Меню Рубрики

Срок полезного использования фронтального погрузчика

Практически ни одно предприятие пищевой промышленности не может обойтись без автопогрузчиков — специализированной складской техники, предназначенной для погрузочно-разгрузочных работ, штабелирования, перемещения грузов на короткие расстояния на складах и по прилегающей территории. По виду потребляемого топлива автопогрузчики делятся на три типа: дизельные, бензиновые и газовые.

Согласно п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ имущество признается амортизируемым объектом основных средств, если:

  • находится у налогоплательщика на праве собственности;
  • используется для извлечения дохода в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией;
  • его стоимость погашается путем начисления амортизации;
  • срок его полезного использования составляет более 12 месяцев, а первоначальная стоимость — более 40 000 руб.

Автопогрузчик вполне соответствует перечисленным критериям. Возможность его отнесения к основным средствам подтверждается и тем фактом, что автопогрузчики являются объектом классификации в ОКОФ . Они включены в подраздел «Машины и оборудование» (код 14 0000000) под кодом 14 2915540. Кроме того, в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы , с учетом которой налогоплательщики определяют срок полезного использования объектов основных средств, автопогрузчики отнесены к четвертой амортизационной группе. В указанную группу включается имущество со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Обратите внимание! Автопогрузчики не относятся к транспортным средствам, которые в ОКОФ выделены в отдельный подраздел «Средства транспортные» (код 15 0000000).

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ в соответствии с установленными сроками полезного использования амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам. При этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию соответствующего объекта. Таким образом, автопогрузчик включается в четвертую амортизационную группу на дату его ввода в эксплуатацию. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (включен в соответствующую амортизационную группу), начинается начисление амортизации (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Отметим, что в отношении автопогрузчика не действует п. 11 ст. 258 НК РФ, согласно которому основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Речь идет о государственной регистрации прав на имущество. В силу ст. 131 ГК РФ госрегистрации подлежат права на недвижимое имущество. Что касается прав на движимое имущество, их регистрировать не надо, за исключением случаев, указанных в законе. Регистрировать сделку с автопогрузчиком закон не требует. В то же время необходимо помнить: сам автопогрузчик (рабочий объем двигателя внутреннего сгорания которого составляет более 50 куб. см (0,05 л)), несмотря на то что он не предназначен для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежит государственной регистрации в органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, требующих внесения изменений в регистрационные данные. Это требование установлено Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

На основании пп. 11 п. 1 ст.

264 НК РФ расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) относятся к учитываемым в целях налогообложения прибыли прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако автопогрузчик не является транспортом, поэтому эта норма в нашем случае не применяется. В то же время в п. 1 ст. 264 приведен открытый перечень затрат. Кроме того, согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются затраты на приобретение материалов, используемых на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели). По мнению чиновников, расходы на приобретение ГСМ также могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ как затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, затраты на трансформацию и передачу энергии (Письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, ФНС России от 16.07.2010 N ШС-37-3/6848). Поэтому расходы на топливо для автопогрузчика вполне можно учесть в целях исчисления налога на прибыль, но только при условии соблюдения требований п. 1 ст. 252 НК РФ.

Напомним, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением указанных в ст. 270 НК РФ. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. К обоснованным относятся экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (другими словами, экономически оправдан должен быть размер расходов), а к документально подтвержденным — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Также документальным подтверждением признаются документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (в том числе таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной в соответствии с договором работе).

Что означает фраза «документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ»? В ст. 313 НК РФ сказано: налоговым учетом является система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. В качестве подтверждения данных налогового учета выступают в том числе первичные учетные документы. В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Отсюда Минфин сделал вывод: одни и те же первичные учетные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета (Письмо от 16.11.2010 N 03-03-06/1/726). Также финансисты напомнили, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а если соответствующая форма документа в альбоме не предусмотрена, документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 вышеуказанного Закона.

В то же время, например, ФАС ДВО с таким подходом не согласен. Налоговый кодекс не содержит перечня первичных документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных хозяйственных операций, и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). Следовательно, налоговый учет расходов на приобретение ГСМ может осуществляться на основании как унифицированных, так и иных форм первичных документов (Постановление от 16.06.2010 N Ф03-3840/2010). Такой подход не чужд и чиновникам.

Как правило, для документального подтверждения расходов на приобретение топлива используются путевые листы. Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, они применяются юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, то есть в специализированных организациях. В то же время Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Этим документом, разработанным во исполнение требований п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», обязаны руководствоваться юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, а также автобусы, троллейбусы и трамваи. Без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство перевозки пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями запрещены. Финансисты признали: путевой лист, самостоятельно разработанный организацией, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, при наличии в нем Обязательных реквизитов, утвержденных Приказом Минтранса России N 152 (Письмо от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161). В то же время, по их мнению, организации, на которые положения данного Приказа не распространяются, могут использовать путевой лист в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. Однако налогоплательщик вправе подтверждать произведенные расходы и другими документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (Письмо от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).

