Меню Рубрики

Все ли достижения науки полезны человеку

НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВСЕ ЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛЕЗНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?

Ключевые слова: наука, технологии, изобретения, научные открытия, цивилизация.

Аннотация: Основная форма человеческого познания – наука – в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Влияние современной науки на повседневную жизнь человека достаточно велико .

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые , а мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование — не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука — игра, связанная с риском, а игра — это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно.

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Значимость научных открытий не может вызывать сомнения. Благодаря достижениям цивилизации мы пользуемся ее благами, которые получили в результате множества открытий и изобретений. Тем самым во многом наша жизнь облегчилась, стала комфортнее, интереснее. И возможности выбора у человека огромны. Например, в средствах связи, мультимедийных средствах, в средствах транспорта. Трудно представить свою жизнь без мобильного телефона, компьютера, интернета, телевизора, многочисленной бытовой техники и других благ. Человечество не смогло бы существовать без постоянного прогресса, нахождения и внедрения новых технологий, изобретений и открытий. Все, что окружает нас, сотворил человек. Новейшие изобретения могут изменить наши взгляды на мир. То, что раньше было прекрасной мечтой, считалось плодом безумной фантазии, сегодня прочно вошло в наш быт, стало нашей повседневной действительностью. В наше время технический прогресс достиг наивысших высот. Сегодня по-прежнему лучшие умы человечества изобретают, выдвигают новые идеи и предложения, совершают открытия во имя дальнейшего развития и совершенствования нашего мира.

В наше время технический прогресс достиг наивысших высот. Однако, мало кто задумывался над тем, что некоторые достижения цивилизации могут быть как полезны, так и вредны.

Компьютер — величайшее изобретение человечества! Компьютер и здоровье тесно взаимосвязаны. Мы рискуем испортить себе зрение, если будем подолгу сидеть даже перед самым лучшим монитором. Многочасовая работа в одной позе приводит к развитию множества проблем

Телевидение. На сегодняшний день телевизор — это не предмет роскоши, как в советские времена, а необходимая вещь каждого дома. Посредством телевидения мы снимаем напряжение после долгого, напряжённого, рабочего дня, получаем всю необходимую информацию, чтобы быть в курсе самых последних событий, происходящих в мире. Но это приводит к малоподвижному образу жизни.

Мобильная связь. Сотовые телефоны уже давно стали незаменимым атрибутом современного мира. С помощь них мы всегда на связи с теми, кто нам дорог и с теми, кто может решить самые сложные вопросы, находясь в любой точке мира. Ученые доказали, что, проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности, на работе нервной, сердечно-сосудистой, и эндокринной систем. И это доказывает, что вред сотовых телефонов огромен.

Генно-модифицированные продукты. Генно-модифицированные продукты – это ответ ученых на решение задачи ликвидации голода на Земле. В современном мире генно-модифицированные продукты (ГМО) изучены слабо. И подобные разработки вызывают неоднозначную реакцию во всех странах мира. ГМО получают, внедряя в генетическую структуру какого-либо организма так называемые «целевые гены». Никто не доказал, что это безопасно, — предупреждают одни российские ученые. Практически все изобретения имеют и плюсы, и минусы в разной соразмерности. Любое достижение цивилизации может нести пользу и вред.

Мир великих открытий и изобретений — нелегкий путь, пройденный человечеством с его пытливым острым умом, можно проследить и через историю его величайших открытий и изобретений, внедрение которых привело к значимым изменениям в жизни всего общества, изменило взгляды на мир. И сегодня жизнь не стоит на месте, она тесно связана с техническим прогрессом, с внедрением новых технологий, новых изобретений и открытий. И должны нести человечеству благо. Они сделали нашу жизнь проще и удобнее. Нужно всегда соизмерять, что от такого «достижения» будет больше, вреда или пользы. Открытия и изобретения действительно делают жизнь человека более комфортной, удобной, интересной. Но также определили и другую сторону. Что нести они могут и пользу и вред. По результатам исследования можно сделать вывод, что все перечисленное полезно при грамотном использовании. Что всеми из них надо пользоваться в меру. Мы так привыкли к тому, что нас сегодня окружает, что невозможно себе представить, как люди раньше без всего этого обходились.

источник

Всемирный научный прогресс – самая, что ни на есть, движущая сила развития планеты. Однако, мало кто задумывался над тем, что некоторые достижения цивилизации могут быть не только бесполезны, но и вредны.

За последние несколько десятилетий достижения нашей цивилизации настолько шагнули вперед, что мы просто привыкли к тому, что появляются какие-то новинки, информация о них и воспринимаем это как должное. Тем не менее, наши достижения цивилизации усугубляют нашу жизнь, пагубно влияют на природу, организм в целом…

Именно об этом мы вам и хотим рассказать. И результаты нашего исследования были довольно любопытными.

Научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее».

«Самые вредные достижения цивилизации».

Россия Республика Дагестан г. Махачкала

Хизриева Джамиля Шамильевна, ученица 8 «а» класса МБОУ СОШ №6

учитель обществознания высшей категории МБОУ СОШ №6

«Самые вредные достижения цивилизации».

Хизриева Джамиля Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 8 «а» класс.

Всемирный научный прогресс – самая, что ни на есть, движущая сила развития планеты. Однако, мало кто задумывался над тем, что некоторые достижения цивилизации могут быть не только бесполезны, но и вредны.

За последние несколько десятилетий достижения нашей цивилизации настолько шагнули вперед, что мы просто привыкли к тому, что появляются какие-то новинки, информация о них и воспринимаем это как должное. Тем не менее, наши достижения цивилизации усугубляют нашу жизнь, пагубно влияют на природу, организм в целом…

Именно об этом мы вам и хотим рассказать. И результаты нашего исследования были довольно любопытными.

«Самые вредные достижения цивилизации».

Хизриева Джамиля Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 8 «а» класс.

Целью данного исследования стало выявление самых вредных достижений цивилизации. Объектом исследования являются учащиеся старших классов села Новый Хушет Ленинского района города Махачкалы. Предметом исследования стали такие достижения цивилизации как: мобильная связь телевидение, клонирование, пластическая хирургия, кредиты, генно-модифицированные продукты, персональный компьютер, интернет, автомобили, ядерная / атомная энергетика, памперсы.

Автор провела исследование путем анкетирования и интервьюирования, используя индуктивный метод. Учащиеся опрашивались о том, какие, по их мнению, существуют самые вредные достижения цивилизации на данное время. Максимум можно было выбрать три варианта ответа. Респондентами были учащиеся 10 -11 классов в количестве 90 человек.

В результаты исследования учащимися был сделан вывод, что без достижений науки нет развития, и современная жизнь невозможна. Все способствует прогрессу цивилизации и сами по себе достижения цивилизации не могут быть ни вредными, ни полезными, а все вышеперечисленное полезно при грамотном использовании.

«Самые вредные достижения цивилизации».

