествует о событиях 1096 года. Оно искусственно вставлено в летопись. А написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года. Поводом к написанию первой части его «Поучения» послужил приход послов от его братьев с предложением:

«Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

«Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собh будем, а ты собh». И рhхъ: «Аще вы ся и гнhваете, не могу вы я ити, ни креста переступити»

Князь Владимир для того, чтобы понять волю Божью, по традиции открывает Псалтирь и читает первые строки, воспринимая их как руководство к действию:

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей».

«Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на бога, яко исповhмся ему». «Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же господа, — ти обладають землею.

Основные наставления «Поучения»

Не ленитесь, но за всем наблюдайте!

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Напоите и накормите просящего

Убогих не забывайте и подавайте сироте.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..

Гордости не имейте в сердце и в уме..

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны

Не пропустите человека, не приветив его

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь

Размышления о прочитанном

В центре внимания князя – семейственность и государственность. В государственный принцип он возводит библейский завет: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены». Князь также учит «увлекающихся властью» избегать суеты и «ни во что ставить общий почёт», ибо «мы что такое, люди грешные и худые? – сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, — другие собранное нами разделят».

В первую очередь Мономах адресует свое поучение своим детям, ибо надеется на то, что они прислушаются к его слову:

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».

Молодым своим современникам он советует: :

«Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь»А властителям, т.е. сильным мира сего он со свойственной ему мудростью указывает:«Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу»

Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам

Фразой «Дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив» великий князь дает понять, насколько важно быть в жизни гуманным и милосердным.

Очень гневно обличает князь Владимир леность, которая губит все добрые начинания и призывает к трудолюбию: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее; пусть не застанет вас солнце в постели». Далее идет ряд самых разных поучений, которые немедленно нужно прочитать моим современникам. Он выступает против гордыни в сердце, просит почитать пожилых людей, как отца, а молодых, как братьев. В хозяйстве не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.

Читайте также:  Что полезного в клюкве

Предлагает Мономах поучения и военного характера — не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.

Он также советует остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых гибнет и душа, и тело.

Во время военных походов Владимир Мономах советует поить и кормить нищих людей, которые будут встречаться на пути и почитать гостя, откуда бы ни был гость и кем бы он ни был. Именно подобными поступками приобретается доброе имя человека. Так считал Владимир Мономах: «ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым». Встречаем мы также призывы со стороны старого князя навестить больного, не пропустить человека, не поприветствовав его. Все эти советы- назидания очень уместны и сегодня, особенно, если вспомнить, что в 21 веке люди, погрузившись в компьютерные технологии, совершенно перестали замечать друг друга, что в свою очередь не может не вызывать тревогу в обществе.

Выводы: Таким образом, изучив литературу по произведению «Поучение Владимира Мономаха» можно сделать следующие выводы:

-Мономах представлен как великий князь, древнерусский государственный деятель, военачальник, храбрый воин, законодатель. Он:

— мудрый политик, заинтересованный в прекращении княжеских междоусобиц и в сплочении сил Руси для отпора половцам;

— — миротворец, желающий Отечеству мира и добра: «Русскую землю не погубим»;

— истинный патриот Отечества: «Не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле»;

— человек Совести, не желающий гореть на ее костре;

— человек великодушный, справедливый, искренний, душевный, добрый;

« «Поучение Владимира Мономаха» — произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений.

§1.3. В чем смысл «Поучения»?

Зачем людям 21 века нужно читать «Поучение» Владимира Мономаха?

Поучение» великого князя Владимира – это не скучное нравоучение, а настоящий русский духовно-нравственный кодекс. Напомнить о нём особенно важно в нынешней российской ситуации, когда все больше людей становится эгоистов, думающих лишь о собственном благополучии, но никак ни о том, что происходит с ближним твоим. Именно от этого вся разруха, рушатся семьи, искажены все ценности и понятия.

Великий князь — собиратель русских земель — уже в древности осознавал, что семья обладает абсолютной ценностью. Это основа любого государства, главное условие сохранения духовной истории народа. К сожалению, эти простые и ясные истины сегодня размываются. Обесценивание наших национальных духовных сокровищ, в том числе — крепких семейных основ — ведет к вымиранию страны. Конечно же, очень трудно порой бывает нам, подросткам, действовать и поступать так, как нас воспитывают. Есть такое выражение «ум с сердцем не в ладу», т.е. разумом ты понимаешь, что нужно меняться в лучшую сторону, но пылкий юный дух противится и не желает жить в ладу с разумом. Можно вспомнить, сколько раз обещал сам себе не привирать, быть дисциплинированным, соблюдать режим дня. А сколько раз подростки оговариваются со старшими, когда им делают замечания. Оказывается, идти дорогой добра – это великий труд. И для того, чтобы быть хорошим человеком, нужно неустанно работать над собой

Глава 2. Практическое исследование

§2.1. Анкетирование на тему «Мое отношение к «Поучению» Владимира Мономаха»

Мы провели анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ п.Дуки на тему «Мое отношение к «Поучению Владимира Мономаха». Было опрошено 40 учащихся (6-9 классов) В анкете был вопрос: «Как вы считаете, люди в наше время проявляют милосердие?»

