Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Май | ||||||
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цветов), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Слово «гранит» происходит от слова «гранум» – в переводе «зерно», то есть гранит состоит из отдельных зёрен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. Очень прочный. Хорошо полируется.
Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.
Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Особая разновидность известняка – мел, самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
Осадочная горная порода органического происхождения, состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.
Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1 тонны нефти расходуется 2–3 тонны каменного угля; например, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также в качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.
Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Образуется при разрушении различных горных пород, например гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий: кирпича, черепицы, посуды. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства.
Производство цемента.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств.
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый; жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Песок представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Используется в строительстве.
Железная руда – чёрного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.
Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые вышки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.
Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось чёрного золота?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля – ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он – практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам – авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам – дизельное топливо, кораблям – мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски – значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино у нас тоже не было бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они – продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии – вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей – все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть – это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир – это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.
источник
Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Образовательная:
- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
- Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
- Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
- Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
- Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
- Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
- Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
- Воспитывать толерантности.
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).
— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)
— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).
— Для чего нам необходимо это знать?
— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
— Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).
— Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).
— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).
— Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).
— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
Свойства полезных ископаемых.
Название | Состояние | Цвет | Основное свойство | Где используют |
Нефть | Жидкое; легкая; маслянистая | коричневый | горючесть | топливо |
Каменный уголь | Твердое; тяжелый | черный | горючесть | топливо |
Гранит | Очень твердое тяжелый | красный, серый, белый | прочность | строительство |
Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).
Исследовать по плану (слайд11).
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
- Если остался след – то порода мягкая;
- Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
- Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого свойства?
— Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.
План изучения свойств гранита (слайд12).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Вывод по таблице о граните.
— Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
— Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.
— Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)
— Как вы думаете, кто такие геологи?
— Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.
У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован.
Шахты – это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).
— Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).
6 этап. Бережное использование.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд 30).
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Какие открытия для себя сделали?
1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)
— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.
— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.
Задание группе 1.Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Задание группе 3. Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.
Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.
источник
Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме:
Урок окружающего мира в 3 классе «Полезные ископаемые»
Здесь представлены: конспект урока и презентация на тему «Полезные ископаемые». 3 класс «Школа России»
Вложение | Размер |
---|---|
Poleznye_iskopaemye_szhataya.ppt | 1.59 МБ |
Dokument_Microsoft_Word.doc | 74 КБ |
Полезные ископаемые Лобусова Н.Ю. ГОУ№21 Санкт-Петербург Урок окружающего мира 3 класс
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Железная руда 1. Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое. 2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный. 3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.
Эта гора железной руды будет использована в производстве стали .
Изделия из стали Буровая сталь Листовая сталь.
Доменная печь используется для получения железа
Нефть Нефть ( греч. ναφθα — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость , красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли ; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых
Гранит Грани́т ( итал . granito , — зерно) —Состоит из кварца , калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.
Каменный уголь У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений ( папоротников , хвощей и плаунов ). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.
Известняк Известня́к — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде . Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер , а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод .
Глина Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
Применение Глина является основой гончарного , кирпичного производства.
Проверь себя Известняк Нефть Железная руда Гранит Каменный уголь Глина
Урок по курсу «Окружающий мир» на тему: «Полезные ископаемые», с использованием мультимедийной презентации.
1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых.
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Рабочая тетрадь на печатной основе с. 25№3,4.
II. Сообщение темы и целей урока.
Красивы будут и заметны. (Гранит)
В школе не лежит без дела:
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
Отгадайте, что же это? (Нефть)
7.Если встретишь на дороге,
Она понадобится сразу. (Глина)
Сам он удобрение. (Известняк)
9. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф).
Делать краски и эмали. (Уголь).
Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.
-Как назвать все эти отгадки?
— Тема нашего сегодняшнего урока « Полезные ископаемые»
На доске и в тетрадях тема: « Полезные ископаемые ».
-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.
Железная руда. Свойства, цвет, использование.
