Меню Рубрики

Полезные ископаемые россии 8 класс презентация

Данную презентацию можно использовать при изучении полезных ископаемых России

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.).

Россия обладает большими запасами различных видов сырья и топлива. В стране представлены практически все виды полезных ископаемых. Она занимает ведущие места по разведанным запасам угля, торфа, железной и марганцевой руд, бокситов, меди, свинца, никеля, вольфрама, большими запасами нефти, природного газа и др.

Сырая нефть и нефтепродукты составляют примерно

40% суммарного экспорта России, нефть – существенный

источник доходов бюджета. Российская Федерация

выступает как один из ведущих операторов в

международном нефтяном бизнесе, являясь крупнейшим

чистым экспортером нефти после Саудовской Аравии.

Второе место по производству мировой нефти занимает

Россия 9,5 млн. баррелей в день. На территории России

нефть добывается на 2000 нефтяных и нефтегазовых месторождений, крупнейшие из которых находятся на шельфе Сахалина, Баренцева, Карского и Каспийского морей. Большая часть разведанных запасов нефти страны сосредоточена в Западной Сибири и на территории Уральского федерального округа. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке добыча нефти практически не ведется. Наиболее старыми и истощенными районами добычи нефти в России являются Урало-Поволжье, Северный Кавказ и остров Сахалин. Месторождения Западной Сибири и Тимано-Печорского региона открыты сравнительно недавно и находятся на самом пике своего развития. Месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока (за исключением о-ва Сахалин), а также шельфы российских морей находятся в начальной стадии освоения.

Нефтяная промышленность. В сыром виде нефть

почти не используют, но при переработке

получают высококачественное топливо (бензин,

керосин, солярку, мазут) и разнообразные

соединения, служащие сырьём для химической

промышленности. По запасам нефти Россия

занимает II место в мире. Основная база страны — Западная Сибирь

(70% добычи нефти). Крупнейшие месторождения

  • Самотлор, Сургут, Мегион. Вторая по величине —

база – Волго-Уральская. Разрабатывается уже почти 50 лет, поэтому запасы сильно истощены. Из крупнейших месторождений следует назвать — Ромашкинское, Туймазинское, Ишимбаевское. В перспективе возможна разработка новых месторождений на шельфе Каспийского, а так же Баренцево, Карского и Охотского морей. Часть нефти перерабатывается, однако большинство нефтеперерабатывающих заводов находится в европейской части России. Сюда нефть передаётся по нефтепроводам, часть нефти по нефтепроводу «Дружба» передаётся в Европу.

Природный газ — смесь газов, образовавшаяся

в недрах земли при анаэробном разложении

Природный газ относится к полезным ископаемым.

Часто является попутным газом при добыче нефти.

Природный газ в пластовых условиях (условиях залегания в земных недрах) находится в газообразном состоянии — в виде отдельных скоплений (газовые залежи) или в виде газовой шапки нефтегазовых месторождений, либо в растворённом состоянии в нефти или воде.

Газ самый дешёвый вид топлива и ценное химическое сырьё. По запасам газа Россия занимает I место в мире. В нашей стране разведано 700 месторождений. Основная база добычи газа — Западная Сибирь, а крупнейшие месторождения — Уренгойское и Ямбургское. Вторая по величине база по добыче газа это — Оренбургско — Астраханская. Газ этого района имеет очень сложный состав, для его переработки построены крупные газоперерабатывающие комплексы.

Природный газ добывается так же в

Тимано-Печорском бассейне (менее 1%

от всей добычи), открыто месторождение

на шельфе Балтийского моря. В перспективе возможно создание ещё одной базы -Иркутская область, Якутия, Сахалин.

Для транспортировки газа создана единая газопроводная система. 1/3 добываемого газа экспортируется в Беларусь, Украину, страны Балтии, Западную Европу и Турцию.

Уголь — вид ископаемого топлива,

образовавшийся из частей древних растений

под землей без доступа кислорода.

Каменный уголь — осадочная порода,

представляющая собой продукт глубокого

разложения остатков растений (древовидных

папоротников, хвощей и плаунов, а также

первых голосеменных растений). Большинство

залежей каменного угля было образовано в палеозое, преимущественно в каменноугольном периоде, примерно 300—350 миллионов лет тому назад.

Бурый уголь — твердый ископаемый уголь, образовавшийся из торфа, содержит 65—70 % углерода, имеет бурый цвет, наиболее молодой из ископаемых углей. Используется как местное топливо, а также как химическое сырье.

Запасы угля в России очень велики, но добыча намного дороже по сравнению с другими видами топлива. Поэтому после открытия крупнейших месторождений нефти и газа доля угля в топливном балансе сократилась. Уголь используется как топливо в промышленности и на электростанциях, а коксующийся уголь — как сырьё для чёрной

металлургии и химической промышленности.

Главными критериями оценки того или

иного месторождения угля, являются –

себестоимость добычи, способ добычи,

качество самого угля, глубина и толщина

пластов. Основные районы добычи сосредоточенны

в Сибири (64%). Важнейшие угольные

бассейны -Кузнецкий, Канско-Ачинский

Железные руды — природные минеральные образования, содержащие железо и его соединения в таком объеме, когда промышленное извлечение железа целесообразно.

