Меню Рубрики

Урок кубановедения 9 класс полезные ископаемые

Вложение Размер
К-6 Административно-территориальная принадлежность Красноармейского района 29.5 КБ
К-6 Административно-территориальная принадлежность вашего населенного пункта 2.48 МБ
К-7 Материальная культура адыгов 936.5 КБ
К-7 Социальные выступления адыгов и казаков 46 КБ
К-8 Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ 1.4 МБ
К-8 Территориально-административные преобразования в регионе 324 КБ
К-9 дорогой межнационального мира и согласия 1.04 МБ
К-9 природно-ресурсный потенциал Краснодарского каря 190.5 КБ
К-9 полезные ископаемые 1.33 МБ

Тема: «Административно-территориальная принадлежность и природа нашего населенного пункта (Красноармейский район)».

Обучающие: познакомить учащихся с населёнными пунктами Краснодарского края; Красноармейского района с образованием станицы, её возникновением.

Развивающие: развивать речевую деятельность, любознательность, познавательный интерес к изучению истории Кубани через знакомство с родной станицей, творческие способности, умение мыслить.

Воспитательные: воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: политико-административная карта Краснодарского края, карта Красноармейского района, презентация «»,

2. Изучение нового материала.

У каждого человека есть место, где он родился, рос, учился и сделал первые шаги в самостоятельную жизнь. Для кого – то это …

Красноармейский район
Территория — 1899,1 кв.м.
Численность населения – 104 928 тыс.чел.
Административный центр – станица Полтавская.
Красноармейский район – один из самых крупных и развитых агропромышленных районов Кубани.
В рейтинге социально-экономического развития за 2009 год район занимает 9 место в крае. Главный сектор экономики Красноармейского района — агропромышленный комплекс. Общая площадь сельхозугодий составляет 143 тыс. га. Возделыванием сельскохозяйственной продукции здесь занимаются 38 сельскохозяйственных предприятий, 140 фермерских хозяйств.
Район является центром рисосеяния на Кубани. Из 130 тысяч гектаров пашни мелиоративная система занимает свыше 80 тысяч гектаров. Это – 37 процентов рисовых площадей края и 17 процентов рисовых систем всей России.
географическое положение

Красноармейский район расположен в западной части Краснодарского края в непосредственной близости от краевого центра — города Краснодара. Он граничит с Абинским, Динским, Калининским, Крымским, Северским и Славянскими районами. Его водные ресурсы представлены крупными и многоводными реками Кубань и Протока, которые окаймляют территорию района с юга на запад и связывают его с Азовским морем. Район имеет хорошо развитую транспортную инфраструктуру. Общая протяженность автомобильных дорог с твёрдым покрытием – 300 км, и они связывают район с городами Краснодар, Новороссийск, Ростов-на-Дону, ведут к Черному и Азовскому морям. Территория муниципального образования составляет 1899,1 кв.км. В состав муниципального образования входят 10 сельских поселений, объединяющих 43 населенных пункта. Удаленность от города Краснодара – 70 км., от города-порта Новороссийска — 100 км. В районе проживает – 104 тыс. чел. Административный центр – станица Полтавская.

Административно-территориальная принадлежность нашего населенного пункта. (Красноармейский район) Урок кубановедения в 6 классе. автор Сухомлин Л.В., учитель кубановедения МБОУ СОШ №19 ст. Марьянской

С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков-старожилов. Всё это надо знать, беречь и любить!

На Кубани вырос я, мне родней, понятнее наши южные края: степи необъятные. Горы хлеба до небес, ветки вишен алые, Если лес – так южный лес перед перевалами. И понятен мне прибой, дикий ли, задумчивый… Разговор волны с волной я как стих заучивал. Я запомнил у крыльца тополя зеленые, Черномазого скворца песни немудреные, В завитушках виноград, горы седовласые и поток, Что вечно рад меж теснин отплясывать…

Административно-территориальная принадлежность и природа нашего населенного пункта Красноармейский район

Административная карта Краснодарского края

Герб Красноармейского района имеет форму щита, разделенного на 4 равные части. Над щитом расположен двуглавый орел — символ Российской государственности, слева от которого помещен флаг России, а справа флаг Краснодарского края. В левой верхней части герба на белом фоне изображен благородный олень у тополя, как представители фауны района. В правой верхней части герба на голубом поле обозначен силуэт часовни с золотым куполом из станицы Полтавской, как знак памяти о всех поколениях жителей района, духовности, мира и согласия на ее земле. В левой нижней части герба на голубом фоне нанесен силуэт элеватора с наложенным на него золотыми колосьями риса, основной сельскохозяйственной культуры. В правой нижней части на белом фоне изображен казак на коне в память об основателях первых 4 станиц района в 1794 году. В центре герба в ромбе малинового цвета помещен зеленый трилистник, как символ всепобеждающей силы природы и ее постоянного возрождения. Окантовка герба имеет голубой и зеленые цвета.

Красноармейский район называют «кубанской Голландией». Он привольно раскинулся в дельте реки Кубань . Сто лет назад эта территория практически полностью была покрыта плавнями и болотами. Сейчас осушенные земли расчерчены ярко-зелеными квадратами рисовых чеков, а на месте бывших болот растут красивые леса, которые знамениты своими охотничьими угодьями.

Экскурс в историю 1. Административный центр Красноармейского района … А) станица Ивановская Б) станица Полтавская В) хутор Трудобеликовский 2 . Станица Полтавская основана … А) 1793 году. Б) 1893 году. В) 1794 году. 3. Как ранее называлась станица Полтавская? А) Красноармейская Б) Краснодарская В) Краснополянская 4.Станица Марьянская основана А) в 1820 году Б) в 1823 году В) в 1793 году 5) Глава Красноармейского района сегодня… А) М. Н. Тимофеев Б) Ю.В. Васин В) И. И. Исламова

Материальная культура адыгов Урок кубановедения в 7 классе. автор Сухомлин Л.В., учитель кубановедения МБОУ СОШ №19 ст. Марьянской

Жилища черкесов Сакля — упрощенная конструкция: по периметру устанавливались толстые столбы, к ним привязывались поперечины. Обмазывали глиной с обеих сторон, внутри- белили стены.

