Меню Рубрики

Списание запасов полезных ископаемых с учета предприятий

Неустроев Р. Г., главный геолог ОАО «АЛРОСА-Нюрба»,
кандидат геолого-минералогических наук

Кискин В. А., главный геолог ОАО «Золото Селигдара»,
заслуженный геолог Республики Саха (Якутия)

Тырмакюла Х. И., главный геолог ЗАО ГРК «Западная»,
заслуженный геолог Республики Саха (Якутия)

Федорченко А. А., главный геолог ОАО «Алданзолото» ГРК»,
заслуженный геолог Республики Саха (Якутия)

В наследство от Советского Союза Российской Федерации достались не только огромные разведанные и прогнозные запасы полезных ископаемых, но и хорошо разработанная и отлаженная нормативно-правовая база, регламентировавшая эффективное недропользование. Она обеспечивала проведение необходимых разведочных и эксплуатационных работ, а также достаточно полный государственный учет с ведением баланса запасов полезных ископаемых и их списания.

Казалось бы, можно было бы продолжать пользоваться этой годами отлаженной и эффективной нормативно-правовой системой, несколько скорректировав ее с учетом необходимых рыночных преобразований. Но, к сожалению, за последние 10 – 15 лет в нормативных документах, регламентирующих постановку на учет и списание запасов полезных ископаемых, происходят постоянные изменения, зачастую противоречащие друг другу, и вызывающие, мягко говоря, недоумение.

Основными нормативными документами прежде являлись «Инструкция по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам 5-гр.» и «Положение о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых». Кроме того, министерства и ведомства по согласованию с органами Госгортехнадзора СССР утверждали отраслевые инструкции по учету и движению разведанных запасов, а также по геологическому обслуживанию горных предприятий.

Следует отметить, что эксплуатационная разведка разрабатываемых месторождений по инструктивной обеспеченности всегда стояла особняком в ряду государственной системы изучения недр. Инструкции по геологическому обслуживанию горных предприятий разрабатывались с учетом особенностей геологического строения, разведки и отработки месторождений, особенностей первичного геолого-маркшейдерского учета, движения запасов, составления геолого-промышленных отчетов и методики списания запасов.

Государственному учету подлежали разведанные запасы в недрах, утвержденные Государственной комиссией по запасам — ГКЗ СССР, и оперативно подсчитанные запасы, утвержденные комиссиями по запасам министерств и ведомств. При этом увеличение или уменьшение запасов, произошедшие в результате эксплуатационных работ (эксплуатационной разведки, эксплуатационного опробования и промышленного обогащения) за отчетный год учитывались без представления на утверждение в ГКЗ в составе отчетных балансов предприятий.

В результате эксплуатационной разведки уточнялись ранее разведанные тела полезных ископаемых не только по мощности, но и с выходом, нередко, за пределы контуров краевых блоков. Тем самым обеспечивалось наиболее полное и рациональное использование недр в пределах горного отвода. Отработка за утвержденными контурами геологических блоков в пределах горного отвода оформлялась специальным актом за подписью ответственных работников горнодобывающего предприятия.

Эксплуатационное опробование и промышленное обогащение позволяли уточнить содержание полезного компонента в контурах утвержденных запасов, по результатам которых нередко увеличивалось среднее содержание и, соответственно, запасы полезных ископаемых — так называемый намыв.

Списывались запасы в соответствии с упомянутым Положением по разным причинам, в том числе по фактической добыче не реже одного раза в год, и в случае неподтверждения запасов при последующей разработке месторождений в пределах горного отвода. При неподтверждении за пять лет запасов по результатам эксплуатации составлялись материалы по списанию неподтвердившихся объемов с оформлением соответствующего акта. Если объем неподтвердившихся запасов превышал 20% от утвержденных ГКЗ, то требовалось пересчитать запасы по всему месторождению и их переутвердить.

Но при отработке месторождений часто наблюдается локальное неподтверждение запасов, когда направление добычных работ попадает на фланги и краевые части геологических блоков с низкими содержаниями полезного компонента и меньшими мощностями тел полезных ископаемых. При этом по всему геологическому блоку может отмечаться прирост запасов. В таких случаях локального неподтверждения запасов они списывались, что отражалось в соответствующих документах.

Ответственность за правильность отчетного баланса и соблюдение порядка списания запасов полезных ископаемых несли руководитель, главный геолог и главный маркшейдер предприятия, которые подписывали форму 5-гр. Отдельного ее согласования с органами Госгортехнадзора не требовалось, которые осуществляли контроль за правильностью учета состояния и движения запасов на горных предприятиях.

Система учета и списания запасов полезных ископаемых основывалась на применявшейся методике геологоразведочных работ и подсчета запасов, одним из основных принципов которой являлась оптимизация соотношения максимально достижимой достоверности подсчета запасов полезных ископаемых и минимума затрат на проведение работ.

Очевидно, что достоверность разведанных запасов полезных ископаемых не может достигать 100%. При промышленной эксплуатации (эксплуатационной разведке) количество фактически добытых полезных ископаемых может быть больше или меньше, чем разведанные запасы, что зависит от многих причин, в том числе от допустимой погрешности разведки и подсчета запасов.

К примеру, в некоторых учебных пособиях по методике разведки и подсчету запасов приводились данные о погрешности подсчета запасов, составляющей 12-25%. Она складывалась из погрешностей замеров мощности залежей, определения площади тел полезных ископаемых, отбора, обработки и анализа проб, и при применении различных поправочных коэффициентов.

С начала 1990-х с введением нового законодательства о недрах постепенно меняются и требования к учету и списанию запасов полезных ископаемых. Недра и разведанные запасы по-прежнему остаются в собственности государства, но добытые полезные ископаемые могут становиться собственностью недропользователя. Порядок представления и форма государственного статистического наблюдения 5-гр также изменялись по мере изменения законодательства о недрах, и в основном касались внесения статистических кодов предприятий и изменения сроков представления формы 5-гр. Однако порядок заполнения формы 5-гр и пояснительной записки к ней остается без изменения с 1971 г., хотя проект новой инструкции по заполнению формы был подготовлен еще в конце 1990-х, но до сих пор не утвержден.

Очевидно, что устаревшая инструктивная база по заполнению статистической формы 5-гр не может обеспечить правильное заполнение всех граф статистической отчетности и составление обоснованной пояснительной записки. Поэтому неудивительно, что некоторые региональные и территориальные органы Роснедра выпустили свои внутренние документы в виде «инструктивных писем» для недропользователей, где приводится образец составления формы 5-гр и пояснительной записки к ней, но в достаточно субъективном варианте.

Порядок учета, постановки на баланс и списания с баланса запасов полезных ископаемых сегодня регламентирован новыми документами — «Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых», утвержденной в сентябре 1997 г. Госгортехнадзором России, и «Положением о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов», утвержденного в июле 1997 г. Министерством природных ресурсов и экологии. В их развитие выпустили ряд подзаконных актов, которые определяли порядок, правила и сроки учета, государственной экспертизы и списания запасов.

Теперь, в частности, основанием для учета прироста или уменьшения запасов, полученных в результате эксплуатационных работ на месторождениях, помимо документа ГКЗ о ранее утвержденных запасах, требуется еще и заключение органов государственной экспертизы. Кроме того, списание неподтвердившихся балансовых запасов полезных ископаемых при последующей разработке месторождений в пределах горного отвода осуществляется по мере накопления новых данных о размерах, мощности тел полезных ископаемых, условиях их залегания и качества, но не более чем за двухлетний период работы.

Подобные изменения внесены либо из-за недостаточного понимания всего комплекса процессов геологоразведочных и добычных работ и незнания геолого-маркшейдерского учета, либо по причинетого, что всех российских недропользователей подозревают в корысти и непрофессионализме.

