Меню Рубрики

Загадки о полезных ископаемых для детей с ответами

География для самых маленьких. Полезные ископаемые
Занимались по Доману с первого месяца жизни дочки и до четырех лет

источник

Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф).

Показать их применение в жизни человека.

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;

Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;

Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

— Доброе утро! Солнцу и птицам,

-Доброе утро! улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро, длится до вечера!

Воспитатель: Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.

Как вы думаете в виде чего?

Ответы детей.

Воспитатель: В виде полезных ископаемых.

Воспитатель: Почему полезных?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему ископаемых?

Ответы детей.

Воспитатель: Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?

Строителям – надежный друг:

Гранит — полезное ископаемое. Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.

Наиболее распространена черная разновидность.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют гранит?

Ответы детей.

Воспитатель: Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.

Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу. Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени: даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.

В школе не лежит без дела:

Воспитатель: Конечно же это мел. Его называют – Известняк.

Известняки чаще всего бывают следующих цветов: белый, серый, желтый, розовый, «персиковый», серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют известняк?

Ответы детей.

Воспитатель: Известняк — важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень

Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Воспитатель: Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют песок?

Ответы детей.

Воспитатель: Применение природного песка – широчайшее!

Воспитатель: Глина является очень распространённой горной породой.

Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют глину?

Ответы детей.

Воспитатель: Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.

Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур. Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве: для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют уголь?

Ответы детей.

Воспитатель: Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.

Отдельно – я не так вкусна

И в пище — каждому нужна. (соль)

Воспитатель: Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют соль?

Ответы детей.

Воспитатель: Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.

Воспитатель: Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют железную руду?

Ответы детей.

Воспитатель: Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.

Воспитатель: Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют газ?

Ответы детей.

Воспитатель: Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.

Воспитатель: Нефть — это важное полезное ископаемое. Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют нефть?

Ответы детей.

Воспитатель: Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых, которые человек добывает в горах и недрах земли. А у меня к вам вопрос: а точно ли они полезны?

Ответы детей

-Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.

-Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.

Воспитатель: Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?

Ответы детей.

Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.

Итог занятия:

Ребята, наше занятие подошло к концу. Вот вы придете, сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?

Рассказы детей.

Анализ занятия воспитателем

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что хлеб расскажет о себе?» Конспект занятий по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. «Что хлеб расскажет о себе» Программное содержание:.

Читайте также:  Полезно ли пить утром оливковое масло

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Дружный хоровод» Цель занятия : расширять представление детей о национальной культуре народов России, совершенствовать знания о национальных костюмах,их.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звёзды-сёстры Солнца» Тема: «Звёзды – сёстры Солнца». Цель: Расширить кругозор детей, представления о Вселенной, дать понятие, что такое звёзды, вызвать интерес.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство со скульптурой» Воспитатели: Бондаренко А. А. и Попова С. А. Программные задачи: продолжать знакомить детей с различными жанрами скульптуры, с материалами.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с кубанской хатой» «Знакомство с кубанской хатой» Цель: формировать первичные представления о малой Родине и представлений о социокультурных ценностях кубанского.

Конспект НОД по познавательному развитию «Сердце и кровеносная система» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Созвездие» Конспект непосредственно.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Спасаем Василису» Тема: Спасаем Василису Прекрасную Группа старшая Оборудование для детей: формата А4 красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Новые приключения Колобка» Цель: развитие познавательной сферы детей. Задачи: — развитие внимания и наблюдательности; — развитие зрительной памяти; — совершенствование.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Программное содержание:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Для чего нужны витамины» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Для чего нужны витамины» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная.

источник

Урок-викторина по окружающему миру в 4-м классе «Обобщение материала «Горные породы и полезные ископаемые»» (по программе «Гармония»)

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания по темам: горные породы и полезные ископаемые.
  • Проверить знания понятий: горные породы, полезные ископаемые.
  • Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, пользоваться условными знаками распространённых полезных ископаемых.
  • Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них.

Форма проведения: урок — викторина

Оборудование: коллекция горных пород, карточки с заданиями, конверты с ключевым словом, название команд.

«Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим:» (А. Новаи)

— Прозвенел звонок, значит, начался урок. Чтоб уютным был наш класс, улыбнитесь мне сейчас.

