Меню Рубрики

Значение полезных ископаемых в жизни человека

Существует множество природных месторождений важных для человека веществ. Это ресурсы, которые являются исчерпаемыми и которые следует беречь. Без их разработки и добычи многие стороны жизни людей были бы крайне затруднительными.

Полезные ископаемые и их свойства — это объект и предмет изучения геологии горного дела. Результаты, полученные ей, используются в дальнейшем для переработки и производства многих вещей.

Что вообще называют полезными ископаемыми? Это такие горные породы или минеральные структуры, которые имеют большое народно-хозяйственное значение и широко используются в промышленности.

Разнообразие их велико, поэтому свойства для каждого вида специфичны. Можно выделить несколько основных вариантов скоплений рассматриваемых веществ в природе:

Если же говорить об общем распространении ископаемых, то можно выделить:

Полезные ископаемые и их свойства зависят от конкретного вида сырья. Именно этим определяется и область их использования человеком, а также способ добычи и переработки.

Существует не одна классификация рассматриваемого сырья. Так, если в основу положены признаки агрегатного состояния, то выделяют такие разновидности.

  1. Полезное ископаемое твердое. Примеры: мрамор, соли, гранит, металлические руды, неметаллические.
  2. Жидкое — подземные минеральные воды и нефть.
  3. Газовое — природный газ, гелий.

Если же в основе подразделения на виды применение полезных ископаемых, тогда классификация принимает следующий вид.

  1. Горючие. Примеры: нефть, горючие сланцы, каменный уголь, метан и другие.
  2. Рудные или магматические. Примеры: все металлсодержащее рудное сырье, а также асбест и графит.
  3. Нерудные. Примеры: все сырье, не содержащее металлов (глина, песок, мел, гравий и прочие), а также различные соли.
  4. Камнесамоцветные. Примеры: драгоценные и полудрагоценные, а также поделочные камни (алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, яшма, халцедон, опал, сердолик и прочие).

По представленному разнообразию очевидно, что полезные ископаемые и их свойства — это целый мир, который исследуется огромным количеством специалистов геологов и горняков.

Различные минеральные ресурсы (полезные ископаемые) распространены по планете достаточно равномерно согласно геологическим особенностям. Ведь значительная часть из них образуется за счет платформенных подвижек и тектонических извержений. Можно назвать несколько основных континентов, которые наиболее богаты практически всеми видами сырья. Это:

Все страны, которые расположены на обозначенных территориях, широко используют полезные ископаемые и их свойства. В те же области, где своего сырья нет, проходят экспортные поставки.

Вообще, конечно, сложно определить общий план месторождений минеральных ресурсов. Ведь все зависит от конкретного вида сырья. Одними из самых дорогих являются драгоценные (содержащие благородные металлы) полезные ископаемые. Золото, например, есть везде, кроме Европы (из перечисленных выше континентов плюс Австралия). Оно ценится очень высоко, а его добыча — одно из самых распространенных явлений в горном деле.

Самой богатой на горючие ресурсы является Евразия. Горные полезные ископаемые (тальк, барит, каолин, известняки, кварциты, апатиты, соли) распространены практически повсеместно в большом количестве.

Для того чтобы минеральное сырье извлечь и подготовить для использования, применяются разные методы.

  1. Открытый путь. Необходимое сырье добывается прямо из карьеров. Со временем это приводит к образованию обширных оврагов, поэтому является не щадящим для природы.
  2. Шахтный способ — более правильный, но дорогостоящий.
  3. Фонтанный метод выкачивания нефти.
  4. Насосный способ.
  5. Геотехнологические методы обработки руды.

Разработка месторождений полезных ископаемых — это важный и необходимый процесс, однако приводящий к весьма плачевным последствиям. Ведь ресурсы исчерпаемы. Поэтому в последние годы особый упор делается не на больших объемах добычи минеральных ресурсов, а именно на их более правильном и рациональном использовании человеком.

К данной группе относятся самые важные и большие по объемам добычи полезные ископаемые. Руда — это такое образование минеральной природы, в котором содержится в большом количестве тот или иной нужный металл (другой компонент).

Места добычи и обработки такого сырья называются рудники. Классифицировать магматические породы можно на четыре группы:

Приведем примеры некоторых рудных минеральных ресурсов.

Есть среди рудных и особые полезные ископаемые. Золото, например. Его добыча была актуальна издревле, ведь оно всегда высоко ценилось людьми. Сегодня золото добывают и отмывают практически в каждой стране, на территории которой есть хотя бы небольшие его месторождения.

В природе золото встречается в виде самородных частиц. Самым крупным слитком стал найденный в Австралии весом почти в 70 кг пласт. Часто из-за выветривания месторождений и их размывов образуются россыпи в виде песчаных крупинок из этого драгоценного металла.

Из таких смесей его извлекают отмыванием и просеиванием. В целом, это не слишком распространенные и объемные по содержанию полезные ископаемые. Золото поэтому и называют драгоценным и благородным металлом.

Центрами по добыче данного рудного ископаемого являются:

К данной группе относятся такие минеральные ресурсы, как:

  • бурый уголь;
  • нефть;
  • газ (метан, гелий);
  • каменный уголь.

Применение полезных ископаемых такого рода — это топливо и сырье для получения различных химических соединений и веществ.

Уголь — это такое ископаемое, которое залегает на сравнительно небольшой глубине широкими пластами. Его количество ограничено в одном конкретном месторождении. Поэтому, исчерпав один бассейн, люди переходят на другой. В целом уголь содержит до 97% углерода в чистом виде. Сформировался он исторически, в результате отмирания и утрамбовывания растительных органических остатков. Процессы эти длились миллионы лет, поэтому сейчас запасов угля огромное количество по всей планете.