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.
Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах , если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты . Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.
Осадочная горная порода органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде . Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер , а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод .
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
Обжиг известняка даёт негашёную известь — древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.
Техническая керамика — большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства
Производство цемента
Глина используется в медицине , например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).
Работа в рабочей тетради на печатной основе с. 26№2,3,5.
- Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2006.
- Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2008.
- Л.И Рудченко. Мир вокруг нас. 3 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.
Цели 1) формировать понятие «полезные ископаемые», познакомить со способами добычи полезных ископаемых, классификацией полезных ископаемых по их состоянию, по назначению, используя краевед.
1. Тема урока: Полезные ископаемые.2. Предмет: окружающий мир 3. Класс: 34. Автор: Сажина Л.Ю.5. Тип урока: практическая работаЦель урока: изучить свойства полезных ископаемых.Задачи урока:1. Ра.
Свойства полезных ископаемых.
Технологическая карта урока«Почему надо беречь полезные ископаемые»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые»Цели урока: закрепить знания учащихся о полезных.
Предмет: Окружающий мирКласс: 3Тема урока: Полезные ископаемые.Цели урока: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.Планируемые результаты:•.
Урок направлен на исследование полезных ископаемых в деятельности человека и необходимости их бережного использования. Формирование умение работать в группе.
источник
Задай свой вопрос по этому материалу!
Хотите узнать, какие богатства прячутся под землей? Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд, называют полезными ископаемыми. Большинство из них – твердые: каменный уголь, торф, гранит, мрамор, алмаз, песок. Но есть и жидкие полезные ископаемые, это нефть и минеральная вода. Также есть газообразные полезные ископаемые – природный газ. Геологи все время занимаются разведкой месторождений полезных ископаемых (рис. 1).
Рис. 1. Полезные ископаемые (Источник)
Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен особый песок, это полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, это тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать чашку или блюдце, нужна особая белая глина – каолин (рис. 2).
Чайная ложка сделана из металла, и железная дорога, и океанский лайнер, и станки, и часы, и многие другие предметы. Металлы выплавляют из руды, это тоже полезное ископаемое (рис. 3). Изготовленные человеком самолеты, машины тепловозы сами не поедут и не полетят, им необходимо горючее – бензин и керосин, которые производят из нефти. Нефть выкачивают из земли, это тоже полезное ископаемое. Природный газ, который голубыми огоньками горит на кухонной плите, – это тоже полезное ископаемое. Вот сколько существует разных подземных богатств.
С каждым годом растет потребность людей в горючих полезных ископаемых. Каменный уголь, торф, природный газ – это основное топливо для жилых домов, для фабрик и заводов и теплоэнергостанций. Самые необходимые человеку полезные ископаемые – это каменный уголь и нефть. Всем известно, что уголь черного цвета, но он бывает и желтого цвета, называется он сланец (рис. 4).
Также есть золотистый уголь, и даже уголь голубовато-фиолетового цвета. Углем каменным его назвали потому, что долгое время считали его камнем, ведь он очень твердый. Разгадал тайну происхождения угля русский ученый – Михаил Васильевич Ломоносов (рис. 5).
Он доказал, что каменный уголь образовался из древних растений, которые росли на земле сотни миллионов лет назад. Без каменного угля нельзя выплавить металлы из руд, нельзя приготовить цемент. Из каменного угля производят пластмассу, смолу, лекарства, жидкое топливо, кислоту, пищевую соду, краски и чернила. Сам уголь без запаха, но из него производят духи и разные пахучие сиропы для конфет и пирожных. Уголь непрозрачный, но из него делают самое лучшее стекло, легкое, твердое, чистое. Еще уголь используют в производстве удобрений, от которых лучше плодоносит земля, растут овощи, фрукты, зерновые культуры. Из угля можно добыть даже витамины.
