Меню Рубрики

Чем полезна лепка из теста для детей

татьяна ахрамеева
Лепка из теста: польза и радость

Помогать детям развиваться – вот первоочередная задача каждого современного родителя! К счастью, сегодня к вашим услугам огромное разнообразие разных материалов, методических приемов и средств, способствующих гармоничному и полноценному развитию ребен

С самого раннего детства малыш стремится участвовать в кулинарном процессе, начиная с игры в куличики, заканчивая желанием помочь маме на кухне. Но не всегда у мамы есть время обучать сына или дочку маленьким «кухонным» премудростям. Лепка из теста – отличная возможность восполнить этот пробел. Ребенку раннего возраста интересно всё, что его окружает: игрушки, предметы быта и материалы, с которыми можно поиграть и что-то сделать.

В процессе работы с пластичным материалом ребенок воспитывает удовлетворение от изменения материала, от собственных удачных действий, получая, таким образом, множество положительных эмоций. Кроме, того развивается мелкая моторика, образное мышление, воспитывается усидчивость и настойчивость.

Они учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объёмных поделок. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста является тесто. Дети этого возраста могут лепить и изображать только то, что им хорошо знакомо и то, что их радует. Для создания игровой ситуации можно подобрать стихи и потешки, которые могут служить мотивацией для деятельности детей. Тесто не испачкает руки, как обычный пластилин. Для занятий с малышом младшего возраста рекомендуется использовать именно соленое тесто, а не пластилин или тесто промышленного производства. Во-первых, соленое тесто, приготовленное самостоятельно, полностью лишено каких бы то ни было химических добавок и консервантов, вредных для здоровья малыша.

Во-вторых, оно гораздо более мягкое и пластичное, не пристает к рукам так, как пластилин, не пачкает одежду

Конечно, ребенок 1,5-2 года не сможет самостоятельно вылепить полноценную фигурку, однако тут важен не результат, а сам процесс. Сядьте вместе с малышом, позвольте ему быть вашим персональным помощником, ведь для него совместное творчество с вами – это наивысшее счастье!

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное.

Помогите ребенку освоить несложные приемы лепки из соленого теста, и он будет удивлять, и радовать вас и себя замечательными поделками!

Лепка из соленого теста «На окне цветет герань» На окне в такую рань Распустилась герань. Яркие листочки, Алые цветочки. Посмотрите, малыши, как герани хороши! Работая по теме «Комнатные.

Коллективная работа «Красивые бабочки» лепка из теста С воспитанниками 2 младшей группы мы сотворили вот такое чудо. Малыши были в восторге от ярких красок теста и разного рода материала (биссер,.

Консультация для родителей «Лепка из теста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛЕПКА ИЗ ТЕСТА: КАК, ЗАЧЕМ, С КАКОГО ВОЗРАСТА? Бывает так, что малышу уже больше года, а он почти не говорит. Или пятилетний.

Консультация для родителей «Лепка из соленого теста с детьми» Лепка- это одно из любимых занятий детей, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающем нас мире.

Краткосрочная образовательная практика «Мукосолька» (лепка из солёного теста) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 296» г. Перми Краткосрочная образовательная практика.

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров — уникальные произведения искусства, которые.

Лепка корзинки из соленого теста к 8 марта Готовим солёное тесто по ранее описанному рецепту. Часть теста окрашиваем в розовый и зеленый цвет. Для этого понадобятся пищевые красители.

Лепка из соленого теста (фотоотчет) Комментарий к презентации Уважаемые коллеги, свой мастер класс, я хочу начать словами -Иммануила Канта, «Рука — это вышедший наружу мозг.

Мастер-класс. Лепка из солёного теста «Мой котик». Лепка из солёного теста «Мой котик».Детский мастер — класс. В первый день весны, по стихийно сложившейся традиции, в России отмечается.

Лепка птиц из соленого теста на примере фигурки совы Презентация в объединении «Соленое тесто» по теме : «Лепка птиц на примере фигурки совы» Работа выполняется из соленого теста (пропорции.

источник

Маленький ребенок нуждается не только в том, чтобы родители общались с ним и любили, но также и в качественно проведенном времяпрепровождении. Когда родители организовывают досуг с детьми, они придумывают разные занятия и игры, которые бы могли доставить малышу положительные эмоции и оказать влияние на его развитие. Так, мать и отец играют с ребенком, рисуют, читают, танцуют и поют, вырезают и лепят. Если этого не делать, дети вырастают не приспособленными к деятельности и возникает риск развития педагогической запущенности. Поэтому все родители знают о том, что ребенка нужно развивать и чем раньше начать делать это, тем лучше для становления его характера и формирования процессов познавательной сферы.

С детьми занимаются педагоги в детском саду и учителя в школе, однако самые лучшие занятия — это дома с мамой, потому что там есть настоящая близость, много свободного времени и внимание уделяется только одному ребенку. В этой статье речь пойдет о том, чем полезны для детского развития занятия лепкой. Работа с этим материалом служит одним из способов формирования гармонично развитой личности.

Как правильно лепить с ребенком? Какие виды лепки бывают? Какой материал является самым безопасным и интересным для малыша? Какие игры и упражнения можно выполнять дома, чтобы весело и с пользой провести время?

Возможность лепить положительным образом сказывается на эмоциональном и психическом развитии. Иногда взрослые считают, что в занятиях с пластилином нет ничего особенного, и если ребенок не лепит, то не лишается чего-то важного. Это представление является неверным. Работая с мягким материалом, ребенок активизирует подушечки пальцев, создавая мелкие предметы из пластилина или теста, заставляет пальцы напрягаться. Все это способствует развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с деятельностью мозга.

Все процессы детской психики тесно связаны между собой. Это говорит о том, что благодаря работе руками, у ребенка развивается память, внимание, мышление, а вслед за ними — речь и восприятие.

Когда ребенок лепит вместе с мамой по образцу — то есть, повторяя то, что сделала она, у него бессознательно укрепляется чувство доверия к ней, развивается воображение, фантазия, а также такие мыслительные процессы, как сравнение и зрительное восприятие.

Мягкий материал, такой как пластилин, глина и тесто имеет достаточно устойчивую форму, которую, при желании можно легко изменить или разрушить. Таким образом, взаимодействие с лепкой для ребенка всегда легко и безопасно — он знает, что может исправить свою работу в любой момент, поэтому не боится совершить ошибку.

Во время лепки ребенок взаимодействует не только с текстурой, но также и с цветом — его изучение, выбор, смешение способствуют тому, что эмоциональный фон ребенка налаживается, он становится более спокойным, чувствительным, сосредоточенным.

Лепка развивает абстрактное мышление и математические способности.

Если психика ребенка не стабильна — он взбудоражен и обеспокоен — то сосредоточенная работа с пластилином способна быстро гармонизировать психическое состояние.