Нефть по-другому называют жидкое золото, что подчеркивает, насколько важным минеральным ресурсом она является. Ведь это основной источник высококачественного горючего топлива, а также различные ее составляющие — основа, сырье для химических синтезов. Лидерами по добыче нефти являются такие страны, как:

Природный газ, который представляет собой смесь газообразных углеводородов, это также важное промышленное топливо. Относится к самому дешевому сырью, поэтому особенно масштабно используется. Страны-лидеры по добыче — Россия и Саудовская Аравия.

К данной группе относятся такие минералы и горные породы, как:

Все разновидности можно объединить в несколько групп по области использования.

  1. Горно-химические минералы.
  2. Металлургическое сырье.
  3. Технические кристаллы.
  4. Строительные материалы.

К этой же группе часто относят и камнесамоцветные ископаемые. Области использования полезных ископаемых нерудной природы многогранны и обширны. Это сельское хозяйство (удобрения), строительство (материалы), стекловарение, ювелирное дело, техника, общехимическое производство, производство краски и так далее.

источник

ТЕМА 1. ГОРНОЕ ДЕЛО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

«Основная задача горной науки состоит в том,

чтобы, используя достижения математики, физики,

химии, механики, цикла геологических дисциплин,

обеспечить научное понимание сложных явлений и

процессов, происходящих в недрах земли

при разработке месторождений полезных

ископаемых, и создать научно-обоснованную

базу для коренного усовершенствования

современной техники горного дела».

Изучив эту тему, вы будете иметь представление:

о роли полезных ископаемых в жизни человека;

о видах и масштабах горных работ, их влиянии на земную поверхность;

основные группы отраслей горной промышленности;

особенности состояния и основные направления развития минерально-сырьевой базы России.

Почти все материалы, из которых сделаны окружающие нас предметы, современная техника – от канцелярской кнопки и пластикового пакета до высотного здания, компьютера и космического корабля, в своем первоначальном виде находились под Землей. Так не похожие друг на друга мрамор и нефть, железная руда и природный газ, алмаз и каменный уголь на самом деле очень близкие между собой и называются, как и очень многие другие, – полезными ископаемыми.

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются от ее каменной оболочки. Полезные – потому что служат человеку и по его воле превращаются в разнообразные и необходимые вещи, которые создают уют, обогревают, кормят, перевозят, обеспечивают безопасность.

Все, чем богат и силен человек: дома, плотины, автомобили и самолеты, электрические и электронные машины, все из чего он создает энергию и орудия производства, добывается из недр земли. Полезные ископаемые составляют материальную основу, сырье промышленного производства (подробнее).

Невозможно переоценить роль полезных ископаемых в становлении цивилизации. Американский этнолог Генри Льюис Морган писал, что именно с того момента, когда варвары научились получать и применять металл, 9/10 борьбы за цивилизацию было выиграно. Использование металла стимулировало развитие земледелия, строительства, ремесел, военного дела и культуры, способствовало бурному социальному прогрессу.

Благодаря сокровищам недр развивались все области человеческой цивилизации: политика, экономика, техника, сельское хозяйство, искусство, философия, религия, язык, литература и др. С древнейших времен служат человеку неметаллические и металлические полезные ископаемые, значительно позже стали использоваться горючие полезные ископаемые. За долгую историю человечества было открыто громадное число месторождений самых различных полезных ископаемых. Но и в наше время люди обнаруживают все новые и новые богатства в недрах Земли. К тому же, давно известные минералы и руды, добываемые человеком, находят новые области применения.

Рисунок 1.1. Соотношение содержания полезных компонентов и общей массы руды.

В течение всей своей истории человечество стремилось обладать полезными ископаемыми. Сначала люди находили их на поверхности, затем стали искать и добывать под землей. Долог и труден был путь человека к богатствам земных недр, он сопровождался немалыми опасностями. Недаром существует множество легенд, сказаний и мифов о грозных и таинственных подземных духах, стерегущих земные сокровища.

На рисунке 1.1 показано, что по мере развития цивилизации и перехода от ручного труда к использованию современных механизмов в производство вовлекаются месторождения с все более низкими концентрациями полезных компонентов. При этом масса руд непременно должна увеличиваться.

Поиск и добыча полезных ископаемых требовали от человека мужества и силы воли, смелости и отваги, сопровождались радостью находок и скорбью о потерях родных и товарищей. Работа горняка всегда считалась наиболее трудной и опасной, труд рудокопа являлся почетным, к нему с давних пор относились с уважением. Желание преодолеть трудности в достижении богатства и преуспевания на протяжении столетий было тем, что принесло мировую славу горным мастерам разных стран. Горные школы и объединения шахтеров и в наше время являются носителями горняцких традиций и хранителями их культурного наследия.

Студенты горных специальностей должны изучать не только горную науку, разведку, добычу и переработку руды, работу машин и механизмов, а опираясь на исторический опыт, расширять свои представления об основах государственной, политической и хозяйственной жизни страны и со временем научиться управлять горной промышленностью «ко благу человечества и государств».

1.2. Горное производство – определяющий фактор материальных ресурсов общества и сфера реализации технических достижений

«Для России (как, впрочем, для любой страны) ее

природные ресурсы, особенно невозобновляемые –

это Богом данное богатство, которое принадлежит

всем, а не только нынешним поколениям. И расходовать

его нужно максимально эффективно, с наибольшей

пользой для собственных граждан».

