Меню Рубрики

Взаимосвязь тектонического строения рельефа и полезных ископаемых таблица

Цели и задачи урока:

Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых. Показать практическое применение полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.

Оборудование: Карты: физическая, тектоническая; коллекция полезных ископаемых, картины (добыча нефти, угля), формы для декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и углем, мультимедийный комплекс.

Учитель: Сегодня у нас бинарный урок по географии и технологии.

1) Фронтальное повторение терминов

2) Показать знание расположения крупных форм рельефа по их описанию (работа с картой)

– Горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”. (Уральские.)

– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)

– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)

– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)

– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)

– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)

– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)

– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)

– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)

– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)

– Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии (Русская или Восточно – Европейская равнина)

– Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер (Западно-Сибирская равнина).

– Самые высокие горы России (Кавказ).

– Возвышенная равнина, расположенная между реками Енисей и Леной (Среднесибирское плоскогорье).

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель географии. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Тема: Полезные и красивые ископаемые России (слайд. См. Приложение 1).

Цель: изучить полезные ископаемые России и показать их применение в прикладном искусстве.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве (слайд).

В земной коре залегают полезные ископаемые. Это минералы и горные породы, которые используются в хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию горных пород и минералов в 6 классе, давайте вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также полезные ископаемые различают по составу и особенностям использования Схема (слайд)

Учитель географии. Горючие и неметаллические полезные ископаемые залегают в осадочных породах и наиболее характерны для платформ. Это нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие рудных месторождений на платформах. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Рассмотрев местонахождения полезных ископаемых мы найдем этому подтверждение (примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова, КМА)

В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых, т.е металлические. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель географии. Мы с вами на предыдущих уроках заполняли таблицу, где указывали: форма рельефа – тектоническая структура – полезные ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили, сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на каких территориях залегают. И сделаем вывод. Работа с таблицей, интерактивной картой, презентацией. (слайд)

Таблица
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа Тектонические структуры Полезные ископаемые
Восточно-Европейская равнина
Прикаспийская низменность
Восточно-Европейская платформа Нефть, уголь, фосфориты, гипс
Калийные соли, поваренная соль
Западно — Сибирская равнина Западно-Сибирская плита (молодая платформа) Нефть, газ, уголь
Среднесибирское плоскогорье Сибирская платформа алмазы, уголь
Горы Хибины Балтийский щит железные, алюминиевые и молибденовые руды
Алданское нагорье
Среднерусская возвышенность
Алданский щит
Воронежский массив
молибденовые руды, золото, железная руда
Плато Путорана Анабарский щит Медные и никелевые руды
Горы Урала Область герцинской складчатости железная, медная, алюминиевая, титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор
Горы Кавказа Область кайнозойской складчатости вольфрамовые, молибденовые, медные руды
Срединный хребет Область кайнозойской складчатости Медные и никелевые руды
Восточный Саян Область байкальской складчатости железная руда
Западный Саян Область герцинской и каледонской складчатости молибденовые и железные руда
Алтай Область герцинской и каледонской складчатости Цинковые, свинцовые, вольфрамовые, медные руды

Вывод: Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В складчатых областях находятся месторождения рудных ископаемых, также наличие рудных месторождений приурочены к щитам.

По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых. Учитель показывает на карте полезных ископаемых, в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Месторождение – это скопление полезных ископаемых. (слайд)

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (слайд)

Меры по сбережению полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – важнейшие природные богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование.

Как бы могущественны ни были глубинные силы Земли, но не только они создают рельеф земной поверхности. В природе одновременно действуют многие другие, не менее могучие и активные внешние силы, источниками, энергии которых служат Солнце и космос. Как только вершина гор поднимаются хоть немного над уровнем океана, на них начинают действовать морские волны и ветры, холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год они разрушали и расчленяли поднимающийся свод гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и податливые породы.

Без преувеличения можно сказать, что вся красота горных вершин, утесов, ущелий Кавказа, Урала, Алтая создана разрушительными силами. Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают долину, используя, прежде всего направление трещин. Дикая и величественная картина предстает перед глазами путника.

Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет их разрушение, тем больше рыхлого материала сносится с них и откладывается в предгорных прогибах и морях так образовываются обломочные горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).

В начале урока я сказала, что ископаемые называются полезные – потому что, служат человеку. Они обеспечивают развитие черной и цветной металлургии, топливной, химической, пищевой, легкой промышленности. Используются для строительства мостов, дорог, производства кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не может обойтись без удобрений и топлива.

Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)

Красота без доброты умирает невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН (слайд)

Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров; символов власти, предметов культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных украшений. Изделия с драгоценными и поделочными камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)

На прошлом уроке вам было дано самостоятельное творческое задание по теме: “Изделия, в которых используются горные породы и минералы”. Прошу сейчас представить свою работу.

Ученик 1. В 1719 по указу Петра I был создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации, государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков (слайд)

Экспозиция включает в себя два зала: исторический, в котором представлены предметы, принадлежавшие членам российской императорской семьи, и современный, где экспонируются самые большие слитки золота и платины, найденные в России, алмазы-гиганты и современные ювелирные изделия.

Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона Российской империи, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5 тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в мире корона (слайд)

Вмонтированный в золотой браслет плоский портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв. (алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров, александритов,); (слайд) полудрагоценных и поделочных камней(слайд)

Ученик 2. В искусстве применяются не только драгоценные и поделочные камни, но и глина (слайд)

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.

Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика.

Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз, украшенные искусными цветочными узорами (слайд)

Ученик 3. Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (слайд)

МАЙОЛИКА — это вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова в Москве. (слайд)

В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду, а в конце того же 17 в. освоили изготовление “муравленой” (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: “. во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”.

Ученик 4. Один из русский художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел семейную организацию – игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Для их производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.

Учитель технологии: В прикладном искусстве современного мира, песок используется в необычной технике под названием “Стенд Арт”, в которой применяются новые технологии. Обратите внимание на экран. (слайд)

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!

Сегодня мы с вами изготовим изделия декорированные песком, солью и углём.

– Для этого необходимо взять любую стеклянную форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)

– Нанести тонкой линией клей. (слайд)

– Посыпать солью, песком или углем. (слайд)

– Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)

Повторение техники безопасности.

Читайте также:  Чем полезен сок сельдерея

Но прежде чем приступить, к ее выполнению необходимо повторить технику безопасности. Я говорю предложение, а вы отвечаете “да” или “нет”

  1. Работу начинать только с разрешения учителя. (Да.)
  2. При порезе промыть рану водой. (Нет.)
  3. Почему?
  4. При необходимости можно самостоятельно менять рабочее место. (Нет.)
  5. От правильной организации рабочего места зависит качество вашей работы. (Да.)
  6. Со стола можно сдуть соль или уголь. (Нет.)
  7. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. (Да.)
  8. Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. (Нет.)
  9. Не разговаривать во время работы. (Да.)
  10. После окончания работы убирать рабочее место. (Да.)

Вывод: вовремя практических работ необходимо соблюдать технику безопасности, следовать строго по инструкции во избежание каких либо травм, слушать объяснения учителя и аккуратно выполнять задание.

Релаксация. А теперь спокойно сядьте, закройте глаза, послушайте музыку и придумайте, рисунок, который вы сделаете с помощью песка, соли или угля (музыкальное сопровождение)

Откройте глаза и приступайте к работе!

У кого готова работа можете представить ее на нашей выставке.

Сегодня на уроке вы хорошо отвечали по географии, отлично работали на уроке технологии, узнали, что Россия богата полезными ископаемыми. Они не только дают свет и тепло, но и уют и красоту вашему дому.

источник

План-конспект урока по географии (8 класс) на тему:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

Урок — обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии( презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презентация)

Вложение Размер
otkrytyy_urok_relef_rossii_16.10.2014.docx 21.58 КБ
kurskaya_magnitnaya_anomaliya.docx 18.27 КБ
forma_relefa_tablitsa.docx 13.23 КБ
shatsk_vystuplenie.docx 25.89 КБ
intelektualnaya_igra_7_kl.doc 57 КБ

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

БЕЗУГЛАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА,

Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .

Данная практическая работа является:

— по ведущей образовательной цели – репродуктивной, обучающей;

— по уровню познавательной активности – частично-поисковой;

— по степени познавательной активности — частично самостоятельной;

— по форме – индивидуальной, коллективной;

— по времени – урочной для всех, кроме учеников готовящих сообщение и презентацию;

— по источнику информации — на основе географических карт, презентация — на основе нескольких источников ( научно-популярная литература, архивные документы ,фотоматериалы и т.д.);

— по месту проведения – классной;

— по форме речи – письменная;

— форма представления результатов – текстовая работа .

  1. Повторить правила работы с тематическими картами (чтение легенды карты).
  2. Повторить термины : рельеф, литосферные плиты, тектоническая структура, типы полезных ископаемых ( осадочные, магматические, метаморфические).
  3. Повторить основные формы рельефа России.
  4. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.
  5. По тектонической карте определить закономерности размещения полезных ископаемых в Западной Сибири, на Урале и Кавказе, на территории Восточно-Европейской равнины и в Тульской области . Запись в тетради в виде таблицы.
  6. Проверить и оценить умение сопоставлять карты :« Тектоника и минеральные ресурсы России», «Рельеф России» , «Административно- территориальное деление России» «Атлас Тульской области», объяснять выявленные закономерности.
  7. Выявить закономерности размещения в Тульской области угольной промышленности.
  8. Сделать выводы взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Запись в тетради.
  9. Ознакомиться с историей образования поселка Шатск. Запись в тетради.
  1. Определить, каким тектоническим структурам соответствует территория Западной Сибири , Кавказа, Уральских гор, Восточно-Европейская равнина. Каково строение?
  2. Определить какой форме рельефа соответствует данная структура.
  3. Сделать вывод о зависимости рельефа от стpoeния земной коры. Выявленную закономерность объяснить .
  4. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы России» и «Физической карте России» определить, какими полезными ископаемыми богата территория. Какие из них встречаются на платформах, какие в складчатых областях? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу, складчатым областям? Выявленную закономерность объяснить.
  5. Запись в тетради в виде таблицы.

