Меню Рубрики

Урок 4 класс полезные ископаемые

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

Человек давно научился применять то, что так щедро дает ему природа. Полезные ископаемые – еще одно богатство Земли. На этом уроке мы поговорим о добыче, свойствах и применении таких полезных ископаемых как гранит, известняк, песок, глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ. Поговорим об охране подземных богатств и месторождениях полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек. Земная кора – источник самых разнообразных полезных ископаемых: нефти, каменного угля, железной руды, меди, золота, никеля и многих других.

Гранит – одно из наиболее известных полезных ископаемых (рис. 1).

Он очень прочный и тяжелый, встречается не только в горных районах, но и на равнинах. Гранит может быть серого, темно-красного, дымчатого цветов. Часто встречаются белые или черные вкрапления. Состоит из кварца, слюды, полевого шпата. Используется в строительстве, как облицовочный материал. Имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнению, потому он оптимален для мощений как внутри помещений, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, для создания столешниц и колонн (рис. 2–4).

Рис. 2. Гранитные ступени лестницы (Источник)

Рис. 3. Облицовка пола и стен гранитом (Источник)

Известняк – это мономинеральная порода, состоящая из кальцита с примесями (рис. 5).

Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, он широко распространен и в других местах. Известняк не блестит, обычно светло-серого цвета, хотя может быть белым и темным, почти черным, голубоватым, желтоватым или розовым – в зависимости от состава примеси. Используется в строительстве, в качестве удобрения, из него изготавливают школьный мел (рис. 6).

Песок и глина – это очень распространенные горные породы, они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используется в строительстве, а также при изготовлении стекла (рис. 7–9).

Рис. 8. Песок используется в строительстве (Источник)

Из глины же делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы (рис. 10–12).

Влажная глина очень хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали прочными и твердыми (рис. 13–15).

Изделия из обожженной глины называют керамикой (рис. 15).

Торф – это горючее полезное ископаемое, образованное скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот (рис. 16).

Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполностью разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см. Используется торф комплексно: как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал. Использовать торф нужно экономно, потому что он медленно образуется в природе. Очень важно оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары очень трудно потушить, а ведь возникнуть они могут из-за непотушенного костра, от неосторожно брошенной спички и по другим причинам.

Уголь – это горная порода, которая образовалась в недрах земли из останков древних растений (рис. 17).

Сначала образовался торф, а потом из него уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, антрацит, каменный уголь (рис. 18–20).

Уголь – это горючее полезное ископаемое. При горении он дает много тепла, вот почему его используют как топливо. Кроме того уголь служит сырьем для химической промышленности, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Уголь коксуется, а кокс используется в металлургическом производстве. Уголь добывают в специальных шахтах и карьерах (рис. 21).

Железная руда – это общее название нескольких разновидностей материалов, которые служат источником железа (рис. 22).

Они бывают черного, бурого, желтоватого или красноватого цветов. Самое главное свойство железной руды – это плавкость. На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна делают сталь (рис. 23).

Рис. 24. Чугунный радиатор отопления (Источник)

Рис. 25. Столовые приборы из нержавеющей стали (Источник)

Чугун очень хрупок, поэтому он идет на изготовление только некоторых деталей. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Из стали делают очень многое: от кухонных ножей до машинных механизмов (рис. 24, 25). Железную руду добывают в шахтах или карьерах. Как и другие полезные ископаемые, железную руду нужно расходовать экономично. В железной руде, кроме железа, содержатся другие ценные химические элементы, такие как титан, ванадий, кобальт. Это очень важные вещества. Например, без титана невозможно обойтись при создании космических ракет.

Читайте также:  Гречка полезно и вкусно

Нефть – это густая маслянистая жидкость темного цвета с резким запахом (рис. 26).

Она горючая. Попадая в воду, нефть растекается тонкой пленкой по ее поверхности. Ученые считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад. Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают топливо (бензин, керосин), мазут, смазочные масла, различные лаки, краски, пластмассы и многое другое. Для добычи нефти строят специальные буровые вышки и бурят глубокие скважины (рис. 27).

По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится помогать. Для этого ее выкачивают мощными насосами. Добытая нефть используется не только на территории нашей страны. Россия – один из самых крупных в мире экспортеров нефти. В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам – это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железной дороге в цистернах и особых морских суднах – нефтеналивных танкерах (рис. 28).