Из нефти получают более тысяч веществ. Из этой маслянисто-коричневатой жидкости получают чистейший бензин и керосин для авиации, дизельное топливо. Их отличие от каменного угля в том, что при сгорании они выделяют значительно больше тепла. Из нефти изготавливают небьющееся стекло, пластмассу, которую используют при строительстве домов, изготавливают из них мебель и детали для машин, создают украшения.
Битум, который также производят из нефти, необходим для асфальтового покрытия дорог (рис. 6).
А как образовалась нефть? Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению по этому вопросу. Многие считают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда-то водоросли, рыб, рачков, превратились в нефть. Водоросли и рачки умирали, и их останки вместе с ракушками, вместе со скелетами рыб скапливались в спокойных водах морских заливов в огромных количествах. Они смешивались с илом и песчинками, которые приносили реки, впадающие в море. Значит, нефть можно найти в тех местах, где когда-то были древние моря? Так и есть. Геологи разыскивают заливы и берега давно исчезнувших морей и, как правило, обнаруживают там запасы нефти. Наша страна очень богата нефтью. Нефть добывают между Уралом и Волгой, за Уралом, в верховье реки Лены, на острове Сахалин, в Восточной Сибири. Самые крупные месторождения каменного угля находятся в районе Воркуты, в Донецком бассейне (рис. 7).
Рис. 7. Нефтеносные запасы России (Источник)
А какие полезные ископаемые называются рудными? Человек с давних пор ищет месторождения руд, содержащие металлы. Из руд черных металлов выплавляют железо, сталь, чугун, а из руд цветных металлов – алюминий, цинк, свинец, медь. Как правило, изделия содержат не чистые металлы, а их сплавы. Сплавы – это вещества, которые получают при плавлении двух или более металлов. Одним изделиям необходимы пластичность, упругость, гибкость, другим – прочность, твердость, долговечность, а третьим – легкость и блеск. Например, чистое железо – очень мягкий металл, из которого не сделаешь ни гвоздя, ни ножа. Чтобы получить сталь, в железо добавляют другие металлы и различные примеси. Сплав алюминия, хрома, титана используется в производстве прочных и долговечных космических и военных кораблей, самолетов, ракет. А в тонкие алюминиевые листы – фольгу – заворачивают шоколад, чай, плавленые сырки.
Ювелиров с давних пор привлекают замечательные свойства драгоценных металлов: золота, серебра, платины (рис. 8). Из них изготавливают ювелирные изделия, чеканят монеты. Эти драгоценные металлы широко используются в радиотехнике, из них изготавливают сверхточные космические приборы.
Если вы живете на Урале, Забайкалье, на Алтае, в Красноярском крае, в Восточной Сибири или на Дальнем Востоке, то ваш край богат месторождениями руд цветных редких металлов. В Якутии, например, добывают нефть, алмазы, бурый уголь.
Жизнь современного человека невозможно представить без полезных ископаемых. Полезные ископаемые – это огромное, бесценное богатство нашей страны.
Сегодня на уроке вы познакомились с новыми понятиями: полезные ископаемые, месторождение, руда, сплавы. Вы узнали о горючих полезных ископаемых и рудных и об их значении в жизни современного человека.
Определим свойства горных пород, которые человек научился использовать с давних времен. Это известняк, мрамор, песок и глина. Начнем с изучения свойств известняка.
Если известняк рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что его частицы значительно мельче частиц сыпучего песка и цвет у этих частиц бывает разный: белый, желтый, серый. Если опустить кусочек известняка в стакан воды, то мы увидим, что известняк утонет, значит, он тяжелее воды. Известняк – твердая горная порода. Разновидностью известняка является мрамор. Рассмотрим мрамор внимательнее (рис. 1).
Цвет его частиц может быть разным: белым, красным, серым, черным. Мрамор имеет матовый блеск, а если его сравнивать с известняком, то можно сказать, что мрамор тверже известняка.
