Меню Рубрики

Презентация полезные ископаемые 1 класс

Презентация расширяет и углубляет знания о полезных ископаемых, их происхождении и применении.

Вложение Размер
poleznye_1.pptx 2.39 МБ
poleznye_2.pptx 2.76 МБ

Полезные ископаемые Красивые камни в нашем доме часть 1

В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! Будьте все внимательны, Активны и старательны.

В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий —в ладошке лежать. Тяжелый, большой — одному не поднять. Камень Загадка

Камни — это часть неживой природы. Некоторые камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камень. Этот камень носит название-известняк. В школе мы пользуемся известняком – это мел. Большинство камней рождаются в глубинах Земли и вместе с раскаленным внутренним веществом Земли магмой выносятся на поверхность во время извержения вулкана. Мы говорим «камни», а в науке различаются минералы и горные породы. Минералы — это природные вещества, имеющие однородный состав, а горные породы — это соединения нескольких минералов.

Одни камни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. А еще есть драгоценные камни и полудрагоценные. На Руси из них изготавливали украшения, шкатулки, фигурки, сувениры.

Оникс Название своё (от греч. « ónyx » — ноготь) камень получил из-за цвета светлого мраморного оникса, напоминающего цвет ногтя. Все ониксы широко используются как поделочные камни. Применяется также как материал для мозаичных и облицовочных работ.

Сердолик старинное русское слово, означающее « радующий сердце » . В природе сердолик встречается редко. Естественная его окраска бывает от нежно-розовой до красновато-розовой, иногда от морковной до мясо-красной . Лучшие в России сердолики происходят из Восточной Сибири. В качестве материала для изготовления ювелирных украшений, амулетов, талисманов и культовых предметов сердолик применялся со времён раннего неолита (18 тыс.лет до н.э.).

Яшма — один из самых древних каменных материалов, с которыми познакомился первобытный человек. Цвет различный, практически всех оттенков. Некоторые яшмы имеют сложный узор. Люди использовали яшму с давних времен — для изготовления цилиндрических печатей, мозаик, отделки зданий; делались из нее и амулеты.

Нефрит — минерал и самоцвет, полудрагоценный поделочный камень. Цвет — зелёный всех оттенков. Нефрит являлся первым материалом для изготовления орудий труда, охоты и вооружения у древних народов. Из него вырезали амулеты, фигурки богов, украшения . Этот камень обладает удивительной вязкостью и очень долго держит тепло, поэтому иногда его нагревали и использовали как грелку. Выше всего ценится изумрудно-зелёный нефрит.

Родонит — название происходит от греческого слова rhodon — роза. Родонит в небольших количествах в природе встречается довольно часто. В середине XIX в. этот красивый камень широко применялся в русском камнерезном искусстве. Из него изготовляли торшеры с канделябрами, обелиски, роскошные вазы и чаши, которые хранятся в Государственном Эрмитаже. Родонит использовался при отделке колонн станции Маяковская Московского метро.

Жадеит — минерал, похожий на нефрит, но имеющий другой состав. Жадеит благодаря своей прекрасной окраске и текстуре широко используется для изготовления колец, брошей, кулонов, бус, т.п., причем высококачественные просвечивающие зеленые камни ценятся очень дорого.

Амазонит — это камень синевато-серого цвета является символом красоты и независимости. Название «амазонит» произошло от реки Амазонки. Амазонит используют в качестве недорогого поделочного камня для изготовления украшений, художественных поделок, в инкрустациях. Сам амазонит, хотя и не считается драгоценным, очень красив, порой отсвечивает алмазным блеском и нередко встречается в виде различных недорогих поделок и украшений.

Презентацию выполнила: Юдина Н.Н. ГБОУ НОШ № 992

Полезные ископаемые Красивые камни в нашем доме часть 2

Кремень известен человечеству с древних времен, него начался каменный век. Кремень раскалывается на обломки с острыми режущими краями. Древний человек изготовлял из него свои первые орудия; благодаря способности давать искры кремень использовался для извлечения огня. Окраска минерала может быть белой, темно или светло коричневой с разными оттенками. Имеет стеклянный блеск. Кремень найти очень просто. Он похож на сильно застывший, пластилин или мыло.

Агат — полудрагоценный камень. Его отличительной чертой является полосчатость . Разные по цветовой гамме волнистые полосы образуют невероятные узоры, в которых иногда можно разглядеть целые картины: пейзажи, замки, озера и горы. С глубокой древности агат применялся для изготовления печатей, различных сосудов, декоративных и ювелирных изделий. Чаще всего встречаются агаты серого, голубого и белого оттенков. Наиболее ценные расцветки – изумрудный и розовый.

Кахолонг — камень завораживающей красоты, отличается разнообразием цветов и оттенков этого минерала. Его цвет может варьировать от чистого белого до зеленого. В мире известно более ста оттенков этого минерала. В современном мире этот камень нашел применение в ювелирных изделиях. Его вставляют в кольца и серьги, хотя сам по себе кахолонг не является дорогостоящим, несмотря на это, с ним очень любят работать ювелиры.

Чароит Камень свое название получил от реки Чара в Сибири, но, учитывая его потрясающий цвет, наименование камня вполне могло бы происходить от слова «очаровывать». На сегодня чароит — самый редкий и экзотический самоцветный камень в мире . Чароит легко полируется и очень хорошо смотрится в ювелирных изделиях. Поэтому он широко применяется при изготовлении вставок в кольца, бус и прочих недорогих украшений.