Из разведанных запасов железных руд

на европейскую часть России

приходится 88%, а на долю восточной –

12%. Крупным железорудным бассейном

является Курская магнитная аномалия

(КМА), где сосредоточено 60% общих

балансовых руд страны. КМА

охватывает в основном территорию

Курской и Белгородской областей.

Мощность пластов достигает 40-60 м., а в отдельных районах – 350 м. Руды залегающие на значительной глубине, содержат 55-62% железа. Балансовые запасы железных руд КМА оцениваются в 43 млрд. т., в том числе 26 млрд. т. с содержанием железа до 60%, железистых кварцев с содержанием железа до 40% — в 17 млрд. т.

На территории Северной экономического района расположено три месторождения железных руд – Ковдорское, Оленегорское (Мурманская область) и Костомукшинское (Карелия). Руды Ковдорского месторождения характеризуется содержанием железа около 32% и повышенным содержанием фосфора (3%). Руды хорошо обогащаются с выделением апатита. Руды Оленегорского месторождения содержат 33% железа, а также марганец, титан и алюминий, залегающий на не большой глубине и имеют мощный пласт (от 30 до 300 м.). Костомукшинское месторождение осваивается совместно с Финляндией. Железные руды Кольского полуострова и Карелии служат сырьевой базой Череповецкого металлургического завода.

Железорудные ресурсы Уральского

в четырех группах месторождений :

В Сибири разведанные запасы

железных руд невелики (7,4% общероссийских).

В Западной Сибири они сконцентрированы в двух районах – Горной Шории и Горного Алтае.

Цветные металлы по физическим свойствам и назначению условно можно разделить на тяжёлые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и лёгкие (алюминий, титан, магний). На основании этого деления различают металлургию лёгких металлов и металлургию тяжёлых металлов.

Золото. В России существует около 16 золотодобывающих компаний. Наибольшее количество золота добывается в Чукотском АО, Красноярском крае и Амурской области.

Полиметаллическая руда – природное минеральное образование, основное компонент которого свинец и цинк. Кроме этого в руде присутствуют медь, серебро, золото, олово, сурьма, висмут. Основное месторождение в России – Алтайский край.

Медная руда. Россия занимает восьмое место в мире по добыче медных руд, обеспечивая ежегодно около 4% горнорудной медной продукции мира. Запасы

сосредоточены преимущественно в Норильском рудном районе (Красноярский край), в Читинской области,

а также на Среднем и Южном Урале.

Олово. По выявленным ресурсам олова Россия занимает шестое место в мире, по общим запасам стоит на третьем месте и по подтвержденным запасам олова находится в первой тройке мировых лидеров. Подавляющая масса месторождений олова расположена в Чукотском автономном округе, в Приморском крае, в Хабаровском крае, в Якутии и других районах. Здесь сосредоточено 95,2% разведанных запасов.

Алюминиевые руды — горные породы, сырье для получения алюминия. В основном бокситы. Россия не обладает достаточными для внутреннего потребления запасами бокситов, а её доля в мировых запасах этого сырья не достигает и 1%.

В России наиболее высоким качеством обладают

бокситы Северо-Уральского бокситоносного района.

Наиболее перспективный новый источник этого

сырья — Средне-Тиманская группа месторождений

на северо-западе Республики Коми, в 150 км от

г. Ухты (запасы до глубины 200 м — более 200 млн. т).

Никелевые руды — вид полезных ископаемых, природные минеральные образования, содержание никеля в которых достаточно для экономически выгодного извлечения этого металла или его соединений. В России, занимающей первое место по добыче никелевых руд (22% мировой добычи), основная часть руды извлекается из медно-никелевых сульфидных месторождений района Норильска (Таймыр) и отчасти района Печенги (Кольский п-ов); разрабатывается также силикатно-никелевое месторождение на Урале.

источник

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
Узнать больше

  1. 1. Роман Гончаренко 403
  2. 2. Агния Магус 339
  3. 3. Анатолий Антипов 189
  4. 4. Вадим Горшков 115
  5. 5. Ангелина Иванова 113
  6. 6. Анатолий Антипов 110
  7. 7. Джонатан Свифт 109
  8. 8. Сергей Лапицкий 105
  9. 9. Виктория Соколова 94
  10. 10. Тимофей Рыбкин 86
  1. 1. Дарья Барановская 6,933
  2. 2. Ramzan Ramzan 6,424
  3. 3. Елизавета Анчербак 5,070
  4. 4. Денис Христофоров 4,975
  5. 5. Iren Guseva 4,925
  6. 6. Администратор 4,902
  7. 7. Даниил Юраков 4,713
  8. 8. Алексей 4,541
  9. 9. Сергей Ефремов 4,393
  10. 10. Анастасия Гудяева 4,348

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

источник

Тема урока: «Минеральные ресурсы России». Сегодня мы вспомним, что такое минеральные ресурсы и полезные ископаемые, узнаем, как они располагаются по территории России и какая существует закономерность между геологическим (тектоническим) строением рельефа и местом положения полезных ископаемых. Также узнаем о способах добычи полезных ископаемых и о связанных с этим некоторых экологических проблемах.

