Меню Рубрики

Рельеф и полезные ископаемые карта 7 класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок по данной теме содержит большой теоретический материал, требует наглядности, с целью облегчения усвоения темы, было создано электронное приложение к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Поскольку это урок изучения и первичного закрепления знаний, электронное приложение в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал, повышает мотивацию к обучению, активизирует познавательные процессы, повышает эффективность урока. В данное приложение собран из различных источников весь необходимый материал по теме, что делает его удобным в использовании. Оно включает в себя презентацию, видеофрагмент, флэш-анимации, подробную разработку урока, рабочую тетрадь. В изложении материала использовался творческий подход, присутствуют схемы, с помощью которых лучше усваивается материал.

В ходе урока, для проверки домашнего задания и закрепления нового материала, используется интерактивная доска «Smart Board» (в приложении есть файл Notebook «Крайние точки Евразии» для интерактивной доски), а также при работе на контурной карте учащиеся отмечают крайние точки и формы рельефы маркерами на интерактивной доске.

Цель и задачи урока: создать условия для формирования знаний о современном рельефе материка Евразия; создать условия для формирования образного представления о формах рельефа материка; формирования эмоционально – ценностного отношения к миру; совершенствовать умение называть и показывать крупные формы рельефа на карте; устанавливать причинно- следственные связи, закономерности размещения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых .

Оборудование: физическая карта Евразии, атласы, карта строения земной коры, презентация «Рельеф Евразии», рабочая тетрадь, видеофрагмент «Гималаи», интерактивная доска «Smart Board», анимации «Образование складчатых гор», «Равнины мира» «Вулканы Камчатки».

  1. Задание на интерактивной доске: установить соответствие между крайними точками Евразии и их географическими координатами (файл notebook «Крайние точки»).
  2. Фронтальный опрос по вопросам об особенностях ГП Евразии, работа с физической картой Евразии.
  3. Задание на интерактивной доске: отметить и подписать название крайних точек Евразии на контуре материка.

— Какой компонент природы мы всегда изучаем после ГП материка? (Слайд №1)

— Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

2. Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности. (Слайд №2)

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

— Разнообразен ли рельеф Евразии?

— Что вы можете сказать высоте Евразии?

— Назовите величайшую горную систему земного шара.

— Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

— Посчитайте колебания высот на материке. (Слайд № 3)

Чем объясняется разнообразие поверхности материка? В чем причины такого расположения гор и равнин? (Слайд №4)

География опять!
Рельеф Евразии мы будем изучать.
Его разнообразие по карте замечается
От других материков он очень отличается.
Почему так? Не поймете, коль причин не разберете.
Мы до сути докопаемся,
И узнать все постараемся.

4. Строение земной коры в пределах Евразии.

-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?

Какой тип земной коры залегает в основании материков? Какие участки на нем выделяются? Какие формы рельефа им соответствуют? (работа по схеме) (Слайд № 5)

5. Анализ карты строения земной коры. (Слайд № 6)

— Что лежит в основании материка Евразии?

— Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты?

— Выделите по карте самые древние участки Евразийской литосферной плиты, определите их возраст.

— Где в основании находятся области складчатости? Назовите их возраст.

— Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка?

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

6. Землетрясения и вулканизм.

— С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

— Чем отличаются эти части материка?

— Что происходит в таких зонах и как они называются? (Слайд № 7)

— Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

— Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне? (Слайд №8)

— Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой, Слайды № 9-10)

— Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

— Что еще повлияло на рельеф Евразии?

Сообщение учащегося (индивидуальное задание) «Древнее оледенение на материке Евразия».

Работа по схеме (Слайд № 11), заполнение таблицы в рабочей тетради с помощью карты (смотри рабочую тетрадь), проверка по слайду (Слайд № 12).

10. Виртуальное путешествие по Евразии.

Горы Евразии. (Слайды №13-23)

Гималаи (просмотр видеофрагмента «Гималаи» (Слайд № 14), просмотр анимации «Образование складчатых гор» (Слайд № 15), работа с картой, беседа)

Памир, Альпы, Тянь– Шань, Кунь– Лунь, Тибет, Кавказ.

Равнины Евразии. (Слайд № 24-26)

— Вспомнить закономерности распределения полезных ископаемых и тектонических структур (Слайд № 27).

— Богата ли Евразия полезными ископаемыми? (работа с картой, слайд № 28)

Заполнить таблицу в рабочей тетради, проверка по слайду (Слайд № 29)

1. Задание на интерактивной доске: на контурной карте Евразии подписать три крупные равнины и три горные системы, по выбору учащегося.

2. Задание (рабочая тетрадь, проверка по слайду №30)

С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры,
Трудно это, или просто,
Нам расставить их по росту?

Определить и расставить по мере увеличения высоты горные вершины: Монблан, Эльбрус, Белуха, Джомолунгма, Чогори.

3. Работа по тренажерам на интерактивной доске.

Д/З. п. 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Интернет – ресурсы, использованные при подготовке презентации:

  1. http://geograph/ucoz/kz/load/videokollekcija/7klass.
  2. http://images/yandex.ru
  3. http://ru.wikipedia/org/wiki/
  4. http://lotoskaj/ucoz/ru
  5. http://narod/ru
  6. http://school-collection/edu/ru
  7. http://img12.nnm.ru
  8. http://img15.nnm/ru
  9. http://0222.bu/upload/world
  10. http://novost.ge/wp-content
  11. http://graphics8/nutimes.com/images
  12. http://upload:wikimedia/org/wikipedia
  13. http://wwwalt-guide.ru
  14. http://wwwtrekkingsclub.ru

Приложение 1 (Рабочая тетрадь)

источник

План-конспект урока по географии (7 класс) на тему:
Модульная карта «Рельеф и полезные ископаемые Евразии».

Урок по теме «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Модульная карта.

Модуль II. Тема «Рельеф и полезные ископаемые Евразии»

Номер учебного элемента (УЭ)

Учебный материал, с указанием заданий.

Руководство по усвоению учебного материала.

Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями вы должны:

— установить особенности размещения крупных форм рельефа на материке;

— раскрыть закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры.

Внимательно прочитайте цель урока.

Цель: систематизировать знания о географическом положении материка Евразия.

1) Игольный; 2) Байрон; 3) Челюскин; 4) Альмади; 5) Гальинас;

6) Стип-Пойнт; 7)Дежнёва; 8) Йорк; 9) Хафун; 10)Рока; 11) Париньяс; 12) Каабу-Бранку; 13) Эль-Абьяд; 14)Пиай; 15) Фроуэрд.

