Меню Рубрики

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В целях создания условий для рационального комплексного использования недр и определения платы за пользование ими, а также границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе (ст. 29 Закона о недрах).

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации и ее субъектов в порядке, установленном Правительством РФ.

Приказом Минприроды России от 30 апреля 1998 г. № 123 утверждены Рекомендации по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу материалов подсчета запасов металлических и неметаллических полезных ископаемых. Рекомендации определяют порядок проведения государственной экспертизы, в том числе и повторной.

Государственная экспертиза осуществляется органами, специально уполномоченными Министерством природных ресурсов РФ — Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) Минприроды России или территориальными (региональными) комиссиями по запасам полезных ископаемых (ТКЗ, РКЗ) в соответствии с их полномочиями.

Запасы полезных ископаемых могут быть подвергнуты повторной государственной экспертизе. Повторная государственная экспертиза запасов полезных ископаемых проводится по инициативе государственных органов или недропользователя в случаях увеличения более чем на 30% балансовых запасов полезных ископаемых по сравнению с ранее утвержденными ГКЗ или ТКЗ. Такие ситуации могут возникнуть в результате изучения месторождения в процессе его разработки; неподтверждения или утраты промышленной ценности балансовых запасов полезных ископаемых в процессе его отработки в размерах, превышающих установленные нормативы по списанию запасов полезных ископаемых с баланса горнодобывающих предприятий; изменений природных или экономических факторов, влияющих на оценку экономического потенциала месторождения, в результате чего требуется переутверждение кондиций или пересмотр условий лицензионного соглашения.

Представляемые на государственную экспертизу материалы должны отвечать требованиям Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40 и нормативных документов, регулирующих применение Классификации, а также содержать все данные, необходимые для обоснования результатов подсчета запасов и выводов об их достоверности. Форма составления материалов должна обеспечивать возможность проверки, а при необходимости — и пересчета запасов. Материалы подсчета запасов включают текстовую часть, текстовые, табличные и графические приложения.

Текстовая часть включает введение и несколько разделов и содержит анализ результатов проведенных работ, обоснование выводов по всем вопросам, определяющим достоверность подсчетных параметров разведанных запасов и подготовленности месторождения для промышленного освоения. По технологическим, гидрогеологическим, инженерно-геологическим, экологическим и другим специальным видам исследований в текстовой части приводятся только данные о методике исследований и обобщающие выводы, включая оценку достоверности полученных результатов.

Во введении приводятся характеристика административного и географического положения месторождения; сведения о его границах и площади; информация о недропользователе и условиях недропользования (лицензионном соглашении), когда и кем выдана лицензия; краткие сведения о климате, сейсмичности, мерзлотных условиях, экологической ситуации района; информация об экономической освоенности района месторождения (транспортные коммуникации, расстояние до ближайшей железнодорожной станции, пристани, порта; наличие населенных пунктов), обеспеченности рабочей силой, энергетической базой, источниками хозяйственнопитьевого и технического водоснабжения; сведения об открытии, разведке и разработке месторождения и др. Для вновь разведанных месторождений приводятся сведения о предполагаемом способе разработки и производственной мощности будущего предприятия по добыче полезного ископаемого и переработке минерального сырья; намечаемых и возможных направлениях его использования; об основных технико-экономических показателях работы предприятия на базе разведанных запасов. Для разрабатываемых месторождений характеризуются фактическая и проектная производительность предприятия, возможное влияние дополнительно разведанных запасов на повышение экономической эффективности работы предприятия.

В разделе, посвященном геологическому строению месторождения, содержится информация об изученности и геологическом строении района, позиции разведанного месторождения в общей геологической структуре района, геологическом строении месторождения, его границах и т. д.

Затем следует раздел “Методика геологоразведочных работ”.

В разделе “Вещественный состав и технологические свойства полезных ископаемых” приводятся характеристика природных разновидностей полезного ископаемого, их минеральный и химический состав, физико-механические свойства и распределение основных и попутных полезных компонентов, вредных и шлакообразующих примесей. В этом разделе описываются рекомендуемая схема переработки минерального сырья, основные показатели переработки (выход товарной продукции, ее качество и соответствие стандартам или техническим условиям, извлечение основных компонентов в товарную продукцию и отходы производства, распределение вредных примесей по продуктам переработки); состав и свойства отходов основного производства, результаты их технологического изучения и т. д.