Авантюрин Авантюриновое стекло и авантюрин внешне очень похожи, существует лишь одно отличие – присутствие большого количества блестящих вкраплений в авантюриновом стекле. В настоящее время этот материал (авантюриновое стекло) широко используют для мозаики, для создания предметов интерьера.

Скарн Название скарн связано со шведским словом « skarn », означающим « грязь ». В зависимости от происхождения скарна различаются и варианты его окраски. Так, встречаются зеленые, зеленовато-серые, бурые, белые экземпляры, реже – буровато-розовые. Как правило, камень имеет неоднородную, пятнистую или полосатую текстуру, сочетающую в себе несколько оттенков.

Змеевик Название камня связано с его цветом – зеленый, оливковый, оттенки с многочисленными полосками, вкраплениями и пятнышками напоминает кожу змеи. Змеевик – это такой камень, свойства которого привлекают мастеров и умельцев, потому что он очень мягкий, прекрасно шлифуется и обрабатывается. В наше время камень змеевик используют для отделки стен, потолков, полов. Змеевик помогает создать определенный интерьер в ванных комнатах, в бассейнах.

Пегматит Залежи пегматита имеются на всех континентах земного шара, а размер залежей может быть от нескольких квадратных метров до пары километров. Пегматитовые изделия – непременная атрибутика работников умственного труда. Из них изготовляют всевозможные амулеты и талисманы, а так же канцелярские принадлежности. Также пегматит в последнее время пытаются использовать как отделочный материал. Пегматит широко распространён.

Лазурит Этот самоцвет называют камнем небес, так как в нем загадочным образом отображается сияние звездного неба. Лазурит завораживал ценителей еще с древних времен. Интересно, что с виду это самый обычный минерал: в нем нет прозрачности и блеска, однако, по-настоящему ценен он благодаря своему необыкновенному цвету.

Тигровый глаз Этот камень имеет красивую золотисто-жёлтую или золотисто-коричневую окраску и шелковистый отлив на полированной поверхности. Тигровый глаз отличается от минералов эффектом «кошачьего глаза ». Сравнительно недорогой поделочный камень, популярный материал для всевозможных ювелирных украшений и мелких резных художественных изделий.

Лепидолит Как и другие минералы группы слюд, камень состоит из отдельных слоев, напоминающих чешуйки, которые довольно легко отделяются друг от друга. Отсюда и название минерала (греч. » лепидос » — «чешуя»). Цвет камня варьирует от белого, серого и желтого до розоватого, сиреневого и белого. Его тонкие пластинки обладают эластичностью и, в какой-то степени, даже упругостью: их можно немного согнуть, но через некоторое время форма восстановится.

Обсидиан Он известен людям с давних времен и является одним из первых камней, которые люди начали обрабатывать и использовать в собственных целях. Камень обсидиан образуется при застывании лавы. Окраску имеет разнообразную, но преимущественно темную . В нынешнее время обсидиан является полудрагоценным камнем и из него изготавливаются различные украшения, ювелирные изделия, статуэтки.

Льдистый кварц — один из самых распространённых минералов в земной коре. В чистом виде кварц бесцветен или имеет белую окраску из-за внутренних трещин. Кварц используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука , в телефонной и радиоаппаратуре ,в электронных приборах . Многие разновидности используются в ювелирном деле.

Презентацию выполнила: Юдина Н.Н. ГБОУ НОШ № 992

В настоящем пособии предлагается система работы по обучению детей математике во 2 классе. Уроки разработаны в соответствии с новой программой по математике для второго класса начальной школы, рассчита.

Закрепление пройденного материала. Урок проводится в игровой форме.Решение примеров и задач. Выполнение заданий сказочных героев.

Материал содержит презентацию к фрагменту урока по теме «Числа и цифры 1 и 2».

Разрезные карточки с памятками, содержащие правила по русскому языку и математике. Предназначены для вклеивания в тетрадь с целью проведения учениками самостоятельной работы над ошибками и повторения .

Урок математики в 1 классе «Закрепление приемов сложения 1 и 2» составлен с требованиями ФГОС. К уроку прилагается призентация.

Данная презентация может использоваться при работе с модульной сиcтемой PROClass.

Урок проводится в 3 классе, позволяет на интересном литературном материале усваивать одну из трудных тем русского языка.

источник

Полезные ископаемые Презентацию подготовила Шатрова Людмила Петровна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 797. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемvio.uchim.info

Презентация на тему: » Полезные ископаемые Презентацию подготовила Шатрова Людмила Петровна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 797.» — Транскрипт:

1 Полезные ископаемые Презентацию подготовила Шатрова Людмила Петровна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 797

2 Полезные ископаемые Каменный уголь Гранит Глина Железная руда Песок Известняк Мрамор Месторождение –скопление полезных ископаемых.

3 Полезные ископаемые ГорючиеСтроительныеРуды нефть, торф каменный уголь природный газ песок, гранит глина мрамор известняк полевой шпат слюда железная руда алюминиевые руды бокситы Полезные ископаемые ТвердыеЖидкие Газообразные песок, гранит глина мрамор известняк слюда полевой шпат каменный уголь нефть природный газ

4 Добыча полезных ископаемых. Открытый Карьер Закрытый Шахты Способы

5 Гранит Состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Главное свойство – прочность. Хорошо полируется. Для строительства набережных рек, станций метро, облицовка зданий, фундаментов для памятников.

