Меню Рубрики

Вреден ли для детей компьютер

Сегодня ПК (персональный компьютер) есть почти в каждом доме, и в разных семьях культура общения «дети и компьютер» может кардинально отличаться. Одни родители поощряют изучение ребенком современной техники с раннего детства, другие считают, что ничего хорошего в этом нет.

Компьютер и здоровье

За относительно недолгое присутствие компьютера в жизни человечества, какие только «грехи» ему не приписывали. Говорили и о радиации, рекомендуя усаживать всю комнату кактусами, и о риске катаракты, и даже о женском бесплодии — к счастью, опасения не подтвердились. Но есть и реальная опасность для организма.

Отрицательное влияние компьютера на здоровье ребенка

  • Нарушение режима. У компьютерных пользователей, независимо от возраста, часто теряется чувство времени и, как следствие, нарушается режим отдыха и питания. Время сна может сократиться на 2–3 часа, прием пищи чаще происходит «на месте» и все больше сводится к употреблению бутербродов, чипсов и прочей не очень полезной еды.
  • Переутомление нервной системы. Из-за длительного пребывания у монитора, особенно в динамичных играх, у ребенка может нарушаться сон (он плохо засыпает, разговаривает во сне, ему часто снится «белиберда», вызывающая неприятные эмоции после пробуждения). Появляется раздражительность, быстрая утомляемость при обучении, снижение внимания и ухудшение кратковременной памяти.
  • Высокая нагрузка на органы зрения. При злоупотреблении компьютером может возникнуть так называемый синдром сухого глаза из-за редкого моргания, переутомление и даже боль в глазных яблоках.
  • Опорно-двигательный аппарат испытывает негативное влияние. Когда ребенок увлечен работой или игрой, он не замечает, в какой позе сидит. Часто дети горбят спину, втягивают голову, отклоняя ее назад, руки находятся чуть ли не в максимальном сгибании в локтевых суставах. Из-за этого нарушается кровообращение по всему организму, в результате чего наблюдается раннее возникновение радикулита, онемение пальцев рук, шейный и грудной остеохондроз, искривление позвоночника и т. д.
  • Замедляется интеллектуальное развитие. Многие дети, увлекшиеся компьютером, теряют интерес к книге, а между тем чтение является одним из главных факторов умственного развития ребенка, так как именно книга помогает развивать воображение и способность размышлять. Кроме того, многие дети отказываются рисовать карандашами на бумаге, предпочитая графические программы.
  • Мышечная масса деградирует. Некоторые специалисты утверждают, что компьютерная мышь и клавиатура способствуют развитию мелкой моторики. Другие же ставят эту мысль под сомнение, приводя такой аргумент, что работают далеко не все группы мышц кисти, дети потом пишут медленно и «как курица лапой». Кроме того, от чрезмерной работы за компьютером у детей резко снижается физическая активность и появляется риск лишнего веса. Часто педагоги жалуются на неуклюжесть учеников — многие испытывают сложности с выполнением физических упражнений.

Компьютерная зависимость ребенка

Зависимость детей (чаще подростков) от компьютера — серьезная социальная тема. Если ваш ребенок постоянно пребывает в виртуальном мире, а на любые упреки на эту тему отвечает агрессией, стоит задуматься, не «зачем» он туда уходит, а «от чего».

Признаки зависимости

  • ребенок с нетерпением ждет момент, когда он сможет сесть за свой ПК;
  • часами пребывает перед экраном, не ощущая времени, и забывает о чувстве голода;
  • при отсутствии возможности доступа к компьютеру не знает, чем себя занять;
  • проявляет агрессию при попытке близких «оторвать» его от монитора;
  • старается любыми способами увеличить время пребывания в виртуальном мире;
  • появляется повышенная раздражительность, приступы гнева, безразличие к окружающему миру;
  • снижен интерес к общению с близкими.

Если вы заметили у своего ребенка подобные признаки, ни в коем случае не стоит изолировать его от ПК насильно — кроме еще большего отчуждения, вы ничего не получите. Вместо того чтобы придумывать уловки, как оторвать ребенка от компьютера, попробуйте понять, почему он бежит от реальности.

Причины и варианты их решения

  • Недостаток внимания и любви со стороны близких. До появления ПК «недолюбленные» дети часто уходили с головой в чтение, проводя с книгой все свободное время, чтобы хоть как-то уйти от мира, где они никому не нужны. Сегодня на смену книге пришел компьютер, но суть — та же. Попробуйте пересмотреть свой режим дня — отвлекитесь от сериалов, пересмотрите график выполнения обязательных дел и проводите с ребенком больше времени. Чаще общайтесь с ним, интересуйтесь его делами и рассказывайте о своих. Главное — чувствовать грань и не быть слишком навязчивыми.
  • Развод родителей. Ребенок подсознательно пытается заполнить пустоту от ухода одного из родителей виртуальной жизнью. При этом зачастую тот родитель, с которым он остался, поощряет такую ситуацию вместо того, чтобы договориться о встречах или самому уделить больше внимания сыну или дочери. В результате ребенок проводит за компьютером все свободное от учебы время (а иногда и вместо учебы).
  • Проблемы в школе. Многие дети замыкаются в себе из-за того, что не находят понимания в школьной среде. Это может быть конфликт как со сверстниками, так и с учителями. Например, откровенная «травля» ребенка из-за того, что он отличается от других по каким-то признакам — финансовое положение, лишний вес, ношение очков, национальность, необычная фамилия, нестандартное мышление, нетипичная внешность (рыжий, слишком высокий, слишком низкий), дефекты речи, застенчивость и т. д. Попробуйте ненавязчиво — возможно, в несколько этапов — поговорить с ребенком и выяснить причины конфликтов. Приведите примеры великих людей, справившихся с подобными «недостатками» и подскажите варианты поведения в данной ситуации. Главное здесь — понимать, что разговаривать с теми, кто ведет себя некорректно, бесполезно или даже опасно, так как это может привести к обострению ситуации.
  • Подавление со стороны родителей. Примерно с 12 лет дети начинают проявлять желание быть самостоятельной личностью, и такое стремление следует уважать. И когда такое явление активно подавляется дома или в школе, ребенок погружается в компьютерный мир, где можно ставить себе сложные задачи, искать неординарные пути их решения и не бояться осуждения в случае неудачи. Какими бы глупыми и бесполезными вам ни казались затеи вашего чада, поддержите его — ненавязчиво помогите советом и не осуждайте его в случае неудачи (мы не говорим о ситуациях, опасных для него и окружающих). Переформулируйте постановку задач для подростка — сведите к минимуму приказной тон и больше обращайтесь в виде просьб, даже если это касается выноса мусора. Это поможет ребенку почувствовать себя более значимым в семье.

