Меню Рубрики

Нематериальное благо имеющее форму полезной людям деятельности

1. Всё то, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд:

1. Общеэкономические процессы.

2. Наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности:

1. Общеэкономические процессы.

3. Ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ:

1. Общеэкономические процессы.

4. Влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом:

1. Общеэкономические процессы.

5. Экономическая наука разделяет все жизненные блага на группы. Назови их:

1. Общеэкономические процессы.

6. Блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людь-ми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других:

1. Общеэкономические процессы.

7. Средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей:

1. Общеэкономические процессы.

8. Назовите автора строк:

И был глубокий эконом, 1. Липсиц И.В.

Как государство богатеет, 2. Хайек Ф.А.

Не нужно золота ему, 3. Витте С.Ю.

Как мы ни бились, отличить. 4. Пушкин А.С.

Зато читал Адама Смита, 5. Форд Г.

То есть умел судить о том,

Когда простой продукт имеет.

9. Использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме ус-луг, необходимых для производства экономических благ:

10. Фактор производства, все виды природных ресурсов пригодных для производства экономии-ческих благ:

11. Производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и рас-ширения возможностей изготовления, необходимых благ:

12. Сосредоточение определенного вида деятельности в руках человека или хозяйственной орга-низации, которые справляются с нею лучше других:

13. Объём благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресур-сов в течение фиксированного периода времени:

14. Материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо:

15. Нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности:

16. Великий шотландский экономист остроумно подметил: «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой…». Назовите его имя:

3. Витте С.Ю.

17. Отец массового автомобилестроения, человек талантливый, изобретатель:

18. Добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги:

19. Заполни схему «Основные жизненные потребности людей»:

Ключевые слова: Потребность в безопасности; Потребность в лечении; Потребность в пище; Потребность в одежде; Потребность в жилье.

20. Недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить:

21. Превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и про-дажу:

22. Денежная сумма, которая уплачена при покупке или может быть получена при продаже опре-деленного объёма товаров и услуг:

1. Традиционная экономическая система.

23. Ценность для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится не-возможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов:

1. Традиционная экономическая система.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8497 — | 7329 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Материальные и нематериальные блага и услуги. Во всех развитых странах экономика состоит из двух взаимосвя­занных и дополняющих друг друга сфер производства

Во всех развитых странах экономика состоит из двух взаимосвя­занных и дополняющих друг друга сфер производства, направленных на получение благ:

материального, где создается продукт в материально-вещественной форме, например обувь, станки, цемент, уголь;

нематериального, где создаются духовные, нравственные и иные ценности — произведения культуры, искусства, науки и т.п.

Блага— средства удовлетворения потребностей людей. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ. Блага можно классифицировать на:

1)материальные, включающие естественные дары природы (землю, воздух, воду, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты);

2)нематериальные, имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, культура и др. К ним относятся внутренние блага, данные человеку природой — способности к науке, голос, музыкаль­ный слух и т.п., а также внешние блага — то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования прояв­ляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т.д., а с другой -в соответствующем пополнении жизненного расхода. При этом эконо­мический субъект (т.е. человек в хозяйственной деятельностельности стремится действовать рационально — путем сопоставления затрат и выгод. Объясняется такое поведение следующим.

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Часть материальных благ имеется в изобилии и поэтому они всегда доступны для людей (воздух, солнечные лучи, энергия ветра). Такие блага в экономической теории называются свободными или неэкономическими. Пока сохраняются данные условия, эти- блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека, следовательно, они в экономике не изучаются.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода «редкости»). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них по­требности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия человека, направленные на их добывание, приспособление к потребностям. Эти блага называются экономическими (или хозяйственными). От обладания этими благами зависит благосостояние людей, поэтому они обращаются с ними бережно, экономно, расчетливо.

Специфической формой экономического блага являются товары, т.е. продукты труда, создаваемые для обмена (продажи).

До сих пор речь шла только о благах, но процесс производства включает в себя и оказание услуг.

Услуги— это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потреб­ности людей.

Различают материальные и нематериальные услуги. К первому типу можно отнести транспортные, складские, коммунальные, почтовые и другие услуги, ко второму — услуги адвокатов, милиционеров, препода­вателей университетов, артистов и т.п.

Специфической формой экономического блага является товар, т.е. благо, произведенное для обмена. Сейчас важно выяснить, что в процессе хозяйственной деятельности человека производятся блага и услуги, удовлетворяющие определенные потребности людей. Если в про­изведенном продукте (услуге) нет необходимости, нет желающих его приобрести, для него не будет рынка сбыта и производитель не полу­чит никакой выгоды от его производства. В итоге такой продукт производиться не будет

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразные усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение потребностей.

Эта деятельность осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке, в экономической среде. Различают есте­ственную и социальную среду. Это объясняется тем, что в своей хозяй­ственной деятельности люди ограничены и обусловлены, во-первых, природой, во-вторых, общественной организацией.

Естественная среда определяет естественные условия хозяйство­вания. Сюда относятся климатические и почвенные условия, количество населения, качество питания, жилища, одежды, условия наследственности и др. Как известно, площадь земного шара равна 510,2 млн. кв. км, причем большая часть (3/4) приходится на воду. При этом различны почвенные и климатические условия земной коры, неодинаков объем полезных ископаемых, разнообразны флора и фауна. Все это обусловливает определенные условия хозяйствования.

Влияние естественной среды на хозяйственную деятельность бе­зусловно, однако не следует его абсолютизировать. Организм человека может приспособиться к тем или иным условиям. По мере развития знаний людей о природе и обществе повышается способность поставить естественные силы природы на службу человеку.

