Меню Рубрики

Установление взаимосвязи между геологическим строением полезными ископаемыми и рельефом

Урок 27. Практическая работа № 5. Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми Донецкой области.

Цель работы : — сформировать умения и навыки сопоставлять разные по содержанию карты атласа, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Донецкой области.

Повторить правила работы с тематическими картами (чтение легенды карты).

Повторить термины : рельеф, литосферные плиты, тектоническая структура, типы полезных ископаемых ( осадочные, магматические, метаморфические).

Повторить основные формы рельефа России и Донецкого края.

Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

По тектонической карте определить закономерности размещения полезных ископаемых в на территории Восточно-Европейской равнины и в Донецкой области . Запись в тетради в виде таблицы.

Проверить и оценить умение сопоставлять карты :« Тектоника и минеральные ресурсы Донбасса, России», «Рельеф Донецкого края и России» , объяснять выявленные закономерности.

Выявить закономерности размещения в Донецкой области угольной промышленности.

Сделать выводы взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Запись в тетради.

Определить, каким тектоническим структурам соответствует территория Восточно-Европейская равнина. Каково строение?

Определить какой форме рельефа соответствует данная структура.

Сделать вывод о зависимости рельефа от тектонических структур и геологического стpoeния земной коры. Выявленную закономерность объяснить .

По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы Донецкой области ». и «Физической карте Донецкого края и России» определить, какими полезными ископаемыми богата территория. Какие из них встречаются на платформах, какие в складчатых областях? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу, складчатым областям? Выявленную закономерность объяснить.

Оборудование: атлас, контурная карта (шаблон) Донецкой области, дополнительная информация.

Тип урока : практическая работа.

Актуализация знаний опорных знаний и умений:

Что такое платформа?( Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры). Какие формы рельефа соответствуют платформам? (Равнинные, платообразные).

Что такое складчатость? (Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.) Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам? (Горные страны, нагорья). Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхождения? (В результате разрушения и переноса веществ различного происхождения). Как образовывались полезные ископаемые магматического происхождения? (Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур).

Работа над понятиями (закрепление)

Из различных геологических образований, слагающих земную кору, ученые выделяют три главные формы: щиты, платформы и области складчатости.

Платформы – это жесткие, малоподвижные блоки земной коры, прошедшие длительный этап геологического развития, и имеющие трех ярусное строение. Платформы состоят из кристаллического фундамента (базальтовый и гранитно-гнейсовый слои) и осадочного чехла.

Щит – это выход фундамента платформы, сложенного кристаллическими породами, на поверхность. Щиты имеют округлую и выпуклую форму. Они возникли там, где платформа очень длительное время медленно поднималась.

Щиты являются устойчивыми участками суши, которые за истекшие периоды жизни Земли не опускались ниже уровня моря, почему и отсутствуют на них морские осадки. Из полезных ископаемых здесь распространены главным образом руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты.

К щитам примыкают платформы. Они, обычно, покрыты различными осадочными породами, покоящимися на древних кристаллических породах. Среди полезных ископаемых значительное распространение получают здесь залежи угля, нефти, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Но на платформах цветных и редких металлов, возникающих в связи с остыванием магматических масс, нет.

Горно-складчатые области характеризуются резким возрастанием мощности земной коры, формируются при столкновении литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.

III. Выполнение практической работы

4. Установите соответствие между тектоническими структурами и формами рельефа Донецкой области:

1) Донецкое складчатое сооружение; а) Приазовская низменность;

2) Украинский щит; б) Донецкий кряж;

3) Днепровско-Донецкая впадина; в) Приазовская возвышенность;

4) Склоны Украинского щита.

5.Используя тематические карты атласа, заполните таблицу:

Название тектонической структуры

Геологическое строение, полезные ископаемые

Донецкое складчатое сооружение – часть Восточно-Европейской платформы

Образовалось в эпоху герцинской складчатости, в мезозое и кайнозое проявлялись альпийские тектонические движения

Возвышенность, сильно расчленённая речными долинами – отроги Средне -Русской возвышенности

Сложен мезозойскими и палеозойскими отложениями.

Сланцы, песчаники, известняки

Донецкое складчатое сооружение

Приднепровско-Приазовская область платформы

Образовано осадочными, преимущественно палеозойскими отложениями, которые залегают на кристаллическом фундаменте (песчаники, известняки, гипс)

Состоит из метаморфических пород возрастом 3,5 – 1,6 млрд.лет

-Равнинный, однообразный и разнообразные формы рельефа, связанные с выходом коренных пород – Донецкий кряж

Возвышенность- волнистая поверхность с одинокими холмами-

В породах карбона заключены огромные залежи угля, каменной соли, гипса, ангидрита, красно-бурые глины и лёссовидные суглинки

Состоит из пород палеозойской эры –песчаников, известняков, сланцев, мергелей, мела. Имеются граниты и гнейсы

Склон украинского кристаллического щита

Это часть обширной Причерноморской равнины. В тектоническом отношении – это Азово-Причерноморская синеклиза.

Ровная поверхность, постепенно понижается в сторону Азовского моря-

Мезозойские и кайнозойские отложения: песчано-глинистые, известняки, ракушечник, красно-бурые глины

Вывод. Каковы закономерности во взаимосвязи: «тектоническая структура – рельеф – полезные ископаемые»?

( Области складчатости – горы – руды цветных и редких металлов, возникающие в связи с остыванием магматических масс. Платформы – равнины – уголь, нефть, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Щит – возвышенность – руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты).

