Меню Рубрики

Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Подробное решение параграф § 10 по географии для учащихся 7 класса, авторов Душина И.В., Смоктунович Т.Л. 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 7 класс можно найти тут

1. Что такое платформа?

Платформа – малоподвижные обширные участки земной коры с двухъярусным строением.

2. Какие внутренние и внешние процессы изменяют рельеф? Приведите примеры.

На формирование рельефа влияют:

деятельность литосферных плит, то есть расхождение и столкновение; при расхождении литосферных плит образуются такие формы рельефа как хребты, впадины;

при столкновении — горы, нагорья и т.д.

а) деятельность животных (создание, например, плотин бобрами)

в) вымывание (образование оврагов)

г) ледники (и таяние ледников повышает уровень моря ,а те в свою очередь затапливают земли и т.д.)

д) морской прибой (изменение береговой линии)

3. Что называют полезными ископаемыми?

Полезными ископаемыми называют всё, что добывают из недр земли — газ, уголь, нефть, газ и т.д.

4. На какие группы и по каким признакам можно разделить полезные ископаемые?

Полезные ископаемые делятся на твердые (уголь, руда, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (природные горючие и инертные газы).

Вопросы и задания после параграфа

1. С какими процессами связано образование магматических, с какими – осадочных полезных ископаемых?

Магматические горные породы — горные породы, сформировавшиеся в результате остывания прорвавшегося в слои земной коры или на земную поверхность вещества мантии.

Осадочные горные породы — горные породы, существующие и образующиеся в результате накапливания на дне древних океанов, рек, озёр, болот, образуя пластовые залежи во вмещающих их осадочных породах. А попадают они туда путём выветривания, разрушения различных горных пород, химического и механического выпадения осадка из воды, жизнедеятельности организмов или всех процессов одновременно.

2. Установите по карте, месторождения каких полезных ископаемых размещаются на равнинах и в складчатых горных поясах.

Титановые руды, железные руды, нефть и природный газ.

3. Приведите примеры территорий, где рядом расположены месторождения полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения.

Недра Азербайджана, Урала содержат ценные полезные ископаемые: нефть и природный газ, медную руду и золото.

4. Приведите примеры месторождений полезных ископаемых, имеющихся в вашей местности. С какими породами связаны эти месторождения?

Урал — целая кладовая разнообразных ископаемых. Удивительное сочетание полезных ископаемых объясняется сложной геологической историей, которую пережил Урал.

При внедрении магматических пород осадочные толщи изменялись под воздействием высоких температур и давлений.

Так возникли разные минералы и многие руды, которые под действием размыва, выветривания гор оказались близко расположенными к поверхности или обнажились.

Основу уральской металлургии составляют руды черных металлов.

Самые ценные из них — магнитные железняки (магнетиты). На Среднем Урале месторождения магнитных железняков имеются в районе Кушвы, Нижнего Тагила, Первоуральска, Качканара.

Богат Средний Урал рудами цветных, благородных и редких металлов. Месторождения медноколчеданной руды расположены в Красноуральске, Кировограде, Дегтярске.

Есть на Урале много месторождений редких металлов: золота (Березовское месторождение, долины рек Тура, Салда, Тагил), платины (долины рек Лобва, Косья, Тагил).

В советское время открыты на Урале алюминиевые руды – бокситы.

5. Люди каких профессий занимаются разведкой и добычей полезных ископаемых?

Разведкой и добычей полезных ископаемых занимаются геологи. Геолог занимается поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры.

6. Предположите, в каких рельефообразующих процессах проявляется закон зональности.

Этот закон проявляется в эндогенных и экзогенных процессах.

Эндогенные (внутренние) процессы представляют собой процессы, которые возникают в недрах Земли. Благодаря этим процессам образуются горные породы. Например: тектоника, землетрясения (сейсмика), метаморфизм.

Экзогенные (внешние) процессы разрушают эндогенные процессы. Примером является: работа подземных и поверхностных вод, рек, морей, озер, ветра. Вследствие этого идет разъедание горных пород.

7. Сопоставьте картосхему (рис.44) и физическую карту атласа и установите, на каких территориях материков расположены месторождения нефти, на каких – угля.

Наибольшие скопления каменного угля наблюдаются на территории Северной Америки и Азии, а бурого угля – Европы. Большое количество месторождений находится в Китае, Индонезии, северных районах России. Из этого следует, что большая часть угольных бассейнов и месторождений находится в северном полушарии. В южном полушарии бассейны каменного угля находятся на территории Австралии, ЮАР, Бразилии, а бурого угля – только в Бразилии и Перу. Угольных месторождений здесь тоже на порядок меньше, в отличие от северного полушария. Все это говорит нам о том, что активное угленакопление во все периоды исторического развития было характерно именно для материков северного полушария.

Крупнейшие месторождения нефти расположены в районе Персидского и Мексиканского заливов, Каспийского и Северного морей, в Западной Сибири, в Северной Африке.

источник

План-конспект урока по географии (7 класс) по теме:
Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.

Учитель географии МАОУ СОШ № 7

ст.Полтавской Краснодарского края

Тема урока : ПЛАНЕТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ КРУПНЫХ

ФОРМ РЕЛЬЕФА И МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

Цель урока : познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.

предметные: сформированность представлений о планетарных формах рельефа, тектонических структурах и закономерностях залегания полезных ископаемых;

Коммуникативные: формирование умений работать в группах

Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Познавательные: умение проводить рефлексию своих действий.

Настенные карты «Строение земной коры», «Физическая карта мира»

Презентация, мультимедийный проектор, электронный учебник «география 6-9 кл»

Методическое оснащение: И.В.Душина «География 7 класс», учебник

Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала:

— Назовите типы земной коры

Чем отличаются материковая и океаническая земная кора

Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните этот факт.

Покажите на карте места расхождения литосферных плит.

Приведите примеры столкновения литосферных плит.

«Ученые с пристальным вниманием изучают дно Красного моря. Установлено, что в прибрежных районах здесь очень тонкая материковая земная кора, во многих местах иссеченная трещинами. В расселинах посреди моря – очень молодая земная кора: её возраст не более 5 млн.лет. О чем свидетельствует этот факт?»

«В 1968 г американским ученым удалось взять пробы грунта вдоль СОХ. Они установили, что возраст пород различен: чем дальше от оси хребта, тем…. Вставьте пропущенное слово и объясните.

Изучение нового материала. Познавательная задача:

Заполнить схему: Рельеф Выступы материков

? в падины океанов— . ( слайд3)

Рельеф сформировался под взаимодействием внутренних и внешних сил. Приведите примеры.

А) Работа со схемой «Образование равнин» (слайд ). Записать в тетрадь основные понятия.