Горное дело(англ. – mining, mining engineering; нем. – Bergbau; франц. – Industrie miniere, genie minier; исп. – Ingenieria minera) – область деятельности человека по освоению недр Земли. Горное дело включает все виды техногенного воздействия на земную кору, главным образом извлечение полезных ископаемых, их первичную переработку и научные исследования, связанные с горными технологиями.

Теоретический фундамент горного дела создает горная наука, которая вбирает в себя достижения фундаментальных наук – математики, физики, химии и смежных технических наук для использования их в горном деле и горной технике.

Совокупность отраслей производства, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых, а также их первичной обработкой и получением полуфабриката, называется горной промышленностью (таблица 1.1).

Таблица 1.1. Основные группы отраслей горной промышленности

Группа Отрасли горной промышленности и основные виды сырья
Минерально-энергетического сырья Нефтяная, газовая, угольная, торфяная, сланцевая, урановая, геотермия
Руд черных и легирующих металлов Железорудная, марганцоворудная, хромитовая, вольфрамовая, молибденовая, ванадиевая
Руд цветных металлов Алюминиевая, медная, никелевая, оловянная, свинцово-цинковая, сурьмяная
Руд благородных металлов Золото, серебро, платина
Горно-химическая Апатит, калийные соли, серный колчедан, нефелин, селитры, борные руды и фосфатное сырье
Нерудного индустриального сырья Асбест, графит, гипс, глины
Строительных материалов Гранит, известняк, доломит, кварц, мел, мергель, полевой шпат, щебень
Драгоценных и поделочных камней Алмаз, яшмы, берилл, малахит
Минеральных подземных вод Гидроминеральная

Развитие горной промышленности и размещение ее отраслей обусловлены как природными (наличие в недрах достаточных ресурсов полезных ископаемых), так и социально-экономическими факторами.

Неравномерное размещение месторождений по отдельным континентам и регионам привело к развитию активной международной торговли. Минеральное сырье занимает I место по тоннажу в мировой торговле. Объемы перевозок сырья и топлива потребовали создания и развития морского и трубопроводного транспорта.

Непрерывно возрастающая потребность в минеральном сырье требует усовершенствования оборудования и горной техники. Горное производство занимает ведущее место в экономике России: на его долю приходится более 33 % валового внутреннего продукта (ВВП). Крупнейшие горно-обогатительные комбинаты, такие как Норильский, Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс, становятся центрами экономики и промышленности целых областей.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 6683 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Тема: Значение полезных ископаемых в жизни человека.
Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.
Задачи:
Создать условия для:
усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Дидактический материал и оборудование: презентации; компьютер, телевизор; карточки для индивидуального опроса.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность детей
Орг. момент Психологический настрой
Громко прозвенел звонок — Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Готовность к уроку
Актуализация знаний Тест: Твердая оболочка земли состоит из А)земли Б)горные породы В) камней В природе особенно распространены А)жидкие горные породы Б)рыхлые горные породы В)твердые горные породы При разрушении плотных горных пород образуется А) твердые породы Б)жидкие горные породы В) рыхлые горные породы Назови плотные горные породы А)Гранит Б) глина В) нефть К рыхлым горным породам относится А) мрамор Б)глина В) уголь 6. Горючее полезное ископаемое А)Мрамор Б)уголь В)медь 7.Нерудное полезное ископаемое А)нефть Б)известняк В)Алюминий 8.Рудное полезное ископаемое А)свинец Б)нефть В)железо Индивидуальная работа на карточках
Постановка целей и задач урока -Какой раздел познания мира изучаем? -Какие знаете полезные ископаемые? — Где люди в жизни используют полезные ископаемые? — Может ли человек обойтись без полезных ископаемых? — Сегодня на уроке мы будем говорить о значении полезных ископаемых в жизни людей. — Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?
(В ходе обсуждения составляется кластер.)
Полезные ископаемые
Значение термина
Виды
Применение
охрана
Где и как добываются
Деятельность человека по добыче

Читайте также:  Самые полезные маски для волос

Ответы детей.
Коллективное составление
Усвоение новых знаний и способов действий — Как вы думаете, могли бы люди обойтись без полезных ископаемых?
— Как вы понимаете, исчерпаемте полезные ископаемые?
-Как нужно беречь полезные ископаемые?
-Почему человек должен охранять и бережно использовать полезные ископаемые?
Работа с книгой стр. 74
-Теперь предлагаю поработать в группе.
Карточка для первой группы учащихся:
Тип источника информации Цель Результат
учебник (с.60, 72-73),
географическая карта Казахстана(стр61),
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.
Что называется горючими полезными ископаемыми?
Что относится к горючим пол. ископаемым?
Месторождения на территории Казахстана.
Применение горючих пол. ископаемых. Карточка для второй группы учащихся:
Тип источника информации Цель Результат
учебник (с.60-61,62-64),
географическая карта Казахстана(61)
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.
1. Что называется рудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к рудным пол. ископаемым?
3. Месторождения на территории Казахстана.
4. Применение рудных пол. ископаемых. Карточка для третьей группы учащихся:
Тип источника информации Цель Результат
учебник (с.61, 65-71),
географическая карта Казахстана (61),
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.
1.Что называется нерудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к нерудным пол. ископаемым?
3. Месторождения на территории Казахстана.
4. Применение нерудных пол. ископаемых. Защита сообщений. Ответы детей
Чтение цепочкой.
Материал самостоятельно изучается учащимся с помощью опорной карточки и обсуждается в группах
Закрепление знаний и способов действий Работа в паре:
1. Полезные ископаемые добывают из земной коры.
2. Полезные ископаемые используются только на больших заводах и фабриках.
3. Каменный уголь относится к горючим полезным ископаемым.
4. Для добычи полезных ископаемых, находящихся глубоко в земле, строят шахты.
5. На территории Казахстана не ведется добыча нефти и газа.

1. Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.
2. Существуют две основные группы полезных ископаемых.
3. Гранит относится к нерудным полезным ископаемым.
4. Самое большое месторождение угля на территории Казахстана находится в Актюбинской области.
5. Полезные ископаемые, залегающие близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.

Поставить знак «+» или «-» в зависимости от правильности предположения.
Подведение итогов -Какую цель мы поставили в начале урока?
-Достигли ли мы ее? Ответы детей
Рефлексия Назовите:
3 факта, которые вы узнали;
2 вопроса, которые у вас возникли;
1 действие, которое вы можете предпринять для охраны полезных ископаемых. Фронтальная работа
Информация о домашнем задании Стр.74 пересказ.
Придумать в тетради знаки, призывающие к бережному отношению к полезным ископаемым.

источник

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека

Цели урока: Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи: 1. Создать условия для:

а) усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых;

б) осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

3.Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: физическая карта России, условные знаки полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых, презентация; компьютер, проектор, экран.

Этапы работы над проектом:

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы. Уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач.

Класс делится на 4 группы, которые получают задание:

Группа 1 – собрать теоретический материал о полезных ископаемых, используемых в строительстве.

Группа 2 – собрать теоретический материал о полезных ископаемых, используемых для обогрева жилья и получения энергии разного вида.

Группа 3 – собрать теоретический материал о полезных ископаемых относящихся к группе – руды.

4 группа – собрать материал о способах добычи полезных ископаемых.

Этап 2. Разработка проекта

Задача этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно, с помощью опорных вопросов (Приложение 1), работают с информацией индивидуально, в группах и парах анализируют.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения заданий

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке.

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Чтоб природе другом стать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

— На доске — карта России. Посмотрите, какая она большая. Физическая карта России

— Чем богата Россия? (Лесами, полями, народом и т. д.).

— Сегодня мы поговорим о подземных богатствах России, их свойствах и применении.

— Давайте разберемся, что же такое богатство? словарь

— Обратимся к толковому словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного.)

— Как по-другому можно назвать подземные богатства? (Полезные ископаемые)

— Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых.

— Почему их назвали ископаемыми? (Добываются из-под земли.)

— Почему полезные? (Служат людям).

— Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Но для добычи важно, что бы этого ресурса было сконцентрировано как можно больше на ограниченном пространстве. Такое скопление полезных ископаемых на ограниченной территории называется месторождением.

— Полезных ископаемых много. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

3. Постановка учебной задачи

— Давайте подумаем, на какие вопросы мы должны ответить в ходе изучения этой темы?

— Составим план. (1. Название. 2. Свойства. 3. Применение. 4. Добыча) Слайд 3

4. Формирование новых знаний Слайд 4

— Все полезные ископаемые можно разделить на несколько больших групп.

Группа строительных ископаемых. Это ресурсы, которые человек использует для строительства зданий, сооружений и возведения различных конструкций.

Топливная группа. Это ресурсы, используемые для обогрева жилья и получения энергии разного вида.

Группа металлов. Это ископаемые, из которых получают различные металлы, которые человек широко использует в своей жизни. Человек научился получать и использовать металлы не только в чистом виде (медь, железо, серебро, алюминий), но и, смешивая различные металлы, получать сплавы.

— Выступление первой группы по плану. Слайд 5

Образец гранита, его части. Слайд 6

Гранит. В нём видны разные по форме и цвету частицы. Частицы – полевой шпат, кварц, слюда – прочно скреплены между собой, поэтому гранит очень прочный камень. Он бывает серого или темно-красного цвета. В переводе с итальянского гранит значит «зернистый».

Из-за большой прочности гранит используется там, где нужен особо прочный материал,- для опор мостов, фундаментов зданий, постаменты памятников. Слайд 7

Но как ни крепок гранит, со временем и он разрушается. Днем солнце нагревает камень, и от этого он расширяется, а ночью холод охлаждает его, и он сжимается. Так повторяется много-много раз, и за сотни и тысячи лет в граните образуются трещины, от него откалываются куски и дробятся еще больше. Проходит время, и гранит разрушается, причем из кварца образуется песок, а из шпата и слюды – глина. Слайд 8

Песок и глина. Мы никогда не задумывались о происхождении песка, а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца образуются песчинки, а из слюды и полевого шпата – глина.

Свойства. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Песок бывает Слайд 9 желтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Глину пересыпать нельзя. Сырая глина не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Глина – основной Слайд 10 материал для изготовления кирпичей. Кирпич издавна применяют в строительстве. Фарфоровые чашки, тарелки, которыми ты пользуешься каждый день, тоже из глины. Немало красивых, изящных фарфоровых изделий – сервизы, вазы, статуэтки – стали музейными экспонатами. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, свистульки, а потом расписывают яркими красками.

Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают Слайд 11 строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.

Известняк. Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк.

Немало в нашей стране добывается известняка. Это белый или беловато-серый Слайд 12 камень, плотный, тяжелее воды. Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла. Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.

— Выступление второй группы по плану. Слайд 13

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.

Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.

Наша страна богата торфом. Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.