Рис. 28. Нефтеналивной танкер (Источник)

Природный газ – это очень хорошее топливо, его используют не только в быту, но и на электростанциях, котельных и на заводах (рис. 29–31).

Рис. 29. Добыча природного газа (Источник)

Рис. 31. Использование природного газа в быту (Источник)

Чтобы добыть газ из-под земли, бурят скважину, от месторождения на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Очистить загрязненную реку, посадить новый лес на месте вырубленного, получить потомство от редких или исчезающих видов животных хотя и непросто, но можно. А вот восстановить природные богатства практически невозможно. Полезные ископаемые образовались в недрах нашей земли за миллионы лет, вот почему нужно использовать их очень экономично. Часто случается так: добывают одно полезное ископаемое, а вместе с ним попадаются и другие, например, в железной руде вместе с железом добывают и другие ценные металлы, а вместе с нефтью – попутный газ. Их тоже нужно обязательно использовать.

Когда полезные ископаемые перевозят, строго следят за тем, чтобы твердые вещества не рассыпались, а нефть не проливалась, не попадала в почву, реки, моря, ведь так можно потерять много полезных ископаемых и загрязнить окружающую среду (рис. 32).

Рис. 32. Перевоз полезных ископаемых (Источник)

Вместо железной руды нередко можно использовать металлолом, а ценные материалы заменять более дешевыми. Например, сталь – пластмассой.

Как известно, полезные ископаемые относятся к неживой природе, но оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда еще не было людей, не исчезли бесследно, их остатки превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ, и этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком.

Месторождением полезных ископаемых называют территорию, где присутствуют скопления минеральных образований, выходящих на поверхность или находящихся в недрах земной коры. В результате определенных геологических процессов природного характера создаются приемлемые условия для залегания полезных ископаемых. В месторождениях полезных ископаемых могут залегать следующие типы минеральных образований:

Полезные ископаемые газового типа (горючие и негорючие газы).

Полезные ископаемые жидкого типа (подземные воды и нефть).

Полезные ископаемые твердого типа (горные породы).

Месторождения полезных ископаемых имеют несколько классификаций, отличающихся по функциональным и практическим особенностям. С точки зрения промышленной эксплуатации месторождения полезных ископаемых подразделяют на такие типы:

Металлорудные месторождения, в которых залегают руды различных металлов (черных, драгоценных, цветных или даже радиоактивных).

Месторождения нерудного и неметаллического характера, которые служат для добычи сырья для промышленного, технического, химического, строительного и металлургического назначения.

Месторождения горючих полезных ископаемых, содержащие такие материалы, как торф, нефть, уголь, горючие газы и т. д.

Месторождения гидроминерального характера, где залегают подземные минеральные воды.

После обнаружения месторождение полезных ископаемых исследуется: определяется количество полезных и вредных компонентов в минеральных образованиях, которые пригодны для обработки. В случае если в месторождениях присутствует минимальное количество полезного сырья и его качество не достигает поставленных пределов, но при этом пригодно для эксплуатации в той или иной сфере, то такие месторождения называются промышленными кондициями. Месторождения полезных ископаемых могут истощаться, поэтому относиться к полезным ископаемым нужно бережно и расходовать их экономично.

На следующем уроке мы узнаем, из чего состоят все живые организмы (в том числе наше тело), из чего состоит клетка любого живого организма и много других интересных фактов.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Полезные ископаемые России».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одном из полезных ископаемых России.
  3. Обоснуйте необходимость рационального использования угля или нефти.
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте сканворд (до 20 вопросов) «Полезные ископаемые моего края».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Конспект по окружающему миру за 4 класс

Выполнила: Калугина Римма Фанисовна

Тема: «Горючие полезные ископаемые»

КО: познакомить детей с горючими полезными ископаемыми;

КВ: воспитать аккуратность при выполнении заданий;

КР: формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли.

  1. Словесные: беседа, рассказ;
  2. Наглядные: иллюстрации учебника, демонстрация мультимедийной презентации, демонстрация образцов горючих полезных ископаемых;
  3. Практические: рассмотрение образцов горючих полезных ископаемых и проведение опытов для выявления их свойств.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация, образцы горючих полезных ископаемых

Терминологический минимум и номенклатура: горючие полезные ископаемые, нефть, природный газ, торф, каменный уголь, газопровод, скважина.