2. К каким океанам принадлежат моря:

— Норвежское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское;

— Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское;

— Северное, Балтийское, Средиземное, Чёрное, Мраморное;

1)Индийский океан; 2)Северный Ледовитый океан; 3)Тихий океан; 4)Атлантический океан.

II. Проверьте свои ответы по приложению. Проанализируйте свои ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме: 8 баллов – высокий; 7-6 баллов – средний; 5 и менее низкий.

Работайте самостоятельно в тетради.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Результаты занесите в таблицу контроля.

Цель: установить связь между строением земной коры и расположением основных форм рельефа материка.

  1. В §60 «Особенности рельефа Евразии, его развитие», с.233-234 найдите ответы на вопросы:

— Что лежит в основании материка Евразии?

— Чем можно объяснить разнообразие рельефа материка?

Цель: сопоставить карту строения земной коры с физической картой для выявления особенностей расположения крупных форм рельефа.

  1. Выполните практическую работу.

— Найдите на физической карте Евразии Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую и Великую Китайскую равнины; плоскогорья: Среднесибирское и Декан; нагорья: Тибет и Иранское; горы: Скандинавские, Уральские, Пиренеи, Альпы, Карпаты, Кавказ, Гималаи.

— Работу оформите в виде таблицы.

Названия основных форм рельефа

— После заполнения таблицы все указанные в ней формы рельефа нанести на контурную карту.

Цель: проверить знания, полученные в ходе работы на уроке.

А. Западно-Сибирская равнина 1) древняя платформа;

2) кр. месторождения нефти и газа;

3) средняя высота менее 100 м;

Б. Плоскогорье Декан. 5) область древней складчатости;

7) кр. месторождения жел. руды;

8) средняя высота 500 – 1000 м.

II. Проверьте свои ответы по приложению.

Работайте самостоятельно в тетради.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Результаты занесите в таблицу контроля

Цель: подведение итогов урока.

  1. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 16-14 баллов, то получаете оценку «5»; 13-11 баллов – оценку «4»; 10-8 баллов – оценку «3»; менее 8 баллов – оценку «2».
  2. Дифференцированное домашнее задание.

Изучить § 60, 61; вопросы №1, 2, стр.235

Изучить § 60, 61; вопросы №1, 2, 3, стр.235-236.

Оценку запишите в дневник.

Названия основных форм рельефа

б) области новой складчатости

Это разработка комбинированного урока по географии для 7 класса. Урок путешествие-исследование.

План-конспект урока с использованием ЭОР. Цель урока: Изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, выявить взаимосвязь тектонического строения и.

Тема: Рельеф и полезные ископаемые ЕвразииЦель: расширить и углубить знания обучающихся о природе Евразии.Задачи: — формировать знания и представления об особенностях основных форм рельефа и сос.

Разнообразие природы Евразии связано не только с ее географическим положением, но и с чрезвычайной сложностью строения земной коры в пределах материка.

сформировать у учащихся знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии, объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на ма.

Урок географии «Рельеф и полезные ископаемые Евразии» разарботан в соответствии с требованиями технологии модульного обучения и предназначен для учащихся 7 классов.

источник

Технологическая карта урока-

«Рельеф и полезные ископаемые Африки «

Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

Планируемые образовательные результаты

Формирование представлений об особенностях размещении зон в Африке, дать характеристику форм рельефа Африки, выявить взаимосвязь форм рельефа, тектоники и полезных ископаемых.

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, практических навыков и умений по анализу карты.

Создание условий для развития коммуникативных навыков.

Решаемые учебные проблемы

Выявить взаимосвязь размещения форм рельефа, тектоники и полезных ископаемых

Основные понятия, изучаемые на уроке

Плоскогорья, Великие Африканские разломы, тектонические озера — Виктория, Танганьика, Ньяса.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Телевизор, компьютер, интерактивная доска

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 Организационный момент. 2мин

Сообщение темы, целей и задач урока

Подготовка к уроку, организация рабочего места

2 Проверка домашнего задания. – 10мин.

1).Устный опрос История исследования Африки.

2. Путешествие Давида Левингстона.

3.Путешествие Генри Стенли

.4 Путешествие Василия Юнкера, Николая Гумилева, Николая Вавилова.

2). Проверка заполнения таблицы о путешественниках, исследовавших Африку.

2. ЭТАП Актуализация знаний — 5мин

1. Каковы особенности географического положения Африки.

3. Какие существуют формы рельефа.

4. Что такое полезные ископаемые.

5. Какие существуют виды полезных ископаемых?

6. Как связано размещение полезных ископаемых и формами рельефа.

Работают по физической карте Африки, участвуют в диалоге, предлагают варианты ответов

2. Сегодня на уроке вы узнаете.

1. О геологической истории Африки.

2. О современном рельефе материка.

3. О размещении полезных ископаемых на материке.

3. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Как вы думаете- Почему в Африке нет крупных горных хребтов?

Предлагают варианты ответов

Какую карту надо пранализировать, чтобы ответить на этот вопрос?

Анализ тектонической карты, выявление закономерности (связи форм рельефа с складчатыми областями и с платформами) стр.3-4 и 14 атласа (Физическая и тектоническая капта Африки)

5 ЭТАП Изучение нового материала- 20мин

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Просмотр Инфоурока «Основные черты природы Африки. Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые».- 4 мин.

Вопросы после просмотра «Инфоурока»

1. Что лежит в основании материка- ?

2.Какие формы рельефа преобладают на территории Африки ?

3. Где в Африке находятся горы. Какого они возраста.?

4. Назовите самую высокую вершину материка- гора

5. Почему Африка в далеком будущем разделится на две части — узнаем из текста учебника стр 158 последний абзац

6. Почему в Африке преобладают на северной и западной части- полезные ископаемые осадочного происхождения , а на юге и востоке в горных районах преобладают магматического происхождения?

Формулировка вывода, после просмотра инфоурока. записать в тетрадь

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи

Присмотр инфоурока «Основные черты природы Африки. Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые»- 4 мин.

Древняя Африканская платформа.

— на северо — западе Атласские альпийская фаза складчатости, на юге- Драконовы и Капские

(.на востоке материка наметился Восточно-Африканский разлом или Рифтовая долина, проходящий через Восточно-Африканское нагорье, озера – Таганьика, Ньяса, Виктория,)

— Потому что северная и западная Африка была в прошлом дном моря и там полезные оскопаемые осадочного происхождения, а в южной и западной Африке находятся древние горные сооружения , где и залегают магматические горные породы.

