Меню Рубрики

Практическая работа полезные ископаемые россии 8 класс

В данной разработке задания для проведения мини исследований по теме «Полезные ископаемые»

Экспертный лист. Геологической разведки № 1.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Специалист по горным породам

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 2 (используйте при необходимости коллекции).

III. Просмотрите видеофрагмент на компьютере и составьте коллекцию превращений одних горных пород в другие.

Запишите последовательность превращений.

Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________

IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:

Каменный Уголь и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Экспертный лист. Геологической разведки № 2.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Специалист по горным породам

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 3 (используйте при необходимости коллекции).

III. Найдите в коллекции горные породы которые прилипают к магниту. Напишите названия горных пород. Объясните, почему это происходит.

Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________

IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:

Медные руды и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Экспертный лист. Геологической разведки № 3.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Специалист по горным породам

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 1 (используйте при необходимости коллекции).

III. Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых:

Будьте внимательны при нанесении знаков и помните, что работаете в контурной карте карандашом.

Определите, к каким горным породам они относятся

IV. К какой из указанных горных пород : мел, известняк, торф, кварцит, мрамор, горючие сланцы, гранит, базальт, вылканический туф- относиться описание «это скопление остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот»?

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Вольфрамовые и молибденовые руды.

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор , нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

вулканическое стекло, пемза

Практическая работа дана в виде частично незаполненной таблицы. Цель — закрепить умение наложения карт (физической и тектонической).

Выполнение практических работ призвано способствовать развитию у студентов аналитического мышления, умения самостоятельно работать с нормативными актами, систематизировать полученные знани.

Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса.

Урок — обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии( презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презе.

Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. Практическая работа 8 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНО.

Презентация по биологическому краеведению Саратовской области для учащихся 7 класса.

источник

Солнцевского района Курской области

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 8 КЛАСС

Практическая работа № 1.

Ознакомление с картами атласа и решение простейших задач.

Используя физическую карту России заполните таблицу:

Высота над уровнем моря (м)

Высота над уровнем моря (м)

Наиболее часто встречаемые ошибки:

  1. При определении географических координат учащиеся путают широту и долготу;
  2. При определении направлений не забудьте, что направление на север и юг указывают меридианы, а на запад и восток — параллели;
  3. При определении абсолютной высоты объекта необходимо указать конкретную высоту, а не интервал между горизонталями.

Географическое положение России

Практическая работа № 2. « Нанесение на контурную карту характерных черт географического положения России».

На контурной карте России:

  1. Красным цветом обозначьте государственную границу России;
  2. Определите протяжённость России с севера на юг по 100 о в.д. и с запада на восток по 60 о с.ш. (до залива Шелихова);
  3. Подпишите названия приграничных с Россией государств;
  4. Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);
  5. Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.

Практическая работа № 3.

Решение задач по определению местного и поясного времени.

1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.

1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут

Для определения местного времени необходимо:

  1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
  2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
  3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
  4. Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости перевести в часы и минуты;
  5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу — то вычитается.

Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.

  1. меридиан Самары — 51 º в.д.;
  2. меридиан Магадана — 151 º в.д.;
  3. расстояние в градусах: 151 º — 51 º = 100 º
  4. разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;
  5. местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут .

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России

Практическая работа № 4. Нанесение на контурную карту важнейших форм рельефа России.

Используя физическую карту атласа ( стр. 16 — 17 ), подпишите на контурной карте России следующие объекты:

  1. равнины: Восточно-Европейскую ( Русскую ), Среднерусскую возвышенность, Приволжскую возвышенность, Прикаспийскую низменность, Западно-Сибирскую, Среднесибирское плоскогорье;
  2. горы — Хибины, Уральские, Большой Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, хребет Черского, Алданское нагорье, Чукотское нагорье, Срединный хребет;
  3. вершины — г. Народная, г. Белуха, влк. Ключевская Сопка ( чёрным цветом обозначьте их абсолютную высоту );
  4. красными точками обозначьте и подпишите наивысшую точку России — г. Эльбрус и низшую точку — урез воды Каспийского моря; красным цветом обозначьте их абсолютную высоту.

Практическая работа № 5. Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте, нанесение важнейших месторождений полезных ископаемых России на контурную карту.

На контурной карте России:

  1. Обозначьте древние платформы (розовым цветом), щиты (красным) и молодые платформы (серым);
  2. Области древней (коричневым), средней (зелёным) и молодой складчатости (жёлтым);
  3. Условными знаками обозначьте крупнейшие месторождения полезных ископаемых:
  • нефти — Альметьевск (Ромашкинское), Грозный, Нижневартовск (Самотлор), Оха, Самара (Мухановское), Сургут, Туймазы, Усинск;
  • природного газа — Астрахань, Войвож, Оренбург, Саратов, Ставрополь, Уренгой, Ямбург;
  • каменного угля — Новокузнецк и Кемерово (Кузбасс), Воркута (Печорский бассейн), Шахты (Донбасс);
  • бурого угля — Назарово и Ирша-Бородинское (Канско-Ачинский бассейн), Тула (Подмосковный бассейн);
  • железных руд — КМА, Качканар, Магнитогорск, Костомукша, Приангарье (Коршуновское);
  • алюминиевых руд — Бокситогорск, Сулея, Хибины;
  • медных руд — Гай, Красноуральск, Кыштым, Норильск, Ревда, Сибай, Удокан;
  • никелевых руд — Норильск, Никель, Верхний Уфалей;
  • полиметаллических руд — Дальнегорск, Забайкалье, Алтай (Орловское), Садон, Салаир;
  • оловянных руд — Верхоянск, Депутатский, Кавалерово, Певек, Шерловая Гора;
  • золота — Бодайбо, Дукат, Золотая Гора;
  • поваренной соли — Баскунчак;
  • калийных солей — Соликамск и Березники;
  • фосфоритов — Егорьевск, Брянск, Кингисепп;
  • апатитов — Хибины;
  • серы — Астрахань, Оренбург, Самара;
  • асбеста — Асбест, Ак-Довурак;
  • янтаря — Янтарный;
  • алмазов — Мирный.
  1. Сделайте вывод о размещении топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых в зависимости от тектонического строения территории.

Практическая работа № 6. Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.

Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:

Климат и климатические ресурсы России

Практическая работа № 7. Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России.

  1. Используя карты атласа, текст и карты учебника (рис. 36 на стр. 81, рис. 39 на стр. 89, рис. 40 на стр. 90, рис. 41 на стр. 91 и рис. 43 на стр. 93), заполните таблицу:
  1. Покажите стрелками возникающие между деятельностью человека и компонентами природы причинно-следственные связи;
  2. Сделайте вывод об изменении растительного и животного мира в зависимости от изменения хотя бы одного другого компонента природы.

Природные комплексы России

Практическая работа № 16. Составление и заполнение классификационной таблицы

Ход работы: 1. Используя, текст учебника и карты атласа, заполните таблицу:

Характерные черты климата

Годовое количество осадков

2. Назовите самую большую и самую малую по площади территории природные зоны России.

3. Почему Россию называют страной лесов, болот и вечной мерзлоты ?

4. Назовите наиболее и наименее благоприятные для жизни человека природные зоны.

5. Сделайте вывод о степени благоприятности условий для жизни и деятельности человека на территории России.

Практическая работа № 17. Установление взаимосвязи природных компонентов на примере одной из природных зон.

Практическая работа №18. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа различных карт и составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека.