Конспект по окружающему миру за 4 класс

Выполнила: Калугина Римма Фанисовна

Тема: «Горючие полезные ископаемые»

КО: познакомить детей с горючими полезными ископаемыми;

КВ: воспитать аккуратность при выполнении заданий;

КР: формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли.

Наглядные: иллюстрации учебника, демонстрация мультимедийной презентации, демонстрация образцов горючих полезных ископаемых;

Практические: рассмотрение образцов горючих полезных ископаемых и проведение опытов для выявления их свойств.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация, образцы горючих полезных ископаемых

Терминологический минимум и номенклатура: горючие полезные ископаемые, нефть, природный газ, торф, каменный уголь, газопровод, скважина.

Этап урока и его продолжительность

Сегодня мы с вами узнаем, каким бывает климат в России.

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были прочитать параграф про песок. Ответьте на мои вопросы: 1. Из чего состоит песок?

2. Что делают из глины и песка?

Повторение (проверка знаний по ранее изученному материалу)

Что такое полезные ископаемые?

Какие полезные ископаемые вы знаете?

минеральные и органические образования земной коры , которые используются людьми в производстве.

Изложение нового материала

Рассказ о пользе горючих полезных ископаемых

Первичное закрепление изученного материала

Какие горючие полезные ископаемые вы запомнили? Расскажите о них.

Разгадаем кроссворд из презентации.

Торф, нефть, природный газ, каменный уголь.

Подведение итогов и постановка домашнего задания

Записываем домашнее задание. Нарисовать в тетради способы использования горючих полезных ископаемых.

Записывают домашнее задание.

Горючие полезные ископаемые

Подготовила: Калугина Римма Фанисовна

минеральные и органические образования земной коры, которые используются людьми в производстве.

Полезные ископаемые бывают:

  • Твердыми
  • Жидкими
  • Газообразными

Горючие полезные ископаемые

  • Они хорошо горят и при горении выделяют много тепла.
  • К ним относятся каменный уголь, торф, нефть, природный газ.
  • Торф и каменный уголь – твердые тела, нефть – жидкость, природный газ – газообразное тело.

Польза горючих полезных ископаемых

  • Используются как топливо на фабриках и заводах, в жилых домах, школах, больницах.
  • Крупные потребители – электростанции, которые снабжают весь город электричеством.
  • Из горючих полезных ископаемых получают много различных продуктов: бензин, керосин.

  • Торф – это остатки полусгнивших растений на болотах.
  • Он темно-бурого цвета, пористый.
  • В сухом состоянии легкий.
  • Толщина – от 1 метра до 11 метров
  • Добывается на торфяных болотах с помощью воды и насоса.

  • Как топливо
  • Как удобрение
  • Как подстилка для скота
  • Из торфа делают плиты, которыми утепляют стены зданий
  • Из переработанного торфа получается светильный газ, керосин.

  • Он черного или черно-бурого цвета
  • Твердый, но хрупкий.
  • Плотный, тонет в воде.
  • Медленно загорается, горит долго и ярко
  • В природе встречается 3 вида каменного угля: антрацит, обыкновенный каменный уголь и бурый уголь

  • Залегает глубоко в земле, иногда встречается и на поверхности земли
  • Толщина до 20-30 метров
  • Для добычи угля делают шахты.

Шахта – это глубокий колодец, который доходит до пластов каменного угля

Использование каменного угля

  • Им отапливают помещения, фабрики и заводы, электростанции.
  • Из него получают каменноугольную смолу, кокс, светильный газ.
  • Из каменноугольной смолы получают краски, лекарства, духи.
  • Кокс используют при плавке чугуна
  • Светильный газ используют как топливо.

  • Нефть – густая маслянистая жидкость
  • Цвет: черный, темно-коричневый, зеленовато-бурый, белый, бесцветный.
  • Легко загорается и горит неярким, коптящим пламенем
  • Не растворяется в воде и плавает на ее поверхности

  • Находится в земле на большой глубине
  • Иногда просачивается на поверхность, образуя нефтяные лужи
  • В места, где обнаружена нефть, ставят нефтяные вышки и бурят глубокие отверстия (скважины).