Мужской костюм Добротная одежда из высококачественной ткани, Рубаха, поверх неё надевали шелковый жилет, Верхняя одежда- короткий приталенный сюртук «цшю», На груди маленькие карманчики из кожи – газыри Штаны (шальвары)- широкие вверху и зауженные книзу Обувь – чирики Головной убор- вышитый колпак оторачивался мехом или бараньей шкурой Своеобразный капюшон- «башлык» Парадный костюм дополняли лук и колчан со стрелами

Женская одежда Отличалась от мужской цветовой гаммой; Молодые женщины из княжеских и дворянских семей носили красную шапочку , украшенную спереди полоской из черного сафьяна с серебряными кнопками Поверх широких шальвар надевали длинные платья с застежкой на груди Праздничная одежда представляла собой полукафтан из шелка или хлопчатобумажной ткани, поверх которого надевалась длинная безрукавка из сукна

Женский костюм (слева – девичий, справа – замужней женщины)

Распашное платье адыгской женщины, украшенное узором в виде каймы

2. Гостеприимство Ключевое понятие в системе адыгской морали была рыцарская честь. Она совмещала в себе 3 качества: Храбрость Красноречие Гостеприимство Специальное помещение для гостей – кунацкая

Тема: Социальные выступления адыгов и казаков.

Цель: знакомство с социальным составом адыгского общества и причинами выступлений адыгов и казаков; развития навыка самостоятельной работы с текстом; воспитание интереса к истории народов Кубани.

Оборудование: учебник «Кубановедение 7 класс», рабочий лист урока, текст проверочной работы.

  1. Орг.момент.
  2. Проверка знаний по предыдущему материалу.

1.Выберите правильное название речного судна запорожских казаков XVI – XVIII вв., приспособленное для морских походов, снабженное 10 -15 парами весел, мачтой для паруса:

2. Зачем черноморцы собрали войсковую Раду в феврале 1792 г.?

А) просили у Екатерины защиты от помещиков; Б) решили добиваться у Екатерины II обещанных земель на правом берегу Кубани; В) были возмущены действиями войсковой старшины.

3. В каком году Екатерина II подписала манифест?

А) 1792 г.; Б) 1790 г.; В) 1812г; г) 1692г..

4. Первая партия строевых казаков на гребных судах под командованием полковника Саввы Белого прибыла в Тамань:

А)16 августа 1792г.; Б) 25 августа 1792г. В) 23 октября 1792г.

5. На правобережную Кубань с 1792 по 1793 г. переселилось всего:

А)17 тыс. человек; Б)8 тыс. чел.; В) 25 тыс. чел.

6. Сколько куренных поселений распорядился организовать кошевой атаман З.А.Чепега?

7. Сколько дворов было в каждом квартале куренного поселения?

А) награды от Екатерины; Б) рыбные промыслы от Г.Потемкина; В) земли между Днестром и Южным Бугом

2. Мокий Гулик переправился с крымского берега на Таманский полуостров?

А) в начале осени 1791 г.; Б) в конце осени 1792 г.; В) летом 1790 г.; Г) весной 1792 г.

А) составил первое топографическое описание кубанских земель; Б) сопровождал первый отряд казаков-переселенцев; В) заложил первый камень в православный храм.

4. Кто был войсковым судьей в делегации, которая отправилась к Екатерине II

в Санкт-Петербург? А) Захарий Чепега; Б) Григорий Александрович Потемкин; В) Антон Головатый; Г) Сидор Белый.

5. Донские казаки переселились на правобережную Кубань:

А) в 1792г.; Б) в 1794г. В) в 1793г.

6. Опираясь, на какой закон, З.А.Чепега создавал поселения в правобережной Кубани?

А) «Порядок общей пользы»; Б) манифесты Екатерины II;В) решение войскового правительства.

7. Без чего не обходилось ни одно пограничное куренное поселение?

А) без церкви; Б) без рыночной площади; В) без дозорной вышки; Г) без глубокого рва и земляного вала.

  1. Работа над новым материалом.
  1. Рассказ учителя о структуре управления адыгским обществом. (работа с рабочим листом)

КНЯЗЬЯ(пши)-ДВОРЯНЕ (уорки)-ДУХОВЕНСТВО-ТФОКОТЛИ (Свободные крестьяне)-КРЕПОСТНЫЕ-РАБЫ

— По какой причине происходили в истории те или иные восстания, выступления? О каких волнениях мы уже знаем? (донцы в 1792 г. против насильственного переселения на Кубань)

  1. Сегодня мы познакомимся ещё с несколькими выступлениями, которые произошли в 18 веке на территории Кубани.
  2. Работа с учебником стр.113-116 и рабочим листом урока (заполнение предложенной таблицы в тетрадь)

«Персидский бунт» черноморцев в 1797г.

Что послужило поводом к выступлению

Истинные причины выступления

Место, где происходили основные волнения.

  1. Проверка работы:
  • Каковы причины выступлений тфокотлей против дворян? Каковы последствия Бзиюкской битвы?

Каковы причины «персидского бунта»?

( Тяжёлые условия Персидского похода.

  • Злоупотребления старшин при оплате труда и выдаче провианта.
  • Длительный отрыв казаков от ведения собственного хозяйства.
  • Использование черноморцев на хозяйственных работах вместо несения военной службы.
  • Противоречия и вражда между рядовыми казаками и старшиной.
  • Стремление черноморцев вернуть былые демократические порядки Запорожской Сечи.)
  1. Работа с документом стр.116. Как вы можете охарактеризовать взаимоотношения казачьих старшин и рядовых казаков на основании свидетельства Т.Котляревского?
  1. Д\з стр.117 – подготовка к проверке знаний по разделу.
  2. Итог урока.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Территориально-административные преобразования в регионе Урок кубановедения в 8 классе. автор Сухомлин Л.В., учитель кубановедения МБОУ СОШ №19 ст. Марьянской

1860г- указ о наименовании правого крыла Кавказской линии Кубанской областью, левого- Терской областью, а всего пространства, включающего в себя Кубанскую, Терскую области и Ставропольскую губернию –СЕВЕРНЫМ КАВКАЗОМ.

В 1888 г. территория области была разделена на семь отделов, которые сохранились до 1917 г. На побережье был образован Черноморский округ, переданный в подчинение начальнику Кубанской области. В мае 1896 г. эта территория была преобразована в Черноморскую губернию, центр которой находился в Новороссийске.