Как извлечь пользу из увлечения компьютером

При грамотном подходе из общения ребенка с компьютером можно извлечь немало пользы для умственного развития. Несколько исследований, проведенных в разных странах в 1990 годах, выявили положительные стороны освоения ПК в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество развивающих мультфильмов и программ, где мир представляется в ярких красках (например, оживают буквы, цифры, геометрические фигуры), но при этом не искажается. Дети раньше начинают понимать техники обобщения и классификации предметов и явлений, легче осваивают грамоту и счет. Так как в дошкольном возрасте они еще неспособны к произвольной памяти, то запоминают только то, что интересно. А компьютер здесь — хорошее подспорье.

Для приучения ребенка к бережному обращения с техникой хорошо подойдет детский компьютер от 3 лет — обычно они бывают в виде ноутбука или планшета. На таких устройствах, как правило, установлены программы по изучению букв и цифр, развивающие игры и т. п. Клавиатуры бывают двух типов: классическая раскладка, как на «взрослом» компьютере, чтобы ребенок сразу мог освоить расположение клавиш, и раскладка по алфавиту.

  • Планшет для детей тоже может быть полезен, если его грамотно использовать. Если вы решили купить планшетный компьютер для ребенка, то он должен быть высокого качества (а не дешевой подделкой), чтобы его экран не «бликовал», и все элементы работали нормально. Устанавливайте такие игры, чтобы малыш не пассивно созерцал происходящее на экране, а активно работал пальчиками.
  • Не пугайтесь, если ребенок играет в агрессивные игры. Иногда детям необходимо выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, например, погоняв в игре за бандитом (мы, ведь, тоже играли в войнушку и «убивали» друг друга). Не акцентируйте внимание, не говорите «опять ты играешь в эту ерунду» — такой подход вызовет немедленный протест. Не переживайте — рано или поздно «стрелялка» надоест юному геймеру, и он переключится на другой жанр.
  • Постарайтесь сократить период пребывания у компьютера. Когда настает время выполнять домашнее задание с помощью ПК, помогите вашему сыну или дочери оптимизировать труд: обучите основным клавиатурным сокращениям (и не забудьте упомянуть, как это круто — знать их), научите правильно формулировать запросы при поиске информации, установите вспомогательные программы для облегчения и ускорения работы, по возможности обеспечьте доступ к быстрому интернетому.
  • Работа на компьютере без вреда для здоровья

    Когда ребенок начинает увлекаться компьютером, у родителей сразу возникает масса вопросов, как извлечь пользу от «железного помощника» и не навредить здоровью. Пожалуй, один из самых распространенных — сколько можно детям сидеть за компьютером? Для каждого периода существуют свои ограничения.

    Нормы «компьютерного времени» по возрастам

    Возраст Норма по времени
    0–3 года Использование компьютера не рекомендуется
    3–4 года 20 минут
    5–6 лет 25–30 минут
    6–8 лет 30 минут
    9–11 лет 1–1,5 часа
    12—16 лет 2 часа

    Разумеется, не всегда эти нормы получится соблюдать. Иногда домашние задания бывают такими объемными, что ребенок просто не может уложиться в эти рамки. Но если это происходит не регулярно, то ничего страшного нет. Также можно позволить трехлетке подольше поиграть с планшетом, если вы сидите в длинной очереди или летите в самолете, и малыша просто необходимо отвлечь от непривычной и потенциально стрессовой для него ситуации.

    Обустройство компьютерного места и меры безопасности

    Первое, что нужно определить — в какой комнате должен стоять компьютер. Здесь мнения родителей разнятся: одни считают, что ПК должен стоять в детской, так как это личная вещь ребенка, другие — быть на виду и под полным контролем. Главное — найти золотую середину. Для начинающего пользователя, конечно, необходим присмотр старших, чтобы они всегда могли проконтролировать процесс и оградить малыша от вредной информации. Для школьника же компьютер лучше поставить в его комнате, так как детям в этом возрасте необходимо личное пространство, которое стоит уважать.