Хизриева Джамиля Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 8 «а» класс.

План научного исследования:

Цель данного исследования: информационная, т.е. знакомство с теми негативными последствиями, которые несут человечеству самые современные и так необходимые нам изобретения. Так же проводимое исследование должно заставить задуматься каждого о том, как строить свои отношения с этими изобретениями.

Реализация поставленной цели представляется возможной посредством решения следующих задач:

Изучить литературу, статистические данные по данному исследованию.

Представить основные сведения о вреде достижений цивилизации.

Проанализировать результаты анкетирования и интервьюирования.

Методы исследования: анкетирование и интервьюирование, количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования.

Опытная база исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №6» села Новый Хушет Ленинского района города Махачкалы РД

Методическая база исследования — учащиеся 10-11 классов средней общеобразовательной школы №6 села Новый Хушет. Всего опрошено 90 человек.

Исследование проводилось в форме письменного анкетирования.

Источники информации: материалы Интернет-ресурсов, СМИ,

энциклопедическая литература. Так же в процессе работы над проектом, были использованы результаты различных опросов по данной теме среди учащихся своей школы.

Научно-практическая значимость исследования:

Разработка своего рода памяток по использованию этих полезных, привычных для нас, но в то же время и опасных современных изобретений.

Результаты исследования могут быть использованы как в целях дальнейшего

«Самые вредные достижения цивилизации».

Хизриева Джамиля Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 8 «а» класс.

Ты можешь стать умнее тремя путями:

путём опыта – это самый горький путь;

путём подражания – это самый лёгкий путь;

путём размышления – это самый благородный путь.

Древняя китайская пословица

Мы сегодня живем в достаточно комфортных условиях, благодаря достижениям цивилизации и пользуемся ее благами, которые получили в результате многочисленных открытий и изобретений человечества. Привыкнув к такой удобной, современной жизни мы воспринимаем все эти достижения как неотъемлемую часть нашей современности. Конечно, мы благодарны всем тем, кто наполнил нашу жизнь открытиями, изобретениями, тем самым во многом облегчив ее, сделав комфортнее, интереснее. Возможности выбора человека огромны, как в средствах транспорта, средствах связи, так и в различных мультимедийных средствах. Мы не представляем нашу жизнь без мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и других благ. Но в связи с тем, что последнее время все чаще и чаще звучит предупреждение человечеству об обратной стороне всех этих супердостижений, приходится задуматься: а действительно ли так опасным эти достижения человечества, или это всего лишь излишняя и надуманная угроза.

Изобретения в жизни человека

С давних времён человек хотел освободиться от физических усилий или

облегчить их, он желал располагать большей силой, быстротой. Создавались сказания о коврах — самолётах, семимильных сапогах и волшебниках, переносящих человека за тридевять земель мановением жезла.

Таская тяжести, люди изобрели тележки, ведь катить легче. Потом они

приспособили животных – волов, оленей, собак, лошадей. Так появились повозки, экипажи. В экипажах люди стремились к комфорту, всё, более совершенствуя их.

Вся история человечества свидетельствует о том, что человек наделен даром

изобретать, и его стремление изобретать неизмеримо. К человеческим изобретениям относятся такие впечатляющие вещи, как самолет, компьютер и телефон, которые значительно изменили мир, равно как внесли принципы и методы, успешно используемые в повседневной жизни.

Многочисленные технические изобретения, которые могут облегчить нашу жизнь и усовершенствовать быт человека: авторучка, телефон, автомобиль и электричество относятся сегодня к, привычным, предметам нашего быта, причем мы забываем, что они являются плодом человеческого изобретательского духа. Уже невозможно представить себе наши больницы без современной медицинской аппаратуры и методов лечения. Круг их широк: от лейкопластыря до систем искусственного поддержания дыхания и кровообращения.

Существуют открытия, никогда не имевшие значения и до сегодняшнего дня

относятся к курьезам. Наконец, существуют изобретения, которые было бы лучше не делать, так как они только принесли человечеству нужду, страдания, боль и смерть. К таковым относятся все военное оружие, а также орудия и методы пыток.

Изобретательский дар человека не останавливался ни перед чем. У понятия

«изобретение» имеется социальная, общечеловеческая ценность. Ведь кому «нужны» бесполезные, бессмысленные изобретения, даже если они демонстрируют небывалую силу. Например, лазер (оптический квантовый генератор) – устройство, генерирующее когерентные и монохроматические электромагнитные волны видимого диапазона за счёт вынужденного испускания или рассеяния света атомами (ионами, молекулами) активной среды. Изобретение лазера дало миру огромные перспективы в проведении научных работ, а также в промышленности и новейшей медицине. К счастью, лазер запрещён международными организациями для применения в военных целях. В отличие от ядерной энергии, ещё одного великого изобретения прошлого века, он не принёс столько человеческих жертв.

К сегодняшнему дню технический прогресс достиг неведомых высот. Интернет, электроприборы и многое другое. Но кроме выгод и пользы изобретения человека вредят ему самому же. И хотелось бы, в своей работе рассказать о некоторых таких открытиях и изобретениях, наиболее часто используемых нами.

Эти противоречивые изобретения.

Исследователи и ученые не скупятся на проведение всевозможных исследований, и каждый раз обнародованные результаты могут повергнуть слабонервных в шок. Мы тоже решили провести анкетирование по примеру таких исследовательских центров как Кадровый Дом «СуперДжоб», Фонд «Общественное мнение»(ФОМ) и

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Вопрос:
Какие достижения цивилизации Вы считаете самыми вредными? (выберите не более трёх ответов)
Ответы респондентов распределились следующим образом:

Несмотря на то, что один ядерный реактор производит в час миллион киловатт-часов электрической энергии, при этом не сжигая органического топлива, все же атомная станция производит отходы намного опаснее – радиоактивные. Период полураспада некоторых из них – несколько миллиардов лет. А накопившись однажды в организме человека, многие из них уже не выводятся.[1]

Читайте также:  Овсяная каша полезнее на воде или на молоке

Из результатов исследования мы видим, что самым из вредных достижений цивилизации 59% учащихся (53 чел.) считают, наиболее опасным для человечества ядерную/атомную энергетику. Они помнят, что произошло с атомной электростанцией Фукусима-1 в 2013 году в Японии.

До сих пор нет данных, которые бы свидетельствовали о том, что они однозначно вредны для здоровья. Но исследования, проводимые на животных, показывают, что ГМО способны подавлять производство половых клеток в результате мутаций уже в третьем поколении. Если же ГМО так же действует в отношении к человеку, то получается, что это –опаснейшее биологическое оружие [2].

Продукты питания, содержащие генно-модифицированные ингредиенты, причисляют к наиболее вредным достижениям цивилизации 57 % учащихся (51 чел.). По их мнению, полностью эффект от них не изучен, неизвестно, как это скажется на будущих поколениях.