Колонизация Прикубанья и экономическое освоение региона. Колонизация края: Отмена крепостного права Неразвитость помещичьего землевладения и крепостнических отношений Сравнительно низкие цены на землю и аренду Более высокая заработная плата с\х рабочих

Факторы, тормозившие колонизацию: Остатки крепостничества в России Замкнутое сословное казачье землевладение и неотчуждаемость основного массива войсковых земель Переселенцы могли приобретать земли только путем покупки или аренды Политика местной администрации(повышение посаженной платы)

Экономическое развитие края Эк. развитию способствовало железнодорожное и шоссейное строительство Шоссейная дорога Новороссийск-Туапсе-Сухуми, получившая название «Голодное шоссе» Туапсинско- Майкопская шоссейная дорога Краснополянское шоссе от Адлера до Красной поляны Все это способствовало расширению экономических связей Кубани и Черноморья с центральными районами России и с зарубежными странами

Развитие предпринимательства С 1870по 1899 ежегодные посевы зерновых увеличились в 4 раза Увеличились запашки под технические культуры Развитие виноградарства в Темрюкском отделе, в Черноморской губернии (Абрау-Дюрсо) и в Сочинском округе Пришла культура подсолнечника Усовершенствование земледельческих машин и орудий

Промышленность Нефтяная, цементная, металлообрабатывающая и пищевая Новосильцев-родоначальник российской нефтяной промышленности река Кудако1864- рождение отечественной нефтяной промышленности Цементная промышленность г. Новороссийск с прилегающими к нему районами

Отрасли, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья (мукомольное и маслобойное производство)

Ее жизнь и судьба стала легендой, о которой рассказывают потомки воинов Великой Отечественной, погибших под Горячим Ключом. «Аршалуйс» переводится с армянского как «свет звезды», и это имя известно далеко за пределами не только Горячего Ключа, но и Краснодарского края.
…Фашисты рвались к Туапсе, чтобы захватить источники нефти на Кавказе. В августе 1942 года Горячий Ключ был оккупирован врагами.
В домике семьи Ханжиян в Поднависле разместили полевую медсанчасть, вся семья помогала раненым. Сотни солдат, погибших от ран, похоронены там, на поляне возле дома. Аршалуйс, выхаживая раненых, хороня умерших и погибших, поклялась, что навеки останется охранять покой солдатских могил: «Никогда от могил не уйду!» Эта клятва сделала всю её жизнь подвигом, благодаря которому люди не забывают погибших.
Уже после войны родители часто уговаривали Аршалуйс: «Уезжай отсюда! Ведь останешься одна!», но она, посвятив свою жизнь священному долгу, так и не создала семьи. Она не была одинокой: родственники окружали ее заботой и любовью. Благодаря Аршалуйс братские могилы не сравняли с землей. Когда на этой лесной поляне появились бульдозеры, она вышла им навстречу со старым отцовским ружьем и, дав два выстрела в воздух, повернула технику назад: «Здесь спят солдаты!»
Многие десятилетия встречала здесь ветеранов заботливая, преданная своему слову бабушка Аршалуйс. Необычайно общительная, добрая, она радушно принимала гостей и для всех находила слова поддержки и участия. Частыми гостями Аршалуйс Кеворковны были молодые люди – студенты, школьники, курсанты – им она рассказывала о том, какой ценой досталась Великая Победа.
9 мая 2000 года в Поднависле открыт мемориал. Монумент с надписью: «Бессмертен твой подвиг, советский солдат», ружейный залп, гирлянды цветов и букеты от ветеранов, торжественный марш курсантов и воинов…
Этот мемориал в Поднависле сегодня является не только памятником павшим солдатам, но и памятью о жизненном подвиге Аршалуйс.
В 1997 году Аршалуйс Кеворковна Ханжиян стала лауреатом всероссийского конкурса «Женщина года» в номинации «Жизнь — Судьба».
С февраля 1998 года эта героическая женщина — Почетный гражданин Горячего Ключа, её имя сияет на мраморе Аллеи Славы возле Вечного огня.
На 85-ом году Аршалуйс Кеворковна ушла из жизни и по ее завещанию похоронили ее рядом с дорогими для неё могилами.
Она ушла из жизни, передав эстафету Памяти своей племяннице Галине, которая ухаживала за ней все два года её болезни, а сегодня ухаживает за дорогими Аршалуйс могилами: «Тетя дала клятву солдатам, а я — ей».
Тогда, в свою последнюю осень, Аршалуйс и мечтать не могла, что через несколько лет на Поклонной поляне благодарные потомки воздвигнут две часовни -армянскую и русскую, и у людей, приехавших на святое место, будет где зажечь свечу и помолиться.
Общее собрание местного отделения «Союза армян России» решило к 95-тилетию Аршалуйс установить скульптуру, воплощающую собой образ женщины, которая связывает между собой поколения — дедов, отцов и детей. Эскиз скульптуры изготовил заслуженный скульптор Кубани Владимир Жданов. По замыслу Владимира Андреевича, Аршалуйс будет сидеть на скамейке и смотреть на могилы солдат, сохраненные ее стараниями – так же, как на старой фотографии из семейного альбома семьи Ханжиян. Работу над таким проектом нельзя назвать простой – Аршалуйс стала символом, олицетворяющим Память, Милосердие, Мужество и Верность.
— Мы просто обязаны чтить и хранить память об Аршалуйс, которая величием своего подвига должна навсегда остаться в наших сердцах. Это будет памятник женщине, которая своей жизнью доказала, что все нации равны перед Богом, — сказал на освящении основания будущего монумента председатель Регионального отделения САР Краснодарского края Размик Геворгян. – А символ этого единения народов — две часовни: армянская и русская, где благодарные потомки погибших могут помолиться и поставить свечу, в том числе и в память о бабушке Аршалуйс.
В память о ней в этот день звучали песни и исполнялись народные танцы — подарок всем собравшимся и бабушке Аршалуйс от ансамбля Краснодарского городского отделения САР «Шерам» — молодежь превратила мероприятие в настоящий праздник и вселила уверенность, что эта эстафета Памяти будет передаваться из поколения в поколение всегда.

Читайте также:  Чем полезно масло тыквы для мужчин

Природно-ресурсный потенциал Краснодарского края Урок кубановедения в 9 классе. автор Сухомлин Л.В., учитель кубановедения МБОУ СОШ №19 ст. Марьянской

Что такое природные ресурсы? Какие ресурсы есть в нашем крае?

Заполните таблицу Ресурсы примеры водные

Проверь себя! Ресурсы Описание, примеры Солнечное тепло Источник энергии, производство солнечных батарей Агроклиматические Тепло+влага+свет. Для выращивания с\х растений почвенные Высокое плодородие, наличие гумуса Водные-5% Степные (Ея, Кубань, Бейсуг) Горные(Мзымта, Белая, Лаба) Гидроэлектростанции (Краснополянская, Белореченская) Артезианские воды, йодобромные Рекреационный Горнолыжный курорт, пляжные и бальнеологические курорты, Земельные -13% Строительство народнохозяйственных объектов, железные шоссейные дороги, промышленные зданияи сооружения. Леса -20% Заготовка древесины, промысловая охота Рыбные Промысловые,

Совокупность природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности- природно-ресурсный потенциал Гл. источник энергии на Земле -солнечное тепло-115-120ккал на 1 кв см Термальные воды (Белореченский, Мостовской, Лабинский районы) Агроклиматические ресурсы-совокупность тепла, влаги, света Почвенные ресурсы-плодородие