Учитель: — То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превратилось в торф. Сдавленный пластами земли торф постепенно твердел, превращался в бурый уголь. Бурый уголь сдавливается под землёй очень долго и превращается в чёрный каменный уголь.

Образец каменного угля. Слайд 17

Каменный уголь имеет обычно чёрный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. Главное свойство угля – он хорошо горит, выделяя много тепла. Это свойство и использует человек. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах, применяется при выплавке стали и чугуна.

Условные обозначения каменного угля

Учитель: — По запасам каменного углы наша страна первая в мире. Посмотрим на карту нашей страны – вы видите чёрные квадраты; это обозначены месторождения каменного угля. Их можно найти в разных местах нашей родины.

Знаменитые месторождения каменного угля: Карагандинское угольное месторождение, Печорское месторождение.

Нефть – маслянистая непрозрачная жидкость, цвет от светло-коричневого до чёрного, запах специфический, резкий, легче воды. Главное свойство нефти – горючесть. Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь.

В настоящее время нефть широко используется в хозяйстве. Главным образом она применяется в изготовлении топлива для всех видов машин. Из неё производят:

— керосины для самолётов, вертолётов

— солярку для тракторов, комбайнов;

Читайте также:  Чем полезна черноплодка для организма человека

— мазут для моторных морских кораблей.

Кроме топлива и масел, из нефти на химических заводах делают ещё много разных веществ: пластмассы, полиэтиленовая плёнка, удобрения, взрывчатку, пластилин, моющие средства. Шины и камеры для колёс всех машин делают из каучука, а каучук получают из нефти. Условные обозначения нефти

Учитель: — На физической карте вы увидите условные знаки в виде вышек; это месторождения нефти.

Образец природного газа. Слайд 20

Природный газ. Вместе с нефтью глубоко в земле имеется природный газ. Многие из вас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берётся и какие у него свойства.

Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие, как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества.

Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.

Учитель: Некоторые полезные ископаемые можно добывать в том же виде, как их добывают. Например, каменный уголь. Подняли и можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Но есть и другие полезные ископаемые. Чтобы они стали действительно полезными, их надо сначала переработать. Когда добывают железную руду из земли, она похожа на обыкновенный камень. Чтобы получить железо или сталь, надо переплавить в специальной печи. Об этом нам расскажут ребята 3 группы.

— Выступление третьей группы по плану. Слайд 21

Образец железной руды. Слайд 22

Железная руда – плотное, мелко-зернистое вещество, тёмно-коричневого цвета. Железная руда тяжёлая, она тяжелее гранита; очень прочная.

Важное свойство железной руды – плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун, затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из чугуна варят сталь. У мартенов работают сталевары. Чугун и сталь применяют в быту, в Слайд 23 промышленности, на транспорте. Из чугуна и стали делают посуду. Чугунные сковороды, стальные ножи, вилки, ножницы. Железнодорожные рельсы, вагоны, трактора, комбайны, станки, трубы, отдельные детали машин, оружие — все это изготовлено из стали.

Условные обозначения железной руды

Крупнейшие месторождения железной руды: Курская магнитная аномалия, около города Братска, в Казахстане. Чёрные треугольники обозначают места добычи железной руды.

— Выступление четвёртой группы по плану. Слайд 24

Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. Слайд 25

Изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения геологи. Нередко они помногу месяцев проводят вдали от дома в тайге. В горах или в пустыне. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолёты, вездеходы, радиосвязь и фотографии Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: первый способ – в открытых котлованах – карьерах, второй способ – в шахтах, третий – бурение скважин. Слайд 26

В карьерах добывают то, что залегает неглубоко. Например, песок. Предварительно сверху снимают почву. Экскаватор набирает песок в ковш и высыпает в кузов самосвала. Машины развозят песок на строительные площадки, стекольные и кирпичные заводы, заводы железобетонных изделий. Слайд 27

А чтобы добыть гранит, машина сверлит в граните углубления, в которые закладывают взрывчатку. Только сильный взрыв разделяет гранит на куски, которые затем и используют для различных целей. Слайд 28

В некоторых местах железная руда залегает неглубоко, в таких месторождениях её добывают открытым способом. Сначала пласт взрывом раскалывают на куски. Затем в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят в машины или железнодорожные вагоны. Слайд 29

Если полезное ископаемое залегает глубоко – строят шахты. Так добывают, например, каменный уголь.

Каменный уголь залегает глубоко в земле пластами, часто под слоями песка, глины. Чтобы добыть каменный уголь, строят шахты. В угольном слое роют глубокий большой колодец. Это ствол шахты. От ствола шахты проделывают коридоры – штреки. Штреки и ствол шахты крепят специальными опорами. В шахтах горит электрический свет, туда постоянно подаётся свежий воздух. Работа шахтёров трудна и опасна. Сначала отбивают куски угля, грузят на транспортёр, затем в специальные вагонетки, поднимают вверх уголь. Сейчас труд шахтёров облегчают различные машины. Слайд 30

Иногда каменный уголь залегает близко к поверхности, тогда его добывают открытым способом – в карьерах. Сначала снимают верхний почвенный слой, затем котлован углубляют до слоя угля. Уголь огромными экскаваторами поднимают вверх и грузят в автомашины или железнодорожные вагоны. Слайд 31

Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы до неё добраться, в земле бурят отверстия – скважины — глубиной до 2 -3 км, в которые опускают трубы. По этим трубам специальными насосами-качалками выкачивают нефть в специальные нефтехранилища. Затем по трубам – нефтепроводам – перекачивают на нефтеперерабатывающие комбинаты. Нефть отправляют во все концы страны и за рубеж. Её перевозят в цистернах по железной дороге поезда, по рекам и морям – корабли-танкеры. Корабль-танкер весь состоит из отсеков – танков, поэтому так и называется. Один морской танкер может перевезти нефти столько, сколько перевозят 50 поездов.