Наибольшая опасность не только пластической операции, а любого оперативного вмешательства в человеческий организм – этот результат, который невозможно предугадать. Всегда существует риск, и об этом необходимо помнить, особенно тем, кто такой ценой решил заплатить за свою красоту. И, здесь вина не только в возможной не компетенции врачей, но, проблема в том, что каждый человек и его организм – индивидуальны. То, что девяти людям не причинит вреда, жизнь десятого может поставить под угрозу[3]. С этим мнением соглашаются 48% учащихся(44 чел.). Они также считают, что человек должен пройти все ступени развития: детство, юность и старость, и от этого не уйти.

Опасения вызывают такие моменты, как большой процент неудач при

клонировании и связанные с этим возможности появления неполноценных людей. А также вопросы отцовства, материнства, наследования, брака и многие другие.

Ключевым моментом, который вызывает наибольшее неприятие, является цель клонирования — искусственное создание жизни противоестественным способом, что является попыткой переделать механизмы, с точки зрения религии созданные Богом.

Также важным отрицательным моментом является создание человека лишь для немедленного умерщвления при терапевтическом клонировании, и практически неизбежное при современных методиках создание сразу нескольких идентичных клонов (как и при ЭКО), которые практически всегда убиваются. [4]

Одним из самых вредных достижений цивилизации считают 36% учеников (32 чел.). Они выбрали этот вариант, ссылаясь на то, что природа – это единая система и не надо в ней ничего менять.

Первое, что приходит на ум, когда начинается разговор о вреде интернета, это так называемая интернет-зависимость. А вот объяснить, что это такое, могут не все.

Специалисты-психологи выделяют несколько видов интернет — зависимости:
— Непреодолимое стремление завязывать все новые и новые знакомства, желание набрать как можно больше «друзей» в различных соцсетях.
— Навязчивая потребность в интернете: многочасовые дебаты на форумах, участие в разнообразных акциях и т.п..
— Перегрузка интернет-информацией, что выражается в постоянном поиске информации, бесконечных путешествиях по новостным сайтам и т.п.
— Зависимость от онлайн-игр, от которых человек в буквальном смысле не может оторваться.
Симптомами любой из форм интеренет — зависимости являются:
— навязчивое желание постоянно проверять «личку» в соцсетях, электронную почту;
— раздражительность, плохое настроение при невозможности выйти в интернет;
— чувство эйфории во время интернет-сеансов;
— увеличение времени, проводимого в сети;
— сокращение до минимума контактов в «реале»;
— пренебрежение своими трудовыми и учебными обязанностями;
— изменение режима сна и бодрствования, бессонница;
— пренебрежение своим внешним видом и личной гигиеной.[5]

Несмотря на все эти предостережения от интернет — зависимости, только лишь 20% респондентов (18 чел.).

«Добровольное облучение мозга микроволнами от мобильного телефона — это самый крупный биологический эксперимент над человеком».[6]

В настоящее время практически все население, ученые, врачи, физики очень обеспокоены данной проблемой — воздействием мобильного телефона на организм человека. Это связано с тем, что, во-первых, количество пользователей сотовой связью возрастает ежедневно и ежечасно в геометрической прогрессии, во-вторых, растет количество базовых станций, а они тоже являются непосредственным источником излучения. И, наконец, близость трубки телефона к голове и регистрирующееся повышение случаев опухолей мозга тоже заставляют насторожиться и связать телефон и ухудшение здоровья человека воедино.
Вредным достижением цивилизации считают 16% учащихся(15 чел.) проводимого исследования.

Кредит дает возможность осуществить, так сказать, свою мечту прямо здесь и сейчас. Не нужно ждать месяц или год, нужная сумма будет у вас на руках.
Переходим к минусу. Он заключается в том, что банк не интересуют ваши непредвиденные обстоятельства. Ему не важно, что вы потеряли работу или тяжело заболели. Конечно, банк, выдавая крупную сумму, тоже немного заботится, если можно так сказать, о своих заемщиках. Он требует оформлять страховку. Но и это тоже пользы-то особой не приносит. Так же дается отсрочка, но она, увы, тоже зачастую не помогает. Именно поэтому многие люди лишаются заложенного имущества.

К кредитам учащиеся относятся несколько благосклоннее, так как, в силу своего возраста, они от этого «далеки». Их «самыми вредными достижениями цивилизации» считают 16% (14 чел.) респондентов.

Минусом памперсов служит то, что находясь в одноразовом подгузнике, ребенок не может заметить, что произошла «неприятность», ведь подгузник остается сухим, как нас и уверяют производители. Кроха не учится терпеть, может писать очень часто и понемногу, не может научиться контролю над своими выделительными функциями. Следствием может быть как тяжелое приучение к туалету, так и ночные недержания мочи у детей, которые носят одноразовые подгузники до 2 – 3 лет.

С этим мнением согласилось 12% учащихся (11 чел.).

Равное количество учащихся считают, что звание «самые вредные достижения цивилизации» заслуживают автомобили и компьютер. Они получили по 11%(10чел.) голосов респондентов.

В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильными транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением воздуха, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. Таким образом, автомобиль становится конкурентом человека за жизненное пространство [7].

Говоря о компьютерах, мы можем заметить, что современные жидкокристаллические мониторы гораздо безопасней своих предшественников с лучевой трубкой, но это не исключает того что и они могут наносить вред зрению. Нередко при длительной работе за компьютером появляются болезненные ощущения в глазах, становится больно моргать, ими шевелить, появляется жжение, либо ухудшается четкость зрения и двоится в глазах. С подобным явлением знакомы практически все люди, проводящие у компьютера без перерыва по нескольку часов в день, это называется «компьютерный, зрительный синдром».

Люди, работающие за компьютером, просто-напросто забывают обо всех физических нагрузках, за ненадобностью, в результате чего мышцы ослабевают без работы, от долго пребывания в одном положении затекают, становятся вялыми и дряблыми. Часто болят кости, особенно жалуются на боли в спине и пояснице. Постоянное сидение это нагрузка на позвоночник, нередко у людей ведущих такой образ жизни бывает искривление позвоночника, истончение костной ткани, артрит суставов и множество других вытекающих отсюда заболеваний [8].

Вред телевидения выражается в содержании программ, демонстрируемых человечеству, необходимо учитывать, что одними из основных зрителей являются дети. Все программы рассказывают о криминальных действах, ярко живописуя кровавые картинки. Реалити-шоу стараются построить свои программы на разврате, перемежая это ненормативной лексикой. Все это смотрим мы. А пичкают нас такими животрепещущими темами по нашей же просьбе. Во время просмотра передач мозг человека не склонен искать новые решения каких-либо задач. Креативность и желание созидать полностью заменяется беспрерывным потреблением готового информационного продукта. Человек, который целыми днями впитывает в себя то, что преподносит телевизионная индустрия, начинает напоминать бездумное растение. Кроме того, бесконечная реклама чипсов, сухариков и прочих продуктов вызывает аппетит, и человек под просмотр программ поглощает пищи гораздо больше, чем это требуется организму. Количество лишней пищи негативно влияет на внутренние органы, вызывает ожирение.