Поговорим о свойствах песка и глины (рис. 2). Если проводить опыты, то можно обнаружить, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Если положить кусочек глины в стакан с водой и тщательно все размещать, то можно увидеть, что на дно осядут мелкие камушки, песчинки, а мелкие частички будут плавать, делая воду мутной. Если слить эту мутную воду и дать ей отстояться, то скоро на дне мы обнаружим слой глинистого ила. А если смочить образцы песка и глины водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. При намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму.
Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет. Песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла (рис. 3).
Частички глины непрозрачные, неблестящие. По цвету глина бывает разная: белая, серая, коричневая, желтая.
Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными полезными ископаемыми. Песок, по которому мы ходим, – рыхлая горная порода. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей (рис. 4).
Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого стекла изготавливают стекло.
Глина – плотная горная порода, при намокании она становится вязкой и пластичной, она долго сохраняет свою форму при высыхании. В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду (рис. 5).
Мрамор – это разновидность известняка, после полировки на нем выступает красивый узорчатый рисунок разной окраски. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета (рис. 6). Из известняка построены известные на весь мир церкви и соборы.
Рис. 6. Станция Маяковская. Московский метрополитен (Источник)
Особенно из полезных ископаемых ценится гранит. Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора (рис. 7), бортики Исаакиевского собора (рис. 8), а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.
Почему надо беречь полезные ископаемые? Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. Вы уже знаете, что на дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается в недрах планеты. Там, глубоко под землей, находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. Но запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Ученые предсказывают, что уже в нашем XXI веке разведанные запасы нефти, золота и меди могут быть исчерпаны. На их образование ушли миллионы лет, а человек израсходовал их так быстро. Их нельзя восстановить, как, например, лес после вырубки.
Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски расходовать богатства подземных кладовых? Ученые создают новые искусственные материалы для замены металла и горючих полезных ископаемых. Вместо металла все больше и больше применяется пластмасса. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как много вещей сделано из пластмассы вместо дорого металла и ценной древесины. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла. Строятся гидроэлектростанции, на которых используются силы воды, или силы ветра, или солнечное тепло. Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы. Использование металлолома позволяет бережно относиться к рудным полезным ископаемым и экономно их расходовать. Нужно также следить, чтобы без надобности не горели газовые и электрические приборы, беречь тепло в школе и дома в холодное время года, не оставляя открытыми настежь двери в подъездах. Следите за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка по трубам в жилые дома, на фабрики и заводы невозможна без использования полезных ископаемых.
Сегодня на уроке вы узнали о свойствах полезных ископаемых: известняка, мрамора, песка и глины, а также познакомились с тем, как человек использует в своей деятельности строительные полезные ископаемые.
источник
На этом уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми, которые можно добыть из горных пород и использовать для хозяйственных нужд.
Хотите узнать, какие богатства прячутся под землей? Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд, называют полезными ископаемыми. Большинство из них – твердые: каменный уголь, торф, гранит, мрамор, алмаз, песок. Но есть и жидкие полезные ископаемые, это нефть и минеральная вода. Также есть газообразные полезные ископаемые – природный газ. Геологи все время занимаются разведкой месторождений полезных ископаемых (рис. 1).
Рис. 1. Полезные ископаемые (Источник)
Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен особый песок, это полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, это тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать чашку или блюдце, нужна особая белая глина – каолин (рис. 2).
Чайная ложка сделана из металла, и железная дорога, и океанский лайнер, и станки, и часы, и многие другие предметы. Металлы выплавляют из руды, это тоже полезное ископаемое (рис. 3). Изготовленные человеком самолеты, машины тепловозы сами не поедут и не полетят, им необходимо горючее – бензин и керосин, которые производят из нефти. Нефть выкачивают из земли, это тоже полезное ископаемое. Природный газ, который голубыми огоньками горит на кухонной плите, – это тоже полезное ископаемое. Вот сколько существует разных подземных богатств.