ПЛАТФОРМА –древний устойчивый участок Земной коры.

ПЛИТА – молодой устойчивый участок земной коры.

Платформам соответствуют равнины, возвышенные или столовые. Привести пример по карте.

Б) Работа со схемой «Образование старых(средних, молодых гор). Примеры по карте.

СКЛАДЧАТЫЕ ОБЛАСТИ — активный, подвижный участок земной коры.

Работа с атласом: Горы делятся по возрасту, высоте. Привести примеры гор.

Область древнейшей складчатости – байкальской (каледонской)-горы Забайкалья, Бразил.плоск.

Область древней складчатости – герцинской- Аппалачи, Урал, Большой Водораздельный хребет

Область средней складчатости – мезозойской-Кордильеры, Гималаи, горыСеверо-Востока Сибири( Верхоянский хр., хр.Черского, колымское нагорье), Сихотэ-Алинь.

Область новой и новейшей складчатости. – кайнозойской-Анды, Горы и нагорья Альпийско-Гималайского пояса, Срединный хребет на Камчатке…)

Проблемный вопрос : Почему ОЗК превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли). Почему горы превращаются в равнины?

Познавательная задача : Привести примеры внутренних (внешних) сил, формирующих рельеф (слайды)

-Из чего состоит земная кора? В чем отличие понятий- горная порода и полезные ископаемые?

-Вспомните типы происхождений полезных ископаемых. (слайд)

Работа в группах : Каждая группа определяет закономерность размещения полезных ископаемых на платформах, плитах, в складчатых поясах.

Оценивание первичных успехов : Практическая работа . Описать рельеф Южной Америки по плану ( слайд)

Назвать основные формы рельефа материка.

На какой тектонической структуре находится материк?

Возраст и свойства этой структуры.

С какими структурами и как взаимодействует, что при этом происходит?

Какие формы рельефа соответствуют тектоническим структурам Юж.Америки?

Какими полезными ископаемыми богат материк, каковы особенности их залегания.

Домашнее задание – учить параграф, закончить дома практическую работу.

Индивидуальное задание – Что такое «терриконы»?

Сообщение о самой глубокой скважине на Земле.

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.

Методическое обеспечение раздела учебного плана «Как образуются месторождения полезных ископаемых» дополнительной образовательной программы «Юный геолог-эколог».

Данная прктическая работа развивает картографические навыки (умение определять объект по заданным географическим координатам, умение использовать карты различной тематики для получения информации об о.

Цель урока: Формирование знаний учащихся об особенностях рельефа и полезных ископаемых материка Африка.Задачи: — обучающие: обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний об особенностях рельефа А.

Данный тест можно использовать как при закреплении темы так и при проверке домашнего задания.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”Зад.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”Зад.

источник

«Строение поверхности, закономерность и размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

«СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Перязева Ирина Александровна,

Урок № 35 по географии в 7 классе.

Тема: «Строение поверхности, закономерность и размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

Цели урока:

  1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.
  2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, сопоставление географических карт, работать с опорными конспектами.
  3. Развивать любознательность, интеллект, интерес к предмету.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

  1. Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку

    1. Проведение географического диктанта с нанесением на контурную карту географических объектов .
  1. м. Париньяз
  1. Огненная Земля
  1. Карибское море
  1. Панамский канал
  1. Малые Антильские о-ва
  1. м. Кабу-Бранку
  1. Магелланов пролив
  1. течение
5. Перуанское течение
  1. пролив Дрейка

Условие игры: на доске написаны высказывания. Каждое высказывание имеет свою букву. Учащиеся выбирают высказывания, тем самым открывая букву.

Берега Южной Америки сильно изрезаны А
Панамский канал – это условная граница между Северной и Южной Америкой Р
Южная Америка расположена в западном полушарии Е
Край южной точки Южной Америки – м. Йорк И
Вместе с Северной Америкой Южная Америка образует единую часть света. Л
По величине она занимает четвертое место среди других материков. Ь
Территория Южной Америки похожа на

огромный треугольник, суживающий к северу.

О
Этот материк пересекается как экватором Е
Честь открытия Южной Америки в 1498 году Принадлежит Америго Веспуччи К
Экспедицию под руководством А. Гумбольта на материк называли «вторым открытием Америки» Ф

Итак, мы открыли ключевое слово «рельеф».

Как вы ребята уже догадались, что на этом уроке будем изучать рельеф.

    1. Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего урока: «Рельеф и полезные ископаемые»

Приступая к изучению нового материала мы должны

Знать:

  1. Особенности рельефа Южной Америки;
  2. Причины, обусловившие эти особенности;
  3. Характеристику отдельных частей материка;
  4. Особенности распространения полезных ископаемых.

Уметь:

  1. Работать с источником знаний;
  2. Устанавливать причинно-следственные связи между тектонической, рельефом и полезными ископаемыми;
  3. Делать выводы и обобщения.

Почему изучение любой территории начинается с рельефа?

(так как рельеф влияет на климат, реки, растительность и т.д.)
Каждому учащемуся, раздаётся карта Южной Америки, ученики вклеивают её в тетрадь.

-Пользуясь физической картой Южной Америки, подпишите основные формы рельефа и объясните, почему вся территория материка окрашена тремя цветами (каждый цвет соответствует определённой форме рельефа).

-Пользуясь картой «Строения земной коры» и физической картой Южной Америки сравните строение и формы земной поверхности материка.
Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

(в рельефе материка выделяются горный запад и равнинный восток).

Почему на востоке материка преобладают равнинные формы рельефа, а на западе – горы?

(на западе – складчатый пояс, а на востоке – платформа).

«Геологические часы» отражают возраст земной коры Южной Америки.

Земная кора формировалась во все геологические эры за исключением ме­зозойской или средней эры. Древнейшим и древней эрам соответствует древ­няя Южно-Американская платформа и равнинный рельеф. Новой кайно­зойской эре соответствует область кайнозойской складчатости и горы Анды.

«Анды» (5 минут) Во время слайдов рассказ учителя.

Кадры фильма помогут вам хотя бы фрагментарно представить величие горной системы Анд, которая, проходит через всю Южную Америку. Горы формируются по линии схождения литосферных плит. Самая высокая вершина — гора Аконкагуа (6960 м).

Читайте также:  Чем вредна и полезна мята

Один из исследователей Южной Америки Ж. Дорст писал, что область Анд — «одно из самых чарующих зрелищ на Южно-Американском континенте. Путешественника завораживает театральное великолепие увенчанных снегами гор, вздымающихся над тропическими лесами. Натуралиста обуревает желание разга­дать тайну приспособления флоры и фауны к жизни на такой большой высоте. Археолог может изучать здесь следы великих цивилизаций, некогда процветавших в полной гармонии с суровы­ми условиями окружающей природы».