Требование проведения государственной экспертизы запасов по результатам эксплуатационных работ приводит почти к полному исключению эксплуатационной разведки на краевых частях утверждённых геологических блоков. Выход добычных работ за пределы утвержденного контура запасов, хотя и в пределах горного отвода, расценивается контролирующими органами как самовольное недропользование, а уточнение контуров с оставлением части утверждённого геологического блока (при фактическом отсутствии кондиционных запасов по данным эксплуатационной разведки) характеризуется выборочной отработкой запасов.

Оформление прироста запасов (даже незначительного), полученного в результате дополнительных геолого-разведочных работ, и прохождение соответствующей государственной экспертизы занимает, как минимум, несколько месяцев. Вследствие этого в текущем добычном сезоне эксплуатационные работы за контурами утвержденных запасов прекращаются до получения результатов государственной экспертизы выявленного прироста запасов. А в следующий сезон, из-за дальнейшего продвижения основного участка добычных работ, организация отдельного самостоятельного и зачастую удаленного участка для добычи новых запасов оказывается экономически и технологически нецелесообразной. В то же время неотработка таких запасов расценивалась как выборочная отработка, и относилась к сверхнормативным потерям.

Подобная ситуация заставляет недропользователей отрабатывать месторождения точно по контуру геологических блоков без их уточнения, что не вызывает нареканий со стороны государственных контрольных органов, но приводит к нерациональному использованию недр.

Для предприятий с круглогодичным циклом добычных работ полный прирост запасов по результатам добычи возможно подсчитать только после окончания календарного года. Кроме того, для рудных объектов, где эксплуатационные работы ведутся с применением буровзрывных работ, основной прирост запасов от эксплуатации получают при опробовании шлама взрывных скважин, т.е. при подготовке выемочных единиц к отработке.

Это не позволяет проводить государственную экспертизу изменения запасов по результатам добычи в процессе отработки месторождения. В противном случае придётся останавливать весь технологический цикл эксплуатации (горнодобычные работы, обогащение и извлечение полезного компонента) на время подготовки и проведения государственной экспертизы по оперативному изменению состояния запасов.

Требование провести государственную экспертизу прироста запасов, полученного по результатам промышленного обогащения (намыва), лишено всякого смысла. Известно, что прирост запасов от намыва зависит от крупных гранулометрических классов полезного ископаемого в руде (песках). Эти классы на стадиях разведки месторождений в связи с неравномерным распределением оцениваются недостаточно достоверно из-за относительно мелкого объёма рядовых проб, но улавливаются при промышленном извлечении.

Изменение порядка списания неподтвердившихся балансовых запасов полезных ископаемых при последующей разработке месторождений по мере накопления новых данных, но не более чем за двухлетний период работы вместо прежнего пятилетнего, является, на наш взгляд, необоснованным. Действительно, по некоторым коренным месторождениям, например, алмазоносным трубкам, в которых при разведке выделены крупные геологические блоки, и отработка которых ведется по 5-10 лет, за два года невозможно накопить достоверные данные. Однако существующие требования нередко приводят к необходимости списания «неподтвердившихся» запасов. Но затем при отработке центральных частей блока приходится учитывать прирост запасов, и тем самым выполняется излишняя работа, требующая значительных затрат времени и финансовых средств.

Об отсутствии единого нормативного подхода в системе МПР России, Роснедра и ФГУ «ГКЗ» говорит такой факт. «Временным регламентом о проведении государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых» (документ ФГУ «ГКЗ») было предусмотрено, что изменения состояния запасов, произошедшие в течение года в результате добычи, потерь при добыче, эксплуатационной разведки вносятся в государственный баланс по данным формы 5-гр без проведения государственной экспертизы. Однако действие данного документа автоматически потеряло силу с введением приказа от 30.09.2008 г. № 812 Роснедр, где указано, что объектом государственной экспертизы являются материалы прироста (списания) запасов по данным эксплуатационных работ.

Теперь Роснедра требует от недропользователей проведения государственной экспертизы всего изменения запасов за отчетный год, в том числе от эксплуатационной разведки, эксплуатационного опробования и промышленного обогащения, независимо от количества неподтвержденных запасов или их прироста.

Ежегодное предоставление материалов по оперативному изменению запасов, и прохождение в установленном порядке государственной экспертизы приводит к дополнительным и нерациональным затратам времени и средств. Ведь стоимость экспертизы материалов по оперативному изменению состояния запасов твёрдых полезных ископаемых для всех категорий месторождений на сегодняшний день составляет 60 тысяч рублей. Кроме того, подготовка этих материалов будет опаздывать не на один месяц.

Еще одним нововведением последних лет является требование органов территориальных фондов геологической информации о согласовании форм статистической отчетности с органами Ростехнадзора и Росприроднадзора, что также требует определённых затрат времени. При этом сроки предоставления отчётности остаются прежними. Без согласования с указанными органами территориальные фонды отчеты по форме 5-гр не принимают, и это означает, что недропользователи своевременно не представили отчетность по недропользованию со всеми вытекающими последствиями. Хотя утвержденная форма государственной отчетности согласно нормативным документам не требует согласования с государственными органами контроля и надзора.

Согласование обосновывалось требованиями упомянутых «Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых» и «Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов» о контроле органов государственного геологического контроля и государственного горного надзора за соблюдением правил ведения государственного учета запасов и отчетности о состоянии и движении запасов.

Но в полномочия этих государственных органов ежегодное согласование отчетных форм 5-гр не входит. Эти органы уполномочены осуществлять контроль за соблюдением порядка и правил ведения учета и списания запасов в целом, в том числе при выездных плановых проверках недропользователей.

Следует отметить также введенную в последние годы оплату в размере 10 тысяч рублей за получение выписки из государственного баланса запасов полезных ископаемых по конкретным предприятиям. Ранее эти выписки отправлялись территориальными фондами геологической информации в адрес недропользователей после официальной публикации государственного баланса запасов полезных ископаемых. Выписки подтверждали состояние запасов недропользователя по конкретным объектам на начало отчетного года, и ложились в основу составления последующих форм отчетности.

Логика чиновников, которые ввели оплату при предоставлении выписки из государственного баланса не поддается объяснению, так как государственный баланс составляется на основе отчетности недропользователей, а выписки из баланса предоставляются недропользователям только по лицензированным ими месторождениям, а не по региону, отрасли, стране.

Введенная тотальная проверка со стороны органов государственной власти вынуждает недропользователей составлять форму 5-гр «оптимальным» образом, реализуя простейший алгоритм арифметических действий: запасы на начало года минус добыча и потери равно остатки на конец года. В результате снижается достоверность остатков запасов на конец отчетного года.

Но подобная субъективная картина чиновников от недропользования, разработчиков противоречивых подзаконных нормативных документов, видимо, не волнует. Главное для них – имитация защиты государственной собственности в недрах от «нечистых на руку» недропользователей. К сожалению, обращаться для разрешения ситуации в арбитражный суд бессмысленно, поскольку соответствующие подзаконные нормативные акты зачастую неконкретны.

С принятием «Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса», утвержденного приказом от 14.07.2009 г. № 207 Министерства природных ресурсов и экологии, и в связи с изменением полномочий Ростехнадзора, действующие инструкции вновь потребовали значительных поправок.

Однако требования «Административного регламента…» в части учета и списания запасов, обусловленных изменениями в результате эксплуатационной разведки, эксплуатационного опробования и добычи за отчетный год по-прежнему не конкретизированы и не решают проблемы. Основанием для постановки запасов на Государственный баланс по данным добычных работ (прироста от намыва) являются заключения государственной экспертизы запасов, утверждаемые Роснедра.

При этом для чиновников, разработавших эти правила, совершенно неважно, что запасы измененные в результате эксплуатационной разведки, эксплуатационного опробования и добычи за отчетный год на период проведения экспертизы в недрах отсутствуют, так как уже добыты. По их представлениям запасы в пределах годового отчетного баланса ставятся на баланс как прирост от добычных работ, для чего и проходят государственную экспертизу, потом в этом же году списываются по причине их добычи. При этом их не смущает такой казус: запасы, отработанные в добычном сезоне, будут поставлены на баланс протоколом, утверждённым в последующем году.