Игры и упражнения с пластилином приучают к доведению дела до конца, и формируют способность гордиться с собой. Это происходит, когда малыш видит результат своего труда, гордится, демонстрирует поделку взрослым и получает в ответ много похвалы и одобрения.

Психика человека устроена, так, что от того, как налажено его рабочее место, во многом зависит результат выполняемого дела. Взрослые люди знают об этом на собственном опыте, поэтому они заботятся о том, чтобы рабочее место было максимально комфортным и удобным. Так они понимают, что их продуктивность повышается, и во время работы находятся в хорошем расположении духа. То же самое можно применять к детям, когда те занимаются творчеством или решают учебные задачи. Прежде чем сажать ребенка лепить из пластилина, следует позаботиться о том, чтобы пространство для этого как можно больше соответствовало детским особенностям. Где лучше всего лепить с детьми дома?

  • За рабочим столом. Выбирая это место, следует позаботиться о том, чтобы на нем не было лишних предметов — бумаги, карандашей, ручек, книг. Кроме пластилина или глины, ребенку понадобится доска для лепки, специальные палочки или ножи для вырезания, влажные салфетки или тряпочки.
  • Лепка на полу. В таком случае ребенок получает большее пространство для фантазии и воображения, однако родителям необходимо создать особые условия для занятий лежа или сидя: застелить пол клеенкой, дать ребенку все необходимые принадлежности для лепки, убрать подальше предметы, которые могли бы упасть и разбиться или малыш мог нечаянно их испачкать.

Чем можно лепить? Пластилин, соленое тесто, глина.

Последнее — это то, что родители и дети делают своими руками. Надо сказать, что видов пластилина и глины много, они отличаются по консистенции и цвету, возможности смешивания, составу. Пластилин отличается от некоторых видов глины тем, что после того, как с ним поработали, он не высыхает. Глина же или соленое тесто хороши тем, что из них можно делать игрушки, фигурки животных, затем сушить их и раскрашивать — обычно этот процесс очень привлекает детей.

Для самых маленьких лучше использовать обычный пластилин без дополнительных добавок к цвету или составу — он самый безопасный. Другие виды пластилина: плавающий, флуоресцентный, восковой, зернистый, скульптурный, кинетический.

Какие игры и упражнения можно придумать с ребенком дома, занимаясь лепкой?

  • Рисование пластилином. Техника, которую любят дети и которая хорошо развивает мелкую моторику. Рисовать пластилином можно на подготовленном листе бумаги — белом или закрашенном. Лист будет фоном, а пластилином можно изобразить сюжет на нем. Кусочки пластилина в данном случае плотно прижимаются к бумаге и размазываются по ней. Таким образом, ребенок сам придает форму тому, что он хочет изобразить.
  • Из пластилина можно лепить любимых сказочных или мультипликационных героев.
  • Для налаживания эмоционального состояния можно предложить ребенку слепить свою семью или себя.
  • При желании можно делать настоящие картины или объемные предметы из пластилина, добавляя к работе другой материал — камни, траву, сухие цветы, пуговицы, нитки, бумагу.

Ребенок может лепить из пластилина все, что ему угодно. Часто во время этого занятия важен не результат — то, что получилось у ребенка — а сам процесс лепки, который успокаивает и развивает детскую психику.

источник

Я уже неоднократно писала о том, как важно развивать мелкую моторику малыша. Да, думаю, вы и без меня это отлично знаете. Поэтому сегодня без лишних предисловий хочу рассказать еще об одном увлекательном и очень полезном занятии – о лепке с малышами и о том, как можно поиграть, если у вас под рукой есть кусочек теста. Все эти игры полезны не только для развития мелкой моторики, но и для развития воображения, мышления, усидчивости малыша.

Нередко мамы задаются вопросом: «Что лучше выбрать для занятий с малышом: тесто или пластилин?» По моему мнению, лучше будет если вы предоставите ребенку возможность познакомиться с разными веществами и ощущениями, будете проводить занятия как с тестом, так и с пластилином. Но вот для самых маленьких (от 1 года) на занятиях по лепке лучше использовать тесто и вот почему:

Тесто намного мягче и податливее, чем пластилин, а для малышей, которым еще сложно разминать пластилин, это важно.

Учитывая тот факт, что многим малышам захочется попробовать массу для лепки на вкус, тесто (домашнего приготовления) с этой точки зрения намного безопаснее, так как основными его компонентами являются мука, соль и вода, а пластилин – это все-таки соединение химических компонентов.

Тесто можно приготовить самостоятельно, а можно приобрести в магазине (например, «Play Doh»). Но если вы хоть однажды замесите тесто в домашних условиях, то, наверняка, с покупным вам больше не захочется иметь дело. Домашнее тесто пластичнее, мягче, приятнее, а еще его много! К тому же процесс приготовления теста довольно простой и не занимает много времени.

Итак, как сделать тесто для лепки? Приведу два рецепта теста, которые неоднократно мною проверены и мне очень нравятся. Первый рецепт можно назвать классическим рецептом соленого теста. Тесто по нему готовится очень быстро и просто, часто его используют для создания долговечных поделок, после высушивания его можно покрасить.

½ стакана соли (желательно «экстра»)

1 ст.л. растительного масла

Все ингредиенты смешиваем и хорошенько вымешиваем до однородности.

И еще один рецепт очень-очень мягкого, пластичного, однородного и, я бы даже сказала, идеального теста!:) Для высушивания и покраски оно не годится, но для веселых игр с тестом подходит как нельзя лучше.

1 ст.л. растительного масла

Соединяем все ингредиенты в кастрюльке, перемешиваем, затем ставим на средний огонь. После этого начинаем активно мешать тесто ложкой до тех пор, пока оно не образует шар и перестанет прилипать к рукам. Мешать нужно будет не больше 3 минут. После того, как тесто остынет, с ним можно начинать играть.

Не пренебрегайте таким, казалось бы, незначительным ингредиентом, как лимонная кислота! Если ее не добавить, то после хранения в холодильнике тесто начнет прилипать к рукам.

В любой вариант теста можно добавить пищевой краситель. Если у вас нет красителя, чтобы подкрасить тесто, можно использовать свекольный или морковный сок, куркуму, зеленку, гуашь. Ну а если разделить тесто на несколько частей и окрасить их в разные цвета, то будет еще интереснее!

И то и другое тесто хранится в холодильнике в закрытом контейнере довольно долго (несколько недель).

Итак, тесто у вас есть, что делать с ним дальше? В первую очередь, конечно, нужно познакомить малыша с тестом. Дать ему возможность потрогать, помять его. Можно слепить какого-нибудь колобка или зайчика, дабы показать на что тесто способно. Если знакомство прошло удачно, можно и к играм переходить.

Помните, что все занятие не должно затягиваться дольше 5-10 минут. Не стремитесь включить все игры в одно занятие, наблюдайте за малышом и прекращайте всегда прежде, чем он устанет от занятия. Если малыш теряет интерес к какой-то конкретной игре, возможно, она слишком простая или слишком сложная для него. Постарайтесь упростить или облегчить задание.

