Меню Рубрики

Таблица полезные ископаемые 8 класс

План-конспект урока по географии (8 класс) на тему:
Конспект урока по географии Минеральные ресурсы России 8 класс

Представлен теоретический метериал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала.

Конспект урока по географии для 8 класса

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»; 6-7 правильных ответов –«3»; менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

( Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I. Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II. Металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1) По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3) Определите основные месторождения угля и нефти.

4) Определите размещение месторождений железных руд.

5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6) К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7) Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8) Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. ( Работа с картой).

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы — Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся заносят в таблицу:

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи ( записать в тетради ):

1.Открытая добыча руды — (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор — (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов — (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

источник

Тема урока: «Минеральные ресурсы России». Сегодня мы вспомним, что такое минеральные ресурсы и полезные ископаемые, узнаем, как они располагаются по территории России и какая существует закономерность между геологическим (тектоническим) строением рельефа и местом положения полезных ископаемых. Также узнаем о способах добычи полезных ископаемых и о связанных с этим некоторых экологических проблемах.

Хозяйство России тесно связано с минеральными ресурсами, оцененными, по геологическим данным, запасом полезных ископаемых. Наличие минеральных ресурсов, которые зависят от строения земной коры, во многом формируют картину хозяйства территории. Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми (рис. 1).

Рис. 1. Карта минеральных ресурсов России (Источник)

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые используются или могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Скопление полезных ископаемых образуют месторождения, а скопления большого количества месторождений образуют бассейны или районы. По происхождению полезные ископаемые, так же, как и горные породы, бывают: метаморфические, магматические и осадочные. Полезные ископаемые формируются в ходе геологической истории под воздействием внутренних сил (эндогенных) и внешних (экзогенных). Все полезные ископаемые можно классифицировать по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Большая часть минеральных ресурсов представляет собой твердые неорганические образования, а горючее – полезное ископаемое органического происхождения – лишь условно относится к минеральным ресурсам. За последние годы все большее значение приобретают минерализованные источники, в которых растворено огромное количество полезных веществ. Можно классифицировать полезные ископаемые и по использованию: рудные, нерудные, горючие.

Рудные полезные ископаемые сформировались в результате излияния магмы и в местах её контакта с другими горными породами. Магматическими и метаморфическими горными породами слагаются складчатые области и фундаменты древних пород. Поэтому рудные полезные ископаемые встречаются в горах и на щитах. Наиболее богат рудами Урал. Здесь залегают железные, медно-цинковые, никелевые, марганцевые, хромитовые руды, золото, платина (рис. 2).

Рис. 2. Карта полезных ископаемых Урала (Источник)

Кроме этого, на Урале встречаются драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. На Алтае открыты месторождения полиметаллических, свинцовых, цинковых руд, серебра, ртути и др. (рис. 3). В горной Шории – железных руд, в Кузнецком Алатау – марганцевых. Вольфраммолибденовые руды имеются в Прибайкалье, а в Забайкалье – урановые руды и золото.

Рис. 3. Карта минеральных ресурсов Алтайского края (Источник)

Основными полезными ископаемыми мезозойской складчатой структуры востока России являются оловянные руды. На Кавказе представлены полиметаллические и вольфраммолибденовые руды. Следует обратить внимание на то, что большая часть рудных полезных ископаемых сосредоточена не в молодых складчатых горах, а в возрожденных складчато-глыбовых. Это связано с тем, что рудные тела залегают в осевых частях гор и перекрыты мощными складками осадочных пород. В результате разрушения эти складки исчезают, поэтому там легко находить и добывать полезные ископаемые. Поэтому Урал и богат рудными полезными ископаемыеми.

Магматические и метаморфические полезные ископаемые, кроме складчатых областей, встречаются и на щитах – выступах древних кристаллических фундаментных пород. Так, на севере Восточноевропейской равнины, в районе Кольского полуострова, где имеется выход Балтийского щита, встречаются медные, никелевые металлы, найдены апатиты (сырье для фосфорных удобрений). На Тиманском кряже обнаружены алюминиевые руды, а в районе Воронежской антиклизы находится самое крупное месторождение железных руд – Курская магнитная аномалия (рис. 4).

Читайте также:  Полезен глицин или нет

Рис. 4. Тектоническая карта России (Источник)

Тем не менее для платформ наиболее характерны полезные ископаемые осадочного происхождения, в том числе горючее. Так, в осадочном чехле Восточноевропейской равнины сосредоточено огромное количество угля, нефти и газа. Но наиболее крупные запасы нефти, угля и газа России находятся в мощном осадочном чехле молодой Западносибирской платформы. Также на Древнесибирской платформе располагается крупнейший Тунгусский угольный бассейн. Помимо топлива с осадочными породами связаны месторождения солей, которые приурочены к югу Западной Сибири, Предуралью и Прикаспийской низменности.

Первые алмазы в мире были обнаружены на юге Африки. Коренные месторождения алмазов были найдены в местечке Кимберли (ЮАР), после чего коренные месторождения алмазов были названы кимберлитовыми трубками (рис. 9).

Рис. 9. Кимберлитовая трубка в Якутии (Источник)

Считается, что первооткрывателем алмазов в России стал 14-летний мальчик, сын крепостного крестьянина Крестовоздвиженского прииска на Урале. Именно он обнаружил твердые камни, а оказавшийся рядом минеролог определил, что эти камни – алмазы.

Поиск алмазов на территории России начался после Великой Отечественной войны.

В результате кропотливой работы ученого В.С. Соболева (рис. 10) было выдвинуто предположение, что алмазы следует искать в таких же по условиям местах, как и в Южной Африке, а это Западная Якутия. В 1947 г. на реку Вилюй в Якутию была отправлена первая экспедиция в поисках алмазов. Одна кимберлитовая трубка может снабжать алмазами реки и их притоки на многие десятки и сотни километров. Чтобы определить, есть ли в ключе золото, достаточно промыть несколько небольших ковшей галечника, но чтобы найти алмазы, приходится промывать несколько кубических метров. Геологам пришлось прошагать много сотен километров, преодолевая болота, буреломы, спасаясь от туч комаров и мошкары. Радостную весть после долгих поисков принес коллектор вместе с пиропами и кристаллом алмазов в 4 карата. Пиропы, или «слезы алмазов», – это минералы красного цвета, которые являются спутниками алмазов. Нашел пиропы – нашел алмазы, но главное – найти кимберлит – зеленоватую породу, в которой встречаются алмазы. Найти кимберлит – значит, найти коренное месторождение алмазов.