IV .Домашнее задание : п.13 — разобрать итоговые вопросы .

источник

Формами рельефа и полезными ископаемыми

На территории Донецкого края

Цель работы: сформировать умения и навыки сопоставлять разные по содержаниюкарты атласа, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Донецкого края.

Источники знаний: атлас,контурная карта,дополнительная информация.

ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тектонические структуры –это закономерно повторяющиеся в земной коре формызалегания горных пород.

Платформы–это жесткие,малоподвижные блоки земной коры,прошедшиедлительный этап геологического развития, и имеющие трех ярусное строение. Платформы состоят из кристаллического фундамента (базальтовый и гранитно-гнейсовый слои) и осадочного чехла.

Щит–это выход фундамента платформы,сложенного кристаллическими породами,на поверхность. Щиты имеют округлую и выпуклую форму. Они возникли там, где платформа очень длительное время медленно поднималась.

Горно-складчатые области характеризуются резким возрастанием мощностиземной коры, формируются при столкновении литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.

Из различных геологических образований, слагающих земную кору, ученые выделяют три главные формы: щиты, платформы и области складчатости.

Щиты являются устойчивыми участками суши, которые за истекшие периоды развития Земли не опускались ниже уровня моря, почему и отсутствуют на них морские осадки. Из полезных ископаемых здесь распространены главным образом руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты.

К щитам примыкают платформы. Они, обычно, покрыты различными осадочными породами, покоящимися на древних кристаллических породах. Среди полезных ископаемых значительное распространение получают здесь залежи угля, нефти, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Но на платформах цветных и редких металлов, возникающих в связи с остыванием магматических масс, нет.

1. Установитесоответствие между тектоническими структурами и формами рельефаДонецкого края:

1) Донецкое складчатое сооружение; а) Приазовская низменность;
2) Украинский щит; б) Донецкий кряж;
3) Днепровско-Донецкая впадина; в) Приазовская возвышенность;

4) Склоны Украинского щита.

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края

2. Заполнитепропуски:

Платформам в рельефе соответствуют – ________________ и ________________, складчатым областям – ____________________, плитам – ______________________, щитам – ____________________.

Поверхность нашего региона формировалась на протяжении

Чем глубже от поверхности лежат породы, тем они ______________________, а слои пород на поверхности земли самые ________________________.

На территории нашего края распространены ________________________ горные породы.

3.Пользуясь геохронологической таблицей, определите суммарную толщину (м) горных пород палеозойского возраста.

Порода Геологический период Толщина (м)
Песок Палеогеновый
Известняк Юрский
Уголь Каменноугольный

4. Сравнитетектоническую структуру юго-западной и северной частей области.

5. Нанеситена контурную карту границы тектонических структур Донецкого края,подпишите эти структуры и формы рельефа, которые им соответствуют.

6. Нанеситена карту с помощью условных обозначений места расположенияполезных ископаемых Донецкого края в соответствии с тектоническими структурами и формами рельефа.

7. Определите,на какой тектонической структуре находится ваш населенный пункт,подпишите его на карте.

8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края

8. Закончителогические цепочки:

Подвижные участки земной коры Устойчивые участки земной коры
Границы литосферных плит ___________________________
В образовании рельефа преобладают В образовании рельефа преобладают
процессы: процессы:
______________________________ ______________________________

9.Используя тематические карты атласа, заполните таблицу:

Название Особенности Название Геологическое
тектонической формы рельефа строение, полезные
структуры ископаемые
Донецкое Образовалось в эпоху Донецкий кряж Образовано
складчатое герцинской осадочными,
сооружение складчатости, в преимущественно
мезозое и кайнозое палеозойскими
проявлялись альпийские отложениями,
тектонические которые залегают на
движения кристаллическом
фундаменте
(песчаники, известняки,
гипс)
Приазовская
возвышенность
Приазовская
низменность

8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

10.Как вы считаете, характерны ли для Донецкого края ледниковые формы рельефа? Связанны ли ледниковые формы рельефа с тектоническим строением?

источник

Полезные ископаемые обычно делят на рудные и нерудные.

Рудные п.и. образуются, как правило, из магмы при ее внедрении в вышележащие пласты породы и дифференциации при остывании. Магматические процессы протекают неодинаково в различных структурных элементах (в основном при складкообразовании), как следствие, разная металлогения. Максимальное оруденение наблюдается в геосинклиналях, к ним приурочены основные металлогенические пояса. На территории нашей страны находятся (хотя бы частично) металлогенические (рудные) пояса :

В пределах металлогенических (рудных) поясов обычно выделяют 2 зоны:

Внутреннюю: оруденение начинается раньше наиболее богата и разнообразна, преобладают основные и ультраосновные горные породы (Cu, Fe, Mo, Xr и др.), хорошо выражена на Урале («Уральский тип»)

Внешнюю: находятся ближе к платформам, представлены в основном кислыми (легкими) породами (калиевые магмы):

олово, вольфрам, золото («Дальневосточный тип»);

Pb, Zn, Co, Bi, Ba, Ag («Западноевропейский тип»)

К складчатому фундаменту приурочены первичные метаморфизованные металлы, связанные с древней AR-PR складчатостью. Обычно погребены под осадочным чехлом, мощностью 8-12 км. Обнажаются или подходят близко к поверхности только на щитах и в антеклизах . Это:

Fe, Mg (Кривой Рог, КМА, Кольский пол-ов);

Cu-Ni, Al (апатито-нефелины) (Кольский пол-ов, Норильск, Красноярск)

К верхнему ярусу платформ (чехлу) обычно приурочены осадочные п.и. (особенно — горючие). Они образуются в результате осадконакопления на дне различных водоёмов, это — угли, нефть, горючие сланцы, фосфориты, соли, бокситы, известняки, мел, мергель и др.