Однако наименьшее количество учащихся считает, что именно телевидение является «самых вредных достижений цивилизации», может это связано с тем, что именно подростки являются его «ярыми» поклонниками.

Затруднились ответить и другое.

Выбрал «другое» как вариант ответа один респондент. Он посчитал, что вредными достижениями человечества являются табак, алкоголь и наркотики, с чем мы не можем не согласиться.

О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании — вредных для здоровья факторах – говорилось и говорится очень много. Но факт остается фактом-алкоголем, никотином и наркотиками злоупотребляют миллионы жителей планеты.

Курение — не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Проблема употребления алкоголя также очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

Последствия длительного употребления наркотических веществ разрушительны: они вызывают нарушения сердечной деятельности и кровообращения, болезни печени и почек, служат причиной рака и деградации личности, что часто связано с социальным падением и большим числом самоубийств.

Алкоголизм и наркомания приобрели в обществе характер эпидемии. А главное, победить эти болезни сегодня практически невозможно. Методов, правда, много, но стопроцентного результата пока еще никто не добился. Так что же делать? Возможно, что в недалеком будущем проблема наркомании и алкоголизма будет решена с помощью генетической вакцинации. Дело в том, что ученые выдвинули гипотезу о том, что примерно у 15% людей имеются гены, отвечающие за проявление так называемого комплекса удовольствий. Именно эти гены и определяют склонность человека к злоупотреблению алкоголем, наркотиками, психотропными веществами и курением. Умная природа, правда, предусмотрела средства защиты от нежелательных пороков, так называемые гены-блокаторы. Хорошо, если они работают нормально. А если нет, то беда – «наркотические» гены проявляются «во всей красе»[9].

Только 2% респондентов (2 чел.), которые затруднились дать однозначный ответ на вопросы проводимого анкетирования.

Все достижения цивилизации создаются с различными моральными целями. Если они продиктованы благом всех людей и не преследуют корыстных целей, таких, как тщеславие, прибыль, то несут человечеству благо, ибо учитывают все вредные побочные эффекты. В этом случае, если расчёты покажут, что от такого «достижения» будет больше вреда, нежели пользы, от него непременно откажутся.

Другое дело, если «достижения» есть суть новый способ играть на лени, невежестве и пороках человека для извлечения прибыли, причём чем её больше, тем изобретателям лучше, то тогда об экологичности приходится забыть. Это, разумеется, приносит вред человечеству и всей экосистеме планеты.

Полученные в ходе моего небольшого исследования результаты дают возможность еще раз убедиться в том, что действительно сделанные открытия и изобретения в различных сферах жизни человека, делают ее более комфортной, удобной интересной, но именно анализ полученных результатов открывает и обратную сторону этих изобретений со знаком «минус». Как быть? Отказаться? Смириться? Скорее всего просто необходимо понять, что при использовании с умом и в разумных границах полезны любые изобретения, что без вышеперечисленных достижений нет развития, и современная жизнь невозможна, даже без памперсов современный быт осложнился б, все открытия способствует прогрессу цивилизации, так было всегда, начиная с древнейших времен: даже палкой-копалкой можно

было двинуть по голове, а можно было выкопать корень.

Сами по себе достижения цивилизации не могут быть ни вредными, ни полезными. В ходе этого исследования мы пришли к выводу, что все перечисленное полезно при грамотном использовании.

источник

Цель проекта: информационная, т.е. знакомство с теми негативными последствиями, которые несут человечеству самые современные и так необходимые нам изобретения, и привлечение внимания в Год экологии в России к проблеме ответственности науки, исследователей и всех, кто создает и использует достижения научной мысли, за опасные последствия последних для живого.

Методы исследования: теоретические (поиск, сбор и анализ информации по теме проекта), эмпирические (социологический опрос).

Вложение Размер
proekt_vildanov_in_1.docx 457.2 КБ
nauchnye_dostizheniya_vred_ili_blago.pptx 2.46 МБ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,

Городская научно-практическая конференция обучающихся

Научные достижения и открытия: вред или благо?

Автор: Вильданов Ильнур Наилевич,

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №5

Вильданова Эльвира Рашитовна,

Федюшкина Ольга Борисовна,

учителя истории и обществознания

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №5

«Научные достижения и открытия: вред или благо?»

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область,

г.Пыть-Ях, 5 микрорайон, дом 5а

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Вильданов Ильнур Наилевич

Цель проекта: информационная, т.е. знакомство с теми негативными последствиями, которые несут человечеству самые современные и так необходимые нам изобретения, и привлечение внимания в Год экологии в России к проблеме ответственности науки, исследователей и всех, кто создает и использует достижения научной мысли, за опасные последствия последних для живого.

  1. Изучить литературу по тематике исследования.
  2. Представить сведения о ряде вредных достижений цивилизации (выборка автора):

— описать их значимость, с какой целью создавались и каким образом эти достижения оказывают негативное влияние в современном мире;

— соотнести полезные и вредные эффекты.

  1. Провести анкетирование учащихся 5-11 классов СОШ №5 с целью выяснить какие изобретения являются самыми вредными (по мнению школьников), проанализировать результаты анкетирования.
  2. Вывести ответ на ключевой вопрос исследования о вреде открытий человека.
  3. Создать макет информационных памяток по использованию опасных изобретений.

Методы исследования: теоретические (поиск, сбор и анализ информации по теме проекта), эмпирические (социологический опрос).

Читайте также:  Вода ессентуки чем полезна

Практическая значимость проекта заключается в разработке информационных памяток по использованию полезных, привычных для каждого современного человека, но в то же время и представляющих опасность изобретений, которые нас окружают. Результаты исследования могут быть использованы в целях дальнейшего научного поиска.

«Научные достижения и открытия: вред или благо?»

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область,

г.Пыть-Ях, 5 микрорайон, дом 5а

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Вильданов Ильнур Наилевич

Проблема: научные достижения и открытия стали прочно связаны с понятием прогресса, движущим механизмом развития планеты. Они преобразовывали и преобразовывают окружающий нас мир и образ жизни человека: открытие Х-лучей Вильгельмом Рентгеном, полет человека в космос, множество открытий в медицине, которые позволили перевести ряд болезней из разряда неизлечимых, изобретение электронных вычислительных машин, лазера, компьютера, интернета, роботов, использование атомной энергии. Значимость научных открытий не может вызывать сомнения: как в глобальных масштабах, так и в локальных изменениях образа жизни человека. Благодаря достижениям цивилизации наша жизнь облегчилась, стала комфортнее, интереснее, в чем-то — безопаснее. Прогресс дает возможности выбора: например, в средствах связи, мультимедийных средствах, в средствах транспорта. Трудно представить свою жизнь без мобильного телефона, компьютера, интернета, телевизора, многочисленной бытовой техники и других благ. Но достижения цивилизации могут быть не только бесполезны, но и вредны: изобретения переходят и в разряд рукотворных катастроф, вспомнить только примеры аварий на АЭС и их последствий, влияние технических новинок на развитие современного человека. Двойственное значение открытий подводит к главному вопросу: действительно ли они опасны и вредны для человечества, или это всего лишь излишняя и надуманная угроза? Может ли быть минимизирован вред при их разумном использовании?