Малыш, скорее всего, с удовольствием примется раскатывать тесто, ведь он не раз видел, как это делает мама. Если у крохи плохо получается орудовать скалкой, помогите ему, обхватив его ладошки своими.

Для игры подойдет как игрушечная, так и настоящая кухонная скалка. Моей дочке катать большой скалкой нравится даже больше.

Далее можно объявить, что получившаяся лепешка – это не просто лепешка, а пицца или торт, который теперь нужно украсить. И для этой цели можно использовать самые разные предметы: спички, макароны, фасоль, счетные палочки, небольшие игрушки, крышки и т.п. Старайтесь использовать предметы разные по форме и по величине, чтобы разнообразить тактильные ощущения ребенка.

Читайте также:  Для чего полезно лен

Приведу несколько примеров:

Для самых маленьких зубочистки можно заменить спичками или счетными палочками.

  • Заборчик для зверушки

Обязательно привлекайте ребенка к раскатыванию туловища и головы. Если у малыша пока плохо получается, возьмите его ладошки в свои и вместе совершайте вращательные движения.

Это занятие очень полезно для развития мелкой моторики, так как тренирует «щипковый» захват. Обыграть занятие довольно просто: предложите малышу накормить любимого мишку конфетками. Игра, скорее всего, понравится самым маленьким – деткам около года. В этом возрасте малышам очень нравится возиться с мелкими предметами, складывать и перекладывать их.

Эти же самые конфетки, которые вы сделали для мишки, попробуйте еще и натыкать на вилку. Можно сказать малышу, что мишка предпочитает есть только с вилки, а по-другому отказывается. Так в игре мы незаметно будем отрабатывать очень полезное умение.

В этом занятии главное – научить ребенка правильно держать нож и, что немаловажно, самостоятельно придерживать тесто левой рукой (если малыш – правша). Для игры хорошо подойдет игрушечный пластиковый ножик, специальный пластиковый нож для теста или нож для масла. Занятие будет интересно малыша примерно с 1 года 3 месяцев.

Вдавливаем игрушку в тесто, аккуратно убираем и але-оп, на тесте получается красивый узор! Таисия была просто в восторге от этого занятия, и могла надолго увлечься, отпечатывая макароны на тесте.

Для отпечатывания хорошо подойдут фигурки от сортера, макароны-трубочки, маленькие игрушки, детали конструктора, вилка, расческа . Ну а если по тесту, оставляя следы, проедется машина (желательно, с большими колесами и протекторами на них), то малыш, скорее всего, это оценит.

И, конечно же, отдельно стоит упомянуть о формочках для печенья. При помощи них можно не только делать красивые отпечатки. С малышами постарше можно попробовать убирать «лишнее» тесто вокруг формочек так, чтобы получились «печеньки».

Отпечатки можно делать и просто пальчиком. После чего в получившиеся дырочки очень интересно будет «посеять» семена. Получится еще одно замечательное упражнение для развития «пинцетного» захвата.

Для этой игры можно использовать как формочки для кексов, так и чистые формочки из песочного набора. Накладывая тесто в формочку, стараемся хорошенько утрамбовать каждый кусочек. Доставать пироженку из формы, скорее всего, придется с маминой помощью, т.к. это занятие не из легких.

У нас эта игра самая любимая. Думаю, все дети любят, когда в игре присутствует сюрпризный момент. Они готовы открывать замысловатые замочки, откручивать неподдающиеся крышки, лишь бы только увидеть, что же за ними спрятано. Дети с удовольствием находят сюрпризы, даже если сами их спрятали!

Поэтому в этом занятии сначала вместе с малышом мы прячем игрушку в тесте, положив ее на одну половину лепешки и закрыв второй. Малышам постарше можно предложить защипать края, как при лепке пирожка. За деток помладше это может сделать мама. Ну а затем задаемся вопросом «Где же наш ежик?» или «Ой, кто же тут спрятался?». Возможно, при первых играх малышу придется показать, как «докопаться» до игрушки. Скорее всего, кроха все очень быстро уловит и впоследствии будет с нетерпением сам расковыривать тесто.

Даже такое, казалось бы незамысловатое занятие, невероятно полезно для детских пальчиков.

На этом у меня все, я желаю вам приятных совместных игр и побольше счастливых улыбок на лице вашего малыша! Буду вам очень благодарна, если вы поделитесь этой статьей со своими друзьями в социальных сетях (для этого внизу статьи есть специальные кнопки).

источник

Издавна известно, что лепка чрезвычайно полезна — этот вид творчества, который:

• прекрасно координирует движение рук;

• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;

• формирует образное мышление и воображение;

• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.

Лепка из соленого теста как элемент арт-терапии

Издавна известно, что лепка чрезвычайно полезна — этот вид творчества, который:

• прекрасно координирует движение рук;

• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;

• формирует образное мышление и воображение;

• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.

Для лепки с детьми можно использовать самые разнообразные материалы (пластилин, глину, соленое тесто), все зависит от вашей фантазии, возможностей и поставленных целей. Многие дети отдают предпочтение лепке именно из соленого теста, а не из пластилина. Дети выбирают тесто, потому что оно на ощупь приятнее любой пластической массы — тесто «живое». А также, потому что поделку, созданную из такого материала, можно хранить годами и раскрасить на свое усмотрение. Также хочется отметить, что соленое тесто является экологически чистым, безопасным материалом, в котором отсутствуют химические добавки и который не вызывает никаких аллергических реакций.

Если говорить о пользе, которую приносит лепка вообще и лепка из соленого теста в частности, в развитии ребенка, то прежде всего это:

При этом тесто помогает не только занять ребенка и получить удовольствие от лепки, но и благотворно влияет на развитие моторики и речи. Объясняется это тем, что зона мозга, отвечающая за движения рук, очень близко расположена к зоне, отвечающей за речь. Сначала малыш овладевает тонкими движениями рук, затем в его речи появляются первые слоги. Последующее формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка.

Во время работы с глиной у ребенка развивается моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из соленого теста дает тот же эффект, что и массаж рук.

Развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на память, внимание, мышление. И все это, как известно, актуально не только для детей, но и для взрослых.

  • БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Лепка из теста – процесс одновременно творческий, развивающий, познавательный, воспитательный и обладающий выраженным терапевтическим эффектом. Работа с тестом исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет. Тесто можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. По мнению психологов, все эти действия отражают различные чувства и эмоции.

В лепке сочетаются два вида деятельности: умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п. При регулярных занятиях лепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, начинает планировать свои действия и доводить их до конца.

При изготовлении коллективных работ дети учатся договариваться друг с другом о выполнении общей работы, объединяться, помогать напарнику. Кроме того, оценка коллективного труда воспитывает у ребенка внимание, чувства такта, доброжелательность, справедливость, умение радоваться не только своему, но и общему или чужому успеху.

