Меню Рубрики

Использование полезных ископаемых 3 класс

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства.

Образовательная:

  • Продолжить ознакомление с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; областями применения;
  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
  • Развивать умение анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
  • Воспитание толерантности.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран , коллекция ископаемых .

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Компетенции: воспитательная, коммуникативная.

2. Проверка домашнего задания.

а) практическая работа в группах.

б) объяснение учителя с презентацией

5. Индивидуальная проверка с помощью теста с последующей самопроверкой

6. Закрепление. Работа в команде. Кроссворд.

II. Проверка домашнего задания.

— 4 человека защищают свои проекты с загадками про полезные ископаемые.

(выставляет оценки учитель)

— Как назвать все эти отгадки? (полезные ископаемые)

— Ребята, а вам интересно узнать что-нибудь новое о п.и.? А знаете ли вы кто такие исследователи?

Исследовать – это значит осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь.

КАК вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься?

Верно, мы сегодня будем исследовать различные п.и. и их свойства.

Слайд 1 -В мире существует много полезных ископаемых.

Для того, чтобы закрепить их свойства, я предлагаю вам продолжить работу в группах и провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки. Распределите роли для работы в группе.

(В каждой группе учителем назначается консультант, который будет направлять деятельность всей команды.)

Заполнять карточки будете малыми группами (по три человека) .

1 группа: гранит, известняк

2 группа: каменный уголь, глина.

3 группа: песок, железная руда.

Далее идёт обсуждение результатов. Командам предлагается оценить работу другой команды.(Что удалось, что можно дополнить)

Первая команда зачитывает свои ответы. Вторая команда даёт свою оценку.

Презентацией “Полезные ископаемые” учитель дополняет ответы детей.

Слайды 4,5 (1 группа) Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. “Зерно” по латыни – “гранум”. От этого слова и появилось название “гранит”.

Слайд 6. Перед вами гранитный массив

Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.

Слайд 7 Для пьедестала памятника с побережья Финского залива был доставлен гигантский, гранитный валун “Гром-камень”. Камень весил 1600 тонн, его транспортировка, для которой было построено специальное судно, вызвала огромные трудности. Камень был доставлен в Петербург в 1770 году.

Слайд 8, 9 Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Слайд 10 Известняк — твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета, серый или желтоватый камень

— Состоит из остатков морских организмов

— Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести.

Слайд 11 Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены

Слайд 12,13 Известняк — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

Слайд 14 Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Вторая команда зачитывает свои ответы. Третья команда даёт оценку.

Слайд 15 (2 группа) Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета

Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий.

Он используется для отопления жилых помещений, изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы, духов

Слайд 16 Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива

Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов).

Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

Слайд 17 Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Из каменноугольной смолы делают лекарства. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Слайд 18 Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания

Слайд 19, 20, 21 Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Слайд 22 Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.

В косметике глина является основой масок.

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодаря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Третья группа зачитывает свои ответы. А четвёртая оценивает.

Слайд 23 (3 группа) Песок — это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета (желтого, белого цвета), непрозрачный

Песок — это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца.

Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.

Слайд 24 Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое.

Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный.

Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.

Слайд 25 Железная руда полезное ископаемое очень плотное, негорючее, основное свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Слайд 26 Эта гора железной руды будет использована в производстве стали

Слайд 27 Изделия из стали

Слайд 28 Доменная печь используется для получения железа

Слайд 29 Изделия из металла

Четвёртая группа зачитывает свои ответы. А первая команда их оценивает.

Слайд 30 Белая, серо-жёлтого цвета

Не горючее, растворяется в воде, твёрдая, хрупкая

Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово “солдат” произошло от сочетания “соль давать”, так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.

Слайд 31 Торф — Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета

Слайд 32 Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных.

Затем торф превращается в бурый уголь, потом — в каменный уголь и затем в антрацит — уголь самого высокого качества.

Слайд 33, 34, 35, 36 Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Нефть – это масляная жидкость чёрного, бурого цвета с зелёным или красноватым оттенком. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

За миллионы лет отмирающие остатки растений и живых организмов разлагались в толще земной коры. Под давлением земной поверхности образовывались полезные ископаемые. Часто в разломах земной поверхности появлялись маслянистые пятна нефти. Но люди не сразу научились использовать нефть в своих целях. Только с изобретением двигателя внутреннего сгорания люди стали использовать нефть и нефтепродукты. Чтобы добыть нефть необходимо пробурить скважину и откачать нефть из земных глубин.

Потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого “железный конь” не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать “прощай” губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

Слайд 37 -Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?

— Какие виды топлива вы знаете?

— Как получают металлы? Где их используют?

— Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых?

Слайд 39 Использование полезных ископаемых

Какие полезные ископаемые используют в .

  • Строительство (песок, гранит, глина).
  • Топливо (каменный уголь, торф, нефть.)
  • Металлургия (руда).

Слайд 40 Какие полезные ископаемые мы сэкономим, соблюдая правила?