Первая кимберлитовая трубка в Якутии была найдена экспедицией Л.А. Попугаевой (рис. 11) в 1954 г. Найти вторую кимберлитовую трубку помогла лиса. Члены экспедиции наткнулись на лисью нору, возле которой лежала небольшая кучка зеленоватой земли. Это и был кимберлит. На высокой лиственнице, стоявшей почти в самом центре трубки, геологи сделали топором большую зарубку и вывели надпись: «Трубка мира». В Москву полетела зашифрованная телеграмма: «Закурили трубку мира. Табак отличный». Потом были найдены другие кимберлитовые трубки, а вскоре был заложен поселок алмазодобытчиков Мирный. Через несколько десятков лет месторождения алмазов были обнаружены на другой древней платформе – Русской, в Архангельской области.

Добыча полезных ископаемых осуществляется по-разному. В зависимости от глубины и мощности залегания полезного ископаемого добыча осуществляется либо открытым (карьерным) (рис. 5),

Рис. 5. Добыча полезных ископаемых в карьере (Источник)

либо закрытым (шахтным) способом (рис. 6).

Рис. 6. Добыча полезных ископаемых в шахте (Источник)

Жидкие полезные ископаемые добываются методом бурения скважин (рис. 7). Открытый способ добычи полезных ископаемых наиболее простой и дешевый, однако именно он наносит самый большой урон природе.

Из-за лишения территории растительного покрова, на ней образуются индустриальные пустыни, от которых поднимаются пыльные бури, а из-за осушения земли понижается уровень грунтовых вод. Открытым способом в России добывается более 90 % руд, более 50 % углей и практически все строительные материалы. Самый большой в России карьер находится на Урале – это Качканарский карьер (рис. 8), глубина которого свыше 700 м. Глубина шахт в России достигает примерно 1 км.

Рис. 8. Качканарский карьер (Источник)

Россия – самая богатая минеральными ресурсами страна мира.

Институт нефти и газа носит имя И.М. Губкина (рис. 12).

Рис. 12. Памятная доска И.М. Губкину (Источник)

Именно при его непосредственном участии началось исследование и исследование Западно-Сибирской равнины. В 1953 г. было открыто и начало действовать первое месторождение газа, а через 7 лет забил первый нефтяной фонтан Шаима. Но этому предшествовали длительная работа, научные споры и подвиг первопроходцев. Западно-Сибирская равнина – огромная низменность площадью 3 млн км 2 (рис. 13).

Рис. 13. Западно-Сибирская равнина (Источник)

Лежит равнина на плите. Толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти. На поверхности сотни километров топких болот и темнохвойной неосвоенной тайги. Как определить точку для буровой? Это сродни поиску иголки в стоге сена. И.М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 г. в Среднее Приобье была послана поисковая партия, которая открыла невиданные запасы нефти: Усть-Балыкское и нефтяную жемчужину, месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре. В Заполярье открыли газовое месторождение Ямбург, Медвежье, Заполярное, а у Северного полярного круга Уренгойское – газовую жемчужину России (рис. 14).

Рис. 14. Уренгойское месторождение газа (Источник)

Сегодня Россия занимает первое место по добыче природного газа. В Северной Сибири в европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ – экологически чистое и калорийное топливо – идет не только в европейскую часть России, но и в Западную Европу. Открытие месторождения нефти и газа дали мощный толчок в освоении Западной Сибири. Здесь построены новые города.

Столица нефтяников – Сургут (рис. 15), столица газовиков – Новый Уренгой (рис. 16).

Рис. 16. Город Новый Уренгой (Источник)

Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.

Домашнее задание

  1. Дайте определение и классификацию полезных ископаемых.
  2. Подготовьте доклад о рудных полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.
  3. Подготовьте доклад о магматических и метаморфических полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.

Список литературы

  1. География России. Природа. 8 кл.: уч. для общеобразоват. учрежд. / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 303 с.: ил., карт.
  2. География России. Природа. Население: 8 кл. / В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 320 с.
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Цели и задачи урока:

-определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;

-проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России;

-определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование:

Атласы, учебники, физическая карта России, компьютеры, проектор, учебное электронное издание (диск): География России. Природа и население.8 класс.

I. Организационный момент.

На фоне музыки ученик читает отрывок из стихотворения Ираиды Мордовиной.
(Все сопровождается слайдами с видами различных форм рельефа России)
(Приложение 1).

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Равнины в бесконечность убегают
И степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим наш путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем,
Как много изучить нам предстоит!

II. Объявление темы урока и целей, знакомство с «Зачетным листом»
(Приложение 2).

Задание 1. Составление общей схемы «Рельеф» (По мере ответов учащихся на интерактивной доске создается схема)

— Вспомните, что такое рельеф?
— Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?
Как различаются горы по высоте?
Как различаются равнины по высоте?
— Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы)
— Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания, землетрясения, вулканизм)
— Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)

Задание 2.
Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа?
(Приложение 3)

(На слайдах появляются разные формы рельефа)

  1. Деятельность ветра
  2. Карстовые процессы – вода
  3. Деятельность человека
  4. Моренный рельеф — ледник
  5. Эоловые процессы – ветер
  6. Землетрясения
  7. Вулканизм
  8. Овраг – деятельность текучих вод

Задание 3. Диктант на проверку знания терминов и понятий.

1. Выход на поверхность кристаллического фундамента платформы. (щит)
2. Бурные грязекаменные потоки. (сели)
3. Древние относительно устойчивые участки земной коры. (платформы)
4. Крупные скопления полезных ископаемых. (месторождения)
5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (морена)
6. Группы близкорасположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (бассейн)
7. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли. (эры)
Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и выставляют в «Зачетный лист» количество баллов (правильный ответ-1балл)

Задание 4. Работа по вариантам.