Водные ресурсы-реки: степные, горные Белореченская и Краснополянская гидроэлектростанции Запасы артезианских вод Минеральные источники Йодобромные воды: Троицко-Славянское месторождение (сырье в химической промышленности)

Развитие рекреационного комплекса Теплый климат, разнообразие ландшафта, минеральные источники, лечебные грязи. Формируется горнолыжный курорт, Пляжные и бальнеологические курорты. Предгорная и горная территория-пастбищное скотоводство, лесная промышленность др. Лесная зона- обитают млекопитающие, которые являются объектами промысловой охоты (кабан, нутрия, лисица, заяц, белка) Рыбные ресурсы

Домашнее задание Параграф 2 Предложить меры по рациональному использованию и защите ресурса

источник

Тема: “Полезные ископаемые Краснодарского края»

1. Личностно-ориентированного обучения

2. Объяснительно-иллюстративного обучения

3. Педагогика сотрудничества

4. Информационно-коммуникативная технология

Познакомить с разнообразием полезных ископаемых Краснодарского края и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности.

физическая карта Краснодарского края;

коллекция полезных ископаемых;

Коллекция полезных ископаемых;

карта Краснодарского края;

план описания полезного ископаемого;

Проверка домашнего задания.

Казачья ярмарка знаний по теме: “Почвы Краснодарского края”.

Класс делится на две команды — на два куреня. В каждом свой атаман. Он читает задание, принимает окончательное решение после обсуждения вопроса.

Задания находятся в конвертах.

Первый курень. Верхний _________ слой земли называется почвой.

Второй курень. Какие почвы преобладают на Азово-Кубанской равнине?

Первый курень. Какое утверждение верно?

а) большое количество удобрений вредно для почвы;

б) большое количество удобрений полезно для почвы;

в) большое количество удобрений необходимо для почвы;

Второй курень. Науку о почвах создал?

а) Василий Василевич Докучаев

б) Михаил Михайлович Пришвин

в) Василий Степанович Пустовойт

Изучение нового материала.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

— Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока.

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету —

Металл такой же, как в ракетах.

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

— Кто догадался , какова тема урока? (Слайд 1)

Нам посчастливилось жить в удивительном крае. (Слайд 2)

Велики и разнообразны природные богатства Краснодарского края. Это плодородные черноземные почвы, густые леса, моря, озера и реки, благоприятный климат.

В недрах Кубани таятся несметные богатства — полезные ископаемые. На территории Краснодарского края их открыто более 60 видов.

4 Составление кластера урока.

Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем отвечать в ходе изучения этой темы?

Постараемся ответить на первое задание кластера.

Что называют полезными ископаемыми? ( Слайд 3)

— Итак, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.

А какую пользу приносят нам полезные ископаемые, их свойства мы постараемся с вами выяснить.

Чтобы ответить на все интересующие нас вопросы , нам предстоит провести настоящее исследование?.

Кстати, кто такие исследователи? (учёные, которые занимаются открытием чего-то нового)

А можем ли мы себя назвать исследователями?

А что будет предметом нашего исследования? (полезные ископаемые).

Как вы думаете где находятся полезные ископаемые? (под землёй , в море, на дне рек)

Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.

Кто знает, люди, какой профессии занимаются изучением и поиском природных богатств?

(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их). (Слайд 4)

Как вы думаете на какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные),по свойствам )(Слайд 5)

Для более успешной работы мы с вами будем работать в группах.

Вспомните, правила работы в группах (работаем вместе, дружно, сообща).

5.Практическая работа учащихся.

Вы готовили сообщения по теме «Полезные ископаемые», используя этот материал и материал учебника, карту Краснодарского края вам необходимо заполнить таблицу и коллективно создать газету по теме.

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания:

1.Напиши название полезного ископаемого.

2.Условные обозначения на карте

4.Где используется это полезное ископаемое?

Отопление жилья, приготовление пищи

Каневской, Ленинградский, Кущёвский район

горючая темного цвета с резким запахом

топливо, получают бензин, керосин, машинное масло

Абинском. Апшеронском, Славянском районах

Сыпуч, легко пропускает воду, не растворяется

В строительстве, в стекольной промышленности

Отрадненском и Гулькевичском районах

Отрадненский район, Черноморское побережье

6. Выступления учащихся и составление газеты «Полезные ископаемые»

Г).Минеральные источники ( Слайд 11-13)

Кроме этих полезных ископаемых на территории нашего края имеются залежи и других природных богатств.

А какие именно , узнаете разгадав загадки.

А).Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина) (Слай 14)

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Охрана полезных ископаемых . (Слайд 15)

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

(Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.)

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам. . Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя быстро восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды. Собирайте маталлолом!

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу. 1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали!

Подводя итог урока, ко всему сказанному я бы хотела добавить слова М. М. Пришвина « Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни» (Слайд 16)

10. Тестирование «Проверь себя!» (Работа в парах).

1.Какие вещества называются полезными ископаемыми?

в) залегающие под землей природные вещества.

2.Выдели НЕ относящиеся к данной группе полезное ископаемое:

Напиши названия полезных ископаемых, которые добывают в нашем крае?

На все ли вопросы мы ответили?

Оцените себя. Поставьте себя на лестницу успеха.

источник

Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

образовательные — обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока : физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»

I. Организация начала урока

— Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:

Строителям — надёжный друг:

Красивы будут и заметны. (Гранит)

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7. Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Делать краски и эмали. (Уголь).

— Как сказать по-другому? (Полезные ископаемые)

— Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

III . Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)

— Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

— На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.

2. Нефть, природный газ – горючие.

3. Железная руда – рудные (металлические)

2. Работа по карте. (Слайд 5-8)

— Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

— Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

— В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края — на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

Шесть — за стол тихонько сесть.

5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)

— О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

IV . Практическая работа. Песок и глина.

— А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

— Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

— Какое строение имеет песок? Глина?

— Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

— В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

— В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.

Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?

— А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

— Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых час­тиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

Читайте также:  Как сделать полезной воду в домашних условиях

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные по­лезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавли­вать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины — «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржа­веет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

V . Закрепление. Тест на изученную тему.

— Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

— Из чего образуется в природе песок и глина?

— Где применяют глину и песок?

V I. Итог урока. Релаксация.

— Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.

— Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

— Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.

источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

Рекреационное хозяйство Краснодарского края

Рекреационные ресурсы Краснодарского края

«Как прекрасен этот мир — посмотри. »

Цель урока: оценить рекреационные ресурсы Краснодарского края, выявить их географию.