-Общий характер поверхности равнинный. Так как большая часть материка расположена на платформе, на крайнем северо-западе – молодая складчатая область, северная и центральная части – равнинный рельеф, южная часть – горный.

Физкультминутка- динамическая пауз —1мин.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Практическая работа: «Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

Коррекция выполнения заданий учащимися, оказание помощи слабоуспевающим учащимся

Нанести на контурную карту основные формы рельефа по тексту учебника. И полезные ископаемые по карте атласа.

-Какие формы рельефа преобладают в различных частях Африки.

-Назовите наивысшую точку Африки и где она находится.

-Назовите полезные ископаемые Африки и особенности их размещения на материке.

Оказание помощи в формулировке выводов к содержанию уроку

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока)3 мин

Рефлексия по вопросам учителя (на отдельных листах)

8 ЭТАП Домашнее задание .п.21 Основные формы рельефа.

Номер материала: ДБ-1287775

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Африканские равнины формировались по-разному. Одни образовались за счёт разрушение гор, существовавших здесь в докембрийскую эру. Другие образовались за счёт поднятия Африканской платформы.

Африкано – Аравийская платформа, на которой стоит Африка, также является рельефообразующей для Аравийского полуострова, Сейшельских островов и Мадагаскара.

Кроме равнин в Африке также есть:

  • плоскогорья;
  • котловины(самые крупные расположены в государствах Чад и Конго);
  • разломы (именно на этом континенте находится самый крупный разлом земной коры – Восточная Африка, от Красного моря до устья реки Замбези, через Эфиопское нагорье).

Рис 1. Карта рельефа Африки

Если судить по карте высот, всю Африку можно разделить на две части: Южная и Северная Африка и Восточная и Западная Африка. Есть ещё одно условное деление: Высокая и Низкая Африка.

Низкая часть более обширна. Она занимает до 60% всей территории континента и территориально расположена на севере, западе и в центральной части материка. Здесь преобладают вершины до 1000 метров.

Высокая Африка – это юг и восток материка. Средние высоты здесь 1000 – 1500 метров. Здесь же находятся самая высокая точка, Килиманджаро (5895) и чуть уступающие ей Рувензори и Кения.

Если говорить о характеристике рельефов, то их можно представить кратко следующим образом.

Преобладающий рельеф

Здесь находится горная цепь Атлас (самая длинная на материке – боле 6 тысяч км), достаточно молодая, образовавшаяся на стыке двух литосферных плит (самая высокая точка – гора Тубкаль, Марокко, 4165 метров). В этом регионе также расположена часть Эфиопского нагорья с максимальными вершинами в 4 т метров (наиболее сейсмически регион, который иногда называют «крышей Африки»).

Большую часть этого региона занимает Восточно – Африканское плоскогорье (или Восточно – Африканская рифтовая долина). Здесь находятся самые высокие горы и потухшие вулканы (Килиманджаро), а также самые глубокие озёра континента.

В этом регионе рельеф достаточно разнообразный. Есть горы (Капские, Драконовы), котловины и Южно – Африканское плоскогорье.

В этом регионе также преобладают горы (Атлас) и плоскогорья.

По средней высоте, 750 метров над уровнем моря, Африка занимает третье место в мире после Антарктиды и Евразии. Так что, Африку по праву можно считать одним из самых «высоких» материков на планете.

Полезные ископаемые Африки, благодаря её тектоническому строению, разнообразны. Кроме того, месторождения некоторых из них являются самыми крупными в мире.

Так как в Африке на заре её формирования происходила серьёзная тектоническая активность, то здесь очень много магматических пород, которые привели к образованию различных рудных полезных ископаемых. Эти месторождения находится не глубоко, особенно в Южной и Восточной Африке, где кристаллические породы залегают близко к поверхности, так что их добыча ведётся открытым способом.

В Южной Африке располагаются крупнейшие месторождения:

Северная и Западная Африка богата также:

  • каменным углём;
  • солями (различного типа и свойств);
  • марганцем;
  • нефтью (побережье Гвинейского залива; Алжир, Ливия, Нигерия);
  • природным газом;
  • фосфоритами;
  • хромитами;
  • боскитами.

Здесь были обнаружены месторождения кобальта, олова, сурьмы, лития, асбеста, золота, платины и платиноидов.

Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки – ЮАР. Здесь добывают практически все виды природных ископаемых, за исключением нефти, природного газа и бокситов. Особенно много в ЮАР угля, причём его залежи здесь максимально поверхностные, так что добыча этого природного ресурса не вызывает сложностей.

Рис 3. Карта полезных ископаемых Африки

Несмотря на то, что Африка очень богатый на природные ресурсы материк, более 80% всего добытого здесь идёт на экспорт и перерабатывается за его пределами. Дело в том, что перерабатывающая промышленность здесь развита очень слабо.

Какими полезными ископаемыми богата Африка ещё? Естественно, алмазами, которые используются не только для изготовления бриллиантов, но и в промышленности благодаря своей исключительно твёрдости.

Африканский рельеф сложный. В основном, он состоит из равнин, плоскогорий и нагорий. Низменностей очень мало, хотя присутствуют разломы и впадины.

Благодаря тому, что когда-то Африка переживала сильнейшую тектоническую активность, на территории материка большое количество залежей самых разнообразных природных ископаемых.

источник

Технологическая карта урокА географии

Тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Африки».

Тип урока – комбинированный.

Цель – изучить особенности рельефа и полезные ископаемые Африки.

определить причины размещения крупных форм рельефа;

связать размещение форм рельефа со строение земной коры;

выявить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых;

продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;

развивать умения работать с географическими картами, анализировать их и сопоставлять;

развивать знания об особенностях природы Африки;

развивать умения самостоятельно выполнять работу (развитие регулятивных УУД).

Планируемые результаты (ученик научится, ученик получит возможность научиться)

формирование представлений о размещении крупных форм рельефа Африки;

формирование умения связывать полезные ископаемые со строением поверхности Африки;

ученик научится называть и показывать крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых в пределах Африки;

ученик научится объяснять особенности формирования поверхности Африки, связывать крупные формы рельефа со строением земной коры;

ученик получит возможность научиться прогнозировать, что произойдёт с Африканской плитой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки, будут усиливаться.

повышение учебной мотивации;

осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности;

формирование целостной картины мира.