Пожалуй, немногие горы могут соперничать с Андами: это самая длинная горная система; мно­гие ее вершины значительно превышают 6000 м, а многочислен­ные вулканические кратеры лежат за пределами 5000 м, подоб­ных высот нет на других материках, и лишь Гималаи да еще несколько небольших по площади азиатских горных стран превос­ходят Анды по высоте; нигде, кроме Тибета, нет таких обширных, как здесь, высокогорных плато, лежащих в среднем на высоте 4000 м.

Землетрясения проис­ходят здесь так часто, что почти все города, расположенные в Андах, хотя бы однажды были полностью разрушены этой сти­хией.

После просмотра ролика проходит физкультурная минутка.

-Далее опускаемся с гор и попадаем на обширные просторы Амазонской низменности.

Равнинный рельеф востока Южной Америки представлен Оринокской, Амазонской, Ла-Платской низменностями и Бразильским, Гвианским плоско­горьями. Рельеф удобен для строительства, земледелия и т. п.

  • определить высоту низменности
  • что лежит в основании низменности?
  • какие полезные ископаемые встречаются?

Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.
Продолжаем движение к Атлантическому океану.
Выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья.

Учащиеся заполняют вторую часть опорного конспекта.

В размещении полезных ископаемых прослеживается и подтверждает­ся закономерность, а именно: горному рельефу в основном соответствуют магматические и метаморфические полезные ископаемые. Осадочные полез­ные ископаемые встречаются преимущественно на равнинах.

Горы там зовутся… (Анды)
В переводе эта твердь
Означает слово… (Медь)
Тут в былые времена
Прогибалась земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться
Иль на запад перебраться?

  1. Закрепление знаний.

Для закрепления знаний дополните текст, вставьте пропущенные слова.

2.Горы Анды образовались в зоне взаимодействия _______________________ и ______________________ литосферных плит.

4.Восток занят ___________________, а на западе __________.

5.Наиболее крупные низменные равнины — _____________________, ____________________ и _____________________.

6.Они соответствуют прогибам __________________.

7.Приподнятым участкам платформы – щитам – соответствуют _______________ и _______________ плоскогорья.

8.Западная часть материка – результат взаимодействия двух ___________________ плит.

9.Впадинам платформы соответствуют месторождения — ____________________.

10.Наивысшая точка Южной Америки ___________________.

источник

«Строение поверхности, закономерность и размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

«СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Перязева Ирина Александровна,

Урок № 35 по географии в 7 классе.

Тема: «Строение поверхности, закономерность и размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

Цели урока:

  1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.
  2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, сопоставление географических карт, работать с опорными конспектами.
  3. Развивать любознательность, интеллект, интерес к предмету.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

  1. Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку

    1. Проведение географического диктанта с нанесением на контурную карту географических объектов .
  1. м. Париньяз
  1. Огненная Земля
  1. Карибское море
  1. Панамский канал
  1. Малые Антильские о-ва
  1. м. Кабу-Бранку
  1. Магелланов пролив
  1. течение
5. Перуанское течение
  1. пролив Дрейка

Условие игры: на доске написаны высказывания. Каждое высказывание имеет свою букву. Учащиеся выбирают высказывания, тем самым открывая букву.

Берега Южной Америки сильно изрезаны А
Панамский канал – это условная граница между Северной и Южной Америкой Р
Южная Америка расположена в западном полушарии Е
Край южной точки Южной Америки – м. Йорк И
Вместе с Северной Америкой Южная Америка образует единую часть света. Л
По величине она занимает четвертое место среди других материков. Ь
Территория Южной Америки похожа на

огромный треугольник, суживающий к северу.

О
Этот материк пересекается как экватором Е
Честь открытия Южной Америки в 1498 году Принадлежит Америго Веспуччи К
Экспедицию под руководством А. Гумбольта на материк называли «вторым открытием Америки» Ф

Итак, мы открыли ключевое слово «рельеф».

Как вы ребята уже догадались, что на этом уроке будем изучать рельеф.

    1. Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего урока: «Рельеф и полезные ископаемые»

Приступая к изучению нового материала мы должны

Знать:

  1. Особенности рельефа Южной Америки;
  2. Причины, обусловившие эти особенности;
  3. Характеристику отдельных частей материка;
  4. Особенности распространения полезных ископаемых.

Уметь:

  1. Работать с источником знаний;
  2. Устанавливать причинно-следственные связи между тектонической, рельефом и полезными ископаемыми;
  3. Делать выводы и обобщения.

Почему изучение любой территории начинается с рельефа?

(так как рельеф влияет на климат, реки, растительность и т.д.)
Каждому учащемуся, раздаётся карта Южной Америки, ученики вклеивают её в тетрадь.

-Пользуясь физической картой Южной Америки, подпишите основные формы рельефа и объясните, почему вся территория материка окрашена тремя цветами (каждый цвет соответствует определённой форме рельефа).

-Пользуясь картой «Строения земной коры» и физической картой Южной Америки сравните строение и формы земной поверхности материка.
Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

(в рельефе материка выделяются горный запад и равнинный восток).

Почему на востоке материка преобладают равнинные формы рельефа, а на западе – горы?

(на западе – складчатый пояс, а на востоке – платформа).

«Геологические часы» отражают возраст земной коры Южной Америки.

Земная кора формировалась во все геологические эры за исключением ме­зозойской или средней эры. Древнейшим и древней эрам соответствует древ­няя Южно-Американская платформа и равнинный рельеф. Новой кайно­зойской эре соответствует область кайнозойской складчатости и горы Анды.

«Анды» (5 минут) Во время слайдов рассказ учителя.

Кадры фильма помогут вам хотя бы фрагментарно представить величие горной системы Анд, которая, проходит через всю Южную Америку. Горы формируются по линии схождения литосферных плит. Самая высокая вершина — гора Аконкагуа (6960 м).

Один из исследователей Южной Америки Ж. Дорст писал, что область Анд — «одно из самых чарующих зрелищ на Южно-Американском континенте. Путешественника завораживает театральное великолепие увенчанных снегами гор, вздымающихся над тропическими лесами. Натуралиста обуревает желание разга­дать тайну приспособления флоры и фауны к жизни на такой большой высоте. Археолог может изучать здесь следы великих цивилизаций, некогда процветавших в полной гармонии с суровы­ми условиями окружающей природы».

Пожалуй, немногие горы могут соперничать с Андами: это самая длинная горная система; мно­гие ее вершины значительно превышают 6000 м, а многочислен­ные вулканические кратеры лежат за пределами 5000 м, подоб­ных высот нет на других материках, и лишь Гималаи да еще несколько небольших по площади азиатских горных стран превос­ходят Анды по высоте; нигде, кроме Тибета, нет таких обширных, как здесь, высокогорных плато, лежащих в среднем на высоте 4000 м.