Получается, предприятие пищевой промышленности, сотрудники которого работают на автопогрузчиках, не обязано использовать унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России N 78, а также соблюдать требования Приказа Минтранса России N 152. Поэтому в качестве документального подтверждения оно может использовать форму путевого листа, приведенную в Приложении 6 к Межотраслевым правилам по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденным Постановлением Минтруда России от 07.07.1999 N 18, включая в нее при необходимости дополнительные реквизиты. Указанные Правила распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию промышленного напольного безрельсового колесного транспорта (автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств, включая грузовые тележки), используемых в технологических транспортных операциях внутри организации (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами, торговыми залами и другими объектами).

Например, путевой лист для автопогрузчика можно дополнить такими реквизитами, как:

  • дата составления документа;
  • показания счетчика моточасов при выезде автопогрузчика из «гаража» и его возвращении, другими словами, в путевом листе появятся сведения о времени работы автопогрузчика (данные о пробеге не фиксируются, поскольку автопогрузчик не оборудован одометром);
  • данные о движении топлива.

Как экономически оправдать размер расходов на топливо для автопогрузчика? В случае с автомобильным транспортом чиновники настаивают на том, что при определении обоснованности затрат на приобретение топлива необходимо учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (Письма Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/157, УФНС по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268). Указанные Рекомендации предназначены для лиц, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. Среди прочего в Рекомендациях приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения, а также специальных автомобилей. При этом базовая норма приводится в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства (л/100 км). Что касается автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, чиновники предлагают руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Введены в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

По мнению автора, предприятие пищевой промышленности в целях экономического обоснования расходов на топливо может воспользоваться технической документацией на автопогрузчик, если таковая содержит данные о предполагаемом расходе соответствующего топлива в час. Если таких сведений нет (либо по желанию), можно провести «испытания» и разработать свои нормы (специально созданной комиссией), утвердив их приказом руководителя.

источник

На рудных карьерах и золотоносных приисках есть машины-долгожители, которые трудятся десятилетиями, и есть техника, что работает по 3–4 года. Рассмотрим, что определяет срок эксплуатации техники на горном предприятии, как рассчитать эффективность и стоимость ее содержания в парке. Герой этой публикации — фронтальный погрузчик Komatsu.

Средний срок службы погрузчика на горном предприятии — около 7–8 лет. При этом годовая наработка может превышать 7000 мото-часов. Как на предприятиях добиваются такой «выносливости» машины?

Фронтальный погрузчик на горном предприятии — это часть основного парка, добывающая единица. Он загружен максимально, подчас круглосуточно.

Одна из самых тяжелых задач для него — экскавация взорванной скальной массы из забоя. Погрузчики, например WA600-6 или WA700-3, часто заменяют экскаваторы. В этой роли их преимущество в мобильности. Например, фронтальный погрузчик может быстро уехать с площадки перед взрывом, а потом так же быстро вернуться к работе. Гусеничной технике, естественно, нужно больше времени для смены локации.

Перемещение и погрузка происходят постоянно, при этом в самой технике идет предельная нагрузка на гидравлику, рулевую систему, бортовые. Довольно быстро изнашиваются шины и рабочее оборудование. Если погрузчик всегда занят на таком участке, его срок службы будет несколько меньше, соответственно нагрузке будут короче интервалы между серьезными ремонтами. Но погрузчик — это карьерный универсал. Например, сегодня он две смены грузит взорванную массу в самосвалы (пока экскаваторы вроде PC3000-6 медленно возвращаются на площадку), а потом месяц или сезон подряд работает на доставке руды в дробилку. Это тоже круглосуточная работа с высокой интенсивностью — чтобы не простаивала дробилка и прочие связанные с ней системы горноперерабатывающего комплекса. Однако нагрузка на технику уже значительно меньше, меньше износ оборудования и узлов.

Погрузчик вообще может быть определен на вспомогательные задачи. Например, делать работу бульдозера — планировку. И здесь тоже нагрузка на технику будет отличаться.

Разнообразие работ, на которые способен фронтальный погрузчик Komatsu, помогает предприятию более гибко планировать общие задачи на объекте и дополнительно увеличивает срок жизни техники в парке компании. Все это можно заранее рассчитать, чтобы получить максимум производительности с минимумом эксплуатационных издержек. Здесь — поле для сотрудничества application engineer от дистрибьютора техники и специалистов предприятия. У Komatsu для этого есть программа OFR (Optimum Fleet Recommendation — «Рекомендации по оптимизации парка техники»), специальные формулы расчета производительности техники на конкретном объекте с учетом комплекса условий: от взаимодействия с основными добывающими единицами до состояния дорог, типов грунта и перепадов высот. Мы подробно рассказываем об этом в отдельной статье про OFR.

Второй ключевой элемент, который влияет на срок эффективной работы карьерной техники, — качество сервиса. Предельная наработка фронтального погрузчика Komatsu — около 45 000 мото-часов. Но, к примеру, на рудниках ОАО «Святогор» (входит в ООО «УГМК-Холдинг») наработка одного из фронтальных погрузчиков (WA700-3) превысила уже 50 000 мото-часов. Техника была поставлена около 8 лет назад, и все эти годы карьерный погрузчик интенсивно эксплуатировался при сервисной поддержке «КОМЕК МАШИНЕРИ». Использовались оригинальные запчасти. Расходники (масло, фильтры и т. д.) подбирались строго по рекомендованным Komatsu эксплуатационным характеристикам. А сервисные инженеры «КОМЕК МАШИНЕРИ» еще с 2005 года в буквальном смысле живут на предприятии. Они следят за техникой с первого дня ее запуска, знают, какие нагрузки она испытывает, и точно прогнозируют ремонтные работы. В таких условиях техника может служить до заявленного производителем крайнего срока «ходимости», а порой и дольше.

