Меню Рубрики

Положение об организации общественно полезного труда обучающихся

Название Положение об организации общественно-полезного труда обучающихся
Дата публикации 30.07.2016
Размер 60.74 Kb.
Тип Документы

edushk.ru > География > Документы

Принято на заседании

Протокол № 3 от 17.05.13г.

Согласовано на Совете

об организации общественно-полезного труда

об организации общественно-полезного труда

обучающихся
I. Общие положения.

  1. Данное Положение об общественно-полезном труде обучающихся разработано в соответствии с п.4 ст. 34, п.2 ст. 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 29. 12. 2012г. № 273-ФЗ), с Уставом Школы, планом учебно – воспитательной работы.
  2. Данное Положение разработано в соответствии с принципами государственной политики в области образования, а именно:

— гуманистический характер образования,

— жизни и здоровья человека,

— свобода развития личности.

— уважения к правам и свободам человека,

— любви к окружающей природе, Родине, семье.

  1. Общественно-полезный труд – составная часть учебно – воспитательного процесса. Его основными задачами являются:
  • Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание трудовой и производственной дисциплины: чувство причастности к результатам труда, привитие навыков самообслуживания.
  • Экономическое воспитание, формирование представлений о производительности труда, производственном плане, учёте и нормировании труда, заработной плате.
  • Оказание посильной помощи в благоустройстве школьной территории.
  • Самообслуживание по наведению порядка и чистоты в здании школы, предметных кабинетах, пришкольной территории.
  1. Общественно – полезный труд составляет основную часть содержания обучения и воспитания обучающихся 1 – 11 классов.
  2. Общественно – полезный труд обучающихся должен иметь образовательное значение, способствовать применению обучающимися на практике приобретённых в школе знаний, расширению кругозора, обогащению полезными сведениями, развитию умственных способностей.
  3. Общественная работа обучающихся должна проводиться по продуманному плану, разъяснённому обучающимся или составленному вместе с ними, понятному каждому из них. Итоги проведённой работы и оценка её общественными организациями (совет обучающихся) должны доводиться до сведения всего коллектива и служить стимулом для развития общественной деятельности обучающихся и повышения качества их общественно полезного труда в дальнейшем.

^ II. Организация проведения общественно-полезного труда

  1. В период летних каникул обучающиеся проходят летнюю трудовую практику на добровольных началах в составе различных бригад: по озеленению и благоустройству школьной территории, спортивной площадки, ремонту школы, охране и посадке деревьев.
  2. С целью отработки практических умений, полученных на уроках биологии, природоведения, технологии, ввести обязательные часы практики по уходу за растениями на пришкольном участке в количестве 10 часов для обучающихся 5 – 7 классов и 15 часов в 8 – 11 классах.
  3. Классные руководители 5 -11 классов сдают график отработки обучающихся в учебную часть до 15 мая.
  4. В период каникул обучающиеся могут приниматься на временную работу в порядке, установленном действующим законодательством.
  5. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду они могут привлекаться к облегчённому физическому или интеллектуальному труду: проектная деятельность, составление различных графиков, таблиц, работа с книгами и периодической печатью в библиотеке и т. д. (по согласованию с родителями (законными представителями)).
  6. Обучающиеся могут приниматься на временную работу через центр занятости, центры управления молодежной политики (Трудовой отряд Главы города) по их личному заявлению в порядке, установленном действующим законодательством. Если обучающимся не исполнилось 14 лет – требуется согласие родителей или законных представителей.
  7. При организации общественно – полезного труда необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда.
  8. Формы организации труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объёма, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.
  9. Письменное заявление-согласие родителей об участии детей в общественно — полезном труде берётся 1 раз, в период поступления в школу, и действует до конца обучения.
  10. Организацией труда обучающихся занимается классный руководитель, заместитель директора по АХЧ, заместитель директора по воспитательной работе.
  11. Участие обучающихся в общественно-полезном труде учитывается при выдаче характеристик выпускникам основной школы, выпускникам средней (полной) школы.

^ III. Охрана труда.

  1. Руководитель Школы организует общественно – полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, несёт личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.
  2. Обучающиеся допускаются к участию в общественно — полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по ТБ с регистрацией в журнале установленной формы.
  3. Запрещается привлечение обучающихся к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными Роспотребнадзором, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а также в эпидемиологическом отношении, в ночное время и в праздничные дни.
  4. При несчастных случаях, происшедших с учащимися в процессе общественно — полезного труда, им оказывается срочная медицинская помощь, ведётся расследование несчастного случая.

5.Контроль за распределением и соблюдением санитарных норм и норм охраны труда при выполнении работ осуществляют заместители директора по воспитательной работе.

6. Контроль обеспечения здоровых и безопасных условий общественно-полезного труда школьников осуществляет заместитель директора по административно-хозяйственной работе.
^ IV. Основные виды трудовой деятельности обучающихся.