Природные районы России

Практическая работа № 19. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

1. Используя текст учебника ( § 28 ) и рисунок 71 ( стр. 163 ), нанесите на контурную карту России государственную границу России, физико-географические границы главных природных районов России и подпишите их названия. Разделите на два района Среднюю и Северо-Восточную Сибирь.

2. Назовите основные принципы выделения крупных природных районов на территории России.

Практическая работа № 20. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Русской равнины.

На контурной карте Русской равнины обозначьте следующие объекты:

  1. государственную границу России;
  2. физико-географическую границу Русской (Восточно-Европейской) равнины;
  3. страны: Белоруссию, Казахстан, Латвию, Литву, Норвегию, Польшу, Украину, Финляндию, Эстонию;
  4. физико-географические районы: Кавказ, Урал;
  5. крайнюю точку: Балтийскую косу;
  6. моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое;
  7. заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский;
  8. полуострова: Канин, Кольский;
  9. острова: Колгуев, Соловецкие;
  10. горы: Хибины;
  11. низменности: Кумо-Манычскую впадину, Мещёру, Окско-Донскую равнину, Печорскую, Прикаспийскую;
  12. возвышенности: Валдайскую, Ергени, Общий Сырт, Приволжскую, Северные Увалы, Среднерусскую, Тиманский кряж;
  13. реки: Волга, Вычегда, Вятка, Днепр, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Свирь, Северная Двина, Сухона;
  14. озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Ладожское, Онежское, Чудское, Эльтон;
  15. водохранилища: Волгоградское, Рыбинское, Самарское, Саратовское, Цимлянское;
  16. месторождения полезных ископаемых:
  • нефти: Альметьевск, Мухановское ( Самара ), Пашня, Усинское;
  • природного газа: Астраханское, Войвож, Степное;
  • каменного угля: Воркута, Инта (Печорский бассейн), Шахты (Донецкий бассейн);
  • бурого угля: Новомосковск, Щёкино, Сафоново (Подмосковный бассейн);
  • торфа: Шатура;
  • горючих сланцев: Сланцы, Сызрань;
  • железных руд: Ковдор, Костомукша, КМА (Михайловское, Лебединское);
  • медных и никелевых руд: Никель, Мончегорск;
  • алюминиевых руд: Бокситогорск, Хибины (Кировск);
  • апатитов: Апатиты;
  • фосфоритов: Брянск, Воскресенск, Егорьевск, Рудничный;
  • серы: Самара;
  • поваренной соли: Баскунчак, Эльтон.

Практическая работа № 21. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Кавказа.

На контурной карте Кавказа обозначьте следующие объекты:

  1. государственную границу России;
  2. страны: Азербайджан; Грузию;
  3. физико-географическую границу Северного Кавказа;
  4. физико-географический район: Русская равнина;
  5. крайнюю точку: район горы Базардюзи;
  6. моря: Азовское, Чёрное;
  7. залив: Таганрогский;
  8. пролив: Керченский;
  9. полуостров: Таманский;
  10. горы: Большой Кавказ;
  11. вершины: Эльбрус, Казбек;
  12. низменности: Кумо-Манычскую впадину, Прикаспийскую, Прикубанскую;
  13. возвышенность: Ставропольскую;
  14. реки: Дон, Кубань, Кума, Маныч, Терек;
  15. озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило;
  16. месторождения полезных ископаемых:
  • нефти: Гудермес;
  • природного газа: Ставрополь;
  • вольфрамовых и молибденовых руд: Тырныауз;
  • полиметаллических руд: Садон;
  • цементного сырья: Новороссийск;
  • минеральных вод: Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск, Сочи.

Практическая работа № 22.

Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Урала.

На контурной карте Урала обозначьте следующие объекты:

  1. государственную границу России;
  2. страну: Казахстан;
  3. физико-географическую границу Урала;
  4. физико-географическое районы: Русская равнина, Западно-Сибирская равнина;
  5. моря: Баренцево, Карское
  6. залив: Байдарацкая губа;
  7. остров: Вайгач;
  8. горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал;
  9. вершины: Народная, Ямантау;
  10. реки: Белая, Исеть, Кама, Печора, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал, Уфа;
  11. месторождения полезных ископаемых:
  • нефти: Осинское, Туймазы;
  • природного газа: Оренбург;
  • каменного угля: Кизел;
  • бурого угля: Копейск, Кумертау;
  • железных руд: Качканар, Магнитогорск, Нижний Тагил, Серов;
  • хромовых руд: Сараны;
  • марганцевых руд: Полуночное;
  • медных руд: Гай, Красноуральск, Кыштым, Медногорск, Ревда, Сибай;
  • никелевых руд: Верхний Уфалей, Реж, Серов;
  • алюминиевых руд: Сулея;
  • золота: Берёзовское, Кочкарское;
  • серы: Оренбург;
  • поваренной соли: Березники, Соль-Илецк;
  • калийной соли: Березники, Соликамск;
  • графита: Тайгинское;
  • асбеста: Асбест.

Практическая работа № 23. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Западно-Сибирской равнины.

На контурной карте Западной Сибири обозначьте следующие объекты:

  1. государственную границу России;
  2. страну: Казахстан;
  3. физико-географическую границу Западно-Сибирской равнины;
  4. физико-географическое районы: Горы Южной Сибири, Среднюю Сибирь, Урал;
  5. море: Карское;
  6. заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа;
  7. полуострова: Гыданский, Ямал;
  8. остров: Белый;
  9. низменности: Барабинскую, Васюганскую равнину, Среднеобскую равнину, Ишимскую равнину;
  10. возвышенности: Сибирские Увалы;
  11. реки: Енисей, Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол,
  12. озёра: Кулундинское, Чаны;
  13. водохранилище: Новосибирское;
  14. месторождения полезных ископаемых:
  • нефти: Варьеганское, Лугинецкое, Салымское, Самотлор, Сургут, Шаим;
  • природного газа: Бованенковское, Заполярное, Медвежье, Уренгой, Ямбург;
  • поваренной соли: Бурла;
  • глауберовой соли: Кучук

Практическая работа № 24.

Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Средней и Северо-Восточной Сибири.

На контурной карте Средней и Северо-Восточной Сибири обозначьте следующие объекты:

  1. государственную границу России;
  2. физико-географическую границу Средней и Северо-Восточной Сибири;
  3. физико-географическое районы: Западно-Сибирская равнина, Горы Южной Сибири, Дальний Восток;
  4. крайнюю точку: мыс Челюскин;
  5. моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых;
  6. заливы: Енисейский, Хатангский;
  7. проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева;
  8. полуостров: Таймыр;
  9. острова: Новосибирские острова, Северная Земля;
  10. горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, хребет Черского;
  11. вершину: Победа;
  12. низменности: Колымскую, Северо-Сибирскую, Яно-Индигирскую;
  13. возвышенность: Приленское плато;
  14. плоскогорья: Анабарское плато, плато Путорана, Среднесибирское, Юкагирское;
  15. реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна;
  16. озёра: Лама, Таймыр;
  17. водохранилища: Братское, Вилюйское, Усть-Илимское, Хантайское;
  18. полюс Холода: Оймякон;
  19. месторождения полезных ископаемых:
  • природного газа: Средневилюйское;
  • каменного угля: Зырянка, (Зыряновский бассейн), Норильск (Тунгусский бассейн), Сангар (Ленский бассейн), Черемхово (Иркутский бассейн);
  • бурого угля: Ирша-Бородинское ( Канско-Ачинский бассейн ), Якутск (Ленский бассейн);
  • железных руд: Коршуновское, Нижнеангарское, Рудногорск;
  • медных и никелевых руд: Норильск;
  • оловянных руд: Депутатский, Эсе-Хайя;
  • золота: Аллах-Юнь, Дукат, Нежданинское, Советское, Усть-Нера;
  • платины: Норильск;
  • апатитов: Ессей, Маган;
  • поваренной соли: Кемпендяй, Усолье-Сибирское;
  • калийной соли: Непское;
  • алмазов: Айхал, Мирный, Эбеляхское.
  • графита: Ногинск.