    Правила организации рабочего места:

    • установите компьютер так, чтобы свет от окна и люстры не падал на монитор;
    • подберите стол по росту ребенка, и стул с удобной спинкой;
    • локтевые и коленные суставы должны быть согнуты под углом в 90 градусов, позаботьтесь о подставке для ног;
    • глаза при работе с ПК должны быть на уровне середины экрана;
    • установите высоту монитора так, чтобы он был слегка наклонен, и взгляд ребенка падал немного сверху вниз (это позволит глазным мышцам меньше напрягаться);
    • расстояние от глаз до экрана должно составлять 50–70 см;
    • подберите мышь «под детскую руку» (если она слишком велика — кисть и запястья будут болеть);
    • покупайте клавиатуру только белого цвета, на которой хорошо видны все символы;
    • желательно, чтобы клавиатура и мышь располагались на выдвижной полке под столешницей.

    Меры безопасности и правила при работе за компьютером:

    • установите пароль на каждую учетную запись, чтобы ребенок мог работать только под вашим контролем (если это дошкольник);
    • заблокируйте вредоносные сайты (порнографические, националистические и т. п.), регулярно отслеживайте историю браузера;
    • объясните ребенку, что не стоит реагировать на предложения что-то купить через сайт, нажимать на кнопку «ответить», когда кто-то якобы звонит по сети;
    • каждые 15–20 минут необходимо вставать со стула и смотреть в окно около 20 секунд на предмет, удаленный от глаз не менее, чем на 20 метров;
    • договоритесь с ребенком о длительности «компьютерного времени» мирно, без ультиматумов (иначе он будет вас обманывать и бегать к друзьям, чтобы играть без ограничений);
    • не позволяйте есть за монитором (но если уж ребенка так и тянет что-то пожевать за просмотром программы, пусть это будут только овощи и фрукты);
    • не менее двух раз в день проветривайте комнату и ежедневно вытирайте пыль;
    • установите возле ПК аквариум — он послужит естественным увлажнителем воздуха, и можно будет отвлечься от экрана, чтобы посмотреть на рыбок;
    • регулярно проверяйте целостность розеток, к которым подключены все компьютерные элементы и обучите ребенка правилам безопасного отключения аппарата.
    Читайте также:  Полезный интернет

    Конечно, мы понимаем, что не всегда есть возможность соблюсти все нормы и правила. Если нет денег купить специальную мебель — проявите смекалку. Прибейте к обычному столу планку в качестве подставки для ног, а на сиденье нашейте толстую подушку, чтобы посадка была выше.

    Если вы не можете проследить за временем, проводимым школьником за монитором, выделите полчаса, чтобы поговорить с ним на тему — сколько ребенку можно сидеть за компьютером — и подкрепите свои доводы вескими аргументами. Главное, чтобы ваша речь не была навязчивой, и в ней звучали не указания, а советы. Можно даже заключить письменный договор, заверить его своими подписями и нарисовать печать — вашему чаду наверняка это понравится.

    От прогресса никуда не деться, и наши дети должны изучать компьютер, чтобы быть полноценными членами современного общества. При грамотном подходе и своевременным мерам предосторожности гаджеты принесут только пользу — например, помогут научиться самостоятельно мыслить (чего так часто не хватает в школе).

    Магазин Умный Ребенок

    КОМПЬЮТЕР: вредные для здоровья факторы и как их уменьшить

    1. Нагрузка на зрение

    Первый и самый главный фактор — это нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка (или другого пользователя) возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играет наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть существенно снижена.

    1.1. Во-первых, вредны подеpгивания изобpажения из-за низкой частоты веpтикального обновления или из-за низкого качества pазвеpтки монитоpа.

    1.2. Второй по значимости фактор утомляемости глаз — это содержание изображения . Перечислим варианты изображений по восходящей от наименее вредных до наиболее вредных :

    1.2.1. Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Поэтому, для глаза ребенка или взрослого достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.

    1.2.2. Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняет глаз.

    1.2.3. Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок (пользователь) вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет — штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать, и читать быстро.

    1.2.4. Ну и, наконец, настоящие убийцы глаза — это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы — все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень нескоро.

    Насколько же компьютер опасен для зрения? Сравнивая его с телевизором, следует помнить, что разрешение дисплея и его качество во много раз выше качества телевизионной трубки. Однако дисплей, как правило, ближе. И все же можно считать, что нагрузка на глаз от монитора немного ниже, чем от телевизора. Поэтому время, проведенное за компьютером, и время, поведенное перед телевизором, следует суммировать .

    2. Стесненная поза

    Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье при работе с компьютером, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок (или взрослый) должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:

    2.1.Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.

    2.2. Боли в мышцах спины, шеи и головные боли . Человеческое тело не приспособлено для того, чтобы проводить долгие часы в фиксированном положении. Длительные периоды неподвижности снижают приток крови к мышцам, что приводит к накоплению продуктов метаболизма, раздражающих нервы задействованных мышц. Если этот застой случается в мышцах плеч, спины или шеи, может возникнуть головная боль, поскольку мышцы передают «сигналы дискомфорта» нервам чувствительных тканей лица, головы и кожи черепа.

    2.3.Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Иногда возникает искривление позвоночника.

    2.4.Заболевания суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовавшее машинисток в редакциях, а ныне — операторов компьютеров. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.

    Как помочь уменьшить вредное влияние стесненной позы.

    Следует сидеть в максимально удобном положении в максимально удобном кресле. Ваша спина должна сохранять ровное положение, ноги должны прочно опираться на пол, а голову следует держать ровно, а не выпячивать вперед, подобно черепахе, выглядывающей из своего панциря. Кроме того, ваше кресло должно быть твердым, но обеспечивать достаточную опору в области поясницы. Поэтому, самое важное в уменьшении нагрузки — это правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированны, причем подобраны именно для детей.

    Стул. Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, и это так же снимает утомление.