источник

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа– достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины– глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые(гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие(нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные(гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

источник

Рельеф Земли очень разнообразен. Основные формы это равнины и горы. На расположение форм рельефа влияют литосферные плиты. В местах стыков литосферных плит на суше образуются горы, в воде хребты и подводные желоба.Расположение полезных ископаемых тесно связаны с геологическим строением рельефа. В областях, где проявлена магматическая деятельность, преобладают магматические породы. Полезные ископаемые платформ связаны с их осадочным чехлом. На дне морей, озер накапливаются органические остатки, которые превращаются в нефть, газ, бурый,каменный уголь и др. Для каждого геологического периода характерны определенные условия, наиболее благоприятные для образования полезных ископаемых.

Южная Америка географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.
Австралия географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.
Антарктида географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.

способствует бесперебойному снабжению предприятия
металлом.?

Почему на северо-западе Псковской области много болот и заболоченных
земель?

Укажите особенность сельского хозяйства Ярославской области, благодаря
которой будет обеспечено снабжение предприятия сырьём.

2. Расскажите о типичной погоде экваториального климата и тропического климата. Как проявляется связь между температурой воздуха, влажностью, видом и количеством осадков? Как это отражается на природе материка?

3. Литосферные плиты и их движение. Назовите основные положения теории литосферных плит и проиллюстрируйте их примерами.

4. Реки и озера материка Африка. Особенности речных долин и водного режима

. 5. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков у поверхности Земли.

6. Австралия. ГП, рельеф и полезные ископаемые, климат, природа. По каким признакам природа Австралии отличается от природы Африки?

7. Антарктида. ГП, рельеф, климат, природа, воды. Назовите не менее пяти признаков, по которым об Антарктиде можно сказать: «Антарктида самый, самый…».

8. Северная Америка. Внутренние воды, природа. Как на питании и режиме рек отражается их положение в разных климатических поясах? Приведите примеры.

9. Воздушные массы. Пассаты. Западные ветры. Типы воздушных масс.

10. Южная Америка. Расскажите о полезных ископаемых материка. Как связано происхождение полезных ископаемых и строение материка?

11. На примере Южной Америки расскажите о роли рельефа, господствующих ветров и морских течений в формировании климатических условий.

12. Тихий океан, Индийский океан. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан ГП, рельеф дна, климат, течения, природные богатства.

13. Северная Америка. Равнинный Восток. Горный Запад. Полезные ископаемые.

14. Основные климатообразующие факторы. Расскажите об одной из природных зон Северной Америки. Приведите примеры приспособления растений и животных к природным условиям этой зоны.

15. Евразия. Разнообразие рельефа, его причины (внутренние и внешние). Полезные иcкопаемые.

16. Какие климатические факторы формируют климат Евразии? Как проявляется влияние каждого из них?

17. Мировой океан. Свойства вод Мирового океана. Поверхностные течения.

18. Африка. Географическое положение, рельеф, климат, природные зоны.

19. Географическая оболочка. Круговорот веществ и энергии.

20. Природные комплексы. Географическая зональность

21. Природные зоны Евразии. Какие живые организмы приспособились к природным условиям Евразии

22. Какие материки лежат только в северном полушарии, в южном, и в южном и в северном?

23. Какие материки и океаны пересекает экватор, какие начальный меридиан? РЕШИТЕ ПОЖАААЛУСТА, СРОЧНО НАДО.

заполните таблицу тектонические структуры формы рельефа полезные залегающие в основании ископаемые территории

1. Где находится террия
2. К какой тектонической структуре приурочена
3. Какого возраста породы слагают территорию и как они залегают
4. Как это отразилось на рельефе
5. Как изменяются высоты по территории
6. Где находятся и чему равны минимальные и максимальные высоты
7. Чем обусловлено современное высотное положение территории
8. Какие внешние процессы участвовали в формировании рельефа
9. Какие формы созданны каждым процессом и где они размещены, почему
10. Какие полезные ископаемые и почему распространены на равнине, как они размещены

источник

Вспомните: 1. В границах каких литосферных плит расположена Евразия? Которые для них характерны направления горизонтальных движений? 2. Какое строение имеют платформы? Чем древние платформы отличаются от молодых? 3. Как давний ледник повлиял на формирование рельефа Северной Америки? 4. Каковы закономерности размещения полезных ископаемых обусловлены тектоническим строением материка?

Тектоническое строение. Территория Евразии формировалась в течение сотен миллионов лет. Тектоническое строение Евразии значительно сложнее, чем других материков. Евразия расположена в пределах трех крупных литосферных плит: Евразийской (большая часть площади материка), Индо-Австралийской (на юге) и Североамериканской (на северо-востоке).

Основу литосферных плит составляет несколько древних и молодых платформ. Самые старые части плит — древние платформы. Эти участки суши сформировались в архейскую и протерозойскую эры, то есть им несколько миллиардов лет. Это остатки материка Лавразия. Такими платформами являются Восточно-европейская, Сибирская, Китайско-Корейская, Південнокитайська. Также на материке есть древние платформы, что присоединились к Евразии позже, отделившись от материка Гондваны, — Аравийская (часть Африкано-Аравийской платформы) и Индийская.

Читайте также:  Хамам чем полезен для женщин

— Найдите на тектонической карте древние и молодые платформы в пределах Евразии.