1. Уходя, выключайте газовую плиту! (газ)

2. Берегите тепло! (Уголь)

  1. Как называют места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые? (месторождениями).
  2. Как добывают полезные ископаемые добывают ? (по-разному: одни в открытых котлованах карьерах, другие – в шахтах).
  3. Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)
  4. Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)
  5. Люди какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).

Как живёшь? Вот так! (Дети встают и показывают большой палец)
Как идёшь? Вот так! (Дети шагают на месте)
Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)
Как летишь? Вот так! (Дети машут кистями рук)
Как плывёшь? Вот так! (Махи руками)
Как шалишь? Вот так! (Прыжки на месте с поворотами)
Как сидишь? Вот так! (Дети садятся на место)

V. Закрепление. Дети самостоятельно отвечают на вопросы теста с последующей самопроверкой.

Проверим ваши работы . Дети по очереди зачитывают ответы. Осуществляется самопроверка. (Дети ставят себе отметки)

VI. Отгадывание кроссворда .Выполняется командой. На доску вывешиваются кроссворды. Оценивает один человек работу всей команды. Проверка с помощью презентации.

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Какие открытия для себя сделали?

Узнать о полезных ископаемых в нашем регионе, прочитать учебник с. 63–67, придумать плакат на тему “Сбережём полезные ископаемые”, принести идеи как использовать полезные ископаемые без отходов.

источник

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цветов), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Слово «гранит» происходит от слова «гранум» – в переводе «зерно», то есть гранит состоит из отдельных зёрен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. Очень прочный. Хорошо полируется.
Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Читайте также:  Чем полезна нефритовая вода

Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Особая разновидность известняка – мел, самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
Осадочная горная порода органического происхождения, состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1 тонны нефти расходуется 2–3 тонны каменного угля; например, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также в качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Образуется при разрушении различных горных пород, например гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий: кирпича, черепицы, посуды. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства.
Производство цемента.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств.
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый; жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Песок представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Используется в строительстве.

Железная руда – чёрного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые вышки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.
Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось чёрного золота?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля – ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он – практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам – авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам – дизельное топливо, кораблям – мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски – значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино у нас тоже не было бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они – продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии – вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей – все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть – это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир – это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

источник

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

по теме «Полезные ископаемые»

Автор: Фетисова Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов

г.о. Коломна, Московской области.

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

— развивать экологическое мышление;

— учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

— формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

— формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, кроссворд, лупы, микроскоп, гвоздь, стаканы с водой, выставка детских поделок из глины.

Дидактические материалы : презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых, картинки с изображением: шахтера, геолога, бурильщика, карточки с индивидуальными заданиями.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами .

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

I . Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

— Сегодня мы будем опять наблюдать

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок!

Активно в работу включайся, дружок!

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).

— Что же такое экономика? ( экос по-гречески значит «дом», номос — «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

— Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:

Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

    — Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.

    — Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.

    — Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.

    — Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров.

    III . Целеполагание и мотивация.

    — Без чего невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

    Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

    — Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

    Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

    Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

    Красивы станут и заметны. (Гранит).

    Она понадобится сразу. (Глина)

    Сам он — удобрение.(Известняк)

    — Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?

    — Сформулируйте тему нашего урока. ( Дети формулируют тему урока).

    — Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

    — Почему они полезные? (служат людям).

    — Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

    ( Выслушиваются ответы детей).

    — Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.

    Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

    — Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).

    IV . Изучение нового материала.

    Первичное восприятие и осознание нового материала.

    В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:

    Отгадайте, что же это? (Нефть)

    Читайте также:  Что такое полезные ископаемые 4 класс окружающий мир

    Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).

    — А еще бывают и такие полезные ископаемые.

    — На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).

    — На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая. А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). Рядом с картой висит таблица обозначений некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются (дети определяют по карте расположения полезных ископаемых).

    — Как добывают полезные ископаемые.

    — Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

    — Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)

    На доске появляется карточка со словом «месторождение».

    — Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

    С каждым минералом. (Геолог)

    — Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

    — Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые .

    С угольком зимой страна! (Шахтеры)

    Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

    Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.

    Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)

    — Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

    — Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

    — Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

    — Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

    — Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.

    Высокая гора (показывают руками),

    Бурная река т(показывают руками),

    Ее мы обойдем (топают ногами),

    — Я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.

    1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?

    2. Используя микроскоп или лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.

    3. Проведите ногтем по породе.

    Если остался след – то порода мягкая;

    Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

    Если нет следа от гвоздя, то очень твердый .

    4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.

    5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.

    — А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).

    Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».

    Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.

    Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит?

    Плотное или рыхлое (пористое).

    Выясните на сколько прочен и тверд.

    Растворяется в воде или нет.

    Занесите полученные результаты в таблицу.

    Каждой группе дается по 1 полезному ископаемому.

    1 группа – гранит 3 группа – песок

    2 группа – известняк 4 группа – глина

    — Теперь вы можете приступать к работе.