    Стол должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7-10 см. ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти все требования, и плюс к тому заставляет ребенка периодически изменять позу.

    Проекционное оборудование на уроке — тоже не блажь. Если при работе на уроке давать задание через индивидуальное рабочее место, то нагрузка повышается. Использование демонстрационного проектора или телевизора нагрузку снижает.

    3. Психическая нагрузка

    Третий по важности фактор — это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить.

    Во-первых, в работе следует делать перерывы . На уроке за этим следит учитель, дома на компьютере следует поставить таймер, например, из пакета Norton Utility. Каждые 30 минут — перерыв на 15 минут, для взрослого — 10 минут. Во время перерыва необходимо делать упражнения для зрения и на расслабление, описанные в самом конце рекомендаций.

    Во-вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной игр , в которые играет ребенок, за тем, что он программирует, и какие сайты он посещает. Хотя в общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере — это излучения, на самом деле воздействие на психику ребенка может оказаться намного серьезнее.

    4. Излучение

    4.1. Радиация от компьютерного монитора — это вечное пугало всех родителей. На самом деле, как Вы убедились из вышеизложенного, другие факторы гораздо более реальные в отношении вредности. У современных мониторов приняты выдающиеся меры по обеспечению безопасности. В частности, того излучения, которое собственно называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны) монитор практически не производит. В нем нет устройств со столь высокой энергией. Так же практически ничего не излучает системный блок. От монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение (ионизирующее излучение), которое в 2-3 раза меньше естественного радиационного фона. При таком уровне излучения видеодисплейный терминал (монитор) не представляет какой-либо опасности для здоровья человека

    Вредными для человека являются другие виды излучений:

    4.2.Постоянное электpостатическое поле высокой напpяженности. На электронно-лучевой трубке кинескопа имеется потенциал около 20 000 вольт (в 100 раз выше напряжения в сети). Создаваемое потенциалом постоянное электpостатическое поле действует на pасстоянии до полуметpа от экpана ( а там и находится пользователь). Сам по себе потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном дисплея и лицом оператора, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед экраном. Это постоянное электpостатическое поле может быть вpедно пpи заболеваниях глаз и кожи. Реально постоянное электpостатическое поле можно опpеделить, если к экpану монитора поднести кусочек тонкой бумаги или волос и они будут притягиваться к экрану.

    Для защиты от постоянного электpостатического поля (от других полей он не защищает) ранее использовались фильтpы в виде дополнительного экрана, прикрепляемые к экрану монитора. Дешевые китайские фильтpы неэффективны — они могут даже усиливать излучения. Фильтp сpабатывает — если только он заземлен — чтобы «стекали» заpяды статического электpичества. Если кусочек тонкой бумаги или волос пpитягиваются к повеpхности фильтpа, значит, он вас не защищает. Чаще всего так и бывает, так как правильное заземление фильтра обеспечить сложно. Если у вас современный монитор, то и не думайте об установке фильтра. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке, а применение защитного фильтра нивелирует это их преимущество. От фильтра при современном мониторе будет больше вреда, чем пользы.

    Если на монитоpе компьютеpа есть маpкиpовка LR (Low Radiation) — она должна свидетельствовать о пониженном напpяжении на аноде. Эта маpкиpовка не касается снижения вpедности дpугих излучений. Кpоме того она может быть подделкой, особенно если наклеена на панель, а не нанесена гpавиpовкой или качественной кpаской.

    Имеются следующие современные способы борьбы с этим явлением:

    Снижение количества пыли в помещении. В частности, в компьютерных классах крайне нежелательно применение мела, поскольку мел постепенно переходит с доски на лица детей путем разгона статическими полями. Обратите внимание — хороший компьютерный класс оборудован маркерной доской, кондиционером и пылеуловителем, а иногда «Люстрой Чижевского». Эти устройства снижают количество пыли в помещении, а «Люстра Чижевского» еще и подавляет статические поля.

    Ну, а самый постой способ борьбы — после занятий на компьютере умыться холодной водой.

    4.3. Высокочастотные электромагнитные поля. Их воздействие сравнимо с радиацией, но, к счастью, они очень быстро уменьшаются с расстоянием, элементарно экранируются и управляются. Основной их источник — отклоняющая электромагнитная система кинескопа. В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад. Вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляют вдоль стен таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок. А вот наклоняться над монитором, чтобы поглядеть на него сверху, не рекомендуется.

    Читайте также:  Полезные насекомые в саду и огороде

    4.4. Низкочастотные электромагнитные поля. Низкочастотные электромагнитные излучения до сих пор не считались вредными, поскольку от компьютера они ниже, чем, скажем, от электрического утюга. Однако по данным PC Week за февраль 2000 следует, что взаимодействие собственных полей монитора и внешних электромагнитных полей может вызывать интерференцию, из-за которой изображение на экране начинает мерцать, вызывая ухудшение зрения и головную боль. Радикальные способы борьбы с этим явлением пока, по сведениям журнала, не найдены.

    КАК ПРЕДОХРАНИТЬ СЕБЯ И БЛИЗКИХ ОТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ МОНИТОРА?

    Принимайте во внимание характеристики монитора при его приобретении ! Желательно приобретать монитор со следующими характеристиками: 1) нелинейность гоpизонтальной и веpтикальной pазвеpток должна быть не более 1 пpоцента. 2)яpкость свечения экpана электpонно-лучевой тpубки должна составлять не менее 100 кд/кв.м. 3)изменение яpкости по площади экpана — не более 70 пpоцентов. 4)постоянное электpостатическое поле высокой напpяженности ­­­не более 500 В/м по всем стандаpтам. 5) Пеpеменное электpомагнитное поле высокой напpяженности — не более 10/1 В/м (MPR II — 25/2,5).