7 Памятник Петру I в Санкт-Петербурге Памятник установлен на гранитной скале, которую 400 человек много месяцев вырубали из скалы недалеко от берега Финского залива. Камень погрузили на платформу и по специально созданной колее покатили к воде. Погрузили на громадный плот из толстенных брёвен, который тащили 2 боевых корабля.

8 Александровская колонна Основная часть колонны из цельного гранита, весом 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали 200 человек.

10 Применяют гранит в облицовке зданий, лестниц.

11 Мрамор От греческого – «сияющий камень» Мрамор — природный камень применяется с давних времен, один из самых красивых и прочных камней. Несмотря на прочность, он удобен в обработке. Он водонепроницаем, морозоустойчив и термостоек. Из камня были построены такие памятники античной архитектуры, как Парфенон в Афинах и признанный одним из семи чудес света храм Артемиды в Эфесе.

12 Скульптуры из мрамора. Уже три тысячелетия мрамор любимый камень скульпторов и архитекторов.

15 Известняк Образовался из погибших и осевших морских организмов много миллион лет назад. Менее прочен. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок. Мел -разновидность известняк Белый и серый

16 Крепостные сооружения и здания из известняка Кремлёвские стены при Дмитрии Донском. Используется при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь для строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены).

17 Архангельский Колокольня Ивана Великого со звонницей Успенский Благовещенский Соборы Кремля

18 Глина Добыча глины Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, посуду, облицовочную плитку, вазы, цветочные горшки. Главное свойство глины пластичность. Дом из глины

19 Изделия из глины Табличка с доклинописным текстом..

20 Использование глины в медицине. Пищевая глина очищает организм от шлаков, токсинов. О пользе и целебных свойствах глины знали еще в древние времена. Грязелечение.

21 Песок Песок образуется в природе при разрушении гранита. Песок используется в строительстве, в изготовлении стекла.

22 Торф Используется как топливо. Для этого его спрессовывают в небольшие бруски – брикеты. На фермах он служит подстилкой для животных. 1 кг торфа впитывают до 20 кг влаги. Торф содержит вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф – хорошее удобрение. Из него получают некоторые лекарства. Торф тёмно-коричневого цвета. Образуется в болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 мм торфа. Залежи могут достигать несколько метров.

23 Использование торфа Используется как топливо. Для этого его спрессовывают в небольшие бруски – брикеты. Торф – хорошее удобрение.

24 Есть камни настолько лёгкие, что плавают, как дерево – это пемза. Он пористый. Образуется при извержении вулкана. Пемза применятся для шлифования металлов, дерева и мягких камней.. Пемза — кусочки застывшей лавы

25 Каменный уголь Свойство угля – горючесть. Образовался из разложения остатков растений: древовидных папоротников, хвощей и плаунов. Используется как топливо. Служит сырьем для химической промышленности. Из него получают: краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Читайте также:  Гриб белый полезные свойства и противопоказания

27 Железная руда Железная руда – это общее название нескольких разновидностей минералов. Они бывают черного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Железо — самый распространенный металл в земной коре. Люди научились извлекать железо из руды и обрабатывать его около 4 тыс. лет назад.

28 Добыча железной руды В карьерах В шахтах

29 Выплавка металлов из железной руды

31 Нефть Нефть –густая маслянистая жидкость темного цвета. У неё резкий запах. Она горюча. Из нефти получают жидкое топливо(бензин, керосин, мазут), смазочные масла, вазелин, краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

32 Добыча нефти Строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

33 Транспортировка нефти Нефтеперерабатывающий завод Трубопровод

34 Природный газ Природный газ образовался из остатков растений и животных. Бесцветный, легче воздуха. горит голубым пламенем. Из природного газа получают пластмассы. Волокна, и другие ценные материалы.

35 Каменный уголь Гранит Глина Железная руда Песок Известняк Мрамор Назови горючие, строительные полезные ископаемые. ТорфПриродный газ Нефть Пемза Соль

36 Как называются скопления полезных ископаемых? Назови полезное ископаемое, которое используют для изготовления стекла. Назовите самый прочное полезное ископаемое. Из чего образуется известняк? Где используется гранит? Как используется торф? Какой камень в воде не тонет?

37 Загадки Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Нефть Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу — Она понадобится сразу. Глина Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке и на пляже Песок даже. Покрывают им дороги, Улицы в селеньях, А ещё он есть в цементе. Сам он удобрение. Известняк, Он синим цветком расцветает от с На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спичек. Природный газ Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Каменный уголь

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №73» г. Воронеж Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Полезные ископаемые» Учитель начальных классов Иванова Ю.В.

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда

НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется

слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется

ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах

ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

Буровая платформа для добычи нефти.

ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

Отгадай-ка О каком полезном ископаемом идёт речь?

Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже Песок

Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи. Руда

Белый камешек растаял, На доске следы оставил Мел

Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны Гранит

Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимается ракета. Отгадайте, что же это Нефть

Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий Уголь

По трубе течет, Пироги печет Природный газ

Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением Торф

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Презентация на урок географии 6 класса про полезные ископаемые

  • с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
  • со способами их добычи;

  • важную роль полезных ископаемых в экономике страны

Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?