  • Дежурство по школе. Организация порядка на переменах.
  • Дежурство в предметном кабинете. (Уборка кабинетов).
  • Мытье классной доски после каждого урока.
  • Дежурство в столовой: уборка тарелок, кружек, ложек, вилок в отведённое место.
  • Озеленение внутренних помещений школы. Практическое применение знаний предмета биологии: выращивание рассады, посадка и пересадка комнатных растений, полив, опрыскивание, подкормка).
  • Уборка школьного двора и прилегающей к школе территории, участие в субботниках по благоустройству городской территории. Проводятся следующие работы: уборка листвы, мелкого мусора, обрезка кустарников секатором, изготовление малых форм, благоустройство зон отдыха детей.
  • Генеральная уборка школьного помещения после каждой четверти (мытьё стен, подоконников, перил, школьной мебели).
  • Благоустройство пришкольного участка, цветника (практическое применение знаний предмета биологии и природоведения: посадка растений, рыхление почвы, прополка, полив).
  • Генеральная уборка спортивного зала, благоустройство летних спортивных площадок.
  • В целях практического применения знаний и умений, полученных на уроках технологии, производить в течение учебного времени мелкий ремонт инструментов для уборки школьного двора: замена черенков лопат, граблей, мётел, укрепление днищ носилок, изготовление кормушек для птиц, скворечников.
  • Мелкий ремонт мебели: подкручивание болтов, гаек, стяжка металлическим уголком столов и стульев.

V. Заключительные положения.

Все виды ремонтных работ проводятся трудовыми или профильными бригадами в каникулярный летний период и в соответствии с возрастом обучающихся.

В случаях изменения ФЗ «Об образовании», Устава школы в части организации общественно-полезного труда в данное Положение вносятся соответствующие изменения и дополнения.

Изменения и дополнения в Положение могут вноситься всеми участниками образовательного процесса.

источник

Председатель профкома Директор МОУ «Детский дом-школа №95»

_________Неволина Е.М. ___________________Неугодников Я. В.

«____» ____ 2017г. «____» ____ 2017г.

общественно-полезного и производительного труда учащихся

Настоящее Положение разработано на основании Устава МКОУ «Детский дом-школа №95» , правил поведения учащихся, нормативных актов РФ, регулирует порядок привлечения учащихся к труду в МКОУ «Детский дом-школа №95»

1.1 . Общественно полезный и производительный труд учащихся в МКОУ «Детский дом-школа №95» организуется в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 года), Уставом МКОУ «Детский дом-школа №95» , инструкциями по охране труда.

1.2 . Направлениями общественно полезного труда и производительного труда являются работы для МКОУ «Детский дом-школа №95» по благоустройству, а также планом заказов; организацией выставок-ярмарок; и общественно-полезных работ, с учетом программ обучения. При этом необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда учащихся.

1.3. Педагоги школы осуществляют педагогическое руководство трудовой деятельностью учащихся, обеспечивают связь с общеобразовательной подготовкой, воспитательную направленность (экологическое и трудовое воспитание).

1.4. Конкретное содержание общественно полезного труда обучающихся определяется Приказом Минпроса СССР от 11.05.1985 N 81 «Об утверждении Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ», директором МКОУ «Детский дом-школа №95».

1.5. Учащиеся МКОУ «Детский дом-школа №95» могут быть освобождены от общественно-полезного труда по состоянию здоровья, занятости в учреждениях дополнительного образования и по другим причинам (при личном обращении к администрации МКОУ «Детский дом-школа №95»)

1.6. На общественно полезный и производительный труд, в 5-9 классах выделяется время, до 1,5 часов (в неделю) в зависимости от характера выполняемой деятельности.

1.7. Учащиеся МКОУ «Детский дом-школа №95» могут привлекаться к видам работ, отвечающим требованиям допустимости несовершеннолетних для самостоятельного труда с 15 лет и занятости в свободное время с 14 лет в свободное от учебы время.

формирование осознанной потребности в труде,

воспитание уважения к людям труда,

воспитание заботливого и бережного отношения к общественному имуществу и природе,

участие в экологически значимой деятельности обучающихся на территории МКОУ «Детский дом-школа №95» ,

участие в социально значимой деятельности,

воспитание в духе коллективизма, трудовой и производственной дисциплины;

-ознакомление на практике с основами современного производства,

-формирование интереса к профессиям,

-закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения, общеобразовательной подготовки;

— формирование представлений о производственном плане, производительности труда, себестоимости и качестве продукции, хозрасчете, учете и нормировании труда, заработной плате, бригадном подряде;

оказание посильной помощи МКОУ «Детский дом-школа №95»

по потребности и выполнению заявок на изготовление изделий всех подразделений.

III. Содержание и организация общественно полезного труда обучающихся.

3.1. Общественно полезный и производительный труд является составной частью содержания трудового экологического обучения и воспитания обучающихся.

3.2. Формы организации труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.

Основной является коллективная (бригадная) форма: трудовые объединения обучающихся могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными.

3.3. При организации общественно полезного и производительного труда необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда, проводить необходимые инструктажи по правилам техники безопасности перед началом работы (в соответствии с видом деятельности)

4.1. Обучающиеся допускаются к участию в общественно полезном и производительном труде при удовлетворительном состоянии здоровья, а также обучения безопасным приемам труда и проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

-привлечение обучающихся к работам, противопоказанным их возрасту,

— привлечение к опасным работам в эпидемиологическом отношении,

— привлечение в ночное время,

· привлечение в праздничные дни,

· привлечение к работам, связанным с применением ядохимикатов,

· с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

4.3. Контроль над обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляют педагоги и администрация МКОУ «Детский дом-школа №95»

V. Стимулирование участия в общественно-полезном труде

5.1. Обучающиеся МКОУ «Детский дом-школа №95», активно и добросовестно участвующие в общественно полезном труде, организаторы и руководители трудовой и экологической деятельности обучающихся могут поощряться в установленном порядке.