Читайте также:  Полезен ли маринованный лук

Во время трансгрессий (наступление водоёмов) могло происходить размывание первичных рудных п.и. и их переотложение (Fe, Mg, фосфориты и др.) с образованием рудных п.и. вторичного (осадочного) происхождения. Во время морских регрессий (отступание) – образовывались угли, соли, медистые песчаники и др. Особенно благоприятные условия для накопления некоторых п.и. наблюдались в определенные геологические эпохи:

Карбон (С) — уголь (Сибирская платформа)

Пермь (Р) – уголь, нефть, газ, соли (Зап. Сибирь);

— медь и др. Ме . (Металлогения особенно интенсивна в герцинскую

Мел (К) — бурый уголь, нефть, газ;

Т.К. площадь России огромна, в ее пределах встречаются практически все тектонические структуры Россия обладает полным комплектом полезных ископаемых (богатство и разнообразие).

Современный рельеф и морфоструктуры (морфоструктура – крупная форма рельефа, возникшая в результате взаимодействия эндо- и экзогенных факторов при ведущей роли первых) территории России были сформированы в неоген-четвертичное время. Основными факторами рельефообразования в это время были:

Неотектонические (новейшие тектонические) движения

Землетрясения и вулканизм

Рассмотрим последовательно роль каждого фактора в формировании современного рельефа и морфоструктур.

Новейшие тектонические движения и морфоструктуры.

Современный рельеф в значительной мере продукт неотектонических движений неоген-четвертичного периодов. Складчатые горы PR,PzиMz– быстро разрушались и к концу Mz превратились почти в равнины (пенеплен). Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Забайкалье стали сглаженными низкогорьями. В неогене и четвертичном периоде началось их «омоложение» образование складчато-глыбовых гор с большой амплитудой дифференциации блоков по разломам (одновременное передвижение блоков относительно др. др. вниз-вверх) и плоскими вершинами (дочетвертичный пенеплен). Так, в Тянь-Шане амплитуда вертикальных движений достигала 12-15 км; на Кавказе – 10-12 км; в Забайкалье – 4-6 км. На платформах неотектонические движения являлись преимущественно унаследованными (продолжающими ранее существовавшие движения) с небольшой амплитудой (сотни м, реже – 1-2 км) с одним знаком (вверх или вниз).

Скорость современных тектонических движений составляет от нескольких мм в год (на равнинах) до нескольких см в год в отдельных горных районах.

В результате сформировались следующие морфоструктуры.

Цокольные равнины – щиты (имеют только один цокольный ярус, сложенный древними кристаллическими породами, без верхнего яруса – осадочного чехла)

Аккумулятивные равнины (слабое прогибание в неоген-четвертичное время с аккумуляцией мощного осадочного чехла: север Зап.Сиб. равнины, СреднеАмурская равнина, Прикаспийская низменность, север Печорской низменности и др.)

Пластовые равнины и плато — морфоструктуры, испытывающие преимущественно поднятие (чехол сложен как осадочными, так и вулканогенными породами: большая часть В.-Европ. Равнины, юг Зап. Сибири, Ср.- Сиб. Равнина).

Молодые складчатые горы (Кавказ, хребты Сахалина) на молодых океанических или переходных окраинных плитах с мощным осадочным чехлом, иногда +вулканические породы (Камчатка);

Возрожденные глыбовые или складчато-глыбовые горы на месте Pzскладчатости (Урал, юг Сибири);

Омоложенные глыбово-складчатые горы на месте Mzскладчатости (Сихотэ-Алинь, Северо-Восток, Приамурье).

Землетрясения и современный вулканизм. На территории России имеют

интенсивность до 7-9 баллов и более. Находятся в тесной связи с неотектоническими движениями (происходят в качестве «разрядки» глубинных тектонических напряжений). Проявляются на Кавказе, Тянь-Шане, Алтае, Саянах, Забайкалье и Прибайкалье, в Приморье, на Сахалине, Камчатке, Курилах. На территории России выделяют 4 пояса сейсмичности, совпадающих с границами литосферных плит:

По глубоководным желобам, отделяющим Тихоокеанскую плиту от Евразиатской (они сближаются) (Курило-Камчатская дуга);

От хр.Гаккеля (СЛО) через хр. Черского (от Евразиатской плиты откололся Чукотско-Аляскинский блок Северо-Американской плиты) (они расходятся);

В районе впадины оз. Байкал (от Евразиатской плиты откололась Амурская, которая вращается против часовой стрелки);

В районе Кавказа (Евразиатская плита сближается с Африкано-Аравийской).

Сейсмичность платформенных участков проявляется очень редко и в виде слабых колебательных движений. Действующие вулканы на территории России есть только на Курилах и Камчатке. Крупнейший – Ключевская Сопка (h= 4750 м, кратер около 500м, 60 побочных конуса, постоянно – газы, 1 раз в 7 лет – извержения, грохот – до 300 км). Камчатка – гейзеры (Вост. Побережье Камчатки – Долина гейзеров: «Великан» — 30х40 м площадка; 1,5х3 м грифон; 3 м глубина; извержение 2 м через 4 часа 10мин.hфонтана 20-30 м).