Кроме того, упомянутым регламентом не конкретизировано при каких количественных расхождениях (неподтверждение или прирост) в запасах по результатам добычи необходимо проводить государственную экспертизу запасов. Из регламента следует, что государственную экспертизу можно заставить проходить даже при неподтверждении или приросте запасов в количестве, составляющем минимально установленную учетную единицу, например, для золота это 1 кг.

Для упорядочения порядка учета и списания запасов полезных ископаемых, обеспечения рационального использования и охраны недр, исполнения полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере недропользования, Министерству природных ресурсов целесообразно было бы:

— разработать и ввести в действие единую инструкцию по составлению формы Федерального государственного статистического наблюдения 5-гр, где указать, что эта форма не подлежит согласованию с иными контрольными и надзорными органами;

— определить порядок бесплатного предоставления недропользователям выписки из государственного баланса с данными о состоянии запасов по лицензированным им месторождениям;

— ввести соответствующие поправки в «Инструкцию о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых», утвержденной постановлением от 17.09.1997 г. № 28 Госгортехнадзора России, в связи с изменением функций Ростехнадзора и утверждением «Административного регламента…»;

— указать в «Административном регламенте…», что изменение состояния запасов, произошедшие в течение года в пределах горного отвода в результате добычи, потерь при добыче, изменения технических границ, эксплуатационной разведки при подготовке выемочных единиц к отработке вносятся в государственный баланс по данным форм Федерального государственного статистического наблюдения 5-гр без проведения государственной экспертизы»;

— указать в «Административном регламенте…», что списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях: по запасам полезных ископаемых, неподтвердившимся при проведении последующих геолого-разведочных или добычных работ в контурах горного отвода, по мере накопления новых данных о размерах, мощности тел полезных ископаемых, условиях их залегания и качества полезных ископаемых, но не более чем за пятилетний период работы, а также, если запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

В части государственного учета и списания запасов полезных ископаемых в СССР была разработана оптимальная система, которая учитывала все движения и изменения запасов за все время отработки месторождений, и она обеспечивала с достаточной достоверностью годовые изменения и состояние запасов в недрах.

Читайте также:  Потому и дорогой что очень полезный видео

Сравнительные таблицы разведочных и эксплуатационных данных, расшифровки прироста или неподтверждения запасов за отчетный год, ведомости остаточных запасов, которые указывались в пояснительной записке к форме 5-гр, позволяли наблюдать за движением запасов в целом. Система предполагала доверительные отношения между горнодобывающими предприятиями и органами государственного управления, и не допускала необоснованные списания полезных ископаемых. Подобную систему необходимо восстановить в современной России.

Авторы уверены, что внесение непродуманных механизмов в действовавшую прежде оптимальную систему учёта и списания запасов с целью дальнейшего повышения государственного контроля путем всевозможных экспертиз, надзоров, согласований нецелесообразно. Эти дополнения ведут к развитию недоверия, дополнительным расходам времени и средств не только недропользователей, но и государственных органов управления фондом недр, а также к снижению достоверности учета движения запасов полезных ископаемых и нерациональному использованию недр.

источник

Инструкция «О порядке списания полезных ископаемых с учета добывающих предприятий и государственного баланса»

Утверждена приказом Министра энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан от 13 августа 1997 года N 99. Зарегистрированa в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15.02.1998 г. за № 464. Утратила силу приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан — Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 28 марта 2013 года № 89

Сноска. Утратила силу приказом Заместителя Премьер-Министра РК — Министра индустрии и новых технологий РК от 28.03.2013 № 89.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция составлена в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» (статьи 47, 49, 51, 55, 58, 63). см.Z100291
1.2. Инструкция устанавливает единый порядок списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий и является обязательной для всех недропользователей независимо от форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию предприятий по добыче полезных ископаемых (далее именуются добывающими предприятиями) на территории Республики Казахстан.
1.3. К запасам полезных ископаемых, учтенных добывающими предприятиями, относятся запасы как утвержденные Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) или территориальными комиссиями (ТКЗ), так и оперативно поставленные на учет по решению Центральных комиссий по запасам (ЦКЗ) министерств и ведомств в результате последующих геологоразведочных работ и разработки месторождений.
1.4. Списанию подлежат учитываемые добывающими предприятиями балансовые и забалансовые запасы основных, попутных и совместно с ними залегающих (твердых, жидких, газообразных) полезных ископаемых (по нефтегазодобывающим предприятиям, в том числе извлекаемые запасы нефти, свободного газа, газа, растворенного в нефти и конденсата) и содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение, а также йода, брома и других ценных компонентов, содержащихся в промышленных, в том числе нефтяных водах:
а) добытые и направленные потребителям на переработку, за исключением подземных вод;
б) потерянные в процессе добычи, в том числе оставленные в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлеченные из недр и направленные в породные отвалы, а также потерянные при транспортировке, погрузке, разгрузке и в местах хранения, за исключением подземных вод;
в) утратившие промышленное значение в случаях несоответствия вновь установленным кондициям (для нефтяных, нефтегазовых, газоконденсатных, нефтегазоконденсатных, газовых и битумных месторождений вновь установленному коэффициенту извлечения соответствующих полезных ископаемых из недр), требованиям государственных, отраслевых стандартов и технических условий к качеству сырья;
г) нецелесообразные к отработке по технико-экономическим причинам вследствие выявившегося усложнения гидрогеологических, инженерно-геологических и других природных условий;
д) неподтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождений полезных ископаемых;
е) в связи с прекращением действия или отзывом лицензии на добычу полезных ископаемых.
1.5. Списание балансовых запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в пунктах а, 6, е пункта 1.4 производится путем полного снятия их с учета предприятия, кроме запасов полезных ископаемых, добытых и заскладированных в спецотвалах, которые должны состоять на особом учете.
1.6. Списание балансовых запасов по причинам, указанным в подпунктах в, г, д пункта 1.4 производится как путем полного снятия с учета предприятия, так и путем перевода их в забалансовые запасы (для подземных вод в балансовые или забалансовые с изменением их целевого назначения).
1.7. Списание запасов или перевод балансовых запасов в забалансовые при проектировании строительства, реконструкции и расширении предприятий по добыче полезных ископаемых, обусловленное пересмотром технологии добычи или переработки минерального сырья, изменением требований государственных, отраслевых стандартов и технических условий к качеству сырья против принятых при утверждении запасов, если это не определяет необходимости пересмотра кондиций, допускается по решению ГКЗ при наличии положительных заключений территориальных управлений охраны и использования недр и предприятий, для которых ведутся работы.

2. ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ
ИСКОПАЕМЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