источник

Положение об организации общественно полезного труда обучающихся I. Общие положения 1.1. Общественно полезный труд обучающихся в школе

Положение
об организации общественно полезного труда обучающихся

1.1. Общественно полезный труд обучающихся в школе организуется в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиНа 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профильного обучения и труда подростков», Уставом школы.

1.2. Направлениями общественно полезного труда являются работы для своей школы по охране природы и благоустройству ее территории.

1.3. Педагоги школы осуществляют педагогическое руководство трудовой деятельностью обучающихся, обеспечивают связь с трудовым обучением, общеобразовательной подготовкой, воспитательную и профориентационную направленность.

1.4. Конкретное содержание общественно полезного труда обучающихся определяется руководителем школы по согласованию с родителями обучающихся ( их законными представителями ).

1.5. На общественно полезный труд выделяется время от 0,5 часа до 1,5 часа в зависимости от характера выполняемой деятельности.

· формирование осознанной потребности в труде,

· воспитание уважения к людям труда,

· воспитание заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе,

· закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения,

· участие в экологически значимой деятельности обучающихся на территории школы.

III. Содержание и организация общественно полезного труда обучающихся.

3.1. Общественно полезный труд является составной частью содержания трудового обучения и воспитания обучающихся.

3.2. Формы организации общественно полезного труда включают:

· субботники, экологические акции и десанты,

· работу в летнем оздоровительном учреждении дневного пребывания,

3.3. При организации общественно полезного труда необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда.

4.1. Обучающиеся допускаются к участию в общественно полезном труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, а также обучения безопасным приемам труда и проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

4.2. Запрещается привлечение обучающихся к работам:

· противопоказанным их возрасту,

· опасным в эпидемиологическом отношении,

· связанным с применением ядохимикатов,

· с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

4.3. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляют учителя и воспитатели.

5.1. Обучающиеся школы, участвующие в общественно полезном труде, организаторы и руководители труда школьников могут поощряются в установленном порядке.

Программа «Общественно-полезный труд»

Общественно- полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

В основных направлениях реформы общеобразовательной школы особое значение придается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Используя широкие возможности общественно- полезного труда, следует прививать младшим школьникам необходимые в жизни навыки самообслуживания, приемы ручной работы с различными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, участвовать в благоустройстве школьных дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. ^ Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, классе, на учебно-опытном участке, школьном дворе. Учащихся приучают к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию своих вещей в определенном месте, пришиванию пуговиц, чистке обуви и одежды и др. Их привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой, к уборке классных помеще­ний, рабочей комнаты, коридоров, уходу за растениями в классах, на учебно-опытном участке школы. Учащиеся могут зани­маться подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др. Самообслуживание планируется учителем, в общем плане предусматриваются виды работ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, место и сроки проведения, материальное обеспечение.

Работа организуется по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказы­вают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюде­ние правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окру­жающей среды, ставят задачу выполнения задания в опреде­ленный срок.

Основное условие успеха воспитательной работы — единство требований к учащимся школы и семьи. Для достижения такого единства воспитатели школы проводят беседы с родителями об обязанностях учащихся по самообслуживанию в дома.

Трудовая деятельность учащихся поощряется учителем в устной форме, как в процессе выполнения работы, так и после ее завершения. При этом обращается внимание на то, как выполняется работа (порядок на рабочем месте, аккуратность, помощь товарищу, качество выполненной работы и др.).

В школе дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. Создаются уголки живой природы, проводятся вечера и праздники знатоков природы..

В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе.

Организуя труд на цветнике, учебно-опытном участке, можно выработать у учащихся жизненно необходимые практические навыки.

В младших классах, как правило, ученики выращивают цветочные растения. Они обрабатывают почву, высевают семена цветочных культур в грунт, ведут уход за посевами, удаляя сорняки, проводя полив и т. д.

Работа с однолетними растениями должна чередоваться с уходом за многолетними цветами. Необходимо так подобрать культуры, чтобы с весны до осени — всегда были цветущие растения. Обилие их вызывает у школьников радость от проделанной работы.

Внеурочное время предусматриваются специальные трудовые занятия на территории школы. Осенью дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках. Зимой своевременно нужно очищать от заносов запасные выходы, подъезды и подходы к школе. Весной учащиеся отбрасывают снег от стен школы, прокапывают канавы для вешних вод, разбрасывают слежавшийся снег, убирают вытаявший после зимы мусор. Как правило, хозяйственная необходимость этих работ осознается учащимися без долгих убеждений.

Если же у учащихся возникает нежелание наводить порядок во дворе школы, преодолеть его можно с помощью индивидуальных заданий и строгого учета, различных моральных поощрений. Быстрое выполнение задания не освобождает сильных учеников от помощи слабым и особенно девочкам. После уборки полезно бывает в качестве подведения итогов собрать всю группу и показать ей результаты работы. Прилегающая к школе территория, т. е. все то, что находится в непосредственной близости от школы, представляет объект для организованного детского труда по благоустройству. Осенью необходимо прочистить канавы, убрать отмирающие растения, листья, засохшие и ломанные ветки, обрезать лишние ветки на деревьях и кустарниках. Зимой воспитанники расчищают от снега и льда дорожки, во время гололеда посыпают их песком. Весной перекапывают цветники, окапывают кусты и деревья, сажают но­вые, выращивают цветы, борются с сорняками, поправляют и ремонтируют изгороди, тротуары и дороги.