На южном (средиземноморском) отрезке альпийской складчатости действующих вулканов и гейзеров нет.

Оледенение – распространение льдов на северных равнинах и в горных районах в ледниковый период.

Максимальное распространение ледников происходило на Русской равнине. Здесь отмечено 4 ледниковые эпохи:

Днепровская (самая мощная – до 48 0 с.ш.)

Между ними в раннем, среднем и позднем плейстоцене наблюдались 3 межледниковые эпохи, соответственно: лихвинская, рославльская и микулинская. Центр оледенения находился на Скандинавском и Кольском полуострове, откуда сползал ледяной выпуклый щит мощностью до 3000 м.

Второй центр оледенения находился на Полярном Урале и Новой Земле.

Третий – в Западной Сибири. Ледник распространялся до 60 0 с.ш. (район широтного отрезка р.Оби). Отмечено 3 ледниковые эпохи, однако мощность оледенения невелика (уже мало влаги для образования мощного ледяного покрова). Восточнее Енисея – оледенение мало, сплошной покров только на Таймыре и северо-западе СреднеСибирского плоскогорья. В Смеверо-Восточной Сибири и Чукотке оледенение носило горный характер.

С запада на восток территории России из-за роста континентальности (маленькая влажность резкие перепады температур холодно очень) сформировались условия для образования мощной толщи ММП и ископаемых (подземных) льдов.

Все это привело к формированию своеобразного мезорельефа (морфоскульптур):

Флювиогляциальных (водно-ледниковых – при отступании-таянии ледника)

Подробнее будет рассмотрено в геологии.

Итак, на севере сформировались ледниковые отложения, а на юге – лёсс и лёссовидные породы.

Лёсс и лёссовидные породы. Распространены по территории России в бассейне Дона, северном Кавказе, юге Западной Сибири, лесостепной и степной зоне Восточной Сибири. Лёсс – высокопористая, рыхлая, пылеватая, карбонатная, однородная, неслоистая порода. Легко размывается. Дает большу. Усадку при замачивании (очень неудобна для строительства, но на ней формируются самые плодородные почвы). Генезис лёссов до сих пор однозначно не выяснен. Существует несколько гипотез. Самые распространенные – это эоловая гипотеза (ледниково-эоловая) Тутковского (1899) и почвенная гипотеза Берга.

Подробнее об этом будет рассмотрено в геологии

Морские трансгрессии – наступание морей из-за изменения (потепления) климата формирование морских отложений четвертичного возраста (т.е. хорошо сохранился сглаженный рельеф морского дна): побережье СЛО, Карелия – доказывают связь Балтийского и Белого морей. Характерно также (особенно) для Каспия. Здесь наблюдалось 3 крупные трансгрессии, когда Каспий через Кумо-Манычскую впадину соединялся с Черным морем (хотя здесь это связано не только с изменением климата, но и с неотектоническими движениями).

Лекция 4 (занятие 5). Климат России.

источник

Рельеф Земли очень разнообразен. Основные формы это равнины и горы. На расположение форм рельефа влияют литосферные плиты. В местах стыков литосферных плит на суше образуются горы, в воде хребты и подводные желоба.Расположение полезных ископаемых тесно связаны с геологическим строением рельефа. В областях, где проявлена магматическая деятельность, преобладают магматические породы. Полезные ископаемые платформ связаны с их осадочным чехлом. На дне морей, озер накапливаются органические остатки, которые превращаются в нефть, газ, бурый,каменный уголь и др. Для каждого геологического периода характерны определенные условия, наиболее благоприятные для образования полезных ископаемых.

Южная Америка географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.
Австралия географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.
Антарктида географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.

способствует бесперебойному снабжению предприятия
металлом.?

Почему на северо-западе Псковской области много болот и заболоченных
земель?

Укажите особенность сельского хозяйства Ярославской области, благодаря
которой будет обеспечено снабжение предприятия сырьём.

2. Расскажите о типичной погоде экваториального климата и тропического климата. Как проявляется связь между температурой воздуха, влажностью, видом и количеством осадков? Как это отражается на природе материка?

3. Литосферные плиты и их движение. Назовите основные положения теории литосферных плит и проиллюстрируйте их примерами.

4. Реки и озера материка Африка. Особенности речных долин и водного режима

. 5. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков у поверхности Земли.

6. Австралия. ГП, рельеф и полезные ископаемые, климат, природа. По каким признакам природа Австралии отличается от природы Африки?

7. Антарктида. ГП, рельеф, климат, природа, воды. Назовите не менее пяти признаков, по которым об Антарктиде можно сказать: «Антарктида самый, самый…».

8. Северная Америка. Внутренние воды, природа. Как на питании и режиме рек отражается их положение в разных климатических поясах? Приведите примеры.

9. Воздушные массы. Пассаты. Западные ветры. Типы воздушных масс.

10. Южная Америка. Расскажите о полезных ископаемых материка. Как связано происхождение полезных ископаемых и строение материка?

11. На примере Южной Америки расскажите о роли рельефа, господствующих ветров и морских течений в формировании климатических условий.

12. Тихий океан, Индийский океан. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан ГП, рельеф дна, климат, течения, природные богатства.

13. Северная Америка. Равнинный Восток. Горный Запад. Полезные ископаемые.

14. Основные климатообразующие факторы. Расскажите об одной из природных зон Северной Америки. Приведите примеры приспособления растений и животных к природным условиям этой зоны.