Землетрясения проис­ходят здесь так часто, что почти все города, расположенные в Андах, хотя бы однажды были полностью разрушены этой сти­хией.

После просмотра ролика проходит физкультурная минутка.

-Далее опускаемся с гор и попадаем на обширные просторы Амазонской низменности.

Равнинный рельеф востока Южной Америки представлен Оринокской, Амазонской, Ла-Платской низменностями и Бразильским, Гвианским плоско­горьями. Рельеф удобен для строительства, земледелия и т. п.

  • определить высоту низменности
  • что лежит в основании низменности?
  • какие полезные ископаемые встречаются?

Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.
Продолжаем движение к Атлантическому океану.
Выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья.

Учащиеся заполняют вторую часть опорного конспекта.

В размещении полезных ископаемых прослеживается и подтверждает­ся закономерность, а именно: горному рельефу в основном соответствуют магматические и метаморфические полезные ископаемые. Осадочные полез­ные ископаемые встречаются преимущественно на равнинах.

Горы там зовутся… (Анды)
В переводе эта твердь
Означает слово… (Медь)
Тут в былые времена
Прогибалась земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться
Иль на запад перебраться?

  1. Закрепление знаний.

Для закрепления знаний дополните текст, вставьте пропущенные слова.

2.Горы Анды образовались в зоне взаимодействия _______________________ и ______________________ литосферных плит.

4.Восток занят ___________________, а на западе __________.

5.Наиболее крупные низменные равнины — _____________________, ____________________ и _____________________.

6.Они соответствуют прогибам __________________.

7.Приподнятым участкам платформы – щитам – соответствуют _______________ и _______________ плоскогорья.

8.Западная часть материка – результат взаимодействия двух ___________________ плит.

9.Впадинам платформы соответствуют месторождения — ____________________.

10.Наивысшая точка Южной Америки ___________________.

источник

1. Что такое платформа?

Платформа – малоподвижные обширные участки земной коры с двухъярусным строением.

2. Какие внутренние и внешние процессы изменяют рельеф? Приведите примеры.

На формирование рельефа влияют:

деятельность литосферных плит, то есть расхождение и столкновение; при расхождении литосферных плит образуются такие формы рельефа как хребты, впадины;

при столкновении — горы, нагорья и т.д.

а) деятельность животных (создание, например, плотин бобрами)

в) вымывание (образование оврагов)

г) ледники (и таяние ледников повышает уровень моря ,а те в свою очередь затапливают земли и т.д.)

д) морской прибой (изменение береговой линии)

3. Что называют полезными ископаемыми?

Полезными ископаемыми называют всё, что добывают из недр земли — газ, уголь, нефть, газ и т.д.

4. На какие группы и по каким признакам можно разделить полезные ископаемые?

Полезные ископаемые делятся на твердые (уголь, руда, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (природные горючие и инертные газы).

Вопросы и задания после параграфа

1. С какими процессами связано образование магматических, с какими – осадочных полезных ископаемых?

Магматические горные породы — горные породы, сформировавшиеся в результате остывания прорвавшегося в слои земной коры или на земную поверхность вещества мантии.

Осадочные горные породы — горные породы, существующие и образующиеся в результате накапливания на дне древних океанов, рек, озёр, болот, образуя пластовые залежи во вмещающих их осадочных породах. А попадают они туда путём выветривания, разрушения различных горных пород, химического и механического выпадения осадка из воды, жизнедеятельности организмов или всех процессов одновременно.

2. Установите по карте, месторождения каких полезных ископаемых размещаются на равнинах и в складчатых горных поясах.

Титановые руды, железные руды, нефть и природный газ.

3. Приведите примеры территорий, где рядом расположены месторождения полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения.

Недра Азербайджана, Урала содержат ценные полезные ископаемые: нефть и природный газ, медную руду и золото.

4. Приведите примеры месторождений полезных ископаемых, имеющихся в вашей местности. С какими породами связаны эти месторождения?

Урал — целая кладовая разнообразных ископаемых. Удивительное сочетание полезных ископаемых объясняется сложной геологической историей, которую пережил Урал.

При внедрении магматических пород осадочные толщи изменялись под воздействием высоких температур и давлений.

Так возникли разные минералы и многие руды, которые под действием размыва, выветривания гор оказались близко расположенными к поверхности или обнажились.

Основу уральской металлургии составляют руды черных металлов.

Самые ценные из них — магнитные железняки (магнетиты). На Среднем Урале месторождения магнитных железняков имеются в районе Кушвы, Нижнего Тагила, Первоуральска, Качканара.

Богат Средний Урал рудами цветных, благородных и редких металлов. Месторождения медноколчеданной руды расположены в Красноуральске, Кировограде, Дегтярске.

Есть на Урале много месторождений редких металлов: золота (Березовское месторождение, долины рек Тура, Салда, Тагил), платины (долины рек Лобва, Косья, Тагил).

В советское время открыты на Урале алюминиевые руды – бокситы.

5. Люди каких профессий занимаются разведкой и добычей полезных ископаемых?

Разведкой и добычей полезных ископаемых занимаются геологи. Геолог занимается поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры.

6. Предположите, в каких рельефообразующих процессах проявляется закон зональности.

Этот закон проявляется в эндогенных и экзогенных процессах.

Эндогенные (внутренние) процессы представляют собой процессы, которые возникают в недрах Земли. Благодаря этим процессам образуются горные породы. Например: тектоника, землетрясения (сейсмика), метаморфизм.

Экзогенные (внешние) процессы разрушают эндогенные процессы. Примером является: работа подземных и поверхностных вод, рек, морей, озер, ветра. Вследствие этого идет разъедание горных пород.

7. Сопоставьте картосхему (рис.44) и физическую карту атласа и установите, на каких территориях материков расположены месторождения нефти, на каких – угля.

Читайте также:  Чем полезны шампиньоны грибы

Наибольшие скопления каменного угля наблюдаются на территории Северной Америки и Азии, а бурого угля – Европы. Большое количество месторождений находится в Китае, Индонезии, северных районах России. Из этого следует, что большая часть угольных бассейнов и месторождений находится в северном полушарии. В южном полушарии бассейны каменного угля находятся на территории Австралии, ЮАР, Бразилии, а бурого угля – только в Бразилии и Перу. Угольных месторождений здесь тоже на порядок меньше, в отличие от северного полушария. Все это говорит нам о том, что активное угленакопление во все периоды исторического развития было характерно именно для материков северного полушария.

Крупнейшие месторождения нефти расположены в районе Персидского и Мексиканского заливов, Каспийского и Северного морей, в Западной Сибири, в Северной Африке.