    Примечание для специалиста : Уровень электрического и магнитного полей регламентируется несколькими междунаpодными стандаpтами безопасности монитоpа — наиболее мягкий -MPR II, сpедний — TCO 92 , наиболее жесткий — TCO 95. Стандарты MPR и TCO различаются тем, что в MPR II нормы интенсивности электромагнитного поля соответствуют таковым в ТСО, но замеряются не на 30 см от экранной поверхности, а на 50 см.

    Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор, затем следуют профессиональные 15-дюймовые мониторы, 17-дюймовые мониторы и 14-дюймовые мониторы. Завершают список устаревшие мониторы с диагональю 14 дюймов выпуска ранее 1997 года. Условно нагрузку на зрение можно распределить так:

    Компьютер для детей: вред и польза

    Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство малышей и школьников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Однако так ли полезны компьютеры для детей или все-таки вреда от них больше, чем пользы? Давайте разберемся.

    Польза компьютера для детей

    Несмотря на то, что большинство мам и пап пользуются старыми известными методами для развития ребенка (кубики с буквами, настольные обучающие игры, книги, карточки с картинками, вырезанные из картона цифры), тем не менее находится и немало сторонников более современных способов обучения малыша – с помощью развивающих компьютерных игр.

    Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков.

    Действительно, обучающие игры помогают малышу знакомиться с окружающим миром, узнавать новое, получать знания в интересной игровой форме и весело проводить время. Детские психологи утверждают, что особые категории игр работают над улучшением таких навыков, как развитие чувства стиля – в этом помогают специальные игры для девочек, в которых им предлагается подбирать наряды, прически и косметику для кукол. А игры, в которых ребенку предлагается сочинять собственные мелодии или рисовать с помощью компьютерной мыши, помогают малышу найти свое призвание в каком-либо виде творчества.

    Компьютер сейчас повсеместно используется и во время школьных занятий, поэтому наличие его дома помогает ребенку получать новые знания, искать информацию для выполнения домашних заданий, а также быть в курсе мировых событий, благодаря интернету. К тому же игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль, ведь всем известно, что стоит только увлечься чем-то интересным, как мы тут же забываем, что у нас что-то болит.

    Вред компьютера для детей

    Несмотря на большое количество плюсов, постоянное нахождение у компьютера может и навредить малышу. Дело в том, что в первые годы жизни, когда идет активное развитие ребенка, для него оказываются особенно важными тактильные ощущения. Он познает окружающий мир, беря в руки предметы, ощупывая их, знакомясь с их свойствами. Вот почему до трех лет строго не рекомендуется показывать малышу компьютер, лучше всего начинать постепенное знакомство с ним тогда, когда ребенку уже исполнится 4-5 лет.

    Также постоянное сидение у компьютера отрицательно сказывается на физическом здоровье малыша. От долгой работы за монитором у ребенка может возникнуть головная боль, ухудшение зрения и даже остеохондроз. Длительное времяпрепровождение за компьютерными играми делает малыша раздражительным и капризным, особенно если у него что-то не получается. А развлекательные игры в стиле ужастиков, содержащие в себе элементы жестокости и насилия, негативно влияют на психику ребенка – это давно доказано специалистами в области детской психологии.

    Как родители могут понять, что их ребенок живет в виртуальном мире, почему ему это интереснее, в чем заключается опасность такой ситуации и как решить проблему, рассказывает психолог Римма Теперик.

    Как компьютер влияет на здоровье и психику ребенка

    Прошли те времена, когда компьютер был роскошью. Сейчас практически в каждом доме есть не компьютер. Или несколько компьютеров. А, может, еще и планшет, поэтому вопрос о влиянии компьютера на ребенка поднимается в каждой семье.

    Наши дети копируют поведение своих родителей с самого детства. И еще они всегда находятся в тренде современных достижений человечества. Поэтому сейчас дети очень рано интересуются всякого рода электронными гаджетами.

    Картинка из жизни. Моя мама работает дома за компьютером. С родителями живет мой брат с семьей. Его младший сын Давид, полутора лет от роду, — главный бабушкин помощник.

    Как только бабушка встает из-за компьютера, Давид тут как тут, моментально оказывается на ее стуле с руками на клавиатуре. Даже если за секунду до этого он был далеко от компьютера и был занят совсем другим делом.

    Скорость реакции поистине поразительная: секунда – и Давид у компьютера. Ну действительно, нельзя же, чтоб компьютер простаивал без дела, нужно срочно помочь!))) А иногда Давид находит в игрушках старую сломанную мышку, и они с бабушкой работают в две мышки. Работа спорится!)))

    Тут маленький человек «работает» за компьютером. И ситуация, подобная этой, может вызвать только добрую улыбку. Совсем другое дело, если речь идет о просиживании днями и часами за мультиками, фильмами, компьютерными играми. Тут уже не до шуток и улыбок. Хотя поначалу ситуация часто недооценивается…

    Многие родители позволяют своим детям с малых лет сесть за компьютер и не видят в этом ничего негативного. Мол: «Пусть учится, без знания компьютера сейчас никуда». Но очень часто через некоторое время замечают изменения в поведении ребенка. Сын или дочь становятся буквально зависимыми от этой электронной машины.