1 вариант выполняет интерактивный тест на ПК. 2 вариант путем сопоставления физической и тектонической карт устанавливают соответствие между формой рельефа и тектонической структурой.
1 вариант. Тест.
1. Высшая точка России расположена в пределах.
а) Алтая
б) Кавказа
в) Саян

2. Самая высокая и расчлененная равнина в России.
а) Восточно-Европейская равнина
б) Западно-Сибирская равнина
в) Среднесибирское плоскогорье

3. В виде какого щита выходит на поверхность фундамент Восточно-Европейской платформы.
а) Алданского
б) Балтийского
в) Анабарского

4. Какие окраины России расположены на границах современных литосферных плит.
а) Восточные
б) Западные
в) Северные

5. Какая складчатость протекала во второй половине палеозоя.
а) Байкальская
б) Герцинская
в) Каледонская

6. Равнины расположены на .
а) границах литосферных плит
б) платформах
в) в складчатых областях

7. Крупнейшими каменно-угольными бассейнами являются.
а) Кузбасс, Канско-Ачинский
б) Тунгусский, Ленский
в) Уренгой, Ямбург

8. Поверхность России понижается к .
а) югу
б) северу
в) западу
г) востоку

9. Если скорость поднятия земной коры равна скорости разрушения, то образуются.
а) впадины
б) горы
в) равнины

10. Геологическая эра, продолжающаяся и сейчас.
а) мезозойская
б) кайнозойская
в) палеозойская

2 вариант. Таблица соответствия.
Установите соответствие.

источник

Задачи: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений по­лезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископае­мыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

I. Проверка знаний и умений по теме «Главные черты рельефа России».

Возможные варианты проверки:

1. Географический диктант. Проводится с целью проверки зна­ния номенклатуры географических объектов. Учитель показывает на физической карте 10 объектов рельефа, учащиеся должны напи­сать их географические названия.

2. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся, используя таблицы «Анализ рельефа равнин» и «Анализ рельефа гор», должны описать какую-либо форму рельефа. В результате этой работы проверяется умение сопоставлять физическую и тек­тоническую карты России.

3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам пре­дыдущего урока и включает устные задания по физической и тек­тонической картам России.

1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физиче­ской картой России).

2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ уче­ника должен опираться на знания физической картины России).

3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причин­но-следственные связи между рельефом и тектоническим строени­ем).

4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

5. Письменная проверочная работа по вариантам.

Пользуясь необходимыми картами, установите взаимосвязи

между тектоническими структурами и формами рельефа, ответы запишите в таблицы.

Соответствие тектонических структур формам рельефа

Область байкальской складчатости Область каледонской складчатости Область мезозойской складчатости Область кайнозойской складчатости

Соответствие форм рельефа тектоническим структурам

Сихотэ-Алинь Г оры Камчатки Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Алданское нагорье Г оры Бырранга Уральские горы

6. Проверка домашнего задания должна включать проверку практической работы № 3, которая выполнялась учащимися в ра­бочих тетрадях.

Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Зем­ли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле пре­вращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Определение «полезные ископаемые» и их виды желательно записать в тетрадь, также необходимо добавить определения «ме­сторождение», «бассейн».

Читайте также:  Чем полезны финики для здоровья

Полезные ископаемые — это природные минеральные образова­ния в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естест­венном виде как сырье или после соответствующей переработки.

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I. Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II. Металлические — руды черных, цветных, редких, благород­ных и радиоактивных металлов.

III. Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драго­ценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

1. Учащиеся уже знают из курса географии материков и океа­нов о размещении полезных ископаемых магматического и осадоч­ного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся сле­дующие вопросы и задания:

1) По карте определите, какими полезными ископаемыми бога­та территория нашей страны.

2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3) Определите основные месторождения угля и нефти.

4) Определите размещение месторождений железных руд.

5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6) К каким структурам приурочены месторождения полиметал­лических руд?

7) Почему месторождения руд приурочены к горным масси­вам?

8) Какими полезными ископаемыми богата территория вашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтвержда­ет наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность оса­дочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхожде­нием. Магма и горючие магматические растворы, из которых обра­зовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещи­нам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

2. Практическая работа № 4 «Определение и объяснение зако­номерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых». Эта работа позволяет закрепить сформулированные ранее выводы о зависимости набора полезных ископаемых от тек­тонического строения и об обеспеченности России основными ви­дами полезных ископаемых и особенностях их размещения по тер­ритории страны. Задания приведены в рабочей тетради на с. 40-41.

3. На этом этапе урока необходимо сформировать понятие «минерально-сырьевая база Росси» и записать его в тетрадь.

Минерально-сырьевая база России — это совокупность всех по­лезных ископаемых, расположенных на территории нашей страны.

Характерные черты минерально-сырьевых ресурсов России можно прочитать в учебнике на с. 46.

4. Очень важный вопрос — охрана недр.

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обес­печивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим стра­нам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных иско­паемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоря­жались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании по­лезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонен­тов, содержащихся в руде, комплексным использованием мине­ральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полез­ных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ис­копаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47).

I. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, закончить практическую работу № 4, знать ключевые слова и номенклатуру бассейнов полезных иско­паемых выучить.

источник

Задай свой вопрос по этому материалу!

Хо­зяй­ство Рос­сии тесно свя­за­но с ми­не­раль­ны­ми ре­сур­са­ми, оце­нен­ны­ми, по гео­ло­ги­че­ским дан­ным, за­па­сом по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. На­ли­чие ми­не­раль­ных ре­сур­сов, ко­то­рые за­ви­сят от стро­е­ния зем­ной коры, во мно­гом фор­ми­ру­ют кар­ти­ну хо­зяй­ства тер­ри­то­рии. Недра нашей стра­ны бо­га­ты по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми (рис. 1).