Практическая работа № 25. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Гор Южной Сибири.

На контурной карте Гор Южной Сибири обозначьте следующие объекты:

  1. государственную границу России;
  2. страны: Казахстан, Китай, Монголию;
  3. физико-географическую границу Гор Южной Сибири;
  4. физико-географическое районы: Дальний Восток, Западно-Сибирская равнина, Средняя Сибирь;
  5. горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Приморский хребет, Становое нагорье, Яблоновый хребет;
  6. вершину: Белуха;
  7. плоскогорье: Витимское;
  8. реки: Аргунь, Бия, Витим, Енисей, Катунь, Обь, Олёкма, Селенга, Шилка;
  9. озёра: Байкал, Телецкое;
  10. водохранилища: Красноярское, Саяно-Шушенское;
  11. месторождения полезных ископаемых:
  • каменного угля: Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск (Кузнецкий бассейн), Нерюнгри (Южно-Якутский бассейн ), Абакан, Букачача, Кызыл;
  • бурого угля: Назарово (Канско-Ачинский бассейн), Гусиноозёрск, Чита;
  • железных руд: Ирбинское, Таштагол;
  • марганцевых руд: Усинское;
  • медных руд: Удокан;
  • никелевых руд: Северомуйск;
  • полиметаллических руд: Орловское, Салаир;
  • оловянных руд: Шерловая Гора;
  • вольфрамовых и молибденовых руд: Джидинское;
  • золота: Алдан, Балей, Бодайбо, Давенда;
  • апатитов: Алдан;
  • слюды: Рыбачье, Фёдоровское;
  • графита: Ботогольское;
  • асбеста: Ак-Довурак, Молодёжное.

Практическая работа № 26. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Дальнего Востока.

На контурной карте Дальнего Востока обозначьте следующие объекты:

  1. государственную границу России;
  2. страны: Китай, КНДР, США, Японию;
  3. физико-географическую границу Дальнего Востока;
  4. физико-географическое районы: Дальний Восток, Среднюю и Северо-Восточную Сибирь;
  5. крайние точки: мыс Дежнева и остров Ратманова;
  6. океаны: Северный Ледовитый и Тихий;
  7. моря: Берингово, Восточно-Сибирское, Охотское, Чукотское, Японское;
  8. заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Петра Великого, Шелихова;
  9. проливы: Берингов, Лаперуза, Лонга, Невельского, Татарский;
  10. полуострова: Камчатка, Чукотский;
  11. острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин, Шантарские;
  12. горы: хребет Джугджур, Корякское нагорье, Сихотэ-Алинь, Срединный хребет, Становой хребет, Чукотское нагорье;
  13. вершину: Ключевская Сопка;
  14. низменность: Среднеамурская;
  15. реки: Амур, Анадырь, Бурея, Зея, Камчатка, Уссури;
  16. озеро: Ханка;
  17. водохранилище: Зейское;
  18. месторождения полезных ископаемых:
  • нефти и природного газа: Оха;
  • каменного угля: Беринговский, Бошняково, Партизанск, Ургал;
  • бурого угля: Артём, Бикин, Вахрушев, Райчихинск;
  • железных и марганцевых руд: Кульдур;
  • оловянных руд: Кавалерово, Певек, Перевальное;
  • полиметаллических руд: Дальнегорск;
  • вольфрамовых руд: Восток;
  • золота: Золотая Гора.

Практическая работа № 27. Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных регионов.

  1. Используя карты атласа, учебник и дополнительную литературу, в зависимости от варианта дайте характеристику описываемого региона по плану:
  • географическое положение;
    • тектоническое строение, особенности рельефа и минеральные ресурсы, наличие геотермальных ресурсов;
    • характерные черты климата: климатический пояс и область, средняя температура января и июля, годовое количество осадков и их сезонность, коэффициент увлажнения, обеспеченность агроклиматическими ресурсами и оценка степени благоприятности для развития хозяйства;
  • внутренние воды, обеспеченность региона водными и гидроэнергетическими ресурсами;
  • характерные черты природы региона: название природной зоны, типичные почвы, растительный и животный мир, оценка почвенных и биологических ресурсов;
    • освоенность территории человеком.
  1. Сделайте вывод о природных богатствах данной территории и об условиях её освоения.

Работа выполняется в виде описания или в виде схемы:

Вариант 1. Плато Путорана. Вариант 2. Ставропольская возвышенность. Вариант 3. Полуостров Камчатка.

Вариант 4. Оренбургская область. Вариант 5. Хибины. Вариант 6. Среднеобская низменность.

Природные комплексы Курской области

Используя план описания физико-географического положения территории, дайте характеристику географического положения Курска и Курской области.

План описания физико-географического положения Курска и Курской области:

  1. В какой части страны находится область?
  2. Размеры области (площадь территории, протяжённость с севера на юг и с запада на восток).
  3. Вид географического положения (приморское или внутриконтинентальное, внутреннее или приграничное, центральное или периферийное).
  4. С какими субъектами Российской Федерации и где граничит область?
  5. Положение Курска относительно Курской области.
  6. Географические координаты города Курска.
  7. Особенности географического положения области (положение на Русской равнине и между какими реками расположена большая часть территории области?).
  8. Особенности рельефа и природных условий (характер рельефа, климатический пояс и степень благоприятности для жизни и деятельности человека).
  9. Вывод о географическом положении Курска и Курской области.
  1. Составление таблицы ”Природные комплексы Курска и Курской области”.
  2. Составление схемы влияния человека на природные комплексы Курска и Курской области.

источник

Разработки практических работ по географии в 8 классе,соответствуют ФГОС.

Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.

Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.

Оценивание динамики изменения границ России и их значение.

Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России

Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.

Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

Описание элементов рельефа России.

Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.

Практическая работа№9. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.

Практическая работа№10. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.

Практическая работа№11. Описание характеристики климата своего региона.

Практическая работа№12. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.

Практическая работа№13. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.

Практическая работа№14. Описание объектов гидрографии России.

Практическаяработа№15. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.

Практическая работа№16. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.

Описание основных компонентов природы России.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Восточно-Европейская равнина.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Большой Кавказ.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Урал.

Практическая работа № 21. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Западная Сибирь.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Северо-Восточная Сибирь.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Дальний Восток.

Практическая работа № 24. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.

Практическая работа № 25. Построение профиля своей местности.

Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.

Задание 1. Используя план, ответьте на вопросы.

План характеристики географического положения России

1. Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану.

2. Крайние точки и их географические координаты.

3. Протяженность в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.

4. Размеры территории России.

5. Положение в тепловых поясах и природных зонах.

6. Сухопутные границы. Соседние государства.

7. Морские границы. Соседние государства.

8. Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения.

Задание 2. Нанести границу России, подписать государства, с которыми граничит наша страна.

Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.