При проведении этих работ приходится часто напоминать учащимся об осторожности, так как работают они вблизи проезжей части улицы, а то и на ней. Особенно много внимания необходимо уделять младшим учащимся, которые, расшалившись, могут выбежать на проезжую часть улицы. Учителям приходится держать детей компактно, хотя это нередко и мешает работе. Если на школьном дворе группа может быть рассредоточена, то за пределами школьной территории этого делать нельзя, иначе можно потерять управление детьми.

Много объектов общественно полезного труда дети найдут в микрорайоне школы. Работа по благоустройству воспитывает у школьников такие качества, как хозяйственность, аккуратность, способствует возникновению чувства сопричастности к заботам своего города.

Материалы реформы ориентируют учительство на необходимость экономического воспитания учащихся. Большое значение придается воспитанию у учащихся бережного отношения к общественному достоянию, школьному имуществу, учебникам, привитию навыков рачительного хозяйствования. Формирование этих качеств — неотделимая часть процесса трудового воспитания учащихся. Экономическое воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, планируемой работой в школе, микрорайоне.

Родители по рекомендации педагогов продолжают целенаправленное трудовое воспитание детей дома. Труд взрослых и детей по хозяйству закрепит приобретаемые учениками умения и навыки, превратит труд в привычку, которая не будет отягощать детей, а станет их потребностью.

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА.

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА

Трудовое воспитание — процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов и диафильмов, экскурсии, ‘встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры. Но главное — это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки.

«Примерным содержанием воспитания школьников» и учебными программами предусматриваются разнообразные виды общественно полезного труда младших школьников:

1.Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; определение сроков посева семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора, близлежащей улицы, посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.

Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Помощь шефам в уборке территории двора, усадьбы и помещений. Выполнение поручений ГАИ, пожарных инспекций, почты, общества охраны природы и других организаций.

Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Названные виды труда не исчерпывают всего многообразия видов общественно полезного труда. В каждой школе и классе учитывают местные условия, ближайшее окружение и находят свои виды труда.

Что же должен делать учитель, чтобы детский труд стал содержательным?

  1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.
  2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.
  3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
  4. Использовать в системе такие трудовые задания, кото­рые требуют применения на практике знаний, рациональных дей­ствий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации труда должно быть сосредоточено внимание учителей и воспитателей. В этом ключ к использованию воспитательных и образовательных возможностей общественно полезного труда школьников в его коллективных формах.

Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
— развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
— вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
-формирование активной жизненной позиции.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТЫ

ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

Экскурсия по школе, в библиотеку и на пришкольный участок. Встреча с работниками библиотеки. Прогулки в лес, парк, сквер: наблюдение за трудовой деятельностью людей; сбор опавших листьев для гербариев. Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных. Экскурсия «Наша улица — частица Родины». Беседы: «Кто для нас трудится», «Для чего руки нужны», Участие в операции «Наша улица», «Чистый город». Утренник «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки», «В гостях у Мойдодыра». Конкурс «Что растет на грядке?».

Беседы: «Говорят ли вам «спасибо»?», «Как мы помогаем дома?», Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей. Посты бережливых. Организация соревнования между рядами. Сборы «Кто что умеет делать?», «Когда мамы дома нет». Занятие «Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки). Выставка рисунков «Я помогаю дома». Сооружение снежной горки для катания на санках. Экскурсия в зимний лес. Подкормка зимующих птиц.

Беседы: «Всякая вещь трудом создана», «Есть профессий на свете немало», «О самых важных событиях в стране».

Чтение книг и рассказов о труде. Чтение рассказов, стихотворений и статей из журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» и детских журналов.

Экскурсия на почту. Игра в почту. Праздник сказки. Чтение сказок, постановка инсценировок на темы народных сказок. Рисунки к прочитанным сказкам (для выставки).

Праздник посвященный Дню Российской Армии и Военно-Морского Флота. Выставка поделок и рисунков по военной тематике. Классные часы «Наши папы и мамы на работе», «Как мы учились выполнять работу по дому

Праздник «Мамин день». Конкурс-выставка рисунков и поделок (подарков для мам, бабушек, старших сестер). Участие в празднике «Птицы — наши друзья». Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Конкурс «Кто нас обслуживает?». Изготовление поделок из природного материала. Выставки книг и тетрадей.

Беседы: «Чувствуй себя за все в ответе», «Кого называют трудолюбивым?», «Мой друг — режим», «Про колосок и хлеба кусок». Подготовка к Дню космонавтики: игры, соревнования, изготовление из бумаги и картона ракетопланов и самолетов, рисование и лепка. Классный час «Книжкины именины». Участие в празднике «Хлеб — наше богатство». Экскурсия в магазин. Игра в «магазин». Выход во двор школы. Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях. Весенние работы на пришкольном участке. Операции «Чистый двор», «Послушная метелка» (уборка улицы, части сквера или парка). Сбор «Чему мы научились?». Выставка рисунков, поделок, макетов, вышивок. Подведение итогов выполнения общественных поручений. Задания на лето.

источник

МБОУ «Вышгородецкая основная общеобразовательная школа» общеобразовательная школа»

Председатель профкома:_____________ Директор школы:___________

об организации общественно полезного труда обучающихся

1.1. Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества.

1.2. Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.

1.3. Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы, является вооружение у обучающихся совокупности определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

1.4. Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели: «сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психиатрические и физические качества личности.

1.5. Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков: правильно содержать рабочее место и инструменты, умело планировать работу, правильно использовать различную техническую документацию, добиваться высокого качества работы, экономить время, беречь материалы и инструменты.