2.1. Списание добытых (извлеченных из недр) балансовых (в том числе извлекаемых запасов нефти, свободного газа, газа, растворенного в нефти и конденсата) и забалансовых запасов полезных ископаемых, за исключением подземных вод, производится предприятием по добыче полезных ископаемых в установленные сроки, но не реже одного раза в год, на основании данных учетной геолого-маркшейдерской документации.
Запасы полезных ископаемых, добытые из числа выявленных при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения, списываются после оформления их прироста в установленном порядке.
2.2. Списание потерянных в процессе добычи балансовых (в том числе и извлекаемых запасов нефти, свободного газа, газа, растворенного в нефти и конденсата) и забалансовых запасов полезных ископаемых, за исключением подземных вод, осуществляется не реже одного раза в год раздельно по каждой выемочной единице (блоку, лаве, уступу и т.п.) в соответствии с требованиями отраслевой инструкции по определению и учету потерь полезных ископаемых при добыче.
В тех случаях, когда при добыче прямое определение потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных запасов, подлежащих списанию, определяется условно с учетом установленного для данной выемочной единицы норматива потерь и количества добытого из нее полезного ископаемого. Окончательное количество потерянных запасов полезных ископаемых, подлежащее списанию по выемочной единице, определяется после окончания ее полной отработки.
Отнесение в потери и списание запасов полезных ископаемых, числящихся в общешахтных целиках, осуществляется после погашения горизонта, участка или ликвидации предприятия, когда выемка запасов из целиков уже невозможна и при этом необходимость списания должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами. До этого запасы полезных ископаемых должны стоять на учете добывающего предприятия как временно консервируемые в недрах.
Отнесение в потери и списание запасов полезных ископаемых вследствие неполноты их выемки, подработки (надработки) смежных пластов (залежей, жил и т.п.) или создания других условий, приводящих к невозможности их последующей отработки, должно быть в каждом случае обоснованно технико- экономическими расчетами.
Списание потерянных в процессе добычи балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых осуществляется добывающим предприятием по установленным отчетным формам.
Согласование списания потерянных запасов полезных ископаемых осуществляется территориальными управлениями охраны и использования недр.
2.3. Списание балансовых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение:
а) несоответствующих вновь установленным кондициям (для нефтяных, нефтегазовых, газоконденсатных, нефтегазоконденсатных, газовых и битумных месторождений — вследствие пересмотра коэффициента извлечения, для подземных вод — несоответствия кондициям, требованиям государственных, отраслевых стандартов) осуществляется добывающим предприятием на основании решения ГКЗ об утверждении новых кондиций (коэффициента извлечения) и запасов полезных ископаемых;
б) признанных нецелесообразными к отработке по технико-экономическим причинам, осуществляется на основании решения ГКЗ по рассмотрению ТЭО целесообразности списания с учета предприятия утративших промышленное значение запасов полезных ископаемых.
Списание балансовых запасов полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, из-за отсутствия потребителей осуществляется ежегодно добывающим предприятием в размере фактической отработки при наличии заключений заинтересованных министерств и ведомств (возможных потребителей) о целесообразности такого списания.
Балансовые запасы, утратившие промышленное значение вследствие выборочной отработки наиболее богатых участков месторождения или с наиболее благоприятными горно-геологическими условиями, а также нарушения технологии добычи, правил и требований по безопасному ведению горных работ и охране недр, списываются с учета предприятия только с отнесением их в сверхнормативные потери и применением штрафных санкций.
2.4. Списание балансовых (в том числе извлекаемых запасов нефти, свободного газа, газа, растворенного в нефти и конденсата) и забалансовых запасов полезных ископаемых, не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения в пределах горного отвода, осуществляется добывающим предприятием на основании решения ГКЗ.
2.5. Списание балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в связи с прекращением действия лицензии, осуществляется добывающим предприятием в установленном порядке.
2.6. Списание балансовых (в том числе извлекаемых запасов нефти, свободного газа, газа, растворенного в нефти и конденсата) и забалансовых запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в пунктах 2.3; 2.4; 2.5 производится только после согласования с территориальным управлением охраны и использования недр.
2.7. Для рассмотрения вопроса о списании с учета запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение и не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения в пределах горного отвода, добывающее предприятие направляет ГКЗ следующие материалы:
а) пояснительную записку, обосновывающую намечаемое списание запасов полезных ископаемых раздельно в контурах, утвержденных ГКЗ и контурах оперативного прироста с данными опробования и пересчета запасов и приложением соответствующей геолого-маркшейдерской документации;
б) ТЭО целесообразности списания запасов, утративших промышленное значение;
в) заключение территориального управления охраны и использования недр об обоснованности и целесообразности намечаемого списания (для подземных вод хозяйственно-питьевого назначения — заключение государственных органов управления водными ресурсами и здравоохранения);
г) проект акта на списание запасов полезных ископаемых, согласованный с территориальным управлением охраны и использования недр.
Рассмотрение материалов на списание запасов полезных ископаемых производится территориальным управлением охраны и использования недр в срок не более 15 дней со дня их получения.
Акт на списание запасов полезных ископаемых утверждается ГКЗ и направляется предприятию по добыче полезных ископаемых, соответствующему отраслевому министерству, территориальному управлению охраны и использования недр, Главному управлению минеральных ресурсов «Казгоснедра» Мингео Республики Казахстан.
В случае отказа в согласовании или утверждении акта на списание запасов полезных ископаемых, отказавшаяся организация в двухмесячный срок сообщает о причине отказа всем перечисленным организациям.
Главное управление минеральных ресурсов «Казгоснедра» Мингео Республики Казахстан производит списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса на основании материалов, рассмотренных и составленных в строгом соответствии с настоящей Инструкцией.
2.8. До окончательного решения вопроса о списании запасов полезных ископаемых запрещается вносить в статистическую отчетность изменения, связанные с намечаемым списанием.
2.9. В случае, когда разовое или суммарное количество балансовых запасов, списанных или намечаемых к списанию вследствие утраты промышленного значения и неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения в контуре горного отвода превышает 20% утвержденных ГКЗ (ЦКЗ) (для нефти и газа, в том числе извлекаемых), балансовых запасов, они подлежат пересчету и переутверждению в установленном порядке в ГКЗ.
В этих случаях к материалам пересчета запасов, представляемых в ГКЗ, прилагается заключение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) по представленному пересчету.
2.10. Сведения о количестве и местоположении списанных балансовых (в том числе извлекаемых запасов нефти, свободного газа, газа, растворенного в нефти и конденсата) и забалансовых запасов полезных ископаемых, должны отражаться раздельно по каждому элементу учета (пласту, жиле, линзе, залежи, рудному телу, горизонту, блоку, лаве, камере, целику, участку и т.п.) в учетной геолого-маркшейдерской документации, а также в специальной книге учета списанных запасов полезных ископаемых (приложение 2).
2.11. Горные выработки, служащие для подхода к участкам, запасы по которым намечены к списанию, как утратившие промышленное значение или не подтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения, погашать запрещается до окончательного решения вопроса о списании указанных запасов. В случае погашения таких горных выработок запасы полезных ископаемых по указанным участкам должны быть отнесены в сверхнормативные потери.
2.12. Списание запасов полезных ископаемых, утвержденных решением ТКЗ в соответствии с Положением о территориальных комиссиях по запасам (ТКЗ) Министерства геологии и охраны недр Республики Казахстан от 3 марта 1994 г., является компетенцией ТКЗ.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КОНТРОЛЬ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ
СПИСАНИЯ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ С УЧЕТА
ДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1. Ответственность за соблюдением установленного настоящей

Инструкцией порядка списания балансовых и забалансовых запасов полезных

ископаемых возлагается на недропользователей.

3.2. Контроль за соблюдением настоящей Инструкции, правильностью и

своевременностью списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий,

независимо от причин, осуществляют Министерство геологии и охраны недр

источник

Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов от 9 июля 1997 г. № 000

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ПОСТАНОВКИ ИХ НА БАЛАНС И СПИСАНИЯ С БАЛАНСА ЗАПАСОВ

1. Настоящее Положение разработано с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» от 03.03.95 г. (далее — Закон Российской Федерации «О недрах» — опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, сг. 823) и устанавливает порядок и условия учета разведанных запасов полезных ископаемых по месторождениям (участкам) в государственном и территориальных балансах, постановки запасов на баланс и их списания с балансов с целью учета состояния минерально-сырьевой базы и рационального использования недр в Российской Федерации. Требования положения являются обязательными для организаций, независимо от форм собственности, граждан Российской Федерации и иностранных граждан, осуществляющих на основании лицензий на право пользования недрами поиски, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа (далее по тексту — организаций).

2. Государственный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» с целью ежегодного учета состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации и субъектов Федерации по важнейшим видам полезных ископаемых согласно приложению 1 (разделы I и II).

3. Территориальный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым территориальным органом управления государственным фондом недр с цепью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующих субъектов Российской Федерации по всем видам полезных ископаемых, перечисленных в приложении 1.