Актуальность исследования: в 2016 году Президентом РФ был подписан Указ о проведении в 2017 году года экологии в России в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности . [1] В рамках данного проекта автор поднимает ключевой вопрос на злобу дня — двоякое воздействие открытий на жизнь человека и окружающей среды. По мнению автора, прогресс должен основываться на понимании и принятии ответственности за жизнь и ее изменения.

Объект исследования: открытия и достижения человека.

Предмет исследования: вредные последствия научно-технического прогресса на жизнь человека, окружающую среду.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что не все открытия человека связаны с движением вперед, более того — достижения цивилизации могут усугублять нашу жизнь, пагубно влиять на окружающую среду, изменять облик планеты и живого на ней, но риски негативных последствий могут быть нивелированы при их разумном использовании и создании способов устранения.

  1. Официальный сайт Президента России. Доступ по ссылке: http://kremlin.ru/
  2. АНГЛИЙСКОГО П. С., ПЕТРОВА К. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ: НАУКА И ВЕРА.
  3. Герасимов И. Г. Структура научного исследования: философский анализ познавательной деятельности в науке. – «Мысль», 1985.
  4. Иванюков М. И. и др. ВЛИЯНИЕ СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА //СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ. – С. 72.
  5. Ермакова И. Генетически модифицированная соя приводит к снижению веса и увеличению смертности крысят первого поколения //экосинформ. – 2006. – №. 1. – С. 4-9.
  6. Солдатова Г. и др. Пойманные одной сетью //Социально-психологическое исследование восприятия интернета детьми и подростками–М. – 2011.
  7. Ерина Ю. С. к. т. н., доцент кафедры математики и информатики Финансовый университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал) г. Владикавказ, РФ.
  8. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика //Ростов: цввр. – 2001. – Т. 708.
  9. Александров Ю. А., Остапенко А. А., Гентош А. В. Исследование уровня электромагнитных излучений от некоторых технических устройств //Вестник Приазовского государственного технического университета. Серия: Технические науки. – 2014. – №. 28.
  10. Шустова Д. и др. Проблемы экологии на транспорте. – Национальный авиационный университет, 2012.
  11. Романовский Г. Б. Право, генетика, клонирование //Гражданин и право. – 2017. – №. 11-2015. – С. 10.
  12. Электронная версия журнала Корреспондент от 1 ноября 2013 №43. Доступ по ссылке: http://korrespondent.net/tech/science/3204564-rukotvornye-katastrofy-desiatka-samykh-vrednykh-yzobretenyi-chelovechestva
  13. Интернет-журнал «Наука и жизнь», Обратная сторона упаковки. Доступ по ссылке: https://www.nkj.ru/archive/articles/9315/
  14. Водовозова М. и др. ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
  15. Лапуть О. С., Жизневская В. И., Близнец К. И. Как воспитать «зеленого» потребителя. Методическое пособие.

Общество не стоит на месте, жизнь человека меняется и с ходом времени скорость изменений и число открытий увеличиваются. Но до сих пор ученые всего мира ведут споры о том, что определяет движение в сторону прогресса (движение к лучшему и полезному для общества) и в сторону регресса цивилизации (движение к худшему и вредному для общества). Понятия прогресс и регресс условны, поэтому сказать однозначно о развитии цивилизации и качестве изменений сложно: они многогранны и имеют разное значение во все времена. Но в целом, великие умы сходятся во мнении, что на протяжении 5 миллиардов лет, с того момента, когда возник первый Разумный Человек, в обществе (если его брать целиком) происходил только прогресс [2] . Существуют различные виды прогресса: общественный, социальный, научно-технический и др. Общественный прогресс – это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений [3] .

Значение научных открытий в истории человечества не может вызывать сомнений: благодаря им наша жизнь выходит на новый качественный уровень, становится комфортнее, интереснее, в чем-то — безопаснее, расширяются возможности выбора. При этом достижения цивилизации могут быть не только полезны, но и вредны. В чем заключается вред от открытий? Какие примеры рукотворных катастроф хранит история человечества? А действительно ли они (были) опасны? Есть (были) ли способы нивелировать риски вредных последствий?

Человечество не стоит на месте и не может существовать без постоянного движения к усовершенствованию, нахождения и внедрения новых технологий, изобретений и открытий. То, что раньше было прекрасной мечтой, считалось плодом безумной фантазии, сегодня прочно вошло в наш быт, стало нашей повседневной действительностью. Хорошо известные нам древние сказки и легенды о ковре-самолете, волшебном зеркальце или сапогах-скороходах нашли свое реальное воплощение в современных воздушных и космических кораблях, цветном телевидении, телефонах, телеграфах и прочих средствах современной связи. Полет человека в космос, высадка людей на Луне, изобретение электронных вычислительных машин, лазера, компьютера, интернета, роботов, использование атомной энергии на благо человечества, величайшие достижения в области медицины по пересадке органов человека и победа в борьбе с неизлечимыми ранее болезнями — таков неполный перечень достижений человечества за последние полстолетия. Сегодня по-прежнему лучшие умы человечества изобретают, выдвигают новые идеи и предложения, совершают открытия во имя дальнейшего развития и совершенствования нашего мира.

Однако достижения не всегда работают во благо, чему, к сожалению, есть многочисленные подтверждения. Ученые со всего мира проводят исследования о вреде и пользе электромагнитного излучения сотовых телефонов. К примеру, исследования в 2003 году проводили шведские ученые, в 2006 году итальянские ученые, доктор Gerard Hyland из University of Warwick, которые доказывали вред сотовой связи. [4] Исследования ученых со всего мира о вреде и пользе ГМО также очень противоречивы. Исследование Ж.Э. Сералини и Ирины Ермаковой, российского биолога доказывают вред употребления генномодифицированных продуктов. А исследования Михаила Гельфанда, доктора биологических наук, профессора факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, члена Европейской Академии, и Александра Панчина, кандидата биологических наук опровергали этот факт. [5] Таким образом, даже ученые не всегда находят единую точку зрения в вопросе пользы и вреда достижений современной цивилизации. Тем не менее, этот вопрос открыт, и он стоит перед всем человечеством (ученые — с т.з. ответственности за изобретения, люди — с т.з. пользователей изобретений): достижения цивилизации — это вред или благо? Попытаемся разобраться в этом.

В результате поиска значимых изобретений, иллюстрирующих их двойственное значение для развития человечества, автором была составлена выборка из 10 примеров для последующего рассмотрения.