Цель работы: выявить главные черты ГП России. Продолжить формирование умения определять географические координаты крайних точек, протяженность территории с запада на восток и с севера на юг.

Оборудование: атласы, физическая карта России.

Работа проводится на контурной карте, при этом используется контурная и политико-административная карта из атласа.

Последовательность выполнения работы:

1. По физической карте атласа определить крайние точки России, географические координаты и подписать их на контурной карте.

мыс Флигели на Земле Франца-Иосифа

2. Определить широту крайней северной и крайней южной точек, долготу крайней западной и крайней восточной точек.

А) Определить протяженность материка с севера на юг (от м. Челюскин до южной границы России; от м. Канин Нос до горы Базардюзю).

Б) Определить протяженность материка с запада на восток (от крайней западной точки до м. Дежнева).

Оценивание динамики изменения границ России и их значение.

Примечание. Для выполнения данной практической работы необходима карта Российской Империи (ХХ век) и контурная карта, где присутствуют территории стран восточной Европы и СНГ.

На контурную карту нанесите границы Российской Империи (ХХ век) и современные границы России. Границы обозначьте разными цветами.

С помощью карт определите государства или их части, которые входили в состав Российской Империи. Подпишите их на контурной карте.

Заштрихуйте страны СНГ, страны НАТО и страны-важнейшие экономические партнеры России.

Сделайте вывод о значении ближайших соседей России.

Важнейшие экономические партнеры России (2015)

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Грузия

Албания, США, Бельгия, Болгария, Эстония, Испания, Голландия, Хорватия, Исландия, Италия, Канада, Греция, Литва, Люксембург, Латвия, Норвегия, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Великобритания, Дания, Чехия, Турция, Венгрия.

Основные страны — торговые партнеры России представлены на диаграмме:

Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России

Цель: Научиться решать задачи по определению поясного времени.

1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут (10.09.2015г.). Все расчёты запишите в тетрадь.

1) Определите местное время в городах Калининград, Оренбург, Москва, Иркутск, Анадырь, если в Омске 18 часов 00 минут (01.10.15г.). Все расчёты запишите в тетрадь.

Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.

Как писать эссе по географии.

Эссе (с фр. попытка, проба, очерк)- это своеобразный «поток информации», показывающий вашу индивидуальность, ваш способ самовыражения. Эссе- это субъективный жанр, позволяющий увидеть индивидуальность автора.

Эссе пишется в свободной форме, не требуется чёткой структуры (нет глав, введения, заключения и т.д.)

Ваши действия при написании эссе:

1. Выберите тему, на которую будете писать эссе.

2. В самом начале сформулируйте идею повествования, своё отношение к теме. Подумайте над «скелетом» своей работы.

3. Развивая далее идею, постарайтесь следовать определённой логике, аргументировать свои доводы, использовать географическую терминологию. Используйте факты, примеры из жизни, которые будут подтверждать вашу позицию.

4.Заканчиваете эссе предложением-заключением, которое логически подытожит ранее сказанное, либо это может быть вопрос, который логически вытекает из повествования.

Умение комментировать её и аргументировать.

Ваша личная позиция в отношении данной проблемы.

Умение находить/ использовать примеры и факты.

Эссе «Роль географии в современном обществе»

Современная географическая наука играет важную роль в решении задач развития страны. Она дает более полные знания о природе, населении и хозяйстве, необходимые для разработки политики ее развития; обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу; дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий.

Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве. Возрастающий интерес к изучению географии можно объяснить несколькими факторами:

-География как наука находится на стыке естественных и общественных наук, что обеспечивает связь получаемых знаний не только между собой, но и с природными, экономическими и социальными процессами и окружением, что создает основу для выработки у учащихся оценочных суждений, выбора критериев оценки и т. п. ;

-Ориентация только на умственное развитие учащихся в настоящее время признается недостаточным. Вполне очевидно, что в учебном процессе знание должно идти рука об руку с переживанием.

-В изучении современной географии особое внимание уделяется человеку, миру людей, культуре отдельных народов, особенности их быта, религий, отношение к природе, то есть усиливается гуманитарное крыло географии; усиливается цивилизованное направление в познании прошлого и настоящего в географии, возрастает интерес к явлениям исторической географии.

Но нельзя составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности людей, и ее влиянии на природу. Нельзя определить политику развития региона без учета особенностей его природы и населения. Таким образом, решение этих задач требует всестороннего, комплексного изучения территории страны в целом и отдельных ее регионов, т. е. взаимосвязанного изучения их природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними.

Для меня эта тема является актуальной, так как в нашей стране существует проблема чистой воды. Складывается непростая ситуация: Россия – одна из стран, обладающих богатейшими водными ресурсами, и пресной воды в нашей стране много. Но проблема питьевой воды не обошла и ее. Треть жителей Российской Федерации используют воду, не прошедшую очистку, и по качеству воды наша страна отстает от западноевропейских государств. С одной стороны, на территории России около 2 миллионов озер, а мелких озер – превеликое множество. Здесь протекают крупнейшие реки мира, много болот и огромные запасы подземных вод. С другой стороны, их размещение по территории России неравномерно. Наиболее заселенные и освоенные территории испытывают недостаток в чистой пресной воде. Используя ресурсы рек, озер, подземных вод, люди в своей хозяйственной деятельности загрязняют их. Мы живем в крупном и индустриально развитом городе Саратов, который расположен на берегу самой протяженной в Европе реке Волга. Но какую воду мы пьем? Зачастую водопроводная вода не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. Перед непосредственным применением ее необходимо отстаивать, кипятить, фильтровать. Ежегодно на приобретение воды в магазинах тратится 45 миллиардов рублей. Однако купленная вода может оказаться опаснее водопроводной. 20-30 миллионов рублей ежегодно люди тратят на покупку фильтров, которые не спасают от болезнетворных микробов, так как водопроводные трубы изношены на 70% и на их ремонт необходимо свыше 50 миллиардов рублей в год. Таким образом, каждый из нас, живущий в такой богатой водными ресурсами стране, должен заботиться о сохранности этого богатства. Необходимо строить очистные сооружения, отдыхая на берегу реки, не загрязнять ее, беречь земные насаждения. Мы начинаем понимать Как дорога нам капелька воды, Но получив ее, Опять про цену забываем.

Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

Задание 1. Используя тетради для практических работ (практическая работа №6) и материал учебника обозначьте и подпишите на к/к крупные формы рельефа России.

Используя физическую карту атласа ( стр. 16 — 17 ), подпишите на контурной карте России следующие объекты:

равнины: Восточно-Европейскую ( Русскую ), Среднерусскую возвышенность, Приволжскую возвышенность, Прикаспийскую низменность, Западно-Сибирскую, Среднесибирское плоскогорье;

горы — Хибины, Уральские, Большой Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, хребет Черского, Алданское нагорье, Чукотское нагорье, Срединный хребет;

вершины — г. Народная, г. Белуха, влк. Ключевская Сопка ( чёрным цветом обозначьте их абсолютную высоту );

красными точками обозначьте и подпишите наивысшую точку России — г. Эльбрус и низшую точку — урез воды Каспийского моря; красным цветом обозначьте их абсолютную высоту.

Описание элементов рельефа России.

Цель работы: выявить главные особенности рельефа территорий. Определить возраст слагающих пород, характер рельефа, влияние рельефа на жизнь и деятельность человека. Объяснить закономерности размещения полезных ископаемых. Продолжить развивать навыки практической работы. Формировать умения анализировать и сравнивать карты.