Молодые платформы в Евразии занимают большие площади. Крупнейшие из них западно-сибирская и Туранская. их фундаменты залегают на огромных глубинах и имеют возраст несколько сотен миллионов лет, то есть эти платформы сформировались в конце палеозойской эры.

Сближение или расхождение литосферных плит сопровождались складкоутворенням, вулканизмом и землетрясениями вдоль их границ. В результате этих процессов возникли гигантские области складчатости Евразии, в пределах которых чередуются высокие горы и глубокие впадины. В центральной части материка между субплатформенными участками находится древний Урало-Монгольский пояс, в пределах которого активное горообразования происходило в палеозойскую эру. На юге и востоке Евразии продолжают формироваться молодые сейсмически активные области — Альпийско-Гималайская и Тихоокеанская. В их пределах происходят многочисленные землетрясения. Разрушительные толчки зафиксированы в Турции на полуострове Малая Азия (1999 p.), в Индонезии на Больших Зондских островах (2004 г.) и на Японских островах (2011 г.) Они унесли жизни десятков тысяч людей. Именно к. молодых областей складчатости относятся действующие вулканы Везувий, Этна, Ключевская Сопка, Фудзияма (рис. 97), Кракатау.

На границе литосферных плит расположен остров Исландия. Он имеет океанический тип земной коры и является верхушкой Североатлантического срединного хребта, что выступает над водой. Вследствие раздвижения литосферных плит на острове действуют вулканы трещинного типа. Самый крупный из них — вулкан Гекла. Вулканизм сопровождается извержением горячих источников и гейзерами.

Рельеф. Через сложность тектонического строения и длительную историю развития поверхность Евразии более разнообразна за поверхность других материков. Здесь расположены крупнейшие равнины Земли (Восточноевропейская, западно-сибирская и др.) и высочайшие горы (Гималаи), самая глубокая впадина на суше (Мертвое море) и самая большая низменность мира, что расположена ниже уровня Мирового океана (Прикаспийская).

Следовательно, колебание высот на материке превышает 9 км.

Древним и молодым платформам соответствуют крупнейшие равнины Евразии. Например, на Восточноевропейской платформе расположена Восточноевропейская равнина, на Сибирской — Среднесибирское плоскогорье, на Южнокитайской — Великая Китайская равнина, на Индийской — плоскогорья Декан, на Западно — западно-сибирская равнина. Но равнины необязательно связаны с платформами. Часто они образуются в предгорных прогибах земной коры вблизи гор, например, Индо-Гангская, Месопотамская низменности.

— По тектонической картой объясните, на границе каких литосферных плит возникли области складчатости Евразии. В каком направлении движутся плиты?

Древним и молодым областям складчатости по рельефу соответствуют горы. В пределах древнего Урало-Монгольского пояса разные по высоте горы. Под действием внешних сил Земли за миллионы лет они были разрушены, а некоторые из них превратились на повышенные равнины. Позднее, в кайнозойскую эру, в альпийскую эпоху горообразования, такие равнины подверглись разломам и поднялись на разную высоту. Такими возрожденными горами есть, например, Тянь-Шань, Алтай, Уральские горы. На севере Европы возвышаются древние средневысотные Скандинавские горы.

К молодому Альпийско-Гималайского пояса принадлежат многочисленные горные системы: Пиренеи, Апеннины, Альпы, Карпаты, Крымские горы, Гималаи. Высочайшие горы Европы — Альпы, высшая точка которых — гора Монблан (4807 м). Самые высокие горы мира — Гималаи. Именно здесь находится самая высокая точка планеты — гора Джомолунгма, или Эверест (8850 м) (рис. 98). Еще 11 гималайских вершин поднимаются на высоту более 8000 м. Они покрыты многовековым снегом и льдом. Альпийско-Гималайский пояс — это не только горные хребты, но и широкие нагорья между ними (например, Иранское), а также горные «узлы» (Памир, Тибет).

Тихоокеанский складчатый пояс тянется вдоль восточных берегов Евразии от Камчатки до Больших Зондских островов. Для этого пояса характерны частые землетрясения и вулканические явления. Землетрясения чаще всего бывают на Японских островах. Действующих вулканов больше на Камчатке, Японских и Больших Зондских островах.

Влияние древнего ледника на рельеф Евразии. Под действием внутренних и внешних сил Земли рельеф Евразии постоянно менялся. Так, в период похолодания, что происходило в Северном полушарии, с Скандинавского полуострова и островов Новая Земля на юг материка надвигался древний ледник. На Восточноевропейской равнине он достиг примерно 50° пн. ш. В Азии ледников было мало. Период похолодание сменялось потеплением, и тогда ледник таял — «отступал» на север. Таких «наступлений» и «отступлений» ледника было несколько.

Рис. 98. Джомолунгма (Эверест)

— Сравните физическую и тектоническую карты и объясните закономерности размещения полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры.

Последний ледниковый период был 10 тыс. лет назад. Перемещаясь, ледник сглаживал поверхность, переносил морену — гладкие камни, глину, песок. Талые воды ледника во время его «отступления» размывали и перемещали горные породы, создавали различной формы бугры.

Полезные ископаемые. В Евразии имеются залежи всех видов полезных ископаемых, которые использует человечество. Это обусловлено площадью материка и сложным строением земной коры.