— знакомство с рекреационными районами нашей страны, достопримечательностями Краснодарского края;

— расширение кругозора, любознательности, познавательных потребностей;

— развитие навыков работы с картами, статистическим материалом, информационными технологиями;

— формирование представления о единстве мира, о том, что рекреационные ресурсы — достояние всего человечества;

— воспитание патриотизма и интернационализма;

— эстетическое и культурологическое развитие;

— развитие навыков делового общения.

Оборудование: слайды с изображением памятников природы и культуры, статистические материалы, диаграммы, презентационные работы учащихся, туристические рекламные проспекты, карта России, карта Краснодарского края, контурные карты.

ТСО: телевизор, видеомагнитофон,

Тип урока: пресс-конференция

Ответить на тест по теме: отраслевые комплексы Краснодарского края

Объяснение нового материала.

Учитель: Самое ценное творение природы на нашей планете — это человек. Благодаря творениям его рук на земле выросли города, развивается экономика, появляются новые ландшафты. В процессе жизнедеятельности человечество расходует свои силы, разрушает здоровье, поэтому одной из главных задач Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является забота о здоровье людей и организация их отдыха.

Цель нашего урока — выявить богатство и разнообразие рекреационных ресурсов Краснодарского края, дать им оценку и составить карту их географии.

Рекреация — восстановление израсходованных в процессе жизнедеятельности физических и духовных сил человека, повышение его здоровья и работоспособности

Рекреационные ресурсы — это природные и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, оздоровительная значимость.

По особенностям происхождения рекреационные ресурсы можно разделить на два подтипа:

К природно-рекреационным ресурсам относятся морские побережья, берега рек, озер, горы, лесные массивы, выходы минеральных вод, лечебные грязи, благоприятные климатические условия.

Рекреационные ресурсы антропогенного происхождения называют еще культурно-историческими ресурсами. К таким объектам относятся, например, Московский Кремль, Вестминстерское аббатство в Лондоне, Версальский дворцово-парковый комплекс под Парижем, Тадж-Махал в Индии, статуя Свободы в Нью-Йорке.

По характеру использования подразделяются на 4 главных типа:

• рекреационно-лечебные (лечение минеральными водами);

• рекреационно-оздоровительные (купально-пляжные местности);

• рекреационно-спортивные (горно-лыжные базы);

• рекреационно-познавательные (исторические памятники, научный

туризм, деловой туризм, религиозное паломничество).

Рекреационные ресурсы являются основой отдыха и туризма. На конец 2004 года общее число объектов Всемирного наследия составило 730, в том числе 535 объектов были отнесены к категории культурных, 144 — природных и 23 — культурно-природных, находятся они в 125 странах мира.

Что такое природные рекреационные ресурсы? Природные рекреационные ресурсы представляют собой комплекс физических, биологических и энергоинформационных элементов и сил природы, которые используются в процессе восстановления и развития физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья. Природно-рекреационные ресурсы — объекты и явления природы, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения. Как видно из определения, этот вид ресурсов выделяется не по особенностям происхождения, а по характеру использования. Практически все природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом, но степень использования его различна и зависит от рекреационного спроса и специализации региона.

Оценка рекреационных ресурсов производится на основе пофакторной оценки каждой из составляющих: рельефа, водных объектов и почвенно-растительного покрова, биоклимат, гидроминеральных и уникальных природных лечебных ресурсов, историко-культурного потенциала и др., рассматриваемой с точки зрения использования её конкретным видом туризма.

Рекреационный туризм можно условно разделить на несколько типов:

Согласно принятым в экономике природопользования классификациям, основанным на двойственном характере понятия «природные ресурсы», отражающем их природное происхождение, с одной стороны, и экономическую значимость — с другой, природные рекреационные ресурсы можно сгруппировать по:

видам рекреационного использования;

скорости исчерпания (быстро исчерпаемые, медленно исчерпаемые, неисчерпаемые);

возможности самовосстановления и культивирования (возобновимые, относительно возобновимые и невозобновимые);

возможности экономического восполнения (восполнимые, невосполнимые);

возможности замены одних ресурсов другими.

ает внимание к природным ресурсам с точки зрения использования их для активного отдыха населения и лечебно-оздоровительных, профилактических и медицинских мероприятий. Переход страны на рыночные отношения по-новому поставил вопросы эксплуатации курортных зон, а также развития возможностей компонентов природной среды непосредственно для лечебных целей.

В России есть районы, где рекреационная деятельность выступает определяющей отраслью в структуре их общественного воспроизводства. В состав ее входит сеть рекреационных предприятий и организаций.

Какие факторы влияют на развитие туризма?

• наличие рекреационных ресурсов;

• географическое положение страны;

? Вопрос Что вы можете сказать о динамике международного туризма?

Рассмотрим динамику международного туризма с 1950 по 2005 год. В 1950г. число иностранных туристов составляло 25 млн.чел., 1960 г. — 80млн.чел, 1970 г. — 220 млн.чел., 1980 г. — 285 млн.чел., 1990 г. — 510 млн.чел.

источник

Человек давно научился применять то, что так щедро дает ему природа. Полезные ископаемые – еще одно богатство Земли. На этом уроке мы поговорим о добыче, свойствах и применении таких полезных ископаемых как гранит, известняк, песок, глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ. Поговорим об охране подземных богатств и месторождениях полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек. Земная кора – источник самых разнообразных полезных ископаемых: нефти, каменного угля, железной руды, меди, золота, никеля и многих других.

Гранит – одно из наиболее известных полезных ископаемых (рис. 1).

Он очень прочный и тяжелый, встречается не только в горных районах, но и на равнинах. Гранит может быть серого, темно-красного, дымчатого цветов. Часто встречаются белые или черные вкрапления. Состоит из кварца, слюды, полевого шпата. Используется в строительстве, как облицовочный материал. Имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнению, потому он оптимален для мощений как внутри помещений, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, для создания столешниц и колонн (рис. 2–4).

Рис. 2. Гранитные ступени лестницы (Источник)

Рис. 3. Облицовка пола и стен гранитом (Источник)

Известняк – это мономинеральная порода, состоящая из кальцита с примесями (рис. 5).

Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, он широко распространен и в других местах. Известняк не блестит, обычно светло-серого цвета, хотя может быть белым и темным, почти черным, голубоватым, желтоватым или розовым – в зависимости от состава примеси. Используется в строительстве, в качестве удобрения, из него изготавливают школьный мел (рис. 6).

Песок и глина – это очень распространенные горные породы, они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используется в строительстве, а также при изготовлении стекла (рис. 7–9).

Рис. 8. Песок используется в строительстве (Источник)

Из глины же делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы (рис. 10–12).

Влажная глина очень хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали прочными и твердыми (рис. 13–15).

Изделия из обожженной глины называют керамикой (рис. 15).

Торф – это горючее полезное ископаемое, образованное скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот (рис. 16).

Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполностью разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см. Используется торф комплексно: как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал. Использовать торф нужно экономно, потому что он медленно образуется в природе. Очень важно оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары очень трудно потушить, а ведь возникнуть они могут из-за непотушенного костра, от неосторожно брошенной спички и по другим причинам.

Уголь – это горная порода, которая образовалась в недрах земли из останков древних растений (рис. 17).

Сначала образовался торф, а потом из него уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, антрацит, каменный уголь (рис. 18–20).

Уголь – это горючее полезное ископаемое. При горении он дает много тепла, вот почему его используют как топливо. Кроме того уголь служит сырьем для химической промышленности, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Уголь коксуется, а кокс используется в металлургическом производстве. Уголь добывают в специальных шахтах и карьерах (рис. 21).

Железная руда – это общее название нескольких разновидностей материалов, которые служат источником железа (рис. 22).

Они бывают черного, бурого, желтоватого или красноватого цветов. Самое главное свойство железной руды – это плавкость. На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна делают сталь (рис. 23).

Рис. 24. Чугунный радиатор отопления (Источник)

Рис. 25. Столовые приборы из нержавеющей стали (Источник)

Чугун очень хрупок, поэтому он идет на изготовление только некоторых деталей. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Из стали делают очень многое: от кухонных ножей до машинных механизмов (рис. 24, 25). Железную руду добывают в шахтах или карьерах. Как и другие полезные ископаемые, железную руду нужно расходовать экономично. В железной руде, кроме железа, содержатся другие ценные химические элементы, такие как титан, ванадий, кобальт. Это очень важные вещества. Например, без титана невозможно обойтись при создании космических ракет.

Нефть – это густая маслянистая жидкость темного цвета с резким запахом (рис. 26).

Она горючая. Попадая в воду, нефть растекается тонкой пленкой по ее поверхности. Ученые считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад. Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают топливо (бензин, керосин), мазут, смазочные масла, различные лаки, краски, пластмассы и многое другое. Для добычи нефти строят специальные буровые вышки и бурят глубокие скважины (рис. 27).

По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится помогать. Для этого ее выкачивают мощными насосами. Добытая нефть используется не только на территории нашей страны. Россия – один из самых крупных в мире экспортеров нефти. В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам – это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железной дороге в цистернах и особых морских суднах – нефтеналивных танкерах (рис. 28).

Рис. 28. Нефтеналивной танкер (Источник)

Природный газ – это очень хорошее топливо, его используют не только в быту, но и на электростанциях, котельных и на заводах (рис. 29–31).

Рис. 29. Добыча природного газа (Источник)

Рис. 31. Использование природного газа в быту (Источник)

Чтобы добыть газ из-под земли, бурят скважину, от месторождения на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Очистить загрязненную реку, посадить новый лес на месте вырубленного, получить потомство от редких или исчезающих видов животных хотя и непросто, но можно. А вот восстановить природные богатства практически невозможно. Полезные ископаемые образовались в недрах нашей земли за миллионы лет, вот почему нужно использовать их очень экономично. Часто случается так: добывают одно полезное ископаемое, а вместе с ним попадаются и другие, например, в железной руде вместе с железом добывают и другие ценные металлы, а вместе с нефтью – попутный газ. Их тоже нужно обязательно использовать.

Когда полезные ископаемые перевозят, строго следят за тем, чтобы твердые вещества не рассыпались, а нефть не проливалась, не попадала в почву, реки, моря, ведь так можно потерять много полезных ископаемых и загрязнить окружающую среду (рис. 32).

Рис. 32. Перевоз полезных ископаемых (Источник)

Вместо железной руды нередко можно использовать металлолом, а ценные материалы заменять более дешевыми. Например, сталь – пластмассой.

Как известно, полезные ископаемые относятся к неживой природе, но оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда еще не было людей, не исчезли бесследно, их остатки превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ, и этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком.

Читайте также:  Чем полезна для женщины фолиевая кислота

Месторождением полезных ископаемых называют территорию, где присутствуют скопления минеральных образований, выходящих на поверхность или находящихся в недрах земной коры. В результате определенных геологических процессов природного характера создаются приемлемые условия для залегания полезных ископаемых. В месторождениях полезных ископаемых могут залегать следующие типы минеральных образований:

Полезные ископаемые газового типа (горючие и негорючие газы).

Полезные ископаемые жидкого типа (подземные воды и нефть).

Полезные ископаемые твердого типа (горные породы).

Месторождения полезных ископаемых имеют несколько классификаций, отличающихся по функциональным и практическим особенностям. С точки зрения промышленной эксплуатации месторождения полезных ископаемых подразделяют на такие типы:

Металлорудные месторождения, в которых залегают руды различных металлов (черных, драгоценных, цветных или даже радиоактивных).

Месторождения нерудного и неметаллического характера, которые служат для добычи сырья для промышленного, технического, химического, строительного и металлургического назначения.

Месторождения горючих полезных ископаемых, содержащие такие материалы, как торф, нефть, уголь, горючие газы и т. д.

Месторождения гидроминерального характера, где залегают подземные минеральные воды.

После обнаружения месторождение полезных ископаемых исследуется: определяется количество полезных и вредных компонентов в минеральных образованиях, которые пригодны для обработки. В случае если в месторождениях присутствует минимальное количество полезного сырья и его качество не достигает поставленных пределов, но при этом пригодно для эксплуатации в той или иной сфере, то такие месторождения называются промышленными кондициями. Месторождения полезных ископаемых могут истощаться, поэтому относиться к полезным ископаемым нужно бережно и расходовать их экономично.

На следующем уроке мы узнаем, из чего состоят все живые организмы (в том числе наше тело), из чего состоит клетка любого живого организма и много других интересных фактов.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Полезные ископаемые России».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одном из полезных ископаемых России.
  3. Обоснуйте необходимость рационального использования угля или нефти.
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте сканворд (до 20 вопросов) «Полезные ископаемые моего края».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Нечепуренко Любовь Михайловна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №12, с. Белая Глина,

« Полезные ископаемые Краснодарского края»

Цель: создать условия для знакомства с полезными ископаемыми Краснодарского края.

а) образовательные: углублять и расширять знания детей о полезных ископаемых Краснодарского края;

б) развивающие: развивать познавательные интересы детей, творческие способности;

в) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: презентация, видеофильм «Полезные ископаемые», карта Краснодарского края.

^ Подготовка к уроку: дети заранее готовят выступления о полезных ископаемых)

Ι.Повторение пройденного материала.

II. Введение в тему.

  1. Вступительное слово учителя.

( на доске записан вопрос: Какие полезные ископаемые добывают в Краснодарском крае?)

— Ребята, что вы знаете о подземных богатствах?