развитие умений работать с информацией: с текстом учебника и картами атласа (познавательные УУД);

ученик научится отбирать материал по теме, составлять логические цепочки (познавательные УУД);

ученик научится проводить синтез изученного материала, выявлять причинно-следственные связи (познавательные УУД);

ученик получит возможность научиться анализировать связи соподчинения и зависимости компонентов (познавательные УУД);

ученик получит возможность научиться выделять и формулировать познавательные задачи урока (регулятивные УУД);

развитие умений монологической речи, дополнять ответ, доказывать свою точку зрения (коммуникативные УУД);

развитие умений в ретроспективе видеть свою деятельность в ходе рефлексии (все группы УУД).

Средства обучения: учебник (Коринская В. А. География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – 6-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 335 с.: ил., карт.), атлас (География. 7 кл.: атлас. – 4-е изд. испр. – М.: Дрофа, 2018. – 64 с.: карт. ил.), контурные карты (География. 7 кл.: контурные карты. – М.: Дрофа, 2018. – 44 с.), мультимедийная презентация.

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно-мотивационный этап урока

Подготовиться к работе на уроке.

Подготовка рабочего места: учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

Проверка наличия выполненного домашнего задания

– Подготовьте, пожалуйста, свои контурные карты, на которых вы отмечали особенности географического положения Африки.

Сдают свои работы на проверку.

Показывают выполненное задание на контурных картах.

Проверка ранее изученного материала

Приём «Да-нет», блиц-опрос по цепочке.

– Верны ли следующие утверждение?

Африка – самый большой материк.

Экватор пересекает Африку практически по середине.

Африка расположена во всех четырёх полушариях.

На севере Африка омывается Чёрным морем.

Африку и Евразию только разделяет Суэцкий канал.

На западе Африка омывается Атлантическим океаном.

Северная крайняя точка материка – мыс Игольный.

Самый крупный остров у берегов Африки – остров Мадагаскар.

Большой вклад в открытие внутренних районов материка внёс Васко да Гама.

Давид Ливингстон открыл водопад Виктория.

У северо-восточных берегов Африки проходит Сомалийское течение.

Анализируют суждения, формулируют краткий ответ: либо «да», либо «нет».

Сообщение темы урока, создание мотивационной установки

– Удивительны и прекрасны горные цепи Африки: Атлас, Драконовы горы, Капские горы, Эфиопское нагорье и др. Только взгляните на их красоту и величие. Одно из самых красивых мест в Африке – это потухший вулкан Килиманджаро. Его первооткрывателем был немец по имени Йоханнес Ребан, который отправился исследовать эти места в 1848 году, однако первое успешное восхождение на Килиманджаро состоялось в 1889 году и заняло порядка 6 недель. Как вы думаете, почему покорение данной вершины заняло столь длительный срок?

Анализируют фото горных цепей Африки, показанные на слайде мультимедийной презентации.

Высказывают предположение о том, почему покорение Килиманджаро заняло около 6 недель (высота вулкана около 6 км).

Предложить полистать текст параграфа и определить цель.

– Как вы думаете, что нам предстоит сегодня изучить?

Просматривают текст параграфа.

Предлагают цель урока – изучить особенности рельефа и полезные ископаемые Африки.

В ходе обсуждения выдвигают следующие задачи урока:

определить причины размещения крупных форм рельефа;

связать размещение форм рельефа со строение земной коры;

выявить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

2. Процессуально-содержательный этап урока

Актуализация опорных знаний и умений

Провести фронтальный опрос по следующим вопросам:

Какие формы рельефа выделяют на суше?

На какие крупные блоки разбита вся литосфера Земли?

Какие формы рельефа размещаются на платформах?

Какие полезные ископаемые преобладают на платформе: осадочные или рудные? Почему?

Отвечают на поставленные учителем вопросы:

формулируют определение (рельеф – совокупность неровностей земной поверхности);

перечисляют и называют формы рельефа суши (равнины и горы);

формулируют суждение (литосфера разбита на отдельные блоки – литосферные плиты);

формулируют определение (платформа – относительно устойчивый участок литосферной плиты, имеющий двухъярусное строение: осадочный чехол и кристаллический фундамент);

формулируют суждение (на платформах размещаются как правило равнины);

формулируют суждение (для платформ характерны осадочные полезные ископаемые, т. к. это – устойчивый участок, мало подверженный внедрению мантийного вещества).

– Как называется литосферная плита, на которой расположена Африка? Куда и с какой скоростью она движется?

– Что занимает большую часть материка: платформа или складчатые пояса?

– Какая платформа лежит в основании Африки?

– Имеется ли на территории Африки зона расхождения литосферных плит? Докажите свою точку зрения.

– Какие формы рельефа преобладают на материке?

– Где в Африке расположены горы и нагорья? Назовите их.

– Какая часть Африки наиболее гористая? С чем это связано?

– Где расположена и как называется самая высокая точка Африки? Назовите её высоту.

– Назовите самую низкую точку Африки. В какой части Африки она находится?

Анализируют карту атласа: «Строение земной коры и полезные ископаемые», формулируют суждение (материк находится на Африканской плите, которая движется на северо-восток со скоростью 1,9 см/год).

Анализируя карту атласа: «Строение земной коры и полезные ископаемые», формируют суждение (платформенная область).

Анализируя карту атласа: «Строение земной коры и полезные ископаемые», формируют суждение (древняя Африкано-Аравийская платформа).

Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (возвышенные равнины – плоскогорья).

Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (на северо-западе – Атлас, на востоке – Эфиопское нагорье, на юго-востоке – Драконовы горы, на юге – Капские).

Сопоставляют карты «Строение земной коры и полезные ископаемые» и «Африка. Физическая карта», формируют суждение (восточная часть материка наиболее гористая, так в зоне расхождения лит на поверхность изливается магма).

Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (вулкан Килиманджаро, 5895 м).

Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (уровень озера Ассаль, побережье Аденского залива, – 155 м).

Доказывают факт раздвижения литосферных плит на востоке Африки, приводят следующие аргумента: узкое, но глубокое Красное море, наличие многочисленных озёр в зоне Великих разломов на востоке.

Составляют кластер «Рельеф Африки». Рядом со стороной горизонта подписывают крупнейшие горы, нагорья и плоскогорья.

– Восстановите логические цепочки:

равнина – складчатая область – осадочные полезные ископаемые;

горы – платформа – магматические полезные ископаемые.

– Определите, какие полезные ископаемы преобладают в восточной части Африки? С чем это связано?

– Как вы думаете, почему в зоне Великий разломов преобладают месторождения золота и алмазов?

– Где в Африке преобладают рудные полезные ископаемые, а где – садочные? С чем это связано?