Хозяйство России тесно связано с минеральными ресурсами, оцененными, по геологическим данным, запасом полезных ископаемых. Наличие минеральных ресурсов, которые зависят от строения земной коры, во многом формируют картину хозяйства территории. Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми (рис. 1).

Рис. 1. Карта минеральных ресурсов России (Источник)

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые используются или могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Скопление полезных ископаемых образуют месторождения, а скопления большого количества месторождений образуют бассейны или районы. По происхождению полезные ископаемые, так же, как и горные породы, бывают: метаморфические, магматические и осадочные. Полезные ископаемые формируются в ходе геологической истории под воздействием внутренних сил (эндогенных) и внешних (экзогенных). Все полезные ископаемые можно классифицировать по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Большая часть минеральных ресурсов представляет собой твердые неорганические образования, а горючее – полезное ископаемое органического происхождения – лишь условно относится к минеральным ресурсам. За последние годы все большее значение приобретают минерализованные источники, в которых растворено огромное количество полезных веществ. Можно классифицировать полезные ископаемые и по использованию: рудные, нерудные, горючие.

Читайте также:  Конспект урока горючие полезные ископаемые 4 класс

Рудные полезные ископаемые сформировались в результате излияния магмы и в местах её контакта с другими горными породами. Магматическими и метаморфическими горными породами слагаются складчатые области и фундаменты древних пород. Поэтому рудные полезные ископаемые встречаются в горах и на щитах. Наиболее богат рудами Урал. Здесь залегают железные, медно-цинковые, никелевые, марганцевые, хромитовые руды, золото, платина (рис. 2).

Рис. 2. Карта полезных ископаемых Урала (Источник)

Кроме этого, на Урале встречаются драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. На Алтае открыты месторождения полиметаллических, свинцовых, цинковых руд, серебра, ртути и др. (рис. 3). В горной Шории – железных руд, в Кузнецком Алатау – марганцевых. Вольфраммолибденовые руды имеются в Прибайкалье, а в Забайкалье – урановые руды и золото.

Рис. 3. Карта минеральных ресурсов Алтайского края (Источник)

Основными полезными ископаемыми мезозойской складчатой структуры востока России являются оловянные руды. На Кавказе представлены полиметаллические и вольфраммолибденовые руды. Следует обратить внимание на то, что большая часть рудных полезных ископаемых сосредоточена не в молодых складчатых горах, а в возрожденных складчато-глыбовых. Это связано с тем, что рудные тела залегают в осевых частях гор и перекрыты мощными складками осадочных пород. В результате разрушения эти складки исчезают, поэтому там легко находить и добывать полезные ископаемые. Поэтому Урал и богат рудными полезными ископаемыеми.

Магматические и метаморфические полезные ископаемые, кроме складчатых областей, встречаются и на щитах – выступах древних кристаллических фундаментных пород. Так, на севере Восточноевропейской равнины, в районе Кольского полуострова, где имеется выход Балтийского щита, встречаются медные, никелевые металлы, найдены апатиты (сырье для фосфорных удобрений). На Тиманском кряже обнаружены алюминиевые руды, а в районе Воронежской антиклизы находится самое крупное месторождение железных руд – Курская магнитная аномалия (рис. 4).

Рис. 4. Тектоническая карта России (Источник)

Тем не менее для платформ наиболее характерны полезные ископаемые осадочного происхождения, в том числе горючее. Так, в осадочном чехле Восточноевропейской равнины сосредоточено огромное количество угля, нефти и газа. Но наиболее крупные запасы нефти, угля и газа России находятся в мощном осадочном чехле молодой Западносибирской платформы. Также на Древнесибирской платформе располагается крупнейший Тунгусский угольный бассейн. Помимо топлива с осадочными породами связаны месторождения солей, которые приурочены к югу Западной Сибири, Предуралью и Прикаспийской низменности.

Первые алмазы в мире были обнаружены на юге Африки. Коренные месторождения алмазов были найдены в местечке Кимберли (ЮАР), после чего коренные месторождения алмазов были названы кимберлитовыми трубками (рис. 9).

Рис. 9. Кимберлитовая трубка в Якутии (Источник)

Считается, что первооткрывателем алмазов в России стал 14-летний мальчик, сын крепостного крестьянина Крестовоздвиженского прииска на Урале. Именно он обнаружил твердые камни, а оказавшийся рядом минеролог определил, что эти камни – алмазы.

Поиск алмазов на территории России начался после Великой Отечественной войны.