Последовательность выполнения работы:

Задание 1. Используя физическую, тектоническую, геологическую карты и материалы учебника дать сравнительную характеристику рельефа Восточно-Европейской (Русской) и Западно-Сибирской равнин.

План характеристики рельефа.

1.Географическое положение относительно территории России.

2.На какой тектонической структуре расположена форма рельефа?

3.Какие высоты преобладают (минимальные и максимальные)?

4.Какой возраст слагающих пород?

5.Характер рельефа (плоский, холмистый, горный).

6.Как образовался рельеф (разрушение гор, накопление морских отложений и т.д.)?

7.Какие есть полезные ископаемые и почему?

8.Какие неблагоприятные для человека явления связаны с рельефом данной территории?

9.Как рельеф территории влияет на жизнь и деятельность человека (затрудняет или облегчает строительство и т.д.)?

Результаты своих исследований запишите в таблицу:

источник

Практические работы по географии для 8 класса разработаны с учетом изучаемого материала УМК «Вентана — Граф». Являются итоговыми, оценочными.

Составление картосхемы «Особенности ГП России»

Цель работы: выявить главные черты ГП России. Продолжить формирование умения определять географические координаты крайних точек, протяженность территории с запада на восток и с севера на юг.

Оборудование: атласы, физическая карта России.

Последовательность выполнения работы:

Работа проводится на контурной карте, при этом используется контурная и политико-административная карта из атласа.

Красным цветом обозначьте государственную границу России.

По физической карте атласа определить крайние точки России, географические координаты.

Подписать их на контурной карте и рядом указать их координаты.

Подпишите названия приграничных с Россией государств;

Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);

Синим цветом проведите прямую линию:

от м. Челюскин до южной границы России;

от м. Канин Нос до горы Базардюзю).

Определить протяженность материка с севера на юг от этих точек.

Запишите полученные значения на ранее проведенных линиях.

Сделайте вывод о ГП России.

«Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России»

Цели: сформировать представление о положении РФ на карте часовых зон, диагностировать умения по определению поясного времени для разных городов России, мира по карте часовых поясов, решению географических задач. Уметь объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.

Оборудование: географический атлас по курсу «География России», калькулятор.

Рассчитать поясное время в городе Якутске при условии, что в Ярославле поясное время равно 10 ч.

Определить местное время во Владивостоке, если в Москве 12.00.

Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург надо переводить часы, а при перелете в Мурманск не надо?

Сколько времени в Волгограде, если в Якутске 2 часа ночи?

Самолет вылетел из Москвы в 20.00. Во сколько он приземлится в Магадане по местному времени, если полет составил 8 часов?

Житель Аляски прилетел на Чукотку 28 июня. Какого числа он вылетел с Аляски? Какого числа жителю Чукотки надо вылететь на Аляску, чтобы оказаться там 13 июля?

Теплоход выходит и порта Владивостока в Сан-Франциско (США) 20 сентября в 8.00 утра. В пути он будет трое суток. Какого числа теплоход достигнет Сан-Франциско?

«Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России»

Цели: сформировать представление о положении РФ на карте часовых зон, диагностировать умения по определению поясного времени для разных городов России, мира по карте часовых поясов, решению географических задач. Уметь объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.

Оборудование: географический атлас по курсу «География России», калькулятор.

Определить, который час по поясному в городе Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч утра.

Определить местное время в Санкт-Петербург если в Москве 21.00

На сколько и в каком направлении надо перевести стрелки часов, если мы переместимся из 2-го часового пояса в 8-й? в 1-й?

Сколько времени в Калининграде, если в Чите 11.00 часа ночи?

Самолет вылетел из Екатеринбурга в Санкт-Петербург в 9.00 по местному времени. Полет продолжался 3 часа. Во сколько прилетит самолет в Санкт-Петербург?

Житель Аляски прилетел в Анадырь 25 января. Какого числа он вылетел с Аляски? Какого числа жителю Анадыря надо вылететь на Аляску, чтобы оказаться там 23 февраля?

Теплоход выходит и порта Владивостока в Сан-Франциско (США) 20 сентября в 8.00 утра. В пути он будет трое суток. Какого числа теплоход достигнет Сан-Франциско?

Для определения местного времени необходимо:

Определить меридиан пункта, время которого нам известно;

Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;

Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;

Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости перевести в часы и минуты;

Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу — то вычитается.

Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.

меридиан Магадана — 151º в.д.;

расстояние в градусах: 151º — 51º = 100º

разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;

местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут

«Анализ источников информации об истории освоения территории России»

Цель: продолжить формирование умений находить, анализировать, различные источники географической информации и навыков составления аннотаций источника информации. Расширить знания учащихся о вкладе русских путешественников в освоении территории нашей страны.

Прочитайте текст источника 2. Выполните задание и ответьте на вопросы.

ЗЕМЛЯ САННИКОВА — ОСТРОВ-ПРИЗРАК В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ

Более полувека искали Землю Санникова. Академик В. А. Обручев даже указывал возможный район её расположения: 78° с. ш. и 145° в. д.

Впервые о ней сообщил в 1811 г. добывавший песца на северных берегах Новосибирских островов зверопромышленник Яков Санников, опытный полярный путешественник, ранее открывший острова Столбовой и Фаддеевский. Он высказал мнение о существовании «обширной земли» к северу. По словам охотника, он видел, как над морем поднимались «высокие каменные горы».

Другим свидетельством в пользу существования обширных земель на Севере стали многочисленные наблюдения за перёлетными птицами — полярными гусями и прочими, весной улетающими дальше на север, а осенью возвращающимися с потомством. Подтверждение или опровержение существования Земли Санникова было сопряжено со значительными трудностями.

На поиски Земли Санникова были нацелены арктические экспедиции барона Э. В. Толля, убежденного в существовании Арктиды — северного полярного континента, побережье которого, по его мнению, и наблюдал Яков Санников. 13 августа 1886 года Толль зафиксировал в своём дневнике:

«Горизонт совершенно ясный. В направлении на северо-восток ясно увидели контуры, четырёх столовых гор, которые на востоке соединились с низменной землёй. Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней: „Земля Санникова”. »

В 1893 году Фритьоф Нансен прошёл на своем судне «Фрам» мимо Новосибирских островов и достиг 79-го градуса северной широты, но не нашёл никаких следов Земли Санникова. В своём двухтомном описании похода на «Фраме» Нансен записал:

«Мы находились значительно севернее того места, где, по мнению Толля, должен был лежать южный берег Земли Санникова, но примерно на той же долготе. По всей вероятности, эта земля лишь небольшой остров, и она не может заходить далеко к северу».

В 1937 году советский ледокол «Садко» во время своего дрейфа прошёл возле предполагаемого острова и с юга, и с востока, и с севера, — но ничего, кроме океанских льдов, не обнаружил. По просьбе академика В. А. Обручева в тот же район были посланы самолёты арктической авиации. Однако, несмотря на все усилия, и эти поиски дали отрицательный результат: было установлено, что Земли Санникова не существует.

источник

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. ГЕОГРАФИЯ

8 класс (ФГОС) — https://kopilkaurokov.ru/geografiya

Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.

Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.

Оценивание динамики изменения границ России и их значение.

Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России

Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.

Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

Описание элементов рельефа России.

Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.

Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.

Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.

Описание характеристики климата своего региона.

Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.

Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.

Описание объектов гидрографии России.

Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.

Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.

