Меню Рубрики

Связь между формами рельефа и полезными ископаемыми

Цели и задачи урока:

Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых. Показать практическое применение полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.

Оборудование: Карты: физическая, тектоническая; коллекция полезных ископаемых, картины (добыча нефти, угля), формы для декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и углем, мультимедийный комплекс.

Учитель: Сегодня у нас бинарный урок по географии и технологии.

1) Фронтальное повторение терминов

2) Показать знание расположения крупных форм рельефа по их описанию (работа с картой)

– Горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”. (Уральские.)

– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)

– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)

– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)

– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)

– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)

– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)

– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)

– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)

– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)

– Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии (Русская или Восточно – Европейская равнина)

– Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер (Западно-Сибирская равнина).

– Самые высокие горы России (Кавказ).

– Возвышенная равнина, расположенная между реками Енисей и Леной (Среднесибирское плоскогорье).

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель географии. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Тема: Полезные и красивые ископаемые России (слайд. См. Приложение 1).

Цель: изучить полезные ископаемые России и показать их применение в прикладном искусстве.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве (слайд).

В земной коре залегают полезные ископаемые. Это минералы и горные породы, которые используются в хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию горных пород и минералов в 6 классе, давайте вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также полезные ископаемые различают по составу и особенностям использования Схема (слайд)

Учитель географии. Горючие и неметаллические полезные ископаемые залегают в осадочных породах и наиболее характерны для платформ. Это нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие рудных месторождений на платформах. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Рассмотрев местонахождения полезных ископаемых мы найдем этому подтверждение (примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова, КМА)

В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых, т.е металлические. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель географии. Мы с вами на предыдущих уроках заполняли таблицу, где указывали: форма рельефа – тектоническая структура – полезные ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили, сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на каких территориях залегают. И сделаем вывод. Работа с таблицей, интерактивной картой, презентацией. (слайд)

Таблица
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа Тектонические структуры Полезные ископаемые
Восточно-Европейская равнина
Прикаспийская низменность
Восточно-Европейская платформа Нефть, уголь, фосфориты, гипс
Калийные соли, поваренная соль
Западно — Сибирская равнина Западно-Сибирская плита (молодая платформа) Нефть, газ, уголь
Среднесибирское плоскогорье Сибирская платформа алмазы, уголь
Горы Хибины Балтийский щит железные, алюминиевые и молибденовые руды
Алданское нагорье
Среднерусская возвышенность
Алданский щит
Воронежский массив
молибденовые руды, золото, железная руда
Плато Путорана Анабарский щит Медные и никелевые руды
Горы Урала Область герцинской складчатости железная, медная, алюминиевая, титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор
Горы Кавказа Область кайнозойской складчатости вольфрамовые, молибденовые, медные руды
Срединный хребет Область кайнозойской складчатости Медные и никелевые руды
Восточный Саян Область байкальской складчатости железная руда
Западный Саян Область герцинской и каледонской складчатости молибденовые и железные руда
Алтай Область герцинской и каледонской складчатости Цинковые, свинцовые, вольфрамовые, медные руды

Вывод: Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В складчатых областях находятся месторождения рудных ископаемых, также наличие рудных месторождений приурочены к щитам.

По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых. Учитель показывает на карте полезных ископаемых, в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Месторождение – это скопление полезных ископаемых. (слайд)

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (слайд)

Меры по сбережению полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – важнейшие природные богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование.

Как бы могущественны ни были глубинные силы Земли, но не только они создают рельеф земной поверхности. В природе одновременно действуют многие другие, не менее могучие и активные внешние силы, источниками, энергии которых служат Солнце и космос. Как только вершина гор поднимаются хоть немного над уровнем океана, на них начинают действовать морские волны и ветры, холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год они разрушали и расчленяли поднимающийся свод гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и податливые породы.

Без преувеличения можно сказать, что вся красота горных вершин, утесов, ущелий Кавказа, Урала, Алтая создана разрушительными силами. Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают долину, используя, прежде всего направление трещин. Дикая и величественная картина предстает перед глазами путника.

Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет их разрушение, тем больше рыхлого материала сносится с них и откладывается в предгорных прогибах и морях так образовываются обломочные горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).

В начале урока я сказала, что ископаемые называются полезные – потому что, служат человеку. Они обеспечивают развитие черной и цветной металлургии, топливной, химической, пищевой, легкой промышленности. Используются для строительства мостов, дорог, производства кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не может обойтись без удобрений и топлива.

Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)

Красота без доброты умирает невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН (слайд)

Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров; символов власти, предметов культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных украшений. Изделия с драгоценными и поделочными камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)

На прошлом уроке вам было дано самостоятельное творческое задание по теме: “Изделия, в которых используются горные породы и минералы”. Прошу сейчас представить свою работу.

Ученик 1. В 1719 по указу Петра I был создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации, государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков (слайд)

Экспозиция включает в себя два зала: исторический, в котором представлены предметы, принадлежавшие членам российской императорской семьи, и современный, где экспонируются самые большие слитки золота и платины, найденные в России, алмазы-гиганты и современные ювелирные изделия.

Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона Российской империи, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5 тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в мире корона (слайд)

Вмонтированный в золотой браслет плоский портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв. (алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров, александритов,); (слайд) полудрагоценных и поделочных камней(слайд)

Ученик 2. В искусстве применяются не только драгоценные и поделочные камни, но и глина (слайд)

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.

Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика.

Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз, украшенные искусными цветочными узорами (слайд)

Ученик 3. Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (слайд)

МАЙОЛИКА — это вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова в Москве. (слайд)

В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду, а в конце того же 17 в. освоили изготовление “муравленой” (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: “. во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”.