Возможности техники при тщательном сервисе — это лишь один из факторов, который влияет на срок службы погрузчика на горном предприятии. Главный, определяющий момент — цели самой компании владельца и ее общий тип задач. Статистика «КОМЕК МАШИНЕРИ» подсказывает: больше всего распространены две схемы владения техникой Komatsu:

  • погрузчик работает максимально возможный срок службы — в среднем 7–8 лет, или около 45 000 — 50 000 мото-часов;
  • погрузчик работает 3 года, после чего выставляется на вторичный рынок, а компания приобретает новую технику.

Первый вариант встречается чаще всего. Это подход крупных горнодобывающих компаний, которые разрабатывают одно или несколько месторождений. Их горизонт планирования — десятилетия, интенсивность и срок эксплуатации техники часто определяются разведанными запасами месторождений и многолетними планами добычи.

Второй вариант популярен среди компаний-подрядчиков в горной отрасли. Тем, кто работает на крупные компании, часто выгодно использовать новую технику, пока она не требует капитальных вложений. За 2–3 года техника окупает себя, затем предприятие продает ее, зарабатывая еще на его остаточной стоимости. По подсчетам «КОМЕК МАШИНЕРИ», цена фронтального погрузчика на вторичном рынке после 3 лет эксплуатации при правильном ТО может составлять до 60–70 % от стоимости новой единицы. Срок эксплуатации в этом случае зависит от двух вещей: в первую очередь от условий контракта компании-подрядчика, затем учитывается наработка техники. Точнее, пороговые значения наработки к цене владения погрузчиком: что происходит с техникой на разных этапах ее эксплуатации, как и от чего растут расходы на ее содержание. Рассмотрим эти этапы подробнее.

В первый год после запуска погрузчика действует базовая гарантия Komatsu. Она покрывает регламентное обслуживание и аварийные остановки техники. В этот период многие предприятия максимально загружают технику: ставят ее на самые интенсивные работы. Во-первых, это способ получить от нее максимум производительности и уменьшить срок окупаемости. Во-вторых, это возможность, пока действует гарантия, проверить, на что способна эта машина, как она ведет себя в тяжелых условиях работы. Годовая наработка погрузчика в таком режиме может превышать 7000 мото-часов.

Читайте также:  Для чего полезно миндаль

Основные расходы на владение в этот период — шины, цепи, топливо, рабочее оборудование (ковши, зубья, режущие кромки). Эти расходы будут практически неизменными весь срок службы погрузчика.

Во второй и третий годы действует уже расширенная гарантия дистрибьютора или бульдозер обслуживается силами сервисной службы предприятия. Машина по-прежнему на пике производительности, только к базовому ТО после 10 000 мото-часов может добавиться замена шлангов, форсунок, сальников и элементов ходовой. Для погрузчиков, которые работают со скальной массой, могут добавиться замены гидроцилиндров подъема.

В третий и четвертый год эксплуатации, в диапазоне 20 000 — 30 000 мото-часов наработки, техника может потребовать самых значительных капиталовложений за историю ее службы. Это расходы на капитальный ремонт двигателя, ходовой части, иногда гидравлики. Если представить диаграмму стоимости владения погрузчиком, где на оси X будет наработка, а на оси Y — затраты, то в среднем на 20 000 мото-часов можно увидеть значительный скачок расходов на ТОиР. Именно поэтому часть владельцев стараются продать технику до того, как она достигнет этого порогового значения. А те, кто планируют использовать погрузчик дальше, часто просто приобретают и устанавливают новый двигатель, оставляя старый донором для компонентных замен.

После первых крупных расходов на ТОиР на 20 000 наработки (3–4 года) кривая расходов на обслуживание и ремонт техники стабилизируется или несколько снижается. Гарантийный срок работы узлов после капитального ремонта — год, а если двигатель был поставлен новый, это дает еще 3–4 года беспроблемной работы. Кроме того, возможны компонентные замены, восстановление узлов, использование подменных агрегатов и узлов (чтобы быстрее вернуть технику в строй) — все зависит от задач предприятия и того, как организовано сервисное обслуживание. Ближе к предельной наработке владельцы часто переводят технику на более щадящие задачи, чтобы продлить срок службы и увеличить интервалы между ремонтами.

Ближе к восьмому году службы, или наработке в 45 000 — 50 000 мото-часов, погрузчик уже готовится к выводу из парка и замене новым. Но это решение зависит от задач предприятия. Например, если по естественным причинам объем добычи на месторождении снижается, может быть смысл поддержать техготовность погрузчика и дальше — при меньших объемах работ, а приобретение нового на замену может оказаться нецелесообразно. Могут быть и иные причины, чтобы оставить машину в парке, тем более что есть способы заставить технику трудиться гораздо дольше среднего срока службы.