Участие ребенка в подготовке рабочего места и уборке его после лепки способствует формированию навыков самообслуживания, поэтому так важно приучить малыша к этому.

Кроме этого, лепка – одно из средств эстетического воспитания, поэтому необходимо предлагать ребенку только красивые образцы, например можно дать уже готовую керамическую фигурку. При работе с лепкой формируется чувство ритма, вырабатывается чувство пропорции.

Занятия с соленым тестом предоставляют возможности для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения, «расковывают» ребенка и взрослого.

Однако, занимаясь творчеством, надо четко знать все этапы творческого развития малыша.

Практически все дети до 5 лет играют с художественными материалами. На данном этапе взрослый должен показать, как можно играть с глиной и поощрять ребенка. Таким образом, главное на первом этапе творческого развития – игра. Любимым занятием для малыша может стать изготовление отпечатков своих ладошек и любых других предметов. Просто раскатайте соленое тесто в пласт и попросите ребенка прижать к нему свою ладошку. Из таких отпечатков можно составлять целые композиции.

Поделки для совсем маленьких детей – это, в первую очередь, игрушки. Поэтому в процессе занятия они их видоизменяют, лепят заново, добавляют какие-то детали, а иногда ломают. Лепка очень полезна детям, особенно мальчикам. Один из самых важных видов деятельности ребенка – исследование, а для всестороннего изучения предмета его надо разобрать и собрать, поэтому нет ничего страшного в том, что малыш сломает свою поделку, он всегда сможет сделать ее еще раз.

2 – 3-летний ребенок, начиная лепить, не имеет никакого замысла, он просто мнет тесто в руках, режет, отщипывает, расплющивает, т. е. также играет с ним. На вопрос о том, что он сделал, малыш отвечает спонтанно.

В 3–4 года у ребенка также нет замысла, но на тот же вопрос взрослого, он уже отвечает, ассоциативно сравнивая свое изделие со знакомыми ему предметами. Пятилетние дети при лепке обращают внимание на основные внешние признаки, но вылепить детали они еще не в состоянии.

Поделки детей старшего возраста становятся все выразительнее и многообразнее. Так, они могут сразу задумать и вылепить динамичную фигуру, стараясь соблюсти основные ее пропорции. Ребенок уже обращает внимание на детали. Например, при лепке фигурки Деда Мороза, он обязательно добавит мешок с подарками, а Бабе-Яге – ступу.

До 8 лет у ребенка активно работает фантазия, поэтому следует поощрять его творческую самостоятельность, иногда можно подправлять поделку, показывать какие-то технические приемы. В этот период главное – фантазия.

При лепке с ребенком любого возраста помогите ему почувствовать материал, покажите его возможности создавать целую вселенную, помогите фантазировать и «оживлять тесто».

Если в процессе с ребенком в качестве приоритета выбрать технику, то у ребенка разовьется рука, но творческая самостоятельность погибнет, он привыкнет работать только на заданную тему. Если же правильно пройти все периоды творческого развития, то ребенок научится создавать яркие, самобытные вещи, в которых найдут отражения все его переживания.

источник

Практически все дети очень любят лепить и используют для этого все подходящие материалы — от песка на детской площадке до теста для маминого печенья. Занятие это не только увлекательное, но и полезное. Польза для родителей очевидна: ребенок в течение длительного времени занят делом, не носится, не бесится, не смотрит в папин планшет и не рисует на обоях. Польза для детей гораздо существенней.

Для умственного развития

• Когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук. Научно доказано, что она напрямую влияет на развитие речи малыша, координацию движений, память и логическое мышление.

• Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости.

• Когда он создает из стандартных кусочков пластилина новые формы или смешивает цвета, развивается образное, абстрактное и логическое мышление, проявляются творческие способности.

• Когда малыш двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что, в свою очередь, способствует развитию внимания и саморегуляции.

• Лепка по образцу развивает память, способность сопоставлять факты и образы, логическое мышление, терпение, умение собраться, сосредоточиться, довести начатое до конца и оценить полученный результат, сравнив его с оригиналом.

• Когда ребенок лепит то, что сам придумал, развивается воображение, творческие способности и образное мышление.

Для здоровья и эмоционального состояния

• Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша.

• Регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность.

• При необходимости, лепка помогает детям невербально выразить существующие внутренние конфликты и противоречия.

• Лепка позволяет «опредметить» страх и преодолеть его через физическое взаимодействие — сломать, смять фигурку или изменить ее, чтобы получилось что-то хорошее.

• Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний — волнения, интереса, радости от того, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.

• Лепка помогает ребенку выразить свои эмоции (в том числе негативные) в социально приемлемой манере, справиться с болью, злостью, гневом, тревогой.

• Произведения, которые создает малыш, помогут взрослым разобраться в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или личностных проблем.

• Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребенок может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от плохого настроения.

• Для маленьких мечтателей лепка становится своеобразным мостом из мира собственных фантазий в реальную жизнь. Она помогает принять существующий мир и свыкнуться с его несовершенством.

• Психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.

• Опыт создания шедевров из обычных материалов убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.

Для развития личности

• Лепка — простой и эффективный способ выявить скрытые способности и развить естественные навыки малыша, продемонстрировать ему собственную уникальность и творческое начало.

• Лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой».

• Работа с материалом, которому при желании можно придать любую форму, а потом, если нужно, изменить эту форму на новую, развивает у ребенка уверенность в собственных силах, ответственность и любознательность. Он экспериментирует, забыв о том, что что-то может не получиться.

• Ребенок учится новому и пытается осознанно использовать свое умение для достижения нужного результата.

• Помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.

• Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют детали, осмысливают основные качества объектов. У них формируются знания о свойствах и законах окружающего мира, тренируется зрительное восприятие.

• Лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании малыша и развитии у него чувства прекрасного.

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

источник

Заниматься дома с детьми и развивать их – одно удовольствие, если занятие увлекательное и имеет массу достоинств. Поделки из соленого теста – то, что надо, потому что это приятное времяпрепровождение для мамы и полезное упражнение для маленьких детских ручек. К тому же, лепка из соленого теста очень доступна: ингредиенты найдутся в каждом доме.

Читайте также:  Тыква и ее полезные свойства

Рецептов такого теста множество, и чтобы сделать пластичную массу своими руками, выберете подходящий, но сначала ознакомьтесь с некоторыми уточнениями:

  • мука — без добавок (не «блинная»);
  • соль – мелкая, «Экстра» (не каменная, не йодированная);
  • если тесто будет цветное, его нужно в процессе поделить на части;
  • красители — сок свеклы, шпината, малины, черники, сухие пищевые красители, гуашь.

Ингредиенты для простого теста:

  • 200 гр. муки;
  • 200 гр. соли;
  • 125 мл ледяной воды.