1.6. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения школьников в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

1.7. Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду является добровольность.

2. Нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе

Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

· .Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»( ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (ред. от 20.06.2011) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ТЯЖЕЛЫХ РАБОТ И РАБОТ С ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ..)

· Постановление Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;(Постановление Минтруда РФ от 07.04.1999 N 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»)

3. Организация общественно-полезного труда

3.1.Общественно полезный труд организуется в соответствии с учебно-воспитательным планом школы.

3.2.Общественно полезный труд учащихся — составная часть учебно-воспитательного процесса, способствующая личностному и профессиональному становлению учащихся в условиях современного обучения. Его основными задачами являются:

· формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к природе, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и производственной дисциплины;

· формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения, общеобразовательной подготовки;

· оказание посильной помощи в благоустройстве территории школы;

· самообслуживание по наведению чистоты и порядка в здании школы, классных кабинетах, пришкольной территории;

· осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда

3.3. Общественно полезный труд усиливает прикладную направленность трудового обучения и воспитания учащихся I — IX классов. На организацию трудовой деятельности отводится не более: в I-IVкл.- 1 час, в V — VII классах — 2 часа, VIII — IX классах – 3 часа в неделю.

3.4. В течение учебного года организуется общественно полезный труд обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью: для обучающихся 1-4 классов – не более 30 мин., 5-9 классов – не более 40 минут.

3.5. Привлечение к общественно полезному труду обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся, которое отражается в заявлении о приеме ребенка в школу.

3.6. Общественные работы организует классный руководитель.

3.7. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с администрацией школы. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости учащихся.

Обучающиеся могут быть освобождены от общественно — полезного труда на основании медицинских справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по согласованию с родителями.

3.8. В период летних каникул обучающиеся 6-10 классов занимаются общественно полезным трудом на добровольных началах в составе трудового объединения школьников: занимаются озеленением и благоустройством территории школы, ремонтом школы, работами на пришкольном учебно-опытном участке.

3.9. Продолжительность общественно полезного труда школьников во время каникул:

источник

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

Об утверждении положения об организации общественно полезного,
производительного труда учащихся общеобразовательных школ

____________________________________________________________________
Настоящий приказ действует в части не противоречащей действующему законодательству, в частности, Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании». — Примечание «КОДЕКС».
____________________________________________________________________

Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда»

1. Утвердить согласованное с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством здравоохранения СССР, Министерством финансов СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ.

2. Министерствам просвещения союзных республик:

довести Положение до сведения работников органов и учреждений народного образования;

обеспечить совместную работу с заинтересованными министерствами и ведомствами, комитетами комсомола и профсоюзов по организации общественно полезного, производительного труда школьников в соответствии с настоящим Положением и с учетом типовых и переходных учебных планов общеобразовательной школы, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 12 февраля 1985 года N 22.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ (Ю.П.Аверичева).

ПОЛОЖЕНИЕ об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
просвещения СССР
от 11 мая 1985 года N 81

1. Общественно полезный, производительный труд учащихся общеобразовательных школ организуется в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда», Уставом средней общеобразовательной школы, Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы, настоящим Положением, а также положениями об ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе, лагере труда и отдыха, другими нормативными документами.

3. Общественно полезный, производительный труд составляет основную часть содержания трудового и профессионального обучения и воспитания учащихся I-XI (XII) классов. На трудовое и профессиональное обучение отводится: в I-VII классах — 2 часа; в VIII-IX классах — 3 часа; в X-XI (XII) классах — 4 часа в неделю. Профессиональное обучение учащихся осуществляется начиная с VIII класса. Обязательный общественно полезный труд предусматривается учебным планом: во II-IV классах — 1 час; в V-VII классах — 2 часа; в VIII-IX классах — 3 часа; в X-XI (XII) классах — до 4 часов в неделю. Соотношение времени на практическое и теоретическое обучение определяется учебными программами. Кроме того, проводится ежегодная трудовая практика учащихся: в V-VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день; в VIII-IX классах — 16 дней по 4 часа; в X (XI) классах — 20 дней по 6 часов. Сроки, место и порядок прохождения практики определяются исполкомами районных и городских Советов народных депутатов исходя из местных условий.

Как правило, в период каникул школьники принимают активное участие в патриотическом движении учащейся молодежи «Мой труд вливается в труд моей республики» — работают на добровольных началах в составе различных трудовых объединений, в пионерских и других лагерях. Продолжительность работы школьников во время каникул: для учащихся II-IV классов — до 2 часов; V-VII классов — до 3 часов; VIII-IX классов — до 4 часов; X-XI (XII) классов — до 6 часов в день.

Учащиеся могут приниматься на временную работу в порядке, установленном действующим законодательством.

4. В соответствии с Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы базовые предприятия организуют общественно полезный, производительный труд учащихся VIII-XI (XII) классов, обеспечивают условия для их профессиональной подготовки, содействуют школам в организации труда учащихся I-VII классов, в их трудовом воспитании и обучении (выделяют оборудование, инструменты, инвентарь, материалы и т.п., направляют специалистов, рабочих и колхозников).

Министерства и ведомства СССР, союзных и автономных республик, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов направляют деятельность базовых предприятие на организацию обучения, и труда учащихся, предусматривают выделение предприятиям необходимых материальных ресурсов.

5. Главным направлением общественно полезного, производительного труда учащихся средних и старших классов являются работы в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Другими направлениями труда школьников, главным образом учащихся младших и средних классов, являются работы для своей школы, по охране природы, благоустройству, сбор вторичного сырья (приложение 1).