Описание основных компонентов природы России.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Восточно-Европейская равнина.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Большой Кавказ.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Урал.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Западная Сибирь.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Северо-Восточная Сибирь.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Дальний Восток.

Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.

Построение профиля своей местности.

Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России

Задание 1: Используя план, ответьте на вопросы.

План характеристики географического положения России

1. Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану.

2. Крайние точки и их географические координаты.

3. Протяженность в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.

4. Размеры территории России.

5. Положение в тепловых поясах и природных зонах.

6. Сухопутные границы. Соседние государства.

7. Морские границы. Соседние государства.

8. Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения.

Задание 2: Нанести границу России, подписать государства, с которыми граничит наша страна.

Работа с картографическими источниками:

нанесение особенностей географического положения России

Цель работы: выявление главных черт ГП России. Формирование умения определять географические координаты крайних точек, протяженность территории с запада на восток и с севера на юг.

Оборудование: атласы, физическая карта России.

Работа проводится на контурной карте, при этом используется контурная и политико-административная карта из атласа.

Последовательность выполнения работы:

1. По физической карте атласа определить крайние точки России, географические координаты и подписать их на контурной карте.

2. Определить широту крайней северной и крайней южной точек, долготу крайней западной и крайней восточной точек:

А) Определить протяженность материка с севера на юг (от м. Челюскин до южной границы России; от м. Канин Нос до горы Базардюзю).

Б) Определить протяженность материка с запада на восток (от крайней западной точки до м. Дежнева).

Оценивание динамики изменения границ России и их значение

Примечание. Для выполнения данной практической работы необходима карта Российской Империи (ХХ век) и контурная карта, где присутствуют территории стран восточной Европы и СНГ.

На контурную карту нанесите границы Российской Империи (ХХ век) и современные границы России. Границы обозначьте разными цветами.

С помощью карт определите государства или их части, которые входили в состав Российской Империи. Подпишите их на контурной карте.

Заштрихуйте страны СНГ, страны НАТО и страны-важнейшие экономические партнеры России.

Сделайте вывод о значении ближайших соседей России.

Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России

Цель работы: Обучение решению задач по определению поясного времени.

Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут (10.09.2015г.). Все расчёты запишите в тетрадь.

Определите местное время в городах Калининград, Оренбург, Москва, Иркутск, Анадырь, если в Омске 18 часов 00 минут (01.10.15г.). Все расчёты запишите в тетрадь.

Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России

Как писать эссе по географии

Эссе (с фр. попытка, проба, очерк)- это своеобразный «поток информации», показывающий вашу индивидуальность, ваш способ самовыражения. Эссе- это субъективный жанр, позволяющий увидеть индивидуальность автора.

Эссе пишется в свободной форме, не требуется чёткой структуры (нет глав, введения, заключения и т.д.)

Ваши действия при написании эссе:

1. Выберите тему, на которую будете писать эссе.

2. В самом начале сформулируйте идею повествования, своё отношение к теме. Подумайте над «скелетом» своей работы.

3. Развивая далее идею, постарайтесь следовать определённой логике, аргументировать свои доводы, использовать географическую терминологию. Используйте факты, примеры из жизни, которые будут подтверждать вашу позицию.

4.Заканчиваете эссе предложением-заключением, которое логически подытожит ранее сказанное, либо это может быть вопрос, который логически вытекает из повествования.

Умение комментировать её и аргументировать.

Ваша личная позиция в отношении данной проблемы.

Умение находить/ использовать примеры и факты.

Эссе «Роль географии в современном обществе»

Современная географическая наука играет важную роль в решении задач развития страны. Она дает более полные знания о природе, населении и хозяйстве, необходимые для разработки политики ее развития; обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу; дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий.

Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве. Возрастающий интерес к изучению географии можно объяснить несколькими факторами:

География как наука находится на стыке естественных и общественных наук, что обеспечивает связь получаемых знаний не только между собой, но и с природными, экономическими и социальными процессами и окружением, что создает основу для выработки у учащихся оценочных суждений, выбора критериев оценки и т. п. ;

Ориентация только на умственное развитие учащихся в настоящее время признается недостаточным. Вполне очевидно, что в учебном процессе знание должно идти рука об руку с переживанием.

В изучении современной географии особое внимание уделяется человеку, миру людей, культуре отдельных народов, особенности их быта, религий, отношение к природе, то есть усиливается гуманитарное крыло географии; усиливается цивилизованное направление в познании прошлого и настоящего в географии, возрастает интерес к явлениям исторической географии.

Но нельзя составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности людей, и ее влиянии на природу. Нельзя определить политику развития региона без учета особенностей его природы и населения. Таким образом, решение этих задач требует всестороннего, комплексного изучения территории страны в целом и отдельных ее регионов, т. е. взаимосвязанного изучения их природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними.

Для меня эта тема является актуальной, так как в нашей стране существует проблема чистой воды. Складывается непростая ситуация: Россия – одна из стран, обладающих богатейшими водными ресурсами, и пресной воды в нашей стране много. Но проблема питьевой воды не обошла и ее. Треть жителей Российской Федерации используют воду, не прошедшую очистку, и по качеству воды наша страна отстает от западноевропейских государств. С одной стороны, на территории России около 2 миллионов озер, а мелких озер – превеликое множество. Здесь протекают крупнейшие реки мира, много болот и огромные запасы подземных вод. С другой стороны, их размещение по территории России неравномерно. Наиболее заселенные и освоенные территории испытывают недостаток в чистой пресной воде. Используя ресурсы рек, озер, подземных вод, люди в своей хозяйственной деятельности загрязняют их. Мы живем в крупном и индустриально развитом городе Саратов, который расположен на берегу самой протяженной в Европе реке Волга. Но какую воду мы пьем? Зачастую водопроводная вода не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. Перед непосредственным применением ее необходимо отстаивать, кипятить, фильтровать. Ежегодно на приобретение воды в магазинах тратится 45 миллиардов рублей. Однако купленная вода может оказаться опаснее водопроводной. 20-30 миллионов рублей ежегодно люди тратят на покупку фильтров, которые не спасают от болезнетворных микробов, так как водопроводные трубы изношены на 70% и на их ремонт необходимо свыше 50 миллиардов рублей в год. Таким образом, каждый из нас, живущий в такой богатой водными ресурсами стране, должен заботиться о сохранности этого богатства. Необходимо строить очистные сооружения, отдыхая на берегу реки, не загрязнять ее, беречь земные насаждения. Мы начинаем понимать Как дорога нам капелька воды, Но получив ее, Опять про цену забываем.

Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России

Задание: Используя тетради для практических работ и материал учебника, обозначьте и подпишите на к/к крупные формы рельефа России.

Используя физическую карту атласа, подпишите на контурной карте России следующие объекты:

равнины: Восточно-Европейскую (Русскую), Среднерусскую возвышенность, Приволжскую возвышенность, Прикаспийскую низменность, Западно-Сибирскую, Среднесибирское плоскогорье;

горы — Хибины, Уральские, Большой Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, хребет Черского, Алданское нагорье, Чукотское нагорье, Срединный хребет;

вершины — г. Народная, г. Белуха, влк. Ключевская Сопка ( чёрным цветом обозначьте их абсолютную высоту );

Красными точками обозначьте и подпишите наивысшую точку России — г. Эльбрус и низшую точку — урез воды Каспийского моря; красным цветом обозначьте их абсолютную высоту.

Описание элементов рельефа России

Цель работы: выявление главных особенностей рельефа территорий.