Приготовление:

  1. Смешиваем в просторной миске муку с солью.
  2. Вводим воду небольшими порциями, вымешивая тесто до однородного состояния.
  3. Кладем в пакет, убираем на полчаса в холодильник «отдохнуть».

Ингредиенты для цветного теста:

  • мука — 300 гр.;
  • соль — 300 гр.;
  • холодная вода — 200 мл;
  • подсолнечное масло — 1 ст. ложка;
  • красители.

Если краситель жидкий:

  • муку смешиваем с солью;
  • добавляем растительное масло;
  • вводим воду порциями, замешиваем пластичное тесто;
  • делим массу на несколько частей и вмешиваем краситель в каждую часть, вымешиваем до получения однородного цвета;
  • убираем в холодильник на 30 минут.

Если краситель сухой:

  • делим все ингредиенты на равные части;
  • каждый краситель нужно растворить примерно в 1-2 столовых ложках воды от общего объема;
  • смешиваем муку, соль, масло, добавляем воду и краситель, тщательно вымешиваем;
  • проделываем это с каждым цветом;
  • убираем в пакет и кладем на полчаса в холодильник.

Опытные хозяйки знают, что чем пластичнее тесто, тем более изящные получаются поделки. Для этого в массу добавляют растительное масло. Его можно заменить кремом для рук в том же количестве.

Для тонких деталей можно сделать особое тесто, если добавить немного крахмала или обойного клея: 1-2 ст. ложки в сухом виде смешать с водой и добавить в смесь муки с солью.

Тесто хранится в холодильнике 1-2 недели.

Лепка из соленого теста – интересный процесс, который принесет удовольствие всем. Тесто получается таким мягким и податливым, что его не хочется выпускать из рук. Поэтому для некоторых рукодельниц поделки из теста – тестопластика – это не просто периодические занятия с детьми, а настоящее хобби.

Самых маленьких детей можно познакомить с тестом, как с первым материалом для лепки. Тесто выигрывает перед пластилином безвредностью для малышей. Если юный исследователь попробовал массу на вкус, не беспокойтесь, тесто не содержит посторонних примесей и вредных добавок. Ребенок может делать с тестом все, что захочет: мять в руках, отщипывать кусочки, катать колобки, колбаски, резать ножом. Такие манипуляции полезны для мелкой моторики.

Для детей в возрасте 2-3 года достаточно простых поделок. Сначала это плоские фигуры из теста, которые вырезаются с помощью формочек для печенья, круглых крышек, или ножом для пластилина.

Дети старше 4 лет готовы к поделкам сложнее, чем просто вырезание формой. Это могут быть елочные украшения, объемные фигурки животных, овощи, фрукты, небольшие игрушки в подарок для друзей. С помощью соленого теста можно изготовить замечательный счетный материал для обучения математике в игре.

Начать можно с несложных плоских изделий. Пусть это будет печенье для кукол или других игрушек, оно прослужит долго и отлично впишется в игрушечное чаепитие. Такое печенье можно сразу делать из цветного теста, можно сделать из белого, а потом раскрасить. Приклеивать маленькие детали к основному изделию и соединять части поделки между собой нужно с помощью влажной кисточки: соединяемые части смачиваются кистью и склеивается.

Делаем соленое печенье поэтапно:

  • небольшой кусок теста раскатываем скалкой тонким слоем (5-7 мм) на столе;
  • с помощью формочек для печенья или пластилина вырезаем фигурки;
  • украшаем фигурки семенами, бисером, мелкими пуговками;
  • на печенье сверху можно поместить маленькие украшения из теста — кружочки, сердечки, цветочки.

По тому же принципу можно сделать поделку-аппликацию из цветного теста на плотном картоне. Нам потребуется лист картона, тесто разных цветов (желтый, розовый, голубой, зеленый), нож для пластилина.

Этапы выполнения:

  • берем куски желтого цвета (голова), розового и голубого цвета, раскатываем до толщины 7-10 мм;
  • вырезаем кружки из теста;
  • смазываем картон клеем ПВА, приклеиваем круги (тело и голова гусеницы);
  • вырезаем ножом глазки и украшения для гусеницы (бусинки, цветочки, бантики – по желанию);
  • с помощью зубочистки рисуем улыбку, делаем узор на гусенице (точки, насечки, волны);
  • приклеиваем глаза и украшения на тело гусеницы, используя мокрую кисть;
  • вырезаем из зеленого теста листочки, траву, приклеиваем в нижней части картона;
  • дополняем картинку элементами на свой вкус: солнце, цветы в траве, ножки для гусеницы;
  • сушим поделку на воздухе или батарее.

В канун нового года можно изготовить своими руками елочные игрушки из соленого теста. Это повод завести приятную традицию – каждый год делать новую игрушку с ребенком. Даже простая игрушка в виде звездочки или сердечка, а может какого-то зверя (символа года), украшенная бусинами, бантиками, ленточкой – уже шедевр. Можно сделать снеговика, елочку, или рукавичку деда Мороза.

Новогоднее украшение выполняется по тому же принципу, что и печенье. Нам нужно раскатать тесто и вырезать фигурки нужной формы. Если у вас нет трафарета, то просто вырежьте образец из картона, положите на тесто, а затем обведите ножом. Не забудьте сделать дырочку для ленточки. Украсьте игрушку сейчас или после сушки, раскрасьте ее, покройте лаком, и она прослужит вам долгие годы.

После того, как ребенок научился украшать плоские фигуры, можно приступать к освоению объемных фигур. Чтобы поделки получались легкими, внутрь изделия помещается шарик из скомканной бумаги или фольги, который «обтягивается» тестом. Такой прием уменьшает время сушки.

Перед тем, как перейти к лепке объемных фигурок, научите ребенка катать колбаски, сворачивать их в улитки, делать шарики разных размеров, формовать из них кубики, сплющивать в лепешки. Эти базовые навыки необходимы для самостоятельной лепки даже простейших фигурок животных.

Ежик из белого соленого теста может стать первой объемной фигурой, сделанной руками ребенка. Лепим ежика пошагово:

  1. Из фольги катаем шарик, а затем формируем вокруг шарика тело ежика из теста – фигуру, похожую на грушу. Если внутрь тела не положить фольгу, сушка займет много времени, а ежик будет тяжелым.
  2. Делаем глазки, носик: можно взять черное тесто для носа и перец горошком для глаз, можно все сделать из белого теста, а после сушки покрасить краской.
  3. Теперь берем маникюрные ножницы (нужна помощь взрослого) и делаем иголочки ежику. Начинаем с головы, далее режем тесто по всему телу, чтобы получались острые треугольники. Просто надрежьте тесто, и вы поймете, как это делать. Если выполнять ряды в шахматном порядке, будет красивее.
  4. Когда наш ежик оделся в иголки, его можно отправлять на сушку, а затем раскрасить.