— Что называется полезными ископаемыми?

Правильно, все природные богатства, которые люди добывают из глубин Земли, называются полезные ископаемые. Скопление полезных ископаемых в земле называется месторождением. Полезные ископаемые бывают горючие, строительные, рудные, химические.

— Какие материалы люди используют для строительства домов? (кирпич, бетон, лес, песок, цемент)

— Для строительства дорог? (щебень, асфальт, бетон)

— Для строительства мостов? (бетон, металл)

— Где люди берут эти материалы?

Нас окружает много машин, на которых мы ездим, возим грузы. Люди с их помощью убирают урожай.

— Что нужно, чтобы работали машины? (горючее)

— Из чего изготавливают горючее? Конечно из нефти.

— Чтобы был хороший урожай, люди вносят в почву удобрения. Где они их берут?

В недрах края открыто более 60 видов полезных ископаемых

Разделим полезные ископаемые на 5 групп:
1. Горючие.
2. Металлические.
3. Неметеллические.
4. Строительные материалы.
5. Подземные воды.

Работа с картой Краснодарского края.
При этом некоторые полезные ископаемые известны с древнейших времен, например до н.э. в крае возникли древнегреческие поселения, жители которыз добывали соль в озерах, таманские руды, асфальты, нефть и битумы.
^ Первая в России скважина была пробурена в 1864 году А.Н.Новосильцевым в районе реки Кубань (Крымский район).
Горючие полезные ископаемые Кубани:
Нефтяные и газовые месторождения Краснодарского края приурочены к Азово-Кубанской впадине. При этом месторождения цепочкой протягиваются в северной и восточной части края, вдоль Каневско-Березанского и Армавиро-Невинномысского валов, а нефтяные и газовые — вдоль северного склона Большого Кавказа.
Известные месторождения: Сердюковская, Березанская, Майкопское, Ленинградское, Староминское, Кущевское, Новомихайловское.
^ Глубокоярское, Холмское, Ахтыро-Бугундырское, Украинское, Калужское и Новодмитриевское месторождения .
Самое крупное месторождение нефти в Краснодарском краеНоводмитриевское (длина 10 км, ширина 2.5 км, этаж нефтеносности 450 метров, глубина залегания нефти в пределах 2400-2800 метров).
В ^ Хадыженском нефтеносном районе все месторождения чисто нефтяные.

Месторождения каменного угля обнаружены в горных районах в бассейнах рек Белой, Малой и Большой Лабы. Уголь встречается в виде пластов мощностью 0.5- 0.9 м. Но в связи с низкой теплотворной способностью добыча кубанского угля не рентабельна.
Месторождения торфа расположены: в нижнем течении Кубани — Гривенское, на реке Уруп, у устьюя Мзымты и Псоу. Все месторождения непромышленные.

Месторождения металлических полезных ископаемых:
На Таманском полуострове широко распространены железномарганцевые руды. Основные из них: Таманское, Карабетовское, Вышестеблиевское, Зеленское, Железный Рог, Голубицкое, Старотитаровское и Шухинское. Мощность горизонта данных месторождений от 5 до 10 м. Длина рудных залежей до 14 км.
К югу от мыса ^ Железный Рог есть подводные выходы железных руд — это перефирическая часть Керченского месторождения.
Железнорудное Малобамбакское месторождение открыто в междуречье Белой и Малой Лабы на высоте 1600-2000 метров, у станиц ^ Переправской, Губской, Хамкетинской . Руды здесь содержат до 70% железа.
Наиболее крупное месторождение марганцаЛабинское (его издревле использовали для изготовления оружия).
Крупнейшее месторождение медиУрупское.
Месторождения ртутиСахалинское, Перевальное и Белокаменное.

Неметаллические месторождения Кубани:
Апатиткарбонатное Маркопидское месторождение возле Псебая («Кнауфф» не на нем работает случайно?).

Месторождения фосфоритов (для химической промышленности и удобрений): Таманское и район бассейна рек ^ Белой и Малой Лабы . Во второй зане выделяются: Кишинское (20 км от пос. Хамышки), Додыгачей (в 18 км от пос. Кировского) и Междуреченское на водоразделах рек Малая Лаба, Ходзь, Губс, Фарс, Мужички и Мешок.

Месторождения барита (сульфат натрия, минерал имеющий высокий удельный вес. Применяется как утяжелитель при бурении, в резиновой промышленности, для изготовления мелованной бумаги, фотобумаги): Белореченское (в 5 км от Даховской), Уруштенское, Малолабинское (6.5 км от Чернореченской), Андрюковское (в 10 км от Хацавитая), Мзымтинское и Аспидное. Жилы барита достигают в длину 1.2 км, а мощность в раздувах — до 4 м.

Месторождения поваренной соли: Шедокское и Ханское (глубина залегания от 250 до 1100 метров)

Известняки: Медвежьегорское (6 км от Дербентской), Северная гора (4 км от Ильской), Правобережное (4 км от Шедока), Ходжохское (12 км от Каменномосткого). Известняки применяются для нужд сахарного производства.

Минеральные удобрения Краснодарского края разнообразны: известняк, гипс, серпентиниты, фосфориты, апатиты, маргонцовистые руды.

Наибольший интерес представляют ^ Армовское и Даховское месторождения серпентинитов.

Строительные материалы Кубани

Строительные материалы в Краснодарском крае используются в качестве кирпично — черепичного и керамзитного сырья, песчано — гравийных смесей, разнообразных песков (силикатных, стекольных, формовочных, строительных). Краснодарский край исключительно богат карбонатными породами. на всю страну известно цементное сырье Новороссийска. Широко используются известь, доломиты, камни строительные, бутовые, облицовочные, гипс, тальк асбест, слюды, полешпатовое и пьезооптическое сырье. Жаль только, что то, что принадлежит народу, скуплено на корню и используется для получения прибыли узкого слоя населения Кубани.

Основные месторождения строительных материалов Кубани:
^ Кирпично-черепичное и керамзитное сырье эксплуатируется в Приазовском (8 км от Ейска), Старощербиновском, Кущевском, Стародеревянковском, Каневском, Ленинградском, Екатериновском, Брюховецком, Переяславском, Тихорецком, Белоглинском, Красноармейском, Ивановском, Тимашевском, Кореновском, Динском, Усть-Лабинском и др.

^ Песчано-гравийные смеси — основные месторождения приурочены к поймам и надпойменным террасам рек: Кубань (Тбилисское и Гирейское) и Белой (Белое село, Ханское, Майкопское, Абадзехское, Даховское).

Пески строительные, формовочные, стекольные — наиболее крупные месторождения: Кропоткинское — силикатные пески, Сенновское — плиоценовые пески стекольные, Горячеключевское, Каменномостское, Щербаковское, Новоплатнировское, Северное (у г. Кореновска), Славянское и др.