– Какова ценность, имеющихся на материке полезных ископаемых?

Находят ошибки в цепочке причинно-следственных связях, формулируют правильные суждения.

Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (на востоке материка преобладают месторождения золота и алмазов).

Сопоставляют сведения о ранее изученных особенностях строения поверхности Африки, формулируют суждение (в зоне разломов под большим давлением на поверхность изливается магма, что приводит к образованию месторождений золота и алмазов).

Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (на западе материка преобладают осадочные месторождения полезных ископаемых, а на востоке и в горах – рудные).

Высказывают предположения о важности полезных ископаемых (нефть и природный газ – важнейшие топливные ресурсы, алмазы и золото применяются в ювелирном деле, руды необходимы для производства различных изделий).

Закрепление нового материала

– Определите форму рельефа Африки по краткому описанию, найдите её в атласе, подпишите название на контурной карте, значками покажите месторождения полезных ископаемых.

Эти горы находятся на северо-западе Африки, приурочены к складчатым структурам герцинского и альпийского возрастов. На территории этих гор преобладают рудные полезные ископаемые.

Эта форма рельефа лежит вблизи экватора; сформировалось в зоне Великих Африканских разломов. Его территория обрамляется множеством озёр, крупнейшим из которых является Виктория. Также здесь находится наивысшая точка Африки.

Используя атлас и контурные карты, выполняют поставленную задачу (в первом случае подписывают горы Атлас, наносят значки медных, железных и полиметаллических руд; во втором – подписывают Восточно-Африканское плоскогорье, наносят значки золота и алмазов.

Выполнение работы на контурной карте.

4. Рефлексивный этап урока

– Назовите тему и цель сегодняшнего урока.

– Какие задачи мы поставили в начале урока? Все ли из них удалось решить?

– Что мы использовали в процессе урока? Для чего?

– В какой последовательности мы с строение поверхности Африки? Почему именно в такой?

– Связаны ли изученные нами элементы между собой? Каким образом?

Вспоминают и называют тему, цель и задачи урока.

Определяют, какие задачи выполнены в полном объёме, какие частично, а какие не удалось решить. Предполагают, по какой причине не удалось решить те или иные задачи.

Называют средства обучения, которые использовалась в ходе урока.

Называют последовательность изученных смысловых блоков. Объясняют правильность изучение строения поверхности именно в такой последовательности.

Находят связи между смысловыми блоками урока.

Доказывают целесообразность использования учебника и атласа на уроке.

Выстраивают причинно-следственные связи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми.

Анализируют результаты своей деятельности.

Информирование домашнего задания, обсуждение способов его выполнения

– Прочитайте параграф 19, устно ответьте на вопросы после параграфа из блока «Вопросы и задания».

– Отметьте на контурной карте все формы рельефа, которые мы называли на уроке. Значками покажите крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Уточняют не понятные моменты.

Обсуждают, на какой карте в брошюре выполнять задание, какими цветами и т. д.

источник

Рельеф. В основании материка залегает древняя гондванская платформа, опущенная на северо-западе и более приподнятая на юго- востоке континента. В Африке преобладают равнины высотой от 200 до 1000 м, в основном, это возвышенности и плоскогорья. Низмен­ностей на континенте мало, расположены они у побережий океанов и морей. Гор в Африке тоже немного. Самый юг материка окаймляют разрушенные, плосковершинные Капские горы. На юго-востоке образовались Драконовы горы. Северо-запад континента занят высокими горами Атлас, хребты которых располагаются на стыке двух литосферных плит.

Под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, что привело к образованию высоких плоскогорий. Другие опускались, в результате возникли крупные котловины. Движения сопровождались разломами земной коры, образованием горстов, грабенов, извержениями вулканов, землетрясениями. В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Здесь происходит раздвижение Африканской литосферной плиты, поэтому бывают землетрясения и извержения вулканов.

По преобладающим высотам материк подразделяют на две части:

1) Низкая Африка, включающая Северную и Западную Африку, где высоты ниже 1000 м. Низкая Африка на значительной части покрыта осадочными породами — континентальными и морскими. Эти территории длительное время были заняты морем;

2) Высокую Африку т.е Восточную и Южную Африку с высотами более 1000 м. Восточная часть Африки занимает приподнятое Восточно-Африканское плоскогорье. Здесь находится самая высокая вершина материка, Килиманджаро. К северу от Восточно-Африканского плоскогорья располагается Эфиопское нагорье. Оно состоит из высоких плато — возвышенных равнин, сложенных горизонтально залегающими осадочными и вулканическими породами. Плато ограничено высокими уступами. Плоскогорье Южной Африки в центральной части понижается и переходит в котловины. В Восточной и Южной Африке часто на поверхность выходят древние кристаллические породы.

Полезные ископаемые. Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Из-за преобладания магматических пород в Африке много рудных полезных ископаемых, которые образовались при внедрении магмы из глубин Земли в толщу земной коры по линиям разломов. В Южной и Восточной Африке они залегают неглубоко, так как древние кристаллические породы находятся близко от поверхности. Южная Африка богата алмазами (ЮАР, Ботсвана). Среди осадочных пород наибольшее распространение получили каменный уголь, различные соли. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива находятся крупные нефтяные месторождения. Горы Атлас известны фосфоритами.

Найдите географические объекты; указанные в тексте параграфа на карте.

1. Нагорье Тибести — вулканический массив, высшая точка . которой является потухшим вулканом Эми-Куси (3415м) и имеющий огромный кратер в размере 12 км в диаметре.

2. Нагорье Ахаггар — вулканический массив, состоящий из плосковершинных ступенчатых плато (высоты около 800м), которые вытянуты с севера на юг и базальтовых хребтов (высота около 2000м) над которым поднимается самая высокая вершина этого массива-Тахат (3005м).

3. Горный массив Рувензори находится в Нейтральней Африке. Снежные вершины поднимаются в высоту до 5000 м Их назвал Лунными горами древний географ Птолемей.

1. Назовите особенности рельеф а континента.

2. Покажите на карте основные формы рельефа Африки.

3. На какие две части по преобладающим высотам подразделяют материк?

4. Какими полезными ископаемыми богат материк?

Заполните пропуски, используя карты «Африка. Физическая карта» и «Строение земной коры»:

1. Основная форма рельефа Африки , а именно:

2. В основании материка залегает платформа.

3. Всем платформам в рельефе соответствуют

4. Самое большое плоскогорье —

5.Самая высокая точка континента — , её высота —

6. На северо-западе находятся горы , они соответствуют

. складчатости. и образовались на стыке. плит.