Сделать фигурку барашка или овечки можно попробовать вместе с ребенком 5-6 лет. Для поделки потребуется самое простое белое тесто. Далее следуйте пошаговой инструкции:

  1. Лепим 4 шарика – это ноги барашка, располагаем их рядышком друг с другом в форме квадрата.
  2. Из куска теста делаем лепешку, из фольги катаем плотный шарик, помещаем его в эту лепешку. «Обтягиваем» шарик из фольги массой, получаем туловище нашего барашка, а затем кладем его на ножки.
  3. Из кусочка теста катаем шарик – это голова, приклеиваем ее в нужное место.
  4. Из двух маленьких колобков делаем глаза, помещаем их на голову.
  5. Катаем две колбаски, скручиваем их в улитки – это рога барашка, прикрепляем их к голове и туловищу с помощью мокрой кисточки.
  6. Делаем ушки: лепешку из теста скрепляем с одного конца, получаем что-то вроде лепестка, так же поступаем со вторым, приклеиваем их к голове.
  7. В завершение нужно сделать кудряшки. Для этого катаем много-много маленьких шариков (по 0,5 см в диаметре), помещаем их на туловище (спинку, бока), расплющиваем пальцем. Делаем так до тех пор, пока вся поделка не будет покрыта «кудряшками».
  8. Заготовка готова. Осталось ее высушить, раскрасить и покрыть лаком.

Фигурки из теста можно использовать для красоты, в качестве подарка, а можно сделать счетный материал для занятий математикой с детьми в игровой форме. Для этого придется потрудиться и налепить много предметов одной формы, хотя бы в пределах десяти, но как весело будет потом! Вы можете лепить овощи, фрукты, кондитерские изделия, игрушечные сосиски, батоны, грибочки — все, на что хватит фантазии. Вот только несколько примеров.

Для того чтобы налепить грибочков, берем обычное соленое тесто, катаем колбаску, режем ее на небольшие цилиндры – это ножки гриба. Теперь катаем небольшой шарик и вдавливаем тесто с одного края, придавая ему форму шляпка (можно использовать карандаш).

Делаем 10-15 таких пар «ножка-шляпка». Затем в ножках проделываем дырку такого размера, чтобы в нее пролез шнурок, можно использовать деревянный шампур для шашлычков или шило. Соединяем водой шляпки с ножками, сушим в духовке, раскрашиваем.

Такие грибочки можно нанизывать на шнурок, а можно воткнуть шампуры в кусок пенопласта или пробковую доску, и нанизывать на получившийся стержень.

Сделать из теста овощи или фрукты для игр и занятий не сложнее грибков. Выбирайте сельскохозяйственные культуры по своему вкусу и возможностям исполнения: огурцы, морковь, помидоры, кукуруза или даже капуста. Можно использовать цветное тесто, а можно сделать из белого и раскрасить после сушки.

Играть с малышом такими игрушками – одно удовольствие. Можно кормить зверюшек, делить овощи между ними, а заодно учиться считать, раскладывать в корзинки – в одну больше, в другую меньше, игр можно придумать множество. Самое главное, что ребенок даже не подумает, что вы пытаетесь его учить, ведь в игре это весело.

Из теста можно сделать развивающую игрушку-шнуровку — это пластина с дырочками, в которые ребенок просовывает конец шнурка или веревочки. Игрушка полезна для развития мелкой моторики.

Сделать такую поделку несложно. Из белого теста раскатываем пласт толщиной около 8 мм, берем предмет овальной формы (например, слегка приплющенный скотч, но возможны другие варианты) размером чуть меньше ладони. Затем с помощью палочки или карандаша делаем углубление в форме дуги, обозначая голову божьей коровки, проводим прямую линию, разделяющую ее крылышки. С помощью крышки от фломастера делаем точки-дырки – излишки теста проваливаются в колпачок, а мы получаем дырочку. По 3-5 дырочек на каждом крылышке достаточно. Сушим будущую шнуровку, затем раскрашиваем. Игрушка готова.

Каждую готовую поделку нужно просушить. От способа сушки зависит, сколько времени потребуется. Есть несколько вариантов сушки, выбирайте удобный исходя из размера изделия или наличия времени.

Выбираем способ сушки изделий:

  1. Сушка на воздухе на плоской поверхности. Ждать результата придется долго, на 1 мм толщины поделки уходит день. В местах соприкосновения теста с поверхностью могут появиться углубления, а переворачивать поделку иногда нельзя. Такой вариант подходит для маленьких плоских изделий.
  2. Сушка на батарее отопления. Этот способ возможен только в отопительный сезон. Сушка на батарее занимает меньше времени, чем на воздухе. Процесс занимает от 1 до 2 дней, зависит от толщины изделия.
  3. Запекание в духовке — относительно быстрый способ, подходит для больших изделий. Сушить поделку нужно на противне.

При резких перепадах температуры в духовке изделие может потрескаться, поэтому начинать сушить надо с открытой дверцей, постепенно увеличивая температуру:

  • при 50 градусах — 1 час с открытой дверцей;
  • далее при 75 градусах — 1 час, дверца закрыта до окончания сушки;
  • далее при 100-120 градусах — 1 час;
  • завершаем сушку при 150 градусов – 30 минут;
  • открываем дверцу и оставляем изделие остывать.

Возможна и комбинированная сушка. Сначала поделка сушится на открытом воздухе или батарее, а затем в духовке. Подходит для больших изделий.

Время и температура запекания поделки в духовке зависит от цвета противня и толщины изделия. В статье указана температура для светлого противня, на черном делайте поправку — на 20 градусов ниже. Время сушки указано для изделий толщиной до 2 см, если поделка толще, время увеличивается примерно в 1,5 раза.

После просушки нужно слегка постучать по изделию: если звук звонкий — поделка высохла. Глухой звук говорит о том, что внутри тесто влажное, его нужно досушить, иначе поделка начнет разрушаться.

Когда поделка из соленого теста полностью высохла, можно приступить к ее раскрашиванию. Краски могут быть акриловые, акварельные или гуашевые.

Акриловые краски хорошо держатся, не размазываются, не оставляют следов после высыхания. Акварельные и гуашевые краски нужно закреплять после высыхания лаком. Также можно покрывать лаком любое изделие по желанию – это долговечно, красиво, выглядит наряднее.

источник

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

С ранних лет я очень люблю лепить из пластилина. Мне казалось, что нет ничего интереснее на свете как лепить пластилиновый фигурки животных, сказочных героев, героев мультфильмов смешариков, посудку для кукол и т.д.(см. Приложение 2)

На уроке окружающего мира учительница нам рассказала, о том что люди с древних времен занимаются лепкой и показала рисунки, фотографии с фигурками животных, людей, детскими игрушками и посудой. Я поняла, что данное занятие очень древнее и мне захотелось изучить историю возникновения лепки подробнее.