1. Компьютер — величайшее изобретение человечества. Люди создали машину, с помощью которой можно воспроизводить множество различных операций и вычислений. Сегодня компьютер в повседневной жизни занимает важное место, но иногда можно обходиться и без него. Надо запомнить, что компьютер изобрели для того, чтобы облегчить жизнь, а не заменить ее, расширить возможности человека.

Компьютер и здоровье тесно взаимосвязаны. Мы рискуем испортить себе зрение, если будем подолгу сидеть даже перед самым лучшим монитором. Многочасовая работа в одной позе приводит к развитию множества проблем. Психический — не столь очевидный, но очень опасный фактор. Особенно это касается молодого поколения, готового играть на компьютере сутками. У людей часто вырабатывается компьютерная зависимость, которая не сильно отличается от алкоголизма, наркомании. Особенно часто это происходит на фоне игр и социальных сетей, которые предназначены для максимального погружения пользователя в виртуальное пространство. Некоторые перестают различать, где мир реальный, а где – виртуальный. На этой почве совершено много преступлений, это давно не секрет. Необходимо соблюдать обычные правила обращения с устройством, создайте отдельное рабочее место, по всем правилам эргономики. Родителям необходимо установить контроль за детьми, когда они сидят перед компьютером, прививать им культуру разумного использования ПК. В случае осознанного подхода в использовании ПК, контроля времени и целей эксплуатации — риски могут быть минимизированы.

2. Интернет. Сегодня сложно представить человека, который бы не пользовался ресурсами всемирной паутины. К созданию сети Интернет человечество шло долгие годы, изобретая новые и новые средства связи. Действительно, Интернет открыл множество возможностей: в виртуальном пространстве можно общаться как письмами, так и визуально, найти практически любую информацию, работать, заказывать продукты, вещи и услуги, производить финансовые расчеты и многое другое. Безусловно, польза сети огромна и с этим не поспоришь. Однако вред интернета может оказаться немалым. В первую очередь, когда заходит речь о пагубном воздействии всемирной паутины, на ум приходит интернет-зависимость. Научно доказано, что около 10% пользователей интернета зависимы от него, причем треть из них считают интернет таким же важным как дом, еда и вода. [6] С помощью сети мошенники могут узнать личную информацию о человеке и использовать ее в своих целях. С интернетом также связана работа социальных сетей, которые имеют большую популярность среди молодой аудитории и, к сожалению, наносят ей вред: группы с суицидальными призывами, террористического содержания и другие. [7] Конечно, польза и вред интернета стоят на разных чашах весов. Преимуществ у него намного больше. Ну а многих пагубных последствий интернета можно избежать, если использовать его с умом.

3. Телевидение. На сегодняшний день популярность телевизора сократилась ввиду появления интернета, однако масштабы его пользователей все еще велики. Посредством телевидения мы получаем информацию, смотрим новостные и развлекательные передачи. В то же время телевидение — сильный рычаг управления человеческим сознанием. Это громадная сила, которая может как нанести вред, так и принести пользу. Все зависит от вашего умения распоряжаться этой силой. Положительные моменты можно выделить такие, как саморазвитие от познавательных или научных документальных передач. Обычно вред телевидения, а особенно для детей заключается в чрезмерной продолжительности просмотра. К примеру, во Франции вообще запрещено производить телепередачи для детей младше 2-х лет, даже развивающие! [8]

Не следует забывать и о вреде малоподвижного образа жизни, к которому присоединяется ожирение. Изобретение пульта дистанционного управления приводит к тому, что человек может длительное время, не двигаясь, проводить за просмотром ТВ. В таком случае только (само)контроль, ограничение времени просмотра, осознанный выбор программ для просмотра смогут приносить пользу.

4, Мобильная связь. Сотовые телефоны уже давно стали незаменимым атрибутом современного мира. С помощью них мы всегда на связи с теми, кто нам дорог и с теми, кто может решить самые сложные вопросы, находясь в любой точке мира. 15 лет назад для того, чтобы с кем-то пообщаться на расстоянии, нужно было идти домой и звонить по стационарному телефону или искать ближайшую телефонную будку, отделение почтовой связи. Сегодня мобильная связь дает свободу общения, где бы мы ни находились.

Создание сотового телефона можно назвать настоящей революцией технического прогресса. Но, как известно, любой технический прогресс помимо благ несет и негативные последствия. В случае с сотовым телефоном вред причиняется здоровью человека. Уже много лет ведутся исследования, направленные на изучение влияния сотовых телефонов на организм человека. Ученые доказали, что, проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности, на работе нервной, сердечнососудистой, и эндокринной систем. [9] Молодое поколение особенно подвержено влиянию — редко встретишь ребенка, молодого человека без гаджета, чтобы оставаться на связи, играть, слушать музыку и проч.

5. Автомобили. Сложно представить современный мир без автомобилей. Люди ездят на них на работу, на дачу, в отпуск, за продуктами, в кино и рестораны. Разные виды автомобилей используют для доставки грузов, постройки сооружений и для множества других целей. Разрушительное влияние на биосферу и здоровье человека оказывает любой вид транспорта, но автомобильный — особенно. Наиболее остро результаты его воздействия ощущаются в городах, где концентрация автотранспортных средств особенно велика. Вследствие быстрого роста автотранспортных средств возрастает изъятие кислорода из атмосферного воздуха. Это уже сегодня приводит к нарушению состава атмосферы, является причиной возникновения устойчивого кислородного голодания. Беспокойство вызывает и быстрый рост шума, как и загрязнение атмосферы или водного бассейна. С экологической точки зрения, транспорт занимает первое место по вкладу загрязнения атмосферы [10] . По данным WorldEnergyCouncil, около 17% глобального выброса парниковых газов попадает в окружающую среду из-за работы автотранспорта. [11]

Ряд стран уже реализует программы по сокращению вредного воздействия от автомобилей на природу, бизнес также принимает участие в разработке экологичных автомобилей, работающих от электричества, ответственные граждане стараются вносить вклад путем отказа от авто в пользу велосипедов и др.