  • На заводах из нефти получают бензин, керосин (топливо для автомобилей, морских судов, самолетов).
  • Из нефти получают машинное масло, вазелин, парафин, духи.
  • В природе встречается густая лечебная нефть, в ней принимают оздоровительные ванны

  • Скапливается глубоко в земле
  • Бесцветен, не имеет запаха
  • В 2 раза легче воздуха
  • Горит голубоватым пламенем и не оставляет копоть и золу.
  • Для добычи природного газа бурят скважины и доставляют газ на поверхность по газопроводам (специальные трубам).

Использование природного газа

  • Как горючее для отопления домов, подогрева воды и приготовления пищи
  • Как топливо для машин, котельных, электростанций
  • Из природного газа изготавливают пластмассу.

1. остатки полусгнивших растений на болотах

2. жидкое горючее полезное ископаемое

3. природное ископаемое — каменный …

4. специальные трубы для добычи природного газа

5. газообразное полезное ископаемое – природный …

6. Глубокие отверстия для добычи нефти и природного газа

  • Нарисовать в тетради способы использования горючих полезных ископаемых.

источник

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии»

ФИО студента: Пляскина Ольга Павловна

Дата проведения урока: 30 ноября 2017 года.

Дисциплина: Окружающий мир.

Тема урока: Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии.

Цель урока: Формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам через их включение в активную творческую деятельность по решению проблемы поиска альтернативных источников энергии.

Обучающая: сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии;

Развивающая: продолжить развитие общеучебных умений и навыков:

готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;

ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;

выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

принятие и освоение социальной роли;

формирование принимаемой обществом системы ценностей.

формировать умение наблюдать за природой;

формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;

развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;

знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;

учить анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать проблемы.

способствовать овладению обучающимися искусством дискуссии;

содействовать формированию гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы: объяснительно – иллюстративные, словесные.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс 1 часть.

На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых

бурый уголь — железная руда;

Учитель: Ребята, что обозначают эти знаки?

Дети: Эти знаки обозначают полезные ископаемые.

Учитель: Для чего используют эти знаки?

Дети: Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.

Читайте также:  Какая помидора полезнее желтая или красная

Учитель: Что мы называем полезными ископаемыми?

Дети: Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.

Учитель: Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Учитель: А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?

Дети: Мы изучили рудные полезные ископаемые.

Учитель: В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Дети: В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему горючие полезные ископаемые так называют?

Дети: Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются
человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети: Горючие полезные ископаемые.

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам прочесть текст на странице 94 до слов «Каменный уголь» и заполнять таблицу в ТПО на стр. 37. Откройте тетради.

Учитель: Теперь выполним то же самое с «каменным углем».

Учитель: Читаем дальше, устно выделяя главное.

Учитель: В каких местностях следует искать торф?

Учитель: Какое полезное ископаемое в старину называли «греческий огонь»?

Учитель: Какой вред природе наносит разлившаяся нефть, угольный карьер, осушение торфяных болот?

Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно наш упругий мяч.

Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.

Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.

Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь?

Учитель: Для того, чтобы лучше понять, о чем же это стихотворение, предлагаю вам прочесть статью со стр. 98 по 100.

Учитель: Так о чем же этот текст?

Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями и рассказать мне о том, какие альтернативные источники энергии использует человек.

Дети: Энергия солнца (солнечные батареи), энергия ветра (турбины), гидроэлектростанции (гидроэлектростанции преобразуют энергию потока воды в электроэнергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы), геотермальные электростанции (Электростанции такого типа преобразуют внутреннее тепло Земли (энергию горячих пароводяных источников) в электричество), водород (Водород, самый простой и легкий из всех химических элементов, можно считать отличным топливом. Он имеется всюду, где есть вода. При сжигании водорода образуется вода, которую можно снова разложить на водород и кислород, причем этот процесс не вызывает никакого загрязнения окружающей среды), биотопливо (это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки биологических отходов.)

Учитель: Молодцы! Вы осень любознательные дети!

Учитель: Дома вы выполните следующие задания: выделить на контурной карте крупнейшие месторождения нефти, торфа, каменного угля и природного горючего газа в России. На выполнение этой работы вам дается неделя. К следующему уроку вы выполните задания №1, 2, 3, 5,7 в ТПО.

Подведение итогов, рефлексия.