источник

Распространение минеральных ресурсов подчиняется геологическим закономерностям. Полезные ископаемые осадочного происхождения встречаются в пределах осадочного чехла платформ, в предгорных и краевых прогибах. Магматические полезные ископаемые — в складчатых областях, местах выхода на поверхность (или близкого залегания к поверхности) кристаллического фундамента древних платформ. Топливные имеют осадочное происхождение, образуют угольные и нефтегазоносные бассейны (чехол древних платформ, их внутренние и краевые прогибы). Крупнейшие угольные бассейны расположены на территории России, США, ФРГ и других стран. Нефть и газ интенсивно добываются в Персидском заливе, Мексиканском заливе, Западной Сибири.

К рудным относятся руды металлов, они приурочены к фундаментам и щитам древних платформ, есть и в складчатых областях. Страны, выделяющиеся по запасам железной руды, — Россия, Бразилия, Канада, США, Австралия и др. Часто наличие рудных полезных ископаемых определяет специализацию районов и стран.

Нерудные полезные ископаемые имеют широкое распространение. К ним относятся: апатиты, сера, калийные соли, известняки, доломиты и др.

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья, формирование крупных территориально-производственных комплексов. Важно рациональное использование ресурсов — извлечение максимально возможного количества ресурсов, более полная переработка, комплексное использование сырья и т. п.

Полезные ископаемые формировались в течение всей истории развития земной коры, вследствие эндогенных и экзогенных процессов. Вещества, необходимые для образования Полезные ископаемые, поступают в магматических расплавах, жидких и газообразных растворах из верхней мантии, земной коры и поверхности Земли.
Магматогенные (эндогенные) месторождения подразделяются на несколько групп. Так, при внедрении в земную кору и остывании магматических расплавов образуются магматические месторождения.

С интрузивами основного состава связаны руды хрома, железа, титана, никеля, меди, кобальта, группы платиновых металлов и др.; к щелочным массивам магматических пород приурочены руды фосфора, тантала, ниобия, циркония и редких земель. С гранитными пегматитами генетически связаны месторождения слюды, полевых шпатов, драгоценных камней, руд берилия, лития, цезия. ниобия, тантала, частью олова, урана и редких земель. Карбонатиты, ассоциированные с ультраосновными — щелочными породами, представляют собой важный тип месторождений, в которых накапливаются руды железа, меди, ниобия, тантала, редких земель, а также апатита и слюд.


Минералы. Фото: Rodrigo Gomez Sanz

Осадочные месторождения формируются на дне морей, озёр, рек и болот, образуя пластовые залежи во вмещающих их осадочных горных породах. Россыпи, содержащие ценные минералы (золото, платину, алмазы и др.), накапливаются в прибрежных отложениях океанов и морей, а также в речных и озёрных отложениях, на склонах долин. Месторождения выветривания связаны с древней и современной корой выветривания, для которой характерны инфильтрационные месторождения руд урана, меди, самородной серы и остаточные месторождения никеля, железа, марганца, бокситов, магнезита, каолина.

В обстановке высоких давлений и температур, которые господствуют в глубоких недрах, преобразуются ранее существовавшие месторождения с возникновением метаморфогенных залежей (например, железной руды Криворожского бассейна и Курской магнитной аномалии, золотые и урановые руды Южной Африки) либо образуются вновь в процессе метаморфизма горных пород (месторождения мрамора, андалузита, кианита, графита и др.).

Наша страна богата разнообразными полезными ископаемыми. В их размещении по территории прослеживаются определённые закономерности. Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из неё горячих водных растворов. Магма подымалась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. Обычно внедрение магмы происходило в периоды активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями гор. На платформенных равнинах они приурочены к нижнему ярусу — складчатому фундаменту.

Разные металлы имеют различную температуру плавления. Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений.
Крупные скопления руд имеют промышленное значение. Их называют месторождениями.
Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.

Богатство руд, их запасы и глубина залегания в разных месторождениях неодинаковы. В молодых горах многие месторождения находится под толщей смятых в складки осадочных пород и обнаружить их бывает трудно.

При разрушении гор скопления рудных полезных ископаемых постепенно обнажаются и оказываются близ поверхности земли. Здесь их добывать легче и дешевле.

К древним складчатым областям приурочены месторождения железных руд (Западный Саян ) и полиметаллических руд (Восточное Забайкалье), золота (нагорья Северного Забайкалья), ртути (Алтай) и др.

Особенно богат разнообразными рудными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями Урал. Здесь находится месторождение железа и меди, хрома и никеля, платины и золота.
В горах северо-восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены месторождения олова и вольфрама, золота, на Кавказе — полиметаллические руды.
Полезные ископаемые платформ.

На платформах рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Здесь расположены бассейны железных руд: Курская Магнитная Аномалия (КМА), месторождение Южной Якутии (Алданский Щит). На Кольском полуострове находятся месторождения апатитов — важнейшего сырья для производства фосфорных удобрений.
Однако для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения сосредоточенные в породах платформенного чехла. Преимущественно это нерудные минеральные ресурсы. Ведущую роль среди них играют горючие ископаемые: газ, уголь, горючие сланцы.
Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и озёрно-болотных условиях суши. Эти обильные органические остатки могли накопится лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для повышенного развития растительности.

Крупнейшими угольными бассейнами России являются:
— Тунгусский, Ленский, Южно Якутский (средняя Сибирь)
— Кузнецкий, Канско-Ачинский (в краевых частях гор Южной Сибири)
— Печорский, Подмосковный (на Русской равнине)

Месторождения нефти и газа сосредоточены в приуральской части Русской равнины. От побережья Баренцева до Каспийского моря, в Предкавказье.
Но самые крупные запасы нефти — в недрах центральной части Западной Сибири — Самотлор и др. газа — в северных её районах (Уренгой, Ямбург и др.)
В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей. В Предуралье, в Прикаспии и в южной части Западной Сибири имеются их крупные месторождения.

источник

Название Урок 48: Особенности природы материка: строение рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых
Дата публикации 26.08.2013
Размер 98.33 Kb.
Тип Урок

5-bal.ru > География > Урок

Урок 48: Особенности природы материка: строение рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых.

1. Продолжить формирование представлений и знаний о природе Северной Америки;

2. Продолжить формирование познавательного интереса к предмету географии;

3. Сформировать представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка;

4. Показать роль древнего оледенения в формировании рельефа Северной Америки

5. Продолжить формирование умений:

А) сравнивать и находить черты сходства и различия в рельефе двух материков,

Б) устанавливать причинно-следственные связи,

В) находить закономерности в размещении полезных ископаемых,

Г) работать с различными источниками географических знаний.