    На доске в виде таблицы оформляются результаты исследований .

    Давайте теперь сверим ваши ответы с таблицей на экране.

    Просигнальте, как вы справились с этим заданием.

    Защита работ. (Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.)

    — Начнем с гранита (слайды 5-8)

    Если гранит рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это очень плотная горная порода. Он очень тверд и прочен. Цвет красный, серый. В воде он тонет и не растворяется. За высокую твердостью и прочность его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора, бортики Исаакиевского собора, а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

    Если известняк рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что его частицы значительно мельче и цвет у этих частиц бывает разный: белый, желтый, серый. Известняк – твердая и прочная горная порода (слайды 9-12).Если опустить кусочек известняка в стакан воды, то мы увидим, что он утонет, значит, тяжелее воды. В воде он не растворяется.

    Разновидностью известняка является мрамор. Рассмотрим мрамор внимательнее. Цвет его частиц может быть разным: белым, красным, серым, черным. Мрамор имеет матовый блеск, а если его сравнивать с известняком, то можно сказать, что мрамор тверже известняка. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета, известны на весь мир церкви и соборы.

    Песок, по которому мы ходим, – рыхлая горная порода. Цвет песка желтый, белый, серый. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей. Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого песка изготавливают стекло. Для изготовления стекла смешивают чистый кварцевый песок с содой и известью. Эту смесь помещают на 12 часов в печь 1200 градусов. За тем достают трубкой, несколько вдохов и получается пустой, прозрачный пузырь. Другими инструментами придают любую форму, остужают и получают готовое изделие.

    Глина – плотная горная порода, коричневого или серого цвета. При намокании она становится вязкой и пластичной, долго сохраняет свою форму при высыхании. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду. Использование глины можно наблюдать на заводе «Гжель. Здесь, в цехе, скульптор придает куску глины форму. В печи, обожженные глиняные изделия, становятся твердыми и прочными. За тем их покрывают специальным раствором, который выявляет наличие трещин. Расписывают изделия серой кобальтовой краской, покрывают глазурью и помещают в печь. В печи краска приобретает синий цвет. Так же из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки.

    Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

    На экране появляется схема-«паучок» использования полезных ископаемых.

    VII. Беседа об охране полезных ископаемых (слайд 23).

    — Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.

    На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.

    Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.

    — Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

    Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить быстро, как, например, лес после вырубки.

    — Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?

    -Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.

    — Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.

    — Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.

    — Экономно использовать газовые и электрические приборы.

    — Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.

    — Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.

    — Во время взрывных работ портится почва, изменяется ландшафт местности. А на его восстановление требуется очень много времени.

    VIII. З акрепление изученного материала.

    Работа в парах с ноутбуками (дети выполняют тест на тему «Полезные ископаемые »)

    Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.

    Оцените свою работу на этом этапе.

    1.Учебник стр. 46-49 читать, с.50 (??)

    2. Приготовьте к следующему уроку сообщение о полезном ископаемом на ваш выбор.

    X. Подведение итога урока. Рефлексия.

    Наше увлекательное путешествие заканчивается.

    О чем мы говорили сегодня на уроке?

    Что же нового вы узнали, чему научились?

    Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?

    Выберите сигнальную карточку и оцените результаты своей деятельности на уроке.
    Дети поднимают сигнальные карточки.

    Кто для себя сделал открытие?

    Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?

    Кому на уроке было интересно и захотелось больше узнать о полезных ископаемых ?

    Кому урок подарил хорошее настроени е?

    Кто не все понял по теме урока? (жёлтый цвет)

    А кому многое не понятно? (жёлтый цвет)

    Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.

    Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.

    источник

    Задай свой вопрос по этому материалу!

    Хо­ти­те узнать, какие бо­гат­ства пря­чут­ся под зем­лей? Гор­ные по­ро­ды и ми­не­ра­лы, ко­то­рые че­ло­век ис­поль­зу­ет для своих хо­зяй­ствен­ных нужд, на­зы­ва­ют по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Боль­шин­ство из них – твер­дые: ка­мен­ный уголь, торф, гра­нит, мра­мор, алмаз, песок. Но есть и жид­кие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, это нефть и ми­не­раль­ная вода. Также есть га­зо­об­раз­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые – при­род­ный газ. Гео­ло­ги все время за­ни­ма­ют­ся раз­вед­кой ме­сто­рож­де­ний по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (рис. 1).

    Рис. 1. По­лез­ные ис­ко­па­е­мые (Ис­точ­ник)

    Чтобы из­го­то­вить стек­ло и сде­лать ста­кан, нужен осо­бый песок, это по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы суп был со­ле­ным, нужна соль, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы сде­лать чашку или блюд­це, нужна осо­бая белая глина – ка­о­лин (рис. 2).