Кроме того, текстовая часть содержит также следующие разделы: “Гидрогеологические условия разработки месторождения”; “Горно-геологические условия и горнотехнические особенности разработки месторождения”; “Попутные полезные ископаемые”; “Вопросы охраны окружающей среды”; “Подсчет запасов”; “Сопоставление данных разведки и разработки”; “Оценка подготовленности месторождения для промышленного освоения”.

Материалы подсчета запасов представляются на государственную экспертизу в четырех экземплярах. Одновременно в пяти экземплярах представляется авторская справка об особенностях геологического строения месторождения, методике, объемах и результатах проведенных геологоразведочных работ и подсчете запасов. Самостоятельные отчеты (записки), составленные специализированными организациями по результатам геофизических, технологических, гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и других специальных исследований, представляются в одном экземпляре (оригинале).

К материалам подсчета запасов, представляемым на государственную экспертизу, прилагаются заключение соответствующего территориального органа управления государственным фондом недр; заключение территориального органа Госгортехнадзора России (в случае невыявления на разрабатываемом месторождении ранее утвержденных балансовых запасов полезных ископаемых в размерах, превышающих установленные нормативы), а также другие документы и материалы, необходимость в которых определена в процессе экспертизы.

Материалы подсчета запасов должны представляться на государственную экспертизу комплектно. Датой принятия материалов считается срок представления последних из предусмотренных указанными Рекомендациями. В случае, если представленные на государственную экспертизу материалы не отвечают требованиям Рекомендаций, ГКЗ (ТКЗ) имеет право возвратить их на доработку с указанием недостатков и предложений по их устранению.

Кроме ранее названных в настоящее время действуют также Рекомендации по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод, утвержденные приказом Минприроды России от 30 апреля 1998 г. № 123.

Приказом Роскомнедр от 3 марта 1994 г. № 41 утверждена Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы геологических материалов территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых. Инструкция определяет основные требования к государственной экспертизе геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, проводимой ТКЗ. Государственная геологическая экспертиза предшествует принятию хозяйственных и иных решений по геологическому изучению, охране и использованию недр либо проводится с целью контроля и оценки эффективности или точности исполнения ранее принятых решений.

При одновременном предоставлении недр для геологического изучения и добычи полезных ископаемых разработка месторождений может быть начата до проведения государственной геологической экспертизы при условии, что это предусмотрено лицензионным соглашением. Данное правило применяется для небольших и сложных по своим природным свойствам месторождений (россыпные месторождения золота, олова, месторождения оптического и камнесамоцветного сырья и подземных вод) и других месторождений, эксплуатацию которых экономически целесообразно проводить одновременно с геологическим изучением, либо для тех объектов, оценка запасов которых в силу их природных свойств требует проведения опытно-эксплуатационных работ.

Государственная геологическая экспертиза информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр проводится в связи с рассмотрением состояния и перспектив развития работ по формированию минерально-сырьевой базы и использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; техникоэкономических обоснований и проектов строительства (реконструкции) горнодобывающих предприятий и подземных сооружений для захоронения промышленных отходов, нефтегазохранилищ и других объектов, а также наземных сооружений промышленного и гражданского назначения (ГЭС, АЭС, каналов и др.).

I еологическая экспертиза проводится для проектов лицензионных соглашений и условий предоставления недр в пользование, в случае необходимости пересмотра ранее определенных показателей вследствие установленного в процессе геологического доизуче- ния и эксплуатации объектов несоответствия этих показателей проектным или лицензионным; проектов комплексных схем использования и охраны природных ресурсов в части, относящейся к использованию и охране недр, в том числе проектов использования вторичного техногенного сырья, накопленного в отвалах горнодобывающего и перерабатывающего производств; при рассмотрении вопросов формирования федерального резервного фонда месторождений полезных ископаемых и включения запасов полезных ископаемых по отдельным месторождениям в этот фонд. Материалы о денежных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, споры и разногласия по вопросам геологического изучения, охраны и использования ресурсов недр, материалы по вопросам использования информации о недрах также подлежат государственной геологической экспертизе.