В результате кропотливой работы ученого В.С. Соболева (рис. 10) было выдвинуто предположение, что алмазы следует искать в таких же по условиям местах, как и в Южной Африке, а это Западная Якутия. В 1947 г. на реку Вилюй в Якутию была отправлена первая экспедиция в поисках алмазов. Одна кимберлитовая трубка может снабжать алмазами реки и их притоки на многие десятки и сотни километров. Чтобы определить, есть ли в ключе золото, достаточно промыть несколько небольших ковшей галечника, но чтобы найти алмазы, приходится промывать несколько кубических метров. Геологам пришлось прошагать много сотен километров, преодолевая болота, буреломы, спасаясь от туч комаров и мошкары. Радостную весть после долгих поисков принес коллектор вместе с пиропами и кристаллом алмазов в 4 карата. Пиропы, или «слезы алмазов», – это минералы красного цвета, которые являются спутниками алмазов. Нашел пиропы – нашел алмазы, но главное – найти кимберлит – зеленоватую породу, в которой встречаются алмазы. Найти кимберлит – значит, найти коренное месторождение алмазов.

Первая кимберлитовая трубка в Якутии была найдена экспедицией Л.А. Попугаевой (рис. 11) в 1954 г. Найти вторую кимберлитовую трубку помогла лиса. Члены экспедиции наткнулись на лисью нору, возле которой лежала небольшая кучка зеленоватой земли. Это и был кимберлит. На высокой лиственнице, стоявшей почти в самом центре трубки, геологи сделали топором большую зарубку и вывели надпись: «Трубка мира». В Москву полетела зашифрованная телеграмма: «Закурили трубку мира. Табак отличный». Потом были найдены другие кимберлитовые трубки, а вскоре был заложен поселок алмазодобытчиков Мирный. Через несколько десятков лет месторождения алмазов были обнаружены на другой древней платформе – Русской, в Архангельской области.

Добыча полезных ископаемых осуществляется по-разному. В зависимости от глубины и мощности залегания полезного ископаемого добыча осуществляется либо открытым (карьерным) (рис. 5),

Рис. 5. Добыча полезных ископаемых в карьере (Источник)

либо закрытым (шахтным) способом (рис. 6).

Рис. 6. Добыча полезных ископаемых в шахте (Источник)

Жидкие полезные ископаемые добываются методом бурения скважин (рис. 7). Открытый способ добычи полезных ископаемых наиболее простой и дешевый, однако именно он наносит самый большой урон природе.

Из-за лишения территории растительного покрова, на ней образуются индустриальные пустыни, от которых поднимаются пыльные бури, а из-за осушения земли понижается уровень грунтовых вод. Открытым способом в России добывается более 90 % руд, более 50 % углей и практически все строительные материалы. Самый большой в России карьер находится на Урале – это Качканарский карьер (рис. 8), глубина которого свыше 700 м. Глубина шахт в России достигает примерно 1 км.

Рис. 8. Качканарский карьер (Источник)

Россия – самая богатая минеральными ресурсами страна мира.

Институт нефти и газа носит имя И.М. Губкина (рис. 12).

Рис. 12. Памятная доска И.М. Губкину (Источник)

Именно при его непосредственном участии началось исследование и исследование Западно-Сибирской равнины. В 1953 г. было открыто и начало действовать первое месторождение газа, а через 7 лет забил первый нефтяной фонтан Шаима. Но этому предшествовали длительная работа, научные споры и подвиг первопроходцев. Западно-Сибирская равнина – огромная низменность площадью 3 млн км 2 (рис. 13).

Рис. 13. Западно-Сибирская равнина (Источник)

Лежит равнина на плите. Толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти. На поверхности сотни километров топких болот и темнохвойной неосвоенной тайги. Как определить точку для буровой? Это сродни поиску иголки в стоге сена. И.М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 г. в Среднее Приобье была послана поисковая партия, которая открыла невиданные запасы нефти: Усть-Балыкское и нефтяную жемчужину, месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре. В Заполярье открыли газовое месторождение Ямбург, Медвежье, Заполярное, а у Северного полярного круга Уренгойское – газовую жемчужину России (рис. 14).

Рис. 14. Уренгойское месторождение газа (Источник)

Сегодня Россия занимает первое место по добыче природного газа. В Северной Сибири в европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ – экологически чистое и калорийное топливо – идет не только в европейскую часть России, но и в Западную Европу. Открытие месторождения нефти и газа дали мощный толчок в освоении Западной Сибири. Здесь построены новые города.

Столица нефтяников – Сургут (рис. 15), столица газовиков – Новый Уренгой (рис. 16).

Рис. 16. Город Новый Уренгой (Источник)

Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.

Домашнее задание

  1. Дайте определение и классификацию полезных ископаемых.
  2. Подготовьте доклад о рудных полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.
  3. Подготовьте доклад о магматических и метаморфических полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.

Список литературы

  1. География России. Природа. 8 кл.: уч. для общеобразоват. учрежд. / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 303 с.: ил., карт.
  2. География России. Природа. Население: 8 кл. / В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 320 с.
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Цели: повторить изученный материал, выявить уровень его усвоения учащимися.