    Чай­ная ложка сде­ла­на из ме­тал­ла, и же­лез­ная до­ро­га, и оке­ан­ский лай­нер, и стан­ки, и часы, и мно­гие дру­гие пред­ме­ты. Ме­тал­лы вы­плав­ля­ют из руды, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое (рис. 3). Из­го­тов­лен­ные че­ло­ве­ком са­мо­ле­ты, ма­ши­ны теп­ло­во­зы сами не по­едут и не по­ле­тят, им необ­хо­ди­мо го­рю­чее – бен­зин и ке­ро­син, ко­то­рые про­из­во­дят из нефти. Нефть вы­ка­чи­ва­ют из земли, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. При­род­ный газ, ко­то­рый го­лу­бы­ми огонь­ка­ми горит на ку­хон­ной плите, – это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Вот сколь­ко су­ще­ству­ет раз­ных под­зем­ных бо­гатств.

    С каж­дым годом рас­тет по­треб­ность людей в го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Ка­мен­ный уголь, торф, при­род­ный газ – это ос­нов­ное топ­ли­во для жилых домов, для фаб­рик и за­во­дов и теп­ло­энер­го­стан­ций. Самые необ­хо­ди­мые че­ло­ве­ку по­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это ка­мен­ный уголь и нефть. Всем из­вест­но, что уголь чер­но­го цвета, но он бы­ва­ет и жел­то­го цвета, на­зы­ва­ет­ся он сла­нец (рис. 4).

    Также есть зо­ло­ти­стый уголь, и даже уголь го­лу­бо­ва­то-фи­о­ле­то­во­го цвета. Углем ка­мен­ным его на­зва­ли по­то­му, что дол­гое время счи­та­ли его кам­нем, ведь он очень твер­дый. Раз­га­дал тайну про­ис­хож­де­ния угля рус­ский уче­ный – Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов (рис. 5).

    Он до­ка­зал, что ка­мен­ный уголь об­ра­зо­вал­ся из древ­них рас­те­ний, ко­то­рые росли на земле сотни мил­ли­о­нов лет назад. Без ка­мен­но­го угля нель­зя вы­пла­вить ме­тал­лы из руд, нель­зя при­го­то­вить це­мент. Из ка­мен­но­го угля про­из­во­дят пласт­мас­су, смолу, ле­кар­ства, жид­кое топ­ли­во, кис­ло­ту, пи­ще­вую соду, крас­ки и чер­ни­ла. Сам уголь без за­па­ха, но из него про­из­во­дят духи и раз­ные па­ху­чие си­ро­пы для кон­фет и пи­рож­ных. Уголь непро­зрач­ный, но из него де­ла­ют самое луч­шее стек­ло, лег­кое, твер­дое, чи­стое. Еще уголь ис­поль­зу­ют в про­из­вод­стве удоб­ре­ний, от ко­то­рых лучше пло­до­но­сит земля, рас­тут овощи, фрук­ты, зер­но­вые куль­ту­ры. Из угля можно до­быть даже ви­та­ми­ны.

    Из нефти по­лу­ча­ют более тысяч ве­ществ. Из этой мас­ля­ни­сто-ко­рич­не­ва­той жид­ко­сти по­лу­ча­ют чи­стей­ший бен­зин и ке­ро­син для авиа­ции, ди­зель­ное топ­ли­во. Их от­ли­чие от ка­мен­но­го угля в том, что при сго­ра­нии они вы­де­ля­ют зна­чи­тель­но боль­ше тепла. Из нефти из­го­тав­ли­ва­ют небью­ще­е­ся стек­ло, пласт­мас­су, ко­то­рую ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве домов, из­го­тав­ли­ва­ют из них ме­бель и де­та­ли для машин, со­зда­ют укра­ше­ния.

    Битум, ко­то­рый также про­из­во­дят из нефти, необ­хо­дим для ас­фаль­то­во­го по­кры­тия дорог (рис. 6).

    А как об­ра­зо­ва­лась нефть? Уче­ные до сих пор не могут прий­ти к еди­но­му мне­нию по этому во­про­су. Мно­гие счи­та­ют, что за сотни мил­ли­о­нов лет ве­ще­ства, со­став­ляв­шие ко­гда-то во­до­рос­ли, рыб, рач­ков, пре­вра­ти­лись в нефть. Во­до­рос­ли и рачки уми­ра­ли, и их остан­ки вме­сте с ра­куш­ка­ми, вме­сте со ске­ле­та­ми рыб скап­ли­ва­лись в спо­кой­ных водах мор­ских за­ли­вов в огром­ных ко­ли­че­ствах. Они сме­ши­ва­лись с илом и пес­чин­ка­ми, ко­то­рые при­но­си­ли реки, впа­да­ю­щие в море. Зна­чит, нефть можно найти в тех ме­стах, где ко­гда-то были древ­ние моря? Так и есть. Гео­ло­ги разыс­ки­ва­ют за­ли­вы и бе­ре­га давно ис­чез­нув­ших морей и, как пра­ви­ло, об­на­ру­жи­ва­ют там за­па­сы нефти. Наша стра­на очень бо­га­та нефтью. Нефть до­бы­ва­ют между Ура­лом и Вол­гой, за Ура­лом, в вер­хо­вье реки Лены, на ост­ро­ве Са­ха­лин, в Во­сточ­ной Си­би­ри. Самые круп­ные ме­сто­рож­де­ния ка­мен­но­го угля на­хо­дят­ся в рай­оне Вор­ку­ты, в До­нец­ком бас­сейне (рис. 7).