54 % опрошенных ответили «нет»;

16 % воздержались от ответа

Лишь 30 % сошлись в ответе «да»;

На вопрос «Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на ту семью, в которой вы растете?» положительный ответ «да» дали лишь 18 %, 82 % учащихся дали отрицательный ответ

На вопрос «Какие качества можно воспитать в себе современному школьнику, читая «Поучение» Владимира Мономаха?» ответы распределились следующим образом: «дисциплинированность» — 36% (из 100%)

«уважительное отношение к старшим» — 63 % (из 100%);

«доброта и любовь к людям» — 32 % (из 100%)

«Нужно ли вашим сверстникам сегодня читать наставления «Поучения» Владимира Мономаха?» Наш опрос дал следующие результаты:

Вывод: Результаты опроса неутешительные. Роль семьи в наше время потеряла свою ценность, если ребята в большинстве своем не желают видеть свою нынешнюю семью эталоном для подражания (82%). Семейные узы не имеют прежней силы, а ведь великий мудрец Мономах говорил о семье как об основе государственности.

Нынешние ребята уже не верят в силу милосердия. Только 30% учащихся посчитали, что милосердие имеет место в современной жизни. Хорошо было бы надеяться, что столь категоричные ответы свойственны подростковому максимализму моих ровесников. Однако этот пессимизм имеет ,как нам кажется, под собой определенную почву.

Очень замечательно, что ребята увидели положительное воспитательное воздействие «Поучения» Владимира Мономаха. Они увидели все те добродетели, которые воспитывает в нас «Поучение» (дисциплинированность, трудолюбие, уважительное отношение к старшим, доброта и любовь людям). И ответ на последний вопрос, когда 72 % учащихся посчитали, что их сверстникам необходимо читать наставления «Поучения» говорит о том, что «Поучение» требует неоднократного перечитывания и переосмысления, ибо это тот источник, который поможет стать нам чище и добрее.

Подводя итоги всему сказанному, следует сказать, что нравственность – это категория вечная. Именно от ответа на вопрос «Какой ты, Человек?» зависит и наше настоящее, и наше будущее. Жить по чести и совести –вот основы духовно-нравственных традиций русского народа еще с древних времен. А «Поучение» Владимира Мономаха – это заветы прошлых веков о морали, это забота о нас с вами. И сегодня «Поучение Владимира Мономаха» имеет как никогда огромное значение. Несомненно, вечные истины, изложенные великим князем, живы и сейчас. Люди убивают друг друга, грабят, обманывают, разжигают войны. Все это безбожно, противоестественно, античеловечно. Мономах учил добру и послушанию, честности и человеколюбию, верности своему гражданскому долгу. Вновь и вновь хочется вернуться к его словам: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков»

Я убедился в величии духовно-нравственного подвига создателя «Поучения», а советы Владимира Мономаха стали близки по духу.

Приложение № 1

2.2.Памятка современным подросткам на тему:

«Как нужно вести себя в обществе?»

(собственного сочинения)

На основе прочитанного я решил составить свой свод советов. И вот что у меня получилось.

1. Ни при каких обстоятельствах не лги родителям, ибо все тайное со временем становится явным.

2. Твори каждый день добро, и все благое, что ты делал людям, непременно вернется к тебе через этих и других людей.

3. Береги природу, ибо даже во сне человек не может представить ничего прекраснее природы.

4. Относись хорошо к животным и не обижай их, ведь они не способны высказать печаль и боль свою.

5. Не имей привычки судить о других, научись судить о себе самом.

6. Не смейся над старостью, т.к. когда- то мы все становимся немощными.

7. Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-нибудь другой.

8.Будь трудолюбивым, помни, что труд – это основа

9.Не причиняй никому зла, так как наступит тот день, когда будешь испытывать страдание, но люди от тебя отвернутся.

10.Люби свою Родину, так как родная земля –это колыбель твоя, помнить о которой ты будешь всю жизнь

Список источников:

1.Брюсова В.Г.К вопросу о происхождении Владимира Мономаха. – Византийский временник. Т. 8, 1968.

2.Водовозов Н.В. История древней русской литературы. — М., 1968.

3.Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. — Киев, 1891.

4.Древнерусская литература. Изображение общества. — М., 1991.

5.Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. — М., 1968.

6.Ищенко А.С. Владимир Мономах в русском общественно-историческом сознании: мифологический образ и историческая реальность. — Ростов-на-Дону: Антей, 2014.

7.Каргалов В., Сахаров А. Полководцы Древней Руси. — М.: Молодая гвардия, 1986.

8.Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986.

9.Памятники литературы Древней Руси. — М., 1978.

10.Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. — М., 1971.

11.Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. — СПб., 1992.

12.Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012.

источник

«Поучение» Владимира Мономаха относится к древнерусской литературе XI-XII столетия. Оно является образцом дидактической художественной прозы того времени. Автор был не простым человеком, а князем, деяния которого были направлены на развитие Киевской Руси. Помимо философских и религиозных рассуждений, направленных научить потомков благим деяниям, в произведении есть описание «трудов» автора: военные походы, мирные договоры, охота.