Оборудование: физическая карта мира, карта строения земной коры, физическая карта Северной Америки, атласы, контурные карты, фотографии, сообщения, раздаточный материал, карточки.

Ведущие понятия: Платформа, фундамент, складчатость, каньон, покровное оледенение.

горы: Кордильеры, Скалистые, Каскадные, Береговые хребты, Сьерра-Невада, Аппалачи;

нагорья: Мексиканское, Большой Бассейн, плато Колорадо;

равнины: Великие, Центральные;

низменности: Приатлантическая, Примексиканская, Миссисипская;

вулканы: Орисаба, Попокатепетль;

впадины: Долина Смерти; Большой Каньон, Мамонтова пещера.

Имена: Э.де Сото (открыл Аппалачи), Ф. Коронадо (открыл Великие равнины)

Тип урока: комбинированный

Домашнее задание: параграф 52 (читать, пересказывать), в к/к обозначить рельеф
Ход урока.

I Повторение — Дайте характеристику ГП Северной Америки.

II.Изучение нового материала

1. Сравнение рельефа Северной Америки с Южной Америкой.

Черты сходства

  1. На западе молодые горы, на востоке — старые (в Юж. Ам. — нагорья)
  2. В центре равнины

Черты различия:

  1. В Сев. Ам.- низменности занимают меньшую площадь, в Юж. Ам.- 2/3 поверхности материка
  2. Пояс гор в Юж. Ам. более узкий, чем в Сев. Ам. В Юж. Ам. больше контрастность (горы-низменности).

Работа с профилями Северной и Южной Америки

Вывод: рельеф Северной Америки разнообразнее и более полого опускается с запада на восток.

2. Работа с картой строения земной коры:

Выводы: при схождении Американской и Тихоокеанской литосферных плит сформировалась область новой складчатости, она протянулась узкой полосой вдоль Тихоокеанского побережья. Её сменяет обширная зона средней складчатости. Центральную часть материка занимает Северо-Американская платформа. А на востоке область древней складчатости.

3. Работа с физической картой Северной Америки, заполнение таблицы:

Работая с физической картой, распределите географические объекты во вторую колонку и впишете в третью колонку полезные ископаемые, которые там распространены. После чего сделайте вывод: о зависимости рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры.

Строение земной коры Рельеф Полезные ископаемые
Область новой складчатости Береговые хребты Полиметаллические, серебряные руды
Область средней складчатости горы: Кордильеры, Скалистые, Каскадные, Береговые хребты, Сьерра-Невада, нагорья: Мексиканское, Большой Бассейн, плато Колорадо Урановые руды, золото, молибденовые руды, медные руды
Северо-Американская платформа равнины: Великие, Центральные;

низменности: Приатлантическая, Примексиканская, Миссисипская

Нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, железные руды, медные руды
Область древней складчатости Аппалачи Железная руда, уголь

Вывод: от строения земной коры зависят крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых. На платформах — равнины- преобладают, осадочные полезные ископаемые, в складчатых областях- горы- преобладают, магматические полезные ископаемые.
Информация по ходу заполнения таблицы: Вдоль западного побережья протянулась горная система Кордильеры (исп. – шнур, цепь). Это самая большая по площади горная система Земли. Они занимают 1/3 материка. Наивысшая точка двуглавая гора Мак-Кинли (6138 м, 63 с.ш. 151 з.д) Названа в честь 25-ого президента США Уильяма Мак-Кинли. Горы то сходятся, то расходятся образуя огромные плато.

На одном таком плато- плато Колорадо образовался уникальный природный объект- каньон (глубокая речная долина). Изначально, река Колорадо текла по равнине, но в результате движения земной коры, около 65 млн. лет назад, плато Колорадо — поднялось. В результате поднятия плато, изменился угол наклона течения реки Колорадо, вследствие чего увеличилась её скорость и способность разрушать известняки, песчаники и сланцы, которыми сложено плато. Произошло это около 5-6 млн. мет назад. Длина каньона 446 км, ширина на уровне плато 6-29 км, а на дне менее километра, глубина 1600 м.

Самую высокую точку материка мы нашли, а самая низкая, где расположена? В межгорной впадине на западе от Большого Бассейна, к юв от горного хребта Сьерра-Невада. Долина Смерти -86 м

К востоку от Кордильер протянулись Великие равнины. Средние высоты 500-1000 м. Однообразие ровной поверхности плоскогорья нарушают лишь речные долины да овраги.

Расположенная к юв от Великих равнин Миссисипская низменность сравнительно плоская и местами заболочена.

На востоке протянулась горная система Аппалачи (г. Митчелл, 2037 м) Южные Аппалачи в осевой зоне состоят из параллельных хребтов и массивов, разделённых широкими долинами. Северные Аппалачи – холмистое плоскогорье с отдельными массивами высотой до 1916 м (г. Вашингтон). Здесь расположена самая длинная в мире пещера – Мамонтова, длиной 530 км. (37 с.ш. 87 з.д.) В Аппалачах имеются следы древнего оледенения.

Назовите главную причину образования крупных форм рельефа? (Внутренние силы) А что формирует более мелкие формы рельефа — овраги, холмы, речные долины? (Внешние силы) Назовите их. (Вода, солнце, ветер, ледник) Как вы думаете, в Северной Америке было оледенение? (рис.82 стр. 209 учебника) В к/к обозначьте границы ледника.

За свою длительную историю наша Земля пережила несколько ледниковых эпох. В сущности, мы живём сейчас в период послеледниковой эпохи и остатки этого древнего оледенения мы видим, где? (Антарктиде, Гренландии, Арктике, многих горах в виде современных ледников). Во время ледниковой эпохи климат северного полушария был более суровым, чем в настоящее время, осадки выпадали в основном в виде снега, который не успевал растаять за короткое, прохладное лето. Наибольшей мощности ледники достигали в горах- центрах оледенения северного полушария: Скандинавских, Кордильерах, на полуострове Лабрадор. Остальные ледники сливались друг с другом, а потом начинали очень медленное, длившееся столетия движение на юг, на равнины.

Лёд, из которого состоял ледник, являлся не сплошной прозрачной массой, как лёд реки или озера, а был разбит трещинами, состоящими из отдельных крупных блоков, что облегчало его движение.

Гигантский ледник сползал по неровной поверхности, отламывал, захватывая и мелкие обломки, и целые глыбы горных пород, песок, щебень, глину, и уносил их с собой. Постепенно погружались в лёд и обломки пород, оказавшиеся на его поверхности.

На своей южной окраине ледник постоянно подтаивал, особенно летом; многочисленные речки и ручьи выносили из-под льда песок и гальку. Иногда такие речки долго текли в самом леднике- в своего рода ледяном тоннеле, и тогда накапливались узкие и длинные песчаные и глиняные валы.