Обучаясь в школе я заметила, что не все ребята нашего класса любят заниматься лепкой.

И у меня возник вопрос: Почему у некоторых детей не получается лепить так хорошо, как у меня и насколько важны навыки лепки?

И я решила исследовать данное явление. Для этого я запланировала провести анкетирование и узнать, как же ученики моего класса относятся к лепке из пластилина. А так же изучить пользу данного занятия для развития детей и в какой профессии пригодятся навыки лепки.

Цель: изучить роль лепки в развитии детей.

— исследовать отношение учащихся класса к лепке;

— изучить историю лепки с древности и до наших дней;

— исследовать пластилин, которым пользуются ученики, его пластичность, удобство в использовании;

— изучить пользу лепки из пластилина для развития детей;

— изучить профессию связанную с лепкой- скульптор;

— рассказать своим одноклассникам о возможностях пластилина, его пользы для их развития.

Объект исследования: учащиеся 3 «б» класса.

Предмет исследования: лепка как искусство развивающее детей.

Гипотеза: Я думаю, что изучив причины по которым дети не любят лепить. А так же исследовав роль лепки в развитии детей. Я смогу доказать своим одноклассникам, что лепка не только интересное, но и полезное занятие.

-найти информацию о лепке в различных источниках информации (книги, интернет, родители, учителя);

-проанализировать полученную информацию;

-провести анкетирование среди одноклассников;

Источники идей для моих работ: природа, предметы из быта, энциклопедии, мультики, книги и Интернет.

Исследования проводились с 3 сентября 2017 г по 25 октября 2018 г

1. Выбор проблемы, постановка целей и задач.

Читайте также:  100 к 1 ответ что полезного можно найти на свалке

2. Изучение литературы по данной проблеме.

3. Изучить историю лепки с древности и до наших дней. А так же информацию о пользе лепки для ребенка.

5. Анализ полученных результатов и их оформление.

6. Написание научной статьи.

Материалы, информация моей работы имеют практическую значимость, их можно использовать не только на уроках , но и во внеклассных занятиях. Я думаю, что они будут интересны не только сверстникам, но учителям

Результаты анкетирования учащихся 3 «б» класса.(см. Приложение 1)

Как же ученики моего класса относятся к лепке из пластилина?

В своём классе я провела небольшое анкетирование:

2. Если вы не любите лепить, то почему?

-не получается т.к. пластилин ломается, плохо разминается- 5%

-считаю бесполезным занятием- 5%

3.Посещали ли вы кружок лепки когда-нибудь?

4. Ходили бы вы на кружок лепки, если бы он в данное время проводился?

д) все выше перечисленное – 12%

е) свой вариант- подводный мир- 5%

6. Как вы думаете пригодится ли в жизни умение лепить?

7.Приносит ли пользу лепка человеку?

По результатам тестирования можно сделать вывод:

— 89 % учащиеся нашего класса любят лепить.

— 55% детей посещали бы кружок лепки, если бы он в данное время проводился.

— большинство одноклассников любят лепить животных (55%) и многие из них не только животных, но и природу.(33%)

— 83 % учащихся считают, что умение лепить пригодится в жизни.

— 72 % считают, что лепка приносит пользу человеку. Некоторые из них знают, что лепка развивает мелкую моторику рук.

Исходя из результатов анкетирования я прихожу к выводу,что большинство детей класса любят заниматься лепкой и немного знают о ее пользе.

Но есть учащиеся (11%), которые не любят лепить т.к. испытывают затруднения при лепке(не получается изделие, не разминается пластилин) и считают данное занятие бесполезным. 28 % детей не знают о пользе лепки для развития ребенка.

II . История лепки с древности и до наших дней

Лепка, пожалуй, является одним из древнейших видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. Да что там люди, боги и те любили полепить на досуге!

С давних времен у многих народов существуют поверья о том, что человек был сотворен из глины. Об этом рассказывается в мифах древних греков и египтян, индейцев Америки и народов Африки. Ну а библейская история сотворения человека из глины, без сомнения, известна многим. Как утверждают ученые, даже само древнееврейское слово «человек» имеет связь со словом «земля, краснозем». Не удивительно, что и человека с раннего детства так тянет лепить, создавать новые формы из различных пластичных материалов.

Похоже, все началось с обыкновенной глины. Легенда гласит, что впервые человек догадался начать лепить, когда увидел, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался. Люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки.

Из глины люди стали делать посуду, предметы быта, статуэтки, научились обжигать изделия, придумали гончарный круг. И по сей день лепка из глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для огромного числа взрослых и детей во всем мире.

Лепка из теста – искусство не менее древнее, чем лепка из глины. Возможно, первыми, кто догадался лепить из теста, были древние инки. Они делали из смеси воды и грубой муки фигурки людей и животных, которые затем обжигались и приносились в жертву всемогущим богам.

Славяне лепили из теста обрядовые игрушки. Все мы знаем о жаворонках, которых лепили дети, чтобы встретить весну. Сегодня лепка из соленого теста утратила мистический смысл и стала любимым хобби и замечательным способом развития творческих способностей у самых маленьких.

Значительно позднее, в позапрошлом веке, в Англии изобрели пластилин, известный сейчас каждому ребенку. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью создать для своих учеников пластичный материал, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово и расцветили с помощью красящих пигментов.

В наши дни материалов для лепки очень много, начиная от традиционного пластилина, который с каждым годом становится всё более усовершенствованным, и заканчивая различными видами полимерной глины. Разнообразие материалов позволяет воплощать любые творческие проекты, ставить рекорды и удивлять мир шедевральными арт-объектами.

Изучив историю возникновения лепки можно сделать вывод о том, что лепка это один из древних видов искусства дошедший до наших дней. Который развивается и совершенствуется с каждым годом.

III . Для чего нужно лепить из пластилина?

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозревают, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ребёнок.

Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна!

Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие ребенка на «кончике его пальцев». «Рука – это вышедший наружу мозг человека» — говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

Известно, что речевой центр и центр, отвечающий за движения пальцев рук, находятся в головном мозге человека рядом, что развитие мелкой моторики оказывает большое влияние и на развитие речи, и на другие способности ребенка. Замечено, что у детей с развитой мелкой моторикой рук хорошо развита память, они умеют концентрироваться на одном занятии, обладают терпением и усидчивостью, развивается абстрактное мышление и умение логически мыслить, появляется связная речь. У них лучше развита координация движений, дети лучше владеют бытовыми навыками. Все эти умения в конечном счете придают каждому ребенку уверенность в своих силах. Он уже многое умеет, а значит, и с новыми задачами тоже справится.

Изучив данный материал я прихожу к выводу, что занятия лепкой развивают все познавательные процессы ребенка, воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

IV . Какой пластилин лучше?

Изучив пластилин одноклассников я поняла, что на желание заниматься лепкой влияет и качество пластилина.И поэтому если пластилин слишком твердый или липнет к рукам и пачкает руки, то желание лепить быстро пропадает.