  • Определить уровень знаний учащихся основных понятий, размещения основных форм рельефа, полезных ископаемых
  • Проверить умение работать с различными видами географических карт, а также умение показывать на карте основные формы рельефа
  • Формирование умений использования известных средств для решения поставленных задач методом сравнения, сопоставления и анализа
  • Дальнейшее развитие логического мышления, речи, поиска решений
  • Формирование навыков рефлексивно оценить результаты собственной учебной деятельности.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Мотивация. Постановка задач.

Скалистые районы с бурными реками, озерами и водопадами.

Поражает их красота и суровость.

Бескрайние равнины с лесами, холмами, спокойными реками.

Притягательное безмолвие болот. Величие гор с заснеженными вершинами.

Устрашающее дыхание вулканов.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О рельефе)

– Рельеф России мы изучали несколько уроков. Что же мы сегодня будем делать?

Итак, наша цель – повторить изученный материал и выявит уровень наших знаний.

1) Для того, чтобы настроиться на работу, ответим на несколько вопросов.

  1. Что такое рельеф?
  2. Какие крупнейшие формы рельефа суши мы знаем?
  3. Как различают горы по высоте?
  4. Как различают равнины по высоте?
  5. Какая форма рельефа преобладает в нашей стране?
  6. Где расположены горы?
  7. Самая высокая гора России
  8. Самые длинные горы России
  9. Платформа – это
  10. Щит – это
  11. Месторождение –
  12. Выветривание – это

2) Известный путешественник Н.Н. Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна, потому что можно путешествовать».

Путь всегда начинается с карты. Проверим, как мы умеем работать с картой. Найдите карточку №1. Вам необходимо показать данные географические объекты. Обратите внимание, один из них зашифрован географическими координатами. (Работа в парах, 6 вариантов, учащиеся показывают географические объекты на карте у доски).(Приложение № 1)

У моей России горы величавы
Выросли грядами, гордые, как павы
У моей России бескрайние просторы,
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, пройдись по равнине
Все, что ты увидишь – все – моя Россия
Горы – к небу, вдаль – равнины
Дюны, впадины, барханы –
Все это рельеф России
Е.И. Басалгина

Итак, на ваших партах текст. Прочитайте, пожалуйста, и определите – о каком географическом объекте идет речь. Докажите свою точку зрения. (Приложение № 2)

4) Люди исследуют глубины Земли, проникают в кратеры вулканов, изучают горные породы из космоса.

– Зачем люди исследуют глубины?

– Какие бывают полезные ископаемые?

– Каким тектоническим структурам они соответствуют?

Найдите, пожалуйста, карточку № 3.(Приложение № 3). Найдите соответствие: полезное ископаемое – где размещается на территории России. Для этого поставьте номер с экрана.Презентация № 2 (слайд 2)

Давайте проверим. (Слайд № 3)

5) Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием «Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: «Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые». А как вы думаете?

Читайте также:  Полезны ли на завтрак хлопья с молоком

Три человека работают у магнитной доски. Вам необходимо расположить формы рельефа в соответствии с внешними экзогенными факторами.(Приложение № 4.)

– Какие еще процессы, кроме экзогенных, изменяют рельеф?

– Что остается в результате хозяйственной деятельности?

6) Многие природные явления представляют большую опасность для человека

– Какие вы знаете опасные природные явления?

Человек, порой, бессилен перед стихийными природными явлениями. Но человек может попытаться избежать большого количества разрушений и жертв.

Давайте подумаем вместе. (Проблемный вопрос).

– Каковы последствия землетрясений?

– Как избежать разрушений и жертв? (Учащиеся выдвигают свои гипотезы).

– Каковы последствия оползней?

– Каковы ваши предложения для того, чтобы избежать разрушения почвы? (Гипотезы)

А.П.Чехов сказал: «Россия – громадная равнина, по которой носится лихой человек». Россиястрана великих равнин. Она богата полезными ископаемыми. Равнины давно освоены человеком. Человек все глубже проникает в недра земли, добывая все больше и больше полезных ископаемых. Но он оставляет на «теле» Земли раны. Человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения. Они как бы напоминают человеку, что человек является частью природы, а не ее хозяином. Древняя индийская мудрость гласит: «Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

– Какую цель мы поставили в начале урока?

А теперь каждый проанализируйте нашу работу и скажите:

– Где вам было трудно, на каком этапе?

– Какие задания у вас вызвали затруднения?

Для того, чтобы еще раз проверить себя, мы выполним небольшой тест (Приложение № 5), но прежде я объясню домашнее задание. Оно состоит из трех заданий разной сложности. Постарайтесь выполнить все задания. (Приложение № 6)

Информационные ресурсы:

  1. География России. Учебник для 8 класса под ред. А.И.Алексеева. – М.: Просвещение
  2. Географический атлас. 8 класс
  3. Николина В.В. География. 8 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся
  4. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа
  5. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа
  6. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М.: Дрофа
  7. Ресурсы Интернет

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторительно-обобщающий урок географии по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Цель урока: Определить уровень знаний основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор; проверить умение показывать по карте основные формы рельефа России; определить уровень понимания взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

I Проверка домашнего задания: Какие источники географической информации следует использовать для того, чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории? Объясните закономерности размещения основных форм рельефа на территории России. Какие карты вы при этом используете и почему? Докажите, что и в наше время продолжается процесс формирования рельефа. 4. На какие группы делятся полезные ископаемые, покажите на карте их крупнейшие месторождения.

