Меню Рубрики

Бытует мнение что массовая культура стала исключительно полезным

Читать онлайн «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» автора Баранов Петр Анатольевич — RuLit — Страница 17

Образец задания

C7. Бытует мнение, что массовая культура стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения. Только ли этим ограничивается роль массовой культуры в современном обществе? Свою позицию аргументируйте.

Ответ: Массовая культура – это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой культуры передаются нравственные ценности, национальные традиции, происходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде.

Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции

Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития , получила название антропогенез (от гр. anthropos– человек и genesis – происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле . Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное . Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами . Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству .

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью . Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :

моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли ;

– обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его – действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности . Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

источник

В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; 2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям Запада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности ее положения и роли в мире.

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России

1. Снижение нормативности культуры, что характерно для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения.

2. Бедность значительной части населения ведет к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остается ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства – лучшие спектакли, концерты, книги, выставки – становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.

3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура – культура русского народа – и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.

4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.

5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур.

6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры, общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведет к тому, что население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т. д.

7. Осуществляется ломка культурных стереотипов, сформировавшихся еще в условиях доиндустриального общества. По-видимому нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, составляющие специфическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцвета русской культуры.

C7. Бытует мнение, что массовая культура стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения. Только ли этим ограничивается роль массовой культуры в современном обществе? Свою позицию аргументируйте.

Ответ: Массовая культура – это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой культуры передаются нравственные ценности, национальные традиции, происходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде.

источник

В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; 2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям Запада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности ее положения и роли в мире.

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России

1. Снижение нормативности культуры, что характерно для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения.

2. Бедность значительной части населения ведет к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остается ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства – лучшие спектакли, концерты, книги, выставки – становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.

3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура – культура русского народа – и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.

4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.

5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур.

6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры, общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведет к тому, что население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т. д.

7. Осуществляется ломка культурных стереотипов, сформировавшихся еще в условиях доиндустриального общества.

C7. Бытует мнение, что массовая культура стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения. Только ли этим ограничивается роль массовой культуры в современном обществе? Свою позицию аргументируйте.

Ответ: Массовая культура – это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой культуры передаются нравственные ценности, национальные традиции, происходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде.

Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos– человек и genesis – происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

– обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его – действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

A1. Выберите правильный ответ. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

Бытиефилософская категория, обозначающая существование, реальность. Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.

В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.

Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индивидуальное бытие – основание для бытия личности.

Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии человека?

А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природных данных.

Б. Индивидуальное бытие человека не зависит от общественно-исторических условий существования.

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребностьэто нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.

Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая[1] 1
Классификация разработана американским психологом А. Маслоу.

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребностиэто потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Читайте также:  Полезные штучки с алиэкспресс

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

– по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.

– по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Деятельностьспособ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Мотивсовокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельностиэто осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действиеэто процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Играэто особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Существует несколько классификаций общения.

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Трудэто вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.

Творчествоэто вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Процесс мышления проходит ряд этапов.

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

источник

1. Назовите любые два признака культуры как явления общественной жизни.

а) Существенная характеристика жизни общества

б) Характеристика человека как социального существа, формируется в процессе приобщения к общественным ценностям, навыкам деятельности

в) Совокупность всех форм преобразовательной деятельности человека и общества

г) Результат преобразовательной деятельности человека и общества

д) Мера человеческого в человеке

2. По подсчетам американских культурологов А. Кребера в К. Клакхона, с 1871 по 1919 г. было дано 7 определений культуры, с 1920 по 1950 г. у различных авторов насчитали 157 определений данного понятия. В отечественной литературе сформулировали по данным российского историка Л. Е. Кертмана, более 400 определений. Сейчас их число измеряется уже четырехзначными числами. Чем вы можете объяснить такое изобилие определений понятия «культура»?

б) Исследователи часто обращают внимание лишь на отдельные аспекты понятия

в) Изучение различными науками: культурология, история, философия и пр.