Ученик 4. Один из русский художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел семейную организацию – игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Для их производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.

Учитель технологии: В прикладном искусстве современного мира, песок используется в необычной технике под названием “Стенд Арт”, в которой применяются новые технологии. Обратите внимание на экран. (слайд)

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!

Сегодня мы с вами изготовим изделия декорированные песком, солью и углём.

– Для этого необходимо взять любую стеклянную форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)

– Нанести тонкой линией клей. (слайд)

– Посыпать солью, песком или углем. (слайд)

– Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)

Повторение техники безопасности.

Но прежде чем приступить, к ее выполнению необходимо повторить технику безопасности. Я говорю предложение, а вы отвечаете “да” или “нет”

  1. Работу начинать только с разрешения учителя. (Да.)
  2. При порезе промыть рану водой. (Нет.)
  3. Почему?
  4. При необходимости можно самостоятельно менять рабочее место. (Нет.)
  5. От правильной организации рабочего места зависит качество вашей работы. (Да.)
  6. Со стола можно сдуть соль или уголь. (Нет.)
  7. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. (Да.)
  8. Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. (Нет.)
  9. Не разговаривать во время работы. (Да.)
  10. После окончания работы убирать рабочее место. (Да.)
Читайте также:  Чем полезны лактобактерии и бифидобактерии

Вывод: вовремя практических работ необходимо соблюдать технику безопасности, следовать строго по инструкции во избежание каких либо травм, слушать объяснения учителя и аккуратно выполнять задание.

Релаксация. А теперь спокойно сядьте, закройте глаза, послушайте музыку и придумайте, рисунок, который вы сделаете с помощью песка, соли или угля (музыкальное сопровождение)

Откройте глаза и приступайте к работе!

У кого готова работа можете представить ее на нашей выставке.

Сегодня на уроке вы хорошо отвечали по географии, отлично работали на уроке технологии, узнали, что Россия богата полезными ископаемыми. Они не только дают свет и тепло, но и уют и красоту вашему дому.

источник

Рельеф Земли очень разнообразен. Основные формы это равнины и горы. На расположение форм рельефа влияют литосферные плиты. В местах стыков литосферных плит на суше образуются горы, в воде хребты и подводные желоба.Расположение полезных ископаемых тесно связаны с геологическим строением рельефа. В областях, где проявлена магматическая деятельность, преобладают магматические породы. Полезные ископаемые платформ связаны с их осадочным чехлом. На дне морей, озер накапливаются органические остатки, которые превращаются в нефть, газ, бурый,каменный уголь и др. Для каждого геологического периода характерны определенные условия, наиболее благоприятные для образования полезных ископаемых.

Южная Америка географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.
Австралия географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.
Антарктида географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.

способствует бесперебойному снабжению предприятия
металлом.?

Почему на северо-западе Псковской области много болот и заболоченных
земель?

Укажите особенность сельского хозяйства Ярославской области, благодаря
которой будет обеспечено снабжение предприятия сырьём.

2. Расскажите о типичной погоде экваториального климата и тропического климата. Как проявляется связь между температурой воздуха, влажностью, видом и количеством осадков? Как это отражается на природе материка?

3. Литосферные плиты и их движение. Назовите основные положения теории литосферных плит и проиллюстрируйте их примерами.

4. Реки и озера материка Африка. Особенности речных долин и водного режима

. 5. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков у поверхности Земли.

6. Австралия. ГП, рельеф и полезные ископаемые, климат, природа. По каким признакам природа Австралии отличается от природы Африки?

7. Антарктида. ГП, рельеф, климат, природа, воды. Назовите не менее пяти признаков, по которым об Антарктиде можно сказать: «Антарктида самый, самый…».

8. Северная Америка. Внутренние воды, природа. Как на питании и режиме рек отражается их положение в разных климатических поясах? Приведите примеры.

9. Воздушные массы. Пассаты. Западные ветры. Типы воздушных масс.

10. Южная Америка. Расскажите о полезных ископаемых материка. Как связано происхождение полезных ископаемых и строение материка?

11. На примере Южной Америки расскажите о роли рельефа, господствующих ветров и морских течений в формировании климатических условий.

12. Тихий океан, Индийский океан. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан ГП, рельеф дна, климат, течения, природные богатства.

13. Северная Америка. Равнинный Восток. Горный Запад. Полезные ископаемые.

14. Основные климатообразующие факторы. Расскажите об одной из природных зон Северной Америки. Приведите примеры приспособления растений и животных к природным условиям этой зоны.

15. Евразия. Разнообразие рельефа, его причины (внутренние и внешние). Полезные иcкопаемые.

16. Какие климатические факторы формируют климат Евразии? Как проявляется влияние каждого из них?

17. Мировой океан. Свойства вод Мирового океана. Поверхностные течения.

18. Африка. Географическое положение, рельеф, климат, природные зоны.

19. Географическая оболочка. Круговорот веществ и энергии.

20. Природные комплексы. Географическая зональность

21. Природные зоны Евразии. Какие живые организмы приспособились к природным условиям Евразии

22. Какие материки лежат только в северном полушарии, в южном, и в южном и в северном?

23. Какие материки и океаны пересекает экватор, какие начальный меридиан? РЕШИТЕ ПОЖАААЛУСТА, СРОЧНО НАДО.