Идея написать «Поучение» детям у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что был против междоусобных распрей. За время его правления количество междоусобиц уменьшилось во много раз. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме. Так он хотел, чтобы его мудрые дела и решения «проросли» в сердцах детей.

«Поучение» состоит из таких частей: вступления, дидактической части, практических напутствий, описания трудов и заключительной речи.

Во вступлении князь обращается к детям с просьбой не смеяться над его речами, а принять их в свое сердце. Автор приуменьшает свои заслуги, как было принято у многих писателей древней Руси. Этот прием называется самоуничижением. Такая скромность автора должна была располагать к нему читателей.

Дидактическая составляющая начинается с философского рассуждения о божественной гармонии и о том, что люди должны ее беречь.

В практических наставлениях князь описывает свое представление об идеальном правителе. По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о других.

Владимир Мономах достаточно подробно описывает свои труды. Он пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте. Ведь больше всего он ненавидел лень. Поэтому своих детей и других потомков он предупреждал не лениться.

В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.

В произведении очень важен образ автора, которым является Владимир Мономах. Он в «Поучении» — пример идеального князя. Анализируя его слова, наставления, можно понять, каким он был человеком.

Каким же мы видим Владимира Мономаха? Во-первых, это очень образованный, начитанный человек. В «Поучении» есть много отсылок на другие книги того времени.

Автор – религиозный человек, ведь в его наставлениях ощущается христианская мораль.

Князь был известен и как ярый поборник просвещения. Ставя в пример своего отца, который знал много иностранных языков, он поощрял желание молодых людей к обучению. Мономах считал, что только образованные люди станут двигателем для развития страны.

Владимир Мономах был хорошим стратегом и совершил много успешных походов на половцев. Однако он считал, что сохранить мир – лучше, чем начать войну.

Самым большим недостатком людей князь называл лень. Этот порок мешает человеку развиваться, идти к своей мечте.

Произведение написано ярким, но понятным стилем. Афоризмы и метафоры – украшение «Поучения».

Князь Владимир Мономах дает ценные советы детям и другим потомкам. Автор призывает не лениться, помогать просящим, не причинять вреда ни правым, ни виновным, не иметь в сердце и в уме гордости, уважать старших.

источник

Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте. Убогих не забывайте , подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека.Старых чтите , как отца, а молодых, как братьев.

Поучение, составленное Владимиром Мономахом, обраще­но главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставления­ми, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Хри­ста, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почётом прини­мать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.

командировку н_ кто иной,как мой друг,прислал эту телеграмму н_какое другое лекарство вам н_ поможет н_чем иным,кроме чтения,заниматься н_ хотелось н_что иное, как это сообщение, послужило поводом для серьезного разговора н_кто иной н_ умеет так рассказывать анекдоты н_ в каком другом городе я н_ бывал.

воплотить свои идеи в жизнь,которые

2)У современной молодежи просто нету времени.Учебная программа такая большая,что

3)Общество не знает,что такое школьный совет,как(имеется в веду сравнение). почему.

2)даль, владимир иванович отношения к русскому языку
3)даль, владимир иванович относился к науке

проверочными?можно ли с помощью этих же слов проверить слово совет?

Имя Владимира Ивановича Даля включено в список почётных членов Российской Академии наук.
Даля знают
как лексикографа, автора всемирно известного «Толкового словаря живого великорусского языка»
( 1863-1866);
этнографа, собирателя пословиц и поговорок русского народа, издателя сказок, песен, побы¬вальщин;
писателя, творившего под псевдонимом «Казак Луганский»;
морского офицера Черноморского и Балтийского флота, одного из ос¬нователей Русского географического общества;
медика по базовому образованию, участвовавшего в качествс полево¬го хирурга в Балканской, Польской и Хивинской кампаниях; государственного чиновника, занятого по ведомству министрества ¬втренних дел проблемами обустройство России.
Когда-то по дороге из Петербурга в Николаев Даль дал себе зарок: стать исследователем народной жизни во всех ее проявлениях. Это было судбоносное решение. «Толковый словарь живого великорусского языка» стал делом всей его жизни.
« Далев словарь»явился, по определению профессора И. А. Бодуэна де
Куртенэ трудом», способствовавшим стройности, ясности и гармонии русского языка-
В словаре растолковано свыше 200 тысяч слов. Кроме , того, Далем собран сборник пословиц, в котором приведено 30 тысяч пословиц.
Даль великий труженик и «подвижник русской речи». Нравственной его личности было бескорыстие в труде и благородствоцелей; отстаивать честь и достоинство нашей великой речи. Своим трудам дал оценку и сам Даль: «Труды мои со словарём никогда не окупятся, но с избытком окупаются надежды на пользы его!» Даль сво¬им словарем возвёл стройное и величественное здание русского языка, освободив от заимствований, церковнославянизмов, искажённых толкований. И главное, ввёл в оборот несметное множество новых слов, отсутствующих в прежних словарях, придав силу русскому языку как национально¬му русского народа.
У Даля мы учимся, по определению лингвиста Ю. С. Степанова, «рыцарской верности и преданности Слову».