4. Составление государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых осуществляется на основе государственной отчетности, представляемой пользователями недр в соответствии с «Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации», утвержденным по — постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 г. № 000, а также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Государственная отчетность о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых и их использовании представляется пользователями недр по формам государственного федерального статистического наблюдения , 6-гр, 70-ТП, 71-ТП, 11-шрп, 2-тп, 31-тп.

5. Балансы запасов полезных ископаемых должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (Закон Российской Федерации «О недрах», ст. 31). Методика ведения государственного и территориальных балансов определяются МПР России.

6. Государственный и территориальные балансы запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Российским федеральным фондом геологической информации (Росгеолфондом) и территориальными фондами геологической информации (ТГФ) МПР России в субъектах Российской Федерации, осуществляющими формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке. Перечень полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, по которым составляются государственный и территориальные балансы запасов, приведен в приложении 1 к настоящему Положению.

П. Основные требования к постановке запасов полезных ископаемых на учет в государственном и территориальных балансах и списанию их с баланса

7. В государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным МПР России по геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых, а их количество и качество подтверждены заключениями органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, включающих Государственную комиссию по запаса полезных ископаемых (ГКЗ), Центральную комиссию по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ), территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ), в соответствии с их компетенцией. По твердым полезным ископаемым раздельному учету подлежат балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов, подразделяемые в соответствии с классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов на группы «а» и «б». По нефти и конденсату учитываются только геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутанам, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только балансовые извлекаемые запасы. По подземным водам раздельно учитываются: балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов. Запасы полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах учитываются по месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам и другим объектам учета) в соответствии со степенью их промышленного освоения и способом отработки пользователями недр, по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации и России в целом. Подлежащие учету балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых должны быть подсчитаны в соответствии с требованиями по классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

8. Учету подлежат также запасы полезных ископаемых во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.

Читайте также:  Закономерность размещения топливных и рудных месторождений полезных ископаемых

9. Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых, перспективные и прогнозные ресурсы нефти, газа и конденсата учитываются в балансах на основании апробации их количества и качества Научно-техническим советом МПР России.

10. Постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геологоразведочных работ и разработки месторождений на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы за — пасов (ГКЗ, ЦКЗ), и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) в соответствии с их компетенцией, с учетом заключений органов Госгортехнадзора России. Протоколы ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ вместе с геологическими отчетами с подсчетом запасов, подлежат представлению в Российский федеральный фонд геологической информации и в соответствующие территориальные фонды геологической информации дня использования содержащихся в них данных при подготовке государственного и территориальных балансов и для последующего их хранения. Списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов на списание запасов полезных ископаемых, утвержденных органами МПР России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения. Порядок утверждения и согласования, содержание и оформление документации на списание запасов полезных ископаемых с учета организации по добыче полезных ископаемых определяются Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной МПР России (18.07.97 г. № 000-1, и Госгортехнадзором России (17.09.97 г. № 28); в соответствии с заключением Минюсга России (письмо от 17.04.98 г. ) данная Инструкция не подлежит государственной регистрации.

11. Состояние и изменение балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых учитываются ежегодно в формах и 6-гр и в балансах по их наличию в недрах (без учета разубоживания дня твердых полезных ископаемых), в том числе балансовых — по категориям А, В, С) и С2, учитываемых раздельно, и по суммам категорий А+В, А+В+С). Забалансовые запасы твердых полезных ископаемых учитываются по сумме категорий А+В+С1+С2. В общем количестве запасов твердых полезных ископаемых, нефти, газа и газового конденсата ежегодно по состоянию на 1 января указываются запасы, принятые на учет по результатам государственной экспертизы запасов, в том числе ранее утвержденные ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ, остаток этих запасов по разрабатываемым месторождениям, а также выявленные в отчетном году в результате геологоразведочных работ и разработки месторождений и принятые на учет ЦКЗ.

12. В балансах отражаются сведения о происшедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате: — добычи из недр; — потерь при добыче в недрах; — добычи из недр и складирования в спецотвалы; — прироста или уменьшения в результате геологоразведочных работ; — переоценки в связи с пересмотром параметров для подсчета запасов (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату, битумам — коэффициента извлечения); — утраты промышленного значения по технико-экономическим и горно-геологическим причинам; — неподтверждения запасов при разработке или последующих геологоразведочных работах; — передачи в установленном порядке для использования другому пользователю недр, изменения технических границ и других причин.

13. Балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых учитываются: — непосредственно за пользователем недр — по участкам недр, на которые им выданы в установленном порядке лицензии на пользование недрами; — за территориальным органом управления государственным фондом недр — по резервному нераспределенному фонду участков недр, на которые не выданы лицензии на пользование недрами.

14. Государственный и территориальные балансы запасов полезных ископаемых должны сопровождаться пояснительными записками. В пояснительных записках: — характеризуется состояние минерально-сырьевой базы Российской Федерации в целом, субъекта Российской Федерации и пользователей недр, а также технико-экономические показатели организаций по добыче полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья в соответствии с приложением 2; — указываются причины изменения запасов в связи с поисками, оценкой, разведкой, переоценкой и разработкой месторождения и основные результаты геологоразведочных работ; — даются краткие геологические описания вновь открытых месторождений (площадей, участков, залежей), а также месторождений, прошедших государственную экспертизу запасов; приводится распределение запасов по степени их промышленного освоения, по геолого-промышленным типам месторождений и технологическим сортам руд и других полезных ископаемых; — приводятся сведения о распределении запасов нефти и газа в соответствии с их качественными характеристиками (удельным весом нефти, сернистостью, вязкостью и др.), условиями залегания (по стратиграфическим комплексам, глубинам, типам коллекторов и др.), а также степенью разведанности начальных и текущих ресурсов и выработанности разведанных запасов нефти и газа. По углю и горючим сланцам приводятся сведения: — о состоянии запасов по маркам угля; — производственных мощностях фонда действующих, реконструируемых и строящихся шахт и разрезов и его изменении; — о состоянии запасов резервных разведанных участков для строительства новых шахт и разрезов (резерв подгруппы «а»), реконструкции и продлении срока деятельности действующих предприятий (резерв подгруппы «б»); — о распределении действующих и строящихся шахт и разрезов по группам производственных и проектных мощностей. При необходимости могут выделяться главнейшие месторождения с указанием их запасов и объемов добычи, а также запасы, которые могут быть рентабельно отработаны в сложившихся экономических условиях. В записках характеризуется обеспеченность учитываемых объектов всеми разведанными запасами и в том числе в контурах отработки. В виде отдельных таблиц и разделов приводятся данные о состоянии запасов категории С2, выявленных в результате поисково-оценочных работ на новых объектах и получивших положительную оценку по технико-экономическим соображениям (ТЭС), прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категорий Р1, Р2 и Р3, перспективных ресурсов категории С2 и прогнозных ресурсов категорий D1 и D2 по нефти и газу. Сроки оценки и апробации запасов месторождений, их учета, а также периодичность представления данных об этих запасах и ресурсах определяются по видам полезных ископаемых МПР России. В пояснительной записке к государственному балансу могут приводиться также иные сведения о минерально-сырьевых ресурсах, выявленных в результате поисков, разведки и добычи полезных ископаемых.

15. Предложения о списании балансовых и забалансовых запасов и перевод балансовых запасов в забалансовые вносятся в органы государственной экспертизы запасов в пределах их полномочий по учтенным месторождениям (площадям, участкам, залежам, шахтным и карьерным полям и др. объектам учета): — переданным по лицензиям для геологического изучения и добычи полезных ископаемых — непосредственно пользователем недр; — включенным в резервный нераспределенный фонд — соответствующим территориальным органом управления государственным фондом недр. Передача запасов от одного пользователя недр другому, в случае перехода права пользования недрами и переоформления действующей лицензии в соответствии со статьей 17-1 Закона Российской Федерации «О недрах», учитывается в государственном и территориальных балансах на основании решений органов, осуществляющих лицензирование пользования недрами.