Хозяйственная деятельность осуществляется в рамках определен­ной социальной среды, т.е. принятых в обществе определенных «правил игры». К ним относятся: законы, устанавливающие отношения собственности, правила хозяйствования, регламентирующие условия трудовой деятельности, а также различные государственные организации, партии, профсоюзы. Например, замена бюрократической системы хозяйствования, присущей социализму, рыночными отношениями освобождает производителей от гнетущего чувства подчинения, зависимости, пробуждает в них личную инициативу, деловой размах.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2426 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Благом называют средство, которое прямо или косвенно

удовлетворяет потребности людей. [1]

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями, как здоровье, деловые качества человека, его способности и т.д. А. Маршалл называл их «внутренними благами»; они заключены в самом человеке, а услуга направлена на других. Услуга — нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают. Обеспеченность населения услугами считается важнейшим показателем социально- экономического развития общества.

В зависимости от назначения экономические блага делятся на потребительские, или конечные продукты и услуги, и производственные, или промежуточные (косвенные). Последние используются на первой стадии производства для получения потребительских благ — это средства производства — сырье, материалы, станки, машины, оборудование. Потребительские блага окончательно покидают процесс производства и поступают в личное потребление населения. Они включают также услуги, предназначенные человеку.

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные. Частные — предоставляются потребителям с учетом их индивидуального спроса. Такое благо делимо, и каждая его единица может быть потреблена только одним человеком (продукты питания, одежда, жилье и т.д.). Эти блага принадлежат индивиду на правах частной собственности, могут наследоваться и обмениваться.

Общественные или коллективные блага не находятся в частной собственности, а производятся для совместного потребления. Это услуги государственной администрации, предприятий здравоохранения, просвещения, дороги, мосты, общественный транспорт и прочие тому подобные блага. В рыночной экономике, где основная часть благ продается и покупается, их называют товарами и услугами. Следовательно, товар — это благо, которое продается и покупается. Среди благ выделяют взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Первые называют субститутами. Это блага, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и могут замещать друг друга в процессе потребления (например, мясо-рыба). Взаимозаменяемыми (товарамисубститутами) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, газ и нефть; металл и пластмассы и т.д. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса на другой, и наоборот.

Если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной (чай и кофе, рыба и мясо. ).

Взаимодополняемые блага — комплементы, дополняют друг друга в процессе потребления (например, стол-стул). Взаимодополняемость может быть абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага (лыжи и крепления к ним), и относительной (чай и сахар, автомобиль и бензин). Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса на другой, и наоборот.

Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один

из них и спросом на другой существует обратная связь.

При этом товары делятся на нормальные и низшие блага. Нормальные — это те, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния потребителей, а низшие блага — с противоположной закономерностью, т.е. при росте дохода их потребление снижается, а при уменьшении дохода — увеличивается (например, хлеб, картофель и т.д.).

Классификация экономических благ и их взаимосвязь приведены на рис. 1.5.

Экономические блага ограничены. Это означает следующее:

  • • их недостаточно для удовлетворения всех потребностей населения;
  • • их объем может быть увеличен только за счет расхода ресурсов производства,
  • • блага приходится тем или иным образом распределять.

Большинство экономических благ создается в процессе

Рис. 1.5. Классификация экономических благ и их взаимосвязь

Глава 1. Введение в экономическую теорию

Производство — это процесс создания экономического блага.

Все общественное производство принято делить на две сферы:

  • сферу материального производства, включающую в себя производство благ в материально-вещественной форме (уголь, обувь, станки, ткани, продукты питания и т.д.) и оказание услуг материального характера (транспорт, почта, химчистка, прачечная и др.);
  • непроизводственную сферу, объединяющую духовную, интеллектуальную деятельность, результатом которой служат нематериальные блага и услуги нематериального характера.

Таким образом, конечная цель всякого производства — удовлетворение потребностей людей. Сам процесс удовлетворения потребностей относится к потреблению. Для того чтобы произвести какие-либо блага, необходимы ресурсы, факторы производства.

источник

тема: ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

1. Всё то, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд:

1. Общеэкономические процессы.

2. Наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности:

1. Общеэкономические процессы.

3. Ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ:

1. Общеэкономические процессы.

4. Влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом:

1. Общеэкономические процессы.

5. Экономическая наука разделяет все жизненные блага на группы. Назови их:

1. Общеэкономические процессы.

6. Блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людь-ми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других:

1. Общеэкономические процессы.

7. Средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей:

1. Общеэкономические процессы.

И был глубокий эконом, 1. Липсиц И.В.

Как государство богатеет, 2. Хайек Ф.А.

Не нужно золота ему, 3. Витте С.Ю.

Как мы ни бились, отличить. 4. Пушкин А.С.

Зато читал Адама Смита, 5. Форд Г.

То есть умел судить о том,

Когда простой продукт имеет.

9. Использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме ус-луг, необходимых для производства экономических благ:

10. Фактор производства, все виды природных ресурсов пригодных для производства экономии-ческих благ:

11. Производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и рас-ширения возможностей изготовления, необходимых благ:

12. Сосредоточение определенного вида деятельности в руках человека или хозяйственной орга-низации, которые справляются с нею лучше других:

13. Объём благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресур-сов в течение фиксированного периода времени:

14. Материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо:

15. Нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности:

16. Великий шотландский экономист остроумно подметил: «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой…». Назовите его имя:

17. Отец массового автомобилестроения, человек талантливый, изобретатель:

Читайте также:  Что приготовить полезного на ужин

18. Добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги:

19. Заполни схему «Основные жизненные потребности людей»:

Ключевые слова : Потребность в безопасности; Потребность в лечении; Потребность в пище; Потребность в одежде; Потребность в жилье.

20. Недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить:

21. Превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и про-дажу:

22. Денежная сумма, которая уплачена при покупке или может быть получена при продаже опре-деленного объёма товаров и услуг:

1. Традиционная экономическая система.

23. Ценность для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится не-возможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов:

1. Традиционная экономическая система.