15. Евразия. Разнообразие рельефа, его причины (внутренние и внешние). Полезные иcкопаемые.

16. Какие климатические факторы формируют климат Евразии? Как проявляется влияние каждого из них?

17. Мировой океан. Свойства вод Мирового океана. Поверхностные течения.

18. Африка. Географическое положение, рельеф, климат, природные зоны.

19. Географическая оболочка. Круговорот веществ и энергии.

20. Природные комплексы. Географическая зональность

21. Природные зоны Евразии. Какие живые организмы приспособились к природным условиям Евразии

22. Какие материки лежат только в северном полушарии, в южном, и в южном и в северном?

23. Какие материки и океаны пересекает экватор, какие начальный меридиан? РЕШИТЕ ПОЖАААЛУСТА, СРОЧНО НАДО.

заполните таблицу тектонические структуры формы рельефа полезные залегающие в основании ископаемые территории

1. Где находится террия
2. К какой тектонической структуре приурочена
3. Какого возраста породы слагают территорию и как они залегают
4. Как это отразилось на рельефе
5. Как изменяются высоты по территории
6. Где находятся и чему равны минимальные и максимальные высоты
7. Чем обусловлено современное высотное положение территории
8. Какие внешние процессы участвовали в формировании рельефа
9. Какие формы созданны каждым процессом и где они размещены, почему
10. Какие полезные ископаемые и почему распространены на равнине, как они размещены

источник

Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми. Практическая работа:

Название Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми. Практическая работа:
Дата публикации 29.05.2013
Размер 43.34 Kb.
Тип Урок

litcey.ru > География > Урок

Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”

Задачи работы:

  1. углубление умений комплексной работы с картами;
  2. формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”
  3. углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.

Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”).

После ознакомления учащихся с задачами урока, вспоминаем общий блок теоретической части по этой теме из курса VII класса.

Вспоминаем терминологию по этой теме, с которой уже встретились в данной теме в VIII классе. Среди них – “тектоника”. Что это такое?

Сравниваем “тектоническую карту” из атласа VIII класса и “Строение земной коры” из атласа VII класса. Прослеживаем аналогию и новые элементы легенды.

Для выполнения поставленных задач делаем заготовку таблицы.

территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые

Чтобы учащимся было легче сделать вывод, то есть установить закономерности, имеет смысл сначала исследовать несколько равнин (результаты занести в таблицу), а потом – гор.

Для усиления акцентов, необходимых в конце урока, по каждой форме рельефа заполняем весь столбец по тектоническим структурам, а потом – аналогично – по полезным ископаемым.

На последнем этапе эмпирического уровня имеем заполненную таблицу

Территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые
Восточно-европейская равнина Равнина Восточно-Европейская платформа Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
Западно-Сибирская низменность Равнина Плита молодой платформы Нефть, газ, соль
Кавказ Горы складчатость (заполнить самостоятельно)
Урал горы складчатость (заполнить самостоятельно)

^ II уровень – теоретический.

Итак, делаем вывод (который сначала проговаривается, а по мере необходимости в менее подготовленных классах записывается в виде цепочки. Например:

Оформляем его в виде модуля.

На этом этапе поощряются наиболее активные ученики.

^ III. Заключительный (рефлексия).

1) Как по-вашему мнению вы усвоили материал:

А) всё понял, могу объяснить другим,
Б) понял, но объяснить могу с помощью учителя,
В) не понял.

2) Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная Аномалия? (железная руда обнаружена в кристаллическом фундаменте, который близко подходит к поверхности)

3) Почему в предгорьях Урала – крупные месторождения нефти и газа? (краевой прогиб – толща осадочных пород – горючие полезные ископаемые).

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.

Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.

источник

Помогите
Установите взаимосвязь между рельефом геологическим строением и полезными ископаемыми северной Америки

Геологическая структура имеет первостепенное значение для формирования тех или иных минеральных ресурсов. Благодаря особому строению, полезные ископаемые Северной Америки находятся практически на всей территории материка. В районе Канадского щита расположены значительные месторождения урановых и железных руд, молибдена, никеля, меди. В прибрежных низменностях, а также в Кордильерах и на Аляске находятся запасы горючих ископаемых. Здесь добывают такие полезные ископаемые Северной Америки как нефть и природный газ. В центральных районах и впадинах Аппалачей находятся месторождения каменного угля. В Кордильерах расположены различные осадочные и магматические полезные ископаемые, например, золото, руды цветных металлов, ртуть. Крупные месторождения фосфоритов находятся на полуострове под названием Флорида.