3. Перечислите пять основных видов (форм) искусства

б) Художественная литература

4. Тиражи бестселлеров, детективов, женских романов значительно превышают объемы выпуска книг классической русской и зарубежной литературы. О преобладании какого типа культуры в книгоиздательстве говорит этот факт? Какими критериями руководствуется издатель при отборе произведений для тиражирования?

а) Преобладание произведений массовой культуры

б) Возможность получить большую прибыль от продажи книг

г) Простота изложения, занимательность сюжета

д) Известность и авторитет автора

5. Приведите три примера существования массовой культуры в обществе.

б) Изобилие рекламной продукции в СМИ, на улицах городов

в) Громадные тиражи детективов, любовных романов

6. Какую форму культуры раскрывает следующее описание: «И тут, и там — яркие краски, длинноногие девицы, мускулистые красавцы, роскошные интерьеры и автомобили, безумно прекрасные наряды. Даже речь персонажей нередко складывается из фраз, напоминающих краткие словесные формулы рекламных объявлений»? Приведите три характерные черты данной формы культуры. Какая форма культуры является антиподом рассматриваемой?

б) Посредственность, стандартность, шаблонность мыслей и желаний, доступность для самой широкой публики

в) Антипод – элитарная культура

7. Бытует мнение, что массовая культура стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения. Только ли этим ограничивается роль массовой культуры в современном обществе? Свою позицию аргументируйте.

а) МК – канал манипулирования массами; стабилизатор и тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на исторических поворотах

б) МК позволяет передавать нравственные ценности, национальные традиции, знакомит (хоть и в адаптированном виде) с вершинами мировой культуры

8. Звезда телесериалов снялся в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится данное произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.

б) Некоммерческий характер; высокая содержательная и эстетическая сложность; доступность ограниченному кругу знатоков и специалистов.

9. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «контркультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о контркультуре.

а) Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

б) «Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных условностей, моральных норм, стандартов массовой культуры»; «Движение контркультуры возникло в странах Европы и Северной Америки во второй половине XX в.»; «Элементы западной контркультуры проникли и в Россию» и др.

10. Р. в детстве посещал детский сад, затем обучался в общеобразовательной школе. После окончания девяти классов он учился в ПТУ на сварщика, а отслужив в армии, поступил в институт машиностроения и окончил его. Какие ступени образования прошел Р.?

г) Начальное профессиональное

11. Укажите любые две функции образования в обществе.

а) Формирование социально-профессиональной структуры (экономическая функция)

б) Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества (социальная функция)

в) Развитие интеллектуального, творческого потенциала личности (культурная функция)

12. Раскройте на трех примерах содержание современной стратегии в области образования.

а) Гуманизация (внимание к личности)

б) Гуманитаризация (внимание к общественным дисциплинам)

в) Интернационализация (единая система образования)

г) Информатизация (компьютеризация)

13. Приведите три примера, иллюстрирующие функции современной науки.

а) Культурно-мировоззренческая (изучение предметов, явлений позволяет накопить знания, которые передаются последующим поколениям, способствует обогащению культуры и формированию мировоззрения)

б) Непосредственная производительная сила (создание нового сырья научными лабораториями, использование новых видов энергии и пр.)

в) Катализатор процесса непрерывного усовершенствования производства (внедрение новейших достижений науки и техники в виде новых технологий, материалов, оборудования повышает производительность труда, создает новые отрасли промышленности)

14. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.

а) Социальное прогнозирование (ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущее человечества)

б) Социальное развитие и управление (анализ экономистами ситуации в стране ложится в основу разработки бюджета на будущий год; демографы изучением динамики численности и состава населения вносят коррективы в социальные программы правительства)

15. Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.

Год Россия США
9,6 млрд долл 161 млрд долл
6,0 млрд долл 173 млрд долл

Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000-2006 годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

— государственное финансирование науки в России существенно отставало от США;

— в указанный период это отставание возрастало;

— в России в указанный период финансирование науки сокращалось;

— в США в указанный период финансирование науки увеличивалось;

— Россия предпринимает усилия для ускорения научно-технического прогресса;

— вложения в науку призваны повысить конкуренто­способность нашей страны в мире.