Основной задачей государственной геологической экспертизы является анализ и оценка соответствия геологических и других материалов, содержащих информацию о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, установленным стандартам (правилам, нормам), современному уровню научно-технического прогресса и возможности использования этих материалов в намеченных целях.

Государственная геологическая экспертиза оценивает:

  • • достоверность данных о количестве, качестве, составе, технологических и иных свойствах запасов полезных ископаемых, а также о свойствах недр, определяющих возможность их использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; полноту и достоверность географо-экономических, геологических, горно-технических, гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и иных условий освоения месторождений полезных ископаемых и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей минерального сырья;
  • • обоснованность выводов и предложений по оценке, охране и использованию недр, в том числе о целесообразности и направлениях развития работ по расширению минерально-сырьевой базы, степени подготовленности запасов и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей, для последующего геологического изучения или промышленного освоения, а также по предоставлению недр в пользование;
  • • результаты и качество поисковых, разведочных и иных работ по геологическому изучению и оценке недр, эффективность использования государственных и иных средств, направляемых на воспроизводство минерально-сырьевой базы; последствия, в том числе связанные с воздействием работ на окружающую среду, и условия реализации программ, проектов и других документов, явившихся обоснованием для производства работ по геологическому изучению, охране и использованию недр;
  • • эффективность использования разведанных запасов полезных ископаемых и участков недр, предназначенных для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также эффективность мер по ограничению вредного воздействия работ на недра и окружающую природную среду.

Объектами государственной геологической экспертизы являются все виды геологических и иных материалов, содержащих информацию о запасах полезных ископаемых и участках недр, пригодных для использования в целях, не связанных с разработкой месторождений; геологическая и горно-технологическая документация, полученная в процессе геологического изучения и использования недр; технико-экономические обоснования и проекты горнодобывающих предприятий и других объектов, сооружение которых связано с использованием недр; проекты лицензионных соглашений на предоставление недр в пользование; программы (схемы) и проекты развития и проведения поисковых, разведочных, горнодобывающих и иных видов работ, относящихся к геологическому изучению, охране и использованию недр.

Материалы о запасах полезных ископаемых и участках недр, используемых в целях, не связанных с добычей минерального сырья, представляемые на государственную геологическую экспертизу, должны содержать все необходимые данные для оценки промышленного значения хозяйственного освоения этих запасов. Информация о разведанных запасах должна содержать:

  • • сведения о географо-экономическом положении месторождения, климате, рельефе, гидрографической сети, транспортных и энергетических коммуникациях, населении и населенных пунктах, промышленном и сельскохозяйственном производстве, возможности использования местных ресурсов в процессе освоения и разработки месторождения;
  • • данные о возможных потребителях основной и побочной продукции и возможном экономическом эффекте, а также о возможных отрицательных воздействиях на окружающую среду и затратах на выполнение природоохранных мероприятий;
  • • данные о проведенных поисковых, разведочных, гидрогеологических и других работах, состоянии геологической изученности месторождения и района;
  • • сведения о геологическом строении месторождения, данные о количестве, качестве и условиях залегания полезных ископаемых, количестве, форме и размерах залежей, содержании основных и попутных компонентов, наличии и характере распределения вредных примесей;
  • • сведения о наличии в пределах месторождения других видов полезных ископаемых и ценных компонентов, которые могут извлекаться попутно с основным полезным ископаемым и т. д.

В состав информации о прогнозных запасах полезных ископаемых включаются сведения о месторождении, его расположении, состоянии изученности, геологическом строении, составе, условиях размещения залежей полезного ископаемого; данные о структуре разведанных запасов; результаты проведенных поисковых, геофизических, геохимических и других работ; оценку прогнозных запасов; общие сведения о горно-геологических, гидрогеологических, инженерно-геологических и других природных особенностях нахождения прогнозных запасов; соображения о возможности и целесообразности промышленного освоения прогнозных запасов и дальнейшего их геологического изучения.