    На этом этапе даже те, кто раньше и не задумывался о вреде компьютера, начинают не только задумываться, а стремительно выяснять, какое негативное влияние он оказывает. И самое главное – что с этим делать?

    Очень бы хотелось, чтобы эту статью читали родители, которые только планируют познакомить ребенка с компьютером и хотят узнать, как это правильно сделать и организовать. Но в реалиях нашей жизни понимаю, что большинство родителей задумываются о поиске такой информации, когда получили первые «звоночки» в виде нарушений в поведении или здоровье детей или когда хотят привести доводы своим уже повзрослевшим детям-фанатам компьютера.

    Сегодня поговорим о пользе и вреде компьютера и подобных ему электронных гаджетов. Речь пойдет о том, с какого возраста ребенку можно что-либо делать за компьютером, сколько времени можно выделять на это ребенку в разные возрастные периоды, как правильно организовать это время.

    Стоит заметить, что влияние компьютера, телевизора, планшета, смартфона очень сходны и соизмеримы по последствиям. Поэтому в этой статье я нередко буду проводить параллель между этими электронными друзьями наших современных детей. Это правильно, так как если идет речь о допустимом времени нахождения у экрана, то это значит, что речь идет о любом экране (компьютера, планшета, мобильного телефона, телевизора).

    В чем родители видят пользу компьютера для детей?

    Вот основные доводы родителей, почему они позволяют ребенку пользоваться компьютером:

    • ребенок довольно быстро приобретает новые знания и умения. С помощью детского компьютера или планшета дети быстрее осваивают алфавит и счет, чем занимаясь по-старинке (по книжкам);
    • компьютер развивает стратегическое мышление – умение просчитывать действия наперед, скорость реакции, память, в некоторой степени – целеустремленность;
    • он способствует развитию воображение, творческих способностей благодаря разнообразию игр и возможностей по моделированию, рисованию и так далее;
    • в то время, когда ребенок занят с электронной игрушкой, родители могут заняться своими делами (ну о-о-чень важный довод!);
    • благодаря возможностям современных приложений на электронные гаджеты (планшеты, смартфоны) родители могут контролировать, где находится их ребенок;
    • компьютер используется для подготовки школьной домашней работы школьника (сообщения, доклады, рефераты);
    • компьютер позволяет проходить онлайн обучение, не выходя из дома, совершенствоваться в своих увлечениях (например, иностранные языки, обработка видео- и фотоматериалов);
    • ребенок расширяет свой кругозор.

    Что по поводу взаимоотношений компьютера и ребенка думают медики и психологи?

    Медики и психологи дружно приводят доводы о негативном влиянии компьютеров на ребенка. Рассмотрим основные из этих доводов.

    Влияние на зрение

    Природой так устроено, что человеческий глаз испытывает меньшую нагрузку при взгляде вдаль, а длительное нахождение у экрана на расстоянии до полуметра сильно напрягает орган зрения. В итоге у ребенка может развиться близорукость, которую потом придется корректировать с помощью очков.

    Еще одним последствием напряженной работы глаз является так называемый синдром «сухого глаза». При внимательном всматривании и напряжении зрения мы реже моргаем. Из-за этого роговица глаза хуже омывается слезной жидкостью, недостаточно очищается и недополучает питания. Внешне это проявляется покраснением и припухлостью глаз и век. На уровне ощущений ребенок чувствует дискомфорт и раздражение конъюнктивы глаз, у него возникает желание чаще моргать или потереть глаза.

    Влияние на позвоночник

    При длительном сидении за компьютером чрезмерное напряжение испытывают мышцы спины. Еще в большей степени напрягаются и утомляются мышцы шеи. В свою очередь, это приводит к искривлению позвоночника.

    Шейный кифоз – сутулость, S-образный сколиоз возникают, если ребенок сидит в позе нога за ногу, одна нога на стуле под ягодицами, вполоборота, свесив одну руку и плечо без опоры на стол. Мышцы спины из-за гиподинамии (малоподвижного образа жизни) становятся дряблыми. Такие мышцы не способны удержать позвоночный столб, что ведет к искривлению позвоночника уже в раннем детстве.

    Нередко у таких детей диагностируется головная боль напряжения. Боль возникает из-за напряжения мышц и смещения позвонков шейного отдела позвоночника. Смещение позвонков ведет к сдавливанию кровеносных сосудов, вследствие чего нарушается кровоснабжение головного мозга.

    Обращайте внимание, как сидит ваш ребенок, так как проблемы с позвоночником – серьезная проблема с последствиями на всю жизнь.

    Читайте также:  Муравьиный спирт чем полезен

    Как педиатр, я наблюдаю рост сколиозов второй степени у детей младшего школьного возраста. Эти школьники еще не успели, что называется, за партами посидеть, а уже не спина, а вопросительный знак. Нетрудно догадаться, откуда пришла беда.

    Малоподвижный образ жизни

    Длительное неподвижное положение ребенка таит в себе массу последствий. Гиподинамия (недостаточная двигательная нагрузка) является фактором риска заболеваний суставов, сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, а также является одной из непосредственных причин бича современного человечества – ожирения.

    При малоподвижном образе жизни страдает иммунитет. Давно доказано, что физическая нагрузка способствует поддержанию нормального тонуса сосудов и нормальной работе иммунной системы.

    Электромагнитное излучение компьютера и телефона

    Электромагнитное излучение – это электромагнитные волны, которые образуются под действием заряженных частиц и распространяются в пространстве.

    От каждого компьютера, телефона, телевизора или другого электронного устройства исходит низкочастотное и радиочастотное электромагнитное излучение. По данным Всемирной организации здравоохранения, и низкочастотные, и радиочастотные волны являются канцерогенными, то есть могут спровоцировать рак.