По особенностям строения поверхности Северную Америку можно разделить на три региона. Равнинами занята северная и центральные части материка, на юго-востоке расположены горы Аппалачи, на западе протянулись горные сооружения Кордильер.
Равнины материка сформировались на древней Северо-Американской платформе. Северная часть равнин расположена в пределах Канадского щита. Западная и южная границы щита хорошо выражены в рельефе: они окаймлены цепочкой озер на территории Канады и по границе Канады и США. Эта часть равнин, несколько раз подвергалась оледенению, последнее из них закончилось 10-11 тыс. лет назад. Здесь сохранились формы рельефа, образованные древним покровным ледником: сглаженные холмы и гряды, котловины выпахивания, большая часть которых заполнена озерами.
В северной части Центральных равнин, также подвергшейся оледенению, сохранились моренные холмы и гряды; юг равнин сильно расчленен речными долинами, оврагами и балками.
К западу от Центральных равнин, перед Кордильерами располагаются обширные Великие равнины. Они образовались на западном краю платформы, которая вовлекалась в поднятия при образовании Скалистых гор.
Недра Северной Америки содержат большие запасы разнообразных полезных ископаемых. Их распределение по территории материка тесно связано с геологическим строением. На Канадском щите и в местах близкого залегания кристаллических пород фундамента платформы сосредоточены руды черных и цветных металлов, урана, никеля, золота. Крупнейший железорудный район расположен к северу и западу от озера Верхнего. Значительные месторождения урановых руд сосредоточены в Канаде, в районе Большого Медвежьего озера. Важнейшие месторождения никеля приурочены к западной окраине Канадского щита
. Во впадинах платформы, заполненных осадочными породами, накопились значительные запасы топливно-энергетического минерального сырья. Наиболее богатые нефтеносные районы находятся на побережье и шельфе Мексиканского залива, на Великих равнинах, а также на Аляске — в межгорных прогибах Кордильер, и на шельфе Северного Ледовитого океана. Значительные запасы каменного угля сосредоточены в предгорном прогибе и межгорных долинах Аппалачей, а также у подножия Скалистых гор в Канаде. На полуострове Флорида богатые залежи фосфоритов. В Кордильерах сосредоточены преимущественно месторождения цветных металлов: меди, свинца и цинка, серебра. На плато Колорадо, на территории США, найдены комплексные руды, где наряду с большим содержанием урана отмечается добыча ванадия. Северная Америка особенно богата запасами нефти и природного газа, каменного угля, железных, никелевых и урановых руд, фосфоритов. Страны Северной Америки хорошо обеспечены собственным минеральным сырьем для развития основных отраслей промышленного производства.

источник

Формами рельефа и полезными ископаемыми

На территории Донецкого края

Цель работы: сформировать умения и навыки сопоставлять разные по содержаниюкарты атласа, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Донецкого края.

Источники знаний: атлас,контурная карта,дополнительная информация.

ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тектонические структуры –это закономерно повторяющиеся в земной коре формызалегания горных пород.

Платформы–это жесткие,малоподвижные блоки земной коры,прошедшиедлительный этап геологического развития, и имеющие трех ярусное строение. Платформы состоят из кристаллического фундамента (базальтовый и гранитно-гнейсовый слои) и осадочного чехла.

Щит–это выход фундамента платформы,сложенного кристаллическими породами,на поверхность. Щиты имеют округлую и выпуклую форму. Они возникли там, где платформа очень длительное время медленно поднималась.

Горно-складчатые области характеризуются резким возрастанием мощностиземной коры, формируются при столкновении литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.

Из различных геологических образований, слагающих земную кору, ученые выделяют три главные формы: щиты, платформы и области складчатости.

Щиты являются устойчивыми участками суши, которые за истекшие периоды развития Земли не опускались ниже уровня моря, почему и отсутствуют на них морские осадки. Из полезных ископаемых здесь распространены главным образом руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты.

К щитам примыкают платформы. Они, обычно, покрыты различными осадочными породами, покоящимися на древних кристаллических породах. Среди полезных ископаемых значительное распространение получают здесь залежи угля, нефти, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Но на платформах цветных и редких металлов, возникающих в связи с остыванием магматических масс, нет.

1. Установитесоответствие между тектоническими структурами и формами рельефаДонецкого края:

1) Донецкое складчатое сооружение; а) Приазовская низменность;
2) Украинский щит; б) Донецкий кряж;
3) Днепровско-Донецкая впадина; в) Приазовская возвышенность;

4) Склоны Украинского щита.

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края

2. Заполнитепропуски:

Платформам в рельефе соответствуют – ________________ и ________________, складчатым областям – ____________________, плитам – ______________________, щитам – ____________________.

Поверхность нашего региона формировалась на протяжении

Чем глубже от поверхности лежат породы, тем они ______________________, а слои пород на поверхности земли самые ________________________.

На территории нашего края распространены ________________________ горные породы.

3.Пользуясь геохронологической таблицей, определите суммарную толщину (м) горных пород палеозойского возраста.

Порода Геологический период Толщина (м)
Песок Палеогеновый
Известняк Юрский
Уголь Каменноугольный

4. Сравнитетектоническую структуру юго-западной и северной частей области.

5. Нанеситена контурную карту границы тектонических структур Донецкого края,подпишите эти структуры и формы рельефа, которые им соответствуют.

6. Нанеситена карту с помощью условных обозначений места расположенияполезных ископаемых Донецкого края в соответствии с тектоническими структурами и формами рельефа.

7. Определите,на какой тектонической структуре находится ваш населенный пункт,подпишите его на карте.

8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края

8. Закончителогические цепочки:

Подвижные участки земной коры Устойчивые участки земной коры
Границы литосферных плит ___________________________
В образовании рельефа преобладают В образовании рельефа преобладают
процессы: процессы:
______________________________ ______________________________

9.Используя тематические карты атласа, заполните таблицу:

Название Особенности Название Геологическое
тектонической формы рельефа строение, полезные
структуры ископаемые
Донецкое Образовалось в эпоху Донецкий кряж Образовано
складчатое герцинской осадочными,
сооружение складчатости, в преимущественно
мезозое и кайнозое палеозойскими
проявлялись альпийские отложениями,
тектонические которые залегают на
движения кристаллическом
фундаменте
(песчаники, известняки,
гипс)
Приазовская
возвышенность
Приазовская
низменность

8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

10.Как вы считаете, характерны ли для Донецкого края ледниковые формы рельефа? Связанны ли ледниковые формы рельефа с тектоническим строением?