7. На юге образовались горы , по высоте они

источник

Технологическая карта урока географии » Рельеф и полезные ископаемы Африки» для дистанционного образования

Урок адаптирован под дистанционное образование, поэтому используется электронная тетрадь( Google документ), разработанный и адаптированный индивидуально для каждого ученика, ИРЛ, упражнения LearningApps.org , презентация

Технологическая карта урока-Касьянова Екатерина Валерьевна

Рельеф и полезные ископаемые Африки

Планируемые образовательные результаты

Формирование представлений об особенностях размещении зон в Африке, дать характеристикуформ рельефа Африки,выявить взаимоствязь форм рельефа, тектоники и полезных ископаемых.

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, практических навыков и умений по анализу карты.

Создание условий для развития коммуникативных навыков.

Решаемые учебные проблемы

Выявить взаимоствязь размещения форм рельефа, тектоники и полезных ископаемых

Основные понятия, изучаемые на уроке

Плоскогорья,Великие Африканские разломы, тектонические озера

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Электронная тетрадь( Google,), презентация, Индивидуальные рабочие листы в Google, упражнения LearningApps.org

Урок адаптирован под дистанционное образование, поэтому используется электронная тетрадь( Google документ), разработанный и адаптированный индивидуально для каждого ученика( Приложение1), ИРЛ( Приложение 2), упражнения LearningApps.org ( Приложение 3), презентация ( Приложение 4)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Мы шли к ней длинным перевалом,
Завал, штурмуя за завалом.
Потом карабкались на кручу,
Набрав камней в ботинки кучу.
И вот взошли на пик, ура!
Ты покорилась нам . .
( гора)

Показ фотографий (Приложение 5)

А о каком материке говорили мы на последнем уроке( Африка) Давайте попробуем

сопоставить ответ загадки и название материка, который мы изучаем. Что получается?( горы Африки)

А что такое горы? ( возвышенная форма рельефа) А какие еще бывают

формы рельефа?( показ фото Приложение 5)

Вывод учителя совместно с детьми- тема сегодняшнего урока- Рельеф Африки

Откройте свои рабочие электронная тетрадь ( Google документ) , ( Приложение1)

А что вы уже узнали об Африке?

Что хотели бы узнать о рельефе Африки? Выполним упражнениие( Дети выполняют упражнение, проверка друг у друга через демонстрацию экрана )

упражнение на проверку знания географического положения Африки http://learningapps.org/1173700

А что нам необходимо для изучения нашей темы урока? Физическая карта, тетрадь, учебник, дополнительные источники информации.

1.Что называется рельефом?
2. Назовите основные формы рельефа.
3. Почему рельеф изучается перед изучением других компонентов ПК?

4 Что нужно вспомнить, чтобы объяснить размещение форм рельефа ?

Работают по физической карте Африки, участвуют в диалоге, предлагают варианты ответов

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

В Африке нет таких высоких и протяженных цепей, как например Анды. Кордильеры или Гималаи. Какие формы рельефа преобладают? преобладает? Как это можно объяснить?

Предлагают варианты ответов

Какую карту надо пранализировать, чтобы ответить на этот вопрос?

Анализ тектонической карты, выявление закономерности( связи форм рельефа с складчатыми областями и с платформами)

4. ЭТАП планирования работы.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия «нового» знания.

5 ЭТАП Изучение нового материала.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

Выполнение, каких действий приведет нас к ответу электронная тетрадь

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Вносят ответы в

электронную тетрадь ( Приложение 1)

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания .

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

А как связан рельеф и полезные ископаемые( вспоминаем по презентации), находим в учебнике ответ на вопрос -Как эта взаимосвязь отражается в Африке?

Выполняют задания по новому материалу: Анализ карт и текста учебника, заполнение таблицы

электронная тетрадь https://docs.google.com/document/d/12Au5Ek_j7WM2Lt0o4-1l87PR4ttiSuSpU8GXqhE8KwQ/edit

Выполняем упражнение в Индивидуальном рабочем листе ИРЛ «Полезные ископаемые Африки» https://docs.google.com/drawings/d/1MbyP1CgfrNd0CUdX1DNVgiOQwlqC6hHNm248LwoXhJ8/edit?usp=sharing Приложение

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Какие сложные вопросы мы сегодня рассмот

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Используя свои новые знания попробуйте определить по фотографии объекта в тетради, какой это объект и где он находится в Африке ?

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

источник

Рельеф и полезные ископаемые африки Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 города Буденновска Буденновского района » Урок географии, 7 классАвтор: Головань Ольга Викторовна,учитель географии

Цели и задачи: Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Африки – их составе, строении, расположении. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.

Повторение пройденного материала. Какое место по площади занимает Африка? (Второе в мире)В скольких полушариях расположена Африка? (В четырех)Чем является Альмади? (Мысом)Какой мыс является крайней южной точкой Африки? (Игольный)Какой материк ближайший к Африке? (Евразия)Какой пролив отделяет Африку от Европы? (Гибралтарский)Северный мыс Африки.

Повторение пройденного материала. Укажите имя путешественникаЭтот португальский мореплаватель открыл морской путь в Индию, обогнув Южную Африку, прошёл вдоль восточного побережья материка, пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана. Васко да Гама

Повторение пройденного материала. Назовите имя знаменитого исследователя.Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им Виктория. Кто руководил экспедицией, которая с 1926 по 1927г. в Африке собрала 6000 образцов культурных растений?

Анализ карты: «Строение земной коры». На скольких литосферных плитах находится Африка? Есть ли районы столкновения с другими плитами? Если ли есть, то где, и какие процессы происходят при столкновении? Как называется плита и платформа, на которых расположен материк? (Древние горы: Капские и Драконовы; молодые горы: Атлас) Горы какого возраста расположены на материке? В каком направлении и с какой скоростью движется плита?

Сравнение тектонической и физической карт. Что такое рельеф? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка? Вспомните изученные формы рельефа суши. (Совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту, называют рельефом) (Равнины располагаются на платформах, а горы – в районах складчатостей.) Рельеф суширавнинынизменности1 — 200 мвозвышенности200 — 500 мплоскогорьяболее 500 мгорынизкие500 — 1000 мсредние1000 — 2000 мвысокиеболее 2000 м

восточно-африканские разломы Какие формы рельефа преобладают в Африке?В чем причины разнообразия рельефа? В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Подумайте, с чем связано его образование?