Читайте также:  Полезные упражнения для суставов

6. Клонирование. С незапамятных времен человек предпринимал попытки к поиску и созданию чудодейственного лекарства, продлевающего жизнь, дарующего бессмертие, избавляющего от всех болезней. Клонирование в определенном смысле является одним из самых приближенных к этой идее средством. Клонирование дает возможность выращивать части тела человека, используя ДНК хозяина. Такие части тела можно использовать, чтобы заменить уже существующие, но не пригодные. Также можно клонировать определенные органы и заменять им больные органы. Многие люди умирают от органной недостаточности, или теряют органы в несчастных случаях, либо рождаются с несовершенствами. Этих людей можно было бы вылечить с помощью клонирования. Запрет клонирования содержит этические причины (включая сюда и право на человеческое достоинство, и на целостность личности, вытекающее из него) и несовершенство технологий клонирования, поскольку научно-технический прогресс в медицинской сфере должен помогать облегчать страдания и/или продлевать жизнь. В ряде стран запрет на клонирование временный, в том числе и в России. Кроме того, большинство религий не одобряют клонирование, что может являться дополнительным аргументом для запрета в не светских государствах. [12]

7. Генно-модифицированные продукты. Генно-модифицированные продукты – это попытка ответа ученых на решение задачи ликвидации голода на Земле. В современном мире вред ГМО изучен слабо и подобные исследования вызывают неоднозначную реакцию во всех странах мира. ГМО получают, внедряя в генетическую структуру какого-либо организма так называемые «целевые гены». Это делается для того, чтобы наделить растения новыми свойствами. Например, для создания сорта пшеницы, устойчивой к засухе, использовался ген скорпиона. Ученым удалось успешно внедрить новые гены в десятки видов растений и животных — создать растения табака со светящимися листьями, томаты, легко переносящие заморозки, кукурузу, устойчивую к воздействию пестицидов. Никто не доказал, что это безопасно, — предупреждают одни российские ученые. Другие — сожалеют о том, что в РФ нет полей, на которых выращивают «искусственные» растения. [13]

8. Атомная энергия. На пороге открытия мирный атом называли безопасным и надежным источником энергии и объявляли спасителем человечества. Целые страны видели большие перспективы в его использовании в противовес нефтяной отрасли. Однако мир узнал о страшных авариях на Чернобыльской АЭС, Фукусиме. С точки зрения экологичности и экономичности ядерная энергия обладала большим потенциалом, но риски катастрофы перекрывают эти выгоды, что делает атомную энергетику одним из тех величайших изобретений человечества, от использования которых стоит отказаться как можно скорее. Так считают, к примеру, члены правительства Германии. Эта страна до недавнего времени заявляла о намерении наращивать долю атома в своей энергетике. После аварии на Фукусиме власти Германии публично похоронили эти планы.

Но угроза не миновала, спешат предупредить эксперты. Например, Турция намеревается запустить новые реакторы, чтобы снизить зависимость от импорта энергии. А власти Китая объясняют свое стремление закрыть множество угольных заводов экологическими опасениями. Их роль в поставке энергии будут играть новые ядерные реакторы, по задумке — более экологически безопасные. “Это триумф надежды над страхом”, — констатирует обозреватель Scientific American Дэвид Белло. [14]

9. Пластик. Использование пластиковой, полиэтиленовой упаковки очень помогает в быту: в пакете мы несем продукты из магазина, сменную обувь, в пластиковом контейнере мы несем обеды в школу, на работу, храним продукты в холодильнике. Но какова обратная сторона удобства использования пластика?

Большинство пластиковых пакетов изготавливается из полиэтилена, который разлагается в земле до 1000 лет, а в воде до 450 лет. Тот факт, что полиэтилен практически не разлагается, означает, что пакеты, которые сейчас используются и которые уже выброшены, будут на свалках, улицах, в реках и океанах, и наши пра- пра- пра… внуки смогут увидеть тот пластиковый мусор, который мы выбросили. Во многом именно бурное развитие упаковочной отрасли в последние десятилетия привело к тому, что объем бытовых отходов на душу населения в индустриальных странах увеличился по сравнению с 1980 годом втрое. Куда девать бесчисленное количество полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, алюминиевых банок и другой утратившей потребительские свойства тары? Закапывать в землю — значит загрязнять литосферу. Делать захоронения в морях и океанах — наносить ущерб гидросфере планеты. Сжигать — вредить атмосфере. [15]

Многие морские животные, птицы ошибочно заглатывают пластик, запутываются и задыхаются в плавающих мешках. Например, экологи отмечают, что черепахи часто ошибочно принимают плавающие мешки за медуз и глотают их. Подсчитано, что около 1000000 морских млекопитающих умирают каждый год из-за пластикового мусора в северной части Тихого океана. В каждом км2 мирового океана плавает приблизительно 46 тысяч пластиковых пакетов. В некоторых местах плавает больше пластика, чем планктона. Также страдают наземные животные. В странах, таких как Индия, коровы в поисках еды ошибочно заглатывают пластиковые пакеты на улицах и в конце концов погибают от удушья или голода, поскольку пластик не переваривается.

Утилизация пластика прочно заняла место в верхней части печального списка главных виновников глобального потепления. Пластиковая упаковка составляет около 10% всего мусора, производимого человечеством, а сжигание ее ведет к огромным выбросам в атмосферу парниковых газов. Естественный распад полиэтилена и прочих пластиков займет столетия, поскольку в природе нет бактерий, способных перерабатывать полимерные соединения. Недавние исследования американских экологов показывают, что из-за пластиковых отходов популяция Мирового океана ежегодно сокращается на 100 тыс. обитателей. [16]

Во многих странах уже реализуются законодательные инициативы, ограничивающие использование пластиковых пакетов розничной торговле. Однако способные их заменить бумажные пакеты обходятся значительно дороже.

Также многочисленные данные исследований свидетельствуют о вреде пластиковых бутылок, пищевых контейнеров и других предметов, с которыми жители Земли ежедневно сталкиваются в быту. Так, длительное хранение продуктов питания в пластиковой упаковке приводит к воспалительным процессам в желудочно-кишечном тракте и даже массовым отравлениям. [17]

Как же каждый человек может помочь минимизировать вред, наносимый пластиковой упаковкой, полиэтиленом окружающей среде? Наиболее эффективный способ уменьшения количества пластиковых отходов — это сокращение нашего потребления. Планируя поход в магазин, несложно взять с собой тряпичную сумку, подходящую для многоразового использования. На более высоком уровне необходимо масштабное внедрение вторичной переработки. Это выгодно и с экономической, и с экологической точки зрения. Так, например, в США, Японии, Канаде процесс переработки вторичного сырья в первосортную продукцию начал реализовываться с середины 80-х годов прошлого века. Там приняты национальные программы с соответствующим государственным финансированием, цель которых — прекратить загрязнение окружающей среды отходами упаковки. [18]

Социологические центры проводят опросы населения о том, какие, по их мнению, существуют самые вредные достижения цивилизации на данное время. Одной из задач автора также стояло проведение такого опроса среди учащихся. В опросе участвовали учащиеся средних и старших классов СОШ №5: необходимо было заполнить опросный лист, выбрав любые три достижения цивилизации, считающиеся самыми вредными, по их мнению, и объяснить свой выбор (Приложение №1). В опросе приняли участие 25 учащихся 5-8 классов, 29 учащихся 9-11 классов.

У обеих групп респондентов на первом месте расположились генетически модифицированные продукты. 60% и 47% респондентов ответили именно так. Отрицательными сторонами школьники отметили: содержание в них вредных веществ, разрушающих организм. Положительная сторона — долгое хранение.