Рис. 1. Карта ми­не­раль­ных ре­сур­сов Рос­сии (Ис­точ­ник)

По­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это ми­не­раль­ные об­ра­зо­ва­ния зем­ной коры, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся или могут эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать­ся в хо­зяй­стве.

Скоп­ле­ние по­лез­ных ис­ко­па­е­мых об­ра­зу­ют ме­сто­рож­де­ния, а скоп­ле­ния боль­шо­го ко­ли­че­ства ме­сто­рож­де­ний об­ра­зу­ютбас­сей­ны или рай­о­ны. По про­ис­хож­де­нию по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, так же, как и гор­ные по­ро­ды, бы­ва­ют: ме­та­мор­фи­че­ские,маг­ма­ти­че­ские и оса­доч­ные. По­лез­ные ис­ко­па­е­мые фор­ми­ру­ют­ся в ходе гео­ло­ги­че­ской ис­то­рии под воз­дей­стви­ем внут­рен­них сил (эн­до­ген­ных) и внеш­них (эк­зо­ген­ных). Все по­лез­ные ис­ко­па­е­мые можно клас­си­фи­ци­ро­вать по аг­ре­гат­но­му со­сто­я­нию на твер­дые, жид­кие и га­зо­об­раз­ные. Боль­шая часть ми­не­раль­ных ре­сур­сов пред­став­ля­ет собой твер­дые неор­га­ни­че­ские об­ра­зо­ва­ния, а го­рю­чее – по­лез­ное ис­ко­па­е­мое ор­га­ни­че­ско­го про­ис­хож­де­ния – лишь услов­но от­но­сит­ся к ми­не­раль­ным ре­сур­сам. За по­след­ние годы все боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ют ми­не­ра­ли­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки, в ко­то­рых рас­тво­ре­но огром­ное ко­ли­че­ство по­лез­ных ве­ществ. Можно клас­си­фи­ци­ро­вать по­лез­ные ис­ко­па­е­мые и по ис­поль­зо­ва­нию:руд­ные, неруд­ные, го­рю­чие.

Руд­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые сфор­ми­ро­ва­лись в ре­зуль­та­те из­ли­я­ния магмы и в ме­стах её кон­так­та с дру­ги­ми гор­ны­ми по­ро­да­ми. Маг­ма­ти­че­ски­ми и ме­та­мор­фи­че­ски­ми гор­ны­ми по­ро­да­ми сла­га­ют­ся склад­ча­тые об­ла­сти и фун­да­мен­ты древ­них пород. По­это­му руд­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые встре­ча­ют­ся в горах и на щитах. Наи­бо­лее богат ру­да­ми Урал. Здесь за­ле­га­ют же­лез­ные, мед­но-цин­ко­вые, ни­ке­ле­вые, мар­ган­це­вые, хро­ми­то­вые руды, зо­ло­то, пла­ти­на (рис. 2).

Рис. 2. Карта по­лез­ных ис­ко­па­е­мых Урала (Ис­точ­ник)

Кром этого, на Урале встре­ча­ют­ся дра­го­цен­ные, по­лу­дра­го­цен­ные и по­де­лоч­ные камни. На Алтае от­кры­ты ме­сто­рож­де­ния по­ли­ме­тал­ли­че­ских, свин­цо­вых, цин­ко­вых руд, се­реб­ра, ртути и др. (рис. 3). В гор­ной Шории – же­лез­ных руд, в Куз­нец­ком Ала­тау – мар­ган­це­вых. Воль­фрам­мо­либ­де­но­вые руды име­ют­ся в При­бай­ка­лье, а в За­бай­ка­лье – ура­но­вые руды и зо­ло­то.

Рис. 3. Карта ми­не­раль­ных ре­сур­сов Ал­тай­ско­го края (Ис­точ­ник)

Ос­нов­ны­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми ме­зо­зой­ской склад­ча­той струк­ту­ры во­сто­ка Рос­сии яв­ля­ют­ся оло­вян­ные руды. На Кав­ка­зе пред­став­ле­ны по­ли­ме­тал­ли­че­ские и воль­фрам­мо­либ­де­но­вые руды. Сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние на то, что боль­шая часть руд­ных по­лез­ных ис­ко­па­е­мых со­сре­до­то­че­на не в мо­ло­дых склад­ча­тых горах, а в воз­рож­ден­ных склад­ча­то-глы­бо­вых. Это свя­за­но с тем, что руд­ные тела за­ле­га­ют в осе­вых ча­стях гор и пе­ре­кры­ты мощ­ны­ми склад­ка­ми оса­доч­ных пород. В ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния эти склад­ки ис­че­за­ют, по­это­му там легко на­хо­дить и до­бы­вать по­лез­ные ис­ко­па­е­мые. По­это­му Урал и богат руд­ны­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­еми.

Маг­ма­ти­че­ские и ме­та­мор­фи­че­ские по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, кроме склад­ча­тых об­ла­стей, встре­ча­ют­ся и на щитах – вы­сту­пах древ­них кри­стал­ли­че­ских фун­да­мент­ных пород. Так, на се­ве­ре Во­сточ­но­ев­ро­пей­ской рав­ни­ны, в рай­оне Коль­ско­го по­лу­ост­ро­ва, где име­ет­ся выход Бал­тий­ско­го щита, встре­ча­ют­ся мед­ные, ни­ке­ле­вые ме­тал­лы, най­де­ны апа­ти­ты (сырье для фос­фор­ных удоб­ре­ний). На Ти­ман­ском кряже об­на­ру­же­ны алю­ми­ни­е­вые руды, а в рай­оне Во­ро­неж­ской ан­ти­кли­зы на­хо­дит­ся самое круп­ное ме­сто­рож­де­ние же­лез­ных руд – Кур­ская маг­нит­ная ано­ма­лия (рис. 4).