16. Данные форм государственного федерального статистического наблюдения и государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых не подлежат разглашению, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они отнесены к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну, для служебного пользования или к конфиденциальным. Пользование данными государственного и территориальных балансов, содержащимися в федеральном и территориальных фондах геологической информации, осуществляется в установленном порядке.

17. Контроль за соблюдением правил ведения государственного учета запасов и отчетности о состоянии и движении запасов в организациях, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, производится органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора в пределах их компетенции.

Ш. Порядок и условия постановки на баланс и учета запасов полезных ископаемых

18. Первичный учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых и их использования по объектам пользования недрами производится пользователем недр, осуществляющим поиски, оценку, разведку и (или) разработку месторождений полезных ископаемых.

19. Формы государственного федерального статистического наблюдения о состоянии, движении и использовании запасов (формы , б-гр, 70-тп, 71-то, 2-тп, 11-шрп и 31-тп) за истекший год представляется пользователями недр в Российский федеральный и территориальные фонды геологической информации МПР России, которые обобщают эти формы и представляют их государственным органам управления фондом недр и органам исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации. Одновременно с формами государственного федерального статистического наблюдения пользователи недр представляют геологическую информацию в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, а также сведения об актах на списание запасов, неподтвердившихся и утративших промышленное значение или переводе последних в группу забалансовых.

20. Учету и постановке на государственный и территориальные балансы подлежат количественные изменения балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых: — запасы по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, залежам, шахтным и карьерным полям и другим объектам), подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов (в том числе кондициями, по нефти, газу, конденсату — коэффициентом извлечения); — прирост или уменьшение запасов, полученные в результате геологоразведочных и эксплуатационных работ на месторождениях, запасы которых ранее были апробированы или утверждены органами государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ, ТКЗ); — увеличение или уменьшение запасов при переоценке ранее подсчитанных запасов или переводе забалансовых запасов в балансовые без проведения дополнительных геологоразведочных работ. Основанием для постановки на баланс указанных запасов и учета их изменения являются заключения органов государственной экспертизы.

21. Постановке на государственный и территориальные балансы из прочих минеральных ресурсов подлежат: — балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых, добытые из недр и складированные в спецотвалы; — запасы полезных компонентов в отвальных хвостах обогатительных производств и в других техногеиных образованиях, если они вовлечены в разработку или получили по результатам геологического изучения (доизучения) положительную геолого-экономическую оценку своей промышленной значимости. Состояние и изменения запасов учитываемых сырьевых ресурсов отражаются по данным соответствующих форм государственного федерального статистического наблюдения , 71-тп, 5-гр и 11-шрп в балансах запасов отдельной строкой и не суммируются с запасами полезных ископаемых, выявленными в недрах.

22. Российский федеральный фонд геологической информации (Росгеолфонд) осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых с использованием: — данных форм государственного федерального статистического наблюдения организаций, осуществляющих поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу; — территориальных балансов запасов полезных ископаемых; — заключений органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ, ТКЗ); — актов о списании запасов, не подтвердившихся при разработке и последующих геологоразведочных работах, или утративших промышленное значение и по иным причинам. Территориальные фонды геологической информации ежегодно составляют территориальные балансы запасов полезных ископаемых по объектам, находящимся на территории их деятельности, на основе материалов, указанных в первой части данного пункта, и до 25 апреля представляют их Российскому федеральному фонду геологической информации.

23. Росгеолфонд ежегодно представляет Минэкономики России, Госкомстату России, Госгортехнадзору России и МПР России: — сводные данные о разведанных запасах и добыче важнейших полезных ископаемых по Российской Федерации — до 1 июля, по углю, нефти и газу — до 1 августа; — государственный баланс запасов полезных ископаемых по мере его подготовки и издания; — сводные данные по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых — до 1 августа. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование при пользовании недрами в соответствии с их компетенцией направляются выпуски государственного баланса.

24. Росгеолфонд направляет территориальным фондам геологической информации; — изданную часть государственного баланса запасов полезных ископаемых по территории соответствующего субъекта Федерации; — заключение по территориальным балансам запасов и формам государственного федерального статистического наблюдения, представленным пользователями недр, об изменениях, внесенных в них при составлении государственного баланса запасов полезных ископаемых.

25. Территориальные фонды геологической информации ежегодно вносят согласно заключению Российского федерального фонда геологической информации соответствующие изменения в территориальные балансы запасов и сообщают о них пользователям недр, представившим государственную отчетность о состоянии и движении запасов полезных ископаемых, и обеспечивают справочно-информационное обслуживание органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

источник

Постановление Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 N 28 «Об утверждении Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых» (вместе с «РД-07-203-98. «, утв. Госгортехнадзором РФ, МПР РФ 18.07.1997 N 121-1)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

от 17 сентября 1997 г. N 28

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ С УЧЕТА

ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Федеральный горный и промышленный надзор России постановляет:

Утвердить Инструкцию о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых.

Начальник Госгортехнадзора РФ

от 17 сентября 1997 г. N 28

ресурсов Российской Федерации

О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ С УЧЕТА

ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Разработана и внесена Управлением по надзору за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю.

1. Настоящая Инструкция разработана с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» (далее — Закон Российской Федерации «О недрах» — опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823), в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. N 588 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 21, ст. 2483), Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 8, ст. 657).

2. Инструкция устанавливает порядок списания запасов полезных ископаемых с государственного баланса запасов полезных ископаемых при добыче полезных ископаемых. В целях настоящей Инструкции под запасами полезных ископаемых понимаются основные и совместно с ними залегающие полезные ископаемые и содержащиеся в них полезные компоненты, выявленные в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшие государственную экспертизу или получившие геолого-экономическую оценку и поставленные на учет в установленном порядке.

Данные об объемах запасов полезных ископаемых, списанных в соответствии с настоящей Инструкцией по результатам работ по добыче полезных ископаемых, являются окончательными данными при ведении государственного баланса запасов полезных ископаемых и для внесения платежей за пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

3. Требования Инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию организаций по добыче полезных ископаемых и ликвидацию горных выработок на территории Российской Федерации в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации .

К организациям по добыче полезных ископаемых относятся субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица, граждане и индивидуальные предприниматели, если в соответствии с действующим законодательством они являются пользователями недр и наделены правом осуществлять добычу полезных ископаемых.

4. При разработке месторождений полезных ископаемых списанию с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых в установленном настоящей Инструкцией порядке подлежат запасы участка недр, предоставленного в установленного порядке в пользование организации по добыче полезных ископаемых, включая ранее утвержденные или прошедшие государственную экспертизу в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее — МПР России), дополнительно поставленные на учет организации по добыче полезных ископаемых при уточнении границ горного отвода или в результате последующих геолого-разведочных работ и разработке месторождения по решению Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России .

В соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации «О недрах».

5. Организации по добыче полезных ископаемых при ведении первичного геолого-маркшейдерского учета полезных ископаемых в т.ч. заскладированных в спецотвалах, отражают его в книгах по учету движения запасов и представляют в установленном порядке государственную отчетность по формам государственного федерального статистического наблюдения 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп.