тема: ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1. Форма организации хозяйственной жизни общества, различающейся по способу координации фирм и государства и типу собственности:

1. Традиционная экономическая система.

2. Способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем, владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существу-ющими традициями:

1. Традиционная экономическая система.

3. Заполни схему «Основы капиталистической экономической системы»:

Ключевые слова: Рынки ресурсов и товаров; Право частной собственности; Частная хозяйственная ини-циатива.

4. Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собствен-ности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков:

1. Традиционная экономическая система.

5. Признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться отдельным объёмом (частью) любых видов экономических ресурсов:

1. Традиционная экономическая система.

6. Экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограни-ченных ресурсов:

1. Эластичность спроса по цене.

3. Командная экономическая система.

7. Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собствен-ности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям органов управления и в соответствии с планами:

1. Эластичность спроса по цене.

3. Командная экономическая система.

8. Способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства:

1. Эластичность спроса по цене.

3. Командная экономическая система.

5. Смешанная экономическая система.

9. Выдающийся творец российской экономики, игравший главные роли в правительствах импера-торов Александра III и Николая II , вошедший в историю как защитник рубля и вдохновитель рос-сийской индустриализации:

10. Заполни схему «Основные элементы смешанной экономической системы»:

I – сфера действия рыночных механизмов.

II – сфера действия командных механизмов, то есть контроля со стороны государства.

Ключевые слова: Перераспределение доходов и ресурсов; Ослабление внешних эффектов; Рынки ресур-сов и товаров; Создание общественных благ; Право частной собственности; Частная хозяйственная ини-циатива.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Потребности людей удовлетворяются с помощью благ.

Благо– это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги. Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают.

Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, подразделяются на безграничные – даровые блага природы и ограниченные (экономические), большая часть которых создается в процессе производства.

– их недостаточно для удовлетворения всехпотребностей людей;

– объем благ может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства;

– блага приходится тем или иным образом распределять.

Примеры благ – продукты питания (хлеб, масло, мясо, молоко и т.д.), другие предметы потребления (одежда, автомобили и т.п.), определенные явления или процессы в природе (солнечный свет, вода из родника, воздух).

С учетом приведенного нами определения в особую категорию выделяются антиблага, или блага со знаком «минус». Антиблаго – это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить, что они считают вредным.

Примеры антиблаг – выхлопные газы, кислотные дожди, ураганы, шумы двигателей, магнитные бури, снежные заносы и т.д.

Как можно заметить, термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.

При определении категории «благо» необходимо принять во внимание два следующих аспекта.

Иногда приходится выбирать не среди благ, а среди антиблаг («из двух зол выбирать меньшее»). В нашей стране людям именно так нередко приходится поступать при проведении всевозможных выборов (непростая задача – отобрать из числа недостойных более достойных).

Нет и не может быть единого мерила (что такое «хорошо» и что такое «плохо»). То, что один человек воспринимает как благо, другой может считать антиблагом. Как известно, изделия, содержащие никотин, алкоголь, наркотические и иные вещества, воздействующие на психику человека, их потребителями обычно воспринимаются как благо, а окружающими – часто как зло.

В современной экономике разнообразие обращающихся в ней благ чрезвычайно велико. Поэтому блага целесообразно классифицировать по различным критериям.

На основе объектной классификации благ можно выделить следующие их виды (группы).

Материальные и нематериальные блага.

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).

Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека или определяющие его статус (в частности, социальный). Одна (видимо, основная) их часть создается в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и т.д.), другая – связана преимущественно с образом (условиями) жизни конкретного человека.

Экономические блага подразделяются на две большие группы:

потребительские блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье и т.п.);

средства производства – блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, оборудование, полезные ископаемые).

Далее, все блага можно подразделить на долговременные, предполагающие многократное использование, и краткосрочные, предназначенные для одноразового применения.

Дата добавления: 2017-01-29 ; просмотров: 553 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Например, в высокоразвитых странах потребность в умении читать, писать относится к первичным потребностям, а в отсталых странах – к потребностям вторичным.

Широко известна классификация потребностей, разработанная американским ученым А. Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой – физиологические потребности. Над ними возвышаются духовные потребности человека

Рис. 3.1. Пирамида потребностей А. Маслоу

Согласно А. Маслоу первые две нижние группы потребностей – это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка неактуальны (три верхние группы потребностей).

По мере развития общества потребности людей постоянно расширяются и усложняются, при этом возрастает доля духовных, интеллектуальных потребностей.

Возрастание потребностей создает постоянный стимул к производительному труду.

Потребности людей удовлетворяются с помощью благ.

Благо – это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги. Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают.

Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, подразделяются на безграничные – даровые блага природы и ограниченные (экономические) , большая часть которых создается в процессе производства.

Экономические блага ограничены – это означает, что:

– их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей;

– объем благ может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства;

– блага приходится тем или иным образом распределять. Экономические блага подразделяются на две большие группы:

− потребительские блага , непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье и т.п.);

− средства производства – блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, оборудование, полезные ископаемые).

Далее, все блага можно подразделить на долговременные , предполагающие многократное использование, и краткосрочные, предназначенные для одноразового применения.

Многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга. В связи с этим различают:

− взаимозаменяемые блага – блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (нефть – газ, маргарин – масло, дерево – кирпич и т.п.) При этом взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной), когда одно благо может полностью заменить другое (шариковая – капиллярная ручка; конфеты – сахар – варенье

и т.п.), и относительной, когда блага в большей или меньшей степени могут быть приравнены друг к другу (натуральные и искусственные ткани, розы и гвоздики, бензин или мазут);

− взаимодополняющие (комплиментарные) блага – блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон

и кассета, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин и т.п.). Взаимодополняемость может быть жесткой (абсолютной) и относительной. В первом случае одному благу должно соответствовать определенное количество другого блага (магнитофон – кассета), во втором – такая жесткая определенность отсутствует (кофе и сахар, рубашка и галстук).