    Рис. 7. Неф­те­нос­ные за­па­сы Рос­сии (Ис­точ­ник)

    А какие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые на­зы­ва­ют­ся руд­ны­ми? Че­ло­век с дав­них пор ищет ме­сто­рож­де­ния руд, со­дер­жа­щие ме­тал­лы. Из руд чер­ных ме­тал­лов вы­плав­ля­ют же­ле­зо, сталь, чугун, а из руд цвет­ных ме­тал­лов – алю­ми­ний, цинк, сви­нец, медь. Как пра­ви­ло, из­де­лия со­дер­жат не чи­стые ме­тал­лы, а их спла­вы. Спла­вы – это ве­ще­ства, ко­то­рые по­лу­ча­ют при плав­ле­нии двух или более ме­тал­лов. Одним из­де­ли­ям необ­хо­ди­мы пла­стич­ность, упру­гость, гиб­кость, дру­гим – проч­ность, твер­дость, дол­го­веч­ность, а тре­тьим – лег­кость и блеск. На­при­мер, чи­стое же­ле­зо – очень мяг­кий ме­талл, из ко­то­ро­го не сде­ла­ешь ни гвоз­дя, ни ножа. Чтобы по­лу­чить сталь, в же­ле­зо до­бав­ля­ют дру­гие ме­тал­лы и раз­лич­ные при­ме­си. Сплав алю­ми­ния, хрома, ти­та­на ис­поль­зу­ет­ся в про­из­вод­стве проч­ных и дол­го­веч­ных кос­ми­че­ских и во­ен­ных ко­раб­лей, са­мо­ле­тов, ракет. А в тон­кие алю­ми­ни­е­вые листы – фоль­гу – за­во­ра­чи­ва­ют шо­ко­лад, чай, плав­ле­ные сырки.

    Читайте также:  Полезно ли есть каждый день мясо

    Юве­ли­ров с дав­них пор при­вле­ка­ют за­ме­ча­тель­ные свой­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов: зо­ло­та, се­реб­ра, пла­ти­ны (рис. 8). Из них из­го­тав­ли­ва­ют юве­лир­ные из­де­лия, че­ка­нят мо­не­ты. Эти дра­го­цен­ные ме­тал­лы ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ра­дио­тех­ни­ке, из них из­го­тав­ли­ва­ют сверх­точ­ные кос­ми­че­ские при­бо­ры.

    Если вы жи­ве­те на Урале, За­бай­ка­лье, на Алтае, в Крас­но­яр­ском крае, в Во­сточ­ной Си­би­ри или на Даль­нем Во­сто­ке, то ваш край богат ме­сто­рож­де­ни­я­ми руд цвет­ных ред­ких ме­тал­лов. В Яку­тии, на­при­мер, до­бы­ва­ют нефть, ал­ма­зы, бурый уголь.

    Жизнь со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка невоз­мож­но пред­ста­вить без по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. По­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это огром­ное, бес­цен­ное бо­гат­ство нашей стра­ны.

    Се­год­ня на уроке вы по­зна­ко­ми­лись с но­вы­ми по­ня­ти­я­ми: по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, ме­сто­рож­де­ние, руда, спла­вы. Вы узна­ли о го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых и руд­ных и об их зна­че­нии в жизни со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка.

    Опре­де­лим свой­ства гор­ных пород, ко­то­рые че­ло­век на­учил­ся ис­поль­зо­вать с дав­них вре­мен. Это из­вест­няк, мра­мор, песок и глина. Нач­нем с изу­че­ния свойств из­вест­ня­ка.

    Если из­вест­няк рас­смот­реть под лупой, то можно уви­деть, что его ча­сти­цы зна­чи­тель­но мель­че ча­стиц сы­пу­че­го песка и цвет у этих ча­стиц бы­ва­ет раз­ный: белый, жел­тый, серый. Если опу­стить ку­со­чек из­вест­ня­ка в ста­кан воды, то мы уви­дим, что из­вест­няк уто­нет, зна­чит, он тя­же­лее воды. Из­вест­няк – твер­дая гор­ная по­ро­да. Раз­но­вид­но­стью из­вест­ня­ка яв­ля­ет­ся мра­мор. Рас­смот­рим мра­мор вни­ма­тель­нее (рис. 1).

    Цвет его ча­стиц может быть раз­ным: белым, крас­ным, серым, чер­ным. Мра­мор имеет ма­то­вый блеск, а если его срав­ни­вать с из­вест­ня­ком, то можно ска­зать, что мра­мор твер­же из­вест­ня­ка.