Конкретное содержание общественно полезного, производительного труда учащихся определяется исполкомами местных Советов народных депутатов или по согласованию с ними органами народного образования, руководителями предприятий и школ с учетом программ трудового и профессионального обучения, местных условий, потребностей предприятий и школ. При этом необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда учащихся (приложение 2).

6. Время, выделяемое в VIII-XI (XII) классах на общественно полезный, производительный труд и трудовую практику в VIII-IX классах, рекомендуется использовать в основном на труд по изучаемому профилю (профессии). Содержание трудовой практики в X (XI) классе должно соответствовать овладеваемой профессии.

7. Формы организации труда учащихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста школьников. Основной является коллективная (бригадная) форма: ученическая производственная бригада в колхозе, совхозе, школьное лесничество, лагерь труда и отдыха, трудовой отряд старшеклассников, другие трудовые объединения школьников, группа (подгруппа), бригада в межшкольном учебно-производственном комбинате, учебном цехе предприятия, в школьной мастерской и т.п. Трудовые объединения школьников могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными.

8. Органы и учреждения народного образования выделяют учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения для участия в организации труда учащихся, осуществляют педагогическое руководство их трудовой деятельностью, обеспечивают ее связь с трудовым и профессиональным обучением, общеобразовательной подготовкой, воспитательную и профориентационную направленность, совместно с профсоюзными, комсомольскими и хозяйственными организациями формируют трудовые объединения школьников.

Общественно полезный, производительный труд школьников организуется на основе социалистического соревнования, которое проводится как внутри ученических трудовых коллективов, так и между ними. Активное участие в организации труда учащихся принимают комсомольские и пионерские организации, органы ученического самоуправления.

9. Школьникам, участвующим в общественно полезном, производительном труде, целесообразно в воспитательных целях устанавливать трудовые задания (с учетом их возраста, пола, условий работы и по согласованию с медицинскими работниками).

Учет и оплата труда школьников в народном хозяйстве, оплата труда педагогических и других работников, осуществляющих руководство их трудом, производятся в установленном порядке. В учете труда школьников принимают участие работники школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов, а также учащиеся — бригадиры и звеньевые.

10. Участие школьников в общественно полезном, производительном труде учитывается при выведении оценки за прилежание к учению и общественно полезному труду, а также при выдаче похвальных грамот, свидетельств с отличием выпускникам девятилетней школы, золотых и серебряных медалей выпускникам средней школы.

11. За большие успехи школьники, участвующие в общественно полезном, производительном труде, организаторы и руководители труда учащихся в установленном порядке поощряются, а также представляются к правительственным наградам.

12. Руководители предприятий, общеобразовательных школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов организуют общественно полезный, производительный труд учащихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывают виды работ, условия труда с санитарно-эпидемиологической службой, пожарной, технической инспекцией труда профсоюзов, в необходимых случаях — с Гостехнадзором, несут личную ответственность за безопасные условия труда школьников.

13. Учащиеся допускаются к участию в общественно полезном, производительном труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

14. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные, дни, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

15. При несчастных случаях, происшедших с учащимися в процессе общественно полезного, производительного труда, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним, расследуются и учитываются в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением президиума ВЦСПС от 13 августа 1982 года N 11-6. Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

16. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного, производительного труда школьников осуществляют техническая инспекция труда, профсоюзов, профсоюзные комитеты предприятий, органы народного образования, здравоохранения.

источник

1 ПОЛОЖЕНИЕ об организации общественно полезного труда обучающихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Успенская средняя общеобразовательная школа» Село Успенка, 2014 год

2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом 273от «Об образовании в Российской Федерации» ст. 32, п. 2.7 Типовым положением об общеобразовательной организации Постановлением Правительства РФ от «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (Постановление Правительства РФ от (ред. от ) «Об утверждении перечня тяжѐлых работ и работ с вредными и опасными условиями) Постановлением Минтруда России от «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»; (Постановление Минтруда РФ от «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную») Санитарными правилами и нормами СанПиН «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора от Трудолюбие моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, 1.3. Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в образовательной организации (далее- ОО) поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели: «сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психиатрические и физические качества личности» Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков: правильно содержать рабочее место и инструменты, умело планировать работу, правильно использовать различную техническую документацию, добиваться высокого качества работы, экономить время, беречь материалы и инструменты. 1.5.Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду является добровольность Текст данного Положения размещается на официальном сайте ОО. 2. Организация общественно-полезного труда 2.1.Общественно полезный труд организуется в соответствии с учебно-воспитательным планом образовательной организации. 2.2.Общественно полезный труд учащихся — составная часть учебно-воспитательного процесса, способствующая личностному и профессиональному становлению учащихся в условиях современного обучения. Его основными задачами являются: формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к природе, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и производственной дисциплины;