16. Назовите любые три типа мировоззрения.

в) Обыденно-практическое (житейское)

17. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении.

а) Мировоззрение – система представлений об отношении между человеком и окружающим его миром

б) «Мировоззрение может быть оптимистическим и пессимистическим»; «Мировоззрение всегда связано с убеждением»; «М. может формироваться стихийно или осознанно»; «В обществе одновременно существуют различные мировоззренческие системы».

18. Раскройте на трех примерах влияние духовной сферы на развитие общества.

а) Идеи Просвещения подготовили Французскую революцию XVIII в.

б) Распространение протестантизма способствовало утверждению капиталистических отношений

в) Принятие христианства Русью способствовало укреплению княжеской власти

19. Приведите примеры духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни (по одному примеру на каждую сферу).

а) Разработка экономической теории, направленной на обоснование экономических реформ (совершенствование экономической сферы)

б) Создание социальных учений, оказывающих влияние на развитие общества (совершенствование социальной сферы)

в) Разработка учений о государстве, разделении властей (совершенствование политической сферы)

20. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

а) Информирование о жизни общества (газеты, новостные передачи)

б) Формирование общественного мнения (осуждение терроризма)

в) Ознакомление с достижениями культуры (анонсы премьер, рецензии)

г) Манипулирование общественным сознанием (избирательная кампания)

д) Социализация индивида (освоение социальных норм)

21. Критик так отозвался об этом произведении: «Фантастические спецэффекты, захватывающий сюжет, звёздный состав исполнителей, легко запоминающиеся песни». Предположите, к какой форме культуры можно отнести это произведение. Приведите три обоснования этого предположения с позиций знания основных форм культуры.

б) Развлекательная направленность (захватывающий сюжет); рассчитано на массового зрителя (звезды, запоминающиеся песни); коммерческая направленность

22. В современном мире неизмеримо возрастает роль образования. Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите причины этого явления.

а) человечество вступило в третью цивилизационную революцию – информационную – и осуществляет переход к информационному обществу

б) показателем прогрессивности общества становится не рост производства, а уровень и качество образования населения, его всеохватность

в) знания становятся ценностью, следовательно повышается значимость и процесса их освоения

23. Используя знания обществоведческого курса и личный опыт, перечислите не менее четырех тенденций в развитии современного образования.

Читайте также:  Чем полезен свекольный отвар

б) Рост продолжительности образования

24. В современных условиях актуализируется проблема непрерывного образования. Приведите объяснение данного утверждения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

В условиях НТР индивид должен быть способен к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии, что требует соответствующего уровня образования.

25. Дайте определение субкультуры и приведите с опорой на знания обществоведческого курса три примера ее видов.

а) Субкультура – система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанна с ней.

б) Половозрастные (женские, молодежные, детские); классовые; этнические; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); девиантные; преступные; профессиональные и пр. субкультуры

26. Опираясь на знания обществоведческого курса и личный опыт, приведите четыре нравственных принципа.

27. Используя знания обществоведческого курса, назовите еще три любые функции морали в обществе.

б) Ценностно-ориентационная (утверждение человеческого в человеке)

г) Координационная (обеспечение согласованности взаимодействия людей в разных ситуациях)

1. Укажите три отличия человека от животного.

г) Совершенство руки как производящего орудия

д) Способность к абстрактному мышлению

е) Способность к деятельности (целенаправленное преобразование)

ж) Умение изготавливать орудия труда с помощью орудий труда

з) Способность к творческой деятельности

2. М.В.Ломоносов писал: «… если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласно общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей…». Назовите любые три отличия человека от животных, о которых говорится в этой фразе. Свои ответы подкрепите словами из текста.

а) речь (изъяснить свои понятия)

б) логическое мышление, способность к обоснованию, аргументации (изъяснить)

в) сознательная постановка цели (дел течения, которое соединением наших мыслей управляется)

г) общественный характер деятельности (согласно общих дел течения)

3. Назовите три черты, характеризующие как деятельность человека, так и поведение животных.

а) Стремление к реализации физиологических потребностей;

в) Обмен информацией с себе подобными и пр.

4. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А.Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте не менее трех суждений.

а) Человек – существо общественное и сознательное

б) В отличие от животных человек обладает целеполаганием

в) Способность человека к творчеству не является наследственной

г) Ведущую роль в развитии человека играет социализация

д) Способность к речи, сознательное мышление имеют генетические предпосылки, но усваиваются только в процессе общения с другими людьми

е) Человек способен сознательно управлять своими инстинктами

5. Отечественный ученый-психолог Б.Г.Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок — Маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Согласие несогласие
— «Личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений — На формирование личностных качеств влияет общение с окружающими — Под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность — Личность должна занимать активную жизненную позицию — Проявлять себя как личность, значит выразить себя в каком-либо социально-значимом деле (например, инвалиды, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью) — Деградирующие индивиды (алкоголики, наркоманы) разрушают свое сознание и свою личность

6. Приведите три примера, подтверждающие или опровергающие выводы ряда ученых о том, что зависимость современного человека от природы постоянно уменьшается.

а) +: создание искусственных материалов, продуктов питания

б) +: люди научились управлять некоторыми природными явлениями, процессами

в) +: создание людьми собственной среды обитания

г) -: ухудшение состояние здоровья из-за экологических проблем

д) -: изменение климата приводит к природным явлениям катастрофической мощности (тайфуны)

7. Ученые во все времена говорили о гармонии природы и человека. Многие сегодня считают, что она возможна лишь при условии минимального воздействия на природу, сохранения ее в первозданном состоянии. Как вы относитесь к этой позиции? Свою точку зрения обоснуйте.

а) Вряд ли удастся преодолеть отсталость и повысить уровень жизни населения планеты при минимальном воздействии на природу

б) Целесообразны «щадящие» технологии, которые направлены на гармонизацию отношений человека и природы

в) Главное: экономическая целесообразность и интересы выживания человечества

8. Раскройте на трех примерах проявления взаимосвязи между психикой человека и его деятельностью.

а) Познание мира, других людей, самого себя осуществляется в деятельности

б) В деятельности человека происходит отражение его сознанием существующих в обществе социальных норм и формирование системы его ценностей

в) Сознание влияет на деятельность, формируя его цель, определяя мотивы и пр.

9. Студентка учится играть в теннис в спортивном зале под руководством тренера. Назовите вид деятельности, перечислите ее структурные элементы, к каждому их них приведите пример относительно данного факта.

а) Субъекты: студентка, тренер

б) Объект: умения студентки играть в теннис

в) Цель: сформировать и развить умения студентки играть в теннис

г) Средства: спортзал, теннисный мяч, теннисная сетка, ракетки

10. Психологи считают, что игра является одним из средств социализации людей. Назовите три характеристики данного вида деятельности. Выработке каких качеств личности, на ваш взгляд, способствует каждая из них?

а) Стихийность – возникает неожиданно, правила игры также появляются в ходе игры (развитие воображения, фантазии)

б) Изменчивость, обновляемость – в процессе игры могут меняться роли, правила, сюжет (навыки действовать в различных ситуациях)

в) Модернизация – игра соответствует времени, уровню развития общества (освоение социального опыта)

11. Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения.

а) Подлинные потребности (в еде, в трудовой деятельности, в познании и др.): их удовлетворение ведет к самосовершенствованию, развитию человека без ущерба природе и другими людям

б) Мнимые потребности (в курении, алкоголе и пр.): ведут к физической и духовной деградации личности, наносят ущерб природе, обществу

12. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А.Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, сто имел в виду А.Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека». Сформулируйте три суждения.

а) Человек – существо биосоциальное

б) Существуют различия в понятиях «индивид», «индивидуальность» и «личность»

в) Личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, общения с себе подобными)

г) Вне общества невозможно развитие мышления и речи

13. Раскройте на трех примерах научный вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных (биологических, витальных) потребностей человека.

а) Утолять жажду, но не из лужи

б) Есть в определенных условиях, при определенном способе приготовления блюд, с использованием посуды, сервировки стола и пр.