Крупные месторождения железной руды залегают во Франции, на Скандинавском полуострове, на Восточноевропейской равнине (Криворожье в Украине, Курская магнитная аномалия в России), в Казахстане и Сибири, на плоскогорье Декан в Индии. В Украине и Индии найдены значительные запасы марганцевых руд, в Казахстане и Турции — хромитов. Марганец и хромиты используют для улучшения качества стали.

Богата Евразия и на цветные металлы. Так, в Южном Китае, на полуостровах Индокитай и Малакка, на островах Малайского архипелага имеются месторождения олова и вольфрама. Бокситы, используемые для производства алюминия, залегающих на территории Франции и Венгрии, на полуострове Индокитай; свинец, цинк и медь — в Казахстане, в горах Кавказа.

В Евразии есть большие запасы топливных полезных ископаемых. Каменный уголь залегает в Рурском бассейне в Германии, Силезии в Польше, на Донбассе в Украине. Значительные его залежи есть в Сибири, на Великой Китайской равнине и в Восточной Индии.

Нефть и природный газ залегают на Аравийском полуострове и на берегах Персидского залива, на Западносибирские равнине.

Нефть и газ добывают также на шельфах Северного и Каспийского морей — в Европе, Південнокитайського — в Азии.

Месторождения каменной и калийной соли найдены в предгорных прогибах Урала и Карпат. В Азии имеются значительные месторождения золота, драгоценных камней. Алмазы и золото добывают в долине реки Лены в Сибири, в Индии, изумруды и рубины — в Индии.

• Основу Евразии составляют несколько древних платформ. Это остатки древних материков — Лавразии и Гондваны.

• В Евразии протягиваются три гигантские пояса складчатости: древний Урало-Монгольский и молодежи Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. Молодежи области складчатости сейсмически активные.

• Для рельефа Евразии характерно то, что его европейская часть более равнинная, чем азиатская. Рельеф очень разнообразный — от бескрайних равнин до разновысоких гор. Самая высокая горная система — Гималаи с вершиной Джомолунгма.

• Поверхность материка изменили древние ледники, которые несколько раз покрывали север Европы.

• Евразия имеет практически все виды полезных ископаемых. Она занимает ведущее место в мире по запасам нефти и газа, руд цветных металлов.

1. Назовите и покажите на карте древние и молодые платформы на территории Евразии. Какие формы рельефа им соответствуют?

2. Объясните, как сформировались области складчатости Евразии. Назовите горы, которые соответствуют им по рельефу.

3. Расскажите, как на рельеф материка оказало древнее оледенение.

4. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь между размещением месторождений полезных ископаемых в Евразии и тектоническим строением.

5. Объясните, в чем заключаются особенности тектонического строения Евразии. Сравните с другими материками.

6. Подумайте, почему не все старые горы Евразии являются низкими, а молодые — высокими.

источник

Раздел 2. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Урок 11. Геологическое строение России. Складчатые области и платформы

Цели: сформировать представление об особенностях строения земной коры на территории России; формировать умение работать с тектонической, геологической картами, таблицами.

Оборудование: карты (физическая, тектоническая, геологическая), геохронологическая таблица.

II. Проверка домашнего задания

— Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология.)

— Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника.)

— Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология.)

— Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли. (Эры.)

— Самая древняя эра. (Архейская.)

— Эра новой жизни. (Кайнозойская.)

— Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни. (Геохронологическая.)

— По таблице найдите период, в который произошло древнее оледенение. (Четвертичный, или антропогеновый.)

— Самое древнее горообразование. (Байкальская складчатость.)

— Как называется складчатость, в которую образовались самые молодые горы? (Альпийская.)

— Назовите основные геологические эры и периоды истории Земли. Какая геологическая эра и период продолжаются сейчас?

— На каких тектонических структурах расположены равнины?

— В каких районах России движения земной коры в кайнозое были наиболее интенсивными?

— Почему Алтайские горы такого же возраста, что и Уральские, но имеют большую высоту?

— Почему в горах юга Сибири есть землетрясения, но нет вулканов?

Покажите горы герцинской, каледонской, мезозойской, альпийской складчатостей.

III. Изучение нового материала

Россия расположена на нескольких литосферных плитах, которые сталкивались с образованием гор. Большая западная и северная части страны расположены на Евроазиатской плите, северо-восточная — на Северо-Американской, юг Сибири — на Амурской, а побережье Охотского моря и само море — на Охотоморской.

Плиты движутся: расходятся на юге по разлому Евроазиатская и Амурская плиты, разлом озера Байкал — результат расхождения плит. На северо-востоке Сибири Евроазиатская плита отодвигается от Северо-Американской, а Охотоморская плита сближается с Евроазиатской и Тихоокеанской со значительной скоростью (около 8 см в год).

На границах плит происходят землетрясения и развит вулканизм (вулканы Камчатки и Курил). Формы рельефа соответствуют движениям плит — впадины, горы.

Строение самих литосферных плит неодинаково: есть спокойные, жесткие, устойчивые участки — платформы.

— Чем отличаются друг от друга плита и щит?

— Какие горные породы встречаются на плите и щите?