Учитель: Я думаю, что сегодня на уроке вы узнали много нового. Для того, что бы оценить свою работу на уроке, нарисуйте смайлика, отражающего ваше настроение, а после урока сдайте мне.

источник

ФИО педагога: Федорова Екатерина Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сарапул

Учебник (УМК, программа): Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Тема: Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал: карточки для групп, листы оценивания.

Цель урока: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить имеющиеся знания.

Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.

Личностные УУД: Учиться: высказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Сегодня у нас гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

На нашем уроке мы узнаем много интересного и полезного.

-Но перед тем как приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

-Можно ли назвать водоемы богатством земли?

-Что еще относится к природным богатствам?

— Послушайте сказку и определите о чем пойдет речь на нашем уроке. Готовы слушать?Внимание!
— Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй — отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
— Я — соль земли, — говорит соль, — без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?

— Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
— А на чем варить будете? – Интересуется уголь? — Без топлива в этом деле не обойтись.
— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.

— Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

-Что же полезного есть в земле?

— Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Давайте составим план нашего урока

Что такое полезные ископаемые. Почему так называют.

Разнообразие полезных ископаемых.

Полезные ископаемые нашего края.

Свойства полезных ископаемых.

— Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.

-На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах.

Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые.

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

— Давайте откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.

-Что нового необычного увидели на карте?

-Кто знает, что они обозначают?

-Все ли значки одинаковые? Почему?

— Какие полезные ископаемые уже знаете?

-Почему же полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах?

— А, может быть, мы можем их поместить куда хотим?

— Как вы думаете, как мы можем назвать место, где на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого?

-Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение.

-Поработайте в парах и выполните задание 1 на стр. 71.

Возьмите лист оценивания. Оцените себе, как ты поработал в паре. Поставь оценку 1 до 5.

— А сейчас давайте откроем атлас Удмуртской Республики и посмотрим, а какие же полезные ископаемые есть в нашем крае.

-Какие же полезные ископаемые есть на территории Удмуртии.

Например, запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн. 114 месторождений.Крупнейшие Мишкинское, Вятское. Торфа 619 месторождений крупнейшие из них Дзякино, Орловское и Камбарский район. В республике добывают бурый и каменный уголь. Главные угленосные районы Казаковский (в Алнашском районе) и Камбарский. В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, строительного песка и щебня , глины для производства кирпича , строительного камня, песчано-гравийной смеси.

-А еще в Удмуртии есть Волконскоит уникальный минерал, который обнаружен на земном шаре только в России и только в трех местах: Кировской, Пермской областях и в Удмуртии.

Волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков, от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается коричневого и черного цветов, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь. Это превосходная, прочная и красивая природная краска, дающая все оттенки зеленого цвета, не тускнеющие со временем

— Давайте вернемся к рабочей тетради и обведем в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в Удмуртии.

Потому что в одних местах добывают одни полезные ископаемые, а в других другие.

— Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?

— Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в группах.

В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья,
И здоровью не вредить!

-Цель вашей исследовательской работы: рассмотреть образец полезного ископаемого невооружённым глазом. Установить свойства полезного ископаемого . На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Результаты работы оформляем в таблицу , а дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника.

Перед тем как мы начнем, выслушивать группы давайте отдохнем.

Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).

Выступление детей 1 группа

Отгадайте, что же это. (Нефть)

По трубе течет,
пироги печет . (Газ)

2. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь )

3. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)

4. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. ( Гранит )

5. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

На доске следы оставил. (Мел)

-Оцените, пожалуйста, вашу работу в группе. И поставьте в лист оценивания.

Работа в группах, заполнение таблиц.

— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

— Как вы думаете, где пригодятся вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?

-А теперь оцените свою работу на уроки. Все ли было понятно, активно ли ты работал на уроке, все ли получилось. Поставь в лист оценивания.

1 . Прочитать текст на с.149-159 учебника.

2. Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.

Придумать сказку о полезных ископаемых.

-Чтобы проверить как вы поняли тему нашего урока поиграем в игру. Я буду вам читать утверждения, если оно верное вы хлопаете в ладоши 1 раз, если же не верно, то ничего не делаете.

-Верно ли, что полезные ископаемые – это неживая природа?

-Верно ли, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

-Верно ли, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

-Верно ли, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

-Верно ли, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

-Верно ли, что месторождения волконскоита находятся в Удмуртии?