Задачи: Определить возраст слагающих пород, характер рельефа, влияние рельефа на жизнь и деятельность человека. Объяснить закономерности размещения полезных ископаемых. Продолжить развивать навыки практической работы. Формировать умения анализировать и сравнивать карты.

Последовательность выполнения работы:

Задание: Используя физическую, тектоническую, геологическую карты и материалы учебника дать сравнительную характеристику рельефа Восточно-Европейской (Русской) и Западно-Сибирской равнин.

План характеристики рельефа

1. Географическое положение относительно территории России.

2. На какой тектонической структуре расположена форма рельефа.

3. Какие высоты преобладают (минимальные и максимальные)?

4. Какой возраст слагающих пород?

5. Характер рельефа (плоский, холмистый, горный).

6. Как образовался рельеф (разрушение гор, накопление морских отложений и т.д.)?

7. Какие есть полезные ископаемые и почему?

8. Какие неблагоприятные для человека явления связаны с рельефом данной территории?

9. Как рельеф территории влияет на жизнь и деятельность человека (затрудняет или облегчает строительство и т.д.)?

Результаты своих исследований запишите в таблицу:

1. Географическое положение

2. Тектоническая структура

6. Способ образования рельефа

8. Неблагоприятные явления, связанные с рельефом

9. Влияние рельефа на жизнь и деятельность человека

Сделайте вывод о различиях рельефа территорий:

1. Какая равнина более молодая?

2. Какая равнина более высокая?

3. Как высота и характер рельефа, а также неблагоприятные природные явления, связанные с ним, влияют на жизнь и деятельность человека?

4. Почему те или иные полезные ископаемые характерны для данных равнин?

5. Какая территория наиболее благоприятна для жизни и деятельности человека?

Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа,

полезных ископаемых на территории России

Задание: Сравните содержание карты тектонической и физической:

— Найдите на тектонической карте платформы, плиты.

— Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.

— Найдите на тектонической карте щиты.

— Какие формы рельефа соответствуют щитам?

— Определите области складчатости.

— Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям.

— Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.

Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы.

Выводы об установленной зависимости:

Определение закономерностей распределения солнечной радиации,

радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России

Задание: Используя карты атласа, текст и карты учебника заполните таблицу:

Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха.

Вариант 1. — Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Самара, Астрахань

Вариант 2. — Нарьян-Мар, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград, Махачкала.

Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами

Задание 1. Используя карты атласа, текст и карты учебника заполните таблицу:

Вариант 1. — Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Самара, Астрахань.

Вариант 2. — Нарьян-Мар, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград, Махачкала.

Сделайте вывод о закономерностях распределения коэффициента увлажнения.

Задание 2: Проанализируйте и охарактеризуйте климатические условия территорий, пользуясь планом работы с климатограммой. Ответы записывать полно.

Описание характеристики климата своего региона

Задание: Пользуясь планом описания климата территории учебника и атласом Еврейской автономной области охарактеризуйте климат своего родного края.

Составление прогноза погоды на основе различных источников информации

Сложные явления, происходящие в тропосфере, oтражаются на специальных картах синоптических, которые показывают состояние погоды на определенный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея.

Cиноптическая карта создавал ась постепенно. А. Гумбольдт в 1872 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с 1860 г. давал прогнозы бурь и cocтaвлял карты погоды, которые очень ценили моряки.

Задачи работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы и погоду.

Последовательность выполнения работы:

Задание: Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей coстояние погоды на острове Сахалин на 30 января 1998 г. :

3. Облачность (если есть осадки, то какие).

4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды.

5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время.

Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России

Задание: На контурную карту России нанесите объекты гидрографии России: моря, реки, озера, водохранилища.

Моря : Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Реки : Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера : Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища : Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Описание объектов гидрографии России

Получить новые знания о реке Лена и узнать об особенностях этой реки.

Формирование умения составлять развернутую характеристику реки на основе указанных источников.

Формирование умения выявлять причинно-следственные, пространственные и другие взаимосвязи между объектами и явлениями и делать соответствующие выводы по итогам работы.

1. Мелкомасштабные карты атласа 8– го класса, 8-9 класса:

а) Исторические сведения о возникновении городов.

б) Статистические сведения о численности населения городов на берегах реки Лена.

Задания для выполнения практической работы:

1. Составьте характеристику реки Лена, используя карты атласа.

2. Выводы запишите в тетрадь.

Содержание практической работы:

1 . Составьте характеристику реки Лена, используя карты атласа.

1) По физической карте России или Восточная Сибирь и Дальний Восток:

Общее направление течения реки.

Расположение относительно крупных форм рельефа.

По каким тектоническим структурам протекает река.

Климатические пояса, в пределах которых протекает река.

В каких природных зонах протекает река.

5) по карте водного режима:

Режим и питание реки, продолжительность ледостава.

6) По карте плотности населения:

Определить плотность населения.

2. Выводы запишите в тетрадь.

Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации

Создание презентационного материала о природе России на основе различных источников информации.

Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей

Задание: Используя текст учебника «Ресурсы растительного и животного мира», информацию из сети Интернет, ответьте на вопросы:

1. Что такое « Особо охраняемые природные территории». Дать определение понятия.

2. Перечислите категории и виды охраняемых природных территорий России.

3. С какой целью создаются заповедники, национальные парки?

4. Заполните таблицу «Заповедники России».

Описание основных компонентов природы России

Цели работы: выявление зависимости между природными компонентами на примере одной из зон; проверка и оценка умений работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.

1. Изучив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами на примере зоны тайги.

2. Результаты работы оформите в виде схемы (смотри пример с зоной тундры).

3. Сделайте вывод о взаимосвязи компонентов природы в пределах одной зоны.

Пример: Зависимость между компонентами природы в зоне тундры

Климат: субарктический – суровая зима, долгая и холодная (-32 С ), короткое лето (+ 4 С на севере, + 10 С на юге); осадков мало (200 – 300 мм в год), но увлажнение избыточное (К больше 1, 5)

Географическое положение: вдоль побережья Северного Ледовитого океана

Рельеф: равнинный, слабохолмистый.

Растительность: карликовые деревья, кустарники, мхи, лишайники и др.

Животный мир: песцы, лисицы, птицы, лемминги и др.

Почвы: тундрово-глеевые маломощные; многолетняя мерзлота и заболоченность.

Внешний облик : безлесная зона, большое количество озер.

Использование человеком: пастбища оленей, рыболовство.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.

Цель работы: определение особенности природы, наличия различных видов природных ресурсов.

Задачи: Объяснить особенности хозяйственной деятельности и экологические проблемы ПТК России. Наметить пути преобразования природы с целью решения экологических проблем.

Последовательность выполнения работы:

Используя карты «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология», «Климат», «Растительность», «Животный мир», «Водные ресурсы», «Рекреационные ресурсы», «Опасные природные явления», «Природные святыни и памятники Всемирного наследия России», дать сравнительную характеристику природы России: о. Сахалин и Карелия.

ПТК – это природно-территориальный комплекс

План характеристики ПТК России

1. Географическое положение (в какой части страны расположена, конфигурация, положение относительно других ПТК).

2. Рельеф (указать преобладающие высоты); какая тектоническая структура лежит в основании?

4. Климатические условия (температуры, количество осадков, тип климата).

7. Типичные растения и животные.

8. Ресурсы, возможности их использования человеком.

9. Опасные природные явления, характерные для данных ПТК.