Читайте также:  Спать сидя вредно или полезно

Информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе наземных зданий и сооружений содержит сведения о географо-экономическом положении и условиях освоения участка; характеристику сооружения, размещаемого на данном участке недр; сведения о геологическом строении участка, составе, возрасте и условиях залегания горных пород; сведения о горно-геологических, горно-технических, гидрогеологических, инженерно-геологических и иных условиях эксплуатации сооружения; технико-экономическое обоснование целесообразности использования данного участка недр для строительства проектируемого сооружения; данные о влиянии эксплуатации сооружения на состояние недр и окружающей природной среды и др.

Результаты государственной геологической экспертизы оформляются в виде заключения. Заключение по экспертизе рассматривается на заседаниях ТКЗ с привлечением заинтересованных организаций и лиц. Результаты рассмотрения оформляются протоколом, который является неотъемлемой частью заключения. Разногласия, возникающие между организацией, представившей материалы на экспертизу, и ТКЗ оформляются в виде приложения к протоколу заседания комиссии.

Заключение по экспертизе вместе с протоколом заседания территориальной комиссии по запасам направляется в организацию, представившую материалы на экспертизу, федеральный и территориальный геологические фонды и местные органы исполнительной власти.

При несогласии с выводами экспертизы организация, представившая на нее материалы, имеет право поставить вопрос перед ТКЗ или Минприроды России о проведении повторной экспертизы. Минприроды России вправе отменить решения, принятые ТКЗ и назначить повторную экспертизу.

источник

Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69
«О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение»

26 июля 2006 г., 22 января 2007 г., 22 апреля 2009 г., 5 февраля 2014 г., 4 декабря 2015 г., 18 февраля 2016 г., 4 августа 2018 г.

В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации «О недрах» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 2 внесены изменения

2. Организация проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

См. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденный приказом Минприроды России от 10 января 2018 г. N 4

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 210 «Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1109).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69)

26 июля 2006 г., 22 января 2007 г., 22 апреля 2009 г., 5 февраля 2014 г., 4 декабря 2015 г., 4 августа 2018 г.

См. Временный регламент проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденный приказом Федерального агентства по недропользованию от 21 апреля 2005 г. N 450

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее — государственная экспертиза), размер и порядок взимания платы за ее проведение.

2. Государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.

3. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

4. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Предоставление участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации о таких участках недр.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых.

6. Государственная экспертиза осуществляется на платной основе за счет пользователей недр.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 Положение дополнено пунктом 6.1

6.1. Заключения государственной экспертизы, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

II. Объекты государственной экспертизы

7. Объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 37 в пункт 8 внесены изменения

8. Государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее — материалы) по:

а) подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;

б) технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;

в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;

г) геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

д) подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых;

Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. N 1321 пункт 8 дополнен подпунктом «е»

е) выбору места размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья.

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351 в пункт 9 внесены изменения

9. Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в наименование внесены изменения

III. Организация проведения государственной экспертизы (за исключением участков недр местного значения)

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116 в пункт 10 внесены изменения

10. Для проведения государственной экспертизы заявитель направляет в адрес Федерального агентства по недропользованию:

материалы, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в 2 экземплярах на бумажном носителе и в 1 — на электронном носителе;

документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы в размере, установленном в соответствии с разделом V настоящего Положения.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116 Положение дополнено пунктом 10.1

10.1. В состав предусмотренных абзацем вторым пункта 10 настоящего Положения материалов, направляемых для проведения государственной экспертизы материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, включается один из следующих технических проектов разработки месторождения углеводородного сырья или дополнение к нему:

а) проект пробной эксплуатации месторождения (залежи);

б) технологическая схема разработки месторождения;

в) технологический проект разработки месторождения.

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351 в пункт 11 внесены изменения

11. Проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — уполномоченное учреждение).

Согласно приказу Федерального агентства по недропользованию от 22 февраля 2005 г. N 185 проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, возложено на Государственное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ГУ «ГКЗ»)

12. Представленные материалы регистрируются Федеральным агентством по недропользованию, которое в течение 3 дней с даты регистрации проверяет их комплектность и направляет комплектные материалы для проведения государственной экспертизы в уполномоченное учреждение. Некомплектные материалы возвращаются заявителю.