    Установлена взаимосвязь между компьютерным излучением и рядом заболеваний. Такими заболеваниями считаются сердечно-сосудистые заболевания, гормональные нарушения, заболевания иммунной, нервной, репродуктивной систем, хроническая усталость, депрессия.

    Нарушения психики и поведения ребенка, связанные с компьютером

    Компьютерная зависимость

    Во время игры на компьютере центры головного мозга, отвечающие за удовольствие, постоянно находятся в состоянии возбуждения. Регулярное возбуждение со временем влечет за собой постоянную потребность в таком роде стимуляции, даже при кратковременной отмене этого влияния. Вот так дети попадают в замкнутый круг зависимости от электронных гаджетов.

    Дети постарше испытывают потребность несколько раз в день контролировать социальные сети, проверять электронную почту.

    Сколько роликов сейчас есть в интернете, снятых самими родителями, как в буквальном смысле звереют дети после родительского запрета пользоваться компьютером! Из таких запущенных ситуаций крайне сложно найти выход без помощи психологов. Как всегда, и в этом случае легче предупредить, чем лечить. Прописные истины? Нет, закон жизни, из которого нет исключений.

    Прежде всего, родители должны понимать, что зависимость возникает в случаях неограниченного пользования компьютером и подобной техникой, от недостатка родительского контроля и внимания, когда развитие, воспитание и организацию досуга родители перекладывают на электронные гаджеты.

    Нарушения социализации

    Дети настолько привыкают к общению в сети, что в реальном мире им трудно завести знакомства. Многие предпочитают общение в интернете, так как считают такое общение более свободным. Они не боятся осуждения со стороны незнакомых людей по ту сторону экрана монитора, но боятся общения с реальными людьми.

    Реалии современного мира таковы, что имея сотни друзей в социальных сетях, в реальности настоящих друзей мы не имеем. И все чаще эта проблема касается детей…

    Реальное общение со сверстниками заменяется виртуальным. А групповые игры, в том числе ролевые (дочки-матери, магазин) вытесняются из детства наших детей красочными установочными компьютерными играми. А ведь именно так мы с детства учимся взаимодействовать в социуме, договариваться с людьми.

    Усталость и переутомление

    Повышенная напряженность работы головного мозга, зрительной системы быстро истощает энергетические запасы организма, который вынужден работать на грани предельных возможностей. Понятно, что такой режим работы без ущерба для организма не проходит.

    Раздражительность и агрессивность

    При работе за компьютером, особенно во время компьютерных игр, ребенок находится в стрессовых условиях. Отчасти из-за постоянного напряжения и приобретенной зависимости от компьютера поведение ребенка меняется на раздражительное и более агрессивное.

    К более жестокому и агрессивному поведению детей толкают всеми ими любимые компьютерные игры, в основе которых лежит сражение, стрельба, уничтожение, борьба с оружием.

    Несформировавшаяся детская психика не способна критично относиться к происходящему на экране. Вот поэтому дети очень часто переносят «компьютерный опыт» в реальную жизнь. То и дело со всех уголков мира доносятся новости о стрельбе детей в школе или на улице. Общество пожинает плоды неразумного обращения с электронной техникой.

    Негативное влияние компьютера на детский организм – это общемировая проблема. Это признано.

    «Но ведь мы простые маленькие люди, не можем решить мировую проблему», – скажете вы. И не надо решать мировую проблему! Решите кусочек проблемы, который касается вас и вашей семьи. То есть начните с себя, со своей семьи, со своего ребенка. Вот поэтому не должно быть бесконтрольности, вседозволенности, потакания капризам. Выбор того, во что и сколько будет играть ребенок, должен быть за родителями.

    Не так уж компьютер расширяет кругозор…

    Считается, что компьютер – универсальный помощник. Стоит лишь установить новую программу или игру – и вуаля, вот тебе разнообразие, а с ним и новые возможности, и новые знания. И можно это воспринимать как расширение кругозора. Но не все так однозначно.

    Как правило, компьютерные игры предполагают один, или, в лучшем случае, два варианта ответа или развития событий. В связи с этим мышление детей становится шаблонным.

    Ребенок отдаляется от родителей

    Часто дети, которые с раннего детства проводили много времени, играя в компьютерные игры, становятся эгоистичными. Дети изолируются в своем мирке, где у них есть какие-то игровые достижения. Родители не всегда понимают и принимают эти достижения и успехи, тем более, если такая игровая зависимость мешает учебе. Между родителями и детьми возникает непонимание, нет общности интересов, что ведет к разногласиям и еще большей агрессии.

    Психологи проявляют обеспокоенность по поводу изменений в детской психике. Неоднократно проводимый психологами анализ школьных рисунков на вольную тему показывает, что в рисунках многих детей читается скрытое чувство страха, беспокойства, закрытости, необходимости обороняться. Дети рисуют оружие, битвы, монстров, зомби. Специалисты доказывают, что это тоже побочное негативное влияние избыточного общения детей с компьютерами.

    Дети лишены детства

    Пока ребенок сидит у экрана монитора, его детство проходит мимо. Все эти электронные гаджеты просто воруют время, которое дети должны тратить на подвижные игры, активные виды отдыха, хобби, увлечения.

    Заблуждения родителей

    Многие родители выбирают и покупают компьютерные игры или мультики только по внешнему виду картинки на диске. А еще хуже, когда родители полагают, что их ребенок достаточно взрослый и может выбирать игры самостоятельно.