заполните таблицу тектонические структуры формы рельефа полезные залегающие в основании ископаемые территории

1. Где находится террия
2. К какой тектонической структуре приурочена
3. Какого возраста породы слагают территорию и как они залегают
4. Как это отразилось на рельефе
5. Как изменяются высоты по территории
6. Где находятся и чему равны минимальные и максимальные высоты
7. Чем обусловлено современное высотное положение территории
8. Какие внешние процессы участвовали в формировании рельефа
9. Какие формы созданны каждым процессом и где они размещены, почему
10. Какие полезные ископаемые и почему распространены на равнине, как они размещены

источник

Гипермаркет знаний>>География>>География 6 класс>> Основные формы рельефа Земли. Минеральные ресурсы литосферы

§ 4. Основные формы рельефа Земли.

Минеральные ресурсы литосферы

Рельеф Земли — это совокупность всех неровностей поверхности литосферы.

Материки и океаны — основные формы рельефа Земли. Их образование обусловлено тектоническими, космическими и планетарными процессами.

Материк — это крупнейший массив земной коры, который имеет трехслойное строение. Большая часть его поверхности выступает над уровнем Мирового океана. В современную геологическую эпоху существует 6 материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Их площади соответственно: 54, 30, 24, 18, 14, 9 млн км 2 .

Мировой океан — непрерывный водный массив, окружающий материки. Мировой океан делится материками на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Иногда выделяют также Южный океан, омывающий побережье Антарктиды.

Поверхность Земли составляет 510 млн км 2 . На долю суши приходится всего 29% площади Земли. Все остальное — Мировой океан, т. е. 71 %.

Горы и равнины так же, как материки и океаны, являются основными формами рельефа Земли. горы образуются в результате тектонических поднятий, а равнины — в результате разрушения гор.

Равнины — обширные участки с ровной или холмистой поверхностью. Они различаются по высоте. Примером низменности (от 0 до 200 м над уровнем моря) может служить Амазонская низменность — самая большая на Земле, а также Индо-Гангская низменность. Бывает, что низменности располагаются ниже уровня моря — это впадины. Прикаспийская низменность расположена на 28 м ниже уровня моря. Примером собственно равнины может служить крупнейшая Восточно-Европейская равнина.

На высотах 200-500 м над уровнем моря располагаются возвышенности. Например, Среднерусская, Приволжская, а выше 500 м — плоскогорья и нагорья. Крупнейшими из них являются Среднесибирское, Бразильское, Декан, Гвианское, Восточно-Африканское, Большой Бассейн, Аравийское.

Горы — участки земной поверхности, приподнятые над уровнем моря на высоту более 500 м. Горы считаются низкими, если их высота от 500 до 1000 м; средними — от 1000 до 2000 м и высокими — свыше 2000 м. Самая высокая горная вершина на Земле — гора Джомолунгма (Эверест) в Гималаях имеет высоту 8848 м. Определить высоту гор можно по физической карте, пользуясь шкалой высот.

Классификация форм рельефа по их размерам

Размеры Формы рельефа
Крупнейшие (мегарельеф) Крупные (макрорельеф) Средние (мезорельеф) Мелкие (микрорельеф)
Горизонтальные десятки и сотни тысяч км 2 сотни и тысячи км 2 сотни и тысячи км 2 метры и сотни м 2
Вертикальные сотни и тысячи метров сотни и тысячи метров метры и десятки метров метры, реже десятки метров
Примеры форм Нагорья, горные страны, обширные возвышенности и низменности горные хребты, отдельные горы, большие речные долины, межгорные впадины холмы, овраги, балки, барханные цепи бугры, курганы, промоины, рытвины

Размеры форм рельефа отражают особенности их происхождения. Так, наиболее крупные формы рельефа образовались в результате преобладающего влияния внутренних сил Земли. Формы средних и мелких масштабов образовались при преимущественном участии внешних сил.

Горы различаются не только по высоте, но и по форме. Группа гор, вытянутых цепочкой, носит название горный хребет. Такую форму имеют, например, Кавказские горы. Есть еще горные пояса, например Альпийско- Гималайский, и горные страны, например Памир.

Горы и равнины расположены как на материках, так и в океанах.

Минеральные ресурсы литосферы.

Люди еще в древности научились применять для своих нужд некоторые из этих ресурсов, что нашло свое выражение в названиях исторических периодов развития человечества: «каменный век», «бронзовый век», «железный век». В наши дни используются более 200 различных видов минеральных ресурсов. По образному выражению академика А. Е.Ферсмана (1883—1945), ныне к ногам человечества сложена вся периодическая система Менделеева.

Распространение полезных ископаемых в земной коре подчиняется геологическим (тектоническим) закономерностям (см. табл. 7 на с. 64—65).

Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам. Так что название «бассейн» отражает их происхождение довольно точно — «морской бассейн».

На Земном шаре известно более 3,6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, которые в совокупности занимают 15% территории земной суши. Основная часть ресурсов угля приходится на Азию, Северную Америку и Европу и сконцентрирована в десяти крупнейших угольных бассейнах Китая, США, России, Индии, Германии.

Зависимость между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых

Формы рельефа Строение и возраст участка земной коры Характерные полезные ископаемые Примеры
Равнины Щиты архейско-протеро- зойских платформ Обильные месторождения железных руд Украинский щит, Балтийский щит Русской платформы
Плиты древних платформ, чехол которых сформировался в палеозойское и мезозойское время Нефть, газ, каменный уголь, строительные материалы Западно-Сибирская низменность, Русская равнина
Горы Молодые складчатые горы альпийского возраста Полиметаллические руды, строительные материалы Кавказ, Альпы
Разрушенные складчато- глыбовые горы мезозойской, герци некой и каледонской складчатостей Самые богатые полезными ископаемыми структуры: руды черных (железо, марганец) и цветных металлов (хром, медь, никель, уран, ртуть), россыпи золота, платины, алмазов Казахский мелкосопочник
Омоложенные горы мезозойской и палеозойской складчатостей Руды черных и цветных металлов, коренные и россыпные месторождения золота, платины и алмазов Урал, Аппалачи, горы Центральной Европы
Материковая отмель (шельф) Краевые прогибы Нефть, природный газ Мексиканский залив
Затопленная часть плит, платформ Нефть, природный газ Персидский залив
Дно океана Абиссальные равнины Железо-марганцевые конкреции Дно Северного моря

Нефтегазоносных бассейнов разведано более 600, разрабатывается 450. Общее число нефтяных месторождений достигает 35 тыс. Основные запасы находятся в Северном полушарии и приурочены к отложениям мезозоя. Главная часть этих запасов также сконцентрирована в небольшом числе крупнейших бассейнов Саудовской Аравии, США, России, Ирана.