-Верно ли, что торф и каменный уголь используют как топливо?

-Верно ли, что в Удмуртской Республике есть месторождения различных полезных ископаемых

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

источник

Разработка урока окружающего мира для 4 класса, по теме «Полезные ископаемые»

Образовательная: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

Развивающая: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Читайте также:  Полезные гарниры для похудения

— Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно, с чет, что не известно.

-Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью.

-Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и не существенных).

Знать – виды и свойства полезных ископаемых.

Уметь — использовать полученные знаний в практической деятельности.

Личностные: отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке; формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Нефть, природный газ, торф, уголь, гранит, песок, глина, известняк, карьер, шахта, буровая установка.

Учебник: Плешаков, 4 класс, 1 часть, презентация.

Фронтальная работа, коллективная работа, групповаяработа.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

1.Мотивация к учебной деятельности (2мин)

Цели: проверка готовности обучающихся и их настроя на работу

Подготовка учащихся к уроку.

Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

— Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
А что мы будем исследовать, вы узнаете позже! Итак, коллеги, начнем!

Личностные: личностное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того что известно, с тем что не известно.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Формулирование темы урока, постановка цели (3-5 мин)

Цели: Подведение детей к теме урока и постановке задач.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Проводит беседу, которая подводит детей к теме урока.

Озвучивает тему и цель урок. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.

Ребята. На прошлом уроке вы говорили о водных богатствах. Давайте, мы с вами вспомним, что такое водоемы? (Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом). Можно ли назвать водоемы богатством земли? (Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве).

Что относится еще к природным богатствам? (Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые).

Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, набор школьных мелков, мыло, кирпич, таблетки активированного угля, стакан. Что объединяет эти товары? (Они созданы человеком и необходимы людям).

Из чего они сделаны? (Трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа).

Попробуйте сформулировать точнее. (Из полезных ископаемых).

Почему они так называются? (Их добывают глубоко под землей).

Сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе).

Вспомните, пожалуйста, где они добываются? (Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства»).

— Сегодня на уроке нам предстоит путешествие в недра Земли, которые хранят в себе многочисленные полезные ископаемые.

Ребята, давайте попробуем вместе сейчас сформулировать цель урока .
Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

1. Узнать, ч то такое полезные ископаемые?
2. Узнать об их свойствах, структуре.
3. Как они добываются?
4. Узнать о применении и научиться определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

Составляют план достижения цели и определяют средства.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работы. Организует учащихся по исследова-нию проблемной ситуации

Беседа, сообщение нового матер.

— Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают.

— Для того чтобы продолжить урок нам нужно поработать с понятиями: полезные ископаемые, месторождение, геологи, карьер, шахта, буровая установка.

( На экране появляются слова, например: Полезные ископаемые )
-Как Вы думаете, что обозначают эти слова? Сравним с мнением ученых.
Вы совершенно правы!

Полезные ископаемые — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют в народном хозяйстве.
Месторождение — место нахождения (полезных ископаемых).
Геолог — специалист, которой занимается поиском и разведкой месторождений полезных ископаемых.
Карьер — совокупность выемок в земной коре, образованных при добыче п. и. открытым способом. Открытый котлован.
Шахта — Вертикальная или наклонная горная выработка, имеющая непосредственный выход на поверхность. Горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого; место добычи его. Глубокие колодцы.
Буровая установка — комплекс оборудования для бурения скважин.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Планирования поиска способа решения Цель: освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

— Сегодня ребята вы будете работать в группах. И чтобы у нас все получилось, давайте повторим правила работы в группе.

( Не перебивать друг друга. Уважать товарищей и соперников. Не выкрикивать. Сначала выслушай, а затем выскажи свою точку зрения. Уважай мнение других.)

Перед вами на столах лежат разнообразные коробочки с полезными ископаемыми. Ваша задача их внимательно рассмотреть и используя уже имеющиеся знания дать им названия. (Бурый уголь, торф, глина, песок, железная руда…)., выявить свойства… а для этого в каждой группе есть карточка — схема в помощь исследователям .

  1. Название
  2. Условное обозначение
  3. Свойства
  4. Значение и применение
  5. Способы добычи

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Реализация плана
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Группы работают самостоятельно. Перед детьми учебник.

Далее проводится обсуждение изученного материала, рассказы учеников сопровождаются показом образцов полезных ископаемых.