Поэтому я пришла к выводу, что пластилин нужно выбирать хорошего качества;

он не должен быть не слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно — попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.

V . Какую профессию выбрать если вы увлекаетесь лепкой?

Если вы в душе художник и любите работать с природными материалами, ваш выбор профессии — скульптор.

Скульпторы – это художники, делающие объемные произведения искусства. Название происходит от латинского sculpture, sculpo – вырезаю, высекаю. Это неудивительно, ведь первые мастера работали с природными материалами вроде камня (мрамора) или дерева.

Работы скульпторов не только объемны, но и осязаемы, большинство из них можно потрогать. Некоторые скульптурные произведения даже имеют приметные потертости, ведь зачастую знаменитые или оригинальные памятники обрастают легендами и приметами, и множество людей приходит не только посмотреть, но и потрогать, потереть или обнять на удачу.

Что же касается самих скульпторов, то этот творческий народ – и «свободные художники», и специалисты, работающие в реставрационных мастерских при музеях либо в архитектурных бюро, а иногда и в дизайнерских отделах автоконцернов, на киностудиях и даже в бюро ритуальных услуг.

Современному скульптору доступны самые разные материалы и свобода творить в различных техниках. Неизменно популярны глина, гипс, камень, дерево. Но и новые материалы вроде архитектурного пластилина или полимерной глины все больше и увереннее занимают место в студиях скульпторов. К примеру, можно вылепить фигуру из пластилина, после чего снять с нее силиконовый слепок, который будет формой для отливки и копирования. Отливать можно из легкоплавких металлов вроде силумина или олова, а также из полиэфирных смол или гипса. Последнее больше подходит для садовой скульптуры или лепнины.

В своей работе скульптор может освоить не только литье, лепку и технику резьбы по камню и дереву, но и чеканку, сварку, плетение. А в качестве исходных материалов использовать детали старых автомобилей, холодильников и прочие отработавшие свое механизмы или даже создать совершенно новую механическую или электронную установку в качестве произведения искусства. Наверняка многие видели также ледовые скульптуры и фигурки из шоколада. Для реализации творческой задачи на службу современному скульптору приходит вся наука и техника двадцать первого века. Потому и динамические, подвижные скульптурные произведения уже не в диковинку, так же как и распечатанные на 3D принтерах готовые изделия или их отдельные детали.

Как уже упоминалось выше, область применения своего мастерства у современных скульпторов значительно расширилась, и все же условно можно выделить следующие направления:

создание высокохудожественных авторских работ как для участия в выставках, так и под заказ для частных или муниципальных организаций;

создание ювелирных изделий или статуэток из ценных пород дерева, камня, керамики (малахита, мрамора, фарфора);

преподавательская работа в сфере общего художественного образования и подготовки профессионалов;

дизайн и разработка эргономичных образцов в производственно-технической сфере, в автомобилестроении, создание инструментов и различных технических приспособлений;

реставрационная работа при музеях, художественных галереях, выставочных залах;

разработка и изготовление архитектурных конструкций, театральных декораций, масок, других элементов тематических костюмов для постановочных сюжетов.

Изучив профессию скульптора я пришла к выводу,что его деятельность связанна не только с лепкой из природных материалов, но и с созданием, рестоврацией различных изделий; разработкой и изготовлением архитектурных конструкций и т.д.Это поистине интересная и творческая профессия!

Из всех видов детского творчества максимально стимулировать развитие творческих способностей у детей способно либо рисование, либо лепка. И кое в чем лепка оказывает на ребенка даже лучшее воздействие, чем то, же рисование – во время нее происходит развитии правого полушария головного мозга, отвечающего за творческое мышление, мелкую моторику рук и пространственное воображение.

Целью моей работы было изучить роль лепки в развитии детей.

В процессе данной работы была проанализирована и проработана литература. Мною была изучена история возниковения лепки, влияние лепки на развитие ребенка.

Задачи поставленные в начале исследовательской работы решены. Их выполнением нам удалось подтвердить правильность сформулированной нами гипотезы:

Я смогла доказать , что лепка не только интересное, но и полезное занятие.

Результаты исследовательской работы подтвердились, так как я уже долгое время занимаюсь лепкой из пластилина, это благотворно влияет на процесс учебной деятельности.

Для развития с психологической точки зрения

развивает пространственное, творческое мышление; способствует формированию мыслительных операций анализа и синтеза;

повышает сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику, общую ручную умелость; синхронизирует работу обеих рук.

Для эстетического развития:

Учит видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Для развития художественных способностей:

способствует творческому отношению к миру; формирует образное видение;

формирует умение видеть и передавать пространственные отношения частей предмета изображения, элементов композиции;

формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать и анализировать его;

формирует чувство пропорций и чувство пластики.

лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно — пластичных образах;

в лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов (из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов).

Для решения воспитательных задач:

бережное отношение к своей и чужой работе, а у родителей — к труду своего ребёнка;

трудоспособность, т.к. ваяние требует длительной, кропотливой работы, воли и целеустремлённости.

Лепка помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, что очень важно для выполнения разнообразных бытовых и учебных действий. Благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), отвлекает от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

В дальнейшем я хочу выступить в классе по результатам исследовательской работы, тем самым показав одноклассникам огромную роль лепки в развитии детей. А так же на уроке окружающего мира рассказать о такой уникальной профессии, как скульптор.

Планирую изучить приемы лепки, виды пластилина и возможности его применения. А также профессии в которых еще пригодятся навыки лепки.

Возможно одну из них я выберу для себя в будущем.

Занятие лепкой мне очень хорошо помогают в учебном процессе. Учусь отлично, замечательная память, красиво и аккуратно пишу в дневнике и тетрадях, развита речь и другие психические процессы.

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. С. 318.

Давыдова Г.Н. Пластилинография. — М., 2006.

Комарова Т. С. « Детское художественное творчество». — М., 2005.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.

Лыкова И.А.. Лепим, Фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)

Оралбекова Т. Ш. «Методическое пособие». – Ал. 1998.

« Пластические искусства: краткий терминологический словарь».- М., 1995.

Расщупкина С.Ю. «Лепка из пластилина», 2010. -219с.

Сухомлинский В. А «Педагогика»

«Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2004.

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» – Самара: Корпорация.

Результаты анкетирования одноклассников

источник

Источники:
  • http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/v_chem_polza_lepki_dlya_rebenka/
  • http://jili-blog.ru/lepka-dlya-malyshej-1-2-let-ili-razvivayushhie-igry-s-testom.html
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2014/05/30/lepka-iz-solenogo-testa-kak-element-art-terapii
  • http://mama.ru/articles/chem-polezna-lepka/
  • http://razvivashka.online/tvorchestvo/podelki-iz-solenogo-testa
  • http://school-science.ru/6/23/38427