Рис. 4. Тек­то­ни­че­ская карта Рос­сии (Ис­точ­ник)

Тем не менее для плат­форм наи­бо­лее ха­рак­тер­ны по­лез­ные ис­ко­па­е­мые оса­доч­но­го про­ис­хож­де­ния, в том числе го­рю­чее. Так, в оса­доч­ном чехле Во­сточ­но­ев­ро­пей­ской рав­ни­ны со­сре­до­то­че­но огром­ное ко­ли­че­ство угля, нефти и газа. Но наи­бо­лее круп­ные за­па­сы нефти, угля и газа Рос­сии на­хо­дят­ся в мощ­ном оса­доч­ном чехле мо­ло­дой За­пад­но­си­бир­ской плат­фор­мы. Также на Древне­си­бир­ской плат­фор­ме рас­по­ла­га­ет­ся круп­ней­ший Тун­гус­ский уголь­ный бас­сейн. По­ми­мо топ­ли­ва с оса­доч­ны­ми по­ро­да­ми свя­за­ны ме­сто­рож­де­ния солей, ко­то­рые при­уро­че­ны к югу За­пад­ной Си­би­ри, Пре­ду­ра­лью и При­ка­спий­ской низ­мен­но­сти.

Пер­вые ал­ма­зы в мире были об­на­ру­же­ны на юге Аф­ри­ки. Ко­рен­ные ме­сто­рож­де­ния ал­ма­зов были най­де­ны в ме­стеч­кеКим­бер­ли (ЮАР), после чего ко­рен­ные ме­сто­рож­де­ния ал­ма­зов были на­зва­ны ким­бер­ли­то­вы­ми труб­ка­ми (рис. 9).

Рис. 9. Ким­бер­ли­то­вая труб­ка в Яку­тии (Ис­точ­ник)

Счи­та­ет­ся, что пер­во­от­кры­ва­те­лем ал­ма­зов в Рос­сии стал 14-лет­ний маль­чик, сын кре­пост­но­го кре­стья­ни­на Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го при­ис­ка на Урале. Имен­но он об­на­ру­жил твер­дые камни, а ока­зав­ший­ся рядом ми­не­ро­лог опре­де­лил, что эти камни – ал­ма­зы.

Поиск ал­ма­зов на тер­ри­то­рии Рос­сии на­чал­ся после Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

В ре­зуль­та­те кро­пот­ли­вой ра­бо­ты уче­но­го В.С. Со­бо­ле­ва (рис. 10) было вы­дви­ну­то пред­по­ло­же­ние, что ал­ма­зы сле­ду­ет ис­кать в таких же по усло­ви­ям ме­стах, как и в Южной Аф­ри­ке, а это За­пад­ная Яку­тия. В 1947 г. на реку Вилюй в Яку­тию была от­прав­ле­на пер­вая экс­пе­ди­ция в по­ис­ках ал­ма­зов. Одна ким­бер­ли­то­вая труб­ка может снаб­жать ал­ма­за­ми реки и их при­то­ки на мно­гие де­сят­ки и сотни ки­ло­мет­ров. Чтобы опре­де­лить, есть ли в ключе зо­ло­то, до­ста­точ­но про­мыть несколь­ко неболь­ших ков­шей га­леч­ни­ка, но чтобы найти ал­ма­зы, при­хо­дит­ся про­мы­вать несколь­ко ку­би­че­ских мет­ров. Гео­ло­гам при­ш­лось про­ша­гать много сотен ки­ло­мет­ров, пре­одо­ле­вая бо­ло­та, бу­ре­ло­мы, спа­са­ясь от туч ко­ма­ров и мош­ка­ры. Ра­дост­ную весть после дол­гих по­ис­ков при­нес кол­лек­тор вме­сте с пи­ро­па­ми и кри­стал­лом ал­ма­зов в 4 ка­ра­та. Пи­ро­пы, или «слезы ал­ма­зов», – это ми­не­ра­лы крас­но­го цвета, ко­то­рые яв­ля­ют­ся спут­ни­ка­ми ал­ма­зов. Нашел пи­ро­пы – нашел ал­ма­зы, но глав­ное – найти ким­бер­лит – зе­ле­но­ва­тую по­ро­ду, в ко­то­рой встре­ча­ют­ся ал­ма­зы. Найти ким­бер­лит – зна­чит, найти ко­рен­ное ме­сто­рож­де­ние ал­ма­зов.

Пер­вая ким­бер­ли­то­вая труб­ка в Яку­тии была най­де­на экс­пе­ди­ци­ей Л.А. По­пу­га­е­вой (рис. 11) в 1954 г. Найти вто­рую ким­бер­ли­то­вую труб­ку по­мог­ла лиса. Члены экс­пе­ди­ции на­ткну­лись на лисью нору, возле ко­то­рой ле­жа­ла неболь­шая кучка зе­ле­но­ва­той земли. Это и был ким­бер­лит. На вы­со­кой лист­вен­ни­це, сто­яв­шей почти в самом цен­тре труб­ки, гео­ло­ги сде­ла­ли то­по­ром боль­шую за­руб­ку и вы­ве­ли над­пись: «Труб­ка мира». В Моск­ву по­ле­те­ла за­шиф­ро­ван­ная те­ле­грам­ма: «За­ку­ри­ли труб­ку мира. Табак от­лич­ный». Потом были най­де­ны дру­гие ким­бер­ли­то­вые труб­ки, а вско­ре был за­ло­жен по­се­лок ал­ма­зо­до­быт­чи­ков Мир­ный. Через несколь­ко де­сят­ков лет ме­сто­рож­де­ния ал­ма­зов были об­на­ру­же­ны на дру­гой древ­ней плат­фор­ме – Рус­ской, в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти.

До­бы­ча по­лез­ных ис­ко­па­е­мых осу­ществ­ля­ет­ся по-раз­но­му. В за­ви­си­мо­сти от глу­би­ны и мощ­но­сти за­ле­га­ния по­лез­но­го ис­ко­па­е­мо­го до­бы­ча осу­ществ­ля­ет­ся либо от­кры­тым (ка­рьер­ным) (рис. 5),

Рис. 5. До­бы­ча по­лез­ных ис­ко­па­е­мых в ка­рье­ре (Ис­точ­ник)

либо за­кры­тым (шахт­ным) спо­со­бом (рис. 6).