    Всегда стоит ознакомиться с игрой или мультфильмом сначала взрослым, а только потом предлагать или разрешать смотреть это детям.

    Совместный просмотр фильмов или мультиков с ребенком приветствуется. Это позволяет вам комментировать двоякие, спорные ситуации или диалоги в момент просмотра (вовремя осудить зависть, хвастовство, сарказм в словах детям часто не понятен).

    Также детям важно просто проводить время с родителями, занимаясь одним делом. Это придает им чувство защищенности и уверенности.

    Еще одно заблуждение родителей: кликанье по кнопкам клавиатуры развивает мелкую моторику рук ребенка. Категорически не так! Однотипные движения рук в работе с мышкой и клавиатурой никак не могут поспособствовать развитию моторики рук.

    В связи с этим нельзя заменять настольные игры (паззлы, мозаику, кубики) на электронные их версии. Только скрупулезные движения пальцев рук (пинцетный захват), ощупывание предметов разной текстуры и фактуры развивает мелкую моторику.

    С какого возраста и сколько ребенку можно пользоваться компьютером?

    Вот тут правильно было бы сказать, сколько в общем экранного времени должно быть у ребенка, то есть сколько ребенок может в совокупности проводить времени у экрана телевизора, компьютера, планшета, телефона.

    Это надо четко знать, чтобы не было так, что ребенок поиграл свое положенное время за компьютером и пересел к телевизору. Ведь многие родители даже работу за компьютером для подготовки домашнего задания не считают в это отведенное время, мол, ребенок не играл же – делом был занят.

    Детям только с 2-х лет разрешается смотреть телевизор, причем, не больше 20-30 минут за весь день. Телевизор в фоновом режиме, когда мама смотрит, а ребенок находится рядом и тоже поневоле смотрит, также считается. Это как с пассивным курением, когда нахождение в одной комнате с курящим человеком оказывает такой же негативный эффект, как и непосредственно курение.

    Телефон, компьютер, планшет детям раньше 3-3,5 лет позволять не стоит. Малыши 3-4 лет могут проводить время с электронными друзьями не больше 40 минут-1 часа в день. С 5-7 лет это время можно продлить 1 часа 15 минут. Дети 7 лет и старше могут проводить перед экраном всего 1,5 часа, а старше 10 лет – 2 часа в день.

    Важно отметить, что все это время нужно разделить на несколько частей и делать паузы. Для профилактики близорукости важно делать паузы в работе за компьютером каждые 20 минут на 20-30 секунд. Во время паузы взгляд нужно переводить вдаль, например, можно посмотреть в окно.

    Родителям на заметку

    Мы живем в современном мире, где много электронной техники. Вернуться в первобытный строй мы не можем. По этому поводу даже не буду говорить «к сожалению». О чем тут можно сожалеть? Мы живем в сложное интересное время в сложном интересном мире, к которому нужно приспосабливаться. Приспосабливаться и нам, и нашим детям.

    Сформулирую в виде списка некоторые рекомендации родителям, которые хотят правильно организовать взаимодействие своего ребенка с компьютером и другими аналогичными электронными гаджетами.

    • с самого начала четко оговорите правила использования компьютера именно в вашей семье (например, когда и сколько, только после домашних дел и уроков, не открывать и не читать письма неизвестных отправителей, нигде не регистрироваться без ведома родителей и так далее);
    • контролируйте, сколько времени и чем занимается ваш ребенок за компьютером, просматривайте историю поиска;
    • не оставляйте ребенка один на один с компьютером, и поэтому нецелесообразно ставить компьютер в детскую комнату;
    • приучите ребенка делать паузы в работе за компьютером, делать гимнастику для глаз;
    • организуйте досуг ребенка так, чтобы вам не пришлось силой его выволакивать из-за компьютера (прогулка в парк, катание на велосипеде, роликах, лыжах, поход, пикник, рыбалка). Очень важно предложить альтернативу. Просто запретить – это неправильно;
    • установите программу родительского контроля на ваш компьютер, которая позволит уберечь вашего ребенка от ссылок и переходов на запрещенные сайты;
    • выбирайте и устанавливайте только те игры и мультфильмы, с которыми сами уже ознакомились;
    • выстраивайте доверительные отношения с вашим ребенком. Излишняя критика может подтолкнуть ребенка к виртуальному миру, так как там он чувствует успех и поддержку;
    • интересуйтесь увлечениями ребенка. Старайтесь разнообразить его жизнь, предложить малышу то, что ему интересно, что позволит вытащить его из виртуального мира (секции, кружки, бассейн, музыка, домашний питомец).

    Даже если вы уже столкнулись с проблемой неограниченного пользования компьютером и договориться с ребенком об ограничении времени пока не удается, выход есть. Большинство детей готовы променять игры и компьютер на время, проведенное с близкими и любимыми людьми за интересным занятием. А что именно интересно вашему ребенку, узнать нужно вам.

    Научить ребенка благоразумному использованию компьютеров и телевизоров можно лишь собственным примером. Начинайте с себя. Вы можете уже не замечать за собой включенный в фоновом режиме телевизор, бесцельный поиск в интернете, просиживание времени в социальных сетях.

    Есть такое правильное выражение: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, потому что дети будут похожи на вас». Успехов вам в воспитании себя и своих детей.

    О влиянии компьютера на ребенка вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.

    Источники:
    • http://www.rebenok.com/info/library/computer/53649/
    • http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kompyuter-dlya-detey-vred-i-polza/
    • http://agushkin.ru/razvitie/vliyanie-kompyutera-na-rebenka.html