— Где может развиваться овражная сеть — на щитах или плитах? Почему? (На щитах овраги не образуются, т. к. это твердые магматические породы, которые плохо разрушаются склоновыми текучими водами.)

— Приведите примеры платформ, плит, щитов.

— Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах. (Восточно-Европейская равнина соответствует Русской платформе, а Среднесибирское плоскогорье расположено на Сибирской платформе.)

— Какой из этого следует вывод? (Крупные равнины расположены на древних платформах.)

— Как показываются на карте щиты и плиты? (Плитырозовым, щиты ярко-розовым или красным.)

— Где встречаются шиты, а где плиты?

— На самом ли деле на щитах магматические породы, а на плитах осадочные?

Платформы имеют двухслойное строение. Нижний слой состоит из древних кристаллических пород — гранитов, гнейсов и др. Как правило, он смят в складки и называется фундаментом. Верхний слой, состоящий из осадочных пород, называется осадочным чехлом. Чехол состоит из известняков, глин, мергелей, песков, песчаников. Чехол не везде закрывает фундамент. Участки, где фундамент выходит на поверхность, называются щитами.

— Найдите на тектонической карте щиты. (На Восточно-Европейской платформе два щита: Анабарский и Алданский.)

— Какие формы рельефа соответствуют щитам? (На Балтийском щите есть и равнины, и низкие горы — Хибины, на Анабарском щите — Анабарское плато, на Алданском — Алданское нагорье.)

— Как вы думаете, что бы изменилось в нашей местности, если бы мы жили на щите? (Берега рек были бы гранитные, а не глинистые и песчаные, в руслах рек были бы пороги и даже водопады. На поверхности, под почвой, — твердые породы.)

— А теперь попробуйте сами написать, что такое щиты и плиты. (Примерный ответ. Щит — это тектоническая структура, где кристаллический фундамент выходит на поверхность. Здесь преобладают горные породы магматического происхождения. Плита — тектоническая структура, которая перекрыта осадочным чехлом, преобладают осадочные породы, в рельефе ей соответствуют равнины.)

Читайте также:  Напитки для беременных полезные

На тектонической карте кроме платформ показаны складчатые области.

Выполняется первая часть работы, заполняются первые две колонки таблицы. Колонку «Полезные ископаемые», учащиеся заполнят на следующем уроке при изучении темы «Минеральные ресурсы России». Первую колонку учащиеся заполняют со слов учителя.

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

источник

Закономерности распространения форм рельефа. Современный рельеф Украине сформировался в результате взаимодействия внутренних и внешних сил, которые действовали кайнозойской эры. Происхождения и закономерности распространение различных форм и типов рельефа изучает отрасль физической географии — геоморфология .

Сопоставив тектоническую и физическую карты Украины, можно убедиться, что общий план строения рельефа Украина — расположение, направление простирания и высота низменностей, возвышенностей и гор — обусловлены тектонической строением. Большинство крупных форм рельефа Украина (Волынская, Подольская и Приднепровская возвышенности, Донецкий кряж, Приднепровская низменность и Украинские Карпаты ) простираются с северо-запада на юго-восток в соответствии с направлением залегания тектонических структур. Большую роль играет древнейшая структура — Украинский кристаллический щит , Который и задал основное направление другим структурам.

В основном крупные формы рельефа Украины имеют прямая связь с тектоническими структурами: в пределах щита и складчатых сооружений размещаются возвышенности и горы, а тектоническим впадинам соответствуют низменности.

Одновременно в западной части Украины связь между рельефом и тектоническими структурами обращен: Волыно-Подольскойплите, Галицко-Волынской впадине и Предкарпатскомпрогиба соответствуют несогласованные с ними формы рельефа — возвышенности и горбогирну пряди. Это связано с так называемыми неотектонических движениями — Поднятиями земной коры, происходившие там в кайнозое. Тогда претерпела поднятие почти вся территория Украины, кроме береговой полосы Причерноморья . Всего поднялись Карпаты и Предкарпатье , Крымские горы, Донецкая и Подольская возвышенности . Это привело активное «врезки» в земную поверхность рек, которые образовывали глубокие с отвесными склонами долины, а на юге Подольской возвышенности — каньоны.

Основные типы рельефа. Влияние на земную поверхность внутренних и внешних сил вызвал распространение рельефа различных типов. Свнутренними процессами связаны тектонический и вулканический типы, а с внешними — гравитационный, водноерозийний и водноакумулятивний, карстовый, ледниковый и водноледникового, Эоловый, береговой, антропогенный.

Тектонические формы рельефа образовавшихся в результате тектонических движений земной коры. Таковы горные хребты и межгорные долины в Украинский Карпатах (Чередование складок, возвращенных вверх и вниз), складчато-глыбовые Крымские горы , Словечанско-Овручскийкряж на месте горста (глыбовых поднятие кристаллических пород Украинского щита), Донецкий кряж (приподнятый складка), Приднепровская, Причерноморская и Закарпатская низменности (На месте впадин) и др.

Вулканические формы рельефа является результатом непосредственного деятельности вулканов (Вулканический хребет в Карпатах, Береговское горбогирья в Закарпатье, гора Карадаг в Крыму) или проникновение магмы между слоями осадочных пород (гора Аюдаг в Крыму). Специфическими вулканическими формами являются грязевые вулканы. Их конусыневысокие до 50 м. Несколько десятков таких грязевых вулканчик есть на Керченском полуострове в Крыму.