Установите соответствия Восточно-Европейская равнина Урал Среднесибирское плоскогорье Кольский полуостров о.Сахалин А) уголь; Б) газ; В) алмазы; Г) нефть; Д) железная руда; Е) апатиты; Ж) поваренная соль

Геоморфология-отрасль географии, изучающая формирование различных форм рельефа. Какие стихийные природные явления способствуют формированию новых форм рельефа?

Осыпь это перемещение по склону щебня и мелких обломков горных пород.

Причинами образования оползней могут быть: 1) быстрое возникновение крутых склонов (например, при подмыве их рекой, морем); 2) присутствие водоносных и водоупорных (глинистых) слоев, обусловливающих повышение влажности пород и тем самым уменьшающих внутреннее трение с возникновением поверхностей облегченного скольжения, по которым и происходит срыв вышележащего блока; 3) геологическое строение — расположение слоев, крупных тектонических трещин и в особенности наличие глинистых пород, пластичность которых резко возрастает при увлажнении; 4) большая высота склона, обеспечивающая минимальный вес горных пород, необходимый для отрыва блока. Оползанию способствует и переувлажнение пород склона водами атмосферных осадков и т.д

Сель временный поток смеси воды и большого количества обломков горных пород от глинистых частиц до крупных камней и глыб, внезапно возникающий в руслах горных рек и лощинах.

II Разминка: «Цифровой географический диктант» Кавказ Восточно-Европейская равнина Уральские горы Саяны Хребет Джугджур Алтай Среднесибирское плоскогорье Верхоянский хребет Чукотское нагорье Ответ: 1,4,8 — 9,2,5 – 3,6,7

III Блиц- опрос 1 Географы называют его «каркасом природы». О чем идет речь Рельеф 2 Самая древняя эра называется: а) протерозойская; б) палеозойская; в) архейская в) 3 Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? Разная скорость движения земной коры 4 К древним складчатым областям приурочены месторождения: а) угля, нефти, газа; б) железных руд, золота; в) и тех, и других б) 5 Горы расположены: а) на платформах; б) на плитах; в) в складчатых областях в)

6 Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? Озеро Байкал. Между хребтом Черского и Момским хребтом 7 Равнины расположены: а) на границах литосферных плит; б) на платформах; в) в складчатых областях б) 8 Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. О какой территории идет речь? Русская равнина

9 К формам ледникового происхождения относятся: а) морены, троги, бараньи лбы; б) овраги, балки; в) барханы, дюны а) 10 Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину. Кавказ 11 Крупнейшими угольными бассейнами являются: а) Самотлор, Канско-Ачинский; б)Тунгусский, Ленский; в) Уренгой, Ямбург б) 12 Кавказ – Эльбрус, Алтай – …, Урал — … Назовите недостающую пару. г.Белуха, г.Народная

IV Работа с картой (сравнить и сопоставить карты) 1 Сихотэ-Алинь а) Балтийский щит 2 Среднесибирское плоскогорье б) Область герцинской складчатости 3 Урал в) Область каледонской складчатости 4 Кавказ г) Область мезозойской складчатости 5 Алданское нагорье д) Область кайнозойской складчатости 6 Восточные Саяны е) Сибирская платформа 7 хребет Черского ж) Западно-Сибирская плита 8 Хибины з) Алданский щит 9 Западно-Сибирская низменность 10 Западные Саяны

Интересное рядом: Который год глядят рассветы В железный курский океан. Здесь на века, по всем приметам, Старт рудной эстафете дан… Угадайте, о каком природном объекте идет речь?

… двуглавый, величавый, Средь гор Кавказа – Исполин. Спокон веков овеян славой И многих дум он властелин.

Подумай и ответь: О, наша русская равнина, Что на полсвета расплескалась, Ты для меня родней долины, Что где-то там другим досталась. Знавал и я края иные, Что так пленяют красотой, Но наши пажити родные Всегда останутся со мной… Плоскогорье в пределах … платформы в восточной части России на территории … Сибири в Якутии, … крае и … области. Занимает всю западную часть Сибири от … гор на западе до … плоскогорья на востоке

В какой период произошло образование Алтая и Саян? В каком периоде наблюдается горообразование Хр.Черского, Сихотэ-Алинь? Какой период характеризуется образованием Урала? Когда происходило образование гор Кавказа, Камчатки? В какую эру и какой период мы живем? Какой эре соответствует период байкальской складчатости?

источник

Полезные ископаемые — это природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки.

Полезные ископаемые — это природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки.

Месторождение –
это скопление полезных ископаемых

Бассейн
– это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Узнать:
Полезные ископаемые и их классификация,
Где они расположены ,
Каковы закономерности размещения полезных ископаемых ,
Значение полезных ископаемых,
Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых.