Рудные полезные ископаемые обычно приурочены к фундаментам (щитам) древних платформ, а также к складчатым областям. В таких областях они нередко образуют огромные по протяженности рудные (металлогени- ческие) пояса, связанные своим происхождением с глубинными разломами в земной коре. Территории подобных поясов (Альпийско-Гималайского, Тихоокеанского) служат сырьевыми базами горнодобывающей промышленности, зачастую определяя хозяйственную специализацию отдельных районов Китая, Бразилии, Австралии, России, США, Индии, Канады.

Широкое распространение имеют и нерудные полезные ископаемые, месторождения которых встречаются как в платформенных, так и в складчатых областях. К ним, например, относятся различные минеральные соли — азотные, калийные, фосфорные.

К ресурсам литосферы следует отнести также энергию глубинного тепла Земли, или геотермальную энергию. Ресурсы геотермальной энергии особенно велики в странах и районах с повышенной сейсмической и вулканической активностью (Исландия, Италия, Новая Зеландия, Филиппины, Мексика, Камчатка и Северный Кавказ в России, Калифорния в США). Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания (скопления) полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья.

Добыча минеральных ресурсов шахтным способом в мировых масштабах ведется в зарубежной Европе, Европейской части России, США, где многие месторождения и бассейны, находящиеся в верхних слоях земной коры, уже сильно выработаны.

Если полезные ископаемые залегают на глубине 20—30 м — выгоднее снять бульдозером верхний слой горной породы и вести добычу открытым способом. Открытым способом добывают, например, железную руду в районе Курска, уголь на некоторых месторождениях Сибири.

По запасам и добыче многих минеральных богатств литосфера России занимает одно из первых мест в мире (газ, уголь, нефть, железная руда, алмазы).

Обязательная географическая номенклатура

Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Сев. Америка).
Низменности: Оринокская, Ла-Платская, Центральная (Австралия), Миссисипская.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское, Гвианское, Восточно-Африканское.
Нагорья: Тибет, Гоби, Эфиопское.
Горные системы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Скандинавские горы, Урал, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Памир, Гималаи, Кордильеры, Аппалачи, Аляскинский хребет, Анды, Большой Водораздельный хребет.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи.

Читайте также:  Чем полезна красная свекла лучше вареная или сырая

Вопросы и задания для подготовки к экзамену

1. Какие оболочки Земли можно назвать внутренними?
2. С какими горными породами связаны месторождения угля, нефти, природного газа?
3. Чем отличается материковая земная кора от океанической?
4. Приведите примеры магматических горных пород. Чем они отличаются от осадочных и метаморфических.
5. Перечислите периоды кайнозойской эры, начиная с самого древнего.
6. Назовите древние платформы, лежащие в основании материков Африка, Северная Америка, Южная Америка.
7. С какими тектоническими структурами связаны месторождения нефти и газа?
8. Из следующих экзогенных процессов: ветер, морское волнение, колебания температуры воздуха, подземные воды, ледники, текучие воды, живые организмы — выберите такие, которыми созданы следующие формы рельефа: косы, коралловые острова, старицы, карстовые пещеры, дюны.
9. Следствием действия каких сил: экзогенных или эндогенных, являются грабены, горсты и сбросы?
10. С какими областями связаны такие явления, как землетрясения и вулканизм? Назовите основные типы вулканических извержений.

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. — М.:Айрис-пресс, 2010. — 368с.:ил.

Видеопо географии скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

источник

Формами рельефа и полезными ископаемыми

На территории Донецкого края

Цель работы: сформировать умения и навыки сопоставлять разные по содержаниюкарты атласа, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Донецкого края.

Источники знаний: атлас,контурная карта,дополнительная информация.

ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тектонические структуры –это закономерно повторяющиеся в земной коре формызалегания горных пород.

Платформы–это жесткие,малоподвижные блоки земной коры,прошедшиедлительный этап геологического развития, и имеющие трех ярусное строение. Платформы состоят из кристаллического фундамента (базальтовый и гранитно-гнейсовый слои) и осадочного чехла.

Щит–это выход фундамента платформы,сложенного кристаллическими породами,на поверхность. Щиты имеют округлую и выпуклую форму. Они возникли там, где платформа очень длительное время медленно поднималась.

Горно-складчатые области характеризуются резким возрастанием мощностиземной коры, формируются при столкновении литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.

Из различных геологических образований, слагающих земную кору, ученые выделяют три главные формы: щиты, платформы и области складчатости.

Щиты являются устойчивыми участками суши, которые за истекшие периоды развития Земли не опускались ниже уровня моря, почему и отсутствуют на них морские осадки. Из полезных ископаемых здесь распространены главным образом руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты.

К щитам примыкают платформы. Они, обычно, покрыты различными осадочными породами, покоящимися на древних кристаллических породах. Среди полезных ископаемых значительное распространение получают здесь залежи угля, нефти, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Но на платформах цветных и редких металлов, возникающих в связи с остыванием магматических масс, нет.

1. Установитесоответствие между тектоническими структурами и формами рельефаДонецкого края:

1) Донецкое складчатое сооружение; а) Приазовская низменность;
2) Украинский щит; б) Донецкий кряж;
3) Днепровско-Донецкая впадина; в) Приазовская возвышенность;

4) Склоны Украинского щита.

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края

2. Заполнитепропуски:

Платформам в рельефе соответствуют – ________________ и ________________, складчатым областям – ____________________, плитам – ______________________, щитам – ____________________.

Поверхность нашего региона формировалась на протяжении

Чем глубже от поверхности лежат породы, тем они ______________________, а слои пород на поверхности земли самые ________________________.

На территории нашего края распространены ________________________ горные породы.

3.Пользуясь геохронологической таблицей, определите суммарную толщину (м) горных пород палеозойского возраста.

Порода Геологический период Толщина (м)
Песок Палеогеновый
Известняк Юрский
Уголь Каменноугольный

4. Сравнитетектоническую структуру юго-западной и северной частей области.

5. Нанеситена контурную карту границы тектонических структур Донецкого края,подпишите эти структуры и формы рельефа, которые им соответствуют.

6. Нанеситена карту с помощью условных обозначений места расположенияполезных ископаемых Донецкого края в соответствии с тектоническими структурами и формами рельефа.

7. Определите,на какой тектонической структуре находится ваш населенный пункт,подпишите его на карте.

8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края

8. Закончителогические цепочки:

Подвижные участки земной коры Устойчивые участки земной коры
Границы литосферных плит ___________________________
В образовании рельефа преобладают В образовании рельефа преобладают
процессы: процессы:
______________________________ ______________________________

9.Используя тематические карты атласа, заполните таблицу:

Название Особенности Название Геологическое
тектонической формы рельефа строение, полезные
структуры ископаемые
Донецкое Образовалось в эпоху Донецкий кряж Образовано
складчатое герцинской осадочными,
сооружение складчатости, в преимущественно
мезозое и кайнозое палеозойскими
проявлялись альпийские отложениями,
тектонические которые залегают на
движения кристаллическом
фундаменте
(песчаники, известняки,
гипс)
Приазовская
возвышенность
Приазовская
низменность

8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

10.Как вы считаете, характерны ли для Донецкого края ледниковые формы рельефа? Связанны ли ледниковые формы рельефа с тектоническим строением?

источник

Зависимость форм рельефа от тектонических структур таблица. Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми. Практическая работа

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”

  1. углубление умений комплексной работы с картами;
  2. формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”
  3. углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.

Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”).

После ознакомления учащихся с задачами урока, вспоминаем общий блок теоретической части по этой теме из курса VII класса.

Вспоминаем терминологию по этой теме, с которой уже встретились в данной теме в VIII классе. Среди них – “тектоника”. Что это такое?

Сравниваем “тектоническую карту” из атласа VIII класса и “Строение земной коры” из атласа VII класса. Прослеживаем аналогию и новые элементы легенды.

Для выполнения поставленных задач делаем заготовку таблицы.

Чтобы учащимся было легче сделать вывод, то есть установить закономерности, имеет смысл сначала исследовать несколько равнин (результаты занести в таблицу), а потом – гор.

Для усиления акцентов, необходимых в конце урока, по каждой форме рельефа заполняем весь столбец по тектоническим структурам, а потом – аналогично – по полезным ископаемым.

На последнем этапе эмпирического уровня имеем заполненную таблицу

Территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые
Восточно-европейская равнина Равнина Восточно-Европейская платформа Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
Западно-Сибирская низменность Равнина Плита молодой платформы Нефть, газ, соль
Кавказ Горы складчатость (заполнить самостоятельно)
Урал горы складчатость (заполнить самостоятельно)

^ II уровень – теоретический.

Итак, делаем вывод (который сначала проговаривается, а по мере необходимости в менее подготовленных классах записывается в виде цепочки. Например:

Оформляем его в виде модуля.

На этом этапе поощряются наиболее активные ученики.

^ III. Заключительный (рефлексия).

1) Как по-вашему мнению вы усвоили материал:

А) всё понял, могу объяснить другим,
Б) понял, но объяснить могу с помощью учителя,
В) не понял.

2) Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная Аномалия? (железная руда обнаружена в кристаллическом фундаменте, который близко подходит к поверхности)

3) Почему в предгорьях Урала – крупные месторождения нефти и газа? (краевой прогиб – толща осадочных пород – горючие полезные ископаемые).

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.

Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие , поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний,у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Закономерности распространения форм рельефа. Современный рельеф Украине сформировался в результате взаимодействия внутренних и внешних сил, которые действовали кайнозойской эры. Происхождения и закономерности распространение различных форм и типов рельефа изучает отрасль физической географии — геоморфология .

Сопоставив тектоническую и физическую карты Украины, можно убедиться, что общий план строения рельефа Украина — расположение, направление простирания и высота низменностей, возвышенностей и гор — обусловлены тектонической строением. Большинство крупных форм рельефа Украина (Волынская, Подольская и Приднепровская возвышенности, Донецкий кряж, Приднепровская низменность и Украинские Карпаты ) простираются с северо-запада на юго-восток в соответствии с направлением залегания тектонических структур. Большую роль играет древнейшая структура — Украинский кристаллический щит , Который и задал основное направление другим структурам.

В основном крупные формы рельефа Украины имеют прямая связь с тектоническими структурами: в пределах щита и складчатых сооружений размещаются возвышенности и горы, а тектоническим впадинам соответствуют низменности.