3 формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения, общеобразовательной подготовки; оказание посильной помощи в благоустройстве территории школы; самообслуживание по наведению чистоты и порядка в здании школы, классных кабинетах, пришкольной территории; осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда 2.3. Общественно полезный труд усиливает прикладную направленность трудового обучения и воспитания учащихся I — IX классов. На организацию трудовой деятельности отводится не более: в I-IV классах — 1 час, в V — VII классах — 2 часа, VIII — IX классах 3 часа в неделю В течение учебного года организуется общественно полезный труд обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью: для обучающихся 1-4 классов не более 30 мин., 5-9 классов не более 40 минут Привлечение к общественно полезному труду обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся (Приложение 1) Общественные работы организует классный руководитель График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с администрацией школы. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости учащихся Обучающиеся могут быть освобождены от общественно — полезного труда на основании медицинских справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по согласованию с родителями В период летних каникул обучающиеся 6-10 классов занимаются общественно полезным трудом на добровольных началах в составе трудового объединения школьников: занимаются озеленением и благоустройством территории школы, ремонтом школы, работами на пришкольном участке Продолжительность общественно полезного труда школьников во время каникул: Класс Количество дней Количество часов работы в день 3 6 1, , График общественно полезного труда школьников в период каникул утверждается ежегодно Приказом по школе за 2 недели до начала летних каникул В период организации общественно полезного труда обучающихся работа предоставляется им с учетом возраста и состояния здоровья.

4 3.13. При организации летнего общественно полезного труда учащиеся могут приниматься на временную работу через центр занятости по их личному заявлению в порядке, установленном действующим законодательством. 4. Содержание и организация общественно полезного и обслуживающего труда школьников 4.1.Главным направлением общественно полезного и обслуживающего труда обучающихся являются работы для своей образовательной организации по благоустройству и озеленению школы, самообслуживание, работы на пришкольном участке. 4.2.Формы организации труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся. Основной является коллективная форма. Трудовые объединения школьников могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными. 4.3.Обучающимся, участвующим в общественно полезном труде, в воспитательных целях устанавливаются трудовые задания, с учетом их возраста, пола, условий работы и по согласованию с медицинскими работниками. 4.4.Привлечение обучающихся без согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается Организация общественно-полезного труда в школе предусматривает привлечение обучающихся: 1-4 классов к самообслуживанию в классе (сухая уборка мусора, классной доски, полив цветов, наведение порядка на рабочем месте) и столовой (убирают за собой посуду), уборка легкого мусора, опавших листьев деревьев осенью и весной на закрепленной территории, изготовление сувениров, поделок, сбор лекарственного сырья, прополка и полив цветов и овощей, сбор ягод на пришкольном учебно-опытном участке; 5-11 классов к влажной уборке в классе, самообслуживанию в столовой, уборке закрепленной территории вокруг школы, вокруг памятников в центре села, работы на пришкольном учебно-опытном участке по посадке цветов и овощей, уходу за ними и уборке урожая, мелкие ремонтные работы в школе; к дежурству по школе и столовой, оказание посильной шефской помощи ветеранам войны и труда на закрепленных за классом улицах села. 4.6.Организация общественно-полезного труда школьников возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе, в классе — на классного руководителя, на пришкольном участке- на педагога, ответственного за пришкольный участок. 5. Охрана труда 5.1. Администрация школы, классные руководители, руководитель трудового объединения школьников организуют общественно полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывают виды работ, условия труда и несут личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся. 5.2.Обучающиеся допускаются к участию в общественно полезном труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья,

5 обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы. 5.3.Запрещается привлечение учащихся к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, связанным с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков. 5.4.При несчастных случаях, происшедших с учащимися в процессе общественно полезного труда, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним расследуются и учитываются в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев. Организационно — технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляет администрация школы

6 Приложение 1 Директору МБОУ «Успенская СОШ» Гузееву С.А. от (Ф.И.О. родителя (законного представителя), Ф.И.О. обучающегося от (Ф.И.О. обучающегося, класс) СОГЛАСИЕ В целях формирования трудовых навыков, воспитания сознательного отношения к труду и окружающей среде мы даем согласие МБОУ «Успенская СОШ» на привлечение к общественно — полезному труду (ФИО обучающегося) на благо МБОУ «Успенская СОШ». МБОУ «Успенская СОШ» обязуется следить за тем, чтобы труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, под присмотром ответственных лиц из сотрудников школы и в соответствии с «Положением об организации общественно полезного труда обучающихся». Настоящее согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течение всего периода обучения в МБОУ «Успенская СОШ». Данное Согласие может быть отозвано в любой момент по нашему письменному заявлению. Подпись обучающегося Подпись родителя (законного представителя) Дата

7 Приложение 2 НОРМЫ предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную Характер работы, показатели тяжести труда Предельно допустимая масса груза в кг Юноши Девушки 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: — постоянно (более 2 раз в час) при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены: — подъем с рабочей поверхности подъем с пола Примечания: 1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой. 2. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. 3. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать: для юношей 14 лет 12 кг, 15 лет 15 кг, 16 лет 20 кг, 17 лет 24 кг. для девушек 14 лет 4 кг, 15 лет 5 кг, 16 лет 7 кг, 17 лет 8 кг.