Железная руда
Медная руда
Никелевые руды
Золото
серебро

Каменная соль
Графит
Алмазы
Асбест
Кварц
Фосфориты

Полезные ископаемые Курской области:

железная руда,
фосфориты,
мергель,
трепел,
сапропель,
мел, глина, песок и др.

Экологические проблемы и пути их решения

При открытом способе добычи:
Возникновение карьеров, отвалов,
Уничтожение плодородного слоя земли,
Понижение уровня грунтовых вод,
Возникновение хронических заболеваний у людей, проживающих около карьеров

Решение:
Рекультивация земель
Засыпка карьеров после окончания работ
Выравнивание отвалов
Посадка определенных растений, препятствующих развеиванию поверхности отвалов
Создание искусственных водоемов

§7, вопросы.
Контурная карта «Минеральные ресурсы», стр.40-41.

источник

Сырая нефть и нефтепродукты составляют примерно 40% суммарного экспорта России, нефть – существенный источник доходов бюджета. Российская Федерация выступает как один из ведущих операторов в международном нефтяном бизнесе, являясь крупнейшим чистым экспортером нефти после Саудовской Аравии.

Второе место по производству мировой нефти занимает

Россия 9,5 млн. баррелей в день. На территории России

нефть добывается на 2000 нефтяных и нефтегазовых месторождений, крупнейшие из которых находятся на шельфе Сахалина, Баренцева, Карского и Каспийского морей. Большая часть разведанных запасов нефти страны сосредоточена в Западной Сибири и на территории Уральского федерального округа. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке добыча нефти практически не ведется. Наиболее старыми и истощенными районами добычи нефти в России являются Урало-Поволжье, Северный Кавказ и остров Сахалин. Месторождения Западной Сибири и Тимано-Печорского региона открыты сравнительно недавно и находятся на самом пике своего развития. Месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока (за исключением о-ва Сахалин), а также шельфы российских морей находятся в начальной стадии

Нефтяная промышленность. В сыром виде нефть

почти не используют, но при переработке

получают высококачественное топливо (бензин,

керосин, солярку, мазут) и разнообразные

соединения, служащие сырьём для химической

промышленности. По запасам нефти Россия

занимает II место в мире.
Основная база страны — Западная Сибирь

(70% добычи нефти). Крупнейшие месторождения

база – Волго-Уральская. Разрабатывается уже почти 50 лет, поэтому запасы сильно истощены. Из крупнейших месторождений следует назвать — Ромашкинское, Туймазинское, Ишимбаевское.
В перспективе возможна разработка новых месторождений на шельфе Каспийского, а так же Баренцево, Карского и Охотского морей.
Часть нефти перерабатывается, однако большинство нефтеперерабатывающих заводов находится в европейской части России. Сюда нефть передаётся по нефтепроводам, часть нефти по нефтепроводу «Дружба» передаётся в Европу.

Природный газ — смесь газов, образовавшаяся

в недрах земли при анаэробном разложении

Природный газ относится к полезным ископаемым.

Часто является попутным газом при добыче нефти.

Природный газ в пластовых условиях (условиях залегания в земных недрах) находится в газообразном состоянии — в виде отдельных скоплений (газовые залежи) или в виде газовой шапки нефтегазовых месторождений, либо в растворённом состоянии в нефти или воде.

Газ самый дешёвый вид топлива и ценное химическое сырьё. По запасам газа Россия занимает I место в мире. В нашей стране разведано 700 месторождений. Основная база добычи газа — Западная Сибирь, а крупнейшие месторождения — Уренгойское и Ямбургское. Вторая по величине база по добыче газа это — Оренбургско — Астраханская. Газ этого района имеет очень сложный состав, для его переработки построены крупные газоперерабатывающие комплексы.

Читайте также:  Какую полезную программу можно написать

Природный газ добывается так же в

Тимано-Печорском бассейне (менее 1%

от всей добычи), открыто месторождение

на шельфе Балтийского моря. В перспективе возможно создание ещё одной базы -Иркутская область, Якутия, Сахалин.

Для транспортировки газа создана единая газопроводная система. 1/3 добываемого газа экспортируется в Беларусь, Украину, страны Балтии, Западную Европу и Турцию.

Железные руды— природные минеральные образования, содержащие железо и его соединения в таком объеме, когда промышленное извлечение железа целесообразно.

Из разведанных запасов железных руд

на европейскую часть России

приходится 88%, а на долю восточной –

12%. Крупным железорудным бассейном

является Курская магнитная аномалия

(КМА), где сосредоточено 60% общих

балансовых руд страны. КМА

охватывает в основном территорию

Курской и Белгородской областей.

Мощность пластов достигает 40-60 м., а в отдельных районах – 350 м. Руды залегающие на значительной глубине, содержат 55-62% железа. Балансовые запасы железных руд КМА оцениваются в 43 млрд. т., в том числе 26 млрд. т. с содержанием железа до 60%, железистых кварцев с содержанием железа до 40% — в 17 млрд. т.