С каждым годом растет потребность людей в горючих полезных ископаемых. Каменный уголь, торф, природный газ – это основное топливо для жилых домов, для фабрик и заводов и теплоэнергостанций. Самые необходимые человеку полезные ископаемые – это каменный уголь и нефть. Всем известно, что уголь черного цвета, но он бывает и желтого цвета, называется он сланец (рис. 4).
Также есть золотистый уголь, и даже уголь голубовато-фиолетового цвета. Углем каменным его назвали потому, что долгое время считали его камнем, ведь он очень твердый. Разгадал тайну происхождения угля русский ученый – Михаил Васильевич Ломоносов (рис. 5).
Он доказал, что каменный уголь образовался из древних растений, которые росли на земле сотни миллионов лет назад. Без каменного угля нельзя выплавить металлы из руд, нельзя приготовить цемент. Из каменного угля производят пластмассу, смолу, лекарства, жидкое топливо, кислоту, пищевую соду, краски и чернила. Сам уголь без запаха, но из него производят духи и разные пахучие сиропы для конфет и пирожных. Уголь непрозрачный, но из него делают самое лучшее стекло, легкое, твердое, чистое. Еще уголь используют в производстве удобрений, от которых лучше плодоносит земля, растут овощи, фрукты, зерновые культуры. Из угля можно добыть даже витамины.
Из нефти получают более тысяч веществ. Из этой маслянисто-коричневатой жидкости получают чистейший бензин и керосин для авиации, дизельное топливо. Их отличие от каменного угля в том, что при сгорании они выделяют значительно больше тепла. Из нефти изготавливают небьющееся стекло, пластмассу, которую используют при строительстве домов, изготавливают из них мебель и детали для машин, создают украшения.
Битум, который также производят из нефти, необходим для асфальтового покрытия дорог (рис. 6).
А как образовалась нефть? Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению по этому вопросу. Многие считают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда-то водоросли, рыб, рачков, превратились в нефть. Водоросли и рачки умирали, и их останки вместе с ракушками, вместе со скелетами рыб скапливались в спокойных водах морских заливов в огромных количествах. Они смешивались с илом и песчинками, которые приносили реки, впадающие в море. Значит, нефть можно найти в тех местах, где когда-то были древние моря? Так и есть. Геологи разыскивают заливы и берега давно исчезнувших морей и, как правило, обнаруживают там запасы нефти. Наша страна очень богата нефтью. Нефть добывают между Уралом и Волгой, за Уралом, в верховье реки Лены, на острове Сахалин, в Восточной Сибири. Самые крупные месторождения каменного угля находятся в районе Воркуты, в Донецком бассейне (рис. 7).
Рис. 7. Нефтеносные запасы России (Источник)
А какие полезные ископаемые называются рудными? Человек с давних пор ищет месторождения руд, содержащие металлы. Из руд черных металлов выплавляют железо, сталь, чугун, а из руд цветных металлов – алюминий, цинк, свинец, медь. Как правило, изделия содержат не чистые металлы, а их сплавы. Сплавы – это вещества, которые получают при плавлении двух или более металлов. Одним изделиям необходимы пластичность, упругость, гибкость, другим – прочность, твердость, долговечность, а третьим – легкость и блеск. Например, чистое железо – очень мягкий металл, из которого не сделаешь ни гвоздя, ни ножа. Чтобы получить сталь, в железо добавляют другие металлы и различные примеси. Сплав алюминия, хрома, титана используется в производстве прочных и долговечных космических и военных кораблей, самолетов, ракет. А в тонкие алюминиевые листы – фольгу – заворачивают шоколад, чай, плавленые сырки.
Ювелиров с давних пор привлекают замечательные свойства драгоценных металлов: золота, серебра, платины (рис. 8). Из них изготавливают ювелирные изделия, чеканят монеты. Эти драгоценные металлы широко используются в радиотехнике, из них изготавливают сверхточные космические приборы.
Если вы живете на Урале, Забайкалье, на Алтае, в Красноярском крае, в Восточной Сибири или на Дальнем Востоке, то ваш край богат месторождениями руд цветных редких металлов. В Якутии, например, добывают нефть, алмазы, бурый уголь.