Пункт 13 изменен с 15 августа 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 4 августа 2018 г. N 913

13. С целью проведения государственной экспертизы уполномоченное учреждение создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии формируется из внештатных экспертов и штатных работников уполномоченного учреждения. Количество штатных работников уполномоченного учреждения в составе экспертной комиссии не может превышать 30 процентов от общего числа ее членов.

Экспертом может быть лицо, имеющее высшее образование, стаж работы в сфере недропользования не менее 5 лет, обладающее научными и (или) практическими познаниями по вопросу недропользования, к рассмотрению которого в ходе государственной экспертизы указанное лицо привлекается.

В экспертную комиссию не могут быть включены специалисты, являющиеся представителями заявителя и лицами, принимавшими участие в работах по подготовке представленных материалов, а также граждане, состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заявителем, и представители юридического лица, состоящего с заявителем в таких договорных отношениях.

Количество привлекаемых внештатных экспертов обуславливается сложностью рассматриваемых материалов.

Оплата труда внештатных экспертов осуществляется уполномоченным учреждением на договорной основе за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в установленном порядке на обеспечение его деятельности.

Срок проведения государственной экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 90 дней.

В случае необходимости уполномоченное учреждение вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 60 дней, если в ходе анализа представленных заявителем материалов экспертная комиссия выявила отклонения в объеме запасов углеводородного сырья не менее чем на 5 процентов и не более чем на 20 процентов относительно объема запасов углеводородного сырья, указанного в материалах, представленных на государственную экспертизу.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116 Положение дополнено пунктом 13.1

13.1. В случае представления заявителем на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата экспертная комиссия в течение 60 дней с даты получения указанных материалов от Федерального агентства по недропользованию подготавливает справку об оценке достоверности информации о количестве и качестве геологических запасов месторождения углеводородного сырья. В случае если срок проведения государственной экспертизы продлен на основании абзаца седьмого пункта 13 настоящего Положения, указанная справка подготавливается экспертной комиссией в течение 30 дней с даты принятия решения о продлении срока проведения государственной экспертизы. В случае если срок проведения государственной экспертизы продлен на основании абзаца восьмого пункта 13 настоящего Положения, указанная справка подготавливается экспертной комиссией в течение 60 дней с даты принятия решения о продлении срока проведения государственной экспертизы.

Справка об оценке достоверности информации о количестве и качестве геологических запасов месторождения углеводородного сырья должна содержать выводы о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества геологических запасов углеводородного сырья в недрах. Указанная справка подписывается членами экспертной комиссии и в течение 3 дней с даты подписания направляется уполномоченным учреждением в комиссию, предусмотренную пунктом 5 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

Читайте также:  Рейтинг самых полезных орехов

14. Результаты государственной экспертизы излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 дней с даты подписания утверждается Федеральным агентством по недропользованию.

15. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.

Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. N 1321 в пункт 16 внесены изменения

16. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:

о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;

о геологической, технологической и экономической обоснованности предельных значений кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, обеспечивающих наиболее полную и рациональную отработку (выработку) запасов месторождений при соблюдении экологических требований;

об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

об обоснованности постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с государственного баланса, а также внесения в этот баланс изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;

См. Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденный приказом Минприроды России от 6 сентября 2012 г. N 265

о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

об обоснованности выбора места размещения попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья;

иные выводы и рекомендации.

В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116 в пункт 17 внесены изменения

17. Заключение государственной экспертизы в течение 5 дней с даты его утверждения Федеральным агентством по недропользованию направляется заявителю, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17.1 настоящего Положения.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116 Положение дополнено пунктом 17.1

17.1. Заключение государственной экспертизы, осуществляемой путем проведения анализа материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, направляется заявителю в течение 5 дней с даты его утверждения Федеральным агентством по недропользованию, но не позднее даты направления заявителю решения комиссии по согласованию проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, рассмотрение которой осуществлялось в соответствии с пунктом 20 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в раздел IV внесены изменения

IV. Организация проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 18 внесены изменения

18. Для проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения заявитель направляет в адрес органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации материалы и документы, предусмотренные в пункте 10 настоящего Положения.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 19 внесены изменения

19. Проведение государственной экспертизы в части участков недр местного значения осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный экспертный орган).