Одновременно в западной части Украины связь между рельефом и тектоническими структурами обращен: Волыно-Подольскойплите, Галицко-Волынской впадине и Предкарпатскомпрогиба соответствуют несогласованные с ними формы рельефа — возвышенности и горбогирну пряди. Это связано с так называемыми неотектонических движениями — Поднятиями земной коры, происходившие там в кайнозое. Тогда претерпела поднятие почти вся территория Украины, кроме береговой полосы Причерноморья . Всего поднялись Карпаты и Предкарпатье , Крымские горы, Донецкая и Подольская возвышенности . Это привело активное «врезки» в земную поверхность рек, которые образовывали глубокие с отвесными склонами долины, а на юге Подольской возвышенности — каньоны.

Основные типы рельефа. Влияние на земную поверхность внутренних и внешних сил вызвал распространение рельефа различных типов. Свнутренними процессами связаны тектонический и вулканический типы, а с внешними — гравитационный, водноерозийний и водноакумулятивний, карстовый, ледниковый и водноледникового, Эоловый, береговой, антропогенный.

Тектонические формы рельефа образовавшихся в результате тектонических движений земной коры. Таковы горные хребты и межгорные долины в Украинский Карпатах (Чередование складок, возвращенных вверх и вниз), складчато-глыбовые Крымские горы , Словечанско-Овручскийкряж на месте горста (глыбовых поднятие кристаллических пород Украинского щита), Донецкий кряж (приподнятый складка), Приднепровская, Причерноморская и Закарпатская низменности (На месте впадин) и др.

Вулканические формы рельефа является результатом непосредственного деятельности вулканов (Вулканический хребет в Карпатах, Береговское горбогирья в Закарпатье, гора Карадаг в Крыму) или проникновение магмы между слоями осадочных пород (гора Аюдаг в Крыму). Специфическими вулканическими формами являются грязевые вулканы. Их конусыневысокие до 50 м. Несколько десятков таких грязевых вулканчик есть на Керченском полуострове в Крыму.

Большинство грязевых вулканов Керченского полуострова потухшие. Однако есть и постоянно или периодически действующие. Газы, вырывающиеся из глубин 5 — 7 км по разрывам земной коры, выталкивают на поверхность разреженную глинистую массу с обломками пород, образует небольшие конические холмы или наклонные повышения. Извержение таких вулканчик иногда сопровождается взрывами, местными землетрясениями или самовозгорание газа.

Рис. Грязевой вулкан на Керченском полуострове

Читайте также:  Что полезно для лимфатической системы

Гравитационные формы рельефа вызванные процессами, происходящими под влиянием силы тяжести (гравитации). К ним относятся обвалы и осипища , Которым способствует активное выветривание горных пород. Большие обвалы часто случаются в горах. Они зарождаются на участках скальных обрывов, разбитых густой сетью трещин на блоки. До поры до времени эти блоки монолитные. Толчком к обвалу может стать проникновения в трещины дождевой или талой воды, которая размягчает глинистый слой. Тогда гигантские глыбы и камни летят и скатываются вниз, круша все на своем пути. В горах и на крутых правобережных склонах долин крупных рек часто бывают оползни .

На скальных обрывах горы Южная Демерджи, Что в Крыму, неоднократно случались обвалы. Подножие горы вблизи с. Лучистое скрытое хаосом огромных каменных глыб величиной с трехэтажный дом. В 1966 г. глыбы массой 2 — 3 тыс. тонн с грохотом упали с высоты более 100 м. Раскатистый гул мощного обвала был похож на сильный взрыв, и сейсмическая станция в Алуште зарегистрировала вызванные им толчки как землетрясение.

Водно-эрозионные формы рельефа Связанные с разрушительной работой водных постоянных (речных) и временных потоков. Такими формами являются речные долины, каньоны, балки, овраги . Одновременно происходит водная аккумуляция — накопление отложений, вследствие которой возникают водноакумулятивни формы: широкие поймы и террасы в долинах рек, дельты в устьях Дуная и Днепра .

Длинным каньоном в Украине Днестровский, длина которого составляет 250 км. Днестр от устья р Золотая Липа до р.Збруч врезается в породы поверхности, формируя узкую долину глубиной 150 — 180 м.

Карстовые формы образуются в результате растворение водой горных пород. Карстовые пещеры, воронки, колодцы, шахты распространены на Волыни , Подолье , В Крымских горах, Донбассе, — там, где близко к поверхности подходят породы, легко растворяются и размываются водой (мел, гипс, известняк, соли). В среднем Приднестровье на стыке Подольской и Хотинской возвышенности находится почти полсотни значительных подземных пустот, имеющих общую длину разведанных ходов свыше 465 км. Среди них три крупнейших в мире гипсовых пещеры: Оптимистическая (217 км), Озерная (121 км) и Золушка (90 км). Исследователи пещер — спелеологи постоянно разведывают в них новые лабиринты, а также открывают новые пещеры.

Крупнейшая в мире пещера в гипсовых породах — Оптимистическая, расположенная в Украину на Подольской возвышенности (Тернопольская область). Ее подземные лабиринты имеют протяженность более 165 км.

Рис. Оптимистическая — самая длинная в мире гипсовая пещера (165 км),

с. Королевка, Борщевский р-н, Тернопольская обл.

Ледниковые формы рельефа Связанные с горным и материковым обледенением. Непосредственным действием ледникасозданыбывшие ледниковые ложа — Казни (Углубление, похожие на большие кресла) и цирки ( чашеобразные углубление). Они случаются в высочайших горных массивах Украинский Карпат . Воднольодовиковиформы является следствием давнего материкового оледенения в прошлые геологические эпохи. С потеплением климата после отступления ледника талые воды образовали озы — Длинные, узкие песчаные валы и ками -Песчаные холмы. Они распространены на Полесской низменности .

Эоловые формы рельефа песчаные холмы и пряди — Возникают в результате деятельности ветра. Они есть на Полесье , в низовье Днепра , На морских косах.

В нижнем течении Днепра на левом берегу большие площади издавна заняты песками. В прошлом на них росли леса (Геродот назвал их Гилея, Что означает Полесья или Олешье). В течение XIII — ХVIII ст. они были полностью уничтожены в результате хозяйственной деятельности человека. Тогда там активно начал развиваться эоловые формы рельефа — движущиеся холмы высотой до 20 м. В ХХ ст. для закрепления сыпучих песков высадили сосновый лес. Однако в жаркое лето 2007 г. лес снова пострадал — на этот раз от многочисленных пожаров.

Береговые формы рельефа формируются на морских побережьях результате разрушительной и творческой работы морских волн и прибоя. Разрушение берега вызывает оползни и обвалы. Берег постепенно отступает, а вследствие морской аккумуляции образуются пляжи , песчаные косы , валы .

Антропогенные (техногенные )формы рельефа — Это неровности земной поверхности, образованные деятельностью человека. Карьеры, терриконы, отвалы возникающие в результате добычи полезных ископаемых, а насыпи, дамбы, валы — В результате прокладка путей сообщения, строительства водохранилищ и т.д.

Рис. Оползни на берегу Черного моря, с. Крыжановка, Коминтерновский р-н

Рис. Сдвигового побережья в Западном Крыму

Изучение рельефа имеет большое значение для жизнедеятельности человека. Эти знания важны для поисков нефтегазоносных площадей, месторождений строительных материалов. Исследование рельефа необходимо для обоснования строительства инженерных сооружений, предотвращения последствий стихийных бедствий, проведения сельскохозяйственных работ, решению экологических проблем. Рельеф, прежде горный, является весомым фактором развития туризма, спорта и курортно-санаторного хозяйства.

Рис. Геоморфологическое строение

источник

Закономерности распространения форм рельефа. Современный рельеф Украине сформировался в результате взаимодействия внутренних и внешних сил, которые действовали кайнозойской эры. Происхождения и закономерности распространение различных форм и типов рельефа изучает отрасль физической географии — геоморфология .

Сопоставив тектоническую и физическую карты Украины, можно убедиться, что общий план строения рельефа Украина — расположение, направление простирания и высота низменностей, возвышенностей и гор — обусловлены тектонической строением. Большинство крупных форм рельефа Украина (Волынская, Подольская и Приднепровская возвышенности, Донецкий кряж, Приднепровская низменность и Украинские Карпаты ) простираются с северо-запада на юго-восток в соответствии с направлением залегания тектонических структур. Большую роль играет древнейшая структура — Украинский кристаллический щит , Который и задал основное направление другим структурам.

В основном крупные формы рельефа Украины имеют прямая связь с тектоническими структурами: в пределах щита и складчатых сооружений размещаются возвышенности и горы, а тектоническим впадинам соответствуют низменности.

Одновременно в западной части Украины связь между рельефом и тектоническими структурами обращен: Волыно-Подольскойплите, Галицко-Волынской впадине и Предкарпатскомпрогиба соответствуют несогласованные с ними формы рельефа — возвышенности и горбогирну пряди. Это связано с так называемыми неотектонических движениями — Поднятиями земной коры, происходившие там в кайнозое. Тогда претерпела поднятие почти вся территория Украины, кроме береговой полосы Причерноморья . Всего поднялись Карпаты и Предкарпатье , Крымские горы, Донецкая и Подольская возвышенности . Это привело активное «врезки» в земную поверхность рек, которые образовывали глубокие с отвесными склонами долины, а на юге Подольской возвышенности — каньоны.

Основные типы рельефа. Влияние на земную поверхность внутренних и внешних сил вызвал распространение рельефа различных типов. Свнутренними процессами связаны тектонический и вулканический типы, а с внешними — гравитационный, водноерозийний и водноакумулятивний, карстовый, ледниковый и водноледникового, Эоловый, береговой, антропогенный.

Тектонические формы рельефа образовавшихся в результате тектонических движений земной коры. Таковы горные хребты и межгорные долины в Украинский Карпатах (Чередование складок, возвращенных вверх и вниз), складчато-глыбовые Крымские горы , Словечанско-Овручскийкряж на месте горста (глыбовых поднятие кристаллических пород Украинского щита), Донецкий кряж (приподнятый складка), Приднепровская, Причерноморская и Закарпатская низменности (На месте впадин) и др.

Вулканические формы рельефа является результатом непосредственного деятельности вулканов (Вулканический хребет в Карпатах, Береговское горбогирья в Закарпатье, гора Карадаг в Крыму) или проникновение магмы между слоями осадочных пород (гора Аюдаг в Крыму). Специфическими вулканическими формами являются грязевые вулканы. Их конусыневысокие до 50 м. Несколько десятков таких грязевых вулканчик есть на Керченском полуострове в Крыму.

Большинство грязевых вулканов Керченского полуострова потухшие. Однако есть и постоянно или периодически действующие. Газы, вырывающиеся из глубин 5 — 7 км по разрывам земной коры, выталкивают на поверхность разреженную глинистую массу с обломками пород, образует небольшие конические холмы или наклонные повышения. Извержение таких вулканчик иногда сопровождается взрывами, местными землетрясениями или самовозгорание газа.

Рис. Грязевой вулкан на Керченском полуострове

Гравитационные формы рельефа вызванные процессами, происходящими под влиянием силы тяжести (гравитации). К ним относятся обвалы и осипища , Которым способствует активное выветривание горных пород. Большие обвалы часто случаются в горах. Они зарождаются на участках скальных обрывов, разбитых густой сетью трещин на блоки. До поры до времени эти блоки монолитные. Толчком к обвалу может стать проникновения в трещины дождевой или талой воды, которая размягчает глинистый слой. Тогда гигантские глыбы и камни летят и скатываются вниз, круша все на своем пути. В горах и на крутых правобережных склонах долин крупных рек часто бывают оползни .

На скальных обрывах горы Южная Демерджи, Что в Крыму, неоднократно случались обвалы. Подножие горы вблизи с. Лучистое скрытое хаосом огромных каменных глыб величиной с трехэтажный дом. В 1966 г. глыбы массой 2 — 3 тыс. тонн с грохотом упали с высоты более 100 м. Раскатистый гул мощного обвала был похож на сильный взрыв, и сейсмическая станция в Алуште зарегистрировала вызванные им толчки как землетрясение.

Водно-эрозионные формы рельефа Связанные с разрушительной работой водных постоянных (речных) и временных потоков. Такими формами являются речные долины, каньоны, балки, овраги . Одновременно происходит водная аккумуляция — накопление отложений, вследствие которой возникают водноакумулятивни формы: широкие поймы и террасы в долинах рек, дельты в устьях Дуная и Днепра .

Длинным каньоном в Украине Днестровский, длина которого составляет 250 км. Днестр от устья р Золотая Липа до р.Збруч врезается в породы поверхности, формируя узкую долину глубиной 150 — 180 м.

Карстовые формы образуются в результате растворение водой горных пород. Карстовые пещеры, воронки, колодцы, шахты распространены на Волыни , Подолье , В Крымских горах, Донбассе, — там, где близко к поверхности подходят породы, легко растворяются и размываются водой (мел, гипс, известняк, соли). В среднем Приднестровье на стыке Подольской и Хотинской возвышенности находится почти полсотни значительных подземных пустот, имеющих общую длину разведанных ходов свыше 465 км. Среди них три крупнейших в мире гипсовых пещеры: Оптимистическая (217 км), Озерная (121 км) и Золушка (90 км). Исследователи пещер — спелеологи постоянно разведывают в них новые лабиринты, а также открывают новые пещеры.

Крупнейшая в мире пещера в гипсовых породах — Оптимистическая, расположенная в Украину на Подольской возвышенности (Тернопольская область). Ее подземные лабиринты имеют протяженность более 165 км.

Рис. Оптимистическая — самая длинная в мире гипсовая пещера (165 км),

с. Королевка, Борщевский р-н, Тернопольская обл.

Ледниковые формы рельефа Связанные с горным и материковым обледенением. Непосредственным действием ледникасозданыбывшие ледниковые ложа — Казни (Углубление, похожие на большие кресла) и цирки ( чашеобразные углубление). Они случаются в высочайших горных массивах Украинский Карпат . Воднольодовиковиформы является следствием давнего материкового оледенения в прошлые геологические эпохи. С потеплением климата после отступления ледника талые воды образовали озы — Длинные, узкие песчаные валы и ками -Песчаные холмы. Они распространены на Полесской низменности .

Эоловые формы рельефа песчаные холмы и пряди — Возникают в результате деятельности ветра. Они есть на Полесье , в низовье Днепра , На морских косах.

В нижнем течении Днепра на левом берегу большие площади издавна заняты песками. В прошлом на них росли леса (Геродот назвал их Гилея, Что означает Полесья или Олешье). В течение XIII — ХVIII ст. они были полностью уничтожены в результате хозяйственной деятельности человека. Тогда там активно начал развиваться эоловые формы рельефа — движущиеся холмы высотой до 20 м. В ХХ ст. для закрепления сыпучих песков высадили сосновый лес. Однако в жаркое лето 2007 г. лес снова пострадал — на этот раз от многочисленных пожаров.

Береговые формы рельефа формируются на морских побережьях результате разрушительной и творческой работы морских волн и прибоя. Разрушение берега вызывает оползни и обвалы. Берег постепенно отступает, а вследствие морской аккумуляции образуются пляжи , песчаные косы , валы .

Антропогенные (техногенные )формы рельефа — Это неровности земной поверхности, образованные деятельностью человека. Карьеры, терриконы, отвалы возникающие в результате добычи полезных ископаемых, а насыпи, дамбы, валы — В результате прокладка путей сообщения, строительства водохранилищ и т.д.

Рис. Оползни на берегу Черного моря, с. Крыжановка, Коминтерновский р-н

Рис. Сдвигового побережья в Западном Крыму

Изучение рельефа имеет большое значение для жизнедеятельности человека. Эти знания важны для поисков нефтегазоносных площадей, месторождений строительных материалов. Исследование рельефа необходимо для обоснования строительства инженерных сооружений, предотвращения последствий стихийных бедствий, проведения сельскохозяйственных работ, решению экологических проблем. Рельеф, прежде горный, является весомым фактором развития туризма, спорта и курортно-санаторного хозяйства.

источник

Источники:
  • http://geografia.neznaka.ru/answer/3693177_sdelajte-vyvod-o-svazi-tektoniceskogo-stroenia-s-relefom-i-poleznymi-iskopaemymi/
  • http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%84%D0%B0_%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8._%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B
  • http://cyberpedia.su/9x3d57.html
  • http://kormeshka.ru/dependence-of-relief-forms-on-tectonic-structures-table-lessonstudy-establishment-of-links-between-the-tectonic-structure-the-forms-of-relief-and-minerals/
  • http://mirznanii.com/a/307192/vzaimosvyaz-osnovnykh-form-relefa-s-tektonicheskimi-strukturami