Читайте также:  Полезные завтраки на скорую руку

источник

Русский князь Владимир Мономах на царский престол вступил в 1113 году, когда ему было уже шестьдесят лет. Однако телом и духом он был очень крепок и здоров. При нем половецкие войска не смели вступать на Русскую землю. Он примирил враждующие княжества и прекратил междоусобные войны. Это был набожный, правдолюбивый, добродетельный, но при этом достаточно воинственный и мудрый правитель.

Приступая к анализу темы «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха: краткое содержание» окунемся немного с историю Руси XII века.

На фоне злобы, насилия и вероломства Мономах был светлым человеком. Князья боялись и в то же время сильно уважали его, для них он был милостивым и справедливым государем. Правление Владимира Мономаха в удельное время было самым счастливым для всего народа. Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха рассказывает, что с его правлением исполнилась заветная мечта его деда Ярослава Мудрого, который хотел, чтобы на царском престоле человек, который для удельных князей был строгим и в то же время любящим отцом.

Таким стал Владимир Мономах, который всех судил сам на княжеском дворе и никогда не давал сильным обижать слабых. «Русскую правду» он дополнил постановлением, в котором говорилось, чтобы заимодавцы не брали с должников большой лихвы (процентов).

Владимир Мономах был сильно проникнут учениями святого Евангелия. Он чтил и любил духовенство. Потомкам осталось некое наследие – «Поучение детям» Владимира Мономаха. Краткое содержание его начинается со слов: «Дети мои или кто иной…». А дальше в послании написано, что тот, кто прочитает эту грамоту, да не посмеется, а примет в самое сердце. Каждому человеку необходимо иметь в сердце страх Божий, и поэтому он должен давать нескудную милостыню, потому как это и есть начало всякому доброму делу.

Человек тремя добрыми делами – слезами, покаянием и милостынею – может избавиться от своих грехов и не лишиться самого главного – Царствия Божия. Эта заповедь совсем несложная, но очень важная. Ни пост, ни отшельничество, ни монашество так не важны для некоторых благочестивых людей, как эти три дела.

Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха продолжается тем, что автор как бы предупреждает, что если кто примет хотя бы половину сказанного к сердцу, того Бог помилует, как того мытаря и разбойника. Нужно каяться слезно в своих грехах и постоянно; где бы ни был человек, чем бы он ни занимался, читать Иисусову молитву: «Господи, помилуй». Она лучше всех.

Православному христианину не нужно забывать об убогих, а по возможности кормить их. Вдову и сироту всегда судить по правде и не давать в обиду сильным. Нельзя убивать человека, даже если он это заслужил и виновен в самых страшных делах. Нет никакой нужды в разговорах клясться Богом и при этом креститься. Перед тем как давать клятву и при этом целовать крест, то подумать надо хорошенько, чтобы не погубить клятвы и вместе с тем душу свою.

Епископов, священников и игуменов монастырей всегда необходимо почитать, любить и по мере сил и возможности заботится о них, чтобы они всегда могли молиться за всех нас. Гордость – страшный порок для человека, поэтому с ней надо бороться и избавляться в сердце и в уме, потому что все люди смертны, и все, что нам дается Господом, – это всего лишь на время. Дальше краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха повествует о том, что старого человека почитать надо как отца, а молодого – как брата.

В доме своем не стоит лениться, за всем хозяйством надо присматривать самим, чтобы никто не мог посмеяться над вашим домом и обедом. На войне не стоит надеяться на своих воевод, лениться и расслабляться. Стражу необходимо расставлять самому. Вставать надо рано, а ложиться спать возле воинов. Есть опасность или нет, оружие всегда необходимо иметь при себе. Беспечный человек может внезапно погибнуть. Объезжая свои земли, надо следить за тем, чтобы слуги не вредили и не бесчинствовали ни на своих землях, ни на чужих, чтобы никто потом не проклинал вас.

Когда куда-нибудь приедете, там, где остановитесь, подайте бедному на пропитание. И чтите своего гостя, который к вам зашел, каким бы он ни был – богатым или бедным. Если нет возможности почтить подарком, то хотя бы накормите и напоите его. Такие гости имеют свойство разносить по всем землям молву о человеке, злой он или добрый. Если кто болен из близких, надо его посетить, если кто умер – достойно проводить. При встрече с любым человеком нужно вести себя приветливо и не жалеть добрых слов. Жену надо любить, но власти над собой не давать. Всякое полезное не стоит забывать, а чего не знаешь, тому надо учиться. Нужно торопиться и не лениться делать хорошие дела.

Обязательно следует ходить в церковь и молиться, как делали наши предки и лучшие люди. После утренней молитвы – хвалы Богу, нужно браться за дела.