8 Приложение 3 УТВЕРЖДЕНО Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ Г.Г.ОНИЩЕНКО от 4 апреля 1997 г.n ГИГИЕНА ТРУДА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ДОПУСТИМЫХ УСЛОВИЙ И ВИДОВ РАБОТ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ТРУДА ПОДРОСТКОВ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ СанПиН Область применения Настоящие Санитарные правила и нормы разработаны в соответствии с Законом РСФСР «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» и «Положением о государственном санитарно -эпидемиологическом нормировании», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625, и устанавливают критерии: определения допустимости применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста; выбора рабочих мест для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования; внесения изменений и дополнений в «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет; выделение профессий и видов работ для преимущественного применения труда подростков и занятости в свободное от учебы время. 2.Требования к условиям и видам работ для профессионального обучения и труда подростков 2.1.Принципы определения безопасных для подростков видов деятельности: соответствие возрастным и функциональным возможностям; отсутствие неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья; исключение повышенной опасности травматизма для себя и окружающих; учет повышенной чувствительности организма подростков к действию факторов производственной среды. 2.2.Нормативная база для разработки критериев допустимых для подростков условий труда: гигиенические нормативы для подростков; гигиенические нормативы для взрослых; деление условий труда на классы в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»;

9 экспериментальное обоснование предельно допустимых физических нагрузок для подростков разного возраста и пола; законодательные документы по ограничению труда несовершеннолетних Российской Федерации; международные документы по регулированию труда подростков Основные определения Допустимыми для применения труда подростков являются оптимальные и допустимые (1 и 2) классы условий, определенные в соответствии с»гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» с учетом изменений и дополнений, внесенных в эти критерии (п. п. 3.4, 3.5, 3.6) Используются все таблицы указанного документа, кроме табл. 7 (классы условий труда по показателям тяжести трудового процесса) и табл. 9 (классы условий труда при действии ионизирующих излучений) К видам работ и профессиям, отвечающим вышеуказанным требованиям, могут допускаться подростки для самостоятельного труда (с 15 лет) и занятости в свободное от учебы время (с 14 лет) Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ». Допускается прием учащихся. для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста (Кодекс законов о труде РФ по состоянию на ) Работа и условия должны быть отнесены к запрещенным и включены в»список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18лет», если они соответствуют 3-му(вредный) и 4-му (опасный)классам или не отвечают параметрам условий, представленных в п. п. 2.4, 2.5, 2.6 настоящих Правил По видам и условиям работ, отнесенных к запрещенным для самостоятельного труда, может допускаться производственное обучение и практика при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов и ограничения их интенсивности. При этом: условия труда не должны превышать по вредности класс 3.1; к практике допускаются учащиеся, достигшие 16-летнего возраста и прошедшие медицинский осмотр в соответствии с существующими документами; продолжительность рабочего дня должна составлять не более 1/2 рабочего дня взрослых рабочих Производственное обучение должно быть исключено при отнесении условий к классу 3.2, 3.3, 3.4 и экстремальным условиям -класс 4, а также к видам работ, представленным в разделе 2.6настоящих Правил Перемещение тяжести подростками не должно занимать более1/3 рабочего дня. 2.6.Перечень условий и видов работ, на которых запрещается производственное обучение подростков до18 лет (в дополнение к п )

10 Условия и виды работ, при которых запрещается профессиональное обучение и работа подростков, представленные в разделе 2.6,могут дополняться органами Госсанэпиднадзора и охраны труда на местах. А. Особо вредные условия 1.Вредные химические вещества (получение и применение в открытом виде): чрезвычайно опасные и высокоопасные 1-го и 2-го класса опасности; обладающие канцерогенным действием; способные вызывать аллергические заболевания в производственных условиях; аэрозоли с выраженным фиброгенным эффектом, имеющие ПДК 2 мг/м3; вещества с остронаправленным механизмом действия; вещества раздражающего действия. 2. Работы с виброоборудованием и виброинструментом. 3. Работа с лазерами 2-4-го класса опасности. 4.Ионизирующее излучение (все виды работ с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений). 5. Работа с ультразвуком при контактной передаче. 6.Работы с возбудителями инфекционных заболеваний, с инфицированными материалами и материалами, зараженными гельминтами, работы с кровью и лабораторные работы по изучению опухолей. 7.Обслуживание туберкулезных, инфекционных и кожно -венерических больных. 8.Работа с наркотическими, психотропными, снотворными препаратами. 9. Работа с ядовитыми и сильнодействующими растениями и лекарственным сырьем (растения и сырье, относящиеся к списку Б). 10.Работа, связанная с переработкой и получением табачно -махорочной продукции. 11.Работа, связанная с производством этилового спирта и выпуском алкогольной продукции. Б.Работы с повышенной опасностью травматизма 1. Работы с взрывоопасными веществами. 2.Работы по производству, переработке и непосредственному использованию легковоспламеняющихся веществ. 3. Работа под напряжением 127 В и выше. 4.Верхолазные работы, все работы на высоте. 5. Работа в кессонах, барокамерах, водолазные работы. 6. Работа с оборудованием под давлением выше атмосферного. 7. Работа под землей. 8.Работа по обслуживанию механизмов с открытыми движущимися частями(трансмиссии, транспортеры, лебедки, цепи и др.). В. Работы, связанные с тяжестью и высокой интенсивностью 1. Все работы, связанные с переносом тяжестей выше нормативов для подростков или занимающих более 1/3 рабочего дня. 2. Работа в ночную смену, сверхурочная работа, работа в выходные дни. 3. Аккордные или иные работы с максимальным темпом труда, со специальной оплатой

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/polozhenie-ob-organizacii-obschestvennopoleznogo-i-proizvoditelnogo-truda-uchaschihsya-2579735.html
  • http://pandia.ru/text/81/182/5448.php
  • http://conf.pskovedu.ru/?pagenum=20103&project_id=7695
  • http://docs.cntd.ru/document/902005552
  • http://docplayer.ru/78968111-Polozhenie-ob-organizacii-obshchestvenno-poleznogo-truda-obuchayushchihsya.html
Читайте также:  Урбеч из абрикосовых косточек чем полезен