Подберите синонимы к каждому из слов

Попробуйте сделать вывод, что называют полезными ископаемыми?

это горные породы и минералы , которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

3. С резким запахом (бензина)

Газ это бесцветное, очень легкое вещество.

  • Бесцветный
  • Прозрачный
  • Хорошо горит

5. Притягивает металлические предметы

ЗОЛОТО – это редкий, благородный металл.

2. Серого или красного цвета

Использование полезных ископаемых

(песок, гранит, глина, известняк)

(каменный уголь, торф, нефть, газ)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Для чего люди добывают их?

3. Приведи примеры полезных ископаемых

4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

О каком полезном ископаемом идёт речь?

Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи.

  • На уроке я узнал …
  • Мне было трудно …
  • Мне понравилось …

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Железная_руда
  • http://www.google.ru/search
  • http://forexaw.com/TERMs/GSM/l1_ Нефть
  • http://www.kinopoisk.ru/film/196604/
  • http://www.naturalstone.ru/
  • http://www.mining-enc.ru/i/izvestnyak/
  • http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geologiya/IZVESTNYAK.html
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Ископаемый_уголь
  • http://poliform.com.ru/archives/category/каменный-уголь
  • http://bse.sci-lib.com/article058219.html
  • http://www.valent-stk.ru/pesok/
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Песок
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Слюды
  • http://potomy.ru/begin/538.html

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Железная_руда
  • http://www.sluda.ru/
  • http://www.zao-cmp.ru/torf.htm
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Торф
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Природный_газ
  • http://www.gazprominfo.ru/articles/natural-gas/
  • http://www.google.ru/search

источник

образовательные:

  • Закрепить знания учащихся о том, что Земля имеет три основных значения: Земля — это планета, Земля — это суша, Земля — это почва
  • Способствовать становлению у учащихся первоначального представления о внутреннем содержании Земли — полезных ископаемых и их многообразии
  • Создать условия для поиска ответов на следующие вопросы:
    -что такое почва и какова ее польза?
    -что такое полезные ископаемые?

развивающие: Продолжить формирование навыков

  • коллективной работы и сотрудничества
  • самостоятельного оценивания ответов и высказываний других детей
  • самостоятельного поиска ответов на вопросы

воспитательные: Формирование бережного отношения к земле и полезным ископаемым

Оборудование:

  • разрезные карточки,
  • лоточки с образцами земли.
  • проектор, ноутбук
  • презентация « Земля»

-Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке , надо из букв сложить слово.

Работа в группах

Дети работают в группах и выполняют задание самостоятельно.

После выполнения задания дети должны получить слово «земля».

-Но слово «земля» — многозначное слово.

— Давайте вспомним в каких случаях мы употребляем слово «земля».

По ходу ответов детей через проектор показываются иллюстрации.

  • Земля-планета, когда мы говорим о космосе (слайд)
  • Земля- суша, когда мы выходим или выплываем из воды( слайд)
  • Земля – почва, когда мы сажаем растения (слайд)

-У вас на столах стоят коробочки. Рассмотрите их содержимое. Уточните в каком значении мы сегодня будем говорить о земле.

-Представитель готовой к ответу группы поднимет руку.

(Спросить одного представителя.)

Итак, мы выяснили, что первая тема нашего урока «почва» (слайд)

— Возьмите полоску коричневого цвета и положите перед собой

-Мы знаем такие слова как «земля», «почва» (слайд)

— А что бы вы хотели узнать о почве? (Что такое почва? Значение почвы. Какая бывает почва? Как удобрять почву? Как ухаживать за почвой?)

— Мы вместе сформулировали первую цель нашего урока. Мы будем искать ответы на вопросы: «Что такое почва?» (то есть нам надо дать определение почве) «Какое значение имеет почва?» (слайд)

-При обсуждении темы урока все группы выяснили, что говоря о почве мы подразумеваем землю. Используя это слово мы и начнем выстраивать наше определение.

Работа в группах

Возьмите полоски желтого цвета и, работая вместе, выберите понятие, которое высчитаете наиболее подходящим: — слой земли

(учитель проходит по классу и помогает, если необходимо, группам)

-Все группы готовы .Покажите мне карточку, которую вы выбрали.

-Какая группа хотела бы доказать свою точку зрения?

(Спросить представителя одной -двух групп)

-Мы определили, что это слой земли.(слайд)

Теперь необходимо определить какой он?

Работа в группах

-Для этого возьмите карточки зеленого цвета и попытайтесь найти самые главные, важные признаки этого слоя. На карточках следующие слова: верхний, полезный, светлый, черный, грязный, липкий.

Выслушать представителя от каждой группы.

-Вы все выбрали слова «верхний», «полезный».(слайд)

-Меня особенно заинтересовало слово « полезный»

-А для кого он полезен прежде всего? (для растений)

-А чем полезен?( из почвы они добывают полезные вещества)

-Тогда как нам закончить наше определение?

(учитель спрашивает детей по желанию)

— Переверните карточку розового цвета и закончите определение

— Представителю самой организованной группы я предлагаю прочитать определение, которое у нас получилось.