Большинство грязевых вулканов Керченского полуострова потухшие. Однако есть и постоянно или периодически действующие. Газы, вырывающиеся из глубин 5 — 7 км по разрывам земной коры, выталкивают на поверхность разреженную глинистую массу с обломками пород, образует небольшие конические холмы или наклонные повышения. Извержение таких вулканчик иногда сопровождается взрывами, местными землетрясениями или самовозгорание газа.

Рис. Грязевой вулкан на Керченском полуострове

Гравитационные формы рельефа вызванные процессами, происходящими под влиянием силы тяжести (гравитации). К ним относятся обвалы и осипища , Которым способствует активное выветривание горных пород. Большие обвалы часто случаются в горах. Они зарождаются на участках скальных обрывов, разбитых густой сетью трещин на блоки. До поры до времени эти блоки монолитные. Толчком к обвалу может стать проникновения в трещины дождевой или талой воды, которая размягчает глинистый слой. Тогда гигантские глыбы и камни летят и скатываются вниз, круша все на своем пути. В горах и на крутых правобережных склонах долин крупных рек часто бывают оползни .

На скальных обрывах горы Южная Демерджи, Что в Крыму, неоднократно случались обвалы. Подножие горы вблизи с. Лучистое скрытое хаосом огромных каменных глыб величиной с трехэтажный дом. В 1966 г. глыбы массой 2 — 3 тыс. тонн с грохотом упали с высоты более 100 м. Раскатистый гул мощного обвала был похож на сильный взрыв, и сейсмическая станция в Алуште зарегистрировала вызванные им толчки как землетрясение.

Водно-эрозионные формы рельефа Связанные с разрушительной работой водных постоянных (речных) и временных потоков. Такими формами являются речные долины, каньоны, балки, овраги . Одновременно происходит водная аккумуляция — накопление отложений, вследствие которой возникают водноакумулятивни формы: широкие поймы и террасы в долинах рек, дельты в устьях Дуная и Днепра .

Длинным каньоном в Украине Днестровский, длина которого составляет 250 км. Днестр от устья р Золотая Липа до р.Збруч врезается в породы поверхности, формируя узкую долину глубиной 150 — 180 м.

Карстовые формы образуются в результате растворение водой горных пород. Карстовые пещеры, воронки, колодцы, шахты распространены на Волыни , Подолье , В Крымских горах, Донбассе, — там, где близко к поверхности подходят породы, легко растворяются и размываются водой (мел, гипс, известняк, соли). В среднем Приднестровье на стыке Подольской и Хотинской возвышенности находится почти полсотни значительных подземных пустот, имеющих общую длину разведанных ходов свыше 465 км. Среди них три крупнейших в мире гипсовых пещеры: Оптимистическая (217 км), Озерная (121 км) и Золушка (90 км). Исследователи пещер — спелеологи постоянно разведывают в них новые лабиринты, а также открывают новые пещеры.

Крупнейшая в мире пещера в гипсовых породах — Оптимистическая, расположенная в Украину на Подольской возвышенности (Тернопольская область). Ее подземные лабиринты имеют протяженность более 165 км.

Рис. Оптимистическая — самая длинная в мире гипсовая пещера (165 км),

с. Королевка, Борщевский р-н, Тернопольская обл.

Ледниковые формы рельефа Связанные с горным и материковым обледенением. Непосредственным действием ледникасозданыбывшие ледниковые ложа — Казни (Углубление, похожие на большие кресла) и цирки ( чашеобразные углубление). Они случаются в высочайших горных массивах Украинский Карпат . Воднольодовиковиформы является следствием давнего материкового оледенения в прошлые геологические эпохи. С потеплением климата после отступления ледника талые воды образовали озы — Длинные, узкие песчаные валы и ками -Песчаные холмы. Они распространены на Полесской низменности .

Эоловые формы рельефа песчаные холмы и пряди — Возникают в результате деятельности ветра. Они есть на Полесье , в низовье Днепра , На морских косах.

В нижнем течении Днепра на левом берегу большие площади издавна заняты песками. В прошлом на них росли леса (Геродот назвал их Гилея, Что означает Полесья или Олешье). В течение XIII — ХVIII ст. они были полностью уничтожены в результате хозяйственной деятельности человека. Тогда там активно начал развиваться эоловые формы рельефа — движущиеся холмы высотой до 20 м. В ХХ ст. для закрепления сыпучих песков высадили сосновый лес. Однако в жаркое лето 2007 г. лес снова пострадал — на этот раз от многочисленных пожаров.

Береговые формы рельефа формируются на морских побережьях результате разрушительной и творческой работы морских волн и прибоя. Разрушение берега вызывает оползни и обвалы. Берег постепенно отступает, а вследствие морской аккумуляции образуются пляжи , песчаные косы , валы .

Антропогенные (техногенные )формы рельефа — Это неровности земной поверхности, образованные деятельностью человека. Карьеры, терриконы, отвалы возникающие в результате добычи полезных ископаемых, а насыпи, дамбы, валы — В результате прокладка путей сообщения, строительства водохранилищ и т.д.