6. Учтенные организацией по добыче полезных ископаемых балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих (твердых, жидких, газообразных) полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты (по нефтегазодобывающим предприятиям, в том числе извлекаемые запасы нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата и содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение, также йода, брома и других ценных компонентов, содержащихся в промышленных, в том числе нефтяных, водах) подлежат списанию в случаях:

а) добычи (извлечения из недр) и направления потребителям или на переработку;

б) потерь в процессе добычи, в том числе оставления в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлечения из недр и направления в породные отвалы, а также потерь при транспортировке погрузке, разгрузке и в местах хранения;

в) утраты промышленного значения, в том числе из-за:

несоответствия вновь установленным Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России кондициям (для нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных, газоконденсатных, газовых и битумных месторождений — вновь установленному коэффициенту извлечения соответствующих полезных ископаемых из недр);

нецелесообразности отработки по технико-экономическим причинам, вследствие выявившегося усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий; оставления в предохранительных целиках под промышленные сооружения, жилые и общественные здания, памятники истории и культуры, природные объекты, если их охрана другими горными или конструктивными мерами не обеспечивает использование указанных объектов по прямому назначению, создает угрозу жизни и здоровью населения, а их снос или перемещение за границы зон влияния горных разработок является невозможным или экономически нецелесообразным;

г) неподтверждения при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения полезных ископаемых, в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания запасов полезных ископаемых;

д) исключения из категории балансовых и (или) забалансовых в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых, проведенной Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России;

Читайте также:  Полезные для человека микроорганизмы

е) изъятия у организации по добыче полезных ископаемых в установленном порядке при лицензировании пользования недрами участка недр или его части.

Списание запасов полезных ископаемых отражается организацией по добыче полезных ископаемых в формах государственного федерального статистического наблюдения N 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп.

7. По участкам недр, по которым прекращены права пользования недрами по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации «О недрах», без последующей ликвидации имущественных комплексов горных производств, а также изъятым у организаций по добыче полезных ископаемых при пересмотре в установленном порядке условий лицензии на пользование недрами, запасы полезных ископаемых списываются с учета организаций по добыче полезных ископаемых и продолжают учитываться в государственном балансе запасов полезных ископаемых в соответствующей (особой) группе учета, как резервные.

8. Списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах «а», «б», «г» пункта 6, производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, кроме полезных ископаемых, добытых и заскладированных в спецотвалах, которые должны состоять на особом учете.

Списание балансовых запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах «в», «д» пункта 6 производится как путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, так и путем перевода их в забалансовые запасы, если они в дальнейшем могут быть переведены в балансовые.

Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в пункте 7 в случае нецелесообразности их перевода из-за утраты промышленного значения в соответствующую (особую) группу учета, как резервных, производится в порядке, предусмотренном пунктом 14.

9. Списание запасов полезных ископаемых или перевод балансовых запасов в забалансовые при проектировании строительства, реконструкции и расширения организации по добыче полезных ископаемых, не производится.

Запасы полезных ископаемых, признанные нецелесообразными к отработке при проектировании строительства, реконструкции и расширения организации по добыче полезных ископаемых списываются по мере частичного или полного оконтуривания их разведочными, подготовительными или очистными выработками в процессе разработки месторождения полезных ископаемых по основаниям, изложенным в подпункте «в» пункта 6 настоящей Инструкции.

10. Технические работы по ликвидации горных выработок могут производиться после решения вопросов о балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых и их дальнейшего учета в государственном балансе запасов полезных ископаемых. Ликвидация организации по добыче полезных ископаемых осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

При консервации организаций по добыче полезных ископаемых списание запасов полезных ископаемых не производится.

II. Порядок списания запасов полезных ископаемых с учета

организаций по добыче полезных ископаемых

11. Списание балансовых (в том числе извлекаемых запасов нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата) и забалансовых запасов полезных ископаемых по причинам их добычи (извлечения из недр) производится организацией по добыче полезных ископаемых не реже одного раза в год в соответствии с данными первичного геолого-маркшейдерского и (или) весового (других приборных способов) учета организации по добыче полезных ископаемых.

Запасы полезных ископаемых, из числа выявленных при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения, списываются по причинам добычи и потерь после оформления их прироста в установленном порядке.

12. Списание балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых, потерянных в процессе добычи, осуществляется организацией по добыче полезных ископаемых не реже одного раза в год раздельно по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку, уступу, залежи и т.п.).

В тех случаях, когда при добыче полезных ископаемых прямое определение их потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных полезных ископаемых определяется условно с учетом установленного для данной выемочной единицы норматива потерь и количества добытых из нее полезных ископаемых. Окончательное количество потерянных полезных ископаемых, в том числе и сверхнормативных, по выемочной единице определяется после ее полной отработки и оформления акта на погашение выемочной единицы.

Отнесение в потери запасов полезных ископаемых, числящихся в не подлежащих отработке общешахтных целиках, и их списание, осуществляется ежегодно по мере отработки шахтного (рудничного) поля и оконтуривания таких целиков подготовительными и очистными выработками. Количество запасов полезных ископаемых, подлежащих списанию, обосновывается технико-экономическими расчетами. До этого запасы полезных ископаемых числятся на учете организации по добыче полезных ископаемых как временно консервируемые в недрах.

Запасы полезных ископаемых, списываемые с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организаций по добыче полезных ископаемых в случаях их оставления в недрах из-за неправильного ведения горных работ, в том числе из-за неполноты выемки по площади и мощности, подработки (надработки) сближенных пластов, залежей, жил, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых или их участков, несвоевременного списания, преждевременного погашения горных выработок и др., не включенные в нормативы потерь, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами Госгортехнадзора России, относятся к сверхнормативным потерям. Их списание производится после внесения организацией по добыче полезных ископаемых в бюджет платежей с объемов сверхнормативных потерь в двойном размере, как предусмотрено статьей 41 Закона Российской Федерации «О недрах».

13. Списание запасов полезных ископаемых за истекший год по причинам их добычи и потерь осуществляется в течение первого квартала следующего за отчетным года по формам государственного федерального статистического наблюдения N 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп.

Организации по добыче полезных ископаемых до составления статистической отчетности по установленным формам согласовывают фактические объемы добычи и потерь полезных ископаемых с органами Госгортехнадзора России.

14. Запасы полезных ископаемых, утративших промышленное значение, списываются по следующим основаниями:

а) несоответствующие вновь установленным кондициям (для нефтяных, нефтегазовых, газоконденсатных, нефтегазоконденсатных, газовых и битумных месторождений — вследствие пересмотра коэффициента извлечения), а также исключенные из категории балансовых и (или) забалансовых в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых списываются в соответствии с решением Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России об утверждении новых кондиций (коэффициента извлечения) и запасов полезных ископаемых согласно этим кондициям (коэффициенту извлечения);

б) нецелесообразные к отработке по технико-экономическим причинам, вследствие выявившегося резкого усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий, списываются в соответствии с технико-экономическим обоснованием целесообразности списания утративших промышленное значение запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых при положительном заключении экспертной организации, имеющей соответствующую лицензию;

в) оставленные в предохранительных целиках под промышленными сооружениями, жилыми и общественными зданиями, памятниками истории и культуры, водоемами и другими природными объектами согласно разрешений органов государственного горного надзора на застройку площадей залегания полезных ископаемых или в силу сложившегося развития региона списываются в соответствии с условиями разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, выданных органами Госгортехнадзора России и Министерства природных ресурсов Российской Федерации или в соответствии с мерами охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, согласованными с органами Госгортехнадзора России;

г) подготовленные и готовые к выемке, а также незатронутые подготовительными и очистными работами запасы полезных ископаемых на ликвидируемых из-за нерентабельности организациях по добыче полезных ископаемых списываются в соответствии с технико-экономическим обоснованием (проектом) ликвидации, прошедшим экспертизу и согласованным с органами Госгортехнадзора России.

д) из-за изменения назначения использования земель списываются в соответствии с принятыми в установленном порядке государственными органами исполнительной власти соответствующими решениями.

Полное снятие с учета организации по добыче полезных ископаемых балансовых запасов, утративших промышленное значение, производится в случаях технико-экономического обоснования нецелесообразности перевода их в забалансовые.

При отсутствии потребителей на сырье, получаемые из запасов полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, они могут быть, по согласованию с органами Госгортехнадзора России, списаны в потери в объемах ежегодной добычи, если такие полезные ископаемые не складируются в отдельные отвалы и не состоят на специальном учете.

15. Списание исключенных из категории балансовых и (или) забалансовых запасов в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии с решением Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России.

16. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых по участкам недр, изъятым у организации по добыче полезных ископаемых в установленном порядке при лицензировании пользования недрами, производится в соответствии с лицензионными условиями, включая корректировку границ горного отвода.

17. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых, неподтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения в пределах горного отвода, осуществляется по мере накопления (но не более, чем за 2-летний период работы организации по добыче полезных ископаемых) новых данных о размерах, мощности тел полезных ископаемых, условиях их залегания и качестве полезных ископаемых, а по извлекаемым запасам нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата, новых данных и технико-экономического обоснования пересмотра величины коэффициента извлечения нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата в сторону уменьшения.

По материалам, обосновывающим неподтверждение запасов полезных ископаемых, производится государственная экспертиза с учетом заключения организации осуществлявшей разведку.

Споры между организацией по добыче полезных ископаемых и территориальным органом управления государственным фондом недр рассматриваются Госгортехнадзором России и Министерством природных ресурсов Российской Федерации или решаются в судебном порядке.

18. Списание попутных полезных компонентов, в том числе рассеянных элементов, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России, осуществляется независимо от их извлечения в процессе обогащения и дальнейшей переработки, одновременно со списанием запасов основного полезного ископаемого.

19. Списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в п. 17, производится с органами Госгортехнадзора России, а по причинам, указанным в пунктах 14, 15, 16, по актам на списание запасов полезных ископаемых, утвержденным органами Госгортехнадзора России (Приложение 1). При этом органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации согласовывают акты на списание запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение и утверждают акты на списание запасов полезных ископаемых, неподтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения.

Со стороны организации по добыче полезных ископаемых акт на списание запасов полезных ископаемых подписывается руководителем организации, а также руководителями геологической и маркшейдерской служб. Если геолого-маркшейдерское обслуживание организации по добыче полезных ископаемых осуществляется по договору, то акт на списание запасов полезных ископаемых подписывается руководителем подрядной организации, при этом указывается номер лицензии на право производства маркшейдерских работ при пользовании недрами.

20. В случаях, когда разовое или суммарное количество балансовых запасов полезных ископаемых, списанных и (или) намечаемых к списанию вследствие утраты промышленного значения и неподтверждения при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения в границах горного отвода, превышает 20% (для нефти и газа, в том числе извлекаемых) балансовых запасов полезных ископаемых, переданных по лицензии на пользование недрами организации по добыче полезных ископаемых, по запасам в границах горного отвода осуществляется экспертиза (пересчет и переутверждение) в установленном порядке в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России. В этих случаях к представляемым организацией по добыче полезных ископаемых в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых МПР России материалам прилагается заключение органа Госгортехнадзора России.

21. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых (по нефти, газу и компонентам — геологических и извлекаемых балансовых запасов), утративших промышленное значение и неподтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения в пределах горного отвода, осуществляется по мере выявления (см. п. 17), не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года.

22. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов по причинам, указанным в пунктах 7, 15, 16, подпункте «д» пункта 14 осуществляется не позднее 6 месяцев после принятия соответствующего решения Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России и органами, осуществляющими лицензирование пользования недрами.

23. Для списания с учета организации по добыче полезных ископаемых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение и неподтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения в границах горного отвода, организация по добыче полезных ископаемых представляет в органы Госгортехнадзора России в установленные пунктами 17 и 21 сроки:

а) пояснительную записку, обосновывающую намеченное списание запасов полезных ископаемых раздельно в контурах, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России и контурах оперативного учета по данным геологической и маркшейдерской документации, опробования и пересчета запасов, а также технико-экономическое обоснование списания запасов полезных ископаемых с приложением соответствующей геолого-маркшейдерской документации;

б) заключение заинтересованных территориальных природоохранных органов (в случае списания запасов, утративших промышленное значение по экологическим причинам);

в) заключение экспертизы технико-экономического обоснования списания запасов полезных ископаемых;

г) проект акта на списание указанных запасов полезных ископаемых в 4 экземплярах.

Рассмотрение материалов на списание запасов полезных ископаемых производится в срок, не превышающий 30 дней со дня их получения.

24. Для списания с учета организации по добыче полезных ископаемых запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах «д», «е» пункта 6, пункте 7 и подпункте «д» пункта 14 организация по добыче полезных ископаемых представляет в органы Госгортехнадзора России в установленные пунктом 22 сроки:

а) копию соответствующего решения государственных органов исполнительной власти;

б) пояснительную записку, обосновывающую намеченное списание запасов полезных ископаемых с приложением соответствующей геолого-маркшейдерской документации;

в) проект акта на списание указанных запасов полезных ископаемых в 4 экземплярах.

Рассмотрение материалов на списание запасов полезных ископаемых производится в срок, не превышающий 15 дней со дня их получения.

25. Акт на списание запасов полезных ископаемых направляется в Государственное геологическое предприятие «Российский федеральный геологический фонд» («Росгеолфонд»), организации по добыче полезных ископаемых и органу Министерства природных ресурсов Российской Федерации, выдавшему лицензию на пользование недрами.

В случае отказа в утверждении или согласовании акта на списание запасов полезных ископаемых орган Госгортехнадзора России или орган Министерства природных ресурсов Российской Федерации в месячный срок сообщает о причинах отказа организации по добыче полезных ископаемых. При несогласии с принятым решением организация вправе обратиться в Госгортехнадзор России или Министерство природных ресурсов Российской Федерации или обжаловать решение в судебном порядке.

26. До окончательного решения вопроса о списании запасов полезных ископаемых (кроме случаев добычи и потерь) изменения в статистическую отчетность, связанные с намечаемым списанием не вносятся.

27. Сведения о количестве и местоположении списанных балансовых (в том числе извлекаемых запасов нефти и газа) и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых, во всех случаях их уменьшения, отражаются в учетной геологической и маркшейдерской документации предприятия раздельно по каждому элементу учета (пласту, жиле, линзе, камере, целику и т.п.), в горно-графической документации, а также в специальной книге учета списанных запасов полезных ископаемых (Приложение 2).

28. Органы Госгортехнадзора России ведут книгу учета актов на списание запасов полезных ископаемых (Приложение 3).

29. Горные выработки, служащие для подхода к участкам, запасы которых намечены к списанию, как утратившие промышленное значение или неподтвердившиеся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения, погашаются только после решения вопроса о списании указанных запасов и доработки выемочных единиц.

III. Контроль за правильностью списания запасов

30. Контроль за соблюдением установленного настоящей Инструкцией порядка ведения государственного учета и отчетности осуществляют органы Госгортехнадзора России и Министерства природных ресурсов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Примечание. При списании запасов, неподтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения, акт на списание запасов полезных ископаемых с учета организаций (предприятий) по добыче полезных ископаемых утверждается руководителем органа МПР России и согласовывается с органом Госгортехнадзора России.

УЧЕТА АКТОВ НА СПИСАНИЕ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

(округ Госгортехнадзора России)

Судебная практика и законодательство — Постановление Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 N 28 «Об утверждении Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых» (вместе с «РД-07-203-98. «, утв. Госгортехнадзором РФ, МПР РФ 18.07.1997 N 121-1)

3. Объектами государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых в соответствии с положениями Постановлений Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации» и от 11.02.2005 N 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение», Приказа МПР России от 09.07.1997 N 122 «Об утверждении Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса», Приказа Минприроды России от 14.07.2009 N 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» и Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной распоряжениями МПР России от 18.07.1997 N 121-1 и Госгортехнадзора России от 17.09.1997 N 28, являются:

При этом отмечаем, что фактические объемы добычи полезных ископаемых согласно пункту 13 «Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых» (РД 07-203-98) организации по добыче полезных ископаемых согласовывают с органами Ростехнадзора.

источник

Источники:
  • http://adilet.zan.kz/rus/docs/V970000464_
  • http://pandia.ru/text/80/555/1495.php
  • http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-gosgortekhnadzora-rf-ot-17091997-n-28/