В одном фрагменте Владимир Мономах подробно расписывает, как он начал в тринадцать лет свою самостоятельную жизнь. Он насчитал 83 похода – точное количество не упомнить. Мономах пишет, как 19 раз заключал перемирие с половцами и более сотни вождей выпустил из плена, а убил их около 200. Почти 100 раз он ездил из Чернигова в Киев к отцу. Написал он и о ловле животных: как подстерегал диких коней, охотился на медведя, лося, тура. Он не оставлял все на хозяйстве у слуг, сам всем собственноручно занимался, покоя себе не давал и постоянно был чем-то занят.

В самом конце Мономах просил детей всегда творить добрые дела, не бояться ни войны, ни зверя, но делать свое дело, как Бог даст. Человека от смерти ни отец, ни братья спасти не смогут, поэтому молитесь и делайте добрые дела, так как Божья охрана будет лучше человеческой.

Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха показывает, как правильно и мудро Великий русский князь относился к учению Христову, как он заботился, чтобы все было по правде, по добру и справедливости. Он своим примером показал все это, чтобы его потомкам не было за него стыдно. Свои княжеские обязанности он старался исполнять не на страх, а на совесть.

Изучая все, о чем хотел сказать князь своим потомкам, можно увидеть, каким был мудрым и поистине великим человеком Владимир Мономах. «Поучение» (краткое содержание представлено в статье) стало лучшим завещанием для нас и для современных людей, которые зачастую не понимают всех Евангельских ценностей, а это может привести к непоправимым последствиям.

Мономах умер в возрасте 74 лет, в 1125 году. Московские цари считали за большую честь называться его потомками. В Оружейной палате столичного музея до сих пор хранится шапка Владимира Мономаха и все царские атрибуты этого божьего помазанника (скипетр, бармы, держава).

Можно было на этом и закончить обсуждение темы «Владимир Мономах. «Поучение»: краткое содержание», однако хочется упомянуть еще один важный момент. Существует предание, в котором говорится, что все вышеупомянутые предметы были присланы в дар внуку, Владимиру Всеволодовичу Мономаху, византийским императором Константином IX Мономахом (его дедом по матери). И как это стало символично! Пала блистательная, но уже прогнившая Византия, пал Второй Рим вслед за Первым, и вот появился Третий Рим – Москва – Великая Святая Русь. Шапка Мономаха стала символом преемственности власти и Православия от византийских императоров. Впоследствии московские цари возлагали ее на свои головы во время венчания на царство.

«Поучение » Владимира Мономаха в кратком содержании не может передать всю силу, мощь и правильность его мудрых наставлений. Поэтому прочитать оригинальный текст будет очень полезно.

источник

«Поучение Владимира Мономаха» — произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений, тот идеал, к которому должен стремиться каждый.

И сегодня «Поучение Владимира Мономаха» имеет огромное значение. Несомненно, вечные истины, изложенные великим князем, живы и сейчас. Люди убивают друг друга, грабят, обманывают, разжигают войны. Все это безбожно, противоестественно, античеловечно. Мономах учил добру и послушанию, честности и человеколюбию, верности своему гражданскому долгу, вере в Бога.

Вложение Размер
moralnye_tsennosti_poucheniy_vladimira_monomakha.doc 69.5 КБ
moralnye_tsennosti_poucheniy.ppt 2.19 МБ

1.Причины выбора темы исследования

2.Проблема и гипотеза исследования

3.Актуальность и новизна работы

4. Цель и задачи исследования

«Потщитесь делать всякие добрые дела».

1.Причины выбора темы исследования

Тема исследовательской работы привлекла моё внимание потому, что представилась возможность узнать новые факты правления Владимира Мономаха, как талантливого правителя так и писателя Древней Руси, жившего и творившего в конце ХI — начала XII века и его наставления, которые служили моральными ценностями в то время и актуальны ныне.. Для этого выбрала произведение «Поучение Владимира Мономаха», которому мало времени отводится на уроках истории.

2.Проблема и гипотеза исследования

Проблема исследования заключается в осмыслении взаимодействия прошлого и настоящего, во влиянии содержания культурного памятника на мировоззрение, на мировосприятие современного окружающего мира. Хочется понять, чему могут научить нас, молодых граждан России нового тысячелетия забытые страницы литературы Древней Руси.

Гипотеза исследования выражается следующим положением.

Если основательно подойти к изучению «Поучения Владимира Мономаха», станет понятно величие духовно-нравственного подвига его создателя, значимость его исторической личности и влияние на умы людей современной России.

3.Актуальность и новизна работы

Актуальность темы объясняется тем, что произведение, написанное почти десять веков назад, до сих пор современно.

Наставление Владимира Мономаха воспринимаются людьми, живущими в XXI веке, как мудрые советы на все случаи жизни. К ним прислушиваешься, переосмысливаешь и понимаешь, что они очень близки душе и сердцу.

Новизной выбранной темы будет восприятие, истолкование.

4. Цель и задачи исследования

Цель работы – показать, что Владимир Мономах великий князь, храбрый воин, мудрый политик и писатель.

1.Вдумчиво прочитать и осмыслить произведение.