Выводы делаются под руководством учителя, где проговариваются характерные признаки. Учащиеся показывают полезное ископаемое, и вывешивает на доску карточку с условным изображением.

Выступление каждой группы .

Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).

1 группа: Используются в строительстве

Гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Он твёрдый, прочный, непрозрачный, серого или красного цвета, зернистый. Применяют: для строительства набережных, метро, памятников, для облицовки зданий.

Залегает в основном глубоко в земле, но и на поверхность выдаются глыбы, скалы, горы.
Известняк твёрдый прочный камень белого или серого цвета. Мел – разновидность известняка. Используют при строительстве зданий и дорог.

2 группа: Используются в строительстве
Глина состоит из мелких частиц, непрозрачна, красного… цвета, плохо пропускает воду, пластична. Песок используют в строительстве и для изготовления стекла. Из глины — кирпич, керамику.
Учитель : Что объединяет 1-ую и 2-ую группы? ( Эти ископаемые используются в строительстве)
3 группа: Горючие ископаемые
Нефть – густая маслянистая жидкость, непрозрачная, тёмного цвета с резким запахом, горюча, легче воды. Из неё получают топливо, смазочное масло, лаки, краски…Для добычи строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), хорошее топливо, не имеет запаха. Из него получают пластмассы, волокна… Для добычи бурят глубокие скважины.

4 группа: Горючие ископаемые
Торф – рыхлый, непрочный, состоит из остатков растений, бурого цвета, легче воды, горючий, хорошо впитывает влагу. Используется как топливо, хорошее удобрение, из него получают лекарства, подстилка для животных.

Каменный уголь – твердый, но хрупкий, непрозрачный, черного цвета, горюч. Обозначается черным квадратом.

Используют как топливо, сырьё для химической промышленности.

Добывают в шахтах и карьерах.

Учитель : Что объединяет 3-ю и 4-ую группы? ( Эти ископаемые используются в строительстве)
Учитель: Какой способ добычи ПИ , по-вашему, самый опасный для жизни человека?

( Когда человек спускается в шахту )

Учитель: Как вы думаете, почему? ( В шахте может произойти обвал )

Учитель: Совершенно верно. В шахте ( учитель показывает иллюстрацию ) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

Игра «Вопрос из конверта» Каждая группа получает задание, и на скорость выполняет его.
1Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их.

1) Густая масленистая жидкость темного цвета, с резким запахом, горючая.

2) Жидкость светлого цвета.

3 Что такое природный газ?

1) Густая масленистая жидкость темного цвета, с резким запахом.

2) Бесцветный легкий газ (легче воздуха), горит голубым пламенем.

3) Жидкость светлого цвета.

7 Полезные ископаемые добывают:

8 Главное свойство гранита:

9 Самый крупный экспортер нефти:

10 При переработке нефти получают:

12. Перечисли полезные ископаемые
13. Нужны ли нам полезные ископаемые? Зачем?

14. Может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему?

— Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция.

Личностные: личностное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей.

Домашнее задание.
Цель: закрепление знаний, полученных на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, подводит итог урока. Дает комментарии к домашнему заданию. Комментирует самооценку учащихся.

— Спрашиваю командиров групп:

— Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?

-А теперь посмотрите на экран. Перед Вами карта Иркутской области с ПИ находящимися на нашей территории. Назовите, какие ПИ добывают в нашей области.

Используя карту-схему составить сообщение о железной руде.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Тест-презентация «Полезные ископаемые». Из пособия Целеусовой Т.Ю. Поурочные разроботки по курсу Мир вокруг нас. 3класс. С.281.

Конспект урока «Добыча полезных ископаемых» с использованием краеведческого материала «Полезные ископаемые Архангельской области» 4 класс. Программа Занкова.

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК «Гармония» (Поглазова) по теме «Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые».

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме «Полезные ископаемые». К конспекту прилагается презентация.

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме «Полезные ископаемые». К конспекту прилагается презентация.

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и.

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П.

источник

Источники:
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/rodnoy-kray-chast-bolshoy-strany/poleznye-iskopaemye-tvoego-kraya
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-4-klass-polieznyie-iskopaiemyie
  • http://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-goriuchiie-polieznyie-iskopa.html
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-poleznie-iskopaemie-klass-1766115.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/01/23/poleznye-iskopaemye