источник

Методическая разработка практической работы по географии 8 класс»«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по географии:

1Программа курса «География» 5-9 класс Е.М. Домагацкий Руское слово 2015

2.Рабочая программа Н. В. Болотникова, С. В. Банников «География. 8класс.

3.Методические рекомендации «География 8 класс» С.В.Банников, Д.В.Молодцов, А.Б. Эртель.

4.Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география России» 8 класс А.Б. Эртель

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по географии:

1Программа курса «География» 5-9 класс Е.М. Домагацкий Руское слово 2015

2.Рабочая программа Н. В. Болотникова, С. В. Банников «География. 8класс.

3.Методические рекомендации «География 8 класс» С.В.Банников, Д.В.Молодцов, А.Б. Эртель.

4.Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география России» 8 класс А.Б. Эртель

«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»

Цель: научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.

Задание 1. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.

Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.

Вариант заполнения таблицы для проверки учителем

Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья)

Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия) . С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн) , нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн) , горючих сланцев (близ Сызрани) . Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки) . С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка) , бокситы (у Тихвина) , фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).

Крупные угольные бассейны: Ленский угольный бассейн, Тунгусский угольный бассейн, Иркутский угольный бассейн. Нефть, газ.

Западно — Сибирская платформа

Западно-Сибирская равнина (молодая платформа)

Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).

Равнинный Крым (молодая платформа)

Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).

Возвышенности и платформенные горы

Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения

Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения

Области байкальской , каледонской

Древняя складчатость,
низкие сильно разрушенные горы. Енисейский кряж, Восточный Саян,Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Патомское нагорье, Тиманский кряж

Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .

C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд железа, титана, золота и отчасти молибдена,асбеста, талька, магнезита и хрома, платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди

медь, свинец, цинк, олово, вольфрам,золото, серебро, уран

Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,)

Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.

Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.

Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды,

Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.

Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам.уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.

источник

Сравнительная характеристика природы и хозяйства >>
Читайте также:  Кефир пить с утра полезно ли

Практическая работа Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края. Цель работы: формирование умений использования тематических карт для выявления между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми. Оборудование: карты Краснодарского края / атлас Краснодарского края/. Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые Восточно-Европейская платформа Скифская плита Область кайнозойской складчатости Вывод: 1.Платформам в рельефе соответствуют ______________________________, здесь залегают /тип полезных ископаемых/______________________________. 2.Складчатые структуры в рельефе представлены______________________________ , здесь залегают / тип полезных ископаемых/.

Слайд 10 из презентации «Практические работы по географии». Размер архива с презентацией 869 КБ.

«Проекты на уроках географии» — Остров. Структура исследовательского проекта. Царство снежной Королевы. Исландия. Динамика роста численности населения мира. Задачи информационного проекта. Информационный проект. Информационные и исследовательские проекты. Последствия. Достоинства проектной деятельности. Социально-экономическая и политическая география мира. Азия. Необходимо проводить демографическую политику. Задачи исследовательского проекта.

«Исследовательская деятельность по географии» — Как может быть представлен конечный результат работы. Новизна опыта. Продолжительность исследовательской работы. Цель опыта. Основные этапы исследовательской деятельности. Ведущая педагогическая идея. Трудоёмкость опыта. Мнение учащихся. Доступность опыта. Структура работы. Качество знаний по географии. Оценочный лист. Освоение приёма исследовательской деятельности на разных этапах. Самоанализ и подведение итогов.

«Практические работы по географии» — Объяснение зональной специализации. Составление комплексного описания одной из природных зон. Определение по глобусу географических координат точек. Задачи и цели. Описание реки по плану. Проблема. Методы, используемые в обучении. Сравнительная характеристика природы и хозяйства. Положительная динамика сдачи муниципального экзамена по географии. Практические работы. Изучение хозяйства отдельных стран или регионов материка.

«Практическая направленность на уроках географии» — Евразия. Соответствие с требованиями программы к умениям и навыкам. Очертание берегов. Заполни таблицу. Характеристика рек. Атлантический океан. Африка. Индийский океан. Допиши в прямоугольники географические названия, которые ты знаешь. Требования к практическим заданиям. Острова и полуострова. Острова и полуострова Евразии. На контурной карте Азии подпиши выделенные полуострова.

Читайте также:  Что полезней сауна или баня

«Самостоятельные работы по географии» — Знания. Климат Евразии. Западные регионы России. Определите территории. Реки. Требования к самостоятельной работе. Рельеф суши. Решение. Типы климатов России. Примеры самостоятельных работ. Организация самостоятельной деятельности учащихся. Схемы.

«Проектная деятельность на уроках географии» — Австралия – чердак мира. Дидактические материалы. Проектная деятельность. Аннотация проекта. Расшифровка типов проектов по номинациям. Эндемична ли природа Австралии. Последовательность выполнения проекта. Состав УМК. Изучить эндемиков Австралии. Что такое эндемики и как они проявляются в природе. Характеристика географического положения. Эвкалипт. Ехидна. План реализации проекта. Роль учителя. Личносто-ориентированная технология.

источник

Практическая работа № 4.

Нанесение на контурную карту важнейших форм рельефа России.