— Мир камня сказочно интересен. Во многом засекреченный. Вся неживая природа выступает перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями — ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, поражают нас долговечностью, красотой. Наиболее красивые и драгоценные минералы сделались символом знатности и богатства. Но мы с вами должны понимать: (обсуждаются слова, взятые в качестве девиза). Именно, ваш ум и ваши знания помогут на уроке.

— Сегодня урок пройдёт в форме викторины, вы разделены на 4 команды, в каждой есть капитан.

Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.

(Команды: «Алмаз», «Жемчужина», «Малахитовая шкатулка», «Самоцветы». Каждая защищает, представляет своё название).

— Молодцы, ребята. Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, в конце урока, из которых нужно составить слово.

— Я буду задавать вопросы. Вы внимательно слушаете, обсуждаете 1 минуту и отвечаете.

Дайте определение горные породы.

  • Самый твёрдый природный минерал? (алмаз)
  • Минерал, который называют камнем плодородия? (апатит)
  • В каких состояниях встречаются полезные ископаемые? (жидкие, твёрдые, газообразные).

(по одному конверту получает каждая команда)

— Каждой команде даны информационные листы, вы в группах должны обсудить, выбрать самое главное. Один участник должен подготовить сообщение и рассказать его.

(сообщения о поваренной соли, о малахите, торфе, известняке).

— Молодцы, получите первый конверт, положите на середину стола, но не раскрывайте его.

— Каждой команде предлагаются образцы горных пород, вы должны назвать её и если сможете, то скажите несколько слов о ней.

(по одному конверту получает каждая команда)

4. Кроссворд «Полезные ископаемые»

— Каждая команда получает бланк — кроссворд. Вам нужно как можно быстрее разгадать кроссворд, чтобы получить конверт.

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.

Это мастep белый белый, —
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.

Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадёт — испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались — это:

Росли на болоте растения.
А теперь это топливо и удобрение.

Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета.
Он из зёрен состоит,
Называется:

Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.

На кухне y мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.

Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи.

(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)

(проводится с помощью учащихся)

— Вы получили карточки, где нужно соединить линией условный знак и название полезного ископаемого. Будьте внимательны!

(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)

— Вам нужно подготовить небольшое сообщение по учебнику, обсудить в команде: где и как применяют полезные ископаемые. (песок, глина, известняк, мрамор)

(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)

— Последнее задание — ребусы. Каждая команда получает по одному ребусу.

— Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (графит)

— Ребята, правильно, это графит, что вы знаете о нём? (выслушиваю ответы детей)

— Давайте подведём итог нашего урока.

— Что называют полезными ископаемыми, горными породами?

— Как вы думаете, безграничны ли запасы полезных ископаемых?

— Ребята, тогда нужно ценить и бережно относиться к богатствам земных недр.

— Вы очень хорошо поработали, теперь заполним листы самоконтроля в командах. (заполнили).

источник

1. В переводе с греческого название этого полезного ископаемого означает – непобедимый, непреодолимый. Это полезное ископаемое – самый драгоценный, самый твердый и один из самых редких камней на Земле. Он разрезает все на свете: стекло, любой камень, крепчайшую сталь, поэтому это полезное ископаемое широко используется в технике. (Алмаз.)

2. Название этой горной породы произошло от слова «гранум», что означает «зерно». В этой горной породе, действительно, хорошо заметны зерна трех минералов: кварца, полевого шпата, слюды.

Читайте также:  Мед чем полезен при простуде

Еще в древности эту горную породу использовали как строительный материал, из нее высекали скульптуры, облицовывали здания.

Именно из нее в Санкт-Петербурге сделаны колонны Казанского собора, портики Исаакиевского собора. Огромный гром-камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы. (Гранит.)

3. Это полезное ископаемое матовое, серовато-черного цвета. Оно пачкает руки, оставляет следы на бумаге. Но у него есть удивительные свойства. Оно выдерживает температуру в тысячи градусов, и в то же время изделия, изготовленные из него, не портятся от сильного охлаждения. Подобно металлу, оно проводит электричество. Используют его и в литейном деле. Из него изготавливают тигли, в которых плавится металл. Название этого полезного ископаемого произошло от слова «графо», что значит «пишу». Оно знакомо каждому. Из него делают стержни для карандашей. (Графит.)

4. Это полезное ископаемое – разновидность известняка. Оно широко применяется в строительстве. Издавна оно привлекало людей своей красотой и необыкновенными свойствами. Оно достаточно твердое, но его можно пилить, обрабатывать резцом, шлифовать и полировать. Древние греки высекали из него статуи, строили храмы. Многие станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета. (Мрамор.)