Рис. 6. До­бы­ча по­лез­ных ис­ко­па­е­мых в шахте (Ис­точ­ник)

Жид­кие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые до­бы­ва­ют­ся ме­то­дом бу­ре­ния сква­жин (рис. 7). От­кры­тый спо­соб до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­па­е­мых наи­бо­лее про­стой и де­ше­вый, од­на­ко имен­но он на­но­сит самый боль­шой урон при­ро­де.

Из-за ли­ше­ния тер­ри­то­рии рас­ти­тель­но­го по­кро­ва, на ней об­ра­зу­ют­ся ин­ду­стри­аль­ные пу­сты­ни, от ко­то­рых под­ни­ма­ют­ся пыль­ные бури, а из-за осу­ше­ния земли по­ни­жа­ет­ся уро­вень грун­то­вых вод. От­кры­тым спо­со­бом в Рос­сии до­бы­ва­ет­ся более 90 % руд, более 50 % углей и прак­ти­че­ски все стро­и­тель­ные ма­те­ри­а­лы. Самый боль­шой в Рос­сии ка­рьер на­хо­дит­ся на Урале – это Кач­ка­нар­ский ка­рьер (рис. 8), глу­би­на ко­то­ро­го свыше 700 м. Глу­би­на шахт в Рос­сии до­сти­га­ет при­мер­но 1 км.

Рис. 8. Кач­ка­нар­ский ка­рьер (Ис­точ­ник)

Рос­сия – самая бо­га­тая ми­не­раль­ны­ми ре­сур­са­ми стра­на мира.

Ин­сти­тут нефти и газа носит имя И.М. Губ­ки­на (рис. 12).

Рис. 12. Па­мят­ная доска И.М. Губ­ки­ну (Ис­точ­ник)

Имен­но при его непо­сред­ствен­ном уча­стии на­ча­лось ис­сле­до­ва­ние и ис­сле­до­ва­ние За­пад­но-Си­бир­ской рав­ни­ны. В 1953 г. было от­кры­то и на­ча­ло дей­ство­вать пер­вое ме­сто­рож­де­ние газа, а через 7 лет забил пер­вый неф­тя­ной фон­тан Шаима. Но этому пред­ше­ство­ва­ли дли­тель­ная ра­бо­та, на­уч­ные споры и по­двиг пер­во­про­ход­цев. За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на – огром­ная низ­мен­ность пло­ща­дью 3 млн км2 (рис. 13).

Рис. 13. За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на (Ис­точ­ник)

Лежит рав­ни­на на плите. Тол­щи­на оса­доч­но­го чехла до­сти­га­ет мощ­но­сти в 6 км. Это бла­го­при­ят­ные усло­вия для за­ле­га­ния нефти. На по­верх­но­сти сотни ки­ло­мет­ров топ­ких болот и тем­но­хвой­ной неосво­ен­ной тайги. Как опре­де­лить точку для бу­ро­вой? Это срод­ни по­ис­ку игол­ки в стоге сена. И.М. Губ­кин счи­тал: надо ис­кать. У него было мно­же­ство про­тив­ни­ков. В 1934 г. в Сред­нее Прио­бье была по­сла­на по­ис­ко­вая пар­тия, ко­то­рая от­кры­ла неви­дан­ные за­па­сы нефти: Усть-Ба­лык­ское и неф­тя­ную жем­чу­жи­ну, ме­сто­рож­де­ние Са­мот­лор. По­ис­ки нефти и газа ве­лись в се­вер­ных рай­о­нах и были от­кры­ты в тундре. В За­по­ля­рье от­кры­ли га­зо­вое ме­сто­рож­де­ние Ям­бург, Мед­ве­жье, За­по­ляр­ное, а у Се­вер­но­го по­ляр­но­го круга Урен­гой­ское – га­зо­вую жем­чу­жи­ну Рос­сии (рис. 14).

Рис. 14. Урен­гой­ское ме­сто­рож­де­ние газа (Ис­точ­ник)

Се­год­ня Рос­сия за­ни­ма­ет пер­вое место по до­бы­че при­род­но­го газа. В Се­вер­ной Си­би­ри в ев­ро­пей­скую часть Рос­сии про­ло­же­ны круп­ные га­зо­про­во­ды, по ко­то­рым газ – эко­ло­ги­че­ски чи­стое и ка­ло­рий­ное топ­ли­во – идет не толь­ко в ев­ро­пей­скую часть Рос­сии, но и в За­пад­ную Ев­ро­пу. От­кры­тие ме­сто­рож­де­ния нефти и газа дали мощ­ный тол­чок в осво­е­нии За­пад­ной Си­би­ри. Здесь по­стро­е­ны новые го­ро­да.

Читайте также:  Чем полезны маски из глины

Сто­ли­ца неф­тя­ни­ков – Сур­гут (рис. 15), сто­ли­ца га­зо­ви­ков – Новый Урен­гой (рис. 16).

Рис. 16. Город Новый Урен­гой (Ис­точ­ник)

За­пад­ная Си­бирь стала глав­ной неф­те­га­зо­нос­ной тер­ри­то­ри­ей Рос­сии.

источник

Распространение полезных ископаемых. Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — бассейны.

Полезные ископаемые формируются в ходе геологической истории под влиянием внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов. В мощных рыхлых отложениях осадочного чехла древних платформ заключены почти все наиболее значительные месторождения горючих ископаемых. Среди них наибольшее значение в нашей стране имеют нефть и природный газ севера Западной Сибири, Волго-Уральского бассейна. Менее богаты месторождения равнин Северного Кавказа и острова Сахалин.

В палеозойских и мезозойских отложениях платформенных областей из отложений органических веществ, накапливавшихся долгое время на дне мелководных водоемов, образовались многочисленные месторождения каменного и бурого угля.

Наиболее важное хозяйственное значение имеют высококачественные коксующиеся угли, используемые в металлургии. Крупнейшие месторождения каменного угля в европейской части России находятся в районе Воркуты, в восточной части Донецкого бассейна. Бурые угли добывают в Подмосковном бассейне. В Сибири самыми знаменитыми и давно освоенными являются месторождения каменного угля, часто коксующегося, Кузнецкого бассейна (Кузбасс). Добываются они открытым и подземным способами. Но особенно велики запасы угля Тунгусского, Ленского, Канско-Ачинского и других бассейнов, расположенных в слабозаселенных районах России. В стране весьма существенны запасы торфа и горючих сланцев.