2.Изучить биографию писателя, опираясь на источники библиотечного фонда, ресурсов Интернета.

3.Обратить внимание на жанровое своеобразие произведения.

По данной теме собирала информацию и нашла следующую литературу, которая помогла помочь раскрыть проблему, затронутую в работе:

  1. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. — М., 1968.
  2. Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. — Киев, 1891.
  3. Древнерусская литература. Изображение общества. — М., 1991.
  4. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. — М., 1968.
  5. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986.
  6. Памятники литературы Древней Руси. — М., 1978.
  7. Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. — М., 1971.
  8. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. — СПб., 1992.

Время правления Мономаха, по словам одного историка, — «одна из самых благополучных страниц в истории Киевщины». Мономах приобрел себе популярность в борьбе с половцами, и во все время княжения Мономаха в Киеве не упоминается ни одного набега половцев на русские земли.

«Поучение» искусственно вставлено в летопись, прерывая связное и цельное повествование о событиях 1096 года. Оно было написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года.

Поводом к написанию первой части его «Поучения» послужил приход послов от его братьев с предложением:

«Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

«Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собh будем, а ты собh». И рhхъ: «Аще вы ся и гнhваете, не могу вы я ити, ни креста переступити»

Владимир для выяснения воли Божией использует, можно сказать, традиционный по тем временам способ: помолившись, открывает Псалтырь, и, прочитав первые слова, использует их как руководство к действию.

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей».

«Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на бога, яко исповhмся ему». «Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же господа, — ти обладають землею.

В первых же строках мы встречаем осуждение того беззакония, на которое пытались его подбить князья: «не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие». Тем самым Мономах хочет показать всю пагубность междоусобных войн, которые часто раздирали в то время Русь.

Итак, взяв повод к нравоучению от этого визита, Мономах от наставлений князьям переходит к поучению о христианской жизни вообще, адресуя свое «Поучение» в первую очередь своим детям, а затем и любому другому христианину, который будет читать эти строки:

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Да дhти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмhйтеся, но ему же люба дhтий моихъ, а приметь е в сердце свое, и не лhнитися начнеть, тако же и тружатися.

иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится».

Читайте также:  Как пишется общественно полезный труд

душа чисты, нескверньни, телеси худу, кротку беседу и в миру слово господне: «Яди и питью бесъ плища велика быти, при старых молчати, премудрыхъ слушати, старhйшимъ покарятися, с точными и меншиими любовь имhти; без луки бесhдующе, а много разумhти; не сверhповати словомь, ни хулити бесhдою, не обило смhятися, срамлятися старhйших, к женам нелhпымъ не бесhдовати, долу очи имhти, а душю горh, пребhгати; не стрhкати учить легкых власти, ни в кую же имhти, еже от всhх честь. Аще ли кто васъ можеть инhмъ услhти, от бога мьзды да чаеть и вhчных благъ насладится».

Продолжая речь свою, Мономах переходит к самым высоким христианским добродетелям: любви к врагам и ненависти к греху:

«лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех».

«лишаемъ — не мьсти, ненавидимъ — люби, гонимъ — терпи, хулимъ — моли, умертви грhхъ».

Власть имущим он советует со всеми поступать милосердно:

«Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу».

«Избавите обидима, судите сиротh, оправдайте вдовицю».

Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется.

Аще вы богъ умякчить сердце, и слезы своя испустите о грhсhх своих, рекуще: якоже блудницю и разбойника и мытаря помиловалъ еси, тако и нас грешных помилуй! И в церкви то дhйте и ложася. Не грhшите ни одину же ночь, аще можете, поклонитися до земли; а ли вы ся начнеть не мочи, а трижды. А того не забывайте, не лhнитеся, тhмь бо ночным поклоном и пhньем человъкъ побhжает дьявола, и что въ день согрhшить, а тhмъ человhкъ избываеть.

Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам. Актуален и ныне взгляд его на смертную казнь:

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.

Ни права, ни крива не убивайте, ни повелhвайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны.

Большое значение в развитии морали играют разнообразные поучения. Он призывает не иметь гордости в сердце, приводя на ум свою смертность. Увещевает чтить старых, как отца, а молодых, как братьев. В дому не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.

Предлагает Мономах поучения и военного характера — не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.

Призывает он также остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых погибает и душа, и тело. В поучениях видим призыв больного навестить, покойника проводить. Не пропустить человека, не поприветствовав его.

Особенно негативно относится автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию:

Леность ведь всему мать: «что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.

Лhность бо всему мати: еже умhеть, то забудеть, а его же не умhеть, а тому ся не учить. Добрh же творяще, не мозите ся лhнити ни на что же доброе, первое к церкви: да не застанеть вас солнце на постели.