Если есть возможность, в ближайшее время можно посетить с учениками краеведческий музей. Рассказы экскурсоводов расширят знания школьников о добыче полезных ископаемых в родном крае, их использовании.

Урок 30. Растения твоего края

Задачи урока: познакомить учащихся с основными отраслями растениеводства родного края.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта природных зон России, Красная книга России, Красная книга Края, гербарий растений родного края, выставка книг (материалы по краеведению).

Начиная урок, можно предложить школьникам определить положение своего края на карте природных зон и рассказать об особенностях неживой природы этой природной зоны.

Далее ученики, объединенные в группы по 4–5 человек, получают задание составить список растений (деревьев, кустарников, трав), которые встречаются в природе родного края. При коллективных (индивидуальных, групповых) формах работы учащиеся могут использовать любые дополнительные источники знаний: гербарий растений, справочники, Красную книгу России, Красную книгу края (если она есть), краеведческую литературу.

Закончив работу, ученики зачитывают и дополняют свои списки.

Следующая часть урока посвящается культурным растениям края. Ученики вслух по цепочке читают текст учебника на с. 137.

Особое внимание учеников советуем обратить на названия отраслей растениеводства:

· Полеводство – выращивание полевых культур. Главными полевыми культурами являются зерновые. Это пшеница, рожь, овес,

ячмень, кукуруза, гречиха, просо. К полевым культурам относят также технические культуры – картофель, лен, подсолнечник.

· Овощеводство – выращивание овощных культур. Например, капусты, лука, огурцов, томатов, моркови и др.

· Плодоводство – выращивание плодово–ягодных культур. В зависимости от природной зоны в крае могут расти яблони, груши, абрикосы, персики, смородина, малина, крыжовник и др.

· Цветоводство – выращивание цветочных культур: роз, гвоздик, георгинов, тюльпанов.

· Учитель акцентирует внимание детей на том, что отрасли растениеводства их края, как и любого другого, зависят от природных условий.

· Школьники составляют список культурных растений, которые выращиваются в их крае, называют отрасль растениеводства.

Урок 31.Отрасли животноводства твоего края и домашние животные

Задачи урока: познакомить учащихся с основными отраслями животноводства родного края. Выявить признаки, отличающие домашних животных от животных природной зоны.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта природных зон России, Красная книга России, Красная книга Края, гербарий растений родного края, выставка книг (материалы по краеведению).

Урок начинается с выполнения задания по цепочке. Школьникам предлагается по очереди перечислить домашних животных, которые живут рядом с ними. Ответы детей учитель записывает на классной доске. Затем он обращает внимание детей на список перечисленных животных. Учитель спрашивает, можно ли сказать, что все это животные относятся к животным нашей природной зоны.

В ходе дальнейшей беседы важно предупредить или исправить ошибки, которые нередко допускают школьники в письмах в клуб «Мы и окружающий мир». Часто дети к животным своей природной зоны относят волнистых попугайчиков, морских свинок, черепах, аквариумных рыбок и других животных, которые живут у них дома или в уголке живой природы в школе. Учитель подчеркивает, что эти животные никогда не обитали и не обитают в природных условиях в данной местности. Они завезены к нам из теплых стран, а сейчас живут

рядом с нами, не испытывая трудностей, которые выпадают на долю диких животных родного края. Люди обеспечивают своих питомцев пищей и жилищем в любое время года.

Далее учитель говорит, что в клуб « Мы и окружающий мир» приходят письма, в которых ученики рассказывают о породистых собаках, кошках, голубях, называют их породу, качества, отличающие от других пород. Эти животные выведены ради красоты, выносливости или других качеств. В дикой природе таких животных нет. Породистые животные, выведенные людьми, могут жить рядом с нами в любой природной зоне.

Учитель напоминает ученикам также, что люди до сих пор выводят много пород домашних животных, которых затем вы разводят в хозяйственных целях: для получения молока, мяса, шерсти, яиц, меда, перевозки грузов. В каждом крае нашей страны свои природные условия, а следовательно, и свои отрасли животноводства. Педагог предлагает ученикам перечислить известные им отрасли животноводства (птицеводство, свиноводство, пчеловодство, кролиководство, шелководство, оленеводство, коневодство, разведение рогатого скота и другие), и те, которые развиты в их родном крае.

Для расширения знаний учащихся по теме урока можно пригласить на урок специалистов сельского хозяйства.