Второе место по 43% у учащихся среднего звена занимают интернет и пластическая хирургия. Отрицательную сторону интернета школьники отметили в том, что люди попросту перестали выходить на улицу, общаться между собой в реальном мире; в его зависимости (можно круглосуточно находиться в соц.сетях); а также много «опасных и вредных» сайтов. Плюс в том, что через интернет мы получаем много полезной и нужной информации. Пластическая хирургия – вредность в том, что нельзя менять созданный природой человеческий облик, даже если человек себе не нравится (возможны серьезные проблемы со здоровьем, как последствия операции). Плюсы в том, что с ее помощью можно исправить как врожденные дефекты, так и приобретенные (вследствие аварий, травм, несчастных случаях).

А вот у старшеклассников второе место 39% заняло телевидение. По их мнению, с его помощью можно привести к заблуждению массы, воздействовать на людей, навязывая негативную и ненужную информацию. 14% учащихся отметили вред телевидения в том, что, если часами смотреть телевизор – можно испортить зрение. Особенно это вредно детям. А плюсы – просмотр полезных передач, фильмов.

По 28% респондентов ответили автомобили и клонирование. У старшеклассников это 14% и 21% соответственно. Автомобили загрязняют окружающую среду, портят дороги, но это и отличное средство быстрого передвижения. Решить эту проблему, по их мнению, можно с помощью электромобилей. Клонирование — достаточно вредно и небезопасно, а каждый человек индивидуален, вмешательство в дела природы недопустимо.

24% и 20% отметили самым вредным компьютер – портит зрение, нарушается осанка от длительного сидячего положения, возникает зависимость (можно часами проводить время за ним). Также, как и интернет заменяет живое общение, негативно влияет на психику.

Также 5 респондентов дополнительно отметили вредными достижениями цивилизации табак и алкоголь, так как они портят здоровье и уменьшают человеку жизнь. 14% старшеклассников отметили вредными ядерное оружие и ядерную энергию, так как они наносят огромный урон природе и человечеству в целом. Например, последствия аварий на АЭС.

Только 2% старшеклассников нашли отрицательные стороны мобильной связи и 3% учащихся затруднились ответить, посчитав, что все из перечисленного может нести и пользу, и вред, и нужно правильно их использовать.

Подводя итоги опроса школьников, можно отметить следующее:

1) практически все изобретения имеют и плюсы, и минусы в разной соразмерности. Любое достижение цивилизации может нести пользу и вред. Больше всего «вредностей» в достижениях цивилизации все школьники по опросу нашли в ГМО. Возможно, именно положительные стороны телевидения сыграли свою роль, донося до масс информацию о здоровом питании и вреде »искусственных продуктов»;

2) лишь 2% старшеклассников увидели вредность в мобильной связи, для многих она представляется атрибутом современного мира без негативных последствий;

3) возможно, что старшеклассники (16-17 лет) имеют более осознанное отношение к миру, более глубокое понимание социальных проблем в обществе, более расширенное информационное, социальное, политическое, культурное пространство. Тогда как ученики 5-8 классов (13-14 лет) имеют несколько иное мировоззрение, другую шкалу ценностей. Это повлияло на соотношение результатов опроса. Необходимо учесть, что данные характерны для конкретных возрастных групп школьников отдельно взятой школы. Возможно, при опросе других групп населения, результаты окажутся совершенно иными.

Мир великих открытий и изобретений — нелегкий путь, пройденный человечеством с его пытливым острым умом, можно проследить и через историю его величайших открытий и изобретений, внедрение которых привело к значимым изменениям в жизни всего общества, изменило взгляды на мир. И сегодня жизнь не стоит на месте, она тесно связана с техническим прогрессом, с внедрением новых технологий, новых изобретений и открытий, которые должны служить на благо человечеству. Они сделали нашу жизнь проще и удобнее. Но каждому из нас нужно всегда соизмерять, что от такого «достижения» будет больше: вреда или пользы, как разумно использовать результаты научной мысли, не нанося вреда человеку, природе.

Рассмотренные в данной работе открытия и изобретения действительно делают жизнь человека более комфортной, удобной, интересной. Но обратная сторона медали присутствует в виде вреда — реального и потенциального. Сами по себе достижения цивилизации, на мой взгляд, не могут быть ни вредными, ни полезными и по результатам исследования можно сделать вывод, что все перечисленное полезно при разумном, осознанном использовании.

Практическим результатом проведенного исследования стала информационная брошюра, описывающая возможности сократить риски негативного воздействия изобретений на нас и окружающую среду (Приложение 2). Автор также выступил с предложением провести конкурс экологического плаката среди учащихся «Возьми планету в свои руки!»

  1. Официальный сайт Президента России. Доступ по ссылке: http://kremlin.ru/
  2. АНГЛИЙСКОГО П. С., ПЕТРОВА К. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ: НАУКА И ВЕРА.
  3. Герасимов И. Г. Структура научного исследования: философский анализ познавательной деятельности в науке. – «Мысль», 1985.
  4. Иванюков М. И. и др. ВЛИЯНИЕ СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА //СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ. – С. 72.
  5. Ермакова И. Генетически модифицированная соя приводит к снижению веса и увеличению смертности крысят первого поколения //экосинформ. – 2006. – №. 1. – С. 4-9.
  6. Солдатова Г. и др. Пойманные одной сетью //Социально-психологическое исследование восприятия интернета детьми и подростками–М. – 2011.
  7. Ерина Ю. С. к. т. н., доцент кафедры математики и информатики Финансовый университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал) г. Владикавказ, РФ.
  8. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика //Ростов: цввр. – 2001. – Т. 708.
  9. Александров Ю. А., Остапенко А. А., Гентош А. В. Исследование уровня электромагнитных излучений от некоторых технических устройств //Вестник Приазовского государственного технического университета. Серия: Технические науки. – 2014. – №. 28.
  10. Шустова Д. и др. Проблемы экологии на транспорте. – Национальный авиационный университет, 2012.
  11. Романовский Г. Б. Право, генетика, клонирование //Гражданин и право. – 2017. – №. 11-2015. – С. 10.
  12. Электронная версия журнала Корреспондент от 1 ноября 2013 №43. Доступ по ссылке: http://korrespondent.net/tech/science/3204564-rukotvornye-katastrofy-desiatka-samykh-vrednykh-yzobretenyi-chelovechestva
  13. Интернет-журнал «Наука и жизнь», Обратная сторона упаковки. Доступ по ссылке: https://www.nkj.ru/archive/articles/9315/
  14. Водовозова М. и др. ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
  15. Лапуть О. С., Жизневская В. И., Близнец К. И. Как воспитать «зеленого» потребителя. Методическое пособие.

Какие достижения цивилизации Вы считаете самыми вредными?

(выберите не более трех ответов и объясните свой выбор)

В случае, если у Вас есть свой вариант ответа — впишите его.

источник

Источники:
  • http://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-samyie-vriednyie-dostizhieniia-tsivilizatsii.html
  • http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/01/25/issledovatelskiy-proekt-nauchnye-dostizheniya-i-otkrytiya-vred-ili