10. Проблемы охраны ПТК (особо охраняемые компоненты природы).

Результаты своих исследований запишите в таблицу:

Сделайте вывод о различии ПТК России:

1. Какой из ПТК наиболее освоен человеком?

2. Какой из ПТК имеет более благоприятные климатические условия для проживания и хоз. деятельности человека?

3. Какой из ПТК наиболее богат природными ресурсами?

4. Какой из ПТК является главным рекреационным районом?

5. Какие меры необходимо принимать для решения экологических проблем?

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Большой Кавказ

Цель работы: Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Кавказа.

На контурной карте Кавказа обозначьте следующие объекты:

государственную границу России;

страны: Азербайджан; Грузию;

физико-географическую границу Северного Кавказа;

физико-географический район: Русская равнина;

крайнюю точку: район горы Базардюзю;

низменности: Кумо-Манычскую впадина, Прикаспийская, Прикубанская;

реки: Дон, Кубань, Кума, Маныч, Терек;

о зёра: Каспийское море, Маныч-Гудило;

месторождения полезных ископаемых:

природного газа: Ставрополь;

вольфрамовых и молибденовых руд: Тырныауз;

полиметаллических руд: Садон;

цементного сырья: Новороссийск;

минеральных вод: Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск, Сочи.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Урал

Цель работы: Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Урала.

На контурной карте Урала обозначьте следующие объекты:

государственную границу России;

физико-географическую границу Урала;

физико-географическое районы: Русская равнина, Западно-Сибирская равнина;

горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал;

реки: Белая, Исеть, Кама, Печора, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал, Уфа;

месторождения полезных ископаемых:

бурого угля: Копейск, Кумертау;

железных руд: Качканар, Магнитогорск, Нижний Тагил, Серов;

марганцевых руд: Полуночное;

медных руд: Гай, Красноуральск, Кыштым, Медногорск, Ревда, Сибай;

никелевых руд: Верхний Уфалей, Реж, Серов;

золота: Берёзовское, Кочкарское;

поваренной соли: Березники, Соль-Илецк;

калийной соли: Березники, Соликамск;

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Западная Сибирь

Цель работы: Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Западно-Сибирской равнины.

На контурной карте Западной Сибири обозначьте следующие объекты:

государственную границу России;

физико-географическую границу Западно-Сибирской равнины;

физико-географическое районы: горы Южной Сибири, Средняя Сибирь, Урал;

заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа;

полуострова: Гыданский, Ямал;

низменности: Барабинская, Васюганская равнина, Среднеобская равнина, Ишимская равнина;

возвышенности: Сибирские Увалы;

реки: Енисей, Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол,

месторождения полезных ископаемых:

нефти: Варьеганское, Лугинецкое, Салымское, Самотлор, Сургут, Шаим;

природного газа: Бованенковское, Заполярное, Медвежье, Уренгой, Ямбург;

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.

Цель работы : Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Средней и Северо-Восточной Сибири.

На контурной карте Средней и Северо-Восточной Сибири обозначьте следующие объекты:

государственную границу России;

физико-географическую границу Средней и Северо-Восточной Сибири;

физико-географическое районы: Западно-Сибирская равнина, горы Южной Сибири, Дальний Восток;

крайнюю точку: мыс Челюскин;

моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых;

заливы: Енисейский, Хатангский;

проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева;

острова: Новосибирские, Северная Земля;

горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, хребет Черского;

аянизменности: Колымскую, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская;

возвышенность: Приленское плато;

плоскогорья: Анабарское плато, плато Путорана, Среднесибирское, Юкагирское;

реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна;

водохранилища: Братское, Вилюйское, Усть-Илимское, Хантайское;

месторождения полезных ископаемых:

природного газа: Средневилюйское;

каменного угля: Зырянка, (Зыряновский бассейн), Норильск (Тунгусский бассейн), Сангар (Ленский бассейн), Черемхово (Иркутский бассейн);

бурого угля: Ирша-Бородинское ( Канско-Ачинский бассейн ), Якутск (Ленский бассейн);

железных руд: Коршуновское, Нижнеангарское, Рудногорск;

медных и никелевых руд: Норильск;

оловянных руд: Депутатский, Эсе-Хайя;

золота: Аллах-Юнь, Дукат, Нежданинское, Советское, Усть-Нера;

поваренной соли: Кемпендяй, Усолье-Сибирское;

алмазов: Айхал, Мирный, Эбеляхское.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Дальний Восток

Цель работы : Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Дальнего Востока.

На контурной карте Дальнего Востока обозначьте следующие объекты:

государственную границу России;

страны: Китай, КНДР, США, Японию;

физико-географическую границу Дальнего Востока;

физико-географическое районы: Дальний Восток, Средняя и Северо-Восточная Сибирь;

крайние точки: мыс Дежнева и остров Ратманова;

океаны: Северный Ледовитый и Тихий;

моря: Берингово, Восточно-Сибирское, Охотское, Чукотское, Японское;

заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Петра Великого, Шелихова;

проливы: Берингов, Лаперуза, Лонга, Невельского, Татарский;

полуострова: Камчатка, Чукотский;

острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин, Шантарские;

горы: хребет Джугджур, Корякское нагорье, Сихотэ-Алинь, Срединный хребет, Становой хребет, Чукотское нагорье;

реки: Амур, Анадырь, Бурея, Зея, Камчатка, Уссури;

месторождения полезных ископаемых:

нефти и природного газа: Оха;

каменного угля: Беринговский, Бошняково, Партизанск, Ургал;

бурого угля: Артём, Бикин, Вахрушев, Райчихинск;

железных и марганцевых руд: Кульдур;

оловянных руд: Кавалерово, Певек, Перевальное;

полиметаллических руд: Дальнегорск;

Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования

Цель работы: Формирование умения оценивать ресурсообеспеченность страны с помощью карт и статистических показателей, делать выводы о перспективах рационального природопользования.

Используя карты атласа, статистические материалы и материал учебника, определите:

— Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.

— Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.

— Дайте оценку природно-ресурсного потенциала России.

— Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.

Построение профиля своей местности

Профилем называется вертикальное сечение участка земной поверхности по заданной линии. Профиль имеет две оси и два масштаба. По горизонтальной оси профиля откладываются расстояния, по вертикальной оси – высоты или глубины.

Выберите масштаб и проведите карандашом линию АБ , по которой будет построен профиль. Определите разность высот, выберите вертикальный масштаб профиля, что бы он поместился на листе и постройте вертикальную линию. В качестве горизонтального масштаба можно использовать масштаб карты. Если вы увеличите масштаб профиля вдвое, то все значения вы х2.

Нанесите с помощью циркуля-измерителя крайние точки профиля на горизонтальную ось. Расстояния между соседними очками измеряйте последовательно циркулем и откладывайте на ось АБ .

Проведите вертикали от каждой точки в соответствии с их высотой.

источник

Источники:
  • http://sol-cher.ru/obychenie/metod-kopilka/26-geografiya/184-prakticheskie-raboty-v-8-klasse.html
  • http://kopilkaurokov.ru/geografiya/planirovanie/praktichieskiie_raboty_po_ghieoghrafii_8_klass_fgos
  • http://videouroki.net/razrabotki/praktichieskiie-raboty-po-ghieoghrafii-dlia-8-klassa.html
  • http://infourok.ru/prakticheskie-raboti-geografiya-klass-fgos-3213222.html
Читайте также:  Полезная информация для бездомных животных