в) Жилище с созданием уюта, комфорта

14. Раскройте на двух примерах экзистенциальные потребности человека.

а) В безопасности существования

в) В постоянстве условий жизнедеятельности

г) В уверенности в завтрашнем дне

д) Страхование от несчастных случаев

15. Наблюдая за близнецам, выросшими в разных семьях, ученые сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50% разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Укажите любые три фактора.

е) Способы получения образования и пр.

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекал знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности человека.

а) Личность – человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности

б) «Личность – это человек, активно осваивающий и целесообразно преобразующий природу, общество и самого себя»; «Личностью является человек с активной жизненной позицией, который несет ответственность за свою деятельность, свой выбор» и др.

17. Перечислите любые три фактора, определяющие развитие личности.

а) Врожденные анатомо-физиологические особенности

б) Особенности социального окружения

в) Социальные нормы общества

д) Ценности группы, в которую входит ребенок и с которой себя отождествляет

18. Ученый-психолог Б.Г.Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы своей жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента своей позиции.

— Личность формируется в процессе вхождения человека в общественные отношения.

— На формирование личности оказывает влияние общение с окружающими.

— Под влиянием среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая также характеризует его как личность.

— Личность должна занимать активную жизненную позицию

— Проявлять себя личностью, значит выражать себя в каком-то социально-значимом деле

— Деградирующие индивиды (алкоголики и пр.) разрушают и сове сознание, и личность

19. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г.Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность. Какова связь между ними?

а) Интерес – цель – деятельность – жизнь

б) Интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни

в) Цель – это, ради чего предпринимаются действия, образ желаемого результата, в ее основе – мотивы, обусловленные интересами

г) Мотивы – побуждения к действию, связанные с удовлетворением потребностей

д) Интересы – осознанные потребности — придают ценностный смысл человеческой деятельности

20. Раскройте на трех примерах социальную сущность человека.

а) Человек становится человеком только вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми

б) Способность и готовность человека к общественно-полезному труду

в) Человек обладает сознанием и разумом

г) Наличие у человека свободы и ответственности

21. Назовите любые три вида общения и проиллюстрируйте каждый из них примером.

а) Между реальными партнерами (переговоры дипломатов)

б) Реального партнера с иллюзорным партнером (с животным)

в) Реального партнера с воображаемым (с божеством, идолом)

г) Воображаемых партнеров (литературные герои)

22. Существует представление о том, что творчество — это удел только ученого, писателя, композитора или художника. Опровергните это представление с помощью трех примеров, доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений.

а) Ребенок придумывает новую игру (нет возрастных ограничений)

б) Хозяйка готовит новый соус для мяса (нет образовательных ограничений)

в) Ученик/ студент/ рабочий предлагает свой способ решения поставленной перед ним задачи (нет профессиональных ограничений)

23. На уроке обществознания учителю был задан вопрос: «Так кто же человек: субъект или продукт деятельности?» Как бы вы на него ответили?

а) Деятельность – особенность человеческого бытия, отличающая человека от животного мира. Значит, человек – субъект деятельности

б) Человек является продуктом деятельности, приобретая новые качества при включении в различные социальные подсистемы

24. Считается, что французские просветители Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро сыграли большую роль в подготовке Великой французской революции ХVIII в. К какому виду деятельности можно отнести «работу» французских просветителей? Охарактеризуйте этот вид деятельности.

а) Ценностно-ориентировочная деятельность

б) Определение положительного или отрицательного отношения человека к явлениям окружающего мира, формирование мировоззрения людей

25. Широкую известность приобрели исследования Дж. Лавик-Гудолл жизни шимпанзе в естественных условиях. По её наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палочки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжёвывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях. Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия трудовой деятельности человека от орудийной деятельности животных. Укажите три отличия.

а) Изготовление орудий труда с помощью орудий труда

б) Общение людей в процессе труда с помощью языка и речи

в) Осознанность и целесообразность трудовой деятельности человека

г) Накопление и передача опыта в виде традиций или предметов материальной культуры следующим поколениям

26. Назовите любые три уровня развития способностей человека.

д)гениальность

27. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.