Жизнь современного человека невозможно представить без полезных ископаемых. Полезные ископаемые – это огромное, бесценное богатство нашей страны.
Сегодня на уроке вы познакомились с новыми понятиями: полезные ископаемые, месторождение, руда, сплавы. Вы узнали о горючих полезных ископаемых и рудных и об их значении в жизни современного человека.
Список литературы
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
- Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Что такое полезные ископаемые?
- Для чего нужен каменный уголь?
- Что вы знаете о нефти?
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
источник
1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.
Наша машина ездит на бензине, который делают из нефти мы варим еду на плите, которая работает на газе чтобы сделать шашлык на даче нужен уголь посуда сделана из глины
2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».
Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.
Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».
Ход работы (по заданиям учебника).
- Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название.
- Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
- Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.
3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.
4. Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.
5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.
6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь её стрелкой. Начни свой путь с лифта.
Путь обозначен на рисунке тонкой синей линией.
7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия,
известняк, нефть, песок
8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нём.
1. Название полезного ископаемого
2. Где добывается
3 Свойства полезного ископаемого
4. Использование его в хозяйственной деятельности
Алюминиевая руда — боксит
Всем известный металл алюминий в чистом виде в природе не встречается. Добывают его из алюминиевых руд — полезных ископаемых, содержащих в себе различные соединения этого вещества. Наиболее известная и широко добываемая алюминиевая руда называется боксит.
В нашей стране бокситы добываются на Урале, в Сибири, в Прибайкалье и на Кольском полуострове. Также имеются месторождения бокситов в Венгрии, в Центральной и Южной Африке, на Украине, в Казахстане, во Франции и в Индии.
После специальной обработки из боксита выделяется чистый алюминий. Это очень легкий по весу металл серебристо-белого цвета. Он легко поддаётся ковке, прекрасно проводит тепло и электричество, и, в отличие от большинства металлов, практически не подаётся коррозии.
Благодаря своим свойствам алюминий очень широко применяется в промышленности. Из него делают посуду (кастрюли, сковороды, подносы, ложки и вилки), алюминиевую фольгу для выпекания и упаковки, провода, трубы, его используют при производстве микросхем, из алюминия делают краску, а также рамы для самокатов и велосипедов, фюзеляжи самолетов и многое другое .
Воспользуйся записью при выступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.
источник
Цель: Сформировать понятие «полезные ископаемые» и определить их роль в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
— Обучать умению распознавать полезные ископаемые, работать с текстом.
— Формировать умение строить речевое высказывание.
— Формировать умение извлекать нужную информацию из прочитанных текстов.
Развивающие:
— Развитие умения анализировать объекты.
— Развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности.
— Расширение кругозора.
Воспитательная:
— Формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).
Методическая цель: формирование образовательных компетенций через реализацию групповой работы с использованием ролевой игры.
Добрый день, уважаемые коллеги. Здравствуйте, ребята. Меня зовут С. А., нам предстоит сегодня на уроке с вами сотрудничать. Вам предстоит работа в группах. Возьмитесь за руки, почувствуйте поддержку друг друга, покажите, что вы – команда. Присаживайтесь.
Определение темы урока
Я знаю, что вы на уроках окружающего мира изучаете раздел «Чему учит экономика». И на прошлом уроке узнали, что является основой экономики. Помогите, пожалуйста, закончить схему. (Слайд)
(Природные богатства и труд людей)
Сегодня я предлагаю вам поговорить более подробно об одном из видов природных богатств – о полезных ископаемых.
Давайте разберемся, почему они носят такое название?
Полезные – от слова «польза», нужные
Ископаемые – от слова «копать». Они залегают в недрах Земли, чтобы их добывать, нужно искать и копать.
Действительно, приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас полезно.
Целеполагание
Я предлагаю вам заглянуть в недра Земли и послушать, о чем спорят полезные ископаемые.