    По­го­во­рим о свой­ствах песка и глины (рис. 2). Если про­во­дить опыты, то можно об­на­ру­жить, что песок хо­ро­шо про­пус­ка­ет воду, а глина плохо. Если по­ло­жить ку­со­чек глины в ста­кан с водой и тща­тель­но все раз­ме­щать, то можно уви­деть, что на дно ося­дут мел­кие ка­муш­ки, пес­чин­ки, а мел­кие ча­стич­ки будут пла­вать, делая воду мут­ной. Если слить эту мут­ную воду и дать ей от­сто­ять­ся, то скоро на дне мы об­на­ру­жим слой гли­ни­сто­го ила. А если смо­чить об­раз­цы песка и глины водой и по­про­бо­вать ска­тать ша­ри­ки, то можно уви­деть, что из глины легче ска­тать шарик. При на­мо­ка­нии глина ста­но­вит­ся мяг­кой и пла­стич­ной, после вы­сы­ха­ния шарик со­хра­нит свою форму.

    Из песка шарик сле­пить труд­но, но даже если это уда­ет­ся, то после вы­сы­ха­ния песок ссып­лет­ся. Это зна­чит, что глина об­ла­да­ет свой­ством вяз­ко­сти, а песок нет. Песок сы­пу­чий, он со­сто­ит из от­дель­ных мел­ких пес­чи­нок раз­но­го цвета, одни пес­чин­ки непро­зрач­ные, дру­гие про­зрач­ные и по­хо­жи на ку­соч­ки мут­но­го стек­ла (рис. 3).

    Ча­стич­ки глины непро­зрач­ные, небле­стя­щие. По цвету глина бы­ва­ет раз­ная: белая, серая, ко­рич­не­вая, жел­тая.

    Песок, глину, мра­мор, гра­нит, из­вест­няк на­зы­ва­ют стро­и­тель­ны­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Песок, по ко­то­ро­му мы ходим, – рых­лая гор­ная по­ро­да. Он сы­пу­чий и хо­ро­шо про­пус­ка­ет воду, по­это­му его ши­ро­ко ис­поль­зу­ют в стро­и­тель­стве ав­то­мо­биль­ных дорог и же­лез­но­до­рож­ных на­сы­пей (рис. 4).

    Также песок при­ме­ня­ют для из­го­тов­ле­ния це­мен­та и бе­то­на. Из бе­ло­го квар­це­во­го стек­ла из­го­тав­ли­ва­ют стек­ло.

    Глина – плот­ная гор­ная по­ро­да, при на­мо­ка­нии она ста­но­вит­ся вяз­кой и пла­стич­ной, она долго со­хра­ня­ет свою форму при вы­сы­ха­нии. В печи обо­жжен­ные из глины из­де­лия ста­но­вят­ся твер­ды­ми и проч­ны­ми. Из глины из­го­тав­ли­ва­ют кир­пи­чи, че­ре­пи­цу, иг­руш­ки. Осо­бен­но це­нит­ся белая глина, из ко­то­рой про­из­во­дят фа­ян­со­вую и фар­фо­ро­вую по­су­ду (рис. 5).

    Мра­мор – это раз­но­вид­ность из­вест­ня­ка, после по­ли­ров­ки на нем вы­сту­па­ет кра­си­вый узор­ча­тый ри­су­нок раз­ной окрас­ки. Древ­ние греки вы­се­ка­ли из мра­мо­ра па­мят­ни­ки, стро­и­ли храмы. Стан­ции Мос­ков­ско­го метро от­де­ла­ны этой гор­ной по­ро­дой раз­но­го цвета (рис. 6). Из из­вест­ня­ка по­стро­е­ны из­вест­ные на весь мир церк­ви и со­бо­ры.

    Рис. 6. Стан­ция Ма­я­ков­ская. Мос­ков­ский мет­ро­по­ли­тен (Ис­точ­ник)

    Осо­бен­но из по­лез­ных ис­ко­па­е­мых це­нит­ся гра­нит. Он об­ла­да­ет осо­бой твер­до­стью и проч­но­стью. Его ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве опор для моста и фун­да­мен­тов для вы­со­ко­го зда­ния. По­ли­ро­ван­ный гра­нит укра­ша­ет полы и лест­ни­цы двор­цов и му­зеев. Имен­но из гра­ни­та в Санкт-Пе­тер­бур­ге сде­ла­ны ко­ло­ны Ка­зан­ско­го со­бо­ра (рис. 7), бор­ти­ки Иса­а­ки­ев­ско­го со­бо­ра (рис. 8), а огром­ный ка­мень, на ко­то­ром уста­нов­лен па­мят­ник Петру I, также из этой гор­ной по­ро­ды.