20. Уполномоченный экспертный орган в течение 3 дней с даты регистрации органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации поступивших материалов проверяет их комплектность и принимает комплектные материалы к рассмотрению. Некомплектные материалы возвращаются заявителю.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 21 внесены изменения

21. Для рассмотрения принятых материалов уполномоченным экспертным органом создается экспертная комиссия. Состав экспертной комиссии формируется из штатных сотрудников уполномоченного экспертного органа и утверждается уполномоченным экспертным органом.

Срок проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема материалов, но не должен превышать 30 дней.

В случае необходимости уполномоченный экспертный орган вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 22 внесены изменения

22. Результаты государственной экспертизы в части участков недр местного значения излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 дней с даты подписания утверждается руководителем уполномоченного экспертного органа.

23. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.

24. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:

о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;

об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

об обоснованности постановки на территориальный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с территориального баланса, а также внесения изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;

о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 25 внесены изменения

25. Заключение государственной экспертизы в части участков недр местного значения в течение 5 дней с даты его утверждения руководителем уполномоченного экспертного органа направляется уполномоченным экспертным органом заявителю.

V. Размер и порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы

Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 37 пункт 26 изложен в новой редакции

26. За проведение государственной экспертизы устанавливается плата в размере согласно приложению N 1.

Категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых для определения размера платы за проведение государственной экспертизы устанавливаются согласно приложению N 2.

Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 37 Положение дополнено пунктом 26.1

26.1. За проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых комплексного месторождения плата определяется по полезному ископаемому, объем запасов которого в данном месторождении является наибольшим.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 27 внесены изменения

27. Плата за проведение государственной экспертизы производится пользователями недр перед представлением материалов и поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения.

Проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Роснедрами по согласованию с МПР России. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Срок проведения государственной экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 90 дней. В случае необходимости срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 60 дней.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Предоставление участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации о таких участках недр.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых.

Государственная экспертиза осуществляется на платной основе за счет пользователей недр. Приводятся размеры платы за проведение государственной экспертизы.

Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г., N 8, ст. 651

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 4 августа 2018 г. N 913

Изменения вступают в силу с 15 августа 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. N 1321

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351

Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 37

Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 460

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

источник

Полное наименование (в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Описание услуги:

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения

Способ подачи заявки:

Лично заявителем (уполномоченным представителем) при посещении Комитета
по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее — Комитет) в дни и часы приема заявителей или по почте
с уведомлением о вручении

Получение результата:

Лично заявителем (уполномоченным представителем) при посещении ГГУП СФ «Минерал» или направляются по почте

Сроки оказания услуги:

73 дня с даты регистрации заявления о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр

Категории получателей:

Получателями государственной услуги (заявителями) являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

Стоимость и порядок оплаты услуги:

По проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляется на возмездной основе (платно), размер платы устанавливается согласно приложению 1.

Реквизиты для заполнения платежных поручений (распоряжений на перевод денежных средств), зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации

Читайте также:  Басма для волос чем полезна

Наименование получателя платежа:

УФК по г. Санкт-Петербургу (Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности)

Банковский счет: 40101810200000010001

Наименование банка получателя: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

КБК 825 1 12 02052 01 0000 120 (104 поле расчетного документа )

ОКТМО 40910000 (105 поле расчетного документа)

В полях 106-109 расчетного документа проставляются нули ( «0»)

В поле «Назначение платежа» (24) расчетного документа указать расшифровку КБК:

«Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения».

Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:

1.Заявление о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по форме;

2.Материалы, подготовленные пользователем недр для проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и в 1 (одном) экземпляре — на электронном носителе (требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по формам (приложение 3 и приложение 4).

Заявление о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации
о предоставляемых в пользование участках недр заполняется собственноручно или машинописным способом и заверяется:

для юридических лиц — печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица;

для физических лиц — подписью заявителя.

Пользователь недр, по своему желанию, может дополнительно представить документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы.

В случае необходимости в ходе проведения государственной экспертизы запасов, Экспертный орган вправе запросить у пользователя недр дополнительную информацию, уточняющую материалы, предоставленные заявителем (в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69
«О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение»).

Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, которые заявитель вправе представить:

Основания для отказа в приеме документов:

Основания для приостановления предоставления государственной услуги:

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

представление документов с нарушением требований.

Результатом предоставления государственной услуги:

заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Контакты и график работы Комитета:

Почтовый адрес: ул. Чайковского, д.20, литера В, Санкт-Петербург , 191123

понедельник-четверг — с 9.00 до 18.00;

перерыв на обед — с 13.12 до 14.00

суббота, воскресенье — выходные дни.

Часы приема корреспонденции:

Понедельник-пятница: 10.00-17.00, перерыв 13.12-14.00.

Адрес электронной почты для приема обращений заявителей: kpoos@.gov.spb.ru.

Структурными подразделениями Комитета, участвующими в предоставлении государственной услуги, являются:

Отдел рационального использования и охраны недр (далее — Отдел), справочный телефон для консультаций по вопросам предоставления государственной услуги: (812) 417-59-21;

Общий отдел, Сектор контроля и организации делопроизводства, справочный телефон: (812) 417-59-12.

Дни и часы приема специалистов Отдела рационального использования и охраны недр (далее — Отдел):

Прием документов производится по адресу: ул. Чайковского, д. 20, литера В,
Санкт-Петербург , цокольный этаж, вход с улицы, по вторникам с 15.00 до 17.00.

Электронная очередь для обращения к специалистам Отдела в целях подачи документов для предоставления государственной услуги отсутствует.

Реестровый номер услуги:

Федеральное законодательство

Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах»;

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).

Региональное законодательство

постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69
«О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение»;

постановление Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст «О принятии и введении
в действие государственного стандарта Российской Федерации»;

Закон Санкт-Петербурга от 29.06.2005 № 395-63 «О предоставлении в пользование участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на территории Санкт-Петербурга »;

Закон Санкт-Петербурга от 13.09.2006 № 417-65 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования отношений недропользования на территории Санкт-Петербурга »;

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2004 № 530 «О Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности»;

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2011 № 1037 «О порядке разработки утверждения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга Административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций);

Ведомственное законодательство

распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 27.02.2008 № 18-р «Об организации проведения государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр на территории Санкт-Петербурга »;

приказ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 30.04.2010 № 121-ос «Об утверждении Регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности» (далее — Регламент Комитета).

Административный регламент

источник

В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. №293 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по недропользованию» ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса возложены на Роснедра.

источник

Объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодныхдля строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Порядок проведения государственной экспертизы запасов регламентирован Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 69.

Государственная экспертиза может проводиться на любой ста дии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

При предоставлении недр в пользование одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых пользователи недр могут согласно лицензии начинать добычу до государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Сроки последующего представления материалов на государственную экспертизу с уточнением условий пользования недрами, включая платежи, оговариваются в условиях лицензии на право пользования недрами.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию, которое для осуществления указанной функции образует в составе территориальных органов Роснедр территориальные комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых (ТК.З). В части общераспространенных полезных ископаемых эта функция возложена на органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по:

а) подсчету запасов по всем вовлекаемым в освоение и разрабатываемым месторождениям вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезного ископаемого;

б) технико-экономическому обоснованию эксплуатационных кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата.

Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы: •

о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения; •

о геологической, технологической и экономической обоснованности предельных значений эксплуатационных кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, обеспечивающих наиболее полную и рациональную отработку (выработку) запасов месторождений при соблюдении экологических требований; •

об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры; •

об обоснованности постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с государственного баланса, а также внесения в этот баланс изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов; •

о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.

Проведение государственной экспертизы в части общераспространенных полезных ископаемых осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный экспертный орган).

За проведение государственной экспертизы устанавливается плата, которая зачисляется в доход федерального бюджета. 8.4.

источник

Источники:
  • http://base.garant.ru/12138835/
  • http://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/gosuslugi/provedenie-gosudarstvennoj-ekspertizy-zapasov-poleznyh-iskopaemyh/
  • http://studfiles.net/preview/3234650/page:29/
  • http://uchebnik.online/ekologicheskoe-pravo-rf/gosudarstvennaya-ekspertiza-zapasov-poleznyih-36930.html