Для этого вы в группах выберите по 2 человека, которые исполнят роли своего персонажа. Когда вы услышите название своего героя, нужно будет выйти и прочитать выразительно слова.
Сценка – экспромт
Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется приносить пользу.
Говорит однажды Соль :
— Я – соль земли. Без меня на земле даже каши не сваришь!
Тут и Алюминий спрашивает:
— А без меня сваришь? Кастрюля нужна! А кастрюли из алюминия делают.
Конечно, без кастрюли тоже каши не сварить. А УГОЛЬ услышал разговор и спрашивает:
— А на чем варить будете?
И Природный газ подхватывает:
— Без топлива в этом деле точно не обойтись!
Тут и Нефть подключилась к спору:
— И надо еще крупу привезти, а для этого машину бензином заправить надо. А бензин из нефти делают!
Ну надо же! Простую кашу сварить – и вон сколько их набралось! Кого ни возьми – без него каши не сваришь… Но тут еще и Железо в разговор вступило:
— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать. Ведь прежде чем кашу варить, вас всех еще из земли выкопать надо, а для этого лопата нужна. А лопату-то из меня делают!
Спасибо, ребята, присаживайтесь. Вы, наверное, уже догадались, какова цель нашего урока? (Зафиксировать на доске)
— Узнать, действительно ли полезные ископаемые так нужны людям. (карточки)
— Понять, какое полезное ископаемое самое нужное.
Принятие плана работы
Чтобы ответить на поставленные вопросы, я предлагаю в группах действовать по следующему плану: (слайд)
1. Определим, о какой группе полезных ископаемых будем рассказывать
2. Определим основные свойства полезных ископаемых
3. Узнаем, где применяются эти полезные ископаемые
4. Представим работу группы в классе
Есть возражения, уточнения или вопросы по плану работы?
Хотелось бы вам напомнить правила работы в группе, которые вы, наверняка, знаете. (Слайд)
Вопросы?
Итак, на столах у вас стоят разносы с образцами полезных ископаемых. И также лежат письма, в которых полезные ископаемые рассказали о себе. И сейчас вам предстоит поработать… А кто знает, как называется профессия людей, которые занимаются поиском и изучением месторождений полезных ископаемых. Геолог (карточка). Итак, вам предстоит поработать геологами.
Отвечайте и повторяйте за мной.
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой)
Карточки появятся на доске, когда дети начнут выступать.
— Горючие полезные ископаемые
— Строительные полезные ископаемые
— Руды
Реализация плана работы
Работают с горючими полезными ископаемыми.
Вскрывают конверт с письмом.
Добрый день, дорогие ребята!
Мы — горючие полезные ископаемые: нефть, торф и уголь. У нас есть еще один брат – природный газ, но его очень трудно поймать, так как он газообразный, без цвета и без запаха. Основное свойство, которое нас объединяет – горючесть. Поэтому нас используют в качестве топлива.
Я – уголь, мой цвет может меняться от бурого до черного; я твердый, но хрупкий. Образовался я из остатков древних растений и залегаю глубоко в недрах земли. Чтобы добыть меня, люди строят шахты. А если мои залежи расположены близко к поверхности земли, то меня добывают открытым способом – в карьерах. Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Я обогреваю жильё, даю лекарства. Без меня нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из меня готовят духи и краски.
До сих пор ученые не пришли к единому мнению, как я, нефть, образовалась. Многие утверждают, что процесс моего образования продолжался сотни миллионов лет из перегнивших водорослей, рыб и рачков. Таким образом, меня ищут там, где когда-то было дно океана. Без меня нельзя обойтись в современном мире.
Более тысячи веществ изготавливают из маслянистой коричневатой жидкости. Из меня получают духи, краску, которой печатаются газеты и журналы; пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры. А также, чистейший бензин для авиации и смазочные масла для машин и многое другое.
Для того, чтобы добраться до меня, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Работают с железной рудой.
Вскрывают конверт с письмом.