    По­че­му надо бе­речь по­лез­ные ис­ко­па­е­мые? Каж­дый год в нашей стране до­бы­ва­ет­ся огром­ное ко­ли­че­ство по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. На об­ра­зо­ва­ние боль­шин­ства из них по­на­до­би­лось мил­ли­о­ны лет, и у каж­дой из цен­ных пород своя осо­бая, слож­ная и за­га­доч­ная ис­то­рия. У одних ис­то­рия на­чи­на­ет­ся в глу­би­нах морей и оке­а­нов, озер и болот. Вы уже зна­е­те, что на дне во­до­е­мов об­ра­зо­ва­лись торф, из­вест­няк, ка­мен­ный и бурый уголь, песок и глина. У дру­гих ис­то­рия на­чи­на­ет­ся в нед­рах пла­не­ты. Там, глу­бо­ко под зем­лей, на­хо­дит­ся рас­ка­лен­ное ве­ще­ство – магма. По­то­ки магмы при из­вер­же­нии вул­ка­на могут из­ли­вать­ся на по­верх­ность земли и осты­вать, а могут за­сты­вать в глу­бине земли, не до­хо­дя до по­верх­но­сти. Из магмы об­ра­зо­ва­лись гра­нит, ба­зальт, руд­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые. Но за­па­сы по­лез­ных ис­ко­па­е­мых на Земле не бес­ко­неч­ны. Уче­ные пред­ска­зы­ва­ют, что уже в нашем XXI веке раз­ве­дан­ные за­па­сы нефти, зо­ло­та и меди могут быть ис­чер­па­ны. На их об­ра­зо­ва­ние ушли мил­ли­о­ны лет, а че­ло­век из­рас­хо­до­вал их так быст­ро. Их нель­зя вос­ста­но­вить, как, на­при­мер, лес после вы­руб­ки.

    Что же дол­жен де­лать че­ло­век, чтобы по-хо­зяй­ски рас­хо­до­вать бо­гат­ства под­зем­ных кла­до­вых? Уче­ные со­зда­ют новые ис­кус­ствен­ные ма­те­ри­а­лы для за­ме­ны ме­тал­ла и го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Вме­сто ме­тал­ла все боль­ше и боль­ше при­ме­ня­ет­ся пласт­мас­са. По­смот­ри во­круг, и ты уви­дишь, как много вещей сде­ла­но из пласт­мас­сы вме­сто до­ро­го ме­тал­ла и цен­ной дре­ве­си­ны. Топ­ли­во из ка­мен­но­го угля и нефти за­ме­ня­ют дру­гие ис­точ­ни­ки тепла. Стро­ят­ся гид­ро­элек­тро­стан­ции, на ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся силы воды, или силы ветра, или сол­неч­ное тепло. Люди со­би­ра­ют ме­тал­ло­лом, из ко­то­ро­го на за­во­дах вы­плав­ля­ют ме­тал­лы. Ис­поль­зо­ва­ние ме­тал­ло­ло­ма поз­во­ля­ет бе­реж­но от­но­сить­ся к руд­ным по­лез­ным ис­ко­па­е­мым и эко­ном­но их рас­хо­до­вать. Нужно также сле­дить, чтобы без на­доб­но­сти не го­ре­ли га­зо­вые и элек­три­че­ские при­бо­ры, бе­речь тепло в школе и дома в хо­лод­ное время года, не остав­ляя от­кры­ты­ми на­стежь двери в подъ­ез­дах. Сле­ди­те за эко­ном­ным рас­хо­до­ва­ни­ем пи­тье­вой воды, ведь ее очист­ка и до­став­ка по тру­бам в жилые дома, на фаб­ри­ки и за­во­ды невоз­мож­на без ис­поль­зо­ва­ния по­лез­ных ис­ко­па­е­мых.

    Се­год­ня на уроке вы узна­ли о свой­ствах по­лез­ных ис­ко­па­е­мых: из­вест­ня­ка, мра­мо­ра, песка и глины, а также по­зна­ко­ми­лись с тем, как че­ло­век ис­поль­зу­ет в своей де­я­тель­но­сти стро­и­тель­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые.

    источник

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира «Использование полезных ископаемых» 3 класс с использованием технологии развития критического мышления

    На уроке дети знакомятся со свойствами песка и глины, гранита и известняка получают сведения об использовании полезных ископаемых человеком. У них формируется умение работать с текстом учебника, рисунками. На основе проделанных опытов дети учатся делать выводы. Урок проводится в технологии критического мышления. Используются проблемный диалог, приём «Инсерт», составление кластера, приём «Шесть шляп».

    Маева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

    Предмет: окружающий мир, программа «Планета знаний»

    Тема: Использование полезных ископаемых

    Использование технологии развития критического мышления

    на уроках окружающего мира

    Тема: Использование полезных ископаемых

    Цель: сформировать знания об использовании полезных ископаемых человеком

    Задачи: познакомить со свойствами песка и глины, гранита и известняка и использованием их человеком;

    формировать умение работать с текстом учебника, рисунками, проводить опыты и делать выводы;

    Оборудование: Учебник Окружающий мир. 3 класс, часть 1 /Авт. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, АРМ, презентация, песок, глина, гранит, мел, уксус, воронки, чашки, таблички, 6 шляп

    – актуализация имеющихся знаний,

    – пробуждение интереса к получению новой информации,

    –постановка учеником собственных целей обучения

    – Ребята, я вчера шла из школы, а передо мной шли ученики из другого 3 класса и спорили. Первый говорит: «Горные породы лежат под асфальтом улицы, по которой мы идём». Второй возражает: «Горные породы встречаются только в горах».