Если есть возможность обеспечить детей дополнительной литературой о домашних животных, то можно попросить детей выступить с заранее подготовленными докладами.

Урок 32.Народные промыслы твоего края

Задачи урока: обобщить знания учащихся о народных промыслах своего края, познакомить их с историей возникновения и развития промысла в крае, с биографией известных в крае людей.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, выставка изделий народных промыслов своего края; выставка сувениров, изготовленных в разных регионах страны мастерами народных промыслов.

На урок можно пригласить родителей, которые помогали в организации выставки народных промыслов.

В начале урока учитель обращает внимание всех присутствующих на выставку, фотографии хохломской росписи и гжели (с. 140–141) и объявляет тему урока.

Затем все знакомятся с легендой карты народных промыслов (с. 142–143), которая помогает ученикам ознакомиться с названиями основных народных промыслов, которыми славятся разные регионы страны.

Затем учитель приглашает учащихся на выставку, подготовленную с помощью учащихся и их родителей. Несколько заранее подготовленных учащихся-экскурсоводов могут выступить с сообщениями для одноклассников о народных промыслах своего края.

Приводим некоторые из возможных сообщений.

Синие цветы гжели

Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называют «гжель», по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только по нашей стране, но и далеко за ее пределами. За что же гжель всем нравится? Чем она отличается? Прежде всего – своим необыкновенным цветом неба. Сами умельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее- синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. По белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает ее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись! Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще художники украшают фарфор диковинными птицами и картинками из народной жизни. Не только росписью, но и формой гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, сколько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Читайте также:  Какая полезная для организма вода

Какая красивая блестящая шкатулка – загляденье! Никогда не скажешь, что эта шкатулка сделана из …бумаги. Эта бумага папье–маше называется, что в переводе с французского означает «жеваная, мятая бумага». Жеваную бумагу особо обрабатывают: прессуют, опускают в горячее льняное масло – и делается она твердой, как дерево. Шкатулку сделали – раскрасить надо. Покрыть черной краской снаружи, а внутри красной. Теперь главное: нанести на черную поверхность разноцветный узор, от которого засветится, засияет вся шкатулка. Такие шкатулки делают в Палехе. Палех – это старинное селение неподалеку от города Владимира. Палехские мастера знамениты на весь мир.

Холмогоры – маленький городок на берегу реке Северная Двина. Вырезают холмогорцы изделия из моржовой кости, которую в старину именовали «дорогим рыбьим зубом». Моржовая кость на Севере шла издавна на изготовление костяных пластин с мастерски вырезанным рисунком, ваз, шкатулок, ножей, книжных закладок. Из среды резчиков выделился и стал всемирно известным ваятель Федот Шубин, его скульптурные портреты и поныне украшают дворцы и музеи. Теперь моржовая кость считается редким и дорогим материалом.

Дымковская игрушка

«Свистунья» – так именовался старинный народный праздник в городе Вятке. Собирался народ на большой площади. У всех веселые, смеющиеся лица. Каждый бережно держит небольшую глиняную игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. Но игрушки эти особые: они одновременно и свистульки. Поэтому свист стоит на площади – летучий пронзительный свист с нежным горловым оттенком. Вот так праздник! А игрушки эти делали в Дымковской слободе, что неподалеку от города Вятки, на низком берегу реки Вятки. В Дымкове жили, да и сейчас живут замечательные мастера. Благодаря их трудам слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных расписных игрушек. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают. Смотри, какая красота!

Богородская игрушка

Всегда были на свете добрые игрушечники, придумывали для детей разнообразные потехи. Славятся исстари мастерами-игрушечниками и подмосковные земли.

Сохранилась от времени Петра I запись, в которой перечисляются деревянные резные игрушки, купленные в Москве: «Два коня два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, утка…»

Особенно известно село Богородское, где и поныне живут мастера – золотые руки. Умельцы гордятся своим мастерством и говорят: «Москва – столица страны, а мы, Богородск, – стольный град игрушек».

Возьмет умелец кусок дерева – глядишь, через несколько часов он превратится в быстроногого зайца, который удирает от охотника, или в лихого коня–скакуна. Но чаще всего вырезают богородские мастера косолапого Михаила Потапыча.