Здравствуйте, ребята!
Мы – руды. Руды – это камни, которые содержат частички металлов. Металлы в чистом виде в природе не найдешь, они содержатся в рудах. Поэтому люди сначала добывают руду, а потом уже из нас выплавляют металл. Это возможно благодаря основному нашему свойству – плавкости, то есть способности плавиться при высокой температуре. Рассмотрите представителей нашей группы в вашей коллекции.
Как правило, изделия, которыми вы пользуетесь, содержат не чистые металлы, а их сплавы. Сплавы – это вещества, которые получают при смешивании двух или более металлов, чтобы придать им необходимые свойства. Одним изделиям необходимы пластичность, упругость, гибкость; другим – прочность, твердость, долговечность; а третьим – легкость и блеск.
Выплавляют металлы в специальных печах – домнах. Вокруг вас много металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра, а также станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! Иногда вы даже не задумываетесь, что держите в руках металл. Например, тонкие алюминиевые листы – фольгу – в которую заворачивают шоколад, чай, плавленые сырки.
Желаем вам удачи, ребята! Всем наш металлический привет!
Работают со строительными полезными ископаемыми.
Вскрывают конверт с письмом.
Приветствуем вас, ребята!
Перед вами песок, глина, известняк и гранит. Всех нас объединяет то, что нас используют при строительстве зданий.
Я – песок, сыпучая порода, состоящая из мельчайших частиц. Я образовался при разрушении горных пород. А еще я незаменим в стекольном производстве и в строительстве дорог.
А я — глина – широко применяемый строительный материал. Мои частички непрозрачные и неблестящие. По цвету я бываю разная: белая, серая, коричневая, желтая. Образуюсь я в результате выветривания различных горных пород. Из меня делают кирпичи. А еще красивую фарфоровую посуду. В воде я намокаю, становлюсь вязкой и пластичной. А высыхая, сохраняю свою форму.
Я – известняк, залегаю в земле громадными слоями. Я обыкновенный камень белого или серого цвета. Из меня иногда состоят целые горы. А образовался я из окаменевших ракушек моллюсков, живших в древних морях много миллионов лет назад. Используют меня в строительстве. Мелом вы пишите по доске, мною белят стены. И, конечно же, меня используют при строительстве домов.
А я гранит – самый плотный, твердый и прочный строительный материал. Я состою из трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Я очень устойчив к морозу и загрязнениям, поэтому меня используют для облицовки как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере я просто незаменим для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.
Представление результата работы
Представление работы группами всему классу.
Подведение итогов
Итак, ребята, вернемся к нашей цели.
К какому выводу вы пришли? (Полезные ископаемые действительно, нужны людям.)
Что бы вы сказали персонажам сказки, которую мы разыграли в начале урока?
Сейчас я предлагаю вам еще раз поработать в команде и поделиться своими впечатлениями от урока, при этом мы создадим композицию из цветного песка. Свое мнение, чувства и эмоции вы сможете выразить цветом, даже без слов. Если вы выберете теплые цвета, значит, вам было комфортно и уютно на уроке, если холодные, вам что-то мешало, вы чувствовали дискомфорт.
Посоветуйтесь в группе, какой цвет вы выберете, и один или два участника от группы насыпит в пустой стаканчик по очереди. Посмотрите, что у вас получилось. Я тоже хочу сказать, что очень волновалась, когда шла к вам на урок, но мне было приятно с вами работать. (Закончить композицию)
источник
- http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580693/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/09/18/urok-okruzhayushchego-mira-v-3-klasse-poleznye
- http://www.kursoteka.ru/course/4302/lesson/14330/unit/34781
- http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/poleznye-iskopaemye
- http://okrmir1234.ru/3-otvety/139-poleznye-iskopaemye.html
- http://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/konspekty-urokov/okruzhajushhij-mir-3klass/2858-urok-okruzhayuschego-mira-3-klass-poleznye-iskopaemyehtml.html