а) Свобода – это возможность действовать на основе собственного выбора, осознавая ответственность за него.

б) «Свобода для человека – это возможность выбора между добром и злом»; «В понятие «свобода человека» вкладывается как узкий, так и широкий смысл: это и конкретные свободы, записанные в Конституции, и принципиальная возможность всегда поступать на основе своего собственного выбора»

28. Можно ли утверждать, что подлинно развитая личность находится в противоречии с обществом? Приведите два примера.

а) Непризнание эпохой гениев

б) Вечный разлад творцов с существующим общественным порядком

в) Библейская мудрость: «нет пророка в своем отечестве»

Дата добавления: 2015-11-26 ; просмотров: 1161 | Нарушение авторских прав

источник

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Текущая страница: 3 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Наукаформа духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука – явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс – интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.

Являясь подсистемой более сложной системы – общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образованияприобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования – обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

B4. Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) сокращение продолжительности образования

2) гуманизация образования

3) усиление сословного характера образования

4) гуманитаризация образования

5) отказ от преподавания общественных наук

6) создание единой системы образования для разных стран

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.

Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.

Религия (от лат. religare – связывать, reeligere – воссоединять, religio – счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) – это:

– вера в сверхъестественное (в Бога);

– совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

– одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Вызывает споры и проблема происхождения религии.

Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).

Читайте также:  Полезны ли семечки абрикоса

Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Религиозная вера включает в себя:

нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

– определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;

– веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.;

– веру в спасительную силу для души человека, ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т. п.);

– веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.

Религия – это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.

Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.

Культ (от лат. cultus – возделывание, уход, почитание, поклонение) – это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.

магия (колдовство) – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов.

умилостивительный культ – комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.

Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.

В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;

3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).

Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Церковь (гр. Kyriakon – дом Господний) – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.

Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционирует религиозное объединение.

Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками: огромное число последователей во всем мире-, эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания); космополитичность, носят меж– и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.

Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизации», который очень противоречив: с одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой – реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия.

«Исламизация»1) содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (Пакистане, Иране, Ливии), цель которых – построение «исламского общества»; 2) продолжающееся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока.

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религия».

Верование; обряд; магия; знание; политеизм.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «религия».

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру) – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

теологический подход – мораль дарована человеку Богом;

социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;

культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).

Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos – обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Важнейшие функции морали в обществе

Регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

Ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

Мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

Конститутивная (от лат. constitus– утвердившийся, установленный) – принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

Координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личностистепень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:

Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.

Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Таким образом, нравственная культура личности – это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.

Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования – общественные отношения. Как нормы морали, так и нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.

В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; 2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям Запада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности ее положения и роли в мире.

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России

1. Снижение нормативности культуры, что характерно для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения.

2. Бедность значительной части населения ведет к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остается ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства – лучшие спектакли, концерты, книги, выставки – становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.

3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура – культура русского народа – и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.

4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.

5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур.

6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры, общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведет к тому, что население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т. д.

7. Осуществляется ломка культурных стереотипов, сформировавшихся еще в условиях доиндустриального общества. По-видимому нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, составляющие специфическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцвета русской культуры.

C7. Бытует мнение, что массовая культура стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения. Только ли этим ограничивается роль массовой культуры в современном обществе? Свою позицию аргументируйте.

Ответ: Массовая культура – это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой культуры передаются нравственные ценности, национальные традиции, происходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде.

Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos– человек и genesis – происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

– обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его – действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

A1. Выберите правильный ответ. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

источник

Источники:
  • http://soociety.ru/egje-2018-po-obshhestvoznaniju/tema-9-tendencii-duhovnoj-zhizni-sovremennoj-rossii.html
  • http://bookz.ru/authors/petr-baranov/ob6estvo_576/page-4-ob6estvo_576.html
  • http://mybiblioteka.su/11-33109.html
  • http://iknigi.net/avtor-aleksandr-voroncov/21153-obschestvoznanie-polnyy-spravochnik-dlya-podgotovki-k-ege-aleksandr-voroncov/read/page-3.html