Месторождения рудных полезных ископаемых часто связаны с теми районами платформ, где близко к поверхности подходит фундамент или более молодые интрузии кристаллических пород. Среди них месторождения железных руд Курской магнитной аномалии, Алданского щита, Ангаро-Питского и Ангаро-Илимского районов, а также железных и никелевых руд Кольского полуострова и полиметаллических руд окрестностей Норильска.

Но особенно богаты разнообразными рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов: меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Приморский край, Северный Кавказ), олова (Восточная Сибирь и Дальний Восток), сырье для получения алюминия — бокситы и нефелины (Северный Урал, Красноярский край).

Рис. 19. Полезные ископаемые России

Месторождения золота располагаются в Восточной Сибири, Якутии, на севере Дальнего Востока. Наиболее крупное месторождение платины находится на Урале.

По рисунку 19 определите местонахождение крупнейших месторождений и напишите их названия на контурной карте.

Из неметаллических полезных ископаемых важное значение для хозяйства страны имеют месторождения алмазов в вулканических породах западной Якутии, Архангельской области, апатитов на Кольском полуострове, калийных солей в Поволжье, Кировской области, на западном склоне Урала. В недрах России располагаются залежи графита (Урал, Восточная Сибирь, Дальний Восток), каменной соли (Урал), поваренной соли (Поволжье), слюды (Восточная Сибирь), а также разнообразного сырья для производства минеральных строительных материалов — граниты, доломиты, известняки, гравий, высококачественные глины и т. д.

Рис. 20. Залегание нефти и газа

Как вы думаете, из каких районов России был привезен гранит, использованный для облицовки набережных Москвы, Санкт-Петербурга?

Минерально-сырьевая база нашей страны. Для минерально-сырьевых ресурсов страны характерны следующие черты:

  1. огромное их количество;
  2. крайняя неравномерность размещения;
  3. большое различие в условиях эксплуатации;
  4. возможность частичной компенсации истощенных месторождений полезных ископаемых путем разведки и освоения новых месторождений.

Занимая ведущее место в мире по запасам многих полезных ископаемых, Российская Федерация развивает свою экономику почти полностью на основе собственных минерально-сырьевых ресурсов. Но несмотря на это, необходимо помнить, что полезные ископаемые, накопленные за всю историю развития Земли, при их исчерпании невозобновимы. Это заставляет задуматься об их рачительном, бережном использовании. В связи с этим разрабатываются и широко применяются новые технологии добычи полезных ископаемых, обеспечивающие минимальные потери сырья при добыче и переработке и максимальное использование добытого сырья.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Извлечение из недр земли огромных масс вещества не проходит бесследно. Человек создает антропогенные формы рельефа — карьеры, терриконы, обширные пустоты в земной коре и т. д.

В зоне Курской магнитной аномалии (КМА), например, особенно сильное влияние на окружающую среду оказывают предприятия железорудной промышленности. При открытом способе добычи руды образуются большие отвалы пустой породы. Водооткачка и водозабор на промышленные и коммунальные нужды способствуют общему иссушению территории, что приводит к пылеобразованию и ускорению нежелательных экзогенных процессов. Кроме того, это грозит обрушением и просадками грунта.

Рис. 21. Образование рудных полезных ископаемых

Восстановление нарушенных горными работами земель проводится по следующим направлениям: использование черноземных почв, срезаемых при вскрышных работах, для землевания малоплодородных участков; выравнивание поверхности путем засыпки оврагов, рекультивация отвалов; создание лесных санитарно-защитных зон вокруг городов Губкин, Старый Оскол, Новый Оскол, Белгород и крупных рабочих поселков.

Проблемы возникают и при добыче строительных материалов. Например, при добыче высококачественных гранитов Карелии остается очень много обломков, из которых можно было бы получить дополнительное количество стройматериалов. Таким образом, проблема безотходного производства тесно связана с проблемой очистки площадей от обломков и загрязнения атмосферы от пыли.

Добыча таких строительных материалов, как песок, гравий, известняк, тоже приводит к образованию карьеров, уродующих ландшафт, нарушающих естественный ход природных процессов в нем.

Вопросы и задания

  • Что такое полезные ископаемые?
  • От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?
  • Какими полезными ископаемыми богата наша страна?
  • Найдите на карте месторождения перечисленных в параграфе полезных ископаемых.
  • Дайте оценку минерально-сырьевой базы нашей страны.
  • источник

    Становление человеческой жизни на Земле прошло долгий путь. Люди приобрели многие знания и навыки. Теперь они привыкли жить хорошо и ни в чем не нуждаться. Чтобы улучшить свою жизнь, людям необходимо привлекать затраты и разнообразные ресурсы. Основная масса таких ресурсов добывается из недр планеты. Все добытые полезные ископаемые можно классифицировать и, конечно же, различать. Все ископаемые проходят классификацию по востребованности, ценности и способу залегания в недрах Земли.

    Все полезные ископаемые – это либо минералы, либо разнообразные горные породы, которые применяются человеком в народном хозяйстве. Их так же различают по типу. Ископаемые могут быть твердыми, жидкими и даже газообразными. Отличаются они и по своему происхождению. Различают метаморфические, магматические и осадочные полезные ископаемые. Чтобы упростить их способы отличия, люди решили различать их на те, из которых получаются металлы, каменные руды и те, из которых получается топливо.

    Такие ископаемые, как газ, нефть и уголь, человек использует как топливо. Именно эти ресурсы упрощают жизнь человека на Земле, и самое главное обеспечивают энергией всю нашу планету. Люди научились добывать уголь из шахт. Его достают кусками, а потом уже перевозят и используют. С помощью насосов из земли добывают газ и нефть. Это очень трудоемкий процесс. Для такой добычи необходимы не только наносы, но еще и специальные трубопроводы и станции. Так же шахтовым способом добывают и железные руды. Их добыча наносит огромный ущерб нашей природе. Огромного значения имеет добыча каменных руд. Ведь они очень ценятся и широко используются. Их добывают с помощью взрыва. В этом случае, в местах скопления руд закладывается взрывчатка. С помощью взрыва добывается огромное количество нужного материала, но большая его часть крошиться в процессе такой работы.