5. Задания для закрепления

Первичное закрепление. Викторина «Разложи на свои места»

У каждой группы (по рядам) свой набор полезных ископаемых: кварц, полевой шпат, слюда, гранит, песок, глина, известняк. Полезные ископаемые

— Поставьте полезное ископаемое на карточку с его названием. Карточки с названиями

-Работа в парах. Положите перед собой карточку с кроссвордом. Карточки с кроссвордом

— Отгадайте кроссворд. Слайд 32

— Самопроверка. Свертись с экраном. Слайд 33

— Давайте оценим себя: Слайд 34. Карточки +, ?, —

«+» — если по этой теме я всё уже знаю и хорошо ориентируюсь;

«?» — кое-что знаю, но хотел бы знать больше;

«-« — если очень плохо знаю эту тему, почти ничего раньше не слышал об этом.

7. Самостоятельная работа. Тест

— Положите перед собой тесты. Самостоятельно выполните работу. Тесты

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:

1. Что называется горючими полезными ископаемыми?

2. Какими свойствами обладают горючие полезные ископаемые?

3. Месторождения на территории России

4. Применение горючих полезных ископаемых.

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Какими свойствами обладают рудные полезные ископаемые?

3. Месторождения на территории России

4. Применение рудных полезных ископаемых

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1. Что называется строительными полезными ископаемыми?

2. Какими свойствами обладают строительные полезные ископаемые?

3. Месторождения на территории России

4. Применение полезных ископаемых этой группы

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

Какие способы добычи полезных ископаемых существуют?

источник

Значение полезных ископаемых в жизни человека. Практическая работа ( Определение свойств полезных ископаемых).

Тема. Значение полезных ископаемых в жизни человека. Практическая работа ( Определение свойств полезных ископаемых).

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников, работать в парах постоянного состава.

3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: физическая карта Казахстана, условные знаки ПИ, презентация; раздаточный материал.

Организационный момент. Психолого- педагогический настрой на работу.

Чтоб природе другом стать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Что такое полезные ископаемые

Какие полезные ископаемые нашего края вы знаете? Назовите.

Продолжи мысль: «Месторождения-это…….»

— Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые) Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми?

Сделай общий вывод. Дай определение полезных ископаемых.

Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Но для добычи определённого вида полезного ископаемого важно, что бы этого ресурса было сконцентрировано как можно больше на ограниченном пространстве. Такое скопление полезных ископаемых на ограниченно территории называется месторождением. ( вывесить слово)

-Назови виды полезных ископаемых и приведи по 2 примера.

2). Тест- контроль по пройденному материалу.

1. Укажи, что называется полезными ископаемыми:

А) металл, получаемый из железной руды;

Б) природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве

В0 твердая оболочка земли

Назови три группы полезных ископаемых.

А) полезные, бесполезные, очень полезные;

Б) горючие, рудные , нерудные;

В) горные породы, минералы, металлы.

Горючие полезные ископаемые:

Разведчики земных недр- это

6. Нефть и природный газ добывают в

7. Полезные ископаемые по способу применения бывают:

А) жидкие, твердые, газообразные

Б) горючие, рудные , нерудные;

В) горные породы, минералы, металлы.

3). Взаимопроверка по ключу. Работа в парах. Взаимооценка.

7б-«5» 6б- «4» 5или 4 б- «3» 3 и менее баллов- «2»

3. Постановка учебной задачи. Определение целей урока. Работа в паре.

Как вы думаете, какова тема урока? Предположите, рассмотрев слайды.

Подумайте, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

(В ходе обсуждения составляется план.)

«+» — если по этой теме я всё уже знаю и хорошо ориентируюсь

« — если очень плохо знаю эту тему, почти ничего раньше не слышал об этом

«?» кое-что знаю, но хотел бы знать больше

Мы геологами станем (шагать на месте)

Будут все гордиться нами (шагать на месте)

Что ждет нас впереди? (руки в стороны)

Высокая гора (руки над головой)

Бурная река (показать руками волны0

Ее не обойдешь (шагать на месте)

Ее не проплывешь (движения пловцов)

А надо напрямик (руки вперед0

Все пройдем и все сумеем (шагать на месте)

И своей достигнем цели. Да! Да!

Работа в группах. Составление интеллект- карты «Значение полезных ископаемых для человека».

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

Что называется горючими полезными ископаемыми?

Что относится к горючим пол. ископаемым?

Месторождения на территории Казахстана. 4. Применение горючих пол. ископаемых.

Дополнительное сообщение делает подготовленный ученик.

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.

Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.

Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.

То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превратилось в торф. Сдавленный пластами земли торф постепенно твердел, превращался в бурый уголь. Бурый уголь сдавливается под землёй очень долго и превращается в чёрный каменный уголь.

Каменный уголь имеет обычно чёрный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. Главное свойство угля – он хорошо горит, выделяя много тепла. Это свойство и использует человек. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах, применяется при выплавке стали и чугуна.

Посмотрим на карту нашей страны – вы видите чёрные квадраты; это обозначены месторождения каменного угля. Их можно найти в разных местах нашей родины.

Знаменитое месторождение каменного угля: Карагандинское угольное месторождение.