Продвинувшись далеко на юг (до долин Миссури и Огайо), ледник наконец остановился. Это его стояние продолжалось сотни, а может, и не одну тысячу лет. А потом он начал таять.

Под действием талых вод образовались песчаные наносы, протянулись напоминающие железнодорожные насыпи узкие продольные холмы, как ступени отступающего ледника образовались гряды, перпендикулярные его движению, талые воды заполнили выпаханные ледником понижения и создали многочисленные озёра, по всей территории оказались растащены огромные валуны- словом, и образовался характерный ландшафт областей древнего оледенения.

1. Каковы особенности рельефа Северной Америки?

Можно ли сравнивая карты строения земной коры и физическую карту увидеть определённые закономерности?

Какое влияние на рельеф Северной Америки оказало древнее оледенение?

3. Номенклатура.
Карточка №1 Из истории открытия и исследования

Вставьте пропущенные имена или географические объекты

1 В конце XV века итальянец на английской службе Джон Кабот открыл остров _______________________ и побережье полуострова _________________.

2. Первым совершил плавание вдоль северного побережья материка ________________________.

3. Купец ______________________, создал первые русские поселения на Аляске.

4. Перечислите названия географических объектов, которые хранят память о русских, английских путешественниках и исследователях: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
————————————————————————————————————————————-

Карточка №2 Географическое положение Северной Америки

Вставьте пропущенные слова

Экватор Северную Америку __________________________. Относительно нулевого меридиана материк расположен в ____________________ полушарии. Северный полярный круг пересекает материк в ______________ части. Северный тропик пересекает Северную Америку на _________________. Северная Америка расположена в следующих климатических поясах_____________________________________ _________________________________________________________________________________________. На востоке материк омывается _______________________океаном, на западе ____________________ океаном, на севере _______________________________________ океаном. Самый близкий материк на юге _____________________________________, она отделена ____________________. На северо-западе от _________________________ Северную Америку отделяет ____________________ пролив.
————————————————————————————————————————————
Карточка №3 Географическое положение Северной Америки (номенклатура)
1.Полуостров Лабрадор,

6.Канадский Арктический архипелаг,

Тема урока: Особенности природы материка: строение рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых.

горы: Кордильеры, Скалистые, Каскадные, Береговые хребты, Сьерра-Невада, Аппалачи;

нагорья: Мексиканское, Большой Бассейн, плато Колорадо;

равнины: Великие, Центральные;

низменности: Приатлантическая, Примексиканская, Миссисипская;

вулканы: Орисаба, Попокатепетль;

впадины: Долина Смерти; Большой Каньон, Мамонтова пещера.

Имена: Э.де Сото (открыл Аппалачи), Ф. Коронадо (открыл Великие равнины)

План изучения нового материала:

1.Сравнение рельефа Северной и Южной Америки. Определение черт сходства и различия в рельефе.

2.Строение земной коры Северной Америки.

3.Установление закономерностей в размещении крупных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых со строением земной коры.

4.Роль древнего оледенения в формировании современного рельефа.

  1. Черты сходства: 1)_________________________________________________________

2)_________________________________________________________

Черты различия: 1)_________________________________________________________

  1. Работая с картой строения земной коры, заполните первую колонку таблицы

« Особенности рельефа Северной Америки»

  1. Работая с физической картой Северной Америки и картой строения земной коры, заполните таблицу « Особенности рельефа Северной Америки». Сделайте вывод о закономерностях между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых.

Таблица «Особенности рельефа Северной Америки»

Строение земной коры Рельеф Полезные ископаемые

Вывод:__________________________________________________________________________

Проверь свои знания:

  1. К горам древней складчатости относятся:

А) Скалистые горы; Б) Береговые хребты; В) Аппалачи.
2. Самая высокая вершина Северной Америки:

А) Орисаба; Б) Мак-Кинли; В) Митчелл.
3. Вдоль восточного края Кордильер протянулись:

источник

Урок 48: Особенности природы материка: строение рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых.

1. Продолжить формирование представлений и знаний о природе Северной Америки;

2. Продолжить формирование познавательного интереса к предмету географии;

3. Сформировать представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка;

4. Показать роль древнего оледенения в формировании рельефа Северной Америки

5. Продолжить формирование умений:

А) сравнивать и находить черты сходства и различия в рельефе двух материков,

Б) устанавливать причинно-следственные связи,

В) находить закономерности в размещении полезных ископаемых,

Г) работать с различными источниками географических знаний.

Оборудование: физическая карта мира, карта строения земной коры, физическая карта Северной Америки, атласы, контурные карты, фотографии, сообщения, раздаточный материал, карточки.

Ведущие понятия: Платформа, фундамент, складчатость, каньон, покровное оледенение.

горы: Кордильеры, Скалистые, Каскадные, Береговые хребты, Сьерра-Невада, Аппалачи;

нагорья: Мексиканское, Большой Бассейн, плато Колорадо;

равнины: Великие, Центральные;

низменности: Приатлантическая, Примексиканская, Миссисипская;

вулканы: Орисаба, Попокатепетль;

впадины: Долина Смерти; Большой Каньон, Мамонтова пещера.

Имена: Э. де Сото (открыл Аппалачи), Ф. Коронадо (открыл Великие равнины)

Тип урока: комбинированный

Домашнее задание: параграф 52 (читать, пересказывать), в к/к обозначить рельеф

I Повторение — Дайте характеристику ГП Северной Америки.

II.Изучение нового материала

1. Сравнение рельефа Северной Америки с Южной Америкой.

1) На западе молодые горы, на востоке — старые (в Юж. Ам. — нагорья)

1) В Сев. Ам.- низменности занимают меньшую площадь, в Юж. Ам.- 2/3 поверхности материка

2) Пояс гор в Юж. Ам. более узкий, чем в Сев. Ам. В Юж. Ам. больше контрастность (горы-низменности).

Работа с профилями Северной и Южной Америки

Вывод: рельеф Северной Америки разнообразнее и более полого опускается с запада на восток.

2. Работа с картой строения земной коры:

Выводы: при схождении Американской и Тихоокеанской литосферных плит сформировалась область новой складчатости, она протянулась узкой полосой вдоль Тихоокеанского побережья. Её сменяет обширная зона средней складчатости. Центральную часть материка занимает Северо-Американская платформа. А на востоке область древней складчатости.

3. Работа с физической картой Северной Америки, заполнение таблицы:

Работая с физической картой, распределите географические объекты во вторую колонку и впишете в третью колонку полезные ископаемые, которые там распространены. После чего сделайте вывод: о зависимости рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры.