— Давайте сверим наше определение с определением ,которое дается в учебниках.(слайд)

Почва -верхний полезный (плодородный) слой земли ,на котором могут расти растения.

Как вы считаете, мы справились с поставленной нами целью? Докажите свою точку зрения.

-Действительно мы нашли ответ на вопрос и доказали его.(слайд)

-Мы сегодня на уроке говорили о почве, как полезном слое земли.

-И сейчас на уроке мы еще раз будем использовать слово « полезный»

(Учитель раздает каждой группе коробочку, в которой лежат полезные ископаемые)

-Посмотрите на вещества, которые лежат в коробочке. Есть ли среди них знакомые вам?

-Эти вещества такие разные, а я сложила их вместе.

-Как вы думаете, почему я их объединила?

Работа в группах

-Обсудите данный вопрос в группе.

После обсуждения выслушать представителей групп.

-Действительно, все эти вещества полезные.

-Но прежде, чем оказаться в этой в этой коробочке они проделали очень долгий путь , их добывали в глубинах Земли, на поверхности Земли.

— Может кто -то знает как они называются?(полезные ископаемые)

На экране появляется слайд :Мы знаем слова :полезные ископаемые(слайд)

— Кто хочет попробовать сформулировать 2 цель нашего урока?

(учитель спрашивает одного -двух желающих)

На экране появляется слайд :мы хотим узнать «Что такое полезные ископаемые?»

«Какие бывают полезные ископаемые?»

Работа в группах

-В ходе обсуждения мы уже попытались дать определение полезным ископаемым.

Какая из групп даст более точное определение .

После обсуждения выслушать представителя каждой группы и затем сверить с аналогом.

Давайте сверим наши определения с определением , которое я взяла из учебника

Полезные ископаемые –природные богатства которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и приносят людям пользу.(слайд)

-Рассмотрите таблицу « Природные богатства Земли разнообразны» , найдите среди них полезные ископаемые и назовите.(если останется время найти исключения)

Дополниительный материал:

-Теперь я предлагаю каждой группе отгадать загадку про полезное ископаемое

1. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.(песок)

2. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

3. Белый камешек растаял,
На доске лишь след оставил(мел)

4. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.(уголь)

5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.

— Из загадок мы поняли, что каждое полезное ископаемое приносит пользу по-своему и они все для нас важны.

Читайте также:  Какие продукты полезны при гастрите

Работа по учебнику

-Посмотрите на страницу и назовите добыча каких полезных ископаемых здесь изображена?

-Использование какого полезного ископаемого вас больше всего удивило?

-Мы с вами живем в удивительном краю , богатом самыми разнообразными полезными ископаемыми.

— Назовите полезные ископаемые, которые встречаются на территории нашего края.(слайд)

— Мы сегодня работали по таблице «Природные богатства Земли разнообразны»

-Давайте еще раз назовем эти богатства. Они разнообразны , но не бесконечны.

Что нам нужно сделать ,что бы эти богатства достались еще нашим потомкам.

(выслушать ответы одного -двух человек)

-Какое слово мы чаще всего сегодня употребляли?( полезный)

-А для кого сегодня и урок был полезен?

— А чем же он был для вас полезен?

-А за что вы можете сегодня себя похвалить?

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

источник

Презентация на тему: «Полезные ископаемые». Автор: SamLab.ws. Файл: «Полезные ископаемые.ppt». Размер zip-архива: 10969 КБ.

МОУ «Полянская НОШ» Учитель начальных классов Ухтинская Е.Г. Урок окружающего мира в 3 классе

Без чего не возможно производство товаров и услуг?

С какими природными богатствами мы уже познакомились?

способами их добычи; с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые узнать важную роль полезных ископаемых в экономике страны

пестрый кусок гранита, то желто-коричневый кремень, то черную прозрачную пластинку слюды…

Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?

Подберите синонимы к каждому из слов

Попробуйте сделать вывод, что называют полезными ископаемыми?

недр Земли и её поверхности, и используют в хозяйстве

Горные породы – природные соединения минералов

Какие полезные ископаемые вам известны?

На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

Дайте характеристику полезного ископаемого по плану

1. Название. 2. Свойства: а) цвет; б) твердое или жидкое; в) прозрачное или непрозрачное; г) плотное или рыхлое. 3. Способы добычи. 4. Значение и применение. 5. Условное обозначение на карте.

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы

1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

Предполагают, что образуется из остатков водорослей и мельчайших растений и животных

1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный

Кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна)

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)

1. Состоит из мелких частиц – чешуек 2. Красного, жёлтого, серого или белого цвета 3. Пластична 4. Плохо пропускает воду

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется

Образуется из остатков растений на болотах

Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит

Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

разнообразных полезных ископаемых. Здесь ведётся добыча свинца, олова, угля, меди, серебра, золота, торфа. Начата переоценка перспектив края на нефть и газ

способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км

Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)

Какие полезные ископаемые мы сэкономим, соблюдая правила?

О каком полезном ископаемом идёт речь?

Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже

Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи.

Белый камешек растаял, На доске следы оставил

Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны

Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимается ракета. Отгадайте, что же это

Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу

По трубе течет, Пироги печет

Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением

Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе. Сам он — удобрение

Он на дорогах во дворе, Он очень нужен детворе, Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже

На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички

1. Что такое полезные ископаемые? 2. Для чего люди добывают их? 3. Приведи примеры полезных ископаемых 4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окружающий мир. 3 класс Полезные ископаемые © Сергеева Елена Викторовна ГОУ СОШ № 409 г. Пушкин, 2010

Проверка домашнего задания Назови три кита экономики. Расскажи о значении природных богатств для экономики. Что такое капитал? Приведи примеры. Для чего необходим труд? От чего зависит успех труда людей в экономике? Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?

— Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? — Какие виды топлива вы знаете? — Как получают металлы? Где их используют? — Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? Ответь на вопросы:

Тема урока: «Полезные ископаемые» Подумай, что такое полезные ископаемые.

Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное бесценное богатство Земли.

Песок Песок — это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм. Песок — это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.

Глина Глина — это осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается на дне морей и озёр. Глина очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Также изготовляют посуду,игрушки, фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

Гранит Возникает из глинистых сланцев и песчаников. Зернистый, твёрдый и прочный. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Используется при строительстве и сооружении памятников. Гранитом облицованы набережные в Санкт-Петербурге, отделаны стены домов и станций метро.

Известняк Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, мощении дорог, приготовлении извёстки.

Известняк Мрамор — твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают колонны, статуи, лестницы.

Нефть Нефть — это жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Её называют чёрным золотом. Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же она появилась. Скорее всего, она образовалась из каких-то живых организмов. Самый обычный способ поиска и добычи нефти — бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. Из нефти производят керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт, ткани.

Каменная соль Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.

Железная руда Слово «железо» возникло от санскритского слова «джальза» (металл, руда). На поверхности Земли находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда, охоты. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Как-то раз в костёр попали куски окисленной руды, с виду обыкновенного камня, и расплавились. Так было положено начало металлургии. Железная руда чёрного цвета, твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы.

Каменный уголь Уголь образовывается из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных.

Каменный уголь Затем торф превращается в бурый уголь, потом — в каменный уголь и затем в антрацит — уголь самого высокого качества. Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Он используется для отопления жилых помещений, изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы, духов.

Запишем определение полезных ископаемых в рабочей тетради на странице 25. Помощь в учебнике на странице 48. Выполним практическую работу в рабочей тетради на странице 26 № 2. 1 вариант — нефть, известняк. 2 вариант — гранит, глина. 3 вариант — железная руда, песок. 4 вариант — каменный уголь, природный газ. Практическая работа

Задания Прочитай статьи в учебнике «Для чего их добывают» и «Как их добывают» на странице 49-50, рассмотри фотографии в учебнике. Выполни задание № 5 в рабочей тетради. В старой шахте отыщите дорогу к кладу. № 6. Проверь у соседа. Выполни задание №3 в рабочей тетради. Самостоятельно впиши в клеточки названия полезных ископаемых. Проверь у соседа. Заполни таблицу № 4. Поставь + в соответствующую графу. Самостоятельно.

Домашнее задание 1. Учебник, 48-50, вопросы. 2. Рабочая тетрадь, № 7-8, стр.29

Ресурсы Интернет: Песок http://nika-media.ru/news/3535/date2009-09-28.html Коллекция «Полезные ископаемые» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ca811f4-7aea-42ca-b5da-534dfd445e6c/PoleznyeIskopaemye.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f11-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_06_01.jpg

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

источник

Презентацию на тему Полезные ископаемые можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : География. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 34 слайда.

МБОУ Подозёрская средняя школа

Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс Учитель: Щавелева Ольга Александровна

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны.

Грани́т (итал.granito, — зерно) —состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников.

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.

Известня́к — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.

Песок – рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц. Образуется из кварца. Благодаря кварцу, песок используется в изготовлении стекла.

Миллионы тонн песка используются в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички.

Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте: что же это?

Нефть (греч. ναφθα — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи.

Эта гора железной руды будет использована в производстве стали.

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.

ГЛИНА, пластичная осадочная горная порода, состоящая в основном из глинистых минералов. Разновидности глины выделяют по преобладанию того или иного глинистого минерала. Применяется для изготовления грубокерамических изделий (посуды, кирпича и др.)

Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением.

ТОРФ (нем. Torf), горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Содержит 50-60% углерода. Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Мировые запасы торфа ок. 500 млрд. т (1990), в т. ч. св. 186 млрд. т. в России.

источник

Презентация для уроков по окружающему миру по теме «Полезные ископаемые». Каменный уголь, песок, глина.

Читайте также:  Мойва жареная чем полезна

Исследовательский проект на тему « Полезные ископаемые»

Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное бесценное богатство Земли.

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Одним из них являются полезные ископаемые. Тема моей работы «Полезные ископаемые»

Узнать какие полезные ископаемые есть в нашей Республике.

1. Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.

2. Выяснить какие полезные ископаемые есть в нашей местности.

3. Изучить, какую роль играют полезные ископаемые в жизни человека.

4. Практическим способом изучить полезные ископаемые.

Прошло много веков, прежде чем наши далекие предки начали осознавать полезность подобранного на берегу реки камня и научились обрабатывать эту свою находку. В течение столетий росло понимание человеком того, какая богатейшая «кладовая» находится у него под ногами. По большому счету нет «неполезных» ископаемых. Фактически все, что находится в земной коре, может стать полезным для человека. Полезные ископаемые делятся на 3 группы: — рудные — из них получают металлы (железо, марганец, хром, титан, золото, серебро, платина) ; — нерудные — горючие (нефть, газ, уголь, торф); — строительные — применяются в строительстве (песок, глина, известняк, гранит). На территории Луганской области насчитывается 300 месторождений полезных ископаемых, из них эксплуатируется 217 объектов. Каменный уголь в области обнаружен на 285 объектах с запасом 14,5 млрд. тонн. Запасы работающих шахт составляют почти 2,9 млрд. тонн. На территории области известно 1 нефтяное, 5 газовых, и 8 газоконденсатных месторождений. В промышленной разработке находятся 1 газовое, и 8 газоконденсатных месторождений. Также есть одно месторождение мела , которая используется для производства соды, его запас 19,2 млрд. тонн. Строительная индустрия Луганщины опирается на собственное сырье, которое представлено 124 месторождениями, 25 из них эксплуатируются.

Пресные подземные воды для хозяйственно-питьевого водообеспечения разведаны на 66 участках, суммарное количество утвержденных запасов пресных вод составляет почти 1,8 млн.куб. м в сутки. Минеральные воды разведаны на 8 участках. Утвержденные балансовые запасы минеральных вод составляют 2,4 тыс.куб.м. в сутки. Носамым главным нашим богатством является каменный уголь. Но Немного из истории добычи угля. Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году , возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр I.

Как же добывают уголь? Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах –карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.

Кроме угля на нашей территории добывают песок.

Песок — это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород. Природный песок является собой рыхлую смесь маленьких частичек диаметром до 5 мм. Песок бывает речным, карьерным мытым или сеяным, строительным, морским, озёрным.

Природный песок используются больше всего в строительстве.

Еще ведутся разработки добычи глины. Глина — это осадочная горная порода, состоящая из глинистых минералов. Ей можно придать любую форму. После обжига глина приобретает прочность камня. Её используют в сыром виде и для изготовления грубокерамических изделий: посуды, дренажных труб, строительного красного кирпича, черепицы и т.д. Глины широко применяются также для получения керамзита.

Я провела несколько опытов и узнала некоторые свойства полезных ископаемых.

источник

Человек давно научился применять то, что так щедро дает ему природа. Полезные ископаемые – еще одно богатство Земли. На этом уроке мы поговорим о добыче, свойствах и применении таких полезных ископаемых как гранит, известняк, песок, глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ. Поговорим об охране подземных богатств и месторождениях полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек. Земная кора – источник самых разнообразных полезных ископаемых: нефти, каменного угля, железной руды, меди, золота, никеля и многих других.

Гранит – одно из наиболее известных полезных ископаемых (рис. 1).

Он очень прочный и тяжелый, встречается не только в горных районах, но и на равнинах. Гранит может быть серого, темно-красного, дымчатого цветов. Часто встречаются белые или черные вкрапления. Состоит из кварца, слюды, полевого шпата. Используется в строительстве, как облицовочный материал. Имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнению, потому он оптимален для мощений как внутри помещений, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, для создания столешниц и колонн (рис. 2–4).

Рис. 2. Гранитные ступени лестницы (Источник)

Рис. 3. Облицовка пола и стен гранитом (Источник)

Известняк – это мономинеральная порода, состоящая из кальцита с примесями (рис. 5).

Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, он широко распространен и в других местах. Известняк не блестит, обычно светло-серого цвета, хотя может быть белым и темным, почти черным, голубоватым, желтоватым или розовым – в зависимости от состава примеси. Используется в строительстве, в качестве удобрения, из него изготавливают школьный мел (рис. 6).

Песок и глина – это очень распространенные горные породы, они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используется в строительстве, а также при изготовлении стекла (рис. 7–9).

Рис. 8. Песок используется в строительстве (Источник)

Из глины же делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы (рис. 10–12).

Влажная глина очень хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали прочными и твердыми (рис. 13–15).

Изделия из обожженной глины называют керамикой (рис. 15).

Торф – это горючее полезное ископаемое, образованное скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот (рис. 16).

Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполностью разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см. Используется торф комплексно: как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал. Использовать торф нужно экономно, потому что он медленно образуется в природе. Очень важно оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары очень трудно потушить, а ведь возникнуть они могут из-за непотушенного костра, от неосторожно брошенной спички и по другим причинам.

Уголь – это горная порода, которая образовалась в недрах земли из останков древних растений (рис. 17).

Сначала образовался торф, а потом из него уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, антрацит, каменный уголь (рис. 18–20).

Уголь – это горючее полезное ископаемое. При горении он дает много тепла, вот почему его используют как топливо. Кроме того уголь служит сырьем для химической промышленности, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Уголь коксуется, а кокс используется в металлургическом производстве. Уголь добывают в специальных шахтах и карьерах (рис. 21).

Железная руда – это общее название нескольких разновидностей материалов, которые служат источником железа (рис. 22).

Они бывают черного, бурого, желтоватого или красноватого цветов. Самое главное свойство железной руды – это плавкость. На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна делают сталь (рис. 23).

Рис. 24. Чугунный радиатор отопления (Источник)

Рис. 25. Столовые приборы из нержавеющей стали (Источник)

Чугун очень хрупок, поэтому он идет на изготовление только некоторых деталей. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Из стали делают очень многое: от кухонных ножей до машинных механизмов (рис. 24, 25). Железную руду добывают в шахтах или карьерах. Как и другие полезные ископаемые, железную руду нужно расходовать экономично. В железной руде, кроме железа, содержатся другие ценные химические элементы, такие как титан, ванадий, кобальт. Это очень важные вещества. Например, без титана невозможно обойтись при создании космических ракет.

Нефть – это густая маслянистая жидкость темного цвета с резким запахом (рис. 26).

Она горючая. Попадая в воду, нефть растекается тонкой пленкой по ее поверхности. Ученые считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад. Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают топливо (бензин, керосин), мазут, смазочные масла, различные лаки, краски, пластмассы и многое другое. Для добычи нефти строят специальные буровые вышки и бурят глубокие скважины (рис. 27).

По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится помогать. Для этого ее выкачивают мощными насосами. Добытая нефть используется не только на территории нашей страны. Россия – один из самых крупных в мире экспортеров нефти. В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам – это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железной дороге в цистернах и особых морских суднах – нефтеналивных танкерах (рис. 28).

Рис. 28. Нефтеналивной танкер (Источник)

Природный газ – это очень хорошее топливо, его используют не только в быту, но и на электростанциях, котельных и на заводах (рис. 29–31).

Рис. 29. Добыча природного газа (Источник)

Рис. 31. Использование природного газа в быту (Источник)

Чтобы добыть газ из-под земли, бурят скважину, от месторождения на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Очистить загрязненную реку, посадить новый лес на месте вырубленного, получить потомство от редких или исчезающих видов животных хотя и непросто, но можно. А вот восстановить природные богатства практически невозможно. Полезные ископаемые образовались в недрах нашей земли за миллионы лет, вот почему нужно использовать их очень экономично. Часто случается так: добывают одно полезное ископаемое, а вместе с ним попадаются и другие, например, в железной руде вместе с железом добывают и другие ценные металлы, а вместе с нефтью – попутный газ. Их тоже нужно обязательно использовать.

Когда полезные ископаемые перевозят, строго следят за тем, чтобы твердые вещества не рассыпались, а нефть не проливалась, не попадала в почву, реки, моря, ведь так можно потерять много полезных ископаемых и загрязнить окружающую среду (рис. 32).

Рис. 32. Перевоз полезных ископаемых (Источник)

Вместо железной руды нередко можно использовать металлолом, а ценные материалы заменять более дешевыми. Например, сталь – пластмассой.

Как известно, полезные ископаемые относятся к неживой природе, но оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда еще не было людей, не исчезли бесследно, их остатки превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ, и этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком.

Месторождением полезных ископаемых называют территорию, где присутствуют скопления минеральных образований, выходящих на поверхность или находящихся в недрах земной коры. В результате определенных геологических процессов природного характера создаются приемлемые условия для залегания полезных ископаемых. В месторождениях полезных ископаемых могут залегать следующие типы минеральных образований:

Полезные ископаемые газового типа (горючие и негорючие газы).

Полезные ископаемые жидкого типа (подземные воды и нефть).

Полезные ископаемые твердого типа (горные породы).

Месторождения полезных ископаемых имеют несколько классификаций, отличающихся по функциональным и практическим особенностям. С точки зрения промышленной эксплуатации месторождения полезных ископаемых подразделяют на такие типы:

Металлорудные месторождения, в которых залегают руды различных металлов (черных, драгоценных, цветных или даже радиоактивных).

Месторождения нерудного и неметаллического характера, которые служат для добычи сырья для промышленного, технического, химического, строительного и металлургического назначения.

Месторождения горючих полезных ископаемых, содержащие такие материалы, как торф, нефть, уголь, горючие газы и т. д.

Месторождения гидроминерального характера, где залегают подземные минеральные воды.

После обнаружения месторождение полезных ископаемых исследуется: определяется количество полезных и вредных компонентов в минеральных образованиях, которые пригодны для обработки. В случае если в месторождениях присутствует минимальное количество полезного сырья и его качество не достигает поставленных пределов, но при этом пригодно для эксплуатации в той или иной сфере, то такие месторождения называются промышленными кондициями. Месторождения полезных ископаемых могут истощаться, поэтому относиться к полезным ископаемым нужно бережно и расходовать их экономично.

На следующем уроке мы узнаем, из чего состоят все живые организмы (в том числе наше тело), из чего состоит клетка любого живого организма и много других интересных фактов.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Полезные ископаемые России».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одном из полезных ископаемых России.
  3. Обоснуйте необходимость рационального использования угля или нефти.
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте сканворд (до 20 вопросов) «Полезные ископаемые моего края».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Источники:
  • http://www.myshared.ru/slide/195367
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-poleznie-iskopaemie-636996.html
  • http://kopilkaurokov.ru/geografiya/presentacii/priezientatsiiapolieznyieiskopaiemyie
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575262/
  • http://900igr.net/prezentacija/okruzhajuschij-mir/poleznye-iskopaemye-157547.html
  • http://uslide.ru/okruzhayuschiy-mir/17935-poleznie-iskopaemie.html
  • http://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-geografii/808-poleznye-iskopaemye.html
  • http://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-okruzhaiushchemu-miru-poleznye-is.html
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/rodnoy-kray-chast-bolshoy-strany/poleznye-iskopaemye-tvoego-kraya