Карьерная техника Komatsu способна работать значительно дольше, чем 50 000 мото-часов, или 7–8 лет. Индустриальная техника Komatsu изначально обладает гигантским запасом конструктивной прочности за счет инженерных решений, которые специалисты компании тестировали десятилетиями, в том числе на предприятиях Крайнего Севера СССР. В цехе полнокомплектного ремонта «КОМЕК МАШИНЕРИ» можно «поднять» любой тип техники с одной рамы, а в «Ребилд Центре» специалисты занимаются капитально-восстановительным ремонтом узла/агрегата с обеспечением ресурса по наработке не ниже 80 % нового. Есть лишь вопрос цены. Из практики предприятий следует, что предел целесообразности восстановления техники — это когда расходы не превышают 50–60 % стоимости новой единицы. Если задачи предприятия и техническое состояние погрузчика позволяют, он может работать на карьере значительно дольше условного порога.

Если у предприятия нет резона использовать технику после 8 лет службы, то погрузчик все равно способен принести пользу владельцам. Его можно продать на запчасти или оставить в качестве донора для другой техники в парке — снизить за счет отслужившей свое машины и ее оборудования расходы на содержание других погрузчиков горной компании.

источник

Особенности учета и налогообложения складской и строительной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать погрузочную технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации складской или строительной техники? Надеемся, данная статья поможет вести правильно бухгалтерский учет строительной и складской техники.

Электропогрузчики и штабелеры — «складская» самоходная техника, обязательный атрибут любого современного склада. Для целей бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом РФ, данная техника является амортизируемым имуществом и относится к объектам основных средств организаций.

В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.

1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров

При введении в эксплуатацию объектов основных средств (далее — ОС), в соответствии со ст. 258 Налогового Кодекса и с учетом классификации ОС (утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г.), налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования (далее — СПИ) объекта. В соответствии с установленным СПИ определяется амортизационная группа ОС.

На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:

для штабелеров — код ОКОФ 14 2921030 /3/ «машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства», соответствующий коду 14 2921030 классификации ОС раздела «Машины и оборудование» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно);

для электропогрузчиков – код ОКОФ 15 3599030 /9/ «средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электокары, электропогрузчики, электротележки и прочие), соответствующий коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации ОС раздела «Средства транспортные» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно).

Обратите внимание: порядок определения СПИ должен быть закреплен в учетной политике организации. Это обязательный ее элемент.

2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах

Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.

Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее – Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).

Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники. К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть?

Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.

Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.

Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию складской техники, мощность которой превышает 4 кВт?

В соответствии с п. 2 Постановления №938, регистрацию самоходной складкой техники осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее – органы гостехнадзора).

На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.

Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.

Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).

Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Регистрация самоходных машин в органе гостехнадзора производится на основании паспортов самоходных машин, а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на оборудование и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (выдержка из п. 4 Постановления №938).

Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)

Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)

Должна ли организация, зарегистрировавшая в установленном порядке самоходную технику в органах гостехнадзора, уплачивать транспортный налог?

Да, должна. В соответствии с п. 1 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ, объектом налогообложения признаются самоходные машины и другие транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09

«…следует учитывать, что понятие «транспортное средство» для целей применения гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом».

Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)» в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.

В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт).

Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.

4. Налоговые и административные последствия

Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.

В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски. Их мы рассмотрим подробно.

Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль.

Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод – да, такие основания есть.

Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?

Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.

Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ» который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.

На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности складскую технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.

Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования в целях производственной деятельности предприятия.

Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.

Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.

Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.

Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).

При этом, проверяющие руководствовались следующим: «…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать транспортное средство в производственных целях при наличии допуска к эксплуатации, и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.

…Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01«, признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.

… Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, «наличие регистрации является в данном случае необходимым условием для эксплуатации обществом транспортного средства».

Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.

Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:

взыскания налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа;

налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.

Изучив материалы дела, суды приняли сторону налогоплательщика, указав следующее: «….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.

Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Читайте также:  Лососевая икра чем полезна

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правильно применили нормы материального права и правомерно исходили из того, что права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, в ГИБДД (Гостехнадзоре) подлежат регистрации сами транспортные средства, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер; амортизация по катку — 84ДТ подлежит начислению начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, что и было соблюдено заявителем».

Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.

Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам. Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.

Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики.

При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ».

Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.

Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.

Надеемся, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.

Автор статьи: Екатерина Анненкова аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру» Специально для Клерк.Ру — все о бухгалтерском учете, менеджменте, налоговом праве, банках, 1С и программах автоматизации

источник

Россия:
все погрузчики серий ВП-05 и ВП-03, серий ДП-16-04 и ДП-3510, а также серий ЭП-106, ЭП-1616 и ЭП-2016 >>
Япония:
вилочные погрузчики марки ТСМ. Поставляются напрямую с завода-изготовителя Shiga, Japan >>

ыбрать вилочный погрузчик, как, впрочем, и любое другое промышленное оборудование, довольно сложно, особенно учитывая разнообразие вариантов, которое предлагает современный рынок. Сегодня существует огромное количество моделей и модификаций исполнения, оценить достоинства и недостатки которых неспециалисту затруднительно. Тем, кто часто приобретает эти машины, системный подход к оценке и выбору машин облегчит работу, защитив от ошибок.