Рельеф Где находятся молодые горы? Как они называются?Могли ли молодые горы образоваться в центре Сахары?Где находятся низменности?В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка?

РЕЛЬЕФ Равнины занимают большую часть Африки. По преобладающим высотам материк можно разделить на Низкую Африку и Высокую Африку. Определите по карте преобладающие высоты Низкой и Высокой Африки.

Работа с физической картой Африки. По физической карте Африке занесите в таблицу недостающие данные.

Атласские горы На северо-западе материка находятся горы Атлас, северные молодые хребты которых располагаются на стыке двух литосферных плит.

тубкальСамая высокая вершина Атлас гора Тубкаль (4165 м), излюбленное место отдыха поклонников горнолыжного туризма.

Вулкан килиманджароКилиманджаро – один из крупнейших потухших вулканов в мире, самая высокая гора в Африке.

Эфиопское нагорье – огромный горный массив с цепями высоких гор и множеством отдельных потухших вулканов.

Драконовы горы похожи на уступ, один склон которого пологий, а другой крутой, причем крутой склон короче пологого в два раза.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. Какая часть Африки богата рудными полезными ископаемыми магматического происхождения, а какая – полезными ископаемыми осадочного происхождения?С чем связаны различия в размещении месторождений полезных ископаемых разного происхождения?

Полезные ископаемые осадочного происхождения, соответствуют равнинам, а это северная, западная и центральная части материка. Полезные ископаемые магматического происхождения, соответствуют горному рельефу, а это восточная и юго-восточная части материка. Следовательно, между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми существует определенная связь, а именно: платформам соответствуют равнины и залежи осадочных полезных ископаемых. Полезные ископаемые магматического происхождения встречаются на равнинах, где кристаллический фундамент платформы подходит близко к земной поверхности, а также по линии разломов земной коры. Складчатым областям соответствуют горы и полезные ископаемые магматического происхождения. Осадочные полезные ископаемые встречаются в горах, образование которых происходило на месте древнего моря.

1. Располагаются на стыке двух литосферных плит1)Драконовы горы; 2) Капские горы; 3) Атласские горы; 2. Наивысшая точка Африки1)вулкан Килиманджаро; 2)вулкан Кения; 3)вулкан Камерун. 3. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные запасы1)медных руд; 2)алмазов; 3)нефти.4. Нагорье на востоке Африки1)Ахаггар; 2) Эфиопское; 3) Тибести.5. Горы на юго-востоке Африки1)Драконовы горы; 2)Капские горы; 3)Атласские горы;

Домашнее задание §25. Обозначьте на контурной карте крупные форм рельефа и месторождения полезных ископаемых.

Библиотека электронных наглядных пособий «География 6 -10 классы»Никитин Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО»,2005http://ru.wikipedia.orghttp://www.tonnel.ru/?l=gzl&u >

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

источник

Тему о рельефе Африки по географии изучают в 7 классе. Рельеф Африки достаточно сложен, хотя здесь и нет высоких горных цепей и низменностей. В основном на материке преобладают равнины, средняя высота которых от 200 до 1000 метров (над уровнем моря).

Африканские равнины формировались по-разному. Одни образовались за счёт разрушение гор, существовавших здесь в докембрийскую эру. Другие образовались за счёт поднятия Африканской платформы.

Африкано – Аравийская платформа, на которой стоит Африка, также является рельефообразующей для Аравийского полуострова, Сейшельских островов и Мадагаскара.

Кроме равнин в Африке также есть:

  • плоскогорья;
  • котловины(самые крупные расположены в государствах Чад и Конго);
  • разломы (именно на этом континенте находится самый крупный разлом земной коры – Восточная Африка, от Красного моря до устья реки Замбези, через Эфиопское нагорье).

Рис 1. Карта рельефа Африки

Если судить по карте высот, всю Африку можно разделить на две части: Южная и Северная Африка и Восточная и Западная Африка. Есть ещё одно условное деление: Высокая и Низкая Африка.

Низкая часть более обширна. Она занимает до 60% всей территории континента и территориально расположена на севере, западе и в центральной части материка. Здесь преобладают вершины до 1000 метров.

Высокая Африка – это юг и восток материка. Средние высоты здесь 1000 – 1500 метров. Здесь же находятся самая высокая точка, Килиманджаро (5895) и чуть уступающие ей Рувензори и Кения.

Если говорить о характеристике рельефов, то их можно представить кратко следующим образом.

Преобладающий рельеф

Здесь находится горная цепь Атлас (самая длинная на материке – боле 6 тысяч км), достаточно молодая, образовавшаяся на стыке двух литосферных плит (самая высокая точка – гора Тубкаль, Марокко, 4165 метров). В этом регионе также расположена часть Эфиопского нагорья с максимальными вершинами в 4 т метров (наиболее сейсмически регион, который иногда называют «крышей Африки»).

Большую часть этого региона занимает Восточно – Африканское плоскогорье (или Восточно – Африканская рифтовая долина). Здесь находятся самые высокие горы и потухшие вулканы (Килиманджаро), а также самые глубокие озёра континента.

В этом регионе рельеф достаточно разнообразный. Есть горы (Капские, Драконовы), котловины и Южно – Африканское плоскогорье.

В этом регионе также преобладают горы (Атлас) и плоскогорья.

По средней высоте, 750 метров над уровнем моря, Африка занимает третье место в мире после Антарктиды и Евразии. Так что, Африку по праву можно считать одним из самых «высоких» материков на планете.

Полезные ископаемые Африки, благодаря её тектоническому строению, разнообразны. Кроме того, месторождения некоторых из них являются самыми крупными в мире.

Так как в Африке на заре её формирования происходила серьёзная тектоническая активность, то здесь очень много магматических пород, которые привели к образованию различных рудных полезных ископаемых. Эти месторождения находится не глубоко, особенно в Южной и Восточной Африке, где кристаллические породы залегают близко к поверхности, так что их добыча ведётся открытым способом.

В Южной Африке располагаются крупнейшие месторождения:

Северная и Западная Африка богата также:

  • каменным углём;
  • солями (различного типа и свойств);
  • марганцем;
  • нефтью (побережье Гвинейского залива; Алжир, Ливия, Нигерия);
  • природным газом;
  • фосфоритами;
  • хромитами;
  • боскитами.

Здесь были обнаружены месторождения кобальта, олова, сурьмы, лития, асбеста, золота, платины и платиноидов.

Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки – ЮАР. Здесь добывают практически все виды природных ископаемых, за исключением нефти, природного газа и бокситов. Особенно много в ЮАР угля, причём его залежи здесь максимально поверхностные, так что добыча этого природного ресурса не вызывает сложностей.