Рис. Оползни на берегу Черного моря, с. Крыжановка, Коминтерновский р-н

Рис. Сдвигового побережья в Западном Крыму

Изучение рельефа имеет большое значение для жизнедеятельности человека. Эти знания важны для поисков нефтегазоносных площадей, месторождений строительных материалов. Исследование рельефа необходимо для обоснования строительства инженерных сооружений, предотвращения последствий стихийных бедствий, проведения сельскохозяйственных работ, решению экологических проблем. Рельеф, прежде горный, является весомым фактором развития туризма, спорта и курортно-санаторного хозяйства.

источник

Формами рельефа и полезными ископаемыми

На территории Донецкого края

Цель работы: сформировать умения и навыки сопоставлять разные по содержаниюкарты атласа, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Донецкого края.

Источники знаний: атлас,контурная карта,дополнительная информация.

ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тектонические структуры –это закономерно повторяющиеся в земной коре формызалегания горных пород.

Платформы–это жесткие,малоподвижные блоки земной коры,прошедшиедлительный этап геологического развития, и имеющие трех ярусное строение. Платформы состоят из кристаллического фундамента (базальтовый и гранитно-гнейсовый слои) и осадочного чехла.

Щит–это выход фундамента платформы,сложенного кристаллическими породами,на поверхность. Щиты имеют округлую и выпуклую форму. Они возникли там, где платформа очень длительное время медленно поднималась.

Горно-складчатые области характеризуются резким возрастанием мощностиземной коры, формируются при столкновении литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.

Из различных геологических образований, слагающих земную кору, ученые выделяют три главные формы: щиты, платформы и области складчатости.

Щиты являются устойчивыми участками суши, которые за истекшие периоды развития Земли не опускались ниже уровня моря, почему и отсутствуют на них морские осадки. Из полезных ископаемых здесь распространены главным образом руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты.

К щитам примыкают платформы. Они, обычно, покрыты различными осадочными породами, покоящимися на древних кристаллических породах. Среди полезных ископаемых значительное распространение получают здесь залежи угля, нефти, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Но на платформах цветных и редких металлов, возникающих в связи с остыванием магматических масс, нет.

1. Установитесоответствие между тектоническими структурами и формами рельефаДонецкого края:

1) Донецкое складчатое сооружение; а) Приазовская низменность;
2) Украинский щит; б) Донецкий кряж;
3) Днепровско-Донецкая впадина; в) Приазовская возвышенность;

4) Склоны Украинского щита.

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края

2. Заполнитепропуски:

Платформам в рельефе соответствуют – ________________ и ________________, складчатым областям – ____________________, плитам – ______________________, щитам – ____________________.

Поверхность нашего региона формировалась на протяжении

Чем глубже от поверхности лежат породы, тем они ______________________, а слои пород на поверхности земли самые ________________________.

На территории нашего края распространены ________________________ горные породы.

3.Пользуясь геохронологической таблицей, определите суммарную толщину (м) горных пород палеозойского возраста.

Порода Геологический период Толщина (м)
Песок Палеогеновый
Известняк Юрский
Уголь Каменноугольный

4. Сравнитетектоническую структуру юго-западной и северной частей области.

5. Нанеситена контурную карту границы тектонических структур Донецкого края,подпишите эти структуры и формы рельефа, которые им соответствуют.

6. Нанеситена карту с помощью условных обозначений места расположенияполезных ископаемых Донецкого края в соответствии с тектоническими структурами и формами рельефа.

7. Определите,на какой тектонической структуре находится ваш населенный пункт,подпишите его на карте.

8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края

8. Закончителогические цепочки:

Подвижные участки земной коры Устойчивые участки земной коры
Границы литосферных плит ___________________________
В образовании рельефа преобладают В образовании рельефа преобладают
процессы: процессы:
______________________________ ______________________________

9.Используя тематические карты атласа, заполните таблицу:

Название Особенности Название Геологическое
тектонической формы рельефа строение, полезные
структуры ископаемые
Донецкое Образовалось в эпоху Донецкий кряж Образовано
складчатое герцинской осадочными,
сооружение складчатости, в преимущественно
мезозое и кайнозое палеозойскими
проявлялись альпийские отложениями,
тектонические которые залегают на
движения кристаллическом
фундаменте
(песчаники, известняки,
гипс)
Приазовская
возвышенность
Приазовская
низменность

8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

10.Как вы считаете, характерны ли для Донецкого края ледниковые формы рельефа? Связанны ли ледниковые формы рельефа с тектоническим строением?

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/10/02/prakticheskaya-rabota-ustanovlenie-vzaimosvyazey-tektonicheskih
  • http://obrazovaka.ru/geografiya/relef-tektonicheskoe-stroenie-poleznye-iskopaemoe-8-klass.html
  • http://geografia.neznaka.ru/answer/3693177_sdelajte-vyvod-o-svazi-tektoniceskogo-stroenia-s-relefom-i-poleznymi-iskopaemymi/
  • http://schooled.ru/textbook/geography/7klas_3/41.html
  • http://compendium.su/geographic/8klas_1/12.html
  • http://mirznanii.com/a/307192/vzaimosvyaz-osnovnykh-form-relefa-s-tektonicheskimi-strukturami
  • http://cyberpedia.su/9x3d57.html