Зарубежные специалисты советуют покупателям перед тем, как обращаться к одному или нескольким дилерам, разработать и применять специальную карту-схему, в которой найдут отражение и будут учтены такие аспекты, как условия работы, конструктивные особенности погрузчика и др. И, конечно, следует использовать все возможности для того, чтобы опытным путем оценить возможное поведение машины в эксплуатации: перед покупкой вашим операторам следует провести тест-драйв погрузчика, а механикам — оценить его ремонтопригодность.

Как правило, срок службы вилочного погрузчика составляет 6. 8 лет, но на многих предприятиях его удается продлить вдвое и более.

Прежде всего, вилочный погрузчик должен наиболее точно соответствовать задаче, для выполнения которой он предназначается, т. е. в первую очередь важно учитывать, где и как его будут применять. Казалось бы, это вполне очевидно, но зачастую при покупке погрузчика решение принимается по совсем иным соображениям, например: «Погрузчик, что у нас уже есть, кажется, работает хорошо. Пожалуй, приобретем еще один такой же» или: «Спросим у некоторых наших водителей и купим тот, что посоветуют» .

Конечно, советы операторов важны, но надо учитывать и другие, не менее значительные факторы. Сегодня мы расскажем о том, как правильно подобрать именно тот вилочный погрузчик, который вам действительно необходим. Чтобы упростить описание алгоритма выбора, мы рассмотрим только классические вилочные погрузчики с противовесом и с сиденьем оператора, однако многие рекомендации можно отнести к погрузчикам других типов, хотя при выборе придется учесть и специальные требования.

Ниже перечислены факторы общего характера, которые надо определить или оценить. И можно свести в единую таблицу и взять за основу в переговорах с дилерами и продавцами техники. Возможно, вам не дадут точного решения, однако, следуя этим рекомендациям, вы вправе учесть важнейшие из них и подобрать вилочный погрузчик, наиболее полно соответствующий задачам, для которых его приобретают.

Анализ факторов выбора лучше начать с оценки физически условий, в которых будет работать погрузчик. Если возможно, то определите, каковы будут условия его эксплуатации в последующие 3. 5 лет. Как правило, срок службы вилочного погрузчика составляет 6. 8 лет, но на многих предприятиях его удается продлить вдвое и более.

Особое внимание надо уделить характеру трассы и напольному (дорожному) покрытию, по которому будет передвигаться погрузчик: от этого зависят выбор шин и производительность машины, условия труда оператора, условия перевозки груза (например, наличие или отсутствие тряски при движении) и другие факторы. Если погрузчик работает на опасном производстве, он должен иметь специальное исполнение.

Условия эксплуатации в помещении:
— погрузочная эстакада, платформа (погрузка-разгрузка грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов);
— товарный склад, пакгауз (высота верхних полок, стеллажей);
— производственное помещение;
— поверхность пола;

Условия эксплуатации вне помещения:
— бетонное покрытие;
— асфальт;
— гравий;
— грязь;
— зоны, закрытые крышей (высота перекрытий);
— наличие препятствий и преград сверху.

Условия окружающей среды:
— влага или сырость;
— наличие загрязняющих веществ;
— опасное производство;
— санитарные условия;
— наличие вентиляции.

Характеристики помещения:
— наименьшая высота перекрытий;
— размеры дверей;
— минимальная ширина проходов;
— наличие ограничений по массе (лифты или полы в помещениях).

Рампы и уклоны:
— наличие неровностей, ухабов;
— прочие препятствия.

Помимо определения максимальной требуемой грузоподъемности погрузчика следует учесть размеры и положение центра тяжести транспортируемых грузов. Если центр тяжести располагается дальше стандартного размера 610 мм, используемого при определении номинальной грузоподъемности погрузчика, последнюю следует пересчитать. Надо помнить также, что при установке дополнительных грузоподъемных приспособлений допустимая полезная нагрузка машины снижается, поэтому приходится выбирать более мощный погрузчик.

Итак, в этом разделе следует оценить:
— размеры грузов;
— положение центра тяжести
— грузов;
— типы грузов (паллеты, стальные поддоны, рулоны, железные бочки и т. д.);
— требуются ли вам специальные грузоподъемные приспособления;
— массу грузов;
— высоту штабелирования;
— наличие специальных требований при транспортировке (хрупкость или ломкость груза, характер поверхности и т. д.);

В каком-то случае погрузчики используют лишь несколько раз в день; в другом — водители вынуждены «гонять» их практически непрерывно несколько смен подряд. Такие различия в эксплуатационной нагрузке обусловливают и разные требования к машине. Убедитесь, что погрузчик соответствует условиям работы, для которой предназначен.

Для этого надо определить:
— число смен в день, число рабочих часов за смену, число рабочих дней в неделю;
— интенсивность эксплуатации (тяжелые, средние или легкие условия).

ВЫБОР МАРКИ ВИЛОЧНОГО ПОГРУЗЧИКА

Большинство компаний предпочитает унифицировать свой парк погрузчиков, причин тому несколько: операторы привыкают к органам управления машин; работы по техническому обслуживанию хорошо знакомы механикам; есть положительный опыт эксплуатации погрузчиков этой марки в прошлом; хорошо налажены связи с дилером и имеется надежная техническая поддержка.