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

1. Что такое потребность? Что влияет на формирование потребностей? Как можно сгруппировать потребности?

2. Проанализируйте пирамиду потребностей А. Маслоу.

3. Как развиваются потребности?

4. Что такое блага? Какие блага являются экономическими? Как их можно сгруппировать?

5. Охарактеризуйте взаимозаменяемые блага и взаимодополняемые блага.

3.2. Производство и факторы производства

Большинство экономических благ создается в процессе производства. Производство – это процесс создания экономического блага и сопутствующее ему преобразование ресурсов. (Ресурсы – это все то, что затрачивается на производство товаров и услуг.)

Все производство принято делить на две сферы:

− сферу материального производства , включающую производство благ в форме (уголь, обувь, станки, ткани и т.п.) и оказание услуг материального характера (транспорт, почта, химчистка, прачечная и т.п.);

− непроизводственную сферу, включающую духовную, интеллектуальную деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины), и оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, культура и т.п.).

Схематично структуру производства можно представить следующим образом:

Блага, создаваемые в производстве, служат средством удовлетворения потребностей. Таким образом, конечной целью всякого производства являются потребности людей. Сам процесс удовлетворения потребностей – это

Для того чтобы произвести блага, необходимы ресурсы. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называются факто-

рами производства. Основные факторы производства – это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность.

Труд ( L ) – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги.

Земля ( T ) – все природные ресурсы, которые используются в производстве. Когда о земле говорят как о факторе производства, то имеют в виду пахотные и другие земли, леса, полезные ископаемые, воду и т.п.

Капитал ( C ) – товары длительного пользования, используемые для производства других товаров. К капиталу относят: здания, сооружения, станки, оборудование и другие средства производства. Капитал позволяет увеличить отдачу земли и труда в производственном процессе.

Предпринимательская деятельность ( E ) – целесообразная деятель-

ность людей, направленная на получение прибыли. Функции предпринимателя в производстве состоят в:

− соединении факторов производства в одном производственном процессе;

− нахождении наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов;

− принятии на себя риска (предприниматель рискует своим капиталом, деньгами, авторитетом и т.п.)

Все факторы производства можно рассматривать как:

− вещественные , или имущественные (земля и капитал);

− личные (труд и предпринимательская деятельность).

Личные факторы производства воплощают в себе как врожденные способности людей, так и приобретенные ими в процессе обучения и практической деятельности знания, умения, навыки. Эти интеллектуальные способности и практические навыки людей, увеличивающие их производственные возможности, образуют человеческий капитал . Вложения в человеческий капитал (образование, переподготовку, повышение квалификации кадров) приобретают особое значение в современном мире. Отдача от вложений в человеческий капитал превышает отдачу от вложений в вещественные факторы производства, поэтому темпы роста вложений в личные факторы производства сегодня превышают темпы роста вложений в вещественные факторы производства.

Сразу необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются фактором производства. Из денег нельзя ничего сделать, но они являются необходимым условием приобретения факторов производства. Денежные средства используются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе.

Проблема производства состоит в том, что человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеется ограни-

ченное количество ресурсов . Ограниченность ресурсов – объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного поведения людей. В каждый момент жестко фиксировано количество трудовых, природных,ресурсов, которые могут принимать участие в производстве. Ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что потребности постоянно возрастают, давая импульс производству новых товаров и услуг, требующих новых ресурсов.

Читайте также:  Витамины полезные для глаз

Следствием ограниченности ресурсов становится:

− необходимость решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов;

− появление конкуренции, соперничества, состязательности за доступ к более эффективным ресурсам;

− необходимость эффективного и по возможности полного использования ресурсов общества;

− возможность возникновения уравнительного распределения ресурсов (рационирование).

1. Что такое процесс производства? Какие отрасли народного хозяйства Вы отнесете к сферам материального и нематериального производства?

2. Какие ресурсы необходимы для организации производства? Охарактеризуйте каждый из них. Как группируются все факторы производства?

3. Являются ли деньги фактором производства?

4. Как Вы понимаете тезис об ограниченности ресурсов? Она абсолютна или относительна?

5. Какие проблемы возникают в связи с ограниченностью ресурсов?

3.3. Производственные возможности

Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор: какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, использовав кривую производственных возможностей (КПВ).

Кривая производственных возможностей – график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства двух альтернативных видов экономических благ. (Альтернативный – допускающий одну из двух или нескольких возможностей.)

Разберем хрестоматийный пример. Предположим, что общество нуждается в производстве двух продуктов – масла и пушек.

Возможные объемы производства двух продуктов при полном использовании ограниченных ресурсов представлены в табл. 1.1.

Альтернативные возможности производства масла и пушек

Отложив на осях координат два товара и соединив точки, отражающие разные сочетания объемов производства этих продуктов, мы получим кривую производственных возможностей (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Кривая производственных возможностей

Анализ кривой производственных возможностей (см. рис. 3.2) позволяет сформулировать ряд важнейших экономических положений.

1. Закон замещения , который гласит, что при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению другого. Действительно, мы видим, что с увеличением производства масла выпуск пушек сокращается, и наоборот.

Для иллюстрации действия закона замещения часто приводят следующий пример. В СССР накануне начала Великой Отечественной войны гг.) существовала полная занятость, все трудовые ресурсы использовались полностью, безработицы не было. Когда началась война, увеличить производство военной продукции можно было только сократив производство гражданской. В США перед войной (1939 г.) трудовые ресурсы недоиспользовались, безработица достигала 17,2%. С началом Второй мировой войны США смогли увеличить производство и военной, и гражданской продукции. К 1944 г. безработица сократилась до 1,2%.

2. Если производство находится внутри КПВ, в точке N , это значит, что имеющиеся ресурсы используются не полностью: есть возможность увеличить производство и пушек, и масла. Точка N свидетельствует о недопроизводстве , неэффективном использовании ресурсов.

3. Точка М при данных ресурсах и имеющейся технологии для производства недостижима. Но это совсем не означает, что производственные возможности не могут увеличиться. Существует два способа расширения производственных возможностей: увеличение количества используемых ресурсов (экстенсивный путь) и совершенствование технологии, НТП, позволяющие при данных ресурсах производить больше благ (интенсивный путь).

4. Любое производство является эффективным , если оно обеспечивает полное использование ресурсов, следовательно, любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, является эффективной. Распределение ресурсов, при котором невозможно увеличить выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого, называется Паре-

или (Это положение впервые было сформулировано в работах итальянского экономиста Вильфредо Парето гг.) и широко используется в экономической теории.)

Предположим, что фирма располагает определенным станочным парком и определенным количеством работников и выпускает два продукта. Если станочный парк используется полностью, все работники загружены, то, чтобы увеличить производство одного продукта, придется сократить производство другого. Если можно увеличить производство одного продукта, не сократив производства другого, это значит, что имеющиеся ресурсы недоиспользуются, т.е. производство неэффективно.

5. Поскольку увеличение производства одного продукта ведет к сокращению производства другого, то стоимость (издержки производства) одного продукта может быть выражена в количестве продукта, от которого приходится отказаться в связи с производством первого. Так, из рис. 3.2 следует, что увеличение производства масла с нуля до 2 млн. т «обошлось»

в 3 тыс. пушек, от производства которых пришлось отказаться. Можно сказать, что 2 млн. т масла стоят 3 тыс. пушек. В экономике такая стоимость или такие издержки производства называются вмененными, или альтернативными.

Альтернативные (вмененные) издержки производства, или издержки упущенных возможностей – это издержки производства или стоимость одного товара, выраженная в количестве другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара.

6. Вы, наверное, обратили внимание (рис. 3.2) на то, что каждые два последующие миллиона тонн масла обходятся все дороже и дороже.

Первые 2 млн. т стоили 3 тыс. пушек; вторые 2 млн. т – уже 6 тыс. пушек; третьи 2 млн. т – 9 тыс. пушек; четвертые 2 млн. т – 9 тыс. пушек.

Почему? Почему кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму? Дело в том, что здесь четко проявляется действие одного из важнейших экономических законов – закона убывающей отдачи, или закона возрастающих вмененных издержек производства. Закон возрас-

тающих альтернативных (вмененных) издержек производства гласит:

в условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться от все возрастающего количества других товаров.

Объясняется это тем, что при увеличении производства масла приходится использовать ресурсы, технологически приспособленные для производства пушек и непригодные для производства масла. Причем чем больше масла мы хотим произвести, тем менее пригодные для этого ресурсы нам приходится использовать.

Таким образом, в силу того, что в разных процессах производства ресурсы обладают разной производительностью, переключение их из одной сферы применения в другую обусловливает возрастание вмененных издержек производства.

1. Что такое кривая производственных возможностей? В чем суть закона замещения? При каких условиях он действует?

2. Как можно охарактеризовать состояние экономики, если она находится в точке, расположенной внутри КПВ?

3. Как можно расширить производственные возможности? Что происходит, если КПВ сдвигается вправо, влево?

4. Какое производство считается эффективным? Что такое тивность?

5. Что такое альтернативные издержки производства?

6. Почему КПВ выпукла вправо вверх? В чем суть возрастающих вмененных издержек? Почему и при каких условиях они возрастают?

3.4. Проблема выбора и экономические системы

Ограниченность производственных возможностей (ресурсов, которые могут быть использованы в процессе производства) порождает проблему альтернативности их применения и поиска лучшего сочетания факторов производства, т.е. проблему выбора , которая стоит не только перед обществом в целом, но и перед каждой фирмой, семьей, отдельным человеком.

Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики :

Что и сколько производить – какие товары и услуги и в каком количестве должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

Как производить – при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий и способов организации производства должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения или третий вопрос – для кого производить , кто будет потреблять произведенные товары?

Эти три вопроса обычно формулируются как: » Что? Как? Для кого? «.

Ответы на эти вопросы зависят от существующей в обществе экономической системы. Экономическая система – это набор организационных механизмов, с помощью которых происходит распределение ограниченных ресурсов общества, необходимых для удовлетворения потребностей людей. Характер экономической системы зависит от формы собственности на факторы производства и от механизма координации (согласования) действий отдельных хозяйствующих субъектов.

В зависимости от сочетания этих двух признаков принято выделять следующие экономические системы (экономики).

Традиционная экономика – экономическая система, в которой господствует частная собственность, а традиции, обычаи, опыт определяют, что производить, как использовать производственные ресурсы. Традиционная экономика была характерна для средневековой Западной Европы, сегодня такие экономические системы существуют в некоторых слаборазвитых странах. Техника производства, обмен, распределение доходов базируются на освященных столетиями обычаях. Технический прогресс с большими трудностями проникает в такие системы, так как вступает в противоречия с традициями.

Командная (плановая) экономика – экономическая система, которая базируется на государственной собственности и в которой ответы на все основные вопросы экономики дает государство. Все ресурсы составляют собственность государства, и именно оно координирует действия хозяйствующих субъектов: распределяет ресурсы

между отраслями и предприятиями, определяя, что производить, какими способами производить, как распределять произведенные товары. Все эти решения принимаются на основе долговременных планов, часто приводящих к отрыву производства от непрерывно меняющихся потребностей общества.

Рыночная экономика – экономическая система, базирующаяся на частной собственности на факторы производства и на решениях, принимаемых частными лицами и фирмами, преследующими индивидуальные цели самостоятельно, независимо друг от друга. Независимые решения отдельных экономических субъектов координируются рынком. Рынок же и дает ответы на основные вопросы экономики.

Смешанная экономика . Необходимо отметить, что в чистом виде рыночная экономика не существует. В каждой даже самой «разрыночной» экономике государство выполняет определенные регулирующие функции, принимая участие в решении основных экономических проблем. В современных условиях государство часто берет на себя производство продуктов, невыгодных частному бизнесу, но необходимых обществу; всячески стимулируяпрогресс, оно влияет на выбор способов производства; решая социальные проблемы, оно корректирует рыночное распределение продукта. Таким образом, для большинства развитых стран сегодня характерна смешанная экономика, которая регулируется рыночным механизмом и государством.

Наряду с устоявшимися, сложившимися экономическими системами сегодня в мире существуют страны с переходными экономиками – экономическими системами, которые характеризуются наличием старых экономических форм, элементами новых, а также смешанных (переходных) форм и отношений. Наглядным примером переходной экономики служит экономика бывших социалистических стран, в том числе России, осуществляющих переход от плановой к смешанной экономике.

1. В чем суть проблемы выбора и почему она возникает?

2. Что такое экономическая система и каковы ее основные признаки?

3. Как на основные вопросы экономики отвечает традиционная экономика?

4. Каковы основные черты командной экономики и как она отвечает на вопросы «Что? Как? Для кого?»

5. Охарактеризуйте рыночную экономику и способы ее ответа на основные экономические вопросы.

6. В чем отличия смешанной экономики от командной и рыночной?

источник

Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.

4.Разделение труда и специализация.

Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного продукта, как правило, распределяется между определенным количеством людей. Рассмотрим ситуацию. Мебельная мастерская получила заказ на изготовление стола. Процесс производства делится на отдельные виды работ, или операции: изготовление деталей изделия; обработка деталей; сборка изделия из деталей. Отдельный работник может сосредоточиться на одном виде работ или на одной операции, а остальные операции будут выполняться другими работниками. Вопрос. Как вы думаете, такое разделение труда как влияет на производство? Разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками, называется разделением труда. Итак, если одни работник, выполняя все операции, делал в день не более 20 булавок, то 10 работников в условиях разделения труда изготавливали 48 000 булавок в день, подняв тем самым производительность труда на одного рабочего в 240 раз. Это позволило Л. Смиту утверждать, что «разделение труда в любом ремесле, и каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда». Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация».

Специализация — это сосредоточение деятельности на относительно узких

направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ, и, прежде всего, того ресурса, который мы называем трудом.

Социальная структура российского общества.

Социальные сферы:

Экономическая

Политическая

Иеархическая лестница:

1.Высший слой

Средний слой Старта

Нижний слой

Большие социальные группы образуют Иеархическую лестницу, подобная земной почве. Такая вертикаль получила название стартификация, всё вместе это социальная структура.

Социальные группы:

Общственная

Отрасли экономики

В отрасли материального производства входят: промышленность; сельское хозяйство; лесное хозяйство.

К отраслям социально-культурной ориентации, сферы услуг относят: культуру; образование; здравоохранение; социальное обеспечение; строительство; транспорт (перевозки); связь; торговлю; общественное питание; материально-техническое обеспечение науку; управление;жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения.

Задания ко 2 вопросу.

№3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, объединены общей темой. Найдите, укажите термин, выпадающий из общего ряда, объясните почему.

Промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, торговля.

Ответ: здравоохранение лишнее слово, все остальное это промышленность

1-На уроках истории вы неоднократно убеждались в том, что с течением времени усложняются формы общественного устройства, меняется образ жизни людей, совершенствуются технологии. Это свидетельствует о развития общества. При этом источники развития находятся в самом обществе. Рассматривая крупные события, социальные процессы, ведущие к преобразованию общественной жизни, мы всегда выявляли их причины, основные движущие силы. Многие историки, философы, социологи поддерживали идею эволюционного развития. Иной взгляд на проблему отстаивали последователи марксизма. Согласно этому учению решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Изменения, большие или малые, в обществе происходят всегда. Революция-это попытка внесения изменений в ход общественного развития. Другой формой сознательного преобразования общества выступают реформы. Вместе с тем реформа отличается от революции более мягким характером воздействия га общественные отношения, а также большей продуманностью и организованностью со стороны властей. Важнейшей чертой развития современного общества является его глобализация. Сам этот термин в значении усиления связей и взаимосвязей людей, народов, государств стал использоваться в науке сравнительно недавно. Глобализация проявляется в различных сферах жизни, но более всего затрагивает экономику.

Предпринимательство-самостоятельная, инициативная, деятельность людей, направленная на получении прибыли. Многие ученные-экономисты называют в качестве отличительных признаков предпринимательства следующие: хозяйственное новаторство, экономическую свободу участников, инициативу и поиск. Постоянные изменения ситуации на рынках, колебания цен, конкуренция неизбежно порождают риск и угрозу потерь. Поэтому предприниматель постоянно ищет новые способы действий, которые могут его привести к успеху.

Читайте также:  Чем полезны занятия спортом

Во-первых, предпринимательство способствует привелечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства.

Во-вторых, появления широкой сети малых и средних предприятий способствует развитию многочисленных рабочих мест.

В-третьих, активные участники предпринимательской деятельности являются крупнейшими и основными налогоплательщиками.

Предпринимательство, осуществляемое без привлечения наёмного труда, регестрируя как индивидуальная трудовая деятельность.

Предприятие- самый древний и простой с точки зрения учереждения, ведения и ликвидации тип предпринимательства.

Товарищество- объединение двух или более лиц для организации и совместного ведения дела.

Акционерное общество- Хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств путём продаж акций.

Малое предприятие- предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительной объёмом выпускаемой продукции.

В повседневной жизни обществом иногда называют группу людей; обществами называют также некоторые добровольные объединения людей для какой-либо деятельности.

В науке обществом называют человечество или часть мира, отличающуюся от природы. Общество понимается как непрерывно развивающееся, имеющее прошлое, настоящее и будущее, не зависящее от какого-либо желания, и вступление в него не происходит по заявлению.

Общество – это исторически сложившаяся в процессе совместной деятельности совокупность связей и отношений между людьми.

Структура общества сложна. В него входят большие и малые группы людей. По мере развития общества всё более сложными и многообразными становятся взаимодействия и взаимоотношения между отдельными индивидами, большими и малыми группами. Взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности, называются общественными отношениями.

Каждый человек входит в ту или иную общественную группу, принадлежит той или иной нации, является членом нескольких коллективов. И он неизбежно вступает в существующие общественные отношения, являющимися характерной чертой общества. В ходе развития эти отношения и облик общества меняются.

Задание к 1 вопросу

Одной из сфер жизни является социальная сфера. Взаимосвязь основных элементов этой сферы создаёт социальную структуру общества. Чаще всего такими элементами считаются большие социальные группы: классы, социальные слои, профессиональные группы и др.

Эти группы создают иерархическую систему: высшие, средние, низшие классы. Подобная вертикаль напоминает расположенные друг над другом слои воздуха в атмосфере. В естественных науках такая вертикаль получила название стратификации (страта – слой). Этот термин стал использоваться в обществознании для обозначения социального расслоения общества. Его графической моделью может послужить пирамида: небольшой по численности верхний слой, более многочисленные средние классы и количественно преобладающие низшие группы. Однако для современных экономически развитых стран графической моделью выступает ромб, в котором более 60% составляют средние классы.

Данное расположение социальных групп свидетельствует о социальном неравенстве, которое определяется как неодинаковый доступ к основным ресурсам. Главными критериями разделения общества на страты социологи считают доход, власть, образование и престиж.

Проблема социального неравенства является в современном обществе одной из наиболее важных. Объяснения причин этого явления различны. Согласно одной точке зрения в любом обществе есть особо важные и ответственные функции, которые выполнять может ограниченное число людей. Для этого социальная стратификация будет полезна, поскольку обеспечивает нормальную жизнедеятельность и развитие. Существует и другая позиция, которая считает социальное расслоение результатом несправедливого общественного устройства и предлагает ликвидировать социальное расслоение уничтожением частной собственности.

В процессе взаимодействий между людьми возникают многочисленные социальные группы. Существуют различные определения понятия «социальная группа». Одни определяют её как совокупность людей, занимающих одну и ту же позицию в обществе или выполняющие одну и ту же роль. Другие подчёркивают, что группа – это собрание людей, взаимодействующих определённым образом на основе взаимных ожиданий соответствующего поведения.

Признаками социальной группы можно считать: наличие взаимодействий между некой совокупностью людей; регулирование отношений между определёнными правилами, ожиданиями соответствующего поведения; осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими.

Различают большие и малые группы, первичные и вторичные, формальные и неформальные.

Большие и малые группы различаются в размерах объединения.

Первичные и вторичные группы подразделяют по характеру взаимодействия. В первичных группах люди регулируют отношения преимущественно групповым мнением, сложившимися оценками. Во вторичных они выступают в своих функциональных предназначениях.

Группы со своей конкретной общественной задачей, структурой, разделением функций, отделением руководства от непосредственных исполнителей называются формальными. В неформальной нет начальников и подчинённых, каждому интересно мнение других, здесь ценят не столько за производственные успехи, сколько за душевные качества.

В обществе люди и социальные группы занимают разное положения. Это означает, что различны и их интересы, которые могут оказаться прямо противоположными, что влечёт за собой конфликты (от латинского conflictus – столкновение).

Первым этапом конфликта является возникновение конфликтной ситуации и обозначение противостоящих групп. Следующий этап – обострение противостояния с применением различных средств. Заключительным этапом становится разрешение конфликта. При умелом его разрешении происходит улучшение ситуации и открываются возможности для дальнейшего развития.

Задание ко 2 вопросу

1) Социальная структура в современном западном обществе;

2) Критерии различия между людьми;

4) Состав среднего и низшего классов;

5) Снижение роли классовых различий в современном обществе.

Богатство включает недвижимость, сбережения и акции.

1) Представители мелкого и среднего бизнеса;

2) Специалисты высокого класса;

3) Служащие различных категорий.

1) Власть, образование, престиж.

2) рабочие в нефтегазовой области и банковские служащие;
владельцы предприятий и управляющие в крупных компаниях.

1) Отрицательный ответ на поставленный вопрос;
2) Фрагмент текста: «Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом».

1) Согласие или несогласие с приведённым выводом;
2) В случае согласия может быть указано:
— уровень жизни рабочего класса в экономически развитых странах в XX столетии существенно возрос;
— наблюдается тенденция к более равномерному распределению богатства: об этом говорят приведенные в тексте данные о росте числа владельцев акций.
В случае несогласия с приведенным выводом может быть указано:
— разрыв в доходах и богатстве высших и низших классов остается очень большим;
— преимущественный доступ к власти и управлению по–прежнему имеют представители высших классов.

Развитие общества. Основные закономерности развития общества.

Многие философы, социологи, историки поддерживали идею эволюционного развития. Сторонники эволюционизма подчеркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества. Отрицать эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится, но вместе с тем нельзя проводить прямых аналогий между обществом и природой, ведь история знает примеры регресса, упадка, возврата к более примитивным формам развития.

Иной взгляд на проблему отстаивали последователи марксизма, согласно этому учению решающую роль в обновлении общества играют социальные революции.

Другой формой сознательного преобразования общества выступают реформы. Реформа отличается от революции более мягким характером воздействия на общественные отношения, а также большей продуманностью и организованностью среди властей. Если революции принято считать порывом широких масс, т.е. движение «снизу», то реформы проводятся «сверху».

Другой важнейшей чертой развития современного общества является его глобализация – усиление связей и взаимозависимостей людей, народов, государств. Глобализация проявляется в различных сферах жизни, но более всего затрагивает экономику.

Еще одна особенность развития современного мира – информацион-ная революция.

Роль государства в экономике.

Государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственные рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества.

Основные экономические задачи, решаемые государством:

1) Перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций;

2) Защита прав собственности;

3) Перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;

4) Забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу;

5) Регулирование трудовых отношений;

6) Организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах.

Налоги являются главным источником средств для государства. Налог— это обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.

Налоги делятся на прямые (взимаемые с какого-то дохода или имущества в установленном размере) и косвенные (налоги на продажу товаров и услуг).

Государственный бюджет — это сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Гос. бюджет – это денежный фонд правительства, с помощью которого государство влияет на экономические процессы.

№1. 1) промышленной революцией.

C2. Уровни экономики гос-ва – макроэкономика и микроэкономика. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, ее составляющих.

C5. «Уровень безработицы и инфляции, налоговая и таможенная политика правительства оказывают существенное влияние на экономические «правила игры», по которым живут предприятия.»

№1. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание 2) искусство 3)наука 4) культура

А. Музей — это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Б. Музей — это учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для I общественного использования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Прочитайте текст и выполните задания С3, С4.

Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы. Социальные нормы — это правила поведения общего характера, их требования не к конкретному лицу, а ко многим людям.

Социальные нормы, действующие в обществе, подразделяются по способу их происхождения (создания), по средствам охраны их от нарушений. На основании этого различаются нормы морали, нормы права, нормы общественных организаций. С точки зрения их содержания выделяют нормы политические, технические, трудовые и др.

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе субъекта, их к себе человек предъявляет сам. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности заданы человеку извне, являются требованиями общества к субъекту. С точки зрения других, происхождение нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о зле, чести, совести, справедливости.

Нормы права и морали отличаются друг от друга по происхождению, по форме применения, по способу охраны от нарушений, по степени детализации. Нормы права устанавливаются государством. Нормы морали и права органически взаимодействуют между собой. Требования государственной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют при решении конкретных юридических дел, Нарушение правовой нормы вызывает естественное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. (В.Н. Хропанюк)

С1. Составьте план текста. Для этого выделит смысловые фрагменты текст и озаглавьте каждый из них

1.Что такое социальные нормы?

4.Отличия норм права и морали

C2 Укажите три основания, лежащие в основе выделения социальных норм.

Приведите три любых вида социальных норм, упомянутых в тексте.

Используя обществоведческие знания, назовите ещё один вид норм.

С3 По каким признакам различаются моральные и правовые нормы? (Укажите 4 признака.)

2. Право для определённого вида лиц.

3. Моральные нормы не имеют обязательного характера, хотя общество и государство приветствуют их выполнение.

  1. Правовые нормы обязательно документально фиксируются в законах и прочих нормативных актах.

В тексте конкретизируется первое различие. Дайте конкретизацию любых других двух признаков.

3. Моральные нормы не требуют организационных структур их выполнения в виде правоохранительных органов. Государство для обеспечения выполнения норм права создает структуру различных правоохранительных и исправительных учреждений.

4.Нарушение норм права предпологает использование государством государством мер уголовной или административной ответственности в виде

Лишения свободы, штрафа, лишения права заниматься определённой деятельностью и пр.

1. Свобода в деятельности человека.

Свобода – это возможность действовать по своему усмотрению и возможность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Но если уж сделал выбор – отвечать за свои поступки будешь сам. Потому что свобода и ответственность невозможны одна без другой. Абсолютной свободы не бывает. С момента , как человек делает выбор, он теряет часть своей свободы.

Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания.

С2. Обстоятельства, которые позволяют рассматривать свободу в качестве одного из наиболее ценимых человеком благ:

1.Свобода выбора 2. Воспитание, которое приобретается на основе выбора

С5. Неправильный выбор профессии привел к различию в судьбах.

Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны.

1. Распределение доходов. Доходы формируются за счет заработной платы, государственных выплат, доходов от собственности, доходов от предпринимательской деятельности, наследства. Минимальную величину дохода, достаточную для приобретения необходимых для жизни человека товаров и услуг, характеризуют два экономических термина: прожиточный минимум и потребительская корзина.Прожиточный минимум — стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Потребительская корзина представляет собой перечень (набор) товаров и услуг, необходимых для минимального удовлетворения потребностей человека или семьи. Состав потребительской корзины напрямую зависит от прожиточного минимума.

В любой стране доходы, которые получают те или иные участники экономических отношений, не равны.Неравенство доходов предопределяется неравномерным распределением материальных благ. В условиях рыночной экономики распределение доходов происходит на рынках разнообразных производственных факторов: капитала, природных ресурсов, труда. В зависимости от степени обладания этими видами ресурсов и происходит перераспределение благ, вследствие чего возникает неравенство доходов. Если различие в доходах становится очень большим или растет слишком быстро, возникает реальная угроза для стабильности общества. Правительства большинства стран осуществляют меры по смягчению различий в доходах населения и обеспечению своим гражданам достойного уровня жизни.

В наше время в развитых странах мира создан государственный механизм регулирования неравенства доходов. Его действие начинается с взимания налогов с производителей и с личных доходов граждан. Часть полученных государством доходов передается беднейшим социальным группам. Для этого создаются различные фонды и разрабатываются программы социальной поддержки населения.

Социальные выплаты, которые существуют в нашей стране:

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 308 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Источники:
  • http://studopedia.su/9_8283_materialnie-i-nematerialnie-blaga-i-uslugi.html
  • http://studme.org/134465/ekonomika/ekonomicheskie_blaga_klassifikatsiya
  • http://infourok.ru/testi-po-ekonomike-po-teme-glavnie-voprosi-ekonomiki-1286262.html
  • http://helpiks.org/8-99380.html
  • http://studfiles.net/preview/845480/page:3/
  • http://studopedia.net/5_16479_tovar--materialniy-predmet-polezniy-lyudyam-i-potomu-tsenimiy-imi-kak-blago.html