Рис 3. Карта полезных ископаемых Африки

Несмотря на то, что Африка очень богатый на природные ресурсы материк, более 80% всего добытого здесь идёт на экспорт и перерабатывается за его пределами. Дело в том, что перерабатывающая промышленность здесь развита очень слабо.

Какими полезными ископаемыми богата Африка ещё? Естественно, алмазами, которые используются не только для изготовления бриллиантов, но и в промышленности благодаря своей исключительно твёрдости.

Африканский рельеф сложный. В основном, он состоит из равнин, плоскогорий и нагорий. Низменностей очень мало, хотя присутствуют разломы и впадины.

Благодаря тому, что когда-то Африка переживала сильнейшую тектоническую активность, на территории материка большое количество залежей самых разнообразных природных ископаемых.

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 235.

источник

Тему о рельефе Африки по географии изучают в 7 классе. Рельеф Африки достаточно сложен, хотя здесь и нет высоких горных цепей и низменностей. В основном на материке преобладают равнины, средняя высота которых от 200 до 1000 метров (над уровнем моря).

Африканские равнины формировались по-разному. Одни образовались за счёт разрушение гор, существовавших здесь в докембрийскую эру. Другие образовались за счёт поднятия Африканской платформы.

Африкано – Аравийская платформа, на которой стоит Африка, также является рельефообразующей для Аравийского полуострова, Сейшельских островов и Мадагаскара.

Кроме равнин в Африке также есть:

  • плоскогорья;
  • котловины(самые крупные расположены в государствах Чад и Конго);
  • разломы (именно на этом континенте находится самый крупный разлом земной коры – Восточная Африка, от Красного моря до устья реки Замбези, через Эфиопское нагорье).

Рис 1. Карта рельефа Африки

Если судить по карте высот, всю Африку можно разделить на две части: Южная и Северная Африка и Восточная и Западная Африка. Есть ещё одно условное деление: Высокая и Низкая Африка.

Низкая часть более обширна. Она занимает до 60% всей территории континента и территориально расположена на севере, западе и в центральной части материка. Здесь преобладают вершины до 1000 метров.

Высокая Африка – это юг и восток материка. Средние высоты здесь 1000 – 1500 метров. Здесь же находятся самая высокая точка, Килиманджаро (5895) и чуть уступающие ей Рувензори и Кения.

Если говорить о характеристике рельефов, то их можно представить кратко следующим образом.

Преобладающий рельеф

Здесь находится горная цепь Атлас (самая длинная на материке – боле 6 тысяч км), достаточно молодая, образовавшаяся на стыке двух литосферных плит (самая высокая точка – гора Тубкаль, Марокко, 4165 метров). В этом регионе также расположена часть Эфиопского нагорья с максимальными вершинами в 4 т метров (наиболее сейсмически регион, который иногда называют «крышей Африки»).

Большую часть этого региона занимает Восточно – Африканское плоскогорье (или Восточно – Африканская рифтовая долина). Здесь находятся самые высокие горы и потухшие вулканы (Килиманджаро), а также самые глубокие озёра континента.

В этом регионе рельеф достаточно разнообразный. Есть горы (Капские, Драконовы), котловины и Южно – Африканское плоскогорье.

В этом регионе также преобладают горы (Атлас) и плоскогорья.

По средней высоте, 750 метров над уровнем моря, Африка занимает третье место в мире после Антарктиды и Евразии. Так что, Африку по праву можно считать одним из самых «высоких» материков на планете.

Полезные ископаемые Африки, благодаря её тектоническому строению, разнообразны. Кроме того, месторождения некоторых из них являются самыми крупными в мире.

Так как в Африке на заре её формирования происходила серьёзная тектоническая активность, то здесь очень много магматических пород, которые привели к образованию различных рудных полезных ископаемых. Эти месторождения находится не глубоко, особенно в Южной и Восточной Африке, где кристаллические породы залегают близко к поверхности, так что их добыча ведётся открытым способом.

В Южной Африке располагаются крупнейшие месторождения:

Северная и Западная Африка богата также:

  • каменным углём;
  • солями (различного типа и свойств);
  • марганцем;
  • нефтью (побережье Гвинейского залива; Алжир, Ливия, Нигерия);
  • природным газом;
  • фосфоритами;
  • хромитами;
  • боскитами.

Здесь были обнаружены месторождения кобальта, олова, сурьмы, лития, асбеста, золота, платины и платиноидов.

Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки – ЮАР. Здесь добывают практически все виды природных ископаемых, за исключением нефти, природного газа и бокситов. Особенно много в ЮАР угля, причём его залежи здесь максимально поверхностные, так что добыча этого природного ресурса не вызывает сложностей.

Рис 3. Карта полезных ископаемых Африки

Несмотря на то, что Африка очень богатый на природные ресурсы материк, более 80% всего добытого здесь идёт на экспорт и перерабатывается за его пределами. Дело в том, что перерабатывающая промышленность здесь развита очень слабо.

Какими полезными ископаемыми богата Африка ещё? Естественно, алмазами, которые используются не только для изготовления бриллиантов, но и в промышленности благодаря своей исключительно твёрдости.

Африканский рельеф сложный. В основном, он состоит из равнин, плоскогорий и нагорий. Низменностей очень мало, хотя присутствуют разломы и впадины.

Благодаря тому, что когда-то Африка переживала сильнейшую тектоническую активность, на территории материка большое количество залежей самых разнообразных природных ископаемых.

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 235.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/03/08/modulnaya-karta-relef-i-poleznye-iskopaemye-evrazii
  • http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-tema-relef-i-poleznie-iskopaemie-afriki-klass-2708596.html
  • http://obrazovaka.ru/geografiya/relef-i-poleznye-iskopaemye-afriki-7-klass.html
  • http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-geografii-po-teme-relef-i-poleznie-iskopaemie-afriki-klass-3417014.html
  • http://tak-to-ent.net/publ/21-1-0-581
  • http://intolimp.org/publication/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ghieoghrafii-riel-ief-i-polieznyie-iskopaiemy.html
  • http://ppt4web.ru/geografija/relef-i-poleznye-iskopaemye-afriki0.html
  • http://karta.uef.ru/konturnaja-karta-relef-i-poleznye-iskopaemye-7-klass/
  • http://karta.uef.ru/relef-i-poleznye-iskopaemye-afriki-7-klass/
Читайте также:  Как приготовить цветную капусту вкусно и полезно в духовке