Таким образом, при выборе погрузчика нам надо установить:
— возможность своевременного и качественного сервисного обслуживания машины;
— доступность запасных частей (наличие на складе дилера);
— предпочтения водителей определенной марки;
— предпочтение определенного дилера (близость расположения дилерского предприятия);
— возможности стандартизации парка оборудования.

Для некоторых условий работы подходят только погрузчики определенного типа. Например, электрические погрузчики непригодны для постоянного использования вне помещений; погрузчики с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) редко применяют для интенсивного использования в помещениях; для работы во взрывоопасной среде нужны погрузчики в специальном исполнении и т. п.

Более подробно это можно представить в виде следующих позиций:
— оператор управляет стоя;
— оператор управляет сидя;
— электрический погрузчик — трех- или четырехколесный;
— погрузчик с ДВС — на сжиженном нефтяном газе, на сжатом природном газе, на бензине,
на дизельном топливе;
— шины — сплошные резиновые или пневматические;
— погрузчики специального назначения — высокой проходимости, в специальном исполнении;
— прочее.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Компоненты и узлы погрузчика в значительной степени определяют его возможности. Так, шины должны соответствовать характеру дорожного покрытия. От такой, на первый взгляд, «мелочи» зависит, будет ли погрузчик успешно работать.

Радиус разворота машины и размер груза должны соответствовать минимальной ширине проходов в помещении. Большая высота подъема вилочной каретки может быть необходима при погрузке поддонов в два яруса в грузовые фургоны и железнодорожные вагоны. Установка каретки бокового смещения вил может быстро окупиться благодаря увеличению производительности погрузчика, а также повысит уровень безопасности работы. С увеличением скорости движения может либо увеличиться производительность, либо снизиться безопасность работы. Благодаря более плавной работе тиристорных гидравлических органов управления меньше вероятность повредить груз. Разумеется, почти за каждое техническое решение, делающее работу на машине более эффективной и удобной, приходится платить, поэтому при выборе машины надо искать разумное сочетание желаемых характеристик погрузчика и стоимости.

Основные параметры, которые надо определить в этом разделе, это:
— максимальная грузоподъемность;
— номинальная грузоподъемность;
— маневренность (радиус поворота, минимальная ширина прохода для погрузчика с грузом);
— грузоподъемная мачта (высота при полностью выдвинутой мачте, высота подъема каретки с вилами, число секций мачты, увеличенный наклон мачты, увеличенная высота подъема каретки, привод регулировки вил);
— длина и тип вил;
— тип ходовой части;
— электрический двигатель (переменного или постоянного тока, напряжение, типоразмер и емкость аккумуляторных батарей, способ их снятия — сбоку или сверху, наличие индикатора износа щеток электродвигателя);
— двигатель внутреннего сгорания (мощность, марка);
— скорость движения (переднего хода с максимальной нагрузкой, заднего хода с максимальной нагрузкой);
— скорость подъема и опускания вил (с нагрузкой);
— максимальный преодолеваемый подъем (с нагрузкой);
— усилие на буксировочном крюке;
— органы управления направлением движения (педали, рычаги);
— гидравлическое оборудование;
— органы управления (ручные, на тиристорах или транзисторах).

Эргономика вилочного погрузчика приобретает все большее значение, но идеальное решение удается найти не всегда. Вот типичные примеры. Операторы обычно предпочитают мягкие шины, устойчивость к истиранию которых низкая, а потому они невыгодны. Удобные для оператора высокого роста органы управления могут совершенно не подходить для оператора небольшого роста. Операторы, которым часто требуется покидать погрузчик, могут предпочесть управление машиной стоя, а не сидя.

Вот моменты, важные для удобства работы:
— обзорность;
— органы управления (рычаги, клавишные переключатели, джойстик);
— комфортность сиденья оператора (спинка, подлокотники);
— наличие регулировок сиденья, рулевой колонки, панели управления на рабочем месте оператора;
— уровень шума и вибрации при работе;
— плавность и другие характеристики хода;
— удобство и легкость посадки и высадки из кабины погрузчика;
— кабина (открытая или закрытая, свободное пространство);
— отопление;
— кондиционирование воздуха.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Иногда приобретение дополнительного оборудования, предлагаемого как опция (по заказу), может быть экономически оправдано, иногда — нет. Только вы и ваши операторы могут это оценить.

Вот лишь несколько позиций из довольно объемного перечня наиболее распространенного дополнительного оборудования, которое, как правило, предлагает большинство продавцов погрузчиков:
— сменные навесные рабочие органы;
— осветительные приборы;
— сигналы, аварийная сигнализация;
— огнетушитель;
— система стабилизации груза;
— индикатор грузоподъемности;
— ремни безопасности и крепления;
— пластина для поддержки груза на каретке.

Перед тем как принять окончательное решение о приобретении машины, следует проконсультироваться с работниками вашей ремонтной службы. Было бы полезно оценить объем трудозатрат на плановое техническое обслуживание нового погрузчика. Кроме того, им надо проверить новый погрузчик по карте технического осмотра, составленной для прежних моделей: в этом случае можно сразу же прояснить многие вопросы, которые могут возникнуть при обслуживании купленной машины в будущем.