    – Кто из детей был более внимателен на уроке?

    (Ответ: Прав первый ученик. Горные породы встречаются не только в горах. Они лежат повсюду: под домами, под асфальтом улицы, под слоем почвы лесов, полей, на дне океанов, озёр, морей, рек.)

    – А что такое горные породы?

    (Ответ: Горные породы – это вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами.)

    – Из чего состоят горные породы?

    Наш уральский край очень богат наличием минералов. Здесь находится знаменитый Ильменский заповедник. В прошлом году Кирилл делал проект «В мире камня» в котором рассказал о тех минералах, которые есть у нас.

    Тут один ученик вытаскивает из кармана увесистый камень:

    « Я вот шёл по улице и нашёл какой-то камень. Наверное, это тоже какая-то горная порода. Только я не знаю, какая»

    – Да это же гранит – самое настоящее полезное ископаемое.

    Св. Анат., а что такое полезное ископаемое?

    Ребята, кто знает, что такое полезное ископаемое и для чего они нужны?

    – Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

    Полезные ископаемые и их использование

    – Итак, что нам предстоит сегодня узнать?

    Мы узнаем, что такое полезные ископаемые и как их использует человек.

    1-я часть презентации, загадки

    получение новой информации,

    самостоятельный поиск ответов и открытие для себя истины

    освоение способа работы с информацией

    поддержка целей, поставленных на стадии вызова

    – Итак, начинаем работу. На С. 60 прочитайте первый абзац и сделайте пометы. Используем приём «инсерт»

    (Мы узнали. что полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоёв Земли.

    – Теперь ясно, что человек активно использует полезные ископаемые. Какими же свойствами обладают горные породы, что стали так необходимы человеку?

    Для поиска ответа на этот вопрос мы разделимся на 4 группы:

    1 группа ознакомится со свойствами песка

    2 группа со свойствами глины

    3 группа со свойствами гранита

    4 группа со свойствами известняка.

    (Дети читают статью учебника, обсуждают опыт, делят обязанности и затем каждая группа демонстрирует свою работу)

    Теперь 1 и 2 группы запишут результаты своих исследований в таблицу (у каждого)

    3 и 4 группы запишут результаты своих исследований в таблицу (у каждого)

    Зная об этих свойствах, человек широко использует полезные ископаемые, а вот где – узнайте, прочитав статью в учебнике с. 63-64, используя приём инсерт.

    Обобщим наши знания и составим кластер. Запишем, где и как человек использует полезные ископаемые.

    использование полезных ископаемых

    А теперь посмотрим 2-ю часть презентации. Где применяются полезные ископаемые.

    «Инсерт» — чтение с пометами.

    Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма — представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям «второго уровня». Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

    Создание целостного представления о предмете

    Работа по оценке и самооценке обучаемых в предмете

    Постановка новых целей в учебной деятельности

    Заполните для себя таблицу

    Знаю, как используются полезные ископаемые

    Если вы поставили 4-5 плюсов, это 5

    Если 2-3 это 4. Оцените себя.

    Вы довольны своей работой? И я довольна. Только я забыла вас спросить, а как же добыть-то эти полезные ископаемые?

    Давайте поговорим с вами об этом на следующем уроке.

    Белая шляпа Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Желтая шляпа Необходимо выделить в позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными.
    Черная шляпа Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично и объяснить, почему так произошло.
    Красная шляпа Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. Зеленая шляпа Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Что можно было бы сделать иначе?», «Где применить?»
    Синяя шляпа Это –обобщающая шляпа. Здесь следует обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. За синей шляпой– последнее слово.

    Последнее слово на уроке – мостик к следующему уроку, к следующей теме.

    Заглянем в кладовые Земли

    Строителям – надёжный друг.

    В школе не лежит без дела:

    Он и на стройке и на пляже,

    Он и в стекле расплавлен даже.

    Что такое полезные ископаемые?

    Вся поверхность земли состоит из горных

    пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы

    пишите на доске, уголь – всё это горные породы.

    Все горные породы, полезные для человека,

    так и называются – полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать» говорили в старину) из-под земли.

    источник

    Источники:
    • http://volzsky-klass.ru/o-poleznyx-iskopaemyx-doklad-referat-3-klass/
    • http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-poleznie-iskopaemie-klass-1166414.html
    • http://www.kursoteka.ru/course/4302/lesson/14330/unit/34781
    • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-ispol-zovaniie-polieznykh-iskopaiemykh-3-klass-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia