Меню Рубрики

Огромные ямы которые роют для добычи полезных ископаемых

Автор: Прогресс Технологий 01.06.2018 4700 Просмотров

Добыча полезных ископаемых составляет важную часть экономики многих государств, включая Россию. Кроме подземной добычи ее важную часть составляет разработка открытым способом — в том случае, если залежи располагаются сравнительно неглубоко. Для этого используются современные технологии, применяется множество видов карьерной спецтехники.

Трудно сказать, когда человечество начало разработку первого в своей истории карьера. Но наверняка это произошло раньше, чем был вырыт первый рудник: добывать ископаемые, находящиеся непосредственно под поверхностью, а то и на ней, — много проще. Так или иначе, будет верным сказать, что человечество эволюционировало вместе с технологией добычи полезных минералов и строительных материалов. В ходе разработки карьера вынимаются и подвергаются сортировке миллионы тонн породы, что не может не влиять на состояние окружающей среды, как минимум — в местном масштабе. Тем не менее потребность цивилизации в полезных ископаемых, начиная с угля и заканчивая драгоценными металлами, век от века растет — а соответственно, растут и масштабы добычи.

К положительным сторонам добычи полезных ископаемых открытым способом нужно отнести такие факторы, как простота подготовительных (вскрышных и других) работ, относительная безопасность участников производственного процесса, сравнительно невысокие затраты на изыскательские работы и собственно добычу, большая производительность при извлечении породы.

Однако, помимо достоинств, у открытой разработки есть и свои недостатки. К ним относятся большое число работающей в карьере техники и оборудования, а значит, и немалые затраты на его приобретение и обслуживание. С углублением котлована растут и расходы на разработку залежей: доставка породы на обогатительный комбинат или пункт предварительной сортировки требует все больших усилий и все более длинных маршрутов для техники, следовательно, растут и затраты компании-разработчика.

Необходимо не только найти залежи, но и оценить их объем, состав породы и глубину залегания на предмет целесообразности добычи. Далее проводятся предварительные работы на месте будущих разработок, которые включают в себя осушение (иногда обводнение) территории, прокладку коммуникаций (подъездные пути, электричество, связь, Интернет), выкорчевывание леса и возведение административных и вспомогательных построек. Сколько времени проходит с момента завершения геологоразведки до окончания предварительных работ, однозначно сказать нельзя: это зависит от инвестиций в будущий карьер, характера местности, климатических и погодных факторов.

При добыче полезных ископаемых открытым способом — будь то залежи угля, марганца, руд, содержащих металлы, — широко используют карьерные экскаваторы — машины циклического действия, малосвязные или черпающие разрушенные породы и перемещающие их последовательно, прерывая копание на время перемещения породы. Вскрытие месторождений, выемка минералов и их последующая погрузка в транспортные средства — основные функции этих машин. Наряду с гигантскими многоковшовыми шагающими экскаваторами, роторными и канатными электрическими машинами наибольшее распространение при разработках открытым способом получили гидравлические карьерные экскаваторы на гусеничном ходу.

Характерный образец машин этого типа — Liebherr R9250. Оснащенный ковшом объемом 15 кубометров, он отлично подходит для работы с самосвалами 100-тонного класса. В зависимости от условий работы модель оснащается дизельной либо электрической силовой установкой мощностью 287 л.с.. Скорость вращения поворотного мотора — 8 оборотов в минуту. Машина может оснащаться как прямой, так и обратной лопатой и способна работать даже при экстремально низких температурах: до минус 40—50 градусов Цельсия. У модели R9250, как и у других машин семейства экскаваторов Liebherr, низкий центр тяжести и большая глубина копания: 8,7 метра. Полная масса машины — 253,5 тонны.

Необходимо удалить поверхностный, пустой слой породы, под которой находятся залежи полезных ископаемых. Для этого слоями удаляется грунт, в результате чего по периметру будущего карьера образуется каскад уступов. Если раньше для этих целей широко применялись буровзрывные работы, то сегодня для вскрышных работ чаще используется специальная техника, прежде всего — экскаваторы и погрузчики, а для вывоза пустой породы — карьерные самосвалы. Чем тоньше поверхностный слой — тем более эффективны горные работы: эффективность разработки открытым способом определяется соотношением перемещенной пустой породы к результату добычи. Количество кубических метров снятого грунта делится на тоннаж изъятого ископаемого.

Обладающие куда более внушительными размерами, чем их строительные собратья, эти землеройно-транспортные машины на колесном или гусеничном ходу имеют в качестве главного рабочего органа ковш вместимостью до 10 кубометров и более, шарнирно закрепленный на конце стрелы и разгружающийся вперед. К функциям карьерных погрузчиков относятся рыхлительные и бульдозерные работы, резка и транспортировка породы, а также ее загрузка в кузов самосвала.

Современные машины этого типа имеют эксплуатационную массу до 62 тонн. Кроме фронтального ковша в качестве сменного оборудования для карьерных погрузчиков используются бульдозерный нож, рыхлитель, грузоподъемная платформа и другие агрегаты.

Яркий представитель семейства карьерных погрузчиков — модель именитого японского производителя спецтехники Komatsu WA600-8 . Этот карьерный погрузчик имеет эксплуатационную массу 55 тонн и оснащен ковшом объема 7,03 кубометра. Оригинальный силовой агрегат погрузчика SAS6D170E-7 мощностью 529 лошадиных сил соответствует стандартам экологичности Tier 4 Final. По словам компании-разработчика, модель имеет целый ряд улучшений сравнительно с техникой Komatsu предыдущих поколений — в частности, у WA600-8 существенно улучшена обзорность кабины, а кресло оператора снабжено функцией подогрева.

В настоящее время из соображений экономической целесообразности многие процессы автоматизируются — например, все более широкое распространение получают беспилотные самосвалы, не требующие наличия водителя и часто вообще не имеющие кабины; встречаются и объекты, где управление процессом добычи осуществляется полностью дистанционно («умный карьер»). При более высоких первоначальных затратах такой подход гарантирует значительную экономию на оплате труда персонала, а кроме того, обеспечивает безопасность жизни и здоровья сотрудников добывающего предприятия. Тем не менее даже работа в технически оснащенном карьере по-прежнему считается довольно тяжелой, а порой и экстремальной для человеческого организма и поэтому требует высокой физической и психологической стабильности. В то же время вред от работы в карьере для человеческого организма намного меньше, чем в шахте, а уровень травматизма — существенно ниже.

Полезные ископаемые, добываемые в карьере, подвергаются дроблению и сортировке на месте либо транспортируются самосвалами в перевалочные пункты и далее — на обогатительные комбинаты. Вывоз породы из карьера осуществляется карьерными самосвалами; наиболее вместительные образцы этой техники способны транспортировать около пятисот тонн груза — однако по дорогам общего пользования эта техника в силу своих габаритов передвигаться не может, поэтому к месту работ ее обычно доставляют в разобранном виде, по железной дороге, автотрассе или морским транспортом.

На смену буро-взрывным методам при разработке полезных ископаемых открытым способом все чаще приходят карьерные комбайны, позволяющие не только добывать материал, но и погружать его напрямую в грузовики либо укладывать в отвалы. Если самосвал занят другой работой, срезанная комбайном порода подается по конвейеру и отсыпается в отвал. Именно так работают комбайны компании Wirtgen . В зависимости от угла поворота их конвейера материал может складироваться в один отвал с 3—5 заходов срезания породы. В дальнейшем материал загружается в кузов самосвала с помощью карьерного погрузчика. В зависимости от высоты полученного отвала при помощи фронтального погрузчика возможно выполнять погрузку материала.

Наиболее производительные карьерные комбайны Wirtgen для разработки мягких и крепких горных пород 4200SM рассчитаны на глубину фрезерования до 830 и 650 миллиметров при ширине фрезерования 4,2 метра. Кроме своей основной задачи — добычи угля, известняка, боксита, железной руды, фосфатов, горючего сланца, кимберлита, соли — эти карьерные комбайны способны эффективно работать в строительстве, включая дорожное. В частности, этим машинам по силам выполнение таких функций, как прокладка трассы для строительства дорог и сооружения рельсового пути, точное фрезерование траншей, плоскостей и откосов, фрезерование каналов, формирование подошвы тоннеля и восстановление дорог.

Открытым способом добывают множество ценных ископаемых: уголь, янтарь, мрамор, алмазы — список можно продолжать очень долго. А разработка карьера может продолжаться от нескольких лет до многих десятилетий. Например, разработка карьера Бингем-Каньон в США, штат Юта, глубина котлована которого в настоящее время составляет 1200 метров, продолжается с 1863 года.

На особенности добычи влияет множество факторов; горняки говорят, что двух идентичных карьеров в принципе не существует. Тем не менее большинство этих сооружений имеет ряд общих элементов; среди них — рабочий и нерабочий борт; дно или подошва — нижняя площадка уступа; нижний и верхний контуры; вскрышные и очистные уступы; площадки (ниже откоса, выше откоса); пункт приема породы; транспортные коммуникации. Периметр подошвы карьера определяется удобством добычи породы и ее погрузки в карьерные самосвалы.

Карьерные самосвалы — разновидность внедорожных машин этого типа, используемых при разработке месторождений открытым способом. Из-за внушительных размеров их эксплуатация на дорогах общего пользования невозможна — и к месту работ их доставляют в разобранном виде. Наиболее целесообразной для тяжелых самосвалов признана схема с двумя осями, с разгрузкой назад, с задним или полным приводом Отдельный подкласс карьерных самосвалов составляют машины шарнирно-сочлененной конструкции, для которых используется трехосная схема. Например, такие, как выпускает южноафриканская компания Bell — каждый пятый шарнирно-сочлененный самосвал в мире сходит с ее конвейера. Главная особенность этой техники — наименьшая масса во всех классах грузоподъемности, что достигается благодаря применению высокопрочного сварного шасси из легированной стали и долговечных, оптимизированных для уменьшения веса, компонентов. Среди других особенностей — мощные двигатели Mercedes Benz и трансмиссии со встроенным замедлителем ZF и Allison. Одна из популярных моделей — BELL B50D с колесной формулой 6×6 при собственной массе 34,5 тонны способна перевозить 45,4 тонны груза. Она оснащена дизельным двигателем мощностью 523 л.с. и 640-литровым топливным баком. Из систем безопасности самосвала нужно отметить автоматический горный тормоз, функцию быстрой заливки топлива с сухим затвором и мониторинг давления в шинах и защиту кабины от опрокидывания и падающих предметов.

Устройство карьера разрушает ландшафт, складывавшийся веками, а порой и тысячелетиями. Выкорчевываются многие гектары лесов, осушаются озера, производятся взрывные работы, изменяется уровень грунтовых вод. Тысячи кубометров почвы, которые могли бы быть использованы в сельскохозяйственных целях, в ходе вскрышных работ превращаются в отвалы. В зависимости от химического состава грунта отвалы могут содержать элементы, опасные не только для растительного и животного мира, но и для здоровья людей, живущих в близлежащих населенных пунктах. Их жители также страдают от высокого уровня шума, загрязнения сточных вод и выбросов угарного газа от двигателей спецтехники и оборудования.

Несмотря на то, что добыча полезных ископаемых открытым способом наносит ощутимый вред окружающей среде, вредные последствия от нее можно минимизировать. Для этого выработанные карьеры часто заполняют водой, создавая искусственные водоемы, а на прилегающих территориях проводят рекультивацию, засаживая их деревьями и кустарниками. Что касается отвальных пород, из них нередко получают минеральные удобрения, глинозем, а также некоторые виды строительных материалов. Все эти меры позволяют не только частично компенсировать ущерб, нанесенный природе открытыми разработками, но зачастую и получить экономическую выгоду. В мире год от года растет число предприятий, специализирующихся, занятых окультуриванием территории выработанных карьеров и переработкой отходов добычи.

Карьеры, разрезы, в которых добывают уголь, каменоломни позволяют людям ежегодно получать миллионы тонн ценных природных материалов. Только в России открытым способом получают более 4/5 от общего объема железной руды и горно-химического сырья, до 2/3 руд цветных металлов, почти весь объем неметаллических полезных ископаемых и строительных горных пород, более трети угля, причем в ближайшей перспективе намечено довести удельный вес его добычи до 56—60%. Из-за своей высокой экономической эффективности добыча открытым способом превалирует и в ряде других стран, располагающих значительными залежами полезных ископаемых, — США, Канаде, Австралии и Китае.

Нередко первичная переработка полезных ископаемых выполняется непосредственно на месте добычи. Для этого используется различное дробильно-сортировочное оборудование . Например, для обработки известняка и других материалов с невысокой абразивностью хорошо подходят роторные дробилки с горизонтальным валом Telsmith первичного и вторичного дробления. Они сконструированы с большим запасом прочности и имеют цельный массивный ротор, что является их основным преимуществом сравнительно с представленными на рынке аналогами, а также большую камеру дробления, которая обеспечивает высокую производительность и кубовидную форму материала на выходе. Наиболее производительная из дробилок для первичного дробления — Telsmith 6071 с приводом мощностью 800—1500 л.с., которая имеет производительность 1000—2100 тонн в час. Дробилка эксплуатационной массой 89 тонн рассчитана на максимальный размер входящего куска 1422 мм. Из дробилок для вторичного дробления наиболее производительная — Telsmith 5263 с приводом мощностью 300 л.с,; ее производительность достигает 320 тонн в час. Эта модель рассчитана на максимальный размер входящего куска 406 мм; вес дробилки — 22 тонны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Производство конечной продукции в промышленности представляет сложный процесс, который обусловлен видом сырья, условиями его переработки и другими обстоятельствами. В различных отраслях индустрии он имеет свою специфику. Однако независимо от этого его можно представить в общем плане в виде следующей схемы.

Следовательно, полезные ископаемые составляют первичную, базисную основу промышленного производства. Чтобы получить конечную продукцию необходимо природные ресурсы извлечь из недр на поверхность. Этот первичный этап промышленного производства называется добычей. Добыча полезных ископаемых проводится открытым и подземным способами. В первом случае ресурсы изымаются из недр после удаления пород, которые покрывают их. В этом случае ископаемые извлекаются как бы с поверхности земли. При подземной добыче ископаемые извлекаются на поверхность из под покрывающих пород через специальные горные выработки, пройденные в горных породах. Выбор способа добычи зависит от вида природных ресурсов, горно-геологических условий их залегания и других обстоятельств. Наиболее прогрессивный способ добычи — открытая разработка полезных ископаемых. Это объясняется рядом преимуществ по сравнению с подземной добычей. В открытых разработках рабочее пространство не ограничено, как в шахтах. В результате создаются благоприятные условия для применения мощных, высокопроизводительных машин. Производственный процесс высокомеханизированный и выполняется почти без ручных работ. Как следствие производительность труда в 3-6 раз большая, чем в шахтах. Высокий уровень механизации снижает трудоемкость производства и обеспечивает более легкие, безопасные, гигиенические условия труда горняков. Благодаря широкому развитию фронта работ необходим меньший период на строительство открытых разработок, быстрее осваиваются проектные мощности. В результате капитальные вложения при строительстве карьера в 1,5-2,5 раза меньше, чем при шахтных разработках.

Читайте также:  Витамин в12 для чего полезен женщинам

Все приведенные обстоятельства объясняют высокую эффектив­ность открытых разработок. Поэтому преимущественное развитие данного способа добычи определяет прогрессивные тенденции в промышленности. Широкое развитие открытых разработок сдерживается рядом обстоятельств. Во-первых, больше зависимость разработок от природных условий (климатических, горно-геологических и др.). Достаточно отметить, что добыча ископаемых этим способом при современном уровне развития научно-технического прогресса ограничена глубинами до 500 м. Во-вторых, значительное влияние на окружающую среду, которое может быть настоль­ко негативным, что делает экологический фактор основным в определении способов добычи сырья. Однако современный уровень развития научно-технического прогресса позволяет уменьшить влияние этих обстоятельств на разработку ресурсов открытым способом.

Открытым способом добывают все сырье для производства строительных материалов, большую часть железных, хромовых, медных руд, значительную долю марганца, сланцев, угля и дру­гих ископаемых.

Применение открытых разработок экономически целесообразно при условии, что себестоимость единицы добываемого сырья меньше или равна себестоимости его извлечения подземным способом. Открытые разработки используются при относительно неглубоком залегании от земной поверхности ресурсов. Так, в Кривом Роге (Украина) железные руды добываются с глубин до 250 м. Выбор способа зависит также от мощности пластов. Маломощные пласты не эффективно разрабатывать даже при относительно неглубоком залегании, так как необходимо перемещать значительные объемы пустой породы на единицу сырья. Поэтому только часть всех запасов природных ресурсов пригодна для открытых разработок. Все телефоны гостиницы снежный барс домбай можно найти на сайте snow-bars-dombay.ru. Набрав менеджерам, вы сможете забронировать любой понравившийся тип номера и отправится всей семьей на отдых.

Когда на месторождении выполнены названные работы, приступают к вскрышным, то есть удалению пустой породы, покрывающей руду. В результате открывается непосредственно доступ к природным ресурсам. Удаление породы проводят послойно (рис. 2). В процессе разработки каждый слой приобретает форму уступа, ступени. Торцевая часть его называется забоем. На площадках уступа размещают горное оборудование, транспортные средства, а сам уступ называют вскрышным. Способ удаления вскрышных пород зависит от их физических свойств. Рыхлые и мягкие породы удаляют механическим способом с использованием экскаваторов, бульдозеров. Твердые, скальные породы первоначально разрушают взрывом, а затем перемещают механическими средствами. Вынутую породу перевозят в отвалы – специально отведенные площадки, которые могут быть расположены как в выработанном пространстве (внутренние отвалы), так и за его пределами (внешние отвалы). Перемещение пустой породы в отвалы называется отвальными ра­ботами.

Очистные работы включают операции по изъятию полезных ископаемых из недр, и свое название получили от сущности назначения. Они проводятся, когда обнажены природные ресурсы. Добыча проводится, как и при удалении вскрышных пород – послойно. Образованные уступы называются очистными.

Основным механическим средством при проведении вскрышных и очистных работ является экскаватор – самоходная землеройная машина, которая выполняет выемку породы и ее перемещение в ковше. Экскаваторы бывают одноковшовыми и многоковшовыми.* Применяются также драглайны – канатно-ковшовые экскаваторы. Они отличаются от одноковшовых экскаваторов тем, что ковш со стрелой соединен тросом. Драглайны бывают шагающими и на гусеничном ходу. Кроме экскаваторов, на открытых разработках применяются скреперы, бульдозеры, буровзрывная техника и другие машины, которые имеют вспомогательное назначение.

Предприятия, которые представляют совокупность горных выработок, оборудование для добычи ископаемых открытым способом называются карьерами, а в угольной промышленности – разрезами.

Для оценки эффективности открытой добычи используется показатель коэффициент вскрыши, который представляет отношение объема пустой породы к количеству добытого полезного ископаемого. Этот показатель показывает количество перемещаемой пустой породы на единицу добытого сырья.

Многоковшовые экскаваторы бывают цепными (ковши расположены на цепи) и роторными (ковши размещены на вращающемся колесе – роторе).

Коэффициент вскрыши при добыче нерудных материалов составляет около 1 м³ пустой породы на одну тонну сырья (1 м³ /т), угля – до 15 м³ /т. С развитием добычи сырья разрабатывается все больше месторождений с худшими горно-геологическими условиями, а это обусловливает увеличение коэффициента вскрыши. Так, в 60-е годы на угольных разрезах Кузбасса этот показатель составлял 4 м³ /т, а в 90-е – более 7 м³ /т. Такой динамике показателя благоприятствует эксплуатация все более мощной техники, которая позволяет с меньшими затратами изымать руду из недр.

Открытая добыча значительно влияет на окружающую среду. Во-первых, это влияние обусловлено изъятием из хозяйственной деятельности значительных земельных угодий под карьеры, отвалы, которые в современных условиях на каждом предприятии занимают площади в несколько квадратных километров. Достаточно отметить, что размеры одного из крупнейших угольных разрезов «Богатырь» (Казахстан) составляют около 10 км². В крупнейших горнорудных районах под карьерами и отвалами заняты десятки тысяч гектаров. При этом можно отметить, что под них отводятся весьма продуктивные почвы. Так, на Курской магнитной аномалии для разработок железных руд отведено около 15 тыс. га, в том числе 9 тыс. га пашни, а здесь самые продуктивные в мире почвы – черноземы, что еще более увеличивает негативное экологическое воздействие на среду.

Строительство карьеров глубиной сотни метров обусловливает понижение уровня грунтовых вод. А это отрицательно проявляется на водообеспечении хозяйства, а также продуктивности почвы.

Значительное влияние на окружающую среду оказывают отвалы от вскрышных пород. Кроме изъятия земель из хозяйственной деятельности, отвалы загрязняют воздух, воду, почву элементами отвальных пород. Глубина этого процесса зависит как от масштабов, так и химического состава отвалов. Так, соли попадают в компоненты природы, изменяют их химический состав, растительность окружающей среды, повышают заболеваемость населения. Уменьшить отрицательное влияние позволяет рекультивация земель, использование всех пород отвалов в хозяйственных целях. Из отвалов возможно получать различные строительные материалы, минеральные удобрения, глинозем и др. При этом себестоимость продукции значительно меньше, чем из специально добытого сырья.

источник

Статья А.Ю. Кушелева ещё одно подтверждение тому, что большинство из объектов спорного (природного или рукотворного) происхождения являются побочным продуктом горно-добывающей промышленности, неизвестной нам цивилизации. Природа их происхождения сродни терриконам вблизи шахт, и отвалами на местах добычи золота. Именно здесь и прячутся ответы на вопросы скептиков, изучающих, к примеру Колымские мегалиты, или Горную Шорию: — «А где следы хозяйственной деятельности, орудия, посуда, иные предметы обихода, обязательно сопровождающие, места длительного проживания человека»? «Где, необходимые, дверные и оконные проёмы»? «Где лестницы»? и т.д.

Это терриконы в Донбассе. Нет ни окон, ни дверей. Нет ничего привычного, характерного для следов жизнедеятельности человека, но никто же не утверждает, что это «причуды природы»?

Лаборатория Наномир

Когда реальность открывает тайны,
уходят в тень и меркнут чудеса .

Дмитровский вал глазами пришельцев с острова Пасхи

(материал для газеты «Дмитровские Известия»)

Что может связывать Дмитровский вал с островом Пасхи?

На первый взгляд ничего. В Дмитрове — оборонительный вал, на острове — вулкан. Вал насыпали люди лопатами, вулкан — природное образование. Но представьте на мгновение, что Вы — Шерлок Холмс, которому поручено расследовать небывалое по человеческим меркам преступление. К Вам обратился гражданин, который заявляет, что и там, и тут украдены миллионы тонн золота! Если бы он обратился в полицию, то его отправили бы в психушку, но Шерлок Холмс уже не первый раз разгадывает невероятные загадки, поэтому он не торопится звонить в психушку, а выслушивает невероятную историю.

Рассказ очевидца. Я шёл по Дмитровскому валу и любовался окрестностями.

Вдруг я заметил, что вал не круглый, а заостряется по течению реки-Яхромы. Оказалось, что такая форма вала характерна.

А когда я дошёл до заострённого конца, т.е. вниз по течению реки, то обнаружил, что вал размыт перетекавшей через край водой.

Дмитровский вал. Реконструкция А.М.Васнецова

Как же так? Если внутри была вода, то не могли же наши предки строить дома под водой? Получается, что вал существовал ещё до основания города и к началу застройки был уже размыт рекой-Яхромой, и вода уже отступила, т.е. внутри вала стало сухо и появилась возможность строить дома. Тогда откуда же взялся Дмитровский вал?

В этом месте у автора было
размещено фото,
но в момент публикации
оно было
не доступно для просмотра.

Я решил измерить его высоту и обнаружил, что в разных частях она отличается более, чем вдвое! А это значит, что вал не мог быть насыпан в качестве оборонительного сооружения. Ведь насыпать лишних 7-8 метров означает выполнить 70-80% лишней работы. Люди не стали бы делать в 5 раз больше, чем нужно. Кстати, масса Дмитровского вала оказалась почти миллион тонн! Это легко рассчитать. Длина вала 960 метров, максимальная высота 14 метров, а ширина доходит до 60 метров. Плотность грунта около 2 тонн на кубометр. Задачка для школьников средних классов. Археологи и историки понимают, что быстро вал насыпать было нельзя, т.к. людей было мало, а лопаты были деревянными. Поэтому они решили, что вал насыпали постепенно, что отражено на реконструкции, где его высота соизмерима с ростом человека. Но мы уже знаем, что вал был полностью сформирован и даже размыт ещё до начала застройки, т.е. его не могли насыпать после основания Дмитрова.

В этом месте у автора было
размещено фото,
но в момент публикации
оно было
не доступно для просмотра.

Любопытно, что другие (Змиевы) валы имеют те же параметры (обратите внимание на размер и форму промежутков), т.е. до 15 метров в высоту, до 60 метров в ширину, а общая длина у них превышает . 2000 км! Это значит, что их масса больше миллиарда тонн! Даже всё население Земного шара 2000 лет назад не смогло бы построить Змиевы валы, к которым по всем параметрам относится и Дмитровский вал.

В этом месте у автора было
размещено фото,
но в момент публикации
оно было
не доступно для просмотра.

Раскопки Змиевых валов показали, что в них ничего нет, кроме пустой породы. Деревянные укрепления встречаются исключительно редко. Создаётся впечатление, что в этих местах уже готовый вал был приспособлен к новым (оборонительным) задачам. Но к оборонительным задачам приспосабливали и крутой берег реки. Это же не значит, что река была построена людьми для оборонительных целей? 🙂 Кстати, многие валы тянутся вдоль берегов рек.

В этом месте у автора было
размещено фото,
но в момент публикации
оно было
не доступно для просмотра.

Дмитровский холм. Фото Николая Подшибякина. Реконструкция Александра Кушелева

Есть водоём и внутри Дмитровского вала. Я решил узнать состав этой воды и сдал пробу на масс-спектральный анализ.

-В Вашей воде концентрация редкого и рассеянного драгоценного металла (галлия) в 1000 раз превышает концентрацию в морской воде, — сообщил мне специалист, который проводил анализ.

-Вот это да. Значит в этом месте из недр Земли выходит драгоценный металл, который не может испаряться вместе с водой и постепенно накапливается. Сколько же его могло накопиться в зоне Дмитровского вала? Если его содержание было таким же, как содержание платины в Нижне-Тагильском местрождении, т.е. 800 грамм на тонну породы, в породе, образующей Дмитровский вал могло находиться 10 тысяч тонн галлия.

Исследуя зоны, обозначенные цифрами и буквами, я пришёл к выводу, что Дмитровский вал насыпан с помощью гигантского механизма.

Я заметил, что перепад высот с внутренней стороны вала на несколько метров меньше, чем с внешней, т.е. создаётся впечатление, что вал окружает размытый рекой холм. Тогда становится понятна его вытянутая вдоль реки форма, напоминающая в проеции разрезанное куриное яйцо. По моей оценке масса холма достигала 4 миллионов тонн. Это значит, что первый раз здесь кто-то мог добыть 40 000 тонн галлия, а второй раз, т.е. когда насыпали вал вокруг размытого холма, могли добыть ещё 10 000 тонн галлия. 50 000 тонн галлия по расценкам, которые я нашёл в инете, стоят столько же, сколько полмиллиона тонн золота! Кто-то унёс отсюда в тысячу (или в несколько тысяч) раз больше стратегического золотого запаса России!

Дальнейшие исследования вскрыли связь выступа вала с небольшим родником, где по моей оценке было добыто дополнительно 10 тонн галлия.

Мотнаж Александра Кушелева. Изображение «летающей тарелки» взято из энциклопедии Larousse

Для этого «летающей тарелке» после основной добычи пришлось вернуться со стартовой площадки и досыпать выступ вала. «Крохоборы», — подумал доктор Ватсон.

-Ну, с Дмитровским валом понятно, но при чём тут остров Пасхи? Там же нет никакого вала.

-Вала там нет, но по сравнению с тем, что случилось на о.Пасхи Дмитровский вал — просто шалость. А дело было так. Сижу я дома, читаю АиФ. А там Эрнст Мулдашев рассказывает, как он ездил на о.Пасхи.

Геометрическая экспертиза Александра Кушелева

Оказывается, от этого вулкана Рано-Рараку отрезано столько, что можно было не 1000, а миллион истуканов по 10 тонн изготовить! Во заливает, подумал я. Надо проверить. Захожу в инет в Google Maps и вижу:

Вулкан Рано-Рараку, похожий на круглый торт, от которого аккуратно отрезан кусок. Длина куска около 800 метров, высота более 100 метров. Это раз в семь выше Дмитровского вала. Короче, от вулкана кто-то отрезал 10 миллионов тонн. Это больше, чем масса всего населения России 🙂

Физико-геометрическая экспертиза Александра Кушелева

Зачем кому-то понадобился миллион 10-тонных истуканов? Чтобы играть в солдатики? А что, проводят же военные манёвры, стреляют по деревянным (и не только!) целям. Почему бы не пострелять по 10-тонным (а на острове Пасхи есть и 300-тонные!) солдатикам?

Иллюстрация из книги Тура Хейердала

Цель проведения манёвров известна — поддержания формы на случай нападения. Осталось понять, за что воевали? И я решил посмотреть на остров Пасхи с высоты спутника, т.е. «глазами пришельцев».

Читайте также:  Полезные книги по воспитанию детей

Кто же насыпал на острове Пасхи три кургана?

Они такие огромные, что люди решили, что это вулканические купола.

Но Шерлок Холмс проводит собственное расследование и убеждается, что более светлый материал «курганов» не опускается ниже поверхности склона. А это значит, что их насыпали сверху. Позднее выясняется, что на острове Пасхи есть ещё десяток насыпных холмов, а общая масса мегалитического комплекса превышает 60 миллионов тонн. Это больше массы вулкана Рано-Рараку. Горстке людей создать такое — всё равно, что муравьям построить танк. По моей оценке, на острове Пасхи пришельцы добыли несколько миллионов тонн драгметаллов. Это можно сравнить с добычей в Египте. Там другие пришельцы прогревали залежи нуммулитов диэлектрическими рефлекторами, имеющими форму пирамид. Ещё десятки миллионов тонн драгметаллов добыто из Мёртвого моря. Несколько тонн драгметаллов в сутки добывали в Баальбеке, выпаривая самую крупную реку древнего Ливана, Леонт. Но больше всего могли добыть из Марианской впадины. По моим оценкам там можно было извлечь из морской воды кубический километр только одного золота. Вам нужен кубический километр золота? 😉

-Пришельцы уносят у нас из-под носа миллионы тонн и даже кубические километры драгметаллов. Неужели всё так плохо?

-Ну почему же? Как говорил известный шахматист, одна проигранная партия в шахматы стоит десять выигранных. Если мы научимся добывать драгметаллы так же эффективно, как пришельцы, то мы и на нашей планете сможем добывать в миллионы раз эффективнее, и на других планетах «взять реванш».

-А что, пришельцы нам так и позволят взять реванш?

-Давайте применим знаменитый метод дедукции. Те пришельцы, которые добывали драгметаллы и насыпали Дмитровский вал уже давно создали «скатерть-самобранку» и их перестали интересовать рудники. А аборигены, на чьих планетах мы можем взять реванш, ещё не знают, что существуют «летающие тарелки» с пришельцами 🙂

-Допустим. А кто нам расскажет про технологии добычи драгметаллов пришельцами?

-Ну ладно, слушайте третью историю. Шло лето 7515 года от Сотворения Мира или 2007 года по новому стилю. Я возвращался с грибами из леса. Не доходя нескольких шагов до своей дачи, я заметил круг примятой травы. Травинки были уложены очень аккуратно, не сломаны, а согнуты в коленцах. Исследование под микроскопом показало, что на коленцах имеются ожоги, как при сильном облучении. Травинки были скручены в спирали, как будто в сильном магнитном поле под действием электрического поля летели заряженные частицы. Тогда я и решил проверить, нет ли в этом месте драгметаллов? Масс-спектральный анализ показал, что в грунте всё в норме. В растениях тоже. Однако анализ родниковой воды показал, что концентрация галлия в ней приблизительно в 700 раз выше, чем в морской воде. Вода выносит галлий на поверхность, но в облученных растениях и грунте его практически нет. Куда же он делся? Тут-то я и представил себе, как летят по спиралям заряженные ионы галлия. А кто их зарядил? И тут я вспомнил про ионизирующее излучение. Может быть это оно оставило ожоги на коленцах растений? Но почему излучение ионизировало только галлий? Я решил разобраться и выяснил, что существует характеристическое излучение, которое поглощается только определёнными химическими соединениями или элементами, например, галлием. Вот так и прояснилась технология добычи драгметаллов в первом приближении. В полночь, когда Солнце не мешает фотографировать поверхность Земли со вспышками, имеющими специальный спектр, пришельцы находят пятна повышенной концентрации драгметаллов. Далее они облучают эти зоны характеристическим излучением, ионизируя только то, что им нужно. А извлечь ионизированные драгметаллы можно обычным электрическим полем. И мы так сможем, когда у нас будет дешёвая электроэнергия. Ведь мощность характеристического рентгеновского излучения должна быть несколько мегаватт, а за пару часов из небольшого болотца можно вытянуть тонну галлия.

-Ну, это понятно. А откуда взять деньги на создание новой энергетики, новой добывающей промышленности?

-Для начала можно организовать экспедицию на о.Пасхи, доказать человечеству, что на острове кроме вулканов есть дюжина насыпных холмов, масса которых приближается к массе вулкана Рано-Рараку. Когда для многих станет очевидным, что пришельцы добыли там десятки мегатонн драгметаллов, то найдутся люди, которым тоже захочется добывать драгметаллы миллионами тонн. А пока такие люди найдутся, можно организовать музей прямо под насыпным холмом, сделав под него подкоп. Ведь у вулкана должно быть жерло, по которому лава поднималась из земли, а у насыпного холма жерла нет. Каждый посетитель музея «Под инопланетной крышей» сможет убедиться, что жерла нет, а значит он находится под «инопланетной крышей».

Если каждый посетитель музея скинется по доллару, то очень скоро над островом Пасхи туристы смогут летать на летательных браслетах отечественного производства, как птицелюди с острова Пасхи 😉

Иллюстрация из книги Тура Хейердала

Инвестирование научных проектов

источник

Наша планета способна удивлять. Несомненно, ямы и дыры на поверхности земли, будь они рукотворны или созданы природой, всегда были необычными. О самых глубоких ямах расскажет сегодня TravelAsk.

Даже от одного взгляда на этот алмазный карьер становится страшно. Представьте, что ощущаешь, когда стоишь на его краю. Это один из самых глубоких карьеров в мире, его глубина составляет 525 метров, а диаметр ― 1,2 километра. Правда, добычу алмазов тут прекратили еще в 2001 году, а сейчас здесь строят подземные рудники, некоторые из них уже введены в эксплуатацию, так как добыча открытым способом уже нерентабельна. С помощью таких рудников планируют отработать остатки запасов алмазов, находящихся под карьером.

Это огромный алмазный карьер, который сделан вручную. Считается самым крупным в мире рудником, сделанным без применения специальной техники. Находится он в городе Кимберли в ЮАР (кстати, именно этот город и дал названия остальным кимберлитовым трубкам в мире).

Сейчас карьер не работает, но почти за 50 лет (с 1866 по 1914 гг.) здесь успели поработать около 50 тысяч шахтеров. Они вырыли эту шахту с помощью лопат и кирок, разработав огромное количество алмазов: 2 722 тонны.

Площадь карьера внушительна: 17 гектаров. В ширину она достигает 463 метров, а в глубину ― 240 метров. Однако яму засыпали пустой породой, сократив тем самым глубину до 215 метров. Позже дно «Большой дыры» заполнила вода.

Сегодня карьер привлекает туристов, а для региона создает только проблемы: ведь его края могут обрушиться, да и по дорогам, которые проложены рядом, опасно ездить. Поэтому грузовому транспорту уже давно запрещено проезжать по этой территории, а легковым автомобилям рекомендуют выбирать другие пути.

Кстати, именно здесь были найдены крупнейшие алмазы: Де Бирс в 428,5 карата, известный своим голубовато-белым цветом Портер-Родс в 150 карат, а также оранжево-желтый Тиффани в 128,5 карата.

Это одно из самых красивых мест на планете и главная достопримечательность Белиза. Посмотреть на нее приезжают туристы со всего мира. Более того, несмотря на то, что Большая голубая дыра находится почти в 100 километрах от Белиза, сюда все равно приезжают любители дайвинга.

Когда-то это были известняковые пещеры, которые сформировались во время последнего ледникового периода. После поднятия уровня мирового океана своды пещеры попросту обрушились, так-то и образовалась эта карстовая воронка.

Голубая дыра имеет почти идеальную круглую форму, окруженную бело-зеленой выступающей над ней породой. Она уходит на глубину 120 метров, а диаметром ― 305 метров.

Это самый большой гидрослив в мире, посмотрите, какой он мощный, такое ощущение, что от озера в течение нескольких минут ничего не останется.

Эта искусственная воронка выполняет функцию клапана и сбрасывает лишнюю воду из резервуара плотины.

По факту это гигантская труба из бетона глубиной около 21 метра. По своей форме она напоминает перевернутый конус с основанием в 9 метров и верхушкой в 22 метра. Труба выводит воду с другой стороны плотины примерно на 200 метров, когда водохранилище переполнено водой.

А этот провал образовался просто в один день. Только представьте, в ночь на 27 февраля 2007 года земля на одной из улиц Гватемалы попросту обрушилась. В яму ушло несколько домов, погибли люди. Глубина этой гигантской воронки составила примерно 150 метров, а диаметр ― 20 метров.

Как показали результаты исследований геологов, причины этого провала ― подземные воды. А еще трагедии поспособствовали ливни, обрушившиеся на город. Кстати, за некоторое время до провала люди начали ощущать странные шумы и гул, исходившие от земли. А это попросту вымывалась почва. Под ногами.

А еще в наш ТОП не вошли две огромные ямы, созданные человеком: самый большой карьер и самая глубокая скважина. Они заслуживают отдельных историй.

источник

Безусловно, каждый человек видел хотя бы на фотографии настоящие карьеры. Они представляют собой впечатляющие углубления, где ведется или велась работа по добыче различных полезных ископаемых. Не все люди понимают, что такое карьер. Для многих это просто огромные ямы, и ничего больше. Однако на самом деле карьеры играют огромную роль для промышленности многих стран мира. В этом материале мы расскажем о десятке самых больших карьеров на планете.

Огромный чилийский карьер используется для добычи медной руды. За годы его эксплуатации было добыто уже более тридцати миллионов тонн меди. Работы в нем ведутся уже на протяжении сотни лет. Несмотря на это, даже сегодня Chuquicamata остается крупнейшим источником меди на планете. Это самый глубокий карьер в своем роде. Его длина составляет около четырех километров, а ширина — порядка трех километров. В глубину он 850 метров. Доподлинно неизвестно, когда были проведены первые работы в этом районе. В конце девятнадцатого века исследователи нашли заброшенную старинную шахту и человеческие останки возрастом, относящимся к 6 веку нашей эры. Однако массовые работы начались лишь в начале двадцатого века и продолжаются по сей день.

Второе место в этом рейтинге занимает еще одно чилийское месторожденье. Как и в случае с Chuquicamata, данный карьер славится своими медными залежами. Крупные работы по добыче руды начались здесь в 1990 году, и с тех пор темпы добычи стремительно растут. За один лишь 2014 год здесь было добыто порядка 1,5 миллионов тонн меди, стоимость которой оценивают в десять миллиардов долларов США.

Данный карьер является одним из главных источников поступления денег в бюджет Чили. Кроме того, в месторождении трудится около трех тысяч человек, и количество рабочих мест только растет.

В 2006 году из-за массовой невыплаты заработной платы в карьере начались крупные забастовки и митинги. Работники карьера заблокировали дороги, ведущие к месторождению. В конце концов, их требования были услышаны и все деньги выплачены. Сегодня таких проблем не наблюдается, несмотря на то, что определенная негативная репутация все-таки сложилась.

Россия также славится своими запасами природных ресурсов. Количество карьеров здесь также очень велико. Самым крупным в России из них является месторождение Удачное. В этом карьере ведется добыча алмазной руды открытым и подземным методом. Находится «Удачное» за полярным кругом, что весьма усложняет процесс добычи. Тем не менее использование новейших технологий и оборудования позволяет российским компаниям добывать нужное ископаемое. На сегодняшний день происходит постепенное сворачивание добычи алмазов открытым методом. Изначально планировалось полностью закончить его к концу 2015 года, но работы ведутся по сей день. Одновременно увеличивается объем работ по подземной добыче ценного ресурса. По обнародованным планам, за последующие десятилетия из недр будет добыто более ста миллионов каратов. Ни один другой каньон в мире не может конкурировать с «Удачным» по этому показателю.

Самым крупным каньоном в Соединенных Штатах является Бингем-Каньон, который по совместительству занимает четвертую строчку в мире. Располагается он на территории штата Юта, на юге от Солт-Лейк Сити. В ширину он простирается на четыре километра, а его глубина составляет 1,2 километра. Работы начались здесь в далеком 1848 году. Главный ресурс каньона — медная руда. Однако кроме меди, в Бингем-Каньоне добывают серебреную руду, молибден и даже золото. Несмотря на то, что работы на объекте ведутся уже более сотни лет, их объемы не сокращаются, а напротив, растут с годами. Добыча ведется и открытым способом, и подземным.

Кроме «Удачного», Российская Федерация имеет еще один большой карьер по добыче алмазов. Рудник «Мир» находится в Восточной Сибири. На сегодняшний день работы в нем полностью прекратились. Тем не менее он имеет за плечами пятидесятилетнюю историю. Впервые добыча началась в 1957 году. Примечательно, что карьер был выкопан без использования взрывчатых веществ. Это самый глубокий карьер такого типа в мире. В диаметре «Мир» насчитывает 1200 метров, а его глубина — чуть более 500 метров.

Австралийский континент также славится большим количеством каньонов. Самым крупным из них является Калугри. Он находится вблизи одноименного города. На данном объекте осуществляться добыча золотой руды. Длина Калгури составляется 3800 метров, ширина — 1500 метров. Глубина каньона — 600 метров. Работы в Калгури ведутся уже несколько десятков лет. За эти годы были добыты сотни миллионов тонн золота.

Данной объект находится на юге африканского континента на территории ЮАР. Работы в каньоне вела известная компания ДеБирс. Примечательно, что Кимберли — самый крупный карьер, созданный без применения специализированный техники. Другими словами, работы в Кимберли велись руками. Длина карьера составляет 1600 метров. Его глубина — двести метров. Объект был закрыт в 1920 году. Сегодня он представляет собой интерес для туристов, которые с особым интересом посещают его. До 1920 года здесь добывали алмазы. Работы велись на протяжении ста лет.

Этот карьер славится в мире не только своими размерами, но и красотой. Поистине это один из самых уникальных карьеров на планете. Он располагается на острове, который находится на северо-западе страны. Виды заснеженного острова-карьера завораживают взор. Работы на объекте начались лишь в 2003 году. Это самый молодой большой карьер в мире. Добывают в Диавике алмазы, которые затем продают различным компаниям в США, Канаде и Европейском Союзе.

Читайте также:  Полезно ли есть на завтрак овсянку

Еще один представитель США в данном рейтинге. Карьер располагается на севере штата Миннесота. Примечателен Махонинг Майн, кроме своих размеров, в первую очередь тем, что работы в нем изначально велись только подземным методом. Спустя время началась и открытая добыча. В других карьерах, как правило, все происходит наоборот, и открытая добыча предшествует подземной.

Махонинг Майн также именуют «Большим северным каньоном» из-за его размеров и географического положения. В длину карьер составляет практически восемь километров. Его ширина — 3200 метров, а глубина — 180 метров.

Первые работы на данном объекте начались в 1985 году. С тех пор было добыто восемьсот миллионов тонн железа. Для осуществления этого было выкопано около полутора миллиардов тонн земли, которые занимали площадь в 8 000 000 квадратных метров.

Карьер Грасберг находится в Индонезии. Это самый крупный объект подобного рода в юго-восточной Азии. Здесь на протяжении уже полувека ведется крупномасштабная добыча алмазов. Карьер обеспечивает данным ресурсом множество предприятий в своем регионе и за его пределами.

Сегодня добычей в Грасберге занимается американская компания McMoRan, которой принадлежит большая часть акций совместного с индонезийским правительством предприятия. За один только 2006 год было добыто около 610 тысяч тонн медной руды, шестьдесят тысяч килограмм золота, сто пятьдесят тысяч килограмм серебра.

Карьеры играют важную роль в промышленности всех стран мира. Именно они обеспечивают ее важнейшими ресурсами. Все объекты из этого списка являются наиболее важными донорами медной, серебряной, золотой руды, алмазов и других полезных ископаемых.

источник

Современные предприятия горнодобывающей промышленности — это настоящие заводы. Завод для подземной добычи — шахта, для открытой — карьер.

Шахта начинается с глубокого колодца или наклонного туннеля — ствола. Ствол шахты и строят (горняки говорят — проходят) так же, как колодец: его углубляют сверху вниз, все время укрепляя стенки, чтобы они не обваливались.

Проходчики шахтных стволов работают с перфораторами — машинами, которые с помощью сжатого воздуха бурят скважины под взрывчатку. Взорванную породу грузят в стальные бадьи специальными машинами — грейферами, челюсти которых приводятся в движение тоже сжатым воздухом. Установленные наверху над стволом подъемные машины вытаскивают камень в бадьях на поверхность. А крепят стенки шахтных стволов бетоном, или железобетоном, или чугунными кольцами — тюбингами.

Иногда стволы бурят, как обыкновенные скважины. Но для этого нужны очень сложные и громоздкие агрегаты (ведь диаметр ствола — несколько метров!), и бурить стволы удается пока только в сравнительно мягких породах.

Назначение ствола — подъем на-гора полезного ископаемого, спуск и подъем в шахту людей и машин, подача в шахту свежего воздуха.

Внизу от ствола в разные стороны отходят подземные коридоры — штреки. В них уложены рельсовые пути или установлены конвейеры. По этим штрекам к шахтному стволу подвозят уголь или руду.

Если идти по штрекам от ствола, то в конце концов попадешь в забой — туда, где полезное ископаемое отделяют от пласта и грузят на конвейер или в вагонетку. (На угольных шахтах забои называют лавами.)

Почти все работы в шахте теперь выполняют машины. На разных шахтах они бывают разными, в зависимости от того, какое полезное ископаемое добывают под землей — сравнительно мягкое или более твердое. Например, каменный уголь можно резать. А твердую железную или медную руду приходится взрывать.

В подземном забое угольной шахты работают разные машины: горные комбайны, врубовые машины, угольные струги.

Современная шахтерская лампа.

Схема угольной шахты: 1 — железнодорожные пути ; 2 — отвал породы (террикон) ; 3 — подвесная дорога ; 4 — бункер для погрузки угля в вагоны;
5 — подъемное сооружение (копер) главного ствола; 6 — надшахтное здание; 7 — копер вентиляционного ствола; 8 — склад крепежных материалов; 9 — здание вентилятора; 10 — здание подъемной машины; 11 — откаточные горные выработки; 12 — главный ствол; 13 — конвейерный штрек; 14 — забой; 15 -пласт угля.

Горный комбайн для добычи полезных ископаемых (справа) и механизированная гидравлическая крепь.

Проходческий комбайн. Он применяется для проведения горных выработок.

К главному стволу уголь везут по штреку поезда из вагонеток.

Горный комбайн кроме режущего устройства снабжен механизмом для погрузки угля на конвейер. Он одновременно разрезает угольный пласт, отбивает от него куски, измельчает их и грузит на конвейер.

А угольный струг — это нечто вроде огромного рубанка, которым, протягивая его на стальных цепях взад и вперед, строгают пласт угля.

Но существуют и такие шахты, где нет ни комбайнов, ни стругов, ни конвейеров. Уголь здесь рубят струей воды. Главная машина на такой шахте —гидромонитор, похожий на пушку с коротким стволом или на огромный пожарный брандспойт.

Вырываясь из ствола гидромонитора под давлением в несколько мегапаскалей, струя воды ударяет в пласт угля и отбивает от него куски разного размера. Потом поток воды подхватывает этот уголь и по желобам, проложенным в штреках гидрошахты вместо конвейеров, несет его из забоя. А дальше насосы подают уголь вместе с водой по трубам на-гора. Здесь вода с углем попадает в специальные бассейны — отстойники.

Когда весь уголь, даже самый мелкий, осядет на дно, воду из бассейна направляют по трубам опять в шахту, она снова проделывает весь свой рабочий путь — рвется из сопла гидромонитора, рубит уголь, «везет» его из забоя.

На рудниках, где добывают железную, медную, никелевую и другие крепкие руды, забои выглядят совершенно иначе. Первыми туда приходят бурильщики, они сверлят в каменной стене отверстия -скважины. Затем в скважины закладывают патроны взрывчатки. Все покидают забой, по проводам взрывник посылает электрический ток в запал. Взрыв — и часть забоя превращается в раздробленные куски руды.

После того как вентиляторы очистят воздух в забое от образовавшихся во время взрыва газов, туда въезжает погрузочная машина. Она грузит отбитую руду в вагонетки, а потом электровоз везет их по штреку к стволу.

В последние годы на рудниках работает все больше самоходных безрельсовых машин на автомобильных колесах — буровые станки, экскаваторы и погрузочные машины, самоходные вагонетки, самосвалы.

Часть шахтерского труда взяла на себя автоматика. На Дегтярском медном руднике на Урале, на котором часть металла извлекают из-под земли с водой, многие машины и механизмы работают без машиниста. На дверях зала, в котором находится подъемная машина, висит замок: машиниста нет, а машина исправно выдает на-гора сверкающую блестками медного колчедана руду. Без машинистов работают и насосы, откачивающие подземную воду.

Каменный и особенно бурый уголь, фосфориты и серу, железную и никелевую руду и бокситы все больше добывают не в шахтах, а под открытым небом. А это значит — полная безопасность и чистый воздух для горняков, могучие машины и дешевые руда и уголь.

С каждым годом машиностроители выпускают все более мощную технику, которая удешевляет строительство карьеров. И потому ежегодно увеличивается число карьеров, так как при современном уровне техники выгоднее строить карьер, чем шахту. Как правило, карьеры строят с помощью экскаваторов и автомобилей-самосвалов или электровозов с вагонами, самоопрокидывающимися при разгрузке,-думпкарами. Экскаваторы постепенно срывают породу над залежью, а самосвалы или железнодорожные составы думпкаров отвозят ее в сторону и сбрасывают в отвал.

Если «крышка сундука» состоит не из песка или глины, а из твердых пород, например крепкого известняка, то камень сначала взрывают.

А Лебединский карьер на Курской магнитной аномалии, где масса этой «крышки» составляла 32 млн. т, помогли строить. корабли. Правда, не обычные корабли, а плавучие земснаряды. Сначала над залежью железной руды экскаваторы выкопали большую яму — котлован. Когда его заполнили грунтовые воды (а подземной воды на Курской магнитной аномалии целое море), туда спустили земснаряды.

В карьере. Справа: схема добычи открытым способом.

Автосамосвал «БелАЗ-548» грузоподъемностью 40 т.

Плавучий земснаряд — это небольшой корабль с ажурной стрелой, как у подъемного крана. К стреле прикреплена стальная фреза. Когда стрела опускается, фреза упирается в дно котлована и, вращаясь, разрушает это дно. Куски разрушенной породы вместе с водой затягиваются в воронку землесоса и мощными насосами по трубам выносятся из котлована далеко в степь.

Карьер построен. Сейчас он напоминает гигантский стадион: огромные уступы суживающейся лестницей спускаются к его дну. Если заглянуть вниз, то огромный карьер покажется совершенно безлюдным. И действительно, в карьере работает мало людей — гораздо меньше, чем в подземном руднике, хотя руды здесь добывают много больше, чем в самом большом подземном руднике.

На карьере работают такие машины, которые в шахте, под землей, просто бы не уместились. Например, буровые станки с горелками, действующими по принципу жидкостного реактивного двигателя. В камеру сгорания поступают керосин и кислород, а из сопел горелки со сверхзвуковой скоростью вырывается раскаленная до нескольких тысяч градусов

Цельсия струя газов. Эта струя мгновенно нагревает дно скважины, порода растрескивается на большие чешуйки, которые уносятся на поверхность теми же газами и паром, образующимся при охлаждении горелки водой. Масса такого станка составляет десятки тонн, по карьеру он передвигается на гусеницах, как танк. Над гусеницами возвышается кабина и высокая ажурная мачта.

Ковш современного шагающего экскаватора может захватить до 25 м 3 породы и перенести ее на расстояние 76-100 м.

Машинист проверяет на пульте по показаниям приборов давление кислорода, керосина и воды и включает станок. Прикрепленная к мачте станка реактивная горелка опускается, из ее сопел с грохотом вырывается раскаленная багровая струя газов. Минута — и горелка входит в крепчайший кварцит, как нож в масло. Грохот превращается в еле пробивающийся из-под земли гул. Только по белому пару, клубящемуся над скважиной, видно, что станок работает.

На других уступах карьера буровых станков не видно. Они уже сделали там свое дело — пронизали скалу скважинами. Потом эти скважины заполнили взрывчаткой, руду взорвали. Там теперь работают скальные экскаваторы. Ковшом, в котором помещаются десятки тонн камня, экскаватор зачерпывает раздробленный кварцит и грузит его в вагоны.

А на Уралмашзаводе в Свердловске проектируют машины еще более гигантских размеров — в их ковше будет помещаться больше камня, чем в железнодорожном вагоне. Гиганты экскаваторы будут ссыпать выкопанный ими грунт прямо в отвал. Для того чтобы порода из отвала не помешала работе карьера, у шагающих экскаваторов имеется стрела длиной 75-100 м. На такое расстояние они могут отнести наполненный грунтом ковш. Стоит только посмотреть на шагающий экскаватор — и сразу становится понятным, почему карьер намного производительнее шахты. Невозможно даже представить себе такую махину под землей.

За последние годы все больше карьеров строят без железнодорожных путей, руду и пустую породу возят там специальные карьерные автосамосвалы. В этом есть свои преимущества. Ведь в отличие от завода на карьере (как и на шахте) рабочее место -забой, уступ — все время движется. Выкопают руду в одном месте и переходят в другое. Экскаватору или тем более автомобилю передвинуться на новое место недолго и проще, чем переносить железнодорожные пути.

Чтобы работать с карьерными экскаваторами, нужны очень большие автомобили. Чем больше ковш экскаватора, тем больше должен быть и кузов автомобиля, иначе экскаватор не сможет набирать полезное ископаемое полными ковшами. Поэтому на карьерах работают самосвалы-гиганты, которые перевозят за один раз по 70 т груза.

Машины непрерывного действия

Но машины, о которых сейчас шла речь,- и экскаваторы, и электровозы, и автосамосвалы — не самые совершенные из существующих. Автомобиль сначала стоит под погрузкой, потом едет с грузом, потом разгружается, потом порожняком возвращается к экскаватору. Полезная работа тут — только поездка с грузом, а все остальное — потеря времени.

Драга — плавучее сооружение для добычи золота из прибрежных россыпей.

Огромный роторный экскаватор непрерывно подает породу на конвейер. Его рабочий орган — колесо с черпаками, а не ковш, как у обычных экскаваторов.

На железнодорожном транспорте при погрузке и разгрузке теряется времени еще больше. Экскаваторы большую часть времени тратят на повороты от забоя и к забою и на разгрузку ковша, а на собственно копание — значительно меньше. Для всех этих машин характерна работа с перерывами, они — машины периодического действия.

Там, где полезное ископаемое и пустые породы, в которых оно залегает, относительно мягкие, можно применить еще более производительные машины —машины непрерывного действия. У нас в стране они работают, например, в буроугольных и марганцевых карьерах на Украине.

Главная из этих машин — роторный экскаватор. Его назначение — копать. Но делает это роторный экскаватор совсем не так, как обычный ковшовый. На конце его ажурной стальной фермы вращается ротор — колесо с черпаком. Непрерывный поток угля, руды или пустой породы сыплется на конвейер, уносящий его от роторного колеса. За один час роторный экскаватор выкапывает и грузит на конвейер 3000 м 3 — больше, чем 10 четырехкубовых скальных экскаваторов. Здесь нет ни порожних рейсов, ни потерь времени на погрузку и разгрузку. Людей на таких машинах еще меньше, чем в любом карьере.

Машины непрерывного действия другого типа —драги — добывают золото из россыпей. Драга — это своеобразный корабль, немного похожий на земснаряд, но более сложный. Драга оснащена черпаками, беспрерывно захватывающими со дна водоема золотоносный песок, который тут же, на борту, промывается.

Золото остается на драге, а пустой песок конвейеры уносят на берег. Чтобы драга могла работать и в небольших речках, нередко устраивают специальные запруды.

Драгами можно добывать не только золото, но и другие полезные ископаемые, которые содержатся в россыпях,- вольфрам, торий.

источник

Источники:
  • http://www.bygeo.ru/materialy/vtoroi_kurs/teh-ekonom-osn-proizod-chtenie/1909-sposoby-dobychi-iskopaemyh-i-ih-sravnitelnaya-effektivnost.html
  • http://kadykchanskiy.livejournal.com/264787.html
  • http://travelask.ru/blog/posts/5423-top-5-samaya-glubokaya-yama-v-zemle
  • http://megatopof.ru/tech/bolshie-karery.html
  • http://2i.su/tehnology/kinder/0490.html