    Из многих добытых богатств земли люди научились делать красивые вещи. К примеру, из гранита делается много всего, начиная плиткой, заканчивая красивой статуэткой. Из золота и алмазов делаются украшения и другие красивые ювелирные изделия. Слюда используется как хороший материал изоляции. Мрамор применяют в строительстве и ландшафтном дизайне. И это лишь небольшой список того, что люди научились правильно использовать.

    Сегодняшний мой доклад касается полезным ископаемым, но прежде чем я начну читать его, хотелось бы в двух словах объяснить, что же такое полезное ископаемое.

    Полезное ископаемое — это богатство природы, которое находится в недрах земли. Это минеральное и органическое соединение, которое встречается в земной коре. Полезные ископаемые — исчерпаемые и невозобновимые ресурсы Земли, т.е они когда-нибудь закончатся и их невозможно возобновить.

    Полезные ископаемые делятся на несколько категорий: горючие, руды, строительные материалы и драгоценные камни и другие. Рассмотрим каждый пункт.

    1.Горючие полезные ископаемые — это те минералы, которые в основном используются как топливо. Например: нефть, газ, уголь. Горючими полезными ископаемыми очень богата наша страна, Россия!

    Нефть — природная горючая жидкость, состоящая из смеси углеводородов. Нефть в переводе с греческого означает «каменное масло». Впервые нефть начали добывать еще в Древнем Мире, а именно у берегов реки Ефрат. По прогнозам учёных нефть еще хватит на 50 лет, а потом закончится. Именно поэтому уже строят машины, которые будут ориентированы на электричество. На сегодняшний день лидер по добычу нефти является Саудовская Аравия. Вслед за Саудовской Аравии идет Российская Федерация, а потом и Соединённые Штаты Америки. Здесь надо и отметить стран Персидского залива: Иран, Объединённые Арабские Эмираты, Катар, Кувейт. По запасам нефти первое место занимает Венесуэла. Потом идут Саудовская Аравия, Канада, Иран, Ирак и Россия.

    Природный газ — еще одно горючее ископаемое, это смесь различных газов. По запасам природного газа лидирует наша родина-Россия, Иран, большинство стран персидского залива, Канада, США, Норвегия. Из бывших стран советского союза можно отметить Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан. Природный газ по прогнозам хватит нам еще на 100 лет.

    Уголь — горючее топливо, которое было образовано из частей древних растений. Уголь подразделяется на: каменный и бурый уголь. По мировым запасам угля лидирует Россия, США и Китай. По прогнозам уголь хватит человечеству дольше нефти и газа, целых 150 лет.

    Торф, как и уголь, образован из частей древних растений. Более 50% содержания в составе угля — это углерод. Торф — рыхлая горная порода, так же является газоносным материалом.

    2. Руды — это природные минералы, которые содержат металлы и их соединения. С течением времени круг используемых руд все расширяется и расширяется. Бывают различные виды руд: руды черных металлов и цветных.

    В основном, руды используются в промышленности и металлургии. По запасам черных металлов лидирует Россия, Бразилия и Китай, а по запасам цветных металлов — США, Россия, Канада.

    3. Строительные материалы — это материалы, нужные для постройки чего-либо. Например: кирпич, глина, песок, различные камни и т.п. Строительные материалы также делятся на два вида: естественные, т.е без изменения состава и внутреннего строения, т.е в естественном виде; и искусственные.

    4. Драгоценные камни — это минералы, которые внешне очень красивы, их встретишь редко и, именно поэтому, так дороги. Эти самые драгоценные камни используют в ювелирном деле, коллекционеры и используются как банковские активы. Драгоценные камни: алмаз, изумруд, рубин и т.п.

    Ну и в конце хочу рассказать о странах, которые богаты природными ресурсами.

    Самой богатой страной по запасам природных ресурсов является Россия. Наша Родина лидирует по мировым запасам природного газа и древесины, вторая в мире по запасам угля и третья по величине месторождений золота. Общая стоимость всех ресурсов составляет 76 триллионов долларов.

    На втором месте находятся Соединенные Штаты Америки. США богаты по запасам угля, золота, меди и природного газа. Общая стоимость составляет 45 триллионов долларов.

    На третьем месте идет Саудовская Аравия. И все это благодаря нефти. Ожидается, что эта арабская страна скоро потеряет свою высшую позицию. А общая стоимость всех ресурсов составляет 35 триллионов долларов

    Для 3, 4, 5, 7, 8, 9 класс, окружающий мир

    Золотое кольцо России – российский туристический проект, объединивший древнерусские города в Союз Золотого Кольца. Название этому «семейству» дал искусствовед Юрий Бычков 50 лет назад. Различают города малого кольца – основной список городов,

    Петр 1 — довольно особенная личность. Его неоценимый вклад в развитие осударства принес России новые возможности. Петр 1 появился на свет 30 мая 1672 г. в семье царя Алексея Михайловича из рода Романовых и царицы Натальи Нарышкиной.

    С начала времён человека окутывали тайны. Непостижимые и необъяснимые явления, не имеющие разгадок. С течением времени, с ходом прогресса и развитием науки многие тайны приобрели иной смысл.

    источник

    Источники:
    • http://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/geologicheskoe-stroenie-relief-i-poleznye-iskopaemye/poleznye-iskopaemye-na-territorii-rossii
    • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645003/
    • http://tak-to-ent.net/load/398-1-0-9585
    • http://www.kursoteka.ru/course/3434/lesson/11595/unit/28826
    • http://as6400825.ru/geografiya_8/8.html
    • http://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/geografiya/poleznyie-iskopaemyie-dlya-3-4-5-7-8-9-klass-okruzhayushhij-mir