Область новой складчатости

Полиметаллические, серебряные руды

Область средней складчатости

горы: Кордильеры, Скалистые, Каскадные, Береговые хребты, Сьерра-Невада, нагорья: Мексиканское, Большой Бассейн, плато Колорадо

Урановые руды, золото, молибденовые руды, медные руды

равнины: Великие, Центральные;

низменности: Приатлантическая, Примексиканская, Миссисипская

Нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, железные руды, медные руды

Область древней складчатости

Вывод: от строения земной коры зависят крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых. На платформах — равнины- преобладают, осадочные полезные ископаемые, в складчатых областях — горы — преобладают, магматические полезные ископаемые.

Информация по ходу заполнения таблицы: Вдоль западного побережья протянулась горная система Кордильеры (исп. – шнур, цепь). Это самая большая по площади горная система Земли. Они занимают 1/3 материка. Наивысшая точка двуглавая гора Мак-Кинли (6138 м, 63 с. ш. 151 з. д) Названа в честь 25-ого президента США Уильяма Мак-Кинли. Горы то сходятся, то расходятся образуя огромные плато.

На одном таком плато — плато Колорадо образовался уникальный природный объект — каньон (глубокая речная долина). Изначально, река Колорадо текла по равнине, но в результате движения земной коры, около 65 млн. лет назад, плато Колорадо — поднялось. В результате поднятия плато, изменился угол наклона течения реки Колорадо, вследствие чего увеличилась её скорость и способность разрушать известняки, песчаники и сланцы, которыми сложено плато. Произошло это около 5-6 млн. мет назад. Длина каньона 446 км, ширина на уровне плато 6-29 км, а на дне менее километра, глубина 1600 м.

Самую высокую точку материка мы нашли, а самая низкая, где расположена? В межгорной впадине на западе от Большого Бассейна, к юв от горного хребта Сьерра-Невада. Долина Смерти -86 м

К востоку от Кордильер протянулись Великие равнины. Средние высоты м. Однообразие ровной поверхности плоскогорья нарушают лишь речные долины да овраги.

Расположенная к юв от Великих равнин Миссисипская низменность сравнительно плоская и местами заболочена.

На востоке протянулась горная система Аппалачи (г. Митчелл, 2037 м) Южные Аппалачи в осевой зоне состоят из параллельных хребтов и массивов, разделённых широкими долинами. Северные Аппалачи – холмистое плоскогорье с отдельными массивами высотой до 1916 м (г. Вашингтон). Здесь расположена самая длинная в мире пещера – Мамонтова, длиной 530 км. (37 с. ш. 87 з. д.) В Аппалачах имеются следы древнего оледенения.

Назовите главную причину образования крупных форм рельефа? (Внутренние силы) А что формирует более мелкие формы рельефа — овраги, холмы, речные долины? (Внешние силы) Назовите их. (Вода, солнце, ветер, ледник) Как вы думаете, в Северной Америке было оледенение? (рис.82 стр. 209 учебника) В к/к обозначьте границы ледника.

За свою длительную историю наша Земля пережила несколько ледниковых эпох. В сущности, мы живём сейчас в период послеледниковой эпохи и остатки этого древнего оледенения мы видим, где? (Антарктиде, Гренландии, Арктике, многих горах в виде современных ледников). Во время ледниковой эпохи климат северного полушария был более суровым, чем в настоящее время, осадки выпадали в основном в виде снега, который не успевал растаять за короткое, прохладное лето. Наибольшей мощности ледники достигали в горах — центрах оледенения северного полушария: Скандинавских, Кордильерах, на полуострове Лабрадор. Остальные ледники сливались друг с другом, а потом начинали очень медленное, длившееся столетия движение на юг, на равнины.

Лёд, из которого состоял ледник, являлся не сплошной прозрачной массой, как лёд реки или озера, а был разбит трещинами, состоящими из отдельных крупных блоков, что облегчало его движение.

Гигантский ледник сползал по неровной поверхности, отламывал, захватывая и мелкие обломки, и целые глыбы горных пород, песок, щебень, глину, и уносил их с собой. Постепенно погружались в лёд и обломки пород, оказавшиеся на его поверхности.

На своей южной окраине ледник постоянно подтаивал, особенно летом; многочисленные речки и ручьи выносили из-под льда песок и гальку. Иногда такие речки долго текли в самом леднике — в своего рода ледяном тоннеле, и тогда накапливались узкие и длинные песчаные и глиняные валы.

Продвинувшись далеко на юг (до долин Миссури и Огайо), ледник наконец остановился. Это его стояние продолжалось сотни, а может, и не одну тысячу лет. А потом он начал таять.

Под действием талых вод образовались песчаные наносы, протянулись напоминающие железнодорожные насыпи узкие продольные холмы, как ступени отступающего ледника образовались гряды, перпендикулярные его движению, талые воды заполнили выпаханные ледником понижения и создали многочисленные озёра, по всей территории оказались растащены огромные валуны — словом, и образовался характерный ландшафт областей древнего оледенения.

1. Каковы особенности рельефа Северной Америки?

Можно ли сравнивая карты строения земной коры и физическую карту увидеть определённые закономерности?

Какое влияние на рельеф Северной Америки оказало древнее оледенение?

Карточка №1 Из истории открытия и исследования

Вставьте пропущенные имена или географические объекты

1 В конце XV века итальянец на английской службе Джон Кабот открыл остров _______________________ и побережье полуострова _________________.

2. Первым совершил плавание вдоль северного побережья материка ________________________.

3. Купец ______________________, создал первые русские поселения на Аляске.

4. Перечислите названия географических объектов, которые хранят память о русских, английских путешественниках и исследователях: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №2 Географическое положение Северной Америки

Вставьте пропущенные слова

Экватор Северную Америку __________________________. Относительно нулевого меридиана материк расположен в ____________________ полушарии. Северный полярный круг пересекает материк в ______________ части. Северный тропик пересекает Северную Америку на _________________. Северная Америка расположена в следующих климатических поясах_____________________________________ _________________________________________________________________________________________. На востоке материк омывается _______________________океаном, на западе ____________________ океаном, на севере _______________________________________ океаном. Самый близкий материк на юге _____________________________________, она отделена ____________________. На северо-западе от _________________________ Северную Америку отделяет ____________________ пролив.

Карточка №3 Географическое положение Северной Америки (номенклатура)

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/10/28/planetarnye-formy-relefa-zakonomernosti-razmeshcheniya-krupnykh
  • http://www.zubstom.ru/docs/index-21249.html
  • http://www.zubstom.ru/docs/index-21249.html
  • http://travelel.ru/zakonomernosti-razmeshhenija-krupnyh-form-relefa-i-mestorozhdenij-poleznyh-iskopaemyh
  • http://biofile.ru/geo/3738.html
  • http://5-bal.ru/geografiya/9399/index.html
  • http://pandia.ru/text/78/361/718.php