Нефть – маслянистая непрозрачная жидкость, цвет от светло-коричневого до чёрного, запах специфический, резкий, Легче воды. Главное свойство нефти – горючесть. Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь.

В настоящее время нефть широко используется в хозяйстве. Главным образом она применяется в изготовлении топлива для всех видов машин. Из неё производят:

— керосины для самолётов, вертолётов

— солярку для тракторов, комбайнов;

— мазут для моторных морских кораблей;

Кроме топлива и масел, из нефти на химических заводах делают ещё много разных веществ: пластмассы, полиэтиленовая плёнка, удобрения, взрывчатку, пластилин, моющие средства. Шины и камеры для колёс всех машин делают из каучука, а каучук получают из нефти.

На физической карте вы увидите условные знаки в виде вышек; это месторождения нефти.

Учитель: Ещё в давние времена люди находили в некоторых местах на воде маслянистые пятна. В пониженных местах эти пятна сливались и образовывали пленку тёмного цвета – жирную, резко пахнущую. Жидкость была похожа на дёготь, который делали из берёзовой коры. Раньше эту жидкость, похожую на дёготь, стали называть «земляным дёгтем». Использовали «земляной дёготь», как обыкновенные дёготь, для смазки телег, кожаной обуви и даже как лекарство. Его для этого смешивали с молоком и пили.

Читайте также:  Спаржа и ее полезные свойства

При штурме укреплённых крепостей войскам штурмующих не всегда удавалось проломить стену или взломать ворота. И тогда вперёд выходили лучники с привязанными к стрелам пучками пакли, пропитанной этой тёмной жидкостью. Пакля поджигалась, и ливень горящих стрел обрушивался на крыши и стены домов за крепостной стеной – в крепости начинались сотни пожаров, которые невозможно было потушить. Горело все, что могло гореть, а враг тем временем врывался в горящую крепость. Кроме горючих стрел, в войне применялись специальные глиняные сосуды, в которые была налита эта тёмная жидкость. Её поджигали, и с помощью специальных камнемётных машин сосуды забрасывались в крепость. Глиняные сосуды разбивались, а горящая жидкость сжигала всё.

Природный газ. Вместе с нефтью глубоко в земле имеется природный газ. Многие из вас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берётся и какие у него свойства.

Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие, как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества.

Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.

Учитель: Некоторые полезные ископаемые можно добывать в том же виде, как их добывают. Например, каменный уголь. Подняли и можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Но есть и другое полезные ископаемые. Чтобы они стали действительно полезными, их надо сначала переработать. Когда добывают железную руду из земли, она похожа на обыкновенный камень, чтобы получить железо или сталь надо переплавить в специальной печи. Об этом нам расскажут ребята 2 ряда.

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых и материал карточки. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к рудным пол. ископаемым?

3. Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение рудных пол. ископаемых

Железная руда – плотное, мелко-зернистое вещество, тёмно-коричневого цвета. Железная руда тяжёлая, она тяжелее гранита; очень прочная.

Важное свойство железной руды – плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун, затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из чугуна варят сталь. У мартенов работают сталевары. Чугун и сталь применяют в быту, в промышленности, на транспорте. Из чугуна и стали делают посуду. Чугунные сковороды, стальные ножи, вилки, ножницы. Железнодорожные рельсы, вагоны, трактора, комбайны, станки, трубы, отдельные детали машин, оружие все это изготовлено из стали.

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых и материал карточки. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

Что называется строительными полезными ископаемыми?

Что относится к строительным пол. ископаемым?

Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение пол. ископаемых этой группы

Мы взяли в руки кусочек гранита. Обратили внимание, что в нём видны разные по форме и цвету частицы. Попытались разъединить их. Это нам не удалось. Частицы – полевой шпат, кварц, слюда – прочно скреплены между собой, поэтому гранит очень прочный камень. Он бывает серого или темно-красного цвета. В переводе с итальянского гранит значит «зернистый»

Из-за большой прочности гранит используется там, где нужен особо прочный материал,- для опор мостов, фундаментов зданий, постаменты памятников.

Но как ни крепок гранит, со временем и он разрушается. Днем солнце нагревает камень и от этого он расширяется, а ночью холод охлаждает его, и он сжимается. Так повторяется много-много раз, и за сотни и тысячи лет в граните образуются трещины, от него откалываются куски и дробятся еще больше. Проходит время, и гранит разрушается, причем из кварца образуется песок, а из шпата и слюды – глина.

Песок и глина. Мы никогда не задумывались о происхождении песка, а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца образуются песчинки, а из слюды и полевого шпата – глина.

Свойства. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Песок бывает желтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Глину пересыпать нельзя. Сырая глина не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Глина – основной материал для изготовления кирпичей. Кирпич издавна применяют в строительстве. Фарфоровые чашки, тарелки, которыми ты пользуешься каждый день, тоже из глины. Немало красивых, изящных фарфоровых изделий – сервизы, вазы, статуэтки – стали музейными экспонатами. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, свистульки, а потом расписывают яркими красками.

Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.

Известняк. Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк.

Немало в нашей стране добывается известняка. Это белый или беловато-серый камень, плотный, тяжелее воды. Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла. Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.

Закрепление. Практическая работа в группах. Заполни таблицу.

источник

Железную руду добывают в шахтах или карьерах. Откуда она поступает в доменные печи, где из нее выплавляют чугун. Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из нее варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжел. Из готовой стали на заводах делают станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолетов, тракторы, комбайны, посуду, оружие, трубы.

  1. Гранит. Слайд № 11,12

Гранит является одной из самых плотных твердых пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водо поглощение и высокую и высокую устойчивость к морозу и к загрязнениям. Вот почему его используют как внутри помещения, так и снаружи. Используется для отделок стен, лестниц, создания памятников, колонн.

  1. Известняк. Слайд № 13

Осадочная горная порода, органического происхождения, состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах растворяться в воде. Известняк широко применяется в качестве строительного материала. Обжиг известняка дает негашеную известь.

  1. Глина. Слайд № 14,15

В смеси с водой глина образует тестообразную массу пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от происхождения природное сырье имеет существенные различия. Используют в строительстве, для изготовления керамической посуды. Глину используют в медицине и косметике.

ТЕМА: Значение полезных ископаемых в жизни людей.

ЦЕЛЬ: 1. Сформировать представления об основных группах горных пород , их происхождение и значение, раскрыть значимость полезных ископаемых.

2. Развивать умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать.

3. Воспитывать бережное отношение к объектам породы.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: определять вид полезного ископаемого, использование в жизни человека.

ФОРМА УРОКА: научно- поисковый.

Время проведения: 45 минут.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, комплект горных пород, карта, рефераты, интерактивная доска.

Сегодня мы начинаем еще один день из нашей школьной жизни с урока познания мира, где шаг за шагом мы будем продвигаться к вершинам удивительной страны знаний.

Пусть на нашем пути все преграды будут преодолены.

И так мы начинаем наш урок.

1. Он очень прочен и упруг

Строителям – надежный друг.

2. Этот мастер белый, белый

В школе не лежит без дела:

Он и на стройках и на пляже.

Он и в стекле расплавлен даже.

7. Если встретишь на дороге,

8. Росли на болоте растения,

А стали топливом и удобрением.

— Как назвать все эти отгадки?

Тема нашего урока «Полезные ископаемые», «Значение полезных ископаемых в жизни людей». Слайд №1

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая с великими сокровищами жизни».

— Одно из главных богатств Казахстана – это полезные ископаемые. Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Что значит полезные ископаемые?

Ископаемое – потому что извлекается из недр Земли.

Полезное – потому что служит человеку. Слайд №3

Места залегания полезных ископаемых называется месторождением.

Залежи полезных ископаемых на географической карте изображаются специальными значками. Слайд №4

По свойства полезные ископаемые бывают твердыми, жидкими, газообразными. Слайд №5

По способу применения они делятся на три основные группы:

Горючие полезные ископаемые.

Рудные полезные ископаемые.

Нерудные полезные ископаемые.

Рудные Полезные ископаемые Нерудные

Сегодня мы получили сведения о некоторых из них. Слайд №8,9,10

Железную руду добывают в шахтах или карьерах. Откуда она поступает в доменные печи, где из нее выплавляют чугун. Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из нее варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжел. Из готовой стали на заводах делают станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолетов, тракторы, комбайны, посуду, оружие, трубы.

Гранит является одной из самых плотных твердых пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водо поглощение и высокую и высокую устойчивость к морозу и к загрязнениям. Вот почему его используют как внутри помещения, так и снаружи. Используется для отделок стен, лестниц, создания памятников, колонн.

Осадочная горная порода, органического происхождения, состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах растворяться в воде. Известняк широко применяется в качестве строительного материала. Обжиг известняка дает негашеную известь.

В смеси с водой глина образует тестообразную массу пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от происхождения природное сырье имеет существенные различия. Используют в строительстве, для изготовления керамической посуды. Глину используют в медицине и косметике.

Каменный уголь Слайд № 16,17

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Применение (угольного) каменного угля многообразна. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Из каменных углей получают графит.

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается. Любое транспортное средство использует продукты нефтепереработки. Асфальт делают из остатков, образующихся при перегонке нефти. Из нефти делают топографические краски. Нефть применяется для изготовления косметики, парфюмерии, капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона. В быту – пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, хозяйственные сумки, нитки, пластилин.

Пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир – это мир, созданный из нефти.

Итак, мы получили сведения о некоторых полезных ископаемых.

Какое место в жизни человека занимают полезные ископаемые.

Страница 98. Страница 99. Цемент.

Б) Вывод. Значение полезных ископаемых?

Какие полезные ископаемые используете в быту? Слайд №21

Бензин для машин. Газ для обогрева, Уголь для обогрева помещения, приготовления пищи. Посуда из глины, металла. Синтетические вещи (из нефти). Соль, мыло, стекло.

Полезные ископаемые – это клад нашей страны. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. Как известно, полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, что растения и животные, которые жили давно, когда еще не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная, неразрывная связь существует между неживой природой, между природой и человеком! А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богаств?

С какими полезными ископаемыми познакомились? На какие группы делятся полезные ископаемые? Значение полезных ископаемых?

Страница 98-99. Зарисовать полезное ископаемое. Описать.

источник

Источники:
  • http://studopedia.su/14_81263_rol-poleznih-iskopaemih-v-zhizni-cheloveka.html
  • http://globuss24.ru/doc/znacenie-poleznyh-iskopaemyh-v-zizni-celoveka-3-klass
  • http://pandia.ru/text/80/457/47863.php
  • http://infourok.ru/znachenie-poleznih-iskopaemih-v-zhizni-cheloveka-prakticheskaya-rabota-opredelenie-svoystv-poleznih-iskopaemih-846301.html
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/znachieniie-polieznykh-iskopaiemykh-v-zhizni-liudiei