Роспись по дереву

Окрестности славного города Городца, что стоит на берегу Волги, – родина расписных прялок. Долгие часы проводили в старину женщины за прялкой. Донце прялки – нижняя доска – было разрисовано. Воет за стеной пурга, потрескивают дрова в печи, на окнах морозные узоры, а на прялке – летние цветы, солнце, красный возок мчат по дороге кони–птицы…

Прялку в деревне любили особенно. Прялка в доме – все равно что лошадь в поле. Лошадь – добытчица хлеба, прялка – одежды.

Славились едва ли не по всей Волге расписные прялки из славного города Городца. Что только не рисовали на прялках городецкие мастера! Диковинных зверей, чаепития, катанья на санях… А есть ли теперь умельцы в Городце? Есть, городецкие мастера делают и сегодня игрушки, тарелки-подарки, детские столы и стулья. А как же прялки? Неужели о них забыли? Нет, не забыли в Городце о старых прялках. И теперь прялочные донца расписывают, чтобы помнили люди о былой их красоте.

(По В.И. Осетрову «Краса ненаглядная»)

Примечание. Урок можно провести в местном краеведческом музее.

Урок 33.Заповедные места твоего края

Задачи урока: обобщить знания учащихся о заповедных местах своего края.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта природных зон России, литература о заповедных местах родного края, список заповедников, список национальных парков России.

В начале урока учитель рассказывает о значении охраняемых территорий для жизни человека. Напоминает, что к охраняемым территориям относят национальные парки, заповедники, заказники, отдельные памятники природы (например, столетние дубы), центры разведения исчезающих животных и растений (зоопарки, ботанические сады).

Затем учитель предлагает вспомнить заповедные места своего края, рассмотреть карту охраняемых территорий России (с. 146–147), легенду карты, и назвать те заповедники и национальные парки России, которые есть на этой карте. Учебная карта называет лишь 9 заповедников из 51 и 3 национальных парка из 7. Поэтому, если охраняемая территория вашего края не указана на этой карте, необходимо назвать ее ученикам и показать ее местоположение. Целесообразно объяснить ученикам, что заповедника (национального парка) нет на карте не потому, что он менее значим, чем указанные территории. Причина в другом. Если указать на карте все охраняемые в России территории, то легенда карты займет не менее пяти страниц учебника.

Однако можно к этому уроку подготовить список заповедников и национальных парков России, выделив цветом заповедные места края.

Заповедники: Алтайский, Астраханский, Байкальский, Баргузинский, Башкирский, Большехехецирский, Большой арктический, Буреинский, Волжско-Камский, Воронежский, Галичья Гора, Гыданский, Дальневосточный морской,Дарвинский, Даурский, Жигулевский, Зейский, Ильменский, Кавказский, Кандалакшский, Кедровая падь, Кивач, Командорский, Комсомольский, Костомукшский, Кроноцкий, Курильский, Лазовский, Лапландский, Малая Сосьва, Мордовский, Окский, Остров Врангеля, Печоро–Илычский, Приокско-Террасный, Путоранский, Сихотэ–Алинский, «Столбы», Таймырский, Тебердинский, Тунгусский, Уссурийский, Усть–Ленский, Ханкайский, Ханганский, Хоперский, Центрально-лесной, Центрально-черноземный, Южно-Уральский.

Национальные парки: Валдайский, Забайкальский, Куршская коса, Мещерский, Прибайкальский, Приэльбрусский, Сочинский.

Только после того, как учащиеся познакомятся с заповедными местами своего края, целесообразно организовать работу с текстом учебника.

Школьники читают статью о Дарвинском заповеднике и составляют план, по которому они смогут рассказать об этом удивительном заповеднике принадлежащим к трем областям: Тверской, Ярославской и Вологодской.

После самостоятельной работы один из учеников может зачитать план пересказа.

Последняя часть урока – самостоятельная работа. Дети пишут письма в клуб «Мы и окружающий мир», в которых рассказывают все, что им удалось узнать о заповедных местах своего края.

Примечание. В один из резервных уроков учитель может запланировать экскурсию в заповедник, заказник родного края. Экскурсию проводят работники заповедника. Перед ней педагог напоминает учащимся правила поведения, предлагает задание: записать в блокноты названия охраняемых растений и животных, которые дети увидят в ходе экскурсии.

источник

Источники:
  • http://www.maam.ru/detskijsad/primernyi-konspekt-zanjatija-po-poznavatelnomu-razvitiyu-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-poleznye-iskopaemye.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580616/
  • http://megaobuchalka.ru/11/20103.html