Используя физическую карту атласа ( стр. 16 — 17 ), подпишите на контурной карте России следующие объекты:

  1. равнины: Восточно-Европейскую ( Русскую ), Среднерусскую возвышенность, Приволжскую возвышенность, Прикаспийскую низменность, Западно-Сибирскую, Среднесибирское плоскогорье;
  2. горы — Хибины, Уральские, Большой Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, хребет Черского, Алданское нагорье, Чукотское нагорье, Срединный хребет;
  3. вершины — г. Народная, г. Белуха, влк. Ключевская Сопка ( чёрным цветом обозначьте их абсолютную высоту );
  4. красными точками обозначьте и подпишите наивысшую точку России — г. Эльбрус и низшую точку — урез воды Каспийского моря; красным цветом обозначьте их абсолютную высоту.
  1. Обозначение на контурной карте важнейших месторождений минеральных ресурсов России.

Практическая работа № 5.

Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте, нанесение важнейших месторождений полезных ископаемых России на контурную карту.

На контурной карте России:

  1. Обозначьте древние платформы (розовым цветом), щиты (красным) и молодые платформы (серым);
  2. Области древней (коричневым), средней (зелёным) и молодой складчатости (жёлтым);
  3. Условными знаками обозначьте крупнейшие месторождения полезных ископаемых:
  • нефти — Альметьевск (Ромашкинское), Грозный, Нижневартовск (Самотлор), Оха, Самара (Мухановское), Сургут, Туймазы, Усинск;
  • природного газа — Астрахань, Войвож, Оренбург, Саратов, Ставрополь, Уренгой, Ямбург;
  • каменного угля — Новокузнецк и Кемерово (Кузбасс), Воркута (Печорский бассейн), Шахты (Донбасс);
  • бурого угля — Назарово и Ирша-Бородинское (Канско-Ачинский бассейн), Тула (Подмосковный бассейн);
  • железных руд — КМА, Качканар, Магнитогорск, Костомукша, Приангарье (Коршуновское);
  • алюминиевых руд — Бокситогорск, Сулея, Хибины;
  • медных руд — Гай, Красноуральск, Кыштым, Норильск, Ревда, Сибай, Удокан;
  • никелевых руд — Норильск, Никель, Верхний Уфалей;
  • полиметаллических руд — Дальнегорск, Забайкалье, Алтай (Орловское), Садон, Салаир;
  • оловянных руд — Верхоянск, Депутатский, Кавалерово, Певек, Шерловая Гора;
  • золота — Бодайбо, Дукат, Золотая Гора;
  • поваренной соли — Баскунчак;
  • калийных солей — Соликамск и Березники;
  • фосфоритов — Егорьевск, Брянск, Кингисепп;
  • апатитов — Хибины;
  • серы — Астрахань, Оренбург, Самара;
  • асбеста — Асбест, Ак-Довурак;
  • янтаря — Янтарный;
  • алмазов — Мирный.
  1. Сделайте вывод о размещении топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых в зависимости от тектонического строения территории.
  1. Обоснование связи рельефа со строением земной коры и размещением полезных ископаемых.

Практическая работа № 6.

Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.

Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:

Географический объект Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые Вывод
Русская равнина
Хибины
Западно-Сибирская равнина
Урал
Сихотэ-Алинь
Большой Кавказ

Климат и климатические ресурсы России

  1. Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России.

Практическая работа № 7.

Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России.

  1. Используя карты атласа, текст и карты учебника (рис. 36 на стр. 81, рис. 39 на стр. 89, рис. 40 на стр. 90, рис. 41 на стр. 91 и рис. 43 на стр. 93), заполните таблицу:
Город Суммарная солнечная радиация (ккал . см 2 /год) Средняя температура января ( °С ) Средняя температура июля ( °С ) Годовое количество осадков ( мм ) Испаряемость ( мм ) Коэффициент увлажнения

2. Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха и коэффициента увлажнения.

Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Самара, Астрахань

Нарьян-Мар, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград, Махачкала.

  1. Составление прогноза погоды по синоптической карте.
  2. Оценка основных климатических показателей одной из территорий страны для жизни и хозяйственной деятельности её населения.

Практическая работа № 9.

Оценка основных климатических показателей одной из территорий страны для жизни и хозяйственной деятельности её населения.

Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану:

1. В какой части России находится описываемый регион?

2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?

3. Основные климатические показатели данной территории:

— средняя температура января и июля;

— годовое количество осадков и их сезонность;

4. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Вариант 1. Полуостров Таймыр. Вариант 2. Прикубанская низменность. Вариант 3. Подмосковье.

Вариант 4. Калмыкия. Вариант 5. Эвенкия. Вариант 6. Сахалин

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

источник

Источники:
  • http://cyberpedia.su/9x3d57.html
  • http://studfiles.net/preview/5656702/page:4/
  • http://geografia.neznaka.ru/answer/3693177_sdelajte-vyvod-o-svazi-tektoniceskogo-stroenia-s-relefom-i-poleznymi-iskopaemymi/
  • http://litcey.ru/geografiya/50172/index.html
  • http://zadachki.net/geografiya/page5206296.html
  • http://cyberpedia.su/9x3d57.html
  • http://compedu.ru/publication/metodicheskaia-razrabotka-prakticheskoi-raboty-po-geografii-8-klass-opredelenie.html
  • http://5geografiya.net/prakticheskie-raboty-po-geografii/Prakticheskie-raboty-po-geografii/010-Ustanovlenie-vzaimosvjazej-tektonicheskikh-struktur.html
  • http://infopedia.su/13x11abb.html