Таким образом, изучив доступную литературу, ресурсы Интернета по произведению древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха» можно сделать следующие выводы:

  • «Поучение Владимира Мономаха» — произведение, написанное с литературным блеском, отражает важные события эпохи конца XI — начала XII века: борьба Древней Руси против злостного врага — половцев и победы над ними.
  • «Поучение Владимира Мономаха» — произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений, тот идеал, к которому должен стремиться каждый.
  • Мономах представлен как великий князь, древнерусский государственный деятель, военачальник, храбрый воин, законодатель. Он:

— мудрый политик , заинтересованный в прекращении княжеских междоусобиц и в сплочении сил Руси для отпора половцам;

— — миротворец , желающий Отечеству мира и добра: «Русскую землю не погубим»;

— истинный патриот Отечества: «Не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле» ;

— человек Совести , не желающий гореть на ее костре;

— человек великодушный, справедливый, искренний, душевный, добрый ;

И сегодня «Поучение Владимира Мономаха» имеет огромное значение. Несомненно, вечные истины, изложенные великим князем, живы и сейчас. Люди убивают друг друга, грабят, обманывают, разжигают войны. Все это безбожно, противоестественно, античеловечно. Мономах учил добру и послушанию, честности и человеколюбию, верности своему гражданскому долгу, вере в Бога.

Я убедилась в величии духовно-нравственного подвига его создателя, а советы Владимира Мономаха стали близки по духу.

Тезисы исследовательской работы

«Моральные ценности «Поучений Владимира Мономаха»»

Автор: Заббарова Айсылу, 11 класс, МБОУ «Старостуденецкая средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Руководитель : Загидуллина Г.М., учитель истории и обществознания, МБОУ «Старостуденецкая средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Тема исследовательской работы привлекла моё внимание потому, что представилась возможность узнать новые факты правления Владимира Мономаха, как талантливого правителя так и писателя Древней Руси, жившего и творившего в конце ХI — начала XII века и его наставления, которые служили моральными ценностями в то время и актуальны ныне.

Для этого выбрала произведение «Поучение Владимира Мономаха», которому мало времени отводится и на уроках истории.

Проблема исследования заключается в осмыслении взаимодействия прошлого и настоящего, во влиянии содержания культурного памятника на мировоззрение, на мировосприятие современного окружающего мира. Хочется понять, чему могут научить нас, молодых граждан России нового тысячелетия забытые страницы литературы Древней Руси.

Гипотеза исследования выражается следующим положением. Если основательно подойти к изучению «Поучения Владимира Мономаха», станет понятно величие духовно-нравственного подвига его создателя, значимость его исторической личности и влияние на умы людей современной России.

Актуальность темы объясняется тем, что произведение, написанное почти десять веков назад, до сих пор современно. Наставление Владимира Мономаха воспринимаются людьми, живущими в XXI веке, как мудрые советы на все случаи жизни. К ним прислушиваешься, переосмысливаешь и понимаешь, что они очень близки душе и сердцу.

Цель работы – показать, что Владимир Мономах великий князь, храбрый воин, мудрый политик и писатель.

«Поучение Владимира Мономаха» — произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений, тот идеал, к которому должен стремиться каждый.

И сегодня «Поучение Владимира Мономаха» имеет огромное значение. Несомненно, вечные истины, изложенные великим князем, живы и сейчас. Люди убивают друг друга, грабят, обманывают, разжигают войны. Все это безбожно, противоестественно, античеловечно. Мономах учил добру и послушанию, честности и человеколюбию, верности своему гражданскому долгу, вере в Бога.

Я убедилась в величии духовно-нравственного подвига его создателя, а советы Владимира Мономаха стали близки по духу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старостуденецкая средняя общеобразовательная школа Буинского

муниципального района Республики Татарстан»

«Моральные ценности «Поучений Владимира Мономаха»»

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

– систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о “Поучении” как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.

– развитие мышления, памяти; формирование коммуникативных навыков, навыков работы с компьютерными программами; совершенствование навыков сравнения, сопоставления информации, полученной самостоятельно из разных источников;

– воспитание чувства ответственности за порученное дело, умения работать в группе; воспитание у учащихся нравственных качеств через образ Владимира Мономаха.

Предварительное домашнее задание: собрать сведения о жанрах ДРЛ. Подготовить проекты о жизни Владимира Мономаха, о содержании полного текста “Поучения” Владимира Мономаха; составить “Поучение” сверстникам.

Эпиграф к уроку: “Имеющий уши, да услышит…” (из “Евангелия” от Матфея).

Здравствуйте, ребята и гости. Мы продолжим сегодня своё знакомство с памятником ДРЛ – “Поучением” Владимира Мономаха. Запишите в тетрадях число, тему урока: “Значение “Поучения” Владимира Мономаха”.

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова из “Евангелия” от Матфея: “Имеющий уши, да услышит”. Как вы его понимаете? Запишите его.

Исходя из темы урока и эпиграфа, поставьте учебную задачу на урок. (Выяснить, в чём заключается значение “Поучения” в наше время, чем оно интересно для нас.) Спасибо, верно.

Мне хотелось бы, ребята, чтобы сегодня на уроке вы продемонстрировали не только свои знания, но и показали бы, как можно их воплотить в реальные проекты и использовать не только на уроках, но и в жизни.

Домашнее задание будет связано с тем, о чём пойдёт речь на уроке. Запишите его: написать сочинение-миниатюру “Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?”

Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Поучение – один из жанров ДРЛ. Давайте вспомним, что это за жанр и какие ещё жанры существовали в ДРЛ.

Группа ребят получила задание провести опрос в интересной форме по теме “Жанры ДРЛ”. Приложение 1. Посмотрим, что у них получилось. (Задание классу). Прошу вас записать названия жанров, о которых пойдёт речь.

Учащиеся отгадывают кроссворд, по вертикали получается слово “поучение”. В тетрадях записываются названия жанров.

Обсуждение кроссворда. Примерные вопросы 1-й группе.

– Почему вы остановили свой выбор на этих жанрах?

– Какие ещё жанры существовали в ДРЛ?

Учитель. В чём, на ваш взгляд, состоит значение ДРЛ? Зачем её нужно знать и изучать?

– Скажите, ребята, чему вы научились, выполняя это задание?

Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились и опрос интересный провели, и узнали много о жанрах ДРЛ. Со своей задачей вы справились и заслуживаете отличных оценок.

Задание классу: составьте план биографии В. Мономаха.

Обсуждение проекта. Примерные вопросы 2-й группе.

– Одной из задач, которые вы ставили, было выявить в личности В. Мономаха черты исторического деятеля. Какие черты вам показались важными?

– Как можно использовать вашу презентацию?

– К каким источникам вы обращались, работая над проектом?

– Вам было интересно работать над проектом?

Учитель. Вы хорошо поработали и заслуживаете самых высоких оценок. Спасибо.

Мы узнали много интересного о личности великого князя Владимира Мономаха. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.

  • Физкультминутка

Славный князь Мономах правил на Руси. (Повороты туловища.)
Кто не слышал о нём, послушай, уясни:
Был он честен, и смел, и исполнен сил (Махи руками.)
Русь святую собрать, избавить от войны.
От половецких племён он избавил Русь. (Наклоны туловища.)
Подружил всех князей и возглавил их.
Сыновьям Мономах дал такой наказ: (Вращения глазами.)
В дружбе жить, уважать старых и больных,
Не лениться, учиться, дружбой дорожить. (Вращения кистями рук.)
И тогда вспомнит Русь сыновей своих.

Учитель. Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал “Поучение”, которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.

Третья группа ребят подробно исследовала полный текст “Поучения”. Расскажите о проделанной работе.

  • Какова история создания, структура и содержание “Поучения”? (Презентация учащихся “Поучение” Владимира Мономаха как завещание потомкам”). Приложение 3

Задание классу: запишите структуру “Поучения”.

Обсуждение проекта. Примерные вопросы 3 группе.

– Не кажется ли вам, что “Поучение” устарело в наши дни?

– Как вы работали над проектом?

Учитель. Спасибо, ребята. Вы довольно глубоко разобрались в структуре и содержании “Поучения”, проделали большую серьёзную работу и получаете отличные оценки.

    Какие же советы “благоверного князя” Владимира Мономаха кажутся вам полезными и актуальными и в наше время? Что вы добавили бы к ним? (Проект учащихся. Буклет “Поучение добрым людям”.)Приложение 4

Обсуждение проекта. Примерные вопросы 4 группе.

– Чем вы объясните выбор таких советов своим сверстникам?

– А почему вы не ограничились советами детям и сверстникам и обратились к взрослым?

– Почему вы выбрали форму буклета для реализации своего проекта?

Учитель. Чему вы научились, выполняя задание?

– Как можно практически использовать вашу работу?

Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали и честно заработали отличные оценки.

Выдающийся памятник ДРЛ – «Поучение» Владимира Мономаха– необходимо рассматривать в контексте исторической эпохи конца XI века. Конечно, политическая деятельность самого Владимира Мономаха отнюдь не всегда была безупречной в моральном отношении. В его деятельности были и случаи коварства, и нарушения обещаний, и жестокого обращения с населением захваченных городов. Все это так!

И при всем том Мономах умел признавать свои ошибки, умел, как в случае с Олегом, простить заклятому врагу. Его пример удивителен. И поучителен для нас. Вспомните эпиграф к уроку: “Имеющий ущи, да услышит…”. Надеюсь, вы сегодня не только услышали, но и поняли многое из того, что завещал нам, своим потомкам великий Владимир Мономах.

– А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам в будущем умения и навыки, полученные во время работы над проектами?

Готовясь самостоятельно к уроку, вы сумели добыть новые знания, осмыслили их и представили в виде кроссворда, презентаций, буклета. То есть вы показали, как можно использовать на практике свои знания.

источник

Источники:
  • http://school-science.ru/2/20/29933
  • http://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/analiz-poucheniya-vladimira-monomaha.html
  • http://himia.neznaka.ru/answer/1339653_sovety-vladimira-monomaha/
  • http://www.syl.ru/article/207061/new_kratkoe-soderjaniya-poucheniya-vladimira-monomaha-i-analiz-geroev
  • http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/03/issledovatelskaya-rabota-moralnye-tsennosti-poucheniy-vladimira-monomakha
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/604353/