Цементное сырье Краснодарского края

— Эксплуатируются Баканское месторождение опок нижнего палеогена. Опоки используются в качестве добавок при произвдстве портландцемента. Также разрабатываются Верхнебаканское, Новороссийское (верхнемеловые, флишевые мергели). Известны: Абинское, Туапсинское, Дагомысское, Атакайское, Геелнджикское, Абадзехское и другие.

— Также известны месторождения карбонатных пород для производства извести: в Анапском (Гостагаевское), Крымском (Нижнебаканское), Лабинском (Шедокское), Отрадненском (Удобненское), районе Большого Сочи (Хостинское, Ажекское, Алексеевское), Майкопском (Мишокское), Новокубанском, Армавирском и др.

— Месторождения морской ракушки — в основном на лиманах: Ейское, Должанскоме, Ясенское, Казачья гряда (у пос. Ачуево), Ахтанизовское, Кизилташское, Пересыпское (у ст. Голубицкой), Темрюкское.

^ Камни строительные представлены разнообразными магматическими, метаморфическими и сцементированными осадочными породами. Добыча ведется в основном в горных районах и Таманском полуострове.

— Месторождения облицовочного камня: юрские кварцевые порфиры (г. Индюк), граниты Даховского и Сахрайского кристаллических массивов.

— Месторождения гипса и ангидрита: «Алебастровая гора» (пос. Молдовановка), Темнолесское (16 км от Ходжоха), Курджипское, Шедокское, Бесленеевское, Барахаевское, Передовское, Шушукское, Каменномостское.
^

Да-да, подземные воды и минеральная вода тоже полезные ископаемые, причем не менее ценные, чем все остальные. Подземными водами занимается целая наука — гидрология. Есть даже высказываение первого президента АН СССР А.П. Карпинского — «Подземные воды — это самое драгоценное полезное ископаемое». Подземные источники Краснодарского края широко используются для лечения больных на месте: Горячий Ключ, Апшеронск (толком не работают), Мацеста, Краснодарская водолечебница. Также минеральную воду разливают в бутылки на специальных заводах: «Горячеключевская», «Геленджикская».
Из подземных вод добывают различные полезные ископаемые, например йод!

Самый древний источник водоснабжения в нашей стране обнаружил С.В. Альбов в районе города ^ Керчь, который функционировал в период расцвета Пантикапеи . Известны многочисленные копанные колодцы на Таманском полуострове в районе древних городов Горгиппии, Фанагории, Гермонассы.

Подземное питание многих горных рек бассейнов Урупа, Большой и Малой Лабы, Белой в основном определяется трещинными водами горных пород.

Состав воды: сероводородная — ^ Мацеста, Горячий Ключ, Ейск . Йодобромная — Краснодар и Хадыженск. Общая минерализация от 350 до 480 г/л. Возле станицы Ярославской ультракрепкий рассол.

— Обозначьте на контурной карте полезные ископаемые.

^ 3) Работа с контурными картами.

4) Происхождение известняка (сообщение учащегося)

В морях и океанах живет множество растений и животных.. Время от времени живые существа умирают и опускаются на дно. Они накапливаются, слёживаются и превращаются в известняк. Его используют при изготовлении сахара, тканей, зубного порошка, красок. После обжига из него получают известь. На Кубани известь применялась для побелки хат, которые были помазаны глиной. Известь – хороший материал для штукатурки стен. А где еще применяется известняк? В школе мы пишем мелом на доске. Мел – разновидность известняка.

^ 5) Нефть в природе (сообщение учащегося)

При нападении на противника монголы использовали нефть. Лучники выходили с привязанными к стрелам паклями, пропитанными жидкостью. Пакля поджигалась, и ливень горящих стрел обрушивался на стены и крыши домов за крепостной стеной. В крепости начинался пожар, который невозможно было потушить. Так было сожжено много поселений.

^ 6) Без соли не проживешь (сообщение учащегося)

— Где мы используем соль? Были времена, когда соль ценилась наравне с золотом и , даже играла роль денег. У всех древних восточных народов было принято, заключая союз или мир, съесть несколько крупинок соли, чтобы доказать верность слову. Соль на Кубани сочетается с хлебом. Всегда была символом дружбы, верности, богатства. В Алжире есть селение Фази, где все дома сделаны из соли. Там очень редко выпадают дожди. Очень много пословиц сложено о соли.

— Вспомните пословицы о соли?

« Дурное слово – не за хлебом — солью сказано»

«Сердись, дерись, а за хлебом – солью мирись»

« От хлеба – соли не отказываются»

^ 7) Вода – полезное ископаемое (сообщение учащегося)

Вода – самый нужный минерал. Для чего нужна вода? Может ли человек прожить без воды? Чем минеральная вода отличается от обычной? ( в ней растворены минералы) Она лечит многие болезни.

^ 8) Глина (сообщение учащегося)

— Вы знаете из чего сделано стекло?

Слово – глина образовано от основы «глин», что означает скользкий.

Подумать только! Смешали желтый песок с белым порошком – содой, сплавили их в жарком пламени и так родилось стекло. Изготавливать стекло научились еще в Древнем Египте 5000 лет назад. На раскопках нашли бусы. Они были не прозрачные, темного цвета, так как для плавки нужна температура 15000 градусов. Древние римляне научились делать прозрачное стекло 2500 лет назад.Посуда из стекла была дороже драгоценных камней.

— Представьте, что стекло исчезло. Чем можно закрыть проемы окон?

— Как человек использует глину?

— Представьте, что у нас исчез газ. Что мы будем делать?

^ 10) Загадки о полезных ископаемых: (загадывают учащиеся)

И с друзьями поиграть (песок)

И в стекле расплавлен даже.

4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу (глина)

5.В воде родится, а воды боится (соль)

6. В морях и реках обитает, но часто по небу летает,

На Землю падает опять (вода)

Какие полезные ископаемые добывают у нас в Краснодарском крае?

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/konspekt_uroka_kubanovedeniya_poleznye_iskopaemye_krasnodarskogo_kraya-340477.htm
  • http://school31-blg.ucoz.ru/load/osnovy_pravoslavnoj_kultury/iz_opyta_raboty_popovoj_a_s/konspekt_i_prezentacija_k_uroku_kubanovedenija_v_4_klasse_poleznye_iskopaemye_krasnodarskogo_kraja_i_ikh_ispolzovanie/59-1-0-369
  • http://botana.biz/prepod/geografiya/odhrjpo5.html
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/rodnoy-kray-chast-bolshoy-strany/poleznye-iskopaemye-tvoego-kraya
  • http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1777311.html