источник

—> 13.11.2010 0 6454 1088

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Технологический прием «Интерактивная раскраска» — еще один из примеров использования анимации в презентации. Суть приема можно описать следующим образом: дано контурное изображение (раскраска) и после выполнения задания часть этого изображения окрашивается. После выполнения всех заданий мы получаем цветной рисунок. Прием эффективен при устном счете, для проверки правописания слов в русском языке, при заучивании иностранных слов, при решении математических задач и т.д.

Если вы — учитель, то конечно задавались вопросом: какие книги необходимо прочитать, чтобы работа приносила радость и удовлетворение? Несомненно, что сейчас можно найти море информации по этому вопросу в Интернете. Но в таком многообразии очень трудно разобраться. А выяснить, какие книги действительно станут вашими помощниками, потребует много времени. В этой статье вы узнаете о том, какие книги должен прочитать каждый учитель.

Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

источник

Задачи: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений по­лезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископае­мыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

I. Проверка знаний и умений по теме «Главные черты рельефа России».

Возможные варианты проверки:

1. Географический диктант. Проводится с целью проверки зна­ния номенклатуры географических объектов. Учитель показывает на физической карте 10 объектов рельефа, учащиеся должны напи­сать их географические названия.

2. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся, используя таблицы «Анализ рельефа равнин» и «Анализ рельефа гор», должны описать какую-либо форму рельефа. В результате этой работы проверяется умение сопоставлять физическую и тек­тоническую карты России.

3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам пре­дыдущего урока и включает устные задания по физической и тек­тонической картам России.

1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физиче­ской картой России).

2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ уче­ника должен опираться на знания физической картины России).

3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причин­но-следственные связи между рельефом и тектоническим строени­ем).

4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

5. Письменная проверочная работа по вариантам.

Пользуясь необходимыми картами, установите взаимосвязи

между тектоническими структурами и формами рельефа, ответы запишите в таблицы.

Соответствие тектонических структур формам рельефа

Область байкальской складчатости Область каледонской складчатости Область мезозойской складчатости Область кайнозойской складчатости

Соответствие форм рельефа тектоническим структурам

Сихотэ-Алинь Г оры Камчатки Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Алданское нагорье Г оры Бырранга Уральские горы

6. Проверка домашнего задания должна включать проверку практической работы № 3, которая выполнялась учащимися в ра­бочих тетрадях.

Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Зем­ли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле пре­вращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Определение «полезные ископаемые» и их виды желательно записать в тетрадь, также необходимо добавить определения «ме­сторождение», «бассейн».

Полезные ископаемые — это природные минеральные образова­ния в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естест­венном виде как сырье или после соответствующей переработки.

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I. Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II. Металлические — руды черных, цветных, редких, благород­ных и радиоактивных металлов.

III. Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драго­ценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

1. Учащиеся уже знают из курса географии материков и океа­нов о размещении полезных ископаемых магматического и осадоч­ного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся сле­дующие вопросы и задания:

1) По карте определите, какими полезными ископаемыми бога­та территория нашей страны.

2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3) Определите основные месторождения угля и нефти.

4) Определите размещение месторождений железных руд.

5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6) К каким структурам приурочены месторождения полиметал­лических руд?

7) Почему месторождения руд приурочены к горным масси­вам?

8) Какими полезными ископаемыми богата территория вашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтвержда­ет наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность оса­дочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхожде­нием. Магма и горючие магматические растворы, из которых обра­зовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещи­нам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

2. Практическая работа № 4 «Определение и объяснение зако­номерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых». Эта работа позволяет закрепить сформулированные ранее выводы о зависимости набора полезных ископаемых от тек­тонического строения и об обеспеченности России основными ви­дами полезных ископаемых и особенностях их размещения по тер­ритории страны. Задания приведены в рабочей тетради на с. 40-41.

3. На этом этапе урока необходимо сформировать понятие «минерально-сырьевая база Росси» и записать его в тетрадь.

Минерально-сырьевая база России — это совокупность всех по­лезных ископаемых, расположенных на территории нашей страны.

Характерные черты минерально-сырьевых ресурсов России можно прочитать в учебнике на с. 46.

4. Очень важный вопрос — охрана недр.

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обес­печивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим стра­нам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных иско­паемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоря­жались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании по­лезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонен­тов, содержащихся в руде, комплексным использованием мине­ральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полез­ных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ис­копаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47).

I. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, закончить практическую работу № 4, знать ключевые слова и номенклатуру бассейнов полезных иско­паемых выучить.

источник

Источники:
  • http://obrazovaka.ru/prezentaciya/8-klass-mineralnye-resursy-rossii
  • http://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/geologicheskoe-stroenie-relief-i-poleznye-iskopaemye/poleznye-iskopaemye-na-territorii-rossii
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649728/
  • http://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_geografii_na_temu_quotrelyef_geologicheskoe_stroenie_i_poleznye_iskopaemye-34072.htm
  • http://volna.org/geografija/min-resursy-ros.html
  • http://mygeograph.ru/poleznye-iskopaemye-rossii-prezentaciya/
  • http://pedsovet.su/load/106-1-0-7641
  • http://tak-to-ent.net/load/398-1-0-9585