В этом разделе следует рассмотреть следующие вопросы:
— доступность узлов и агрегатов (демонтаж панелей, замена щеток электродвигателя, доступ к двигателю и электромагнитным пускателям);
— гидравлическое оборудование (марка, органы управления);
— оси поворота/места, наиболее подверженные износу;
— мачта (ролики и их центрирование);
— расположение фильтров и точек смазки;
— предполагаемые затраты времени на плановое техобслуживание;
— рекомендуемая периодичность технического обслуживания;
— гарантийные обязательства; техническая поддержка производителя (дилера);
— доступность запасных частей;
— поставщики компонентов и узлов.

Было бы неплохо получить новый погрузчик для испытаний на вашем предприятии, но такая возможность предоставляется далеко не всегда. Испытания можно заменить, посетив другое предприятие, где эксплуатируются такие погрузчики, или испытать погрузчик на площадке дилера. Чем больше испытаний и проверок сделают ваши операторы и механики, тем лучше.

В любом случае, принимая решение о приобретении погрузчика, следует учитывать мнение операторов и механиков. Выводы о том, какие окончательные характеристики (параметры) и комплектацию должны иметь машины, будут приняты с учетом многих факторов, и это поможет вам приобрести высокопроизводительную машину, которая прослужит долго.

Специализированный журнал «Основные Средства», № 9/2006
«Вилочный погрузчик. Алгоритм выбора», авторы: В.Антонов, С.Протасов
статья публикуется с разрешения редакции издания

источник

К какой группе относится погрузчик фронтальный. Амортизация основных средств линейным способом в бухучете. Амортизационная группа экскаватора-погрузчика

Электропогрузчики и штабелеры — «складская» самоходная техника, обязательный атрибут любого современного склада. Для целей бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом РФ, данная техника является амортизируемым имуществом и относится к объектам основных средств организаций.

Особенности учета и налогообложения самоходной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации самоходной техники?

В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.

1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров

При введении в эксплуатацию объектов основных средств (далее — ОС), в соответствии со ст. 258 Налогового Кодекса и с учетом классификации ОС (утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г.), налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования (далее — СПИ) объекта. В соответствии с установленным СПИ определяется амортизационная группа ОС.

На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:

  • для штабелеров — код ОКОФ 14 2921030 /3/ «машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства», соответствующий коду 14 2921030 классификации ОС раздела «Машины и оборудование» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно);
  • для электропогрузчиков — код ОКОФ 15 3599030 /9/ «средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электокары, электропогрузчики, электротележки и прочие), соответствующий коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации ОС раздела «Средства транспортные» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно).

Обратите внимание: порядок определения СПИ должен быть закреплен в учетной политике организации. Это обязательный ее элемент.

2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах

Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.

Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее — Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт , принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).

Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники.

К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть? Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.

Читайте также:  Полезные советы для грибников

Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.

Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию самоходной техники, мощность которой превышает 4 кВт?

В соответствии с п. 2 Постановления №938, регистрацию самоходной техники осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее — органы гостехнадзора).

На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.

Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.

Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).

Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи .

Регистрация самоходных машин в органе гостехнадзора производится на основании паспортов самоходных машин, а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на оборудование и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (выдержка из п. 4 Постановления №938).

Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)

Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)

Должна ли организация, зарегистрировавшая в установленном порядке самоходную технику в органах гостехнадзора, уплачивать транспортный налог? Да, должна. В соответствии с п. 1 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ, объектом налогообложения признаются самоходные машины и другие транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09

«…следует учитывать, что понятие «транспортное средство» для целей применения гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом ».

Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)» в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.

В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт) .

Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.

4. Налоговые и административные последствия

Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.

В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски . Их мы рассмотрим подробно.

Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль.

Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод — да, такие основания есть.

Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика .

Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?

Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.

Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 « » который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается .

Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин , введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.

На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации .

Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности самоходную технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.

Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования в целях производственной деятельности предприятия.

Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.

Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.

Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.

Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).

При этом, проверяющие руководствовались следующим:

«…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать транспортное средство в производственных целях при наличии допуска к эксплуатации , и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.

…Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01», признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.

… Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, наличие регистрации является в данном случае необходимым условием для эксплуатации обществом транспортного средства».

Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.

Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:

  • взыскания налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа;
  • налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.

Изучив материалы дела, суды приняли сторону налогоплательщика, указав следующее:

«….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.

Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правильно применили нормы материального права и правомерно исходили из того, что права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, в ГИБДД (Гостехнадзоре) подлежат регистрации сами транспортные средства, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер; амортизация по катку — 84ДТ подлежит начислению начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, что и было соблюдено заявителем».

Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.

Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам.

Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.

Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики. При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ ».

Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.

Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.

Выражаю надежду, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.

Для расчета амортизации линейным способом нужно знать:

  • первоначальную стоимость основного средства (восстановительную , если объект переоценивался). Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице .
  • срок его полезного использования.

Сначала определите годовую норму амортизации. Для этого используйте формулу:

Затем рассчитайте годовую сумму амортизации. Для этого используйте формулу:

Сумма амортизации, которую нужно начислять ежемесячно, составляет 1/12 годовой суммы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 19 ПБУ 6/01.

Линейный метод начисления амортизации применяется и в налоговом учете. Об особенностях его использования см. Как рассчитать амортизацию основных средств линейным методом в налоговом учете .

Главбух советует: алгоритмы расчета норм амортизации для линейного метода в бухгалтерском и налоговом учете несколько различаются. В налоговом учете сразу определяется месячная норма. В бухучете сначала рассчитывается годовая норма и сумма амортизации, а потом сумма, которая начисляется ежемесячно (1/12 годовой амортизации). Из-за округлений суммы амортизации, рассчитанные в бухгалтерском и налоговом учете, могут различаться. Чтобы избежать этого, в бухучете определяйте показатель «Годовая норма амортизации» с максимальным количеством знаков после запятой (не менее четырех).

Пример расчета амортизации линейным способом

ЗАО «Альфа» приобрело автопогрузчик. Первоначальная стоимость погрузчика, сформированная в бухгалтерском и налоговом учете, одинакова и составляет 500 000 руб.
Сроки полезного использования основных средств «Альфа» определяет по Классификации , утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 . Погрузчик относится к четвертой амортизационной группе. При вводе основного средства в эксплуатацию был установлен срок его полезного использования – 6 лет (72 месяца). Согласно учетной политике в бухгалтерском и налоговом учете амортизация по основным средствам начисляется линейным способом.

По правилам налогового учета ежемесячная норма амортизации погрузчика равна:
1: 72 мес. × 100% = 1,3889%.

Ежемесячная сумма амортизации составила:
500 000 руб. × 1,3889% = 6945 руб.

По правилам бухучета годовая норма амортизации по автомобилю составила:
(1: 6 лет) × 100% = 17%.

Годовая сумма амортизационных отчислений будет равна:
500 000 руб. × 17% = 85 000 руб.

Месячная сумма амортизации составила:
85 000 руб. : 12 мес. = 7083 руб.

Чтобы избежать разницы между месячной суммой амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, бухгалтер «Альфы» более точно определил годовую норму амортизации погрузчика:
(1: 6 лет) × 100% = 16,6667%.

В этом случае годовая сумма амортизационных отчислений составляет:
500 000 руб. × 16,6667% = 83 334 руб.

Месячная сумма амортизации равна:
83 334 руб. : 12 мес. = 6945 руб.

При таком подходе месячные суммы амортизации погрузчика, начисленные в бухгалтерском и налоговом учете, будут равны.

Преимущество линейного способа начисления амортизации состоит в простоте применения: стоимость основного средства погашается равномерно в течение всего срока его полезного использования. Кроме того, это единственный способ, который позволяет избежать разниц между начислением амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.

Телескопический погрузчик, 2.

Экскаватор, 3. Седельный тягач.

Георгий 1) Телескопический погрузчик — третья группа — машины и оборудование Анатолий. код ОКОФ 14 2921030 — Машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства.
2) Экскаватор — какой, для чего? Нашел, к примеру: в классификаторе код 14 2924152 Экскаваторы одноковшовые с ковшом емкостью 4 куб. м и свыше -четвертая группа.
3) Седельный тягач — какой? Вот, нашел, если подойдет по тех. характеристикам — группа 6 Виталий — автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 т.
—-
А вообще-то мой совет Вам в помощь, если Вы — бухгалтер:
Учитесь определять амортизационную группу, это Вам пригодится. Вам нужно 3 документа: технический паспорт, ОКОФ, и Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» Илья. Теперь:
Сначала смотрим технический паспорт, и находим срок, в течение которого станок может работать. Это ориентир, и впрочем, в БУ можно этот СПИ установить.
Теперь НУ — находим в ОКОФ одноименное оборудование, далее по этим цифрам находим группу в Постановлении.
Можете в БУ установить СПИ самостоятельно, исходя из техпаспорта и экспертного мнения технических специалистов, а можете такой же, как в НУ Артем.
Вот и все.
Замечу, что СПИ устанавливает комиссия, которая назначается в предприятии ответственной за ввод ОС в эксплуатация, этот СПИ указывается в акте ОС-1. Дело бухгалтера — проконтролировать правильность установления СПИ.
Удачи!

Tags: К, какой, амортизационной, группе, относится, погрузчик-экскаватор

«Преимущества эксплуатации техники MST», vostok-t.ru, экскаватор-погрузчик MST, техника MST, преимущество MST, видео.

Подскажите пожалуйста к какой амортизационной группе относиться экскаватор DOOSAN DX 300 LCA и какой у него срок полезного использования в месяцах?

Степан смотрите классификатор ОС

Колесный экскаватор-погрузчик в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы относится к четвертой.

Mar 5, 2012 — Заметила что погрузчик стоит у бывшего бухгалтера в группе Машины. средств, включаемых в амортизационные группы погрузчиков не нашла. . имущество относится к группе «Машины и оборудование» (часть. Налог на движимое имущество, приобретенное после 01.01 .

источник

Источники:
  • http://www.komek.ru/staty/skolko-sluzhit-frontalnyy-pogruzchik-na-rudnom-karere/
  • http://www.kiit.ru/press-center/statii/bukhgalterskiy-uchet-samokhodnoy-tekhniki/
  • http://www.mrmz.ru/article/v47/article2.htm
  • http://money-trans.ru/k-kakoi-gruppe-otnositsya-pogruzchik-frontalnyi-amortizaciya-osnovnyh-sredstv/